автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в.

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Витовтова, Галина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Производство художественных изделий русским населением Зауралья в XIX в."

гаЯДАРСТВЕНШЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ. ФЕДЕРАЦИИ ПО ШСШШГ ОБРАЗОВАНО)

АЛТАЙСКИЙ ГОСШРСТВЕНШЙ УНИВЕРСИТЕТ

Г> г- ^

1 ! О Г: 4 * *

На правах рукописи

Взговтова Галяна Ивановна

ПРОИЗВОДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫ! ИЗДЕЛИЙ РУССКИМ НАСЕЛЕНИЕМ ЗАУРАЛЬЯ В XIX в.

Специальность: 07.00.02 - Отечественная историй

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Барнаул 1995

Работа выполнена в Секторе феодализма Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук

Научный, руководитель - доктор исторических наук, профессор

Н.А.Миненко

Официальные оппоненты - доктор исторических наук Е.И.Соловьева

I кандидат исторических наук Т.К.Щеглова

Ведущее научное учреждение

- Сектор истории Сибири конца ХУ1-первой половины XIX в. Института истории Сибирского отделения Российской академии наук.

Защита состоится $ г1995 г. в " "часов

на заседании специализированного совета К 064.45.04 в Алтайском государственном университете. Адрес: 656099, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университета.

Автореферат разослан " " —- 1995 г.

Ученый секретарь, специализированного совета,

кандидат исторических наук

1-. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тема исследования. Изучение истории производства художественных изделий по многим параметрам имеет актуальный сшсл. Современное научное мышление стремится к разностороннем? к обобщающему знании. В связи с этим в исторической науке и искусстве произошло переключение внимания исследователей, с изучения крупных произведений и их создателе! на проблемы народной культуры. Для Сибири изучение народной культуры особенно актуально. так как в Xtl в. здесь не было и не могло быть выдающихся произведений искусства» поскольку отсутствовал необходимый творческий потенциал. Зато имелся мощный пласт 'народной культур!, заслуживающий специального внимания и научного осшсления. Изучение народной культура русского населения Сибири необходимо еще и потому, что продолжают бытовать необъективные суждения о вультуре местных поселенцев-старожилов, якобы лишенных художественной одаренности.

. Производство.художественных изделий - органическая часть народной культуры.'С одной стороны, оно является неотъемлемым компонентом материального мира. В этом случае его изучение является пенным-источником познания самой культуры, экономики и истории народа. t .

С другой стороны, художественные изделия формируют эстетическую среду, окружающую лвдей,. и тай или иначе воздействуют на образ жизни« -социальную психологию.населения. Д. художественных изделиях выражаются взгляда, вкусы, устремления, творческий потенциал народа, т.е. они являются ценный источником для изучения духовной культура. Эстетические представления уже входят в сферу духовности. По мнению В.С.Соловьева, "красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира."1 Воссоздание истории производства художественных изделий, следовательно, необходимо для познания материальной и духовкой культуры народа, без последних невозможно понятие закономерностей развития страны в целом и ее отдельных регионов в частности. В научном плане

1 Соловьев B.C. Общий смасл искусства //Философая искусства и литературная критика. - М., 1991. С.76.

исследование отдельных.регионов также чрезвычайно важно. Это давно отмечалось учеными, а в 70-е гг. профессор А.П.Окладников утверждал, что изучение не только общих для всей страны проблем. но и особенностей их проявления, специфики осуществления в отдельных районах страна может представлять значительный теоретический и практический интерес. Более полное изучение регионов составит более полную общую картину. Учитывая- тот факт, что данное исследование стоит на стыке истории, этнографии,.истории искусства, обеспечивается связанность всех этих направлений в научном изучении и цельность восприятия.

Изучение теш актуально и в этнокультурном аспекте, поскольку исследуется производство именно русских изделий. А художественна® изделия в значительной степени определяют особенности быта, миропонимания, традиции народов.

Интерес к данной теню продиктован и реалиями сегодняшней жизни. Результатом прерванной связи между поколениями стала утрата многих здоровых традиций в производстве, эстетике, культуре отношений. Восстановление "и обновление России все чаще связывают с возрождением ее духовного потенциала, экономических и культурных традиций, что выявляет необходимость их изучения. Ныне» когда осознается глобальное значение уровня культурного развития граждан в формировании судеб стран и народов, исторические изыскания-могут играть существенную роль в главном - гуманистическом воспитании чувств. В этом плане изучение истории производства художественных изделий необходимо, так как дает представление о богатом опыте в прошлом в деле воспитания здорового художественного вцуса масс. .

Появление в. нашем обществе новоявленного отряда предпринимателей, интересующихся художественными изделиями как товаром, также диктует необходимость изучения опыта прошлого.

Все это позволяет говорить об актуальности и научной значимости - избранной- теш - диссертационного доследования.

. - -Объектом исследования стало производство художественных изделий русским населением Зауралья в ИХ в. В фокусе внимания автора не все отрасли, хотя в принципе художественная обработка щшменима в отношении любого изделия. Критерий "художественности" трудноопределим. Невозможно ограничить художественный про-

инсел гак же четко, как любой другой. Однако грань между художественным изделием и изделием простой полезности всегда намечалась и всегда в человеческом уме классифицировались.изделия. Производители изделий и иг современники ясно понимали, какие вещи являются художественными.

