автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Просветительство как течение общественно-философской мысли уйгуров

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Калпетходжаева, Сайяра Каджимухаметовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Бишкек
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Просветительство как течение общественно-философской мысли уйгуров'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Просветительство как течение общественно-философской мысли уйгуров"

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи

Калпетходжаева Сайяра Каджимухаметовна

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО КАК ТЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ УЙГУРОВ

Специальность: 09. 00. 03. - История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Бишкек -1995

Работа выполнена б отделе истории философии Института философии-и права КАР Кыргызской Республики

Научный руководитель - НАРКНБАЕБ А.Е. доктэр философски: наук, профессор, член-корреспондент КАЕ Кыргызской Республики, Заслуженный деятель науки Кыргызской Республик;;,

■ СЗИ1ШШЕ ОППОНЕНТН:

ЕКРАБАЕБ К.С. . - доктор философских наук, профессор

(г. Алкать:);

КОЗУБАЕЕ G.E. - -кандидат философских н;-.ук, дсцен--

(г.Еискек).

Ведущая организация: Кыргызский технически?, укгл-ерсите!, кафедра философии у. гуманитарных науи.

Защита состоится 22 декабря 1935 года е 13,00 час. на заседании Специализированного совета Д.С9.Э4.33 пс защите докторски:, (кандидатских) диссертаций по философским наукам при Институте философии и права НАЛ Кыргызской Республики по адресу: 720G71, г.Бишкек, проспект Чуй,. 265а.

С диссертацией можно ознакомиться б Центральной научной ■ библиотеке.HAH Кыргызской Республики (г.Бишкек, проспект Чуй, 255а, ЦНБ).

Автореферат разослан " / . . А./ . ■ 1995 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат .философских а ' наук ¡J,

A.A. Асанбаев

ОЩЯ ХАРАКТЕР!!СТОКА РАБОТУ

А^ТУ-^ьиость темк исследования.

Ъ псс-чеднил- д-ьсятилетия зачетно возрос як-, ере;, прояьляемк? учешсгх г ¿глософг*»:, к проблемам национальных культур, их социально-экономическому , политической к духовному развитию. Очевидно 'по без глубокого изучения.и осмысления диалектики взаимосвязи ссг.бсиного (национальная культура) и общего (мировой аивилпзаци-оннь.'Г: процесс) невозможно создавать адекватную реальности позна-нктальнс-ценностнуэ еисзгцу категориально-понятийных эписистем. Закономерен и логичен поиск онтологических, ментальных оснований отдельных культур,имманентных принципов саморазвития социумов. Знание оснований с необходимостью позволит не только сохранить ?=;:«ость культур с функциональной, практически деятельностной сторон.-', ко у прогностически определить масвтзб открывающихся зоЪ-

для социального, экономического, политического и духовного разг-нгмя, органично и самобытно влиться в мировой цивилиза-ци.оннкй процесс.

Б рамках этих задач и в русле изменений, пронизывающих все общество в целок, встает настоятельная необходимость заново обратиться к духовные истокам культурной памяти отдельных народов. Приближение к истории хаадого народа (т.е. принять ее как свою -диалектикологический характер любой культуры) позволяет получит» ответы на вопросы об истоках и смысле истории, о целях и идеалах, о перспективах к путях к ним, которые необходимо нам избрать. Более того создать культурно-смысловое пространство для быти-Л- ■ ствекно-значимых форм деятельности. Отсюда не случайно, что как ученке-обществоведы,так и философа нашей республики вносят несомый вклад в исследование духовных процессов, происходящих б обществе. Свои творческие усилия они направляют как на отдельные исторические, соцкокультурнь'е феномены (язык, этноменталктет, социальные структуры и отношения и т.д.), так к на'целостные образования,

Изучение мировой, в частности, центральноазиатской культуры происходит на основе теоретического освоения и решения проблем, связанных со всеми прогрессивными демократическими и реа-

диетическими традициями 2 общеетвенно-политическом, философском и худоаествекнсм наследии различных народов. Их осмысление представляет большое теоретическое и практическое значение для дальнейшего прогрессивного развития.культуры.

Не я:ляетс? 7-хлючением в этом плане научный интерес к проблемам такого еоци- ультурного феномена как уйгурское; просветитель ство. Зилософско-концептуальный анализ уйгурского просветительства обусловлен необходимостью выявления закономерностей генезиса, становления и развития всеобщих парадигм бытия в их конкретно-исторических формах, выявлению тех конструктивных элементов культуры, которые выступают детерминантами взаимосвязи культуры как целого.

Просветительство, являясь закономерным этапом культурно-исторического процесса как на Западе, так и на Востоке, еще.раз подтверждает принцип единства' и разнообразия форм культурно-исто' ричесного развития мирового сообщества ладей. Поэтому изучение просветительства служит дальнейшему утверждению Есе более актуальной идее единства мирового общественно-исторического процесса Богатейшее наследие просветителей Востока, в частности, Централь ной Азии, обязывает нас развивать их прогрессивные традиции как в плаке дальнейшего объективного изучения и освоения духовного наследия народов Востока, так и в аспекте разработки актуальных проблем истории общественно-философской мысли. В частности, фидо ссфская рефлексия и глубокое знание закономерностей формирования просветительства (сыгравзего в свое время в Центральной Азии ваг ную роль в подготовке почвы для - восприятия демократических идей и направившее.просветительство в иное русло, чем в других странах, 'развиващихся по другим социально-политическим моделям) .наряду с другими факторами определило своеобразие этого процесса, и в настоящее время может эффективно способствовать адекватному осмыслению современной духовной культуры народов этого региона.

