автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Проповедь в творчестве английских писателей XVIII в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проповедь в творчестве английских писателей XVIII в."
Российская Академия наук Институт мировой литературы им АМ Горького
На правах рукописи
Строганова Мария Васильевна
Проповедь в творчестве английских писателей XVIII в. (Дж.Сгшфт, С.Джонсон, Л.Стерн)
Специальность 10 01 03 - литература народов стран зарубежья (литературы Европы)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 2008
003165407
Работа выполнена в отделе классических литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы РАН
Научный руководитель доктор филологических наук
Зыкова Екатерина Павловна
Официальные оппоненты доктор филологических наук
Красавченко Татьяна Николаевна
доктор филологических наук Половинкина Ольга Ивановна
Ведущая организация Литературный институт им
А М Горького
Защита состоится «_25_»_марта_2008 г на заседании
диссертационного совета Д 002 209 01 при Институте мировой литературы им А М Горького РАН по адресу Москва, ул Поварская, д 25а
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института мировой литературы РАН
Автореферат разослан _ 2008 г
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат филологических наук _ Т В Кудрявцева
Общая характеристика работы.
Актуальность темы исследования. В настоящее время исследователи литературы XVIII века ищут новые подходы к творчеству писателей для того, чтобы преодолеть сложившиеся стереотипы мысли и создать более точную и объемную картину культуры этой эпохи Одним из таких подходов может стать изучение проповедей, созданных писателями, и проблемы соотношения разных сторон их творчества художественной и религиозной Проповедь как произведение словесного творчества в последнее время привлекает все большее внимание отечественных литературоведов появились диссертации, посвященные проповедям некоторых русских, французских (Боссюэ), английских (Беды Досточтимого, Джона Донна), немецких (современных) авторов [1]
Известно, что многие английские писатели эпохи Просвещения были не только литераторами, но и служителями церкви Как нам представляется, сочетание пастырских трудов и литературной деятельности является особенно характерным именно для английской культуры XVIII века Следовательно, мы можем попытаться описать и осмыслить феномен священника-литератора как своеобразную черту английской культуры эпохи Просвещения
Из литераторов XVIII века мы выбрали трех прозаиков, чье творчество, несомненно, относится к числу вершинных художественных достижений своей эпохи Джонатана Свифта, Лоренса Стерна и Сэмюэля Джонсона Свифт и Стерн были англиканскими священниками, Сэмюэль Джонсон, которого многие исследователи считают ключевой фигурой своего времени, сам не будучи рукоположен, писал проповеди для знакомых священников по их просьбе Подобная помощь литератора священнику в составлении проповеди не была единичным явлением, поэтому ее можно рассматривать как своеобразную черту культуры изучаемой эпохи Проповеди писателей
XVIII века до сих пор практически не привлекали внимание отечественных литературоведов, между тем они дают богатый материал для нового взгляда как на творчество этих писателей, на соотношение художественного и религиозного начал в их мировоззрении, так и на английскую культуру эпохи Просвещения в целом Таким образом, нам представляется важным проанализировать проповеди этих писателей в контексте их художественного творчества, чтобы привлечением нового материала способствовать тенденции более широкого осмысления эпохи Просвещения
Предметом исследования являются проповеди трех прозаиков Дж Свифта, С Джонсона и Л Стерна на фоне развития англиканской проповеди и в общем контексте их творчества
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является уточнение общепринятых представлений о взаимодействии художественной и религиозной мысли в эпоху Просвещения на материале изучения проповедей Дж Свифта, С Джонсона и Л Стерна В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования
1 Проанализировать опубликованные проповеди Свифта, Джонсона и Стерна, рассмотрев их содержательные особенности и риторическую структуру
2 На основе изучения документальных источников выяснить, насколько это возможно, как относился каждый из указанных авторов к разным сферам своей творческой деятельности религиозной и литературной
3 Сопоставить образ человека и концепцию личности в проповедях и в художественном творчестве каждого автора
4 Исходя из проанализированного материала, предложить свое решение следующих вопросов
как сочетались и взаимодействовали религиозные и художественные идеи в творческом сознании каждого автора,
как сочетались их религиозные представления с отношением изучаемых писателей к Просвещению, как ведущему культурному движению эпохи,
имеет ли место единство авторской позиции или же происходит «раздвоение» авторского сознания в разных сферах творчества религиозном и литературном,
прослеживается ли какая-либо эволюция в отношении к религиозному и художественному творчеству от Свифта к Стерну Как свидетельствуют уже защищенные по теме проповеди диссертации, методология анализа проповеди пока еще недостаточно разработана отечественным литературоведением, каждый автор, отталкиваясь от специфики своего материала, ищет свой подход Мы исходили в данной работе из того, что проповедь не является собственно литературным произведением (ее цели и задачи существенно иные), в то же время возможно подойти к ней с литературоведческой точки зрения, как к феномену словесной, риторической культуры В осмыслении проповеди как риторического жанра мы опираемся на общие работы Н Гроссу, В Ф Певницкого, М Л Гаспарова и Джорджа А Кеннеди[2] Мы рассматриваем проповеди Свифта, Джонсона и Стерна, с одной стороны, в контексте традиции англиканской проповеди, с другой стороны - в контексте их собственного художественного творчества, используя историко-литературный, сравнительный и культурологический методы
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественном литературоведении проповеди трех ведущих писателей и деятелей культуры XVIII века - Свифта, Джонсона и Стерна - рассмотрены как неотъемлемая составная часть их творческого наследия, что позволяет по-новому осмыслить как духовный и художественный мир этих писателей, так и своеобразие английской культуры эпохи Просвещения в целом Следует отметить, что в англоязычном литературоведении проповеди названных авторов не раз становились предметом анализа, тем не менее нам
неизвестны работы, в которых рассматривалось бы взаимодействие религиозной (англиканской) и просветительской мысли в мировоззрении Свифта, Джонсона и Стерна
Теоретическое значение исследования заключается в попытке осмысления роли и значения проповеди в творчестве английских писателей-священников XVIII века, соотношении художественной и религиозной сторон их творчества, своеобразия английского Просвещения в его отношении к религии
Научно-практическое значение исследования
Основные результаты работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории зарубежной литературы XVIII века, а также положены в основу специального курса Также материалы работы могут быть полезны при написании исследований по истории литературы данного периода
Апробация некоторых разделов исследования состоялась в докладах на научных конференциях «Другой XVIII век» (Москва, МГУ, 2002), «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, МГОПУ, 2003), «XVIII век искусство жить и жизнь искусства» (Москва, МГУ, 2004) и «Многоликий Филдинг (Филдинг и английская культура XVIII в)» (Москва, ИМЛИ, 2007), а также в публикациях Работа обсуждена в Отделе классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ РАН
Структура и объем исследования
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и Приложения В первой, вводной главе мы предпринимаем попытку охарактеризовать предшествующую традицию англиканской проповеди и культурную ситуацию англиканской церкви в XVIII веке Следующие три главы посвящены проповеди в творчестве Свифта, Джонсона и Стерна В Приложении мы даем наш перевод проповеди Дж Свифта «О сне в церкви»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность исследования, его методологические основы, поясняется выбор предмета, формулируются цели работы, представлен обзор основных тенденций исследования проповедей Дж Свифта, С Джонсона и Л Стерна
ПЕРВАЯ ГЛАВА «Проповедь в англиканской традиции и историческая ситуация англиканской церкви в XVIII веке» ставит своей целью воссоздать исторический контекст, в котором писались проповеди Свифта, Джонсона и Стерна От краткой характеристики учения о проповеди - гомилетики, краткого экскурса в историю проповеди от первых наставлений по проповедованию в Священном Писании, в посланиях апостола Павла, пособиях Оригена, Августина и т д, мы переходим к англиканской проповеди, ведущей свое начало от эпохи Реформации
Реформация разрушила религиозное единство Западной Европы Ее результатом стало образование новых исповеданий и основание новых церквей, развитие мистического и рационалистического сектантства, переосмысление догматических, религиозно-нравственных и церковно-практических вопросов, новое направление теологического мышления, развитие новых религиозных принципов, а в конечном итоге - вольномыслия антитринитариев и деистов Англиканская церковь, образовавшаяся в результате Реформации, ощутила на себе все многообразие порожденных ею новых тенденций Она превратилась в один из институтов государства, а право утверждать ее доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королем и английским парламентом Отныне все события в истории страны были связаны с вопросами церкви и веры, как соответствующей и равной власти государственной Единство национальной веры было утеряно Часть населения сохранила верность католической церкви, а среди более радикальных протестантов, не принявших
государственной реформации, постоянно возникали все новые разногласия, множились секты Англиканская церковь осмысляла себя как «средний путь» (via media) между крайностями католичества и радикального протестантизма Все это сказалось на становлении и развитии жанра проповеди в англиканской традиции
На рубеже XVII-XVIII вв в европейской культуре происходит очень важный перелом, который известный историк Поль Азар в свое время охарактеризовал как «кризис европейского сознания»[3] Проанализировав различные изменения, происходившие в европейской культуре в период 1680-1715 гг, ученый пришел к выводу о существенном сдвиге от религиозного типа мышления к светскому, который совершается в обществе в целом, а не только в умах отдельных мыслителей Для англиканской церкви, так же, как и для других европейских церквей, XVIII век был сложной эпохой Перед англиканской церковью стояла непростая задача приспособиться к новым условиям существования в светском государстве и светском обществе, найти новые способы влияния на свою паству и общество в целом
