автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проза Владимира Крупина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Скаковская, Людмила Николаевна
1. Введение.3—
2. Глава I. Равды? творчество Владимира Крупина
Проблема автора.13—
3. Глава II. Фольклор в творчестве В.Крупина 1980—1988 годов.58—
4. Глава III. Творчество В.Крупина последних лет.
Особенности психологического анализа.118—
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проза Владимира Крупина"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В.Н.Крупин— один из интересных современных прозаиков, произведения которого посвящены решению важнейших нравственных проблем, волнующих общество.
Писатель прежде всего стремится совершенствовать духовный мир человека. Его замечательные книги: "Живая вода", "Змея и чаша", "Вятская тетрадь", "Великорец-кая купель" и многие другие — заставляют задуматься о смысле жизни человека, о его высоком предназначении.
Все мы проверяемся одним — любовью к России, другого критерия нет", - сказал В.Н. Крупин в одном из интервью.1 Сегодня художника очень волнует положение дел в стране, жизнь народа. Важнейшей задачей литературы он считает утверждение духовности и правды. Ради победы любви и веры в нашей жизни и создает свои произведения В.Н.Крупин.
Неуемное словотворчество, простодушное лукавство, самоирония, умельство, "думание о себе плохо, и еще одно — рассказывание всего о себе — эти качества характера, взятые у земляков", наряду с тонкостью жизненных наблюдений, органичным слиянием реалий быта и фантастического вымысла, постоянными нравственными исканиями, совестливостью и глубинным постижением культуры народа, — все это сооб2 щает произведениям В.Н.Крупина особую притягательность".
Начальный этап его творчества характеризуется поисками собственной манеры повествования. Уже в первые годы литературной деятельности обозначился круг тем и проблем, интересующих художника. Каким должен быть человек? Каков смысл его существования на земле? Сложные вопросы нравственно-философского порядка звучат в первых его книгах: "Варвара", "Зерна", "Ямщицкая повесть". В это же время появляется тип героя, характерный впоследствии для всего творчества писателя. Это порядочный, добрый, трудолюбивый человек, живущий по чести и по совести, пытающийся разобраться в сложных вопросах нашего непростого бытия.
1 Крупин В. Книги все толще, смысла все меньше / Беседу вела Елена Грандова // Лит.газета.— 1992.—14 окт.—С.З.
2 Семибратова И. Поиск духовности / / Лит.обозрение.— 1992.— №11—12.— С.88-90.
Раскрыть особенности писательского таланта В.Н.Крупина невозможно без определения особенностей художественного воплощения авторской позиции. В первой повести "Варвара" у художника нет возможности для прямого выражения своих мыслей, поэтому образ повествователя — Варвары, выступающий не только объектом авторской оценки, но и ее носителем, приобретает особое значение. Позиция автора в ранних произведениях В.Н.Крупина определяется не только тематикой, отбором фактов, их расположением, но и стилем повествования.
К приему, когда повествователь является главным героем произведения, писатель обратится впоследствии в таких произведениях, как "Сороковой день", "Как только, так сразу", но рассказчиком в них выступает лицо, во многом близкое автору: у них примерно один возраст, одни взгляды, чувства.
В.Н.Крупин пишет свои произведения как от 1-го, так и от 3-го лица, причем в последних роль авторского начала снижается, проявляясь, в основном, только композиционно.
В "Ямщицкой повести" следует отметить сложную субъективно-объективную форму повествования, при которой явно прослеживается личностный взгляд на происходящее, хотя произведение написано от 3 лица. Писатель использует разные формы авторского присутствия в тексте, но чаще всего - лирические монологи, которые не просто связаны с конкретными событиями, но помогают глубже понять суть происходящего и раскрыть характеры героев.
Повесть в письмах "Сороковой день" В.Н.Крупина является ярким примером активного проявления авторского начала.
Для всего творчества писателя характерна открытость и определенность авторской позиции. Но если в 70-е годы В.Крупин прямо высказывает свою точку зрения на происходящие события ("Тогда и теперь", "Судили марийку"), то впоследствии, в 80-е и 90-е годы, наиболее распространенными становятся косвенные способы выражения авторской позиции, хотя прямая оценка также имеет место, особенно когда необходимо четкое авторское слово, когда интересно собственное мнение художника ("Вятская тетрадь"). Как бы ни писал В.Н.Крупин, от первого или третьего лица, его позиция понятна читателю.
Творчество художника 1980-1988 годов сохраняет общую тенденцию, намеченную в ранней прозе. Нравственная проблематика в книгах этих лет остается по-прежнему центральной, приобретая значимость и глубину. Главной художественной особенностью книг В.Н.Крупина в это время можно считать использование им в своем творчестве фольклора, который писатель ценит очень высоко. Главной причиной обращения его к фольклору является стремление представить народный характер полно и глубоко.
