автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Проблемы целостности музыкальной формы: информационный аспект (на материале советской инструментальной музыки 60-80-х годов)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы целостности музыкальной формы: информационный аспект (на материале советской инструментальной музыки 60-80-х годов)"
ЛИТОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
На правах рукописи ДОВГАЛЕНКО НИНА СЕРГЕЕВНА
УДК 78.01 ББК 85.310
ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ: ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
(на материале советской инструментальной музыки 60-80-х годов)
17.00.02 - Музыкальное иснусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ВИЛЬНЮС - 1990
Работа, выполнена на кафедре современных проблыд музыкальной педагогики, образования и культуры ГМПИ им. Гнесиных
Научный руководитель - кандидат искусствоведения,
и.о. профессора Ю.Н.Рагс
Официальные оппоненты - доктор искусствоведения,
профессор1 И.А.Котляревский - кандидат искусствоведения, доцент С.К.Шип
Ведущая организация . - Саратовская государственная
консерватория-км. Л.В.Собинс
Защита состоится " 25 " октября 1990 г. в Ц часов на заседании регионального специализированного совета К 092.3 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата \ кусствовэдения Литовской консерватории /232600, Литовская рес блика, Вильнюс, ГСП, пр. Гедимино, 42/.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литовской консерватории.
Автореферат разослан " & " сектабря -1990 г.
Ученый секретарь специализированного регионального совета, кандидат искусствоведения доцент
й.Й.Бруверис
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность. Обращен та к кругу проблем, связанных с пзучегт-,1 природа целостности, является одной из распространенных традя-тй глузыкознания. Проистекает эта традиция из существа понятия $лостности, которое принадлежит основополагающим понятиям искус-'воведенця. Многоаспектность и разномасйтабность комплекса во-гасов, направленных на изучение функционирования художественной 1ЛОСТНОСТИ, позволяет оценивать целостность как качество всеоб-гаоти, свойственное р=!зличным формам бытования художественного .гвриала, как один из Факторов, которий обеспечивает полноту и вершенство произведения искусства.
В искусствоведческих исследованиях проблематика, в той или ой мере затрагивающая "целостность", претворена достаточно глу-гсо и ьшогопланово. Многообразие применений обусловлено тем, что елостность" по установившейся терминологической традиции .рас-атривается как смысловой эквивалент "единства", "соразмерное- • ", ^замкнутости" и т.д. Поэтому обращение к любому из этих акмозаменяешх понятий* оказывается необходит! при внесении эиочного пафоса в исследованиях художественных явлений различ-3 степени обобщенности и высоты организации. Такого рода пнтер-этация понятия, справедливая по отношении к классическому иску-гву, противоречит музыкальной практике современности. Прсцесо хивидуаяизацяи речевых и языковых норм выражения является лред-зылкой возникновения музыкальных сочинений, наделеннпх полнотой :удожебтвеннкм совершенством, организация которых не соответст-»т классическим представлениям о целостности. Эта ситуация -га из предпосылок актуальности ибучания проблем целостности как составной части этой проблемы, - необходимости конкретики представлений о сути понятия.
Категориальный статус "целостности" обусловлигает правомерно ее применения в различных сферах музыкознания. Как целостные ор ни-адии рассматриваются система музыкального мышления, стилевые жанровые пласт", механизмы художественного воздействия музыкй, кроуровневые "срезы" целостной организации /работы М.Борода, Д. aexi, В.Ыедушевского, Ч.НазаЛкинского, Е.Ручьевской, С.Скребков , В.Цуккермана и др./. Вне интересов исследователей существа цело Нгтги остается один из основных объектов музыковедения - рт/аыка пая форма в ее наиболее обобщенном значении. Исходным пунктом в р зрешекии комплекса проблем, связанных с целостность», являете () вопрос о том, что следует понимать под "целостностью музыка ной форш" в контексте представ тений современной науки. Логичос п$К)Дожение a-inx исследований - выяснение закономерностей функц онировачия художественно организованного музыкального целого, и ■том числе, закономерностей внутритекстовых. Разрешение этих про дам представляется задачей интересной и актуальной, поскольку н посредственно связано с одной из стерневых проблем ыузыкознанк. а именно - с необходимостью исследования тех механизмов функцио нирования "вещественной среды" музыкального произведена,':, котор: обеспечивают его своеобразие, конкретность, совершенство органа зации и, тем самым, в значительной мере обусловлю ают ого худos отвенн; в полноту и совершенство.
