автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Проза Томаса Де Квинси. Жанрово-стилистические аспекты

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Талагаева, Юлия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Балашов
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Проза Томаса Де Квинси. Жанрово-стилистические аспекты'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Талагаева, Юлия Александровна

Введение.

Глава I. Место Томаса Де Квинси в английской романтической литературе.

1.1. Некоторые особенности английского романтизма как литературного направления.

1.2. Эволюция подходов к изучению романтизма.

1.3. Романтическое произведение в системе литературных жанров.

1.4. Интертекстуальные связи творчества Де Квинси с английской романтической прозой.

1.5. Литературные связи Де Квинси и влияние его произведений на современников и писателей последующих поколений.

Выводы по главе 1.

Глава II. Жанрово-стилистические особенности произведений

Томаса Де Квинси.

2.1. Своеобразие творчества Де Квинси и его жанровая система.

2.1.1. Система образов в творчестве писателя.

2.1.2. Индивидуальный стиль автора.

2.2. Автобиографическая проза Де Квинси.

2.3. Роман.

Ф 2.4. Эссе и их место в творчестве писателя.

2.5.Журнальные статьи и очерки.

2.6. Другие жанры.

Выводы по главе II.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Талагаева, Юлия Александровна

Эссеист, теоретик и философ Де Квинси (1785-1859), хотя и не входит в число «канонических» [189] романтиков, является заметной фигурой английского романтизма. Сочетая мистицизм Кольриджа, любовь к природе Вордсворта с философским складом ума и образованностью, он смог создать яркие, необычные произведения. Де Квинси проявил себя в различных жанрах: мемуарах, литературно-критических, философских, теологических эссе, критических статьях, работах по политической экономии, исторических хрониках, биографиях, романах. Объем созданных им произведений составляет от 14 (в редакции А&С Black) [28] до 23 томов (в редакции Ticknor, Reed and Fields) [5], хотя некоторые его работы не вошли в эти издания. Разносторонность и, главное, оригинальность произведений Де Квинси служат одним из доказательств его таланта, который заслуживает детального анализа.

Получившие известность за рубежом, в нашей стране в течение XX века его произведения не издавались: в советской литературе тема наркозависимости, распада личности отсутствовала. Между тем творчество писателя глубже, чем это может показаться с первого взгляда. В нем поставлена острая психологическая проблема. Речь идет о формировании наркозависимости. Де Квинси демонстрирует беззащитность человека перед наркотиком, детально описывая собственные безуспешные попытки избавиться от «рабства». Первым в истории английской, да и мировой, литературы он решился написать исповедь человека несчастного, подверженного слабостям страсти к наркотику и отнюдь не являющегося примером для подражания. Конечно, среди авторов XIX века он не единственный вводил в произведения образы наркоманов. Его «соавторами» в этом плане стали Ч. Диккенс, У. Коллинз, Н.В. Гоголь [73; 101; 68], однако только он попытался изучить «изнутри» влияние наркотика на сознание. Его предположения о структуре сознания, высказанные в эссе «Палимпсест», подтверждены современными психологами (П.П. Блонский, А.Р. Лурия и другие) [47; 111].

Автобиографическая проза писателя является той частью творчества, в которой наиболее ярко проявилась его индивидуальность и где присутствует «взволнованная проза» — особый, выразительный стиль повествования, по мнению Де Квинси, изобретенный им самим. Его многочисленные теоретические работы отражают разнообразие интересов: от теории литературы, философии, эстетики, до истории и политэкономии. Он предлагает собственные варианты изложения, будь то исторические события или политэкономические доктрины, в соответствии с романтическим мировоззрением. Автор вписывается в направление английского романтизма, вносит свой вклад в развитие романтических историографии, политэкономии, биографических исследований.

В России исследованиями английского романтизма занимаются такие литературоведы, как Г.В. Аникин, Н.Я. Дьяконова, A.A. Елистратова, Е.И. Клименко, Б.И. Колесников, "Б.А. Луков, Н.П. Михальская, Б.Г. Реизов, H.A. Соловьева, Д.М.Урнов, Г.Н. Храповицкая, И.О. Шайтанов и другие. Основное внимание при этом уделяется изучению творчества «канонических» романтиков: У. Блейка, С.Т. Кольриджа, У. Вордсворта, Дж.Г. Байрона, П.Б. Шелли, В. Скотта, Дж. Китса, Р. Саути. Творчество других авторов не получает должного внимания. Результаты исследований представлены в работах: «Наследие английского романтизма и современность» (А. Елистратова, 1960), «Эстетика романтизма» (В.В. Ванслов, 1966), «Лондонские романтики и проблемы английского романтизма» (Н.Я. Дьяконова, 1970), «Английский романтизм. Проблемы эстетики» (Н.Я. Дьяконова, 1978), «Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания» (1994) и другие.

В современной отечественной англистике мало исследователей, изучающих творчество Томаса Де Квинси. Подробнее всего оно рассмотрено в работах Н.Я.Дьяконовой «Лондонские романтики и проблемы английского романтизма», «Английский романтизм» и в статье «Томас Де Квинси - повествователь, эссеист, критик» [80; 79; 81]. Но этого недостаточно для оценки творчества такого интересного художника.

Англо-саксонские исследователи рассматривают английский романтизм более подробно. Помимо учебных пособий и книг, посвященных романтическому направлению в литературе и творчеству отдельных авторов, существует ряд периодических изданий по романтизму: журналы "The Wordsworth Circle", "Romanticism on the Net", "Auto/Biography Studies" и другие. Имеются интернет-сайты, посвященные романтизму и поддерживаемые преподавателями английской литературы университетов Англии и США: http://andromeda.rutgers.edu/~ilvnch/Lit/ romantic.html (универсальный справочный ресурс Джека Линча), http://vos.ucsb. edu/browse.asp?id=2750 (энциклопедический сайт по гуманитарным наукам "Voice of the Shuttle". Автор сайта - Алан Лиу из университета Санта Барбара), http://www-sul.stanford.edU/mirrors/romnet/sites.html#individual (список домашних страниц романтических авторов), http://www.qub.ac.uk/english/shuttle/rom-chrono /chrono.htm ("романтическая хронология"), http://iris.nyit.edu/~dhogsett/romantic sunbound/ (гипертекстовый ресурс "Romantics unbound"), http://www.rc.umd.edu/ (гипертекстовый ресурс "Romantic circles").

За рубежом творчеству Де Квинси посвящены работы Ф. Бёрвика [165, 166], Г. Линдопа [174], Р. Моррисона [179; 180], М. Рассетт [194], Ч. Рзепки [195-199], Д.С. Робертса [190; 191] и других. С Ч. Рзепкой и Ф. Бёрвиком нами установлены творческие контакты.

Актуальность исследования обусловлена все возрастающим вниманием к творческому наследию и личной судьбе Томаса Де Квинси, а также повышенным интересом читающей публики к произведениям, описывающим измененные, сумеречные состояния сознания: описания снов, бреда, наркотических галлюцинаций, которые привычны для постмодернистской литературы. Примечательно, что некоторые достаточно современные идеи и теории впервые пришли на ум «английскому опиоману» [цит. по: 174], как его называли современники. Концепция наркотической зависимости и возникновение изменений сознания наркомана были показаны им в «Исповеди». Часто пребывая в мире мистических видений, вызванных опиумом, Де Квинси являлся не только пассивным наблюдателем фантастических образов. Он постарался описать наиболее характерные особенности изменения восприятия действительности и необычные сновидения, явившиеся следствием злоупотребления опиумом. Эти его # наблюдения могут быть учтены в современных подходах к исследованию трансформации сознания при наркотическом опьянении.

