автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Принципы гармонического формообразования ювелирных украшений в системе "костюм"

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Рассолова, Евгения Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Принципы гармонического формообразования ювелирных украшений в системе "костюм"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Принципы гармонического формообразования ювелирных украшений в системе "костюм""

РАССОЛОВА Евгения Юрьевна

ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «КОСТЮМ»

Специальность 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

- 8 дни 2011

005006582

На правах рукописи

РАССОЛОВА Евгения Юрьевна

ПРИНЦИПЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «КОСТЮМ»

Специальность 17.00.06 - «Техническая эстетика и дизайн»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Работа выполнена на кафедре художественного проектирования костюма федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина».

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Козлова Татьяна Васильевна

Официальные оппоненты: доктор технических наук

Дронова Нона Дмитриевна

кандидат технических наук Корытов Александр Владимирович

Ведущая организация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Защита состоится «23» декабря 2011 г. в /£>-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.139.04 при Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина по адресу: 119071, г. Москва, ул. Малая Калужская, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина».

Автореферат разослан «Ул» ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета у ^

доктор искусствоведения, профессор И.Н. Стор

АННОТАЦИЯ

Настоящая диссертационная работа посвящена разработке теоретических основ, позволяющих выявить основные принципы гармонического формообразования ювелирных изделий в системе «костюм». Основное содержание работы заключается в систематизации и анализе теоретического, исторического и современного материалов, связанных с искусством и технологией производства ювелирных изделий.

АВТОР ЗАЩИЩАЕТ

1. Принципы гармонического формообразования ювелирных изделий в системе «костюм».

2. Метод прогнозирования модных форм ювелирных украшений, основанный на анализе структурных трансформаций в костюме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной ювелирной моды в контексте эволюции костюма в целом, как одного из важнейших элементов социального и культурного пространства.

Проведенный анализ современного состояния теории художественного проектирования ювелирных изделий выявил настоятельную необходимость поиска новых решений, обусловленных значительным ускорением смены модных тенденций.

Данные вопросы недостаточно отражены в научной литературе. Фактически отсутствуют исследования связанные с художественным проектированием ювелирных изделий в системе «костюм». Большинство авторов ограничиваются лишь сведениями исторического и этнографического характера.

Таким образом, актуальным является проведение всестороннего исследования ювелирных украшений в контексте эволюции костюма и развитие на его основе методов прогнозирования новых форм, что значительно оптимизирует проектную деятельность художников-ювелиров и повысит эстетический уровень ювелирной продукции отечественных предприятий.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование отечественной теории художественного проектирования ювелирных изделий: выявление принципов гармонического формообразования ювелирных украшений в системе «костюм» и определение перспектив развития ювелирной моды.

Для достижения обозначенной цели в диссертационной работе были решены следующие задачи:

1) провести анализ и систематизацию литературных источников, иллюстративного материала для изучения роли украшений в системе «костюм»;

2) разработать классификации ассортимента ювелирных изделий по следующим признакам: область размещения в костюме, половозрастные особенности, системообразующие факторы;

3) определить признаки, характеризующие группу бижутерии как самостоятельный класс украшений, отражающий перспективные авангардные поиски;

4) провести комплексный анализ ювелирных изделий в системе «костюм» за период 1900 - 2000 гг. для определения особенностей их формообразования;

6) выявить принципы гармонического формообразования ювелирных украшений в системе «костюм»;

7) разработать метод прогнозирования модных форм ювелирных изделий;

8) провести экспериментальную проверку полученных результатов путем внедрения в промышленное производство разработанных образцов ювелирных изделий.

В качестве объекта исследования в работе рассматриваются украшения (ювелирные изделия, бижутерия, костюмная фурнитура) в системе «костюм» исторического и современного периодов.

Предметом исследования являются формообразующие признаки, методы проектирования и производства украшений в системе «костюм». Исследование основывается на изучение западноевропейских образцов ювелирных украшений женского костюма XX - XXI вв.

Методы исследования. Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов: литературно-аналитический метод, метод системного подхода, статистический метод сбора информации и метод экспериментальных оценок.

Внедрение основных результатов исследования в процесс промышленного производства ювелирных украшений на этапе художественного проектирования проводилось с использованием современного программного обеспечения: Rhiniceros, Gemvision Matrix 3D, ZBrush, Autodesk 3ds Max.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые разработаны:

- классификации ювелирных изделий по основным ассортиментным группам;

- алгоритм проектирования ювелирных украшений в системе «костюм»;

- метод проектирования ювелирной моды, основанный на анализе изменения тенденций в костюме.

Практическая значимость и реализация результатов работы:

Производственная апробация результатов диссертационной работы, проведенная на предприятии ООО «Золотой сувенир» показала, что внедрение в ювелирное производство метода прогнозирования, на основе анализа костюма потребителя оптимизирует проектный процесс.

Результаты диссертационной работы были внедрены в учебный процесс:

- кафедры художественного проектирования костюма МГТУ им. А.Н. Косыгина;

- учебно-кадрового центра «Ювелир-Профи» (ООО «Международный Бизнес-центр «6 карат»).

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и получили одобрение:

1. на Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2008,2010), (г. Москва: МГТУ им. А.Н. Косыгина);

2. на Международном научно-промышленном симпозиуме «Уральская горная школа - регионам», (г. Екатеринбург: УГГУ, 2010 г.);

3. на Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна», (г. Екатеринбург: УралГАХА, 2010 г.);

4. на Международной научно-технической конференции «Инновационость научных исследований в текстильной и легкой промышленности», (г. Москва: РосЗИТЛП, 2010 г.);

5. на семинарах в рамках деловых программ XIV Международного конкурса ювелирного и камнерезного искусства «Ювелирный олимп» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), IV оптово-розничной выставки «Урал-Ювелир-Весна» (г. Екатеринбург, 2010 г.), Московской международной выставки «Ювелир-2», III Международной специализированной выставки товаров и услуг для ювелирного производства и торговли «Ювелир-Тех-2010» (г. Москва, 2010 г.);

6. на заседаниях кафедры художественного проектирования костюма МГТУ им. А.Н. Косыгина.

