автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Формирование духовной личности в современном российском обществе

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Кулыева, Айгуль Альбертовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Формирование духовной личности в современном российском обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Формирование духовной личности в современном российском обществе"

На правахрукописи

КУЛЫЕВА АЙГУЛЬ АЛЬБЕРТОВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Уфа2005

Работа выполнена на кафедре этики, эстетики и культурологии факультета философии и социологии Башкирского государственного университета.

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор З.Я.Рахматуллина;

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Ф.С. Файзуллин

кандидат философских наук, доцент Р.Х. Хажипов

Ведущая организация: Башкирский государственный медицинский университет

Защита состоится «25» марта 2005 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, Уфа, ул. Фрунзе, 32, гл. корпус, ауд. 01

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, //

доктор философских наук, профессор /? * ¿г С.М. Поздяева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время современное российское общество переживает один из критических и ответственных периодов в своей национальной истории, который прежде всего обусловлен кардинальным экономическим, социальным и политико - правовым реформированием, утверждением рыночных отношений, проникновением инокультурных моделей образа жизни. Происходящие в обществе сложные и противоречивые обновленческие процессы, либерализация и демократизация по западным стандартам привели к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентаций прежде всего молодежи, к актуализации таких социальных недугов, как терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.

Сложившаяся ситуация (как в России, так и в Республике Башкортостан), обусловленная как объективными социокультурными факторами, так и субъективными, стала закономерным результатом радикальных социальных новаций, не учитывающих особенности собственной культурной традиции, и расцвета духа индивидуализма, доминирования потребительски - гедонистического принципа в жизнеустройстве, безответственности многих за результаты своей деятельности и принимаемые «судьбоносные» для общества решения.

Задача современных исследователей, занимающихся проблематикой духовности, на наш взгляд, заключается прежде всего в выработке соответствующих моделей формирования духовности в трансформирующемся российском обществе, выявлении факторов, способствующих повышению духовной культуры, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие в сегодняшнем противоречивом мире. Формирование духовной личности, способной стать сегодня активным и ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.

Духовность в человеке есть особая модель отношения индивида к себе, к Другому, обществу, природе, преломляющаяся через призму культурных символов, нравственных норм, социальных связей. Духовность - это личностное начало, основанное на ценностях Добра, Истины и Красоты, являющееся необходимым условием полнокровного, гармоничного бытия индивида в мире. Духовный рост возможен лишь тогда, когда человек не «плывет по течению», а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, и его сознание и поведение направлены на позитивное преобразование реального мира.

Обострение социальных проблем в современном российском обществе как никогда актуализирует сегодня необходимость возрождения духовных ценностей для его самосохранения и дальнейшего развития, востребованность духовного человека. Целенаправленное формирование интеллектуального, нравственного, эстетического начала в индивиде, как мы считаем, поможет стабилизировать духовную жизнь общества и в определенной мере способствовать успеху проводимых реформ. На наш взгляд, осмысление на основе философской методологии проблемы духовности позволит очертить стратегические направления и наметить конкретные пути в процессе воспитания духовного человека в российском обществе, нуждающегося сегодня в сильной, деятельной и целеустремленной личности, способной отличить истину от заблуждения, добро от зла, красоту от безобразного.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме духовности, духовной культуре, духовной личности посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений (культурологов, философов, социологов, педагогов и т.д.).

Всестороннее осмысление проблемы духовности нашло отражение в исследованиях зарубежных авторов как прошлого, так и современности: А. Бергсона, А. Гангадина, Э. Казинса, И. Дж. Коулмана , А. Камю, С. Кьеркегора, Р. Мюллера, Ф. Ницше, А. Роджера, К. Сингха, Ж.-П. Сартра,

A. Тасси, Э. Фромма, О. Шпенглера, К.Ясперса и др.

Проблема духовности и духовной личности широко разрабатывалась представителями русской философии кон. XIX - нач. XX вв.: Н.А. Бердяевым, Н.Я. Данилевским, ИА Ильиным, Н.О. Лосским, B.C. Соловьевым, С.Л. Франком, П.А. Флоренским, Л.И. Шестовым, Г.Г. Шпетом и др.

Благодаря усилиям современных отечественных исследователей А.Л. Андреева, B.C. Барулина, Л.П. Буевой, ЮЛ. Вяземского, П.М. Ершова, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, СБ. Крымского, В.А Кутырева, Р.Л. Лившица, А.Ф. Лосева, А.С. Панарина, В.И. Плотникова, П.В. Симонова, Л.Н. Смирновой,

B.К.Трофимова, П.Т. Тимофеева, В.Г. Федотовой и др. мы располагаем обширной литературой, в которой поднимаются и обсуждаются различные аспекты проблематики духовности и становления духовного начала в человеке.

Разработкой различных аспектов проблемы возрождения духовности в последние годы активно занимались и занимаются представители философской школы Республики Башкортостан A.M. Багаутдинов, Д.Ж. Валеев, З.Р. Валеева, ФА Гайсин, Т.В. Георгиади, А.Я. Канапацкий, А.ВЛукьянов, И.М. Орешников, СМ. Поздяева, З.Я. Рахматуллина, А.Н.

Семенова, Ф.С. Файзуллин, А.Я. Фаткуллина, И.И. Шайхисламова и др. Объект исследования - духовность как социокультурное образование. Предмет исследования - формирование духовной личности в современном российском обществе.

Цели и задачи исседования. Основная цель работы - на основе философского анализа определить идеальную модель духовной личности и выявить факторы, способствующие духовному развитию человека в современном российском обществе.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- раскрыть сущность духовной личности;

- рассмотреть специфику осмысления духовного начала в человеке в различных историко - философских и религиозных традициях (иудаизма, буддизма, христианства, ислама);

- проанализировать духовное состояние современного российского общества и его влияние на духовный мир человека;

- выявить факторы формирования духовной личности с учетом всей совокупности изменений в политической, социальной и духовно -нравственной сферах современной российской действительности.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принцип историзма. Теоретической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, этики, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии, педагогики и др.

Эмпирическая база исследования. Использование статистических данных, материалов социологический исследований, проведенных автором среди студентов дневных отделений высших учебных заведений Республики Башкортостан, характеризующих духовное состояние современного российского общества и ценностный мир молодых людей, позволило проиллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы исследования. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

- обоснована сущность духовной личности как носителя эмоционально -рационально - чувственного начала, базирующегося на ценностях Добра, Истины и Красоты и объективирующегося в смысложизненных ориентациях личности, в ее жизненной позиции, в творчестве, в общении с окружающими и с природой;

- определена идеальная модель духовной личности и выявлены. ее конкретные характеристики;

- выявлены представления о духовном человеке в различных историко -философских школах и учениях (в частности, в эпоху древних цивилизаций, античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и современности) и в религиозных системах иудаизма, индуизма, буддизма, христианства и ислама;

- доказано, что существуют коррелятивные связи между духовным состоянием российского общества, переживающего период радикальных реформ, и духовным миром современного человека;

- определены основные духоформирующие факторы, играющие значительную роль в формировании духовного начала в человеке (семья, система образования, искусство и религия);

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что осмысление актуальных проблем духовного начала в человеке дает возможность по-новому взглянуть на многие социальные и духовные процессы, происходящие в жизни современного российского общества. Выводы исследования важны для выработки стратегии формирования приближенной к идеальной модели духовной личности, что поможет выявить конкретные механизмы, пути и способы преодоления в обществе духовного «вакуума» и обеспечить будущим поколениям надежное, гарантированное и одухотворенное существование в гармонии с собственным «я», обществом и природой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, педагогики, культурологии, социологии, в разработке спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам духовного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 2003); Региональная научная конференция «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященная памяти Д.Ж. Валеева (Уфа, 2003); Всероссийская научная конференция «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии», посвященная к 110-летию со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2004); Всероссийская научная конференция «Духовность и Красота» (Уфа, 2004) и др., а также нашли отражение в 8 научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1,8 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы,

включающего 275 наименований. Общий объем диссертации - 134 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается обоснование актуальности и практической значимости темы исследования, определяются позиция диссертанта, цель и задачи работы в соответствии со степенью научной разработанности данной проблемы, характеризуются метологическая база и научная новизна работы.

