автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Психологизм в романах Адыла Якубова

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Холмуродов, Абдухамид
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Психологизм в романах Адыла Якубова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Психологизм в романах Адыла Якубова"

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ

На правах рукописи

ХОЛМУ РОДОВ Абдухамид

ПСИХОЛОГИЗМ В РОМАНАХ АДЫЛА ЯКУБОВА

10.01.02 — Литература народов СССР (советский период)

АВТО РЕФ ЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ТАШКЕНТ —

1991

Работа выполнена на кафедре' узбекской литературы Самаркандского Государственного педагогического института им. С. Айни.

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор X. И. УМУРОВ

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор П. ШЕРМУХАМЕДОВ кандидат филологических наук, доцент X. КАРИМОВ

Ведущая организация—Ташкентский Государственный институт культуры им. А. Кадыри

на заседании специализи -аций на

соискание ученой степени доктора наук при Институте литературы АН УзССР (700>70, Ташкент-170, ул. И. Муминова, 9).

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН УзССР (Ташкент-170, ул. И. Муминова, 13).

Защита состоится «

» час.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета, доктор филологических наук

Э^кх—

КАРИМОВ Э. А.

- 3 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследование. Особенности психологизма в рома -нах Адыла Якубова еще не били предметом специального научного исследования. Мевду тем изучение принципов психологизации героев, их внутреннего мира, использования совокупности художествеяио-изо-бразителышх средств, углубляющих психоанализ в произведенных писателя, представляет как практическую, так и теоретическую науч -ную значимость.

Задача нашей диссертационной работа - проследить, как происходило углубление психологического анализа в творчестве Адыла Якубова, особенно в его произведениях крупного эпического плана -историческом романе "Сокровища Улугбека" (1973), остросюжетных, нравственно-этических романах "Совесть" (1977) и "Белые, белые лебеди" (1937). И хотя конкретная социальная проблематика времени в его произведениях, будь то рассказ, повесть или роман, как правило, всегда ощущается, главным постоянно бывает общечеловеческий план, его нравственная, философская суть. Адыл Якубов - писатель, обостренно чувствующий фальшь, ложь, лицемерие, малейшую неправ -ду. Он сам глубоко нравствен и совестлив, и герои его произведе -ний, как правило, наделены этими не качествами, независимо от их характера, поведения, образа жизни.

' Проблема психологизма в искусстве, в частности в литературе, еще не решена. Существуют разные точки зрения, разные-методологические подходы к этой, в общем-то нелегкой и неоднозначной про -блеме. Согласно одной концепции, психологизм присущ всей художе -ственной литературе;.другой - только художественному образу. Но ведь образ - это обязательный компонент художественной литерату -ры. Писатель, собирая по крупицам, конструируя образ, формируя концепцию человека, его характер и личность, стержнем которой является социальный и психологический детерминизм, концентрируя типические черты в.типическом характере, создает иллюзию новой ин -дивидуальности, личность, обладающую неповторимым своеобразием.

Характер человека, в данном случае литературного героя, -это психофизиологическая природная конституция человека. Личность же человека, типологически общее в нем идет от среда формируется средой, обществом, историей. А особое в человеке обусловливается спецификой его характера, в пределах возможностей которого и проявляется индивидуальность литературного-героя.

Индивидуальность личности героя, таким образом, определяется психологическими возможностями характера, который может быть и. слоекым, многозначны:.'., и простым, однозначным, глубоким., или по -верхностным и т. д. Характер образа в художественной литературе невозможен вне психологии» Он пронизан психологией - классовой, социальной, исторической и т. д., органически спаян с ней.

Но в художественной литературе психологизация подвергается-не только образ человека, не только его характер, но и окружающий его объективны мир. Психологизированными могут быть и вещи, среди которых живет герой и которыми пользуется, люда, с которыми он общается, точнее, образы литературных героев, -.все они в соео . -купности составляют образную систему произведения. И порой вещи говорят о человеке больше, чем люди, с которыми он входит в кон -такт в художественно-композиционном пространстве произведения. -' Иногда художник наделяет вещи героя свойствами, характеризующими

самого героя. ......

Художественный-мир, психологизированный--писателем, - это мир особый, где вся система образов живет и развивается по собствен -шл внутренним законам... ' - ...

Сложная противоречивая связь человека с объективной.реальностью, состоящей из совокупности "психологических единиц", взаимно воздействующих друг-па другаг и создает многозначный характер, многогранную, неординарную личность, образ. Писатели, интенсивно использующие .приемы, Гсормк и принципы психологизма, воссоздают внутренний мир, психологию человека, достигая особой глубины в отобракекин объективной реальности...

•Адал Якубов в своих произведениях изображает внутренний мир человека по-особому сложно, многозначно...

.. ..О творческом пути Адала Якубова написаны- сотни литературно-критических статей, рецензий, книг и диссертаций.- Его отдельные произведения были исследованы такими литературоведами, как X. Ёкубов, М. Коичанов, С. Мамаконов, 0. Шарафиддинов, Э. Кари -мов, У. Норкатов, Л. Шермухамедов,-Н. Худойберганов, X. Умуров, 0. Тагаев, А. Кулжанов, М. Султанова, А. Зуннунов, И.- Гап-уров, X. Каримов'и. др.*

1 Ё ч у-б о в Изчил гуманизм учун // Шарц юлдузи. - 1932. - Ун I; -Ц у- ш я о-'н о в М. Цалб ва киё&а. --Тошкент: F. гулом номидаги Адабиёт ва санъаг наириёти,*IS73; Ц у ш ж о • -

Творчество Адкла Якубова привлекает рое союзное внимание, становится объектом научных дискуссий. Об это»/, свидетельствуют выступления Ч. Айтматова, Л. Теракопяна, В. Оскоцкого, А. Седова, В.-Быкова, Ы. Карима, X. Цемке, Т. Талиба, М- Турсупа, Л. Усканс-ва, 3. Кедриной, А. Коптяевой, Л. Климовича и др.*