Публикации. Основные результаты выполненной работы опубликованы в 12 печатных работах: 1 статья опубликована в издании, рекомендованном ВАК, 4 тезиса докладов на различных научно-технических конференциях.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, библиографического списка из 90 наименований.

Общий объём диссертации 130 страниц, в том числе 60 рисунков, 10 таблиц.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены цели и задачи, обозначены объект и предмет, границы исследования. В данном разделе сформулированы основные положения, выносимые на защиту, определяющие научную новизну работы, представлены суждения о методологической и научно-практической значимости результатов диссертационного исследования и их апробации.

В первой главе - «Исследование исторических предпосылок взаимодействия ювелирных украшений с костюмом» на основе материалов по истории костюма и ювелирного искусства рассмотрены историко-культурологические аспекты взаимодействия украшений с костюмом, разработаны классификации ассортимента ювелирных изделий.

В результате проведенного анализа литературных источников по обозначенной проблеме было установлено, что существующие научные труды ограничиваются сведениями лишь исторического и этнографического характера. Исследования, рассматривающие взаимодействие ювелирных изделий с костюмом с позиции теории художественного проектирования, отсутствуют.

Согласно приказу Комитета РФ по драгоценным металлам и камням от 30 октября 1996 г. № 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным», собственно ювелирными являются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных камней.

В настоящее время не существует единой классификации ассортимента ювелирной продукции. В работе разработана общая классификация по следующим признакам (рис. 1):

1) по назначению;

2) по используемым материалам;

3) по особенностям технологии производства.

Для определения основных требований (табл. 1), предъявляемых к ювелирным украшениям потребителями разных возрастных групп, была проведена классификация по возрастным категориям:

1) ювелирные украшения для детей и подростков (0-16 лет);

2) ювелирные украшения для взрослых (16 - 60 года);

3) ювелирные украшения для пожилых (60 лет и старше).

Таблица 1

Ювелирные украшения (ЮУ)

Возрастные категории ЮУ для детей и подростков ЮУ для взрослых людей ЮУ для людей пожилого возраста

Требования, предъявляемые к ЮУ гипоаллергенные материалы изготовления, эргономичные конструкции модные, динамичные, эпатажные формы эргономичные, классические формы

43

к

о

в

я к к:

предметы для сервировки стола

письменные принадлежности

принадлежности для курения

предметы культа

Ассортимент ювелирных украшений

по назначению

предметы для украшения интерьера

детали украшения оружия

памятные знаки, медали и сувениры

по используемым материалам

по технологическому признаку

украшения из драгоценных материалов

украшения из недрагоценных материалов

личные украшение и предметы туалета

украшения для головы

заколки, серьги,

гребни, клипсы,

диадемы, пуссеты,

тиары пирсинг

украшения

для рук

браслеты.

часы,

кольца,

перстни

г

шейные украшения

колье, цепи, ожерелья,

бусы, подвески, медальоны

украшения для одежды

броши, запонки, зажимы для галстука, пуговицы, пряжки, фибулы

выполненные вручную

выполненные с частичным механизированным процессом производства

выполненные с полностью механизированным процессом производства

На основе этнографического иллюстративного и теоретического материалов, было установлено, что обладая полисемантическими функциями, ювелирные украшения являются обязательными конструктивными элементами структуры народного костюма. Их классификация по признаку расположения в костюме включает в себя: налобные, налобно-височные, налобно-височно-нашейные, височные, затылочные, накосные, носовые, ушные, нашейные, нагрудные, наплечные, подмышечные, поясные, наручные и ножные.

В работе определены основные системы, организуемые ювелирными украшениями в костюме (рис. 2).

Рис. 2 Системы ювелирных украшений

Проектирование единичных ювелирных изделий (моносистемы) характерно для промышленного производства, оно самым тесным образом связано с учетом технологических условий и требованиями рынка. По данным маркетинговых исследований объем продаж товаров данной категории на российском рынке составляет около 60 %.

В проектировании комплектов ювелирных украшений связь между предметами достигается единством стиля, форм и конструкций. Художественное решение изделий данной группы должно быть тесно связано с назначением костюма, для которого они разрабатываются: повседневный, корпоративный, спортивный и другие.

Ансамбль ювелирных украшений, в отличие от комплекта обладает замкнутой структурой, диктующей четкие связи между предметами, его составляющими. Основной принцип организации ансамбля предполагает подчинение и выделение композиционного центра, когда каждый предмет призван подчеркнуть, направить взгляд зрителя на элемент, несущий основную эмоциональную нагрузку.

В последнее время промышленное производство базируется на создании коллекций ювелирных украшений. Признаками данной системы являются: цельность, единство стиля, творческого метода, колорита, материалов, базовой формы и конструкции, единство типов и образов.

Тип системы «коллекция» классифицируется в зависимости от ее назначения:

1) перспективные коллекции;

2) промышленные базовые коллекции;

3) авторские коллекции.

Изучение особенностей формообразования, особенностей технологии производства и материалов изготовления костюмной фурнитуры происходит по аналогии с исследованием ювелирных украшений. В работе разработана классификация фурнитуры по объектам размещения в костюме (рис. 3).

Рис. 3 Области расположения фурнитуры в системе «костюм»

По степени слияния предметов фурнитуры с костюмом выделены:

1) мобильная фурнитура - способная переходить от костюма к костюму;

2) стабильная фурнитура — существующая неотделимо от конкретного костюма.

