автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проза Аяза Гилязова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проза Аяза Гилязова"
.<=0 На правах рукописи
САХАПОВ Минахмет ЭДамилович
ПРОЗА АЯЗА ГИЛЯЗОВА
(Вопросы мировоззрения и творческого метода писателя)
10.01.02 — литература народов Российской Федерации
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
КАЗАНЬ — 1995
Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова АН Татарстана
Научный руководитель - действительный член Российской академии гуманитарных наук, доктор филологических наук, профессор Ф.М.Мусин
Официальные оппоненты - действительный член АН Республики
Татарстан, доктор филологических наук, профессор М.Х.Хасаноз
кандидат филологических наук, доцент Р.Х.Сверигин
Ведущее учреждение - Казанский государственный университет
^ го-
Защита диссертации состоится "ТУ" У1/ " 1995 г. в часов на заседании диссертационного совета К.003.39.01 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.02 - литература народов Российской Федерации в Институте языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова АН Республики Татарстан.
Адрес: 420III, г.Казань, ул.Лобачевского, 2/31.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова АН Татарстана (ул.Лобачевского, 2/31).
N
Автореферат разослан ^¿1 1995 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук старший научный сотрудник
Л
J-Jliuerf Рамеев 3.3.
Актуальность темы. А.Гилязов принадлежит к плеяде известных и популярных в народе писателей, условно называемых "деревенскими". В своих произведениях о деревне и сельских жителях он сумел вкразить глубинные процессы народной жизни в ее сложных, противоречивых связях с историей и социальными изменениями за последние полвека. В творениях А.Гилязова не только прощание со старой, "крестьянской Атлантидой", по образному выражению литературоведа и критика В.Воронова, но и осмысление народного взгляда на жизнь, на крупнейшие события двадцатого века. Сам народ говорит в его произведениях, выражая свои сокровенные мысли и чувства. Они вводят нас в сферу эстетических, философских, этических, социально-нравственных исканий татарской литературы. Поэтому на примере его творчества можно набкюдать или выявить наиболее интересные и перспективные аспекты осмысления современного литературного процесса, особенно духовно-нравственного и социально-философского начала в татарской прозе. А.Гилязов -писатель, который в острой и резкой форме ставит вопросы долга и честк. Весь сюжетный ход, развитие событий и характеров, в сущности, нацелены на освоение основополагающих вопросов любви и преданности родной земле, деревне, где родился и вырос, долга перед людьми и обществом. Вот почему охватывающее несколько десятилетий творчество А.Гилязова имеет большую идейно-эстетическую и нравственную ценность. Его произведения служат интересам человека, будят в нем добрые чувства и мысли, побуждают к прекрасным деяниям и нравственным поступкам. Сопиально-философские взгляды А.Гилязова, основанные на жизненном опыте народа, учат нас умению отличать нравственное от безнравственного, правду от лжи, изящное от уродливого, искренность от лжи. Взгляды, идеи, мысли писателя весьма актуальны, ибо они пере-
кликаются со злободневными проблемами нашего времени, с насущными задачами современности. Проблема духовного совершенствования личности, поставленная в повестях "В пятницу, вечером", "Три аршина земли", "Петух на плетне" и других ке потеряет своего значения и в будущем. Общественно-социальные и философско-нравственные идеи, выраженные в этих произведениях, призваны сыграть важную роль в нравственном воспитани.. подрастающего поколения.
Этими и другими качествами творчество А.Гилязова уже с самого начала привлекает внимание критиков и литературоведов.
Интересные мысли и наблюдения об этом своеобразном творчестве высказаны Ф.М.Хатиповым, Ф.М.Мусиным, А.Г.Ахмадуллиным, Р.Х.Сверигиным, Р.А.Мустафиным, Р.С.Мухаммадиевым, Ф.М.Миннули-ным, МД.Валиевым, С.Маннаповым /М.Х.Валиевым/ и др. В их работах содержатся образно-тематический и сравнительно-сопоставительный анализ отдельных произведений, наблюдения относительно своеобразия сюжетосложения, жанров, стиля писателя, психологического анализа, а также тематические и стилевые сопоставления с произведениями других татарских и зарубежных писателей. Все имеющиеся исследбвания по творчеству А.Гилязова носят характер проблемных статей, посвященных общему литературному процессу или отдельным его вопросам, рецензий'на отдельные книги и конкретные произведения, эссе и очерков его творчества. Но весьма сложная и многообразная творческая лаборатория писателя еще не схвачена в. определенной целостной системе его художественного мира.
Анализ имеющихся публикаций свидетельствует и о том, что творчество А.Гилязова, активно учавствующее в современном литературном процессе, еще не нашло сЕоего системного, научного
освещения и ощущается настоятельная необходимость в отдельном монографическом исследовании его.