нов М,- )£аёт ва майорат. - Тошкент: Уз ССР Давлат (Задний адабиёт нашриёти, 1962; Ц fus о н-о в М. • ^айта цуриш ва Уз -(Зек ромаки // Шар? юлдузи. - 193-3, I-сон.; М а к а ж оно в-С. Сайлаша. --Тошкент: F. Гулом номидаги АдасЗиёт ва саиъат наш -риёти, IS3I; Ш а р а ф-и д д и н о в С. Кстеъдод' нилолари.-

- Тошкент: Г. Гулом, номидаги -Адабиёт за саиъат нашриёти, 1976; К а р и и о в - Э. Ёзма адабкётнинг эпик жанрлари. Коллектив автор // Адабиёт назарияси. - 2-то;.:. - Тошкент, Фан, 1979;

Н о р м а т о в У. Насршиз анъаналэри. -- Тошкент: Г. Гулом -номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1973; Вермута м е -д- о в П. Давр ца^ракон таг,дирида. - Тошкент: Г. Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1976; Ui е р к у а м е д о в П. Истящболни з?йлаб. -- Топнет: Г. Гулом кокидаги" Адабиёт ва санъат нашриёти, 1937; Худойберганов Н. Умри узоц--булоин // Шащ-гадузи. - 1932. - $ I; Худойберга - -нов Н. Сени уйлайкан замондош. - Тошкент: У. гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1933; У м-у р о в Тзбек роман-чилигида бадипй психологизм. - Тошкент: Уцитувчи, 1932; Т о -г-а е в 0. Идрок ва ижод. - Тошкент: 3?. Гулом номидаг,. Ада -биёг-ва санъат- нашриёти, 1932; Ц у л i о н о J' А. Ёамона -вийлик ва инодий метод. - Тошкент: ?. Гулок номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1976; Султанова М. Пейзане саньа-ти.--- Тошкент: Фан, 1933; Зуннунов А. Адабиёт даре - -ларида маъкавий-вхлоций-тарбия // Совет мантабч. - 1989. - 12;

а фу ров И. Насримизнинг бугунги те нденциялари. Коллектив автор. Адабиётикизшшг ярил асри 2-том. - Тошкент: Г. Гулом нокцдаги Адабиёт. ва езнъат нашриёти, IS75; Кари м ол v Икод-ва истеъдод. Коллектив автор. Адабий портретлар. - Тош -кент: Г. Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1935;-Каримов У,Давр ка^рамон тагударида - Тошкент: Фан, 1987; Махмудов - М. Талант ва икод фалсафаеи. - Тошкент: Г. Гулом номидаги Адабиёт ва--санъат нашриёти, 1976; 0 т а -е в Р. Эпик тасвир ва таз^лил. Коллектив-автор. Адабиёт ва санъат. - Тошкент: Р. Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1937. ....

^Айтматов 4i ^утлов мактуби // Узбекистан маданялти-.-

- 1976, Ю декабрь; Т е ра к-о п я н Л,- "/тмиш ва-бугуянинг сабшухари // 0. Е^убов. Эр бошига иш тушеа. Сайланма-, 3. - -Тошкент: Г. Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1937; .Оскоцкий В. Вторая жизнь Улутбека-// Литературная газета. - 1976, 31 марта; Седова А. Живая связь времен

В нашей..работе определяется..художественная функция психоло -гизма, принципы и..формы психологического анализа в..творчестве Адыла Якубова, принципы психологизации созданного иг.1 художественного мира. Осуществляется это путем анализа к толкования рсаракте-' ра к личности героев, воссоздания их внутреннего мира. - .

Методологические и теоретические основа исследования. В диссертации использован опыт мировой эстетической шсли: как работы, мысли, высказывания, концепции, методология классиков марксизма-ленинизма, так и труды Аристотеля, Гегеля, Буало, Навои, Бабура, А. Кадар;*, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Плеханова, Гёте, Л. Толстого и др.

- Призлзчены. материалы советских ученых, исследовавших практические к теоретические основы психологизма: М. Б. Храпченко, И. В. Страхова, А. Павловского, А. А. Кезуитова, Ю. Андреева, Б. Бритикова, Ы. Шаталина, А. Смородина, А. Дементьева, К. В. Крылова и др.*, - а также узбекских литературоведов: С. Ыа-

/./ Звезда Востока; - 1379, - В 6; ¡II е р с т н е в а Н.

Эстафета поколений // Звезда Востока. - 1931. - !5 9; Ее р-

ч у у, а к е д о в П. - Диёлат // Еар^ юлдузп. - 1936. - 1% 10; К е д р к н а 3; Ориентир - совесть /'/ Литературная газета.

- 1330, 26 марта; . К о п т я е в о й А.,- К л и м о -з и ч Л. И. и др. Узбекские исторические сокакы // Шар^ зддузи. - 1930.' - П 7.

