автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Просвещение как традиция духовной жизни

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Стефановская, Наталия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Диссертация по социологии на тему 'Просвещение как традиция духовной жизни'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Стефановская, Наталия Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Методологические проблемы социологического изучения просвещения

1.1. Общеметодологическая модель природы и атрибутов просвещения

1.2. Исторические модели просвещения

1.3. Современные модели просвещения

ГЛАВА 2. Эмпирическая модель просвещения

2.1. Качественные особенности эмпирических социологических исследований природы и атрибутов современного просвещения

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Стефановская, Наталия Александровна

Просвещение как традиционный способ трансляции духовной культуры выступает одним из ключевых моментов в системе воспроизводства и обновления духовно-нравственного потенциала общества, обращение к изучению которого приобретает особое значение в современных условиях нестабильности и динамичности развития российского общества.

Поиск новой идеологической доктрины, национальной идеи, способствующей сплочению, духовной самоидентификации народа обуславливает и возрастающий интерес к просвещению как средству её утверждения. Являясь ценностно-ориентированным механизмом распространения совокупного духовного опыта, оно наиболее последовательно реализуется в деятельности библиотек, органично согласуясь с их социальной миссией - хранения культурных ценностей и посредничества между человеком и источниками информации.

Кризис прежней системы ценностей, лавинообразное распространение гибридных, зачастую достаточно одиозных, но фактически превращающихся в нормативные, форм «массовой» культуры и постепенное вытеснение на периферию духовной жизни подлинных образцов, усиление исключительно прагматических жизненных ориентаций актуализируют проблему сохранения и передачи фундаментального духовного наследия. На этом фоне просвещение становится одним из значимых факторов и механизмов культурной самозащиты общества, его гуманистических ценностей, так как в силу своего деинституциали-зированного характера способно выдерживать существенное давление внешней среды.

Вместе с тем, характерное для настоящего времени усиление интереса к опыту прошлого, в частности, к отечественным просветительским традициям может привести к их идеализации, акцентированию исключительно позитивных качеств.Поэтому важным является критическое осмысление просвещения с пози4 ций его функциональных и дисфункциональных свойств в современной ситуации, соотношения приоритетов просветительской и информационной, традиционной и модернизационной направленности в деятельности библиотек как его основного канала.

Актуальность избранной проблематики обусловлена и стихийным, хаотичным распространением на данном этапе множества конкурирующих моделей просвещения, неопределённостью их перспектив. Это делает необходимым оценку гуманистических, созидательных возможностей различных моделей в развитии самостоятельной, творческой, высоконравственной личности, способной сочетать реализацию собственных планов с этической ответственностью члена общества.

Насущными остаются и проблемы качества просвещения, обусловленные уровнем подготовки и мастерства самих просветителей - представителей научной, художественной интеллигенции; трансформацией просветительства в профессиональную деятельность.

Обращение к библиотекам, по мнению автора, позволяет наиболее ярко проиллюстрировать специфику просветительской деятельности, так как здесь она получает как бы двойную мотивацию - личностная миссия интеллигенции усиливается профессиональным долгом библиотечного работника и целевыми установками этого социального института по распространению ценностей культуры.

Формирование рыночной экономики, повлекшее за собой коммерциализацию и разрушение существовавшей ранее достаточно разветвлённой системы просвещения, обострение проблем социально-экономического характера привели к появлению социальных групп и слоев, фактически оторванных от просвещения, отодвинули духовные потребности личности на второй план, подавили познавательную активность, не связанную непосредственно с предпринимательской деятельностью современного человека, что может иметь губительные последствия для духовной культуры общества. Негативность сегод5 няшней ситуации на личностном уровне проявляется в незнании и неуважении своей культуры, несформированности ориентации на общечеловеческие ценности.

Просвещение, рассматриваемое не только как распространение знаний, а как сбалансированное сочетание рациональных и духовных компонентов развития личности, опирающееся на национальные традиции, способствует гармонизации духовной жизни, компенсации усиливающихся тенденций селективности и элитаризации формального образования.

Требует осмысления и амбивалентность влияния информатизации общества на просвещение, с одной стороны, обогащающей его технические возможности, а с другой - ведущей к информационному перенасыщению, формированию фрагментарной личностной культуры.

Неразработанность обозначенных аспектов, а также размытость, неопределённость трактовок самого просвещения в современной социальной теории и обусловили выбор темы данного диссертационного исследования. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Научное осмысление просвещения как элемента духовной жизни в истории социальной мысли фактически не выделялось в самостоятельную проблему до эпохи Просвещения. Оно было неразрывно связано, объединено с проблематикой культуры в целом, образования, воспитания. По большей мере традиция отождествления этих феноменов сохраняется и в современных исследованиях, что предопределяет доминирование в них философского и педагогического подходов.

Впервые вопрос о массовом просвещении как необходимом условии дальнейшего прогресса общества, источнике силы и свободы личности был поставлен представителями просветительского рационализма (Монтескье, Вольтер, Дидро, Гельвеций и др.) [13; 58; 142; 305]. Целевые установки и внепрофессиональный характер просвещения рассматривались И. Кантом [119]. Под влиянием европейской традиции отечественными мыслителями были 6 сформулированы принципы просвещения как служения народу (Н.Новиков, П.Лавров, Н.Михайловский) [68; 108; 183].

В современных исследованиях культурологической и педагогической ориентации просвещение изучается в контексте общественной миссии интеллигенции (Е.Александрова, Т.Казовская, М.Щеглов, Н.Карлов, Г.Кириленко и др.) [3; 118; 123; 127; 311], психолого-педагогических и организационно-методических основ просветительской деятельности учреждений культуры (В.Ершов, Е.Крайнер, А.Ковальчук, С.Усенко, Л.Шейко и др.) [95; 140; 131; 182; 304], просветительской модели культуры (Ю.Соломонов, М.Шибаева) [243; 305], истории просветительства в России (М.Воробьёв, В.Моряков, А.Рогов, М.Щеглов и др.) [59; 183; 219; 311].

Практические аспекты реализации просветительской миссии библиотек в исторической ретроспективе затронуты в трудах К.Абрамова, В.Васильченко,

A.Ванеева, Ю.Григорьева, А.Рейтблата [1; 44; 46; 48; 70; 216]. Перспективы и сущность их просветительской деятельности на современном этапе обозначены в работах М.Афанасьева, Г.Вестхайма, Н.Добрыниной, Н.Жадько, С.Матлиной, М.Самохиной и др. [18; 19; 50; 89; 98; 167; 226].

В собственно социологических исследованиях отдельные аспекты просвещения как формы духовной практики лишь косвенно затрагивались в работах, посвященных образовательной политике (В.Нечаев, М.Руткевич, Ф.Филиппов, В.Шубкин)[189; 223; 284; 309], духовному облику молодежи (В.Добрынина, С.Иконникова, И.Ильинский, Т.Кухтевич, В.Лисовский, П.Писарский, В.Собкин и др.) [88; 107; 181; 249; 201; 236], досугу и бюджетам времени (Л.Гордон, Э.Клопов, В.Патрушев, Г.Пруденский и др.) [69; 198; 247], социальным трансформациям интеллигенции (И.Бутенко, Р.Дарендорф,

B.Иноземцев, Н.Карлов, Т.Наумова и др.) [41; 80; 109; 124; 185], функционированию художественной культуры (Л.Волынская, Л.Коган, П.Писарский, К.Соколов, Ю.Фохт-Бабушкин)[56; 132; 201; 240; 228; 294], массовым коммуникациям и 7 воздействию на общественное сознание (А.Моль, Г.Лассвэл,У.Липпман, Б.Грушин и др.) [72; 182; 316; 318].

