автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Психоаналитическая социология о сущности и перспективах развития человеческого общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Психоаналитическая социология о сущности и перспективах развития человеческого общества"
РГ6 од
I
5 / П10Л 1993 :.:^:стзс1сГ! г^длрствешшП лшвллггп-тг
4:11:1 Л.Б.Ш.ЮТТ'ПОВЛ
Спегуь'гпзпронашшй оолст (Л.ОСЗ.05.07) по сопдологичеокш наукам
На праззах рукописи
ЗАВАЛИШИНА Иария Сергеевна
ПСИХОАНАШ'ГПИЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ О СУЩНОСТИ II ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (З.ФРК'Щ, Г.МАРКУЗЕ, Э.ФРО'Х!)
Специальность 22.00.01. - теория, методология и история
социологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
МОСКВА 1553
Работа лпнолпопа па кафодро ле.уо1>:г.г, ;; ш^одо.»
социолог?^.- и»« дг^огичоского г,-и:улм'суа Мосиигл?, :<>!•(> Г' ствошюгп униБОролто^а п:.;п;к ".Б.£о:л<»;оеоич.
Научит руководитель - доктор фплософсшх пмуг.,
профессор Д0ЕРШ1РК0В БЛ1.
Официальные оппоненты - доктор философаси;: наук,
профессор ИО.'.ЩШ! К.а. - кандидат философских нарт И311ШЕ1А Л.Г.
Ведущая организация - Московский государствсшшл.
институт культуры, кафедра теории культуры, этики и эсте
Защита состоится " ии>ЦЯ 1593 г. в 'Ч-У' часов : засодашш специализированного совета Д 053.05.67 по социологическим наукам в Московском университете имеш* И.В.Лоыо: сова по адресу: г. Москва, Ленинские горы, 3-й корпус гума тарных факультетов МИГ, социологический' факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в читальной зале 1-: корпуса гуманитарных факультетов 1ЛГУ.
Автореферат разослан ИДЯ 1933 г.
Ученый секретарь специализированного совета БЕЛЕНКОВА Л.П.
Актуальность темы исследования. Выбор темы диссертации -сравнительный анализ взглядов трех выдающихся представителей психоанализа 3.Фрейда, Г.Маркузе и Э.Фромма - обусловлен необходимостью решения проблем, выдвинутых на первых план экономическим, политическим и духовным кризисом российского общества. Поиск моделей дальнейшего развития нашей страны, который ведут сегодня ученые-обществоведы не может оставить без внимания предположения и прогнозы, оставленные социологами-психоаналитиками, поскольку в истории культуры XX века трудно назвать еще одну социально-философскую теорию, которая оказала бы такое не воздействие на культуру, как это сделал психоанализ.
В центре психоаналитической социологии лежит проблема взаимоотношений человека и общества - одна из важнейших проблем социологической науки в целом. Психоанализ утверждает, что общество несет в себе репрессивную функцию по отношению к индивиду с тем, чтобы снизить уровень агрессии, изначально присущей последнему и оделаты возможным его общественное существование. Через призму этих отношений психоанализ рассматривает возникновение национальных конфликтов и способы их разрешения; возможность осуществления и необходимость социального контроля в обществе; проблему нормы и патологии общественно-
го развития. Поскольку представители психоанализа считают, ч* современное общество, также как и индивид, подвержено неврот; зации, в их трудах рассматривается комплекс проблем, связанш с преодолением кризиса общественного развития: возможен ли Еообще выход из тупика индустриализации; революционный или реформаторский путь перехода к новому "здоровому обществу"^. Если будет выбрана революция, то каковы ее задачи, движущие силы и способы осуществления; если реформы - то каково их содержание и приоритетные направления; если же человечество идет к гибели, то каким образом можно сделать этот процесс менее болезненным.
В условиях поиска российскими учеными новых методов осмысления действительности, большую ценность представляют понятия, используемые в психоаналитической теории: индустриальное общество, социальный характер, человеческая природа, одномерность и др., а также анализ социальных условий, порождав щих и развивающих человеческую деструктивность, предпринятый классиками социологии. Понятие авторитарного характера, слои шееся в неофрейдизме.требует глубокого и всестороннего изучения, поскольку в российском обществе господствует специфи-
Термин "здоровое общество" в противоположность капиталистическому (социалистическому) индустриальным обществам, или "ос ществу потребления" вводит Эрих Фромм в книге "Здоровое общество? Ртпт £ • ЗКе.^Л^е. £>с&\«Лу. V. V . 1955.
