автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Пространство человека

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Бердников, Игорь Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Пространство человека'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бердников, Игорь Павлович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА КАК ОБЪЕКТ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

1.1. Парадигмальные основания пространства человека.

1.2. Структуры пространства человека.

Глава 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО

ПРОСТРАНСТВА ЧЕЛОВЕКА.

2.1. Роль коммуникации в структурировании жизненного пространства человека.

2.2. Коммуникативные структуры жизненного пространства постнеклассического мира человека.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Бердников, Игорь Павлович

Актуальность темы исследования. Многие проблемы человечества, обострившиеся на рубеже третьего тысячелетия, содержат общую основу -они возникают, доминируют или частично разрешаются в жизненном пространстве социума современной цивилизации. Под влиянием научно-технических революций, развития информационных систем расширяется сфера социума, в которую вписан человек. В поисках разумных оснований формирования современного социального пространства многие исследователи широко используют и анализируют понятие «пространство человека» и его содержание. Изучение этого пространства ведется на пересечении основных подходов естественнонаучных концепций и гуманитарных наук.

Пространственные отношения человека становятся все более объемными, многосторонними и, в тоже время, дифференцированными. Современный человек превращается в существо планетарное. «Многомерность жизненного пространства человека выражает множество самых неожиданных оттенков человеческой жизни, представляющих обостренный интерес для современного философского сознания», — отмечает В.Б. Устьянцев1. Фактически на наших глазах происходит радикальная трансформация пространства и времени, фундаментальных измерений человеческой жизни2.

В философской картине социального пространства упорядочивание пространственных структур цивилизации, превращение их в жизненное

1 Устьянцев В.Б. Антропология жизненного пространства // Жизненное пространство человека и общества. Саратов, 1996. С. 5.

2 См.: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 353. пространство человека вытекает из целостной природы человека, его биопсихосоциальной сущности, поэтому связь цивилизационного пространства и пространства человека всегда была и остается актуальнейшей проблемой теории жизненного пространства. Сегодня уже нельзя ограничиваться простой констатацией наличия пространства человека как всеобщей формы его бытия. Существование многообразных взаимосвязей и взаимообусловленностей в пространстве человека делает возможным наличие различных подходов к его изучению.

С одной стороны, категория пространства человека обладает высочайшей степенью абстракции. «Метафора пространства связана с базовой образностью ориентационных метафор (Lacoff and Johnson). С ее помощью удобно концептуализировать вполне деперсонализированные структуры и их конфигурации, а также тенденции (направления) л развертывания процессов, их исходные и последующие фазы» . С другой стороны, современная наука редуцирует категорию «пространство человека» до таких содержательно-конкретизированных понятий, как, например, «личностное пространство», «пространство стрессов», «пространство риска». В свою очередь, каждое из этих пространств, будучи персонализированным, включает в себя множество подпространств различной природы, целый спектр пространственных реальностей.

Различные формы жизненного пространства человека не только дополняют друг друга, составляя общую многомерную картину мира современного человека, но и обусловливают друг друга, благодаря существованию взаимных связей. Это позволяет обнаружить в пространстве человека некоторые относительно константные образования, структурирующие его. Вместе с тем, данная совокупность относительно устойчивых связей не является неизменной, а эволюционирует вместе с развитием самого человека. В полной мере это относится и к такому особому

3 Ильин М.В. Моделирование // Полис. 2000. № 2. С. 88. виду пространственных структур мира человека, как коммуникативные структуры. Глобализация основных системообразующих факторов развития цивилизации - экономических, технологических, экологических, информационных - наполняет понятие «пространство человека» новым цививилизационным содержанием. В современных условиях идет трудный процесс поиска эффективных, прогрессивных и эмерджентных коммуникативных структур, связей, отношений, которые способствовали бы обращенности цивилизационного пространства к человеку.

С одной стороны, все подпространства жизненного мира человека обладают коммуникативными свойствами. С другой стороны, коммуникативные структуры связывают в единую многомерную реальность все возможные пространства человека. В совокупности эти два обстоятельства образуют ту проблемную ситуацию, которая стала основанием для постановки вопроса о необходимости исследования коммуникативных структур пространства человека как самостоятельной проблемы. Данное обстоятельство способствует более глубокому и всестороннему изучению коммуникативных структур и как объекта научного анализа, и как реальной ценности для индивида, и как важнейшей составляющей социокультурного процесса.

