автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Просветительская мысль в Якутии: предпосылки и социально-философская сущность

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Лыткина, Клара Прокопьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Просветительская мысль в Якутии: предпосылки и социально-философская сущность'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Просветительская мысль в Якутии: предпосылки и социально-философская сущность"

На правах рукописи

ЛЫТКИНА Клара Прокопьевпа

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МЫСЛЬ В ЯКУТИИ: ЕДПОСЫЛКИ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ

09.00.11. - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Якутск 2000

Работа выполнена на кафедре философии

Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

- Попов Борис Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

- Борисов Моргий Николаевич (г. Рыбинск) кандидат философских наук

- Бравин Анатолий Дмитриевич (г. Якутск)

Ведущая организация

- Институт гуманитарных исследований АН РС (Я)

Защита состоится « »ноября 2000 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 064.57.01 в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова по адресу: 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58, УЛК.

С диссертацией можно ознакомиться в Республиканской межвузовской библиотеке Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова по адресу: 677007, г. Якутск, ул. Белинского, 58, УЛК.

Автореферат разослан «_ //» О/сГ^Л 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета у^С^^ Т.М. Михайлова

-¿г¿г/ * - ^^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления содержания и специфики просветительской мысли в.Якутии в периоды исторических процессов демократических преобразований в социально-политической истории России.

Специфика предметного исследования проблемы просветительства требует комплексного подхода к анализу общих закономерностей его развития и его этнорегио-нальных особенностей.

Являясь закономерным порождением восходящего развития буржуазного общества, концепция Просвещения, впервые поставила проблему переустройства общества на идеалах просвещенного разума.

Но с изменением основ мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1 вв. многие аспекты концепции Просвещения и просветительской мысли народов нуждаются н новом видении, синтезирующем в себе обобщения изменений социально-исторических процессов в различных регионах мира.

Демократизация мировой общественной системы сопровождается с процессом разрушения устаревшей универсалистской и становлением новой культурно-исторической парадигмы цивилизационного развития. В этом процессе тема разрыва и взаимосвязи типов цивилизаций осмысливается как проблема сохранения мировой истории как единого всемирно- исторического процесса.

В отечественной науке в подходах к субстанции постпросвещенческой парадигмы социокультурного развития исторического процесса не достаточно проработана его методологическая аргументация.

Определение новых критериев общего видения исторического процесса является прерогативой философии истории, призванной объяснять природу таких сложных явлений мировой истории как его переходные периоды, в том числе и проявлений его более абстрактных сущностей, к которым относится развитие просветительской мысли народов. Эти явления "... не могут быть поняты в рамках внеисторического изучения "общества вообще" и отдельных типов его организации" (К.Х. Момджян). В этом русле явления, обусловленные объективными факторами модернизации социальной системы, сопряжение общероссийских и региональных социально-политических процессов с общемировыми требуют уточнения концептуальной природы новой волны Просвещения, ибо общие закономерности и специфические особенности соотношения демокра-

тии с социальными преобразованиями находят свое выражение и применительно к на-ционатыю-специфическим условиям развития народов, входящих в социально-политическое пространство России.

Выбор темы исследования представляется актуальным также и в свете инвариантности принципа общечеловеческих ценностей как исходных оснований развития современной общественной системы, задачам, которые были поставлены просветительской идеологией во многих регионах мира еще в период перехода от феодализма к капитализму.

Исследование зарождения и развития просветительской мйсли народов, этнопо-литическое самосознание которых сформировалось в контексте имперской истории России и развивалось в последующем в исторически переломные периоды трансформации политической системы российского общества, имеет непосредственное практическое значение в связи с выходом народов на новый этап самоопределения, углублением его формы и содержания в процессе становления гражданского общества.

Степень разработанности темы. В доперестроечный период развития философской науки постсоветского пространства, феномен Просвещения и просветительской мысли народов рассматривались в контексте анализа проблемы единства историко-философского процесса.

В работах И.Я. Щипанова, Ш.Ф. Мамедова, П.С. Шкуринова, Н.С. Козлова, А.Т. Павлова, A.M. Богоутдинова, К.Б. Бейсембиева, O.A. Сегизбаева, С.Х. Сатыбековой, A.B. Сагадеева, Т.Т. Тажибаева, А.П. Савицкого, А.Х. Вильданова, Р.Х. Хашхожевой, М.З. Тутаева, В.А. Куманева, С.М. Михайловой и др., посвященных развитию русской просветительской мысли и многих народов бывшего СССР, проблема просветительства концептуализирована в русле марксистской методологии, противостояния марксистской парадигмы "буржуазной" идеологии.

Вместе с тем в литературе, посвященной изучению исторической типологии развития просветительской мысли народов из общего контекста единства историко-философского процесса, выпадала оценка специфики философии истории, определяющей становление, механизмы и фазы эволюции как явлений, так и всего всемирно-исторического процесса как прогрессирующего восхождения человеческого духа к свободе, к самоопределению. Примером характеристики явлений подобного рода могли бы послужить "идея истории" Г.В.Ф. Гегеля, открывшего смысл истории в эволюции "идеи свободы" или права, и трактовка феномена Просвещения, данная английским историком Р.Дж. Коллингвудом как попытки человеческой воли секуляризиро-

вать все области человеческой мысли и жизни, и потому не являющаяся исключительной прерогативой какого-то одного века. Его черты заметны в любую эпоху.

В марксистской концепции Просвещения предполагалось, что просветительство являегся характерным явлением эпохи перехода от феодализма к капитализму и потому не свойственна последующим этапам исторического процесса. Но уже процесс модернизации типа социальности мировой системы и государств постсоветского пространства, связанных с переходом на новый виток цивилизационного развития, заставляет по новому переосмысливать теоретическую базу марксистской концепции Просвещения. Оно включает и проблему развития просветительской мысли народов, в которой идеи демократии и свободы идентифицируются с образованием национальной государственности.

В социальной философии на современном этапе осмысление концепции Просвещения и проблема развития просветительской мысли народов в должной мере не актуализирована, о чем свидетельствует отсутствие фундаментальных исследований по данной теме.

На региональном уровне определенную разработку в литературе получили исследования, рассматривающие как отдельные аспекты развития просветительской мысли народа саха, так и отмечающие этапы ее становления и развития.

В эпоху социализма идеологические императивы классового подхода способствовали сужению тематики и спектра круга изучаемых проблем философской и исторической научной мысли республики. Из доперестроечного этапа развития философской мысли в Якутии, к концептуальному видению развития просветительской мысли якутов принадлежат исследования Г.П. Башарина, А.Е. Мординова и Д.С. Макарова.

Историческим и общественно-политическим аспектам изучаемой проблемы посвящены работы А.П. Окладникова, С.А. Токарева, C.B. Бахрушина, В.Н. Иванова, Ф.Г. Сафронова, З.В. Гоголева, Г.П. Башарина, Г.Г. Макарова, М.М. Федорова, Е.Е. Алексеева, Е.С. Шишигина, Ю.Д. Петрова, П.С. Троева и др.

Демократизация указывает на то, что идет процесс переосмысления классической, просвещенческой культурно-исторической парадигмы социального развития. Это явление расширяет поле изучаемых проблем социальной философии, что находит отражение и в анализе новых вопросов в концепции постпросвещения, и в развитии просветительской мысли в Якутии на рубеже XX-XXI вв.

По вопросу о конституционных основах укрепления национальной государственности и теории федеративных отношений выделяются труды В.М. Власова, В.Н.

Иванова, А.Г. Новикова, Е.М. Махарова, Д.Н. Миронова, В.Д. Михайлова, Т.П. Родионова, М.М. Федорова, М.М. Хатылаева и др.

С изменением основ общественной организации по новому высветились дилеммы этнокультурной проблематики. Различным аспектам данной проблемы посвящены исследования Т.В. Аргуновой, М.Н. Борисова, П.П. Борисова, А.Д. Бравина, Р.И. Бра-виной, A.A. Бурцева, В.В. Винокурова, У.А. Винокуровой, А.И. Гоголева, С.Н. Горохова, К.Д. Дьячковского, А.И. Егоровой, Г.А. Иванова, B.C. Луковцева, Г1.С. Максимова, А.Г. Новикова, А.П. Оконешниковой, Ю.Д. Петрова, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, A.C. Саввинова, И.Е. Спиридоновой и др.

Проблемам функционирования модели рыночной экономики, специфике хозяйственно-экономических отношений в регионе, концепции труда и занятости посвящены работы Е.Г. Егорова, П.И. Докторова, Ф.С. Донского, Х.Н. Дьяконова, А.А Кугаевско-го, Т.М. Михайловой, И.Е Томского и др.

Проблеме глобальной экологической безопасности общественной системы и ее региональных аспектах выделяются работы H.H. Кожевникова, Н.С. Павловой, Б.Н. Попова, И.И. Поисеева, В.К. Поповой, О.Н. Толстихина, А.И. Шургиной, E.H. Федорова и др.

Об аспектах новой образовательной парадигмы, специфике национальной методики образования появились работы Е.П. Жиркова, С.М. Петровой и др.

В то же время, несмотря на значительный вклад в изучении отдельных проблем современной просветительской мысли в Якутии, в научной мысли республики не достаточно прорабатывается изучение проблемы в целом. Этим и определяется проблемное поле диссертационного исследования.