Главным врагом, угрожавшим самому существованию церкви в XVIII в , был деизм, родоначальником которого в Англии был Герберт, лорд Чербери (1583-1648) Своего расцвета деизм достиг в сочинениях философов начала XVIII в Джона Толанда, Мэтью Тиндала и Джона Энтони Коллинза Деизм проповедовал «естественную религию», отрицая христианство как «религию откровения», ставил знак равенства между ведущими мировыми религиями А коль скоро деизм лежал в основе просветительской философской доктрины, перед священниками-литераторами XVIII в встала сложная проблема как смогут сочетаться в их мировоззрении христианские и просветительские идеи Ведь в художественной сфере просветительская идеология быстро стала господствующей
После гражданской войны середины XVII в , в которой большую роль играло противостояние различных вероисповеданий, в эпоху Реставрации
(1660) и «славной революции» 1688 г религиозный «энтузиазм» подвергся суровому осуждению, как со стороны деистов (например, Шефтсбери в сочинении «Об энтузиазме»), так и со стороны самих служителей англиканской церкви Главным лозунгом дня становится веротерпимость «После религиозных бурь предшествующего века, - пишет Перри Батлер, -преобладающим стремлением стала стабильность Мораль ставилась выше догмы, трезвое практическое благочестие - выше мистицизма и эмоций Примером тому могут служить проповеди архиепископа Джона Тиллотсона (1630-94), которые послужили образцом для многих проповедников XVIII века»[4] Тиллотсон был одним из лидеров движения латитудинариев (от слова latitude — широта), которые максимально «расширили» трактовку догматов англиканства, чтобы с ним могли воссоединиться наименее радикальные секты Рационализм, изначально свойственный англиканскому вероисповеданию, достиг своего апогея в этом движении, оказавшем огромное влияние на англиканскую мысль XVIII в
Известный историк Дж М Тревельян в 1960-е годы дал яркую характеристику англиканской церкви XVIII века, которая, по его словам, была известна «ученостью, культурой и свободой, < > никто не достигал епископского сана за услуги, оказанные церкви, а только за услуги, оказанные науке, светскому патрону или политическим партиям < > Некоторые епископы, подобно Джозефу Батлеру, Беркли и Уорбертону, были известными учеными»[5] Историки англиканства много критиковали церковных деятелей XVIII века за обмирщение и уступки «духу» светской культуры, однако в настоящее время исследователи склонны подчеркивать, что несмотря на процессы обмирщения, англиканской церкви удавалось достичь известных успехов в отстаивании истин христианской морали и веры [6]
Сложность проблемы, стоявшей перед англиканской церковью и ее проповедниками, состояла в том, что с наступлением эпохи Просвещения становится очевидно, что «властителями дум» являются литераторы и
философы Роль литератора, его влияние на умы чрезвычайно возрастает Неудивительно, поэтому, что самым ярым защитником Христианства в Англии XVIII века многие историки культуры считают Сэмюэля Джонсона, чья «мощная, несентиментальная, практическая христианская вера»[7], в сочетании с искренностью и здравым смыслом, столь ярко проявившиеся в его моральных эссе, завоевала ему у современников репутацию «великого христианского моралиста»
Рационалистическое направление мысли латитудинариев, ярко проявившееся в полемике с деистами, являлось господствующим в англиканской церкви XVIII в Недостатки протестантского рационализма восполнялись религиозным движением, получившим общее название Евангелическое Возрождение и затронувшим в XVIII в все протестантские страны, в том числе Англию, Германию и США Английский методизм отстаивал сердечную веру против рационализма, развивал филантропическую деятельность, возрождал духовную самодисциплину и истинное рвение
Что касается развития жанра проповеди, то как его тематику, так и стилистику в XVIII в во многом определили латитудинарии во главе с Тиллотсоном Если ранее в проповеди большую роль играл полемический момент (отстаивание истинности англиканского вероисповедания против католиков, с одной стороны, и более радикальных протестантов, с другой), а также социально-политические вопросы, тесно связанные с вероисповедальными разногласиями, то латитудинарии отказались от подобной тематики и сосредоточили свое внимание главным образом на проблемах религиозной морали
Тиллотсон радикально упростил стилистику речи проповедника, освободив ее от сложных риторических фигур и украшений, отверг цитирование на древних языках, ученое комментирование сложных понятий, ссылки на различные трактовки библейских текстов Вместе с тем он восстановил четкую композиционную структуру проповеди,
ориентированную на классические риторические традиции обоснование важности темы, разделение темы на ряд вопросов, последовательное рассмотрение намеченных вопросов, опровержение неприемлемых точек зрения, заключительное увещевание[8]
Переворот, совершенный в проповедовании Тиллотсоном, оказал определяющее влияние на проповедников XVIII в Свифт, однако, младший современник Тиллотсона, не во всем поддерживал латитудинариев, в своих проповедях он продолжал толковать и объяснять догматы христианского вероучения, уделял внимание политическим вопросам, хотя в отношении стилистики и композиции следовал за Тиллотсоном Позднее, в проповедях Джонсона мораль уже преобладает над догматикой, Стерн же, отталкиваясь от тиллотсоновской формы проповеди, идет по пути ее «олитературивания»
При этом, что касается анализа проповеди, как искусства, основанного на риторических принципах, то XVIII век завершает большой период традиционалистской риторической культуры «готового слова», а в XVIII она находится на стадии разложения[9] Происходит распад апелляции одновременно и к разуму и к чувству, процесс, явным образом прогрессирующий от Свифта к Стерну, так в проповедях Свифта и Джонсона мы наблюдаем обращение прежде всего к разуму слушателей, ясность и четкость, логическое развитие мысли А в проповедях Стерна на первый план выходит стремление понравиться, а не научить, апелляция к чувствам слушателей с помощью всего арсенала чисто литературных риторических средств
Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ «Проповедь в творчестве Джонатана Свифта»,
проанализированы двенадцать изданных проповедей Свифта, а также его религиозная публицистика
Свифт был рукоположен в 1695 г , с 1713 г он стал настоятелем собора св Патрика в Дублине В 1704 г появилось первое значительное произведение Свифта — «Сказка бочки» Проповеди Свифта и памфлеты на религиозные темы не рассматривались у нас всерьез, поскольку «Сказка
бочки» создала впечатление, что вера писателя не слишком глубока Предпринятый в главе анализ памфлета показывает, что, несмотря на чересчур острый язык, Свифт создает вполне серьезную аллегорическую историю раскола христианства в Европе, размышляет о его причинах, которые коренятся в природе человека, в общечеловеческих грехах и пороках Другие памфлеты Свифта на религиозные темы, так же как и его проповеди и документальные свидетельства, дают нам основание утверждать, что он со всей серьезностью относился и к христианской вере, и к своему церковному служению
Будучи младшим современником латитудинариев, Свифт не принимал их религиозных и политических новаций, в религиозных памфлетах он полемизировал как с деистами, так и с латитудинариями В проповедях Свифт не ограничивал себя проблемами морали, как это делали латитудинарии, но разъяснял догматы англиканской церкви, полемизировал с католицизмом, светской языческой моралью, популярной среди деистов, касался животрепещущих социальных и политических вопросов существования Ирландии Вместе с тем, как и латитудинарии, Свифт отвергал религиозный «энтузиазм»[10], он был последователем Тиллотсона во всем, что касалось формы проповеди, ее композиции, простоты и ясности языка
Свое понимание искусства проповедования (аге ргаесЬсапс11) Свифт подробно изложил как в «Письме молодому священнослужителю», так и в проповеди «О сне в церкви», где подробно рассматривал, как именно надлежит проповедовать, и что в содержании и стиле является важным при произнесении проповеди Важно заметить, что задачи и цели проповедования представлялись Свифту несовместимыми с критериями качества «светских» сочинений Как писал он в «Письме молодому священнослужителю», существуют «два основных Принципа Проповедования первый - говорить людям о том, что есть их долг, и второй - убеждать их, что это и есть их долг», причем без всякого красноречия или демонстрации собственных
знаний, но «трезвой Мыслью и ясным Доводом» Свифт — принципиальный противник того церковного красноречия, которое расцвечивает, но и затемняет «простые истины» религии, противник выпячивания своего авторского «я» в деле служения сверхличной истине
Проповедь Свифта можно охарактеризовать как небольшой трактат, с ясной и законченной композицией, разносторонней и развернутой аргументацией, ограниченной объемом и возможностями восприятия на слух Она обращена не к чувствам, а к разуму слушателей, требует от них внимания к логике развития мысли Свифт имеет в виду образованного слушателя и затрагивает важные проблемы, которые являются объектом полемики Проповедь Свифта отличается однозначной серьезностью, отсутствием иронии и любой другой игры со слушателем, допускающей двойное истолкование сказанного, отсутствием метафор и скупым использованием других фигур речи Ее стилистика полностью отвечает ее дидактической задаче
Свифт-проповедник совсем не похож на Свифта-писателя и сатирика Каждая его проповедь имела традиционную для англиканства композицию текст Священного Писания с кратким комментарием, в котором показывается его непреходящая польза и актуальность для настоящего момента, затем разделение темы на части, формулировка частей и разработка каждой части Язык проповедей Свифта своей ясностью и простотой также отвечает его общим представлениям о сути и ценности языка Следует отметить, что Свифт вообще уделял много времени целям реформирования и улучшения английского языка Еще в первые десятилетия XVIII в Свифт создает целую серию сочинений, посвященных английскому языку, разговорной, письменной речи, изучает особенности стиля, орфографии и произношения различных слоев английского общества Другой важной чертой проповедей Свифта был их дидактизм, заложенный в самой природе жанра