Актуальность темы продиктована необходимостью исследования категории пространства сквозь призму разнообразных форм коммуникативной деятельности человека и способов раскрытия его сущностных качеств. На разработку проблемы нацеливают широкие перспективы освоения новых пространств как в космическом и планетарном, так и во внутриличностном масштабах. Наконец, актуальность проблематики обретения современным человеком своего устойчивого жизненного пространства требует дальнейшей разработки новой междисциплинарной концепции - духовной гармонизации жизненного пространства социума в целом и российского социума, в частности.

Степень научной разработанности проблемы. В поле зрения исследователей, занимавшихся изучением различных структур пространства человека, находились географические, геологические, экологические, экономические, социальные, политические, культурно-духовные и другие аспекты, которые анализировались с позиций разнообразных научных школ и в рамках целого ряда дисциплинарных и междисциплинарных подходов. Проблематика пространственных структур мира человека была поднята на уровень социально-философской рефлексии благодаря работам H.A. Бердяева, Ф. Броделя, В.И. Вернадского, И. Канта, А.Ф. Лосева, H.H. Моисеева, И. Пригожина, П.А. Флоренского, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, К. Ясперса.

Анализ подходов к изучению пространства общества и человека в отечественной философской литературе 60-80 гг. XX века показывает, что они были направлены на:

- исследование проблем множественности пространства и времени, специфики пространственно-временных параметров различных форм движения материи4;

- анализ социального пространства через его специфические свойства и характеристики5;

- выявление общей структуры социального пространства6.

В 90-е годы наметился повышенный интерес к проблематике жизненного пространства общества, цивилизации, человека и стремление

4 Аскин Я.Ф. Принцип единства мира: многообразие аспектов // Принцип единства. Саратов, 1980; Жог В.И., Канке В.А. Проблема множественности форм пространства и времени // Диалектический материализм и проблемы современного естествознания. М., 1980; Владимиров Ю.С. Пространство - время: явные и скрытые размерности. М., 1989.

5 Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «Время» и «Пространство». Киев, 1978; Ковальзон М.Я., Эпштейн Р.И. О специфике пространства и времени как категорий социально-философской теории // Философские науки. 1988. № 8.

6 Черников В.Г. Пространство как объект социально-философского исследования: Автореф. дис.д-ра филос. наук. М., 1987; Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. М., 1988; Потемкин В.К., Симанов А.Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск, 1990. использовать выводы современных зарубежных исследователей в конструировании моделей и социально-философской теории пространства-времени человека. Эти проблемы нашли свое отражение в работах Р.Ф. Абдеева, В.В. Вальковской, В.Н. Гасилина, В.А. Кутырева, Е.В. Листвиной, Б.В. Маркова, А.Г. Маслеева, A.A. Миголатьева, A.C. Панарина, В.Т. Пуляева, С.Г. Спасибенко, B.C. Степина, В.Б. Устьянцева, В.Г. Федотовой, И.Т. Фролова, В.А. Шабалина, А.Ю. Шеховцева, JI.C. Яковлева, В.Н. Ярской. Причем, если в философской литературе начала 90-х годов нередко наблюдалась произвольная трактовка понятия «жизненное пространство», то в последние годы в основном выявлено его смысловое философское содержание, нетождественность социальному пространству7. Смысловая структура жизненного пространства раскрывается в предельно общих социально-экологических понятиях, в базовых человеческих ценностях, в категориях культуры. Оно представляет собой жизненную среду родового человека, обустроенную им на основе сложившихся технологий, социокультурных стандартов, ментальных структур. С другой стороны, практически и духовно освоенное людьми природное и социальное пространство становится жизненным пространством общества. В отличие от социального пространства, пространство жизни родового человека более динамично, связано с ритмами деятельности различных общностей людей, может претерпевать значительные трансформации и деформации. Человек непрерывно структурирует пространство малых групп, образуя микроструктуры жизненного пространства8.

Социально-гуманитарные исследования коммуникативных структур пространства человека до последнего времени велись в рамках теории коммуникации и ее прикладных отраслей. При этом в отечественной

7 См.: Жизненное пространство человека и общества. Саратов, 1996; Филимонова О Ф. Жизненное пространство человека: Дис.канд. филос. наук. Саратов, 1998; Спасибенко С.Г. Человек, социосфера, социум // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5.