В прозе В.Н.Крупина присутствуют все жанры устного народного творчества: от сказок до поговорок. При создании всех своих произведений писатель верен общим принципам обращения к фольклору, но следует отметить разнообразную разработку фольклорных жанров в прозе В.Н.Крупина. Фольклорный текст помогает создать определенное настроение ("Во всю ивановскую"), раскрыть бытовую обстановку ("Ямщицкая повесть"), охарактеризовать ситуацию ("Живая вода"). Но прежде всего интерес к народному слову позволяет писателю лучше понять и раскрыть психологию человека ("Вятская тетрадь" и др.).
Часто в фольклорных образах, цитатах из народных творений в книгах В.Н.Крупина сосредоточена основная идейная нагрузка ("Живая вода", "На Руси трава-то растет не по-старому"). Фольклорная проза используется художником и в качестве сюжетно-композиционной основы произведений ("О правде и лжи").
У читателя не возникает сомнения в подлинности описаний быта, обычаев, творчества людей, представленных в произведениях этого писателя ("Живая вода", "Вятская тетрадь" и др.) Часто В.Н.Крупин использует в своих книгах материал нескольких фольклорных жанров.
Для творчества писателя характерно не только прямое введение в текст различных фольклорных жанров, выполняющих разнообразные функции в произведении, но и творческая переработка фольклора (притча "Змея и чаша", сказка "Васильки*).
Фольклор определяет жанровые и стилевые особенности произведений В.Н.Крупина, придавшая его книгам необычайную эмоциональность, выразительность и самобытность.
Произведения 90-х годов более сложны и более резки по отношению к существующим в стране недостаткам. Писатель ищет героя действенного, противостоящего произволу, хаосу, неурядицам. Положительный образ, созданный В.Крупиным в это время,— человек высоконравственный, ставящий интересы страны выше личных, на деле болеющий за Россию ("Как только, так сразу", "Прощай, Россия, встретимся в раю", "Великорецкая купель"). Изучение романа "Спасение погибших", повестей, поздних рассказов позволяет сделать вывод, что автор "выходит" на важнейшие вопросы современности, глубого исследуя психологию героев. Эмоциональную атмосферу произведений определяют и особенности психологии автора-повествователя. Среди средств психологического анализа, которые чаще всего используюся В.Н.Крупиным, можно выделить внутреннюю речь ("Как только, так сразу"), портретные характеристики ("Великорецкая купель"), речевое поведение, подтекст ("Спасение погибших"). Психологический анализ является одним из главных стилевых средств художника, так как в центре внимания писателя прежде всего изображение внутреннего мира человека.
В.Н.Крупин — самобытный художник. Его невозможно представить вдали от Родины. Он уверен, что "писатель начинается с Родины, ведь она дает писателю не только жизнь, но язык и самое острое испытание всех чувств, которые потом будут повторяться или навсегда останутся в памяти".1
О чем бы ни писал В.Крупин, сквозь страницы его произведений всегда просматривается неиссякаемая любовь писателя к Отечеству, вера в его лучшее будущее.
В статьях и выступлениях В.Н.Крупин говорит с читателями об особенностях нашего времени, о роли и назначении литературы, о долге каждого человека, потому что общество, по мнению писателя, живо прежде всего людьми духовными, людьми, преданными своему Отечеству. "Для творчества В.Крупина характерна обостренная чуткость к красоте родной земли и ее памяти — как к дальней, исторической, так и ближней, родной. Духовную близость, связь времен и поколений он старается найти и утвердить в своих книгах".2
1 Искольдская М. Мои вятские импульсы. Беседа с В.Крупиным // Советская культура.—1985.— 16 февр.—С.7
2 Борисов А. Беседа с В.Крупиным // Детская литература.—1984.—№9.—С. 65—66.
Список научной литературыСкаковская, Людмила Николаевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Крупин В.Н. Зерна.— М., 1974.— 205 с.
2. Крупин В.Н. До вечерней звезды. — М., 1977. — 302 с.
3. Крупин В.Н. Живая вода: Повесть // Новый мир. — 1980. — № 8. — С. 26—106. г4. Крупин В.Н. Вербное воскресенье. — М., 1981. — 303 с.
4. Крупин В.Н. Кольцо забот. — М., 1982. — 255 с. (^6. Крупин В.Н. Живая вода. — М., 1982, — 295 с.
