автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х годов

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Власов, Сергей Валентинович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х годов"

На правах рукописи

лг-

ВЛАСОВ Сергей Валентинович

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПРОЗЕ В.Г. РАСПУТИНА 2000-х ГОДОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 О ИЮЛ 2014

Москва 2014

005550360

005550360

Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХ-ХХ1 веков и журналистики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Научный руководитель Доктор филологических наук, профессор Газизова Амина Абдуллаевна

Официальные оппоненты: Шафранская Элеонора Федоровна, доктор филологических наук, профессор ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», институт гуманитарных наук, кафедра русской новейшей литературы и читательских практик, профессор кафедры;

Белукова Виктория Богдановна, кандидат филологических наук, доцент ГБОУ ВПО «Московский государственный областной университет», факультет русской филологии, кафедра русской литературы XX века, доцент кафедры.

Ведущая организация:

ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Защита состоится 15 сентября 2014 года в 16 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.154.15 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, ауд. 304

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 и на официальном сайте университета по адресу: www.mpgu.edu

Автореферат разослан «¿С » 2014 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Шаряфетдинов Рам иль Хайдярович

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена тем, что творческая фигура В.Г. Распутина — одна из ярких, значимых в литературном процессе последней трети XX - XXI веков. Проблемы, поднимаемые писателем, всегда остры и социально востребованы. Его творчество, став заметным явлением в 1960-е годы, получило поистине планетарный резонанс: произведения переведены на множество языков, исследованы не только отечественными филологами, но и зарубежными1: рассмотрены в аспекте рецепции другими культурами.

В литературный обиход прочно вошли понятия: «проза Распутина», «художественный мир Распутина», «манера Распутина»2, узнаваемая даже в тех случаях, когда под текстом стоит подпись нескольких десятков авторов (имеются в виду открытые письма).

Одни исследователи утверждают, что анализировать современного писателя сложно: «Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе...»3, другие настаивают, что изучать «современного писателя в определенном смысле легче, чем литератора прежних лет»4, но те и другие разгадывают феномен Распутина: «Как и почему имя писателя, до поры малоизвестного, становится символом народной совести и сознания?»5. Почти все, пишущие о нем, называют его писательский труд подвижническим, его мир — светоносным (И.П. Золотусский), самого писателя - мистическим (И.А. Дедков): «Жизнь для Распутина по сей день сохраняет некоторую таинственность, неопознанность; что-то в ней не поддается твердым логическим объяснениям»6. Таинника (С.Г. Семенова), нравственника

(А.И. Солженицын) относят к тем именам, без которых нынешнюю литературу представить «уже не можем ни мы, ни потомки»7, и признают: «Самые первые публикации позволили ему встать в строй равным среди равных, и "старшие" приняли его в этом строю с удовольствием и без оговорок»8; он «сохраняет в чистоте и святости свою душу»9.

Литературное имя В.Г. Распутин приобрел как писатель-«деревенщик». Со временем потенциальные возможности деревенской прозы были исчерпаны — об этом писатель сказал сам: «Я был "деревенщиком". Все, что могла сказать "деревенская" литература, она сказала. И "Пожаром" для себя я закончил эту тему»10. Новый вектор в его творчестве обозначила

1 См. перечень зарубежных работ: Валентин Григорьевич Распутин: Библиографический указатель: В 2 ч. / Сост. Г.Ш. Хонгордоева, Э.Д. Елизарова с участ. Л.А. Казанцевой; ред. Л.В. Войлошникова. - Иркутск: Сапронов, 2007.-С. 155-159.

2 Шапошников, В.И. Валентин Распутин. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1978. - С. 3.

3 Панкеев, И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. - М: Просвещение, 1990. - С. 5.

4 Семенова, С.Г. Валентин Распутин. - М.: Сов. Россия, 1987. - С. 5.

5 Тендитник, Н.С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества. - Иркутск: ИГУ, 1987. - С. 3.

6 Дедков, И.А. Продленный свет// Новый мир. - 1984. - № 7. - С. 251.

7 Панкеев, И.А. — Указ изд.

8 Котенко, И. Валентин Распутин: Очерк творчества. - М.: Современник, 1988. - С. 14.

9 Румянцев, А. Вечные письмена // Наш современник. — 2011. — № 3. — С. 251.

10 Распутин, В.Г. Прокляты, но не убиты / Беседу вела О. Вельдина// Юность. - 1997. -№ 3. - С. 9.

публицистика11. Выступая на VII съезде писателей России (1990), он пояснил преимущественное обращение к ней: «Страна дошла до последнего предела безумства и самоистязания, но нет, это еще не "ягодки", это пока только еще "цветочки"»12. Но уже в 1997 г. в интервью, опубликованном журналом «Юность», писатель отметил: «Мой публицистический этап, не знаю, был ли он полезен, завершился» (курсив наш. - C.B.).