Проповеди Свифта охватывают широкий круг не только религиозных, но и социальных и политических вопросов, продолжая в этом традицию англиканской проповеди ХУ1-ХУП вв Три из них «О Троице», «О мудрости мира» и «О свидетельстве совести» можно объединить по общности рассмотрения проблем христианского вероучения, его доктрин и принципов морали Другие три - «О братолюбии», «О ложном свидетельстве» и «На мученичество короля Карла I», связаны с религиозной и государственной политикой ХУП-ХУШ вв и, в частности, имеют дело с проблемами, возникающими из-за инакомыслия, как в церковной, так и в государственной сфере В проповедях «Взаимное подчинение» и «О довольстве бедного человека» Свифт рассматривает общее нравственное состояние общества и особо сосредоточивается на вопросах милосердия, богатства и бедности в христианской системе ценностей В проповедях «О делании добра» и «О причинах несчастного положения Ирландии» речь идет о внутреннем состоянии Ирландии, как результате политики английского правительства
Проповеди Свифта составляют яркий контраст его художественным произведениям Проповедь, по самой природе жанра, дидактична, ее задача -поучать и вразумлять слушателя, что и делает Свифт, напротив, в своих художественных произведениях он всячески избегает дидактизма, предпочитая иронию, пародию или сарказм В проповедях Свифт однозначно серьезен и крайне аскетичен даже в использовании обычных риторических приемов и фигур речи, в то время как в художественных произведениях он дает волю своему безудержному воображению, охотно прибегает к вымышленному образу автора, вступает в игру с читателем, использует весь арсенал художественных возможностей, включая фантастику
Вместе с тем сопоставление проповедей и религиозных памфлетов с художественными произведениями Свифта позволяет, как нам представляется, утверждать, что мировоззренческие установки, из которых исходит автор в обоих случаях одни и те же В проповедях и религиозных памфлетах, особенно в необычайно ярком памфлете «Рассуждение о
неудобстве уничтожения христианства в Англии», Свифт открыто высказывался о том, что он думает по поводу отступления своих современников от христианской веры В художественных произведениях, прежде всего в «Путешествиях Гулливера», он сатирически изображает современного человека, «свергнувшего иго» веры и полагающегося во всем на свой собственный разум и «естественную природу» Свифт уже не упоминает в них о христианстве, но христианский (англиканский) образ мыслей — это именно тот идеал, с точки зрения которого писатель обличает своих современников
Свифт, стоящий на позиции англиканского вероисповедования, существенным образом расходился со своими современниками - идеологами Просвещения, прежде всего в понимании человеческой природы Для Локка, Шефтсбери, Мандевиля человеческая природа самодостаточна Для Свифта, в отличие от философов-просветителей, человеческая природа способна реализовать себя только с Божьей помощью Как англиканский проповедник и священнослужитель, Свифт, создавая свою картину мира, отводит религии особое место Он часто, вслед за просветителями, говорит о себялюбии как основе человеческих поступков, но понимает любовь к себе в религиозном смысле как стремление к добродетели, открывающее путь к жизни вечной Другой пункт расхождения Свифта с просветителями — в признании им греховности человеческой природы, понимаемой англиканской церковью как недостаток первобытной праведности, то есть того совершенства, которое было свойственно природе первого человека, главным образом совершенства высших, духовных его способностей Для Свифта сохраняет силу христианское вероучение, согласно которому человек создан по образу и подобию Божьему, но его природа повреждена грехом Поэтому Свифт скептически относится к упованию просветителей на разум Религия для Свифта - единственно возможный выбор, привносящий порядок в хаос человеческих поступков и не игнорирующий при этом человеческую природу
Проповеди Свифта не пользовались популярностью у современников, а сатирические произведения создали ему репутацию мизантропа, и это «расхождение» Свифта со своей эпохой было вполне осознанно и концептуально, оно отнюдь не являлось следствием его «тяжелого характера» (как это иногда представляют) или каких-то иных, случайных причин
ТРЕТЬЯ ГЛАВА носит название «Проповедь в творчестве Сэмюэля Джонсона» Творчество Джонсона до последнего времени почти не привлекало внимания отечественных исследователей и мало известно русской читающей публике Между тем в Англии Джонсон всегда считался одной из ключевых фигур эпохи, середина XVIII века обычно именуется в историях английской литературы «эпохой Джонсона»
Джеймс Босуэлл в своей классической «Жизни Сэмюэля Джонсона» (1791) постоянно подчеркивал благочестие Джонсона Джонсон был одновременно и христианским моралистом и просветителем, его набожность не вступала в конфликт с новаторскими идеями века, цельность восприятия мира не нарушалась Там, где острый и незаурядный ум Дж Свифта отчетливо осознавал несовместимость христианской веры и просветительской философии, основанной на деизме, и потому порой впадал в отчаяние, менее аналитический ум Джонсона нашел возможность счастливого компромисса между ними, во многом позволившего ему сохранить свойственный эпохе оптимизм
Как нам представляется, такой компромисс стал возможен благодаря двум обстоятельствам С одной стороны, ему способствовал христианский рационализм самого англиканского вероисповедания (отрицание мистического и чудесного, святости и святых, единый «светский» путь спасения в миру и т д) С другой стороны, он осуществился благодаря умеренности и осторожности английских просветителей Буржуазная революция, сопровождающаяся кровопролитной гражданской войной, произошла в Англии еще в XVII веке, так что задачей просветителей было не
ниспровержение старого режима, а создание нового, причем в условиях, когда в обществе еще было свежо воспоминание о революции как о торжестве хаоса, чуть было не поглотившего английскую цивилизацию Можно сказать, что то компромиссное соединение англиканства и просветительских идей, которое характерно для мировосприятия Джонсона, и которое он выразил в своем творчестве, не было случайностью или причудой автора, но имело под собой историческую и культурную почву Именно поэтому Джонсону удалось оказать большое влияние на современников и стать воплощением духа эпохи, в то время как Свифт оказался не понят современниками и заслужил репутацию мизантропа
Большинство проповедей Джонсона было издано после его смерти, в 1788 и 1789 гг Джонсон писал проповеди по просьбе своего друга Джона Тейлора Взяв на себя труд написания проповедей для своего друга, Джонсон следовал обычной в то время практике Однако отношение Джонсона к проповеди не было исключительно прагматичным Он рассматривал проповедь и как ценный литературный жанр, входящий в сокровищницу английской литературы, и как средство морального и религиозного воздействия на паству
Джонсон определил проповедь в своем словаре как «discourse of instruction», «поучительную беседу», и уже это определение позволяет сблизить его проповеди с его эссе, которые также можно определить как беседу (правда, письменную, вернее, печатную) с читателем, причем в его случае как правило назидательную Но особенно важно отметить, что размышления Джонсона, независимо от светской или религиозной литературной формы, нисколько не меняли ни своего основного предмета, ни манеры изложения Близость проповедей и эссе особенно примечательна при пересечении некоторых тем, которые являются наиболее частыми в проповедях Джонсона обязанностей человека, милосердия, покаяния, тщеты человеческой жизни, счастья и некоторых других
Проповеди Джонсона отличает от эссе главным образом формальное построение (тема текст Священного писания, введение, определяющее значимость темы, разделение основного рассуждения на отдельные тезисы, которые затем разворачиваются и доказываются, заключительное назидание паствы) В отличие от Свифта, Джонсон отталкивается от реформы латитудинариев не только формально, но и по содержанию он почти никогда не касается христианской догматики, но все свое внимание уделяет морали Проповеди Джонсона рационалистичны, он, как и Свифт, апеллирует прежде всего к разуму своих слушателей, ему важны ясность и четкость, логическое развитие мысли, последовательное рассмотрение разных аспектов темы Как и Свифт, Джонсон в своих проповедях однозначно серьезен, единственное, что он позволяет себе из всего смехового регистра, это легкая ирония по адресу легкомысленных современников, самонадеянно считающих себя добрыми христианами и неспособных к трезвому анализу своей внутренней жизни и своего поведения В то же время яркие примеры, аналогии, меткие сравнения создают совершенно особую образность Босуэлл недаром восхищался «мощью и точностью» языка Джонсона
Наиболее интересная для нас особенность проповедей Джонсона - это сочетание и взаимное дополнение в них просветительских и христианских идей Так, в трех проповедях об обязанностях правителей и судей Джонсон развивает просветительскую мысль о том, что общественные законы должны регулировать отношения между людьми, но показывает, что сфера их действия всегда ограничена, они не смогут работать, если не будут дополнены божественными заповедями, ибо только эти заповеди всеобъемлющи и способны урегулировать поведение людей на всех уровнях, включая семейную жизнь, чего закон сделать не может Законы общественные, согласно Джонсону, должны руководствоваться законами, данными миру религией, повиновение Богу дает образец того, как должно происходить общественное подчинение В проповедях также наиболее емко представлены взгляды Джонсона на всякого рода инакомыслие в религии, на
разрушительную силу религиозных распрей, как для отдельного человека, так и для человечества в целом
В вопросе о человеческой природе у Джонсона вновь происходит взаимодополнение просвещения и христианства Он полагает, что просветительская теория говорит только о задатках и возможностях, заложенных в природе человека, христианство же поднимает человека на более высокую степень в морали, поведении и мышлении
Проповеди Джонсона, представляют собой уникальный материал о внутренней жизни, представлениях и сокровенных мыслях автора, открывают перед нами личность проповедника, его теологические взгляды, его суждения относительно практически всех важных сфер человеческой жизни, как общественной, так и сокровенно внутренней Сравнивая проповеди и эссе Джонсона, мы не чувствуем какого-либо диссонанса между его светскими произведениями и религиозными трудами В своих журнальных эссе Джонсон не менее ярко проповедует о воздержании, покаянии и многочисленных человеческих пороках, чем в своих проповедях Его миропонимание остается неизменным и жизненные ориентиры не меняют своей формы в зависимости от аудитории, к которой обращается писатель-проповедник со своими размышлениями