5. Крупин В.Н. Старый друг: Рассказ-воспоминание // Лит. Россия. — 1983. — 8 апр. — С.6—7.
6. Крупин В.Н. Братец Иванушка. — М., 1983. — 48 с.
7. Крупин В.Н. Во всю ивановскую. — М., 1985. — 542 с. г10. Крупин В.Н. Дорога домой. — М., 1985. — 272 с.
8. Крупин В.Н. Живая вода. — М., 1985. — 48 с.
9. Крупин В.Н. Эфирное время: Рассказ // Лит. Россия. — 1985. — 13 сент. — С. 18—19.
10. Крупин В.Н. Повести и рассказы. — М., 1985. — 318 с.
11. Крупин В.Н. Петушиная история: Рассказ // Лит. Россия. — 1985. — 20 дек. — С. 21—22.
12. Крупин В.Н. Ямщицкая повесть. — М., 1986. — 95 с. Крупин В.Н. Вятская тетрадь. — М., 1987. — 365 с.
13. Крупин В.Н. Под обрывом: Рассказ // Лит. Россия. — 1988. — 2 сент. — С. 12—13.
14. Крупин В.Н. Спасение погибших: Роман // Новый мир. — 1988. — № 11. — С. 7—86.
15. Крупин В.Н. Закрытое письмо: Рассказ // Огонек. — 1988. — № 24. — С. 17—19.
16. V 20. Крупин В.Н. Будем как дети. — М., 1989. — 316 с.
17. V 21. Крупин В.Н. Свет любви. — М., 1990. — 587 с.
18. Крупин В.Н. Великорецкая купель: Повесть // Наш современник. — 1990. — № 4. — С. 3-59.у 23. Крупин В.Н. Одноглазый Джо: Рассказ // Сов. Россия. — 1991. — 7 сент. — С.4.
19. Крупин В.Н. Прощай, Россия, встретимся в раю: Повесть // Наш современник. — 1991. — № 12. — С. 3—43.
20. Крупин В.Н. Избранное: В 2 т. — М. — Т.1 — 1991. — 572 с; т.П — 1991. — 557 с. ^
21. Крупин В.Н. Как только, так сразу: Повесть // Наш современник. — 1992. — № 12. — С. 3—50.
22. Крупин В.Н. Грамотная лошадь: Рассказ // День. — 1993. — № 10. — С.7.
23. Крупин В.Н. Остановиться — оглянуться: Монолог о времени и о себе. // Лит. газета. — 1984. — 22 авг. — С.7.
24. Крупин В.Н. И в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду // Лит. газета. ^ — 1985. — 3 апр. — С.5.
25. Кормильцы и нахлебники: Беседа с писателем В.Крупиным / Записал Ю.Беспалов // Комсомольская правда. — 1987. — 1 ноября. — С. 2.
26. Всякое знание — в пользу: Беседа с писателем В.Крупиным / Записал В. Ог-рызко // Книжное обозрение. — 1987. — 16 янв.(№ 3). — С. 8.
27. В согласии с совестью: Заметки писателя В.Крупина // Сельская жизнь. — 1989. — 1 янв. — С. 2.
28. Возвращаюсь к малой родине: Беседа с писателем В.Крупиным / Записал В.Огрызко // Красная звезда. — 1989. — 7 янв. — С.2.
29. Спасение любви: Беседа с писателем В.Н. Крупиным / Записала Г.Ореханова ^ // Сов. Россия. — 1989. — 2 сент. — С. 2.
30. Верю в человека: Беседа с писателем В.Крупиным / Записал Н.Модестов // Гудок. — 1989. — 3 сент. — С. 2.
31. Интервью об интервью: Беседа с писателем В.Крупиным / Записал В.Дешин ^ // Журналист. — 1989. — № 8. — С. 50—52.
32. Жив дух в Отечестве моем: О состоянии культуры: Беседа с писателем В.Крупиным / Записал Н.Модестов // Правда. — 1990. — 28 марта. — С. 8.
33. Только любовь спасительна: Беседа с писателем В.Крупиным / Записала Л.Тарасова // Семья и школа. — 1990. — № 1. — С. 3—5.
34. В бою не застенчив: Беседа с писателем В.Крупиным / Записал И. Толстой // Диалог. — 1990. — № 10. — С. 105—112.
35. Мы без России — пыль придорожная: Заметки писателя // Москва. — 1992. — № 1. — С. 3—6.
36. Крупин В.Н. "Писательское дело — оно ведь сродни дьявольскому": Беседа с и-писателем В.Крупиным / Записала Г.Мыздрикова // Театральная жизнь. — 1992. —19/20. — С. 14—16.