Цель исследования - посредством философско-исторического подхода провести анализ общих закономерностей формирования и специфических особенностей модели функционирования просветительской мысли в Якутии и определить ее сущность в условиях демократизации общества на современном этапе.

Реализуя поставленную цель, диссертант ставит решение следующих задач:

1. Определить социально-исторические и общественно-политические условия зарождения якутского просветительства;

2. Охарактеризовать цивилизующую роль процесса христианизации и ее влияние на формирование просветительской мысли в Якутии. Обосновать роль христианства как мировоззренческого посредника в исторической миссии распространения в якутском обществе общеевропейских социокультурных ценностей;

3. Раскрыть культуротворческое влияние деятельности ссыльно-поселенцев на структуру духовности якутов и на изменение их монопрофильной специфики жизнеобеспечения;

4. Выявить особенности просветительских идей первых представителей якутской национальной интеллигенции;

5. Установить характер проблемы самоопределения саха на различных этапах процесса национально-государственного строительства в Якутии;

6. Эксплицировать демократическое содержание просветительской мысли в Якутии в условиях становления национальной государственности, модернизациопных процессов и глоб&тизации социальной системы.

Объект исследования - социально-историческое и социально-философское содержание якутского просветительства.

Предмет исследования - этнорегиональные особенности просветительской мысли в Якутии в контексте исторических форм трансформации политической системы российского общества.

Концептуальную и методологическую основу исследования составили исто-рико-логический, формационпый и цивилизационный подходы, диалектика единичного, особенного и общего, философия истории Гегеля в евразийском контексте, историософия постпросвещенческого культурно-цивилизационного плюрализма.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней осуществлен анализ общих закономерностей развития и этнонациональных особенностей функционирования просветительской мысли в Якутии в условиях исторической трансформации политической системы Российской Федерации. Теоретическая новизна исследования заключается в том, что:

1. Сделан историко-логичсский анализ исторических, социально-экономических и общественно-политических условий зарождения просветительской мысли в Якутии;

2. Выявлен культурообразующий характер процесса христианизации и деятельности ссыльно-поселенческого "отряда" населения области на процесс развития новых форм жизнедеятельности и в структуре духовности народа саха;

3. Выведено основное содержание якутского просветительства, связанное с борьбой лидеров национального движения за самоопределение в форме национальной государственности;

4. Определены основные этапы развития просветительского и национально-освободительного движения в процессе становления национальной государственности;

5. Выделены отличительные черты якутской просветительской мысли в условиях советизации области и в период начальной стадии становления тоталитарной системы;

6. Выявлена специфика просветительской мысли в условиях суверенизации, ключевое содержание которой составляет идея выживания, гражданского согласия и устойчивого развития как необходимых предпосылок развития национальной государственности в системе российского федерализма, в контексте мировой цивилизации.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в качестве методологического ориентира в исследовании просветительской мысли в Якутии и в учебно-методической работе по социальной философии, социально-политической истории Якутии, политологии, культурологии и этнологии.

Апробация работы. Концептуальные основы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Якутского государственного университета. Основные положения диссертационного исследования отражены в тезисах докладов и выступлений на региональных научно-практических конференциях: "Логос. Культура. Цивилизация" (1993, 1997, 1998). Фрагменты диссертации отражены в сборнике: "Общество и власть" Якутск, 2000 г. Выпуск I, Выпуск II. Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, рассматривается степень изученности, обосновывается научная новизна и указывается ее научно-практическое значение.

Первая глава «Социально-исторические условия возникновения просветительской мысли в Якутии» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе "Социально-экономические и общественно-политические предпосылки зарождения просветительской мысли в Якутии" проводится анализ объективных предпосылок зарождения просветительской мысли в Якутии, обусловленных негативными и позитивными последствиями присоединения Якутии к России.

К началу XX столетия проблема демократизации общества и государства становится одной из ведущих направлений мировой общественной мысли. Генезис ее восходит к идеологии эпохи Просвещения. В этом контексте отношение европейской социал-демократической идеологии к колониальному и национальному вопросам было

одним из специфических выражений данной проблемы. Как и в Западной Европе, в России эта проблема актуализировалась с нарастанием движения политической оппозиции к существующему режиму.

Диссертант считает, что социально-экономическими и общественно-политическими предпосылками определившими формирование просветительской мысли в Якутии явились: засилье абсолютизма, способствовавшее нарастанию общего противоречия между элементами сохранившихся феодальных и новых буржуазных тенденций социально-экономической сфере развития области, сохранение колониальной системы, нарастание общего кризиса и превращение России в центр мирового революционного движения.

Диссертант подчеркивает, что под влиянием активизации социальных и экономических процессов, происходивших к концу XIX в центральной России, в Якутии господствовавший феодально-патриархальный уклад жизнедеятельности этноса постепенно начинает перестраиваться, а одной из тенденций развития хозяйственно- экономических отношений становятся товарно-денежные отношения. В то же время, условия, в которых имело бы место широкое развитие устоев капитализма в полной мере не были развиты, но с их проникновением обострились все социальные и экономические противоречия, явившиеся причиной возникновения "инородческого вопроса", поставленного как вопрос выживания местного населения.

Колониальная политика царизма оказала противоречивое воздействие на социально-экономическое развитие области. С одной стороны, она способствовала сохранению ее национальной самобытности, с другой - выступала препятствием на пути к прогрессу, фактором сохранения экономического, социального и политического неравенства великорусского и якутского народов.

Уже с первой половины XIX века, вопрос об общественном строе якутов и перспективах социально-экономического развитая народа будировался представителями разного направления русской общественной мысли. Отношение к угрозе вымирания малых народов, возрастающей нищете больших массивов населения, продолжавшемуся моральному и материальному ущербу наносимому уголовной и административной ссылкой, вопросу о землеустройстве местного населения - эти и вытекавшие из них проблемы становятся индикатором демократизации социально-политических ориентации общественной мысли в регионе.

Автор проводит мысль об обусловленности этнополитических процессов с общероссийским демократическим движением и вытекавших также из специфики обще-

национального развития, связанной с ролью политической ссылки в развитии края. Они способствовали формированию национального самосознания и национального движения, развивавшихся под лозунгом национального самоопределения и национальной автономии. Носителем этих идей выступила демократически настроенная национальная интеллигенция.

Анализ социально-экономической и общественно-политической ситуации в области на рубеже Х1Х-ХХ вв. приводит к выводу о том, что присоединение Якутии к России имело прогрессивное значение, способствовавшее пробуждению национального самосознания якутов, нарождению прогрессивной национальной интеллигенции, отстаивавшей общенациональные интересы народа саха.

Во втором параграфе "Влияние христианизации на формирование просветительской мысли якутов" раскрывается цивилизующая роль эпохального по своему историческому значению процесса как христианизация якутов. Выступая как духовное основание русской самодержавной системы, она была направлена на преодоление до-государственного состояния духовности этноса и приобщения его к механизмам государственной организации и регуляции общественной жизни, к новым мировоззренческим социокультурным основаниям. Отправным моментом является выяснение роли исторической миссии христианства как мировоззренческого посредника в миссии распространения в якутском обществе общеевропейских и общечеловеческих ценностей.

Вместе с тем этот процесс был бы немыслим без соединения таких сторон как передача, усвоение и трансформация традиций и инноваций.

В работе раскрываются просветительские аспекты миссионерской деятельности русского православного духовенства, приводятся положения А.Г. Новикова о том, что якуты "придерживались двоеверия", ибо традиционные основания, в лоне которых развивались языческие верования саха, не могли быть устранены, как не может быть окончательно упразднено из материнского как вместилища первичного архетипа - дочернее.

Диссертант констатирует, что наиболее перспективным для судсб этноса и формирования его письменной культуры выступает разработка миссионерского алфавита, положившем начало открытию специализированных светских школ и училищ, разработке основ национальной письменности и литературы и расширению системы образования. Принятие христианства отразилось на всех аспектах жизнедеятельности народа, в частности, к концу XIX в. с распространением элементов капиталистических отношений происходят процессы обновления в социально-экономической сфере, сопровождаемые внедрением элементов русской культуры нового буржуазного типа.

Таким образом, при взаимодействии традиций и инноваций, "устойчивость регламентирующей функции духовной культуры этноса меняется... от достаточно закрытого воспроизводства к открытому" ( А.Д. Бравин), в котором гегелевское поглощение частного общим "оказывается ...выступлением другого духа, другого всемирно-исторического народа, наступлением другой эпохи всемирной истории" (Г.В.Ф. Гегель) в котором проявляется диалектика единичного, особенного и всеобщего.

В третьем параграфе "Просветительское клинике ссылыго-поселеицев на развитие духовной жизни в Якутии" диссертант отмечает, что возникновение разнообразных связей между этносами и народами - это социально-историческое явление, масштабы и особенности которого измеряются степенью взаимной интеграции этносов в область взаимосоотносимых социокультурных достижений.

Опираясь на теоретические данные, полученные в первых двух параграфах, автор проводит мысль о том, что взаимодействие русского и якутского народов проходило в контексте сложившихся объединяющих мировоззренческих оснований.

Сформировавшаяся модель взаимодействия русского и якутского этноса в условиях самодержавной России определялась различием исходных уровней общественного развития этих народов. Особенностью социально-экономического положения Якутии до присоединения к России выступало то, что якутам была присуща монопрофильная специфика в организации способа жизнеобеспечения, связанного с ведением скотоводческого хозяйства. Автор диссертации считает, что главным фактором приобщения якутов к земледельческой практике русского народа выступает процесс колонизации края, означающий в то же время и его хозяйственно-экономическое освоение.

