автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Смирнова, Елена Тимофеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа"

На правах рукописи

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Специальность 09.00.06.- «Философия религии».

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва -1999 г.

Работа выполнена на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Научный руководитель - кандидат философских наук Сторчак В.М.

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор Попов В.Д.

Кандидат философских наук Геворкян А.К.

Ведущая организация:

Московский государственный университет культуры и искусств, кафедра философии и религиоведения.

на заседании диссертационного совета Д - 151.04.04 в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу: 117606 Москва, проспект Вернадского, 84 ,1 учебный

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

Защита состоится

РАГС.

Автореферат разослан АО _ноября 1999

г.

Ученый секретарь диссертационного совета

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

В современных условиях обостряется общественный и научный интерес к ряду тенденций, фактов, явлений. В их числе религиозная психология, которая в советское время была подвергнута предвзятой и незаслуженной недооценке в связи с известными идеологическими установками. В отечественной науке до сих пор отсутствует четкое и обоснованное разделение понятий «религиозная психология» и «психология религии». Между тем, в настоящее время стала эчевидной необходимость обособления последней в качестве отдельной области теоретических и практических знаний, строгого научного исследования и анализа данной дисциплины в контексте ре-пигаоведения.

Социально-экономический и политический кризис, переживав-

(

иый в 90-е годы XX века Россией, негативным образом повлиял на морально-психическое состояние общества. В психологическом 1лане такая ситуация находит выражение в постоянном физиче-жом и духовном напряжении, состоянии стресса, фрустрации, чувстве социальной незащищенности. Это вызывает поведенческую 1езадаптацию, ведет к деформации человеческой личности (невро-1ам, психопатиям) и, как следствие, к компенсаторно-иллюзорным формам поведения.

На указанном негативном фоне в России с начала 90-х годов |роизошел всплеск религиозной активности. По данным Минюста, в тране на 01.01.1999 г. насчитывалось 16 749 объединений различ-юй конфессиональной направленности. Кроме того, значительное

число объединений действует без регистрации. Появилось много религиозных центров и организаций, возникших на основе нетрадиционных религий. Есть и такие, которые оказывают разрушительное воздействие на психическое, духовное, а в некоторых случаях и физическое состояние личности («АУМ Синрикё», «Церковь Сатаны» и др.)1.

Одновременно наблюдается рост популярности практической психологии, связанной с религией2, а также рост организаций ("Ассоциация трансперсональной психологии", "Институт холотерапии" "Институт парапсихологии", "Ассоциация свободного дыхания" V др.), использующих разновидности эзотерической (трансперсональ ная психология), околонаучной (холодинамика, дианетика) психо логии, опирающейся на духовный опыт различных вероучительны) систем.

Интерес к этой проблематике актуализируется еще и тем, чт« за последнее десятилетие в нашей стране появился широкий кру публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов на рели гиозную тематику в психологии.

Иными словами, назрела объективная потребность выявлении анализе, систематизации современных и традиционных школ и на правлений, связанных со светской психологией религии, религиоз

Чрофимчук Н.А. Нетрадиционные культы в России: особенност вероучений, социальная база и проблемы взаимоотношения с гос\ дарством// Религия, церковь в России и за рубежом. -1995,- № ! Новые религиозные культы, движения и организации в России. - М 1998;

гФилимонов З.Г. Социальное самочувствие и социальнс политические ориентации верующих и неверующих: сходство различие (по материалам социологического исследования 199 год)// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1998, вып. -С. 210-219.

ной психологией и психотерапией. Отсутствие серьезных и всесторонних исследований на указанную тему существенно одерживает процесс нравственного, духовного оздоровления общества, оптимизацию государственно-церковных отношений.

Состояние научной разработанности проблемы.

Литературу, посвящённую проблемам светской и религиозной психологии и психотерапии, можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, работающих в рамках психологии религии, этнографии и истории религии. Они дают большой фактический мате-эиал, описывающий механизмы воздействия различных религиоз--1ых систем на психику личности и психологическое состояние об-дества.

Исследования У. Джеймса, Д. Фрезера, Л. Леви-Брюля, И.Элиаде и др. являются своеобразными этнологическими энцик-юпедиями, в которых подробно описаны конкретные случаи рели-иозной психотерапии в примитивных культурах.1

Хотя для 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, В. Франкла и А. Мас-юу данная тема не являлась главной, они, тем не менее, специ-шьно изучали соотношение психологии (психотерапии) и религии.

Работы З.Фрейда, К.Юнга и Э.Фромма представляют психо-[налитическое направление в психологии религии. З.Фрейд исполь-

См.: Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 1993.; >лиаде М. Священные тексты народов мира. - IVL1998; Элиаде М. Ьсмос и история: Избранные работы. - М., 1987; Леви-Брюль Л. 1ервобытное мышление// Хрестоматия по истории психологии. -1., 1980. - С. 237-255.;

зует понятие «Эдипового комплекса» как основу для формирования табу. Идею Бога Фрейд выводил из образа отца, а религиозную веру считал неврозом инфантильных людей.1

К.Г.Юнг доказывал, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует «коллективное бессознательное», которое содержит «архетипы» - базисные установки, универсальные для всех культур. Переход архетипов из бессознательного в сознание составляет основу религиозного опыта и художественного творчества.

Э.Фромм в контексте психоаналитических традиций рассматривал религию более широко. Это могли быть и светские системы, подобные авторитаризму.3 Любой человек, на его взгляд, религиозен.

А. Маслоу опровергал психоаналитическую точку зрения, которая приравнивала мистические переживания к психозам. Данный опыт, по Маслоу, не следует считать патологическим; скорее он сверхнормальный, поскольку ведет к самоактуализации и имеет место у нормальных людей.4

Авторы названных работ исходили из материалистически взглядов на психическую жизнь верующего человека, связанную с глубиной бессознательных процессов и их самоактуализацией е реальной жизни индивида.

' См.: Фрейд 3. Тотем и табу// «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книгг 1. - Тбилиси, 1991.

2 См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

3 См.: Фромм Э. Душа человека. - М., 1992; Он же. Психоанализ V

религия// Сумерки богов. - М.,1989.

5 См.: Анцыферова Л. Психология самоактуализирующейся лично сти в работах Абрахама Маслоу// Вопросы психологии. - 1973. - N 4;

В советской научной литературе после некоторого внимания и интереса к проблемам психоанализа в 20-х годах уже с начала 30-х годов стали появляться резко критические работы, направленные против «буржуазного психоанализа». Этому способствовала идеологическая установка по отношению к психоаналитической науке вообще. Она признавалась субъективистской и эклектической и относилась к «правому идеологическому лагерю». Соответственно этому, и в религиоведческой литературе объективное исследование бессознательного было практически исключено. Такое установочное направление просуществовало, за редким исключением (школа Д.Н.Узнадзе, к примеру), вплоть до второй половины 80-х годов, когда психоаналитические теории, критиковалась за «социо-биологизаторство», «субъективизм» и «натуралистический» характер мировоззрения. Эта проблематика в разное время специально рассматривалась К.К.Платоновым, Д.М.Угриновичем,

А.М.Руткевечем, Н.В. Ветровой, М.А.Поповой и др.1

Начиная с конца 80-х годов, наблюдается значительный интерес к указанной проблематике. ВДПопов, Е.М. Мелетинский, А.К.Геворкян, В.М.Сторчак и др.2 подчеркивают важную роль бес-

1 См.: Платонов К.К. Психологические корни религии// Вопросы научного атеизма. Вып.11. - М.,1971; Угринович Д.М. Психология религии. - М.,1986; Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество (Критика концепции З.Фрейда и К.-Г.Юнга) Автореф. канд. филос. наук,- М., 1984; Руткевич A.M. Психоанализ и религия. М., 1987; Попова М.А. Критика психологической апологии религии/ Современная американская психология религии. - М.,1973.