37. Книги все толще, смысла все меньше / Беседу вела Елена Грандова // Лит. газета. — 1992. — 14 окт. — С.З.
38. Сохрани веру свою: (О положении в стране: Беседа с писателем В.Н.Крупиным / Записал П.Емелин) // Сельская жизнь. — 1993. — 10 авг. — С. 2.
39. Нас спасет любовь и вера: Беседа с писателем В.Н.Крупиным / Записал ^ И.Ядыкин // Советский воин. — 1993. — № 2. — С. 24—26.
40. Борисов А. Рецензия на повесть В.Н.Крупина "Братец Иванушка" // Детская у литература. — 1984. — № 9. — С. 65—66.
41. Верин В. Шутки на похоронах — фарс или трагедия? // Лит. газета. — 1988. — 21 дек. (№51). —С. 4.
42. Володин Э. Русский эпос. Песнь третья // Сов. Россия. — 1993. — 2 февр. — С. 4. I/
43. Голенко Л. Ходатаи за народ // Лит. Россия. — 1993. — 25 июня (№ 24—25). — ^ С. 10.
44. Гуринович В. Растет душа. // Лесная промышленность. — 1987. — 29 янв. — и С. 2.
45. Два мнения о повести В. Крупина. // Лит. газета. — 1981. — 4 февр. — С. 5.
46. Карпов А. Наедине со всеми: Автобиограф, проза // Лит. газета. — 1986. — 10 дек. — С.4.
47. Курбатов В. Один из крестного хода // Лит. Россия. — 1990. — 3 авг. (№ 31). —1. С.9.
48. Латынина А. Кирпиков и вечные проблемы//Лит. обозрение. —1981. —№9. — С. 38—41.
49. Обсуждение журнала "Наш современник" // Лит. Россия. — 1981. — 25 дек. — С. 2.
50. Подзорова Н. Корни и побеги. — М., 1979. — С. 184—191.
51. Семибратова И. Поиск духовности // Лит. обозрение. — 1992. — № 11/12. — ¡у С. 88—90.
52. Сергеев Е. На взгляд ровесника и персонажа // Знание. — 1987. — № 7. — С. ^ 229—232.
53. Стрелкова И. О живой и мертвой воде: (О прозе В.Крупина) // Наш современ-ник. — 1991. — № 12. — С. 182—189.
54. Тубельская Г. "Иван — крестьянский сын": По страницам "детской" трилогии В.Крупина // Семья и школа. — 1991. — № 11. — С. 42—44.
55. Харитонова Л. Голос памяти // Сельская жизнь. — 1987. — 22 дек. — С. 2.
56. Чалмаев В. Час души // Лит. Россия. — 1983. — 13 мая. — С. 16—17. , ,
57. Цыбин В. Зерна таланта // Новый мир. — 1974. — № 4. — С. 252—254.
58. Юрьенен С. Преемственность // Наш современник. — 1974. — № 11. С. 183—185.1.
59. Абрамов Ф.А. Собрание сочинений: В 4 т. — М., — т.1. — 1979. — 493 е.; т.П 1980. — 542 е.; т.Ш — 1980. — 622 е.; t.IV — 1981. — 558 с.
60. Айтматов Ч. Буранный полустанок (И дольше века длится день.). Роман. М., 1984. — 303 с.
61. Айтматов Ч. Плаха. Роман. — М., 1987. — 302 с.
62. Амлинский В.И. Возвращение брата. Романы, повести. — М., 1989. — 553 с.
63. Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 4 т. — М. — т.1 — 1979. — 493 е.; т.П 1980. — 542 е.; т.Ш — 1980. — 622 е.; t.IV — 1981. — 558 с.
64. Белов В.И. Избранные произведения: В 3 т. — М. — т.1. — 1983. — 591 т.Ш. — 1984. — 478 с.
65. Бондарев Ю.В. Собрание сочинений: В 6 т. — М. — t.IV — 1985. — 399 е.; т.У М., 1986.— 622 с.
66. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. — М., 1992. — т.У — 734 с.
67. Былины. — М., 1991. — 766 с.
68. Василаке В. Алба, отчинка моя: Повести, роман. — М., 1987. — 479 с.
69. Дрозд В. Катастрофа. Спектакль. Романы. — М., 1989. — 346 с.
70. Есин С.Н. Типы. — М., 1990. — 603 с.
71. Иванов А.С. Повесть о несбывшейся любви. — М., 1983. — 47 с.
72. Казаков Ю. Две ночи. Проза. Заметки. Наброски. — М., 1986. — 336 с.
73. Ким А. Избранное: Повести, роман. — М., 1988. — 716 с.