Степень разработанности проблемы.

В трудах ученых-современников исследовались различные асаег ты просветительства, в частности: социально-экономические, общее венно-политические, философские, этические, педагогические, ли-тературно-худоаественные и другие. В тесной .связи с ними разрабг тывались такие важные проблемы, как история возникновения и становления, распространения просветительской идеологии, основные черты и социальная природа просветительства центральноаэиатскоп региона. 4

Омцая теиа изучения истории общественно-философской шелк тюркских народов второй половины XIX и первой половины XX бе. к просветительская идеология изучается активно на протяжении ряда последних лет. Следует отметить труды, посвященные татарскому просветительству - Абдуллина Я.Г. , общему туркестанскому - Вахи-доеэ X. , узбекскому - Ыамедова Мавляновой Л.А.®, казахско-

му - Двунтеева P.E., Сегизбаева О.А.^, азербайджанское - Исаева Н.Ы., ""рагиноЕой P.A.® и другие.

Просветительская идеология кыргызского народа также стала предметом серьезного изучения. Алтмышбаевьм A.A. и Аманалиевым Е.А.^ были написаны научные труды, посвященные изучению истории кыргызской общественно-философской мысли периода, когда просветительское течение захватило среднеазиатский регион и конкретно-Кыргызстан.

" Абдуллик Я.Г. Татарская просветительская мысль.(Социальная природа и основные проблемы). - Казань. Татарское книжное издательство, 1975.

2

Вахидов X. Просветительская идеология в Туркестане. - Ташкент. -Узбекистан, хЭ79.

"5

" Мамедов ИЛ1., Мавлянова Л.А. К вопросу формирования просветительства в Узбекистане / Актуальные проблемы истории философии народов СССР. - М., 1973; Мавлянова Л.А. Формирование просветительской мысли в Узбекистане и коитика ее. • урасуазных фальсификаторов. - М., I9SI.

** Джуншеев P.E. Особенности формирования к развития казахского просвещения (в.орая половина XlX-начало XX вв.). Диссертация на соискание ученой с тепени кандидата философских наук. - Алма-Ата, 1935; Сегизбаев O.A. Закономерности и особенности -казахского просвещения // Вопросы философии, 1480. - Ii-8.

® Исаев Н.М. Философско-мировоззренческие идеи азербайджанского . просвещения. - Баку, 1980; Ибрагимова P.A. Социально-политические идеи азербайджанского просветительства. Диссертация на^со-искание ученой стелен.-: кандидата философских наук. - Баку, 1984.

° Алтмышбаев A.A. Очерк истории развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии. - Фрунзе.-Илим, 1985; Он же. Октябрь и развитие общественного сознания киогизского напода. - Фрунзе. - Илии, 1980; Аманалиев Б. Социально-политические и философские идеи Токтогула и Тоголока кол-до (дооктябрьский период). - Фрунзе. Киргизское государственное издательство, 1963; Он же. Из истории философской мысли киргизского народа. - ёрунзе. - Идим, 19оЗ.

Изучением общественно-философской мысли уйгуров второй половины XIX и первой половины XX вв. занимаются ученые Скньцзяна КНР и стран СНГ. Творчество видных мыслителей изучается отдельными учеными-уЯгуроведами^, но их исследования в оснобном носят исторический илу. ;"""лратуроведческий характер.

Первыми научны?.;:-, исследованиями,посвященными историк духовней культуры уйгурского народа являются работы Нарынбаева А.И.^,б которых автор анализирует философское наследие уйгурских мыслителей начиная с древности и до второй половины XX века.

Однако, на сегодняшний день нет исследований, посвященных просветительству как течению общественно-философской мысли уйгуров. Работы, затрагивающие уйгурское просвещение*^, рассматривают зго лишь как культурное строительство или же дают исторический и статистический обзор. Отсюда, назрела настоятельная необходимость в комплексном, концептуально-философском исследовании данного сложного и многогранного явления, что и обусловливает содержание и направление диссертационной работы.

Методологической основой диссертации являются принципы диалектического развития, принцип целостности объекта исследования и его системно-структурной основы. Особое внимание было уделено соблюдению принципов историзма и социокультурного детерминизма. Так, ■узловые проблемы исследуемой теш рассмотрены в историкологичес-ком плане, начиная от Просвещения как феномена общечеловеческой

Хивир Тимур. Абдукадир Дам^лла (Исторический очерк) (на уйг. яз.). - Урумчи. - Булак,-1581. - % I; Хаджи Ахмат. Жемчужины моря (на уиг.яз.). - Урумчи, 1985; Аолиз Умар, Мухаммат Имин йурбани. Звезда просвещения (на уйг.яз.). - Кашгар. Кашгар эдз~ бияти, 1937. - И 5; Мухаммат Имин Бугра. История Восточного Туркестана (на уйг.яз.). - Анкара, 1937 и др.

^ Нарынбаев А.И. Прогрессивная общественно-философская мысль уйгуров второй половины XIX в. - Фрунзе. - Илим, 1988; Он же. Из истории общественной мысли древних и средневековых уйгуров. -Бишкек. - Или.;,' 1994; Он же. Уйгурские мыслители. - Бишкек. -Главная редакция кыргызской энциклопедии, 1995.

Абдулла Талип. Очерки об уйгурском просвещении (на уйг.яз.). Часть I. - Урумчи, 1987; *Машьаль" РЕакел").100 лет открытия профессиональной школы е Кашгаре (1885-1965 \ Сборник статей . (на уйг.яз.). - Кащгар, 1985.