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА посвящена «Проповеди в творчестве Лоренса Стерна». Творчество Стерна - яркое явление в английской литературе XVIII века Получив известность благодаря своему роману и «Сентиментальному путешествию», Стерн оказался едва ли не самым интересным писателем сентиментализма Что касается публикации проповедей, то она происходит уже после огромного успеха «Тристама Шенди» Точное датирование проповедей практически невозможно Основная их часть была составлена в течение десятилетия после того, как Стерн обосновался в Саттоне, в 17421751 годах
В большинстве отзывов на первые два тома проповедей Стерна отмечались их высокие литературные достоинства, занимательность и
живость сюжетов, драматичность образов Пожалуй, единственное, что вызвало осуждение рецензентов - это общее название сборника проповедей, которые были представлены как «проповеди мистера Йорика» Современники упрекали Стерна в том, что он унижает свое духовное звание, поставив на титульном листе имя шута
Между тем, несомненно, было бы ошибкой не придавать значения имени Йорика, имени шекспировского шута, которое Стерн, конечно же не случайно дал своему любимому герою — пастору Йорику Известно, что Стерн в кругу друзей любил отождествлять себя с героем своего романа, часто в письмах называл себя Йориком и подписывался этим именем Это было своеобразное сентиментальное жизнетворчество, игра в роман Но когда Стерн поставил имя Йорика на собрании своих проповедей, он перенес эту литературную игру на иное, нелитературное поле, в жанр, который требует прямого и ответственного высказывания, для которого личность говорящего, его личная убежденность в истинности того, о чем он проповедует, имеет первостепенное значение Стерн же при помощи вымышленного автора, автора - литературного героя, вольно или невольно разрушает самую основу проповеди как словесного жанра Раскрывая том проповедей Йорика, читатель испытывает неуверенность в том, как к ним относиться как к серьезной проповеди или как к продолжению романа, литературной игре
Еще одним доказательством «литературности» проповедей Стерна является то, насколько широко автор считает возможным использовать в них смех, остроумие и юмор При всем желании соблюдать вид благопристойности, Стерн весьма ценил силу своего остроумия Однако при этом знаменитая чувствительность или сентиментальность Стерна, сочетаясь с его остроумием, порождала совершенно особенный смех Юмор и чувствительность — две важнейшие составляющие литературной манеры Стерна — отличают и риторику его проповедей, и в этом также подрывая установившуюся риторическую традицию
Проповеди Стерна имеют разнообразную тематику исследование человеческой природы, времени, отдельные человеческие добродетели и пороки, такие как осуждение, смирение, гордость, основные же его темы -счастье, самопознание и милосердие Своеобразие Стерна в том, что он часто избирает темой проповеди не абстрактную добродетель, а более конкретное исследование характера того или иного библейского персонажа При этом он, как романист, стремится разнообразить библейский сюжет как можно более яркими красками, придать ему наибольшую драматичность, даже запутанность, заинтересовать публику неожиданностью коллизий и событий, в общем посмотреть на «старые и избитые сюжеты» с неожиданной стороны Форма проповеди Стерна не имеет почти ничего общего с традиционно принятой В отличие от Свифта и Джонсона, Стерн освобождает проповедь от всех формальных признаков жанра, в ней невозможно уловить четкую структуру, традиционное развитие темы
Библейские сюжеты интересны для Стерна возможностью фабульного развития и психологического анализа Особенность использования Стерном библейских сюжетов в том, что он не столько поучает на их примере, сколько изучает эти сюжеты, исследуя их прямо по ходу проповеди, как будто подвергая проверке по целому ряду вопросов, и иногда вывод оказывается совершенно необычным, далеким от общепринятой точки зрения
Стерн апеллирует не к разуму, а к чувствам слушателей и, чтобы добиться их максимального внимания и соучастия, использует весь арсенал чисто литературных риторических средств развернутые описания, заставляющие читателя или слушателя живо представить какую-либо ситуацию, драматически пережить ее, патетические восклицания, диалоги автора с героями и с самим собой, риторические вопросы, молитвы и обращения к Богу, неожиданные сравнения Стерн не просто зачитывает проповедь, но разговаривает с аудиторией
Стерн в своих проповедях переосмысливает традиционные христианские темы в просветительском духе, порою выстраивая проповедь
как диалог разных точек зрения, порою же подменяя незаметно для слушателя (а может быть, и для себя самого) христианские ценности просветительскими Он дает новые трактовки сюжетов, традиционно служивших темой проповедников, стремится проникнуть в мысли и чувства библейских персонажей, на их примере изучает человека со всех сторон, подвергает сомнению каждое его действие, проверяет каждое, даже доброе его побуждение, меняет акценты, меняет ценности, смеется и иронизирует Стерн-литератор явно берет верх над Стерном-проповедником, что сказывается и в его отношении к своим проповедям как к художественным текстам
В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги работы, формируются основные выводы диссертационного исследования На рубеже ХУП-ХУШ веков в английской культуре происходит важнейший перелом, формируется новая, светская, буржуазная цивилизация, в которой вера становится частным делом каждого и церкви отводится гораздо более скромная роль, чем прежде Уже в движении латитудинариев конца XVII века проявляются новые тенденции подчинение интересов церкви государственным интересам, призыв к веротерпимости, а в проповедовании - преимущественное внимание к проблемам морали, а не догматическому вероучению, радикальное упрощение риторики и стилистики проповеди Предприняв анализ проповедей Свифта, Джонсона и Стерна, мы можем наблюдать разные виды взаимоотношения религиозных и просветительских позиций в их проповедях у Свифта - конфликт христианских и просветительских идей, у Джонсона - попытка их сочетания в единой системе, у Стерна - незаметное вытеснение и подмена христианских идей просветительскими Различны и взаимоотношения между проповедью и художественным творчеством у каждого и рассмотренных писателей Единство позиции, но разность художественных и риторических средств мы наблюдаем у Свифта, сочетание и взаимодополнение идей и единство риторических средств у Джонсона, и поглощение религиозного творчества литературным у Стерна
Можно увидеть в этом различии позиций известную эволюцию духовных и творческих позиций от Свифта к Стерну Во всяком случае, можно утверждать, что по мере развития и распространения просветительских идей в английском обществе XVIII века, они оказывают все более глубокое влияние на культуру, в том числе и на жанр проповеди
Основные положения диссертационной работы изложены в следующих публикациях:
1 Проповеди Лоренса Стерна // Другой XVIII век сборник научных работ М , «Экон-информ», 2002, с 197-206
2 Проповеди и религиозная публицистика Дж Свифта // Русское литературоведение в новом тысячелетии Материалы 1-й Международной конференции В 2-х тт М , Издательский дом «Таганка», МГОПУ, 2003 Т 2, с 268-273
3 Искусство любезной беседы в интерпретации Дж Свифта // XVIII век искусство жить и жизнь искусства М , «Экон-информ», 2004, с 399-408
4 Проповедь в творчестве английских писателей XVIII века (Дж Свифт, С Джонсон, Л Стерн) // Известия Академии наук Серия литературы и языка М , 2008, № 1, с 63-70
[1] Егорова Л В Жанр проповеди в творческой эволюции Джона Донна Дис канд филолог наук Москва, 2001, Левшун Л В Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и печатных сборниках) Дис канд филолог наук/ ИМЛИ M , 1992, Самойлович К Ю Надгробные проповеди Боссюэ Проповедь как литературный жанр Дис канд филолог наук Санкт-Петербург, 1997
[2] Гроссу H Исторические типы церковной проповеди Киев, 1910, Певницкий В Ф Из истории гомилетики Киевская Духовная Академия, 1893, Гаспаров M Л Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье Москва, 1986, Kennedy, George A Classical Rhetoric and îts Christian and Sacular Tradition from Ancient to Modem Times University of North Carolina Press, London, 1980
[3] Hazard, Paul European thought in the eighteenth century Cleveland-New York, 1963, p 265
[4] Butler, Perry From the Early Eighteenth-Century to the Present Day // The Study of Anglicanism Ed By Steven Sykes and John Booty Minneapolis, 1990, p 30
[5] Тревельян Дж M История Англии от Чосера до королевы Виктории Смоленск, 2002, с 387-388
[6] Butler, Perry From the Early Eighteenth-Century to the Present Day // The Study of Anglicanism Ed By Steven Sykes and John Booty Minneapolis, 1990, p 30
[7] Neill Stephen Anglicanism London, 1965, p 104
[8] Smyth Charles The Art of Preaching A Practical Survey of Preaching in the Church of England 747-1939 London, 1953 Ch IV The Triumph of Tillotson
[9] Cm Kennedy G A Classical Rhetoric and its Christian and Secular Tradition from Ancient to Modern Times University of North Carolina Press, London, 1980 Историческая поэтика Литературные эпохи и типы художественного сознания Москва, 1994
[10] Во введении к «Сказке бочки» он писал «Два главных свойства фанатического проповедника - внутренний свет и голова, полная бредней, и две судьбы его писаний - быть сожженными или съеденными червями», Дж Свифт Собрание Сочинений В 3-хтт, М , 2000, т 1, с 75
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Строганова, Мария Васильевна
Введение.3
Глава 1. Проповедь в англиканской традиции и историческая ситуация англиканской церкви в XVIII веке.11
Глава 2. Проповедь в творчестве Джонатана Свифта.42
Глава 3. Проповедь в творчестве Сэмюэля Джонсона.85
Глава 4. Проповедь в творчестве Лоренса Стерна.126
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Строганова, Мария Васильевна
Актуальность темы исследования. В настоящее время исследователи XVIII века ищут новые подходы к творчеству писателей для того, чтобы преодолеть сложившиеся стереотипы и создать более точную и объемную картину культуры этой эпохи. Одним из таких подходов может стать изучение проповедей, созданных писателями, и проблемы соотношения разных сторон их творчества: художественной и религиозной. Проповедь как произведение словесного творчества в последнее время привлекает все большее внимание отечественных литературоведов: появились диссертации, посвященные проповедям некоторых русских, французских (Боссюэ), английских (Беды Досточтимого, Джона Донна), немецких (современных) авторов1.