8 См.: Устьянцев В.Б. Жизненное пространство России: на перепутье цивилизаций // Жизненное пространство России. Саратов, 1999. С. 4-5. литературе основное внимание уделялось социальной коммуникации9, средствам массовой коммуникации10. В последние годы как зарубежные, так и российские ученые все больший акцент делают на специфике переходного периода развития цивилизации в сторону информационного общества, на особенностях современных коммуникационных стратегий, на месте и роли человека в системах массовой коммуникации11.

Таким образом, нельзя утверждать, что коммуникативные структуры пространства человека не попали в область исследовательских интересов ведущих представителей социально-гуманитарных наук. Достаточно сказать, что один из фундаментальных вопросов социологии, который проанализирован с достаточной продуктивностью, - это вопрос о роли массовых коммуникаций в жизни общества (Р. Барбрук, В.Ю. Борев, П. Брук, П. Бурдье, Ю.М. Власов, А. Калабрезе, М. Кастельс, A.B. Коваленко, В.П. Конецкая, М. Маклюэн, О.Т. Манаев, Н.Д. Саркитов, А. Турен). Значительное место занимают проблемы коммуникации в психологии, где они рассматриваются, прежде всего, как смысловой аспект социального взаимодействия (A.A. Бодалев, Б.С. Братусь., П.Я. Гальперин., М. Коул, В.Ф. Ломов, С. Милграм, В.И. Слободчиков, Т. Шибутани). В отечественной политологии проблемы коммуникативных структур исследуются с точки

9 Родионов Б.А. Диалектико-материалистическая концепция социальной коммуникации и ее основные проблемы: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Свердловск, 1988; Васина H.H. Общение и его конкретно-исторические формы: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1988; Каган М.С. Мир общения. М., 1988; Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры // Вопросы философии. 1994. № 4.

10 Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977; Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986; Терин В.П. Основные направления исследования теории массовой коммуникации // Социологические исследования. 1997. №11.

11 Васильева И.В. Коммуникативная ситуация в контексте переходного периода к информационному обществу: Автореф. дис. канд. филос. наук. Н.Новгород, 1996; Глинская И.Ю. Человек в системе массовых коммуникаций: Социально-философский анализ: Дис. канд. филос. наук. М., 1998; Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999; Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Федотова В Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии. 2002. № 12. зрения функционирования политической системы, политического развития, политических технологий (Е.В. Богатин, К.С. Гаджиев, Л.Я. Гозман, А.И. Демидов, Г.Г. Дилигенский, B.C. Егоров, В.В. Ильин, Б.И. Кретов, О.Ю. Рыбаков, А.И. Соловьев, А.Л. Стризое). В рамках паблик рилейшнз анализируются информационно-коммуникативные потоки с целью эффективного решения задач организаций (Е.А. Блажнов, Р. Блакар, С. Блэк, Ф. Джефкинс, А.Б. Зверинцев, Г.Г. Почепцов, Э. Роджерс, Г.Л. Тульчинский, Р. Фишер, У. Юри). Наконец, нельзя не упомянуть такие современные направления анализа коммуникации, как исследования языка тела, проблем невербальной коммуникации (Р. Бердуайстел, Г. Калеро, Дж. Ниренберг, А. Пиз, X. Рюкле, Дж. Фаст), виртуалистика (Ж. Бодрийяр, А. Гидденс, H.A. Носов, Д. Харвей, С.С. Хоружий).

Вместе с тем, проблемы коммуникативных структур чаще всего сводятся к достаточно прикладным аспектам - коммуникативные средства, технологии, коммуникативное поведение. Нередко должное внимание не уделяется анализу социокультурной природы коммуникативных структур, их ценностному содержанию. Выделение различных типов, видов, форм коммуникативных структур по разным основаниям отрывает их друг от друга и не дает возможности рассмотреть их в рамках целостной системы, выявить области (сферы) их пересечения, универсальные свойства и характеристики. При кажущейся разработанности проблемы еще недостаточно глубоко раскрыта роль коммуникативных структур в освоении человеком новых областей личностного жизненного пространства, особенно в постнеклассическую эпоху. Наконец, при достаточно большом количестве работ, посвященных коммуникации в пространстве человека, пока не сформировалась интегративная теория с высокой степенью обобщения, обладающая весомым объяснительным потенциалом и возможностью структурирования накопленного материала.

