автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века"
На правах рукописи
ВОЛОДИНА Татьяна Ильинична
ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА
Специальность 17.00.04 изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура
Автореферат 2 8 2013
диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
005539793
Москва 2013
005539793
Работа выполнена в Отделе монументального искусства и художественных проблем архитектуры ФГБНУ «НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств»
Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор,
действительный член PAX
Толстой Владимир Павлович - заведующий отделом монументального искусства и художественных проблем архитектуры ФГБНУ НИИ PAX
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, член-корреспондент PAX,
Киселев Михаил Федорович - профессор Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова
доктор искусствоведения, член-корреспондент PAX Соколов Михаил Николаевич - главный научный сотрудник ФГБНУ НИИ PAX
Ведущая организация: Государственный институт искусствознания
Защита состоится в 11 часов на заседании Диссертационного совета
Д 009 00101 в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств по адресу: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 21.
С диссертацией можно ознакомиться в филиале научной библиотеки Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, 21).
Автореферат разослан f 2013 г.
Учёный секретарь Диссертационного совета Кандидат искусствоведения " E.H. Короткая
Общая характеристика работы
Во все времена город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX -первых десятилетий XX в. эту истину подтверждает.
В настоящем исследовании предпринята попытка приблизиться к пониманию темы пространства города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX в., выявить круг идей, мотивов, образов и приёмов внутри этой темы, иными словами, показать некий срез новой городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками - Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблеме структурных изменений в пространстве огромного города первой четверти XX в. в отражении творческого сознания современников - писателей и худоясников. На анализе конкретных произведений русской литературы и искусства рассматриваются видоизменения основных составляющих городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным моментом для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая - городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности, часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека массы».
Всем этим структурообразующим составляющим городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих
произведений. Последняя заключительная глава работы отдана рассмотрению индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в постановке вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.
Актуальность темы исследования
В современной отечественной гуманитарной науке до настоящего времени не было предпринято попыток обобщающих, комплексных, междисциплинарных исследований, рассматривающих изменения содержания и языка произведений литературы и изобразительного искусства первых десятилетий XX в. во взаимосвязи с переменами, происходившими тогда в реальном городском пространстве. Этот факт приходится констатировать, несмотря на то, что возросший за последние десятилетия интерес отечественных историков искусства и литературы к явлениям городской культуры России начала XX в. привёл к появлению целого ряда фундаментальных работ данной тематики по отдельным отраслям гуманитарных наук.
Предлагаемый далее обзор существующих ныне отечественных научных трудов по изучаемой теме призван показать назревшую необходимость нового междисциплинарного подхода к исследованию поставленной в нашей работе проблемы.
Степень изученности темы исследования
Первые опыты осмысления значения для русской культуры метаморфоз городского пространства конца XIX - начала XX в. были сделаны уже самими современниками - свидетелями этих процессов. Так
4
Александр Бенуа в серии статей в журнале «Мир искусства» (с 1899 по 1903 г.) пытался привлечь внимание к проблеме начавшегося разрушения исторического облика Петербурга (статьи «Агония Петербурга», «Живописный Петербург», «Архитектура Петербурга», «Красота Петербурга», «Материалы для истории вандализма в России: 1. Разрушение Михайловского дворца»). Дело, начатое А.Н. Бенуа, было продолжено в статьях и монографиях В.Я. Курбатова, Г.К. Лукомского, П.Н. Столпянского. О тревожных симптомах изменения городской жизни говорил A.A. Блок в статье «Безвременье» («Золотое руно», 1906, №11-12).
Несомненным проявлением внимания к темам «Город в литературе» и «Город в искусстве» были статьи - МА. Волошина «Город в поэзии Валерия Брюсова» («Русь», 1908, 23 янв., № 21) и Я.А. Тугендхольда «Город во французском искусстве XIX века» («Современный мир», 1910, № 3; № 5; №8).
Существенным этапом на пути многоаспектного освоения темы современного города стали открытия Андрея Белого как автора главных городских романов русской литературы XX столетия («Петербург», 19131914; «Москва», ч. 1, 2 - 1926, ч. 3 - 1932). Острота глаза и аналитическое мастерство позволили Андрею Белому создать уникальные по выразительности и глубине осмысления образы двух российских столиц первых десятилетий прошлого века, что даёт основание считать его не только первым в России писателем-урбанистом, но и теоретиком урбанизма.
Характерно, что в 1910-е - 1920-е годы аналитический подход был свойствен почти всем пишущим о городе и изображающим его. Значимость видоизменений пространства города в те годы осознавалась многими теоретиками и практиками искусства и литературы.
Рождённое городом творчество русских футуристов можно назвать синтезом художественной практики и попыток теоретического осмысления тем и проблем города, что явствовало уже из их манифестов 1910-х годов. Статья Велимира Хлебникова 1915 г. «Мы и дома» - это своеобразный
5
градоведческий трактат с анализом пространства современного города и «проектом» обустройства города будущего. В своих поэтических сочинениях Хлебников также выступает как критик города настоящего и мечтатель-устроитель — завтрашнего.
Е.И. Замятину в романе-антиутопии «Мы» (1920 г.) удалось убедительно показать к какой глобальной цивилизационной катастрофе может привести в будущем обезличивающее влияние социального и архитектурного пространства современного города.
Важным пунктом на пути осмысления перемен, происходящих в послереволюционном Петрограде, стала книга М.В. Добузкинского и С.П. Яремича «Петербург в двадцать первом году» ([Пг.], 1923). Метаморфозам московского городского пространства первых десятилетий века, повторим, посвящены многие страницы большого романа в трёх книгах Андрея Белого «Москва», создававшегося на протяжении 1920-х - начала 1930-х гг.
С актуальными, ёмкими по смыслу наблюдениями и размышлениями о жизни московских улиц и площадей 1920-х гг. выступил С.Д. Кржижановский в своих очерках - «Штемпель: Москва [13 писем в провинцию] («Россия», 1925, № 5) и «Столичные вывески» («Тринадцать дней», 1925, №3-5).
Этап научного изучения в России темы «город в художественной литературе» открыли в 1920-е годы книги и статьи петербургского градоведа Н.П. Анциферова. В 1921 г. в сборнике «Об Александре Блоке» была опубликована статья Анциферова «Непостижимый город (Петербург в поэзии А. Блока)», определившая дальнейший характер и принципы подхода учёного к проблеме «писатель и город» в его работах, посвящённых Петербургу, таких как «Душа Петербурга» (Пб., 1922), «Петербург Достоевского» (Пб., 1923), «Быль и миф Петербурга» (Пб., 1924). Эти и некоторые другие труды Анциферова позднее легли в основу его диссертации «Проблемы урбанизма в русской художественной литературе (Опыт построения образа города - Петербурга Достоевского - на основе
б
анализа литературных традиций)» (ИМЛИ, 1944). Главное внимание в своих работах 1920-х гг. Н.П. Анциферов уделял изучению Петербурга как историко-культурного организма, обращаясь к петербургским образам русской литературы XVIII - начала XX в.
A.A. Федоров-Давыдов в своей книге 1929 г. «Русское искусство промышленного капитализма» (М., 1929) отчётливо дал почувствовать сугубо городской тонус культуры рубежа XIX-XX вв.
Интерес исследователей как к проблемам видоизменений самого российского города первых десятилетий XX в., так и к тематике творческого отображения этого города в литературе и искусстве возрождается в 1960-е -1970-е гг. Трудами отечественных историков архитектуры постепенно воссоздаётся облик российских столиц рубежа веков. Наиболее значимыми научными работами стали публикации крупнейшего исследователя русского зодчества второй половины XIX - начала XX в., историка градостроительства этого времени в России, Е.И. Кириченко1. Весом вклад в изучение архитектуры города конца XIX - начала XX в. архитектуроведов Е.А. Борисовой и Т.П. Каждан2.
В 1970-1980-е гг. городские мотивы в изобразительном искусстве и литературе привлекают также внимание искусствоведов и литературоведов. Среди работ литературоведов тех лет, посвященных темам города в художественной литературе начала XX в., необходимо отметить исследования Л.К. Долгополова3 и В.Н. Орлова4.
1 Кириченко E.H. О некоторых особенностях эволюции городских многоквартирных домов второй половины ХГХ - начала XX века (От отдельного дома к комплексу) // Архитектурное наследство. 1963. № 15. С. 153-170, Кириченко Е.И. Пространственная организация жилых комплексов Москвы и Петербурга в начале XX века Н Архитектурное наследство. 1972. № 19. С 118-136. Кириченко ЕЛ. Федор Щехтель. М., 1973. Кириченко Е.И. МоскЕа на рубеже столетий. М., 1977. Кириченко ¿Ж Русская архитектура 18301910-х годов. М.. 1978 и 1982 и др!