* X р а п ч е н к о ¡Л. Б., Л. Толстой - мастер психологического анализа // Русская литература. - 1960. - Я 4; С т.р а -х о в II. В. Психологический анализ в литературном творчеству части I - 13% - Саратов, 1973 - 1976; Павловский А. О пепхологиче скок анализе в советской литературе (В историог -рафическок аспекте) // Проблемы психологизма в советской лите-'. ратуре. - Л.: Наука, 1970; Иезуитов А. Проблема психологизма з эстетике и литературе //Там же; А н--д ре -' ев Ю. Человек в мире. Поиски и утверждение принципов социально-психологического 'анализа в советской литературе 20 -30-х годе! // Там ие; Е р и тиков А., Ш а т а л и к М. Становление психологизма б "деревенской" прозе (20-е - начало 30-х годов) /'/ Та/ ке; Смородин А. Становление со -циалистической личности и литература 30-х годов (очерк, рас -сказ, роман) // Там лее; Дементьева -Л. Из наблюдений-над мастерством Горького - . .сихолога ("2изнь Клима Сангина") // Там ке; Крылов 3. Концепция нового человека и принципы раскрытия внутреннего мира героев у Л. Леонова // Таг.', ке; Г и н з б у р г Л. 0 психологической прозе. - М.: Со -зетский писатель, 1Э74; Компанеец В. Б. ХудоЕест -

каднанова, М. Кошчанова, У. Норматовз, X. Умуроза, Н. Шодизва, М. Абдурахмоновой, Ю. Бекмуродова* к др....

Именно недостаточная изученность психологизма и психологизация в творчестве Адыла Якубова и побудила нас обратиться к спе -циалыюму исследованию этой актуальной..и ванной темы.

Объекты исследование. В качестве источников,.раскрывающих своеобразие художественного психологизма писателя, выбраны..романы "Сокрозища.-Улугбека", "Совесть", ."Белле, белые лебеди". Принцип отбора произведений для анализа имеет свои объективные причины. .. "Сокровища Улугбека" - произведение о далеком историческом прош -лом..узбекского народа, о судьбах великих личностей, которые создавали науку и. культуру в средние века и внесли свой незаменимый вклад в развитие мировой цивилизации. .. ...

В-.романе "Совесть" показана судьба интеллигенции и различных сословий..20 - 30-х годов, строивших новое общество, и их положение в 60-е годы.

В "Белых, белых.лебедях" нашли свое отражение трудные про -блемы общества в период перехода от одной эпохи к другой, от периода застоя ко времени перестройки, в процессе идеологического обновления, бескомпромиссного столкновения идей и точек зрения.

Как. видно, романы эти дополняют друг.друга в художественном осмыслении уроков истории и современности, их значения в судьбе

венный психологизм в советской литературе (1920-е годы). -Л.: Наука,-1930; Гриф ц-о в Б. А. Психология писа-. теля. -.М.: Художественная литература, 1933.

* М а м а ж о-'н о в С. Зйзирги узбек романларидаги -роявий ва'эстетик изланишлар //Коллектив автор. Адабиёт ва сань -ат; - Тошкент: Гулом номидаги Адабиёт. ва саньат нашриё -ти, 1933;- У'ш-а о н о в Ы., Норы а т о в У. Майорат сиртари. - Тошкент: Р. Гулом номидаш-бадиий ада -биёт нашриёти,--1963; У м у-р-о в Бадиий психоло--

гизм ва ^озирги Узбек романчилиги. - Тошкент: Фан, 1983; Ш о д и е в Н* Руэрят рассоми. - Тошкент: Фан* 1977; Ш о--д и е-в К. Психологизм тазршл принциплари, йорла Еа воситалари // Узбек тили ва адабиёти. 1973. - >Ь 2; - • А б д у р а % м о к о в а М. Ру>,ий дунё тасвири. - Тога -кент: Узбекистан, 1977; Бекмуродоз Ю. Про — •■ '. блемы психологизма в современных узбекски:: романах: Авто -реф. дасс. ... кавд. филол. наук. - Самарканд, 1973.

узбекского-народа. .. ..

Целя и задачи исследования. Проблема психологизма .в творче стве Адала Якубова исследуется в аспекте его основных принципов.л способов изображения персонажей и окружающей их действительности.

Писзтель, обладающий талантом,..осмысливающий вопроси нравственного порядка, может достичь значимых результатов, только опи -раясь на принципы психологизации. Исходя из этого ставится задача изучить специфику психоанализа в произведениях Адыла ЯкубоЕа1 в процессе эволюции его творчества. Это поможет проникнуть в лабо ^ раторию писателя, выявить различные этапы формирования жанров и форы в его творчестве, обусловленных его художественными замыслами и своеобразием миросозерцания; поможет проследить не только рост мастерства писателя в создании сложных, многогранных харак -теров, не только постановку проблем общечеловеческой и мировой значимости, разрушение догм и идеологий минувшего времени и периода застоя, но и обнаружить сохранившиеся в его творчестве определенные литературные схемы (поверхностные стандартные образы, на .пример старики-правдолюбцы в романе "Совесть", знакомые по другим произведениям, схожие ситуации и образы в романе "Белые, белые лебеди" и др.). .. .

.. Неумная новизна. Творчески используя такие принципы формы . псяхог-калиса, как внутренний и внешний (И. В. Страхов),. аналитический, динамический, типологический (М. Б. Храпчекко) и синтетически"; (X. Уму роз), исследуя природу характеров в романах Адыла Якубова, мы старались изучить не только специфику психологии гё -роев писателя, но..и ее соотнесенность, с психологией времени.

В определении специфики психологии классовой, исторической,, общечеловеческой,.характера социально-исторической психологии конкретной эпохи и заключается новизна работы. Ее положения и выводы, .вытекают из анализа.художественного текста, -психологии образов. исторической личности или современника, выведенных в творче -стве Адыла Якубова. .. ...

.. Особо исследуется использование психологизма в изображении социальных-.типов и индквидуалы'шх характе'ров как в исторических произведениях писателя, так и в его романах на современную тема -тику. .. . •

■ Практическая ценность исследование. И по сей день в узбек -ских шкалах и высших учебных заведениях не изучаются психологиче-

ское мастерство писателя и его природа. Проблемы изображения внутреннего мира, социальных типов в повести, романе, крупных . эпических стихотворных, формах остаэтся все еще нерешенными. Ви -димо, необходимо включить в программы и учебники по литературе тему "Искусство психологического анализа", ибо художественное исследование внутреннего мира человека - главная задача литера -туры. Надеемся, что данная работа принесет пользу, в этом плане и. будет использована в вузах и школах республики при изучении про -блем психоанализа в литературе. .