Актуальным является а привлечение в рамках комплексного подл да некоторых положений теории информации, что позволило выработать аппарат исследования и получить необходимые фактические данные. '
Ibj^b работы - выявление и изучение тех закономерностей художественного .дшления, проявления которых в музыкальном произведении . ,условдввают целс .тнос ь aro форш.
3 соотзотстеея с темой к сформуякроЕзшюа з диссертации цольо шавтся основные 'задача гсвдедовавия:
- котсрэукзацкя ярздс-звлетй о целостности музыкальной Форш :ак раззвртнвйюзЁся в проотрапственво-врзйвгошх координатах дз-ампчзскоЗ система?
- создание терминологического аппарата- лсследованпя;
- разработка аналктмческсй штодгаш, налравлокноЯ на т^чват елостноети муэнкальной формы как длиашгчесхсой системы;
~ проверка т-ворвгич-чмскзс обоснований но^одики в практике ис-йодсевняя каторкала инструментальной иузукя советских авторов зух последних досятияетиЗ.
.Яаетяая. новизна зсслодоганкя эазшпопа в внштешш отличного г трашщйогашх предстззлзшУ! о оуггоства целостности музнкальяой >ркы, основанного на общзкауздшх положениях, что позволяет рас-ттривать ее как динамическую скстзму. В науппий обкход вёсдя?-I некоторые тзршши, понятая, свжчшш о зсслздовадзш иузкка- , .ноа. Форш в 00 процессуальном проделавши Преддояека «зтодака адяза шфор«ат5шн0стя вузыкаштоЗ форкы з аспектах во лнтсна-. .олноЗ "л синтаксической организация, результаты ирдавненка аото-й позволяет аргументировать правомерность выдвинутой гшотези.
Гипотеза ясодшшягаз. Целостная нузккальяая форма рассзатрв-зтсл как ¿лог:поя дкншшчзская сдстэяа, в которой оупэ'ствувт радоленныа способы распределена шфрмСтшю значшых, дияаин-ска действенных элементов. "Алгоритм".ах распродеяошгя служит среястаупцлм звено;-' мзлду на структурируемой тъвЁ прокзведе-я я ее рэ&льншг воплоядангэм а звуковой ка^эрза. Закономерности гположеияя ипформатявво значимих' элеиентов в форма првдопрвдо-о? ее вещественные гран.ды, наиболее органгчнуэ для денного лнсла протяаенность, замкнутость а, той сшягм, целостность.
[Натертом исследования послужили инструментальные произвел пия Д.Шостаковича,. Э.Денисова, С.ГуОайдулиноЁ, З.Шахиди, А.Шни" ке, Г.Канчели, Б.Сильвестрова, Е.Станковича, Б.Юозалайтиса и д] . созданные за г^следнко два десятилетия. Пространство ограничен! обусловлено общепринятыми представлениями о том, что именно инструментальная музыка относительно свободна от влияния внемузы-хельных факторов. Хронологические рамка ограничения позволяют ( уловить внимание на тех структурах, которые обладают высокой < пенью индивидуализации /это свойство характеризует современную, £ том числа, отечественную музику/ и, следовательно, именно в i о проблема скрепления материала в худпественное целое стоит с ш большей остротой.