В целом просматривается ряд обобщенных подходов к рассмотрению просвещения как способа социальной адаптации (Е.Крайнер, Э.Соколов и др.) [140; 241]; ценностной ориентации и формирования ценностного сознания личности (Е.Александрова, Н.Добрынина, А.Малюков и др.) [3; 90; 91; 161]; акта коммуникации (В.Ершов, Г.Лассвэл, У.Липпман, А.Моль и др.) [95; 317; 318; 182]; межличностного общения (Ю.Волков, Д.Лихачев, И.Мейжис и др.) [55; 155; 169]; формы проявления социальной активности интеллигенции (И.Бутенко, Р.Дарендорф, Г.Кириленко, М.Щеглов и др.) [41; 80; 127; 311].

Изучение обширного круга имеющихся в социологической теории и практике исследований позволяет констатировать отсутствие работ, непосредственно посвященных комплексному анализу феномена просвещения.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка концептуальных основ базовой общеметодологической модели просвещения и ее верификация на эмпирическом материале.

Приведенная выше цель исследования подразумевала решение ряда конкретных задач:

• выделение и обоснование основных качественных характеристик просвещения, его природы, сущности, уточнение границ понятия;

• проведение историко-социологического анализа просвещения на материалах отечественных библиотек;

• описание современных моделей просвещения и их взаимосвязей, особенностей воплощения в библиотечной деятельности;

• изучение специфики мотивации и факторов актуализации просветительской деятельности;

• разработка программы, инструментария и проведение эмпирического исследования стереотипа социального восприятия просвещения; 8

• верификация на эмпирическом материале базовых традиционально-атрибутивных характеристик просвещения.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования в работе выступала просветительская традиция духовной жизни общества.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ были атрибутивные качества и закономерности их системной связи в бытии просвещения как особого вида традиционного социального взаимодействия.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ основывается на том, что просвещение является особой традицией духовной жизни, выражающей духовно-интеллектуальную стратификацию общества, вследствие чего, по нашему предположению:

• в ходе исторического процесса просвещение закономерно сохраняет ряд конституирующих признаков, а его конкретные модификации детерминированы трансформациями духовной элиты, как основного носителя этой традиции, особенностями исторической эпохи, образа жизни населения;

• наибольшую устойчивость просветительским традициям придает обретение ими статуса нормативных позиций в деятельности библиотек;

• существует возможность редуцирования просвещения в иные формы духовной практики при определенных социокультурных условиях;

• индикатором органичности или архаичности традиции просвещения может выступать доминирующий социальный стереотип его восприятия, выполняющий функции обратной связи в бытии просвещения.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационного исследования составили идеи и концепции М.Вебера (теория социального действия и учение о ценностях), Т.Парсонса (общая теория действия и положение об инвариантном наборе функций социальных систем), К.Маркса и Ф.Энгельса (теория идеологии и концепция отчуждения), А.Маслоу (концепция 9 иерархической системы потребностей и самоактуализации личности), Т.Куна (теория парадигм) [49; 146; 164; 165; 166; 197].

Методологически важным стало обращение к теории установки (Д.Узнадзе, Ш.Надирашвили) [184; 279], концепции диспозиционной регуляции поведения (В .Ядов) [225; 314], концепции репрезентативной культуры (Ф.Тенбрук, Л.Ионин)[112], теории активного взаимодействия структур социальных взаимосвязей и их деятельностных субъектов (П.Штомпка) [308].

Научными ориентирами для автора послужили деятельностный (Б.Ананьев, В.Дёмин, М.Каган и др.) [8; 84; 117], стратификационный (Т.Парсонс, Э.Шилз, О.Шкаратан, В.Радаев и др.)[7; 197; 213], аксиологический (С.Анисимов, Н.Лапин, В .Ядов и др.) [12; 148; 149; 225] подходы.

В работе использовались теоретико-методологические идеи русских социологов М.Ковалевского, Л.Петражицкого, Г.Плеханова, П.Сорокина, С.Франка, С.Южакова и др. [14; 68; 130; 203; 244; 250], а также представителей различных направлений западной социологии: А.Кэплэна, Г.Лассвэла, Н.Лумана, Б.Малиновского, К.Манхейма, А.Моля, Е.Шацкого, Э.Шилза и др. [160; 162; 183; 303; 317; 320; 253].

Комплексный характер исследования определил необходимость использования материалов из различных областей знания: социологии, философии, психологии, педагогики, библиотековедения, информатики.

Основные методологические ориентиры автора выразились в следующих принципах: принципе единства истории и логики; принципе "экономии объяснений", подразумевающем отсечение экзотических объяснений явления при наличии альтернативы; общих принципах структурно-функционального подхода, диалектико-материалистического анализа исторического процесса; принципе относительной автономности движения и структуры феноменов духовной жизни. Синтез вышеназванных теоретико-методологических подходов, использованных в работе, осуществлялся при определяющем воздействии на позицию автора парадигмы социального поведения и идей структурного функционализма.

10

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ДИССЕРТАЦИИ.

Работа базируется на данных авторских социологических исследований, проведенных в 1999-2000 гг. в муниципальной централизованной библиотечной системе г.Тамбова -"Современные аспекты просветительства", а также профессиональных училищах г.Тамбова и г. Моршанска - "Художественная жизнь молодёжи", с целью выявления и анализа типичных ценностно-нормативных характеристик просвещения, бытующих в общественном сознании и диагностики объекта просветительской деятельности. Использовалось два типа выборки: районированная с отбором типичных объектов и бесповторная случайная выборка, объем которой определялся по стандартной методике. Всего было опрошено 614 человек.

В работе также использовалась вторичная социологическая информация, полученная в 90-е годы Центром социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова, Центром социологии образования РАО, отделом социологических и психологических исследований Российской государственной юношеской библиотеки (г.Москва).

В исследовании был использован комплекс методов: анализ документов, анкетирование, интервьюирование, метод фокус-групп, ассоциативный опрос, наблюдение.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается :

• в определении качественной специфики просвещения как традиции духовной жизни и выделении ряда характеристик такого качества: внеинституциональности, внепрофессиональности, устойчивости, инерциальности и др.;

• в проведении компаративного анализа с рядом близких по денотату понятий и категорий (в том числе "образование", "обучение", "пропаганда"), что позволило впервые выявить границы их отличия и сходства в системе современного гуманитарного знания;

11

• в классификации исторических моделей библиотечного просвещения, одновременноХсвязашшх между собой отношениями наследования и диалектического отрицания при принципиальной несамодостаточности каждой из таких моделей в конкретную историческую эпоху;

• в выделении консолидированного восприятия субъектов просветительской деятельности как базового эмпирического критерия оценки качества просвещения и разработке его социологических маркеров;

• в формировании эмпирической модели провинциального просвещения с учетом противоречивости его статуса и динамики в конкретных видах деятельности библиотек.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ.

Под теоретической значимостью автор понимает вклад данного исследования в систематизацию и обобщение научных представлений о традициях духовной жизни общества, что может быть выражено следующими положениями:

• Сформулированы основные положения общеметодологической модели просвещения, уточнены структура и границы понятия, его корреляционные связи со смежными понятиями и категориями.

• Описаны социально-психологические основания функционирования просвещения в истории общества.

• Осуществлено позиционирование современных моделей просвещения.

• Проведен историко-социологический анализ источников, факторов и составляющих библиотечного просвещения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Выводы и рекомендации, представленные в исследовании, могут быть использованы:

• в практике формирования программ региональной культурной политики органами управления;

• для научного обоснования и совершенствования технологий библиотечной деятельности;

12

• в системе повышения квалификации работников культуры и образования;

• при разработке профильных лекционных курсов для высших и средних специальных учебных заведений;

• для дальнейших научно-прикладных разработок в этой области.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Просвещение возникает как выражение необходимости передачи духовного поколенческого опыта. Наследование и трансляция ценностей духовной культуры через просвещение происходят в диахроническом (социально-временном) и синхроническом (социально-пространственном) направлениях. Исторически библиотеки и возникали как диахронически-синхроническое единство культуры, что органично связывает их с просвещением.

2. Просвещение развивается в силу двух, как минимум, основных противоречий - между эгалитаризмом и элитаризмом в структуре самого просвещения и противоречия между логикой просвещения и функциональностью социального управления.

