автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Психологизм и углубление социального анализа в художественной прозе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Психологизм и углубление социального анализа в художественной прозе"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ им. РУДАКИ
На правах рукописи
РАХИМОВА Робия Додовна
«ПСИХОЛОГИЗМ И УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ (К ЭВОЛЮЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ТАДЖИКСКИХ ПРОЗАИКОВ 70—80-х ГОДОВ)»
10.01.03 — Литература народов ближнего зарубежья
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ДУШАНБЕ — 1995
Ра,бота выполнена в Институте языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан и Таджикском государственном институте языков.
Научный руководитель — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник X. Шодикулов.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
Доктор филологических наук, профессор Л. Н. Демидчик.
Кандидат филологических наук А. С. Аминов.
Ведущая организация — Душанбинский государственный педагогический университет им. К. Ш. Джураева.
Защита диссертации состоится » 1995 г.
в часов на заседании Диссертационного совета Д 013.06.02
по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка и литературы, им. Рудаки АН Республики Таджикистан, (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 21).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института языка и литературы им. Рудаки АН Республики Таджикистан.
Автореферат разослан «_ »__ 1995 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, I л .
кандидат филологических наук /V)'(Л/ЬОЙ X. ШОДИКУЛОВ
ОБЩАЯ IAPAKTEBWIÎKA РАБОТЫ
Актуальность тег,и п степень''ее изученности. Объектом литературу являемся человек, ого внутренне Л шр, окружэпцэя его действительность. Художественное исследование человеческой ллч-юс .и 'раскрывав ? слояиый, подчас противоречивый вн; .'ренний Mi.j !РЛовекь. В этой связи особую зктуэлъпость в современной литературе и науке о ней', приобретет вопроси, связэнпьэ с проолзмой ¡сихологпзмз При всой зьачйтетьности пзучннх поясков эта гроблема з ряде аспектов остается недостаточно изученной, включая срмо понятие "гсвхологизм" или "психологический анализ", 'ермрны "психологизм" и "психологический анализ" не име л одчо-¡нзчногс толкования п трактуются литератухюведами по-разному, олеэ того, наблюдается различный подход литературных критиков к психологическому анализу художественных произведений.
В таджикском литературоведении отдельнца аспекты проблей сихологнзма .стали предметам изучения с 60-х годов. Но до недзв-его времена психологизм не рассматривался ::ак. сэмостоятельная р'облема. V
М.Щукуроз одним из пэрвнх 'в таджикской кр гике yi ээквзот из зооходимость рзосмотр пия художественного произведения в свете
гихологичзского .¡нэлиза п в связи о возросшим интересом тадппк-
?
;гах писателем к внутреннему мру человека .
.См.: сбогшки научи.статей "Проблема психлюгизш'з советской литература". - Л..: Наука, 1970; Проблеме харентэра в совр.со- . зетской литорчтуре. - M.-I.: Ноукг, ISB2; Проблема психологического анализа в литературе: Мэжвузов.сб.научп.трудов. - Л.• ЯГШ, 1983: Проблема психологизма в художественной лг/ерэтурэ; - Томск, isao; и др. ... : ' ...
Иезуитов А. Проблема психологизма в эстетике п. лит.вр?"?урэ// ■ Проблема психологизме в советской л::терзтуре. Л.: Наука, XS70; Комгтанеец В. Художественный психологизм! как проблема... исследования// Русская литература, - 1974.й I; Хмеяьниц- ■ кзя Т.В. В глубь хзрзктега/у О психологизме в современной советской прозе. - Л.: Нзт!ча, 1988 в др.
Щуку ров М. Проблема канря и стиля в современной таджикской прозе. Авто-лей, дно. ... д-ра *>илол.нзук. -.М,19г0; его ие:
эсч-этакий хэлк ва насри рвалистп. - Душанбе: Ирфон, 1973; его же; Пзйвзпди замонхо вз хзлкхо. Мачмуля мэь'олахо.. ■ Душанбе: Ир-юн, 1982: Обновление. ТэяаякскаЯ проза сегодня. -М.: Сов.писатель, 1989. . •
В ряде работ 70-80-х г.г. проблема выявления эстетвчес- - -
кой ;Т:ункт]Ц'« яс"хологйз?ла в прозе выдвигается в качестве веду-' -'
цэ:; 1 • .
Это:! проблеме тосвлцено диссертация А.Кабиева "Проблема
психологизма в - соврешнзой таджикской прозе (;-1стор::ко-.;еьолю- • •• якоанел трнлспм Дж.Иирзмл "Двенадцать ворог Бухары")^..На гри-мьре отдельно взятого худсжзсгвевно-исторзчсского полотна .нссле-, .овэтелъ дает психологический срез трилогии, что позволяет глубже дронйщгть в творческую лабораторию писателя, выявить индивидуальность его пясылэ. '
Ир:: всей значительности научных цовсков проблема психологизма, особенно в прозе 70-80-х годов XX века, з ряде аспектов, остаотзя недостаточно г.зученьой. Это относятся 1! к тадзжяской прозе. ■
лсслед.^знпе психологизма бол,шей частью шло в'направлении изучения индивидуальных методов отдельных художников, своеобразия изучения к пспхологкческс" нэяеры.
В отличиэ от предыдущих исследовании главной целью данного труда является попытка осжсления худогественно-изобразвтбльзкх • средств псяхслугкзка в произведениях современных тозотакскзх пи-сатело?- з кснтэггатэ среднеазиатской прозы 70-80-х годов, ибо, кок нам щ«ястгвляе'?ся, выход нягрональноб литературы ¡¡а дорогу широких ¡лезазсзшальянк художественных обобщений, стимулируемых историческими вог-рг&юстяш развития культуры народа, всегда ■ ■ • плодотворен - Ьзазнодеиствкз современного литературного процесса происходит не в замкнутой ллтсрагурвой сфера, не только как внугпнлнтзрзтурннй обмен худсаественными ценностями. Оно осуцеот-хгЛЕЭ'гоя многообразно, в .связи с ч.б-м..автор обращается не только к современной тз«дякско8 проос 70-80-х годов, а таюке к ояесу-других литератур СНГ, в чаотвоста цзнтралььоаяиатсйсого региона.