От первой половины XIX в. сохранилось мало изделий в конкретно взятом, районе. По этим немногим вещам составить представление о художественности всего круга производимое предметов, практически невозможно. Для определения художественности вещей : второй половинн Х1:Х. в.. основные ориентиры намечены Искусствоведами /В.С.Вороновнм, В.М.Василенко/.

. Таким образом, предметом исследования стало производство изделий, когорте в ранний период рассматривались производителями и их современниками как художественные, а в более'позднее время - вещей, соответствующих основным критериям художественности, -намеченным искусствоведами, ...

Изученность теш. В XIX в. специально этой темой исследователи не занимались, но появилось много работ географического, этнографического, экономического, исторического характера, в' которых затрагивались вопросы, связанные с крестьянским произ- " водством, этнографией русского населения Сибири. Производство художественных изделий в таких работах не »оделялось, а характеризовалось наравне со всем хозяйством крестьян. В некоторых работах давались характеристики художественных изделий.

К ранним работам, касающимся отдельных сюжетов избранной теш, относятся работы П.А.Словцова. Особенно ценны его замечания о художественном вкусе крестьян, уровне мастерства производителей, способах.украшения сибирских изделий.

В 40-50-е гг. большую роль в изучении Сибири стали играть местные исследователи-краеведы. Большинство из них работало по программе для.собирания этнографических сведений, составленной в отделе этнографии Русского географического общества /РГО/. Они ввели в оборот значительное количество источников, использовал» свои наблюдения. В материалах, собранных сибирскими краеведами, имеются многообразные данные, касающиеся духовной и материальной культуры крестьян. Определенную ценность в их работах представляет общая характеристика эконошки. Скупыми

вкраплениями вкясчен в работа краеведов тот материал, который имеет непосредственное отношение к исследуемой теме.

В изучение вопросов данной проблематики ощутимый вряад внесли Н.А.Абрамов, Г.В.Колмогоров, Ф.В.Бузолин, К.М.Голодни-ков, П.П.Ершов, И.Ефимовский., Н.Черняковский, В.Тверетин, Т.Попов, А.Третьяков, А.рудяков, А.Й.Сулоцкий. В конце Х1Х в. особенно интересны исследования о кустарных прошел ах Тобольской губернии И.Н.Носова и Н.Л.Скалозубова. Они привели многочисленные статистические данные, касающиеся различных прошелов, назвали вида изделий и в некоторых случаях охарактеризовали способы их декорирования. Производство художественных изделий по традиции не выделено ими в самостоятельный вид деятельности крестьян.

К обобщающим работам досоветского периода можно отнести сочинение Ю.А.Гагемейсгера "Статистическое обозрение Сибири", в.котором автор охарактеризовал промыслы населения Тобольской губернии. В сочинение включены художественные характеристики некоторых видов изделий.

В работах Н„М.Ядринцева, П.М.Головачева характеристика экономики Сибири дополнена описанием быта и культуры народов края. Приводимые ими статистические даннне носят по преимуществу обобщающий характер. Некоторое внимание уделено исследователями избранной нами теме.

По-разночу оценивали досоветские исследователи художественные достоинства изделий крестьян и горожан. Одни /И.И.Зава-лишин, Т.Попов/ не жалели, красок.в описании внешнего вида предметов, другие /П.А.Словцов, Н.М.Ядринцев/ относились к ним намного сдержаннее.

Исследователями Х1;Х в, было дано описание крестьянского жилища, одежды, посуды, мебели, занятий населения; поставлены вопросы о происхождении сибирского иконошеания, росписи по металлу, ковроткачества /Н.А.Абрамов, А.Й.Сулоцкий/, фаянса и фарфора /П.А.Словцов/, костерезного. искусства /Н.Л.Скалозубов/, малярного прошела /Н.М.Ядринцев/. В целом, в дореволюционной историографии шло накопление архивных материалов и личных наблюдений.

В советское'время различные аспекты проблеш народного ис-

кусства затрагивались искусствоведами, историками, этнографами. Крушим событием явилось опубликование в 1924 г. работы искусствоведа В.С.Воронова "О крестьянском искусстве", которая надолго определила круг вопросов, метода работы с художественными изделиями. Автором было дано описание всех основных видов крестьянского искусства. В.С.Воронов поставил вопрос о том, что народное искусство следует, рассматривать как одну из сто-, рон производства. Им и позже В.М.Василенко были намечены основные критерии, художественности и стилевые особенности народных произведений искусства.

Дальнейший рост интереса исследователей к проблема народного искусства отмечается в 50-60-е гг..В это время появляются небольшие, а позже крупная работа В.М.Василенко /Русская народная резьба и роспись по дереву ХУШ-ХХ вв.- МГУ, 1960/. Исследователь одним из первых обратился к изучению сибирского материала. На его основе В.М.Василенко дал характеристику производства изделий из мамонтовой кости в Тобольске.

В это же; время сибиреведы проявляют интерес к крестьянско-щ зодчеству в Западной Сибири /Е.А.Ащепков/, к обработке драгоценных металлов /О.Н.Вилков/, ремеслам /М.М.Громыко/. Производство художественных изделий не являлось главным предметом их изысканий, поэтов ему уделялось мало места.

В 70-е гг. Д.И.Копылов, изучая обрабатывающую промышленность,. избрал поотраслевой принцип построения работы,' объединив все виды производства по природе.перерабатываемого.сырья.