Тем не менее на протяжении 2000-х годов он из публицистики не уходил, напротив, она приобрела более жесткие и конкретные и одновременно экзистенциальные и эсхатологические черты, как-то: зло, мешающее России, получает имена; требования писателя, адресованные власти, все больше походят на «железный стих, облитый горечью и злостью»; «деревенские» проблемы вырастают во вселенские — экологические; наблюдения писателя за человеком вырастают до антропологических откровений.

«Публицист ли он в том общепринятом смысле слова, которое мы привычно применяем, - задается вопросом И.А. Панкеев. - Думается, существует доминанта, в силу которой, читая наполненные конкретикой статьи В. Распутина, мы воспринимаем его все-таки как художника, прозаика. На нашем восприятии текста сказывается имя автора, и уже не только тревога и озабоченность писателя, но и остаточная боль его героев видится нам за строкою. Писательская публицистика — это все же нечто иное, хотя бы в силу своего общественного резонанса»13.

В.Г. Распутин затронул все экстремальные события первого десятилетия XXI века как в нашей стране, так и вне ее: «Дубровка», или «Норд-Ост», «11 сентября 2001 года» в США, гибель подводной лодки «Курск», катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, взрывы на военных складах в Ульяновске, гибель людей в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», дело «Pussy Riot», - а также социокультурные процессы и институты, судьбоносные для истории и культуры России: политика отечественного телевидения, писательские юбилеи (например, Леонида Леонова), институт Православия, отмена экзамена по литературе в форме сочинения в школе, введение Единого государственного экзамена по русскому языку (ЕГЭ).

В.Г. Распутин поднимает проблемы не только экологии среды обитания, но и экологии души, языка, ментальности, образования, литературы, культуры. Это круг «больных» тем, поэтому писатель вновь и вновь возвращается к ним в интервью, выступлениях, очерках, открытых письмах.

11 В научных источниках, выходивших за последние почти сорок лет, публицистика толкуется как вид литературы, «характеризующийся злободневным общественно-политическим содержанием и предназначенный для воздействия на сознание максимально широкого круга читателей» (Соболевская О.В. Публицистика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина; ИНИОН. -М.: Интелвак, 2003. - С. 837).

12 Распутин, В.Г. Россия уходит у нас из-под ног // В.Г. Распутин. В поисках берега: Повесть, очерки, статьи, выступления, эссе. — Иркутск: Сапронов, 2007. - С. 219.

13 Панкеев, И.А. Валентин Распутин. - Указ. изд. - С. 133.

Степень изученности проблемы. Исследований, посвященных изучению творчества В.Г. Распутина немало'4, однако работ, объектом которых является публицистика писателя, не так много. В диссертационных исследованиях Е.В. Петушковой «Экологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века (С. Залыгин, В. Астафьев, В. Распутин)» (2004), И.В. Ходченковой «Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина» (2006) рассматривается публицистика более раннего периода и в пределах конкретной тематики, заявленной в заглавиях диссертаций.

В 2012 году опубликована фундаментальная работа томского литературоведа П.П. Каминского - «"Время и бремя тревог": Публицистика Валентина Распутина», ей предшествовала диссертация того же автора15. П.П. Каминский пишет, что в его монографии впервые публицистика писателя представлена целостно. Он анализирует эстетические, этические, историософские, социально-нравственные принципы мировоззрения В.Г. Распутина, отразившиеся в публицистике, а поэтика публицистического дискурса интересует его фрагментарно; не охвачены последние публикации, в частности, книга диалогов «Эти двадцать убийственных лет» (2012) (привлечены к анализу тексты, датированные 2006 годом).

Новизна нашего исследования обусловлена прежде всего выбранным материалом: впервые анализируется публицистика В.Г. Распутина 2000-х годов, вплоть до последних статей, выступлений писателя, и предпринято