ческий, сложивиинся на протяжении веков тип авторитарного социального характера. С научно-практической точки зрения представляется вашим анализ прогнозов возможного направления развития человеческого общества, оставленный великими учеными, поскольку сегодня мы можем судить об объективности и реальном осуществлении их предположений. Кроме того, необходимо заметить, что многими понятиями психоаналитической теории сегодня пользуются не только психоаналитики, но и ученые, далекие от этого направления. И в силу объективных причин, оставшихся в прошлом, эти понятия не анализируются и, практически, не используются в отечественной литературе-'-.
В условиях формирования рыночных отношений в нашей стране по-прежнему актуальным остается блестящий Фроммовский анализ деструктивного рыночного характера, господствущего в обществе изобилия. А также предложенное им соотношение централизации и планирования, гуманистические методы управления, форли-рование здорового климата в трудовых коллективах, участие работников в процессе принятия решений на всех уровнях - ни одну из этих проблем нельзя назвать новой, но ни одна из них не утратила свою актуальность. В работах трех выдающихся представителей психоанализа рассматриваются возможные способы перехода от рыночного характера, ориентированного на потребление, -к продуктивному, созидательному; от общества изобилия к ком-мунитарному социализму, контролю над потреблением, взаимопо-
* Исклкнение составляют работы Лейбина В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М. 1990; его же. Психоанализ и американский неофрейдизм. М. 1979; Волошинова В.Н. Фрейдизм. М. 1927^ Лурии А. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. Казань. 1923.
мощи в рамках мирового сообщества ы, наконец, к решению гло-балышх проблем современности, единых для всего человечестве
Степень научной шзтабо,'.'аипос,ги темы. Говоря о степени научной разработанности теми, необходимо отмстить ту специйи ческую особенность прюжвания психоанализа на русской почве, о которой говорил 3.Фрейд. "В России психоанализ известен и распространен; почти все мои книги, как и других приверженце анализа, переведены на русский язык. Но более глубокое понимание психоаналитического учения не установилось. Научные вк ды русских врачей и психиатров в область психоанализа молено считать незначительными. Только Одесса имеет в лице М.Вульфа представителя аналитической школы"-'-.
Фрейд объяснял такое "непонимание" психоанализа в России особенностями русской душ, главной из которых он считал тягу грешить и каяться, что в какой-то мере заменяет психоаналитическую процедуру.
Тем не менее, в России сложилась своя школа психоанализ; в 10-20 гг. в Одессе под руководством Вульйа действовал кружок, который изучал работы Фрейда и вел с ним переписку. Тогда ке выходило большое количество работ, посвященных психоан; литическому методу как в медицине, так и в социологии. Среда них можно назвать работы В.Н.Волошинова, А.Корнфелъда, Б.В.Б1 ховского, Ф. Виттельса, В.И. Майского, И.А.Перпеля, О.Б.Фел] цмана.
Основные работы Фрейда, посвященные нашей проблеме появились позне - в конце 20-ых - середине 30-ых гг., когда
* Фрейд 3. Очерк истории психоанализа. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси. 1991. Т. I. С. 39.
вследствие "идейних дискуссии^ был ликвидирован Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие психиатры и психологи, стоящие на позициях психоанализа. Таким образом, психоанализ открыл черный список "вредных учений" в отечественной науке, в который затем попали генетика, кибернетика, социология. Поэтому работы советских ученых о психоанализе появляются лишь в конце 60-х гг., в то время, когда в этой теории наступил этап неофрейдизма. Основное внимание в них уделяется уже не Фрейду, а его последователям - К.Хорни, Г.Салли-вену, Э.Фромму, Г.Маркузе. Но такой недостаток внимания к личности Фрейда и его учению в нашей стране полностью искупается огромным количеством зарубежных исследований, перечислить которые просто не представляется возможным*.
Исследования, посвященные анализу концепции Г.Маркузе,
осуществлялись, в основном, по двум направлениям, критика его
о
главной работы "Одномерный человек" и теории культуры, изложенной в этой книге и ряде других работ, с одной стороны, и оценка его влияния на западную молодежь, а также критика программы студенческой революции - с другой. К первому направлению относятся работы Ю.А.Замошкина, Г.Корфа, В.И.Петровского, Ю.Г.Чепранова. Ко второму - работы Э.Я. Баталова, В.А.Ломейко, Р.И.КосолапоЕа, В.Л.Печенова. Существует ряд исследований,
1 Например: АЬ&т^ег Р Р^уекоапаСу*^ Я™3'
V. V. В^ол п Р.еио1 а,'с* ^Че (М-Р^еис} ¡ап<з. Ваф'трге. -Ш/
£асЬ<5 н. Ргеис*, ПЛад^ерале! РгХепс* ¿л. №. Н.ЗЬеР^е
С1псео5с;сцв,^еи\2.10(701пс1 EveLu^ion о{ Ъуп&лис- НусМаТг^.