. . Некоторых аспектов избранной теш коснулись А.Н.Копылов, М.М.Громыко, Б.В. Павловский, В.А.Барадулин. Они сделали важные наблюдения о вкусах крестьян, художественных традициях, передаче навыков мастерства.. Но обычно история производства художественных изделий находила отражение в исследованиях сибире-ведов в контексте общих вопросов, связанных с изучением народного искусства, развитием отдельных городов, регионов» обрабатывающей промышленности, ремесла и торговли.

В 80-90-е гг. эта тенденция в исследованиях сохранилась. В эти года, существенный вклад в разработку поставленной теш внесли Е.И.Соловьева, В.А.Барадулин, А.А.Лебедева, А.В.Сафьяно-ва, Н.А.Миненко, Л.Н.Гончарова, Н.Г.Велижанина, О.Н.Шелегина,

В.А.Зверев, Н.Н.Шайхтдинова,/ А.А.Валов. Наиболее близка к дан-нону исследованию во сути поднимаешь проблем работа Д.М.Русаковой. В связи с исследованием изобразительного искусства русских крестьян Сибири ею рассмотрены технические приеш, мотивы, композиции узоров, архаичны* элементы ж инновации в орнаментах изделий. Основное внимание уделено автором мотивам и композициям в"резьбе и росписи по дереву, вшивке, ткачестве, кружеве. Наряду с другими районами объектом внимания автора было, искусство крестьян-старожилов в Ишмском и Тарском уездах, г. Тюмени Тобольской губернии. Л.М.Русавова обращалась и к истории производства некоторых художественных изделий.

Итак, в советской историографии поставлен вопрос о необходимости рассматривать народное искусство как одну из сторон цро-изводства, намечены критерии определения художественности изделий, оцределены стилевые, особенности 1фестьянского искусства, сделаны важные наблюдения о крестьянских вкусах и эстетических традициях населения Сибири, дана характеристика отдельных видов изделий, выявлен принцип объединения отраслей производства по црироде перерабатываемого сырья..Вместе с тем история производства художественных изделий русским населением в Зауралье в Х1Х в. остается малоисследованной. Историки, этнографы, искусствоведы традиционно ставят проблецу. в рамках конкретной науки: историки мало интересуются народный искусством, искусствоведы не затрагивают- производства, этнографа часто ограничиваются описанием изделий, подчеркивая в них этнические особенности.

В целом, советская историография наметила только пути рассмотрения поставленной проблема, однако состояние ее разработки позволяет говорить о том, что объектом пристального внимания ученнх производство художественных изделий в Зауралье пока не стало.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является воссоздание истории производства художественных изделий русским городским и сельским населением Зауралья в XIX в. Достижение этой цели.предполагает решение конкретных задач:

- рассмотреть территориальное размещение производства художественных изделий,, выделив основные центры.художественной обработки дерева, металла, глины, кости, рога, кожи, шерсти,

растительного, сырья и женских рукоделий;

- проследить в динамике уровень развития каждой отрасли на протяжении столетия в соответствии с числом занятых в производстве; -

- определить факторы, влиявшие на уровень развития производства; '

- рассмотреть вопрос /там, где позволяют источники/ о художественной ценности производима изделий.

Автором не ставились задачи изучения искусствоведческих и этнографических аспектов проблема.

Хронологические -рамки исследования ограничиваются Х1Х в. В более ранний период производство художественных изделий у русского населения. Зауралья выступает как часть всей хозяйственной деятельности и выделить его практически невозможно. Процессы переселения и обустройства на новых местах, "приспособление к сибирским условиям поглощали основную массу энергии русских крестьян. К началу ХТХ в. производство в Сибири в целом сложилось, период , адаптации русского населения закончился, новая волна переселенцев начнется более чем через полвека. Производству художественных изделий стали уделять больше внимания. Появляется возможность выделить его из общего процесса хозяйственной деятельности и рассмотреть в более или менее завершенном виде.

Крупные процессы середины столетия /становление капитализма, переселение в.Зауралье русских крестьян из центральных, и вкных губерний России/ повлияли на развитие производства художественных изделий.. Конечная грань исследования связана с необходимостью выявления изменений в производстве во второй половине и особенно в-конце Х1Х в.

Территориальные рамки работы ограничены пределами Зауралья, то есть бывшей Тобольской и Шадринским. уездом Пермской губерний. -Это восточные, склоны Урала, и. территория, прилегающая'к ним. В этом районе раньше осело русское' население и соответственно раньше сформировалось производство. Известно, что в XIX в. этот район Сибири был наиболее развит в. промышленном и ремесленном отношении. В ранее освоенном и более развитом регионе, бытует более сформированное производство художественных изделий.

так как более или менее массовое юс изготовление может сложиться уже после того, как будут удовлетворены первейшие потребности -человека.

Новизна исследования определяется тем, что диссертация является первой работой, специально посвященной истории производства художественных изделий в Зауралье в ХТХ в. Традиционно художественные изделия являлись предметом изучения искусствоведов, историков искусства, этнографов. Искусствоведа интересует художественная природа явления в историческом развитии; анализ художественного образа - один из главных моментов его исследования. Этнографов интересуют этнические особенности, присущие народному искусству, и отражение в нем историко-культурных взаимосвязей народов. Этнографам не чуждо изучение и эстетических норм искусства, но они их исследуют "с точки зрения тех национальных специфических норм, которые имеются у каждого народа и которые; как и всякие другие народные традиции, являются следствием определенных условий, исторических и социальных.^Данное исследование стремится к комплексному изучению художественных изделий, то есть оно проведено на стыке истории, истории искусства и этнографии, что и определило новизну подхода к проблеме. В орбиту исследования вводится значительный и разнообразный массив не привлекавшихся ранее специалистами архивных документов. .....