В диссертационном исследовании предпринята попытка обосновать ведущую роль коммуникативных структур в формировании пространства человека, их интегрирующее значение в становлении жизненного мира личности. При этом отметим, что систематическое использование категории пространства человека при анализе различных социальных явлений и процессов, а также категории «коммуникативные структуры» при исследовании специфики этого пространства является следствием инновационного порождения междисциплинарных категорий и понятий как составной части процесса интеграции наук, выраженного в дальнейшем обогащении основных понятий, а также в использовании междисциплинарных концепций. В связи с этим, на наш взгляд, представляется возможным выделить четыре основные парадигмы осмысления феномена пространства человека и, в том числе, его коммуникативных структур в процессе становления и развития цивилизации. Это - доклассическая, классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы. При смене парадигмы меняется содержание и структура пространства человека. Такой подход, как представляется, дает возможность преодолеть фрагментарность в исследовании проблемы пространства человека, выйти на новый уровень анализа пространственных связей и отношений, которые обнаруживаются на современной фазе цивилизационного развития.

Суть социально-философского исследования пространства человека, на наш взгляд, не может быть раскрыта до конца без глубокого видения всего многообразия как устойчивых, так и неустойчивых связей между людьми, видов их общения, способов и средств их коммуникации. Особенно эффективным и плодотворным предлагаемый подход может оказаться в рамках постнеклассической (информационной) парадигмы. Одним из концептуальных оснований исследования пространства современного человека может стать следующая логико-познавательная структурная схема: многомерность социального пространства —► многоликость пространства человека —► множественность его жизненных пространств —► многообразие коммуникативных структур этих пространств —*■ их ценностное наполнение. Исходя из этого, междисциплинарный подход может явиться важным инструментом анализа жизненного пространства современного человека и цивилизации. Особое внимание в настоящем исследовании обращено на теоретическое и практическое значение проблемы анализа коммуникативных структур пространства человека для изучения общественно-политической жизни и социального управления.

Методологическая база исследования. Теоретико-методологическую основу диссертации составляют фундаментальные идеи онтологии, теории познания, аксиологии, социальной философии, философской и социальной антропологии, структурно-функционального анализа, теории сложных систем (М. Вебер, Н. Винер, Э. Дюркгейм, Э. Кассирер, К. Леви-Стросс, Т. Парсонс, К. Поппер, П.А. Сорокин, B.C. Степин, П. Тейяр де Шарден, Э. Тоффлер, И.Т. Фролов, М. Хайдеггер, М. Шелер). В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам человека, пространства, коммуникации (Б.Г. Ананьев, X. Арендт, М.Д. Ахундов, А.П. Бесшапошникова, М. Бубер, Ю.Г. Волков, В.Н. Гасилин, Ю.М. Лотман, М.М. Назаров, О.С. Ро, С.Г. Спасибенко, В.Н. Топоров, В.Б. Устьянцев, Ю. Хабермас, В.Г. Черников, К. Ясперс). В использовании междисциплинарных концепций применительно к теме работы автор опирается на методологический опыт, накопленный в трудах Т. Куна, В.А. Кутырева, И. Лакатоса, Ст. Тулмина, М. Фуко, В.Л. Храмовой.

При анализе особенностей пространства человека и его структур на этапе постнеклассического развития в работе использованы принципы универсального эволюционизма, коэволюционной стратегии, ноосферологии (А.К. Адамов, В.И. Вернадский, H.H. Моисеев, А.И. Ракитов, Е.Г. Туркина, А.Д. Урсул, А.Н. Чумаков), идея множественности и многоуровневости пространств человека (Ф. Бродель), идея многовекторности коммуникативной деятельности (Р. Барт, Р. Даль), пространства потоков (М. Кастельс), теорий модернизации (В.Г. Федотова), принципы синергетики эволюционного процесса (В.П. Бранский, К.Х. Делокаров, E.H. Князева, С.П. Курдюмов, Э. Ласло, К. Майнцер, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, В.П. Шалаев), принципы латерального мышления (Дж. Бернал, Э. де Боно, В.Е. Кемеров, Дж. Холтон), концепция информационной парадигмы (Э.А. Аэроянц, В.М. Димов, B.C. Егоров, В.Л. Иноземцев, A.B. Кезин, A.C. Панарин, В.И. Пантин, А.Ю. Шеховцев, Ю.В. Яковец).

В связи с междисциплинарным характером рассматриваемых проблем методологические установки онтологии, теории познания и социальной философии были дополнены теоретико-методологическими положениями о пространстве и коммуникации в социологии, политологии, культурологии, психологии, теории управления, коммуникативистике.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является выделение, разработка и анализ понятия «коммуникативные структуры пространства человека», его категориальное, онтологическое, гносеологическое, аксиологическое обоснование; выявление эвристических функций концепции коммуникативных структур жизненного пространства в исследовании мира современного человека.