ы.у. то.
2 TiW.se И. ГПаа. \п ^ ЛАе^у Х^и^гааи ^се^у. Ею™- №4.
посвященных эстетическим взглкд-щ Г.Маркузо, среди нюс можно назвать работы В.Г.Лрсланова, П.В.Вакульчик, И.С.Тихоновича.
Наиболее полный анализ ого концепции дан в трудах американского ученого П.Ыатппса "Маркузэ"; немецкого ученого Р.Штайгервалхлца "Трети!! путь Г.Марцузе"*.
Исследования, посвященные концепции Э.Фромма, также можно разделить на две группы: критика ого неофрейдистского подхода к проблеме личности и оцешса гуманистического содержали; социальной программы. К первому направлению можно отнести работы А. Геде, П.С.Гуревича, А.Н.Руткевича, С. Черкасова, к< второй - В.И.Добренькова, Л.Н.Верченова, Ю.Н.Давыдова. Наиболее полкнй анализ его концепции дан в работах В.И.Добреньковг "Неофрейдизм в поисках истины. Иллюзии и заблуждения Эриха Ф] ма", Л.Н.Верченова "Социальная теории Эриха Фромма", Г.К.Уэллса "Крах психоанализа: от Фрейда к Фромму" .
Кроне того, в отечественной к зарубежной литературе существует значительное число работ, посвященных Франкфуртской социологической школе, яркими представителями которой явилис; Э.Фрош и Г.Марнузе. Среди них можно назвать работы В.Г.Арсл нова, А.Н.Руткевича, Ю.Н.Давыдова и др. 3 названных работах : той или иной мере дается сравнительный анализ концепций всех трех мыслителей, но взгляды Маркузе и Фромма рассматриваются через призму краха фрейдовских идей. Ыаркузе обвиняется в I ЧУ\аШс.к Р. Су-ги^ае о{ ТГЬъиае : опе-сктое^опчС та,,
т сьай'э госхе^у. Ь.. \<£Ч1.
ревизии марксизма*, а Фромм в "ябстрактном-гумманистическом" подходе к проблеме человека и общества. По последние работы, посЕященные Франкфуртской ш1соле, появились в конце 80-х гг., что во многом объясняет такой подход к пред ставителям психоаналитической социологии.
Целью данной работы является сравнительный анализ взглядов З.Фрейда, Г.Маркузе и Э.Фромма на сущность человеческого общества и перспективы его развития. Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:
- анализ фундаментальных психоаналитических понятий;
- анализ фрейдовской теории личности и дальнейшего ее развития в работах Г.Маркузе и Э.Фромма;
- сравнительный анализ теории культуры З.Фрейда, Г.Маркузе, Э.Фромма;
- сравнительный анализ фрейдовского понятия "общество" и понятия "индустриальное общество" в неофрейдизме;
- анализ основных понятий позднего психоанализа в работах Г.Маркузе и Э.Фромма (норма и патология общественного развития, одномерность, социальный характер, коммунитарный социализм) ;
- сравнительный анализ цредставлений социологов психоаналитической ориентации о направлениях развития человеческого общества и возможности его изменения.
* В то же время ряд зарубежных исследователей обвиняет Г.Маркузе в "ультрамарксизме", среди них К.М.Бенуа, К.Жамбе, Г.Ляр-дро, Ж.Делёз.
Задачи, поставленные и решаемые в диссертации, предопр делили выбор источников н границы исследования.
Работы, которым было уделено основное В1шмание, мокно делить на три блока:
1. Труды классиков психоаналитической теории. При напи нии I главы были использованы следуицие работы 3.Фрейда: "Я Оно", "По ту сторону принципа удовольствия", "О страхе", "С умие и его отношение к бессознательному", "Психопатология с денной жизни", "Толкование сновидений" (§1), "Тотем и Табу "Достоевский и отцеубийство", "Очерки истории психоанализа" (§ 2), "Психология масс и анализ человеческого Я", "Лекции введению в психоанализ", "Недовольство культурой", письма*.
Во второй главе использованы работы Г.Марнузе "Эрос и цивилизация" (§ I, 3), "Отрицания", "Одномерный человек" (§ "Разум и революция", "Контрреволюция и бунт" (§3), статьи, интервью^.
В третьей главе использованы работы Э.Фромма "Бегство
ь . .. '
свободы" (§1 ), "Иметь или быть?" (%2,3), "Психоанализ и i лигия", "Искусство любви", "Здоровое общество" (§2,3) .
2. Работы представителей психоаналитической социологи!