В ходе изучения генезиса и эволюции класса бижутерии особое внимание уделено творчеству знаменитых кутюрье и ювелиров (Ж. Страсс, Д. Сваровски, Г. Шанель, Э. Скиапарелли), которое сыграло решающую роль в утверждении высоких позиций украшений, выполненных из недрагоценных материалов, таких как бижутерия. В художественном проектировании сформировалось два подхода к формообразованию бижутерии:

1) бижутерия как имитация - подражание уже существующим формам ювелирных изделий, при котором визуально имитируется эффект драгоценных металлов и камней;

2) бижутерия как проявление авангардных тенденций и смелое самовыражение художника.

Установлено, что модельеры используют -в своих коллекциях для выявления образной выразительности именно бижутерию, которая обладает наибольшей степенью мобильности, чем ювелирные изделия из драгоценных материалов.

Процесс художественного проектирования располагается в поле взаимодействия традиций и новаторства. Обладающее качеством преемственности, современное ювелирное искусство, развивается во взаимосвязи с художественным наследием «золотых дел» мастеров прошлого. Многогранность художественных решений третьего тысячелетия

обеспечивают формообразующие импульсы, посылаемые, прежде всего, из научно-технической сферы. Все чаще художники, понимая необходимость новых перспективных решений в процессе моделирования костюма, стали обращаться к такой области проектирования как футуродизайн.

Сегодня наиболее перспективным в области проектирования костюма считается направление «умная одежда», объединяющее текстильную и электронную промышленность. Термин «wearable electronics» (от англ. носимая электроника) относится к классу техники, включающему электронные устройства, встроенные в одежду и аксессуары.

Рассмотренные в работе украшения, сочетающие ультрасовременные формы и высокие технологии, являются яркими примерами гармоничного присутствия инноваций в окружении человека, его костюме. Наряду с декоративной функцией, направленной на визуальное восприятие украшения, они наполняются и совершенно новыми функциональными возможностями:

• коммуникации и средства связи;

• аудио и видеосредства;

• идентификация личности;

• персональная навигация;

• обеспечение безопасности;

• мониторинг биологического состояния.

Проведенное исследование подтверждает тот факт, что, несмотря на существующие идеи трансгуманизма, человек никогда не потеряет ощущения прекрасного. Активно востребованная авторами научной фантастики тема технологической сингулярности, порождает множество романов о киберчеловечестве будущего. Однако рассмотренная динамика развития украшений, содержащих компоненты микроэлектроники, является объективным основанием для использования их в дальнейшем на новых этапах развития ювелирных изделий.

Вторая глава - «Эволюция развития форм и функций ювелирных украшений в системе «костюм» XX-XXI вв.» - посвящена выявлению взаимообусловленных закономерностей развития ювелирных изделий и костюма в историческом аспекте.

На основе "исследования иллюстративного и теоретического материалов были выделены семь основных исторических этапов развития стилевых направлений в ювелирном искусстве XX и начала XXI вв.:

1. с 1900 по 1910 гг.;

2. с 1920 по 1930 гг.;

3. с 1930 по 1945 гг.;

4. с 1945 по 1960 гг.;

5. с 1960 по 1980 гг.;

6. с 1980 по 2000 гг.;

7. с 2000 по 2010 гг..

Подробный анализ позволил сформулировать стилистические аспекты перечисленных периодов, определить и количественно измерить (в процентном соотношении) характерный ассортимент ювелирных украшений. Установлено, что многообразие ювелирных изделий напрямую зависит от особенностей формы костюма и концепции моды определенного исторического периода.

Третья глава - «Выявление принципов формообразования ювелирных изделий в системе «костюм»» - посвящена исследованию взаимодействия формообразующих признаков костюма и ювелирных изделий. Костюм представляет собой гармоничную целостность, где наблюдается строгое подчинение всех его элементов законам и принципам структурного строения.

Для определения закономерностей развития форм ювелирных изделий в системе «костюм» и ассортимента был разработан алгоритм последовательности исследования (рис. 4) для эффективного проектирования.

В ходе анализа развития ювелирных изделий в системе «костюм», проведенного с позиции художественного проектирования были выявлены пять основных принципов формообразования:

1) принцип пластической сопряженности форм костюма и ювелирного изделия;

2) принцип контраста, подобия и нюанса формообразующих признаков ювелирных изделий и костюма;

3) принцип пропорциональности в соотношении частей формы костюма и ювелирных изделий;

4) принцип ритмической и метрической согласованности ювелирных изделий и костюма;

5) принцип симметрии и ассиметрии форм ювелирных изделий и костюма.

Широкое бандо №1 лбу, длинные, висячие серьги

Диадема, гребень, заколки, шпильки, ¡шинные, короткие серьги, клипсы_____

Длинные, короткие серьги, клипсы

Маленькая типа "гарсон"

Волосы, убранные в прическу

Распущенные полосы различной длины

гСР

Ц. Кол

' ПЛППА/

Сотуары, полвески с длинными цепочками

Глубокий вырез горловины

Колье, ожерелье- "ошейник", подвески с короткими цепочками броши

Неглубокий вырез горловины

Начало изучения костюма + ~

Верхняя часть костюма

Прическа

ГЬрловина, грудь

Без воротника

С воротником

Головной убор

и

Ювелирная фурнитура, броши, клипсы

Воротник-стойка

Воротннк-стсжной

Воротник-шаль, воротник-апаш

Броши, клипсы на лацканах подвески с длинными цепочками

Плечо, рукав

Без рукова

С рукавом

Короткий рукав

Длинный рукав

Украшения-эполеты, браслеты для предплечья, запястья

Украшения-эполеты, браслеты для запястья

Рис. 4 Алгоритм исследования костюма потребителя для проектирования ювелирных изделий

С целью выявления наиболее значимых показателей - принципов гармонизации ювелирных украшений с костюмом проведена экспертиза в форме анкетирования. Экспертам было предложено проранжировать пять принципов гармоничного формообразования ювелирных изделий в системе «костюм», предположительно учитываемых художниками-ювелирами при создании новых моделей: принцип пластической сопряженности - хь принцип контраста, подобия и нюанса - х2, принцип пропорциональности и равновесия - Xj, принцип ритмической и метрической согласованности - х4, принцип симметрии и ассиметрии - х5. Собранные данные приведены в форму, удобную для дальнейшего анализа. Они представлены в виде таблицы рангов важности (таблица 2). Данные, полученные в результате ранжирования позволяют выявить из исследуемой совокупности принципов наиболее существенный.