Ок. :• Брэгвяскай К. Пообледа твоочестзз Сэдтапдааз Мни. - Ду-' шанбе: Мгл'ои, 197'" • Османова З.Г. Худсаестйзвяая концепция лпчносг."в литературах Советского Востоко. - М.:Наука, 1372; Дек>;дч:ж 'Д. И; Реолпсп. .<?схое обновление тэдзексгюй прокзччес-кон ?рзд-:мги. АзтопеТ1.д;:сс. д-ра фглсл. .-й'ЕВН^е, 1973;
.БзксзадеЛоогя нового / Современность и щюзз. - думанбе: :;т»1)ОН, 1974; зв С» У?ж, адзбаЭт,т>еэлвзг£Катс<;й 2. - Душ»« бе:лг>:;он, .9.
"' Кйблов А. Ироблр:«.; психологизма в совуШоивоП тгдягшс»о2 ирс-зо / "Лз?о-1'1:о-^ьБпл:иц::о!Знил тпидогнп'ДмЛжпзн;; ¿¡нупадцатт. ворог буханы''/."- мумзыбо: 1Р&1.
• Дели' п ззлзч:: Работы: Дрвдоегом исслчиовекпя лвтглзсь романы п повеет-; О.Дуло-лзздкззэ, У.Кухзодэ, О.Турсуча, Л.Сзкгздс-•па, К.Мкрзоова, А.Рзбпевз, С.Рахимова, М.Содгха. Диссзтпгэи::«!-ная работа лоовя1.:ва вганЕеязю о;5г[кх прззчаков, пэп-
. рэвлзя;.|2 рззвггзя яскголошзка е узжхексяэй прозе ?С-С0->: годов. ТЧО^ЧЗСВ.ЯЯ ^ПДЯЗВДугДЬЗООТЬ п'роззпков ново'.; рорлззк'л 30 тлтюгом олределяется эволюипей пскхологлз.ла. исток:- которого следует искать в клвссичбсной и дорэволкцзоизоЛ ."'.геерзтуре. оцрэделепав спецпЛпкз пскхологизглз с гзя£лкс:тсй проза я^юр образуется к соврег.тзкнын романом п позгсяяи яясятгглрй Срс-дп-гЗ Лзпи к других литератур (Ч.Айтматов, и.Жукбопзе, Л.Якубов к др.), где речълшет не с олы-:о о влияния, простой зогпгижа'?" ь вараялолях', сколько о естественно;! тзпологлчеокол сгс-рсг:1 хуяояествешых подходов к реиепяЕ, тшологхй характеров псг-хология героев.,
Цель г-аЗо-^:
1. Рассмотреть ззутреянш структур? во:,холоп: з:.:я в ого »'с-торзческов дпнавзкз.
2. Вкявкть сзкопсзерзоотк :; оссбзш;остз рззвзтзя г:с::::оло-гзз:.:з в тадлзквкоп проза, определить его зкачелзе гла рззззтз.;; реэлпсгкче-'ЖоЗ литературы.
3. Проанализировать оссгйэньост!' пс;г"олог:;ческогс хя;сы.тэ С.Алвп, ¡Ьл.ДкраС;7луг-3адэ, Ф. отлпчктельинэ чартн яс:'холог:;з;тс С.¿урсуиа, У.Кухзода,. А.Саг.зэдова, К.лзрзоз-нэ, А.Рзбзеза, С.Рзхккова в контексте литератур..-во пронесся
п худо.кественнцх гскаияй пксзтзлой региона.
4. Еиявнтъ новно подходи :: «зо^ракевпя героя в ссгрег/снно? таджикской прозз п соответстзущпе $ор?.гл,' сродства, худоз:зст-вь-иш? пряешг психолог:;зма на современное этаго.
5. Обозначить вовпе водходн в изображении герол в соврз--ыйпао;? таджикской прозе, новы зззк:.:зевлзп в сзотеле "чезовзк
г.;:-:р".
Нзучнал псп',;зза. В диссертации спервпе в тзкликокол л' тз-кзтуроведзп:;;: предпринята ¡гопытко сс:л!слзнпя эволготти*: зозл.ло-г;:з:\;5 к ралом, его образной скоте:::.! на лрилере зс"К;еткоко торкко-лзтературнсгс периода в гсногрзРкчзокс:: '■"лоиз. Р л'озэ-догзппи обоеиозкззотеа "оло'-з-зне о топ, '.то своеобразие гл'.из-логизлч гз;з.н:::знт: кеззи слизано с -глор к ;
-стоятельстааш, ,с на'-чональной традицией и творческой индивидуальностью писателей. "Чшодн работе способствуют выявлению некоторых особенностей развития тадаакохой литературы, позволяют увидать вакнне тенденции его развития.
Исследуя пути дальнейшего развития психологизма с ксторзло-литературной тео: ;тивеской позиций, автор доказывает, что его 5В0люцаг- совершается в системе определенных связей:'псгхоло-гнем-лвсательсззя позиция - концепция человека - 'творческий метод - канр - тип героя. В проияведеннях гчоателзй разных времен, вацвонзльных лвт'ратур, .гге-шлШ и т.д. ов & ¿дыВ раз. осущеоизля-■ етоя в особом качество, щагоуадэя всякий раз осшсливзтъ это нов з К1чоство. Неодинакова и степень ий-енсивпос?.: вырзтовия зд-.' действенного психологизма на разных этапах литературы, что тесно связано с особенностлыя' соанэлио-кстораческой. снтуащга.