74. Кожевникова Н. После праздника: Повести и рассказы. — М., 1988. — 381 с.
75. Маканин В. Где сходилось небо с холмами. — М., 1984. — 207 с.
76. Народные русские сказки А.Афанасьева: В 3 кн. — М., 1992. — кн.1 — 239 kh.II — 239 е.; кн.Ш — 237 с.
77. Нилин П.Ф. Впервые замужем. — М., 1985. — 205 с.
78. Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8 т. — М., 1982 — т.П — 680 е.; 1983 — т. V — 486 с.
79. Распутин В.Г. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1984. — т.1 — 397 е.; т.П — 446 с.
80. Семенов Г.В. Фригийские васильки. Рассказы и повесть. — М., 1981. — 368 с.
81. Сказки: В 3 кн. — М., 1988. — кн.1 — 541 е.; 1989. — кн.П — 574 е.; 1989. — кн.Ш — 622 с.
82. Солоухин В. Похороны Степаниды Ивановны: Рассказ // Новый мир. — 1987. — №9. —С. 130-140.
83. Трифонов Ю.В. Избранное. Роман. Повести. — Минск, 1983. — 541 с.
84. Чиладзе О. Железный театр. — М., 1984. — 382 с.
85. Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 5 т. — М., 1992. — т. 2 — 573 е.; т. 4 — 478 с.1.I
86. Абрамов Ф. Сюжет и жизнь. // Лит. газета. — 1971. — 13 янв. — С.7.
87. Азадовский М.К. История русской фольклористики. — М., 1958 — 479 с.
88. Анастасьев Н. Свой голос: Позиция автора в литературе XX в. // Вопросы литературы. — 1985. — № 3. — С. 57—96.
89. Андрееев Н.Ф. Фольклор и литература // Лит. учеба. — 1936. — № 2. — С. 75—76.
90. Андреев Ю.А. В поисках закономерностей. О современном литературном развитии. — Л., 1978. — 399 с.
91. Андреев Ю.А. Волшебное зрение: Специфика литературы в современных преломлениях. — Л., 1990. — 431 с.
92. Андрианов В. Логика парадокса? Журнальная проза: некоторые новые черты облика и характера современных литературных героев // Лит. Россия. — 1983. — 7 окт. — С. 8.
93. Аннинский Л. Жажду беллетризма // Лит. газета. — 1978. — 1 марта. — С. 4.
94. Антонов С. От первого лица. — М., 1973. — С. 3—367.
95. Антонов С. Я читаю рассказ. — М., 1973. — С. 26—45, 120—130.
96. Антропов Ю. Решение — единственное // Лит. газета. — 1982. — 3 февр. —1. С. 3.
97. Архангельская H.A. Характеры и обстоятельства в советской повести: К воп росу о сюжетосложении // Проблемы реализма. — Вологда, 1966. — С. 201—216.
98. Апухтина В.А. Современная советская проза (60—70-е годы). — М., 1984. — 272 с.
99. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. — Л., 1983. — 342 с.
100. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М., 1986. — 541 с.
101. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979. — 424 с.
102. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. — 320 с.
103. Белая Г.А. Литература в зеркале критики. — М., 1986. — 365 с.
104. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 13 т. — М., т.П — 1953. — 767 е.; т.Х — 1956. — 474 с.
105. Белов В. Сюжет // Лит. Россия. — 1984. — 12 окт. — С.6.
106. Бердяев H.A. Философия свободы, смысл творчества. — М., 1989. — 607 с.
107. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. — М., 1989. — 494 с.
108. Бондарев Ю. Поиск истины. — М., 1876. — 238 с.
109. Бондаренко Г.В. Современный рассказ: проблемы композиции. — М., 1981. —64 с.
110. Бочаров А.Г. Чем жива литература? — М., 1986. — 400 с.
111. Бочаров А.Г. Литература и время. — М., 1988. — 383 с.
112. Буслаев Ф. О литературе: Исследования. Статьи. — М., 1990. — 511 с.
113. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. — Л., 1978. — 223 с.
114. Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. — М., 1980. — 334 с.
115. Бушмин A.C. Из истории современной литературы и литературной науки: Из бранные труды. — Л., 1988. — 383 с.
116. Буханцов Н.С. Типология русской советской повести. — М., 1972.
117. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — Л., 1940. — 648 с.
118. Виноградов B.B. Сюжет и стиль. — М., 1963. — 192 с.
119. Виноградов В.В. О теории художественной речи. — М., 1971. — 240 с.
120. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. — М., 1980. — 360 с.
121. В конце семидесятых: Литература наших дней. — Л., 1980. — 326 с.
122. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. — М., 1985. — 192 с.