культуры к обладающему богатством понятия Просвещения конкретного общества на определенном этапе своего социокультурного развития .

Кроме того, автор опирался на достигнутый уровень методологии в современной философской и специальной литературе. Со своей стороны:, метода исследования были обусловлены предметом научного анализа содержанием диссертации и ее внутренней логической структурой .

Объектом исследования является процесс развития просветительских идей и художественной тактики.уйгурского общества во второй половине XIX и первой полоЕине XX рч. в творчестве уйгурских мыслителей.

Предметом настоящей работы служат: закономерности генезиса и становления уйгурского просветительства как социокультурного феномена; философско-методологический анализ его этнополитичес-ких модусов в этических и эстетических реакциях.

Цель и основные задачи исследования.

Отсутствие специальных работ, посвященных просветительству как течению общественно-философской мысли уйгурского народа, недостаточная изученность данной темы в целом явились главными обстоятельствами, повлиявсими на выбор темы исследования. Целью диссертации является теоретическое осмысление просветительства уйгуров как культурно-исторического феномена, особенностей его формирования и р^вития в Синьцзяне.

В соответствии с этим для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- определение места и роли просветительской идеологии в общественно-политической и культурной жизни в Синьцзяне ео второй половине XIX и первой половине XX вв.;

- определение идейных истокоз и общемировоззренческих принципов мкслителелй-просветителей;

- на основе анализа пергэисточников рассмотрение важнейших принципов и категорий их идеологии;

- показ гуманистической направленности просветительства, значения данного культурно-исторического феномена для развития новых общественно-политических отношений в регионе;

- обоснование актуальности и значимости просветительской идеологии для становления и развития новых демократических отношений и формирования уйгурской интеллигенции.

Научная новизна работы состоит:

• а) в философском, концептуальном анализе уйгурского просветительства как целостного социокультурного явления, его места и роли в истории народов Центральной Азии;

б) в попытке теоретического анализа онтологических и гносеологических. аспектов мировоззрения уйгурских мыслителей через призму компаративности с другими социокультурными константами;

в) в дискурсивном исследовании принципов и понятий в этикб-эстетическом отражении просветительства и выявлении диалектики индивидуализации через отдельное.

Основные положения, выносимые на защиту заключаются в том,

что:

- уйгурское "просветительство является неотъемлемой частью единого мирового исторического и социокультурного процесса;

- глубоким духовным источником уйгурского просветительства конца XIX и начала XX веков является стремление народа к обретению своей собственной судьбы, рассматриваемой как .часть целостной истории народов Центральной Азии;

- онтологические и гносеологические основания мировоззрения уйгурских просветителей лежат в гуманистическом понимании истории, мифопозтичееком мироо .ущбнии и мировосприятии, гармоничном сосуществовании человека и природы;

- -.критика уйгурскими просветителями основ старого феодального общества, пропаганда идей нового буржуазного общества (конец XIX века) определили сущностное содержание этических категорий равенства, свободы, справедливости и т.д.;

- духовная культура народов Средней Азии и Восточного Туркестана названного периода формируется на основе европейских идей демократизма и просвещения.

Теоретическое значение разработки темы заключается в том, что результаты работы содействуют углублению и расширению знания об этапах развития мировой общественно-философской мысли. В частности, материалы исследования еносяг свой вклад в рас-

о

смотрение фундаментальных проблем социальной философии, философии историк. Еольсое значение имеет конкретизация этико-зстетк-чееких категорий (добро и зло, прекрасное, возвышенное и безобразное и др.), что сопряжена с проблемой единства и многообразия культур Запада Востока, их взаимовлиянием и взакмосбсгащения кисы актуальность которой обусловлена нынешним этапом формирования, мирового культурного пространства.

практическая значимость работы.

Результаты исследования могут быть полезны для освещения истории общественно-философской мысли народов Востока в курсе философии, а также политологии. Рассмотрение уйгурского просветительства как социокультурного феномена позволяет использовать материалы работ б курсах культурологии, истории Кыргызстана, истории уйгурского народа, в литературоведческих спецкурсах и в лекционно-пропагандистской работе. Кроме того, практическая значимость диссертации обусловлена и потребностями духовного и общественного развития Кыргызстана.

Апробация работы.

Результаты исследований автора были отражены в докладах: на Республиканской научно-практической конференции КСХИ (Бишкек,'

1994); на Международной научно-практической конференции, посвященной 5С-летио Восточно-Туркестанской Республики (Алматы,1994); на Международной*тюркологической конференции, посЕященнсй 1000-летию эпоса "Ианас" (Каракол, 1995), а также в сообщениях на заседании отдела истории философии и кафедры философии Института философии и права НАН Кыргызской Республики (Бишкек, 1993, 1994|

1995).

• Структура работы."

Содержание диссертации состоит из Введения, двух глаБ, Заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ'

Во Введении обосновывается актуальнссть теш исследования, степень ее разработанности, определяется объект и предмет исследования, формулируются основные задачи и цели, научная новизна, обозначается практическая и теоретическая значимость.

В первой главе "Просветительство как культурно-исторический феномен" развернуты основные идеи просветительского движения в Европе и Азии, сделана попытка сравнительного социокультурного анализа просветительства как явления и этапа в развитии человеческой культуры й его национально-исторических формах (уйгурское просветительство).

Б первом параграфе "Пространственно-временная сущность просветительства" раскрывается онтологическая характеристика Просвещения. Под просветительством понимается определенный этап развития мировой культуры и анализ такого социокультурного феномена .предполагает преяде всего выявление его пространственно-временно;; природы, которая является онтологической основой явления, эссен-циально-креативной стороной сущего, представляющее данное сущее •в его бытийствовании.