В первой главе диссертации «Теоретике—методологические аспекты исследования духовной личности» выявлена философская сущность духовной личности и рассмотрена специфика осмысления духовного начала в человеке в различных историко - философских и религиозных традициях.

Первый параграф «Духовная личность как предмет социально-философского анализа» посвящен анализу философской сущности понятия «духовная личность» и выявлению критериев идеальной модели духовного человека.

Подчеркивая, что духовность неразрывно связана с такими категориями, как «дух», «душа» человека и анализируя их, автор выделяет и рассматривает компоненты духовного начала в человеке. В связи с этим автор первоначально обращается к понятию морали. Осмысливая сущность морали как социокультурного образования, автор анализирует существующие в этико - философской литературе различные подходы к определению ее специфического смыслового содержания, исходит из понимания морали как понятия, «посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо)» (Р.Г. Апресян).

В диссертации подчеркивается, что именно понимание морали как специфической формы осознания личностью, выделившейся из коллектива рода, своей «диалогической жизни», владеющей такими духовными образованиями, как совесть, чувство нравственного долга, понятиями о добре и зле, позволяет характеризовать ее как одну из главных констант духовности. Автор исходит из того, что духовное становление личности возможно благодаря следованию нормам морали и стремлению постичь высшие духовные ценности. В связи с этим диссертант значительное внимание уделяет анализу таких этических понятий, как добро, любовь, совесть, милосердие.

В частности, автор, анализируя категорию добра, присоединяется к высказанному в литературе мнению, что добро формирует внутренний стержень духовности, а категория любви, объективирующаяся в любви к ближнему, родителям, детям, к Родине, своей нации, к природе, является одним из проявлений духовности.

Автор рассматривает совесть как одну из важнейших составляющих духовной личности. По мнению диссертанта, совесть, являясь бесценным духовным качеством, находит свое выражение в благородных поступках, в ответственности, в отрицательном отношении к высокомерию, хамству и лжи, в способности к покаянию и самокритике, в стремлении к достижению справедливости, к братству.

Диссертант детально анализирует следующий компонент духовного начала в человеке, как красота. Автор исходит из того, что духовная личность способна воспринимать красоту явлений природы, совершенных форм, в произведениях литературы, в искусстве, в практической деятельности и творить себя и окружающий мир по законам красоты.

Духовная личность, как анализируется в работе, стремится не только к Добру и Красоте, но также и к вершинам познания, к постижению Истины, к научному знанию и творчеству. Диссертант отмечает, что научное знание дает возможность индивиду осмыслить окружающий мир и все происходящее вокруг, и присоединяется к высказанной в литературе точке зрения, что «научное знание - это прежде всего сила, позволяющая человеку поставить себе на службу природные и социальные явления, преобразовать окружающий мир в человеческих интересах» (В.АЛекторский).

Автор также выделяет и анализирует экологический компонент в духовном мире человека и подчеркивает, что проявление бережного отношения к окружающей среде, природосообразное поведение индивида в определенной мере будет способствовать преодолению надвигающегося сегодня экологического кризиса, который свидетельствует о глубокой бездуховности и безответственности современного человека.

Рассмотрев различные компоненты духовного начала в человеке и определив свою позицию в отношении категорий «духовность» и «личность», диссертант раскрывает сущность понятия «духовная личность».

Под духовной личностью автор понимает личностъ.обладающую рационально-эмоционально-чувственным началом, базирующимся на ценностях Добра, Истины и Красоты и объективирующимся в смысложизненных ориентациях личности, в ее жизненной позиции, творчестве, в общении с окружающими и с природой.

Значительное место в исследовании занимает осмысление содержания идеальной модели духовной личности. Автор исходит из того, что идеальная модель служит в качестве критериев и ориентиров, на основе которых необходимо корректировать духовное, политическое и материальное бытие общества. По мнению автора, несмотря на то, что идеальная модель не всегда соответствует действительности и несет в себе утопический момент, тем не менее она есть общественно значимая сущность, упорядочивающая мышление и направляющая деятельность людей в русле духовного обновления бытия. В связи с этим диссертант, опираясь на проанализированные в работе константы духовного начала в человеке, очерчивает модель идеальной духовной личности и выделяет ее конкретные характеристики. Идеальная духовная личность - это индивид:

I) с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбу других, за будущее своего народа, патриот и гражданин;

2) приобщенный к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуре других народов, но прежде всего знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык;

3) нравственный, добрый и отзывчивый, относящийся милосердно и уважительно к детству, старости, нуждающимся людям;

4) стремящийся к созданию здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства собственного рода и своей нации;

5) обладающий экологическим мышлением, бережно и заботливо относящийся к природе, принимающий участие в сохранении и восстановлении животного, растительного мира и природных ландшафтов;

6) приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства;

7) целеустремленный, ориентирующийся в своем бытие на идеалы, основывающиеся на ценностях Добра, Истины и Красоты;

8) интеллектуально - развитый, способный ориентироваться в сложном современном мире и безошибочно отличать истину от заблуждений;

9) эстетически просвещенный, способный восхищаться красотой окружающего мира, творить себя, других, окружающий мир по «законам Красоты»;

10) тактичный, воспитанный и интеллигентный, действующий мудро и разумно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения;

II) способный к совершению благородных поступков; обязательный, ответственный и честный во всех жизненных проблемах;

12) инициативный и находчивый, принимающий самостоятельные,

нестандартные решения и сознательно идущий на риск ради достижения цели;

13) ведущий здоровый образ жизни, поддерживающий свое тело и дух в здоровой и крепкой форме;

14) жизнерадостный и оптимистичный, неподдающийся отчаянию и унынию при трудных жизненных обстоятельствах;

15) терпимый к людям различных национальностей и конфессий.

Автор подчеркивает невозможность в реальном мире формировать в

одном индивиде все рассмотренные в работе характеристики идеальной духовной личности. Диссертант обосновывает мысль о важности воспитывать интерес, желание и стремление у подрастающего поколения, а также всего общества к формированию человека, более близкого к идеальной модели духовной личности.

Второй параграф «Историке - философские и религиозные традиции осмысления духовной личности» посвящен анализу осмысления представлений духовной личности в различных историко - философских и религиозных традициях (иудаизма, буддизма, христианства и ислама). Автор совершает экскурс в историю становления представлений о духовной личности в различных историко - культурных эпохах: первобытности, античности, средневековья, Возрождения и Нового времени.