Методологическими снованиями исследования являются ключевы« лолокенчя материалистической диалектики. Системный характер opi пиаацин объекта иссл дованкя -музыкальной фзриы - позволил npi дочь некоторые достижения системологии, а конкретизация прадстг Л'ний о целостной музыкальной форме как о динамической оистемо - обусловлена применением в рамках комплексного подхода тех полол иий теории информации, которые носят общенаучный характер а не обладают количественно-измерительными параметрами. В работе та! использовано основополагающее в отечественном музыкознании учен БДсаф. зва об интонационной природе музыкального искусства.
Д' чктичрркад значимости исследования заключена в том, что пс , лученный (фактический маториал позволяет расширить существующие прадставленая о механизмах, формирующих художественную целостность в аспекте ее внутритекстовой организации, н шкь. служки основанием для дальнейшего теоретического осмысления особенное! коыдазиц.юнього строения совреыен-оЁ музыки. Результаты всследс ранил v^ryT найти свое с. шаеь ней в лекционных н практических
даах теории и истории музыки для музыковедов и исполнителей, щеленные в работе объективные факторы формирования внутритеко-)воа целостности как сло:шо!1 динамической системы в определенной >ро являются оценочными критериями художественного совершенства гзыкальной композиции, .Теоретические положения работ -, направ-1ННЫ9 на конкретизацию содержания понята, целостности, могут [ть приняты в качестве основания для построения единой теории ■дожественной целостности. Некоторые положения диссертации используются автором в педаго-ческой практике в Одесской государственной консерватории', имена В.Неждановой - в процессе анализа современной музыки на музыко-дческом и исполнительском факультетах. Структура и объем работы. Диссертация состоит из Введения, эх глав л Заключения, изложенных на 114 страницах, библиогра-а, включающей 244 названия и Приложения на 36 страницах.' . Апробация и практическое внедтенча результатов исследования, зсертация обсуждалась на кафедрах гармонии и солъфедапо, осиленных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры Ш им, Гнесиных, на кафедре истории музыки Одесской государством консерватории игл, А.В.Неадановой, на кафедра теории музы-Дитовской консерватории,её положения .обсуждались на ХХУ1 ювской конференции "Шостакович а актуальные проблема совера-шости" /Минск, 1986 г./, на Республиканской научнб-теоретиче->й конференции "Актуальные вопросы развития культуры я искус-а, 1987 г./.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении обосновывается выбор и актуальность темы дяссэр-зга, намечается проблематика работы, определяются цели и за-и исследования, аргументированы методологические основания
раЗотц. -
Паевая глав?. - ."Общенаучное содержание понятия целостности s сс.собы ого 'янтерарвтацви в искусствоведческих исследованиях" -состоят ив дву : параграфов. Основная цель первой главы - конкретизация представлений о целостности в ее категориальной, гносеологической значимости и исследование сопряжения "целостноств* о цузыковедчвекшл материалом.
■ -Б §1 - "Категорс&шшй, гносеологический, акскологЕческйй аспекты "целостности" - находят свою аргументация два.положения: 1/ художественная целостность как качество к объект-является-дп-•> иамической систешй; 2/ музыковадче-кее понятие музыкальной форй адекватно категориальному 'содержанию понятья целостности.
Радостность как епхчотво составляющих ее компонентов - чаете! es свясеЁ и отношений ~ замечает в себе диалектическое противоречие, поскольку часть, в каком бы виде ока на была лредставлеш вредлохтгрчт как неотъемлемое свойство дискретность, и целое,' к 1.лм образом, предстает как единство ддекреткостей. Разрешение огого противоречия происходит в процессе взаимодействий пастей i основании соотношеввя и соподчинения, то есть тех основны- условий, кг""орие фоошруат, во-первых, системный характер целостности - ее иерархичность, относительную замкнутость. функциональны! тип с.руктуры, и во-вторше, задинамическую природ/, возниказду! s lî.Jre такого рода взаимодействий частой. Целостная система каз ароцосс взаимодействий составляющих es компонентов предстает в виде смены качественных характеристик этих компонентов. Системность организаций в динамический характер еа становлс ш являюя атрибутивными прианахаш-целостности, и потоку адекватное отраз! целостности в исследований пзкояно посредством бклгч-эния в
{ '
xawik-iеристнку и сво2с.j составляющих целое частей, и свойств
эаимосвязей между частями в динамике развертывания.