С литературоведческой точки зрения представляет интерес сочетание различных литературных направлений в творчестве писателя. Де Квинси причисляют к романтикам из-за неизменной его верности литературным моделям и ценностям данного направления. Живя в викторианскую эпоху, Де Квинси продолжал исповедовать романтические поэтические взгляды, обсуждать произведения Вордсворта, Шелли, Китса, но не понимал и не любил произведений Диккенса, Теккерея или Ш. Бронте. В то же время первая часть «Исповеди», Ф посвященная скитаниям юного автора в Лондоне, предвосхищает реалистическую поэтику романов Диккенса. Сочетание различных тенденций в творчестве можно наблюдать и у других авторов, поскольку романтизм на протяжении всего XIX века сосуществовал рядом с реализмом, хотя и был потеснен последним. Он царил в произведениях позднего Вордсворта, Теннисона, супругов Браунинг, «уживался» с реализмом в творчестве Диккенса, Дизраэли, Бульвер-Литтона, В. Скотта и других.

Взяв за образец поэмы Кольриджа и Вордсворта, Де Квинси соединил в своем обширнейшем творчестве различные тенденции обоих. У Вордсворта он воспринял интерес к жизни в её обыденных проявлениях к прелестям семейного ® очага и поэзии природы. Кольридж указал ему путь к немецкой идеалистической философии, к эстетике и художественной литературе Германии. Сочетание бурной, почти патологической фантазии с повестью о делах житейских характерно для ученика Кольриджа и Вордсворта, как бы совместившего задачи, которые его наставники решали в «Лирических балладах». В соответствии с этими задачами Де Квинси экспериментирует и создает особый тип «взволнованной прозы» (impassioned prose, по его собственной терминологии). В жанровом плане можно провести параллель и между произведениями Де Квинси и «лондонских романтиков» Ч. Лэма и У. Хэзлитта.

Произведения Томаса Де Квинси не утратили актуальность, потому, что автор исследовал в них глубины человеческого сознания, пытался проанализировать механизмы психики человека, описывал испытываемые им чувства горечи, страха, потерянности, беспомощности, которые с веками не исчезли и мало изменились.

В качестве материала исследования выбраны следующие собрания сочинений Де Квинси:

1. The Collected Writings of Thomas De Quincey/ by David Masson. 14 vol.- London: A&C Black Soho Square, 1897.

2. De Quincey, Thomas. De Quincey's writings. 23 vol.- Boston, Ticknor, Reed, and Fields, 1851-70.

Объектом исследования является творчество Томаса Де Квинси в контексте европейской литературы XIX-XX веков.

Предмет исследования - основной корпус произведений Де Квинси, прежде всего его автобиографическая проза и эссе.

Цель работы: уточнение места Томаса Де Квинси в ряду английских романтиков, исследование системы жанров писателя.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Исследовать автобиографические тексты Де Квинси, произведения ме-муарно-исповедального жанра и его эссе для выявления интертекстуальных связей творчества писателя с другими дискурсами. Уточнить место писателя в творческом наследии английских мастеров романтической прозы.

2. Проанализировать жанровый «репертуар» художественных и литературно-критических произведений писателя. Классифицировать произведения автора по жанровому признаку.

3. Исследовать систему образов в творчестве писателя.

4. Выявить индивидуальные особенности стиля Де Квинси, исследовать произведения, в которых они проявились наиболее ярко.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что для определения места Томаса Де Квинси в английской литературе необходим анализ жанровостилистических особенностей его произведений, а также изучение интертекстуальных связей творчества автора с современниками и писателями последующих поколений.

В диссертации представлена система жанров произведений Де Квинси, выдвинутая самим автором, и скорректированная впоследствии исследователями XIX и XX веков (Д. Мейсон, Н.Я. Дьяконова). На её основе нами предложена развернутая жанровая классификация текстов писателя, более полная и точная, чем существовавшие ранее. Проанализирована образная система произведений Де Квинси. Выявлены особенности индивидуального стиля автора. В этом заключается новизна работы. Несмотря на то, что отдельные произведения писателя были достаточно полно и глубоко изучены, в отечественной традиции не были освещены основные грани его творчества в их художественном единстве, не сформировалось представление об авторе как о значительном представителе английского романтизма, чьи произведения вошли в мировую культуру.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Томас Де Квинси является значимым представителем английского романтизма. Его произведения тесно связаны с творчеством С.Т. Кольриджа, У. Вордс-ворта, Ч. Лэма, У. Хэзлитта и других английских романтиков.

2. Влияние произведений Де Квинси на современников и писателей XX века указывает на значимость творчества писателя как в английской, так и в мировой литературе.

3. Тексты Де Квинси разнообразны в жанровом плане и образуют целостную жанровую систему. Необходимо классифицировать их по жанровому признаку, охватив как можно большее количество его произведений, поскольку, при всем своем разнообразии, они отражают миропонимание автора, складываются в единую романтическую картину мира.

4. В произведениях писателя присутствуют два вида образов: реалистические и мистические. Наркотические видения и фантазии Де Квинси стали основой целостной мифопоэтической системы образов в творчестве автора.

5. Индивидуальные особенности стиля автора наиболее ярко проявляются в автобиографических произведениях автора, Изучение автобиографических текстов Де Квинси позволяет сделать вывод о новаторстве писателя как в тематике, так и в стилистике жанра.

Структура работы, в соответствии с поставленными целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей источники на русском и английском языках.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды русских и зарубежных ученых М.М. Бахтина, В.В. Ванслова, В.В. Виноградова, Н.Я. Дьяконовой, A.A. Елистратовой, В.Н. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, Н.П.Михальской, Г.Н. Поспелова, H.A. Соловьевой, Ю.Н. Тынянова, М.Н. Abrams, D. Masson, С J. Rzepka и других.

В соответствии с особенностями диссертационного исследования в качестве основных методов выбраны: 1) биографический метод, помогающий проследить степень и характер влияния эстетики поэтов-лейкистов на творческую установку Де Квинси; 2) метод целостного анализа, позволяющий классифицировать произведения Де Квинси по жанровому признаку и выделить их стилистические особенности; 3) интертекстуальный метод, позволяющий исследовать творчество автора в контексте английской романтической прозы; 4) метод сравнительного анализа, используемый для выявления влияния Де Квинси на творчество современников и писателей XX века.

Теоретическая значимость работы. Изучение творчества Де Квинси поможет составить представление об особенностях английской романтической прозы. Кроме того, исследование влияния других авторов на творчество Томаса Де Квинси может способствовать составлению более полной картины взаимодействия различных литературных группировок в рамках романтизма в Англии, выявлению общих типологических черт произведений английских романтиков. Помимо этого, появится возможность оценить влияние Де Квинси на русских писателей.

Практическое значение работы заключается в том, что выводы и материал исследования могут применяться в лекционных и практических курсах «История зарубежной литературы XIX века», «История английской литературы XIX века», в спецкурсах, посвященных английскому романтизму, а также в семинарах по проблеме жанра в эпоху романтизма и в XIX веке в целом.

Апробация диссертационного исследования осуществлялась в рамках научных конференций: «Проблемы молодежи и молодежного движения в современной России» (Балашов, 2003-2005), «Культура безопасности современной России: состояние и перспективы развития» (Балашов, 2004), «VII Ручьевские чтения» (Магнитогорск, 2004), «Междисциплинарные связи в литературе» (Саратов, 2005). Автор диссертации использовал материалы исследование при участии в проекте выполнения государственного единого заказ-наряда (ЕЗН) по темам: «О жанрах и жанровых системах» и «Жанры в пространстве культуры» Различные аспекты исследования были освещены в семи публикациях.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза Томаса Де Квинси. Жанрово-стилистические аспекты"

Выводы по главе II:

1. Жанровая система нашего автора является целостной и отражает миропонимание писателя. Философские, эстетические, политические, литературные взгляды Де Квинси пронизывают все его произведения, иногда являясь сугубо субъективными и даже ошибочными ("Theory of Greek Tragedy"), а порой вырастая в авторские концепции (к примеру, концепция истории в эссе "Charlemagne"). Существующие классификации произведений Де Квинси страдают обобщенностью и не отражают в полной мере жанровое многообразие его работ. Кроме того, расхождения в них приводят к путанице при определении жанра того или иного произведения писателя.