Рассматривая первобытное общество, диссертант подчеркивает, что первобытный коллектив стал началом зарождения зачатков духовности. Автор отмечает, что целостность первобытного коллектива закреплялась чувством «Мы» и сознание первобытного человека находилось в плену коллективной воли. Диссертант солидарен с существующей в литературе точкой зрения, что первобытный человек, исключенный из своей общности, погибал прежде всего не в силу его неспособности удовлетворять витальные нужды (в еде, например), а из - за потери контакта с духовно -психологическим пространством «Мы», потери Веры, Надежды, Любви, которые находил в коллективной жизни. Как анализируется в работе, в первобытном обществе имели место общепринятые правила, регламентирующие существенные стороны его жизни. Диссертант считает, что данные правила и требования коллектива стали благодатной почвой для зарождения духовности. Внутренняя согласованность коллективного бытия способствовала сплочению общности в рамках моральных установлений. По мнению автора, постепенное разложение первобытного общества и выделение личности из коллектива рода, способной к саморефлексии и ориентации в категориях добра и зла, послужили благодатной основой для формирования духовного начала в человеке. Огромная роль, как исследуется в работе, в нравственном становлении первобытного человека

как одной из главных составляющих духовности играли табу, служившие в качестве коллективных требований, несущих смысл морального запрета.

Для рассмотрения представлений о духовном человеке в историко -философских традициях древней Месопотамии, древнеиранской, древнеиндийской цивилизаций автор обращается к литературным памятникам «Эпос о Гильгамеше», «Авеста» и «Упанишады», представляющих собой антологию ответов на глубинные метафизические вопросы рефлексирующего человека: о проблемах бытия, жизни и смерти, о месте и назначении человека в мире, о границах и возможностях его познавательных способностей, о нормах поведения, о духовных ценностях. Выявляя контуры, очерчивающие духовного человека в древнекитайской философской традиции, диссертант ограничивается рассмотрением учения Конфуция и обращается к его книге «Лун юй». Как отмечается в работе, согласно Конфуцию, гуманность, чувство долга, верность, искренность, почтение к родителям являются основными качествами духовной личности.

Философия античности, на взгляд автора, представляет собой один из интереснейших источников для осмысления духовных ценностей и представлений о духовной личности той эпохи. Рассматривая духовное становление личности в античной философской традиции, автор анализирует взгляды и философские идеи древнегреческих философов Гераклита, Парменида, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и Эпикура. По мнению диссертанта, для большинства древнегреческих философов личность представлялась духовной в своем подчинении законам Высшего Разума - Логоса, следовании общественному долгу и законам Добра, Истины и Красоты.

Эпоха средневековья, по мнению автора, является одним из противоречивых периодов в истории становлении философии представлений о духовности, периодом глубоких поисков и находок. На формирование представлений о духовности средневекового периода оказывают влияние мировые религии с их своеобразной онтологией и аксиологией. В связи с этим в работе значительное место занимает анализ средневекового философа Августина, который считает, что добро, заложенное в человеке Богом, а также присутствие разума во всех его действиях являются основными духовными ценностями личности. Как исследуется в работе, помимо религиозного осмысления духовного начала в человеке в данную эпоху сложились многочисленные нравственные кодексы - монашеских и рыцарских орденов, университетские уставы, строго регламентированные правила, обычаи и традиции, сосредоточившие духовные ценности и идеи о духовной личности средневековой философской традиции. Феодальное общество, по мнению автора, имело свои высшие духовные добродетели: мужество, храбрость и верность

феодалу. В то же время, как подчеркивается в работе, теоцентризм эпохи средневековья оказал свое влияние на формирование идеала духовной личности: 1) преданная вероучению личность; 2) личность, покорная превратностям «мирской суеты» и сильным мира сего; 3) личность, способная пожертвовать своими личными интересами во имя спасения в загробной жизни; 4) личность, соблюдающая нравственные нормы, ниспосланные богом.

Философские идеи эпохи Возрождения, основываясь на принципе антропоцентризма, как отмечает диссертант, выдвинули соответствующий духу гуманизма образ человека как ценности, состоящей из духовного и телесного начала.

Философские традиции Нового времени, как исследуется в работе, провозгласили основными критериями духовной личности разум, логику, рациональность. Эпоха Просвещения продолжает эту традицию. Духовная личность эпохи Просвещения, как исследуется в работе, - это прежде всего мыслящая, разумная, просвещенная и свободная личность, не нарушающая нравственные и юридические нормы.

Анализируя взгляды классической немецкой философии о духовном в человеке, автор подчеркивает, что модель и критерии духовной личности, обрисованные в философских трактатах ее представителей, сочетают в себе активную деятельность и рациональное мышление, духовно - нравственное самоопределение и истинную религиозность.

Русская религиозная философская традиция конца XIX и начала XX века, представленная идеями Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, анализ которых занимает значительное место в диссертации, автор исходит из того, что духовная состоятельность индивида возможна благодаря вере в Бога, подавлению страстей и следованию законам Добра, Истины и Красоты.

Диссертант обращается к анализу представлений о духовной личности в ведущих религиозных традициях мира (буддизм, иудаизм, христианство и ислам). Как отмечается в работе, в буддизме духовная личность осмысливается как личность, уверовавшая в учение Будды и неукоснительно соблюдающая предписанные буддизмом правила этического поведения и созерцательных упражнений. Рассматривая представления о духовном человеке в иудаизме, автор обращается к древнейшему кодексу веры и этики - «Десяти заповедям» Моисея. Духовная личность в иудаизме проявляет любовь к Богу и соблюдает заповеди пророка.

В истории духовного становления человечества, как доказывается в работе, значительную роль сыграла христианская религиозная система. Для иллюстрации своих предположений диссертант обращается к священным текстам Ветхого и Нового Завета. Как отмечается в диссертации, духовный человек в христианстве должен питать свой разум истиной и заповедями

Христа. Следование заветам, отраженным в Нагорной проповеди Иисуса Христа, предостережет человека от бездуховности.

Свою модель духовной личности предлагает ислам. Как отмечает автор, духовная личность возможна благодаря вере в единого Бога - Аллаха, в пророческую миссию Мухаммада, следованию Сунне, выполнению ежедневной пятикратной молитве, держанию поста в месяц - Рамадан, очистительной милостыни, совершению хадджа. Обобщая вышеизложенное, автор подчеркивает, что каждая историческая эпоха с ее философскими учениями и школами, религиозными традициями имела свое понимание духовного человека, но во все времена духовная личность воспринималась как носитель ценностей Добра, Истины и Красоты.

Вторая глава диссертации «Взаимосвязь современной российской действительности и духовного мира личности» посвящена рассмотрению влияний социокультурных реалий современного российского общества на его духовное состояние и выявлению факторов формировании духовного начала в человеке.

В первом параграфе « Социокультурные реалии российского общества и их влияние на духовный мир современной личности» анализируются коррелятивные связи со сложившейся в современном российском обществе социокультурной ситуацией и с духовным самочувствием человека, оказавшегося в эпицентре происходящих в обществе трансформационных процессов.