См.: Основы социального психоанализа. Под общей ред. докт. филос. наук, проф. Попова В.Д. -М„ 1996; Геворкян А.К. Религия в контексте бессознательного. Автореф. канд. филос. наук. - М., 1998; Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов// Вопросы философии. -1991,- № 10; Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения. Автореф. канд. филос. наук,- М.,1997.

сознательного начала в психике индивида и общества. В работа; указанных авторов даётся позитивная оценка некоторым западныл психоаналитическим концепциям.

Вторая группа работ принадлежит исследователям, которые < позитивистских позиций обращались к анализу религии, стараяа найти в ней новые методы оказания помощи людям. В этом план< особенно интересны В. Франкл, Р.Ассаджиоли, Дж. Лилли, С. Гроф К.Роджерс и др.

B. Э. Франкл смотрел на религию, как на единственное сред ство, оказывающее психогигиеническое, даже психотерапевтиче ское действие в кризисных состояниях.1 Феномен веры он рассмат ривал с точки зрения логотерапии (веры в смысл).

Р. Ассаджиоли объединил «глубинную психологию» К.Юнга (

модернизированными формами оккультизма с целью оказания по

мощи личности в момент духовного кризиса. Исходной точкой егс

нового метода - психосинтеза - стало понятие «внутреннего цен

тра», вокруг которого функционируют «субличности». Их осознава

ние, растождествление с ними и синтезирование новой личности

2

целостности - это и есть задача психосинтеза.

C. Гроф обратился к изучению древней восточной философа и медицины для лечения лиц, испытывающих духовные трудное™ или желающих получить мистический опыт. Принцип целостное™ (холономности) выдвинут С.Грофом как особая ценность, как сущ

1 Франкл В. Доктор идуша. СПб., 1997. - С.285.

2 См.: Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства Пер. с нем//Урания. - 1991. - №2.

ностная характеристика самых разных систем привлекаемой им религиозной философии.1

М. Гауснер и 3. Кочёва разработали особый подход - этноте-оапию. Он предполагает, что с помощью разных методов больные погружаются в определённые состояния, вызывающие религиозные переживания. Наиболее разработаны этими специалистами «про-кивания» религиозных праздников, имеющих, по их убеждениям, определённый духовный и психопрофилактический смысл.2

Рассмотренное выше экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии позаимствовало из христианской этики зубъект-субъектное отношение терапевта и пациента, а также ин-■уитивное вчувствование в его проблемы (эмпатия). «Недиректив-шя психотерапия» К.Роджерса занимает второе в мире место по юпулярности после психоанализа.

Третью группу исследователей образуют религиозные психоло-и. Они стараются подвергать анализу те факты, с которыми стал-иваются сами, находясь в тесной связи стой или иной религиозной радицией.

Так, француз Э.Шюре осуществил «сравнительный эзотериче-кий анализ» биографий - религиозных реальных или мифических мчностей - (Кришны, Будды, Зороастра, Гермеса, Моисея, Пифаго-а и Иисуса) и пришёл к выводу, что благодаря своим личным ка-ествам они создали новые направления в культуре человечества.

1м.: Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансцен-енция в психотерапии. - М., 1993.

Этнотерапия Гауснера и Кочевой// Психотерапевтическая энцикло-едия/ Под редакцией Б.Д.Карвасарского. - СПб., 1998. - С.708. Зм.: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. И., 1994; Он же. К науке о личности// История зарубежной психоло-1и. (30-е-60-е годы). - М.,1986.

Э.Шюре утверждал, что процедура «избранничества» вызывает у «посвящённых» не только формирование особого мировоззрения, но и трансформацию человеческой природы.1

Американский антрополог К.Кастанеда изучал жизнь современных мексиканских магов, продолжающих традицию древних ацтеков. Его позиция практического исследователя позволяла в течение десятилетий наблюдать устойчивый мистический опыт большого числа людей, описывая и анализируя его. В своих книгах он пред ложил различные концептуальные схемы, построенные на динами ческо-энергетической парадигме.2 Особый интерес представляв' его концепция «остановки мира».

Среди публикаций отечественных философов и психологов работающих в русле вышеизложенной методологии, выделяютс! работы В.В.Налимова, ЖАДрогалиной, В.И. Корнева, В.И. Само хвалова, С.И. Самыгина, В.И. Ничипуренко, И.Н. Полонской и др.

Так, В.В.Налимов и Ж.А.Дрогалина изучали буддийскую психс логию, погружая испытуемых в медитативные, трансперсональны (в том числе религиозные) области переживаний. Они ввели в на учный оборот понятие «многомерное семантическое пространство являющееся аналогом понятия «картины мира» К.Ясперса.3

Изучая дзен-буддизм, В.И.Самохвалова сосредоточила сво внимание на намеренно изменяемых состояниях сознания и бy^ дийских практиках достижения цели, которые, на ее взгляд, можн

Юм^: ЭЛШоре. Великие посвященные (очерк эзотеризма религий).

2Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. - К., 1993. - С.445, 725-730. 'Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная модель бессозн;

тельного. Бессознательное как проявление семантической вселе! ной// Психологический журнал. - 1984. - № 6.

назвать «самогипнозом», «самопрограммированием». Механизмы этого «перестроенного сознания» она видит в изменении соотношения активности полушарий мозга, что вызывает разрушение привычных взглядов на мир.1

В.И.Корнев, проделав сравнительный анализ мировых религий, вводит понятие «сторона жизненного пространства», «внутренняя» часть которого заполняется «биоинформацией». Он пишет о различных пространствах-культурах (религиозных, парапсихологи-ческих и пр.), каждое из которых несёт в себе ценности, необходимые для всего человечества в целом в соответствии с «принципом

2

дополнительности культур».

Анализируя психологию религиозного опыта, С.И.Самыгин,

B.Н.Нечипуренко, И.Н.Полонская указывают на то, что современная научная психология религии исследует мистико-религиозный опыт с феноменологически-описательной позиции, не затрагивая при этом гой реальности, которая стоит за этим опытом. Но наряду с ней существует, с их точки зрения, еще и мистическая психология, которую необходимо описывать в терминах самой религиозной тради-дии.3

Среди современных христиански ориентированных отечественных исследователей можно назвать таких психологов, врачей и гедагогов, как Б.Братусь, Ф.Василюк, иерей Борис (Ничипоров), ие->ей Анатолий (Гармаев), протоирей Михаил (Дронов) и др. Они

См.:Самохвалова В.И. Дзенский психотренинг: механизмы перекройки сознания// Путь к себе. -1991. - № 14. См.: Корнев В.И. «невидимые» парадоксы религии и культуры// Сультура и религия. -1991.-№ 3; Он же. История мировых религий: ютоки и природа духовности.-М.,1999.

C.И.Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н.Полонская. Религиоведение: ¡оциология и психология религии. - Ростов-на-Дону, 1996. - С.177.

представляют концепцию христианской психологии как отрасли знания, изучающей психику человека в контексте его религиозного мировоззрения.1

Таким образом, даже краткий обзор представленной литературы показывает возрастание за последнее десятилетие интереса к указанной в диссертации тематике со стороны зарубежных и отечественных исследователей. Это выражается в широкой гамме различных современных подходов и направлений к проблеме взаимоотношения психологии и религии.

В то же время в религиоведении пока ещё отсутствует четкая классификация и оценка степени объективности и эффективности психологических школ и соответствующих им психотерапевтических практик, которые опираются в своих изысканиях как на научные методы с привлечением многовекового опыта традиционных конфессий, так и на религиозное мировоззрение. Данная диссертация представляет собой попытку восполнить этот пробел.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертации заключается в изучении, сравнительном анализе, систематизации известных школ и направлений светской и религиозной психологии и психотерапии, в выявлении у них созидательного научного потенциала.