Исторически зарождение просветительского движения общественной мысли относится но второй половине ХУШ в. и оно наибольший размах получило во Франции, а затем и б Англии. Б социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идео-.":гическ7ю подготовку Французской революции. Французские просветители подняли престиж философии на абсолютную Еысоту, при этом утвердив взгляд на. философский разум как на высшую субстанцию в решении всех вопросов,волнующих человечество. С позиций разработанной новой философии они произвели.глобальное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной аизни ладей. Свободомыслие (в самом, широком значении этого слова) приобрело у просветителей поистине революционный размах и остроту.

.Со второй половины XIX в. в Центральной Азии бурно развивается просветительская идеология. Отсталый регион, колонизированной более сильными державами, как бы просыпается от средневекового "тяжелого сна" и вслед за метрополиями начинает трудную борьбу против отсталости к невежества. Эта борьба была подготовлена общественно-политической и экономической обстановкой а регионе, которые определяются как предпосылки возникновения данного течения.

""оедпосклкаки развития просветительства являлись: во-первых. национально-освободительная борьба центральноазиатских народов ;против колонизаторов; ¡зс-зторых, антифеодальное движение, оправленное аротив местных крепостнических отношений; в-третьих.

рас а'.тлс буржуазны;: тсндепци" к ревоякжонно-освободитеаьного

движения против монархии, которое с начала XX века привело к уси-леш:ц н регионе дс?*0"рат1!Ч0ских воззрений.

Б о гторо!' пера.-кзфд "Кировоэзренческо-идеологические исток.!', а арйдаосыскй улгурег.ого просветительства показывается синкретизм просьститеяьсксй кысли, ее мировоззренческие принципы и основные

понятна,

^ ловкая культура народов Центральной Азии и Восточного Туркестана очень Сна возникала на стыке китайской, индийской к арабской цивилизаций, несла в себе тгкхе элементы монгольской культуры целому псдггзр;.ц?2и:а кзвесгйкй тезис о единстве мирового процесса разркткл культуры. Особый колорит в развитие культур народов этого региона внесла татарская просветительская мысль, которая принесла идеи русского и западно-европейского образов зхгни и общественно-политических взглядов в гизнь тюркских наро- .

дое.

Применительно к рассматриваемой теме необходимо учитывать особенности проявления просветительских идей в культурах, генетически связанных с уйгурсксй культурой. К ним относятся: арабское просветительство, связанное 1000-летним господством ислама у уйгуров; турецкое просветительство, объединенное с уйгурским еце и языковым пространством; китайское просветительство и вся идеология Китая периода с конца Х1Х-начала XX вв., в лоне которых и формируете: уйгурское просветительство, чаще всего отталкиваясь от них.

Что касается китайской просветительской мысли, то через идею модернизаций общеетвенных отношений она проходит и сохраняет. в себе силу восточного традиционализма, выражавшегося не в преобразовании, а сохранении традиции, через которые проводились все осуществляемые реформы: нейтрализация предрассудков против нового, направление сознания людей к идее прогресса йягко и без перепадов. Однако, эти идеи соответствуют раннему китайскому просветительству. В дальнейшем, с приходом к власти гоминьдана, захватившего власть"после падения императорской семьи, приобретает направленность демократическую, парламентскую, которую» в свою очередь сменяет революционность и коммунистическая идеология.

В области социальной философии идейная борьба велась в основном вокруг вопросов национального освобождения, ликвидации социально-экономической отсталости, вследствие чего философские учения имели прямой выход в политическую практику и теоретическому обоснование программ социального переустройства общества.

На фоне бурной .-.дзслсгической и философской борьбы в своей политической метрополии (т.е. в Китае) - возникает своеобразное течение общественно-философской мысли Синьцзяна - просветительство. Хотя просветительские идеи уйгурских прогрессивных поэтов были ввдЕинуты еще ео второй половине XIX в.

Если говорить об особенностях уйгурского просвещения, тс стержневой основой является его национально-освободительный характер. Основные тенденции идеологии, выражаемые всеми его представителями так или иначе строятся на достижении независимости, самоопределения народа, в попытке обретения государственности и суверенитета. Именно а рамках селения этого вопроса разЕертыЕа-=тся весь аспект проблем уйгурского просвещения. Если в странах сяпадной Европы Просвещение разворачивалось в масштабе наличных государственных образований и решало задачи в рамках культурного зударст в екной целостности, то Просвещению на Востоке и,превде всего уйгуре5-ему, предстояло добиться этой целостности.

Исходя из концептуального понимания культурно-исторического процесса, к числу таких исторических обстоятельств, определивших особенности становления и раавития уйгурского просветительства следует отнести наличие определенной формы общественных и экономических отношений в Сивы-зяне.'Просвещение является идеологией периода зарождения и становления капиталистических социально-экономических отношений. Отсюда , его сущность проявляется в антифеодальной, буржуазной направленности форм национально-освободительной борьбы.

Исследуя мировоззренческие основы просветительской идеологии, следует выделить осноеной стержневой пункт (закономерность), через который идут главные направления и основные тенденции просветительской мысли - это установка на рациональное умопостижение сущего. Вследствии этого неизбежно выступает требование рационалистического переустройства мира, всех его форм. Прежде всего -рационализму должны быть подвергнуты общественно-государственные институты, общественные структуры и отношения. Поэтому далеко не случайно, что рационализм стал исходным положением уйгур-

12

ского просвещения. Следовательно, религиозным доктринам противопоставляется человеческий разум и Еера в безграничную силу познания при подходе к различным проблемам жизни социума. К этому относится и требование здрайого человеческого рассудка и неоспоримых данных науки. По принципам рационализма любое учение или предполагаемое пояснение должно быть аргументировано тем, что не противоречит разуму и проверенным данкыл.