3. К основным атрибутивным свойствам просвещения относятся отсутствие однозначного институционального оформления; относительная добровольность и свобода участия; очевидная связь с движением идеологем; иррациональность; устойчивость; регенерация прошлого духовного опыта в настоящем и будущем.

4. Просвещение структурировано. Такая структура выражена в субъект-объектных отношениях, дифференциации законов и противоречий просвещения по социальным уровням, социальным слоям и группам, по формам просветительской деятельности. Изучения библиотек как формы и канала просвещения вполне достаточно для адекватной проверки гипотезы исследования.

5. Бытие просвещения опосредовано диалектикой эпох, политической ситуацией, особенностями менталитета и психологией его субъектов. На современном этапе происходит стихийное развитие множества моделей просвещения, отражающих поливариантное соотношение утилитарных,

13 интеллектуальных и духовных аспектов. Мотивация просветительской деятельности определяется сложным комплексом профессиональных, альтруистических и эгоистических мотивов духовного порядка. Усиливающееся слияние просветительства с профессиональной деятельностью детерминируется процессом социальной конверсии части интеллигенции в "класс интеллектуалов".

6. Реконструкция эмпирической модели просвещения на основе выявления социального, стереотипа его восприятия позволяет утверждать органичность этой традиции для современной провинции.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные положения и результаты исследования излагались на конференции молодых ученых ТГУ им.Г.Р.Державина (1997 г.), научных конференциях аспирантов и преподавателей ТГУ им.Г.Р. Державина "Державинские чтения" (1997 г., 1999 г.), межвузовской научно-практической конференции "Народное танцевальное искусство и проблемы возрождения отечественной культуры"(Тамбов, 1997 г.), всероссийской научно-практической конференции "Проблемы провинциальной художественной культуры "(Курск, 1998 г.), международной научной конференции "Библиотечное дело и проблемы информатизации общества" (Москва, 1999 г.), всероссийской рабочей встрече "Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке" (Москва, 1999 г.). Материалы исследования отражены также в публикациях автора.

Работа диссертанта в должности заведующей отделом информационного и методического обеспечения Тамбовской областной юношеской библиотеки позволила внедрить результаты исследования в библиотечную практику в виде выступлений на областных и всероссийских семинарах, совещаниях библиотечных специалистов (1997-2000 гг.), выпуска методических материалов для библиотек области, а также в учебный процесс в форме спецкурса, прочитанного автором для студентов факультета информационных ресурсов ТГУ им. Г. Р .Державина.

14

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Просвещение как традиция духовной жизни"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, хотелось бы высказать несколько общих замечаний. Выбранная автором тема оказалась достаточно трудна для социологического изучения, так как в просвещении, как и в любом явлении духовности неизбежно переплетаются объективные и субъективные моменты, социальные и психологические аспекты, групповые и индивидуальные интересы, общие и особенные закономерности движения духовной жизни. Просвещение отражает весь комплекс характеристик социума - идеологических, политических, культурных, экономических, научных, религиозных и других. Этим обусловлено существование множества его моделей и концепций, причем универсальность и истинность какой-либо одной из которых не была убедительно доказана в ходе исторического процесса. По-видимому, это и невозможно в силу многомерности, полифонизма, динамичности реальной духовной жизни общества, слабо укладывающейся в рамки каких-либо жестких схем.

Кроме того, высока зависимость стратегии и логики эмпирического исследования от подхода к трактовке просвещения, исходных предпосылок рассмотрения его в широком социокультурном или узкотехнологическом планах, акцентирования тех или иных содержательных и функциональных сторон.

Особую сложность представляет также выделение в социальной практике именно просвещения, что обусловлено его «растворенностью» в деятельности многих социальных институтов, организаций, групп и индивидов и стереотипным отождествлением с образованием, обучением, популяризацией и рядом других форм социально-духовной практики.

В связи с этим очевиден ряд неопределенностей представленной работы, выразившихся в:

• возможной неопределенности описания базовых характеристик исторических моделей просвещения, что обусловлено трудностью доступа к архивным материалам и ограниченностью эвристических возможностей библиографических информационно-поисковых систем в ракурсе избранной проблематики;

153

• выборе автором одной, хотя и достаточно широкой, трактовки просвещения как традиции духовной жизни и способа трансляции духовных ценностей в единстве их рационально-интеллектуального и нравственно-эмоционального аспектов, что предопределило некоторые акценты исследования, которые могли бы измениться при другом теоретико-методологическом подходе;

• ограничении базы эмпирического исследования как в региональном (г.Тамбов и г.Моршанск), так и в институциональном (только библиотеки) аспектах.

Тем не менее представляется возможным описать общую картину исторического развития просвещения и его логику.

Будучи специфически социальным выражением исторической преемственности духовной жизни общества, просвещение возникло на этапе социокуль-турогенеза, связанном с выделением духовно-интеллектуальной элиты, и выражало как объективную необходимость передачи и распространения ценностей культуры, так и субъективную потребность личности в самореализации, форму ее социально-духовной активности.

Просвещение, изначально представляя собой индивидуальный стиль поведения представителей духовной элиты, ориентированный на подвижничество, добровольность участия, постепенно органично влилось в деятельность ряда социальных институтов (религии, искусства, науки и др.), но полностью не отождествилось ни с одним из них. Черты наиболее устойчивой социальной практики просвещение обрело в деятельности библиотек, выступающих посредником в распространении духовных ценностей в масштабах всего общества и обеспечивших сохранение и поддержку этой традиции в процессе общественного развития.

Критерии отбора духовных ценностей, подлежащих распространению в процессе просвещения, зависят от интересов и потребностей его проводников -социальных групп, от имени которых оно осуществляется, что связывает просвещение с идеологией.

154

Просвещение тесно взаимосвязано, но принципиально не сводимо к образованию, обучению, популяризации, пропаганде и другим формам трансляции знаний и ценностей, оно имеет свою качественную специфику, выражающуюся в единстве рационального, интеллектуального и духовно-нравственного воздействия на личность, его нерегламентированности, свободном отборе содержания. В процессе социокультурогенеза просвещение может рассматриваться как социально-психологический механизм эгалитаризации духовных парадигм и доступа к духовным ценностям.

Основными функциями просвещения в духовной жизни можно считать системно-организующую, социализирующую, стабилизирующую, ценностно-ориентационную, идентификационную, компенсаторно-эгалитаризирующую, транслирующую и функцию структурирования сознания личности.

В исторической ретроспективе просматривается ряд модификаций библиотечного просвещения, отражающих его различные духовные парадигмы -элитно-теологическая, пассивно-светская, прагматическая, общекультурная, социально-культурная, политическая, образовательно-просветительская. В современной ситуации перехода от моностилистической организации российского общества к полистилистической происходит стихийное развитие различных моделей просвещения, ни одна из которых не является доминирующей.

Характерными тенденциями современного просвещения, подтвержденными результатами эмпирического исследования можно назвать:

• сохранение его внеинституционального и внепрофессионально-го характера, но с тяготением к постепенной профессионализации просветительства, что делает возможным в перспективе его полную трансформацию в иную, профессионально-формализованную деятельность;

• устойчивое смещение содержательного баланса просвещения в сторону рациональных, интеллектуальных аспектов, его прагматизация;

155

• стабильность системно-организующей, социализирующей, цен-ностно-ориентационной и некоторых других функций просвещения при явном ослаблении компенсаторно-эгалитаризирующей и идентификационной;

• сохранение, хотя бы на уровне субъективных стремлений, ориентации общественного сознания на духовно-нравственные ценности просвещения, несмотря на «кризисное» восприятие его нынешнего состояния.