Российское общество столкнулось с многочисленными проблемами во всех сферах жизни: в экономике, политике, образовании, культуре и т.д. Как анализируется в работе, радикальные либерально - демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, проникновение в общество духа западной цивилизации, резкая социальная поляризация общества на богатое меньшинство и нуждающееся большинство меняют мировоззренческие и ценностные ориентиры особенно молодых поколений. Социальная обстановка и ближайшее окружение человека формируют его внутренний мир и находят непосредственное отражение на его духовности. В работе подробно рассматривается ряд социальных проблем, актуализирующихся в бытие современного человека. В частности, автор анализирует проблему алкоголизма как одну из социальных болезней, оказывающую деструктивное влияние и на физическое, и на духовное здоровье, вырождающую нацию, обуславливающую рост преступности, потерю смысложизненных ориентиров российского общества. В диссертации отмечается, что все больше женщин становятся жертвами этого пагубного пристрастия, а как известно, женщина прежде всего выполняет репродуктивную и воспитательную функции, на нее возложена огромная ответственность за сохранение семейных, духовных и культурных традиций.

В работе подчеркивается, что алкоголизация подвергает деструкции не только духовное развитие общества, но также отрицательно сказывается на экономике, производственной сфере страны; в обществе растет количество брошенных, беспризорных детей при живых родителях, детские дома и приюты переполнены детьми и подростками из неблагополучных семей. Автор считает, что безответственность, бездуховность родителей находят свое отражение в детях, которые отчуждаются от семьи, семейного воспитания, являющегося, как известно, одним из истоков формирования духовного начала в индивиде.

Значительное место в диссертации занимает анализ серьезной проблемы -приобщения молодого поколения к так называемой контр - культуре (культуре рока - секса - наркотиков). Согласно такой последовательности и происходит втягивание подрастающего поколения в ее орбиту. Среди молодежи пропагандируется «свободная любовь», которая приводит к потере настоящих чувств, унижает духовное понятие «Любовь», к культу голого тела без души и возвышенных чувств. Автор подчеркивает, что идеализация силы и жестокости, восхваление образа преуспевающего «счастливчика», которому всегда и везде везет, красотки, демонстрирующей свою наготу, легко добивающейся жизненных успехов и благополучия, наносят непоправимый ущерб духовному здоровью подрастающего поколения, направляют их духовно - душевные ориентации по заведомо ложному пути. Огромное влияние на формирование современной сексуальной культуры оказывает западная массовая культура, которая, в свою очередь, определяет черты сексуального поведения сегодняшней молодежи. По мнению автора, идет опошление таких смысложизненных ценностей, как «любовь», «семья», «дружба», «целомудрие». Идеология сексуальной вседозволенности и свободной любви, умноженная на низкий уровень сексуальной культуры и полового просвещения молодежной аудитории, разрушила многие нравственные запреты и моральные нормы.

Давая оценку современной ситуации, диссертант подчеркивает, что сегодня в России (и в Башкортостане) особенно остро встала проблема наркомании. На взгляд автора, наркомания возникает в связи с утратой духовных ценностей, смысложизненной позиции. Автор присоединяется к высказанной в литературе точке зрения, что наркомания - это не только «преступление и не просто болезнь, а болезнь в первую очередь духовная, форма одержимости» (И. Медведева, Т. Шишова). Как подчеркивается в диссертации, информация о наркотиках должна быть максимально закрытой, так как поток информации, проникающей через средства массовой информации неосознанно вызывает у молодого поколения интерес и желание попробовать наркотические вещества и испытать на себе.

Далее, как анализируется в диссертации, сегодня наряду с алкоголизмом, проституцией, наркоманией общество захлестнула проблема игромании. Игровые автоматы, бары, казино заполняют свободное время, делают зависимым, растрачивают денежные средства, духовно опустошают молодое поколение. Автор также отмечает проблему вовлечения молодежи в различные религиозные секты, навязывающие свои принципы, вводящие в заблуждение, меняющие мировоззрение, смысложизненную позицию индивида и подвергающие риску жизнь людей. Автор исходит из того, что большинство сект стремятся оторвать человека от общества, семьи, сделать его психологически зависимым, подавить личность. Осмысливая современное состояние духовности в обществе, автор высказывает озабоченность в связи с тем, что духовного человека сменяет «экономический человек», основными жизненными принципами которого становятся рынок, выгода, прибыль. Духовность вытесняется на периферию жизни, лидируют в обществе культ силы, индивидуализма, обогащения и денег. По мнению автора, социальное расслоение общества стирает справедливость в отношениях между людьми, материальные и духовные ценности становятся доступными не для всех, постепенно складывается особая «культура бедности» (выражение американских социологов). Диссертант затрагивает также проблему суицидального поведения индивида как утраты индивидом смысложизненных и духовных ценностей, как никогда актуализировавшейся в жизни современного российского общества. Диссертант разделяет мнение Е. Старикова, который исследуя специфику российского «национального суицида», характеризует современную смысложизненную ситуацию как «время Лемминга», сравнивая российскую реальность с жизнью «особенных» грызунов, заканчивающих свою жизнь самоубийством. По мнению автора, одной из главных задач современного общества является создание достаточных для человека условий жизни как основы сохранения целостности внутреннего мира личности, предупреждения возникновения тяжелых внутриличностных конфликтов, заключающих огромный деструктивный потенциал для духовного самочувствия индивида. В работе значительное внимание уделяется рассмотрению экологических проблем современного государства, являющихся отчасти результатом его бездуховного отношения к природной среде. Современная экологическая ситуация, как считает автор, -это трагедия поколений, теряющих доставшиеся в наследство духовные «экологические императивы», которые на протяжении столетий адаптировали человека к природе и воспитывали нравственное отношение к ней. Природная гармония разрушается вследствие распада внутреннего душевного мира человека. Автор разделяет мнение исследователей, что «разруха в душах людей породила разруху в окружающей среде. Экологический кризис только

обнаружил глубину падения человека, погрязшего в эгоизме» ( Л.В. Мантатова).

Все негативные процессы, происходящие в современном российском обществе, проецируются на духовный мир человека и оказывают деструктивное, дестабилизирующее, развращающее, деморализирующее воздействие на его поведение, обесценивают и разрушают его смысложизненные ценности и ориентиры. Современному обществу необходимо приложить все усилия (социально - экономические, политические, духовно — нравственные) для предотвращения дальнейшего духовного разложения общества. Сегодня на общество необходимо возложить судьбоносную задачу создания такой социальной системы, которая открыла бы широкие возможности для подлинного существования духовной личности, обеспечила бы человеку его неотъемлимые права на достойную жизнь, на свободу от материальной нужды, нищеты и голода, на получение полноценного образования и совершенствования знаний в сфере духовной культуры.

Второй параграф «Факторы формирования духовной личности» посвящен выявлению факторов формирования духовной личности с учетом всей совокупности изменений в политической, социальной и духовно -нравственной сферах современной российской действительности.

Сегодня одной из главных задач общества, как подчеркивается в работе, является формирование духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой будут во многом зависеть успех преодоления хаоса переходного периода, самосохранение и развитие нации. По мнению диссертанта, необходимо максимально задействовать в данном процессе такие духоформирующие сферы, как семья, образование, наука, искусство, религия и др. Семья, как анализируется в работе, закладывает главный фундамент нравственных основ, согласно которым личность живет в обществе. Формирование духовности, как подчеркивается автором, начинает закладываться еще в детстве. В связи с этим автор анализирует роль семьи и прежде всего матери в формировании духовных ориентиров подрастающего поколения. Именно от воспитания матери, по мнению многих авторов, зависит то, станет ли человек духовным, с активной жизненной позицией, с благородными помыслами, достойными жизненными ориентациями и высшими духовными запросами или примет позицию эгоистичного субъекта с примитивными потребностями и интересами, с несозревшим интеллектом, с инфантильными социальными чувствами, с ограниченными творческими потенциями и варварским отношением ко времени, отведенному ему природой на жизнь. По мнению автора, прежде всего родители несут ответственность за формирование в подростке тех духовных ценностей, которые необходимы для достойного, надежного и одухотворенного

существования.