Апробация работы. Диссертация была обсу;ядена на.кафедре-.уз -бекской литературе Самаркандского госпединститута им. С. Айни, на заседаниях отдела теории литературы и литературных взаимосвязей Института литературы' АН 7зССР, кафедре узбекской литература Ташкентского государственного института культуры км. А. Кадыри» Проблематика диссертации прошла, апробацию на научных конференциях, где мы выступили с докладами» Содержание диссертации отражено в двух методических пособиях и в четырех статьях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

СОДЕШШВ РАЮ ТЫ

В первой главе "Психологический анализ противоречий исторического развития и социальной--жизни" исследуется психблого-фило-софский роман на.-историческую тему "Сокровища Улугбека",

В экспозиции главы рассмотрены художественный замысел исторического романа, предопределивший сложность и многослойность психологической структуры произведения, а также различные- формы психоанализа - внешний и внутренний, диалектический, аналитиче -ский, типологический и синтетический. ....

При разборе системы образов, романа, их внутренней связи, противоборства, трагедии .страны и народа особое внимание уделя -лось психологии героев, их типу мышления, социально-классовой сущности личности, , историзму образов, .трагизму судеб персонажей, обусловленных спецификой, и сутью эпохи.

Исследуя образы таких крупных реальных личностей эпохи, как Улугбек, Али Кушчи, отцеубийца царевич Абдул-Латиф, мы. сконцентрировали. .анализ не..только вокруг исторической психологии харак -тера и личности этих лиц, действующих на оцене эпохи, но я на

психологическом обосновании их..поступков, действий, образа мышления, их связи с различными социальными силами средневековой-.эпо -хи. Отсюда это обилие/психологических мотивировок, психологиче -ских деталей,- тонких и точных» подвергшихся разбору в ди'ссерта -дик. Психологизм проявляется и-В портрете, и во внутреннем моно -логе, глубоко и многозначно психологизирующих образов-.

...; В работе выявляются принципы, формы и средства психологиза -цпи, использованные писателем в романе. Аналитический принцип психологизма предполагает, частное использование таких форм психоанализа, как медитация, философское, раздумье, самоанализ, воспо -кинанке. А это обогащает-.произведение своеобразным психологиче -га:ем .приемом: воспоминания о прошедших событиях, их переосмнсле -низ и переоценка, в сознании героя, подводящего итог своему яиз -ценному пути, призншцего допущенные ошибки, как.-бы связуат прошлое с налтоящим,. придавая раздумьям героя.аналитичность, свойственную могучему интеллекту. Таким образом, использование, аналитического принципа психологическоро анализа способствует широкому охвату в произведении исторического Бремени, а именно.жизненкого пути царя и ученого Улугбека. Охват большого хронологического периода позволяет запечатлеть в романе если не все, то главные грани душ героев. Аналитическое изображение содействует также соз -даник ассоциативного сюжета. Гуманистическая идея, носителем ко -торой является Улугбок, диктовала необходимость сложного, смешанного типа психологического анализа и сюжета. .. ...

Золи изображенное в романе события последних лет жизни Улугбека, зэхзат Абдул-сагифоы. власти и казнь своего отца составили хронологическую сюжетную линию, последовательность ее событий, то такие формы психологизма, как память, рефлексия, раздумье, осмыо-ление м переоценка собственных деяний, способствовали возникновению ретроспективного свезта. В художественном изображении романа компоненты обеих сюжетных форм используются во взаимном перепле -теши. .. ■• .

Каждое историческое событие в романе, его последствия осмысливаются автором или его героями. Так постепенно раскрываются исторические обстоятельства, в которых оказывается Улугбек в по -следш;е годы кизни, его охсибки и его дела. Трагическая концовка судьбы героя, свергнутого предательством, реакционными силами общества, закономерна. Гармония художественной.и исторической прав-

да придает произведению особую эстетическую значимости и впечат -ляемость.

И до создания романа "Сокровища Улугбека" Адил Якубов был известен как талантливый прозаик, тонкий психолог. Е его творче -окой лаборатории всегда важное место отводилось художественному опыту великих предшествепнгков, в первую очередь создателей исторических -романов "Минувшие дни" А. Каднри, "Навои" Айбека, "Война и мир" Д. Толстого, "Петр Первый" А. Толстого представителей всемирной романистики. «

Писатель, задумав свой роман, вникает и постигает психологию времени, используя исторические документы и материала. Он выбирает такой период истории и такой период иизни своего героя, где, как в фокусе, сходятся и'отрапаются все противоречия эпохи.

Герой романа. Улугбек понимает полезность своих дел -...разви -тие науки, служение стране. В его сознании временами возникает мучительная ошибка противоречивых начал и мыслей. Но даже смер -тельная.-опасность не может заставить его изменить собственным убеждениям. Чистота его нравственного мира, верность убеждениям, стойкость характера, защита интересов страны, его хладнокровие и. уравновешенность проявляются в обстоятельствах самых экстремаль -ных. Таковы черты,..которыми наделяется Улугбек - человек, отец, ученый, наставник и правитель. .. ..

Создавая характер.Улугбека, писатель глубоко вскрывает исто-рию.-'изображаемых событий. В связи с происходящими событиями в памяти Улугбека оживают царствование его деда, . потрясателя мира .. эмира- Тимура, жизнь других царей и царевичей. Но и в ряду этих .. правителей Улугбек выглядит про священным, гуманным царем, не ща -дящим своих сил и отдающим свои знания на благо народа, страны,

науки и культуры. .............