Принципиально важным является то, что формирование в монопрофильном традиционном хозяйственном укладе жизни якутов новой практики и культуры земледелия, оценивается и как создание новой хозяйственно-экономической среды, новых форм организации своего жизнеобеспечения, включавшем процесс принятия этносом норм, ценностей, целевых установок новой социокультурной среды. Обосновывается положение о начавшемся в якутском обществе оттоке значительного количества крещенных якутов от традиционной сферы приложения труда к земледелию, объяснявшемуся процессом трансформации традиционного мировоззрения якутов в сторону русской земледельческой культуры, изменившимися мировоззренческими предпочтениями в рационализации образа жизни и быта, образцы которых были выработаны русской культурой.

Возникновение земледельческой культуры и практики в определенной степени оказало воздействие и на развитие якутской просветительской мысли.

Деятельность ссыльно-поселенцев: крестьян, представителей различных религиозных конфессий и политических ссыльных в аспекте ее культурообразующего воздействия на традиционный образ жизни и мировоззрение якугов, рассматривается как своего рода социокультурная база, на основе которой происходил процесс консолидации творческих сил якутского народа, в деле "становления школы и образования, просветительской деятельности... в оформлении и развитии основных структурных компонентов национальной культуры вплоть до профессионального уровня" (И.Е. Спиридонова).

В целом, зарождение просветительской мысли якутов эксплицируется из той сферы наднационального, которая образовалась в контексте формирования тесных хозяйственно-культурных контактов этих народов.

Вторая глава "Социально-философское содержание просветительства: к свободе через ответственность" состоит из трех параграфов.

В первом параграфе "Особенности просветительских идей первых представителей якутской интеллигенции", раскрываются просветительские лозунги и общественно-политическая деятельность первых представителей якутской национальной интеллигенции: А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, В.В. Никифорова, П.Н. Сокольникова, С.А. Новгородова, С.М. Аржакова, Г.В. Ксенофонтова, М.К. Аммосова, П.А. Слепцова-Ойунского, И.Н. Барахова, П.В. Ксенофонтова и др.

Задачу выявления особенностей в просветительской мысли саха автор осуществляет на основе, диалектики всеобщего, общего и частного как на методе, раскрывающем диалектику взаимосвязи сложных систем. Этот вопрос представляется актуальным и для тех "...этносов, конкретно-историческая логика развития которых не соответствовала европоцентристскому пониманию логики истории" (А.Д. Бравин).

Применительно к теме исследования оно означает, что также как и в мировой, и в русской просветительской мысли, просветительская мысль народа саха, зародившись в условиях исторической неизбежности буржуазно-демократических реформ, также поставила проблемы социальной справедливости, свободы и равенства, но развивалась при этом в специфических условиях национальной жизни и имела ряд этнонациональ-ных особенностей.

Важнейшей проблемой определившей особенности просветительской мысли якутов автор считает национально-колониальную проблему. В отличие от освободи-

тельного движения в России, национальное движение якутов главным образом носило характер национально-освободительной борьбы.

Диссертант отмечает, что при всех известных аналогичных моментах и общих закономерностях в развитии просветительской мысли у народов бывших в колониальной зависимости и не прошедших капиталистической стадии развития, особенности развития просветительской мысли имеют существенное различие, определяемое этно-региональной спецификой социокультурного развития. Они обусловлены объектом ■ исследования, и совокупностью факторов, определивших эти особенности.

Вытеснение этноса на периферию социальной и общественно-политической жизни страны во весь рост поставило перед просветителями вопросы связанные с оценкой самодержавия как неконструктивного властного института и итогов его конкретной политики в отношении социального положения инородческого общества.

Диссертант отмечает о возникновении демократической печати и национальной организации "Союз якутов", "Свобода", свидетельствовавшие о пробуждении национального самосознания народа саха. В связи с этим в работе рассмотрен социально-философский смысл основных лозунгов и требований этих организаций.

Демократический характер деятельности союза был обусловлен характером предпринятого правительством процесса политической модернизации. Позиция активистов национально-освободительного движения саха тяготела к той форме общественного устройства, которая в идеале учитывала бы интересы инородческих обществ и всех народов и народностей населяющих просторы Российского государства.

Отсюда выявляется одна из главных особенностей просветительской мысли народа саха - ее антиколониальная направленность.

В исследовании выстраивается социальная программа основоположника якутской национальной письменной литературы А.Е. Кулаковского - мыслителя и общественного деятеля. Просветительские идеи А.Е. Кулаковского, изложенные в письме к "Якутской интеллигенции" - это своего рода программа вывода народа из социального, экономического и культурного кризиса.

В социальной программе якутских просветителей одной из главных задач переустройства жизни этноса выступает постановка вопроса об организации системы образования и просвещения. Пути реализации этой задачи просветители видели в возникновении национальной письменности, открытии светских учебных заведений самого широкого профиля. Необходимость национального образования напрямую увязывалось с проблемой национального самоопределения. В связи с постановкой вопроса о преодо-

лении русификаторской политики правительства, экономической и культурной отсталости, деятельность просветителей была направлена на закрепление полномочий управления делами народного и национального образования за органами местного самоуправления. В подходе к этой проблеме и ее решению проявилась одна из особенностей просветительской мысли якутов, которое было направлено против колониальной и русификаторской политики самодержавия.

Диссертант подчеркивает, что национальное движение якутов против колониального положения является органической частью русского освободительного движения. А идеологической основой национально-освободительного движения, соответственно и просветительской деятельности первых представителей якутской национальной интеллигенции в период (с 1905 по февраль 1917гг.) является приверженность к буржуазно-демократической ориентации развития общественной системы. Специфика этих ориентации объясняется диапазоном распространения идейного влияния либерально- народнического контингента политической ссылки в области.

В диссертации отмечается, что сохранение патриархальпо-феодального уклада и сильное влияние взглядов социал-революционеров на формирование идейно-политических взглядов первых представителей национальной интеллигенции сказалось на другой специфической особенности развития якутской просветительской мысли. Она заключалась в том, что под влиянием развернувшихся событий двух первых буржуазных революций выявилась ее социально-политическая природа, в соответствии с чем просветительская мысль якутов не могла быть фнлософско-теорстическим учением.

В этот период осмысление принципов самоопределения в якутском просветительстве проходило в контексте оппозиции к революционно-демократической идеологии.

Исследование этого вопроса приводит к выводу о том, что на обусловленность специфических особенностей просветительской мысли якутов объективными факторами изменений экономического, политического и социального характера важное значение имеет и влияние субъективного фактора.

Второй параграф "Проблема самоопределения и пути самосохранения саха в общественно-политических взглядах якутских просветителей" раскрывает идейно-политическую борьбу представителей национальной интеллигенции за национальную государственность.

Анализ данной проблемы автор рассматривает через призму соотношения политико-правовых принципов самоопределения, поставленных национальной интеллиген-

дней, с перспективами, которые выдвинулись перед якутским народом накануне и с свержением Временного правительства, и в условиях советизации области.

Диссертант подчеркивает, что в этот период, вопросы социального обустройства и территориальной идентификации национальных окраин России оказались показателями политических ориентации существовавших во всей Сибири социально-политических сил.

В подходах к данному вопросу прогрессивная мысль области отражает социальную концепцию Сибирского областничества, укладывающуюся в западно-европейскую либерально-демократическую просвещенческую парадигму социального развития.

Диссертант дает подробный анализ идей федералистов, имевших тесную связь с Сибирским областничеством, в программе которых национальный вопрос решался соответственно демократическим принципам.

Политика возвышения пролетариата представляла собой специфическую идеологическую конструкцию, выражавшую стратегию сохранения политики централизации государственной власти.

Таким образом, согласно социал-демократической идеологии, российские этносы должны были помещаться и «...помещались в единое экономическое, политико-правовое и информационно-образовательное пространство, скроенное по униформист-ской модели европейского Просвещения" (A.C. Панарнн).

Учитывая преобладание удельного веса крестьянства в структуре населения региона, необразованность и отсутствие рабочего класса в национальных окраинах, федералисты и областники стояли на позициях демократического обустройства общества, в котором должны были быть соблюдены интересы всех классов, сословий, этносов, и следовательно не может быть класса авангарда, интересы которого признавались бы выше интересов других классов и сословий. Этот момент выступал главным тезисом в защите самобытности социально-экономического развития этносов, а следовательно предоставления им широкой автономии согласно сочетания национально-культурного и национально-территориального принципов. Таким образом, национальная интеллигенция рассматривала основные положения программы областников и социал-революционеров как наиболее соответствующие самобытной инфраструктуре социального и экономического развития национальных меньшинств.

Диссертант отмечает, что па протяжении социально-политической трансформации - перехода от старой к советской конструкции власти, Россия вступила на полосу социально-политического, финансового и экономического кризиса. События, развер-

нувшиеся в центре страны, были призваны вызвать в стране правый переворот и восстановить прежние формы правления. В этот период национальная интеллигенция стала ориентироваться на принципы установлений Сибирского временного правительства.