Онтологическое основание бытия человека уйгурские мыслители видели в соотношении бога и природы и тем самым заметно отходили от решения, присущего традиционному ортодоксальному религиозному мировоззрении.

Предметом познания уйгурские мыслители объявляли прирсду и человека. Они интуитивно верили з познаваемость мира человеком, зысказыэая глубокие идеи о различных ступениях познания, о его формах, функциях органоз чувств в процессе познания. Основным источником знаний о мире просветители считали чувственное постижение мира, а следующей же ступенью - рациональную форму знания. Объективность мира у уйгурских просветителей есть прежде всего выражение мироощущения Еостока, где ярко выражена органичная встроенность человека в мироздание, поэтому здесь отсутствует чистая объективность и чистая субъективность (по примеру западной мыслительной традиции) и поэтому философ Востока - это не "слепок" философа Запада. Тем не менее религиозная идеология оказывала огромное влияние на мировоззрение уйгурских просветителей.

Характеризуя уйгурское просвещение следует подчеркнуть слон' ность данного явления, рационалистическую направленность его идеологии, ярко выраженное стремление к достижении такого общественного, культурного и политического образца-идеала, который бы соответствовал духу исторического времени, народным стремлениям к свободе и независимости, полноценному развитию общества и его членов. Поэтому, характерной чертой уйгурского просвещения является стремление к использованию опыта культурного развития других регионов и народов, к усвоению высших достижений человеческой мысли.

ВЪ второй главе "Социокультурные детерминанты уйгурского просветительства" рассматриваются его национально-политические, социально-этические и эстетико-художественные аспекты. Ибо, от идеологической направленности просветительского движения зависит

выбор раз::;:^:.;:: «¿гс^Сг к нг-лраЕлен.:/ ь дел г достг.-.сниг псгсгг общественного строя.

Просгетиггл:; лл ь. разделяются кг. тр:: течеккл. Дглек*:е «ог,-но счпгап усйс-ьниа и нестрог»:;,', так ксг. в принцип? гор точен::." 5кей схо.т.::шс, преследовали zzh:'. и те ку цели с5лс~г.л:: здкнаке-еш нсдостатко:.:::. Однако для зучзего усвоения материала п представлен;«; сбс;е-?. картины уГ:гуре;;сго проеветктельстга, mosho гцде-лить :

а) рбл;;л:сзко-демскрагич5ско5 направление (Абдукедир Да»ул-

ла);

б) рееэлгцкснно-демократическое {Абдухаяхк Уйгур, Ибрахим Турди, Касимжан Камбари);

в) либерально-демократическое Шахеуд Сабкрходжу:, Кухам^ад 11мин Бугра).

Представители всех этих течений по-рагноку интерпретировали проблемы воспитания нового человека, человека будущего, правильно сознавая, что воспитание является составной фермой человеческих отношений.

Необходимо различать просветительскую идеологию по фораам реализации своих программ: гуманистическую, радикально-преобразовательную, религиозно-реформаторскую. Это различив'связано с теми методами воплощения, присущими культурно-общественны.: движениям, которые используются для достижения поставленных задач.

С другой стороны, просветительство является формой вьрахе-кия мировоззренческих, социально-политических концепций и на уровне отдельных представителей общества. Особенно ярко к многогранно это проявляется в литературном творчестве. Просветительская идеология мусульманского Бсегока наиболее интенсивно использовала художественное слово, поскольку наука в качестве особой отрасли человеческого знания (отдельного социального института) находилась в процессе формирования.

В первом параграфе "Национально-политическая основа просветительства" 'раскрывается идеологическое содержанке социально-политических движений и его сущностная природа.

Вагным компонентом общественных отношений является идея дружбы народов, которую просветители воспринимали как нравственную потребность человеческих отношений. Б "единстве-сила"- та-

ков девиз просветителей вне ааеистаости от их политических взглядов, Вполне закономерен вывод, что представителя уЗгурсгой обще-ственно-философсисй и просветительской мысли являлись выразителями чаяний своего народа, впитали в себя весь спектр идей с-бдесг-зенно-шзлитическсй мысли Востока, всегда были в гуще полнтшгесктс событий, происходящих 3 азиатском регионе ХЕХ-ХХ вв. Кроме тоге, их сильное стремление не только к поиску аутентичности цуги развития своего народа, но и понимание ролл той общественной, государственной и культурной целостности, складывающейся 5 результате эазнедеятельностл всех народов, касэяягцих Центрально-Азиатский регион.

Во втором параграфе "Ссщальяс-зтические проблемы просветительства" анализируются зспрссы сущности чеиосека» его прсисхоз-дении, назначении, .-десте э мироздании как один из ochoehsx вопросов в истории сбцестЕеннс-филоссфскск мысли.