Одной из великих исторических личностей, выведенных в рома ^ не, является ученик Улугбека и хранитель сокровищ библиотеки Али Кушчи. Духовно учитель и ученик во многом близки. Образ Али Хунт дополняет, обосновывает, оттеняет многие грани психологии Улугбека , помогает уяснению сдвигов, происходящих в глубинных недрах внутреннего мира главного героя. -

Вместе с тем сам Али Кушчи - один из главных героев, этого ... романа...Он становится главным, действующим лицом, связующим воеди-'но различные части произведения. Али Кушчи спасает доверенную ему

Улугбеком перед смертью библиотеку ценнейких канускриптов, соб -ранних на только самим Улугбеком,. но и его дедом эмиром Тимуром», Среди этих книг были и труда, написанные самим учителем. Так Али Кушчи выполняет важную историко-культурную миссию: его усилиями, сохраняется и передается-последующим поколениям духовное, -национально-культурное наследие мироЕой значшости. Али Кушчи - лич -кость великая, героическая не только как ученого, но и как гражданина, для которого личное - ничто, общее же, народное - все. Чувство..гражданственности и делает эту .фигуру великой.......

Психологический анализ исторических обстоятельств и социально-бытовых .условий, эпохи Улугбека потребовал создания множества .. персонаже!*, так или иначе связанных с судьбами главных героев романа. Писатель умеет найти -своеобразные, единственно верше подхода к раскрытию психологии времени. Это проявляется прежде всего в использовании приема антитезы в структуре романа. Так, образы.... представителей духовенства писатель дифференцирует в соответствии с их воззрениями..-Прогрессивно настроенному Шзйх-уль-исламу Еур.-хаккдцину он противопоставляет главу реакционного духовенства Ни-замиддина Хомута. Б среде высокопоставленных государственных чи -новнкков антиподами являются Бобо Хусейн, друг и соратник Улугбека, и неразборчивый в средствах, алчкый-.эмир Дяаздар. Пр^.ем антитезы ссуЕих белее полному и сложноиу психологическому раскрытию' ) противоречий исторических обстоятельств, социальных и бытовых условий реальности. .....

Антитеза помогла Адылу Якубову психологически многозначно изобразить правителей к оказала большое влияние, на художественную форму произведения. Отсюда, .к специфика композиционной структуры . романа: если в перзой части показана.трагическая смерть Улугбека, торжество злых сил, то зо второй - силы эти терпят крах.

Прием художественной антитезы позволяет писателю-.образко cono ставить...апоху Улугбека с кратковременным царствованием его сына Абдул-Латяфа, способствует художественному..воссозданию вынесенного историей справедливого приговора' отцеубийце.

Характер Абдул-Латифа рисуется не только черной краской. Иногда в его. характере .проступают сильные черты. Точно, жестко .. раскрывается, 'что..многие деформации в характере, поведении, по -ступках Абдул-Латифа есть результат влияния той темной, жестокой среды, в которой он оказался. Оппозиционное духовенство, умело

сыграв па..честолюбии, тщеславии Абдул-Латифа, использовало его в своей политической борьбе. Человек мягкий по природе, он жесток и., бо скало стен, как всякий тиран и деспот.. Его сознание из выдер -жизает навалившихся на него психологических перегрузок. В изображении полубезумного состояния Абдул-Латкфз проявляется глубокий ■ психологизм писателя, его искусство психоанализа. Он точно моти -вигует внутреннее психологическое состояние своего героя роздей -ствием внешних-.обстоятельств, самой среды. Абдул-Латкф часто впадает в соотогние галлюцинаций. Чтобы заглушить свой страх за преступление, уяас отцеубийства, он неумеренно пьет. Это приводит к расстройству его психики. ...

Раскрывая историческую психологию, тип сознания эпохи, писатель показывает не только высокопоставленное общество и духовен -ство ХУ зека, но не забывает и. о ток, что в отображении противо -речий времени примат принадлежит описанию секейпо-бытовых взаимо-отноаекий. Такие отловзния даны на примере семьи заргара (ювелира) Салахиддина. . .....

Чтобы показать различие грани внутреннего м(?ра Хуршада-гба -ну, дочери заргара Салахиддина, его слабого сына Ыухиддина, же -стокого эмира Детядара,..Каландара Карнаки, Абдул-Азиза, Абдул-Ла-тифа и друг:гс героев, писатель воссоздает множество эпизодов, помогающих понять историческую психологию, времени. Без этих эпизо -дов произведение потеряло бы свою историческую достоверность и глубину социально-психологической детерминированности.

И после смерти Улугбека идет консолидация его последователей и учеников - Мираиа Чалабяя, Мансура. Кашкя и Али Кушчи, которые олицетвориат созидательные силы эпохи. Свет разума, зажженный зе-•ликям ученым, продолжает гореть, и светить, оц не погаснет, пока живы.его ученики, его народ, принявший духовное наследие Улуг -бека. . ...... ......

Есть художественный фактор, усиливающий и углубляющий психологизм романа. Он связан с изображением трудового, народа, его..типа мышления, особенностей-сознания. Проявляется сила народа...и в столкновении полководца Тимура с мастером Тимуром. Самарканда, который наотргз отказывается делать оружие. Этот эпизод еще раз подчеркивает выдвинутую автором идею о том, что цари, полководцы приходят и уходят, а наука, искусство, непреходящие нравственные., общечеловеческие ценности как неизменное достояние народа остают-

ся. . .. . - .

Психология исторического времени проявляется и в обрисовке.. представителей народ - мастера Тимура, Калкакбека, Басканбека и др.

Во. второй глаза "Психологический анализ взаимоотношений общества и человека" исследуется сложная взаимосвязь героев романа Адыла Якубова "Совесть". Роман "Совесть" - произведение, много -плановое, связующее настоящее с прошлым и как бы высвечивающее будущее.. .. ..._'•.