Но в условиях обострения общественно-политической обстановки радикальная часть национальной интеллигенции встала на сторону советского строительства, некоторые представители стали коммунистами.

Анализ особенностей социально-политических процессов этого периода позволил выделить три основных подхода к проблеме национального самоопределения якутов. Первой подход отражает идейные позиции национального отряда коммунистов, определяющим для которого было сознание того, что единственная возможность защитить широкие массы населения от повышенного радикализма военно-политических структур, находится в становлении сети Советской государственно-политической системы - новых органов власти, уездных, волостных и наслежных ячеек областной партийной организации, в переводе широких сфер общественного сознания на пролетарские позиции, в организации национальной автономии.

Второе течение общественно-политической мысли складывалось за счет идейно-политических построений тех представителей национальной интеллигенции, которые ратовали за образование национальной автономии с демократическим по форме и содержанию местным управлением. Фактически, этот подход воспроизводил традиционно существовавшее в области буржуазно-демократическое направление общественной мысли, активными проводниками которого в период Февральской буржуазной революции были: В.В. Никифоров, Р.И. Оросин, Г.В. Ксенофонтов, С.А. Новгородов и др.

Третье течение общественно-политической мысли политически и организационно оформилось как реакция на решения, вынесенные X съездом РКП (б) и проводившиеся в якутской области новым руководством Якутского Губбюро РКП (б): Г.И. Лебедевым, A.B. Агеевым, А.Г. Козловым, и представляла чаяния национальной беспартийной трудовой интеллигенции. Точкой кристаллизации общественно-политических взглядов в эти критические моменты национального развития становится движение сторонников Учредительного собрания, оформившегося в политическое движение с программой, предусматривавшей образование Временного Якутского Областного Народного Управления.

Особенностью двух последних подходов в условиях радикализации социально-классовых отношений в процессе советизации области выступало то, что эти подходы в определенной степени отражали процесс нисходящего социального движения буржуаз-

пых и мелкобуржуазных элементов. В то же время, в идейно-теоретических построениях сторонников выделенных подходов, концептуализация решения национального вопроса (самоопределения) рассматривалась в русле тех социокультурных координат, которые выработались в рамках всероссийского демократического движения.

В период введения новой экономической политики в просветительских воззрениях национальной интеллигенции определение формы автономии оказался вопросом принципиальной важности. Образование автономной республики как неотъемлемой части советской федерации выступает вторым этапом в истории становления национальной государственности.

Далее, диссертант отмечает, что с середины 20-х годов во весь рост встала проблема укрепления конституционных основ национальной государственности.

В просветительской мысли якутов эти вопросы были актуализированы в рассуждениях об искажении курса социалистической демократии, постановке проблемы расширения статуса национальной автономии до союзной республики. Она получает идейно-политическую формулировку в программе оппозиционной политической партии - "младо-якутская национальная советская социалистическая партия середняцко-бедняцкого крестьянства конфедералистов". Высказывая замечания о негативных тенденциях в развитии национальных .органов государственной власти конфедералисты пришли к.мысли о том, что автономная система государственности не является полновесной гарантией реальной независимости наций.

Исследование данной проблемы приводит к выводу о том, что национальное самоопределение - есть исторически протяженный процесс, в котором в зависимости ог уровня социального и духовного развития народов заявляются и отстаиваются исторически назревшие задачи; просветительская мысль народа саха - есть специфическая форма национального самосознания отражающая в своем историческом развитии все этапы национального самоопределения и все стадии процесса национально-государственного строительства.

В третьем параграфе "Содержание просветительских идей в условиях суверенизации" раскрывается содержание современной якутской просветительской мысли применительно к процессу демократизации общественной системы.

В связи с этим выделяется методологическая аргументация в подходах к процессу повой волны просвещения и к соотношению классического (марксистского) и современного понимания понятий "Просвещение" и "просветительство".

Диссертант отмечает, что демократизация мировой общественной системы сопровождается сегодня с процессом разрушения универсалистской и становлением новой культурно-исторической парадигмы цивилизационного развития. В этом процессе тема разрыва и взаимосвязи типов цивилизаций коррелируется с рассуждениями об абсолютности европоцентристской схемы развития мировой истории, а процессы глобализации и регионализации во многом преодолевают Гегелевскую концепцию гегемонизма исторических народов в мировой истории. Это ставит задачу переосмысления классической, просвещенческой культурно-исторической парадигмы единства мировой истории, объективных закономерностей общественно-исторического развития, как единого всемирно-исторического процесса.

По мнению диссертанта, в современной философии истории постпросвещенческая парадигма социокультурного развития должна выстраиваться в соответствии с содержанием изменений в общественной системе, где поиск новых способов самодвижения общества, осуществляется в единстве ценностного, научного и утилитарно-прагматического форм познания.

Специфика субстанции новой волны Просвещения состоит в том, что здесь имеет место смешение разных типов знаний и мировоззренческих форм, в котором тотальность рационального устраняется ценностно-прагматическим восприятием явлений и процессов объективной действительности, пересмотром накопленных знаний и достижений информационной и интеллектуальной революции в свете требований этики и эстетики общественного развития.

В связи с этим диссертант солидаризуется с мыслыо Д.С. Панарина о новой парадигме исторического видения, согласно которой в ней нет места претензии на абсолютность, поскольку ни цель, ни смысл истории не могут быть предугаданы, она есть "... набор программ или максим, выполняющих нормативную роль... с акцентом не на внешние механизмы (поступательное развитие производительных сил, научно-технический прогресс, рыночная экономика и т.п.), а на внутренние гарантии духовно-этического плана".

Делается вывод о том, что в изменившейся современной мировой ситуации многие аспекты концепции Просвещения и просветительской мысли народов, нуждаются в новом видении, синтезирующем в себе обобщения изменений социально-исторических процессов в различных регионах мира, что развитие просветительской мысли народов России не является чем-то изолированным ог общего социокультурного кон-

текста эпохи явлением - она есть форма проявления общечеловеческого и своеобразия общероссийского социокультурного развития в условиях этнорегионалыгой специфики национальной жизни. Просветительская мысль якутов - есть специфическая форма развития и выражения общественного сознания и самосознания эпохи начала XXI в. в исторически конкретных условиях развития этнонациональной жизни.

Диссертант указывает объективные факторы в обусловленности тенденций развития современной просветительской мысли в Якутии и ее идеологическую секуляризацию. В связи с этим анализируются основные особенности развития просветительской мысли республики, которые состоят в том, что они исходят:

во-первых, из идеи взаимосвязи процессов глобализации и регионализации в тенденциях развития мировой цивилизации. В просветительской мысли республики они актуализированы в концептуализации рассуждений о демократии как обществе утверждения гражданского согласия, правовом соотношении статусов федерального центра и суверенных республик, ибо в процессе модернизации роль государства в "трансмиссии" социокультурных достижений неизмеримо возрастает;

во-вторых, из тенденций зарождения постпросвещенческой социокультурной парадигмы цивилизационного развития. В просветительской мысли Якутии это находит отражение в постановке и решении этнонациональных атрибутов повой образовательной политики государства, в частных содержательных исследованиях, в переориентации экономических, научно-педагогических исследований и результатов позитивных интеллектуальных исканий в самоокупаемые организационные технологии. Объективное отражение накопившихся за годы тоталитарной системы проблем, является главной особенностью современной просзетительской мысли в Якутии. Она укладывается в объективный процесс модернизационных факторов и глобализации мировой цивилизации.

Вывод, который делается на основании изучения содержания просветительской мысли в условиях суверенизации, основывается на характере признаков модернизационных процессов, протекающих в непредсказуемой форме. На этапе восходящего развития демократического, гражданского общества социально-философское содержание просветительской мысли в Якутии заключается в теоретической концептуализации стратегии выживания и интеграции этноса в изменяющуюся социальную систему, в новое социокультрное пространство.

В заключении подводятся основные итоги исследования и намечаются пути дальнейшего изучения проблем просветительства в Якутии. Содержание диссертационного исследования отражается в публикациях автора:

1. К вопросу о мировоззренческом аспекте якутской мифологии и религии // Депонированная рукопись № 23898 от 29.01.86 г. ИНИОН АН СССР. С. 1-36.

2. Север как культурно-исторический тип цивилизации и его отражение в якутском олонхо // Материалы региональной научно-практической конференции: Логос. Культура. Цивилизация. (Якутск, 23-25 мая 1993г.). Якутск, 1994. С. 87-89.

3. К проблеме культуры и цивилизации // Материалы научно-теоретической конференции: Логос. Культура. Цивилизация. (Якутск, 27-28 мая 1997г.). Якутск, 1998. С. 65-68.

4. Проблема национального самоопределения в контексте просветительской мысли якутов // Материалы научно-теоретической конференции: Логос. Культура. Цивилизация. (Якутск, 26 мая 1998г.). Якутск, 1999. С. 93-100.

5. Просветительские идеи первых представителей якутской интеллигенции в контексте политической модернизации // Материалы региональной научно-практической конференции: Политическая система общества: проблема модернизации. (Якутск, 10 декабря 1999 г.). Якутск, 2000. С. 38-45.

6. К вопросу о тенденциях развития социальных процессов в условиях трансформации политической системы // Общество и власть. Якутск, 2000 г. Выпуск I. С. 91-96.