Музыковедческим ггчятизм, но степени своей значимости адекват-м категориальному аспекту "целостности" и непосредственно свя-шнш с ним, является понятив музыкальной сБорма. Через форму.в | вещественном и идеальном преломлениях целостность осуществляет бя в худоаествэнном материале тазе жо, к^ч я в физической и орга-ческой среда находит свое выражение посредством функционьрова-я физических и. биологических законов. Качество лроцессуальнос-, свойственное любой целостности, в музыкальной форме многокра-о резонировано временной природой звукового материала и потоку намические свойства системы являются определяющими свойствами зыкальной целостности. Динатака в ее само;-! общем понимании в шкальном произведении проступает как наиболее глубинный пласт > организации. Критическое-.рассмотрение различного рода харак- . эистив целостности в музыковедческой литература позволяет.отдэ-'ь гносеологические отражения понятия как статики, устойчивое- • от .существа динамической природы целостности. Если форма в аа ¡более объемном понимании как "единство худогестввнного постро-л"1 эквивалентна целостности, то яро^емЗ-Млосгаоста музтдеа-ого произведения предстает как проблема совершенства художа-енной Формц. Одним из возможных. способов е'а разрешения являот-выяснение механизма, посредством которого целостность находит творение в звукоструктурном микрокосмосе музыкального произведя через закономерности распределения материала в худояастген-гастроенном произведении.
I §2 — "Форш проявления целостности музыкального произведения
■И ....... ■ ' -■ ....................■ -
Бахтин Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 198&,- С.65
и их связь со структурной замкнутостью художественного целого" • рассмотрены проявления целостности на основных стадиях функцнон: ровання музыкального произведения; в идее-импульсе, в звуковых реалиях формы, итоговой целостности воспринятого произведения. Отмечен условный характер втого разграничения, необходимого для конкретизация объекта исследования. Отсутствие ясно выраженной структурированности в идее-импульсе и "презумпция воспршштости Г"пользованная как одно из ограничительных условий данного иосл дованая, позволили сконцентрировать внимание на изучении законо ! эрностей организации целостности музыкального произведения в е ) объективированном виде, так как именно в этой форма проявления целостности наиболее очевидно выразена структурированность и по «ому она в наибольшей мера может быть подвержена аналитическому исследованию.
Дано теоретическое обоснование взаимозависимости целостности В замкнутости и досмотрена литература, в которой затронуты етг гопросы. Показано, что проблема ьыяел-чнея закономерностей отгрг ничания,-замыкания целостности, конфигурации ее вещественной с£ ды является производной от проблемы исследования качественного своеобразия, осознания специфики организации имманентных закс..с мерностей, которые формируют одределанное целое •ак отдельное < прису эй ему конкретностью и своеобразней расположения в пространственно-временных координатах. Совершенное музыкальное прон; ведение предстает не только как законченное произведение с ясш . Ы8 границами его физического звучания, но и как звуковая катер: в которой со всей возмояной'в данных условиях полноте" реатазо! иы выразительные возможности авторской идеи и композиционного I тернала) е^ овеществляющего.■"Целостность" к "законченность" н; иблад, я смысловым равенстве т. "Законченность" выступает ках о,
13 формальных признаков самостоятельного целого, обусловленный »сновным фактором формирования целостности - смысловой замкнутости, исчерпанностью выражения. Завершенность, структурная замкну-•ость являются частными, исторически ограниченными проявления»® [злостности. В современных -условиях композиционного с ор:/леиая глу-щяальной мысли традиционные приемы структурного замыкания утра-■иля своз решающее значение основных критериев, целостности фор*аз [ потому исследование музыкальной целостности как художественно овэрэггаой формы возможно как исследование преломленной в музн-альной ткани смысловой замкнутости. Это положение ставит .перед еобходшостьп разработки такого способа анализа музыкального роизведения, который позеолил бы рассматривать его как худоаест-энно совершенную динамическую систеку.