г Каждан Т.П. Архитектура и архитектурная художественная культура конца XIX- начала XX в. (1895-1907). Кн. 2-я. М., 1969; Борисова Е.А., Каждой Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX в. М„ 1971.
3 Долгополое Л.К. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века// Долгополое Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX- начала XX века. Л., 1977. (2-е изд.- 1985. С. 150-194). Долгополое Л.К. Творческая история и историко-литературное значение романа А. Белого «Петербург». [Раздел «Принципы и приёмы изображения города»].// Андрей белый. Петербург, Л., 1931. С. 525-623. Долгополое Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург»: Монография. Л., 1988.
4 Орлов В. Поэт и город: Александр Блок и Петербург. Л., 1980.
Принципиально важным событием для отечественной науки, изучающей городскую проблематику в отражении литературы искусства, стал выход из печати сборника исследовательских работ «Семиотика города городской культуры. Петербург» (Тарту, 1984)5 со статьями Ю.М. Лотмана6, Р,Д. Тименчика7 и других авторов. Новизна методологии этих исследований придала свежий импульс дальнейшим поискам учёных в области урбанистики.
Художественная жизнь российских столиц, модус общественных эстетических настроений на рубеже веков внимательно рассмотрены в книгах Г.Ю. Стернина8.
В 1989 г. увидело свет первое и по сию пору единственное фундаментальное научное исследование на русском языке о главном явлении мировой архитектуры и искусства рубежа XIX и XX вв. — стиле модерн -книга Д.В. Сарабьянова «Стиль модерн»9, в которой, по словам учёного, «характеризуется стиль в главных его чертах, рассматриваются его предпосылки, предыстория, становление, история, сообщаются сведения об основных национальных школах, внесших вклад в развитие стиля» (с. 8), и, что весьма существенно, показано, сколь органичной и в то же время своеобразной частью этого стиля был русский модерн.
Непосредственно зодчеству, декоративному и изобразительному искусству русского модерна посвящено альбомное издание «Русский модерн» Е.А. Борисовой и Г,Ю. Стернина (М., 1990). Уникальная художественная фотосъёмка И. А. Пальмина (при участии Н. Алексеева и
5 Семиотика города и городской культуры. Петербург. Учёные записки Тартусского ун-та. Вып. 664. Труды по знаковым системам. XVII).Тарту. 1984.
6 Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семантики города // Учёные записки Тартусского ун-та. Вып. 664. Труды по знаковым системам. ХУШ.Тарту. 1984. С. 30-45.
7 Тименчин РД. «Поэтика Петербурга» эпохи символизма/постсим&олизма // Учёные записки Тартусского ун-та. Вып. 664. Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту. 1984. С. 117-124.
8 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. М. 1970. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России в начале XX века. М., 1976. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988.
3 СарабьяновД.В. Стиль модерн: Истоки, история, проблемы. М., 1989; СарсбьяновД.В. Модерн. История стиля. М., 2001.
Э. Стейнерта) позволяет читателю воссоздать полноценный визуальный архитектурный образ этого интереснейшего стилистического феномена рубежа XIX и XX вв. в городах России.
Проблематика отражения в изобразительном искусстве и литературе жизни города первых десятилетий XX века привлекает внимание исследователей в 1990-е гг. В фундаментальной монографии Г.Г. Поспелова «Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов»10 внимательно рассмотрены вопросы, звучащие в самом названии книги, и затронуты многие существенные проблемы следующего за примитивизмом этапа творчества Н. Гончаровой, М. Ларионова, А. Лентулова, - этапа, связанного с их обращением к темам современного города.
Внутренне обусловленным связям искусства русского авангарда с метаморфозами городского пространства первых десятилетий XX в. посвящены также работы ряда исследователей. Среди них статьи A.B. Повелихиной и Е.Ф. Ковтуна11, Б.М. Соколова12, Е.С. Вязовой13. Е.С. Вязовой в 1999 г. защищена диссертация на тему «Город в искусстве кубофутуристов»14, которой присущ междисциплинарный метод рассмотрения проблемы, продиктованный самим предметом изучения -творчеством футуристов. Значимым вкладом в изучение проблемы стали работы A.A. Стригалева о мастерах русского авангарда15.
10 Поспелов Г.Г. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.
11 Повелихина A.B., Мовтун Е.Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда: Альбом / Авт.-сост.
Повелихина A.B., Иовтун Е.Ф. П., 1991.
13 Соколов Б. «Забывшее весь мир аллилуйя,-» (Образ Москвы и тема города 8 творчестве В. Кандинского 1900-1910-х годов) // Вопросы искусствознания. 1-2 / 95. С 431-447.
13 Вязова Е.С Иконография города у кубофутуристов // Искусствознание. 1/99. С. 252-272. Вязова Е.С. Мотивы игры и буффонады в городских сюжетах футуристов / Город и урбанизм / Русская галерея. 1999. Ns 1. С. 43-46. Вязова Е.С. «Фольклорные» города. A.B. Лентулова: между экспрессионизмом и кубофутуриэмолм // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма. М., 2003. С. 256-267.
14 Вязоеа ЕС. Город в искусстве кубофутуристов: Автореферат дисс. кацц./Мин-во культуры. Институт искусствознания. М., 1999.
15 Стригалев А. «Крестьянское», «городское» и «вселенское» у Малевича // Творчество. 19S9. № 4. С. 26-30. СтригалевА. Не архитекторы в архитектуре // «Великая утопия: Русский и советский авангард 1915-1932» [Каталон-резоне]. Берн; М., 1993. С. 265-283. СтригалевА. Картины, «сгихокартины» и «железобетонные поэмы» Василия Каменского // Вопросы искусствознания. 1-2/95. С. 505-539.
9
В методологическом отношении важны и актуальны работы Г.З. Каганова о городе в искусстве и литературе разных культурных эпох. Многие статьи и книги этого учёного отличает междисциплинарный подход16.
Петербургской теме русской литературы, «мифопоэтическому» пространству великого города посвящены многие исследования В.Н. Топорова 1970-1990-х гг. Часть этих работ вошла в большие сборники избранных трудов учёного17.
В течение двух последних десятилетий вышел в свет ряд научных сборников по различным аспектам урбанистики, самый принцип подбора публикаций в которых говорит об осознании современной наукой необходимости комплексного подхода к этим проблемам18. Особо надо отметить такие издания, как коллективная монография НИИ PAX под редакцией академика В.П. Толстого «Города мира - мир города» (М., 2009) и три книги многотомного труда НШГГАГ «Русское градостроительное искусство» под общим названием «Градостроительство России середины XIX - начала XX века» (М., 2001-20Ю) под редакцией академика архитектуры Е.И. Кириченко.
Начало XXI столетия отмечено устройством большого числа персональных и коллективных выставок мастеров русской живописи и графики первых десятилетий XX века и изданием соответствующих каталогов. Так, в частности, весьма значим для тематики настоящей работы выход в свет каталога-резоне выставки «Футуризм - радикальная революция.
16 Наганов Г.З. Санкт-Петербург. Образы пространства. М., 1995; СПб., 2004. Наганов Г.З. Город в картине и
«на самом деле» // Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога: Сборник статей под ред. Э.В Сайко. М., 1996. С. 197-210. Каганов Г. Город как личное переживание // Искусствознание. 1999. N8 2 (XV). С. 209-241. Наганов Г.З. «Святый Град». Иерусалимские черты в образе Санкт-Петербурга XVIII - начала XIX в.; «Северная Венеция». Венецианские мотивы в художественном облике Санкт-Петербурга XVIII - начала XX в. // Города мира - мир города: Коллективная монография. М., 2009. С. 138-145; 146-157 (соотв.). " Топоров В.Н. Метафизика Петербурга. 1. СПб., 1993. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб., 2003.
18 Город и горожане России в XVII - первой половины XIX в.: Сб. ст. М., 1991; Город и культура: Сб. научн. трудов. СПб., 1992; Город как социокультурное явление исторического процесса. Сб. ст. Отв. ред. Э.В. Сайко. М., 1995; Городи искусство: Субъекты социокультурного диалога. Сб. ст. Отв. ред. Э.В. Сайко, М, 1996; Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. Отв. ред. Э.В. Сайко. М., 2001..
Италия - Россия. К 100-летию художественного движения» (М., ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2008). Материалы большого числа фотоальбомов, изданных в конце 1990-х - начале 2000-х гг. и посвящённых жизни российских столиц начала прошлого столетия, также немало способствовали воссозданию визуальных образов этих городов.
Объектом исследования в данной работе являются произведения мастеров изобразительного искусства и литературы России первых десятилетий XX в., отображающие пространственные аспекты городской среды этой эпохи.
Предмет исследования - проблемы формирования нового мировидения творческой личности и новой городской иконографии в русской живописи, графике и литературе 1900-х - 1920-х гг. в связи с изменениями в пространственной структуре крупных российских городов в конце XIX - начале XX в.