Значительным фактором в формировании духовности, как подчеркивает автор, является сфера образования. Как анализируется в работе, в эпоху либерально - рыночных преобразований в образовательную сферу внедряются инновационные формы организации научно -образовательной деятельности, появляются новые интенсивные методики обучения, создаются экспериментальные и альтернативные школы, и прежде всего копирующие западный опыт. По мнению автора, наряду с обновлением современной системы образования одновременно происходит расшатывание традиционных дидактических, интеллектуальных, духовно -нравственных и классических устоев народного образования. На взгляд диссертанта, многие инновационные технологии, выработанные за рубежом, не всегда соотносятся с историческим, духовным, культурным становлением государства, так как духовно не ориентированы на отечественный менталитет. Шагая в ногу со временем и внедряя новое в образовательную систему, важно не утерять духовные приоритеты классической отечественной педагогической традиции. Благодаря духовным основам образования, осуществляется передача из поколения в поколение основополагающих мировоззренческих и нравственных ценностей, без которых немыслимы целостность общества и культура нации. Гуманитаризация образования, как анализируется в работе, поможет личности осмысливать действительность, находить смысл и реализовывать полноценно себя в своей профессиональной деятельности. По мнению автора, целью современного образования должно стать гармоничное соединение естественно - научных, технических и гуманитарных предметов, представляющих возможность для духовного самоопределения личности. Диссертант также подчеркивает, что для приумножения «опорного слоя» нации необходимо особое внимание обратить на этический и эстетический стержень педагогики, укрепить дух нации, приобщить подрастающие поколения к национальным традициям, заключающим духовно-нравственный потенциал, имеющим огромное значение в подготовке высококвалифицированного специалиста-патриота, специалиста-гражданина. Автор также отмечает, что в формировании образованной и духовно воспитанной личности особую роль играет обращение современного учебно-воспитательного процесса к основам этнопедагогики - квинтэссенции культуры народа и его педагогических идей. Автор солидарен со мнением исследователей, что в формировании духовной и гармоничной личности играет важную роль воспитание культуры своей нации и приобщение к ее национальной традиции. Приобщение к ценностям и архетипам собственной традиции охраняет социум от растворения в мире безликой «фаустовской культуры», активно наступающей сегодня на уникальный мир национальных культур российских народов.

Диссертант также подчеркивает, что наряду с воспитанием гражданина и патриота своего отечества необходимо особое внимание уделять формированию экологической культуры. В работе отмечается, что экологическая катастрофа -это результат бездуховности общества, неграмотности в области природопользования, отсутствия элементарной экологической культуры. По мнению автора, внедрение в образовательную сферу экологической константы поможет преодолеть равнодушие к собственной среде обитания. Автор отмечает, что духовно - воспитанная личность - это активная и ответственная личность, ведущая честно свою деятельность, не причиняющая вреда окружающим и природе.

Серьезным фактором формирования духовной личности, по мнению автора, является искусство как носительница эстетических и духовных ценностей. Эстетические ценности - это одна из составляющих духовности. Автор отмечает, что истинное искусство, выполняя роль воспитателя духовности, несет в своем потенциале духовные смыслы, развивает творческое мышление, вдохновляет личность, формирует чувство прекрасного и способствует совершенствованию личности по законам красоты. Автор в диссертации рассматривает значение и роль различных видов искусства в формировании духовного начала в человеке. В частности, отмечается, что прогресс аудиовизуальных средств массовой коммуникации отодвигают художественную литературу на периферию духовной жизни. В связи с этим, диссертант обращает внимание, что наряду с красивым и духовным по экрану транслируются насилие, жестокость, порнография, пошлость. Автор также рассматривает влияние на духовный мир человека классической и народной музыки, которая гармонизирует внутренний мир личности, несет в себе огромный духовный потенциал, в отличие от «психофизиологической» и компьютерной музыки, негативно воздействующей на нервную систему человека, работу головного мозга и духовно опустошающей личность. По мнению автора, из всего многообразия произведений литературы, живописи, музыки, кинематографии можно отнести к искусству только те, что способствуют развитию и совершенствованию духовности.

Диссертант рассматривает также роль религии в формировании духовности. Религия выполняет функцию нравственного регулятора жизни. На протяжении веков,образуя сложную гамму морально - психологических переживаний, религия удовлетворяла нравственно-этические и духовные потребности человека, обслуживая попытки преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, сущим и должным, сущностью и существованием.

Автор считает, что религиозная духовность - это не просто миропонимание, а особая социально-духовная деятельность организации

«духа» и поведения, преломляющаяся через идею безграничной любви и служению Богу, решения вечных экзистенциальных проблем - проблем жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, милосердия, сострадания, человечности. Несомненно то, что сегодня и религия, и светская культура озабочены духовным состоянием современного общества, они совместно решают проблемы формирования духовной личности и идут к духовности разными путями. Не следует забывать то, что традиционные религии (христианство и ислам) в российском обществе активно противостоят духовному натиску различных сект.

Автором проведено конкретно - социологическое исследование по изучению уровня духовной культуры современного студенчества как самой радикальной, образованной и рефлексирующей части современного молодого поколения, проведен анкетный опрос среди студентов трех высших учебных заведений республики Башкортостан: Башкирского государственного университета, Уфимского государственного авиационно -технического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета в апреле 2004 года. Проведенное исследование диссертантом позволило вывить уровень понимания духовности и отношение к ней в молодежной среде. В частности, по мнению респондентов, одними из приоритетных качеств, характеризующих современную духовную личность, являются честность, ответственность, целеустремленность, интеллигентность и гуманность.

В Заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективные пути дальнейшей разработки проблемы: например, предметом отдельного философского рассмотрения могут стать вопросы, связанные с выявлением конкретных путей, средств и механизмов формирования духовности и духовной личности в современном обществе. Более углубленного отдельного изучения требует анализ таких фундаментальных духоформирующих начал, как семья, религия, наука, искусство в формировании духовности в обществе.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Проблема формирования духовной личности в современном обществе (в соавторстве) // Рационализм и культура на пороге 3 -го тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16 - 20 сентября 2002г.) В Зт.Т.З. - Ростов на - Дону, Изд - во СКНЦВШ. - 2002. - С.89 - 90.

2. Духовная личность: социально - нравственный портрет современника // Материалы IV республиканской научно -практической конференции молодых ученых по социально -экономическим наукам. - Уфа: Рио БашГУ, 2003. - С.70 - 72.

3. Роль образования в формировании духовной личности // Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы региональной научной конференции «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященной памяти Д.Ж.Валеева (Уфа, 18 апреля 2003 года). - Уфа: Рио БашГУ, 2003. - С.130-132.

4. Основные направления формирования духовной личности в современных условиях (в соавторстве) // Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы региональной научной конференции «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященной памяти Д.Ж.Валеева (Уфа, 18 апреля 2003 года). - Уфа: Рио БашГУ, 2003.-С.268 - 270.

5. Ecological experience of Bashkirs in spiritual formation of modem personality (в соавторстве)//Ватандаш.-2003. -№ 10. - С. 175 - 179.