Анализируя морально-этичееаие основы ззажеотнсаенк»! лицей, уйгурские просветители страдают общечеловеческие моральные норук» ценности, принципы, идеалы, выработанные несколькими поколениями а течение истории (преемственность), в борьбе против жестоко! .хизни, несправедливостей за зкзиванне. Понятие свободы яблялось для мыслителей "краеугольным науке;/1 не только в прантачески-лолитической деятельности, но я стергяевык принципом, лезадвед в основе мироотноаения. Отсзда, свобода является имманентно присудим качеством субьекта, его сущностной силой. Свободное состояние человека, таким образом,отвечает его природе, ^человеческому в человеке", делает его тем, что сн есть. СтсутстЕие свободы есть ничто иное как отпадание чеиовека ст своей сущксстл, состояние ллинности его бцтяя. Пот-зяццальнсеть свободы, галогенная з ..тлогеке долана ств гь его действительным бктлем, уйгуренке мыслители прекрасно понимали, что. решен е проблемы свободы зцдйей-*уума в большой степени oasaez? от социального, именно-через -обояное состояние общества. ссыиума леяит путь к свободе личности. ÜC3TOM7 так чутко они реагировали на реБОЯвцасшше идеи - настроения сЕсег-5 грзменя.

Принцип 'раг^много эг-жз^а", рассматриваемый просветитель-' ••тэсм. включен з принсап пс-дчгненйя человеческих потребностей -;?';Ояеам . Г.тавчиг услсзиеа достааенаа гарнскик и разутл-

ногти ¿у-.у^тч сюбсдког ссстолипо кцдкЕкдуума. В условиях Феодальной ил.: колониальной зависимости этот принцип должен осуществляться через постижение естественного природного состояния индивидуума - свободу.

Не инеа22 уйгурских просветителе?., кастсяций человек деятелен, он должен подавллть 5 себе материальное желания во ккп осуществления высоких нравственных идеалов, отдавал гтой цели (если понадобится), даге собственную еизнь. Лишь немногие доказывали, что нельзя отрывать нравственность от материальной осно-еы и если оторвать дух от катерки, человек не смояет понять подлинной гизж:, объективных условий существования. Поэтому, Просветители провозгласили ноЕув этику - этику действия. Поставив этические принципы е плоскость действительной жизни, он;;-тек самым выразили острое.стремление к осуществлению идей-образцов, к еи-всцу воплощению кор« морали, ысено сказать овеществлению, реализации нравственности, т.е. переводя идеи из духовной сферы в сферу практического стнооения к действительности. Здесь остро чувствуется аналогичный подход Канта, вцраненный им в максиме практического разуна.

Следует заметить, .что все без исключения поэты-мыслители, общественные деятели уйгурского просвещения придерживались гуманистической направленности, все сес помыслы и чувства направляя на человека, его отнесений с лвдыж, пытались всей своей творческой деятельностью помочь субъекту реализовать свои созидатель» ные способности, организовать езою еизнь на нравственных принципах человеколюбия х справедливости.

В парагоаза третьем "Зстеткко-худохестЕенньй аспект просветительства" дается сироюхй анализ художественного, эстетического отражения бытия поэтами-мыслителями, анализируются ключевые эстетические категории к раскрывается понятия - образы. Представления поэтов-мыслителей об эстетических ценностях отражают глубинные-народные понимания о прекрасном. Они связаны с образом народа-труженника, народа-борца. А категория безобразного связана с их антиполярннми сигаыи, завоевателям;, т.е. безобразно то, что чувдо простому народу (безделье, тупость, жадность, леность) Прекрасна любовь к женщине, красота к любовь к родной земле, стремление к свободе, что ;ает повод сделать вывод о политических, социальных и китайских мотивациях, в Еырагенных категориях "прекрасное" к "безобразное".

Природа у просветителей не отделена от социальной действительности, Éce они желают, чтобы жизнь была прекрасной и счастливой, чтобы человек стал свободный, как окружающая его природа.

Истинно красиво лищь то, что ведет к жизни,к рождению нового и прогрессу и,наоборот.уродливо то, что ведет к смерти, упадку и разложению. Прекрасна жизнь как имманентный носитель красоты; смерть безобразна, потому что сна бесплодна, она разрушает то, что достигнуто жизнью.

Уйгурские просветители не обособляли в отдельную область художественное творчество: "только в целостности жизни человека, народа, основанной на единстве Добра, Истины, Красоты и Справедливости возможно счастливое будущее". Красота должка служить людям, помогать им выжить в трудное время, воспитывать у людей чувство прекрасного. Поэты-мыслители выразили в произведениях не только дух своего народа, но и осмыслили л отразили его историю в художественно-поэтических образах, разрабатывали художественные методы искусства и принципы, лежащие в основе эстетического отношения к действительности.

В заключении диссертации приводятся главные теоретические еыводы, определяющие научное и практическое значение исследования. Они состоят в следующем:

Просветительство является сложным и многогранным культурно-историческим феноменом. Оно возникает, изменяется и развивается, принимает конкретные, специфические формы в результате взаимодействия не только культурных традиций народов, населяющих цен-тральноазиатский регион, но 'и во взаимодействии мировых религий, культур Запада и Востока. Поэтому с полным основанием можно утверждать о наличии синкретического культурно-идеологического пространства, в котором проходил напряженный поиск морали, художественно-поэтического творчества, общественно-политических движений. На основания данных первоисточников также - правомерен вывод о формировании просветительства как течения общественно-философской мысли уйгуров в 20-30-е годы XX столетия. Следовательно, просветительская идеология прошла долгий путь своего развития. Предтечей его было творчество таких мыслителей как Осуфа Хас-Хаддипа Баласагунского, Махмуда Кашгари, Ахмеда Гтнаки, Мухамеда Садкка Кашгари, Бияала Назыла и других, которые вобрали