Известно, что многие английские писатели эпохи Просвещения были не только литераторами, но и служителями церкви. Это прозаики Джонатан Свифт и Лоренс Стерн, поэт-сентименталист Эдвард Юнг, а также многие поэты «второго ряда»: Роберт Блэр, автор популярной в 1740-е годы поэмы «Могила»; Уильям Мейсон, друг и биограф Томаса Грея и автор поэмы в четырех частях «Английский сад»; Джон Дайер, художник, поэт, автор поэм «Руины Рима» (1740) и «Руно» (1757); врач и поэт Джордж Крабб, создавший такие поэмы как «Библиотека» (1780), «Деревня» (1783), «Газета» (1785), и многие другие. Сэмюэль Джонсон, которого многие исследователи считают ключевой фигурой своего времени, сам, не будучи рукоположен, писал проповеди для знакомых священников по их просьбе.
1 Егорова JI. В. Жанр проповеди в творческой эволюции Джона Донна: Дис. канд. филолог, наук. Москва, 2001; Левшун JI.B. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и печатных сборниках): Дис. канд. филолог, наук/ ИМЛИ М., 1992; Самойлович К. Ю. Надгробные проповеди Боссюэ: Проповедь как литературный жанр: Дис. канд. филолог, наук. Санкт-Петербург, 1997.
Как нам представляется, сочетание пастырских трудов и литературной деятельности является особенно характерным именно для английской культуры XVIII века. В XVII в. это явление было гораздо менее распространено. Для XIX века оно еще менее характерно: здесь мы можем вспомнить только С. Т. Колриджа, который принял было на себя руководство отдаленным сельским приходом, но, прибыв туда, узнал о гранте, предоставленном ему для писания стихов фабрикантами
1 /
Веджвудами, и уехал, так и не прочитав ни одной проповеди (об этом эпизоде рассказывает в своих мемуарах Томас Де Квинси). Следовательно, мы можем попытаться описать и осмыслить феномен священника-литератора как своеобразную черту английской культуры эпохи Просвещения.
Из литераторов XVIII века мы выбрали трех прозаиков, чье творчество, несомненно, относится к числу вершинных художественных достижений своей эпохи: Джонатана Свифта, Лоренса Стерна и Сэмюэля Джонсона. Наш выбор не в последнюю очередь определялся доступностью текстов их проповедей. Религиозные памфлеты и проповеди писателей XVIII века до сих пор практически не подвергались анализу отечественными^ литературоведами, между тем они дают богатый материал для нового взгляда как на творчество этих писателей, на соотношение художественного и религиозного начал в их мировоззрении, так и на английскую культуру эпохи Просвещения в целом. Таким образом, нам представляется своевременным проанализировать проповеди этих писателей в контексте их художественного творчества, чтобы благодаря привлечению нового материала способствовать более широкому осмыслению эпохи Просвещения.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является уточнение общепринятых представлений о взаимодействии художественной и религиозной мысли в эпоху Просвещения на материале изучения проповедей Дж. Свифта, С. Джонсона и JI. Стерна. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать опубликованные проповеди Свифта, Джонсона и Стерна, рассмотрев их содержательные особенности и риторическую структуру.
2. На основе изучения документальных источников выяснить, насколько это возможно, как относился каждый из указанных авторов к разным сферам своей творческой деятельности: религиозной и литературной.
3. Сопоставить образ человека и концепцию личности в проповедях и в художественном творчестве каждого автора.
4. Исходя из проанализированного материала, предложить свое решение следующих вопросов:
- как сочетались и взаимодействовали религиозные и художественные идеи в творческом сознании каждого автора;
- как сочетались их религиозные представления с отношением изучаемых писателей к Просвещению, как ведущему культурному движению эпохи;
- имеет ли место единство авторской позиции или же происходит «раздвоение» авторского сознания в разных сферах творчества, религиозной и литературной;
- прослеживается ли какая-либо эволюция жанра проповеди от Свифта к Стерну.
Исследовательская традиция в осмыслении темы. В отечественном литературоведении проповедь как риторический жанр является относительно малоизученной темой. Для теоретического ее осмысления мы все еще обращаемся к дореволюционным исследованиям В. Ф. Певницкого (1893), Н. Гроссу (1910), Н. И. Барсова (1888, 1899). Краткий очерк средневековой европейской проповеди дан М. JI. Гаспаровым в его работе «Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье»
1986). В последнее время появилось несколько работ, исследующих проповеди отдельных авторов, в том числе английских. Проповеди в творчестве Беды Достопочтенного посвящена глава в монографии М. Р. Ненароковой (2003). Две диссертации посвящены проповедям и религиозным взглядам Джона Донна: это работы JI. В. Егоровой (2001) и В. С. Макарова (2000). Что же касается английских проповедей XVIII века, то только в работе М. Л. Тройской «Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения» (1965) были кратко рассмотрены проповеди JI. Стерна.
Истории церкви в Англии и англиканской церкви, отдельных этапов ее развития посвящена работа Я.Я.Вейша «Религия и церковь в Англии» (1976), многие работы англоязычных исследователей, в том числе «История церкви в Англии» Джона P. X. Мурмэна (1953), «Англиканство» С. Нейла (1965), сборник «Исследование англиканства» под редакцией С.Сайкса и Дж. Бути (1990), «Религиозное государство тюдоровской Англии» под редакцией Дж. Бути (1981), четырехтомная «История методистской церкви в Великобритании» под редакцией Руперта Дейвиса и Гордона Раппа (1965). Жанру проповеди в средневековье посвящена работы Дж. Морфи (1974).
Историко-культурное осмысление взаимоотношения христианства и европейской науки Нового времени на рубеже XVII-XVIII вв. дал Поль Азар в классической работе «Кризис европейского сознания» (1935), с тех пор отдельные положения его труда уточнялись и развивались позднейшими исследователями. Положению англиканской церкви в XVIII веке посвящена работа Джеральда Крэгга «Церковь и век Разума» (1960). Яркая картина английской культуры XVIII в. создана в известном труде историка Дж. М. Тревельяна «История Англии от Чосера до королевы Виктории» (1962, рус. пер. 2001). Различным направлениям философской мысли XVIII века посвящено множество изданий, отечественных и зарубежных, прежде всего исследующих творчество отдельных авторов.
Нам представляется важным упомянуть до сих пор не утративший' своего интереса капитальный труд Лесли Стивена «История английской мысли XVIII века» (1876), который дает подробнейшую картину полной полемических споров философской жизни столетия, упоминая не только главных, но и всех второстепенных ее участников.
Что касается художественного творчества Свифта, Джонсона и Стерна, то в англоязычном литературоведении ему посвящена столь обширная литература, что одно перечисление авторов заняло бы слишком много места. В отечественном литературоведении творчество Свифта и Стерна широко известно, между тем глубоких и серьезных работ об этих авторах немного. По большей части это главы в историях литературы и вступительные статьи к художественным текстам. Среди них следует выделить большую статью А.Г.Ингера, сопровождающую публикацию «Дневника для Стеллы». Он подробно исследовал политические и религиозные пристрастия Свифта, подчеркивая его «независимость» от каких либо внешних общественных влияний. И.А.Дубашинский в своей работе «Памфлеты Свифта» (1968) произвел подробный разбор наиболее известных памфлетов писателя. О политических памфлетах? • Свифта говорится во вступительной статье И.О.Шайтанова в книге «Англия в памфлете» (1987).
Проповедь в творчестве Джонатана Свифта становилась объектом исследования только в западной литературоведческой традиции. Это работы Л. А. Ланды (1954), А. Р. Винета (1968), К. Вильяме (1959), К. Фанинга (1997). При этом две работы, А. Винета и К. Вильяме, посвящены Свифту как священнику и церковному деятелю в контексте церковной жизни XVIII века, ее особенностей и традиций. Эти работы скорее исторического характера, главным образом направленные на изучение исторической ситуации того времени, с привлечением широкого круга материалов о реалиях политической и религиозной жизни страны. В работе К. Фанинга проводится сопоставление проповеднической риторики Свифта и Стерна. К. Фанинг исследует особенности применения проповеднической риторики каждого из писателей по отношению к аудитории, рассматривает, каким образом Свифт и Стерн достигают контакта со своей паствой, как они используют форму проповеди, как определяют для себя отношение между проповедником и его аудиторией. К. Фанинг подчеркивает разность подходов двух проповедников, исследует различие риторических приемов, используемых ими для проповеди и для нахождения контакта со слушателем. Работа Ланды посвящена главным образом проблемам подлинности и датировки проповедей Свифта.
О Сэмюэле Джонсоне почти не встречается работ в отечественном литературоведении. Лишь совсем недавно была издана в отрывках «Жизнь Джонсона» Босуэлла (2003). То, что Джонсон был до последнего времени совершенно исключен из нашей картины литературной жизни XVIII в., можно объяснить, с одной стороны, тем, что он не писал романов, а преимущественный интерес отечественных ученых был обращен на роман XVIII в., с другой стороны, тем, что вся эссеистика Джонсона пронизана религиозными мотивами.