14 Газизова, A.A. Нравственно-философские искания современной советской прозы (Ч. Айтматов, В. Распутин) (1980); Хирш, Б. Творчество Валентина Распутина в восприятии критики СССР и ГДР (1989); Нугманова,Д.И. Воссоздание психологического своеобразия характерологии повестей В.Распутина в переводе на узбекский язык (1989); Ян, Ц. Восприятие современной советской прозы в КНР (Ч. Айтматов, В.Распутин, Ю.Бондарев) (1991); Герчиньска,Д. Восприятие творчества Василия Белова и Валентина Распутина в Польше, 60-80-е годы (1997); Бошен, М. Лексика с культурным компонентом в прозе 60-70 гг. XX в. в сопоставлении с английским и французским языками: В. Распутин, Ю. Трифонов, Д. Гранин (2002); Калимуллин, ИИ. Валентин Распутин; Художественно-творческая эволюция (2002); Ксенофонтова, М.В. Поэтика видимого и невидимого в малой прозе В.Г. Распутина (2003); Попова, И.В. Национально-поэтический контекст прозы В. Распутина 1980-1990-х годов (2003); Анохина, С.А. Концепт «развитие» в русской языковой картине мира и особенности его вербализации в творчестве В.Г. Распутина 1994-2003 гг. (2004); Гришенкова, Т.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Г. Распутина (2004); Бадрызлоеа, О.В. Восприятие творчества В. Распутина в Германии: 1970-1980 гг. (2005); Поляков, Э.Н. Субъективация авторского повествования в прозе Валентина Распутина (2005); Гапон, Е.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Г. Распутина 1990-2000-х годов (2005); Соловьева, Е.В. Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина и В. Максимова (2005); Эмирова, Г.А. Творчество В. Распутина: проблема художественно-публицистического освоения действительности (2005); Сорокина, М.А. Идеи народной педагогики в творчестве В.Г. Распутина (2006); Угловская, Г.М. Рассказ В. Распутина: Динамика жанра (2006); Игнатьева, A.B. Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина (2008); Кудинова, Л.В. Автор - текст - аудитория: проблемы диалога в публицистике (2009); Сигов, В.К. Проза В.Г. Распутина: Проблематика и поэтика (1984); Холодкова, Е.К. Концепция национального характера в прозе В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и Б.П. Екимова 1990-х - начала 2000-х гг. (2009); Барышева, O.A. Христианские и народно-поэтические мотивы в художественном мире прозы В.Г. Распутина (2010); Калинина, И.П. Русская семья и традиции национального жизнеустройства в повестях В.Г. Распутина «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана»: поэтико-философский аспект (2010); Костина, А.Г. Фольклорные элементы в лексической структуре художественных текстов Валентина Распутина: к истокам российской ментальности (2011).

15 Каминский, П.П. Публицистика В.Г. Распутина: мировоззрение и проблематика: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. — Томск, 2006.

изучение поэтики публицистического дискурса В.Г. Распутина, а также отраженной в нем мифологии обыденности.

Научное значение нашей работы состоит и в том, что она вписывается в контекст междисциплинарных исследований по истории литературы, риторике, фольклористике, мифологии и пополнит систему знаний о распутинском творчестве в смежных с литературоведением дисциплинах (лингвистический анализ текста, методика преподавания литературы в школе, риторика, история журналистики и проч.).

Материал исследования:

- публицистические произведения В.Г. Распутина 2000-х годов: «В поисках берега: Выступление при вручении премии им. А. Солженицына» (2000), «Народ он свой, а живет стороной: Выступление на VI Всемирном Русском Народном Соборе» (2001), «Остановить "реформы смерти": Обращение сорока трех» (2001), «С места вечного хранения: Об Александре Вампилове» (2002), «Тридцать лет спустя: О публицистике Александра Солженицына» (2003), «Наш Толстой: Юбилейное слово к 175-летию со дня рождения» (2003), «Байкал предо мною» (2003), «На Афоне» (2004), «Шлемоносцы: Выступление на IX Всемирном Русском Народном Соборе»

(2005), «Рядом с мастером: Предисловие к книге "Георгий Свиридов в воспоминаниях современников"» (2005), «Земля: Выступление на X Всемирном Русском Народном Соборе» (2006), «Ученье: свет и тьма: Выступление на XIV Рождественских Образовательных чтениях» (2006), «Русь сибирская, сторона байкальская: Предисловие к "Словарю говоров русских старожилов Байкальской Сибири" Г. Афанасьевой-Медведевой»

(2006), «Полная чаша злата и лиха» (2006), «Вопросы, вопросы...» (19872007), «Эти двадцать убийственных лет» (1993-2010), «Молчать не позволяет совесть: Обращение писателей и публицистов в поддержку уголовного преследования "Pussy Riot"» (2012); «Поле битвы — сердца людей» (2012); интервью;

- ряд публицистических текстов, предшествовавших 2000-м годам: «Продолжение песни следует» (1961), «В Саяны приезжают с рюкзаками» (1963), «Вверх и вниз по течению» (1972), «Быть самим собой» (1976), «Байкал, Байкал» (1982), «Слово к народу» (1991), интервью;

- художественные произведения: «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003).

Объект исследования: публицистический дискурс в художественных и нехудожественных текстах В.Г. Распутина.

Предмет исследования: поэтика публицистического дискурса В.Г. Распутина.

Цель работы — исследовать поэтику публицистического дискурса и проследить эволюционный процесс в творчестве В.Г. Распутина 2000-х годов.