2. При изучении творчества писателя необходимо учитывать современные позиции, требующие аналитического подхода к проблеме. Нами предложена классификация произведений автора, достаточно разветвленная и объемная, отражающая целостность его жанровой системы. Безусловно, и она имеет свои недостатки, но вместе с тем может оказать помощь в изучении творчества Де Квинси.

3. В творчестве Де Квинси присутствует два вида образов: реалистические и мистические. Центральными персонажами его произведений становятся парии, отверженные, «люди дна», отражающие веру писателя в то, что неизбежные страдания человечества преодолеваются только благородством и душевной стойкостью. В дальнейшем воззрения автора вылились в собственную мифологию Де Квинси. При её создании автор во многом опирался на поэмы С.Т. Кольриджа (к примеру, образы Богородиц Скорби сходны с Жизнью-в-Смерти Кольриджа, они также несут страдание во имя нравственного очищения и перерождения личности человека). Связующим звеном, соединяющим отдельные образы мифологии автора, является своеобразный культ страдания, его неизбежности для слабого и пассивного героя Де Квинси.

4. Исследование автобиографической прозы, как наиболее яркой части творчества Де Квинси, позволяет составить представление о стиле писателя. Важная отличительная черта его стиля - «взволнованная проза», отличающаяся повышенной образностью, выразительностью, обилием риторических приемов, большей ритмичностью, что приближает её к поэзии. Стиль автора проявляется и в повышенной риторичности повествования. Обилие в тексте риторических приемов и конструкций позволяет писателю показать себя мастером высокого художественного стиля. Парадоксальное смешение ярких экспрессивных картин с бытоописательными отрывками, художественной лексики с официальной, поэтической с научной отличают прозу Де Квинси.

5. Новаторство Де Квинси проявляется в создании произведений, где основное повествование переплетается с метатекстом. Художественные образы неразрывно связаны у него с описанием истории их возникновения, в которой автор раскрывает и «механизм» их создания, и чувства, волновавшие его в процессе творчества.

6. Для произведений Де Квинси характерна полижанровость, представляющая собой один из элементов авторской манеры, привносящий оригинальность в его тексты. Такое сочетание различных оценок в рамках одного текста (критическая оценка творчества в сочетании с оценкой личности поэтов в биографиях, психологическая оценка личности цезарей в исторической хронике и т.д.), кроме всего прочего, позволяет говорить о вкладе автора в развитие романтических историографии и политэкономии, наряду с биографическим методом.

154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Томас Де Квинси появился на литературной арене Англии, когда расцвет романтизма был уже в прошлом. В отличие от Кольриджа, Вордсворта, Байрона и других «канонических» романтиков, он не создал грандиозных, «революционных» (в эстетическом плане) произведений. Несмотря на это, среди исследователей прочно закрепилось мнение о нем, как об авторе, хотя и второстепенном [81; 194, 6], но занявшем значимое место в литературе XIX века.

Литературные взгляды писателя, как известно, сформировались под влиянием «лейкистов», но имели определенные отличия. Так, воспевание «сельской идиллии», заимствованное у Вордсворта, идёт в контрасте с картинами Лондона -жестокого безжалостного города. Мистицизм, навеянный Кольриджем, помогает Де Квинси в создании собственной мифологии, сочетающей элементы различных религий. В этом он схож с некоторыми другими романтиками.

Анализ творчества писателя позволяет указать на индивидуальные аспекты, делающие его привлекательным и актуальным для многих художников XIX и XX веков. Образ опиомана перекочевал в произведения Диккенса, Коллинза, По, Гоголя, естественно, претерпев при этом определенные трансформации. Так, образ опиомана у Диккенса призван развеять романтический ореол вокруг наркотиков, созданный «Исповедью» Де Квинси и «Лунным камнем» Коллинза. Элементы сюжета «Исповеди» явственно прослеживаются в «Невском проспекте» Гоголя. Наблюдается определенное сходство сюжета «Невского проспекта» с первым переводом-пересказом «Исповеди». Влияние Де Квинси на Э.А. По явственно ощущается в «Лигейе». Причем здесь на описание опиумных видений накладывается элемент фантастики, обеспечивающий произведению счастливый финал. Отзвуки «Исповеди» слышатся и у столь разных писателей, как Бальзак и Готье, Достоевский и Борхес. Не осталась незамеченной и поднятая Де Квинси тема каменного города, жестокого к несчастным париям, живущим в нем. Тема получила развитие в произведениях Диккенса и приобрела в них реалистическое, социальное и моральное обоснование. А О. Уайльд, восприняв буквально пародийное эссе Де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств», счел его аморалистом, прославляющим искусство ради искусства и пренебрегающим нормами морали. Интерес к Де Квинси не угас и в XX веке, о чем можно судить, к примеру, по многочисленным ссылкам на его произведения в рассказах и эссе X.JT. Борхеса. Не только образ опиомана вызвал интерес у других авторов. Философские рассуждения Де Квинси заинтересовали X.JI. Борхеса, отразились в его рассказах «Три версии предательства Иуды», «Биатанатос» и других. Подобная востребованность писателя не только в кругу современников, но и среди потомков, является солидным свидетельством значимости его творчества.

Кроме того, «Исповедь» является ярким образцом «нарколитературы». Существует определенное сходство между ней и произведениями таких авторов, как Ш. Бодлер, Р. Киплинг, Э. По и другие. Некоторые из них испытали на себе влияние этого неоднозначного произведения, других роднит с «Исповедью» общность темы. Интересно, что определенное сходство можно найти между «Исповедью» и поэмой в прозе «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева.

По сути дела, из всех английских романтиков у Де Квинси сложилась самая разветвленная и разнообразная по составу авторская система жанров. Она охватывает автобиографические сочинения (повесть, эссе), романы (исторический, готический, авантюрный), эссе на различные темы (литературно-критические, культурологические, мистико-мифологические, на религиозные темы, политические и другие), биографии, трактат, диалоги, исторические хроники, очерки, письма, статьи. Такое разнообразие выгодно отличает писателя от других романтиков. Конечно, само по себе подобное жанровое «изобилие» еще не признак высокого качества произведений, что мы и старались показать в своем исследовании. Но оно - знак тех широких возможностей, которые открывал романтизм перед авторами, наделенными фантазией, творческим воображением и достаточной эрудицией.

Комплексный анализ произведений Де Квинси позволяет систематизировать их по жанровому признаку. Предложенная нами жанровая классификация учитывает как мнение самого писателя, так и предшествующие исследования отечественных и зарубежных ученых, хотя и расходится с ними в некоторых аспектах. Она обладает большей четкостью и развернутостью по сравнению с предыдущими.

Выделяясь среди других романтиков обилием разнообразных жанров, Де Квинси, в то же время, воплотил в своем творчестве общую тенденцию романтического принципа универсализма. Многожанрово творческое наследие В. Скотта (романы, поэмы, научные труды, критика), Байрона (поэмы, драмы, лирика, опыты в прозе, мемуары), Шелли (лирика, поэмы, драмы, критический опус «Защита поэзии») На их фоне особая многожанровость Де Квинси обусловлена рядом личных его особенностей, на что мы обращаем внимание в исследовании.

Сложившаяся стихийно, жанровая система Де Квинси обладает, при всех присущих автору противоречиях, определенным художественным единством. Из совокупности его произведений складывается единая романтическая картина мира - пестрая, многоаспектная, даже хаотическая, на первый взгляд, но все-таки структурированная взаимодействием двух основных тенденций: а) мир управляем некими объективными законами — политэкономии, истории, психологии, физиологии и т.д.; б) не менее велика в жизни и роль факторов субъективных, связанных с психикой человека и, особенно,- с его творческой фантазией, порождающей искусство, творящей мифы, образы-архетипы (к примеру архетип «двойника» -Темного Толкователя).