- -Психологический анализ может воплощаться в портрете, диало -ге, индивидуализации речевой характеристики, во внутреннем моно -логе. Для углубления образов своих героев Адыл Якубов особенно .... удачно пользуется внутренним, монологом, но при .этом уделяет при, стальное внимание, и .психологизации портрета, индивидуализации речевой, характеристики, диалогу, .ёмкому,..острому, концентрирующему мысль,-передающему остроту борьбы различных точек зрения.

Писателя Характеризует'не то, чего .у него-в меру или мало, а именно то, чего у него больпю всего,..а иногда и в избытке. В остросюжетном, полном конфликтов, иоторическмх и драматических кол -лизий, сломанных судеб героев, сталкивающихся в идеологических схватках, романе ."Совесть" Адал Якубов щедро использует диалог*. ... Это яркие диалоги между Нормурадом Шамурадовым и его оппонентами, племянником Атакузы и Вахидом Мирабидовам; это острая, резкая, порой переходящая в рукоприкладство, полемика с его соперником в... жизни и любви Кудратходжой, репрессированным в 30fe годы, в период коллективизации и раскулачивания. ....

1 Из этого, однако, не следует, что в романе мало внимания и мало места уделяется.внутренним монологам. Отнюдь нет. Но диалог в этом нравственно-философском романе, в его изобразительной .. структуре всет-таки преобладает...Это к понятно, ведь в 20 - 30-е .. года в истории нашей страны .были годами .острой, резкой, а порой и просто озлобленной полемики, когда всякий, инакомыслящий или про -сто не участвующий активно.в этих дискуссиях считался "чуждым элементом", врагом Советов, буржуазным контрреволюционером, кулаком, врагом народа, и если не хватало доказательств-для его обви-'нения во враждебности отрою, то его просто объявляли замаскиро -вавшшс'к врагом.

В романе "Совесть".профессор Нормурад Шамурадов, a именно он

в 1930 году участвовал в раскулачивании односельчан, не единожды сходится в яростной схватке со своим идеологическим оппонентом .. "раскулаченным" Кудратходкой, который после XX съезда КПСС реабилитированным возвращается в родные места. В этих спонтанно, всез> да,..казалось, бы, неожиданно, а в. действительности закономерно и логично возникающих идеологических и нравственных полемиках Нор -мурзд Пймурадоа отстаивает свою правоту и верность содеянному в 30-е годы,.

.. Так писатель, раскрывая различные грани психологии и лично -сти своих героев, показывает сложность, неоднозначность их внут -ренней сути, где духовность борется с бездуховностью, проходя испытание на прочность с высоко поднятой совестью - диёнат..

Сложны и. трагичны отношения Латофат и Хайдара, любящих, по не иогувдк примириться друг с другом.

.. Трудные взаимоотношения складашаэтся у Атакузы не только -со свош дядей Нормурадом Шамурадовнм, но и с сыном Хзйдаром, будущей невесткой Латойат, предполагаемы.! зятем Кадыром, да и с по -кровителем и другом, будущим сватом - одним.из руководящих работников обкома партии Еекмурадом Холмурадовым. И уж совсем, не ело -жились отношения Атакузы с новым секретарем райкома партии Щуку -ровым. Все эти взаимоотношения, психологически тонко изображенные писателем, передают,ятмосферу поэседневной жизни с ее радостями и бедами, коллизиями и драками. ....

- Адыл Якубов - мастер портрета психологически точного, пла -стического, изменяющегося с возрастом, но всегда передающего не только состояние героя, нй и сложность его биографии, судьбы, подчеркивающего главное, доминанту в характере.'.

Характеры в романе "Совесть".естественные, индивидуально до^ статошга полно очерченные, со своими сильными и слабыми сторонами к только, им присущими свойствами и недостатками. Это характеры саморазвивающиеся. Разумеется, писатель управляет образами, всей композиционной и образной структурой романа, предоставляя героям и их характерам полную свободу для волеизъявления и саморазвития. Это, пожалуй, еще одна сильная психологическая сторона романа "Совесть", хотя в нем есть, как нам показалось, несколько схема -тичнне и традиционные для творчества А.цыла Якубова фигуры стари -ков-правдоискателей, образы которых очерчены поверхностно. ~

В тоотьей главе "Психология времени и процесс превращения ее

в.осудожественную правду" анализируется изображение судоб и трагедий, разных семей ь период.застоя, психология дехкан, интеллиген -ции, руководителей и т. д. В романа Мыла Якубова■"Белые, белые .. лебеди" прослеживается трансформация исторической психологии времени в художественную правду.. '

И в -эток произведении писателя непреходящие нравственные человеческие ценности выдвинуты, на первый план, /дал Якубов попы -тался вскрыть процессы, исторические, социальные, психологические, застойного времени. Он показывает, как в общественно-политичзской и культурной жизни общества укоренялась административно-командная система управления. Пышность и пустословие, беспрекословное, под -чинение и выполнение самых неразумных указаний и распоряжений, равнодушие к боли .народа и пренебрежение его нуждами становятся обычными приметами периода застоя, его сутью.

Роман психологически многослоен. Писатель, ухгяубляясь в жизнь общества, показывает негативные явления адмишетратизно-комавдной оистемы., которая, по его мнению, разрушает гуманистические нравственно-этические основы, социалистическг-о строя.

-Нравственное крушение, к которому приходят.в романе такие герои времени застоя, как Фарманов, Музаффаров и другие, доказы..-вает, что тот, кто пытается растоптать общечеловеческие этические' ценности, не может и не должен долго торжествовать...