Глава вторая - "Методологические основания исследования музы-альной форш как худояественной целостности" ~ состоит зй двух араграфов. Основная цель глава - рассмотреть существующую йо той тематика литературу ц представить методологическое обосновало анализа музыкальной форта как слогиоЗ динамической систека.
Б §1 - "Принципы "целостного анализа" и претворение его в со-ременном музыкознании" - критически рассмотрены методологачее-39 обоснование и методика целостного анализа. Отмечено, что при зкоторой подвианости своей внутренней организация, свойственной эбому достаточно сложному явлении в процессе его формирования я 13вития, методика целостного анализа сохраняет в' качество статного "методологического основания представление о музыкальном юнэведении как о сложной целостной систомэ, все элементы кото->2 организованы иерархически и взаимообусловлены. Подчеркнуто, го в методике целостного анализа впервые в отечественном музы-)зчании аргументирована необходимость системного подхода как та-
кого способа исследования музыкального произведения, при которо; будут рассмотрены "все /или все важнейшие/ стороны и элементы структуры в их взаимодействии и связях о образно-эмоциональным . строем музыки"*. Сформулированное в пределах методики представлю пае о синтетической природе феномена художественности /обозначе! ног~> авторами как "хугожествснное открытие"/ - одно из наиболее ценных положений целостного анализа, В итого рассмотрения метод! «г отмечено, что, поставив задачу создания системной аналитической модели художественной музыкальной целостности и представив г убокне и яркие образцы подобного рода исследований, еа авторы, ()теы не менее, оставила поиски практических подходов к реализг вдщ в сфере творческих возможностей интерпретаторов. Целостный едь-лз в том ьеде, в котором он сформировался, но обладает научным обоснованием методика, направленной на изучение целостности, . так как не опирается ча определенные стабильные полояония, кото-рц© обеспечили бы- ¿¡в доказательн9сть.
В §2 - "Системообразующий фактор, е£о роль в организации целостности." - в аспекте основной проблемы исследования выдвигаете, концепция, сущность которой заключена в полояенян об осо£оГ роли системообразующего фактора в регулировании динамического становления целостной музыкальной формы. Распределение цементов и в органа1, скоы, и в художественной целом, нормы взаимодействий эти еломе"тов подчинены основной цели - обеспечить устойчивость, жизнеспособность системы, приспособленность к выражению своей сути Элементы, их свойства в отношения занимают в целостной система то пололвниа, в котором в наибольшей мере проявляется I. лесооб-
1 Л.Казель Статьи по теории и анализу музыки.- М.: Сов. комдоаи тор, 1Э82,- С.320 *
разность этих элементов, свойств к отношений, их направленность на создание целого, В противоположном направлении ~ от целого к зго составным частям - действует множество системообразующих факторов, сумму которых можно представить в вида гэнеральной закономерности з органигедии конкретной формы, ее конструктивной идеи, г&правлявдей становление материальной ткана. Отражена такого рода закономерность будет в определенной.музыкальной■форме через толь-ад ей присупшй уникальные выбор языковых и-речевых элементов а их засположанкэ в процессе становления целостности как динамической :астеиы. В качества генерального системообразующего '¡актора, ко-'орый является "алгоритмом" развертывания формы, аргументировало фиионинка динамики, в ео 'само-л общем иначении, Конкретизация попрания динамики происходит'посредством информативности, интенси-щости динамического'напряжения. Динамичность,' интенсивность вы-¡аженял, информативная значимость -различные обозначения одной ;3 наиболее объективных характеристик компонентов музыкального ■ екста. Соединение такого рода характеристик в моделирующее му-ыкальную форму множество отражает процесс становления формы как ниамической целостности. Основания этого утверждения заключены атрибутивном свойство музыкальной ткана обладать изменчивостью ак выражением ее временной природы. Через постоянное обновление атериала в изложении музыкальной мысли, колебания между уровня-а динамически активных и мэнее действенных этапов становления елостноста происходит формирование ее "динамического профиля" термин В.Цуякер!. дна/, посредством которого возникает своеоб-ззпо я коммуникативная действенность формы. Следствием зтиго яв-иется разнокачественность характеристик различных этапов развп-ш целого, неравномерность распределения в нем анфориативно зна-ш элементов. В этом ракурса генеральнна системообразувдзй •