Для достижения данной цели автор решает следующие задачи:

1 См.: Ничипоров Б.В.Введение в христианскую психологию. -М.,1994: Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Б.С. Братусь В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. - М., - 1995.; Мелихов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни// Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. - М.,1997; Гармаев А. Священник. Этапы нравственного развития ребенка. - Решма,1998, Михаил Дронов (протоирей). Православная аскетика и психоанализ//Альфа и Омега 1998. - №2.

- рассмотреть этимологию и содержание категорий «психика», «психология религии» и «религиозная психология»;

- провести сравнительный анализ светской и религиозной психологии с целью выявления их специфики, сходства и различия;

- выявить и систематизировать соответствующие им психотерапевтические практики;

- оценить возможные воздействия некоторых альтернативных психоаналитических методик на психику человека.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна исследования.

В диссертации обосновано положение о том, что в современной светской психологии и психотерапии прослеживается тенденция синкретического соединения науки и многовекового опыта религиозной психотерапии. Западные школы и методики отличаются новизной и нестандартностью подходов, что привлекает к ним большое число последователей как за рубежом, так и в России. Однако, как показано в диссертации, альтернативные психотерапевтические направления зачастую страдают субъективизмом и ;лучайностью в выборе тех или иных методик и практик и носят в эснове своей скорее поверхностный, философски отвлеченный, нежели практически изученный характер.

С другой стороны, в результате исследования автор пришел к зыводу, что конфессионально ориентированные психологи все бо-тее используют последние достижения светской психологической <ауки (в пастырской психологии, в миссионерской работе протестантских организаций и др.)

Это приводит диссертанта к заключению о сближении и взаимодействии в последние десятилетия научных и религиозных подходов в области психологии и психотерапевтической практики.

Новизной отличаются следующие положения:

- определено содержание и проведен сравнительный анали; светской и религиозной психологии; в результате анализа выявлено их методологическое отличие, разница в субъект-объектной на правленности во взаимодействии сторон психоаналитического про цесса и в применяемом в теории и практике понятийном аппарате зафиксировано сходство ряда методик, используемых в указанны; направлениях психологии;

- рассмотрены и систематизированы соответствующие им психо логические школы и психотерапевтические практики;

- изучены альтернативные психоаналитические методики в пси хологии религии, некоторым из которых (С. Гроф) дана негативна: оценка с точки зрения ее влияния на психику человека.

Методологической основой диссертации стали общенауч ные принципы объективности, системности. Комплексный характе проблемы обусловил необходимость междисциплинарного подход - философского, психологического, социологического, с примене нием соответствующих методов исследования. Основными сред них являются системный и сравнительный с использованием эл« ментов аналитической психологии.

Основными источниками исследования явились труды и: вестных отечественных и зарубежных религиоведов, психологов философов, которые разрабатывают целостный подход к челове* в комплексе его сознания, бессознательного, физических и псих!

ческих свойств. В диссертации используются труды православных богословов и мистиков в области христианской антропологии. Автором использовался собственный опыт и материал, полученный в результате эмпирических исследований, проведенных в период 1993-1996г. в г. Москве.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в структуру религиоведческих знаний; дает содержательное описание новых школ и практик в светской и религиозной психотерапии, вводит их в круг религиоведческой проблематики.

Теоретические выводы и материалы социологических исследований, содержащиеся в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности, в процессе преподавания курсов религиоведения, социальной психологии.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в 6 научных публикациях общим объемом 7,3 п.л. Материалы диссертации используются в качестве спецкурса в Институте экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта (г.Ростов-на-Дону). Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите.

Структура диссертации включает введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность и научная новизна темы, определен предмет исследования, сформулированы ее цели и задачи, методологическая основа, научная и практическая значимость.

В первом разделе - «Методологические аспекты исследования психологии религии и религиозной психологии» - проведен этимологический и содержательный анализ понятий «психология», «психология религии» и «религиозная психология», определены их базисные мировоззренческие основы, сходство и различия. В результате исследования установлено, что первоначальное значение понятия «психе» (душа) претерпело за последние два столетия определенную трансформацию - от религиозного его толкования до научного - и вылилось в формирование нового исследовательского и естественно-экспериментального направления.

Различные подходы к указанному понятию определяют два основных направления, используемых соответственно в изучении психологии и религии: естественно-научное (психология религии), в котором под психикой подразумевается чувственно-эмоциональная, сознательная и бессознательная формы отражения действительности высокоорганизованной материей; и религиозно-ориентированное (религиозная психология), в котором под психикой подразумевается «душа» - нематериальная, трансцендентная субстанция.

научного мировоззрения, предполагающего принципы детерминизма, системности, историзма и др. Основные используемые методы: субъект-объектное разделение процесса познания, разделение изучаемого явления на части для последующего анализа и синтеза, допущение эксперимента, применение математических, социологических, социально-психологических методов, что позволяет сравнивать объекты исследования между собой и др. Задачи научного подхода - выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о мире и о человеке, позитивное использование их в общественной практике.

Объектом религиозной психологии выступает огромный спектр религиозных явлений, в том числе трансцендентный индивидуальный опыт, психологический аспект религиозного мироощущения, мировосприятия и миропонимания, социальные стороны религиозных действий и те аспекты, которые не могут быть концеп-туированы, т.е. изучены научными приемами (понятия ничто, бог, дух и т.п.).

В последнее десятилетие словосочетание религиозная психология используется для названия отдельной дисциплины1, которая также должна иметь объект изучения, предмет, методологию и методы. В силу ее новизны они еще недостаточно исследованы и ждут своего детального исследования.

Религиозное мировоззрение предполагает наличие трансцендентного бытия, в свете которого строятся отношения верующего со сверхъестественным, что требует решительного отказа от оппо-

1 См.: Начало христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Б.С. Братусь, В.Л. Воейков, С.Л. Воробьев и др. - М., - 1995.

зиции «субъект-объект». В отличие от научного (философского) позитивизма, здесь утверждается так называемый религиозный позитивизм,1 основная цель которого - исследовать и применить средства оказания помощи человеку в процессе его самореализации (сотериологический аспект). Поэтому центральным звеном религиозной психологии является религиозная психотерапия - метод психологии, который относится к разряду альтернативных. Это собирательное понятие, распадающееся на конкретные методики, базирующиеся на том или ином конкретном религиозном учении.

Во втором разделе - «Современная психология религии и психоанализ» - рассматривается актуальная ситуация в психологии религии, особое положение последней в системе науки психологии. Многочисленные психологические школы, подходы и психотерапевтические методы можно подразделить на три основные направления в соответствии с тем, как они отвечают на вопросы о происхождении, роли и месте религии в психической жизнедеятельности людей.

Первое направление - отводит религии негативную роль и исторически-ограниченное место в эволюции общества; степень её воздействия ставится в зависимость от определенного уровня развития производительных сил, общественного сознания и науки. Представители данного течения стоят на позициях неприятия религиозной психологии, отказывая ей в позитивном психотерапевтическом воздействии на людей. В лучшем случае, с их точки зрения,

1 См.: Позитивизм религиозный// Философский энциклопедический словарь. -М.,1998.-С. 349. ^

оно носит ограниченно-компенсаторный, иллюзорный характер ("опиум для народа"). К этому направлению относятся психологические школы, стоящие на позициях марксизма, фрейдизма, бихевиоризма и т.п.

Сходные воззрения имели М.Вебер и Э.Дюркгейм. Первый -считал, что «обезбоженный» мир есть материя, которую человек должен постичь и подчинить себе. Второй - описал способность общества выступать в качестве бога с целью обеспечения солидарности в обществе.