Ма?оз;ологкя. усслр доения следует традициям и опыту отечественного (тадгишского) 'и мирового (в основ"01,1 русского литаратуро-1 ведения). Выбирая аспекты исследования нрп выработке конкретных подходов .г явлэнияы л-терэтуры ь литературного- пт: цосс!э 70-80-х годов, азтор руковод л'вобзлся методологически.«! в общвтеорота-' чёстгамз вшзодз:;ш, сделепкшл:: Ц.Щувуровна, З.Осмэчовой,. Л.Дшщ-чик, А.Иезу-мговцп, Т-ХмельЕнщЛ, В.КоьпансЗцом в их иодогрг ^п- . ЯХ 5! статьях.- •
■ Щт-ичвскоо в;!й"янтло эт-ссегтептуп. Да зое вбследованво монет рекомендовано для разработка учетных подобии по-курсу ■ "Литература пародов СНГ", историк таджикской- литературы на сов-ремзнком эта! для чтения вузовских спецкурсов, сп&цсешвароа, ' посвнщеаннх проблемам современного литературного процесс1, а ■такя.' использовано в научных цел.х - при создании обобщающих трудов по поэтика романа,
• , . Мг^бация, .ря^ули Основные подокон вя диссертаций отражены в статьях ц тезисах докладов, опубл^совзянь.. в республиканских цураалах,' научных сборниках, а ""звеотвах Отделения - общественных наук АН Республики Таджикистан", в научных докладах, прочитавшее автором ") региональных и респуС ьканоь~х кожвузо! зких • кон-форэпцяях, состоявшихся в Душаное (1991, 1993) и Самарканде (х£37Ч Диссертация ~бсу дена на.совместном и расширенном засо-данви г">«едр руосйМ тедя ской литератур Таджике :ого госу-^Карогв.анного института яз.чков ( 7.03, 1»95) и секции литературо-
ведения Ученого сопета Института язшеа п литературы пм.А.Ру--дзки АН Республики Таджикистан ^13.71.1995 г.) и рекомендована 5: ззщнте. . . • . •
Структура работы. Дпссерт?тия состой? ::з введения, двух глав и зэключепгЯд,
Во введении устанавливается'степень изученности избранной rcr.-i, доказывается правомерность и актуальность для современного литературоведения постановки рэзрзбатшгаешх в диссордгчш проблем, формулируются цели и задачи исследования, оо'оснознвзш-зя его методология я структура.
Глгча первая."Основные тенденции рззвития психологической троЬм. огаш эволюции " содержит два раздела. В' парйсм раз;.эле, ja званном "Психологизм как лмтсрзтурло-эствтпческая ка того, ля" рассматриваются /философские • и социальное основы псяхояогпрчз. Гэк показало наша исследование, последнее возникает у:~о на сэшх щпЕХ. этапах .в ь эпической ("lbrtsa^ra" Фирдоуси) а в лирпчесьсЗ ■ гоэзии (Рудзкп, Саадп, Хз.зз, Кагал Худзапап), э yse в с« ¡кое вреда постепенно склгтавэетсл- йз частных- изображений я от-'е.ты: х элементов, .входпих в ткань художественного целого тад-:икекнх прозаиков, затем, Бпдопзиэняясй,станов*гол стухг-^рооб-озущвм началом, споьобстзуэдпм оформлению новях гаароз ггепхато-. ической прозч. Порзшл произведением, где психологизм проявяяаг-л как ос:' овонслзг, кдвй пршзга худозествевното язобрэяаышз чо~ овеческих характеров, бнле повесть С.Глуг-Зада "Ёропп зт" (в руссконг перевода "ВоЕзрзщепие", 194"/, подвергнутая в. вое' время острой ьрптиге именно за психологическую слогяооть эроннвэнпй гороез. Но чце рзпьие, с конца 20- начала 30-х г.г , рззнпх рассказах ДзЛйраш ■ "Шзба - дар Рэгес-тон*' (Ночь на Ра-лстзко), "Доруррр^зтч »здеулиовоп" ("Обитель отдохновения щ'--рльмзн", 1932), в первых его повестях "Ду у^з" ("Две нод-з.з"» 334) и "Таркор" ("Baraeimo", 1935) сильно и отчетливо пробнээ-гоя псахологвчэская углубленность, чороз которую пзеэтель шта-з-., зоя дознать в раскрыть • драматизм револзииснннх аерзлошв вче-шеческах судьбах и су~ьб2" парода. Литературоведение * зпэ, от-1взя дс.гаюе - по ■ спрэзэплзвостя --заслугам устодэ С.Мни как ¡стеру психологического гшвотгсзтш, чедостаточно удаляло лни-' ¡ншз до самого недавнего времени роля Х^х. Икрами, который стоял
~у истоков психологизма позой тодеикскоЛ прозы. И из случайно виош:э его повесть "Ман гунахкорзм" ("Признаю себя виновным"» 1957)получила признание к л; порвое произведение, отвечающее оснобнчм требованиям и критериям.психологической прозы. Опираясь на предшествующий опыт реалистического познания внутреннего шра человека (романы и повести С.Айни) "Бухарские палачи", "Одшз'Ч "Кохунда", "Старая школа", "Смерть ростогадка" и "Рабы", а июке "Воспоминания", самого Длс.'Лкрши - "Ночь на Регис-тзпе", "Обитель отдохновения мусульман", "Дне недели", "Змео-ныа"рассказы и повести'Р.Дкалила, Х.Кзрима,- Дгизлол Икрама в своей повести достигает психологизма, который затем оформляет-• ся в целостное направление. Об эте-т свидетельствует и ггспвиемэ-ясл почт,! одновременно повесть Толисэ "Т'обистон" ("Лето, I3R7). В этих про : маниях писатели стремились проникнуть вглубь кпз-иеипше явлений, .показать человека во всей ого шогомерпости, в процессе слоеного становления ого характера.