Источниковая база диссертации. Для данной работы одинаково важны как письменные источники, так и вещественные. Среди использованных письменных источников можно выделить материалы статистического характера,. Значительная.часть статистических данных, использованных в диссертации, была обработана и опубликована Центральный и губернскими статистическими комитетами, оценочно-статистическими бюро земств. Часть материалов -отчети губернаторов, материалы к составлению обзоров, сведения о состоянии губерний, обывательские книги, статистические обзоры - взята из архивов. Дополняют статистические источники описания коллекций кустарных изделий, путеводители и каталоги кустарных и ........

Труда ХП Международного конгресса антропологических и этнографических наук. Т.7. М., 1970. С.360-361.

сельскохозяйственных выставок. Богаты материалом исторические, географические, топографические описания и обозрения, Примыкающие к статистическим источникам..

Комплекс привлеченной делопроизводственной документации также разнообразен и содержит сведения о многих Сторонах исследуемой проблеш. Документы исходили от губернатора, губернского правления, городских, волостных, сельских управ, городничих, полицейских правлений, ремесленных и мещанских управ, а часть -от самих производителей /крестьян, ремесленников/, например, всевозможные прошения крестьян и горожан. Использована документация, духовных правлений и монастырей. К ней относятся описи церковного имущества, договоры о заказах на изготовление различных. изделий и написание икон, рапорта о занятиях монашествующих и пр.

Из судебно-следственных дел в диссертации использованы рапорта судов о занятиях жителей различными ремеслами, описания экономического положения деревень, договоры о поставках сырья, судебные дела о купле-продаже, духовные завещания. В этих доку- " ментах встречаются описания изделий.

Богатым источником оказались архивные материалы различных обществ, занимавшихся исследованием Сибири. Среда них особое место занимает РГО.

В личных фондах и коллекциях-хранятся некоторые документы, которые, существенно дополняют имеющиеся данный. Привлечены личные фонды А.И.Сулоцкого, Н.Л.Скалозубова, В.Й.Бирюкова.

Из периодической печати XIX в. более всего использовано материалов, опубликованных в "Тобольских губернских ведомостях", но также .брались во внимание газеты и журналы министерств, обществ, частных лиц!. . ..

Особую группу составляют, мемуары, путевые заметки, путешествия, дневники, письма.. Многие авторы описывают в них художественные изделия, ремесла, постройки. Эти данные-ценны тем, что получены от людей, которые бЕШИ-.свидетелями происходящего и сумели подметить множество, деталей, .касающихся декорирования изделий, вкусов населения городов и.деревень.--------

......Необходимым источником являются вещественные памятники.

Часть сибирских коллекций хранится в пузеях. В число экспонатов

входят изделия, изготовленные из .всех материалов: дерева, металла, кости, рога, шерсти, кожи, глина, льна,, женские рукоделия. Коллекции кузеев позволяют составить представление о вкусах и художественных традициях жителей Тобольской губернии. ~ - Обильный материал по данной теме дают старинные районы городов Зауралья, где. в большом количестве сохранились деревянная резьба и разнообразные металлические детали убранства фасадов домов,-ворот, навесов. ■

■ - . Практическая значимость работа.Материалы и выводы диссертации могут, быть использованы в обобщающих трудах по истории Сибири, в работах по.истории отдельных сибирских городов, при подготовке учебных пособий, лекционных и специальных курсов. Исследование может послужить толчком для дальнейшего более подробного изучения опыта и богатств, накошенных народом. Результаты ретроспективного анализа центров художественного производства у населения Зауралья могут быть использованы в деле возрождения очагов художественных прошслов.

... Материалы исследования могут быть принята во внимание в деле воспитания молодого поколения на основе национальных традиций.

Вывода диссертации могут заинтересовать коммерческие структуры» желающие развивать отечественное производство художественных.изделий.

, Апробашя диссертации. Основные положения и выводы диссертации используются, автором в лекционных курсах: "История культуры Сибири", "История декоративно-прикладного искусства", читаемых а Алтайском государственном институте культуры для специализации "Организаторы адузейво-краегедческой работы" и "Педагоги, организаторы досуга." Диссертация обсуждалась на заседании кафедрн отечественной истории Алтайского государственного института культуры.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Вр Введении обоеиовывается научная значимость и актуальность тема, выявляется степень ее. изученности, формулируются цели, и задачи исследования, определяются его хронологические и территориальные рамки, дается общая характеристика источников. ...

Первая глава "Изготовление художественных изделий из дерева" состоит из двух параграфов. В ней рассматриваются плотничий, столярный, токарный, малярный, живописный и иконописный промасли и обработка бересты.

1,1. В первом параграфе определяется территориальное размещение плотничьего, столярного, токарного промясяов и центры обработки бересты; дается представление о динамике численности производителей в каждой отрасли в городах и деревнях; оценивается уровень мастерства изготовителей изделий, вписываются виды и способы декорирования предметов; приводятся художественные характеристики крестьянских и городских строений, мебели, утвари, посуды, средств передвижения.