Марксистское мировоззрение внесло значимый вклад в изучение гносеологических и психологических корней религии. К.Маркс подошел к рассмотрению религии в ее связи с обществом. С этой точки зрения, вера в сверхъестественное, трансцендентное есть "фантастическое отражение" внешних сил, господствующих над людьми в реальной жизни. Психологические причины возникновения религиозных идей и представлений коренятся в страхе и бессилии человека в борьбе с природными и стихийными социальными силами.

Марксистскую психологию развивала советская школа. К.К.Платонов, Д.М.Угринович, А.М.Руткевич, М.Г.Писманник и др. существенно раздвинули рамки в области исследований в психологии верующего, социально-психологических процессов в обществе, связанных с религией, элементов религиозного сознания и т.п.

Наряду с этим, автор отмечает и ряд недостатков, присущих данному направлению. Прежде всего, это выражается в резко негативном отношении к религии, принципиальном отказе от научного сотрудничества с конфессионально ориентированными исследова-

телями и полном неприятии многовекового опыта религиозной психологии с точки зрения его гуманистически-позитивного значения. Советская школа страдала излишним социологизаторством и игнорированием глубокого и серьезного изучения бессознательного начала в психике верующих.

Проблема бессознательного привлекла к себе серьёзное внимание отечественной науки лишь в конце 70-х годов после международного симпозиума в Тбилиси в 1978 г. На нём были представлены работы, требующие альтернативных подходов к изучению психологии, в том числе и психологии религии. Данное направление получило развитие в трудах Т.А.Мейна, В.В.Налимова, Т.А. Дрога-линой, O.A.Кузнецовой (о «семантической вселенной» на основе изучения медитаций); А.Е. Шерозия (о принципах познания психологической целостности); В.М. Сторчака (о проблеме архетипиче-ских предпосылок возникновения религиозных идей и представлений); А.Г. Геворкяна (о влиянии бессознательного на религиозные процессы); H.H. Брагиной, Г.А. Доброхотовой и др.

Второе направление - психоаналитическое - представлено исследователями, которые считают, что религия выросла из естественных, материальных предпосылок глубинной человеческой психики. Являя собой "специфический инстинкт", религия вечна. Поэтому, учитывая этот факт, необходимо сотрудничать с ней, извлекая из богатого религиозного опыта позитивный потенциал, придавая большое значение её психотерапевтическому влиянию на здоровье общества и человека. Представители этого направления используют религиозную практику или методику в своих психотерапевтических целях, отдавая дань уважения религиозному опыту. К

нему относятся следующие психологические школы и психотерапевтические практики: психоанализ З.Фрейда, аналитическая (глубинная) психология К.Юнга, трансперсональная психология С.Грофа, недирективная психология К.Роджерса, логотерапия В. Франкла и др.

З.Фрейд применил свой психоаналитический метод для объяснения генезиса религии, рассматривая общественные явления, в том числе и религиозные, по аналогии с индивидуальными неврозами. При этом функция религии заключалась в защите психики человека от врождённых переживаний бессознательного прошлого.

В работе «Человек Моисей и монотеистическая религия» З.Фрейд пишет о механизме передачи информации о прошлом. С его точки зрения, в душе индивида может оказаться не только лично пережитое, но и усвоенное при рождении «архаическое наследство» или «остаточная память» - элемент филогенетического происхождения. Впоследствии эта точка зрения была подвергнута научной критике за излишнее биологизаторство.

Перекинутый Фрейдом мостик между индивидуальной и массовой психологией связывает его с теорией К.Юнга о «коллективном бессознательном». Он исследовал этот феномен, вложив в него смысл «унаследованной тенденции», «предпосылки» к образованию религиозных идей и представлений. Психотерапевтический метод глубинной психологии Юнга построен на обнаружении и анализе символов-архетипов в бессознательном пациента.

Последователи К.Юнга (Дж.Хилман, М.Элиаде, С.Гроф и др.) обратились к детальному изучению архетипов в религиозных традициях. Так, С.Гроф создал синкретическую трансперсональную

психологию, основанную на теории архетипов и практике йоги (пра-найямы). Пациенты, входя в измененные состояния сознания, наряду с биографическими воспоминаниями, испытывают и религиозные переживания.

В научных психотерапевтических целях религию использовали также представители экзистенциально-гуманистической школы. К. Роджерс сформулировал концепцию недирективной психотерапии - прогрессивного изменения сферы самосознания и человеческой самооценки, субъект-субъектного отношения к человеку, что является аналогом ценности христианской этики.

В диссертации показано, что некоторые альтернативные психотерапевтические направления, в частности, С.Грофа, зачастую страдают субъективизмом и случайностью в выборе тех или иных религиозных методик и практик и оказывают негативное воздействие на психику индивида.

Третье направление - конфессионально-ориентированное -образовали ученые и религиозные деятели, которые, находясь нг конфессиональных позициях, отводят религии решающую роль е психотерапевтическом воздействии на общество и человека, используют при этом научные подходы и методы для доказательстве своих теоретических посылок и практических решений.

К этому направлению относятся такие авторы, как американ ский психолог Н. Пил, считающий, что христианство можно рас сматривать как науку, потому что в психотерапии оно дает «впечат ляющие результаты»; как Р.Туллес, Д.Пратт, П.Джонсон, У.Кларк I др., которые прямо заявляют, что психология религии должна «под креплять» религиозный взгляд на мир. К этому же направлению от

носится и пастырская психология, как специальный раздел практической теологии, которая использует данные светской психологии.

В итоге исследования названных направлений автор делает вывод о том, что, несмотря на существенные, принципиальные различия, все три указанные направления объединяет то, что они выросли на базе психологии религии. Под этой базой подразумевается, прежде всего, научный подход, основанный на естественно-экспериментальных знаниях.

В третьем разделе - "Религиозная психология и психотерапия" рассматривается религиозная психология как отдельная отрасль знаний и практик в сопоставлении с психоанализом; даётся сравнительный анализ некоторых традиционных религиозных антропологических моделей; рассматриваются конкретные примеры соединения религии и науки в области психологии.

Религиозный опыт в широком смысле включает в себя религиозное сознание и переживание, мистический транс, аскезу и субъективную составляющую религиозной традиции. В данном опыте можно выделить общие, повторяющиеся для всех конфессий психологические доминанты: благоговение, страх, ощущение присутствия «трансцендентного», облегчение или наоборот страдание, связанное с нравственными переживаниями и т.п.

В зависимости от частоты и интенсивности религиозного переживания классифицируются типы верующих: «религиозная элита» (пророки, мистики, гуру, юродивые и т.п.); «миряне» - лица, для которых мистический опыт единичен, а религиозный опыт большей частью опосредован соответствующими институтами; и лица, не

имеющие религиозного опыта или имеющие о нём абстрактно-ментальное представление.

Диссертант обращает внимание на схожесть мотивов, приводящих людей к светскому психиатру или в церковь - отсутствие смысла или понимания своего предназначения в жизни, нужда, кризисные или переходные моменты в жизни и др. Все эти моменты пугают человека своей значимостью и неопределённостью, заставляют его искать внешнюю поддержку и опору. Несмотря на разность мировоззрений и методик, применяемых психоаналитиком или священнослужителем, они предлагают субъекту (верующему или неверующему) один и тот же подход: переживание реальной психической трансформации и достижение субъективного состояния «целостности бытия». Наиболее полно и глубоко это достигается в момент психического транса (катарсиса, экстатических и медитативных переживаний и т.п.), механизм восприятия которых представлен широкими диапазоном в религиозных традициях, обрядах, техниках и т.д.

При всей сложности, противоречивости и специфичности различных направлений религиозной антропологии (буддийской, даосской, христианской) каждая из них имеет элементы аналитической психологии. Так, в христианстве через идею «богосыновства» человек соотносит свое «сыновство» или внутреннюю связь с Всевышним. Это даёт психологический эффект ощущения высшей защиты, утешения и надежды. Данный психотерапевтический эффект трактуется в психоанализе как явление «переноса», эмоциональной идентификации пациента с одним из своих родителей, а также учи-

гелей, сотрудников, друзей, что может указывать на более широкий ;мысл христианского феномена «богосыновства».