Хронологические рамки исследования соответствуют периоду наиболее значимых перемен в реальном пространстве российских городов начала XX в., а также позволяют проследить основные этапы сложения системы художественных образов внутри темы пространства города первых десятилетий XX в. в русской литературе и изобразительном искусстве этого периода.
Цель работы: выявить и систематизировать новые идеи, мотивы, образы и художественные приёмы, формирующие пространственный образ города в произведениях русской литературы и изобразительного искусства первой четверти XX в.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать произведения городской тематики русских писателей и художников первых десятилетий XX в. и обозначить степень важности в них пространственных проблем;
- выявить общие черты в подходах к проблемам изменений внутри городского пространства у мастеров изобразительного искусства и литературы России начала XX в.;
- провести детальный анализ конкретных примеров трактовок в произведениях литературы и искусства таких значимых составляющих пространственной структуры города, как улица, дом, двор, окно, дверь, ворота, арка и др. и проследить эволюцию этих художественных образов на протяжении 1900-х - 1920-х гг.;
- показать как в процессе творческого осмысления пространственных проблем реального города начала XX в. формируются новый образ города в русском изобразительном искусстве и литературе и мировидение создателей этого образа
Теоретико-методологические основы диссертации.
Самой темой исследования предопределено междисциплинарное направление её разработки. Комплексный подход к теме исследования проявился в использовании приёмов искусствоведческого, литературоведческого, архитектуроведческого и градоведческого анализов.
В работе над диссертацией применены следующие методы:
- метод структурного анализа пространства города, положенный в основу композиции исследования;
- метод историко-культурного анализа, необходимый для уяснения особенностей духовной атмосферы изучаемой эпохи;
- метод типологического анализа, позволивший проследить процесс возникновения определённых визуальных и смысловых моделей;
- метод иконографического анализа, с помощью которого удалось рассмотреть трансформацию во времени отдельных художественных образов;
- метод стилистического анализа, давший возможность показать связь обновления языка произведений изобразительного искусства и литературы с конкретными переменами в городской структуре;
12
- метод семантического анализа, обеспечивший возможность нового прочтения целого ряда произведений изобразительного искусства и литературы;
- метод сравнительного анализа художественных образов и приёмов в произведениях литературы и изобразительного искусства городской тематики, позволивший исследователю сделать вывод о сложении некой общей системы художественных образов словесного и визуального искусств, то есть - новой городской иконографии первых десятилетий XX в. в России.
Источниковой базой исследования помимо самих объектов исследования - произведений литературы и изобразительного искусства первых десятилетий XX в. - послужили мемуарные и эпистолярные сочинения писателей и художников этого времени, а также материалы фондов музеев литературных, художественных, архитектурных и по истории городов. Весьма важным источником визуальной информации явились документальные фотоматериалы в изданиях как конца XIX - первых десятилетий XX в., так и настоящего времени. Многоаспектная информация по истории художественной жизни городов России начала XX в. содержится в современных исследованиях отечественных и зарубежных учёных. Весьма значимыми источниками сведений по теме работы стали для исследователя также многие выставочные экспозиции последних десятилетий, посвященные искусству изучаемой эпохи, в музеях Москвы и Петербурга и сопровождающие их каталоги.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
Данная работа является первым в современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства города первых десятилетий XX в. в русском изобразительном искусстве и литературе этого времени. Комплексный подход к теме, в основу которого положен структурный анализ городского пространства, позволил автору выстроить иконографическую систему городских пространственных образов в произведениях искусства и литературы, проследить изменения некоторых из
этих образов во времени, воссоздать мыслимую модель города, каким его видели писатели и художники начала прошлого столетия.
В работе показаны общие тенденции развития творческой мысли писателей и художников - свидетелей метаморфоз городского пространства в первые десятилетия XX в., выявлены многие параллели и прямые совпадения в трактовках образов городских реалий, в использовании метафорических приёмов.
Автором исследования предложены новые интерпретации ряда произведений изобразительного искусства, в том числе М.В. Добужинского и П.Н. Филонова
Весьма значим для дальнейшей работы над темой общий вывод исследования об определяющей роли пространства города в формировании мировидения творческой личности в первые десятилетия XX в.
Практическая значимость диссертации.
Многие наблюдения и выводы исследования могут быть использованы специалистами, занимающимися вопросами истории культуры России начала XX столетия и проблемами урбанистики в целом, а также могут оказаться полезными при подготовке соответствующих курсов лекций и семинаров. Кроме того наблюдения и выводы данной работы могут оказать помощь в формировании у нынешних специалистов-практиков в городских структурах современного гуманитарного подхода к вопросам эстетического и психологического обустройства городской пространственной среды, ибо многие проблемы крупных городов, возникшие более ста лет тому назад и отрефлектированные изобразительным искусством и литературой того времени, остаются нерешёнными и сегодня.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Пространство города первых десятилетий XX в. формирует мировидение творческой личности, а также образы и язык произведений русской литературы и изобразительного искусства этого времени.
2. Писателями и художниками России начала XX в. город этого времени воспринимается как пространство, в котором нарушены традиционные связи человека со средой его обитания.
3. Изменившееся пространство города трактуется участниками художественного процесса первой четверти XX в. как противостоящее человеку.
4. Творческое осмысление метаморфоз городского пространства в русском изобразительном искусстве и литературе начала XX в. шло параллельными путями и синхронно и привело к возникновению некой единой системы художественных образов, сложению новой городской иконографии.
5. Мировидению художников и писателей России, сложившемуся во многом под воздействием пространственных проблем города первых десятилетий XX в., присущ в целом трагический модус.
Апробация работы.
Диссертация обсуждена на заседаниях отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ PAX, а также на заседании Учёного совета НИИ PAX и рекомендована к защите.
Некоторые положения и выводы диссертации отражены в научных публикациях, список которых приведён на последней странице автореферата. На Международной научной конференции «Произведение искусства -документ эпохи» (НИИ PAX, Москва, 24 марта 2011 г.) прочитан доклад «О композициях Павла Филонова «Нарвские ворота»: Попытка интерпретации» по одной из тем диссертации.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, восьми глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его хронологические рамки, даётся историографический обзор
15
научной литературы, выявляющий степень изученности проблемы, определяются цели и задачи исследования, его объект и предмет, поясняется общая структура работы, характеризуются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Глава I (вводная). Пространственные метаморфозы в российских столицах первых десятилетий XX века: характер реальных перемен и их влияние на мировндение и творчество современников — писателей и художников.
Пространственные метаморфозы первых десятилетий XX в. в крупных российских городах, вызванные начавшимся ещё в середине XIX в. наступлением индустриальных зон на города, приводили к разрушению сложившегося за века пространственного образа русского города, утрате его органической связи с природным окружением. В последние десятилетия XIX в. не только на окраинах, но и внутри городов возникают промышленные сооружения; население городов постоянно растет. Затребованные временем доходные дома заполняют пустоты в центре города, их мощные объёмы меняют силуэты улиц, очертания площадей и целых кварталов. Почувствовать глубину перемен, произошедших в российских городах и вокруг них за вторую половинуХК в., помогает приведенное в главе сопоставление двух литературных «пейзажей» Петербурга 1837 г. и 1915 г., увиденных с высоты птичьего полёта Первая стихотворная панорама -«Петербург с Адмиралтейской башни» - принадлежит некоему сочинителю под псевдонимом «В. Романовский» и звучит она как гимн городу и простору вокруг него; вторая - фрагмент из поэмы «Санкт-Петербург» - поэту Серебряного века А.К. Лозине-Лозинскому и больше похожа на гневное осуждение, почти проклятие в адрес нового Петербурга.
Метаморфозы городского пространства конца ХГХ - начала XX столетия породили новое самоощущение человека в городе, а вслед за тем и
новые понятия и речевые обороты - такие словосочетания, ставшие типичными в литературе этого времени, как «колодец двора» и «ущелье улиц». Новые черты городского ландшафта обусловили появление в литературе и искусстве данного периода целого тематического пласта, суть которого можно обозначить метафорой «город-тюрьма».
В аспекте данной темы в главе рассмотрены петербургские пейзажи М.В. Добужинского 1910-х - 1920-х гг. и его же рисунки-фантазии цикла «Городские сны» («Город будущего»), отмеченные суровым профегическим пафосом. Добужинский не был первым на пути подобных мрачных пророчеств.
Город-монстр возникает в поэзии В.Я. Брюсова ещё в 1901 г. и вызревал этот образ не один год. Брюсовские города - «всемирная тюрьма», «грядущий Город-дом», город-«дракон», «единый город», город из стекла -стали прообразами многих «городов» русской литературы первых десятилетий XX в. Это статьи и поэмы Велимира Хлебникова, роман-антиутопия Е.И. Замятина «Мы» и другие произведения.