Проверка степени достоверности проведенной экспертизы проходила с помощью коэффициента конкордации (то есть согласованности, от фр. concorde - согласие) W, который показывает, насколько мнения экспертов согласуются друг с другом, то есть принадлежат к одной и той же генеральной совокупности оценок. Величина коэффициента конкордации может меняться в пределах от 0 до 1, причем его равенство единице означает полную согласованность мнений экспертов, а равенство нулю означает, что связи между оценками, полученными от разных экспертов, не существует.

Таблица 2

Принципы гармонизации Эксперты Сумма рангов Отклонения от средней суммы Квадрат отклонения

1 2 3 4 5 б 7 s 9 10

X, 3 2 2 3 3 3 2 3 2 2 25 -0,8 0,64

Х2 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 14 -11,8 139,24

X, 1 2 1 1 2 2 1 1 "1 1 13 -12,8 163,84

X, 4 3 3 4 4 4 3 4 3 3 35 9,2 84,64

Х5 4 4 4 5 4 4 4 5 4 4 42 16,2 262,44

X(S) | 650,8

Коэффициент конкордации рассчитывается по следующей формуле:

«г 12 х S

m2 х (n3-n) <ЗЛ>' где

12 - постоянная величина в формуле расчета коэффициента конкордации, предложенной Кендаллом;

п - число показателей (количество принципов гармонизации); m - число экспертов;

s=t(£Xij-m(;+1>)2

i-i ч 2 Подставляя вычисленное значение в формулу (3.1), получим: 10 х (5 - 5)

Значение полученного коэффициента конкордации (W=0,6508) показывает, что между мнениями экспертов существует связь и она значительна, так как W > 0,5 (норма от 0,5 до 0,8). Следовательно, можно утверждать о высокой неслучайной согласованности мнений экспертов относительно значимости выделенных принципов, оказывающих существенное влияние на создание моделей ювелирных украшений, гармоничных с костюмом.

По результатам проведенного эксперимента наиболее значимыми для создания гармоничных с костюмом украшений признаны принцип пропорциональности и равновесия - Хз,принцип контраста, подобия и нюанса - х2, и принцип пластической сопряженности - Xi. Менее значимыми из представленных принципов являются принцип ритмической и метрической согласованности - х,, принцип симметрии и ассиметрии - х5.

В результате рассмотрения вопроса прогнозирования ювелирной моды, были определены факторы, предопределяющие возникновение новых тенденций. К ним относятся:

1) творческая деятельность ведущих ювелирных домов категории «высокого ювелирного искусства» («Haute Joaillerie»);

2) деятельность Всемирного совета по золоту (World Gold Council);

3) специальные исследования тренд-агентств ( «Trend forecast service TJF). На основании проведенного исследования был построен график (рис.

5), позволяющий прогнозировать модные тенденции в ювелирных изделиях, связанных с костюмом.

Разработанные на основе полученных тенденций семь моделей ювелирных украшений внедрены в производство на предприятии ООО «Русский сувенир».

л

р о 4------------,-,--------,-----,--г--т—

% 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000

Годы

Рис. 5 График прогноза модных тенденций ювелирных изделий ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. На основе всестороннего анализа ювелирных изделий в системе «костюм» предложен алгоритм структурного исследования костюма современного потребителя для эффективного проектирования украшений.

2. В ходе исследования развития формальных качеств ювелирных изделий в системе «костюм», проведенного с позиции художественного проектирования были выявлены, описаны и количественно оценены с помощью метода оценок экспертов пять основных принципов формообразования украшений:

- принцип пластической сопряженности;

- принцип контраста, подобия и нюанса;

- принцип пропорциональности и доминантности;

- принцип ритмической и метрической согласованности;

- принцип симметрии и ассиметрии.

3. Впервые установлено и подтверждено расчетами, что жизненный цикл ювелирных украшений не всегда совпадает с периодом актуальности модных форм костюма. Данный факт обусловлен * особенностями производственного процесса и использованием дорогостоящих материалов при изготовлении. 4г На основе данных, полученных с использованием разработанного метода прогнозирования модных форм и выявленных принципов гармонизации ювелирных украшений в системе «костюм» с помощью специализированных компьютерных программ была создана перспективная коллекция на 2012 год. 5. Производственная апробация результатов диссертационной работы, проведенная на предприятии ООО «Золотой сувенир» показала, что внедрение в ювелирное производство метода прогнозирования, на основе анализа костюма потребителя оптимизирует проектный процесс.

Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях:

1. Рассолова Е.Ю., Козлова Т.В. Функциональные возможности и особенности дизайна ювелирных украшений в .системе «костюм» в ХХЗ веке. // Изв. вузов. «Технология текстильной промышленности». 2010. №3 (324). с. 72-75.

2. Рассолова Е.Ю., Козлова Т.В. Современное состояние науки в области художественного проектирования ювелирных изделий. // Сборник тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции / «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2008) - М.: МГТУ им. А.Н.Косыпша, 2008. с. 279-280.

3. Рассолова Е.Ю., Селезнева JI.H. Concept Jewellery. // Сборник тезисов докладов Научно-практической конференции аспирантов университета на иностранных языках - М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2008. с. 11.

4. Рассолова Е.Ю., Козлова Т.В. Традиции и современность в украшениях костюма. // Сборник тезисов докладов Международного научно-промышленного симпозиума / «Уральская горная школа - регионам» -Екатеринбург: УГГУ, 2010. с. 659- 660.