На основании вышеизложенного диссертант делает вывод: эелигия содержит в себе огромный психотерапевтический потенциал, который может быть осмыслен в категориальном аппарате на-/чной психоаналитики, поскольку имеет с ней множество точек со-1рикосновения. Вместе с тем, соискатель обращает внимание на сложность и практическую малоизученность вопроса «культурной перестройки, перекодировки сознания» пациента на основе использования элементов религиозной психотерапии, в особенности инвариантной культуры.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, формулируются выводы. Главный из них состоит в следующем: в современной светской психологии и психотерапии прослеживается тенденция синкретического соединения науки и многовекового опыта религиозной психотерапии. Поэтому на повестку дня встаёт проблема синергийного подхода к двум противоположным по методологическим принципам дисциплинам - психологии религии и религиозной психологии - в разрешении общего для них вопроса - положительного психотерапевтического воздействия на человека.

По теме диссертации автором опубликованы работы:

1. Эволюция человека как эволюция его сознания// Сб. Проблема саморазвития личности: методология и практика. - Луцк.: ИНИОН АН СССР, № 42525 от 27.07.1990 г. (Новая советская литература по общественным наукам, философские науки). -1991.- № 1. -1,2 п.л.

2. Современная психология и религия// Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. -1999. -№ 2- 0,5 п.л.

2. Духовный кризис в современной России как религиозная и психологическая проблема// Журнал прикладной психологии. • 1999. -№3,4,5. -3.9 п.л.

3. Духовные проблемы высшей группы служащих// Служба кадров. - 1999. -№1.-0,2 п.л.

4. Духовные проблемы политиков// Служба кадров . - 1999. ■ №3. - 0,2 п.л.

5. Метод обучения (в соавторстве)// Служба кадров. - 1999. -№ 4,5.-0,6 п.л.

6. Психологические барьеры в обучении (психолингвисгиче-ский, культурный и религиозный аспекты) (в соавторстве)// Школа. • 1999. - № 3-4. - 0,7 п.л.

Зак.№_£/£ Тир. <?С' экз.

ПМБ РАГС 117606 Москва, пр.Вернадского, 64

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Смирнова, Елена Тимофеевна

Введение .2

Раздел I. Методологические аспекты 23 - 63 исследования психологии религии и религиозной психологии.

Раздел И. Современная психология религии и 64психоанализ

Раздел III. Религиозная психология и 96 психотерапия.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Смирнова, Елена Тимофеевна

Актуальность исследования.

В современных условиях обостряется общественный и научный интерес к ряду тенденций, фактов, явлений. В их числе религиозная психология, которая в советское время была подвергнута предвзятой и незаслуженной недооценке в связи с известными идеологическими установками. В отечественной науке до сих пор отсутствует четкое и обоснованное разделение понятий «религиозная психология» и «психология религии». Между тем, в настоящее время стала очевидной необходимость обособления последней в качестве отдельной области теоретических и практических знаний, строгого научного исследования и анализа данной дисциплины в контексте религиоведения.

Социально-экономический и политический кризис, переживаемый в 90-е годы XX века Россией, негативным образом повлиял на морально-психическое состояние общества. В психологическом плане такая ситуация находит выражение в постоянном физическом и духовном напряжении, состоянии стресса, фрустрации, чувстве социальной незащищенности. Это вызывает поведенческую дезадаптацию, ведет к деформации человеческой личности (неврозам, психопатиям) и, как следствие, к компенсаторно-иллюзорным формам поведения.

На указанном негативном фоне в России с начала 90-х годов произошел всплеск религиозной активности. По данным Минюста, в стране на 01.01.1999 г. насчитывалось 16 749 объединений различной конфессиональной направленности. Кроме того, значительное число объединений действует без регистрации. Появилось много религиозных центров и организаций, возникших на основе нетрадиционных религий. Есть и такие, которые оказывают

9 разрушительное воздействие на психическое, духовное, а в некоторых случаях и физическое состояние личности («АУМ Синрикё», «Церковь Сатаны» и др.)1.

Одновременно наблюдается рост популярности практической психологии, связанной с религией2, а также рост организаций ("Ассоциация трансперсональной психологии", "Институт холотера-пии", "Институт парапсихологии", "Ассоциация свободного дыхания" и др.), использующих разновидности эзотерической (трансперсональная психология), околонаучной (холодинамика, дианетика) психологии, опирающейся на духовный опыт различных веро-учительных систем.

Интерес к этой проблематике актуализируется еще и тем, что

• за последнее десятилетие в нашей стране появился широкий круг публикаций как зарубежных, так и отечественных авторов на религиозную тематику в психологии.

Иными словами, назрела объективная потребность в выявлении, анализе, систематизации современных и традиционных школ и направлений, связанных со светской психологией религии, религиозной психологией и психотерапией. Отсутствие серьезных и всесторонних исследований на указанную тему существенно сдерживает процесс нравственного, духовного оздоровления общества, оптимизацию государственно-церковных отношений.

•Трофимчук Н.А. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучений, социальная база и проблемы взаимоотношения с го

• сударством// Религия, церковь в России и за рубежом. -1995,- № 5; Новы^^эелигиозные культы, движения и организации в России.

2Филимо'нов Э.Г. Социальное самочувствие и социально-политические ориентации верующих и неверующих: сходство и различие (по материалам социологического исследования 1997 rog)// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1998, вып. 6

Состояние научной разработанности проблемы.

Литературу, посвященную проблемам светской и религиозной психологии и психотерапии, можно условно разделить на три группы.

Первую группу составляют труды отечественных и зарубежных исследователей, работающих в рамках психологии религии, этнографии и истории религии. Они дают большой фактический материал, описывающий механизмы воздействия различных религиозных систем на психику личности и психологическое состояние общества.

Исследования У. Джеймса, Д. Фрезера, Л. Леви-Брюля, М.Элиаде и др. являются своеобразными этнологическими энциклопедиями, в которых подробно описаны конкретные случаи рели1 гиознои психотерапии в примитивных культурах.

Хотя для 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, В. Франкла и А. Маслоу данная тема не являлась главной, они, тем не менее, специально изучали соотношение психологии (психотерапии) и религии.

Работы З.Фрейда, К.Юнга и Э.Фромма представляют психоаналитическое направление в психологии религии. З.Фрейд использует понятие «Эдипового комплекса» как основу для формирования табу. Идею Бога Фрейд выводил из образа отца, а религиозную веру считал неврозом инфантильных людей.2

К.Г.Юнг доказывал, что наряду с «индивидуальным бессознательным» существует «коллективное бессознательное», которое содержит «архетипы» - базисные установки, универсальные для

1См.: Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. - СПб., 1993.; Элиаде М. Священные тексты народов мира. - IVL1998; Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. - М., 1987; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление// Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980. - С. 237-255.;

2 См.: Фрейд 3. Тотем и табу// «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. - Тбилиси, 1991. всех культур. Переход архетипов из бессознательного в сознание составляет основу религиозного опыта и художественного творчества.1

Э.Фромм в контексте психоаналитических традиций рассматривал религию более широко. Это могли быть и светские системы, подобные авторитаризму.2 Любой человек, на его взгляд, религиозен.

А. Маслоу опровергал психоаналитическую точку зрения, которая приравнивала мистические переживания к психозам. Данный опыт, по Маслоу, не следует считать патологическим; скорее он сверхнормальный, поскольку ведет к самоактуализации и имеет

- 3 место у нормальных людей.

Авторы названных работ исходили из материалистических взглядов на психическую жизнь верующего человека, связанную с глубиной бессознательных процессов и их самоактуализацией в реальной жизни индивида.