Конечно, нельзя говорить о полноте этой авторской картины мира - Де Квинси о многом не знал, кое-что понимал ошибочно. Так, его представление о Востоке, об Азии является смутным и сильно искаженным, а отдельные философские суждения явно субъективны. В круг его интересов практически не входили естественные науки (физика, химия), хотя знание математики он демонстрирует в трактате по политэкономии. Вместе с тем у него сложилось собственное, целостное представление о мире, о жизни.

Реалистические и мистические персонажи произведений Де Квинси тесно связаны между собой. О основе «личной» мифологии Де Квинси лежит убеждение, что неизбежные тяготы и несправедливости реального мира побеждаются ценой нравственного очищения. Центральным стержнем мифологической системы Де Квинси, объединяющим в одно целое её разрозненные образы, является мотив страдания, возведенного писателем в культ. Соответственно, и мифические боги, и духи Де Квинси не несут в себе светлого начала (Темный Толкователь), они отражают его страхи (апокалипсические и «азиатские» видения), призваны обрекать на страдание (Богородицы Скорби). Богородицы Скорби - богини, определяющие судьбы парий на земле, якобы выполняют повеление Всевышнего. Они строго следят за тем, чтобы каждому несчастному досталось горя с избытком. Темный Толкователь - призрачное существо, являющееся, в то же время, отражением внутренней сущности человека. Да и для многих героев автобиографических произведений автора характерна определенная «призрачность». Образы несчастных отверженных становятся яркими, только пока о них идет повествование, но исчезают, оставляя читателя в неведении, относительно их прошлого и будущего. Подобная «призрачность» романтична. Но судьба персонажей типична для многих представителей лондонской бедноты.

Описывая собственные видения, послужившие основой его «личной» мифологии, Де Квинси не просто повествует о них, как о каких-то загадочных символах, но стремится найти им объяснение как в собственных воспоминаниях, так и в реальном мире. Каждое видение - это определенное событие, трансформированное воображением и опиумом в той или иной степени. Так возникает ещё одна особенность творчества Де Квинси - обилие метатекста в сочетании с основным текстом произведения. В этом он опирался на традиции, заложенные другими авторами, причем Де Квинси смог выйти за рамки просто комментариев к тексту. Одновременно в одном произведении он дает и художественные образы, и историю их создания, и свои тайные чувства, волновавшие его в процессе творчества. Его целью было показать психологическую основу творческого процесса - в этом его новаторство и отличие от других авторов.

Кроме того, изучение автобиографических произведений Де Квинси позволяет сделать вывод о новаторстве автора как в тематике, так и в стилистике жанра. Так, впервые в английской литературе героями произведений стали «люди дна», нищие, парии, о которых в «приличном обществе» не принято говорить. Более того, он решился написать исповедь человека слабого, неспособного справиться даже с самим собой. И суть здесь не в том, что автор шокировал публику своими признаниями. Цель «Исповеди» - не просто рассказ о «радостях» наркотического опьянения. Это также и предостережение тем, кто только начинает или хочет попробовать принимать наркотики. Произведение показывает, что у писателя сложилось двойственное впечатление от наркотиков. Его привлекала эйфория, возникавшая после приема опиума, но вселяли ужас кошмарные видения, пришедшие ей на смену. С социальной точки зрения в современном мире произведение приобретает даже большую актуальность, чем в момент появления в печати. Отклики писателей на «Исповедь» также были неоднозначны. Одни (Н.В. Гоголь, Э.А. По, У. Коллинз) продолжили воспевание наркотика, овевая его романтическим ореолом. Другие (Ч. Диккенс, Ш. Бодлер) напротив, стремились показать его опасность для человека и общества.

Новаторство в стилистике проявляется в попытке приблизить прозу к поэзии - в создании «взволнованной прозы», по экспрессивности и образности сравнимой с поэтическим текстом. Используя определенные риторические приемы, особую ритмическую организацию, обилие ярких выразительных образов, Де Квинси создает отдельную разновидность романтической прозы. Он не стремится подражать поэзии. Проза - особое искусство, отличное от поэзии, но не ставшее от этого менее значимым. Целью его (естественно недостижимой, к которой можно лишь приблизиться в той или иной мере) является создание гармоничного произведения, сродни музыкальному, своеобразной «музыки слов», поскольку именно в музыке автор видит источник гармонии.

Другая особенность творчества Де Квинси - многожанровость произведений. Сочетание реалистического нарратива с мистическими описаниями; оценка исторических событий, неотделимая от психологической оценки личности деятелей прошлого; методические рекомендации в эпистолярной форме; политэконо-мические доктрины, изложенные в диалоге, - все это присутствует в романтическом творчестве писателя. Более того, он раскрывает с новой стороны уже известные жанры, внося свой вклад в развитие романтической историографии, политэкономии, биографического жанра. В то же время сочетание самых различных жанров в отдельных произведениях писателя стимулировало обогащение художественной прозы Де Квинси, например, тенденцию к созданию в ней метатекста или, говоря иначе, жанра «саморефлектирующего», особенно пышно расцветающего затем в литературе модернизма.

Вне литературного контекста произведения Де Квинси, в особенности его мемуарно-автобиографическая проза, представляют интерес с социальной и психологической точки зрения. В них представлен анализ физического состояния человека, описание трансформации его сознания, изменения восприятия при наркотическом опьянении. В беллетризованной форме автор высказал ряд предположений о работе сознания, подтвержденных научными исследованиями современных психологов. Художественное сравнение мозга с палимпсестом иллюстрирует способность памяти хранить, не теряя, всю попадающую в нее информацию. Философские рассуждения писателя о связи языка и сознания народа, их влиянии друг на друга также получили научное подтверждение в XX веке.

 

Список научной литературыТалагаева, Юлия Александровна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. De Quincey, Т. Autobiographic Sketches Text. / De Quincey T.// De Quincey's Writings : in 23 v. -Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1853 V. XII - 384 p.

2. De Quincey, T. Casuistry Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854. - V. XVI. - P. 203-272.

3. De Quincey, T. Charlemagne Text. / De Quincey // De Quincey's Writings : in 23 v.-Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854.-V. XVII.-P. 113-156.

4. De Quincey, T. Confessions of an English Opium Eater Text. / De Quincey T. L.: Penguin Books, 1997. - 288 p.

5. De Quincey, T. De Quincey's Writings Text. : in 23 v. V. I-XXIII. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1851-1870.

6. De Quincey, T. Dialogues of Three Templars on Political Economy Electronic resource. / De Quincey T. // Memorials and Other Papers.: v. 2. / De Quincey T. -Режим доступа: / http://200013.eu.archive.Org/0/texts/8mem2/ 8mem210.txt. -Загл. с экрана.

7. De Quincey, Т. French and English Manners Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854. - V. XV. -P. 187-197.

8. De Quincey, T. Joan of Arc Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v.- Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854. V. Ill - P. 79-130.

9. De Quincey, T. Judas Iscariot Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854. -V. XVI. - P. 147-178.

10. De Quincey, T. Klosterheim Electronic resource. / De Quincey T.// Memorials and Other Papers.: v. 2. Режим доступа : http://ia200013 .eu.archive.org/0/ texts/8mem2/8mem210 .txt. - Загл. с экрана.

11. De Quincey, Т. Language Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v.-Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854.-V. XV.-P. 161-187.

12. De Quincey, T. Letters to a Young Man Whose Education Has Been Neglected Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23. v. -Boston: Ticknor, Reed, and Fields, 1854.-V. XV.-P. 1-101.

13. De Quincey, T. Levana and our Ladies of Sorrow Text. / De Quincey T. // The Collected Writings of Thomas De Quincey : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897. - V. XIII. - P. 333-372.

14. De Quincey, T. On Hume's Argument Against Miracles Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854. - V. XVI.-P. 179-202.

15. De Quincey, T. On Suicide Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1855. - V. XVIII. - P. 260-266.

16. De Quincey, T. On The Knocking at the Gates in Macbeth Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854. - V. IV.-P. 9-16.

17. De Quincey, T. Philosophy of Herodotus Text. / De Quincey T. // The Col-lected Writings of Thomas De Quincey : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897. -V. VI. - P. 96-138.