в себя т'се богатство мировой культурной традиции. Вместе с тем, они принимали активное участие в Восточном Ренессансе, оста' ли заметный след,в философском, художественном творчестве Востока. На своеобразие просвещения оказала основополагающее Елиянке не только трудная и полная драматизма история уйгурского этноса, но и смена религиозно-культурных парадигм (буддизм, несториан-ство, ислам), что безусловно, привело к созданию особого типа ментальности в рамках Восточного мироощущения. Существенное влияние на идеологию просвещения оказали концепции Запада (идеи демократии, светского образования, культуры, науки и т.д.). Характеризуя идейное содержание общественно-философской мысли уйгурского просвещения следует исходить из той общественно-политической ситуации, в которой просветительство разейвалось.Прежде всего, следует отметить демократическую линию в творчестве поэтое-мыслителей, антифеодальную и антиколониальную направленность. Очень сильна рационалистическая тенденция е осмыслении процессов, происходящих в тот период развития общества. Религиозная идеология, безусловно, занимает одно из ведущих мест в культурном, духовном процессе, вместе с тем, религиозные принципы сочетаются с требованиями здравого человеческого рассудка и не несут в себе обскуратизм.

Так как профессиональнзй философской школы в общепринятой форме не сложилось, глубокий процесс осмысления жизни, вечных вопросов бытия протекал в мифопоэтической форме, кристаллизуясь в поэтических произведениях, посредством емких образов и символов. Сам процесс мышления при этом, протекал не на уровне схемаг тизма абстрактных категориальных конструкций, а на уроЕне абст- , рактных образов-символов, где мир облекался в наполненный жизнью образ-сущность. Вместе с тем, в осмыслении бытия прэтк-мыслите-ли использовали ряд предельно обобщенных понятий (мир, реальность, время:, эпоха и др.).;

Можно сделать вывод о наличии эсхатологической окраски мироощущения уйгу^".*их мыслителей, что в свою очередь продиктовано сложностью №Д)рии народа, его чаяниями о свободе, свершении его судьбы. Особо следует отметить об идее гармоничного развития природы и общества, красной нитью проходящей через творчество просветителей: "Человек неотделим от природы, он должен жить по законам космоса и строить вою жизнь в соответствии с ними".

В эстетических и этических воззрениях поэты-мыслители развивали гуманистическое отношение к человеку яак и деятельному общественному существу, его личности, гозмознсстям его развития. Гуманизм выражается через категории ле6еи, кроме того, любовь понимается как принцип отношения к миру, людям, Другим народам. Таким образом, могно заключить, что гуманизм просвещения не только этическс-эстетически содержателен, но и обладает онтологической и гносеологической основой.

Значение просветительства нельзя недооценить. Будучи сложным и многогранным культурно-историческим феноменом, оно оказало большое влияние не только на духовное развитие своего народа, но н на близкие культуры, заимствовав и обогатив одновременно знаниями, выработанными лучшими представителями духовности, общественно-политической мысли уйгурского и соседних народов. Видимо правомерен еыеод о том, что прогрессивная общественно-философская жслъ уйгурских просветителей сказала определенное влияние на общественно-политические процессы, происходящие в цен-тральноазиатском регионе. А так как духовная н материальная куяь-тура уйгурского народа складывалась синтетически, то можно сказать, что просветительство, впитав в себя и преобразовав весь концептуальный набор совокупного идейного багала, выступило в качестве культурного "посредника" менду народами Синьцзяна.

Главным мотивом, стержневым пунктом общественно-философской" мысли просветительства является социально-политическая направленность и общественно-мировоззренческая значимость. Исходя из этого и определяется то видное место, которое занимает просветительская идеология з общественной, политической, культурной киз-

Синьцзяна. Ока играет огромную роль в становлении и развитии Национального самосознания, по сути дела, идейно возглавляла борьбу за национальную незаЕИСнмост . Просветительство сыграло огромную роль в развитии народного образования, открытия сети бразовательнкх школ, внедрении новей системы обучения. Существенный вклад внесло просветительство и в развитие искусства, художественного творчества. Но, безусловно, главный позитив этого -ечения общественно-философской мысли следует видеть в формиро-. чакии особого "лица" культуры и сознания своего народа.

Гаким образом, просветительство как течение общественно-рилоссфской мысля уйгуров исторически занимает конкретное место

в духовном наследии Ьостока. и исгораа его культурного раз^тих. Исторически оценивая просветительство, кш тем самым не вправе зацыкать его на прошлом, как бы признавая момент утрачекностк, преходящего, аренде всего, мы не вправе не ответить, что данный культурно—исторический j&tiOiisu (кс.к преемственное явление; км=— ет отнесение к настоящего* и будущему. Этт определяется его историческая, мировоззренческая, духовная ценность. Все ценностные (этико-эстетические, социокультурные, философские) характеристики, провозглашенные выдающимися уйгурскими мыслителями прошлого, остаются притягательными идеалами наших современников. Все лучшее, прогрессивное из творчества деятелей просветительства продолжает властвовать над умами и сердцами нынешнего поколения. Кроме того, к богатому духовному наследию обращаются'представители других культур и народов, находя для себя нечто новое, соз-щучное своих проблемам бытия, б чем собственно к выражается диалектика общего и особенного в просветительстве.

II, наконец, б качестве разработки проблем нам видится, что глубоки Г: к всесторонний анализ феномена уйгурского просветительства долнек пойти по пути культурологического исследования. Необходимо также серьезное изучение этноменталктета уйгурского народа в период развития просветительской идеологии д£~ более полного и адекватного проникновения в сторическке события соответствующего периода и превде всего дальнейших путей развития духоь-ной к катеркальной культуры уйгуров, их места и роли б человеческой цивилизации будущего..

t

Основной содержание диссертации отрааено в следующих публикация?: :

1. Просветительство как течение общественной мысли уйгуров начала XX в. {на уйгурском языке) .Зеки хаят (Новая жизнь), 1938.-I ноября.