В ХТХ в. крупными центрами строительного дела были Тобольск, Туринск, Тюмень, Тара, Ялуторовск, Курган. Ишим и их округа. Малораспространенным плотничье искусство было в северных округах, в Шадрикске и его округе. Большинство плотников проживало в деревнях, численность строителей увеличилась во второй половине.XIX в, В некоторых районах.ремесло принимает отхожий характер. Так, тобольские мастера, занимаясь строительством в северных омутах, занесли туда и сами типы домов, и способы их декорирования. Больше чем в других местах отходничество строителей было развито в Ялуторовском округе.

В первой половине XIX в. в большинстве районов Зауралья дома не отличались разнообразием и богатством декора, но обычно рублены они были добротно, выразительной была сама фактура мот-щных срубов. Красота усиливалась ритмичным чередованием света, и тени в бревнах. Мастера умели выявлять природную красоту дерева.

. Во второй половине Х1Х в. почти повсеместно нарастает число декоративных деталей в убранстве домов. В оформлении домов

использовались разные типы резьбы: глухая /с углублением фона/, про пильная, объемная накладная. На ранних этапах использовалась глухая резьба.

Успехи церковного деревянного зодчества связаны с туринскими мастерами-строителями. К искусству строительства церквей примыкает оформление их интерьера. Главное в интерьере церкви -иконостас. В первой половине Х1Х в. сашми лучшими мастерами иконостасной резьбы были тоже туринцы. Они брали подряды во многих местах Тобольской губернии и в смежных уездах Пермской. В 90-е гг.. XIX в. отмечается упадок этого искусства в Туринскв.

Расцвет иконостасной резьбы в Тобольске приходится на ХУШ в. .в первой половине Х1Х в. происходит постепенное затухание искусства.

Богатыми были традиции резного искусства в Ялуторовске. Тюмень стала крупным центром этого искусства только во второй половине столетия.

Столярное и сундучное производства были, развиты во многих районах Зауралья. Крупными центрами искусства являлись Тобольский, Туринский, Тюменский, Тарский, Ялуторовский, Курганский, Ишимский округа. Число мастеров возросло во второй половине XIX в. В основном они проживали в подгородних деревнях и городах. Профессия столяра была одной из сам« доходных. В конце XIX в. в некоторых подгородних деревнях существовала узкая специализация в столярном деле.

Изготавливали разнообразные, изделия. В первой половине столетия чаще делали-простые.вещи,- позже - дорогие, не уступающие по красоте и прочности столичным /Тюмень/. В украшении использовали привозные сорта дерева. Сундуки оформляли росписью, "мороженою" жестью. В большом количестве производимая продукция сбывалась на сельских ярмарках.- Часть продукции приготовлялась по заказам.

Токари производили утварь, деревянную посуду, детали мебели. Токарни имелись в сельской.местности Тобольского, Туринского, Тюменского, Тарского, Ялуторовского, Курганского, Ишимского, Шадринскогб округов. В-некоторых регионах на протяжении - столетия происходило расширение производства /Тюмень, ШадринскД Величина и форма посуды были разнообразными. Лучшая посуда экспо-

нировалась на выставках.

Распространена была в. Зауралье, берестяная посуда. Сашй крупный центр ее изготовления находился в Тобольском округе. Из-за сложностей с сырьем производство берестяной посуды в конце столетия сократилось. В небольшом количестве туеса производили в Туринске. Способы декорирования берестяной посуды были разнообразными: просечка, раскраска, чеканка. . .

В подгороднйх деревнях и городах Зауралья в большом количестве выделывали сани, телеги, экипажи. В начале XII в. они были простыми, а в середине столетия уже не уступали по красоте столичным. Каретное мастерство в 50-е гг. XIX в. было одним из самых выгодных. Одним из центров изготовления экипажей можно считать Тобольск с округом, где производство возрастало на протяжении века. -

Крестьяне Тюменского округа поставляли на базары и ярмарки огромное количество несложно декорированных саней. По признанию многих современников, тюменские сани и телеги были лучшими в целой Сибири. В 70-е гг. в Тюмени существовали крупные мастерские, где делали дорогие экипажи с инкрустацией, /ореховое, красное дерево/. Некоторые изделия, экспонируемые на выставках, поражали посетителей прочностью, рациональностью оковки. роскошной отделкой. Это производство продолжало существовать здесь в значительных, размерах и позже...

На таком же высоком уровне находилось экипажное дело в Шадринском округе. Выделялась своими изделиями деревня Ивачева Сухринской волости. В конце XIX в. экипажный промысел в этом округе был развит во многих волостях. Делали экипажи разных видов, но более всего изготовляли "ходки" - экипажи мелкого типа. Саше дорогие из них отделывались коврами, кожей, красились.

В других округах Тобольской губернии этот прошсел был развит меньше. В Туринском, Тереком, Ялуторовском, Курганском, Ипгамском округах жители производили изделия в основном для себя, реже - по заказам, еще. реже на свободную продажу. Однако производство сохранялось здесь весь Х1Х век.

1.2. В данном параграфе характеризуются малярный, живописный и иконописный прошелы.

Крупными центрами малярного и живописного искусства были

Тюмень и ее округ /рад деревень, го реке _Кармак/, Тобольск, Ту-ринск, Шадринск с округами. Существовало искусство в Таре, Ялуторовске, Кургане, Ишиме. Эти искусства бшхи связаны с деревообработкой. Так как большая часть мебели, посуды и пр. изготавливалась крестьянами юдгородних деревень, то и маляры проживали в основном в дерер лх.