Задачи исследования:

- рассмотреть публицистические жанры в прозе В.Г. Распутина: эссе, очерк, выступление, открытое письмо, интервью;

- охарактеризовать жанр прозаического диалога1б: истоки, построение, способ повествования, типологию;

- выявить русскую историко-литературную традицию, продолженную в публицистике В.Г. Распутиным;

- анализировать поэтику публицистического дискурса В.Г. Распутина: мифологию обыденности, метафорику, аксиологию фольклорной песни, стилистические фигуры сибирской лексики;

- выявить публицистический дискурс в художественных произведениях - повестях «Пожар» и «Дочь Ивана, мать Ивана»;

- показать приемы и средства репрезентации автора-повествователя в публицистике В.Г. Распутина.

Методологической основой диссертации стали историко-литературные и культурологические исследования отечественных авторов, как-то:

B.В. Виноградов, М.М. Бахтин, К.А. Богданов, С.Н. Бройтман, A.A. Газизова, И.Р. Гальперин, M.JI. Гаспаров, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунский, И.П. Ильин, Б.О. Корман, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Г.И. Мальцев, Ю.В. Манн, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Ю.Б. Орлицкий,

C.B. Перевалова, В.К. Сигов, Н.Д. Тамарченко, A.A. Тахо-Годи,

A.Л. Топорков, Ю.Н. Тынянов, В.И. Тюпа, О.М. Фрейденберг, В.Е. Хализев, Е.Г. Чернышева, Э.Ф. Шафранская, В.Б. Шкловский, М. Эпштейн; Р. Якобсон; зарубежных: Р. Барт, Л. Гольдман, Ж. Женетт, К. Клакхон, К. Леви-Строс, В. Шмид, Н. Фрай, М. Элиаде. Диссертация вписана в традицию изучения русской литературы XX века, сформированную научной школой кафедры русской литературы XX-XXI веков и журналистики филологического факультета МПГУ, в частности — изучения творчества

B.Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи17. Методы исследования, примененные в анализе и интерпретации

художественных и публицистических текстов, - структурно-типологический, семиотический, сравнительно-исторический, историко-культурный.

Перспективность исследования заключается в теоретической разработке проблемы взаимодействия художественной и публицистической речи в прозе В.Г.Распутина. Отдельные аспекты нашего исследования могут быть использованы в практике учителя-словесника, а также вузовского преподавания при изучении, во-первых, творчества В.Г. Распутина, во-вторых, - публицистики как таковой, чем обеспечивается полезность практического применения материала диссертации.

Апробация работы. По теме диссертации опубликованы три статьи в рецензируемых научных изданиях - журналах «Русская словесность» (2012), «Политическая лингвистика» (2012), «Вестник Нижегородского

16 Шкаренков, П.П. Диалог прозаический // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной, 2008. - С. 57-58.

17 Творчество В.Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи / И.Л. Бражников, A.A. Газизова, Т.А. Пономарева и др.: Коллективная монография. - М.: МПГУ, 2012.

5

университета» (2013), в сборниках научных статей и журналах: «Молодой ученый» (2010, 2011), «Современная филология» (2011), «Современная журналистика: опыт и перспективы развития» (2012), «Шешуковские чтения» (2012), «Русский язык и литература для школьников» (2013) - всего девять работ. Автором диссертации были сделаны доклады на региональных и международных конференциях в Уфе (2011), в Москве: ИГУМО и ИТ (2012), МПГУ (2012).

Материалы диссертации заслушаны и обсуждены на аспирантском объединении (19 декабря 2012 г.) и на заседании кафедры русской литературы ХХ-ХХ1 веков и журналистики Московского педагогического государственного университета (25 декабря 2013 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественным текстам В.Г.Распутина - как 2000-х годов, так и прежним - свойствен симбиоз художественного и публицистического дискурсов: анализ повестей «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана» - тому свидетельство.

2. Писатель считает, что его публицистичность рождена не «по плану», ее моделирует реальность. Среди прочих ее посылов в XXI веке - свободные, неподцензурные условия медийно-информационного пространства (по сравнению с 1960-1980-ми годами).

3. Главные вехи творческой биографии В.Г. Распутина нашли отражение в его публицистике - это является основанием для вывода о взаимодействии повествователя и биографического автора. Автор-повествователь в публицистике В.Г. Распутина не только всеведущий нарратор, но и праведник (ему дано увидеть чудо), пророк (он способен заглянуть в глубины мироздания и сделать предостережение).

4. Точка зрения аналитика — не ретранслятора событий - совпадает с личной позицией художника, что наиболее полно и выразительно демонстрирует преобладающая в публицистике В.Г. Распутина субъектная форма повествования — первое лицо множественного числа - мы\ мы — русские. Писатель говорит от имени «нашей», «своей» России.