Наиболее ценные сведения о жизни и творчестве Джонсона, в том-числе о его проповедях нам предоставляют свидетельства современника писателя Дж. Босуэлла (1791). Основное значение «Жизни Сэмюэля Джонсона», написанной Босуэллом, состоит в том, что фундаментальный труд Босуэлла выходит за рамки биографии, представляет собой своеобразную интеллектуальную энциклопедию века, живо рисует портреты не только самих Босуэлла и Джонсона, но и их именитых современников. Также ценным материалом по биографии и творчеству Джонсона является работа современника писателя Джона Хокинса (1787, 1961). Дж. Хагструм и Дж. Грэй (1987), современные издатели проповедей Джонсона, провели большую текстологическую и комментаторскую работу, добавили к известным двадцати семи проповедям еще одну, которая была окончательно приписана Джонсону английскими исследователями лишь в
1943 году. Работа Р. Вотла «Сэмюэль Джонсон моралист» (1961) посвящена проблематике моральных эссе Джонсона. Исследователь исходит из необходимости отталкиваться от его религиозных взглядов, так как моралистика Джонсона неотделима от религиозного контекста, а религиозный элемент в его моральных доводах присутствует постоянно. М. Дж. Квинлан в работе «Сэмюэль Джонсон. Религия светского человека» (1964) рассматривает, в частности, риторику проповедей Джонсона, однако основное внимание уделяет интерпретации религиозной позиции Джонсона, раскрываемой через его напряженные духовные искания и труды, его постоянный самоконтроль и стремление к самосовершенствованию. Ч. Чейпин исследует «Религиозную мысль Сэмюэля Джонсона» (1968) в общем контексте его творчества.
Проповедь в творчестве Лоренса Стерна также становилась объектом исследования в основном в западной литературоведческой традиции. В отечественном литературоведении можно упомянуть,, лишь работу М. Л. Тройской по немецкому сентиментально-юмористическому роману (1965), где она, кроме прочего, останавливается и на примере Стерна, подвергая разбору некоторые из его проповедей. На Западе это работы JI. Хэммонда (1970) и В. Л. Кросса (1929). Эти труды представляют собой прежде всего биографическое исследование Стерна. Для нас больший интерес представляет книга Л. Хэммонда, посвященная заимствованиям в проповедях Стерна, с подробными примерами сверяемых текстов.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественном литературоведении проповеди трех ведущих писателей и деятелей культуры XVIII века — Свифта, Джонсона и Стерна — рассмотрены как составная часть их творческого наследия, что позволяет по-новому осмыслить как духовный и художественный мир этих писателей, так и своеобразие английской культуры эпохи Просвещения в целом. Следует отметить, что в англоязычном литературоведении проповеди названных авторов не раз становились предметом анализа, тем не менее нам неизвестны, работы, в которых подробно рассматривалось бы взаимодействие религиозной (англиканской) и просветительской мысли в мировоззрении Свифта, Джонсона и Стерна.
Теоретическое значение исследования заключается в попытке осмысления роли и значения проповеди в творчестве английских писателей-священников XVIII века, соотношении художественной и религиозной сторон их творчества, сущности английского Просвещения в его отношении к религии.
Научно-практическое значение исследования. Основные результаты работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории зарубежной литературы XVTII века, а также положены в основу специального курса. Также материалы работы могут быть полезны при написании исследований по истории литературы данного периода.
Апробация некоторых разделов исследования состоялась в докладах на научных конференциях «Другой XVIII век» (Москва, МГУ, 2002), «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, МГОПУ,
2003) и «XVIII век: искусство жить и жизнь искусства» (Москва, МГУ,
2004), а также в публикациях. Работа обсуждена в Отделе классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ.
Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. В первой, вводной главе мы предпринимаем попытку охарактеризовать предшествующую традицию англиканской проповеди и культурную ситуацию англиканской церкви в XVIII веке. Следующие три главы посвящены проповеди в творчестве Свифта, Джонсона и Стерна. В Приложении мы даем наш перевод проповеди Дж. Свифта «О сне в церкви».
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проповедь в творчестве английских писателей XVIII в."
Заключение
Англиканская проповедь — явление, неотделимое от истории и культуры английского государства. Ее особенности определяются протестантскими доктринами англиканского вероисповедания, а также особенностями политической и исторической ситуации своего времени. Светский характер англиканского вероучения, не признававшего монашества, определил и особую направленность англиканской проповеди, изменил идеалы и ориентиры, декларируемые проповедниками, опорой которых не могли быть монашеские примеры нестяжания и молитвы. Проповедь эпохи становления англиканства прежде всего полемична. Англиканство существовало в окружении католичества и более радикальных протестантских сект, в положении противостояния, когда главной задачей проповедника было отстоять истины своего вероисповедания. Так как англиканская церковь являлась одним из институтов государства, в англиканской проповеди часто присутствовала политическая составляющая, она являлась влиятельной силой, формировавшей общественное мнение.
На рубеже XVII-XVTII веков в английской культуре происходит важнейший перелом, формируется новая, светская, буржуазная цивилизация, в которой вера становится частным делом каждого и церкви отводится гораздо более скромная роль, чем прежде. Уже в движении латитудинариев конца XVII века проявляются новые тенденции: подчинение интересов церкви^ государственным интересам, призыв к веротерпимости, а в проповедовании — преимущественное внимание к проблемам морали, а не догматического вероучения, радикальное упрощение риторики и стилистики проповеди.
В XVIII в. англиканская церковь отстаивает себя в полемике с деизмом, который является философской основой просветительского мировоззрения.
Соотношение и борьба христианских и просветительских идей и составляют, на наш взгляд, наиболее важную и интересную проблему в исследовании религиозного и литературного творчества избранных нами авторов XVIII века.
Предприняв анализ проповедей Свифта, Джонсона и Стерна, рассмотрев их содержательные особенности и риторическую структуру, их соотношение с художественным- творчеством каждого автора, мы можем сделать следующие выводы.
Творчество Джонатана Свифта приходится на переходную- эпоху рубежа XVII-XVIII в., и он, являясь младшим современником латитудинариев, не принимает их религиозных и политических новаций, в своих религиозных памфлетах полемизирует как с деистами, так и с латитудинариями. Как и другие проповедники XVIII века, Свифт опирается на реформу проповедования Тиллотсона, но только в том, что касается упрощения риторики (он сам призывает проповедовать «трезвой мыслью и строгим доводом»). Что' касается содержания проповеди, то он не •ограничивает себя проблемами морали, как это делали латитудинарии, но читает проповеди, разъясняющие догматы англиканской церкви, полемизирует с католицизмом, светской языческой моралью, популярной среди деистов, касается животрепещущих социальных и политических вопросов существования Ирландии.
Художественные произведения Свифта и его проповеди различны по содержанию и пафосу, но едины по выраженной в них авторской точке зрения. Художественные произведения Свифта прежде всего сатиричны, но используя сатиру как орудие, Свифт нападает на те же заблуждения и ведет ту же полемику, что и в своих проповедях. В проповедях происходит «положительное» изложение авторского мнения, не допускается сатира и главной целью является показать, каким должно быть общество, в отличии от художественного творчества, где Свифт показывает, каким общество является на самом деле. Сочетания религиозных и просветительских идей в творческом сознании Свифта не происходит, он постоянно подчеркивает расхождение между христианской и просветительской системой ценностей.
Свифт последовательно отстаивает позиции христианской церкви в против деистов, либералов и ранних просветителей. В своих проповедях и религиозных памфлетах он полемизирует с ними, в художественных произведениях сатирически осмеивает просветительские иллюзии, которые он ясно видит уже на раннем этапе их формирования. Его проповеди не пользуются популярностью у современников, а сатирические произведения создают ему репутацию мизантропа, и это «расхождение» Свифта со своей эпохой вполне осознанно и концептуально, оно отнюдь не является следствием его тяжелого характера или каких-то иных, случайных причин.
Творчество Джонсона и Стерна приходится на вторую половину XVIII века, оба они принадлежат к тому поколению, которое было воспитано на идеях Просвещения и впитало в себя развитую просветительскую культуру, оба автора сочетают в своих проповедях христианские и просветительские идеи, но делают это совершенно по-разному.
В отличие от Свифта, который ясно видел несовместимость новой просветительской идеологии с христианством и остался на стороне христианства, Сэмюэль Джонсон и в проповедях, и в моральных эссе, заслуживших ему славу «великого христианского миралиста», как нам кажется, вполне гармонично сочетает свои просветительские и христианские взгляды в достаточно цельной системе мировоззрения. Мы постарались показать, что это стало возможным благодаря тому, что, с одной стороны, он придерживался «умеренного», либерального англиканства, каким его проповедовали латитудинарии, с другой стороны, он был весьма «умеренным» просветителем, то есть из идеологии Просвещения брал конструктивную, созидательную часть, отсекая часть деструктивную. Именно поэтому Джонсону удалось оказать большое влияние на современников и стать воплощением духа эпохи, в то время как
Свифт оказался не понят современниками и заслужил репутацию^ мизантропа.
В проповедях Джонсон отталкивается от реформы Тиллотсона и формально, и по содержанию. Он почти никогда не касается христианской догматики, но все свое внимание уделяет христианской морали. Джонсон убеждает своих современников, что без христианских ценностей, без христианской морали современное «благоустроенное» общество не устоит. Как бы ни были хороши его законы, они не касаются ни внутренней жизни личности, ни внутрисемейных отношений. Тематика проповедей и эссе Джонсона сходна и преимущественно моральный пафос эссе и проповедей един, вплоть до словесных повторов.
Лоренс Стерн относился к числу тех просвещенных и либеральных проповедников эпохи Просвещения, для которых их литературные и ученые занятия были в равной степени, если не более- важны, чем их пастырские труды. В проповедях Стерна мы. вновь видим явный конфликт христианских и просветительских идей, но Стерн, в отличие от Свифта, сам внутренне тяготеет к Просвещению и своими двусмысленными текстами подрывает монолитную серьезность христианства. Его проповеди фактически лишены дидактизма, нередко внутри одной проповеди он «драматически» противопоставляет друг другу разные точки зрения и заставляет своих слушателей и читателей задуматься о выборе позиции. Образ человека в проповедях и романах Стерна един, но при этом - Стерн воспринимает свои проповеди скорее как литературное, чем как религиозное сочинение.