2. Проблемы межнациональных отношений в творчестве уйгурских просветителей 20-40-х годов XX в. / Проблемы гуманитарных наук в период перехода'к рыночной экономике. - Бишкек, 1994.

3. О некоторых аспектах развития просветительской деятельности в Восточно-Туркестанской Республике / Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 50-летию Восточно-Туикестансксй Ресцублхкх 'IS44-I943). - Алматк, 1994.

4. Народное образование нас тате есть.(На уйгурском языке) .Уйгур ееязи, 1995. - II марта.

5. О развитии уйгурского просвещения.(На кыргызском языке)// Зл агарту, 2. - Бишкек, 1995.

6. О социально-этических проблемах уйгурского просветительства / Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 1000-летия эпоса "Манас" и памяти К.Тыныстакова. - Каракол, 1995.

РЕЗЮМЕ

Бул илнмий изклд?г уйгур Лгартуугудугунук калыптануу зана енугуу проблемаларкна арналган. Агартуу^гулук татаал жана кеп кырдуу М5.£2НИЙ-?£рКХЫГс .Г.-Т . 1.HVH Пйй-'й бс-

луусу кана енугуусу как; з-чо Copitp^к Аск^й ;:ннн заданий алакаларыныа айкалы^з' эмес, ду^глук дкидсрдак, |/ад£.як<п~ тардын, б.а. Чыгка кана Баткк маданиггкнык ог.Йланквгарннкн туун-дусу дееек болот.

Автсрдун далкдцеесу бовача агартууку.-^-к идеслогагск Сн:-;ь~ цзяндын коокдук, cápciii": кана мадаяий керукунтуу

орунга ээ. Ал улутгук ац-еезимдкн калыптакуусунда чсч роль of:~ коп, улутгук эгемс-ядуулук У'-Ук кур№?ук кдогж:-: кегкзи катары кызмат кылган. Агаргуучулук искусствснун, керкём чытаркт^кдык-тш екугууусукс чоч с алым ковксн, бирок акг:н багкы маалкск, уйгур элияе тисзелуу есге-че маданкггты туьуу-угу бг.иг:ы, Саг т.ст~ шо салнкында. Arapryyin-ук ал злд;;к ру;;;::: ен'/гу У суп? туруку болуу менгн катар эле коцщу элдердпн к-аданигть-.-аш есу^уне дпа-лектикалык алакалардыл аркасыкда таасир бср>л;, оьу да алардан азккгакып, сугаркльнз келген.

Агартуучулуктун коомдук-фклософирльж ойломунун базкы коте-вк, туйукдуу пункту анын соцкалдык-саясий багкт алгандк'/ъ:, дуй-некараш ыаанкси бодуп саналат. Булар агартуучудуктун ссжалдык-са^сий идеологиясынын негкзги езегун тУзет.

Теманкн изклдеелерУ баалуу теориглык и&аккге зэ, ангкекк, эмгектин жыкынткктары дуйнелук фклэсофиелык ойлскдук енугуп зт-аптары тууралу терец жана кецири «аалымат алууга жардамдашат. Изклдеелердун магериглдарк философитагя фундаменталдык прэбле-маларын, маданий проблемалардь: кароодо кана алардын ез ара таа-сирине, баюусуна илимий назар салууда жила дечгззлде баалуу бс-луп эсептелет.

ДиссертациянЫн мазмунунда агартуучулуктун катсгориглары /"Агартуучулук". "Агартуу", "Акыд-эс", "Акыл", "Билим", "Еек-деццуулук", "Сё.-- ;", "Эрк", "Эмоция", "Эркиндик" ,• "Эркин ой жу-гуртуучулук", "Г^мандуулук", "Акыйкаттык", "Тарбиг берУУ" ж.б./ анализге алыкат.

Resume

This scientific research dwells on the problem of origin and development ci the Uighur education. Education is a complex and multifaceted cultural and historical phenomenon. It occurs and develops, acquires specific forms as v result of interaction of not only cultural traditions of the peoples living in the Central Asia area but also as a result of cross-sections of the world religions, cultures of West and East.

The author strives to indicate that educational ideology plays an important rcie in the public, political and cultural life of Xinjiang. It played a great role in formation of the national self-identification and headed the feat for national independence. Education made a sizable contribution to development, of An, however its main significance is in formation of this most special culture. Education influenced greatly not only spiritual development of the Uighur people but also the neighboring cultures, both par!3fciij<i from and sharing with the knowledge worked out by this nation's best rep:esentatives.

The main incentive, the core point of the socio-philosophical thought of education is its social-political directedness, philosophical importance. This serves as a basis for the social-political ideology of education.

The further elaboration of fee theme has an important theoretical significance (results of the woric help extending the knowledge of the development stages of the world philosophy). The materials of the research contribute to the scholarly consideration of fundamental problems of philosophy, problems of cultural differences, their interinfluence and enrichment, topicality of which is conditioned by the current stage of formation of the world cultural continuum.

The theme research was based upon the analysis of philosophical categories of Good* Evil, Truth, Freedom, Freethinlang, Mind, Humanism and Beauty, etc. - all those elements sad that expressed ontologieal and gnosiologicai aspects of the Uighur thinkers' creative tradition. -->