5. Публицистический дискурс В.Г. Распутина представлен многожанровым ансамблем: это эссе, очерки, выступления, открытые письма, интервью, - где автор реализует себя в большей мере как художник, о чем говорят образность, специфика повествования, его лексическая организация.

6. Диалоги В.Г. Распутина - как жанр авторской публицистики — наследуют свойства классического прозаического диалога, что дает основание говорить об их проблемно-тематической типологии. В них представлена квинтэссенция художественной картины мира писателя: знаковые приметы и имена национальной картины мира, ее исторические и современные очертания.

7. Генезис многих выступлений писателя восходит к древнерусской традиции эпидиктического красноречия (слово, проповедь, плач, призыв), требующего особого чувства языка и знания народной речи.

Рабочая гипотеза: публицистика В.Г. Распутина 2000-х годов, при сравнении с предыдущим периодом, стала адресной и конкретной (называются имена и социальные институты, например, те, от которых зависит школьное образование); по набору поэтических средств -апокалиптичной («дом наш уже горит с четырех углов», «Гробами торчат брошенные людские жилища, в руинах лежат разграбленные фермы, гаражи и склады, поля заросли кустарником и осинником, овраги, как гигантские змеи, наползают на вековую обжить...») и «военной» («...выдержали осаду...», «тут война, самая настоящая война», «мощнейшее оружие воздействия на массы», «на последнем рубеже сопротивления»)', изменились аксиологические акценты (если в начале 1990-х Россия представлена антитезой «новая власть и народ России», то в 2000-х иначе: россияне делятся на своих и чужих, народ и население). К таким выводам мы пришли в результате филологических изысканий, проанализировав публицистический (и отчасти художественный) дискурс В.Г. Распутина в трех главах нашего диссертационного исследования, которые предваряет Введение и завершает Заключение, а также библиографический список литературы (двести сорок три наименования) - такова структура работы.

Объем диссертации — сто девяносто одна страница.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении содержится обзор литературоведческого распутиноведения, представлена степень изученности проблемы; обосновывается актуальность и научная новизна исследования, методологические подходы и методика анализа; определяются цель и задачи исследования; сформулировано научно-практическое значение работы; обозначена перспектива дальнейшего исследования; освещена апробация основных положений работы; представлена структура диссертационного исследования.

В первой главе «Повествовательный дискурс В.Г. Распутина»

публицистика рассмотрена в аспектах: русской историко-литературной традиции, мифопоэтики (этого требует образная система распутинского дискурса) и органическом синтезе с художественным повествованием.

В первом параграфе «Повествование как научная категория (о рабочих терминах данного исследования)» конкретизируется понятийный аппарат диссертации: публицистика, поэтика, повествование и его формы, дискурс -со ссылкой на классические и современные труды теоретиков отечественного и зарубежного литературоведения.

Во втором параграфе «Публицистические интенции художественного творчества В.Г. Распутина» в сопоставительном аспекте проанализированы две повести В.Г. Распутина - «Пожар» (1985) и «Дочь Ивана, мать Ивана»

7

(2003). В структуре обеих повестей содержится публицистический дискурс о злободневных проблемах социума конкретных десятилетий. Если в 1980-х «зло» было выражено социальными и нравственными категориями, то в 2000-х появляются новые акценты: зло выражено в чужаках. От «Пожара» к повести «Дочь Ивана...», а также к публицистике 2000-х годов просматривается эволюция образа зла: это другие — то есть иноплеменные, если даже и русские, то другие русские, потерявшие связь с традицией, для которых Россия не дом, а временное пристанище.

В третьем параграфе «Славянофильская журналистская традиция в публицистике В.Г. Распутина» рассмотрены следующие параллели: ключевые понятия {народ, народность, общинность) и ключевые образы славянофильства: имена поэтов — Пушкина и Тютчева; концептуальная антитеза славянофильства: Россия - Запад и др. - в публицистике XIX века (с опорой на тексты И.С. Аксакова и К.С. Аксакова) и в публицистике В.Г. Распутина, - свидетельствующие, о продолжении классической публицистической традиции, с одной стороны, с другой - о символах, культовых именах, культурных хронотопах, не потерявших актуальности в XXI веке.