Цель и задачи исследования. Настоящая работа задумана как обобщающее монографическое исследование о творчестве А.Ги-лязова на примере его прозы. Для реализации данной цели диссертантом ставились следующие задачи:
- подвергнуть всестороннему анализу прозу писателя;
- определить основные этапы его творчества, дать юс научную оценку в связи с литературным процессом эпохи;
- выявить основную проблематику прозы А.Гилязова и рассмотреть ее в контексте с татарской и мировой литературой;
- проанализировать вопросы жанра, стиля и художественного мастерства в творчестве А.Гилязова.
Методологическую основу исследования составляют философские законы категории единства борьбы и противоположностей, причины и следствия, учение классиков философии. В работе применялись историко-социологический, системно-структурный, сравнительно-типологический методы анализа. Кроме того, диссертант опирался на труды В.Ф.Асмуса, Д.Дюришина, Б.С.Мейлаха, В.М.Муриана, Ю.М.Лотмана, А.Г.Бочарова, А.С.Бучиса, Е.С.Добина, Ф.М.Мусине, Т.Н.Галиуллина, А.Г.Ахмадуллина, Ф.М.Хатипова, Г.Г.Нигъматулли-ной, Р.Х.Сверигина, Р.А.МустаФина, А.Г.Яхина, Ф.М.Миннулина.
Научная новизна диссертации определяется постановкой проблемы. То есть творчество А.Гилязова впервые становится сбтектом научного исследования в плане разработки вопросов мировоззрения и творческого метода писателя под углом зрения новых идейно-эстетических воззрений нашего времени. В tieлях выявления идрйно-эстетических"и художественно-Философских корней национально-художественного своеобразия и межнационального значения творчест-
ва А.Гилязова его произведения рассматривается в сравнительно-типологическом плане, в сопоставлении с образцами из других литератур.
Научно-практическая значимость работы. Научные выводы диссертации и методика анализа произведений могут быть использованы в создании монографических трудов и вузовских учебников по истории татарской литературы, в преподавании ее в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, медресе и т.д.
Апробация работы. Диссертационная работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Основные положения исследования отражены в сборниках литературно-критических статей "Золотые корни" '^Казань: Таткнигоиздэт, ^990.), "Обращение к тишине" ^Казань: Тат.книжн.изд-во "Мирас", Л99Ь.) и в монографии "Суровая реальность" (^Сазань: Тат.книга, изд-во "Мирас", Л99Ь), а также в статьях, опубликованных в международном журнале "Мирас" ^"Наследие'^.
Кроме того, некоторые положения диссертации были изложены в научных докладах, прочитанных на республиканских научных конференциях молодых ученых в ^988 и ^989 годах, и на региональной науодо^ конференции на тему "Проблемы обновленного изучения истории татарской литературы", состоявшейся в 1994- году.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основное содержание диссертации
Во "Ввдекии" обосновываются актуальность, научная новизна, "ели и задачи, история изучения, методологическая и практическая значимость диссертаиии.
Первая глава диссертации называется "Реальная действите-
льность и глубина изображения". В ней в хронологической последовательности рассматриваются рассказы, повести и роман А.Ги-лязова, созданные в 50 - 60-е годы.
Одним из важнейших принципов в литературном творчестве А.Гилкзова является категория нравственности. С этой категорией тесно связаны его основные идейно-эстетические взгляды.
В своем творчестве писатель исходит из основополагающего общечеловеческого принципа: нравственно то, uto приносит людям счастье и радость. Вместе с тем, нравственное в произведениях А.Гилязова выступают разными своими гранями, в частности, образцом нравственности для него является чувство выполненного долга. Так, в повести "Четверо" /^95в) тринадцатилетние подростки с гужевым транспортом возят хлеб на элеватор. Время военное. Мальчишки голодные, плохо одетые, возят последний хлеб колхоза, предназначенный для весеннего сева. Потому что фронт требует хлеба, без него победа невозможна. Юные герои повести это прекрасно понимают и всеми силами стараются выполнить возложенные на них важное задание. Будучи еще подростками, эти мальчики своим поведением демонстрируют не только зрелость, но показывают и высокую нравственность, понимание ответственной задачи того времени.
При этом автор особо подчеркивает, ото нравственным ориентиром для этих мальчиков, взявших на свои хрупкие плечи основную тяжесть крестьянского труда того сурового времени, являются их отцр, героически сражающиеся на фронте с иноземными захватчиками. Воодушевленные ратными подвигами старших, мальчики тоже чувствуют себя бойцами, участниками общего дела. Свой граждански^ и нравственный долг они видят в том, чтобы вовремя доставить в приемный пункт столь необходимы'? для фронта-хлеб.