18. De Quincey, T. Pope Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings: in 23 v. -Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1870.-V. II.-P. 101-166.

19. De Quincey, T. Schlosser's Literary History of the Eighteenth Century Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1859.-V. XXI.-P. 81-136.

20. De Quincey, T. Shakespeare Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1870. - V. II. - P. 9-100.

21. De Quincey, T. Sir William Hamilton Text. / De Quincey T. // The Collected Writings of Thomas De Quincey : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897.-V.V.- P. 303-351.

22. De Quincey, T. Style Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v.

23. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1853. V. XI. - P. 61-216.

24. De Quincey, T. Suspiria de Profundis Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. -.Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1851. -V. I. P. 145-288.

25. De Quincey, T. Suspiria de Profundis Text. / De Quincey T. // The Collected Writings of Thomas De Quincey : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897. - V. XIII. - P. 333-372.

26. De Quincey, T. The Antigone of Sophocles, as represented on the Edinburgh Stage in December 1845 Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. -Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1859.-V. XXI.-P. 137-176.

27. De Quincey, T. The Avenger Text. / De Quincey T. // De Quincey Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1859. - V. XIX. - P. 9-82.

28. De Quincey, T. The Caesars Text. / De Quincey T. // The Collected Writings of Thomas De Quincey : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897.- V. VI. - P. 225-417.

29. De Quincey, T. The Collected Writings of Thomas De Quincey Text. : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897. - V. 1-14.

30. De Quincey, T. The Daughter of Lebanon Text. / De Quincey T. // Confessions of an English Opium Eater. L.: Penguin Books, 1997 - P. 249-254.

31. De Quincey, T. The Daughter of Lebanon Text. / De Quincey T. // The Collected Writings of Thomas De Quincey : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897.- V. III. - P. 450-456.

32. De Quincey, T. The English Mail-Coach Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1851.- V.III. - P. 131208.

33. De Quincey, T. The Logic of Political Economy Text. / De Quincey T. // De Quincey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1859- V. XXII. - P. 5-220.

34. De Quincey, T. The Spanish Military Nun Text. / De Quincey T. // The Collected Writings of Thomas De Quincey : in 14 v. / by David Masson. London : A&C Black Soho Square, 1897. -V. XIII. - P. 159-250.

35. De Quincey, Т. The Sphinx Riddle Electronic resource. / De Quincey T-1 I Memorials and Other Papers.: v. 2. Режим доступа: http://ia200013.eu.ar-chive.org/0/texts/8mem2/8mem210 .txt.- Загл. с экрана.

36. De Quincey, Т. Theory of Greek Tragedy Text. / De Quincey T. // De Quin-cey's Writings : in 23 v. Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1854. - V. XV. - P. 101127.

37. De Quincey, T. Walking Stewart Text. / De Quincey T. // De Quincey's Wri-tings : in 23 v.- Boston : Ticknor, Reed, and Fields, 1856. V. XIII. - P. 229-256.

38. Де Квинси, Т. Suspiria de Profundis Текст. / Де Квинси Т. // Литературные памятники / сост. Н. Я. Дьяконова. М.: Наука, 2000. - С. 133-183.

39. Де Квинси, Т. Исповедь англичанина, любителя опиума Текст. / Де Квинси Т. // Литературные памятники / сост. Н. Я. Дьяконова. М.: Наука, 2000. -С. 5-132.

40. Де Квинси, Т. О стуке в ворота у Шекспира ("Макбет") Электронный ресурс. / Де Квинси Т.; пер. С. Л. Сухарева. Режим доступа:/ http://orel. rsl.ru/nettext/ foreign/qwinsi/ostuke .htm. - Загл.с экрана.

41. Де Квинси, Т. Убийство как одно из изящных искусств Электронный ресурс. / Де Квинси Т. Режим доступа: / http://www.filipark.ru/lib/ INPROZ/KWINSI/murd.txtflO. - Загл. с экрана.1. Источники:

42. Алексеев, М. П. Ф. М. Достоевский и книга Де Квинси "Confessions of an English Opium-eater" Текст. / M. П. Алексеев // Учен. зап. Высшей школы Одессы : сб. статей, посвящ. В. М. Ляпунову. Одесса, 1922. - Т. 2 - С. 97102.

43. Аникин, Г. В. История английской литературы Текст. / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. М.: Высш. шк., 1975. - 528 с.

44. Балашова, Т. А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики (на материале научно-фантастического романа Великобритании) Текст. /

45. Т. А. Балашова // Автореф. дисс. канд. филол. наук. М, 2003. - 16 с.

46. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики Текст. / М. М. Бахтин. М. : Наука, 1975.-356 с.

47. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. М. : Просвещение, 1979. - 300 с.

48. Белянин, В. П. Психолингвистика Текст. : учебник / В. П. Белянин. М.: Флинта, 2003.-232 с.

49. Блонский, П. П. Память и мышление Текст. / П. П. Блонский. СПб.: Питер, 2001.-288 с.

50. Борхес, X. Л. Письмена Бога Текст. / X. Л. Борхес ; сост., вступит, ст. и примеч. И. М. Петровского. М.: Республика, 1992 - 510 с.

51. Борхес, X. Л. Проза разных лет Текст. : сборник / X. Л. Борхес ; пер. с исп.; сост. и предисл. И. Тертерян ; коммент. Б. Дубина. М.: Радуга, 1984. -320 с.

52. Брандис, Е. Фантастика и новое видение мира Электронный ресурс. / Е. Брандис. Режим доступа : / http://fandoin.rusf.ru/aboutfan/brandis 9. — Загл. с экрана.

53. Ванслов, В. В. Эстетика романтизма Текст. / В. В. Ванслов. -М.: Искусство, 1966.-405 с.

54. Ваховская, А. М. Исповедь Текст. / А. М. Ваховская // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. -М.: НПК «Интелвак», 2001.-С. 320-321.

55. Вахрушев, В. С. Боренье с самим собой как вариант «другого голоса» в культуре Текст. / В. С. Вахрушев // Проблема «другого голоса» в языке, литературе и культуре : материалы IV Междунар. конф. 27-29 март. 2003 г. СПб., 2003.-С. 256-262.

56. Вахрушев, В. С. История как игра и как текст Текст. / В. С. Вахрушев // Российский исторический журнал. 1999. - № 2. - С. 12-20.

57. Вахрушев, В. С. Ничто человеческое нам не чуждо Текст. / В. С. Вахрушев // Волга. 1994. -№ 3/4. - С. 133-141.

58. Вахрушев, В. С. О теории жанра и об истории его изучения . Приключения жанра Текст. : (проблемы теории и истории литературных жанров) / В. С. Вахрушев. Балашов, 2003 - 39 с. - ( Весы : Альманах гуманит. кафедр БФ СГУ ; № 22 ).

59. Вахрушев, В. С. Об истории с эстетической точки зрения Текст. / В. С. Вахрушев // Российский исторический журнал. 1996. — № 1. - С. 11-16.

60. Вахрушев, В. С. Образ. Текст. Игра Текст. : очерки по теории лит. : ч.2.: учеб. пособие для учителей лит., преподавателей вузов, студентов-филологов / В. С. Вахрушев. Балашов : Изд-во Николаев, 2002- 128 с.

61. Вахрушев, В. С. Творчество Теккерея Текст. / В. С. Вахрушев Саратов : Изд-во СГУ, 1984.- 149 с.

62. Вахрушев, В. С. Уроки мировой литературы в школе Текст. : кн. для учителя : из опыта работы / В. С. Вахрушев. М.: Просвещение, 1993. - 160 с.

63. Веселовский, А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения» Текст. / А. Н. Веселовский ; науч. ред., предисл., пер. А.Е. Махова. М. : ИМТЯАОА, 1999. - 446 с.

64. Виноградов, В. В. О литературной циклизации Текст.: по поводу "Невского проспекта" Гоголя и "Исповеди опиофага" Де Квинси, 1924 / В. В. Виноградов // Избр. труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. - С. 45—51.