5. Рассолова Е.Ю. Особенности дизайна ювелирных изделий как основного элемента системы «костюм» в 21-м веке. // Сборник материалов Международной научно-технической конференции / «Инновационость научных исследований в текстильной и легкой промышленности» - М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2010. с. 197-198.

6. Рассолова Е.Ю. High-tech украшения третьего тысячелетия. // Jeweller & travel. 2010. № 2. с. 56-59

7. Рассолова Е.Ю. Ювелирные украшения будущего. // Русский ювелир.

2010. № 4. с. 34-38.

8. Рассолова Е.Ю. Инновационный ювелирный дизайн: повод задуматься. //Русскийювелир. 2010. № 5. с. 46-48.

9. Рассолова Е.Ю. Ювелирные тренды. Прогнозирование ювелирной моды.//Русский ювелир. 2010. № 7. с. 50-52. '

Ю.Раесолова Е.Ю. Минимализм в ювелирном дизайне. // Русский ювелир.

2011. №4. с. 44-47.

11.Рассолова Е.Ю. Великие имена ювелирного минимализма. // Русский ювелир. 2011. №5. с. 36-39.

12. Рассолова Е.Ю. Формула стиля ювелирных украшений. // Русский ювелир.! 2011. №6. с. 16-18.

Подписано в печать 21.11.11 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Заказ 371 Тираж 80 ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 119071, Москва, ул. Малая Калужская, 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Рассолова, Евгения Юрьевна

Введение.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ С

КОСТЮМОМ.

1.1. Степень научной разработанности вопроса взаимодействия ювелирных украшений с костюмом.

1.2. Классификации ювелирных изделий.

1.3. Анализ развития производства ювелирных изделий.

1.4. Области размещения ювелирных украшений в костюме.

1.5. Фурнитура как украшение в системе «костюм».

1.6. Бижутерия как отражение авангардных тенденций в костюме.

1.7. Инновационные технологии в украшениях костюма XXI века.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «КОСТЮМ» XX В.

2.1. Ювелирные украшения в костюме 1900 - 1915 гг.

2.2. Ювелирные украшения в костюме ар-деко.

2.3. Ювелирные украшения в костюме 30-х гг. и периода второй мировой войны (1930 - 1945 гг.).

2.4. Ювелирные украшения в костюме послевоенного периода

1945-1960 гг.).

2.5. Ювелирные украшения в костюме 1960 - 1980 гг.

2.6. Ювелирные украшения в костюме 1980 - 2000 гг.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА III. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИЧНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ В СИСТЕМЕ «КОСТЮМ».

3.1. Понятие гармонического формообразования.

3.2. Принцип пластической сопряженности ювелирных украшении в системе «костюм».

3.3. Принцип контраста, тождества и нюанса в гармонизации ювелирных украшений и костюма.

3.4. Принцип пропорциональности в гармонизации украшений и костюма.

3.5. Принцип ритмической и метрической согласованности украшений и костюма.

3.6. Принцип симметрии и асимметрии в гармонизации ювелирных украшений и костюма

3.7. Определение главных принципов гармонизации украшений и костюма.

3.8. Прогнозирование модных форм ювелирных украшений.

Выводы по третьей главе.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Рассолова, Евгения Юрьевна

Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной ювелирной моды в контексте эволюции костюма в целом, рассматриваемого как важнейшее составляющее социального и культурного пространства.

Проведенный анализ современного состояния теории художественного проектирования ювелирных изделий выявил острую необходимость поиска новых решений, которые обусловлены значительным ускорением смены модных тенденций.

Путь от замысла образа будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом воедино увязываются все требования, предъявляемые к разрабатываемому ювелирному украшению. В первую очередь, определяются характерные особенности образа носителя, что предполагает исследование костюма. В результате вырабатывается системный подход к процессу художественного проектирования, основанный на принципах гармоничного формообразования ювелирных изделий в системе «костюм». Следовательно, основное внимание в диссертационной работе должно быть сфокусировано на сопряжении, корреляции ювелирных украшений и костюма в целом.

Анализ литературных источников, посвященных проблематики «диалога» украшений с костюмом показал отсутствие исследований, проведенных с позиции теории художественного проектирования. Существующие материалы ограничиваются сведениями лишь исторического и этнографического характера. Обнаруженный дефицит информации выдвигает необходимость создания научной базы для выявления необходимых средств гармонического формообразования ювелирных изделий в системе «костюм».

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование отечественной теории художественного проектирования ювелирных изделий: выявление принципов гармонического формообразования ювелирных украшений в системе «костюм» и определение перспектив развития ювелирной моды.

Для достижения обозначенной цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:

1) изучение и систематизация литературных источников, иллюстративного материала с целью выявления роли украшений в системе «костюм»;

2) разработка классификации ассортимента ювелирных изделий по следующим признакам:

- область размещения в костюме,

- половозрастные особенности,

- системообразующие факторы;

3) определение признаков, характеризующих группу бижутерии как самостоятельный класс украшений, отражающий перспективные авангардные поиски;

4) проведение комплексного анализа ювелирных изделий в системе «костюм» за период 1900 - 2000 гг. и определение особенностей их формообразования;

6) выявление принципов гармонического формообразования ювелирных украшений в системе «костюм»;

7) разработка метода прогнозирования модных форм ювелирных изделий;

8) проведение экспериментальной проверки полученных результатов путем внедрения в промышленное производство разработанных образцов ювелирных изделий.

В качестве объекта исследования в работе рассматриваются украшения (ювелирные изделия, бижутерия, костюмная фурнитура) в системе «костюм» исторического и современного периодов.

Предметом исследования являются формообразующие признаки, методы проектирования и производства украшений в системе «костюм». Исследование основывается на изучение западноевропейских образцов ювелирных украшений женского костюма XX - XXI вв.