P>vcivc\ e>...1TWy, Pn=ud Qfiol -fHe Crl4Kjue of<we.tycby Ui-f brwn bl. K Ui^eaaaitvH DeaHh Horivey C^Nen/roste Wumon íjroivlh .. 3he neurolit perüona£Hy of our itme.
Shfipc^reí H. Leve ^reatmerrt " и^р.
Выходные данные работ З.Фрейда приводятся в библиографии.
2
Выходные данные работ Г.Маркузе цриводятся в библиограф
3 ...■.-
Выходные данные работ Э.Фромма приводятся в библиографии.
3. Работы отечественных исследователей, посвященные анализу концепций 3.Фрейда, Э.Фромма и Г.Маркузе, о которых уже шла речь выше, а также подготовительные материалы к Московскому психоаналитическому конгрессу.
Методологическую основу исследования составили общие научные принципы анализа (в частности, принцип историзма, единство исторического и логического, проблемно-категориальный анализ и др.), а также подходы отечественных социологов, специалистов в области истории и теории социологии.
Научная новизна работы заключается в том, что:
- в диссертации предпринята попытка проанализировать развитие психоаналитической социологии не с точки зрения краха теории Фрейда, а с точки зрения дальнейшего развития его идей;
- впервые дается сравнительный анализ езглядов трех наиболее выдающихся представителей психоанализа на одну из важнейших проблем социологии и социальной философии - перспективы общественного развития;
- рассматриваются фундаментальные понятия психоаналитической теории в их развитии и изменении на протяжении, практически, всей истории этого учения;
- приведен анализ материалов, ранее неиспользованных е отечественной литературе.
Практическая значимость работы состоит в том, что приведенный материал и полученные при исследовании психоаналитической социологии выводы могут быть использованы при подготовке учебных материалов и лекционных курсов по истории и теории социолога!.
Структура работы. Следуя целям и задачам диссертации, автор стремился к последовательности и логике изложения. Этим определяется структура работы, которая состоит из введения, трех глэе (по три параграфа), заключения, приложений и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРШШ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темп исследов? рассматривается степень ее научной разработанности. Опреде; ется цель и задачи исследования, приводится описание источ! ков работы, показывается ее научная ювизна и практическая е чимость, обозначается структура.
Первая глава работы "Проблема человека и общества в пс хоаналитической теории Зигмунда Фрейда" начинается с изложи 1шя основных поняти': фрейдовской теории. Рассматривается пс тие бессознательного, соотношения "Я", "Оно" и "Сверх-Я", принцип наслаждения, цель жизни человека, и способы ее доста женил.
Ко времени появления психоанализа, в науке уже сложил! вполне определенные представления о роли и месте бессознат< ного в душевной янзни человека*. Как пишет В.М.Лейбин, "Заслуга Фрейда состоит в том, что на основе этих представленз
р
он разработал концепцию психической структуры личности".
Суть этой концепции сводится к постулированию того, чг
- существуют интенсивные психические процессы и предстг
-1- См., например: Бассин Ф.Б. Проблема бессознательного (о ] осознанных формах высшей нервной деятельности). М. Бессозн; тельное. Под ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.Б.Бассинг Тбилиси. 1978. М. 1990. Ницше Ф. Полн. собр. соч. М. 1910. Т. 9. Философские тексты "Махабхараты". Вып. I. Кн. I: Бха: . вадгита. Ашхабад. 1978. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М. 1901.
р
Ленбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная американска: философия. И. 1990. С.63-
тт.
легаю, которые не осознаются ивдиввдогл, но оказывают на его жизнь такое ко влияние, как и осознанные;
- эти процессы но могут бить осознаны, т.к. этому мешает определенная сила.
Состояние, в котором эти процессы и представления находятся до осознания, Фрейд называет вытеснением: ту силу,' которая щжвела к вытеснению и противится осознанию вытесненного - сопротивлением.
Сознание Фрейд определяет как сумму всех восприятий, приходящих извне и восприятий, приходящих изнутри организма, и как часть связной организации психических процессов личности, которую он называет "Я", "Я" - та психическая инстанция, которая осуществляет контроль над всеми психическими процессами, которые не являются бессознательными; управляет цензурой сновидений; от "Я" исходят вытеснения, при помощи которых определенные психические процессы должны быть исключены из сознания. "Я" состоит из сознания и бессознательного.
Все остальное психическое, в котором продолжает себя "Я" и которое является бессознательным, Фрейд называет "Оно". "Оно" - это безличное.природно необходимое в человеке"-'-. "Оно" является резервуаром, где скапливается энергия либидо, хранятся биологические инстинкты и действует принцип наслаждения. "Я" стремится примирить влияние внешнего мира и требования принципа наслаздения, заменяя его принципом реальности.