фактор находит свои реализацию в виде распределения значений, в образовании различных по-степени динамической активности и ннфо мативности участков текста.Тавную значимость в создании итогов го динамического профиля формы находят прело»,шения и конструкти них, и процессуальных свойств формы-целостности. От органичност "устройства" динамического профиля, его целесообразности по оти шенЕИ к идее-замыслу зависит целостность организаций формы, имманентно присущее ей совершенство. Равновесие мезду координирую щйет й субординнрущимк тяготенкяш в форме, в проявлениях эсао щаго и единичного, которые находят своо конкретное воплощение в форме через свойственный ей "динамический профиль", - необходимые условия формирования замкнутой целостной системы формы. Таким образом, при подходе к музыкальной форме с общенаучных позн ,?дай - как к динамической системе со множеством изменяющихся характеристик, неравномерно распределенных -- возникают построения методики, которая позволила бы получить фактические данные о св еобразш организации целостной формы в аспекте ее внутритекстовых связей. Решение задачи составляет содержание третьей главы диссертации.
Третье глава - "Основан® положения методики анализа динамической целостности музыкальной формы как информационной структу ры" - посвящена аргументации предложенной методики анализа к практическому подтверждению ее теоретического обоснования. Глава разделена иа три параграфа.
В §1 - "Прецеденты применений положений теорий информации в музыковедческой литература" - дан критический обзор отечостдекн и зарубежной литературы, в которой затронуты вопросы применения в музыковедении теории информации вне ее кибернетической интерпретация. Аргументирован отказ от применения в данной работе ма
тематического аппарата теории информации.
§2 - "Основные направления адаптации информационных положений к специфика ана/.лза музыкального произведения" - построен на ar"\-логип иезду основными положениями теории информации о свойствах сообаення и музыковедческими представлениями о наиболее обобщениях характеристиках музыкального произведения. Представление о разнообразии как основания информативности, сформировавшееся в ароделах теории информации, сопоставимо с мыслью Н.Асафьева о необходимости качественных изменений /названии* "инакостяии"'/ как непременном условия развития музыкальной мысли. Это понятие возникает как результат взаимодействия тождества а контраста а явля-зтся понятней такого рода, которое .определяет прошкуточноэ состояние «езду статикой а динамикой. "Измэнение-ннакость" в музыковедения в эначнталъной мэра синонимично "разнообразию" теории информации. Рассмотрена различия 3 подходе к пониманию разнообразия и русла информатика и в русла искусствоведения, что позволило здэлать вывод о плодотворности привнесения пот ияв исследование лехшшзка внутритекстового функционирования худоаествекной [¿узы- • калькой целостности. Основания этого утверждения находятся в ао-i икании как прямопропорцион&льной связи между уровне?,! информативна насщенкости и уровнем динамического напряжения в развертывали музыкальной форма. Информативность выступает как свойство некоторых участков музыкальной ткани обладать повышенным динамическим напряжениям через увеличение и усложнение привнесенных в нее структурных изменений. Информативность - показатель а регулятор цшамикц, динамичность &э проявляется как следствие накоп эния Разнообразия, а чем глубяе вносимое в развитие аэыагэняе, тем 5ольаае напряжение динамика возникает, Можно провести смысловув >сь: изменение - сдвиг в информативности - колебание динадачэс-
кого уровня, что находит свое непосредственное претворение в формировании динамического профиля произведения. Момент информативного напряжения в развертывании музыкальной формы, который возникает как следствие введения разнообразия, обозначен как "событие". Таким образом названа ситуация, в которой моменты введения разнообразия совмещаются на различных уровнях текста, и в итоге формируется зона повышенной информативности - зошх повышенной динамичности.