Ради этого они жертвуют своим здоровьем, не жалеют сил и верят в то,"то своевременно доставленное зерно тоже является могучим и грозным оружием в борьбе с Фашисткими захватчиками. Высшим нравственным поступком этих голодных и оборванных мальчиков является то, что даже будучи на грани истощения, потери сил, они не трогают колхозного зерна, считая это святотатством, большим грехом в столь тяжелое для страны время. Возможно никто не осудил бы иха если бы они взяли из обоза чуть-чуть хлеба для того, чтобы немножко подкрепиться и лучше выполнить столь ответственное поручение колхоза и односельчан. Но мальчишки не допускают и мысли об этом. Вообще, эти полуграмотные мальчики отличаются целостностью характера и чистотой помыслов.
По убеждению А.Гилязова, корни нравственного подвига, нравственной чистоты его юных героев следует искать прежде всего в народных традициях, в народной нравственности. Коллективный воспитатель - их отцы, матери, братья и сестры - Формировали в их душах чувство красоты - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства. Благодаря им они научились видеть красоту окружающего мира, духовное благородство,.доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.
Так же остро поставлен нравственный вопрос в повести "Три аршина земли" ^¡961/. И здесь нравственность, красота внутреннего мира, верность родной земле сост«*авляют идейную основу произведения и писатель через судьбы своих героев прослеживает их конкретное воплощение в жизни.
В данной повести нравственный идеал писателя отражен не только в конкретных действиях или поступках героев, но и в самом духе времени.
Главный герой повести "Три аршина земли", трудолюбивый
крестьянин Мирвали становится жертвой тоталитарного социального эксперимента в деревне - насильственной коллективизации сельского хозяйства. Эта кампания, руководимая сверху, направлена была прежде всего против крестьянской собственности. Мирвали является одним из тех крестьян, которые не хотят расстаться с добром, нажиты?/ честным путем. Он, работая от зари до зари, поставил на ноги некогда нерентабельное хозяйство, стал образцовым хозяином, крепким крестьянином. Но "дамоклов меч" вознесся и над его головой. Сельский совет и активисты предъявили ему ультиматум: или со всем добром входишь в колхоз, или запишем в кулаки и будем раскулачивать? Другой альтернативы не было. Мирвали ночью сжег все свое хозяйство, добро и, взяв женуШам-сигаян, убежал из родного села.
В этой человеческой трагедии А.Гилязова прежде всего интересует нравственный аспект происходящего и через эту призму он выходит на общечеловеческие проблемы. Одна из них - это проблема сохранения верности родной земле. С точки зрения односельчан поступок Мирвали выглядит аморальным, безнравственным. Но с другой стороны,, Мирвали поступил сообразно своим взглядам и убеждениям, т.е. не принял идеологии насильственного обобщения крестьянских наделов, имущества, живности и ... душ. И за это был обречен на забвение в родной деревне. Хотя жил он далеко на чужбине, но в глубине своей души сохранил верность родной земле. Однозначно оценить поступок Мирвали было бы не правильным. Ведь драматическая, противоречивая эпоха, отмеченная ломкой многих народных традиций, в том числе, крестьянского уклада жизни и психологии, сама толкнула Мирвали на этот отчаянный поступок. За попытку отстаивания сложившихся традиций и обычаев тоталитарная система, жестоко мстила, избрав ему такой жестокий
вид наказания, как изг.-нанке из родных мест. Через трагическую судьбу Мирвали мы в общем прослеживаем драю/ всего татарского народа, лучшие сыны и дочери которого были загублены в сталинских концлагерях и на специальных "ударных" стройках. Через трагедию Мирвали и его жены Шамсигаян автор показывает еще то, как были осуществлены те жестокие и бесчеловечные меры по уничтожению национального духа татарского народа, его интеллектуального и духовного сокровища, национальных обычаев и традиций, системы народного воспитания и образования... На наш взгляд в этой повести А.Гилязов ставит целью еще предупреждение нынешнего поколения о том, чтобы подобные "эксперименты" впредь не повторялись, призывает иногда оглянуться назад, чтобы иметь ясное представление о сегодняшней эпохе. В общем через драматическую судьбу Мирвали А.Гилязов раскрывает кризис нравственности, как одного из основных способов нормативной регуляции действий человека п обществе, из-за глубоких деформаций в общественном бытии, которые могут порождать трагедию целого народа м отдельной личности. В этом смысле повесть "Три аршина земли" смело выходит на общечеловеческую проблематику. Ибо идея данного произведения находит отражение и в друггаГлите-ратурах. Например, в таких ярких обрезах, как Адомэса в романе "Потерянный кров" литовце Й.Авижюса, Рыбака в повести "Сотников" белоруса В.Быкова, Гуськова в романе "Живи и помни" русского В.Распутина, Майора Кайхосра в романе "И всякий, кто встретится со мной..." грузина О.Чиладзе, Фуада в повести "Цейтнот" азербайджанца Анара можно найти немало созвучного с драматической судьбой гилязовского Мирвали. Их объединяет одно свойство - все они находятся в духовной оппозиции к тоталитарному режиму и по мере своих скромных возможностей
пытаются бороться с ним. Хотя эти своеобразные герои и не мо- . гут оХаззть достаточно действенного сопротивления антигуманным режимам, но их потери и обретения в этой неравной■борьбе весьма пенны для духовного развития отдельной личности и общества - в целом..