В четвертом параграфе «Мифология обыденности в публицистике В.Г. Распутина» публицистические тексты писателя исследуется в контексте мифопоэтики, что позволяет выявить «художественные феномены нового времени, сориентированные на мифологический тип сознания»18. Мифология обыденности включает совокупность образов, прецедентных текстов, стереотипов, растиражированных речевых ходов, штампов речи и проч. В исследованиях по мифологии, опубликованных во второй половине XX века (К. Леви-Строс, Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, М. Элиаде и др.), помимо архаических, рассмотрены современные мифы, являющиеся составной частью дискурса обыденности. Е.М. Мелетинский называл миф одним из центральных феноменов в истории культуры и древнейшим способом осознания окружающей действительности и человеческой сущности. Для каждого времени, этноса, социума, тендера и др. характерна мифология обыденности, в ее формировании участвуют слухи, материалы теле- и радиоэфира, «желтой» прессы, популярные песни, реклама19, бытовые сюжеты, тексты, которые «ткутся-плетутся» изустно. Так, в публицистике В.Г. Распутина актуализируются мифологизированные персонажи: политики середины XX века и рубежа XX — XXI веков (Сталин; Чубайс, Березовский и др.), литературные образы, ставшие нарицательными {Митрофанушка, Смердяков — они упоминаются особенно часто), Пушкин, вошедший в русский фольклор и мифологию как культурный герой, демиург, тотем. Частотным является мифологический Запад, как враждебный и угрожающий России топос, локально олицетворенный Америкой. В творчестве

18 Чернышева, Е.Г. Мифопоэтические мотивы в русской фантастической прозе 20-40-х гг. XIX века: Автореф. дис. ...докт. филол. наук. -М., 2001. -С. 6.

19 Богданов, К.А. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. - СПБ.: Искусство-СПб., 2001. - С. 71-72.

В.Г. Распутина отражены несколько этапов истории нашей страны: советский, «перестроечный» и «постперестроечный». Мифологема раньше-теперь — одна из концептуальных для публицистики В.Г. Распутина.

Во второй главе «Особенности монологов Распутина-публициста» проанализирован жанровый ансамбль публицистики В.Г. Распутина, рассмотрены точки зрения повествователя публицистического дискурса, определены функции фольклорной песни в распутинской прозе -художественной и публицистической.

Первый параграф «Жанровые разновидности публицистики

B.Г. Распутина» состоит из четырех подразделов, в которых представлены эссе, очерки, выступления, открытые письма. В подразделе «Эссеистическое повествование» проанализировано эссе В.Г. Распутина «Байкал предо мною» (2003), в котором выявлены типы словесности — для определения особенностей повествования в публицистическом дискурсе писателя. Это синтез разных способов миропостижения: научный, философский, фольклорно-мифологический дискурс, бытовые наблюдения, художественные образы, религиозная риторика, нравоучение, лирический текст, личный дневник, авторское откровение, воспоминания, бытовая зарисовка, метафоризированное повествование, культурологический текст, нравственное наставление - или, по словам М. Эпштейна, «энергия взаимных переходов, мгновенных переключений из образного ряда в понятийный, из отвлеченного - в бытовой»20.

В подразделе «Очерки» рассмотрены тексты об озере Байкал, которые создавались в разные десятилетия, отражая перемены экологической ситуации, изменения палитры художественных средств, - «Байкал, Байкал» (1982) и «Полная чаша злата и лиха» (2006). Текст 1982 года обозначен публикаторами как рассказ, с чем мы позволили не согласиться, атрибутировав жанровую разновидность этого текста, выделив отличия очерка от других публицистических жанров. Если в тексте 2006 года в его финале, наиболее семантизированном композиционном фрагменте, звучит призыв к спасению озера, то в тексте 1982 года превалирует чувство восхищения: «...как хорошо что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и неоткрытый, непокоренный - как хорошо, что он у нас есть!»21.

В подразделе «Выступления» рассмотрена поэтика речей В.Г. Распутина 2000, 2001, 2005, 2006 годов, в которых объектом внимания писателя стали все стороны социальной и духовной жизни России. Выступление по своей органике обращено к реальным слушателям (или читателям), чтобы взбудоражить, возмутить спокойствие соотечественников. Принадлежа к эпидиктическому красноречию, выступления Распутина 2000-х годов соединяют в себе архаическую традицию древнерусских литературных и

20 Эпштеин, М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX - XX веков. - М.: Сов. писатель, 1988. -

C. 345.

21 Распутин, В.Г. Байкал, Байкал // В.Г. Распутин. Век живи - век люби: Повести, рассказы. - М.: Известия, 1985.-С. 471.

фольклорных жанров: слово, проповедь, призыв, плач, что особенно очевидно при сопоставлении их со «Словом о полку Игореве», а также с более ранними выступлениями Распутина.