7. Исторические традиции взаимодействия общества и власти // Общество и власть. Выпуск I. Якутск, 2000. С. 14-21.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лыткина, Клара Прокопьевна

Введение.3

Глава 1. Социально-исторические условия возникновения просветительской мысли в Якутии.11

1.1.Социально-экономические и общественно-политические предпосылки зарождения просветительской мысли в Якутии.11

1.2.Влияние христианизации на формирование просветительской мысли якутов.24

1.3.Просветительское влияние ссыльно-поселенцев на развитие духовной жизни в Якутии.41

Глава 2. Социально-философское содержание просветительства: к свободе через ответственность.53

2.1.Особенности просветительских идей первых представителей якутской интеллигенции.53

2.2.Проблема самоопределения и пути самосохранения саха в общественно-политических взглядах якутских просветителей.70

2.3. Содержание просветительских идей в условиях суверенизации.102

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Лыткина, Клара Прокопьевна

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления содержания и специфики просветительской мысли в Якутии в период исторических процессов демократических преобразований в социально-политической истории России.

Специфика предметного исследования просветительской мысли народов требует комплексного подхода к анализу общих закономерностей и специфических особенностей его развития.

Исторически концепция Просвещения представляет собой порождение восходящего развития буржуазного общества и рассматривает проблему переустройства общества на идеалах просвещенного разума.

Но с изменением основ мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1вв., многие аспекты концепции Просвещения и просветительской мысли народов нуждаются в новом видении, синтезирующем в себе обобщения изменений социально-исторических процессов в различных регионах мира. Ведь демократизация мировой социальной системы сопровождается сегодня процессом разрушения универсалистской и становлением новой культурно-исторической парадигмы цивилизационного развития, что ставит задачу переосмысления классической, просвещенческой культурно-исторической парадигмы общественно-исторического развития. С этой точки зрения тема разрыва и взаимосвязи типов цивилизаций осмысливается как проблема сохранения мировой истории как единого всемирно- исторического процесса. Это явление также расширяет поле изучаемых проблем социальной философии, что находит отражение и в анализе новых вопросов в концепции постпросвещения.

В отечественной науке в подходах к субстанции постпросвещенческой парадигмы социокультурного развития исторического процесса недостаточно проработана его методологическая аргументация.

Определение новых критериев общего видения исторического процесса является прерогативой философии истории, призванной объяснять природу таких сложных явлений мировой истории, как его переходные периоды, в том числе и проявлений его более абстрактных сущностей, к которым относится развитие просветительской мысли народов. Эти явления «.не могут быть поняты в рамках внеисторического изучения «общества вообще» и отдельных типов его организации»1.

В этом русле явления, обусловленные объективными факторами модернизации социальной системы, сопряжение общероссийских, региональных и общемировых социально-политических процессов, требуют уточнения концептуальной природы новой волны просвещения, так как общие закономерности и специфические особенности соотношения демократии с социальными преобразованиями находят свое выражение и применительно к национально-специфическим условиям развития народов, входящих в социально-политическое пространство России. Выбор темы исследования представляется актуальным также и в свете инвариантности принципов общечеловеческих ценностей как исходных оснований развития современной общественной системы, задачам, которые были поставлены просветительской идеологией во многих регионах мира еще в период перехода от феодализма к капитализму.

Исследование зарождения и развития просветительской мысли народов, этнополитическое самосознание которых сформировалось в контексте имперской истории России и развивалось в последующем в исторически переломные периоды трансформации политической системы

1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М. : Университет, 1997.С.145. российского общества, имеет непосредственное практическое значение в связи с выходом народов на новый этап самоопределения, углублением его формы и содержания в процессе становления гражданского общества.

В доперестроечный период развития философской науки постсоветского пространства феномен Просвещения и просветительской мысли народов рассматривается в контексте анализа проблемы единства историко-философского процесса.

В работах Щипанова И.Я., Мамедова Ш.Ф., Козлова Н.С.,Павлова А.Т., Богоутдинова А.М.,Бейсембиева К.Б., Сегизбаева O.A., Сатыбековой С.Х., Сагадеева А.В.,Тажибаева Т.Т.,Савицкого А.П., Вильданова А.Х., Хашхожевой Р.Х., Тутаева М.З., Куманева В.А., Михайловой С.М. и др., посвященных развитию не только русской просветительской мысли, но и многих других народов бывшего СССР, проблема просветительства концептуализирована в русле марксистской методологии, противостояния марксистской парадигмы «буржуазной» идеологии.

В литературе, посвященной изучению исторической типологии развития просветительской мысли народов, из общего контекста единства историко-философского процесса выпадала оценка специфики философии истории, определяющей становление, развитие механизмов и фаз эволюции как явлений, так и всего всемирно-исторического процесса как прогрессирующего восхождения человеческого духа к свободе, к самоопределению. Примером характеристики явлений подобного рода могли бы послужить «идея истории» Г.В.Ф.Гегеля, открывшего смысл истории в эволюции «идеи свободы» или права, и данная английским историком Коллингвудом Р. Дж. трактовка феномена Просвещения как попытку человеческой воли «.секуляризировать все области человеческой мысли и жизни»1 и потому не являющаяся исключительной прерогативой какого-то одного века. Его черты заметны в любой эпохе.

В марксистской концепции Просвещения предполагалось, что просветительская мысль является характерным явлением эпохи перехода от феодализма к капитализму и потому не свойственна последующим этапам исторического процесса. Но уже продолжающийся процесс модернизации мировой системы и государств постсоветского пространства, связанный с переходом на новый виток цивилизационного развития, заставляет по-новому переосмыслить теоретическую базу марксистской концепции Просвещения. Он включает и проблему развития просветительской мысли народов, в которой идеи демократии и свободы идентифицируются с образованием национальной государственности.

В социальной философии на современном этапе осмысление концепции Просвещения и проблема развития просветительской мысли народов в должной мере не актуализированы, о чем свидетельствует отсутствие фундаментальных исследований по данной теме.

На региональном уровне определенную разработку получили исследования, в которых рассматриваются отдельные аспекты и выделяются этапы становления и развития, просветительской мысли народа саха.

В эпоху социализма идеологические императивы классового подхода способствовали сужению тематики и спектра круга изучаемых проблем философской и исторической научной мысли республики. В то же время, и в наши дни теоретическую значимость сохраняют ряд работ, вышедших в эпоху тоталитарного строя.

Из доперестроечного этапа развития философской мысли в Якутии концептуальному видению развития просветительской мысли якутов принадлежат исследования Башарина Г.П., Мординова А.Е и Макарова Д.С.

1 КоллингвудР. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.С.74.

Историческим и общественно-политическим аспектам изучаемой проблемы посвящены работы Окладникова А.П., Токарева С.А., Бахрушина C.B., Иванова В.Н., Сафронова Ф.Г., Гоголева З.В., Башарина Г.П, Макарова Г.Г., Макарова И.Г., Федорова М.М., Алексеева Е.Е., Шишигина Е.С., Петрова Ю.Д., Троева П.С и др.

По вопросу о конституционных основах укрепления национальной государственности и теории федеративных отношений выделяются труды Власова В.М., Иванова В.Н., Новикова A.B., Махарова Е.М., Миронова Д.Н., Михайлова В. Д., Родионова Т.П., Федорова М.М. и др.

С изменением основ общественной организации по-новому высветились дилеммы этнокультурной проблематики. Различным аспектам данной проблемы посвящены исследования Аргуновой Т.В., Борисова М.Н., Борисова П.П., Бравина А.Д., Бравиной Р.И., Бурцева A.A., Винокурова В.В., Винокуровой У.А., Гоголева А.И., Горохова С.Н., Дьячковского К.Д., Иванова Г.А., Луковцева B.C., Максимова П.С., Новикова А.Г., Оконешниковой А.П., Петрова Ю.Д., Попова Б.Н., Портнягина И.С., Саввинова A.C. и др.

Проблемам функционирования модели рыночной экономики, специфики хозяйственно-экономических отношений в регионе, концепции труда и занятости посвящены работы Егорова Е.Г., Докторова П.И., Донского Ф.С., Дьяконова Х.Н., Кугаевского A.A., Михайловой Т.М., Томского И.Е. и др.

Выделяются работы Кожевникова H.H., Павловой Н.С., Попова Б.Н., Поисеева И.И., Поповой В.К., Толстихина О.H и других о глобальной экологической безопасности общественной системы и ее региональных аспектах.

Аспектам новой образовательной парадигмы, специфике национальной методики образования посвящены работы Жиркова Е.П., Петровой С.М и других.

В то же время, несмотря на значительный вклад в изучение отдельных проблем современной просветительской мысли в Якутии, в научной мысли республики недостаточно прорабатывается проблема просвещения в целом.

Таким образом, развитие просветительской мысли народа саха как специфическая разновидность общественной мысли не раскрыта в полной мере и требует дальнейшего всестороннего изучения. Этим и определяется проблемное поле диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в проведении анализа закономерностей формирования и функционирования просветительской мысли в Якутии посредством философско-исторического подхода, в определении ее сущности и специфических особенностей в условиях демократизации общества на современном этапе.

Для достижения данной цели диссертант ставит следующие задачи:

Определить социально-исторические и общественно-политические условия зарождения якутского просветительства.

2.Охарактеризовать цивилизующую роль процесса христианизации и его влияние на формирование просветительской мысли в Якутии. Раскрыть роль христианства как мировоззренческого посредника в исторической мисссии распространения в якутском обществе общеевропейских социокультурных ценностей.