Анатомию нравственного кризиса отдельной личности, порожденного тоталитарным обществом, А.Гилязов исследует и в повести "Один" (ЛЧэъ). Образ ее главного героя Исхака весьма созвучен с той эпохой, которая сейчас называется временем окончательной победы сталинского казарменного социализма. Поколение Исхака, отцы которых погибли в сталинских концлагерях или на фронтах Великой Отечественной войны, осталось без духовных' и нравственных ориентиров. Так как оставшиеся в живых, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждены были приспосабливаться существующей системе и часто жить двойной жизнью. Их конформизм, вынужденная ограниченность мышления, преобладание гипертрофированного инстинкта самосохранения дали свои ростки: появились инертные и ограниченные в духовном отношении полуинтеллекты' - продукты воспитания авторитарной системы. Представители этого поколения в литературах, такие как Исхак из повести "Один" А.Гилязова, Маркаускас из романа "^авдущая земля" ги-товпа А.Бубниса, З^ивсй из повести "Ж.ивой" русского В.Можаева, Гаяз Мингазов из повести "Дороги моей деревни" башкире Н.Мусина не были способны к борьбе за свои идеи и взгляды. Ибо в умственном отношении они были инертны, стали своеобразными об-ломовыми своей эпохи, а в интеллектуальном плаке не пошли дальше цитирования отдельных трудов и высказываний творцов официальной идеологии.
Приверженность к схоластике, отсутствие умения загляды-
вать вперед и неспособность к творческим и смелым экспериментам во всех областях жизни породили послушно-аморфную массу, которая стала благоприятной почвой для процветания коррупции, протекционизма и номенклатурной мафии. Эти рудименты командно-административной системы привели могучую державу на грань экономического, политического, социального, нравственного и идеологического кризиса. Но в то же время некоторые более дальновидные функционеры той системы в 60-е годы пытались реформировать экономику страны. В целях оздоровления больной социалистической экономики в порядке эксперимента А.Н.Косыгиным были введены новая Форма материального стимулирования к новая система планирования и управления экономикой. Этот эксперимент был прямой дорогой к рыночной экономике и одновременно серьезной угрозой социалистической системе. Понятно, что результаты такого эксперимента не уживались с догматической идеологией и вскоре они вообще были приостановлены. Но литература, зорко наблюдавшая за этими процессами, быстро восприняла свежие идеи и появились произведения, развивавшие идеи прерванного эксперимента. Носителями этих идей в
литературе выступали герои^~условно~названные—лгадьми_со_сторо_г___
ны". Такие персонажи, как Гарай Шамин из повести "Жемчужины Зая" ^1962-1963/, А.Гилязова, Павел Балуев из повести "Знакомтесь, Балуев!" В.Кожевникова и инженер Чешков из пьесы "Человек со стороны" И.Дворецкого олицетворяли собой людей нового экономического уклада. Они фанатично преданы своему делу, во имя дела идут и на большие жертвы. В то же время из-за гиперболизации их деловых качеств они напоминали и рекламный плакат, воспевающий прелести правящей системы. Хотя авторы на примере своих положительных героев пытались показать "новое отношение к раскрепощенному, свободному труду", но из-за схематичности образов Гарая Шамина,
- 13 -
Павла Балуейа и инженера Чешкова, они не сумели убедительно раскрыть свой замысел. Их попытки создать положительный образ героя-современника остались только благим намерением. Когда поиск суперположительного героя в литературе потерпел неудачу, писатели разных народов стали обращаться к назидательным героям. Их прежде всего интересовал духовный опыт такого героя, который воплощал в себе зримые черты современников и ближе стоял к реальной действительности. Подобные герси из романов "За улицами зеленый луг" А.Гилязова, "Нажда'НСлуцки-са, "Камень чистой воды" Г.Панджикицзе, из повести "Белый пароход" Ч.Айтматова и других стали воспринимать реальную жизнь через призму легкой критики, они уже стали анализировать происходящее вокруг себя события, понимать и видеть противоречие между реальным состоянием общества и официальной трактовкой той действительности.