Для реализации общей цели сформулированы следующие задачи:

• исследовать основные философские подходы к изучению пространственных характеристик мира человека с точки зрения изменения парадигмальных и социокультурных оснований;

• проанализировать способы структурирования и виды структур пространства человека;

• выявить особую системообразующую роль коммуникации в структурировании жизненного пространства человека;

• изучить связь коммуникативных и пространственных форм мира человека;

• определить особенности коммуникативных структур жизненного пространства человека в постнеклассическую эпоху.

Объект исследования - пространство человека. Специфика объекта определяется пространственными формами организации социума. Сложность объекта детерминируется переплетением процессов макро- и микроуровня, а также наличием сознательной целеполагающей деятельности человека и ее ценностно - смысловой составляющей.

Предмет исследования - коммуникативные структуры пространства человека. Анализируется роль коммуникации в формировании пространства человека и в его трансформации на этапах цивилизационного развития, а также обратное воздействие освоенного человеком жизненного пространства на функционирование и развитие коммуникативных структур социума.

Научная новизна диссертационного исследования определяется разработкой авторской концепции жизненного пространства человека в его коммуникативной проекции и состоит в следующем:

1. По-новому эксплицируются и систематизируются парадигмальные основания пространственных характеристик мира человека.

2. Установлено, что способы структурирования пространства человека и виды возникающих структур меняются в зависимости от типа парадигмальных оснований.

3. С новых теоретических позиций проанализирована роль коммуникации в процессе структурирования жизненного пространства человека. Особым срезом этого пространства является коммуникативное пространство человека, представляющее собой онтологическое основание всех видов человеческой жизнедеятельности.

4. Выявлено, что в рамках основных анализируемых парадигм (доклассической, классической, неклассической, постнеклассической) можно выделить ряд основных типов коммуникативных структур, что позволяет проводить их типологизацию и систематизацию.

5. Обоснована необходимость учета множественности жизненных пространств человека и многовекторности его коммуникативной деятельности в свете постнеклассической парадигмы.

6. Исходя из особенностей информационной парадигмы постнеклассического типа, определены факторы повышения коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности личности и общества, гуманизации информационно-коммуникативного пространства социума.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понятие «пространство человека», изначально выступая как сфера его жизнедеятельности, в процессе становления и развития цивилизации наполняется смысложизненным, качественным, ценностным содержанием. В типологии исследуемых парадигм - от доклассической до постнеклассической - пространство человека проявляет свою универсальную значимость, делая возможным пространственный анализ любой сферы бытия человека.

2. Выявление и анализ структур пространства человека, их видов в типологии рассматриваемых парадигм позволяет исследовать сущностные характеристики этого пространства как развивающегося феномена.

3. Особая роль коммуникативных структур пространства человека определяется местом коммуникации в жизни цивилизации и отдельной личности на всех этапах социально-исторического развития. Именно коммуникативные структуры играют универсально-интегрирующую роль в расширении, усложнении пространства человека, появлении у него свойств многоуровневости, нелинейности, неоднородности.

4. При исследовании любых структур современного социального пространства необходим обязательный учет множественности пространств человека в контексте постнеклассической парадигмы и наличия в жизненном пространстве цивилизации особого многомерного среза в виде коммуникативного пространства человека.

5. Коммуникативные структуры постнеклассического мира человека обладают комплексом инвариантных и вариативных характеристик, сочетание которых может как ослаблять, так и усиливать ценностную доминанту и гуманистическое содержание современных коммуникативных форм, особенно систем средств массовой коммуникации.

6. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных структур информационной цивилизации должно осуществляться с учетом необходимости повышения коммуникативной культуры личности и общества, гуманизации глобального информационно-коммуникативного пространства.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования имеют методологическое значение для интерпретации категории «пространство человека», ее функций и места в системе философского знания.

Данное исследование позволяет подойти к онтологическому, гносеологическому и аксиологическому рассмотрению коммуникативных структур пространства человека с учетом междисциплинарной концепции с целью более глубокого и всестороннего определения их сущности.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов социальной философии, философской антропологии, в подготовке спецкурсов по проблематике «пространство-социум-человек», «общество-коммуникация-информация», «теория массовой коммуникации -управление общественными отношениями - паблик рилейшнз» и других.