У П.Н. Филонова немало общего с Хлебниковым в отношении к современному городу. Идея города-тюрьмы прочитывается уже в ранних, сочинённых «городах» Филонова и полностью воплощается в его работах 1920-х гг. («Город». 1923 - 1928. ГРМ; «Без названия (Город)». 1924-1925. ГРМ).
В произведениях A.M. Ремизова - и московское пространство в романе «Пруд» (1905) и петербургское в повести «Крестовые сестры» (1910) - обставляют бытие героев такими высокими стенами и бесконечными заборами, что бытие это делается похожим на пребывание в застенках.
Сложные и внешне очень разные образы двух российских столиц в романах Андрея Белого «Петербург» (1913-1914) и «Москва» (1926-1932) роднит отчётливо переданное автором ощущение, что его героям тесно и неуютно в отчуждённых от человека и даже враждебных ему пространствах этих огромных городов.
Петербургское пространство А. А Блока многолико, оно менялось со временем вместе с поэтом, как показано в тексте главы. О «тесноте» современного города поэт говорил не раз, имея в виду не столько физическое его пространство, сколько жизнь духа в этом городском измерении.
В московских пейзажах A.B. Лентулова 1910-х гг. нарядную архитектурную старішу города начинает теснить безликая масса новых построек (панно «Москва». 1913. I'll ), а 1920-е гг. к художнику приходит новое ощущение города как замкнутого, почти крепостного пространства. Забыт его радужно-многокупольный город-утопия, видимый откуда-то сверху («Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с Лаврой)». 1920. ГРМ; «Пейзаж с розовой башней». 1920. Частное собрание).
Бесконечным лабиринтом улиц, переулков, перекрёстков, площадей и тупиков предстаёт Москва в рассказе Л. Андреева «Возврат», герой которого после долгих попыток выбраться из карусельного морока города вновь оказывается у дверей своей тюрьмы.
Свои столь же трудные, но реальные первые блуждания по Москве, С. Кржижановский сделал главным предметом и объектом поиска синтеза московского пространства, с улицами, «неизменно приводящими снова и снова - все к одному и тому же кривому перекрёстку», собрав результаты этих поисков в некий беллетризованный трактат в форме писем под названием «Штемпель: Москва» (1925).
Глава 2. Образы городской улицы в русском изобразительном искусстве и литературе первой трети XX века: от новых реалий - к новым истолкованиям.
Улица в произведениях русской литературы и искусства начала XX в. -сложный многоаспектный образ городской жизни. Весьма непростым оказывается психологическое воздействие новой многоэтажной улицы. Старые улицы города обрастают новыми несомасштабными их размерам
домами. Внимание идущего по улице человека отвлекают приманки вывесок и витрин, заводя его в «лабиринты» магазинов, лавочек, ресторанов и т. п. Стиснутая стенами высоких домов, лежащая где-то внизу, функционально перегруженная улица перестает быть простой дорогой к цели, теперь она сама себе цель.
Первый раздел главы посвящен образам-метафорам - «улица-коридор», «щели улиц», «ущелья улиц», «улица-туннель» и другим и построен на примерах из произведений писателей - Л. Андреева, В. Брюсова, А. Куприна, Ф. Сологуба, С. Кржижановского, В. Ходасевича, К. Бальмонта. Во многих описаниях улиц присутствует ощущение не только замкнутости, но и мертвенности их пространства: «улица мёртвых домов» у К. Бальмонта; «улиц забитый булыжником труп» у В. Маяковского и другие подобные примеры.
«Запутанными каменными клубками» (Л. Андреев) выглядят улицы во многих работах художников-футуристов. Это литография М. Ларионова «Улица» (1912) из серии открытых писем или городские пейзажи М. Соколова из его графической серии «Города» (1917-1918). В тупики упираются многие улочки в пейзажах А. Шевченко 1910-х гг. Настоящий «каменный мешок» изображён П. Филоновым в графическом листе «Улица» (1925). Также рассмотрен в данном разделе главы типичный для искусства этого времени мотив фабричных труб, вертикали которых замыкают в новом городе перспективы улиц.
В особые большие разделы выделены анализы образов улицы в романах Андрея Белого «Петербург» и «Москва», в повести А. Ремизова «Крестовые сёстры», в стихотворениях А Блока, В. Ходасевича, в живописных и графических работах М. Добужинского.
Значительная часть главы отдана теме «ночная улш/а», берущей своё начало в гоголевской прозе, - теме, мастерски разыгранной Андреем Белым и художниками начала XX столетия - Коровиным, Тарховым, многими футуристами. Мастерство Белого-урбаниста достигает своих вершин в
19
описании зрелища ночного, освещенного Невского проспекта, превращенного писателем в поистине эсхатологическое видение.
Изобразительным аналогом этому предельно экспрессивному словесному образу города Андрея Белого могут быть названы две цветные композиции из графической серии «Города» М. Соколова (листы «Город. Ночь» (1916-1918) и второй без названия (1917; оба частное собр. Москва).
Не меньшее внимание и писателей и художников привлекает мотив кругового движения-, особенно востребован этот мотив футуристами, стремившимися придать динамизм своим городским композициям («Поворот автомобиля» М. Ле Дантю, «Пробегающий пейзаж» И. Клюна, «Трамвай» А. Богомазова и др.). Вихревую динамику городской пространственной жизни поняли и оценили как тему Андрей Белый и Л. Андреев. Проявлением интереса к теме движения по кругу можно назвать частое обращение писателей и художников начала XX столетия к мотиву городской карусели, которому посвящен заключительный раздел данной главы.
Глава 3. Городские вывеска: их роль в изменении пространства улицы в конце XIX - начале XX века, а также «участие» в формировании нового языка изобразительного искусства и литературы России.
Речь в главе идёт о том, как влияла на городское пространство заполнившая улицы обеих российских столиц на рубеже XIX и XX вв. торговая коммерческая и прочая реклама - вывески; о том, как это влияние воспринималось современниками и отразилось в их творчестве.
Начало главы - это краткий экскурс в историю бытования городской вывески в России. В 1900-е - 1910-е гг. преобладающей в городах была вывеска шрифтовая, словесная с её особым магнетизмом, простотой и лаконизмом, граничащими с приказом. Архитектура зданий на центральных улицах буквально исчезала под споем огромных шрифтовых панно, закрывавших фасады от первого до последнего этажа Подавляемый обилием
информации горожанин лишался возможности увидеть и понять пластический образ здания, улицы, города в целом.
В главе приводятся мнения компетентных очевидцев вывесочного бума первых десятилетий XX в. в Петербурге и Москве - отрывки из воспоминаний Анны Ахматовой, художника М.А. Григорьева, из очерка «Московские вывески» (1924 г.) С.Д. Кржижановского.
На уличных фасадах часто соседствовали не соответствующие друг другу тексты или изображения. Вывешивающий объявление торговец или мастеровой обычно не догадывался, что близость соседней вывески придаёт его сообщению некий двусмысленный оттенок или даже абсурдность. Художники и писатели быстро оценили потенциальные возможности подобных вывесочных парадоксов. Блестящим мастером гротеска был М. Добужинский, часто использовавший мотив вывески в своих композициях. Обращались к этому мотиву М. Шагал, Б. Кустодиев и другие художники.
В русской литературе «игры» с вывесочными парадоксами начал ещё Гоголь, продолжили Некрасов и другие писатели середины - второй половины XIX в. В первые десятилетия нового века Андрей Белый - знаток и последователь творчества Гоголя - в своих больших городских романах использует находки и приёмы великого мастера и развивает многие из них. Л. Андреев нередко вводил мотив вывески в повести и рассказы. Бальмонт уже в эмиграции часто обращался к теме парижской рекламы. В двадцатые годы Н. Заболоцкий, Б. Пильняк умело обыгрывали вывесочную тематику в своих произведениях; любил вывеску В. Маяковский-поэт, а Маяковский-дизайнер сам участвовал в оформлении городских зданий рекламой.
Язык уличной вывески подсказал футуристам многие из приёмов их слово-творчества, а супрематистам - мысль об особой энергетике цветных плоскостей, то есть городская вывеска активно влияла на формирование теорий и практических приёмов мастеров нового искусства.
Глава 4. Дом в большом городе первой четверти XX столетия глазами художников и писателей того времени.
Начало главы посвящено некоторым психологическим аспектам восприятия горожанами нового городского дома в первые десятилетия XX в. Обитателей российских столиц в центральных их частях обступали в то время достаточно однообразные многоэтажные сооружения, вызывавшие отторжение у горожан, прежде всего, своей грандиозностью и нередко агрессивностью архитектурных форм. Важным фактором неприятия доходных домов, составлявших основную застройку центра, была организация пространства вокруг них: главные фасады таких домов выходили непосредственно на улицу, в чужое пространство; двор-колодец не мог ощущаться жильцом дома как своё пространство. Внутри доходного дома также не оставалось пространства, которое живущий в нём человек мог бы уверенно назвать своим. Общие лестницы; нижние этажи, занятые магазинами, галереями, лечебницами, парикмахерскими и т.п.; верхние этажи со сдаваемыми в наем отдельными комнатами и общими коридорами и кухней. Таким образом, дом как своё пространство перестал существовать. В начале XX столетия новый дом в огромном городе становится своей противоположностью - антидомом. Этот феномен осознавался многими современниками - писателями и художниками - и почти всеми ими ощущался как катастрофа
Тема противопоставления маленького городского дома - особняка -новому огромному «дому-городу» стала одной из центральных в городской литературе тех лет.