6. Возрождение традиций на пути формирования духовности // Этно - религиозное образование и духовно - нравственное воспитание молодежи: Материалы научно — практической конференции. - Уфа: Изд - во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2003. - С.76 - 77.

7. Влияние искусства и религии на формирование духовности в современном обществе // Культурное наследие России: Универсум религиозной философии: Материалы всероссийской научной религиозной конференции «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии» (К 110 - летию со дня рождения А.Ф. Лосева). - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - С. 134 - 136.

8. Основные направления формирования духовной личности в современном российском обществе (в соавторстве) // Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе: Материалы Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 250 - летаю со дня рождения С. Юлаева. 21 апреля 2004 года. Уфа: БИРО, 2004. - С. 43 - 46.

Кулыева Айгуль Альбертовна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Подписано в печать 21.02.2005 г. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Отпечатано наризографе. Усл.печ.л. 1,15. Уч.-изд.л. 1,38. Тираж 100 экз. Заказ 85.

Редакционно-издательский отдел Башкирского государственного университета 450074, РБ, г.Уфа, ул.Фрунзе, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, гУфа, ул.Фрунзе, 32.

2 2 í.'ñP 2C35

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кулыева, Айгуль Альбертовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ

1. Духовная личность как предмет социально-философского анализа.

2. Историко - философские и религиозные традиции осмысления духовной личности.

Глава II. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ДУХОВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ

1. Социокультурные реалии российского общества и их влияние на духовный мир современной личности.

2. Факторы формирования духовной личности.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Кулыева, Айгуль Альбертовна

Актуальность темы исследования. В настоящее время современное российское общество переживает один из критических и ответственных периодов в своей национальной истории, который прежде всего обусловлен кардинальным экономическим, социальным и политико - правовым реформированием, утверждением рыночных отношений, проникновением инокультурных моделей образа жизни. Происходящие в обществе сложные и противоречивые обновленческие процессы, либерализация и демократизация по западным стандартам привели к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентаций прежде всего молодежи, к актуализации таких социальных недугов, как терроризм, преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.

Сложившаяся ситуация (как в России, так и в Республике Башкортостан), обусловленная как объективными социокультурными факторами, так и субъективными, стала закономерным результатом радикальных социальных новаций, не учитывающих особенности собственной культурной традиции, и расцвета духа индивидуализма, доминирования потребительски -гедонистического принципа в жизнеустройстве, безответственности многих за результаты своей деятельности и принимаемые «судьбоносные» для общества решения.

Задача современных исследователей, занимающихся проблематикой духовности, на наш взгляд, заключается прежде всего в выработке соответствующих моделей формирования духовности в трансформирующемся российском обществе, выявлении факторов, способствующих повышению духовной культуры, в том числе и на базе мировоззренческих достижений предшественников, которые помогут обеспечить современникам полноценное, устойчивое, надежное, одухотворенное бытие в сегодняшнем противоречивом мире. Формирование духовной личности, способной стать сегодня активным и ответственным субъектом происходящих в обществе обновленческих процессов, есть требование времени.

Духовность в человеке есть особая модель отношения индивида к себе, к Другому, обществу, природе, преломляющаяся через призму культурных символов, нравственных норм, социальных связей. Духовность - это личностное начало, основанное на ценностях Добра, Истины и Красоты, являющееся необходимым условием полнокровного, гармоничного бытия индивида в мире. Духовный рост возможен лишь тогда, когда человек не «плывет по течению», а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, и его сознание и поведение направлены на позитивное преобразование реального мира.

Обострение социальных проблем в современном российском обществе как никогда актуализирует сегодня необходимость возрождения духовных ценностей для его самосохранения и дальнейшего развития, востребованность духовного человека. Целенаправленное формирование интеллектуального, нравственного, эстетического начала в индивиде, как мы считаем, поможет стабилизировать духовную жизнь общества и в определенной мере способствовать успеху проводимых реформ. На наш взгляд, осмысление на основе философской методологии проблемы духовности позволит очертить стратегические направления и наметить конкретные пути в процессе воспитания духовного человека в российском обществе, нуждающегося сегодня в сильной, деятельной и целеустремленной личности, способной отличить истину от заблуждения, добра от зла, красоту от безобразного.

Степень научной разработанности проблемы. Проблеме духовности, духовной культуре, духовной личности посвящены многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений (культурологов, философов, социологов, педагогов и т.д.)

Всестороннее осмысление проблемы духовности нашло отражение в исследованиях зарубежных авторов как прошлого, так и современности: А. Бергсона, А. Гангадина, А. Камю, Э. Казинса, И. Дж. Коулмана, С. Кьеркегора, Р. Мюллера Ф. Ницше, А. Роджера, К. Сингха, Ж.-П. Сартра, А. Тасси, Э.Фромма, О. Шпенглера, КЛсперса и др1.

Проблема духовности и духовной личности широко разрабатывалась представителями русской философии кон. XIX - нач. XX вв.: Н.А. Бердяевым, Н.Я. Данилевским, И.А. Ильиным, Н.О. Лосским, B.C. Соловьевым, C.JI. Франком, П.А. Флоренским, Л.И. Шестовым, Г.Г. Шпетом и др2.

Благодаря усилиям современных отечественных исследователей А.Л. Андреева, B.C. Барулина, Л.П. Буевой, Ю.П. Вяземского, П.М. Ершова, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, С.Б. Крымского, В.А. Кутырева, Р.Л. Лившица, А.Ф. Лосева, А.С. Панарина, В.И. Плотникова, П.В. Симонова, Л.Н. Смирновой, В.К.Трофимова, П.Т. Тимофеева, В.Г. Федотовой и др.3 мы располагаем

1 См.: Бергсон А. Собрание сочинений: В 4 - х т. - Т.1. - М., 1992; A dialogue on global thought and spirituality / Gangadean A., Cousins E., Singh K., Muller R. // A parliament of minds: Philosophy for a new millennium. - N. Y., 2000; Coleman E. J. Creativity and spirituality: Bonds between art and religion. - N.Y., 1998; Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. - M., 1990; Кьеркегор С. Страх и трепет. - M., 1993; Ницше Ф. Сочинения. В 2-т. - М., 1990; Сартр Ж - П. Тошнота. - СПб, 2001; Rodger A. The spiritual in values education // J. of moral education. - Abingdon, 2000. - Vol.29, N 4; Tassi A. Spirituality as a state of being// Philosophy today. - Chicago, 2000. - Vol.44, N 2; Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки.

1990. - №8; Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994 и др.

2 См.: Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. - М., 1998; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991; Ильин И.А.« Что нам делать?» // Из истории русской мысли. - Калининград, 2002; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основа этики; Характер русского народа. - М.,1991; Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2-х т. - Т.1. - М., 1990; Франк С.Л. Душа человека // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. - СПб., 1995; Флоренский П.А. Из неоконченного труда «У водоразделов мысли» // Из русской мысли о России. - Калининград, 2002; Шестов Л.И. Философия трагедии / Лев Шестов. -М; Харьков, 2000; Шпет Г.Г. Философские этюды. - М., 1994 и др.

3 См.: Андреев А. Российское общество и либеральный проект // Москва. -2002. - №1; Барулин B.C. Социально -философская антропология. - М.,1994; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996. - №2; Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. - 2000. обширной литературой, в которой поднимаются и обсуждаются различные аспекты проблематики духовности и становления духовного начала в человеке.