Bw W советской научной литературе после некоторого внимания и интереса к проблемам психоанализа в 20-х годах уже с начала 30-х годов стали появляться резко критические работы, направленные против «буржуазного психоанализа». Этому способствовала идеологическая установка по отношению к психоаналитической науке вообще. Она признавалась субъективистской и эклектической и относилась к «правому идеологическому лагерю». Соответственно этому, и в религиоведческой литературе объективное исследование бессознательного было практически исключено. Такое установочное направление просуществовало, за редким исключе

1 См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

2 См.: Фромм Э. Душа человека. - М., 1992; Он же. Психоанализ и религия// Сумерки богов. - М.,1989. См.: Анцыферова Л. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу// Вопросы психологии. - 1973. - № 4; нием (школа Д.Н.Узнадзе, к примеру), вплоть до второй половины 80-х годов, когда психоаналитические теории, критиковалась за «социобиологизаторство», «субъективизм» и «натуралистический» характер мировоззрения. Эта проблематика в разное время специально рассматривалась К.К.Платоновым, Д.М.Угриновичем, А.М.Руткевечем, Н.В. Ветровой, МАПоповой и др.1

Начиная с конца 80-х годов, наблюдается значительный интерес к указанной проблематике. В.Д.Попов, Е.М. Мелетинский, А.К.Геворкян, В.М.Сторчак и др.2 подчеркивают важную роль бессознательного начала в психике индивида и общества. В работах указанных авторов даётся позитивная оценка некоторым западным психоаналитическим концепциям.

Вторая группа работ принадлежит исследователям, которые с позитивистских позиций обращались к анализу религии, стараясь * найти в ней новые методы оказания помощи людям. В этом плане особенно интересны В. Франкп, РАссаджиоли, Дж. Лилли, С. Гроф, К.Роджерс и др.

В. Э. Франкл смотрел на религию, как на единственное средство, оказывающее психогигиеническое, даже психотерапевтическое действие в кризисных состояниях.3 Феномен веры он рассматривал с точки зрения логотерапии (веры в смысл).

1 См.: Платонов К.К. Психологические корни религии// Вопросы научного атеизма. Вып.11. - М.,1971; Угринович Д.М. Психология религии. - М.,1986; Ветрова Н.В. Миф и художественное творчество (Критика концепции З.Фрейда и К.-Г.Юнга) Автореф. канд. филос. наук.- М., 1984; Руткевич A.M. Психоанализ и религия. М., 1987; Попова М.А. Критика психологической апологии религии/ Современная американская психология религии. - М.,1973.

См.: Основы социального психоанализа. Под общей ред. докт. филос. наук, проф. Попова В.Д. - М., 1996; Геворкян А.К. Религия в контексте бессознательного. Автореф. канд. филос. наук. - М., 1998; Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов// Вопросы философии. -1991.- № 10; Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения. Автореф. канд. филос. наук.- М.,1997.

3 Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997. - С.285.

Р. Ассаджиоли объединил «глубинную психологию» К.Юнга с модернизированными формами оккультизма с целью оказания помощи личности в момент духовного кризиса. Исходной точкой его нового метода - психосинтеза - стало понятие «внутреннего центра», вокруг которого функционируют «субличности». Их осознава-ние, растождествление с ними и синтезирование новой личностной целостности - это и есть задача психосинтеза.1

С. Гроф обратился к изучению древней восточной философии и медицины для лечения лиц, испытывающих духовные трудности или желающих получить мистический опыт. Принцип целостности (холономности) выдвинут С.Грофом как особая ценность, как сущностная характеристика самых разных систем привлекаемой им религиозной философии.2

М. Гауснер и 3. Кочёва разработали особый подход - этно-терапию. Он предполагает, что с помощью разных методов больные погружаются в определённые состояния, вызывающие религиозные переживания. Наиболее разработаны этими специалистами «проживания» религиозных праздников, имеющих, по их убеждениям, определённый духовный и психопрофилактический

СМЫСЛ.

Рассмотренное выше экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии позаимствовало из христианской этики субъект-субъектное отношение терапевта и пациента, а также интуитивное вчувствование в его проблемы (эмпатия). «Недирек

1 См.: Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства. Пер. с нем// Урания. - 1991. - №2.

2 См.: Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансцен-денция в психотерапии. - М. 1993.

3 Этнотерапия Гауснера и Кочевой// Психотерапевтическая энциклопедия/ Под редакцией Б.Д.Карвасарского. - СПб., 1998. - С.708. тивная психотерапия» К.Роджерса занимает второе в мире место по популярности после психоанализа.1 ■ ! Третью группу исследователей образуют религиозные психологи. Они стараются подвергать анализу те факты, с которыми сталкиваются сами, находясь в тесной связи с той или иной религиозной традицией.

Так, француз Э.Шюре осуществил «сравнительный эзотерический анализ» биографий - религиозных реальных или мифических личностей - (Кришны, Будды, Зороастра, Гермеса, Моисея, Пифагора и Иисуса) и пришёл к выводу, что благодаря своим личным качествам они создали новые направления в культуре человечества. Э.Шюре утверждал, что процедура «избранничества» вызывает у «посвященных» не только формирование особого мировоззрения, но и трансформацию человеческой природы.2 • Американский антрополог К.Кастанеда изучал жизнь современных мексиканских магов, продолжающих традицию древних ацтеков. Его позиция практического исследователя позволяла в течение десятилетий наблюдать устойчивый мистический опыт большого числа людей, описывая и анализируя его. В своих книгах он предложил различные концептуальные схемы, построенные на динамическо-энергетической парадигме.3 Особый интерес представляет его концепция «остановки мира».

Среди публикаций отечественных философов и психологов, работающих в русле вышеизложенной методологии, выделяются работы В.В.Налимова, ЖАДрогалиной, В.И. Корнева, В.И. Само-хвалова, С.И. Самыгина, В.И. Ничипуренко, И.Н. Полонской и др.

1 См.: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию, становление человека. -М., "1994; Он же. К науке о личности// История зарубежной психологии. (30-е-60-е годы). - М.,1986.

2 См.: Э.Шюре. Великие посвященные (очерк эзотеризма религий). -СПб.,1990.

3 Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. - К., 1993. - С.445, 725-730.

Так, В.В.Налимов и Ж.А.Дрогалина изучали буддийскую психологию, погружая испытуемых в медитативные, трансперсональ-' ные (в том числе религиозные) области переживаний. Они ввели в научный оборот понятие «многомерное семантическое пространство», являющееся аналогом понятия «картины мира» К.Ясперса.1 Изучая дзен-буддизм, В.И.Самохвалова сосредоточила свое внимание на намеренно изменяемых состояниях сознания и буддийских практиках достижения цели, которые, на ее взгляд, можно назвать «самогипнозом», «самопрограммированием». Механизмы этого «перестроенного сознания» она видит в изменении соотношения активности полушарий мозга, что вызывает разрушение привычных взглядов на мир.2

В.И.Корнев, проделав сравнительный анализ мировых религий, вводит понятие «сторона жизненного пространства», «внут-» ренняя» часть которого заполняется «биоинформацией». Он пишет о различных пространствах-культурах (религиозных, парапси-хологических и пр.), каждое из которых несёт в себе ценности, необходимые для всего человечества в целом в соответствии с «принципом дополнительности культур».3

Анализируя психологию религиозного опыта, С.И.Самыгин, В.Н.Нечипуренко, И.Н.Полонская указывают на то, что современная научная психология религии исследует мистико-религиозный опыт с феноменологически-описательной позиции, не затрагивая при этом той реальности, которая стоит за этим опытом. Но наряду с ней существует, с их точки зрения, еще и мистическая психоло

1 Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной// Психологический журнал. - 1984. - № 6.