Тема эта нашла отражение в стихотворном творчестве Марины Цветаевой, а также в её мемуарной прозе. Роман «Москва» Андрея Белого наполнен описаниями улиц и домов города построенных на контрастах сопоставлений старой и новой архитектуры; здесь мощно проявился талант Белого пейзажиста и аналитика. Не менее убедительны архитектурные образы романа Андрея Белого «Петербург».
22
В произведениях многих поэтов и прозаиков начала XX века новая архитектура больших городов характеризуется как противостоящая человеку прежде всего своей несоразмерностью с ним. Такие образы как «дом-громада» почти непременные участники городских пейзажей в стихах К Бальмонта, Д. Мережковского, А. Лозины-Лозинского и многих других поэтов-петербуржцев. Одно из самых сильных описаний жизни петербургского доходного дома принадлежит перу А. Ремизова в повести «Крестовые сестры», где рефреном проходит такое его определение: «Бурков дом - весь Петербург!». Архитектурный феномен - дом-город - в своей литературной версии получил продолжение - развитие в романах-антиутопиях Е. Замятина и А. Платонова.
В первые десятилетия XX в. в русской литературе параллельно с образами «дом-город» и «дом-громада» возникает ещё целый ряд метафорических образов, таких как «дом-корабль», «дома-гробы», «могилы домов» и др., что подробно показано в исследовании на анализе большого числа произведений.
Не менее сложными и интересными были поиски образа Дома в городе практиками и теоретиками изобразительного искусства. И поскольку литература и пластические искусства развивались в начале века по пути интенсивного сближения, то многое в них в этом процессе поисков оказывалось общим; совпадали и формировались синхронно близкие образы, а также приёмы и способы моделирования этих образов.
Так, приём сопоставления старой и новой архитектуры в городе использовался многими мастерами живописи и графики. Убедительно, как никто другой, умел передать эти городские контрасты М. Добужинский («Старый домик», «Домик в Петербурге», «Двор», «Город» (1904 и 1914) и др.). Весьма своеобразно трактованы формы городской архитектуры П. Филоновым: по большей части это сочинённая архитектура, тем интереснее его немногочисленные работы на темы современного города Для футуристов дом, как и город в целом, объекты постоянного внимания.
23
Анализу этих работ также уделяется большое внимание. (Это пейзажи Н. Лапшина, А. Богомазова, И. Клюна, О. Розановой, Н. Гончаровой и М. Ларионова). Весьма интересными и проецированными в будущее оказались опыты супрематистов; особенно эксперименты К. Малевича и Л. Лисицкого в области объёмного супрематизма.
Глава 5. Мотив городского окна в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века.
Мотив окна один из самых востребованных мастерами живописи и литературы начала XX столетия. Окно наиболее часто встречаемый глазом горожанина элемент архитектуры. Художники и писатели не просто отмечают, но и всячески подчёркивают многооконность городских видов. Таковы, например, парижские пейзажи русских импрессионистов Н. Тархова и К. Коровина. М. Добужинский остро видит засилье безликих тёмных петербургских окон. Охотно обращается к мотиву окон в московских и парижских пейзажах Л Ульянов. В городских пейзажах русских футуристов многооконность не только обязательный мотив, но и структурообразующий элемент, выявляющий характер взаимодействия объёмов и плоскостей в пространстве произведения, их динамику.
Как субъект произведения искусства, как «соучастник» создания этого последнего окно воспринимается изнутри, с точки зрения смотрящего на город в окно из интерьера. Рама окна превращает всё, что собрано ею в единую композицию, - пейзаж или эпизод городской жизни, - в некое подобие произведения искусства. Писатель или художник выступает в ситуации смотрящего в окно в роли аналитика - искусствоведа, психолога, философа, созерцателя.
Достаточно быстро сложился особый тип городского пейзажа, а также городского жанра - вид из окна, - имеющий несколько подвидов, главным из которых можно считать вид сверху. Далее в этой главе рассматривается ряд наиболее интересных образцов такого пейзажа-жанра. Это виды сверху
24
московских и петербургских площадей, ставшие излюбленным мотивом графиков в 1920-е гг. (Т. Митурич, Г. Верейский, К. Петров-Водкин). М. Добужинский писал сверху свой «Садик в городе» (1905) и «Витебск. Двор» (1918-1919). Многие работы Павла Филонова на темы города - это не что иное, как виды сверху из высоких окон.
Тема окон с видом во двор лейтмотивом проходит через всё позднее творчество В. Ходасевича. В резком ракурсе из подчердачного окна огромного петербургского дома увидел двор-колодец А. Ремизов. Андрей Белый также не раз использовал композиционный приём «взгляд из окна на город» в своей прозе.
Один из разделов главы отдан особому мотиву внутри темы окна как пограничной зоны, разделяющей миры здешний и потусторонний - мотиву самоубийства из высокого городского окна. В литературе первых десятилетий XX в. - это один из часто встречаемых мотивов (в поэзии А. Блока, М. Цветаевой, В. Ходасевича и в прозе К. Бальмонта, А. Ремизова, М. Булгакова, В. Набокова и других).
Художники часто избирают окно в качестве фона и одновременно рамы композиции. («Человек в очках. Портрет К. А. Сюнненберга» М. Добужинского; «Портрет И.С. Золотаревского» Б. Кустодиева; картины П. Кузнецова - «Балкон», К. Петрова-Водкина - «Скрипка», М Шагала -«Автопортрет с семью пальцами» - во всех этих композициях за окнами предстают городские виды). Изображённое в интерьере и за рамой окна соотносятся как главный объект внимания и фон. Однако часто окно-фон приобретает самодостаточность, а иногда делается основным центром внимания художника и зрителя. Зависит это от внутренней задачи автора композиции. И все же художники по большей части стремятся к консенсусу этих двух зон изображения - за- и перед-окном.
В литературе мотив с видами из окон нижних этажей часто используется автором для того, чтобы вместе с читателем «поучаствовать» в
событиях, происходящих за окном (примеры из произведений Андрея Белого, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, Б. Пастернака, В. Ходасевича и других).
Заключительный раздел главы посвящен одной из интереснейших разновидностей городского окна - витринам - этому посреднику между пространством улицы и магазина, лавки, галереи, парикмахерской, ресторана и т.п. На многих примерах из произведений русской литературы и изобразительного искусства показано как разнообразно, виртуозно мотив витрины обыгрывался мастерами кисти и пера в начале века Краткий историко-литературный экскурс помогает понять истоки этого интереса к теме. Как и многое другое из находок писателей-романтиков мотив «человек в витрине» нашёл отражение в творчестве символистов.
Отношение к витрине художников осложнено двойственностью её «природы». Изобразить её способны лишь мастера, владеющие приёмами гротеска, иронии, гиперболизации подобно М. Добужинскому («Окно парикмахерской», 1906) или Н. Ульянову («Парижская витрина». 1909-1911).
Глава 6. Двери, ворота, арка в пространстве огромного города: новая жизнь этих архитектурных форм и новое их восприятие писателями и художниками России начала XX века.
Весьма важной составляющей темы городской улицы является мотив входа-выхода. Конкретизируя проблему, в первую очередь надо говорить о мотиве двери - как входа в дом, имея ввиду множественность этого объекта внутри большого города начала XX в. и его семантическую значимость.
Для художников и писателей тех лет этот архитектурный элемент -дверь - являлся знаком пороговой ситуации, разделения не только пространственного, но и сущностного. Мир улицы и «задверный мир» в их представлении разнятся так сильно, что преграда между этими мирами кажется непреодолимой. Так ли это, пытаются понять во многих своих произведениях Л. Андреев, Андрей Белый, М. Цветаева. К своеобразным
трактовкам темы дверей в городе приходят в своих живописных и графических композициях М. Добужинский, А. Шевченко, П. Филонов.
С неменьшим вниманием эта и другие мастера относятся к мотиву ворот в городе, что показано в подробном анализе ряда произведений, в том числе картин М. Якунчиковой, Б. Кустодиева, М. Шагала.