Разработкой различных аспектов проблемы возрождения духовности в последние годы активно занимались и занимаются представители философской школы Республики Башкортостан A.M. Багаутдинов, Д.Ж. Валеев, З.Р. Валеева, Т.В. Георгиади, Ф.А. Гайсин, А.Я. Канапацкий, А.В. Лукьянов, И.М. Орешников, С.М. Поздяева, З.Я. Рахматуллина, А.Н. Семенова, Ф.С. Файзуллин, А.Я. Фаткуллина, И.И. Шайхисламова и др1.

2; Каган М.С. О духовном ( опыт категориального анализа) // Вопросы философии. - 1985. - №9; Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. - 1992. - №12; Кутырев В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия //Вопросы философии. - 2001.- №8; Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург, 1997; Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988; Панарин А.С. Народ без элиты: Между отчаянием и надеждой // Наш современник. - 2001. - №11; Плотникова В.И. Дух и его культурно — исторические модификации // Проблема философской антропологии и философии культуры: Альманах - Екатеринбург,1999; Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989; Смирнова Л.Н. Духовность как социально - философская проблема // Духовно - культурные процессы в современной России. - М., 1998; Трофимов B.K. Душа русского народа. - Екатеринбург, 1998; Тимофеев П.Т. Духовная преемственность в обществе // Духовно - культурные процессы в современной России. - М., 1998; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., 1991 и др.

1 См.: См.: Багаутдинов А.М. Нравственная культура студенчества в условиях духовного обновления российского Л общества. - Уфа, 1998; Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. - Уфа,

1989; Валеев Д.Ж. Религия и духовность U Религия и духовность: Сборник статей. - Уфа, 1995; Валеева З.Р. щ

Нравственное отчуждение как философская проблема: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Уфа, 1998; Георгиади Т.В. Проблема соотношения жизни и смерти в социокультурном опыте России: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Уфа: БГУ, 2000; Гайсин Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни. - Уфа, 1997; Канапацкий А.Я. Онтологическая истинность духовности: феномен и сущность. - Уфа, 2003; Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовностью — Уфа, 1993; Орешников И.М. Еще раз о значимости и системном характере гуманитаризации высшей технической школы // Творчество и развитие образовательных систем: Тезисы докладов науч. - практ. конференции. - Уфа, 1997; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально - философский анализ) / Башкирский ун - тет. - Уфа: БГУ, 1998; Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально - философский анализ) — Уфа, 2000; Рахматуллина З.Я. Культура общения и щ взаимопонимания. - Уфа, 2003; Семенова А.Н. Духовность - основа нации // Ватандаш. - 2003. - №2; Файзуллин

Ф.С. Межнациональные различия и их регулирование в зеркале общественного мнения // Культура народов ^ Башкортостана: история и современность. - Уфа: РИО БашГУ, 2003; Фаткуллина А.Я. Смысложизненные ориентации человека в башкирской мифологии: Автореф. дис. . канд. философ, наук. - Уфа, 2004;

Объект исследования - духовность как социокультурное образование. Предмет исследования - формирование духовной личности в современном российском обществе.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы - на основе философского анализа определить идеальную модель духовной личности и выявить факторы, способствующие духовному развитию человека в современном российском обществе.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

- раскрыть сущность «духовной личности»;

- рассмотреть специфику осмысления духовного начала в человеке в различных историко - философских и религиозных традициях (иудаизма, буддизма, христианства, ислама);

- проанализировать духовное состояние современного российского общества и его влияние на духовный мир человека;

- выявить факторы формирования духовной личности с учетом всей совокупности изменений в политической, социальной и духовно - нравственной сферах современной российской действительности.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода, а также принцип историзма. Теоретической основой исследования являются исследования зарубежных и отечественных авторов прошлого и современности в области социальной философии, этики, культурологии, социологии, антропологии, истории, психологии, педагогики и др.

Эмпирическая база исследования. Использование статистических данных, материалов социологический исследований, проведенных автором среди

Шайхисламова И.И. Роль морали в развитии и реализации прав человека (социально - философский анализ): Дис. . канд. филос. наук. - Уфа, 2002 и др. студентов дневных отделений высших учебных заведений Республики Башкортостан, характеризующих духовное состояние современного российского общества и ценностный мир молодых людей, позволило проиллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы исследования. Сбор информации осуществлялся путем проведения анкетного опроса. Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

- обоснована сущность духовной личности как носителя эмоционально -рационально - чувственного начала, базирующегося на ценностях Добра, Истины и Красоты и объективирующегося в смысложизненных ориентациях личности, в ее жизненной позиции, в творчестве, в интеллектуальном и физическом развитии, в общении с окружающими и с природой;

- определена идеальная модель духовной личности и выявлены ее конкретные характеристики; выявлены представления о духовном человеке в различных историко -философских школах и учениях ( в частности, в эпоху древних цивилизаций, античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и современности) и в религиозных системах иудаизма, индуизма, буддизма, христианства и ислама;

- доказано, что существуют коррелятивные связи между духовным состоянием российского общества, переживающего период радикальных реформ, и духовным миром современного человека;

- определены основные духоформирующие факторы, играющие значительную роль в формировании духовного начала в человеке (семья, система образования, искусство и религия);

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что осмысление актуальных проблем духовного начала в человеке дает возможность по - новому взглянуть на многие социальные и духовные процессы, происходящие в жизни современного российского общества. Выводы исследования важны для выработки стратегии формирования приближенной к идеальной модели духовной личности, что поможет выявить конкретные механизмы, пути и способы преодоления в обществе духовного «вакуума» и обеспечить будущим поколениям надежное, гарантированное и одухотворенное существование в гармонии с собственным «я», обществом и природой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, педагогики, культурологии, социологии, в разработке, спецкурсов по дискуссионным вопросам современной этической науки, по проблемам духовного воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002); V Конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 2003); Региональная научная конференция «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященная памяти Д.Ж. Ванеева (Уфа, 2003); Всероссийская научная конференция «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии», посвященная к 110-летию со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2004); Всероссийская научная конференция «Духовность и Красота» (Уфа, 2004) и др., а также нашли отражение в 8 научных публикациях автора. Общий объем публикаций по теме составил 1,8 пл.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 275 наименований. Общий объем диссертации - 134 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Формирование духовной личности в современном российском обществе"

- 109-ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно подчеркнуть следующее.

Духовность в человеке есть особая модель отношения индивида к себе, к Другому, обществу, природе, преломляющаяся через призму символов, культурных норм, социальных связей. Духовность - это личностное начало, являющееся необходимым условием полнокровного, гармоничного бытия индивида в мире, основанного на ценностях Добра, Истины и Красоты». Духовное взаимоотношение возможно лишь тогда, когда человек не «плывет по течению, а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, и его сознание и поведение направлены на позитивное преобразование реального мира.

Рассмотренные категории «душа», «дух» и «духовность» находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и раскрывают значение сложного и многогранного понятия «духовная личность». В нашем понимании духовной личность - это личность, обладающая рационально - эмоционально - чувственным началом, базирующимся на ценностях Добра, Истины и Красоты и объективирующимся в смысложизненных ориентациях личности, в ее жизненной позиции, творчестве, в общении с окружающими и с природой. Выделение и рассмотрение основных характеристик духовной личности дают ее содержательное определение. Следует заметить, что в реальном мире невозможно формировать в одном человеке все проанализированные качества идеальной духовной личности. Но сегодня, когда проблема духовности становится наиболее острой и актуальной, важно воспитывать интерес, желание и стремление у подрастающего поколения, а также всего общества к формированию человека, более близкого к идеальной модели духовной личности. От этого будет зависеть гармоничное развитие индивида и успех происходящих в обществ обновленческих процессов.