В Тюменском округе /Тугулымская, Успенская волости/ выделились целые деревни, где главным делом стало малярное отходничество. Их мастерство было известно далеко за пределами губернии.

Расписывались избы, мебель,, утварь. О характере росписи можно судать по сохранившимся изделиям. Роспись была цветочной, выполнялась на цветных фонах в свободной кистевой манере. Набор элементов в рисунках- был.очень ограниченным, но композиции составлялись разнообразными.

Стойкие- традиции в малярном искусстве наблюдаются в Тобольске, где заметна.связь этого искусства с иконописью. Во второй половине XIX в. число мастеров здесь сократилось, но оно осталось все-таки достаточно большим. Искусство туринских мастеров было связано происхождением с нижнетагильской школой рисования. В южных округах роспись изделий бытовала в среде старообрядцев. Роспись' северных и южных округов отличается набором красок. Кроме того, в северных округах часто росписью покрывали резные изделия. Малярное искусство в Шадринском округе было связано с токарным промыслом.

¡'¿аляры и живописны расписывали и металл. Единственным центром лаковой живописи "по металлу был Туринск. Число мастеров в городе не было постоянным. В конце века искусство находилось здесь в глубоком кризисе.

существовало в Зауралье иконошсание, но утвердилось оно в очень немногих районах и в этих районах существовало непостоянно, к наиболее ранним центрам иконописи относится Тобольск. В Х1Х в.1 здесь происходило постепенное, угасание искусства.

Вторым центром иконописного искусства был Туринск. Расцвет искусства в ,этом городе пришелся на. первую половину Х1Х в. Вопрос о происхождении, его связывается с нижнетагильской школой рисования..Искусство туринских мастеров оценивалось высоко. Туринские иконы стоили дорого. Из-за большого наплыва подобных

изделий из европейской России и из-за ослабления контроля за производителями икон в Сибири /что привело к росту производства дешевы* икон/ произошел упадок туринского иконописания во второй половине XIX в.

Крупным центром иконописного маетерства была Тюмень. Также как в Туринске, в конце столетия здесь наблвдается упадок в искусстве. . Кроме выделенных трех очагов иконописания, имелось небольшое количество мастеров в других городах.

Характерной особенностью иконописания в Зауралье была его тесная связь с народной живописью.

. Вторая глава "Художественная обработка минерального, животного и растительного сырья" состоит из двух параграфов. В ней рассматривается обработка металла и глины, производство художественных- изделий из кожи, шерсти, кости, рога, меха,, льна.

2,1. Работа с металлом требовала определенного уровня квалификации, и штоцу далеко не каждый человек умел обращаться с этим материалом. В Зауралье. техника обработки металла была разной: ковка, литье', просечка, слесарная отделка..

Отливали крупные и мелкие изделия. Крупных изделий отливалось мало,, в основном это были колокола. Центры колокольного дела находились недалеко от Урала. Колокола отливались по заказам, церквей, расходились по всей Сибири. Наиболее развитым производство колоколов было в Туринске, Тюмени.. Имелось производство в Таре /сырье доставлялось с заводов Н.и А.Поповых,, находящихся в округе и в Киргизской степи/, Шадринске, Колокола несложно. декорировались. Образцу колоколов появлялись на выставках, где получали высокую оценку.

Более-распространена была отливка мелких изделий. К центрам литейного дела относилась Тюмень, где на протяжении века производство увеличивалось. Серебренники отливали украшения, предметы быта. Набор изделий у мастеров медных дел был гораздо шире. Славилась Тюмень поддужными колокольчиками, которые часто декорировались.

Литые вещи изготовлялись в Тобольске. Это ремесло, было городским. На протяжении, столетия производство постепенно сокращалось, но не исчезло совсем. В конце XIX в. в Тобольске имелась мастерская медных дел мастера Степанова, в которой отливали

украшения для северных народов по их старинным образцам. Коллекция этих вещей хранится в Санкт-Петербурге.

Художественное литье имелось в Ялуторовске и его округе. Основная часть мастеров здесь проживала в деревнях. Самым крупным центром была деревня Духовка. Изделия производились староверами. Набор вещей был богат. Значительное их количество было связано с культом. В конце столетия производство уменьшилось.

Хорошо известно было литье в Кургане и его округе. Bf. 1.907 г.* А.А.Рогозина приобрела некоторые изделия для этнографического отдела Русского музея. В конце Х1Х в. в дер. Становой была устроена мастером Ульяновым меднолитейная мастерская, где изготовляли изделия, украшенные эмаль». В других городах медноотливное производство было небольшим. На севере обработкой металла не занимались. Исключением является мастерская кузнеца Михайленко в Березове, которая в начале XX в. работала по заказам северных народов.

Широко использовалась в Зауралье слесарная обработка металла. Более всего славился слесарными изделиями Туринск, где число мастеров время от времени увеличивалось. Набор изделий был разнообразным. Производили железные подносы, шкатулки, столики, которые затем расписывались живописцами.

Искусно работали с листовым железом в западных частях Курганского округа, где художественно обработанной жестью обивали сундуки. Выделяются некоторые деревни, в которых все население занималось этим промыслом /дер. Талая/. Во второй половине столетия число слесарей в городе и за его пределами увеличилось.

Со слесарной обработкой иногда сочеталась просечка, которую широко использовали.в архитектуре. В число изделий входят дым-ники, навершия водосточных-труб,, карнизы ворот и домов. Главным центром "плоскостного .узорочья" являлась Тюмень. Наиболее интенсивное производство.изделий приходится здесь на вторую половину ХТХ - начало XX в.