В §3 - "Способы реализации методологических оснований анализа информативности* практика исследования музыкальной формы" - конкретизированы операции и последовательность их выполнения, необходимые jym 'реалгации методики анализа информативности динамической системы муашеальной формы.
Разкообразие-инакость рассмотрено не как элемент, факт, связь, а как соотношение данного элемента, факта, связи с аналогичными моментами в предыдущем материале. Предсказуемость формируется как отражение объективной упорядоченности. В качестве проявления информативности принят момент нарушения заданной системы соотношений между элементам текста. Точкой отсчета в построении "информационной архитектоники сообщения" /А.Моль/ является начальный лексический запас как исходная упорядоченность, изменения в которой влекут за собой колебания динамического уровня в последующем становлении формы. В связи с stem положением аргументируется необходимость исследования начальной интонационной лексики и выявления всех моментов введения разнообразия в процессе развертывания музыкального произведения /этот прием сходен с теми разработками в русле прагматического и семантического ответвлений теории информации, которые рассматривают информационный процесс как процесс реализации заданного алгоритма через постепенно снимаемую
'определенность/.
При виясиешш уровней, на которше необходимо исследовать про-'сс доксгческоуд обновления заданного интонационного материала, качество основа принята развитая ВЛ'элуаззскитеория рэдуцяро-•лшоЗ Форш, коте рая "схематизирует развернутую, помогает удер-яь в памяти звуковуи субстанция иузщеа"*. В соответствии с с?> ■логеняяш 'внимание душ ревенпя практической задачи реализация тодгош асследовшшя информативности сконцентрировано на азучв-п уровней вноотиой в ритаягческой организация; как на тех уров-х, на которюс ненбодее деЯстввгаш "ираэлвквята"- музыкального ига - основания более высоких уровнеЗ тематкзга, кемпозвдш, млату рпг; п т.д.
Проблема езняштацвз текста выходят -за раши проблематики, заслугой в данной работе. Наиболее существенным условием штивкой гмаптащш, пркня.тшд кв«з а привнесен®»! из существующих по это-вопросу исследований, является дж$фореиш1ровании«1 подход и гнонпа ш коткзы в завис,кмооти от контекста а, преддо'всего, э' вяскйостя от ратмкческого, дпкзмаческого, синтаксического оформит. В результате з качества мотивов рассматриваются различ-5 по протгссзнкпстн зктонацаошвб сопряаеная. Совмещение'ритма-"■ :кого з 'интонационного своеобразия в мотиве позволяет отделить |роцессо анализа самостоятельнее штявннв образования от проаз-шых. Это аа свойство обусловливает информативную значимость н«за как введенного раэнообразиятинакости. Поэтому иеобхода-«ь вх-изучений с точки зрения новизны иотивных преобразований лнтонацяонно-свнтаксическом уровне, формирует начальный этап
¡.МэдушавскЕЙ Динаническаэ возможности варкацнопкого пращапа , «временной музыка //Вопросы музшсальяоЗ Форш;, вкл. 1.- М.} "■■;■ юса, 1986.- С.181 ■ '
работы.
Проблема обозначения выявленных информативно значимых моментов, необходимого для составления схем-моделей развертывания да намикн музыкальной формы, разрешена,в соответствии с отказом 01 применения количественно-измерительных параметров информативное ти.'На прямой, которая символизирует временное 'развертывание му выкн и разделена на необходимое количество тактов, отмечены раз личными цветами моменты введения мотивного и синтаксического ра нообразия. Синтаксические "инакостк" - названные в контексте рэ боты позициями - позволяют говорить о распределении инфоркативн значимого материала как о моментах композиционного разнообразия ■/"композиционных событиях"/. Для иллюстрации поэтапного выпоило ш операций предложенной методики привлечены Струнный квартет Б.Сильвестрова, Струнный квартет »4 В.Юозапайтиса, Камерная сим 'фония ЖЗ В.Станковича,С0Г1С0Гс1аП'гй С.Губайдулиной, 1-я часть 15-го и 13-й квартеты Д.Шостаковича и т.д.