123. В поисках нового содержания: Советская литература 70-х — I пол. 80-х гг. — М., 1989. — 406 с.
124. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. — Л., 1973. — 336 с.
125. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л., 1977. — 443 с.
126. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — М., 1979. — 224 с.
127. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. — М., 1991. — 159 с.
128. Глушко А. Характер и конфликт в современном советском рассказе / / Современный литературный процесс и критика. — М., 1975. — С. 169—198.
129. Глушкова М.В. Несобственно — прямая речь в языке А.С.Пушкина // Русский язык в школе. — 1962. — № 1. — С. 56.
130. Глушков Н.И. Очерковая проза. — Ростов., 1979. — 95 с.
131. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1953 — т. 6 — 455 с.
132. Гордеева Г. Пространство для конфликта: Автор и герой: позиция и дистанция // Лит. обозрение. — 1983. — № 4. — С. 11—14.
133. Горький A.M. Собрание сочинений: В 30 т. — т.24 — М., 1953. — 576 С.; т. 27 — М., 1953. — 589 с.
134. Гончарова A.B. Устные рассказы Великой Отечественной войны. — Калинин, 1974. — 174 с.
135. Гуляев H.A. Теория литературы. — М., 1985. — 271 с.
136. Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля советской литературы на рубеже 60-70-х годов. — М., 1983. — 286 с.
137. Даль В.И. Пословицы русского народа: В 2 т. — М., 1993. — т.1 — 638 е.; т.П -701с.
138. Дедков И.А. Возвращение к себе. Литературно-критические статьи. Из опыта со ветсткой прозы 60—70-х гг.: герои, конфликты, нравственные искания. — М., 1978. -319 с.
139. Днепров В.Д. С единой точки зрения. Литературно-эстетические очерки. -Л., 1989. — 376 с.
140. Добролюбов H.A. Полное собрание сочинений: В 9 т. — М;Л., 1961. — т.1 -595 с.
141. Добин Е. Искусство детали. — Л., 1975. — 192 с.
142. Добин Е. Сюжет и действительность. — Л., 1976. — 494 с.
143. Дюжев Ю. Иллюзия достоверности // Лит. Россия. — 1982. — № 24. — 11 июня.1. С.9.
144. Дорогой правды, дорогой гуманизма. — М., 1978. — 374 с.
145. Есин А. Психологизм русской клиссической литературы. — М., 1988. — 174 с.
146. Есин А.Б. Сюжет и конфликт в рассказе // Лит. учеба. — 1985. — № 3. — С. 224—229.
147. Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема // Вес тник МГУ. Сер.9. Филология. — 1982. — № 1. — С. 17—24.
148. Ершов Л.Ф. Память и время. — М., 1984. — 287 с.
149. Жанрово-стилевые проблемы в советской литературе / Межвузовский сбор ник. — Калинин, 1978. — 168 с.
150. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. — Калинин, 1985. -234 с.
151. Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. — Калинин, 1986. -166 с.
152. Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. — Сборник науч ных трудов. — М., 1971. — 359 с.
153. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977. — 407 с.
154. Залыгин С. Рассказ и рассказчик (Заметки писателя) // Наш современник. —1971. — № 11. — С. 113—119.
155. Затонский Д.В. Художественные ориентиры 20 в. — М., 1988. — 415 с.
156. Золотусский И. Загадка простоты // Лит. газета. — 1981. — № 6. — С. 7. I/
157. Ильин И.А. О новом человеке // Слово. — 1993. — № 1—2. — С. 16—20; № 3—4. — С. 16—24; № 5—6. — С. 14—18.
158. Ильин И.А. Избранные статьи: Из наследия русского религиозного философа // Наш современник. — 1993. — № 3. — С. 138—147.
159. Ивашева В. О границах понятий // Лит. обозрение. — 1976. — № 1. — С. 73.
160. Калитина H.H. Французский портрет XIX века. — Л., 1985. — 279 с.
161. Катаев В.К. К постановке проблемы образа автора // Филологические науки. — 1966. — № 1. — С. 29—40.
162. Калугин В. Залог возмездия // Лит. учеба. — 1982. — № 5. — С. 61—65.
163. Киреев Р. Возможны варианты // Лит. газета. — 1982. — 3 фев. — С73.
164. Ковалев А.Г. Психология личности. — М., 1970. — 321 с.
165. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. — М., 1991. — 526 с.
166. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе 20-х годов. — Л., 1980. — 112 с.
167. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования // Русская литература. — 1971. — № 1. — С. 46—60.
168. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. — М., 1972. — 109 с.