Одним из доказательств «литературности» проповедей Стерна является то, насколько широко автор считает возможным использовать в них смех, остроумие и юмор. Как романиста, Стерна и в проповеди интересуют прежде всего человеческие характеры, он часто ставит в центр проповеди детальное рассмотрение ветхозаветных сюжетов или трактовку характеров библейских персонажей. При этом он стремится придать сюжету наибольшую драматичность, дополнить его красочными деталями собственного сочинения, заинтересовать публику неожиданной трактовкой хорошо известных коллизий и событий. То, как Стерн обращается с формой проповедей, также подчеркивает их «литературность». По сравнению со Свифтом и Джонсоном проповедь Стерна освобождается от всех формальных признаков жанра, в ней невозможно уловить четкую структуру, выделить последовательное развитие темы.
Итак, мы можем наблюдать разные виды взаимоотношения религиозных и просветительских позиций в проповедях Свифта, Джонсона и Стерна: у Свифта конфликт христианских и просветительских идей, у Джонсона — попытка их сочетания в единой системе, у Стерна - незаметное вытеснение и подмена христианских идей просветительскими. Различны и взаимоотношения между проповедью и художественным творчеством у каждого и рассмотренных писателей. Единство позиции, но разность средств, мы наблюдаем у Свифта, сочетание и взаимодополнение у Джонсона, и поглощение религиозного творчества литературным у Стерна.
Можно увидеть в этом различии позиций известную эволюцию духовных и творческих исканий от Свифта к Стерну, во всяком случае, можно утверждать, что по мере развития и распространения просветительских идей в английском обществе XVIII века, они оказывают все более глубокое влияние на культуру, в том числе и на жанр проповеди.
Рассматривая проповедь, как искусство, основанное на риторических принципах, мы не должны забывать, что XVIII век завершает большой период традиционалистской риторической культуры «готового слова», и в XVIII веке она находится уже на стадии разложения239. В проповедях рассмотренных нами авторов этот процесс проявляется, на наш взгляд, в том, что происходит распад целостности риторического высказывания, которое в идеале обращается одновременно и к разуму и к чувству
239 См.: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Москва, 1994. слушателя. Свифт и Джонсон апеллируют прежде всего к разуму паствы, их проповедям присущи ясность и четкость, логическое развитие мысли, при этом Свифт прямо утверждает, что всякая апелляция к чувствам слушателей производится лишь в целях манипулирования их сознанием. А в проповедях Стерна на первый план выходит как раз обращение к чувствам слушателей с помощью всего арсенала чисто литературных риторических средств, за которым угадывается стремление скорее понравиться им, иметь успех, чем научить и принести пользу.
Список научной литературыСтроганова, Мария Васильевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"
1. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Москва, Наука, 1981 - 623 с.
2. Свифт Джонатан. Собрание Сочинений: В 3-х тт. Москва, 2000 - 245 с.
3. Стерн JI. Нравоучительные речи и некоторые нравственные мнения г. Стерна. Москва, 1801 - 348 с.
4. Стерн JI. Сентиментальное путешествие: Роман, воспоминания, письма, дневник. Санкт-Петербург, Лимбус Пресс, 1999 - 415 с.
5. Johnson Samuel. Essays from the Rambler and the Idler. New York, 1902 - 279 p.
6. Johnson S. The history of Rasselas. Oxford, 1942- 203 p.
7. Johnson S. The Letters of Samuel Johnson. 3 vols., Oxford, 1952 -304 p.
8. Johnson S. Lives of the English poets Gay, Thomson, Young, Gray, -New York, 1967-192 p.
9. Johnson S. The Rambler. 3 vols., New-Haven - London, 1969 — 2061. P
10. Johnson S. Sermons.- New-Haven London , 1978 - 354 p.
11. Johnson S. The Works of Samuel Johnson. 9 vols., Oxford, 1825 -304 p.
12. Sterne Laurence and Droper Elizabeth. Letters from Yorick to Eliza, Eliza to Yorick. Sterne to his friends. Altenburgh, 1776 - 127 p.
13. Sterne L. Letters of L. Sterne. Oxford, 1935 - 495 p.
14. Sterne L. Selected Prose and Letters.- Moscow, 1981 315 p.
15. Swift J. Вickerstaff Papers and Pamphlets on the Church. Oxford, 1940-299 p.
16. Swift J. The corespondence of J. Swift, ed. by Harold Williams. -London, 1963-332 p.
17. Swift J. Irish tracts 1720-1723 and Sermons. Oxford, 1948 - 386 p.
18. Swift J. Guliver's travel. Oxford, 1940 - 289 p.
19. Swift J. Polite conversation in 3 dialogues. Whittingham, 1892 -198 p.1.. Исследования
20. Научно-справочная литература
21. Бедуелл, Ги. История Церкви. Москва: Христианская Россия, 1996.-298 с.
22. Дональд К. Мак-Ким. Вестменстерский словарь теологических терминов. Москва. 2004. - 504 с.
23. Православная энциклопедия. — Москва. «Православная энциклопедия», 2000.
24. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. -Москва. «Большая Российская энциклопедия», 1993.
25. The Anglican Tradition. A Handbook of Sources. Ed. by Y. R. Evans and J. Robert Wright. Fortress press. 1988. - 620 p.
26. Bertram R. A. A homiletic encyclopaedia of illustrations in theology and morals. 6th ed. New York, 1883. - 882 p.
27. Cambridge Companion to English Literature 1550-1740. -Cambridge. 2000.-306 p.
28. Cleibsch William. Christianity in European History. New York, 1979.-204 p.
29. Coure, Leonard W. And Yummer, John Selwyn. The Christian Calendar. A Complete Guide to the Seasons of the Christian Year. Springfield, cop. 1974.-214 p.
30. A Dictionary of Christian Theology. Ed. by Alan Richardson. -London, 1969.-364 p.
31. Johnson, Paul. A History of Christianity. Harmondsworth, etc.,1980. X, - 556 p.
32. The Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross. 2nd ed. Oxford, 1977. XXXI. - 311 p.
33. Литература по. истории проповеди, в том числе в англиканской традиции
34. Гаспаров М. JL. Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. Москва, 1986. - 340 с.
35. Гроссу Н. Исторические типы церковной проповеди. Киев,, 1910. -97 с.
36. Егорова JI. В. Жанр проповеди в творческой эволюции Джона Донна: Дис. канд. филолог, наук. Москва, 2001. 159 с.
37. Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда ритор, агиограф, проповедник. - Москва, 2003. - 256 с.
38. Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и печатных сборниках): Дис. канд. филолог, наук/ ИМЛИ М., 1992. - 138 с.
39. Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Киевская Духовная Академия, 1893. 113 с.
40. Самойлович К. Ю. Надгробные проповеди Боссюэ: Проповедь как литературный жанр: Дис. канд. филолог, наук. Санкт-Петербург, 1997. -146 с.
41. Таушев А. Руководство по гомилетике. Москва, 2001. - 145 с. 22. Kennedy, George A. Classical Rhetoric and its Christian and Sacular
42. Tradition from Ancient to Modern Times. University of North Carolina Press; London, 1980.-291 p.
43. Smyth Charles: The Art of Preaching. A Practical Survey of Preaching in the Church of England 747-1939. London, 1953.-305 p.
44. The Eighteenth-Century Pulpit: A Study of the Sermons of Butler, Berkeley, Seeker, Sterne, Whitefield and Wesley. Oxford: Clarendon Press, 1969.-235 p.
45. Robert de Basevorn. The Form of Preaching // Three Medieval Rhetorical Arts. Oxford, 1968. - 432 p.
46. Литература по истории англиканской церкви
47. Бурова И. И. Две тысячи лет истории Англии. Санкт-Петербург: Изд. С-Петербургского университета, 2001. — 254 с.
48. Достопочтенный Беда. Церковная история народа Англов. -Санкт-Петербург, 2001. 361 с.
49. Edwards, David L. Christian England. Vol. 2. From the Reformation to the 18th Century. London, 1982. - 520 p.
50. A History of the Methodist Church in the Great Britain. Ed. by Rupert Davis and Gordon Kapp. London, 1965. In 4 vol. Vol. 1. - 332 p.
51. Moorman J. R. H. A History of the Church in England. London, 1976.-451 p.
52. More Paul Elmer. Anglicanism. London, 1935. - 811 p.
53. Neill Stephen. Anglicanism. London, 1965. — 192 p.
54. Sampson H. Grant. The Anglican tradition in 18 century verse. The Hague-Paris, Mouton, 1971. - 378 p.
55. Schoffber Herbert. Protestantism and Literature. London, 1958. -312 p.
56. Литература по истории и культуре Англии
57. Англия в памфлете. Москва, 1987. — 432 с.
58. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. -Москва, 1966. 214 с.
59. Ингер А. Г. Из истории английской литературы XVII-XVTII веков. Коломна, 1996. - 124 с.
60. Макаров В. С. Религиозно-философские аспекты творчества Джона Донна. Москва, 2000. - 312 с.
61. Маколей Томас Бабингтон. Англия и Европа. Санкт-Петербург, 2001.-500 с.
62. Макуренкова С. А. Джон Донн поэтика и риторика. Москва: Академия, 1994. - 206 с.
63. Мееровский Б. С. Джон Толанд. Москва, 1973. - 189 с.
64. Теккерей У. М. Английские юмористы XVIII века. Собр. соч. в 12-и томах. Москва: «Художественная литература», 1977.
65. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Русич, 2002. ,- 620 с.
66. Томас Элиот. Избранное: Религия, культура, литература. — Москва: РОССПЭН, 2004. 751 с.
67. Хилл Кристофер. Английская Библия и революция XVII века. -Москва: ИВИ РАН, 1998. 489 с.