В общем в творчестве А.Гилязова этого периода усилилась тенденция критического осмысления духовного состояния советского общества 60-70 годов и в этом смысле оно было весьма созвучным новым веяниям в тогдашних литературах народов СССР.
Вторая глава диссертации озаглавлена "Поучительные герои и судьба народа". В ней в контексте с конкретными историческими условиями той поры исследуются идейно-художественные особенности творчества А.Гилязова в семидесятые годы. В произведениях этого периода писатель больше обращался к социально-философским проблемам, в частности, к вопросам духовно-нравственного возрождения народа, переосмысления нравственных ценностей и идеологических воззрений времени. Так, в по' вести "На перепутье" 969-1971^ А.Гилязов исследует анатомию "идеологии золотой среды", которая была своеобразным духовным
ориентиром эпохи "развитого социализма". Герой повести Сагит преуспевающий драматург, после достижения определенных успехов, успокоился, стал инертным человеком, превратился в конформиста и пособника правящей идеологии. В этом произведении автор создает нравстЕенно-филососкзкую картину того периода и исследует природу конформизма и глубинных причин нравственного падения и деградации Сагита. Следует сказать, что тема деградации отдельной личности б современном обществе нашла отражение в разных литературах;. В частности, эти мотивы можно обнаружить в романах "Посторонний" французского писателя и ^и-лосо^а-экзистенциалиста А.Камю,,"Человек - ящик" японца К.Абэ, "Прямая линия" русского В.Маканина, "Кентавр" американпа ^ж. Апдайка, в повести "Барьер" болгарина П.Зежинова и др. Эти примеры говорят о том, что творчество А.Гилязова и в данном случае созвучно новым исканиям в мировой литературе и служит общечеловеческим гуманистическим идеалам.
Подобно же звучание имеет еще повесть А.Гилязова "В пятницу, вечером рассказывающая о судьбе и о последних пнях жизни гГпТШпТГо^~пильтткой^тярут^
лось встречать людей, добродетель которых столь естественна, что даже не ощущается: они исполняют свой долг, не испытывая никакой тягости, и их влечет к тому как бы инстинктивно: они_ никогда не хвастаются своими редкостными качествами и кажется, даже не сознают их в себе", - писал французский философ и просветитель Ш.Монтескье. Эти слова наиболее точно и полно
характеризуют образ Бибинур. Надо отметить, что образ гилязов-_
Монтескье Ш. Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства. Эстетический трактат // Избр.произв. ,М. с'1955. - С.45.
ской героини в силу того, что является»своеобразной лакмусовой бумагой для проверки степени нравственного и духовного состояния общества, имеет аналогию и в других литературах. Например, духовными родственницами бабушки Бибинур можно считать ряспутинскую Настасью /'"Деньги для Марии"_У, Анну /^'Последний срок'^Л Дарью /^"Прощание с Матёрой'У. А ге^зиня романа шведского писателя С.А.Г.Дельбланка "Дорогая бабушка" Даг-мэр Луиза не только утверждает те гуманные принципы, о которых мечтали Бибинур, Настасья, Анна и Дарья, но и предпринимает конкретные шаги в целях закрепления их в общественном сознании .
Стремясь быть на уровне времени, А.Гилязов находится.в постоянном творческом поиске. Как известно, в последние годы в жизни села происходят перемены, связанные прежде всего с ломко? устоявшихся жизненного уклада и отношений между людьми. Вместе с благополучием, удобствами и прочими благами цивилизации появились и некоторые негативные явления. Страсть к наживе и дух приобретательства овладели некоторой частью людей. В своей повести "Петух на плетне' .Гилязов безжало-
стно разоблачает эти пороки, порожденные социальными Факторами нашей жизни. А.Гилязов принадлежит к тем литераторам, которые, ставя острейшие вопросы, не предлагают читателю готовые, успокоительные ответы, а заставляют его самого мучительно размышлять, искать свои ответы на известные вопросы "почему?", будоражат его чувства и совесть.
Герой повести Хайрутдин-агай олицетворяет собой нравственную крепость людей труда. В его деяниях и мудрых поступках сказываются вековые традиции татарского народа, его слова и мысли соразмерны с истинной народной мудростью, а открытая для всех
настежь добрая душа и мягкий, кроткий характер как бы призывают забыть мирские склоки и дрязги, быть выше людской суеты. Этими своими качествами Хайрутдин-агай противопоставлен Сале-хутдину и МирФатиху, выступающим носителями таких пороков.как страсть к наживе и приобретательству.