£ Ф^ей^ З^Я и Оно. В сб. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси. 1991.
Существует два мощных инстинкта, действующих в "Оно1 Эрг,с и Танатос. Танатос (инстинкт смерти) направлен па дс (котил конечно!! дож жизни - смерти, Эрос (инстинкт низшО направлен на сохранение и продолжение жизни. Динамика Эре Танатоса подчинена воздействию внешних сил, толкающих ор1 к приспособлению, поэтому, как развитие к высшим формам, и регрессивное развитие, связано презде всего с приспосос нием к условиям окружащей среды. Задачей Эроса является данение всего органического во все большие единства, заде Танатоса - приведение всего живущего к состоянию безжизне ти. Эрос и Танатос всегда находятся в состоянии борьбы.
Ход психических процессов в "Оно" регулируется принг наслаждения. Фрейд полагает, что психические процессы воз даются напряжением, связанным с ощущением неудовольствия стремятся к уменьшению этого напряжения, результатом чегс является ощущение удовольствия.
Наряду с "Я" и "Оно" существует "Сверх-Я". "Сверх-Я" бессознательно, это критическая, моральная инстанция, обя ная своим происхождением Эдипову комплексу: "Сверх-Я" вое производит отношения ребенка к своим родителям.
Во втором параграфе рассматривается теория культуры З.Фрейда; анализируется понятие культурного развития обще и чуство вины как его специфическая характеристика.
По Фрейду, предпосылкой культуры является вытеснение влечений в сферу бессознательного, т.е. отказ от их удовд ворения. Результатом этого вытеснения является культурное развитие: оно начинается с совместной жизни лвдей, в оснс которого лежит принуждение к труду, возникшее из внешней
необходимости, а так?:« любовь мужчины к леи"ршо н кс^г^пш К СВОИМ до'гш. Повтому ПГ-фвш д0стпжппиоп культур!-! яиляр.уся УПОЛИЧОШЮ ЧНСЛа лщен, СПОСОбнЫХ входать 11 сообмсс'.чоо. £ч.ч
культуры в значительно большей степени приемлем?, но чувственная, а заторможенная по цели любовь, которая ведет к дружеским объединениям, что заставляет ее враждовать с сексуальностью. Главным препятствием на путл 1:ультурного развития Фрейд считает инстинктивную предрасположенность человека к агрессии, благодаря которой обществу постоянно угрожает распад, поэтому культура стремится к ограничению агрессивны., влечений человека. Объединение ладей во все больше сообщества - цель Эроса, агрессивность принадлежит Танатосу, следовательно, смысл культурного развития - продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Танатосом.
Если агрессия не находит выхода вовне, то она возвращается туда, где возникла (в "Оно") и через "Сверх-Я" направляется против "Я", превращаясь в совесть. Напряжение между усилившимся "Сверх-Я" и подчиненным ему "Я" Фрейд называет чувством вины, которое проявляется как потребность в наказании. Поскольку культурный процесс представляет собой путь от семьи к человечеству, а такая цель достигается лишь с ростом | чувства вины, постольку платой за общественный прогресс всегда будет служить убывание счастья. В человеке сталкивается два стремления - к собственному счастью и к единению лвдей; точно также в обществе сталкиваются процессы индивидуального и культурного развития.
Фрейд полагает, что коль скоро развитие культуры имеет сходство с развитием индивида и работаете помощью тех же
методой и средств, то можно вынести диагноз, согласно которому многие культуры и целые культурные эпохи могут быть невротичес кими. Поэтому применение психоанализа к исследованию развития культуры может оказаться необыкновенно плодотворным, с точки зрения определения здоровья общества и его членов.
Третий параграф посвящен представлениям З.Фрейда о персш тивах развития человеческого общества. Счастье является главнс жизненной целью человека, но путь к нему преграждают три исто1 ника страданий: тело, природа и общество. Общество является продуктом культурного развития, следовательно, счастью мешает культура, но вне общества достижение этой цели невозможно. "С( циальный сцрах" создает вытеснейие, которое служит источником психического дискомфорта человека, а при благоприятных условш приводит к неврозу, поэтому "... покуда социальные установки не будут направлены на то, чтобы жизнь человека складывалась более радостно, до тех пор не будет задушен в человеке голос, протестующий цротив требований морали"*. Социальная совесть, или "Сверх-Я" общества, требует равенства и справедливости в обществе, но само по себе целесообразное распределение материальных благ между лвдьми не приведет к равенству и сцраведли-вости, если не будут соответствующим образом изменены нравственные идеалы и морально-этические установки. Поэтому необходимо воспитание высшего слоя "... самостоятельно мыслящих, не поддающихся запугиванию, стремящихся к истине лвдей, которые давали бы направление несамостоятельным массам. Идеальным был бы, конечно, сообщество лвдей, подчинивших жизнь инстинктов
* Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. В сб Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси. 1991. Т. 2. С, 148.