В анализах сочинений Е.Станковича и С.Губайдулиной для сопос тавлений со структурой и драматургией развертывания музыки применены дополнительные схеш: схема суммирующего характерз, на которой отмечены моменты совпадения информативной значимости на интонационном и синтаксическом уровнях, и схема, отражавшая ста новление громкостной динамики, движение к кульминации, которая' играет существенную роль в сонорно-алеаториок по технике произведении С.Губайдулиной.
Обращение к сочинениям Л.Д.Шостаковича связано с тем, что он целостны о'рпОГ! , так как художественно совершенны, и проявле ниа в них тех же закономерностей, которые 'были выявлены в предшествующих анализах, ко многом может слупить подтверждением пра вомерности приманенных нами методических приемов и их обоснова-
гий.
^ Заключение подведены основные итоги исследования и намечены юзмояныв перспективы. Результаты работы связаны с решением двух щтуальных задач - развитием представлений о целостности, необ-одкмым для оцени; явлений музыкальной практики современности, ;'соэданием методологического обоснования а методики исследования узыкчльноЗ формы как целостной динамической системы в ее инфор-яционном аспекте. Эта двоякого рода задача, поставленная з даном исследовании, сделала необходимым включение в его аппарат экоторых общенаучных положений. Один из основных итогов расстороння содержания "целостности" заключается в отходе от устаивавшихся стереотипов представлений о сути предмета исследования, злостность рассматривается как сложная динамическая система со заимообусловленными элементами. Понятие художественной целост-эсти представлено как понятие более высокого порядка, чем "един-гво",."соразмерность", "устойчивость", "замкнутость", включая I з сэбя как составные компоненты, соотносимые с классическими / дашественными воплощениями. Динамическая природа целостности зтодологически предопределяет необходимость исследования а со-газляющих целое характеристик, и их движения в процессе развер-шания целостности.
Выязлен генеральный системообразующий фактор динамической си-•емы музыкальной формы, конкретное претворение которого в произ-»дении происходит через распределение в ном динамическа дейсг-1нных элементов.
Для конкретизации представления о системообразующем факторе . построения методики привлечены некоторые наиболее общие полония теории информации, что находится в русле комплексного под-да в современной науке а служат ее развгтшо.
Пркшнениа предложенного способа анализа дюкшачеокой целое ноота формы позволяет получить фактические датша od ео органа! цвм, что, в конечном итого, прлблшеаот к болоэ полному к rjsytíoi ыу иозкшш» законов художественного шзлошз*.
ОПТБЛИКОВАШШ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИЙ 'РАБОТЫ
1. ПузшюведчешШ анализ как способ формирования кчтзрярзтацш произведения //Тезисы доклада на распублшшнской ваучио-тоорэта ческой конференции цро^ссорско-прааодазйетльского состава к ас якрантов вузов культуры к искусства "Ак<руадышв' вопроси раавзк культуры к искусства", 4.Z.- Одеоса, 1987,- С.223-224
2. Ивфсфкацяошш». аиагшз куанкаяьаого ироЕаведенкя: проблема, методика. Гоо.-муэ.-пед. нн«т ш» Гнеснных,- П., 1983,- 49 с, /Рукопись дед« s ®0 Инфоргжультура Гос. d-кк СССР ш4. В.И.Лене на. Муз taca. вш. 3, 128Э, £815/.
3. Анализ композиционного-шиионда А.Шнктке и.В.Соштстрова. Одесская roo. консерватория. еу, А.ВЛкадансвой.- Одесса: 1SSS.-12 о. /Рукопись представлена к доп. в ШО КнЗоргасультура Гос. б~ка СССР им» В.Й.ЛонЕка JÍ22521 от 22*04.SO/.