Мотив арки с её защищающе-осеняющим смыслом охотно вводится художниками во многие городские композиции, Этот мотив не редок у Б. Кустодиева. Арочные формы охотно используют А. Лентулов - в больших декоративных панно, А. Кравченко - во многих своих экслибрисах; присутствуют эти формы в московских композициях В. Кандинского и
A. Осмеркина.
Специальный раздел главы отдан анализу работ петербургских художников и поэтов, кому мотив арки особенно близок и понятен. Бескрайность площадей северной столицы, суровая прямизна её улиц требуют некоего «обрамления», зрительного ограничения уходящих в бесконечность горизонталей. Арка для петербуржцев становится той рамой, которая, вычленяя какой-то локус общегородского пространства, придаёт ему характер самодостаточный, почти сакральный.
В этом разделе главы подробно рассмотрены примеры использования мотива арки в произведениях А. Остроумовой-Лебедевой, М. Добужинского,
B. Набокова, Анны Ахматовой, О. Мандельштама, Е. Полонской, А. Ремизова и П. Филонова.
Раздел завершается анализом трёх композиций Филонова под названием «Нарвские ворота», в котором предпринята попытка нового истолкования этих известных работ художника.
Глава 7. Толпа мегаполиса первых десятилетий XX века, увиденная мастерами пера и кисти России.
В русском литературном урбанизме начала XX в. тема городской толпы занимает одно из центральных мест. Столь пристальное внимание к
27
этой теме объяснялось отчасти трагическими событиями 1896 г. на Ходынском поле в Москве. Однако внимание писателей в Эту эпоху привлекала не только толпа чрезвычайных обстоятельств, не менее интересными для них были будни городских толп, наводнявших улицы российских столиц и европейских центров.
Речь в главе идёт о том, какие формы приняли попытки художественного осмысления этого явления - «жестокой давки городской», по словам Александра Блока. В произведениях на городскую тематику толпы были едва ли не обязательными участниками событий и непременным фоном. В толпу вглядывались, её изучали, пытались понять её психологическую сущность. За два первых десятилетия XX в. в русской поэзии и прозе возник целый пласт образов толпы, появилось множество эпитетов, часть из которых стали общеупотребительными, а также -оригинальные «авторские» метафоры.
В главе внимательно рассмотрены и проанализированы наиболее интересные образы городской толпы в стихотворениях и поэмах В. Брюсова, романах Андрея Белого, стихотворениях и очерках К. Бальмонта, повестях А. Ремизова и Е. Замятина, произведениях В. Маяковского, О. Мандельштама Предпринятый в главе экскурс по многолюдным улицам городов под водительством русских писателей и поэтов первых десятилетий XX в. показывает, что в этот период в русской литературе сложилась целостная и одновременно многокрасочная система образов толпы.
Подобные тенденции существовали и в изобразительном искусстве России. Трактуемая поначалу как часть пейзажа, толпа очень быстро обрела роль «главного действующего лица» во многих произведениях живописи и графики. Зрелищем толп на городских улицах увлечены русские импрессионисты К. Коровин и Н. Тархов. Тема толпы - центральная в целом ряде картин Г. Якулова. Не мог пройти мимо этой темы и Добужинский. Как всегда весьма своеобразны решения темы толпы у П. Филонова, - решения, эволюционирующие во времени. Особый подход к теме толпы присущ и Б.
28
Кустодиеву. Умеет и любит работать с композициями, где задействовано большое число участников, Н. Сапунов. Произведениям этих и других мастеров станковой живописи и графики уделяется пристальное внимание в главе.
Заключительный раздел главы посвящен вопросу использования темы толпы в агитационном плакате (мотив шествия и митинга у А. Апсита, В. Дени и других мастеров) и в оформлении выставочных экспозиций 1920-х г. (Л. Лисицкий).
Глава 8. Образы города первой трети XX века, или размышления писателей и художников этого времени о судьбах российских столиц: от эсхатологии до утопии.
Итак, город первых десятилетий XX в. - это громадный непонятный человеку мир, а поскольку он почти всегда равнодушен к человеку, а значит враждебен ему, то и проклинаем им. В русской литературе начала века существует целый пласт произведений, наполненных проклятиями современному городу, предсказаниями его гибели или картинами его разрушения. Образы города-Ада или города в ожидании Апокалипсиса можно назвать типичными и даже обязательными в поэзии этого времени.
Тема города-Ада внимательно рассматривается в данной главе в
произведениях 3. Гиппиус, В. Брюсова, К. Бальмонта, Федора Сологуба,
А. Блока. Каждый из этих мастеров находит неповторимые образы внутри
общей темы. Особенно подробен разговор о «Петербурге» - главном
городском романе не только Андрея Белого, но и всей русской литературы
начала XX столетия. Велимир Хлебников находит уникальный по
выразительности образ города современности в поэме «Журавль».
Отношение О. Мандельштама к Петербургу менялось в течение жизни: от
празднично-восторженного в детстве и сдержанно-горделивого в юности - до
напряжённо-тревожного в молодые годы и скорбно-сочувственного в
зрелости. Е. Замятин оставил для потомков короткие рассказы-трагедии -
29
своего рода свидетельские показания обитателя петроградского ада конца 1910-х гг.
Разговор о живописных и графических образах Петербурга начинается с анализа произведений М. Добужинского, в чьём творчестве уживаются^ по словам самого художника, с одной стороны, «чувство, похожее на влюбленность», с другой - умение видеть «изнанку города», ощущение его трагического модуса Последнее качество проявилось, в частности, в серии графических листов под названием «Петербург в двадцать первом году».
О том, что П. Филонов много размышлял о трагических судьбах Города, свидетельствует большое число живописных и графических работ мастера 1910-х - 1920-х гг. Тревожные, диссонирующие ноты слышны в городских произведениях М. Ларионова и Н. Гончаровой («Град обречённый»). Как пророчества о гибели Города воспринимаются многие картины О. Розановой и графические композиции из серии «Города» М. Соколова середины 1910-х гг. Печальные образы Петербурга в 1920-е гг. возникают у многих художников.
Тема Петербурга занимает особое место в творчестве Александра Бенуа - теоретика и практика. Влияние идей Бенуа было весьма заметным; так, в частности, А. Остроумова-Лебедева в книге своих воспоминаний утверждает, что Бенуа был для неё наставником в постижении архитектурной сути Великого города Это влияние сказалось на творчестве каждого из мирискусников. Пассеизмом, ностальгией отмечены многие произведения их современников. О «греко-римском величии города» (Петербурга) говорит К. Петров-Водкин в «Пространстве Эвклида».
Заключительный раздел главы посвящен одическим образам города. Это образы Москвы в творчестве О. Мандельштама и М. Цветаевой. Лейтмотив цикла Цветаевой «Стихи о Москве» (1-9)» — колокольный звон московских церквей - мыслится поэтом и воспринимается читателем как аллилуйя городу.
Московский колокольный звон в середине 1910-х гг. привлекает пристальное внимание не только поэтов, но также художников и музыкантов. Это тема целого ряда произведений искусства. Звучание колоколов ассоциировалось с патриотическими настроениями в обществе. Так в 1915 г. А. Лентулов написал свои картины «Небозвон» и «Звон. Колокольня Ивана Великого». Тема этой кремлёвской колокольни не раз возникала в произведениях В. Кандинского: о силе воздействия на свою душу этого образа мастер вспоминал в своих статьях.
Однако даже у наиболее оптимистичных истолкователей образа Города в первые десятилетия XX в. появляются настроения беспокойного ожидания неких деструктивных перемен. Разочарования в попытках найти идеальный образ города современности должны были привести теоретиков и практиков искусства и литературы к построению утопических моделей городов.
В Заключении подводятся основные итоги исследования.
Пространственные метаморфозы в крупнейших городах России и мира начала XX в. стали одной из наиболее значимых тем отечественной литературы и изобразительного искусства этого периода. Писатели и художники первых десятилетий XX в. воспринимали и трактовали современный им мегаполис как пространство, в котором у них на глазах разрушались традиционные связи человека со средой его обитания. Огромный город они ощущали как тесный, замкнутый, противостоящий человеку мир. Здесь улица уже не является ориентиром; она пугает, она похожа на ущелье, подобна лабиринту, заканчивается тупиками, заполнена приманками вывесок и витрин. Словесное насилие шрифтовой рекламы лишает горожанина воли, заводя его в ловушки бесчисленных магазинов, ресторанов, кафе, лечебниц и т.п. Дом в этом городе перестает быть домом в изначальном своём смысле: это уже не прежнее «своё» пространство для живущего там, но лишь часть «чужого», городского, где человек его временный обитатель. Здесь нарушены привычные формы взаимодействия
31
пространств внутри и вне жилища: бесчисленные окна и двери утрачивают старые и обретают новые функции и смыслы. Ворота в этом городе никого не защищают, арки не спасают: роль их теперь декоративна. Человек лишь песчинка в обезличенной городской толпе.