диктаторе разума. IIii что иное hg дало бы столь совершенного и прочного единства лвдей, даш при условии отказа от эмоциональных связей мегду ниш"*.
Фрейд считает человеческую природу неизменной и говорит, что интересы человека всегда будут идти вразрез с интересами общества, ко тем не менее оставляет надевду на возможность, если не разрешения, то, по крайней мере сглаживания этого конфликта посредством проникновения в глубинные структуры человеческой психики и уменьшения влияния бессознательных процессов на сознание человека. Иными словами, необходимы и возможны изменения в "Оно".
Вторая глава диссертации посвящена анализу концепции нерепрессивного общества Герберта Маркузе. Б основе теории личности Наркузе лежит фрейдовская структура инстинктов, с той разницей,что сине сяитает человеческую природу неизменной: по его мнению, судьба человека, действительно, трагична, но не потому, что в обществе существует материальное, экономическое и психологическое принуждение, которое порождает репрессивную структуру инстинктов. Это принуждение возникло на определенном этапе развития общества, а потому его можно уничтожить.
Наркузе разделяет фрейдовское представление о динамике Эроса и Танатоса, но говорит, что принцип реальности в индустриальном обществе становится принципом производительности, или принципом экономической продуктивности. Этот принцип лежит в основе классового деления общества: классы являются результатом различной экономической продуктивности лвдей.
* Фрейд 3. Письмо А.Эйнштейну. В сб. Фрейд 3. Психоанализ; тэе-липш, культура. М. IS92. ГЛ. С. 267.
Б индустриальном обществе счастья индивида является чсп-то тчмюо.то]кипиии по слобпошно с общественной производительно (а но о нродоосоы культурного развития, как это било у ФроДця Общественная система ценностей построена таким образом, что прогресс в области культуры не только возможен, но происходит автоматически, поскольку энергия либидо превращается в ггродук тивность.
Второй параграф посвящен анализу теории культуры Г.Марку Рассматриваются его понятия асУмшативной культуры и одномета ти как главной характеристики современного культурного разии АфгЕЦмативную культуру Ыаркузе определяет 1сак культуру буржуа ной эпохи, которая в ходе своего развития отделяем умственно-духовный мир от цивилизации и возвышает его нац ней. Задача агТйирмативной культуры заключается в том, чтобы служить цели идеологического подчинения экономике в индустриальном общестх она сохраняет все пороки прошлого и передает их новым поколениям. Ыаркузе подчеркивает, что в индустриальном обществе изг>. нился характер вытеснения, результатом которого является кую тура. 1'1н,цустриальное общество сникает суровые моральные треб( ваши прошлых веков, к чему призывает Фрейд, и дает человеку болыцую свободу. Но эта свобода иллюзорна - потребности Эросг по-лрекиему, не могут быть удовлетворены, поскольку сам Эрос принял извращенную, а потому удобную для общества форлу секс: кости. Сфера бессознательного стала политическом сферой и ее исследование приобретает актуальность с точки зрения разрабо' конкретных политических программ, поэтому в индустриальном о< ществе происходит полная катастрофа человеческой сущности, ч' по мнению Ыаркузе, заранее обрекает экономические и политиче!
реформы на неудачу и требует тотальной революции.
В качестве главной характеристики индустриального общества, Маркузе использует универсальное понятие "одномерность"*. Он определяет одномерность как самотодцественность, однонапр. влен-ность и связывает ее возникновение с позитивным отношением к данной общественной системе, которое вырабатывают в индивиде новые формы социального контроля в обществе. Суть их сводится !к следующему: систематическое искусственное создание и удовлетворение порабощащих человека потребностей; использование средств массовой коммуникации для формирования единого стиля жизни; использование данных науки для воздействия на психику ладей.
В третьем параграфе рассматриваются представления Маркузе о сущности нерепрессивного общества и способах его создания. Возможность револщии он связывает с сохранившимся внутренним V конфликтом принципа производительности и приниипя наслаждения. Главным фактором освобождения выступает революция инстинктов, результатом которой должно стать радикальное изменение человеческой природы.