.. В-образе...Раоула Нуридциноза писатель обобщает и в то же время ивдивидуализирует-здоровые силы общества, которые выполняют жизнеутверждающую.очищающую функцию. _'.--■

• Надо сказать, что в..таких романах узбекской литературы, ..как • "Пешие прогулки" Еауля Ми£ьХайдарова, "Тишш:а"-Саида Ахмада, и в других произведениях, появившихся позже,. негативные явления е жизни советского общества застойного периода изображены как пороки самой социалистической системы. 3 романе, же Адыяа Якубова они показаны и оценены как отклонения от. социализма. В этом, пожалуй, принципиальная разница.философско-психологических концепций рома^ на "Белые, белые лебеди" Адшга Якубова и романов Рауля Ми]>-Хайда-рова и Сайда Ахмада. ..

Адыл Якубов, воссоздавая сложную противоречивую образую структуру романа, психологическую.п композиционную, не отказывает свою,!. героям в возможности катарсиса, очищения, обновле1шя и психологического возрождения. Отсюда это тяготеше к показу нравст -

венных сил общества, народа, отсюда изображение героев, нравст -

венио сильных, нравственно очищающихся и возрождающихся. .....

Эстетически воздействуя на душ и сознание читателей, писатель- оттачивает их взгляды на.-прекрасное и безобразное, мораль -ноэ и аморальное. В этой связи привлекателен характер Айсулув, ее жизкпжый путь. Воо свою жизнь она трудилась в колхозе, ни разу не гожатовалась на судьбу, старалась хоть как-то помочь своему мужу, облегчать ему тяжелое бремя семьи, создать для него и дая семьи нормальные условия жизни. Ни от кого сна не идала благодарности, даже от мужа. И этот ее стоицизм, жертвенность обернулись, дая нее тяжелой неизлечимой болезнью. Терпение и трудолюбие, присущие узбекским seнщинамт проявляются в характере Айсулув во всей полноте и трагизме. Еа жизненный путь, социальные условия и труд типичны для каздой узбекской женщины, живущгй и работающей в кишлаке. ...

. И в личности Юорахиаа - мужа Айсулув - собрана и обобщены . такие.черты узбекских дехкан, как нравственная стойкость, кро -тость, трудолюбие, преданность своему дел1/, своемз народу. Это цельный образ дехканина, полнокровный художественный характер со всеми достоинствами и недостатками... .. ... .....

. Шорахим - человек, не изменяющий ни свою,! жизненным принципам, ни своей совести. Это проявляется и в его столкновении с директором совхоза Фатихом Музаффаровым, сыном фронтового друга Фармаповым, который требует от него любым путем сдать государству дополнительно две тонны яблок. Ко Еорахим ке идет на сделку о совестью, на очковтирательство и приписки. За честность его ли -кают додж-юсти бригадира, отбирают сад, который он посадил и где работал 5зсю жизнь, каждое дерево которого для.кего дорого и.-близко. Из-за этого сада у него не было времени обратить внимание на болезнь Айсулув. •

На протяжении всего романа Е-орахим борется с социальной не-? справедливостью, с негативными явлениями застойного периода. От-» ражая обобщенно и индивидуально в образах Шорахима, Айсулув, Ша-^ касыма трагедгзо времени, Алы Якубов особо подчеркивает нравст -венную стойксль своих героев. Так, Шорахима ке могут остановить сложности семейной жизни. Ке отступает он от своих убеждений и тогда, когда, по ложному обвинению директора совхоза Ыузаффарова и главного бухгалтера Булата, попадает в■ оюрьму.•

. Писатель создает в романе характеры со слоано" трудной судьбой. Одной кз них является Кехракисо. В этом женском образе сконцентрированы черты тех женщин, которые стремятся к руководящим должностям. Ради.этого они теряют семейное счастье, сознательно . идут на..разрушение семьи и т. д. Над судьбами героев романа дов -леет психология застойного времени,' она направляет их действия» определяет судьбу, деформирует и социально детерминирует их пси -хологию. .

.. Писатель художественными средствами, в первую очередь путем психологического анализа, рисует те узлы жизни, которые соединяют дехкан и интеллигенцию. Введенный в роман образ Расула Куриддино-ва связывает жизнь кишлака с городской ?;из5-<ыо. В этом, образе явно ощущается писательская симпатия. Через восприятие Нуриддикова.. вскрываются чувдые гуманности и элементарной разумности явления, общественной жизни..Приехавший в Мирзачуль навестить своего сы -на-студента. Улугбека, который вместе с институтом Еыехал на сбор хлопка, Нуриддинов застает.его тяжко больным. О.днако ему не раз-решет увезти сына в город, в больницу, уотя в степи, где здание больницы возведено недавно, отсутствовали элементарные., удобства .для лечения больных. Отъезд.-студентов..был категорически.запрещен высоким начальством. Это пример негативных явлений периода за - • стоя. ... .. :. .'

Осматривая территорию хозяйства вертолета вместе со.своим фронтовым другом фармановым, Расул Нуриддинов убеждается,насколько пагубной оказалась.бюрократическая система и насаждаемая ею монополия хлопчатника, превратившая республику в огромную хлопковую- плантацию, -лишившая ее лесов, садов, различных насаждений, т. е. того, чзм славилась эта земля щевде.

Образом Муза&фара фарыанова писатель показывает, насколько., развращает, калечит людей власть. Фарманов - не только порождение командно-бюрократической системы, но и зе жертва. Но Музаффар не всегда -бил таким, когда-то он был человеком порядочным и частным. Но затем встал .на-путь преуопеваяия, погони за богатством и лич-'ным благополучием, на цуть вседозволенности. Но. и ему писатель не ■ отказывает в нравственном очищении.и возрождения» .. ..