Становление молодой тздникской психологической прозы связано с такой художественной «Jopaofl психологического анализа, в основе .которого чегит "раосукдсние" k¿¿. день умозаключений. В отой связи особый интерес представляет сузденпе таджикского литературоведа J!.lJy:fypoBa5 которгй считает, что поиск нона возможностей б исследовании духовных .связей человека с сегодняшней социальной дейетви1,ельвость&. привел в .тадглшекой литературе к развитию пащявлйшш,которое после, появления романа хаышдаеца ?Палотзи Щ'н^лкп" ("Угловая палата",. 1371) получили название "прозы рэжйщяянна"
Образ разводящего героя! становится цзптрелышг в поэтике и произведениях психологической направленности. Предметом художественного■ исследования становятся духовные искания человека, Ра шшлония тероз выступают при с ом струхтурооброзукпш началом в худолее.венном строе произведении. В них большое место занима oí самоанализ, Бнутреип.иГ; монолог, определяющий име- • щепие временных срезов повествования, разорванность композиции.
1С иозтическим особенносгям нового образа следуст огаесч'и обязательную риторическую нддрсчлениость и публицистичность художественной речи. Публицистичность как прием поэтики ;.есет в себе в наиболее полном объеме потенции художественной вырази-
ч
телъностн психологической"прозц.
Пснхолог:т как всякое эддоаестгенкое явление 'двкгхвтия' и изменяемая в свеем рэзвитип. Неодинакова л степень интенсив-ярстя nupiESHHCCTM художественного пенхологязгга на рззнлх этапах литературы: следует подчеркнуть, 4X0 с литературе последних десятилетий, особенно па пыпев-яеп переломном отапо, кок и" во !;шог!.х сферах искусства и естественных паук, .все острее осознается недостаточность паввг знаапП о * аловоко.
II раздел - "Основные очвич и товдоптргя рз-вптия психологизма в таджикской прозе" - посвящены рассмотрении основных отапов аволвдил психологического направления.
Психологизм л тзддиксеоП пггзо, пач'чая с 2-,-30-х годов и попика протерпел сущеетвеяинз я, подо сказать, хачествонниэ ::п-мзпаяил. Таджикская проза Г;0-х годов стремилось, в парную очередь, к раскрытию социальных, классовые: основ о'нтня как отдельных личностей, так и порода в целом, выявлен:;» оощноетных соцп-' слыви качеств. Этот приптап изображения человека характерен для всей июгоиэпйсяпльной литературы Советского Cosna. Однако в дзн-.¡•::i порнод отчетливо заметен поворот к психологическое -jeedpa-пенна хатшгеров. Это модно проследить па примере творчества 'C.Aiimi, ДзЛйфоиз, Х.Карша. Психологизм каждого писателя клэет свои особенности,'Если для ромапоя я^ивестей С.АЕаи "Одша", "Доху ..да", "Смерть ростовщика", "Рабь" -характерен лзтеоиичгдш, дннашчтшО психологизм, где превалируют емкие, нзсыщенчно картины классовой борьбы a uobhotj яое-гдо рисункам внутренней явгш« прчшшсъ потесниться, то X.Капицу свойственно лирическое повост-вовопио, вшшяленно "а тарный план разглашений и чувствований героев, с.одвпгащпх-события на второй план.
■ <1 .iiiyкуров отмечает интересную осоиепноеть письма Да,Икрами: для него хороа^втао, с одной .оторгчн, яркое, сооытийние начало, Кане иек^торсч аванторны^ элг штн, с другой - четкая, эмощю нэльнс насушенная психологическая прорнссзка характеров. Художник стремился па только сочась зги два начал-, но п.. татезп-ропзть их.
Пс-.холсгизм как' эстет:,-юская кат^гор^я, тчквм образом, начинает складываться l та -дпкекой прозе з 30-9 годи п получат д льве lose, более углубленное рзь_лтпб в доследующие д&_ятълзтия.
Л 20-30-э -годы, когда писатели пзобрзаали гчутранний ьгар своих героев, психологизм Пи был определяющим принципом творчества. В 4 '""ЧЗО-е года психологизм стал ьов::м поворотом в тад-EHKCKoii литературе. Это. был поворот от внешнесобытийной описа-тельноств к исследованию внутренней явзнн человека.. В это врана пс вплясь такзе яркие психологические произведения, как "Верные друзья" С.Удуг-Заде, "Признаю счбя виновным" Икрами, "Лого" П.Толнса, где писатели стремились проникнуть- в глубь • авзвеинпх явлений, показать человека 'каогомарао, в процессе сложного становлоЕил'харгтпара. •
Развитие идавкской прозы 60-х годов шло в ракурсе проти-1. вос1^явея злу как ззетшзиой форме жизни. Еоотоау вншаниз'вс- • гусства все большепривлекает'область внутренних противоречий' человеческой душ, внутренней веодвогпачности характеров.'lipa ' расс "отрениа психологизма современной таджикской проза до самого шеледнэх'о временя кзк-то ускользали -а поля зрения пэцио-П"1ьнне -тсорзеваа его исто: л: дуализм нгзх-щшя - разное протпво-постазлеша добра и зла, света и'Ш, яззйвя и Ниыавфти, но только вовне, но и ваугри Ч(...;ов.ека, ззлоезнеоо еще в "Авесте" в »зашедшее мощноэ эпическое развито в "Шазх'эмз'' ®.:рдоусв, "Вас И'^ашпв" *.1Ургглщ, в проявдутей воен.: оттанкэма ббрэнич • ловечаской душз ..-ларске наших д0этов-хЯасоикозл -Богатейший, лсполквиныЗ гдубозоЗ '•'геловачооксЛ,- здзвзапой правду мир чувствований в • карвзшв-завЗ о'огатнвзй .фрдоусь и Хургова, чарйчосивх • гвро&а -Дудаев, Й2ш \ Зудаида,. 2£аэма и' многез; других велг-квх певцов страдазг$, сомнений, радостей и почояеИ,человеческое го сердца, вх гпорц со ..арошазк.входалз лодслудао,,огвьила до-' новому, ш-своаму в воваазях п ихолоизь'а писателей "разочар--важюго" цоколода; -í. Произведения Лд.ффзт, П.Тс .аса, ®.Му-ХаыдадвоЕз - ото спор о уемз ила- вгчаа-йзйчииями ,. что обозначз-вЬиаша на <црщмрэ ЯйЦЕоавлгнЬго эпоса и ларики. Позиция авто- • ра рэскризает слохщне, чзого ц;'эти^рэчйвдо отношения №.-ропоашг наем аэдроа -и- •*• >fi действительности, в которой он ашзет. Осознавая тот ^.агл , что корни "еловачэской • психологии ск^ати
сокрог наше' пдасагах щш , 'проза-вав bsv вас^сзигяьаос пача-
....."" ■ ' ................. t
Т . . * ' •
Демидчик Л.Н. Курс лекций "Тэдявкскь./литетатура новишэго .врзшш", прочитанний в 1991-1,992 гг. в ТШ1.