65. Вольфсон, И. В. Исповедь изгоя Текст. : Развитие жанра у писателя и измененным мышлением / И. В. Вольфсон // Художественный мир Венедикта Ерофеева / под ред. К. Ф. Седова. Саратов : Изд-во СГПИ, 1995. - С. 46-55.

66. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский ; предисл.4

67. А. Н. Леонтьева ; под общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1968.-573 с.

68. Гальперин, И. Р. Стилистика английского языка Текст. : учебник / И. Р.

69. Гальперин. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш. шк., 1977. - 332 с.

70. Гинзбург, Л. О психологической прозе Текст. / Л. Гинзбург. М. : Ш-ТЯАОА, 1999.-410 с.

71. Гоголь, Н. В. Избранные сочинения Текст. : В 2 т. Т. 1 / Н. В. Гоголь ; вступит. ст. П. Николаева ; примеч. Н. Степанова, А. Бушмина, Г. Фрид-лендера. М.: Худож. лит., 1984 - 575 с.

72. Гордеева, Е. Ю. Очерк Текст. // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. ИНИОН РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001.-С. 707-709.

73. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики Текст. : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.

74. Гуревич, А. М. Романтизм Текст. / А. М. Гуревич // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева ; редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов [ и др.]. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.-752 с.

75. Гусев, В. И. Концепция романтизма в статьях А. Блока Текст. / В. И. Гусев // Литературные направления и стили : сб. статей, посвящ. 75-летию Г. Н. Поспелова / под ред. А. Н. Николаева, Е. Г. Рудневой. М.: Изд-во Москов. унта, 1976.-С. 298-310.

76. Диккенс, Ч. Тайна Эдвина Друда Текст. / Диккенс Ч. // Собр. соч. : в 30 т. -М.: Худож. лит., 1962. Т. 27. - С. 277-586.

77. Дмитриев, А. С. Романтизм и Просвещение Текст. : борьба или взаимодействие / А. С. Дмитриев // Вопр. лит. 1972. - № 10. - С. 117-131.

78. Душина, JI. Н. Русская поэзия и проза XIX-XX вв Текст. : Ритмическая организация текста / Jl. Н. Душина ; под. ред. А. А. Демченко. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 217 с.

79. Дьяконова, Н. Я. «Исповедь» Де Квинси в европейском контексте Текст. / Н. Я. Дяконова // Россия. Запад. Восток. Встречные течения : к 100-летию со дня рождения акад. М. П. Алексеева. СПб., 1996,- С. 262-269.

80. Дьяконова, Н. Я. Английская проза эпохи романтизма Текст. / Н. Я. Дяконова // Английская романтическая новелла. М., 1980. - С. 5-40.

81. Дьяконова, Н. Я. Английский романтизм Текст. : проблемы эстетики / Н. Я. Дьяконова. М.: Наука, 1978. - 208 с.

82. Дьяконова, Н. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма Текст. / Н. Я. Дьяконова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 230 с.

83. Дьяконова, Н. Я. Философские истоки мировоззрения Диккенса Текст. / Н. Я. Дьяконова // Из истории английской литературы : ст. разных лет / сост. А. А. Чамеев. СПб.: Алегейя, 2001. - С. 77-94.

84. Дьяконова, Н. Я. Чарльз Лэм и Элия Текст. / Н. Я. Дьяконова // Чарльз Лэм. -Л., 1979.-С. 181-209.

85. Елистратова, А. А. К проблеме соотношения реализма и романтизма Текст. : (на материале истории англ. лит. конца XVIII начала XIX вв.) / А. А. Елистратова // Вопр. лит. - 1957. - № 6. - С. 28-47.

86. Елистратова, А. А. Наследие английского романтизма и современность Текст. / А. А. Елистратова. М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 505 с.

87. Елистратова, А. А. Отношение романтиков к классическому литературному наследию Текст. / А. А. Елистратова // Европейский романтизм : [сб. статей] / под ред. И. Неупокоевой, И. Шетер. М.: Наука, 1973. - С. 90-128.

88. Елистратова, А. А. Эпистолярная проза романтиков Текст. / А. А. Елистратова // Европейский романтизм : [сб. статей] / под ред. И. Неупокоевой, И. Шетер. М. : Наука, 1973. - С. 309-352.

89. Жирмунский, В. М. Из истории западно-европейских литератур Текст. / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1981. - 302 с.

90. Жирмунский, В. М. Избранные труды : Теория литературы. Поэтика. Стилистика Текст. / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1977. - 408 с.

91. Жук, О. Булгаков и Де Квинси: история одного сюжета Электронный ресурс. / О. Жук. Режим доступа : / http://www.narcom.ru/ideas/com-топ/58.Мт1. - Загл. с экрана.

92. Зарубежная литература Х1Х-ХХ веков : Романтизм Текст. : хрестоматия ист.- лит. материалов : учеб. пособие / сост. А. С. Дмитриев, Б. И. Колесников, Н. Н. Новикова. М.: Высш. шк., 1990. - 367 с.

93. Имшенецкий, А. А. Статья Текст. / А. Имшенецкий // БСЭ 3-е изд. - 1976. -Т. 24., ч. 1.-С. 1372.

94. Историческая поэтика Текст. : лит. эпохи и типы худож. сознания / отв. ред. П. А. Гринцер. М., 1994. - 511 с.

95. История всемирной литературы Текст. : в 9 т. / под ред. Д. В. Затонского [и др.]. М.: Наука, 1989. - Т. 1-9.

96. История зарубежной литературы XIX века Текст. / М. Е. Елизарова,

97. Б. И. Колесников, С. П. Гиджеу, Н. П. Михальская. М.: Просвещение, 1972.-623 с.

98. История зарубежной литературы XIX века Текст. : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева. М. : Просвещение, 1982.-320 с.

99. Киплинг, Р. Ворота ста печалей Электронный ресурс. / пер. М. Клягина-Кондратьева. М.: СЕР АНН, 2001. - Режим доступа: http://loststranger .narod.ru/library/kiplingl .html. - Загл. с экрана.

100. Клименко, Е. И. Проблема стиля в английской литературе первой трети 19в. Текст. / Е. И. Клименко. М., 1989. - 302 с.

101. Клименко, Е. И. Традиции и новаторство в английской литературе Текст. / Е. И. Клименко. JL : Изд-во Ленинград, ун-та, 1961. - 191 с.

102. Кожинов, В. В. Роман Текст. / В. В. Кожинов // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 889-892.

103. Коллинз, У. Лунный камень Текст. / У. Коллинз ; пер. с англ. М. Шагинян. -М.: Атомиздат, 1981.-496 е.- ( Собр. соч.: в 20 т.; Т. 20.)

104. Кормилов, С. Н. Поэма Текст. /*С. Н. Кормилов // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. М. : НПК «Интелвак», 2001.-С. 781-783.

105. Курносов, А. А. Мемуары Текст. / А. А. Курносов // БСЭ. 3-е изд. - 1976. -Т. 16-С. 180-181.

106. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. -М. : Смысл, 1997.-287 с.

107. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек. Текст. Семиотика. История Текст. / Ю. М. Лотман. М., 1996. - 447 с.

108. Лотман, Ю. М. К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина Текст. : (проблема авторских примечаний к тексту) / Ю. М. Лотман // Пушкин и его современники.-Псков, 1970.-С. 101-110.

109. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии Текст.: анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. СПб., 1996. - 848 с.

110. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-Спб, 1998. - С. 14-258.

111. Луков, В. А. Романтизм Текст. // История зарубежной литературы XIX века: учеб. для студ. пед. ин-тов / под ред. Н. П. Михальской. М.: Просвещение, 1991.-Ч. 1.-С. 33-44.

112. Лурия, А. Р. Потерянный и возвращенный мир : (история одного ранения) Текст. / А. Р. Лурия. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1971. - 210 с.

113. Лэм, Ч. Очерки Элии Текст. / А. Лэм ; под ред. Н. Я. Дьяконовой. М. : Наука, 1979.-266 с.