Рассмотрев компоненты духовности в данном диссертационном исследовании, мы смогли обрисовать модель идеальной духовной личности, к созданию которой должен стремиться каждый человек для установления порядка в обществе и успешного экономического и духовного процветания.

Мы выделили следующие характеристики модели идеальной духовной личности. Идеальная духовная личность - это индивид:

1) с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбу других, за будущее своего народа, патриот и гражданин;

2) приобщенный к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуре других народов, но прежде всего знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык;

3) нравственный, добрый и отзывчивый, относящийся милосердно и уважительно к детству, старости, нуждающимся людям;

4) стремящийся к созданию здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства собственного рода и своей нации;

5) обладающий экологическим мышлением, бережно и заботливо относящийся к природе, принимающий участие в сохранении и восстановлении животного, растительного мира и природных ландшафтов;

6) приобщенный к основам сексуальной культуры, не растрачивающий свои возвышенные человеческие чувства;

7) целеустремленный, ориентирующийся в своем бытие на идеалы, основывающиеся на ценностях Добра, Истины и Красоты;

8) интеллектуально-развитый, способный ориентироваться в сложном современном мире и безошибочно отличать истину от заблуждений;

9) эстетически просвещенный, способный восхищаться красотой окружающего мира, творить себя, других, окружающий мир по «законам Красоты»;

10) тактичный, воспитанный и интеллигентный, действующий мудро и разумно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения;

11) способный к совершению благородных поступков, обязательный, ответственный и честный во всех жизненных проблемах;

12) инициативный и находчивый, принимающий самостоятельные, нестандартные решения и сознательно идущий на риск ради достижения цели;

13) ведущий здоровый образ жизни, поддерживающий свое тело и дух в здоровой и крепкой форме;

14) жизнерадостный и оптимистичный, неподдающийся отчаянию и унынию при трудных жизненных обстоятельствах;

15) терпимый к людям различных национальностей и конфессий.

Проделанный автором историко - философский экскурс в проблему становления представлений о духовной личности доказывает, что проблема духовного совершенствования человека существовала во все эпохи. Во все времена духовная личность воспринималась как активная личность, участвующая в мировой и исторической жизни, ответственная перед собой, Богом, природой, не только за свою судьбу, но и за судьбу своих ближних, судьбу общества в котором живет, судьбу всего человечества.

Путь становления духовной личности в истории насчитывает тысячелетия. Каждая историческая эпоха с ее философскими учениями и школами, религиозными традициями имела свое понимание духовного человека, но во все времена духовная личность воспринималась как носитель духовности. В современной философской мысли наблюдаются различные подходы к пониманию духовного начала в человеке, но ценности Добра, Истины и Красоты являются неизменными константами духовной личности.

Рассмотрев социокультурные реалии российского государства и проделав анализ его духовного состояния, можно подчеркнуть, что все негативные процессы, происходящие в современном российском обществе, проецируются на духовный мир человека и оказывают деструктивное, дестабилизирующее, развращающее, деморализирующее воздействие на его поведение, обесценивают и разрушают его смысложизненные цели и ориентиры. Российскому обществу необходимо приложить все усилия (социально - экономические, политические, духовно - нравственные) для предотвращения дальнейшего духовного разложения общества, распространения «массовой культуры», таких социальных и «позорных» болезней современности, как алкоголизм, наркомания, проституция, игромания, не допустить появления фактов социального сиротства.

Сегодня на общество необходимо возложить судьбоносную задачу создания такой социальной системы, которая открыла бы широкие возможности для подлинного существования духовной личности, обеспечила бы человеку его неотъемлемые права на достойную жизнь, на свободу от материальной нужды, нищеты и голода, на получение полноценного образования и совершенствования знаний в сфере духовной культуры.

В процессе формирования духовной личности значительное место занимают такие духоформирующие начала, как семья, система образования, искусство, религия. В особенности семья, где прежде всего начинается воспитание патриотизма, гражданственности. толерантности к другим, бережное и разумное отношение к природе, - это главный фундамент становления духовной личности.

Немаловажна роль сферы образования: воспитания и обучения как фактора, осуществляющего передачу основополагающих мировоззренческих, нравственных и эстетических ценностей, без которых немыслимы целостность общества и культура нации.

Проведенный социологический опрос понимания духовности и критериев духовной личности среди студенческой молодежи позволил сделать вывод о том, что при всем противоречивом понимании проблемы духовности и различном отношении к ней, неизменными качествами духовной личности являются ценности Добра, Истины и Красоты.

Эпоха экономического, социального и политико-правового реформирования современного российского общества требует от личности инициативы, предельной мобилизации творческих способностей, духовно - волевых импульсов, изменения мотивационного строя жизни. Формирование духовной личности должно быть комплексным. Современная духовная личность должна быть компетентной в вопросах искусства, религии, правовой культуры, экономики, а также предпринимательской деятельности.

Сферы семьи, образования, искусства и религии должны целенаправленно создавать условия для максимально полного раскрытия творческих возможностей и духовного богатства личности. Такие духовные ценности, как уважение к старшим, следование национальным традициям, знание родного языка и культуры, создание надежной и сильной семьи, защита окружающей среды и любовь к природе, доброе отношение к окружающим, развитие науки, образования и творчества должны стать ориентирами каждой личности для гармоничной, осмысленной и одухотворенной жизнедеятельности в мире. Стремление к формированию духовной личности, а также духовности в обществе должно быть основной задачей современного гражданского общества.

Безусловно, данное диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной в работе проблемы. На наш взгляд, предметом отдельного философского исследования, связанного с выявлением конкретных путей, средств и механизмов формирования духовности и духовной личности в современном обществе, может стать анализ таких фундаментальных духоформирующих начал, как семья, религия, наука, искусство в формировании духовности в обществе.

 

Список научной литературыКулыева, Айгуль Альбертовна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абишев К.А. Человек. Индивид. Личность. Алма-ата: Казахстан, 1978. - 166с.

2. Аграновский В. А. Капля добра. М.: Политиздат, 1989. - 427 с.

3. Акбашева Д.Х. О некоторых аспектах проблемы нравственного выбора в исламе // Культура народов Башкортостана: история и современность: материалы региональной научной конференции «Культурное наследие Башкортостана». Уфа: РИО БашГУ, 2003. -С.256 -258.

4. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер 7.Философия- 2001. №1 - С.26-36.

5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.:Мысль, 1998. -253с.

6. Андреев А. « Этническая» революция: причины и следствия // Москва. 2002. - №4. - С. 126 - 138.

7. Андреев А. Российское общество и либеральный проект // Москва. 2002. -№1.-С.145- 168.

8. Антоненко С. Тревога и ответственность за судьбу цивилизации // Москва. 2000. - №12. - С. 124 - 132.

9. Антология мировой философии: Древний Восток / Отв. Ю.Г. Хацкевич. Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. - 992с.

10. Аристотель. О душе. Сочинения в 4 х тт. Т. 1. М., 1976 - 1983- 660 с.

11. Афанасьева Т.М. Душа и дело : О самовоспитании личности. М.: Молодая гвардия, 1990 - 240с.

12. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. -Минск: Наука и техника, 1985. 184 с.13