3.Раскрыть культуротворческое влияние деятельности ссыльнопоселенцев на духовность якутов и на преодоление их монопрофильной специфики жизнеобеспечения.

4.Выявить специфические особенности просветительских идей первых представителей якутской национальной интеллигенции.

5.Установить характер проблемы самоопределения народа саха на различных этапах процесса национально-государственного строительства в Якутии.

6.Эксплицировать демократическое содержание просветительской мысли в Якутии в условиях становления национальной государственности, модернизации и глобализации социальной системы.

Объектом исследования выступает социально-философское содержание якутского просветительства.

Предмет исследования составляют этнорегиональные особенности просветительской мысли в Якутии в контексте исторических форм трансформации политической системы российского общества.

Концептуальную и методологическую основу исследования составляют историко-логический, формационный и цивилизационный подходы, диалектика единичного, особенного и общего, философия истории Гегеля, историософия постпросвещенческой парадигмы.

Источниковую базу исследования составляют труды ведущих отечественных ученых и ученых республики в области истории, этнополитологии, истории философии, социологии, политологии, социальной философии, общественно-политической, социологической, социально-философской, экономической и культурологической мысли.

Научная новизна исследования определяется своеобразием идейного содержания якутской просветительской мысли в контексте исторической трансформации политической системы Российской Федерации. Специфика функционирования и развития якутской просветительской мысли обусловлена организацией общественных устоев национальной жизни на основе ценностных постулатов общефедерального социального, экономического и политического пространств России. Анализ закономерностей и специфических особенностей развития якутской просветительской мысли позволяет рассматривать ее как теоретическую модель, в которой отражаются этнонациональные аспекты соотношения демократии с социальными преобразованиями.

Практическая значимость исследования вытекает из того, что на переходном этапе социальной системы осознание смысла происходящих глобальных изменений на пути восхождения к гражданскому и демократическому обществу немыслимо без участия всех на кого они направлены. Значение просветительской мысли народа саха состоит в ее нацеленности на формирование у широких масс населения адекватного изменяющимся условиям жизни мировоззрения, готового в качестве такового включиться в процесс сознательной стратегии в динамике социальной системы, в ее эволюцию. С этих позиций развитие просветительской мысли в Якутии можно рассматривать как теоретическую концептуализацию и практическую реализацию стратегии выживания и интеграции этноса в изменяющуюся социальную систему, в новое социокультурное пространство.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Просветительская мысль в Якутии: предпосылки и социально-философская сущность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе исследовано развитие просветительской мысли в Якутии. Модель развития и функционирования якутской просветительской мысли автор развивает в контексте передовых идейных течений своего времени.

К концу XIX в. проблема демократизации общества и государства становится главной тенденцией мировой общественной мысли. Генезис этой проблемы восходит к идеологии эпохи Просвещения.

Являясь закономерным порождением восходящего развития буржуазного общества, концепция Просвещения впервые поставила проблему переустройства общества на идеалах просвещеннного разума.

В этой связи отношение европейской социал-демократической идеологии к колониальному и национальному вопросам было одним из специфических выражений иделогии эпохи Просвещения. В России, как и во многих странах Западной Европы, эта проблема актуализировалась с нарастанием политической оппозиции к существующему режиму. Одно из видных мест в ней занимала либерально-народническая, развивавшаяся в русле либерально-демократической просвещенческой парадигмы социального развития. В этом контексте социальные воззрения первой плеяды якутской национальной интеллигенции восходили к Сибирскому областничеству, стоявшему на мелкобуржуазной, либерально-демократической идеологии.

В конце XIX в. в России на передовые позиции выдвинулась российская социал-демократическая идеология. В вопросах обустройства национальных меньшинств российская социал-демократическая идеология опиралась на концепцию культурно-национальной автономии, разработанную в конце XIX в. в программах немецких и австрийских социал-демократов. Но в отличие от западноевропейской социалдемократической идеологии, в России новая идеология приняла радикальную форму, сохранив при этом унаследованную от европейской концепции идею Гегеля о лидерстве исторических народов. В контексте этой схемы политика возвышения пролетариата представляла собой специфическую идеологическую конструкцию, выражавшую стратегию сохранения политики централизации государственной власти. Таким образом, согласно российской социал-демократической идеологии этносы должны были помещаться и «.помещались в единое экономическое, политико-правовое. пространство, скроенное по униформистской модели европейского Просвещения.» (Панарин A.C.).

Но с изменением основ мировой цивилизации на рубеже XIX-XX вв., многие аспекты концепции Просвещения нуждаются в новом видении, синтезирующем в себе обобщения изменений социальных процессов в различных регионах мира. А демократизация мировой общественной системы сопровождается процессом разрушения устаревшей и становлением новой культурно-исторической парадигмы цивилизационного развития. Демократизация общественных устоев указывает на то, что новая парадигма социального развития во многом преодолевает и устраняет гегелевскую концепцию абсолютности европоцентристской схемы развития мировой истории, идею лидерства исторических народов и классов (марксизм) в истории. Это ставит задачу переосмысления классической просвещенческой культурно-исторической парадигмы мировой истории. В современной философии истории постпросвещенческая парадигма социокультурного развития должна выстраиваться в соответствии с содержанием изменений в общественной системе, где поиск новых способов самодвижения общества, осуществляется в единстве ценностного, научного и утилитарно-прагматического форм познания. Специфика новой волны Просвещения состоит в том, что в ней имеет место смешение разных типов знаний и мировоззренческих форм, в котором тотальность рационального преодолевается ценностно-прагматическим восприятием явлений и процессов объективной действительности, пересмотром накопленных знаний и достижений информационной и интеллектуальной революции в свете требований этики и эстетики общественного развития.

Автор соглашается с мыслью Панарина A.C. о новой парадигме исторического видения, согласно которой в ней нет места претензии на абсолютность, поскольку ни цель, ни смысл истории не могут быть предугаданы, а «логика» исторического процесса генерируется в мире многообразия культур и цивилизаций. В анализе этого процесса важное место отводится изучению этнонациональных аспектов соотношения демократии с социальными преобразованиями.

Таким образом, анализ закономерностей и специфических особенностей развития якутской просветительской мысли позволяет рассматривать ее как специфическую разновидность общественной мысли, развивающуюся в русле общероссийских социокультурных координат, в контексте исторических форм трансформации социально-политической системы российского общества.

 

Список научной литературыЛыткина, Клара Прокопьевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдулатипов Р. Г. Национальная идея и национализм// Независимая газета. 1995, 28 апр.

2. Агаев А.Г. Судьбы народностей. М.: Политиздат, 1978.112с

3. Алвин Тоффлер. Футурошок. СП б.: Лань, 1997.468с.

4. Алексеев Е.Е. История национального вопроса в республике Саха (Якутия) (февраль1917-1941гг.). Якутск.1. Литограф, 1998.320с.

5. Алексеев Е.Е. О так называемой «ксенофонтовщине» //Илин.1991.№: 2.27-29.6.

6. Алексеев Е.Е. Кто Вы, Артемьев?// Илин.1991.№.:3. С.12-19.

7. Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. М.: Политиздат, 1987. 272 с.

8. Аммосов М.К. Открытое письмо якутской интеллигенции //Илин.1998.№:1.С.14-16.

9. Антонов Е.П. Идеи конфедералистов о государственном суверенитете Якутии в 1927-1928гг. // Государственность Республики Саха (Якутия); история, современность, будущее (Материалы респ. научно-практ. конф.) Якутск.: По л играфиз д ат, 1999.0.33-38.

10. Аргунова Т.В. Некоторые вопросы национально-языкового развития РС(Я).Материалы респ. научн-практ. конф. Якутск, 22-23 октября. С.77-81.

11. Аргунов И. А. Социальная сфера образа жизни в Якутской АССР. Якутск.: Кн. изд-во. 1988.232с.

12. Афанасьев В.Ф. Культурно-просветительная, педагогическая и общественная деятельность ссыльныхдекабристов в Сибири: Пособие для спецкурса по истории педагогики. Якутск.:ЯГУ, 1989. 42 с.

13. Афанасьев М.Н. Региональное измерение российской политики//Полис. 1998. №2 С.88-95.

14. Барахов И. Н. Якутское национальное восстание 1921г., его причины и ликвидация//Илин.1998. №1. С. 18-25.

15. Барахов И.Н. Борьба с Пепеляевщиной // Илин. 1998. №1. С.34-37.

16. Башарин Г.П. Три якутских реалиста-просветителя. Якутск.: Кн. изд-воД944.140с.

17. Башарин Г.П. А.И. Софронов. Жизнь и творчество. Якутск.: Кн. изд-воД967. 64с.

18. Башарин Г.П. Общественно-политическая обстановка в Якутии в 1921-1925гг. Якутск.: Бичик, 1996. 328с.

19. Бейсембиев К.Б. Идейно-политические течения в Казахстане конца Х1Х-нач.ХХ века. Алма-Ата.: АН Каз.ССРД 961.380с.

20. Блищенко И., Абашидзе А. Права национальных меньшинств в свете мирового опыта // Общ. науки и современность. 1992. №4. С.121-131.

21. Бовыкин В.И. Формирование финансового капитала в России (конец XIX в -1908 г.) М.: Наука, 1984.287с.