114. Маклаков, А. Г. Общая психология Текст. : учебник для вузов / А. Г. Маклаков. СПб. : Питер, 2005. - 583 с.

115. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии Текст. В 3 т. Т. 1., кн. 1. / К. Маркс. М., 1983. - 206 с.

116. Махов, А. Е. Романтизм Текст. / А. Е. Махов // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. — М. : НПК «Интелвак», 2001. С. 894-902.

117. Муравьев, В. С. Эпистолярная литература Текст. / В. С. Муравьев // БСЭ. -3-е изд. 1976.- С. 647-648.

118. Муравьев, В. С. Эссе Текст. / В. С. Муравьев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. - С. 246-247.

119. Неупокоева, И. Общие черты европейского романтизма и своеобразие его национальных путей Текст. / И. Неупокоева // Европейский романтизм : [сб. статей] / под ред. И. Неупокоевой, И. Шетер. М.: Наука, 1973. - С. 7-51.

120. Николюкин, А. Н. Диалог Текст. / А. Н. Николюкин // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. — М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 225.

121. Орлицкий, Ю. Б. Стих и проза в русской литературе: очерки истории и теории Текст. / Ю. Б. Орлицкий. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1991. - 200 с.

122. Поспелов, Г. Н. Очерк Текст. / Г. Н. Поспелов // БСЭ. 3-е изд.- Т. 24, ч. 1. -1976.-С. 128-130.

123. Поспелов, Г. Н. Роман Текст. / Г. Н. Поспелов // БСЭ. 3-е изд. - Т. 24, ч. 1. -1976.-С. 550-553.

124. Поспелов, Г. Н. Типология литературных родов и жанров Текст. / Г. Н. Поспелов. М.: Наука, 1967. - 250 с.

125. Пушкин, А. С. История Пугачева Текст. / А. С. Пушкин // Полн. собр. соч.: в 17т./ худож. С. Богачев. М. : Воскресенье, 1998. - Т. 9, кн. 2. - С. 1-497.

126. Пушкин, А. С. Капитанская дочка Текст. / А. С. Пушкин // Полн. собр. соч. : в 17т./ худож. С. Богачев. М.: Воскресенье, 1995. - Т. 8, кн. 1- С. 277385.

127. Реизов, Б. Г. Из истории европейских литератур Текст. / Б. Г. Реизов. -JL : Изд-во Ленинград, ун-та, 1970. 373 с.

128. Реизов, Б. Г. О литературных направлениях Текст. / Б. Г. Реизов // Вопр. лит.- 1957.- №1.-С. 87-118.

129. Романова, Г. Н. Автобиография Текст. / Г. Н. Романова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. -М.: НПК «Интелвак», 2001.-С. 15-17.

130. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь Текст. / Ж.-Ж. Руссо // Пед. сочинения : в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе ; сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. - Т. 2.- С. 1-336.

131. Скотт, В. Роб Рой Текст. / В. Скотт // Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1990.- Т. 4. 476 с.

132. Скрябина, Т. Л. Хроника Текст. / Т. Л. Скрябина // Литературная энциклопедия терминов и.понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. -М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 1171-1172.

133. Соболевская, О. В. Биография Текст. // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. М. : НПК «Интелвак», 2001.-С. 90-92.

134. Соколов, А. Н. К спорам о романтизме Текст. / А. Н. Соколов // Вопр. лит. -1963.-№7.-С. 118-138.

135. Соколов, А. Романтизм Текст. / А. Соколов, С. Тураев // Словарь литературоведческих терминов / ред.- сост.: Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М., Просвещение, 1974. - С. 332-337.

136. Соловьева, Н. А. У истоков английского романтизма Текст. / Н. А. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 1983.-230 с.

137. Тертерян, И. А. Романтизм Текст. / И. А. Тертерян // История всемирной литературы : в 9 т. / под ред. Д. В. Затонского [и др.]. М.: Наука, 1989. - Т. 6. -С. 16-27.

138. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика Текст. / Б. В. Томашевский. М. : Аспект Пресс, 2002. - 334 с.

139. Топоров, В. Н. Из наблюдений над загадкой Текст. / В. Н. Топоров // Загадка как текст : сб. науч. тр. / отв. ред. Т. М. Николаева. М.: Индрик, 1994. -вып. 1.-С. 10-117.

140. Трактат Текст. // Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.-С. 1349.

141. Тургенев, И. С. Письма Текст. Т. 3. / И. С. Тургенев. М.; Л., 1961. - 730 с.

142. Тынянов, Ю. Н. Литературная эволюция Текст. : избр. тр. / Ю. Н. Тынянов. М. : Аграф, 2002. - 496 с.

143. Физиология человека Текст. / Н. А. Агаджанян, Л. 3. Тель, В. И. Циркин, С. А. Чеснокова. М.: Мед. Книга ; Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2001 - 526 с.

144. Физиология человека Текст. : в 4 т. Т.1 : пер. с англ. / Дудел Дж., Рюэгг И., Шмидт Р., Яниг В.; под ред. Р Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985.- 272 с.

145. Храповицкая, Г. Н. История зарубежной литературы : Западно-европей- ский и американский романтизм Текст.: учебник / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин ; под ред. Г. Н. Храповицкой. М.: Флинта : Наука, 2002. - 408 с.

146. Храпченко, М. Типологическое изучение литературы и его принципы Текст. / М. Храпченко//Вопр. лит. 1968.-№ 2. - С. 55-83.

147. Цимбаева, Е. Исторические ключи к литературным загадкам : «Тайна Эдвина Друда» Текст. / Е. Цимбаева // Вопр. лит. 2005.- № 3 - С. 305-344.

148. Шайтанов, И. О. Английский романтизм Текст. / И. О. Шайтанов // История зарубежной литературы XIX века.: учеб. для студ. пед. ин-тов. / под ред. Н. П. Михальской. М. : Просвещение, 1991. - Ч. 2. - С. 44-70.

149. Шетер, И. Романтизм Текст. : предыстория и периодизация / И. Шетер // Европейский романтизм : [сб. статей] / под ред. И. Неупокоевой, И. Шетер. -М.: Наука, 1973.-С. 51-90.

150. Эпштейн, М. Законы свободного жанра Текст. : (эссеистика и эссеизм в культуре нового времени / М. Эпштейн // Вопр. лит. 1987. - № 7. - С. 120-152.

151. Эпштейн, М. Н. Хроника Текст. / М. Эпштейн // БСЭ. 3-е изд. - Т. 24., ч. 1. -1976.-С. 1188-1189.

152. Эпштейн, М. Н. Эссе об эссе Электронный ресурс. / М. Н. Эпштейн . Режим доступа: http://www.emory.edu/INTELNET/esseesse.html/. - Загл. с экрана.

153. Якушева, Г. В. Мемуары Текст. / Г. В. Якушева // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина ; ИНИОН РАН. -М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 524-525.

154. Abrams, М. Н. Natural Supernaturalism. Tradition and Revolution in Roman-tic Literature Text. /М. H. Abrams. New York : Norton, 1971.- 406 p.

155. Abrams, M. H. The Mirror and the Lamp. Romantic Theory and the Critical Tradition Text. / M. H. Abrams. New York : Oxford UP, 1953. - 408 p.

156. Allen, B. Tides in English taste 1619-1800 Text. I v. / B. Allen. -Cambridge, Ma : Harvard University. 1937. - 269 p. - Same. - V. 2. - 282 p.

157. Ashton, R. The German Idea. Four English Writers and the Reception of the German Thought, 1800-60 Text. / R. Ashton. L., 1980 - 245 p.

158. Bernbaum, E. Anthology of the Romanticism Text. / E. Bernbaum. 3rd ed. -New York : Ronald P, 1948. - 1266 p.

159. Bloom, H. Trilling Lionell Romantic Poetry and Prose Text. / H. Bloom New York : Oxford Univ. Press, 1973. - 1024 p.