169. Коробков Л. Неужели это всерьез? // Лит. газета. — 1981. — № 6. — С. 5. ^
170. Кравцов Н.И. Русская проза 2 половины 19 в. и народное творчество. — М.,1972. — 87 с.
171. Кременцов Л.П. К.Г.Паустовский.— М., 1982. — 96 с.
172. Кузнецов Ф.Ф. Избранное: В 2-х т. — М., 1981. — т.1 — 558 е., т.П — 560 с.
173. Кузьменко Ю. Советская литература вчера, сегодня, завтра. — М., 1981. — 511с.
174. Кузьмичев И.К. Народ и герой. — М., 1973. — 187 с.
175. Латынина А.Н. За открытым шлагбаумом: Литературная ситуация конца 80-х. — М., 1991. —335 с.
176. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. — Л., 1983. — 350 с.
177. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-х гг. — Свердловск, 1982. — 254 с.
178. Леонов Б.А. Духовный арсенал народа. — М., 1982. — 192 с.
179. Леонов Б.А. Свет подвига. — М., 1985. — 350 с.
180. Леонов Б.А. Утверждение. — М., 1988. — 381 с.
181. Липин С. Сквозь призму чувств. — М., 1978. — 288 с.
182. Литвинов В. Плата за талант. — М., 1988. — 365 с.
183. Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3 т. — Л., 1987. — т.1 — 653 е.; т.И— 493 е.; т. III — 519 с.
184. Лосев А.Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. — М., 1976. — 138 с.
185. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970. — С. 259—292.
186. Лукина Е.Ю. Испытание творчеством: Мир художника в литературе наших дней / / Новые тенденции в развитии советской литературы и литературной критики: Сборник обзоров. — М., 1989. — С. 148—166.
187. Малухин В. Рассказ: кризис жанра? // Лит. газета. — 1983. — 28 сент. — С.4.
188. Методология анализа литературного произведения. Сборник научных статей. — М., 1988. — 350 е.; 1989. — 237 с.
189. Метченко А.И. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. — М., 1971. — 472 с.
190. Мешкова Л.А. Авторская позиция в современной прозе. Теоретический аспект // Науч. докл. высш. школы. Филологические науки. — 1988. — № 3. — С. 3—8.
191. Михайлов А. От первого лица: Личность автора в современной советской прозе // Октябрь. — 1993. — № 1. — С. 182—189.
192. Мокиенко В.М. Во всю ивановскую: площадь или мощь? // Русская речь. — 1986. — № 1. — С. 132.
193. Могылева Г. Внутренний монолог и поток сознания // Вопросы литературы. — 1965. — № 1. — С. 179—196.
194. Нестеренко А.Л. Авторское начало в эпическом произведении. — М., 1982. — 114 с.
195. Новиков В.В. Художественная правда и динамика творчества. — М., 1988. — 495 с.
196. Новиченко П. Вечно живой реализм // Вопросы литературы. — 1987. — № 7. — С. 25—26.
197. Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы. Сороковые-пятидесятые годы. — М., 1985. — 464 е.; шестидесятые. — М., 1985. — 446 е.; семидесятые годы. — М., 1988. — 621 с.
198. Огнев A.B. О поэтике современного русского рассказа. — Саратов, 1973. — 219 с.
199. Огнев A.B. Рассказ как жанр // Проблемы развития советской литературы. — Саратов, 1972. — Вып.4. — С. 5—31.
200. Огнев A.B. Русский советский рассказ. — М., 1978. — 208 с.
201. Огнев A.B. Современный русский рассказ (50—80-е годы) / Учебное пособие. Семинарий. — Калинин, 1986. — 80 с.
202. Огнев A.B. Финал в рассказе // Волга. — 1967. — № 10. — С. 136—141.
203. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1973. — 104 с.
204. О жанре и стиле советской литературы. Сборник научных статей. — Калинин., 1988. — 155 с.
205. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1953. — 900 с.
206. Павловский А.И. О психологическом анализе в советской литературе // Русская литература. — 1967. — № 4. — С. 3—25.
207. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. — М., 1977. — 120 с.
208. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. — М., 1983. — С. 172—182.
209. Проблемы психологизма в советской литературе. — Л., 1970. — 395 с.
210. Проблемы литературных жанров. Материалы VI научной межвузовской конференции 7—9 декабря 1988 г. — Томск, 1990. — 234 с.
211. Пропп В.Я. Русская сказка. — Л., 1984. — 335 с.
212. Пудожгорский В. Рассказ и автор. — Вологда, 1985. — 52 с.
213. Развитие традиций и формирование жанров в советской литературе. Сборник научных трудов. — М., 1991. — 108 с.