В заключение, хотелось бы отметить, что, хотя закономерное тяготение и модернизаторская устремленность социальных наук к изучению и объяснению процессов и явлений, находящихся на данном этапе в фокусе общественного интереса, следование определенной «научной моде», в некотором роде отодвинули исследование проблем просвещения на периферию научного поиска, дальнейшая разработка этой проблематики может оказаться весьма полезной и перспективной для постижения альтернатив духовной жизни общества, в частности, в связи с :

• усилением в условиях всеобщей глобализации стремления каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры. На этом фоне приобретает значение выявление возможностей и эффективности просвещения как средства сохранения и трансляции самобытных национальных и региональных культур;

• появлением особого типа технического обеспечения, интенсивном развитии информационных технологий и их влиянием на характер просвещения общества, что делает перспективным прогностические исследования видоизменения каналов и форм просвещения, трансформации взаимоотношений его субъектов, роли просвещения как своеобразного навигатора в перенасыщенном информационном пространстве, соотношения позитивных и негативных воздействий информации на уровень просвещенности общества и личности;

• возникновением новых форм слияния просвещения с идеологией («зомбирование личности», политическая реклама и др.). Здесь основными направлениями исследования могут стать определение пределов силового давления,

156 допустимого слияния, границ и факторов свободы/зависимости просвещения и идеологии и их влияния на формирование политических ориентации личности;

• поиском способов компенсации недостатков углубляющейся специализации и дифференциации формального образования для гармоничного развития личности. В этом аспекте продуктивным может стать изучение конкретных возможностей просвещения как фактора формирования целостного духовного мира личности.

Автор выражает надежду, что в будущих исследованиях освещение этих проблем займет достойное место и послужит ориентиром в преодолении обществом духовного отчуждения человека от культуры, раскрепощении его умственного и нравственного потенциала.

157

 

Список научной литературыСтефановская, Наталия Александровна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России,- М.: Либерея, 2000,175 с.

2. Айзенберг А .Я. Образовательная функция библиотеки//Развитие педагогических функций советских библиотек: Межвуз. сб. науч. тр./ Моск. гос. ин-т культуры,-М., 1991,- С.43-51.

3. Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России. XVIII- начало XX века. / РАН, Рос. Ин-т культурологии,- М., 1997. -138 с.

4. Алексеев В.П. Становление человечества.-М.: Прогресс, 1984,-462 с.

5. Алексий II,Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России // Педагогика.- 1995,- N 3,- С.74-81.

6. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред.В. И. Добренькова,- М.: Изд-во МГУ, 1994,- 496 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания,- М.: Наука,1977,- 246 с.

8. Анаста А. Психологическое тестирование,- М.: Педагогика, 1989.- 295 с.

9. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Наука, 1994,- 324 с.

10. П.Андреева Г.М. и др. Современная социальная психология на Западе/

11. Г.М.Андреева, Л.А.Петровская, Н.Н.Богомолова.- М.: Изд-во МГУ, 1978.289 с.

12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: Производство и потребление,- М.: Мысль, 1988,- 253 с.158

13. Антология мировой философии : В 4т. М.: Мысль,1970- 1971.

14. Антология русской классической социологии : Тексты/Сост. и коммент. Д.С.Клементьева, Л.Н.Панковой,- М.: Изд-во МГУ, 1995,- 239 с.

15. Арон Р. Демократия и тоталитаризм,- М.: Текст, 1993.- 303 с.

16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка,- М.: Изд-во МГУ, 1979,- 144 с. П.Афанасьев М.Д. За книгой : Место чтения в жизни совет, рабочего,- М.:1. Книга, 1987,- 128 с.

17. Афанасьев М.Д. На пике социальных потрясений // Библиотека,- 1994 -№6,- С.2-6.

18. Афанасьев М.Д. Эволюция социальных функций массовой библиотеки // Чтение: Проблемы и разработки.- М., 1985,- С.49-62.

19. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России: К методологии исследования // ПОЛИС,- 1991,- № 3,- С. 74-81.

20. Балика Д.А. Библиотека в свете современной педагогики // Библиотека: Сб. ст.-М.;Л., 1927,- С.54-62.

21. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.-М.Аспект-Пресс, 1995,- 286 с.

22. Бахурина Л.С. и др. Молодой москвич- 97:Отчет об исслед./ Л.С.Бахурина, Р.З.Панова, М.М.Самохина // Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке.-М.,1999. -Ч.2.- С.31-90.

23. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря,- М.: Респу блика, 1995,-165с.

24. Берков П.Н. Основные вопросы изучения русского просветительства: Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века- М.;Л.: Наука, 1961.-211 с.

25. Берне Р. Развитие "Я"-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986 -420с.

26. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обеспечение социальных нововведений.-М.: Наука, 1993,- 232 с.159

27. Библиотека: Сб.ст.- M.;JI.: Госиздат, 1927,- 135 с.

28. Библиотека и общество: Новое во взаимодействии/РГБ, Моск. библ.ассоц -М.,1994. -95 с.

29. Библиотека и регион. Науч.- информ. сб. Вып.1 / Рос. гос. б-ка,- М.,1995,-184 с.

30. Библиотека и самообразование:Сб.ст. / Под ред.Н.Заровнядного.- М.;Л.: Госиздат, 1929 224 с.

31. Библиотека и чтение: Проблемы и исследования: Сб. науч. тр./ Рос. нац. б-ка,- СПб., 1995,-259 с.

32. Библиотеки как средство образования и просвещения: Сб. докл. 36 сессии ИФЛА / М-во культуры СССР, Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина,-М.,1972 138 с.

33. Библиотеки системы начального профессионального образования в новых социально-экономических условиях: Аналит. обзор / Гос. пед. б-ка им.К.Д.Ушинского,- М., 1995.-24 с.

34. Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: Тез. докл. междунар. науч. конф., Москва, 27-28 апр.1999 г.: В 2 ч. / Моск. гос. ун-т культуры М.,1999.

35. Библиотечное дело на пороге XXI века: Тез. докл. междунар. науч. конф., Москва, 24-25 апр. 1998 г. В 2 ч./ Моск. гос. ун-т культуры,- М.,1998.

36. Библиотечное обслуживание: Теория и методика / Под ред. А.Я.Айзенберга,- М.: Изд-во МГУК, 1996,- 200 с.

37. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика,- 1996 № 1,- С.3-8.

38. Буева Л.П. Человек в зеркале культуры и образования.-М.: Наука, 1989.257 с.

39. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами.-М.: Высш. школа, 1989,- 176 с.160

40. Бутенко И.А. Интеллигенция, интеллектуалы, народ // СОЦИС- 1998.-№ 12,- С.131-133.

41. Бутенко И.А. Культурно-информационная среда региона и изменения в деятельности библиотек // Библиотека и регион: Науч.-информ. сб./Рос. гос. б-ка.-М., 1996,- Вып.1.- С.71-84.

42. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе XX века: Социологические аспекты,- М.: Наука,1997,- 140 с.

43. Ванеев А.Н. Библиотековедение в России в первой половине XIX века / Санкт-Петербург, акад. культуры,- СПб, 1995,- 60 с.

44. Ванеев А.Н. Проблемы философии библиотеки //Библиотечное дело на пороге XXI века,- М, 1998,- Ч.1.-С.11-12.

45. Ванеев А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР,- М.:Книга, 1980.-232 с.

46. Василеску Г.Я. Эстетический портрет молодежи: Социально-эстет. черты рабочей молодежи,- Кишенев: Штиинца, 1988,- 168 с.

47. Васильченко В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России XI-XVIII века,- М.: Госкультпросветиздат,1948,- 157 с.

48. Вебер М. Избранные произведения.-М.Прогресс,1990.-702 с.

49. Вестхайм Г. Информация или просвещение решающий выбор публичных библиотек // Библиотековедение,- 1993.-№ 5-6.-С.61-67.51 .Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. проф. Б.П.Юсова.-Луганск,1990. -180 с.

50. Виленкин А.Я. Культурная работа библиотеки во внешкольных учреждениях // Библиотечный сборник,- Кострома, 1921,- Вып.1,- С.21-26.

51. Витаньи И.Общество, культура, социология.- М.: Прогресс, 1984.-197 с.

52. Волков Ю Г. Идеологическое затмение7//СОЦИС.-1994,- №10. С.3-10.

53. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма // Социально-гуманитар. знания.-2000.-№ 1,- С. 19-35.161

54. Волынская JI.Б. Молодежь и учреждения культуры в периферийных городах// Культурная активность молодежи: Сб. науч. тр.- М.,1989,- С.65-78.

55. Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века,- М.: Мысль, 1973.-304 с.

56. Вольтер. Философские сочинения,- М.: Наука,1989,- 750 с.

57. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X-XVII вв.) // Педагогика,- 1996.- № 2.-С.84-88.

58. Воронцова Л.М. и др. Религия в современном массовом сознании/ Л.М.Воронцова, С.Б.Филатов, Д.Е.Фурман // СОЦИС,- 1995,- № 11.-С.81-91.

59. Выготский Л.С. Избранные психологические труды М.Наука, 1976,518 с.

60. Гаджиев К.С. Политическая идеология: Концептуальный аспект // Вопросы философии.- 1998,- № 12.- С.3-20.

61. Галич Т.Н. Художественный музей и публика: Эстетико-со-циологический аспект: Автореф. дис. канд. филос. наук / ЛГУ,- Л., 1985.-16 с.

62. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность. -М.:Юрайт, 1999,-576 с.

63. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии : Гармония знания и веры: Прогностическая гипотеза образовательного триумфа /Акад.пед. и соц.наук, Моск. психолого-соц.ин-т.-М.,1997. 117 с.

64. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века,- М.: Интердиалект, 1997,- 697 с.

65. Гоголь Н.В. Просвещение // Собр.соч.: В 8 т.- М.Д984.-Т.7,- С.250-253.

66. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-ХХвв.- М.: Онега, 1995,- 288 с.162

67. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы: Социальные проблемы быта и внерабочего времени,- М.: Политиздат, 1972,- 263 с.

68. Григорьев Ю.В. История русского библиотековедения (1700-1860гг.)//Столяров Ю.Н. Ю.В. Григорьев,-М.: Кн. палата,1994,- С.69-208.

69. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта// СОЦИС,- 1991,- №10. С.83-84.

70. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исслед,-М. :Прогресс, 1989- 240с.

71. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Библиотека как социальный институт // Методологические принципы теоретико-прикладных исследований культуры: Сб. науч. тр./ АН СССР, НИИ культуры,- М., 1989,- С.287-300.

72. Гуманитарная интеллигенция в череде поколений: Обзор работы "круглого стола" // СОЦИС,- 2000,- № 1,- С.138-141.

73. Гумилёв Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993,- 544 с.

74. Гусев В.А. Консервативные идеологии // СОЦИС. 1994,- № 11 с. 129135.

75. Гэлбрэйт Д.К. Жизнь в наше время: Воспоминания,- М.: Прогресс, 1986,405 с.

76. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция // Традиция в истории культуры,- М.,1978,- С.45-59.

77. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.Т.З,-М.:Терра,1995 560 с.

78. Дарендорф Р. Гражданская ответственность интеллектуалов против нового страха перед просвещением // ПОЛИС,- 1997 № 6,- С. 5-14.

79. Дворкина М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела // Библиотековедение,- 1994,- № 2,- С. 51-53.

80. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории,- М.: Наука, 1993,- 168 с.163

81. Дерунов К.Н. Типичные черты в эволюции русской "общественной" библиотеки (с 30-х гг. ХГХв.) // Дерунов К.Н. Избранное: Тр. по библиотековедению и библиографии,- М., 1972,- С.62-142.

82. Демин В.И. Природа деятельности,- М: Изд-во МГУ, 1984,- 167с.

83. Диаграммы Эйлера Венна // Логический словарь ДЕФОРТ,- М., 1994 -С.41-43.

84. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования // Социально-полит, журн,- 1995,-№2.- С.169-182.

85. Дмитриева Е.В. Метод фокус-групп: Проблемы подготовки, проведения, анализа // СОЦИС,- 1999,- №8,- С. 133-138.

86. Добрынина В.И. и др. Молодёжь России: Три жизненные ситуации / В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич, С.Б. Туманов; РАН, ИНИОН- М., 1998,-115с,- (Социол. исслед. в России).

87. Добрынина Н.Е. Ещё раз о социальной роли публичной библиотеки в современной России // Библиотечное дело на пороге XXI века,- М., 1998,-Ч.1.- С.33-35.

88. Добрынина Н.Е. Просветительская функция национальной библиотеки: День сегодняшний //Библиотековедение.-1995.-№6.-С.14-18.

89. Добрынина Н.Е. Рекомендательная просветительская. // Библиография.- 1995,- Х°3.- С. 10-14.

90. Доценко Е.Л. Психология манипуляции,- М.: Изд-во МГУ, 1997,- 344 с.

91. Егоров Ю.Я. и др. Современное образование: Гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Философско-методол. аспекты / Ю.Я. Егоров, Т.И.Костина, М.Ю. Тихонов М.: Изд-во РАН,1996,- 160с.

92. Езова С.А. Библиотечное общение,- Улан-Уде: Бурят.кн.изд-во, 1990,-69с.

93. Ершов В.В. Реализация просветительной функции учреждений культуры в условиях рыночных отношений: Автореф. дис.канд.пед. наук / Санкт-Петербург. гос. акад. культуры,- СПб., 1998.- 17с.164

94. Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев .- М: Инфра-М,1998.- 413с.

95. Жадько Н.В. Статус и функции библиотеки // Науч. и техн. б-ки,- 1994.-№3,- С. 3-12.

96. Жадько Н.В. Факторы стабилизации библиотеки как социокультурного института в условиях переходного периода: Дис. канд. пед. наук / Моск. гос. ун-т культуры,- М.,1995.-174с.

97. Жизненные пути одного поколения / Под ред. М.Х. Титмы.- М.: Наука, 1992,- 184с.

98. Жуганов A.B. Творческая активность личности: Содержание, пути формирования и реализации.-JI.: Наука,1991,- 146 с.

99. Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества: Автореф. дис. канд. филос. наук / Урал. гос. ун-т,- Екатеринбург, 1997.-21 с.

100. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности,- М.: Политиздат, 1986,-221с.

101. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии,- М.: Изд-во МГУ, 1982,- 127 с.104.3еленко В.А. Практика внешкольного образования в России. -М.;П.: Госиздат, 1923,- 245с.

102. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии,- М.:Школа-Пресс,1996.- 271 с.

103. Юб.Зимичев A.M. Психология политической борьбы,- СПб.: Санта, 1993.160 с.

104. Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ,- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974,- 212 с.

105. Ильин В.В. и др. Русская философия в лицах / В.В.Ильин, Н.В.Солнцев, Н.М.Чалов,- М.:Издание журн."Юность", 1997.-191 с.165

106. Иноземцев B.JI. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // СОЦИС,- 2000.- №6,- С. 67-77.

107. Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы: Междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 17-19 сент. 1997г.: Тез. докл.- Краснодар, 1997,- 477с.

108. Ш.Ионин Л.Г. Понимающая социология: Исторический и критический анализ,- М.:Наука, 1979 248 с.

109. Ионин Л.Г. Социология культуры,- М: Логос, 1998,- 278с.

110. ПЗ.Ионова О.Б., Нечаев В.Я. Социокультурные функции образования // Социально-полит, журн,- 1994- №11-12,- С.164-171.

111. История библиотечного дела в аспекте культурологии и историософии: Науч. семинар в Рос. гос. б-ке //Библиотековедение,- 1999,- № 7-12 -С.132-144.

112. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии,- 1997.-№ 6,- С. 35-52.

113. Каган М.С. Художественная культура как целостное образование, её строение и социальные функции // Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типол. исслед.-Л., 1984,-С.5-67.

114. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа,- М.: Политиздат, 1974.- 328с.

115. Казовская Т.М. Просветительные общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX- начало XX века).- СПб.: Изд-во СПб. ун-та,1994,- 231с.

116. Кант И. Что такое просвещение? //Антология мировой философии: В 4 т.- М.,1971.- Т.3,- С.193-197.

117. Капитонов Э.А. Социология XX века: История и технологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 - 512с.166

118. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т.- М.: Наука, 1989-1991.

119. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: Перспективы развития // ПОЛИС 1995,- № 4,-С.6-17

120. Карлов Н.В. Интеллигентна ли интеллигенция.// Вопросы философии,- 1998,- № 3 С.3-17.

121. Карлов Н.В. Преобразование образования// Вопросы философии.-1998,-№ 11,- С. 3-19.

122. Карпухин О.И. Управление в культуре : Проблемы функционирования и совершенствования // Соц.-полит. журн,- 1996,- № 2,- С.26-39.

123. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию.- М.:Аспект-Пресс,1996.-215 с.

124. Кириленко Г.Г. Посланник трех миров: Интеллигенция в российской культуре // СОЦИС,- 1997.-№ 3,- С.74-83.

125. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т.1. ЧЛ.Курс русской истории.-М.: Мысль, 1987.-431 с.

126. Книга и чтение в зеркале социологии,- М.: Кн. палата, 1990,- 208с.

127. Ковалевский М.М. Сочинения. В 2 т. Т.1. Социология,- М.: Алетейя, 1997.-287 с.

128. Ковальчук A.C. Педагогические основы информационно-просветительской деятельности учреждений культуры: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ленинград, гос. ин-т культуры,- Л., 1991.- 38 с.

129. Коган Л.Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня // СОЦИС. 1997. - № 4. - С.122-129.

130. Коган Л.Н. Исторические реалии советской культуры и современность // Соц.-полит, науки,- 1990,- №10.- С.39-47.167

131. Кожевникова JI.А. Библиотечные сообщества и проблемы создания региональной культурной среды // Региональные библиотечные системы: Сб. науч. тр./ГПНТБ СО РАН,- Новосибирск, 1996,- С.4-10.

132. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов //СОЦИС. -1999. -№ 1. С.31-39.

133. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях,- М.: Республика, 1992 301 с.

134. Костюк К.Н. Русская православная церковь в гражданском обществе //Соц.-полит. журн.-1998,- № 2,- С. 133-145.

135. Котова Т.В. Библиотека как социальный институт в контексте социокультурной целостности: Автореф. дис. канд. филос. наук / Акад. наук респ. Беларусь, Ин-т социологии,- Минск, 1994,- 22с.

136. Кравченко А.И. Социология.- М.:Логос,2000,- 382 с.

137. Крайнер E.H. Историко-культурное просвещение средствами художественно-образного воздействия: Автореф. дис. канд. пед. наук / Санкт-Петербург, акад. культуры,- СПб, 1999,- 16с.

138. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия,- М.: Правда, 1990.- 638 с.

139. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века.-М.:Мысль, 1981.-303 с.

140. Культура искусство - образование: Актуальные проблемы/ Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М.,1996,- 113с.

141. Культура, образование, религия:"Круглый стол'У/Педагогика,- 1995.-№ 5.-С.50-63.

142. Культурная политика России: История и современность . Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И.А.Бутенко, К.Э.Разлогов.-М.: Либерея, 1998,- 296 с.

143. Кун Т. Структура научных революций,- М.: Прогресс,!977,- 300 с.168

144. Лазарев В.Я. Юношеское общество "Классика" востребовано временем // Молодежь и классика.Сб. ст. Вып.1. Истоки / Рос. гос. юнош. б-ка,- М.,1994.- С.9-14.

145. Лапин Н.И.Модернизация базовых ценностей россиян//СОЦИС. -1996,- №5,- С.3-23.

146. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России //СОЦИС. 1994,- № 5 - С.3-8.

147. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функцио-нальные структуры // СОЦИС,- 2000,- № 7,- С.3-12.

148. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн. собр. соч.- Т.24,- С.113-150.

149. Ленин В.И. О пролетарской культуре // Полн. собр. соч.- Т.41-С.336-337.

150. Левада Ю.А. Статьи по социологии,- М., 1993,- 192 с.

151. Леонтьева В.Н. Образование как феномен культуротворчества // СОЦИС,- 1995.-№1,- С.138-142.

152. Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир,- 1994.-№8,- С.3-8.

153. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции // Новый мир,- 1993,-№2.-С.3-9.

154. Лихачев Д.С. Память преодолевает время //Наше наследие.-1988.-№1,- С.1-4.

155. Логика социологического исследования / Под ред. Г.В. Осипова,- М.: Наука, 1987,- 173 с.

156. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности,- Л.: Наука, 1983,- 174 с.

157. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии.-1983,- № 2,- С.116-124.169

158. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности,- Дубна: Издат. центр "Феникс", 1999.- 253 с.

159. Манхейм К. Диагноз нашего времени М.:Унион,1992.-254 с.

160. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.8,- С.219-368.

161. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // . Соч.- 2-е изд. Т.З. - С. 7-544.

162. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.42,- С.41-174.

163. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты,- М.: Мысль,1982,- С.108-117.

164. Матлина С.Г. Библиотечная этика в аспекте национальных просветительских традиций // Библиотековедение,- 2000,- № 3,- С.23-30.

165. Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника,- М.: Наука, 1918,- 290с.

166. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания /Николаев, филиал Киев гос. ин-та культуры.-Николаев, 1994.- 191 с.

167. Мелентьева Ю.П. Роль библиотеки в социализации читателя юношеского возраста: Лекция / Моск. гос. ин-т культуры,- М.,1990. -31 с.

168. Мень А. История религии. В 3 кн. Кн. 1. В поисках Пути, Истины и Жизни. М.:Форум, Инфра-М, 1998,- 239 с.

169. Мигунов А.С.Искусство и процесс познания.-М.:Изд-во МГУ, 1986,-128с.

170. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т,-М.:Прогресс,1992.

171. Мискевич А.Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. -Минск: Наука и техника, 1989,- 51с.

172. Михайлова E.H. Институты духовной культуры и их роль в функционировании общественного сознания // Проблемы структуры и функционирования общественного сознания: Межвуз. сб. науч. тр./ ЧГИК.- Челябинск, 1980,- С.105-115.

173. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // СОЦИС.- 1998,- № 4,- С.3-16.

174. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учеб. пособие.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999,-232с.

175. Моисеев H.H. Об интеллигенции, ее судьбе и ответственности // Соц,-гуманитар. знания.- 1999,- № 2,- С. 112-134.

176. Молодёжь России: Воспитание жизнеспособных поколений / Под ред. И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина,- М.,1995,- 256с.

177. Молодежь России: Социальное развитие,- М.: Наука, 1992,- 205с.

178. Молодёжь России: Тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского.- М: Мол. гвардия, 1993.- 215с.

179. Моль А. Социодинамика культуры,- М.:Прогресс,1973.-405с.

180. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Дис. в виде науч. докл. на соиск. ученой степ, д-ра ист. наук / Моск. пед. ин-т,- М.,1995,- 63с.

181. Надирашвили Ш. Понятие установки в общей и социальной психологии,- Тбилиси: Мецниереба, 1974,- 170с.

182. Наумова Т.В. Интеллигенция и пути развития российского общества // СОЦИС,- 1995,- № 3,- С.39-46.

183. Невский В.А. Сборник статей по внешкольному образованию. -Петроград, 1917,- 167с.

184. Невский В.А., Херсонская Н. Культурная работа городских библиотек,- М.: Госиздат, 1920.- 63 с.171

185. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания,- М.: Просвещение, 1987,- 190 с.

186. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // СОЦИС,-1999,- №11.- С.84-91.

187. Никольская A.A. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России,- Дубна:Издат. центр "Феникс", 1995,- 331 с.

188. О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья.- М.:Наука,1990,- 528 с.

189. Образование в социокультурном воспроизводстве: Механизмы и конфликты/ Ин-т социологии РАН; Отв. ред. В.Н.Шубкин,- М., 1994.-365с.

190. Осипова И.П. Библиотека и образование//Библиотековедение,- 1999.-№1,-С. 22-37.

191. Осипова И.П. Библиотечное обслуживание:Тенденции и проблемы (1990-е гг.) // Библиотековедение 1997,- N2,- С. 18-31.

192. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в.- М: Педагогика, 1991,- 448с.

193. Панков А.А.,Подшивалкина В.И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе // СОЦИС.-1995,-№ 11.- С.99-103.

194. Парсонс Т. Система современных обществ.-М.:Аспект-Пресс, 1998.-270с.

195. Патрушев В.Д. Динамика бюджетов времени горожан (1965 1997 гг.)//СОЦИС,- 1999,-№ 11-С. 28-35.

196. Пашин А.И. Социальные функции библиотек на современном этапе // Библиотековедение: Вчера, сегодня, завтра:Тез. докл. науч. конф. / Моск. гос. ун-т культуры,- М.,1996,- Ч.1.- С.21-24.172

197. Педагогика искусства в творческом поиске: Материалы Всерос. совещ., Самара, 3-6 дек. 1996 г./ Самар. гос. пед. ун-т,- М.;Самара, 1996,-287с.

198. Писарский П.С., Собкин B.C. Учитель и старшеклассник в мире художественной культуры / РАО, Центр социологии образования. -М.,1997.- 89с.

199. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социол. исследования,- М.:Мысль,1982 220 с.

200. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории // Избр. филос. произведения: В 5 т. М.,1956,- Т.2.- С.236-266.

201. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов,- М.: Логос, 1998,- 279 с.

202. Победа H.A. Духовные потребности и реальное поведение,- Кишенев: Штиинца, 1990,- 113 с.

203. Покровский A.A. Библиотечная работа: О культурной и социальной работе народной библиотеки,- М., 1919,- 40 с.

204. Покровский A.A. Целевая установка библиотек и ступени библиотечной системы//Крас, библиотекарь,- 1926,-№3,- С. 1-18.

205. Покровский Н.Е. Новые горизонты или историческая западня // СОЦИС,- 1994.-№ 11.-С. 119-128.

206. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // СОЦИС.- 2000,- № 6,- С. 3-9.

207. Проблемы провинциальной художественной культуры: Материалы Всерос. науч.- практ. конф., Курск, 13-14 июня 1998 г./ КГАКИ,-Курск, 1998,- 211 с.

208. Проблемы социальной информации в сфере культуры и прос-вещения:Сб. науч. ст./ СПб. гос. ин-т культуры,- СПб., 1992.-137с.

209. Психология личности: Тексты,- М.: Наука, 1982,- 287 с.

210. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация,- М. : Аспект-Пресс, 1996.-318 с.

211. Райкова Г.А. Библиотека и образование в России // Мир библиотек сегодня.- 1998,- Вып. 4.-С. 14-41.

212. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии.- 1992,- №5,- С. 3-15.

213. Рейтблат А.И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России,- М.: Книга, 1991,- 223 с.

214. Ривлин Я.В. Методические течения в области истории библиотековедения: Опыт социол. обзора // Читатель и книга: Сб. ст,-Харьков, 1925.-C.3-36.

215. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы,- М.: Прогресс, 1988.-256 с.

216. Рогов А.И. Школа и просвещение // Очерки русской культуры XVII века.-М.,1979,-С. 78-112.

217. Роль книги и чтения в культурном развитии: Материалы семинара ИФЛА, Москва, 1984г./ М-во культуры СССР, Гос. б-ка СССР им. В.И.Ленина.- М.,1987.-296с.

218. Рубакин H.A. Избранное: В 2 т.- М.: Книга,1975.

219. Рубакин H.A. Психология читателя и книги,- М.:Книга, 1977,- 264 с.

220. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь,- М.: Педагогика, 1988,- 405 с.

221. Саган К. Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого разума.- М.: Знание,- 1986,- 256 с.

222. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Отв. ред. В.А. Ядов,- Л.: Наука, 1979,- 263с.

223. Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и её функции // Библиотека и общество: Новое во взаимодействии,- М., 1994 С.12-18.174

224. Самохина М.М. Читающая молодёжь Москвы (по результатам исслед.1997-1998гг.) // Библиотековедение,- 1999,- №1- С.42-49.

225. Самохина М.М. Эстетическое образование и эстетическое воспитание юношества в библиотеке как социологическая проблема: Дис. канд. социол. наук / АН СССР, НИИ культуры,- М., 1991.- 179с.

226. Селиверстова Е. О функциях библиотек // Библиотека.-1992. № 1,-С.27-29.

227. Сиверцева H.JI. Становление государственной формы системы образования в России // СОЦИС.- 1996,- № 12.- С. 118-122.

228. Сидоренко С.Я. Идея образования человека в контексте европейского "светского" гуманизма XIX-XX веков: Автореф. дис. канд. филос. наук / Северо-Кавказ. науч. центр Высш. шк,- Ростов-на-Дону, 1999.27 с.

229. Скворцов В.В. Коренной вопрос перестройки библиотечной теории и практики // Развитие библиотечной теории и практики на современном этапе,-М.,1989,-С.5-18.

230. Скворцов В.В. Социальные функции библиотеки современности // Человек в мире культуры: Тез. докл. междунар. науч. конф., Москва, 1995г./ Моск. гос. ун-т культуры,- М.,1995,- Ч.2.- С.5-6.

231. Слуховский М.И. Библиотечное дело в России до XVIIIb.- М.: Книга, 1968,-231с.

232. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ.- М.: Феникс, 1998.- 688 с.

233. Собкин B.C., Писарский П.С. Социологический портрет учащегося ПТУ/РАО.-М., 1992.-42с.

234. Современная западная социология: Словарь.-М.:Политиздат, 1990 -432с.

235. Согомонов Ю.В. Моральное отчуждение: Грани малоизученной проблемы //Освобождение духа,- М.,1991.- С.226-254.175

236. Соколов A.B. Сущность и функции библиотеки // Науч. и техн. б-ки СССР.- 1987.- №1.- С. 43-45.

237. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей.-М.: Наука, 1990,- 318 с.

238. Соколов Э.В. Культура и личность,- Л.:Наука, 1972.-228с.

239. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн.2.История России с древнейших времен. Т.3-4,- М.:Мысль,1988 765с.

240. Соломонов Ю.Б. Кризис просветительской модели культуры: Автореф. дис.канд. филос. наук / РАН, Ин-т философии,- М., 1994.18 с.

241. Сорокин П.А. Человек.Цивилизация.Общество,- М.:Политиздат, 1992.- 543с.

242. Социальная теория и современность. Вып.4. Интеллигенция и власть /Рос. акад. упр., Гуманитар, центр,- М., 1992,- 144 с.

243. Социодинамика культуры. Вып.1. Концептуальные основы анализа культурных изменений / АН СССР, Ин-т социологии,- М.,1991,- 190 с.

244. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова.-М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998,- 695 с.

245. Социология культуры: Культурная активность молодёжи: Сб. науч. тр / АН СССР, НИИ культуры,- М., 1989,- 143 с.

246. Социология молодёжи / Под ред. В.Т. Лисовского,- СПб: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1996.- 460 с.

247. Социология молодежной культуры. Духовность провинции / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина,- Тамбов, 1995. 108 с.

248. Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований / Под ред. С.И.Григорьева, Ж.Коэнен-Хуттера,- М.: Интеллект, 1998. -272с.

249. Социология: Основы общей теории,- М.:Аспект-Пресс,1996,- 461с.

250. Социо-Логос. Вып.1 / Сост. и общ. ред. В.В. Винокурова, А.Ф.Филиппова.- М.: Прогресс, 1991.- 477 с.

251. Стельмах В.Д. Библиотека в оценках и представлениях современного читателя // Совет, библиотековедение,- 1987.- № 2,- С. 12-20.

252. Стефановская H.A. Библиотека и художественное образование юношества //Социолог и психолог в детской и юношеской библиотеке: Сб. материалов Всерос. раб. встречи, Москва, 27-28 апр. 1999 г. /Гос. респ. юнош. б-ка.- М.,1999,- Ч.1.- С.36-39.