22. Бобылев А. И. Механизм правового воздействия на общественное отношение // Государство и право. 1999. №5. С.104-109.

23. Богоутдинов А.М. Очерк по истории таджикской философии. Душанбе.: Таджикгосиздат, 1961. 332с.

24. Борисов A.A. Первый опыт Якутского парламентаризма (Степная Дума) // Государственность Республики Саха

25. Якутия): история, современность, будущее (Материалы респ. научно-практ. конф.) Якутск.: Полиграфиздат, 1999. С.12-18.

26. Борисов М.Н., Мигалкин A.B. Социокультурное развитие коренных народов Республики Саха. Книга II: социологический подход к изменениям в постсоветское время. Рыбинск.: РАГАТ , 102с.

27. Боханов А.Н. Крупная буржуазия в России: конец XIX в-1914 г. М.: Наука, 1992. 204с.

28. Бравин А.Д. Новая информационно-коммуникативная ситуация и культура этноса // Тез. докл. конф. Логос. Культура и Цивилизация. Якутск.: ЯГУ, 1993. С.27-29.

29. Бурмистров Т.Ю. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий в России: 1905-1917 гг. М.: Мысль, 1976.262 с.

30. Бурнашева Н.И. Мелкое товарное производство в дореволюционной Якутии // Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории Якутии / (Мат. науч. конф.) Якутск.: ЯГУ, 1993.С.45-48.

31. Бурцев A.A. Философские истоки творчества Алексея Кулаковского // Литературные традиции эпохи и преломление их в Якутии (Сборник научных трудов) Якутск.: ЯГУ, 1995. С.33-49.

32. Бурцева М. Якуты и другие народы Сибири глазами русских авторов XIX нач. XX вв.// Илин. 1991. № 2. С.15-19.

33. Васильева Д.Е. Связь времен. Сборник статей. Якутск.: Кн. изд-во, 1991.120с.

34. Вдовин А.И. Национальная политика 30-х годов // Вестник МГУ. Серия.8.История. 1992. №:4. С. 17-39.

35. Вильданов А.Х., Кунафин Г.С. Башкирские просветители-демократы XIX века. М.: Наука, 1981.256 с.

36. Виташевский H.A. Старая и новая Якутская ссылка. СП б.: изд-во Э.К. Пекарского, 1907. 42 с.

37. Волков Н. Н. Скопчество и стерилизация. М.: АН СССР, 1937. 134 с.

38. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы М.: ЦАГИ,1995.111с.

39. Галлямов P.P. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период //Полис. 1998. №:2.С.108-115.

40. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СП б.: Наука, 1993.480с.

41. Геллнер Э. Условия свободы: Гражданское общество и его исторические соперники // Знание-сила. 1996. № 2. С.61-65.

42. Гоголев А.И. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования культуры). Якутск.: ЯГУ, 1993. 200с.

43. Горева Л.Т. Реальный федерализм: проблемы и пути развития II Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее. (Материалы респ. научн-практ. конф.). Якутск.: Полиграфиздат, 1999.С.85-88.

44. Государственная Дума в России в документах и материалах. М: Юрид. лит-ра, 1957.646 с.

45. Гринин Л. Е. Философия, социология и теория истории. (Опыт философско-социологического анализа некоторых общих законов и построения теории всемирно-исторического процесса). Волгоград.: Учитель, 1998. 360 с.

46. Гуцериев М.С. Федерация и регионы:правовые, экономические и социально-политические аспекты взаимодействия // Соц-полит. журнал. 1997.№:2. С. 17-26.

47. Денисов Б. Фритредерство и протекционизм, (материалы к лекциям) // Росс. экон. журнал. 1997. №2. С.96-103.

48. Доган. М., Хигли Дж. Роль политического класса в смене режимов власти // МЭ и МО. 1998. №2. С.101-108.

49. Документы о революционных событиях 1905-1907 гг. в Якутии. Якутск.: Кн. изд-во, 1957. 208 с.

50. Дьяконов X. Н. Становление рынка труда Севера России. Якутск.: Полиграфиздат, 1998. 260с

51. Евменов Л.Ф. Диалектика и революция. Минск.: Наука и техника, 1969. 242с.

52. Егоров Е.Г. Укрепление экономических основ государственности республики: проблемы и пути решения//Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее. (Материалы респ. научн-практ. конф.) Якутск.: Полиграфиздат, 1999.С.88-95.

53. Егоров С. А. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и право. 1997. №6. С. 102-109.

54. Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку. Якутск.: Полиграф, 1993. 24с.

55. Жукова Л. Г. А. Попов и его рукопись «Миссионерство в якутском крае» // Полярная звезда. 1997, №5. С.86-90.

56. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.:Мысль,1978.288с.

57. Замятин Д.Н. Моделирование геополитических ситуаций.

58. На примере Центральной Азии во второй половине XIX века//Полис. 1998. №2.С.64-76.

59. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Уч. пособие 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 1996. 317 с.

60. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения якутов. ХУПвек. Якутск.: Кн. изд-во,1966. С.423.

61. Иванов В.Н. Якутская интеллигенция в начале XX в. и С.А. Новгородов // Пересечение исторических судеб: народы, люди. Якутск.: Полиграфист, 1995.С. 79-95.

62. Иванов В.Н. Русские ученые о народах Северо-Востока Азии. (ХУ11-нач. XX в.)Якутск.: Кн. изд-во, 1978. 320с.

63. Иванов В.Ф. Письменные источники по истории Якутии ХУ11 века. Новосибирск.: Наука, 1979.240 с.

64. История философии и вопросы культуры. Сб. статей. М.: Наука, 1975. 320с

65. Казарян П.Л. Генезис политической ссылки в России. (Конец ХУ начало XIX в.) Владивосток.: ЯГУ,1999. 48с.

66. Казарян П.Л. Якутия в системе политической ссылки России 1826-1917гг. Якутск.: Сахаполиграфист, 1998. 496с.

67. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос, 1998.520с.

68. Кириллов А.Д. Региональные особенности становления российской государственности. На примере областей республик Большого Урала// Полис.1998. №2.С.104-107.

69. Климов А.Э. Якутск на рубеже веков: Учебное пособие. Якутск.: ЯГУ, 100с.

70. Клиорина И. Возвращение Никифорова // Илин. 1991. №:2. С.7-8.

71. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды.

72. Публикации 1928-1929 гг.). Якутск.: Север-Юг, 1992.317с.

73. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т.1. в 2-х книгах. Якутск.: Кн. изд-во, 1992. 415с.

74. Ковлеков С.И. В.В. Никифоров и съезд якутов 1912 года. Якутск.: Полиграфист, 1996.86 с.

75. Козлов Н.С. Революционно-демократическая и философская мысль на Украине в конце Х1Х-начале XX. М.:МГУ, 1966.58 с.

76. Козлов Н.С. Лев Толстой как мыслитель и гуманист. М.: МГУ,1985.136 с.

77. Козинг А. Нации в истории и современности // Перевод с немецкого. М.:Прогресс,1978. 291 с.

78. Кожевников H.H. Концепция относительных равновесий в природе. Якутск.: Полиграфист, 1995. 87 с.

79. Коллигвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. 417 с.

80. Конституция Российской Федерации. М.: Акалис,1996. 48 с.

81. Иванова Т.С. Конституционное развитие Республики Саха (Якутия) (1924-1994 гг.)// Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее (Материалы респ. научн-практ. конф.) Якутск.: Полиграфиздат, 1999. С. 51-60.

82. Кузьмина Е.Е., Матюнина Е.В. Почему начался культурологический бум в России? //Соц-полит. журнал. 1998.№:3. С.229-242.

83. Кузнецов В.И. Что такое глобализация? // МЭ и МО. 1998.№:2.С.12-21.

84. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск.: Кн. изд-во.1979.483с.

85. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск.: Кн. изд-во, 1992. 80с.

86. Кулаковский А.Е. Наступление лета. Избранные сочинения. М.: Современник, 1986.384 с.

87. Ларионов Е.М. Проблемы федерализма и укрепление государственности Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее. (Материалы респ. научн-практ. конф.) Якутск.: Полиграфиздат, 1999.С.83-85.

88. Левин И. Б. Гражданское общество и Россия // Октябрь. 1997, №:5, С.149-163.

89. Луковцев B.C. К вопросу о дальнейшем развитии народностей Севера СССР // Научный коммунизм. 1990. № 1. С.39-44.

90. Малинин В.А. Философия революционного народничества М.:Наука, 1972.340 с.

91. Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск.: Бичик, 1994.272 с.

92. Макаров Д.С. Народная мудрость: знания и представления. Якутск.: Кн. изд-во, 1983. 120 с.

93. Макаров Д. С. Максим Аммосов Якутск.: Книга, 1992.110 с.

94. Макаров Г.Г. Северо-Восток России (Якутия, Охотское побережье и Чукотка) в 1921-1922гг. Якутск.: Бичик, 1996. 336 с.

95. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Установление Советской власти: Часть вторая. Якутск.: Кн. изд-во, 1980.248 с.

96. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии: Якутия накануне и в период Февральской революции. Часть первая. Якутск.: Кн. изд-во, 1979.280 с.

97. Макаров И.Г. Из истории общественно-политической мысли на Северо-Востоке России (70-е годы XIX в.-1917г). Якутск.: Полиграфист,1994.156 с.