214. Редькин В.А. Проблемы современной советской поэзии. — Калинин, 1981. —79 с.
215. Рогощенков И.К. Память и надежды. О традициях в жизни и литературе (Диалог со временем). — М., 1988. — 110 с.
216. Розанов В.В. Мысли о литературе. — М., 1989. — 606 с.
217. Рукавицын М.М. Принадлежит народу. О народности литературы и искусства. — 1990.— 319 с.
218. Русская советская литература 50-70-х годов / Под ред. В.А.Ковалева. — М., 1981. —224 с.
219. Рюриков Ю. Личность, искусство, наука // Вопросы литературы. — 1964. — № 2. — С. 52—61.
220. Самвелян Н. Выстрел Вертера // Лит. газета. — 1982. — 17 февр. — С.З.
221. Сидельников В.М. Писатель и народная поэзия. — М., 1980. — 175 с.
222. Синенко B.C. О повести наших дней. — М., 1971. — 48 с.
223. Синенко B.C. Особенности жанровой системы современной советской литературы. — Уфа, 1976. — 98 с.
224. Современная литература в прошлом и настоящем. Сборник научных трудов. — М., 1990. — 159 с.
225. Современная русская советская литература: В 2-х ч. — ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль / Под ред. А.Г.Бочарова, Г.А.Белой. — М., 1987. — 256 с.
226. Современная советская проза / Под ред. В.Н.Кочетова. — М., 1990. — 187 с.
227. Соколов А.Н. Теория стилей. — М., 1968. — 223 с.
228. С разных точек зрения: Избавление от миражей: Соцреализм сегодня. — М., 1990. — 416 с.
229. Степанов Г.В. Литература. Поэтика. — М., 1988. — 380 с.
230. Суровцев Ю.И. В 70-е и сегодня. — М., 1985. — 576 с.
231. Сучков Б. Действенность искусства: Литературно-критические статьи. — 1978.— 360 с.
232. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — 574 с.
233. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М., 1970. — 225 с.
234. Удодов Б.Т. Психологизм в творчестве М.Ю.Лермонтова // Фольклор и литература. — Воронеж, 1976. — С. 117-120.
235. Урнов Д.М. Пристрастия и принципы: Спор о литературе. — М., 1991. — 432 с.
236. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М., 1970. — 225 с.
237. Утехин Н.И. Жанры эпической прозы. — М., 1982. — 185 с.
238. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. — М., 1989. — 544 с.
239. Федь Н.М. Парадокс о положительном герое: Размышления о некоторых проблемах современной литературы // Москва. — 1984. — № 1. — С. 183-193.
240. Хватов А.И. Живые страницы, памятные имена. — М., 1989. — 352 с.
241. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М., 1977. — 466 с.
242. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. — М., 1986. — 439 с.
243. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. — М., 1982. — 416 с.
244. Чернец Л.В. Литературные жанры (Проблемы типологии и поэтики). — М., 1982. — 192 с.
245. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений: В 15 т. — М., 1947. — Т.З. — 548 с.
246. Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля. — М., 1977. — 445 с.
247. Чичеров В.И. Вопросы теории истории народного творчества. — М., 1959. — 311 с.
248. Чичеров В.И. Русское народное творчество. — М., 1959. — 522 с.
249. Чудаков A.A. Поэтика Чехова. — М., 1971. — 221 с.
250. Шубин Г.А. Современный русский рассказ. — Л., 1974. — 180 с.
251. Щербина В.Р. Писатель в современном мире. Литература, идеология, культура. — М., 1973. — 575 с.
252. Целостный анализ литературного произведения. Сборник научных трудов. — Свердловск, 1989. — 96 с.
253. Эльяшевич A.A. Единство цели — многоообразие поисков: О стилевых течениях в советской литературе. — Л., 1980. — 542 с.
254. Юдин В.А. Человек. История. Память. — М., 1990. — 211 с.
255. Якименко В. Границы и возможности // Вопросы литературы. — 1976. — № 11. — С. 80—88.
256. Ануфриев А.Е. Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х гг. (Творчество В.Астафьева и В.Распутина) / Дисс. канд. филол. (тук. — М., 1983. — 161 с.
257. Брызгалова E.H. Проза Георгия Семенова / Дисс. канд. филол. наук. — Калинин, 1988. — 209 с.
258. Сатаева H.A. Современная советская проза 60-70-х годов и народно-смехо-вые традиции / Дисс. канд. филол. наук. —Свердловск, 1986. — 192 с.
259. Сигов В.К. Проза В.Г.Распутина / Дисс. канд. филол. наук. — Калинин, 1984. — 195 с.