Материалы исследования могут оказаться полезными в практической деятельности специалистов и руководителей СМИ и СМК, политических лидеров и политических консультантов для выработки оптимальных и эффективных коммуникативных стратегий и технологий.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены на Международной научной конференции «Россия и Восток. Философские проблемы геополитических процессов: Каспийский регион на рубеже III тысячелетия» (Астрахань, апрель 2001 г.), межвузовских научно-практических конференциях «Реформы и укрепление государственности в России» (Саратов, декабрь 2000 г.), «Профессиональная направленность, пути активизации и повышения качества подготовки кадров государственного и муниципального управления» (Саратов, март 2002 г.). Результаты исследования обсуждены на заседании кафедры философии Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (январь 2003 г.), а также отражены в публикациях автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой главе по два параграфа), заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пространство человека"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный социально-философский анализ пространства человека в его коммуникативной проекции позволяет сделать вывод, что экспликация и систематизация парадигмальных оснований исследования пространственных характеристик мира человека позволяет более широко и многопланово рассмотреть их содержание не только в свете форм общественной практики социума, но и форм раскрытия сущностных качеств самого человека. Исследование пространства человека в типологии анализируемых парадигм -от доклассической до постнеклассической - дает возможность увидеть общие черты и тенденции его формирования и развития, а также специфику каждой из парадигм.

По мере усложнения социума и формирования разнообразных социальных связей пространство человека становится все более объемным, заполненным, насыщенным различными структурными образованиями, что, в конечном счете, ведет к многомерности этого пространства. В типологии рассматриваемых парадигм пространство человека проявляет свою универсальную сущность и делает возможным пространственный анализ любой сферы бытия человека. В ходе этого анализа подтвержден вывод, что между доклассическим, классическим, неклассическим и постнеклассическим этапами развития представлений о пространстве человека существуют своеобразные «перекрытия», причем появление каждого нового типа парадигмы не отбрасывает предшествующего, а только ограничивает сферу его действия, определяя его применимость лишь к определенным типам проблем. Парадигмальные основания пространства человека, хронологически следуя друг за другом, в типологии культур представлены как «пересекающиеся множества», однако лишь на этапе постнеклассической информационной парадигмы появляется возможность рассматривать это пространство как уникальную систему, характеризующуюся открытостью, самоорганизацией и саморазвитием. Постнеклассическое парадигмальное видение реальности, включая в себя системно-синергетический подход, позволяет анализировать все многообразие пространственных структур цивилизации и личности любой степени сложности.

В процессе обоснования авторской концепции были исследованы парадигмальные и социокультурные основания способов структурирования пространства человека как процесса формирования в этом пространстве устойчивых связей и отношений, сохраняющих его основные свойства и целостность при различных внешних и внутренних преобразованиях и изменениях. Установлено, что способы структурирования пространства человека существенно меняются в зависимости от типа доминирующей парадигмы.

Структурирование пространства человека на этапе постнеклассической парадигмы происходит на основе принципов универсального эволюционизма, которые выступают как принципы эволюции и системности. В этих условиях универсальный эволюционизм предстает как характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и раскрывающий механизмы возникновения новых структур в процессе развития пространства человека. Такие структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии, и формируются за счет флуктуаций и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующихся систем к другому, а эволюция в конечном счете приобретает направленный характер.

В ходе структурирования своего пространства бытия современный человек «размыкает» звенья детерминистических связей, смещает и модифицирует нормативы и ориентиры. Этот процесс является весьма у-Ч и и сложным и противоречивым. С одной стороны, научно-техническии прогресс позволил человеку повысить пространственную мобильность и более масштабно взглянуть на результаты своей деятельности в природе. С другой стороны, это помогло осознанию того, что, будучи частью своей привязанным к экологическому и физическому пространствам, пространство человека должно структурироваться так, чтобы гармонично вписаться в пространственно-временные отношения и пределы Вселенной, не нарушая природных ритмов. Нарушение этих границ и ритмов может привести к изменению системы и ее структуры, переходу в качественно иное состояние, способное вызвать необратимое разрушение ее целостности.