68. Bahlman, Dudley. W. R. The moral revolution of 1688. London, 1957.-213 p.
69. Bogel Frederic. Literature and substantiality in later eighteenth century England. Princeton, 1984. - 226 p.
70. Bredvold Louis I. The literature of the Restoration and the eighteenth century 1660-1798. New York, 1962. - 220 p.
71. Copley Stephen. Literature and the social order in eighteenht century England. London, 1984. - 202 p.
72. Cragg, Gerard R. The Church and the Age of Reason, 1648-1789. -Harmondsworth, 1966. 299 p.
73. Cragg, Gerard R. Reason and Authority in the eighteenth century. -London, 1964.-349 p.
74. Damrosch Leopold. God's plot and man's stories. Studies in the fictional imagination from Milton to Fielding. Chicago; London, 1985. — 3431. P
75. DePorte Michael. Nightmares and hobbyhorses: Swift, Sterne and Augustan ideas of madness. San Marino, 1974. — 164 p.
76. Dieter A. Berger. Die Konversationskunst in England 1660-1740. -Munchen, 1978. 347 p.
77. Dussinger John A. The discourse of the mind in 18 century fiction. — The Hague-Paris, Mouton, 1974. 215 p.
78. The eighteenth century/ Ed. By Pat Rogers. London, Methuen, 1978.-246 p.
79. Elton Oliver. Reason and Enthusiasm in the 18 century. //Essays and Studies by Members of the English Association. vol. X. - Oxford: Claredon Press, 1924.-564 p.
80. The Enlightenment and English literature: Prose and poetry of the eighteenth century. Toronto, 1980. - 765 p.
81. From Blake to Byron/ Ed. By Boris Ford. Harmondsworth, 1976. — 314 p.
82. Fussell Paul. The rhetorical world of Augustan humanism. Ethics and imagery from Swift to Burke. Oxford, 1965. - 314 p.
83. Goose Edmund. A history of eighteenth century literature (16601780). New York, 1889.-415 p.
84. Hazard, Paul. European thought in the eighteenth century. -Cleveland-New York, 1963. 477 p. Пер.: Hazard, Paul. La crise de la conscience europeenne. - Paris. 1935. -480 p.
85. Humphreys, Authur Raleigh. The Augustan world: life and letters in the eighteenth century England. 2nd ed. London, Methuen, 1964. - 283 p.
86. Jackson Robert S. John Donne's christian vocation. Evanston, 1970. -192 p.
87. Keener Frederic M. The chain of becoming the philosophical tale, the novel and neglected realism of enlightenment: Swift, Montesquien, Voltaire, Johson and Austen. New York, 1983. - 358p.
88. Landa L. A. Essays in eighteenth century English literature. -Princeton, 1980.-241 p.
89. The literature of controverse: Polemical strategy from Milton to Junius/ Ed. By Thomas N. Corns. London, Totowa, 1987. — 176 p.
90. Lucas F. L. The search for good sense: Four eighteenth-century characters. Johnson, Chesterfield, Boswell, Goldsmith. Cassell, 1958. - 354 p.
91. Nicolson Marjorie Hope. Science and Imagination. Ithaca, 1956. -238 p.
92. Nussbaum Felicity. The new eighteenth century: Theory, politics, English literature/ Felicity Nussbaum, Laura Braun.- New York, London, 1987. — 320 p.
93. Preston Thomas R. Not in Timon's manner. Feeling, misanthropy and satire in eighteenth century England. University, The University of Alabama press., 1975.-217 p.
94. Probyn Clive T. English fiction of the eighteenth century 1700-1789. -New York, 1987.-244 p.
95. Rawson Claude Julien. Order from confusion sprung studies in eighteenth century literature from Swift to Cowper. London, 1985. - 431 p.
96. Redwood, John. Reason, ridicule and religion. The Age of Eulightenment in England, 1660-1750. London, 1976. - 287 p.
97. Rogers Pat. The Augustan vision. London, 1974. - 318 p.
98. Sambrook, James. The eighteenth century: The intellectual and cultural context of English literature 1700-1789. London, New York, 1986. -290 p.
99. Sherburn George. The Restoration and eighteenth century (16601789). New York, 1948. - 410 p.
100. Stephen Leslie. English literature and society in the eighteenth century. Duckworth, 1940. - 224 p.
101. Stephen, Leslie. History of English thought in 18 century. In 2 vol. -London, 1876.-466 p.
102. Stephen Leslie. Selected writings in British intellectual history. -Chicago, London, 1979. 297 p.
103. Studies in change and revolution. Aspects of English intellectual history 1640-1800/ Ed. by Paul J. Korshin. Menstone, (Yorkshire), 1972. - 2821. P
104. Syhes Steven. The Study of Anglicanism/ Steven Syhes, John Booty. -London, Minneagrolis, 1990. 468 p.
105. Литература по творчеству Дж. Свифта, С. Джонсона и Л. Стерна
106. Босуэлл Дж. Жизнь Сэмюэля Джонсона: Отрывки из книги. -Москва, 2003.-245 с.
107. Гете И. В. Лоренц Стерн. Собр. соч. в 13-и томах. Москва: ГИХЛ., 1935.
108. Дейч А. И. Свифт. Москва: Жур.-газ. объединение, 1933. — 166с.
109. Дубашинский И. А. Памфлеты Свифта. Рига: Звайгэне, 1968. -192 с.
110. Елистратова А. Лоренс Стерн, в кн.: Стерн Л. Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентльмена. Сентементальное путешествие. Москва: Художественная литература, 1968. - 286 с.
111. Ингер А. Г. Доктор Джонатан Свифт и его «Дневник для Стеллы», в кн. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Москва: Наука, 1981. -564 с.
112. Маевская В. Г. Роман JI. Стерна «Жизнь и мнения Тристама Шенди» и история английского романа эпохи Просвещения. Автореф. дис. канд. филолог, наук. 10.01.05. Москва, 1989. 16 с.
113. Панина И.А. Образность языка сатиры Джонатана Свифта: Дис. канд. филолог, наук. Пермь, 2003. 146 с.
114. Тройская М. JI. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Ленинград, 1965. - 243 с.
115. Тройская М. Л. Романы Стерна. Ленинград, 1960. - 273 с.
116. Тройская М. Л. Стерн — моралист. Ленинград, 1948. - 246 с.
117. Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. Москва: Наука, 1973. - 88 с.
118. Штейн А. Л. Свифт и человечество. Москва, 1977. - 209 с.
119. Beaumont Ch. A. Swift's use of the Bible. Athens, 1965. - 68 p.
120. Bogel Frederic V. The first English novelists. London, 1985. - 2501. P
121. Carlyle Thomas. On Heroes, Hero-Worship and the Heroic in History. New York, 1983. - 416 p.
122. Cash Arthur H. Laurence Sterne The Early and Middle Years. -London, 1975. 333 p.
123. Chapin Chester F. The religious thought of S. Johnson. University of Michigan press., 1968.- 181 p.
124. Chwalewik Witold. Laurence Sterne. Warscawa, 1969. - 423 p.
125. Clark Jonathan C. D. Samuel Johnson. Literature, religion and English cultural politics from the Restoration to Romanticism. Cambridge, 1995.-270 p.
126. Cross Wilbur L. The life and times of L. Sterne. New Haven, 1929. - 670 p.
127. Ewold W. B. The masks of J. Swift. New York, 1967. - 318 p.
128. Gilbert Jack G. Jonathan Swift. Romantic and cynic moralist. -Austin-London, 1966. 161 p.
129. Hammond Lansing Van Der Heyden. Laurence Sterne's sermons of Mr. Yorick. Hammond, 1970. - 195 p.
130. Harth Phillip. Swift and Anglican rationalism. The religious background of A tale of a tub. Chicago-London, 1969. - 171 p.
131. Hawkins John. The life of S. Johnson. New York, Macmillan, 1961. -341 p.
132. Gilbert J. G. J. Swift. London, 1966. - 133 p.
133. Johnson S. Sermons/ Ed. by Jean Hagstrum and James Gray. New Heaven, London, 1978. - 354 p.
134. Landa L. A. Jonathan Swift A List of Critical studies publ. from 1895 to 1945 by Louis Landa and James Erward Tobin to which is added remarks on some Swift manuscripts in the United States by Herbert Davis. New York, 1945. - 61 p.
135. Landa L. A. Swift and the church of Ireland. London, 1954. - 2061. P
136. New Melvyn. Laurence Sterne as satirist. Geinesville, 1969. - 4041. P
137. Probyn Clive T. J. Swift; the contemprary backgrount. New York, 1979.-219 p.
138. Quinlan M. J. Samuel Johnson. A layman's religion. Madison, 1964.-240 p.
139. Quintana Ricardo. Two Augustans J. Locke, J. Swift. - Madison, 1978.- 148 p.
140. Price Martin. Swift's rhetorical art. A study in structure and meaning. -New Haven, 1953. 200 p.
141. Roberts S. C. Doctor Johnson and others. New York, 1958. - 175 p.
142. Seccombe Thomas. The age of Johnson. London, 1899. - 366 p.
143. Stephen Leslie. Swift. New York, 1902. - 205 p.
144. Swift J. Irish tracts 1720-1723 and Sermons. Oxford, Blackwell, 1948.-386 p.
145. Voitle Robert. Samuel Johnson the moralist. Cambridge, (Massachusetts), 1961. - 182 p.
146. Wilbur L. Cross. The Life and Times of Laurence Sterne. 3d ed. -New Haven, 1929. 413 p.
147. Williams Kathleen. J. Swift. London, 1968. - lllp.
148. Williams Kathleen. J. Swift and the Age of Compromise. London, 1958.-238 p.
149. Winged Scull: Papers from the Laurence Sterne/ Ed. by Arthur H. Cash, JohnM. Stedmond. London, 1971. - 315 p.
150. Winnett Arthur Robert. J. Swift churchman. Farnham, 1968. - 16 p.