Конечно, Хайрутдин-агай идеалист и автор не скрывает этого. В нашем слишком материализированном мире таким идеалистам жить трудно. Однако и ярым преуспевающим "материалистам" Сала-хутдину и Мирфатиху тоже не живется сладко.
Симпатия писателя на стороне Хайрутдин-агая. Ибо для него важно не броская материальная сторона жизни, а менее приметная ее часть - духовно-нравственная, которая черпает силу из многовекового народного опыта.
Как видно, общественно-философские и социально-этические взгляды А.Гилязова неразрывно связаны с художественным решением проблемы нравственных ценностей. Проникая в глубины человеческого духа, писатель опирается на сегодняшние духовные потребности общества.
--Третья„главадиссертации называется "Новые темы и новые
открытия". Она охватывает 80-90-е годы, когда А.Гилязов напи-~ сал ряд интересных произведений, уже ставших образцами современной татарской литературы. Документальный роман "До шестого августа... созданный в соавторстве с доктором
исторических наук, профессором КГУ А.Литвиным, как по своим идейно-тематическим так и художественно-эстетическим особенностям занимает своеобразное место в творчестве А.Гилязова. В нем рассказывается о гражданской войне в Поволжье и на территории Татарстана. Своеобразие начала гражданской войны в Поволжье заключалось в том, что контрреволюционные силы летом и
осенью года здесь возглавили партии демократической ориентации, недовольные антидемократическими и тоталитарными методами большевисткого правления государством и народом. Но попытка этих партий найти свой "третий путь", который предложил бы различным классам приемлемую Формулу национального согласия, в результате чего опасность возникновения гражданской войны была бы сведена к минимуму, не увенчалась успехом на радость воинствующих амбиций ленинцев. Начавшаяся вследствие этого гражданская война привела к многочисленным жертвам среди населения, большим разрушениям, насильственной депортации многих ученых, литераторов, деятелей культуры за рубеж, к свертыванию национальной программы демократических партий. А.Гилязов и А.Литвин в этом романе как бы исследуют причины возникновения тоталитарной системы в бывшем СССР и анализируют ее природу. В романе на основе документальных материалов опровергается тезис о том, итс гражданскую войну навязали народам бывшей Российской империи силы международного империализма и внутренней контрреволюции.
Роман-хроника "До шестого августа..." отличается своеобразием жанра и приемов художественного изображения. Это качество проявляется прежде всего в построении композиции и в языке произведения. Реалистически точно описаны исторические события, детали городского быта, национальных обычаев и традиций. Нравственно-психологическая атмосфера эпохи усиливает художественную впечатляемость повествования, его эстетическое воздействие на читателя. Произведение изобилует отступлениями авторов, в которых деется прямая или косвенная оценка того или иного образа, события или же исторического Факта.
С 80-х годов А.Гилязов усиливает свое внимание к социально-психологическому анализу и нравственной оценке отдельной
личности и всего современного общества. Так, в повести "Рана" 981-1988,/ он пытается раскрыть нравственную ценность такого жизнеустройства, в котором на первом месте оказывается личность, ее думы об истоках собственного рода, о долге перед любимым че-
/
ловеком. Писатель ищет в народной жизни, в судьбе героев Абдул-лы и Зяйтуны гуманистические и нравственные ориентиры для оценки современного бытия в челом, для определения места отдельной личности в том, что происходит з реальной действительности. Гуманистический смысл системы нравственных и духовных ценностей, утверждаемый но страницах повести ,;Рана", вполне очевиден: его героям приходится не только бороться за восстановление справедливости, добра, цельности мироощущения личности, но также делать свой нравственный выбор в обстановке экстремальных ситуаций, когда уже сложившаяся система оказывается под угрозой распада.
А в романе "В чьих руках топор?" /"1988-1989/ раскрывается трагедия интеллигенте Наджиба Нургалиева, человека мыслящего, субъективно порядочного, пытающегося дать своим умом и следовать зову сердца в условиях античеловечной-тоталитарной-систе-— мы.
Автор всячески подчеркивает житейскую беспомощность своего героя. Тот и шагу ступить не может без советов жены - красавицы Наили. Однако, подчеркивает писатель, его мнимая непрактичность - лишь внешнее проявление принципиальной общественной пассивности героя, особенно бросающейся в глаза на фоне надвигающейся катастрофы тоталитарной системы, основанной на коммунистической нравственности и морали.