2 См.:Самохвалова В.И. Дзенский психотренинг: механизмы перестройки сознания// Путь к себе. -1991. - № 14.

3 См.: Корнев В.И. «Невидимые» парадоксы религии и культуры// Культура и религия. -1991.-№ 3; Он же. История мировых религий: истоки и природа духовности.-М.,1999. гия, которую необходимо описывать в терминах самой религиоз-1 ной традиции.

Среди современных христиански ориентированных отечества венных исследователей можно назвать таких психологов, врачей и педагогов, как Б.Братусь, Ф.Василюк, иерей Борис (Ничипоров), иерей Анатолий (Гармаев), протоирей Михаил (Дронов) и др. Они представляют концепцию христианской психологии как отрасли знания, изучающей психику человека в контексте его религиозного 2 мировоззрения.

Таким образом, даже краткий обзор представленной литературы показывает возрастание за последнее десятилетие интереса к указанной в диссертации тематике со стороны зарубежных и отечественных исследователей. Это выражается в широкой гамме различных современных подходов и направлений к проблеме » взаимоотношения психологии и религии.

В то же время в религиоведении пока ещё отсутствует четкая классификация и оценка степени объективности и эффективности психологических школ и соответствующих им психотерапевтических практик, которые опираются в своих изысканиях как на научные методы с привлечением многовекового опыта традиционных конфессий, так и на религиозное мировоззрение. Данная диссертация представляет собой попытку восполнить этот пробел. Цель и задачи исследования.

1 С.И.Самыгин, В.И. Нечипуренко, И.Н.Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. - Ростов-на-Дону, 1996. - С. 177.

2 См.: Ничипоров Б.В.Введение в христианскую психологию. -М.,1994; Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Б.С. Братусь B.J1. Воейков, С.Л. Воробьев и др. - М., - 1995.; Мелихов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни// Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. - М.,1997" Гармаев А. Священник. Этапы нравственного развития ребенка. - Решма,1998. Михаил Дронов (протоирей). Православная аскетика и психоанализ//Альфа и Омега 1998. - №2.

Цель диссертации заключается в изучении, сравнительном анализе, систематизации известных школ и направлений светской ! и религиозной психологии и психотерапии, в выявлении у них созидательного научного потенциала.

Для достижения данной цели автор решает следующие задачи:

- рассмотреть этимологию и содержание категорий «психика», «психология религии» и «религиозная психология»;

- провести сравнительный анализ светской и религиозной психологии с целью выявления их специфики, сходства и различия;

- выявить и систематизировать соответствующие им психотерапевтические практики;

- оценить возможные воздействия некоторых альтернативных психоаналитических методик на психику человека.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна исследования.

В диссертации обосновано положение о том, что в современной светской психологии и психотерапии прослеживается тенденция синкретического соединения науки и многовекового опыта религиозной психотерапии. Западные школы и методики отличаются новизной и нестандартностью подходов, что привлекает к ним большое число последователей как за рубежом, так и в России. Однако, как показано в диссертации, альтернативные психотерапевтические направления зачастую страдают субъективизмом и случайностью в выборе тех или иных методик и практик и носят в основе своей скорее поверхностный, философски отвлеченный, нежели практически изученный характер.

С другой стороны, в результате исследования автор пришел к выводу, что конфессионально ориентированные психологи все более используют последние достижения светской психологической науки (в пастырской психологии, в миссионерской работе протестантских организаций и др.) % ! Это приводит диссертанта к заключению о сближении и взаимодействии в последние десятилетия научных и религиозных подходов в области психологии и психотерапевтической практики.

Новизной отличаются следующие положения:

- определено содержание и проведен сравнительный анализ светской и религиозной психологии; в результате анализа выявлено их методологическое отличие, разница в субъект-объектной направленности во взаимодействии сторон психоаналитического процесса и в применяемом в теории и практике понятийном аппарате; зафиксировано сходство ряда методик, используемых в указанных направлениях психологии;

- рассмотрены и систематизированы соответствующие им пси* хологические школы и психотерапевтические практики;

- изучены альтернативные психоаналитические методики в психологии религии, некоторым из которых (С. Гроф) дана негативная оценка с точки зрения ее влияния на психику человека.

Методологической основой диссертации стали общенаучные принципы объективности, системности. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость междисциплинарного подхода - философского, психологического, социологического, с применением соответствующих методов исследования. Основными среди них являются системный и сравнительный с использованием элементов аналитической психологии.

Основными источниками исследования явились труды известных отечественных и зарубежных религиоведов, психологов и философов, которые разрабатывают целостный подход к человеку в комплексе его сознания, бессознательного, физических и психических свойств. В диссертации используются труды православных богословов и мистиков в области христианской антропологии. Автором использовался собственный опыт и материал, полученный в результате эмпирических исследований, проведенных в период 1993-1996 г. в г. Москве.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в структуру религиоведческих знаний; дает содержательное описание новых школ и практик в светской и религиозной психотерапии, вводит их в круг религиоведческой проблематики.

Теоретические выводы и материалы социологических исследований, содержащиеся в работе, могут быть использованы в научно-исследовательской и учебно-педагогической деятельности, в процессе преподавания курсов религиоведения, социальной психологии.

Ф Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в 6 научных публикациях общим объемом 7,3 п.л. Материалы диссертации используются в качестве спецкурса в Институте экзистенциального консультирования и осмысления религиозного опыта (г. Ростов-на-Дону). Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите.

Структура диссертации включает введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа"

Заключение

В диссертации предпринят анализ понятий психология религии, религиозная психология и психотерапия с точки зрения этимологии и содержания категорий.

В результате исследования установлено, что первоначальное значение понятия «психе» (душа) претерпело за последние два столетия определенную трансформацию - от религиозного его толкования до научного - и вылилось в формирование нового исследовательского и естественно-экспериментального направления.

Различные подходы к указанному понятию определяют два основных направления, используемых соответственно в изучении психологии и религии: естественно-научное (психология религии), в котором под психикой подразумевается чувственно-эмоциональная, сознательная и бессознательная формы отражения действительности высокоорганизованной материей; и религиозно-ориентированное (религиозная психология), в котором под психикой подразумевается «душа» - нематериальная, трансцендентная субстанция.

Объектом психологии религии является психологическая составляющая жизни верующих людей. Методология ее исходит из научного мировоззрения, предполагающего принципы детерминизма, системности, историзма и др. Основные используемые методы: субъект-объектное разделение процесса познания, разделение изучаемого явления на части для последующего анализа и синтеза, допущение эксперимента, применение математических, социологических, социально-психологических методов, что позволяет сравнивать объекты исследования между собой и др. Задачи научного подхода - выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о мире и о человеке, позитивное использование их в общественной практике.

Объектом религиозной психологии выступает огромный спектр религиозных явлений, в том числе трансцендентный индивидуальный опыт, психологический аспект религиозного мироощущения, мировосприятия и миропонимания, социальные стороны религиозных действий и те аспекты, которые не могут быть кон-цептуированы, т.е. изучены научными приемами (понятия ничто, бог, дух и т.п.).

В последнее десятилетие словосочетание религиозная психология используется для названия отдельной дисциплины, которая также должна иметь объект изучения, предмет, методологию и методы. В силу ее новизны они еще недостаточно исследованы

• и ждут своего детального анализа.

Религиозное мировоззрение предполагает наличие трансцендентного бытия, в свете которого строятся отношения верующего со сверхъестественным, что требует решительного отказа от оппозиции «субъект-объект». В отличие от научного (философского) позитивизма, здесь утверждается так называемый религиозный позитивизм, основная цель которого - исследовать и применить средства оказания помощи человеку в процессе его самореализации (сотериологический аспект). Поэтому центральным звеном религиозной психологии является религиозная психотерапия - метод психологии, который относится к разряду альтернативных. Это собирательное понятие, распадающееся на конкретные методики, базирующиеся на том или ином конкретном религиозном учении.