В подразделе «Открытые письма» рассмотрены тексты, авторство которых принадлежит группе лиц, среди которых В.Г. Распутин. Жанр письма претерпел в словесности заметную эволюцию — от бытового артефакта до жанра литературы. По словам Ю.Н. Тынянова, письмо «поднимается в самый центр литературы»22. В конце XX и начале XXI века жанр открытого письма актуализируется: группа авторитетных лиц обращается к общественному мнению по вопросам социального, политического характера. Открытое письмо, являющееся публичной формой обвинения, защиты или ультиматума, в современной медийной практике — наиболее реальный шанс достучаться до адресата: будь то народ или власть.

Во втором параграфе «Образ автора-повествователя в публицистическом дискурсе В.Г. Распутина» рассматривается, в частности, совпадение образа повествователя и реального автора. Публицистика В.Г. Распутина содержит информацию о приватной жизни писателя: его детстве, окружении — человеческом и природном, о постигшем его семейном горе, о путешествиях — как по России, так и за ее пределами, о встречах с людьми — публичными и обычными, и много др. — эта информация убеждает читателя, что биографический автор — не ретранслятор, а именно аналитик. По классификации Г.Г. Хазагерова23 (речи консолидирующие и конфронтирующие), у В.Г. Распутина речь автора-повествователя консолидирующая, она обращена к единомышленникам. Основная ее задача — донести до своих (именно своих — значимое слово в его дискурсе) читателей тревогу о судьбе России.

В.В. Виноградов определял типы ораторской личности так: проповедник, защитник, обвинитель, политический вождь24 и др. Применив эту классификацию, мы заметили, что Распутин использует разные «сценические маски: когда речь идет о сибирской деревне, о Байкале, о русских традициях, он выступает как защитник-, когда говорит о культуре, образовании, телевидении, о современной политике, то становится обвинителем, но любая его речь неизбежно переходит в проповедь. Она насыщена риторическими тропами и фигурами (градация, плеоназм, ряды однородных членов, параллелизмы, развернутые сравнения, отрицательные сравнения с эвфемистической метафорой, ирония и сарказм, метонимия). Ей свойственно также лексико-стилевое смешение разговорного, канцелярского и делового стилей; использование лексики «военной», газетной передовицы, церковнославянской; дискурс молитвы, паремии, как традиционные, так и авторские, выполненные «размыканием клише» {ни топором не вырубить, ни музеем не поправить).

22 Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 265.

23 Хазагеров, Г.Г. «Об образех»: Иоанн, Хировоск, Трифон (к диахронии тропов и фигур в греко-славянской традиции) // Известия РАН. Сер. литературы и языка. - 1994. - Т. 53. -№ 1. - С. 66.

24 Виноградов, В.В. О теории художественной речи. - М.: Высш. школа, 1971. - С. 149-150.

10

На основе русских морфем писатель создает авторские неологизмы: мироощутителъностъ, скрад, пониз, взмыливание [мозгов], грязеполивающие, нечленоразделие, исчужена, оголожена, сворот, укорот и др. Они усиливают национальный колорит публицистического высказывания.

В ряду аксиологических доминант у В.Г. Распутина на первом месте стоят народные песни. Их он называет «душой народа», а хор имени М.Е. Пятницкого - одним из национальных достояний. Не случайно в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» народная песня стала одним из сюжетных мотивов, который рассматривается в подразделе «Фольклорная песня в системе ценностей В.Г. Распутина». Именно своей героине Тамаре Ивановне автор доверяет воспоминания о прошлой жизни, которые сопровождает народная песня «Лодочка»: «изнутри доносилась притаенного голоса почти беззвучная, баюкающая песня: должно быть, она ее когда-то слышала»25. Накануне задуманной мести обидчику дочери Тамара Ивановна вспоминает, как взрослела, как ждала любви, и готовится к своей инициации - превращению в мстителя за поруганную дочь.

Повествователь противопоставляет Тамаре Ивановне — Егорьевну: она -«челнок», по-просторечному, и зовется лишь по отчеству, а у Тамары Ивановны есть не только имя и отчество, а «удвоение имени»: дочь Ивана и мать Ивана. Тамара Ивановна знает полный текст песни «Лодочка», а Егорьевна — только отрывки народных песен. Так «занижается» персонаж -олицетворение перекати-поля, угасания традиционной культуры народной песни.