Методы исследования. Поставленные задачи решались с использованием комплекса методов:

- литературно-аналитический метод,

- метод системного подхода,

- статистический метод сбора информации,

- метод экспериментальных оценок.

Внедрение основных результатов исследования в процесс промышленного производства ювелирных украшений на этапе художественного проектирования проводилось с использованием современного программного обеспечения: Rhiniceros, Gemvision Matrix 3D, ZBrush, Autodesk 3ds Max.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые разработаны:

- классификации ювелирных изделий по основным ассортиментным группам;

- алгоритм проектирования ювелирных украшений в системе «костюм»;

- метод прогнозирования ювелирной моды, основанный на анализе изменения тенденций в костюме.

Практическая значимость и реализация результатов работы:

Производственная апробация результатов диссертационной работы, проведенная на предприятии ООО «Золотой сувенир» показала, что внедрение в ювелирное производство метода прогнозирования, на основе анализа костюма потребителя существенно сокращает этап поиска формы, оптимизирует проектный процесс, позволяет наиболее эффективно использовать весь потенциал технических приемов при изготовлении ювелирных украшений.

Результаты диссертационной работы были внедрены в учебный процесс:

- кафедры художественного проектирования костюма МГТУ им. А.Н. Косыгина;

- учебно-кадрового центра «Ювелир-Профи» (ООО «Международный Бизнес-центр «6 карат»).

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и получили одобрение:

1. на Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2008, 2010), (г. Москва: МГТУ им. А.Н. Косыгина);

2. на Международном научно-промышленном симпозиуме «Уральская горная школа - регионам», (г. Екатеринбург: УГТУ, 2010 г.);

3. на Международной конференции молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна», (г. Екатеринбург: УралГАХА, 2010 г.);

4. на Международной научно-технической конференции «Инновационость научных исследований в текстильной и легкой промышленности», (г. Москва: РосЗИТЛП, 2010 г.);

5. на семинарах в рамках деловых программ XIV Международного конкурса ювелирного и камнерезного искусства «Ювелирный олимп» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), IV оптово-розничной выставки «Урал-Ювелир-Весна» (г. Екатеринбург, 2010 г.), Московской международной выставки «Ювелир-2», III Международной специализированной выставки товаров и услуг для ювелирного производства и торговли «Ювелир-Тех-2010» (г. Москва, 2010 г.);

6. на заседаниях кафедры художественного проектирования костюма МГТУ им. А.Н. Косыгина.

Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях:

1. Рассолова Е.Ю., Козлова Т.В. Функциональные возможности и особенности дизайна ювелирных украшений в системе «костюм» в XXI веке. // Изв. вузов. «Технология текстильной промышленности». 2010. №3 (324). с. 7275.

2. Рассолова Е.Ю., Козлова Т.В. Современное состояние науки в области художественного проектирования ювелирных изделий. // Сборник тезисов докладов Всероссийской научно-технической конференции / «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2008)

- М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2008. с. 279-280. 7

3. Рассолова Е.Ю., Селезнева Jl.H. Concept Jewellery. // Сборник тезисов докладов Научно-практической конференции аспирантов университета на иностранных языках - М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2008. с. 11.

4. Рассолова Е.Ю., Козлова Т.В. Традиции и современность в украшениях костюма. // Сборник тезисов докладов Международного научно-промышленного симпозиума / «Уральская горная школа - регионам» - Екатеринбург: УГТУ,

2010. с. 659- 660.

5. Рассолова Е.Ю. Особенности дизайна ювелирных изделий как основного элемента системы «костюм» в 21-м веке. // Сборник материалов Международной научно-технической конференции / «Инновационость научных исследований в текстильной и легкой промышленности» - М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2010. с. 197-198.

6. Рассолова Е.Ю. High-tech украшения третьего тысячелетия. // Jeweller & travel. 2010. № 2. с. 56-59

7. Рассолова Е.Ю. Ювелирные украшения будущего. // Русский ювелир. 2010. № 4. с. 34-38.

8. Рассолова Е.Ю. Инновационный ювелирный дизайн: повод задуматься. // Русский ювелир. 2010. № 5. с. 46-48.

9. Рассолова Е.Ю. Ювелирные тренды. Прогнозирование ювелирной моды. // Русский ювелир. 2010. № 7. с. 50-52.

10. Рассолова Е.Ю. Минимализм в ювелирном дизайне. // Русский ювелир.

2011. №4. с. 44-47.

11. Рассолова Е.Ю. Великие имена ювелирного минимализма. // Русский ювелир. 2011. №5. с. 36-39.

12. Рассолова Е.Ю. Формула стиля ювелирных украшений. // Русский ювелир. 2011. №6. с. 16-18.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, библиографического списка из 90 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Принципы гармонического формообразования ювелирных украшений в системе "костюм""

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Анализ эволюции форм, роли, области размещения и функций ювелирных украшений в костюме, проведенный в диссертационном исследовании, позволил сформулировать следующие выводы.

1. На основе всестороннего анализа ювелирных изделий в системе «костюм» предложен алгоритм структурного исследования костюма современного потребителя для эффективного проектирования украшений.

2. В ходе исследования развития формальных качеств ювелирных изделий в системе «костюм», проведенного с позиции художественного проектирования были выявлены, описаны и количественно оценены с помощью метода оценок экспертов пять основных принципов формообразования украшений:

- принцип пластической сопряженности форм костюма и ювелирных украшений;

- принцип контраста, подобия и нюанса геометрического вида формы и цвета костюма и ювелирных украшений;

- принцип пропорциональности ювелирных украшений и костюма;

- принцип ритмической и метрической согласованности;

- принцип симметрии и ассиметрии.

3. Впервые установлено и подтверждено расчетами, что жизненный цикл ювелирных украшений не всегда совпадает с периодом актуальности модных форм костюма. Данный факт обусловлен особенностями производственного процесса и использованием дорогостоящих материалов при изготовлении.