Описание современной ситуации в психологии религии, и систематизация психологических школ, подходов и психотерапевтических методов позволяет подразделить их на три основные направления в соответствии с тем, как они отвечают на вопросы о происхождении, роли и месте религии в психической жизнедеятельности людей.

Первое направление - отводит религии негативную роль и исторически-ограниченное место в эволюции общества; степень её воздействия ставится в зависимость от определенного уровня развития производительных сил, общественного сознания и науки. Представители данного течения стоят на позициях неприятия религиозной психологии, отказывая ей в позитивном психотерапевтическом воздействии на людей (школы, стоящие на позициях марксизма, фрейдомарксизма, бихевиоризма и т.п.)

Второе направление - психоаналитическое - представлено исследователями, которые считают, что религия выросла из естественных, материальных предпосылок глубинной человеческой психики. Являя собой "специфический инстинкт", религия вечна. Поэтому, учитывая этот факт, необходимо сотрудничать с ней, извлекая из богатого религиозного опыта позитивный потенциал, придавая большое значение её психотерапевтическому влиянию на здоровье общества и человека. Представители этого направления используют религиозную практику или методику в своих психотерапевтических целях, отдавая дань уважения религиозному опыту (психоанализ З.Фрейда, аналитическая (глубинная) психология К.Юнга, трансперсональная психология С.Грофа, недирективная психология К.Роджерса, логотерапия В. Франкла и др.).

Третье направление - конфессионально-ориентированное образовали ученые и религиозные деятели, которые, находясь на конфессиональных позициях, отводят религии решающую роль в психотерапевтическом воздействии на общество и человека, используют при этом научные подходы и методы для доказательства своих теоретических посылок и практических решений (Н. Пил, Р.Туллес, Д.Пратт, П.Джонсон, У.Кларк и др., а также пастырская психология).

В итоге исследования названных направлений автор делает вывод о том, что, несмотря на существенные, принципиальные различия, все три указанные направления объединяет то, что они выросли на базе психологии религии. Под этой базой подразумевается, прежде всего, научный подход, основанный на естественно-экспериментальных знаниях.

Религиозная психология как отдельная отрасль знаний имеет свою специфику. Религиозный опыт рассматривается ею в более широких рамках и включает в себя не только субъективную составляющую (религиозное сознание и переживание, мистический транс, аскезу и др.), но и "трансцендентное". В зависимости от час* тоты и интенсивности религиозного переживания и «касания» с нуминозным классифицируются типы верующих: «религиозная элита» (пророки, мистики, гуру, юродивые и т.п.); «миряне» - лица, для которых мистический опыт единичен, а религиозный опыт большей частью опосредован соответствующими институтами; и лица, имеющие о религиозном опыте или имеющие о нём абстрактно-ментальное представление.

Другой особенностью религиозной психологии является обращение к религиозной антропологии. Так, анализ трёх антропологических моделей (буддийской, даосской и христианской) показал, что религиозная антропология настолько отличается в трех религиях, что может показаться, будто речь идет о разных видах homo # sapiens. Это связано с тем, что религиозная антропология является базой картины мира для верующего человека (К.Ясперс, Т. Парсонс, Л. Витгенштен, В.Корнев и др.). Подобная «семантическая вселенная» формируется в младенчестве, в процессе воспитания, когда ребенок учится познавать мир, а также в результате влияния культуробразующих основ и стереотипно воспроизводимых общественных норм и установок.

С точки зрения религиозной психологии именно поэтому для здоровья человека опасны различные синкретические смешения религиозных традиций. Результаты исследований воздействия методов трансперсональной психологии С.Грофа, проведенные автором, позволяют утверждать, что данные смешения, предпринимаемые некоторыми надконфессиональными, научными подходами не могут иметь позитивного гуманистического потенциала. При попытках неофитов культивировать конкретные аскетические практики происходит распад старой картины мира и невозможность формирования новой. Мировоззренческий хаос наносит практикующим психический и, как следствие, физический вред.

С другой стороны, между религиозным и научным подходами к человеку есть и точки пересечения. Диссертант обращает внимание на схожесть мотивов, приводящих людей к светскому психиатру или в церковь - отсутствие смысла или понимания своего предназначения в жизни, нужда, кризисные или переходные возрастные периоды и др. Все эти моменты пугают человека своей значимостью и неопределённостью, заставляют его искать внешнюю поддержку и опору. Несмотря на разность мировоззрений и методик, применяемых психоаналитиком или священнослужителем, они предлагают субъекту (верующему или неверующему) один и тот же подход: переживание реальной психической трансформации и достижение субъективного состояния «целостности бытия». Наиболее полно и глубоко это достигается в момент психического транса (катарсиса, экстатических и медитативных переживаний и т.п.), механизм восприятия которых представлен широкими диапазоном как в религиозных, так и психоаналитических техниках и соредствах.

На основании вышеизложенного диссертант делает вывод: религия содержит в себе огромный психотерапевтический потенциал, который может быть осмыслен в категориальном аппарате научной психоаналитики, поскольку имеет с ней определённые точки соприкосновения. Вместе с тем, соискатель обращает внимание на сложность и практическую малоизученность вопроса «культурной перестройки, перекодировки сознания» пациента на основе использования элементов религиозной психотерапии, в особенности инвариантной культуры.

Именно потому, что в современной светской психологии и психотерапии прослеживается тенденция синкретического соединения науки и многовекового опыта религиозной психотерапии, на • повестку дня встаёт проблема синергийного подхода к двум противоположным по методологическим принципам дисциплинам - психологии религии и религиозной психологии - в разрешении общего для них вопроса - положительного психотерапевтического воздействия на человека.

 

Список научной литературыСмирнова, Елена Тимофеевна, диссертация по теме "Философия религии"

1. Аверкий (архимандрит). Семь Вселенских Соборов. М.СПБ.:. П лиграфист, 1996. - 145 с.

2. Адамово Наследство. Очерки христианской психологии. М.: Православный Св.-Тихоновский богословский ин.-т, 1996. - 32 с.

3. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека// Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. -232 с.

4. Анцыферова Л. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу// Вопросы психологии. 1973. - № 4.

5. Ассаджиоли Р. Духовное развитие и нервные расстройства// Урания.-1991. №2.

6. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Издание Московской патриархии, 1979. -1371 с.

7. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1979. -304

8. Блюм Г. Психоаналитические теории личности/ Перевод с английского и вступительная статья А.Б.Хавина. М.: «КСП», 1996. -247 с.

9. Брянчанинов И. (Епископ). Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их. Bruxelles: «Жизнь с Богом», 1963. -549 с.

10. Букина И.Н., Попова М.А. Эволюция буржуазной психологии религии// Вопросы научного атеизма. Вып.11. Психология и религия. М.: Мысль, 1971.-344 с.

11. Булгаков С.Н.Карл Маркс как религиозный тип// Избранные статьи. В 2-х т. Т.2. М.: Наука, 1993. -750 с.

12. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 2-х т. Нижний Новгород: Издание братства во имя святого князя Александра Невского, 1996.

13. Вебер М. «Интеллектуальная честность» как принцип научногс познания религии// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 775 с.

14. Вебер М. Социальная психология мировых религий// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/ Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. М.: Аспект-Пресс, 1996. -775 с.

15. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира// Религиеведение/ Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. -М.: Аспект Пресс, 1995,- 351с.

16. Вер Г. К. Г.Юнг сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск: «Урал», 1998. 209 с.

17. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное// Собрани сочинений: в 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.

18. Выготский Л.С. История развития высших психических функций II Собрание сочинений: в 6-ти т., Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983, - 368 с.

19. Выступление святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II на открытии шестых международных рождественских образовательных чтений/ Церковь и общество. -1998. № 3.16.