. Широкое распространение в металлообработке получила ковка. Ковали и мелкие художественные вещи /накладки к воротам, оковки к саням итпр./. и крупные, например, изделия, декорирующие купеческие особняки и лавки.Кузниц в Зауралье было.множество, но производство как ремесленный промысел выделилось в Тюмени и

в Шадринске, где продавались лучшие экипажи, в Туринске, Таре, Курганском округе.

В некоторых изделиях сочеталась разная техника обработки металла, например,, в часах, помещавшихся в задасловатой формы корпус. Их производство было редким для Сибири. Но мастера Тру-совы /крестьяне /спенской волости Тюменского округа/ делали такие изделия. Башенными часами их работы пользовались во многих городах Сибири.

Распространенным материалом бала глина. Самым крупным центром по изготовлению глиняной посуда в Зауралье являлась Тюмень. Здесь делали обливную или глазурованную посуду из синей глины. Производство не носило, заводского характера. Качество изделий улучшалось с каждым годом. В округе крестьянами выделы-валась простая посуда. Производство существовало весь XIX век, успешно конкурируя с заводами, производившими полуфаянсовую и фаянсовую посуду.

Крупным центром производства посуды был Тобольск, и его пригород. Здесь делали простую и обливную посуду. Дер. Завальная и Редикорцева били известны обливной посудой. В конце XIX в. посуду из Тобольска перестали вывозить в больших количествах за пределы округа, мастера стали работать исключительно на местный рынок. '

В Ялуторовске, Кургане, Ишиме и их округах простую посуду делали крестьяне подгородних деревень, обливную - горожане. Изготовление последней появилось только во второй половине XIX в. Появление ее диктовалось, вкусами горожан. Производство здесь сохранялось весь XIX век.

В южных округах изготовляли полуфаянс, фаянс, а в Шадринс-ком округе еще и фарфор. Простая посуда здесь была расписной. Центр ее изготовления - Мванищевская волость. Сибирский фаянс и фарфор не особенно высоко оценивался современниками.

2.2, Во втором параграфе рассматривается производство изделий из животного и растительного сырья и женские рукоделия.

Широко используешм материалом являлись скотские шкуры и овчины. Выделка скотских шкур и производство из них изделий относятся к трудоемким отраслям, требующим значительных капиталовложений, поэтому это ремесло было занятием зажиточных горожан.

Крупным центром выделки скотских шкур стала Тюмень. Кроме того, производство существовало в Таре» Тобольске, ТУринске, Ялуторовске. В деревнях почти повсеместно выделывали овчины и изготовляли из них одежду, обувь. В северных районах - Тобольске, Ту-ринске - обрабатывали шкуры оленей, козлов, лосей. Изделия из дожи и замой были разнообразными. В декорировании кожаных изделий чаще всего использовали чеканку /рукавицы/, вышивку цветным гарусом. Уровень мастерства изготовителей был высоким. Об этом свидетельствует количество наград, получаемых ими на выставках. Во второй половине XIX в. в Тобольске модной обувью мещан били бардовые /степной баран/ унты с подъемом, вышитым гарусом. Только в конце столетия на смену им пришли пимы.

На иге Западной Сибири был распространен пимокатный прош-сел. Особенно это относится к Шадринскому округу, где им занимались крестьяне 27 волостей. Валеная обувь разделялась по цветам: черная /натуральная и крашеная/» белая и серая. По внешней отделке различали шм гладкий и "с ьушкой", то есть вышитый гарусом., "%шкан накладывалась, главным образом, на белые пимы. Это был самый распространенный в Сибири товар. Пимы с "мушкой" носили как праздничные, свадебные.

Во второй половине XIX в. на севере русские научились искусству подбирать мех /меховая мозаика/. Это ремесло имелось в Обдорске., где славились мастерицы уменьем шить красивые головные уборы из пешек /"пешкой" назывался олений теленок/ и оленьих лап.

В значительном количестве в Зауралье обрабатывали рог. Это ремесло, развивалось как.соцутствующее в районах, специализирующихся на переработке продуктов животноводства. Чаще всего из рога делали гребни.-К ранним центрам обработки рога относится Тюмень с округом, Тобольск. В Тюмени и ее округе ремесло просуществовало весь Х1Х в.. в Тобольске во второй половине столетия в документах, о нем упоминаний нет. В. это же самое время мастера-гребенщики имелись в Туринском, Ялуторовском, Курганском, Ишим-ском, Тарском, Шадринском округах. Ремесло было здесь исключительно деревенским. Изделия делали без орнамента. Декоративный эффект создавался гладкостью и природным рисунком- материала, выцукло представленном в изделиях.

Центром костерезного искусства в Зауралье был Тобольск. Более определенно это искусство проявилось здесь во второй половине XIX в. Большинство мастеров работало в одиночку. Существовали и крупные мастерские. К их числу относятся объединения Овешковых и Ю.И.Мельгуновой. Наиболее жизнеспособным оказалось предприятие Ю.И.Мельгуновой, которое к концу века расширило производство. Набор изделий, изготовляемых мастерами, был широким. В сюжетах изделий преобладала северная тематика. В начале XX в. в связи с снрьевыми трудностями владельцы мастерских больше внимания стали обращать на занимательность, техничность резьбы. Отход от традиций, то мнению искусствоведов, является симптомом упадочности в искусстве.