-эггат вводить в прочу нового для тзгдягх^оЯ литорагуры героя, каслящзго а О"сияващого вг только других, яо себь, ^глгэдо-то к пнздвт:;ческо!„у воелрзятга зиози. Лоа бола о . экзтпой в тэдякчскоН прозе стгноватс твндемия не столько сталкивать со-лозазгедпигах и отрицательных лзрсово.-.оЦ, сколько исследовать тю-яиворччипые начала, часто уянващився в одном чолово"о. Возникают качественно ковыэ евлзп х^дояеетвелзого сознания с яязь'гн-пдаа явленаяка, нз*.:еняздве п-авшпэ автора по отиошзьк» к реальному ьяру.
с'тн новно кагоства- пзибодзе ярзо проявляется в прозе 70-80-х годов.
П глаза - "Особенности псахологачв-и^'о анализа.конфликты. Характеры" состоит из двух раздело....
~ "Своеобразие конфликтов и характеров в" тэдаянокоЗ прозе (70-8Р-9 года»)" анализируются от.згезтолыгае осоЗоппоста творчества тадгаксках прозьякоз этого периода. Особое в::лмзш!е уделяется ваупенпел коифляктгм, росту антарэсз к побудительным {.:охп2зм челозачосиик пос^уш^в, к духовному шру "елоэека, что сказалось, . первую очередь, на услозкаениз способов азобр2:?9Н11я конфликтов и характеров. Ноьаторс. го литературы проявляется в сстрэто п точности соцаэльного анализа, в рг крн-гаа зразстзвБЕого содвргазвя характера', художественная полнот. . а достоверность которого п^отигаотся в результате.исследования азобйзлао&ой действительности и встроив его юра чь-ловока,
В проза 70-80-х годов тадавкскв-- писатели заявила о таких зло-.'^знввннх сагодня содаольшс. и зрезствчззо-позхологзческих.: ярсбазкэх, чаа эаюкяад/* кушало нразствэппости, пренобрзг.о-. нив к асторачесаяи цгтноезяи а родозш трададиз. раз&'Шегше нолозитальзах'начал з аизни сола а т.д, Это во мзтсм поодоцрэ-логшло ^доз'зотвегио подходи к изображен?1*» характера героя ' 2 особигасля озфяакгоа з тзд;.::?кскоЗ п^озе. ,
Лроззводзная й.Ь&хзжадзоЕз ,У.Кг-;зодз, .. Сорбояа 0., '1урсу~ за, Л.Сгмздош, К.!.!лрзо9ЕЭ А.РэЛаоэз, Тагила, я. др. зь^рэп- •"• взе? рзоличзко содадлмйо-поихологи'чзк"® аспекта соврзпсзноЗ лойстзитзльноотя. В лит удэлйвЕся больгоо ..л-йго-чае зсслздовзшш хароаторэ полштзльаого а.¿роя, ряяозою, .охрэкзого трукоязка;.. 'втора ищут новые пути к азс^ря.зезвп' народного хэрзктрпз, огр
национальных особенн отей, чтобы глубже и полнее раскрыть народные судьбы, поставит:, этих скромных лгдей труда "вровень с эпохой".
Другой особенностью обрисовки характеров героев является постеленное стремление вникнуть во внутренний мир человека, показать двляе"че его мыслз в чувств, где как следствие, происходит смещение акцентов с впещннх конфликтов на внутренние, нрэйственно-психологическне.' Своеобразие конфликтов определяется тенденцией к всестороннему охвату и исолодоваща социально-экономических и духовных ыробх м общества; к анализу мор?. .ьно-прэвствеиных издержек, прозвавшихся в лроцэссе социальных изменений, произошед-1_.)Х наше" действительности. .
Индивидуальность художественного стиля каждого писателя во только помогает создавать'характеры,тшхшрозвть их, во и слукит рзскщтив внутреннего мира героя.
, Ваяно отметить, что многие писатели при определении нравственных критериев человеческой личности,обращались к опыту "умудренных" .¡шеньэ старцев, остро в заинтеросоЕЗИно роагиЬувдих на все происходящее в окруаавдэ*5 среде бистро меняющейся действительности. Исторически оцет народа и есть тот вцегай критерий истины, ксорай определяет устремленные поиски писателей.
Другой проблемой, которая слукит объектом пристального исследован: я писателен, являа-ся ¡пойственн^зть характера героя. Истоки двойственности характера Б.Ибрагимбеков, А.Якубов, Ф.Му--хашадиав, С*2^рсук видят, например.,■ в нарушении преемственности, в сложной щ-л'иворечпоств современны;;, -глубинных процессов 'оо-. ществанйой еизни. .... 1
Особешордью конфликтов и характеров современной, " прозн является сочетание общеч~ловзческого и пациона^но_,о,' отражение в них общих социально-психологических ■явйгчий и ч'-рт, порожденных спещфичаскимн общественными-продессвь.., происходиваши -мире.