Вследствие того, что структура постнеклассической картины мира принципиально динамична и в ее функционирование втянуты мощные природные взаимодействия, энергетические и информационные потоки, человек получает возможность соизмерять и сочетать структуры своего личностного пространства с природными и социальными структурными образованиями. В результате пространство человека обнаруживает свою глубину, объем, напряженность, многомерность, что в итоге ведет к множественности пространств человека. Эти пространства составляют основу «комбинационного поля» человеческой жизнедеятельности, конфигурация которого изменяется под влиянием совокупности разноуровневых и разнокачественных структурирующих факторов. Формируются индивидуальные «ландшафты личности», определяемые спектром структур-аттракторов креативной деятельности. Используя синергетическую методику, человек способен вписывать свои цели, устремления, коммуникативные импульсы в универсальные цепи и структуры самоорганизации своего пространства.

Практически и духовно освоенное человеком природное и социальное пространство, структурированное на основе социокультурных стандартов, техник и технологий, ментальных смыслов, становится его жизненным пространством. Данный процесс был бы невозможен без наличия в пространстве человека структур особого типа - коммуникаций. Коммуникативные структуры связывают в целостную многоуровневую реальность все возможные пространства человека, позволяют реализовать социально-культурные взаимодействия людей, групп, организаций посредством информационных связей.

В типологии исследуемых парадигм раскрывается системообразующая роль коммуникации в структурировании жизненного пространства человека, отражающая сущностные моменты перехода общества к социальному типу развития на основе функционирования различных коммуникативных структур. При этом коммуникация является важнейшим средством снижения уровня неопределенности процессов, происходящих в жизненном пространстве человека, создает условия для социального взаимодействия, обусловливает его относительную предсказуемость в рамках «веера возможностей». Это позволяет проводить типологизацию коммуникативных структур пространства человека и конституировать понятие «коммуникативное пространство человека». Последнее представляет собой особую форму бытия человека, внутри которой осуществляются все связи и взаимодействия отдельной личности посредством коммуникации.

Изучение соотнесенности коммуникативного пространства человека, социального пространства и жизненного пространства человека выступает одной из основ углубленного комплексного анализа разнообразных пространственно-коммуникационных процессов развития цивилизации на всех этапах ее эволюции. Рассматриваемое в широком плане понятие «коммуникативное пространство» позволяет исследовать коммуникации всех типов, видов и форм в качестве антиэнтропийных структур социума.

Жизненное пространство дано человеку структурированным изначально, как существующее до него и которое индивид застает таковым, приходя в мир. В процессе социализации человек осваивает эти структуры во многом благодаря универсально-интегрирующей роли коммуникации и вновь структурирует личностное пространство в соответствии со своими устремлениями и целями.

Коммуникативные структуры пространства человека являются каналами распространения информации, в которых функционируют определенные культурные формы. Главной задачей в этой связи оказывается построение концепции, в рамках которой все парадигмы, выделяемые в ходе развития цивилизации, должны быть сопоставлены на основе единых методологических принципов и связаны воедино сквозной линией информационного наполнения коммуникативных структур жизненного пространства человека.

Анализ парадигмальных оснований коммуникативных структур требует обозначения контуров того поля жизнедеятельности человека, в котором происходит наложение, взаимодействие и взаиморазвитие коммуникативных и пространственных форм. Роль данного требования особенно важно учитывать в рамках информационной парадигмы постнеклассического типа в связи с беспрецедентным усложнением пространства человека, развитием современных видов и форм коммуникативных структур, систем массовой коммуникации и информации, образующих свое собственное информационно-коммуникативное пространство.

Постнеклассическое парадигмальное мироощущение и мировосприятие ведет к переосмыслению феномена коммуникации как в личностном, так и в социокультурном аспектах. В рамках системно-синергетического подхода бытие мира и человека рассматриваются как непрерывный процесс самотворения на основе ресурсов и продуктов самоорганизации. Именно поэтому роль и значение коммуникативных структур в контексте постнеклассической парадигмы неуклонно растут.

Современные коммуникативные структуры, появившиеся и создающиеся в жизненном пространстве человека, принципиально изменили облик цивилизации, способы и формы познавательно-трудовой деятельности и общения. С одной стороны, новейшие информационные технологии оказывают позитивное воздействие на пространственное развитие многих сфер социума, формируя шаг за шагом глобальное информационное пространство. С другой стороны, проявившийся в последние годы экстенсивно-интенсивный характер развития коммуникативных структур актуализирует задачу специального и профессионального осмысления вероятных негативных процессов и явлений, связанных с современными СМК и СМИ.