Широко использовалась в производстве шерсть животных. К наиболее интересным изделиям из шерсти относятся ковры. Крупным центром ковроткачества был Тюменский округ. В первой половине XIX в. оно концентрировалось в Каменской, Троицкой, Успенской, Тугулнмской волостях, позже ковровое производство расширилось. Продолжало оно развиваться и в начале XX в. Ковры изготовляли гладкие и махровые. В первой половине XIX в. краски мастерицы делали сами из трав,, позже пользовались покупными. Ткали ковры в домашних условиях на простых станках. Способ производства не менялся. Вид елка изделий совершенствовалась из года в год. Во второй половине XIX в. появились ковры, которые причисляются к произведения^. искусства. Рисунки ковров не отличались большим разнообразием.'Чаще всего делали цветочный узор на темном фоне.

В небольшом количестве и в основном для своей, семьи ткали ковры в Курганском, Ишимском, Ялуторовском, Тобольском, Тарском, Шадринском округах.

Из овечьей шерсти ткали пояса, опояски, шарфы.. Особенно это искусство было развито в южных районах. К середине XIX в. производство достигло определенного совершенства. Тканые пояса делали с разнообразными рисунками. Некоторые произведения появлялись на выставках и награвдались. Часть.деревень Ялуторовского, Ишимского, Тюменского, Шадринского округов изготовляли их на продажу. Нарядные пояса способствовали формированию законченного вида в костюме. . -

Бытовала в Зауралье обработка растительного сырья. К худо-

жественным изделиям из растительного сырья относятся узорные ткани. Во второй половине столетия узорное ткачество было хорошо развито в южных.округах: Шадринском, Курганском, Ялуторовском, Ишмском и частью Тюменском.

В Тюменском и Курганском округах в первой половине столетия бытовала набойка. Во второй половине ХТХ в. чеканка или набойка производилась только в Тобольском округе для северных народов.'

■ В ХУШ в., когда в стране развилось производство золотых и серебряных нитей, пышно расцвело золотошвейное дело. В Зауралье очень крупных очагов этого искусства не существовало, но имелись несколько центров с крепкими традициями в золотошвейном деле. Наиболее крупным из них был Туринский Николаевский женский монастырь. Изготовляли здесь церковные принадлежности по заказам и на свободную продажу. В Ивановском Междугорском монастыре под Тобольском в 60-е гг. были организованы золотошвейные мастерские. В Туринске, Тюмени, Тобольске, Ишимском, Ялуторовском округах значительное количество женщин занимались вышиванием золотом и шелками. Шитье использовалось здесь в оформлении головных уборов.

Почти повсеместно среди женщин Зауралья были распространены такие рукоделия, как вышивание и кружевогшетение. Значительное количество предметов рукоделия представлялось на выставки. В некоторых селениях делали вещи;на продажу. Кружевное дело как промысел отмечено в конце XIX в. в нескольких волостях Шадринс-кого округа.

В Заключении "делаются обобщающие выводы. Констатируется, что производство художественных изделий русским населением Зауралья является исторической реальностью. Для производства была характерна неравномерность, связанная с географической средой, наличием сырья, составом населения. В целом производство развивалось ш восходящей линии, в конце столетия в некоторых отраслях наблюдается его снижение.

Первоначально производство художественных изделий ограничивалось изготовлением вещей для своей семьи, позже часть изделий начинает поступать на рынок, и только небольшая часть.изделий изначально предназначалась для продажи. С развитием капита-

лизма произошло совершенствование производства, но тот же капитализм принес гибель многим отраслям местного производства и ухудшение вкусов в художественном оформлении изделий. Капиталистические отношения разрушили замкнутость и патриархальность деревенского быта, способствовали социальной и имущественной дифференциации населения.Художественное оформление жилища, одежды, украшений, предметов быта во многом зависело от обеспеченности семей. Что касается художественности изделий Зауралья, то сделан вывод о том, что; они обладали' пе меньшими достоинствами, чем аналогичные изделия населения европейской части России.

Способы передачи умений и навыков изготовления художественных изделий оказались традиционными, то есть их получали в семье, у частных лиц, перенимали опыт мастерства друг у друга, на ярмарках, выставках.

Выяснилось, что при общих закономерностях в развитии производства художественные изделий, существовали и особенности производства в Зауралье» Так, в тот период, когда в европейской части страны наблюдался упадок в художественных промыслах /роспись по дереву, металлу/, в Зауралье это искусство получало распространение.

На производство влияло много факторов, и степень воздействия каждого из них в разных районах была различной, поэтому внутри каждого региона существовали свои особенности. Но основной, щюцесс - сохранение и восстановление эстетических традиций, приспособление их к новым условиям и дальнейшее их развитие - имел место повсюду.; В. целом производство художественных изделий шло в русле национальной художественной культуры и экономики. Сибирское население сохранило многие традиции и обогатило материальную и художественную культуру новыми элементами.

Ряд основных положений и выводов диссертации отражены в следующих работах автора:

1. 0 необходимости сохранения народной живописи на Алтае //Охрана и изучение культурного наследия Алтая: Тезисы научно-практической конференции. - ЧЛ. Барнаул, 1993, - С.277-278.

2, Художественные прошелы русского населения Западной Сибири XIX в.//Культурное наследие Сибири. Сборник научных статей. - Барнаул, 1994. - С.57-66.