4. На основе данных, полученных с использованием графика прогнозирования модных форм и выявленных принципов гармонизации ювелирных украшений в системе «костюм» с помощью специализированных компьютерных программ была создана перспективная коллекция на 2012 год.

5. Производственная апробация результатов диссертационной работы, проведенная на предприятии ООО «Золотой сувенир» показала, что внедрение в ювелирное производство метода прогнозирования, на основе анализа костюма потребителя оптимизирует проектный процесс.

 

Список научной литературыРассолова, Евгения Юрьевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Основы теории проектирования костюма: Учеб. для вузов / Под ред. Т.В. Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 352 с.

2. Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи: Учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1987. - 232 с.

3. Бастов Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи. М.: Легпромбытиздат, 1995. - 208 с.

4. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учеб. для вузов. М.: Академия, 2004. - 416 с.

5. Деменкова А.Б. Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов: диссертация . канд. техн. наук. М., 2006.

6. Савельева И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России. -М.: Информ Знание, 2002. - 296 с.

7. Калашникова О.В. Роль аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870-1910 гг.: диссертация.канд. искусствоведения. СПб., 2006.

8. Шварков А.В. Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX начала XXI вв. Традиции и новаторство: диссертация . канд. искусствоведения. СПб. 2007.

9. Dictionnaire international de la Mode / Sous la direction de Kamitsis Lydia et Remaury Bruno/ Paris: Editions du Regard, 2004. - P. 10.

10. Falluel F. Les Indispensables accessoires. XVI XX siècle // Costume & Coutume: 16 mars - 15 juin 1987 / Catalogue rédigé par Jean Cuisenier. - Paris: Edition de la Réunion des Musées Nationaux, 1987. - P. 162-163.

11. Балдано И.Ц. Мода XX века. Энциклопедия.- СПб: Эксмо, 2002. С.12.13.

12. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988.

13. Ювелирные изделия: Иллюстрированный типологический словарь / Авт.-сост. Р. А. Ванюшова и Б. Г. Ванюшов. СПб.: Политехника, 2000. 240 с.

14. Ювелирное искусство: Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям/ Авт.-сост. Д. Беннетт, Д . Маскетти. М.: АРТ-РОДНИК, 2005. -495 с.

15. КрюкГ.М., Платонова Н.Г., Постникова-Лосева М.М., Смородинова Г.Г., Троеполъская Н.Г. Русские ювелирные украшения 16 20 веков из собрания Государственного Исторического музея. - М.: Галарт, 2001. - 400 с.

16. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. М.: Академия Моды, 1993.

17. Акико Сукай, Томами Coy, Мики Ивагами. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. М.: АРТ-РОДНИК, 2003. -735 с.

18. Васильев АА. Европейская мода. Три века. М.: Слово. 2010, - 448 с.

19. Новиков В.П. Книга начинающего ювелира: практическое руководство (производственное пособие). СПб.: Политехника, - 2001. - 415 с.

20. Марченков В.И. Ювелирное дело: Практ. Пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1992. - 256 с.

21. Бреполъ Э.Теория и практика ювелирного дела. СПб.: Соло, 2000.527 с.

22. Простаков С.В. Ювелирное дело. Ростов на Дону: Феникс, 2004.352 с.

23. Шуман В. Мир камня. Драгоценные и поделочные камни: Пер. с нем. / Послесл. С.Ф. Ахметова. М.: Мир, 1986. - 262 с.

24. Дронова Н.Д. Ювелирные изделия. М.: Ювелир, 1996. - 347 с.

25. Корнилов H.H., Солодова Ю.П. Ювелирные камни. Под ред. Н.И. Гинзбурга. М.: Недра, 1983. 239 с.

26. РудолфДюдя, Лубош Рэйл Мир драгоценных камней. 1996. 190 с.

27. Чупров В.И., Юсипов А А. Цветные камни и коллекционные минералы в экспозиции музея «Самоцветы», под ред. Орлова В.П., 1997. 81 с.

28. Гшодо A.A., Перфильева И.Ю., Тихомирова E.B. Мастера XXI века. -М.: Бук Хаус, 2004. 192 с.

29. Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений. М.: Издательский дом «6 карат», 2004. - 100 с.

30. Карпун A.JI. Русское ювелирное искусство: вторая половина 19-20 век: Альбом. М.: БЕРЕСТА, 1994. - 196 с.

31. Элизабет Олвер Искусство ювелирного дизайна. От идеи до воплощения. Омск: Дедал-пресс, 2008. - 172 с.

32. Мария Жозе, Форкадел Беренгер Рисунок для ювелиров. М.: АРТ-РОДНИК, 2005. - 192 с.

33. Корытов A.B. Проектирование ювелирных изделий на основе бионического формообразования: диссертация.канд. тех. наук. М., 2004 г.

34. Смирнов А., Викторов М., Розенберг. Ювелирные украшения. Камни. Металлы: 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом «6 карат», 2006. - 108 с.

35. Украшения Востока. Из коллекции Патти Кадби Берч, США: Каталог. -1999.- 138 с.

36. Чвыръ JI.A. Таджикские ювелирные украшения. М.: Наука, 1977.120 с.37 .Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том III. -М.: Цитадель, 1998.

37. Васильевич А.П., Мищенко С. С. Обыкновенная пуговица/ «Энергия» 2005, №9. С. 60-65.

38. КрокГ.Г. Ювелирный магазин. Управление. Мерчендайзинг. М.: Издательский центр «6 карат», 2008. 192 с.

39. Михайлова Т. Дорогие покупатели. Портрет потребителей ювелирных изделий классов премиум и люкс / Т. Михайлова// Навигатор ювелирной торговли. 2009. - №7-8. - С. 3

40. Максимов Н.М., Васильев В.А., Васильев Н.В. Получение отливокметодами быстрого прототипирования для ювелирно-художественнойпромышленности/ «Русский ювелир» 2005, №1. С. 69-75.125

41. Самарин А Электроника, встроенная в одежду, технологии и перспективы/ «Компоненты и технологии», №4, 2007, С. 221.

42. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. Учебник для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005. - 382 с.

43. Килошенко М.И. Психология моды. СПб.: Речь, 2001, С. 57-58.

44. Field G.A. The Status Float Phenomenon: The Upward Diffusion of Innovation / G. A. Field // Business Horizons. 1970. - 13(4). - P. 45-52.

45. Линч А., Штраусе Митчелл Д. Изменения в моде: причины и следствия. Минск: Гревцов Паблишер. 2009, С. 101.

46. Шаронов A.B. Драгоценные камни: лечебные и магические свойства. -СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл», 2006.

47. Гагарина Е.; Форнас Б.; Алиага M. Cartier. Инновации XX века. Каталог. М.: Фламмарион. 2007, С. 168.

48. Социологическая энциклопедия. Под общ. ред. А.Н. Данилова. — Минск, 2003.

49. Рыбкина Е.А. Методическая разработка. Сборник упражнений по теме «Проектирование ансамбля одежды». М.:МГТУ им. А.Н.Косыгина. 2000.

50. Spencer, H. The principles of sociology (Vol. 1). New York: D. Appleton, 1897 .* (* На рус. яз.: Г.Спенсер. Сочинения., СПб. 1897. тт.1-8 (ред.)).

51. Горина Г.С. Моделирование форм одежды. М., 1981, С. 20.

52. Ювелирные украшения Средней Азии и Казахстана. Под общ. ред. Э.З. Ганкиной М.: Советский художник, 1984. - 180 с.

53. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1987. - 288с.

54. Шимко В.Т., Гаврилина ^.^.Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды. Учебно-методическое пособие. М.: Ладья, 2000. - 73 с.

55. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск: Наука и техника, 1984.-264 с.

56. Гликин ЯД. Методы архитектурной гармонии. Л.: Стройиздат, 1979.96 с.

57. Морутаев М.А. Гармония как закономерность природы // Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 342 с.

58. Ганзен В., Кудин П., Ломов Б. О гармонии в композиции Техническая эстетика, 1969, №4 - с. 1-3.

59. Шведов C.B. О золотом сечении не только в архитектуре // Терра инкогнито. 1998. - №6 - с. 40-42.

60. Сомов Ю.С. Композиция в технике. 3-е изд. Перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1987. - 288 с.

61. Бескоровайная Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды: диссертация . доктора технических наук: 05.19.04. М., 2004

62. Советский энциклопедический словарь «Советская энциклопедия». Под общ. ред. А. М. Прохорова М., 1982

63. Балакшин О.Б. Гармония саморазвития в природе и обществе. Подобие и аналоги. М.: ЛКИ, 2008. - 344 с.

64. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-Принт, 2009. - 1239 с.

65. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. Ф.А. Петровского. Т.1. -М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. 312 с.

66. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. 2-е изд. - М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1938. - 114 с.61 .Дюрер А. дневники. Письма. Трактаты. Л.: Искусство, 1957. Т.». - 254с.

67. Альберти Леон-Батиста. Десять книг о зодчестве. В 2-х т. М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1935. - Т. 1 - 392 с.

68. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / Пер. с франц. -М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936. 236 с.

69. Виоле леДюк. Беседы об архитектуре. Е. 1. М.: Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1937.

70. Азгальдов Г.Г. Численная мера и проблема красоты в архитектуре. М.: Стройиздат. 1978. - 92 с.

71. Третьяков H.H. Мысли о композиции: Учеб. пособ. М.: Изобразительное искусство, 2000. - с. 154-176.

72. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Проблемы композиции: Учеб. пособ. М.: Изобразительное искусство, 2000. - с. 32-30.

73. Гавриляченко С.А. О композиционных построениях в древнерусском искусстве // Проблемы композиции: Учеб. пособ. М.: Изобразительное искусство, 2000. - с. 177-182.

74. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 342 с.

75. Козлова Т.В., Рытвшская Л.Б., Тимашева З.Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды: Учеб. для сред. спец. уч. зав. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Легпробытиздат, 1990. - 320 с.

76. Казаринова В.И. Красота, вкус. Экономика. М.: Экономика, 1985.152 с.

77. Савельева И.Н. Формирование основ дизайна спецодежды на базе теоретико-методологического исследования гармонизации народного костюма: Автореф. дис.доктора искусствоведения. М., 1995.- 48 с.

78. Куренова C.B. Исследование и совершенствование методов проектирования рациональных размеров и формы детской одежды: Автореф. дис.кандидата технических наук. м., 1997.- 24 с.

79. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учеб пособие для вузов / 2-е изд. перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.

80. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/ A.B. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова и др. М.: Издательство «Архитектура-С», 2011.-256 с.

81. Земпер Г. О формальных закономерностях украшений и их значение как художественных символов / Г.О. Земпер // Практическая эстетика. 1970. -№6.-С. 117-148.

82. Nystrom P. Economics of Fashion. N.Y. 1928

83. JIu Эделькорт. Чего нам захочется в будущем // Коммерсантъ Weekend (Украина) №40, 2008.

84. Пресс М, Купер Р. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя/. -Минск: Гревцов Паблишер, 2008. 352 с.

85. Теория Моды. Одежда Тело Культура М: Новое литературное обозрение №1, 2006 г. - 350 с.

86. Теория Моды. Одежда Тело Культура М: Новое литературное обозрение №4, 2007 г. - 384 с.

87. Линч А., Митчелл Д. Изменения в моде: причины и следствия. Минск: Гревцов Паблишер, 2009. - 280 с.

88. Эрнер Гийом. Жертвы моды? Как создают моду, почему ей следуют. -СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2008. 272 с.

89. Ковешникова H.A. Дизайн: история и теория: учебное пособие . М.: Омега-Л, 2007. - 224 с.