Среди художественных способов выражения конфликта в произведениях последних десятилетий преобладающим жаззлц прежде ■°сего внутренний шр, монолог героя с углубленным психологизмом, ког;^ доминируют ж. ивь. выбора в сфере нравственных исканий, фи-лософ~{"е рзадумв., долгие .. ыучительнче споры о с.Ыим собой. Л-конечном итоге это определяло и своеобразие характеров, и"обра-
.лаемых в современно.': таджикской прозе.
Писатели 7080-х годов продолжают развевать традицию изоб-рзнения человека с его нравственними ценностями, осознанием гражданской значимости и личной .^твотствонности, ратуют за поиск прэвлльных путеЛ-в сложных жизненных обстоятельствах.
Второй раздел ■ - "Своеобразие изобракенпя личности в таджикской прозе 7080-х годов: обдее н особенное" выявляет серьезные качественные изменения, характерные для многих национальных яи-терзтур с конца 50-х - начала 60-х годов, которые о.'чотлиго об-перукпвают себя и в тздкккско.'; прозе. Усиление интереса к личности, выдвижения на поредиий план изображения внутреннего мира человека составляют основу трансформации потики прозы.
Создание выпуклых характеров, обрисованных с жизненной полнотой их реальных проявлении, ведет к углублению психологи*, с-кого анализа, к обнажению острых социальных проблем.
В результате появляются личности, отличающиеся яркими индивидуальными чертами, как Сапдбек в повести Ф.Мухэшадг-чвз "Зар-та" ( "Над пропастью" Л283), Пбрзгим-дкан в его романе "Пзлатая нунчаки"("Угловая палата", 1974), Бзхром Халин-зэдо из романа У.Кухзода "З^эм ку^и баланд, ^ам-па^ра эзш. ('"'! высокая гора и Зольной город", 1985).
Духовное к нравственное возроядеиае личности впрящуо связано с обретением сициальной, "раядзиской зрелости, Яюрмировани-?м активно;'} жизненной позиции современного человека. Решение зтои задач:- зависит прежде всего от глубины художественного поз-шния и утверждения основ пр"вственности. дроблена нравственного становления личности .;удожествс;шо исследуется многими талибскими ппса.элями: Дж.Дкраш, Ф.Уухзымэдневшл, А.Сагладовнм, [.¡лирзоевш.!. Чменно в ней обнаруживается общность идспиых глат 'ол.'л, хлрянторная для этих прозаиков как современников. Б ее ..удо;:шственпоп иизлпэзц-:: ярко раскрывается природа творческой ндпвицуольпостг, каздого -,:о них, просматриваются особенности х образно.'! снст 'мц. Героев романа "^¡зиаю себя вя-
оеным" отл-чзпт, например, черты, которые тогда явпл 'сь яовы-:: для таджикской литературы. Горой этот, склонны»! к раздумьям самоанализу, нескодпуго меменчл природу 'субъективного-начала повествован:! Д-.:."крам:;. Как и некоторые другие писатели, Да. кра.чи этим ;: другими романам» предстает перед нами как пред-
ставитель романтического с елового течения в таджикской pea- ""' листической грозе. Отсюда в его творчестве особое зпачевие приобретает субъективное начало, форели проявления которого во многом связс .щ с романтическими трэдициг 'и классически таджикской литературы. А романтические средства изображения способствуют более глубокому психологическому анализу, дела*,, привлекательным и аналитическим, что лг . внутренний монолог героев. Б романтическом ключе репин образ глаяного героя. Характер Анварэ отли-чаотся лирической окр-шзнноотьа в осшслении и восприятии яиз-нг.' Эмоцзональнг- насыщенное слово автора часто незаметно гтэрз-ходит в слою персонажа. Очень часто -создавfea впечатление, что автор не расстазывает, а няпрякенно думает вместе о героем. Поэтому эмоциональное авторское слово чаыо оказывается в подччпе-нир взволнованно?^ слов;; героя, вырежнощзго топчаПсиа оттенки его душевного состояния, В романе "¿рпзнзю себя виновным" -.субъективное начало, прзтерпев изменения, служит -глубокое объективному исследовании -и психологическому анализу мира героев и самой „знстзптглъноати.
Рог«щткчвскиа здойепти в обрисовке образов могло наблюдать в творчестве иеогш- соарсмэв'нпх -цасателей рубьлез 7Q-8C-:-: годов. Ими озЕдугетоя -нехоторцэ ropov; произведений §*МухакмзЕиевз, • У.-'^хзодз, Сорбонз и A.Paótíeií', л.оы з цело:; ова рэалиогз<ша.
РеалисА'ичаскал созвал. й.-М/хешадиевз "Над пропастью" как-то "оч^нь Ерг.оглляс'Т весв спектр романтических кра-
сок, когда речь адой о яачкосхи Сзндбцкз. Крупные, сильнпе zcr •;c5K¿'Opbi, з яотсрях со-^жлойу раскрывается вел-чие зароде-, его *ГУХ0вь'£Я в физическая сила,- 'св'ЭДуаипьствуют. о асе бэльшк- углуб-лэнпиввт'ляда лптарэтури на юоттеаув суть народной жизц«ь и, кромо -того, о крепнущих со связях с народна.; героическим эпосом, с рсмашвзеекйми традициям;-!.перЬ'шско-т «дтасской- классической лвтер&тура. Созданная б литературе гадероя героев, неопровержимо 'свидетельствует' о слоевом еплеве -резлистнческах и рэма'гти-чзских одоменtoe s обрисовке образов, в ©тот худо^оствгкнчй ЦРГШЦЗП оогзстсл одной КЗ -'СЗД'Ж 'w СХОЙЧЯИСГ черт СОПраМсПГЕОЁ Щю-ЕК.— -. * :
. Анализ. cßCEGivti обрэзов-^ероозахей, подчиненной раскрытий слоквой. .©шакдаш -битва чсловочосеой личносгсн в ''погорит;, быяе-
•?.0ПП9. принципов и средств «вшзэщш в гзесраяиякп совроыяиника позволила определить ирзвстввшо^клософокуг) гозищп псаталя, • своробрэзие его поэтик . Если в творчестве у.Кузг ода личное"1» ("И високгя гора, в большой гогод") мало всего поспвлоьо в зависимость от объективной дейотвптеллнссти, а в системе отноие-няЗ гзрой-обцеотво А^Сзшдовэ "Шчта шлодоогл" идет обяшовен-ко плоцомораий прочее -с двух сторон, то к.Мярзоеп ("Ночь в Кзбудгссре;') рззр:;Г:еп:ш ■ всякого рода кзгшзт! соотносит с озио-соэ^знарм лачзоота, с сохрэзеятал глубоко : ндавадуольпого с роя душ« - зоспготзиязм в -ccíe чуясл j с^ветстванчостп.