98. Макаров Д.С. Максим Аммосов. Очерк жизни и деятельности. Якутск.: Книга, 1992. 112с.

99. Макаров Д.С. Егор Молотков и его философия. Якутск.: Бичик, 1993.80с.

100. Мамедов Ш.Ф. Мирза Фатали Ахундов. М.: Мысль, 1978. 166с.

101. Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. М.: МГУ, 1965. 128с.

102. Махаров Е.М. Поиски объединяющих идей// Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее (Материалы научн-практ. конф.) Якутск.: Полиграфиздат, 1999.С.95-99.

103. Махаров Е.М. Философия человека. Якутск.: Полиграфист,1994. 75с.

104. Махаров Е.М. Государственность и законы истории// Республика Саха(Якутия) на рубеже ХХ-ХХ1 веков :укрепление государственности. Новосибирск.: Наука, 1997.С.83-90.

105. Мельвиль А.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам//Полис. 1998.№: 2. С.6-38.

106. Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России: Избранное. М.: Наука, 1996. 448с

107. Михайлов В.Д. Философия согласия. М.: Гуманитарий,1995. 221с.

108. Михайлов В.Д. Конституция Республики Саха (Якутия) как

109. Фактор гражданского согласия// Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее (Материалы респ. научн-практ. конф.) Якутск.: Полиграфиздат, 1999. С.68-74.

110. Михайлова М.Г. Якутск в русской литературе XIX века // Литературные традиции эпохи и преломление их в Якутии (Сборник научных трудов). Якутск.: ЯГУ, 1995. С.50-67.

111. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья.(1800-1861) Казань.: Каз. ун-т, 1972.227с.

112. Михайлова Т.М. Труд как историко-философская проблема. M.:Academia, 1998. 96с.

113. Миронов Д.Н. Конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации. Новосибирск.: Наука, 1996. 222с.

114. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высшая школа, 1997. 448 с.

115. Моряков. В.И. Русское просветительство второй половины ХУ111 века. (Из истории общественно-политической мысли России). М.: МГУ, 1994. 216с.

116. Никандров Н.Д. Проблемы взаимосвязи образования, экономики, социальной политики и культуры в современной России//соц-полит.журнал.1997.№:2.С. 149-160.

117. Николаев М.Е. Арктика: боль и надежда России. М.: «XX век», 1994.144 с.

118. Новгородов С.А. Во имя просвещения родного народа. Сочинения, переписка, материалы. Якутск.: Кн. изд-во, 1991.232 с.

119. Новиков А.Г. О менталитете саха. Якутск.: Полиграфист,1996. 147 с.

120. Новиков А.Г. Представления о происхождении Вселенной в якутской мифологии и эпосе олонхо // Илин.1991.№.3. С.29-31.

121. Оглезнева Т.И. Товарно-денежные отношения в Якутии, (по работам Г.П.Башарина) // Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории Якутии/(Мат. науч. конф.) Якутск.: ЯГУ, 1993.С.40-44.

122. Окладников А.П. Открытие Сибири. М.: Молодая гвардия, 1981.223 с.

123. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Перму ЗвездаД999. 408с.

124. Очерки советской историографии Якутии. Якутск.: Кн. изд-во, 1976. 264 с.

125. Охлопков В. Е. История политической ссылки в Якутии. Якутск.: Кн. изд-во. 1982. 242 с.

126. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982. 301с.

127. Павлов А.Т. Исследование философии русских революционных демократов в СССР. М.: МГУ, 1989.174 с.

128. Панарин A.C. Введение в философию истории// История (ПС). 1999. 24 июня.

129. Панарин С.А. Философия политики. М.: Новая школа, 1996.424 с.

130. Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России (К обсуждению гипотезы)// Полис. 1998. №2. С.39-51.

131. Парникова A.C. Расселение якутов в ХУ11-Х1Х вв.//

132. Из истории Якутии ХУ11-Х1Хвв // Сб. статей. Якутск.: Кн. изд-воД 965. С.76-112.

133. Пинигин В.В. Любящий Вас Лев Толстой. (Очерк о жизни и деятельности П.Н. Сокольникова). Якутск.: Кн. Изд-во, 1978. 184 с.

134. Петров Ю.Д. Малочисленные народы Севера: государственная политика и региональная практика. M.:Academia, 1998. 192с.

135. Петров П.П. Органы управления городами на Северо-Востоке Азии (вторая половина Х1Х-начала XX вв) // Тез. докл.П конф. молодых обществоведов. Якутск, 1985. С.57-58.

136. Попов Б.Н. О красоте человеческих отношений. Якутск.: Кн. изд-во, 1983. 96 с.

137. Попов Б.Н. Этика. Курс лекций. М.: Academia, 1997.192 с.

138. Попов Г.А. Миссионерство в Якутском крае // Илин. 1998. №1. С.41-47.

139. Попов Г.А. Якуты у русских царей // Илин. 1991. №.2. С.20-23.

140. Попов Н. О поездке Никифорова на Госэкономсовещание в Омск и встрече его с Колчаком // Илин. 1991. №.2.С.9.

141. Проблемы социально-политической и общественно-политической истории Якутии. (Материалы научной конференции посвящ. 80-летию Г.П. Башарина). Якутск.: ЯГУ,1993.168 с.

142. Программа младо-якутской национальной советской социалистической партии середняцко-бедняцкого крестьянства федералистов// Илин. 1991. №.2. С.30-33.

143. Проскурин С.А., Мединский В.Р. Международнаябезопасность и постиндустриальное общество // Соц-полит. журнал. 1998. №:3. С. 17-31.

144. Родионов Т.П. Институт президенства в условиях обновления российской государственности // Республика Саха(Якутия) на рубеже ХХ-ХХ1 веков: укрепление государственности. Новосибирск.: Наука, 1997.С.42-46.

145. Розин В.М. Объективная необходимость реформирования российского образования // Соц-полит. журнал. 1997.№:3. С.145-12.

146. Саввинов A.C. Системные исследования объектов различной природы. М.: Наука, 1997.199 с.

147. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.Политиздат, 1991. 366 с.

148. Самсонов Н.Г. Русский язык в Якутии. Якутск.: Кн. изд-во, 1982. 184 с.

149. Сатыбекова С.Х. Чокан Валиханов и проблемы культуры. //Философ, науки.1985. №6. С.92-100.147148149150151152153154155,156.157.158.159.160.

150. Сафронов Ф.Г. Русские промыслы и торги на северо-востоке Азии в ХУ11-середине XIX в.М.:Наука, 1980.142 с. Сафронов Ф.Г. Ссылка в Восточную Сибирь в ХУ11 веке. Якутск.: Кн. изд-во, 96 с.

151. Сафронов Ф.Г. Якуты. Мирское управление в ХУ11-нач.

152. XX века. Якутск.: Кн. изд-во, 127с.

153. Сафронов Ф.Г. Ссылка в восточную Сибирь в XVII веке

154. Якутск.: Кн. изд-во, 1967. 97 с.

155. Сборник научных трудов. Серия: гуманитарныенауки. Якутск.: ЯГУ, 1994. 118с.

156. Сегизбаев O.A. Мировоззрение Ч. Валиханова. Алма-Ата.: Казгосиздат,1989. 56с.

157. Сидоров Е.С. Шаман: человек, религия: Учебное пособие. Якутск.: ЯГУ, 1994.39 с.

158. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. 1996. №10. С. 3-14.

159. Тузов Н.В. Философия теории Единой идеи. М.: Мысль, 1994. 252 с.

160. Тузмухамедов P.A. Национальный суверенитет. М.: ИМО,1963.215с.

161. Н.Г. Чернышевский и его наследие (Сборник). М.: Наука, 1980.367 с.

162. Урсул А.Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию // Соц-полит. журнал. 1997. №2. С.27-45.

163. Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири (ХУ11-началоХ1Х в.). Якутск.: Кн. изд-во,1978. 207 с.

164. Федоров М.М. О некоторых проблемах устройства Якутской государственности // Государственность Республики Саха (Якутия): история, современность, будущее (Матер, респ. науч-прак. конф.). Якутск.: Полиграфиздат, 1999.С.38-42.

165. Щипанов И.Я. Философия и социология русского народничества.: МГУ, 1983.280 с.

166. Шевцов B.C. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии).М.:Юрид.лит., 1978.322с.

167. Шишигин Е.С. Христианизация народов Якутии: Автореф. дис. канд. истор. наук. Якутск, 1975.

168. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины Х1Х-начала XXв. Нальчик.: Эльбрус, 1983. 244 с.

169. Хенкин С. Гражданское общество в постсоветском интерьере // МЭ и МО.1998. №2.С.147-150.

170. Чернышов А.Г. Политическое самоопределение регионов: типы и тенденции // Полис. 1998. №2.С.93-95.

171. Яковлев B.C. Роль передовой русской интеллигенции в развитии просвещения и культуры якутского народа /дореволюционный период/: Автореф. дис. канд. пед. наук.1. Казань, 1981.

172. Ярославский Е.М.О Якутии /Труды дореволюционного периода/Якутск.: Кн. изд-во, 1979.130 с.

173. Якутия в ХУ11 веке. Очерки. Якутск.: кн.изд-во,1953.438с.

174. Якутская областная партийная организация КПСС в цифрах 1919-1980.Якутск.: Кн. изд-во, 1981.160 с.