Быстро меняющееся пространство большого города формировало новое мировидение горожанина - и обывателя, и человека творческого. В литературе и изобразительном искусстве России первых десятилетий XX в. образы и язык произведений складывались под воздействием этого нового мироощущения почти синхронно, что обусловило появление многих параллелизмов и прямых совпадений идей и приёмов и привело, как представляется, к возникновению единой городской иконографии.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Модерн; проблемы синтеза // Вопросы искусствознания. М,, 1994. № 2-3. С. 327-357 (1,0 а.л.).
2. Модерн {Дефиниции, общие проблемы, зарубежный модерн]. В соавторстве ЕЛ. Кириченко (модерн в России) и O.A. Николаевой // БРЭ, Т. 20. М., 2012. С. 581-585. (0,3 а.л.).
3. О композициях Павла Филонова «Нарвскне ворота»: Попытка интерпретации Н Произведение искусства как документ эпохи: Сб. научных статей по материалам международной научной конференции. Под ред.
Т.Г. Малнниной. М., 2012. (0,3 ал.).
4. Образы городской улицы в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века // Искусствознание. 2014. № 1-2 [в печати) (2,0 ал.).
5. Мотив городского окна в русском изобразительном искусстве и литературе Серебряного века // Искусствознание. 2014. № 1-2 [в печати] (2,0 ал.).
6. Модерн: проблемы синтеза искусств // Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры / Коллективная монография в двух тт., т. 1. М., 1997. С. 261-276. (1,0 ал.).
7. Пространство города в русской литературе и искусстве первых десятилетий XX в. // Города мира - мир города: Коллективная монография / Сб. научных работ. Под ред. В.П Толстого. М.: НИИ PAX, 2009. С. 158-171. (1,5 ал.).
8. Вывески в городе глазами писателей и художников Серебряного века И Предмет архитектуры: Искусство без границ: Сб. научных статей в честь Е.И. Кириченко. Отв. ред. И.Н. Слюнькова М„ НИИРАХ, 2011.
С. 363-388. (1,2 а.л.).
Общий объём опубликованных работ — 9,3 а«л.
ВОЛОДИНА Татьяна Ильинична
ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ XX ВЕКА
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
ЛИЦЕНЗИЯ ПД № 00608 Формат 60x84/16 1,9 усл. п.л. Бумага офсетная 80 гр. Тираж 100 экз. Заказ № 176 Отпечатано с готовых о/м в типографии «МЕДИНА-Принт» ул. Селезневская д. 11А стр. 1 тел.: (495) 943-26-80
Текст диссертации на тему "Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века"
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение
«Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств»
04201450422 На правах рукописи
Татьяна Ильинична Володина
Пространство города в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века
Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное
искусство и архитектура
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель -Толстой Владимир Павлович -доктор искусствоведения, профессор, действительный член PAX
Москва 2013
Оглавление
Введение
Глава I. Пространственные метаморфозы в российских столицах первых десятилетий XX века: характер реальных перемен и их влияние на мировидение и творчество современников - писателей и художников 12
Глава 2. Образы городской улицы в русском изобразительном искусстве и литературе первой трети XX века: от новых реалий - к новым истолкованиям 50
Глава 3. Городские вывески: их роль в изменении пространства улицы в конце XIX - начале XX века, а также «участие» в формировании нового языка изобразительного искусства и литературы в России 89
Глава 4. Дом в большом городе первой четверти XX столетия глазами художников и писателей того времени 121
Глава 5. Мотив городского окна в русском изобразительном искусстве и литературе первых десятилетий XX века 158
Глава 6. Двери, ворота, арки в пространстве огромного города: новая жизнь этих архитектурных форм и новое их восприятие писателями и художниками России начала XX века 200
Глава 7. Толпа мегаполиса первых десятилетий XX века, увиденная мастерами пера и кисти России 225
Глава 8. Образы города первой трети XX века или размышления писателей и художников этого времени о судьбах российских столиц: от эсхатологии до утопии 259
Заключение 318
Библиография 319
Приложение 338
t \ 1
Введение
Во все времена город, являющийся средоточием творческого потенциала эпохи, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX -первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей и явлений промышленной цивилизации не мог не стать одним из центральных, если не главным, мотивом творчества художников и писателей первой трети этого XX столетия.
В настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы города в русском искусстве и литературе этого времени, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри этой темы, иными словами, показать некий срез новой, городской иконографии. Для России этот круг проблем соотносится с двумя городами-миллионниками - Петербургом и Москвой. Внимание автора исследования концентрируется на проблемах организации пространства огромного города первой четверти XX века с точки зрения восприятия этого пространства современниками - писателями и художниками.
На анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения и особенности основных модулей городского и архитектурного пространства, таких как улица, дом, окно, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства нового города является его рекламная составляющая - городские вывески, призванные по своему назначению быть путеводителями по городу, но в действительности, часто искажающие до неузнаваемости его улицы. К этим компонентам городского пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, ибо мегаполис начала XX столетия не существует и не может быть понят вне связи с феноменом «человека-массы».
Всем этим структурообразующим составляющим (частям) городского пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. На основе анализа большого числа произведений литературы и искусства автор
> .'л ^ Я/л,?; и',"1'^'Н I,
ЧТП! :'" [:'": ' Т ' : !':!' !■ Л 'ч'Г .!'- V [I; " : Г"|::': : 'I : 11 1 Г1 ! I ■ ' I " • 1:'.4с | I . I11 с ' II; 1 I ':■■ |!' I .::(::;
стремится построить некие смысловые ряды, которые в совокупности позволяют понять, каким видели городской космос создатели этих произведений. И если в первой вводной главе, посвященной пространству города в целом, автор говорит о некоем общем для творческого сознания эпохи ощущении города как тюрьмы, то в последующих главах с их более прицельным подходом, в рамках более узких тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов города, принадлежащих крупнейшим мастерам пера и кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано с темой города. Анализ многих произведений позволяет говорить об определенном концептуальном единстве в решении вопроса о судьбах современного города художниками и писателями тех лет.
Предпочтения автора при выборе персоналий отданы в данной работе таким признанным урбанистам как Андрей Белый и Мстислав Добужинский, а также тем писателям и художникам, кому удалось создать убедительные образы города начала XIX века. Однако, список привлекаемых автором имён писателей и художников и названий произведений весьма обширен.
За скобки настоящей работы сознательно вынесены вопросы влияний европейской литературы и искусства конца XIX - начала XX столетия на творчество русских писателей и художников. Это объёмная задача для специального исследования. Но, разумеется, автор помнит о том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего российского аналога.
Русская литература и искусство почти синхронно с европейскими обратились к теме современного большого города, но шли собственными путями в её осмыслении, а отдельные их представители становились первооткрывателями на этих путях.
1 ¡Ф
^ I 1
#
11\1 'Л1 141
I ЬЛ
/ ч
сие М^И^Ь
к 1 1
х ! ,1\
г
Л V
п'Ы ■>< ' 7
I» , 1*
V
г*
[ *(I I т! I 1
<Р п
Возросший за последние десятилетия интерес отечественных историков искусства и литературы к явлениям городской культуры России начала XX в. привёл к появлению целого ряда фундаментальных работ данной тематики по отдельным отраслям гуманитарных наук.
Однако до настоящего времени не было предпринято попыток обобщающих, комплексных, междисциплинарных исследований, рассматривающих изменения содержания и языка произведений литературы и изобразительного искусства первых десятилетий XX в. во взаимосвязи с переменами, происходившими тогда в реальном городском пространстве.
Первые опыты осмысления значения для русской культуры метаморфоз городского пространства конца XIX - начала XX в. были сделаны уже самими современниками - свидетелями этих процессов. Так Александр Бенуа в серии статей в журнале «Мир искусства» (с 1899 по 1903 г.) пытался привлечь внимание к проблеме начавшегося разрушения исторического облика Петербурга (статьи «Агония Петербурга», «Живописный Петербург», «Архитектура Петербурга», «Красота Петербурга», «Материалы для истории вандализма в России: 1. Разрушение Михайловского дворца»). Дело, начатое А.Н. Бенуа, было продолжено в статьях и монографиях В.Я. Курбатова, Г.К. Лукомского, П.Н. Столпянского. О тревожных симптомах изменения городской жизни говорил A.A. Блок в статье «Безвременье» («Золотое руно», 1906, № 11-12).
Несомненным проявлением внимания к темам «Город в литературе» и «Город в искусстве» были статьи - М.А. Волошина «Город в поэзии Валерия Брюсова» («Русь», 1908, 23 янв., № 21) и Я.А. Тугендхольда «Город во французском искусстве XIX века» («Современный мир», 1910, № 3; № 5; №8).
I ti
iV i
j
>" f\i
t / ij
iVu
4 l ' <
' i г
t)
Существенным этапом на пути многоаспектного освоения темы современного города стали открытия Андрея Белого как автора главных
городских романов русской литературы XX столетия («Петербург», 1913-1914; «Москва», ч. 1, 2 - 1926, ч. 3 - 1932). Острота глаза и аналитическое мастерство позволили Андрею Белому создать уникальные по выразительности и глубине осмысления образы двух российских столиц первых десятилетий прошлого века, что даёт основание считать его не только первым в России писателем-урбанистом, но и теоретиком урбанизма.