Чтобы преобразовать репрессивную структуру инстинктов необходимо покончить с существующими социальными институтами, с принципом экономии, царящим в буржуазном обществе. Для того, чтобы культура перестала быть тоталитарной должна произойти ее десублимация, только тогда будет возможна переоценка всех ценностей. Так же как и Фрейд, Маркузе считает, что для осуществления револщии нужны лвди, обладащие свободным сознанием,
* Анализу этого понятия посвящена книга, принесшая мировую известность Г.Маркузе, "Одномерный человек". Как отмечает 5.Я.Баталов: "... идеи, изложенные в "Одномерном человеке", превратили Маркузе в кумира активистов, оппозиционных студенческих, движений и, пожалуй, в одного из самых влиятельных буржуазных философов последних лет". Баталов Э.Я., Никитич Л.А. Фогелер Я.Г. Поход Маркузе против марксизма. М. 1970. С. 61.
которое не монет возшкнуть в рамках репрессивного общества. Носителями этого сознания являптся студенты, а на уровне мире .' кого сообщества - страны третьего мира. В результате рсволмца возникает такое общество, при котором интересы отдельного инд вида совпадут с интереса!® общественного целого, произойдет к качественное, так и количественное сокращение власти, ликвнда ция господства и насилия. В результате сокращения численности населения исчезнет борьба за существование, человечество пере I дет к эстетическому измерению - оно воплотит в жизнь все то, что до сих пор считалось утопическими фантазиями писателей и художников. Правда, Маркузе считает, что осуществить все это можно будет лишь в том случае, если мевду настоящим и будущим будет существовать тотальный разрыв. Новое качестве обществен ного бытия должно возникнуть как внезапный скачок и не содерж в себе никаких элементов старого. Единственная связь мезду на стоящим и будущим - это Великий отказ от ценностей цивилизавд примером которого служит его критическая теория, поскольку она не располагает понятиями, которые могли бн перекинуть мое от настоящего к будущему; ничего не обещает, не адет никаких результатов, смысл ее в отрицании современного общества. "Фил софия младогегельянства, фрагменты Маркса и Фрейда легли в ос нову теории Маркузе, сущностью которой являются свобода и разум"^. Имея возможность оценить результаты революций XX века, в тогл числе и студенческие революции 1968 г., мыслитель црише к выводу, что революции переносят пороки прошлого на будущее : Великий отказ от культуры, к которому от призывает, практичес I ТАасХгЛуге А. ПГЬгси&е. РЫапа/Ьо1А.»$ . ЛЭЗо.Р.32.
V
110 достижим.
В третьей главе рассматривается концепция психически здорового общества Эриха Фромма. Первый параграф посвящен анализу психоаналитических понятий и их интерпретации.
Следуя психоаналитической традиции, Э.Фромм считает, что решапцую роль в развитии человечества играет психологический фактор. Этот психологический фактор состоит из двух компонентом -человеческой природы и социального характера. В отличие от Фрейда, который полагает, что природа наделила человека определенны!®, биологически обусловленными стремлениями, и развитие личности является лишь реакцией на удовлетворение или фрустрацию этих стремлений, Фромм подходит к изучению человеческой личности с точки зрения понимания отношения человека к миру, другим лвдям, природе и к себе самому. Он говорит, что человек изначально является социальным существом, а не самодостаточным, как считает Фрейд, поэтому в основе индивидуальной психологии лежит социальная психология, или психология межличностных отношений. У Фромма, как и у большинства представителей неофрейдизма "Основным объектом 1фитики становится метапсихология Фрейда, оцененная большинством исследователей как догма, одерживающая развитие психоаналитической практики"^. Согласно этому подходу, Фромм выделяет пять вневременных экзистенциальных потребностей человеческой природы, каждая из которых может тлеть либо позитивное, либо негативное выражение с точки зрения индивида и общества.
Место фрейдовской пары Эрос-Танатос у Фромма занимают две потенции: биофилия (первичная потенция, она представляет
* Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. М. 1985. С. 27.
I собой способность к продуктивной деятельности) и некрофилия (вторичная потенция, способность к негативной деятельности). Реализация первичной потенции означает реализацию чедовеческог начала, что соответствует нормальному, здоровому способу существования, реализация вторичной потенции - реализация животного начала, происходит лишь в том случае, если не реализуется первичная потенция. Реализация той или иной потенции зависит ' от социальных условий. По определешю Фромма, общество, которое способствует удовлетворению подлинных человеческих потребностей, является здоровым; патология общества явлшется неизбег ним следствием конфликта меяду человеческими потребностями и социальными условия?®, которые мешают их реализации. Историю человечества Фромм представляет как непрерывную цепь тхэализаф тех или иных потребностей человека под воздействием социальные условий. Исторические изменения - следствие фундаментального противоречия между потребностями человеческой природы и способом их удовлетворения, возможном в обществе.