Отверженные герои тоталитарной системы Над^иб и Наиля жаждут сиюминутных радостей и наслаждений, которые позволили
бы хоть на миг забыть встающие перед ними ужасы бытия, неустроенности и безработицы. Однако любовь, которую так отчаянно жаждут герои, приносит им только горе, разочарование и страдание. За нежелание жить по регламентам тоталитарной системы Наджиб Нургалиев из перспективного и подающего надежды инженера превращается в изгоя общества, теряет хорошо оплачиваемую должность, а его жена Наиля становится любовницей своего начальника - типичного представителя командно-административной системы. За своеобразный бунт во время проведения официальных юбилейных торжеств его арестовывают и этапом отправляют в сибирский город Томск.
В романе воссоздан дом нищих в социалистическом обществе, где ютится беднота, которую привели сюда голод и безработица. Пропущенная через сознание человека чистой души Над^ипа Нурга-лиева эта картина быта обездоленных обретает силу обобщения, предстает не как частный или единственный случай соииально-нравственного неблагополучия, а как образ тоталитарной системы, враждебной человеческой личности и всему подлинному и естественному. В этом изображении особенно резко звучат критические разоблачительные нотки, характерные для всего творчества А.Гиля-зова.
Тоталитарная система превращает Наджкба Нургалиева в душевнобольного человека. Этот своеобразный литературный приём, применяющийся писателями в разрешении конфликта ме^ду личностью и обществом, довольно часто встречается в мировой литературе. Например, в романе немецкого писателя Г.Гессе "Степной волк" его герой Гарри Геллер то^е страдает душевной болезнью. Герой романа Французского писателя Э.Базена "Счастливцы с острова Отчаяния" РальФ Глэд так^е подвержен влиянию это^
- 20 -
странной болезни. Психическая болезнь, по мнению А.Гилязова Г.Гессе и Э.Базена имеет природу не физиологическую, а скорее всего общественно-политическую. Причину возникновения этой болезни надо искать прежде всего не в генах несчастных, а в неправильном устройстве общества, где царит хаос и лицемерие, утверждает, например Г.Гессе в конце своего произведения.
Роман-воспоминание "Давайте, помолимся!" 991-1993/ А.Ги-лязовэ можно считать своеобразным итогом его многолетних литературных исканий. Здесь писатель не только описывает тюремную действительность, бесправие народов и узников совести, но и выносит суровый приговор антинародному сталинскому режиму и его наследникам - командно-административной системе. А.Гилязов развивает "лагерную" тему освещенную уже в роман-хронике "Черная Колыма" И.Салахова или в произведениях А.Солженицына, одновременно конкретными фактами разбивает один из самых распространенных мифов тоталитарной системы - "миф" о единомыслии и монолитности коммунистического общества.
Как известно, в освоении "лагерной" темы внесли свою леп--ту—разные_литературы. Так, в романе англичан "Слепящая тьма" А.Кёстлера, "1984" Дж.Оруэлла, "Ж.изнь и судьба" В.Гроссмана, "В кругу первом" А.Солженицына, "Дети Арбата" А.Рыбакова и других ранее уже прозвучал суровый приговор тоталитарной системе. Созданный намного позже роман А.Гилязова тоже эантает достойное место в хоре этих антитоталитарных произведений. Произведение автобиографично и основано на воспоминаниях писателя, который сам оказался жертвой культа л/юности и пять лет томился в сталинских тюрьмах и концлагерях. Поэтому каждое слово писателя, каждый Факт или эпизод его «изни воспринимается нами как свидетельские показания очевидца преступле-
- 21 -
ния - геноцида против собственного народа, организованного режимом лиодой власти. Писатель размышляет об истоках тоталитаризма и приходит к мысли, что это уродливое явление не является порождением только коммунистической системы, а представляет собой тяжелое наследие прошлого, позаимствованного большевиками от царского самодержавия. Глубокие корни тоталитаризма А.Гилязов находит еше в Древней Руси, и в последующих ¿Формациях этого государства, основным принципом которого было ведение грабительских войн в отношении своих соседей, насильственное присоединение этих народов и их территорий, овладение чужим имуществом. Колонизаторские, захватнические войны стали нормальным ремеслом, источником обогащения и овладения несметными богатствами, своего рода каждодневным образом жизни. Следует заметить, что в оценке истоков тоталитаризма, этого своеобразного "возбудителя рака", А.Гилязов расходится, например, с А.Солженицыным. Хотя оба они достоверно показывают нам тот колоссальный и невиданный доселе госмеханизм, который обеспечивал это народное страдение. Но из-за различий в идеологических позициях и во взглядах, они по-разному толкуют родословную тоталитаризма. Ограниченность А.Солженицына в объяснении природы тоталитаризма в том, что из-за своей близости к позиции славянофилов, то есть, к великодержавному русскому шовинизму, он закрывает глаза на историю до 19^7 года и пытается доказать нем, что "тоталитарная система", как йорма правления народом, совестью v государством, возникла только в недрах марксизма-ленинизма. А.Гилязов же сумел взглянуть дальше А.Солженицына и смог доказать свою версию российского происхождения тоталитарной системы весьма умно, аргументированно и документально. Несмотря на различие во взглядах и позициях, А.Гилязов и А.