253. Стефановская H.A. Библиотека и художественное образование юношества // Юношеские библиотеки России: Информ. вестник,- М., 1999,- Вып. 4(11).- С.56-58.

254. Стефановская H.A. Библиотечно-библиографические средства -художественному образованию учащихся профессионально-технических училищ // Материалы конференции молодых ученых: Тез. докл. /Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.- Тамбов, 1997.- С.47-48.

255. Стефановская H.A. Генезис и эволюция просветительской функции отечественных библиотек // IV Державинские чтения: Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов / Тамб. гос. ун-т им.Г.Р.Державина,- Тамбов, 1999,- С.79-80.

256. Стефановская H.A. К вопросу о роли библиотек в художественном просвещении молодежи // Проблемы провинциальной художественной культуры : Материалы Всерос. науч.- практ. конф., Курск, 13-14 июня 1998 г./КГПУ,-Курск, 1998. С.190-192.177

257. Стефановская H.A. Комплексные программы в действии // Юношеские библиотеки России: Информ. вестник,- М., 1998 Вып. 2 (5). - С.41-44.

258. Столяров Ю.Н. Библиотека как научное понятие // Библиотечное дело на пороге XXI века: Тез. докл. междунар. науч. конф./ Моск. гос. ун-т культуры- М., 1998,- Ч.1.- С.56-57.

259. Столяров Ю.Н. Библиотека: Структурно-функциональный подход.-М.: Книга, 1981.-255 с.

260. Столяров Ю.Н. О сущностных функциях библиотеки // Библиотековедение: Вчера, сегодня, завтра: Тез. докл. науч. конф,- М., 1996.-Ч.1.- С.30-32.

261. Столяров Ю.Н. Что такое библиотека?: О её сущности и исходных функциях // Библиотековедение.- 1999 № 7-12 - С.20-33.

262. Сушков Б.Ф. Русская культура: Новый курс,- М.: Наука, 1996,- 335 с.

263. Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие,-М.: Знание, 1998,- 271с.178

264. Татарова Г.Г., Бурлов A.B. Логическая организация анализа данных, полученных методом неоконченных предложений // СОЦИС,- 1999.-№8.-С.123-133.

265. Тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия.-М.:Наука, 1994,- 383 с.

266. Терешин В.И. Библиотека как педагогическая система // Человек в мире культуры: Тез. междунар. науч. конф./ Моск. гос. ун-т культуры. -М., 1995,-Ч. 2. С.3-4.

267. Терешин В.И. Современные проблемы развития педагогических функций библиотек // Развитие педагогических функций советских библиотек: Межвуз. сб. науч. тр./ Моск. гос. ун-т культуры- М.,1991,-С.5-25.

268. Тернер Дж. Структура социологической теории,- М.: Прогресс, 1985,-471с.

269. Торопцев А. Воскресная школа на приходе //Кредо Тамбов.- 1995.-№3,- С.51-55.

270. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / РАН, Ин-т социологии,- М., 1996,- 469с.

271. Тюлина Н.И. Информационная функция библиотеки // Библиотековедение.- 1993,-№ 1.-С.3-11.

272. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования,- М.: Наука, 1966,-451с.

273. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования,- М.: Мысль, 1980,- 271с.

274. Уледов А.К. Духовное обновление общества.-М.Мысль,1990. 338с.

275. Усенко С.Б. Педагогика информационно-просветительской деятельности культурно-досуговых учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук / Санкт-Петербург, гос. ин-т культуры,- СПб., 1991,- 17 с.179

276. Федоров И.А. Идеология как основа социального поведения // Федоров И.А. Основы социального поведения,- Тамбов,1993 С.272-280.

277. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества,- М.: Педагогика, 1990,- 270 с.

278. Философский энциклопедический словарь,- М.: Совет, энцикл.,1983,-840с.

279. Фирсов В.Р. Библиотека как социальный институт: Теоретико-методологические аспекты повышения её роли в развитом социалистическом обществе: Дис. канд. пед. наук / Ленинград, гос. ин-т культуры,- Л.,1984,- 257с.

280. Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культурологический подход // Науч. и техн. б-ки СССР,- 1985,- N5-С. 15-20.

281. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная жизнь современной России: Фрагм. социол. исслед. // Теория художественной культуры.-М.,1997,- Вып.1,- С.190-212.

282. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие.- М.: Юристъ, 1997,-344с.

283. Фрумин И.М. О социальных функциях библиотечно-библиографических систем // Науч. и техн. б-ки СССР 1985,- № 9,- С.8-14.

284. Хавкина Л.Б. Библиотеки, их организация и техника: Руководство по библиотековедению,- СПб., 1911,- 404с.

285. Хавкина Л.Б. Книга и библиотека.- М.: Кн. склад "Наука", 1918,- 172с.

286. Хайцева Л.Б. Библиотека и образование // Библиотековедение,- 1998.-№4,- С. 113-114.

287. Художественная жизнь современного общества. В 3 т. Т.2. Аудитория искусства в России: Вчера и сегодня / Гос. ин-т искусствоведения; Под ред. Ю.У.Фохт-Бабушкина. СПБ., 1997,-213с.180

288. Художественная культура и просвещение России XX века,-Екатеринбург, 1995.- 91с.

289. Человек в мире искусства: Информационные аспекты: Тез. докл. междунар. науч. конф./ Междунар. акд. информатизиции,- Краснодар, 1994,-403с.

290. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: Процесс и управление,- М.: Наука, 1982,- 335с.

291. Человек в мире культуры: Тез. докл. междунар. науч. конф.,Москва,1995 г. / Моск. гос. ун-т культуры,- М.,1995,- 132с.

292. Человек и духовность: Сб.ст./ Отв. ред. В.Г.Федотова,-Рига:3инатне, 1990,- 152с.

293. Человек, политика, культура: Взгляд через призму политического участия / Науч. ред. и авт. вступ. ст. З.М. Зотова,- Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1994,- 64 с.

294. Чернявская Г.К. Личность: Проблемы самореализации //Соц.- полит, журн,- 1996,- № 4,- С. 134-143.

295. Читающая Россия: Мифы и реальность: Сб. ст. по проблемам чтения.-М.: Либерея, 1997,- 208с.

296. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с пол.- М.: Прогресс, 1990,- 455с.

297. Шейко Л.В. Просветительство как средство формирования культуры молодежи: Автореф.дис.канд. пед. наук / Санкт-Петербург, гос. ин-т культуры.- СПб., 1991,-16 с.

298. Шибаева М.М. Введение в философию культуры: Западноевропейская мысль о культуре / Моск. гос. ун-т культуры,- М.,1998,- 180с.

299. Шира Дж.Х. Социологические основы библиотечного дела / ВИНИТИ.-М., 1973,-53с.

300. Шишкин C.B. Разработка территориальных программ в сфере культуры/Юриентиры культурной политики,- М.,1993,- Вып. 7,- С.6-17.181

301. Штомпка П. Социология социальных изменений- М.: Аспект-Пресс, 1996,-415 с.

302. Шубкин В.Н. Начало пути,- М.: Мол. гвардия, 1979,- 220 с.

303. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен //СОЦИС,- 1999,- № 12,- С.50-58.

304. Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России,- СПб.: МП РИЦ «Культинформпресс»,1996 278с.

305. Эйзенштадт Ш. О неопределенности термина "традиция"// Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия/ Сост.Б.С.Ерасов. -М.,1998 С.237-240.

306. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.22 - С. 294320.

307. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975,- С.89-106.

308. Analyzing qualitative data1 Ed. by A.Bryman, R.Burgess.-London: Routledge,1994.

309. Lasswell H. The structure and function of communication in society// The communication of ideas.- N.Y.: Harper and Brothers, 1948.

310. Lasswell H., Kaplan A. Power and society: A Framework for political inquiry.-N. Y., 1963.

311. Lippman W. Public opinion N. Y.: Harcourt Brace, 1993.

312. Hobsbawm E., Ranger T. The invention of tradition.-Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

313. Shils E. Tradition.- Chicago: University of Chicago Press, 1981.