В гаоряестэе.-Ацшга Якубова выделяется принцип показа жизни -со воемм присущими ей противоречиями, во всей ее . .наготе и. же сто -кости. Этот принцип является основополагающим в изображении судеб

семей Шорахима и Фарманова, оказавшихся трагически связанными в жизни. Процесс торжества справедливости и добра в романе идет сложно, через показ трагизма судеб, смерти, катарсиса. Борьба за справедливость сопровождается новыми жертвами, пусть и малым, но

продвижением вперед.........

. Не все сюжетные линии романа удается писателю свести воеди--. но, не Бее..сюжеты п характеры прорисовать достаточно глубоко психологически, но попытка психологически аналитично и нравственно убедительно дзть систему образов в романе проведена в аспекте свойственной Адьтлу Якубову философской концепции, правда, обновленной духом перестроечного времени.

X X X

Итак, в романе .."Сокровища Улугбека" ддал Якубов использует ' аналитический принцип психологизма. Идя по пути анализа социально-психологической сути эпохи, он рисует исторические обстоите -льстза, социальные, противоречия ХУ века в зеркале переживаний героев, с богата.: использованием внутренних.монологов. Это.каса^ ется не только характера Улугбека, Али Кушчи, Абдул-Латифа, но и других, персонажей. Ноли во внутреннем, мире Мухидцина раскрываются муки ученика, предавшего своего учителя, то..у эмира Лдандара.. вскрывается сожалей® человека, предавшего великого правителя и переведшего на сторону отцеубийца и властолюбца Абдул-Латифэ. В изображении же.психологии Карнаки и Шакала дан трагизм судеб лк>-дей, не нашедших своего места в. жизни, но искавших его в.драма -тических..обстоятельствах истории.. На протяжеш'ч всего романа психологический анализ внутренних проявлений и процесса чувств и мыслей занимает ведущее место.

. В романе Адыда Якубова "Совесть" показан другой поворотный период в истории узбекского народа. Стоящий в-центре романа образ Атакузы Умарова соединяет в одно целое все эпизода, сюжетные ли -кии,- судьбы людей. В изображении глазного героя больше проявляется динамический.принцип психоанализа, но в отдельных эпизодах он. уступает место другому принципу - аналитическому, так как положение, в котором оказывается Атакузы, заставляет его переосмыслить всю свою деятельность и жизнь как руководителя и человека. Вместе

оба принципа- психологического анализа позволяет шпателю глубже, всесторонне изобразить реальности жизни, их преломление з судь -бах героев. ... . _

Атакузы - личность сложная, противоречивая. Он способен на большие деля, но вместе с тем, не брезгуя любыми средствами, допускает крупные ошибки. Писатель противопоставляет ему убежденного коммуниста, человека честного, нравственно чистого и безупречного в своих порывах, Нормурада Шамурадова. В его изображении преобладает аналитический принцип псахологиз!.".а. II это закономерно: верность убеждениям, принципиальность становятся причиной внутренних перекиваний, борений, горьких воспоминаний героя.

В-.романе "Белые, белые лебеди" объектом художественного изображения становится столкновение сути, двух разных, нравственно несовместимых периодов -..застоя и перестройки в .духовном мире ге^ роев. Герои романа - люди переходного времени, когда на смену одной опохе. идет другая, когда меняются идеология и убеждения, трансформируется сама система государственного и общественного строя. Раскрывая психологию представитегчй различных социальных. . слоев, писатель применяет своеобразный синтетический принцип психологического анализа, предполагающий в равной мере использование как аналитического, так и динамического принципов. В романе по -казана трагедия людей, отдавших .'жизнь работе, обществу. Шорахш кив своим садом. Все свои силы и время он отдает.ему. Но сад у .. него отнимают, растоптав тем самым, его убеждения, гордость и дсн-. отоияство труженика. Тут.Шорахим понимает, какое/великое качество,- внимание к человеку, к его боли и заботам, и как не хватало этого внимания его больной жена Айсулув. Сложна до глубокого трагизма, крутых психологических сдвигов и жизнь его сына Шака -сама и онохи Мехринисо.

Рассмотрев романы Адьша Якубова с точки зрения худояествен-ного психологизма, нам хотелось бы подчеркнуть особое значение .. этого художественного принципа в развитии романистики. Дсихоло -гизм,..психологический анализ является ведущим художественным ' принципом узбекской романистика. Художественное произведение ценно только тогда, когда в нем есть сильные, запоминающиеся (з добре п зле) характеры. А созда>-че характера, в произведении ли -: тара туру и искусства шююлимо без духовности, без нравственных убеждений, общечэловечзских ценностей. Это подтверждает .и твор -

.. г 21 -

чество Адала Якубова, книги которого почитаемы в народе.

- Основное.содержание диссертации отражено в следующих публикациях: -

I.. "Чистое зеркало души". Психологизм в романе А. Якубова "Сокровища Улугбека": Методическое пособие для студентов.-фшгало-гических факультетов университетов, и педагогических институтов. - Навои, 1989, 2 п. л. (на узб. яз.).

2. "Изображение души". Психологизм в романе А. Якубова "Белые,..белые лебеди": Методическое пособие для студентов.-фялологи-ческих факультетов университетов, и. педагогических институтов. -Назои,1990, 2 п. л. (на..узб, яз.). . ........

3. Яламенньй публицист. // 1улистон. - 1990. 4. - С. 13.

4. Голос чистой совести // Узбекистан адабиёти ва санъати.

1990, 15 июнь (на узб. яз.).

- 5. Как пользоваться художественной литературой // Совет мак-таби. - 1990. - й 7. - С. 34 - 35 (на узб. яз.). ...

-6. Звон тишины.// Узбекистан адабиёти ва санъчти. - 1991, 14 июнь (на узб. яз.).

Подписано в печать/^ Заказ 52 * Тнрая/^ экз.

Отпечатано на ротапринте «ЖеЩШЮ "Кибернетика" АН УзССР 700125, г.Тешкент-125, ул.Ф.Ходааева, 34