Солженицын являются несомненно талантливыми писателями, сумели раскрыть нам глаза, наглухо зашитые "идеологией регламентированного счастья", глазами главных участников великой трагедии предлагали взглянуть на ход истории, неумолимо движущейся К Архипелагу.
Роман-воспоминание "Давайте, помолимся!" как по своим идейно-тематическим, так и художественно-эстетическим качествам достоин занять видное место не только в татарской литературе. Лучшим доказательством тому является повышенный интерес к роману как в Республике Татарстан, так и в ряде других стран.
Б "Заключении" диссертации сделаны следующие выводы:
1. Мировоззрение А.Гилязова неразрывно связано с мышлением народа, его проза всегда стояла на высоком интеллектуальном уровне татарского народа.
2. В основе творческого кредо писателя лежат гуманистические идеалы и философские мысли таких ведающихся татарских мыслителей, как Кол Гали, Мухаммадъяр, Г.Утыз-Имани, Ш.Марджани, Р.бяне Фахреддин, Г.Исхакый и другие.
ЗГНоваторство-писателя_обосновывается новыми историческими реалиями, вступлением общества-в новую эпоху. Это качество проявляется в своеобразном творческом методе писателя, основанном на традициях критического реализма, и на "философии существования", на остро критическом взгляде на содиально-ис-. торическую действительность»
4. В своем творчестве А.Гилязов выступил не только каг писатель, но и в качестве историка, философа, социолога, политолога и через свои раздумья, мысли и художественные образы предлагает свою модель человеческих отношений и • взглядов, систему нравственных ценностей, основанных на народ-
- 23 -
ной морали и педагогике.
5. Наряду с нанионально-своеобразными вопросами в творчестве А.Гилязова просматриваются и общечеловеческие проблемы, которые находятся в центре внимания мировой литературы.
6. Произведения А.Гилязова с разной степенью мастерства отражают важные, порой драматические стороны жизни татарского народа, серьезные политические, социальные, духовно-нравственные и культурные проблемы, стоящие ныне перед татарской нацией.
7. Эстетическому идеалу А.Гилязова присуще прежде всего чувство ответственности настоящего духовного борца, который, бичуя безобразие и жестокость прошлого и настоящего, способствует приходу лучшего завтра.
8. В своих произведениях писатель не только констатирует факты насилия и беззакония в нашей действительности, но и ставит своей целью разобраться в их социальных причинах, истоки этого зла ищет в нормативно-оценочной категории морального сознания, обозначающего нравственно-отрицательные и предосудительные в поступках и мотивах людей.
9. Характерную особенность прозы А.Гилязова составляет стремление к интеллектуализму в творчестве, к осмыслению объективной действительности через призму философии выживания, то есть через философию экзистенциализма и ярко выраженное критическое отношение к прошлой и сегодняшней реальности.
10. Отличительной чертой прозы А.Гилязова является еще стремление писателя проникнуть в глубокие тайники человеческой души, признать человека как самостоятельную и свободолюбивую личность и исследовать человеческое поведение в особо экстремальных условиях, в "пограничных зонах".
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Суровая реальность /0 творчестве Аяза Гилязова. Монография/^ - Казань: Изд-во "Мирас", ^995. - С.144./на тат.языке/.
2. Аяз Гилязов // Писатели Татарстана.:Сборник проспектов Приволжского отделения ВААЛ. - Казань: Таткнигоиздат, "1984. -С. 18-20. /на рус«яз%)
3. Язык немых свидетелей // Золотые корни. Эссе, критические статьи, рецензии, литературные портреты, очерки. - Казань: Таткнигоиздат. 11990. - С.26-29. /на тат. языке/.
4. Перед совестью! // Обращение к тишине. Эссе, литературоведческие труды, критические статьи, рецензии, портреты, очерки, интервью, политические и. литературные беседы. - Казань: Изд-во "Мирас", 1995. - С.40-64 /на тат.языке/.
5. Обращение к совести // Мирас. - 1995. - )И0. - С.104-107. /на тат. язык^Л
6. И рукоятка топора рубит дерево... // Мирас. - 4995. -№-12. - С. 140-160 /на тат.языке/.
Сдано в набор 08.11.95 г. Подписано в печать 08.11.95 г. Форм.бум. 60 х 84 1/16. Печ.л. 1. Тираж 100. Заказ 426.
Лаборатория оперативной полиграфии КГУ 420008 Казань, Ленина, 4/5