160. Bradbury, R. The Romantic Theories of Architecture of the 19th Century in Germany, England and France Text. / R. Bradbury. L., 1934. - 449 p.

161. Brisman, L. The Romantic Origin Text. / L. Brisman N. Y. : Cornel University Press, 1978.-356 p.

162. British Women Poets of the Romantic Era Text.: An Anthology / ed. Paula Feldman. Baltimore & London : Johns Hopkins University Press, 1997.- 920 p.

163. Burwick, F. Poetic Madness and the Romantic Imagination Text. / F. Burwick. -University Park : Pennsylvania State University Press, 1996. 307 p.

164. Burwick, F. Thomas De Quincey Text. : Knowledge and Power / F. Burwick. L. : Palgrave, 2001.-176 p.

165. Chandler, D. 'One Consciousness', Historical Criticism and the Romantic Canon Electronic resource. / D. Chandler // Romanticism on the Net 17 (February 2000). Режим доступа : / http://users.ox.ac.uk/~scat0385 /17ideo-logy.html. — Загл. с экрана.

166. Diakonova, N. Fantasy and Reality in De Quincey's "Confessions" Текст. /N. Diakonova // Учен, записки Тартуск. ун-та. Тарту, 1989. - С. 44-53. - ( Тр. по романо-германской филологии )

167. Elton, О. History of the English Literature Text. / O. Elton. L., 1928. - 290 p.

168. Evans, B. Gothic Drama from Walpole to Shelley Text. / B. Evans. L., 1947. -154 p.

169. Graham, W. English Literary Periodicals Text. / W. Graham. New York : Thomas Nelson and Sons, 1930. - 424 p.

170. Hazlitt, W. Characters of Shakespeare's Plays. Macbeth Electronic resource. / W. Hazlitt. Режим доступа: / http://www.shakespeareonline.com/playana-lysis/macbeth.html. - Загл. с экрана.

171. Leavis, F. R. Revaluation. Tradition and Development in English Poetry, Text. / F. R. Leavis. London, Chatto and Windus 1936. - 275 p.

172. Lindop, G., The Works of Thomas De Quincey Electronic resource. / G. Lin- dop. General Introduction. - Режим доступа: http://www.pickeringchatto. com/dequinceyintro.htm. - Загл с экрана.

173. Lindsay, J. William Blake. His life and works Text. / J. Lindsay. London : Constable, 1978.- 334 p.

174. Macintyre, K. English Prose of the Romantic Period Text. / Macintyre. L., 1938.

175. Mahoney, J. L. The English Romantics Text. : Major Poetry and Prose / J. Mahoney. Lexington : Heath, 1978. - 847 p.

176. Masson, D. Editor's Preface Text. / D. Masson // The Collected Writings of Thomas De Quincey / ed. by D. Masson. V. VI. London: A&C Black Soho Square, 1897.-P. 1-6.

177. Morrison, R. Poe's De Quincey, Poe's Dupin Text. / R. Morrison // Essays in Criticism. 2001. - № 51. - P. 424-441.

178. Nineteenth-Centuiy Women Poets Text. / eds. Isobel Armstrong and Joseph Bris-tow, with Cath Sharrock. Oxford : Clarendon, 1996. - 1248 p.

179. Noyes, R.G. B. English Romantic Poetry and Prose Text. / R. G. B.Noyes. New 74 York : Oxford, 1956. 1323 p.

180. O'Neill, M. 'The Lampless Deep' Criss-Crossing Strains in Current Romantic Criticism. Electronic resource. / M. O'Neill // Romanticism On the Net 7 (August 1997). Режим доступа: http://users.ox.ac.uk/-scat0385 /lampless.html.- Загл. с экрана.

181. Reilly, S. P. Blake's Poetics of Sound in The Marriage of Heaven and Hell Elec-ф tronic resource. / S. P. Reilly // Romanticism On the Net 16 (November 1999).

182. Режим доступа: / http://users. ox.ac.uk/~scat0385/blakepoetics.html. Загл. с экрана.

183. Richardson, A. "British Romanticism as a Cognitive Category Electronic resource."/ A. Richardson // Romanticism On the Net 8 (November 1997).- Режим доступа: / http://users.ox.ac.uk/~ scat0385/cognitive.html.- Загл. с экрана.

184. Roberts, D. S. Charles Rzepka, Sacramental Commodities Gift, Text and the Sub

185. M lime in De Quincey Electronic re- source. / D. S. Roberts // Romanticism On the

186. Net 23 (August 2001). Режим доступа: http://users.ox.uk/~scat0385 /23rzepka.html. - Загл. с экрана.

187. Romantic and its Cognates. The European History of a Word Text. / ed. by H. Eishner. Manchester, 1972.-467 p.

188. Romantic Women Poets. An Anthology Text. / ed. Duncan Wu. London : Blackwell, 1997.-664 p.

189. Russett, M. De Quincey's Romanticism Cultural Minority and the Forms of Transmission Text. / M. Russett. // Cambridge studies in Romanticism . Cambridge : University Press, 1997. - 311 p.

190. Rzepka, C. J. Farce and Self-Representation in De Quincey's Confessions Text. / C. Rzepka // AutoBiography Studies. 1987.- V. II, № 4. - P. 14-20.

191. Rzepka, C. J. Slavery, Sodomy, and De Quincey's "Savannah-la-Mar" Text. : Surplus Labor Value in Urban Gothic / C. J. Rzepka // The Wordsworth Circle. -1996. Vol. XXVII, № 1. - P. 33-37.

192. Rzepka, C. J. The "Dark Problem" of Greek Tragedy. Sublimated Violence in De Quincey Text. / C.J. Rzepka // The Wordsworth Circle. 1998.- Vol. XXIX, № 2.-P. 114-120.

193. Rzepka, C. J. The Literature of Power and the Imperial Will. De Quincey's Opium War Essays Text. / C. J. Rzepka// South Central Review. The Journal of South Central Modern Language Association 1991. - Vol. 8, №.1. - P. 37-46.

194. Rzepka, C. J. Thomas de Quincey's "Three-Fingered Jack". The West Indian Origins of the "Dark Interpreter" Text. / C. J. Rzepka // Europen Romantic Review. 1997. - Vol. 8, № 2. - P. 117-133.

195. Sha, R.C. Romanticism and Sexuality Electronic resource. : A Special Issue of Romanticism On the Net. / R. C. Sha // Romanticism On the Net 23 (Au-gust2001). Режим доступа: / http://users.ox.ac.uk/~scat03 85/guest 12.html. - Загл. с экрана

196. Shelley, Р. В., Shelley's Poetry and Prose Text. / P. B. Shelley ; ed. Donald H. Re-iman and Sharon B. Powers. New York ; London : W. W. Norton & Company, 1977.-591 p.

197. Siskin, C. The Historicity of Romantic Discourse Text. / C. Siskin. New York : Oxford UP, 1988.-327 p.

198. Snyder, E. The Celtic Revival in English Literature 1760-1800 Text. / E. Snyder. Harward, 1923. - 256 p.

199. Turk, M. H. Introduction Electronic resource.: The English Mail-Coach and Joan of Arc. / M. H Turk ; by De Quincey, Т. Режим доступа:http://ia201102.eu.archive.org/l/texts/8minc/ 8mjncl0.txt. Загл. с экрана.г

200. Willey, В. The 18 Century Background Text. : Studies on the Idea and Nature in the Thought of the Period / B. Willey. London : Chatto and Windus, 1949. - 284 P

201. Woods, G. B. English Poetry and Prose of the Romantic Movement Text. / G. B. Woods. Chicago : Scott, Foresman, 1916. - 1432 p.

202. Wordsworth, W. Lyrical Ballads Text. / W. Wordsworth, S. T. Coleridge ; ed. by Bruce Graver and Ronald Tetreault.- 2-nd ed. Cambridge : University Press, 2001.-215 p.

203. Wu, D. Romanticism: An Anthology Text. / D. Wu. Oxford : Blackwell, 1994.