Для того, чтобы объяснить, как происходит адаптация человека в обществе, он, следуя традициям франкфуртской школы, использует понятие социального хатактеш. Социальный характе] присущ большинству членов общества, независимо от их социальн' классовой принадлежности, он является той психологической осн вой личности, которая обуславливает поведение индивида, а так же образ его мыслей, чувств, восприятия внешнего мира. lía начальном этане складывается под влиянием детско-родительскнх комплексов и "Сверх-Я" - до тех пор, пока окружение ребенка составляет семья.• (У взрослого человека функция "Сверх-Я" целиком переходит к социальному характеру.) Социальный характер
значительно менее бессознателен и более ршзтоналон.чои оро.']дов-ское "Сворх-Я" общества. Фромм эмщеляо'," несколько эттов остального характера: рецептивны.'} (характер мподалыюго общества), экслл^уататорсюй (характер раннего капитализма), накопительский (характер капиталистического общества.), рыночный (характер нн-дустриального общества). Наибольшее внимание он уделяет анализу рыночного характера: так Ее как и у Ыаркузе в его концепции, г,того внимания уделяется кргтике индустриального общества.
Анализу представлений Эриха Фромма об индустриальном обществе посвящен второй параграф. В отличие от Фрейда и Маркузе, которые считали, что свобода существует до тех пор, пока не возникает культура, Фромм говорит, что история человечества -это история растущей индивидуализации и вместе с тем растущей свободы; стремление к свободе является неизбежным результатом процесса индивидуализации и развития культуры. Авторитарные системы не могут ликвидировать основные условия, поровдавдие стремление к свободе. Фромм полностью разделяет мысль Фрейда о том, что общество может быть невротичннм в той же степени, что и индивид. Индустриальное общество он называет больным. По мысли Фрейда, человек может быть свободен и при этом не одинок, независим и при этом неразрывно связан с человечеством - для этого человеку необходимо добиться свободы нового типа, такой свободы, которая позволила бы ему реализовать потребность в жизненной ориентации, основанной на любви. Фрейд называл такую ориентацию "чудесной техникой жизни". Поэтому свою программу перехода к новому обществу Фромм называет "гуманистическим психоанализ ом".
Голое подробно эта программа рассматривается в третьем рагра'"о. Главп;1Я фупклдя нового общества заключается в той, бы способствовать вошшкповошпо нового человека, облэдащогс Iвнутренне." потребностью в привязанности, заинтересованности, любви, единешш с миром, и, основанной на этом уверенностью себо. Иными словами, рыночный характер должен быть заменен г дуктивным. Правда Фромм, так же как и Маркузе, говорит о по* непреодолимых трудностях, лежащих на пути к такому изменении обусловленных природой человека и многовековым господством е торитарного социального характера. Ко так же, как и Ореад, с верит в торжество разут,1а, считает бессмысленной революцию, е потому предлагает реформаторский путь перехода к новому обще ству. Лвди, осуществляющие этот переход должны быть "деятел! His.ni утопистами", ибо только утописты в состоянии представиз каким должно быть новое общество. Первыми шагами в направлен гу1ланизащи общества являются планирование и централизация, основанные на исследовании природы человека, отказ от бюрокр тической системы управления в пользу "гуманистического менед мента", изменение модели потребления, принятой в индустриал! ном обществе, создание эффективной системы распространения, и формации. Если же выбор такого направления развития не будет осуществлен, человечество скатиться к термоядерной войне, эв логической катастрофе и развитию различных патологий.
Фромм верил, что изменить общество, сделать его здоровь можно с помощью детально продуманной программы социально-экс шческих реформ, но реальных предпосылок этого изменения не дел. И в последних своих работах, подчеркивая безотлагательк необходимость изменения индустриального общества, стоящего к
грани мирово.'! катастрофы, говорил о, практически, позфоодоли-ипх трудностях, стелили: на пути этих изменение и связанных, всего с чоловочоской природой.
Следовательно, конфликт человека и общества вечен и неизменен, и абсолютно прав Фрейд в том, что у человечества в будущем есть шанс лишь научиться сгластвать, но ни в кое": мере не разрешать его.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные выводы, получешше в ходе анализа представлений социологов психоаналитической ориентации о сущности и перспективах развития человеческого общества:
- кизнь человека в обществе трагична, поскольку не отвечает его главным потребностям, но вне общества человек существовать не монет;
- современное общество патологично по своей сути, поэтому требует безотлагательных изменений;
- пока человек в полной мере не осознает себя и не изменит, он не сможет создать общество, отвечащее подлинно человеческим потребностям.
Эти мысли классиков современной социологии не потеряли свою актуальность и на сегодняшний день, и могут быть использованы при1 разработке модели социально-экономического развития России.