:В процессе rnsp'idOTi'i ттасателпга проблема духовного отянов-Л9НЯЗ тлчего х'ороя, ссглюденнл ас.оков ч ...зктороз, агтятацнт. по Hp.-ruGiEoHinie взлете задет«; жгипето, «ропеходкт стзновлвгзе згходеЗвшх пряицапоз худогэстзепяого пктаспая и тзорчоотэо пяса-Р&ГЯ. Носхо^уя НрЗПСТВ'-НПОО СОйПЗЛЯО молодо?.) - сог-рошапако, 1Г> s"i 80-;; годов наследует, г^дг:.! обрз-гом. лучкл« тршичик глзс'сз-часком латерьтур«.
3 гэдззкевой проза услл>ш;. .теп геезег. хвзюльркэз лазало, огр«.свиив сокйззть гвро."'?.о ecííI елозиоо^ч а крогчворзи. зостп лсведоная а внутренней газни. 1Тзобрэг.епне чсловйд.г с зле пс-сло-
-"Прзктсрси, Чс.ЛОВСЛЗ 3 КСЛЭ11Т КрЗПТЕОППОГО Д'НЙОр" ,'i03~
волле1 углубим, ИССХОДОЕОТОЛЬСКИ:! пецзгле нронздедення, •гачесь* зрзззпво покарать слогннй ays& сбрегэззя врсвильънх г.»з-з глаже орпэятироз, Спозт.фзческой riop:eo3 нсяотопнх худог .-ствен-, ню: проазво?.ош§ тзклкекпх ззчоро'з является. пргс^зльз^о внпглэ-яяг к изобрзлоггап человека, нэт"ого созрглсиняка, с еще не влрз-ботзнпоЗ зигяеялой яозшц -зХпЬвэогь Дг..ид?заез& "Сочиненно на гольп^) повесь С.Турсун-з "Jíj.c Гуоташз" ■.,
■ ртоЧ аз особенностей созрзмепясй тзд-шскоП цтюзи является яряая ройалтич^скля окрзтэппос1г , удр;?шю:пюсть изоирагяияя, лосл-голл?" к -рздпциям клгеогг. \ п воцпс 1Эдьн6-"о фольклора. Онг jco'joiu.o О'злыю прг 'зляетел в тех проазвэ, .зниях, где аналитический подхок дает возможность а'Лпозязтл ii .лб.иеет;, эвретяез кости, Ото щшдо всего отяосаг^я к дгюблегаам вкборз, др-лст- • зойного и социального'.
■ Ток, е психологи ю ювейиай.прозц сроисхидит органичз'"! '
G08p.4..is;¿2070 ■гудоазственво-оЕзлитическото гживния к тра-, Я'лшюззсЗ рокэнгэтесноЗ увегокраоочзости -виденяя.
В процессе развитая литературы 70-80-х годов отмечается от-к?з от хагого-лкйо доминирующего типа героя. Мояно было бы условно в:;делзть орздз них следувщ»е: I. Соця8льно-зкт1ткыЗ (ЗГдк- •.' гоЗ -Í3 "Бурйияото полустзнзз" Ч.Айтматова, Насыр Аббос пз.ромз-и"} "Угловая пэлзта", Бачана Рашаивкллв - роман
■с/глбалзз ."Закон зэчносг.!"1 2. Вазшюяяюадай, ре$лект»й?ррШ ге-ро!;{Л'1рзг:з.з!:-ззп, Барака Х.Зэхт-щов у ?.1Духэ:яла:(зев9, Бзхр&м Халик-z*zz У Кухзодз). 3. Горой з ситуация нравственного вкбора (Саад-ззн ;-.г> пезос?»'Р,;,]ухзжздлевэ "Над пропастью").
. Ток:*;; образ о.-.;, з евокх вксш;х достшкеанях тадкзкскэя ррозя 70-?.0-х гй?,о.о сдзлзлэ значительннй шаг но яу*я постетезкя духовного мнрз ЛЦЧНОСТ2,-которая выросла - пдеЗно и нравственно. 31! е=зоГ.сш!йП8 ¡лзротз кругозора, глубаиа шслей и чувств, стремлс-за* к. псзпялзи .-?.!Лссофсхзх основ баткя, общественного строя. Бее
гзз^стлз Зхрз;::знзе в тзяк:;кеко-Л прозе, идущей в ногу
:;з зсз-.:о:;о:л_. ¿твепудродей високяе нравственице в ^укаихствческзо :::*зз:з: д зп'^ст:'.
В ггедводятез итога исследования. В результат
лнгсд!;« íau нр"олу к выводу о том, что современной тэдпжской лп-v:p33yp>: в рзз:;о-; мерз прзоущ;- три освоыше'форш псйхологячзс-кс.1'0 ;:зг>0рз'з:-?и;;Л: I. Д:;нз1л::чесдзя (прекьгущесг-вевн^' через деЗот- . ,зз:}. 2. Тз^ол-огг^тзо-ззя - через ьзоброяеипе социально-бытового узлздз ;.:>:знз героев. 3. Лкалитячесная - отраяояке течения шс-Л::л чузо?н гур-зен в одзном ряду с их .поступкам,,. Существенной.