Характерно, что в 1910-е - 1920-е годы аналитический подход был свойствен почти всем пишущим о городе и изображающим его. Значимость видоизменений пространства города в те годы осознавалась многими теоретиками и практиками искусства и литературы.
Рождённое городом творчество русских футуристов можно назвать синтезом художественной практики и попыток теоретического осмысления тем и проблем города, что явствовало уже из их манифестов 1910-х годов. Статья Велимира Хлебникова 1915 г. «Мы и дома» - это своеобразный градоведческий трактат с анализом пространства современного города и «проектом» обустройства города будущего. В своих поэтических сочинениях Хлебников также выступает как критик города настоящего и мечтатель-устроитель - завтрашнего.
Е.И. Замятину в романе-антиутопии «Мы» (1920 г.) удалось убедительно показать к какой глобальной цивилизационной катастрофе может привести в будущем обезличивающее влияние социального и архитектурного пространства современного города.
Важным пунктом на пути осмысления перемен, происходящих в послереволюционном Петрограде, стала книга М.В. Добужинского и С.П. Яремича «Петербург в двадцать первом году» ([Пг.], 1923). Метаморфозам московского городского пространства первых десятилетий века, повторим, посвящены многие страницы большого романа в трёх книгах Андрея Белого «Москва», создававшегося на протяжении 1920-х - начала 1930-х гг.
С актуальными, ёмкими по смыслу наблюдениями и размышлениями о жизни московских улиц и площадей 1920-х гг. выступил
С.Д. Кржижановский в своих очерках - «Штемпель: Москва [13 писем в провинцию] («Россия», 1925, № 5) и «Столичные вывески» («Тринадцать дней», 1925, №3-5).
Этап научного изучения в России темы «город в художественной литературе» открыли в 1920-е годы книги и статьи петербургского градоведа Н.П. Анциферова. В 1921 г. в сборнике «Об Александре Блоке» была опубликована статья Анциферова «Непостижимый город (Петербург в поэзии А. Блока)», определившая дальнейший характер и принципы подхода учёного к проблеме «писатель и город» в его работах, посвящённых Петербургу, таких как «Душа Петербурга» (Пб., 1922), «Петербург Достоевского» (Пб., 1923), «Быль и миф Петербурга» (Пб., 1924). Эти и некоторые другие труды Анциферова позднее легли в основу его диссертации «Проблемы урбанизма в русской художественной литературе (Опыт построения образа города - Петербурга Достоевского - на основе анализа литературных традиций)» (ИМЛИ, 1944). Главное внимание в своих работах 1920-х гг. Н.П. Анциферов уделял изучению Петербурга как историко-культурного организма, обращаясь к петербургским образам русской литературы XVIII - начала XX в.
A.A. Федоров-Давыдов в своей книге 1929 г. «Русское искусство промышленного капитализма» (М., 1929) отчётливо дал почувствовать сугубо городской тонус культуры рубежа XIX-XX вв.
Интерес исследователей как к проблемам видоизменений самого российского города первых десятилетий XX в., так и к тематике творческого отображения этого города в литературе и искусстве возрождается в 1960-е -1970-е гг. Трудами отечественных историков архитектуры постепенно воссоздаётся облик российских столиц рубежа веков. Наиболее значимыми научными работами стали публикации крупнейшего исследователя русского зодчества второй половины XIX - начала XX в., историка
градостроительства этого времени в России, Е.И. Кириченко1. Весом вклад в изучение архитектуры города конца XIX - начала XX в. архитектуроведов Е.А. Борисовой и Т.П. Каждан2.
В 1970-1980-е гг. городские мотивы в изобразительном искусстве и литературе привлекают также внимание искусствоведов и литературоведов. Среди работ литературоведов тех лет, посвященных темам города в художественной литературе начала XX в., необходимо отметить исследования Л.К. Долгополова3 и В.Н. Орлова4.
Принципиально важным событием для отечественной науки, изучающей городскую проблематику в отражении литературы искусства, стал выход из печати сборника исследовательских работ «Семиотика города и городской культуры. Петербург» (Тарту, 1984)5 со статьями Ю.М. Лотмана6, Р.Д. Тименчика7 и других авторов. Новизна методологии этих исследований придала свежий импульс дальнейшим поискам учёных в области урбанистики.
Художественная жизнь российских столиц, модус общественных эстетических настроений на рубеже веков внимательно рассмотрены в книгах Г.Ю. Стернина8.
Кириченко Е.И. О некоторых особенностях эволюции городских многоквартирных домов второй половины XIX - начала XX века (От отдельного дома к комплексу) // Архитектурное наследство. 1963. № 15. С. 153-170, Кириченко Е.И. Пространственная организация жилых комплексов Москвы и Петербурга в начале XX века // Архитектурное наследство. 1972. № 19. С 118-136. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М., 1973. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М., 1977. Кириченко Е.И. Русская архитектура 18301910-х годов. М., 1978 и 1982 и др.
2 Каждан Т.П. Архитектура и архитектурная художественная культура конца XIX - начала XX в. (18951907). Кн. 2-я. М., 1969; Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX в. М., 1971.
3 Долгополое J1.K. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века // Долгополое JI.K На рубеже веков. О русской литературе конца XIX - начала XX века. Л., 1977. (2-е изд. - 1985. С. 150-194). Долгополое U.K. Творческая история и историко-литературное значение романа А. Белого «Петербург». [Раздел «Принципы и приёмы изображения города»]. // Андрей Белый. Петербург. Л., 1981. С. 525-623. Долгополое Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург»: Монография. Л., 1988.
4 Орлов В. Поэт и город: Александр Блок и Петербург. Л., 1980.
5 Семиотика города и городской культуры. Петербург. Учёные записки Тартусского ун-та. Вып. 664. Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту. 1984.
6 Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семантики города // Учёные записки Тартусского унта. Вып. 664. Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту. 1984. С. 30-45.
7 Тименчик Р.Д. «Поэтика Петербурга» эпохи символизма/постсимволизма // Учёные записки Тартусского ун-та. Вып. 664. Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту. 1984. С. 117-124.
8 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. М. 1970. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России в начале XX века. М., 1976. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984.
В 1989 г. увидело свет первое и по сию пору единственное фундаментальное научное исследование на русском языке о главном явлении мировой архитектуры и искусства рубежа XIX и XX вв. - стиле модерн -книга Д.В. Сарабьянова «Стиль модерн»9, в которой, по словам учёного, «характеризуется стиль в главных его чертах, рассматриваются его предпосылки, предыстория, становление, история, сообщаются сведения об основных национальных школах, внесших вклад в развитие стиля» (с. 8), и, что весьма существенно, показано, сколь органичной и в то же время своеобразной частью этого стиля был русский модерн.
Непосредственно зодчеству, декоративному и изобразительному искусству русского модерна посвящено альбомное издание «Русский модерн» Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина (М., 1990). Уникальная художественная фотосъёмка И.А. Пальмина (при участии Н. Алексеева и Э. Стейнерта) позволяет читателю воссоздать полноценный визуальный архитектурный образ этого интереснейшего стилистического феномена рубежа XIX и XX вв. в городах России.
Проблематика отражения в изобразительном искусстве и литературе жизни города первых десятилетий XX века привлекает внимание исследователей в 1990-е гг. В фундаментальной монографии Г.Г. Поспелова «Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов»10 внимательно рассмотрены вопросы, звучащие в самом названии книги, и затронуты многие существенные проблемы следующего за примитивизмом этапа творчества Н. Гончаровой, М. Ларионова, А. Лентулова, - этапа, связанного с их обращением к темам современного города.
Внутренне обусловленным связям искусства русского авангарда с метаморфозами городского пространства первых десятилетий XX в.
9 СарабьяновДВ Стиль модерн. Истоки, история, проблемы М, 1989, Сарабьянов Д В Модерн История стиля. М., 2001.
10 Поспелов ГГ. «Бубновый валет»: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М, 1990.
посвящены также работы ряда исследователей. Среди них статьи A.B. Повелихиной и Е.Ф. Ковтуна11, Б.М. Соколова12, Е.С. Вязовой13. Е.С. Вязовой в 1999 г. защищена диссертация на тему «Город в искусстве кубофутуристов»14. Значимым вкладом в изучение проблемы стали работы A.A. Стригалева о мастерах русского авангарда15.
В методологическом отношении важны и актуальны работы Г.З. Каганова о городе в искусстве и литературе разных культурных эпох. Многие статьи и книги этого учёного отличает междисциплинарный подход16.
Петербургской теме русской литературы, «мифопоэтическому» пространству великого города посвящены многие исследования В.Н. Топорова 1970-1990-х гг. Часть этих работ вошла в большие сб