Отдельное внимание в исследовании обращено на то, что коммуникативные структуры современной цивилизации формируют новые парадигмы социального управления и политических процессов. В новом пространственно-временном континууме проблема человека в управленческом пространстве становится центральной. Конечной целью социального управления должно стать развитие человека, его продолжающееся становление в самом широком смысле. Оно должно создавать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей человека, развития познавательных способностей, творческого потенциала, креативности, разнообразных проявлений духовности и нравственности. Смысл управления перемещается в направлении создания необходимых условий для эффективной самоорганизации общества и коллективов, а управленческая позиция современного типа заключается в обеспечении дополнительности и динамического равновесия управления и самоорганизации.

Вследствие этого актуализируются проблемы нового понимания пространственной организации политической жизни как комплекса самоорганизующихся сетей разнообразных ассоциаций граждан. Политика как особый вид коммуникативных структур жизненного пространства человека призвана сегодня помочь людям преодолеть личностную изоляцию, фрагментацию общества, слабость или отсутствие социальной коммуникации. В самой природе политики заложена идея выявления многообразных, разноплановых и противоречивых интересов в обществе и деятельности по их гармонизации, которая невозможна без использования коммуникативных структур и технологий.

В процессе становления информационного общества постнеклассический тип информационной парадигмы с необходимостью должен включать духовно-ценностную составляющую исследований коммуникативных структур. Высокая степень обобщения результатов таких исследований и стремление построить целостную систему представлений о пространстве человека делает общенаучную картину современного мира тем особым звеном развивающегося социально-философского знания, которое наиболее тесно контактирует со смыслами универсалий культуры и поэтому обладает ярко выраженным мировоззренческим статусом.

Дополнительный стимул становлению новых ценностных ориентиров дает бурное развитие глобальных информационно-коммуникативных сетей. Так как наиболее значимым качеством человека становится его способность усваивать информацию и продуцировать новое знание, ему приходится постоянно совершенствовать искусство диалога (очного или заочного) с другими людьми, развивать свои коммуникативные функции. Сегодня на прогресс общества влияют не только и не столько вовлеченные в оборот информация и знания, сколько характер восприятия человеком окружающего мира и жизненного пространства, его отношение к себе самому и себе подобным. В этом принципиальном изменении скрыта квинтэссенция постнеклассической трансформации мира человека и структур его жизненного пространства.

В результате исследования подчеркивается, что генезис и развитие взаимоотношений людей, человека и общества, субъективно-человеческого фактора и объективных условий жизни, так же, как и история философского самосознания человеком своего места и роли в мире, свидетельствуют о глубоко органичном коррелятивном характере взаимозависимостей между человеком, его жизненным пространством и коммуникативными структурами этого пространства, соответственно и между философско-теоретическими моделями этих компонент мира человека.

В работе особое внимание обращено на социокультурные и парадигмальные основания исследуемой проблемы, в то время как некоторые другие вопросы очерчены в общем виде либо лишь поставлены и требуют дальнейшего более глубокого изучения.

Подводя итоги диссертационного исследования, к выводам, определяющим новизну последующей разработки проблемы коммуникативных структур пространства человека, относим:

- исследование оптимальной меры общения и обособления современного человека;

- изучение проблем саморегулирования объема и интенсивности коммуникативных контактов личности;

- анализ места и роли различных социальных институтов в развитии и совершенствовании коммуникативных структур пространства современной цивилизации.

 

Список научной литературыБердников, Игорь Павлович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994. - 336 с.

2. Абрамов М.Г. Человек и компьютер: от homo faber к homo informaticus // Человек. 2000. № 4 . С. 127-134.

3. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 271 с.

4. Адамов А.К. Ноосферная философия. Саратов, 2000. 126 с.

5. Алтухов В.Л. Философия многомерного мира // Общественные науки и современность. 1992. № 1. С. 15-27.

6. Алтухов В.Л. Смена парадигм и формирование новой методологии (попытка обзора дискуссии) // Общественные науки и современность. 1993. Ко 1.С. 88-100.

7. Американская социология. М., 1972. 392 с.

8. Анализ, прогноз, технологии в современной политике. М., 2001. 243 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 288 с.

10. Андреев А.Л. Самоорганизация социокультурной среды и трансформация политической системы: российские реформы с точки зрения синергетики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7 . Философия. 2000. № 6. С. 77 85.

11. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. 1998. № 2. С. 79 -93.

12. Апель К.-О. Трансцендентально герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 76-92.

13. Арендт X. Ситуация человека. Разделы 24-26 главы V // Вопросы философии. 1998. №11. С. 131-141.

14. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия // Синергетика: человек, общество. М., 2000. С. 185195.15.