;: »¿алиодопоянявдес обогящэнле втт;х рорм ¡.техно росенат--fi'^svi кал характерную особенность совреуоЕПсго литературного . процесс.?. поскольку.з историк лчтерстуры бивал:; периоды, когда яр-е^цсстзокиое рззвтгзс получала только одна из <зор:т.
Сутстъуж' различные нркзад'я средства лепхологичаского ^voubnzsm:}:, способствуйте расширению диапазона зулокест&еняо-г зо гс-олгееззн-я :: аоот;:;-::ен;:ю сущности чялозэчесаого бшгзя;
"Рз';Оо1рз'".::о л:р;:з::сз к средств психологического зналззя отллча-з-ззро^:гауь ¡зтезу, ;.: том число з тзплзкеку;:. Обрацсзле г про-;•::::< розхлм Л.АПнл, , О.^-'гагчя". ;ззз, У.Ку;:зода, K.Zovn-
Рзсз, Д, Г:!"3",.33 г С.Рлхз:.'з др.дзе'золш; /С-оО-" го-
^ дов позволило выявить арсеналы изобразительных ср?д<""в психологического анализа.- Психологизация включает в себя отбор чнтельных событий'в жизни героя, их особое эмоционально окрашенное построение, их дпна:.шку. Язобрвяенне характера строится на совокупности всех средств поэтики, сололагая поступортрет, речь, испытание героя пограничными ситуациями, подтекст, внесшетнно элементы, ритмику, создание определенной цветовой ':. и звуковой гашьи прослеязвание взаимосвязей героя в системе действующих лйц всего произведения, пересеченно.рззнтсс ¿шкурсоэ восприятия, подключение собственно психологического анализа (самоанализа) , акцент на определенном этапе внутреннего процесса ' илицеленаправленное отсутствие психологически дЬтальаЭГр изображения. , '
Поэтика психологического анализа, выбор его чор:: и средств оыраделяется лдолью повествоБ-.ния, а значит .выбором тип? героя; жанровой разновидностью произведения к самой пгсзтелт.ской концепцией человека.,В конкретной художественной «,«рто?4® перэяле-• • таится саше разные приемы изображения внутренней- жэзш г-зоосз. образуя тем самым художнической,своеобразие психологического письма. ■ ■ .' .: :
■ Психологизм как ;явление-художественно-стилпстнчесроо srh.:-мает важноо место в таяхклскоЗ литературе 70-Ь'С-х. гсдов. Отличительной особенностью таджикской прозы зтого^периода яь-J: стоя заостренное внимание. внутренним конфликтам, рост -инткрео.-г к. побудительным мотивам человеческих поступков, к 'да-ховчому человека, п потопу можно говорить об.усложнении способов изображения конфликтов 'а'характеров. Новаторство исгзхолргзчосдоз прозы проявляется в остроте и тонкости' социального анализ", в рэок-рытии нравственной сути характера.художественная 'полнота и достоверность которого; достигается путем углубленного нсслодовання, изображаемой действительности п внутреннего мирз-«еловск;?.
Отражая.в художественной форме асе рвалпи бытия,, л те-пату-ра з. пскусство.обнаруягваот недостаточность янанкХ/О челов^гв, , • . соотнесенности специфики его шипения к пезхнчзскнх ироцзезов.'-Зто объясняется конкретными соцлально-ноторпч^скш.! условиями, при которых.очевидна.оторванность худоз-шке от; строго нпучтк знзний. !.!злодостугшостъ исследований з- облз'сгн' антрополог?;:,
-психологии и -другмх смежна наук о человеке не могли на отразиться в лит.рзяуре. Потому сегодняшний культурный' момент дрч-т-„ эт насущную необходимость более широкого освоения знании о человеке, научного чости;,сепия ею пс.-хики, давно подучивших свое развитие ня Западе л Востоке. Мояно отметить в качестве пример-; труда известнейших психоаналитиков шкоды Фрейда и их последователей и особенно впервые увидегглий сгет недавний русский перевод 'Дисчат^кн'- Д.Рон;: Хаббарда. Психология человека, #ве художественное погзаипе и отображение г иску ее че % титера-тур^ открывает новые перспективы для писательского творчества.
! ■
По тема диссертации сдублированы следующие статьи:
1. Образы с"зриков в современной среднеазиатской прозе. (Традапиь и Vезюрех'во. (§ сборнике: "Восток и русская литература" (Тезисы- шсяущетЗ участников Первой мапрогиояальной игучво-црикт-аческо." конференции, 18-21 октября 19Э1 года). Самарканд, 19Ы.
2. Литературно-критические взгляды Дк.Икрами. В сборнике: "Ьисэтзль-кргтеч-писатель. (Материалы третьих варзобечкх чте-плй,-Проблемы-писательской,крчтвка", Душчнбе, 1332.'
3. Нравственные пскавпя в .оврамеяной средноазиатоко* про- . зе."Известия. Отд^лепиеобщественных наук. Серия: востоковедение, исторья, -) Акадеши наук Республики Твджвги-.. стан, 1992, ЙА' ' .
4. Теоретические аспекты нроблещ психологизма в литература« 3 кн. "Тео-ратвко-методолЬгнческвв• аспекты.взуче'нпя литерз-
. -¿урогодческнх' е лингвистических диеннгошн в вузе". Шерохэлы кегщузовскоЗ нзучно-прзктлчеекой'конференции, 10-11 марта 1993 года, Душанбе,-
.Подписано в печать 10.10 95 г.- йори'ат бОхЭО"/1б,
Бумага офсетная. Печать офсот.я. Усл.пчч.л. 1.0.
Усг.И{р.отт.2|2. Учлтзд. 1,С. Тпряк 100.Заказ 445.
Типография Лкадет"ли Неук Республики Таджикистан,.
73402Э, г.йденбе, уд. Айн к: 121 корп. 2. . -