В третьей главе «Диалоги Распутина-публициста» рассмотрены генезис, содержание и поэтика диалогов писателя и журналиста B.C. Кожемяко. В четырех параграфах («Классическая традиция диалогов В.Г. Распутина», «Заголовочно-финальный комплекс в диалогах В.Г. Распутина», «Мы-повествователъ», «Диалоги В.Г. Распутина в типологическом ряду (история и современность)» - анализируется книга «Эти двадцать убийственных лет» (2012). Рассмотрены диалоги «Распутин-Кожемяко» в контексте образцов этого жанра: от Платона, Цицерона до «Разговоров с Гете» И.П. Эккермана (1836-1848; полный перевод на русский язык - 1934 г.), Густава Яноуха с Францем Кафкой (1937; перевод на русский язык - 1951 г.), Иосифа Бродского с Соломоном Волковым (1997), Умберто Эко с кардиналом Карло Мария Мартини (2004). В данном сопоставлении выявляется экзистенциально-тематическая типологии подобных разговоров/бесед с писателями. Исследователь A.A. Газизова называет следующие типологические соответствия: «родовые свойства человеческого сознания», «ибо во всех культурах мира едины понятия любви и ненависти,

25 Распутин, В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана // В.Г. Распутин. Уроки французского: Повести, рассказы. - М.: Эксмо, 2010.-С. 361-362.

добра и зла, жизни и смерти», «сходство систем художественного мышления»26.

Анализ субъектной организации книги диалогов Распутина с Кожемяко, ее заголовочно-финапьного комплекса, антитезы как композиционного приема приводит к выводу об органическом продолжении традиции интеллектуального со-беседования: во всех диалогах уникальных его участников задаются вопросы о творчестве, искусстве, о роли писателя в социуме, о театре, нравственности, религии, молодежи и по-разному звучат ответы на них. Например, на вопрос о нравственности в современном мире два удаленных друг от друга по времени и пространству писателя отвечают однозначно: «В действительности же эстетически наслаждаться бытием можно, только смиренно живя по законам нравственности»21 (Франц Кафка); «Мы с вами продолжаем оставаться неисправимыми нравственниками, что давно уже считается занудством и неприличием...»2* (Валентин Распутин).

Поэт Иосиф Бродский отвечает на вопрос о культуре: «За равнодушие к культуре общество прежде всего гражданскими свободами расплачивается. Сужение культурного кругозора — мать сужения кругозора политического. Ничто так не мостит дорогу тирании, как культурная самокастрация. Когда начинают потом рубить головы - это даже логично»29. Болью за культуру, филиппиками о небрежении культурой пронизана вся книга диалогов «Распутин-Кожемяко».

В Заключении содержатся выводы из проделанной в трех главах исследования работы. Все «внехудожественные» тексты В.Г. Распутина 2000-х годов, хотя и отталкиваются от новых фактов происходящей на глазах истории, развивают по-прежнему, как и в 1990-е годы, социальные, национальные, экологические, шире - экзистенциальные темы. Для публицистического дискурса Распутина характерны следующие свойства: это одновременно и персональный дискурс, и институциональный (с преобладанием второго); это консолидирующей дискурс; публицистика Распутина тяготеет к традиции эпидиктического красноречия; субъект повествования публицистического дискурса Распутина сродни пророку. Писатель поднялся до основ «космологии» — в «человеческом хозяйстве» ему все понятно. Возможно, прав В.Г. Распутин, отказавшись разговаривать со своим читателем «с открытым забралом». Решение об уходе из публицистики, высказанное в 1997 году, однако не осуществленное, писатель завершает следующими словами: «А в художественном слове, даже не приукрашенном, всегда можно найти слово, которое прежде называлось

26 Газизова, А.А. Обыкновенный человек в меняющемся мире: опыт типологического анализа советской философской прозы 60-80-х годов: Учеб. пособ. - М.: Прометей, 1990. - С. 6-7.

27 Кафка, Ф. Из разговоров Густава Яноуха с Францем Кафкой / Пер. Е. Кацевой // Ф. Кафка. Избранное: Сборник / Пер. с нем.; составл. Е. Кацевой; предисл. Д. Затонского. - М.: Радуга, 1989. - С. 545.

28 Распутин, В.Г. Эти двадцать убийственных лет. - М.: Эксмо, 2012. - С. 263.

29 Бродский, И., Волков, С. Диалог с Иосифом Бродским // Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе. — М.: Независимая газета, 1997.— С. 41.

вдохновенным, прибавляющим души и сердца. В России никогда не было счастливых времен, что ж, надо перемогаться и через это» 30 - таково намерение В.Г. Распутина вернуться в художественное творчество. Основные положения диссертации отражены в публикациях:

1. Власов, C.B. Публицистика Распутина: продолжение славянофильской журналистской традиции / C.B. Власов // Политическая лингвистика. — Екатеринбург, 2012. - Вып. 3 (41). - С. 138-142. (0,5 п. л.)

2. Власов, C.B. Современная публицистика: В.Г. Распутин об образовании и литературе / C.B. Власов // Русская словесность. - 2012. -№ 6. - С. 36-40. (0,4 п. л.)

3. Власов, C.B. Особенности публицистических диалогов

B.Г. Распутина / C.B. Власов // Вестник Нижегородского государственного университета. — 2013. — № 3. Ч 1. — С. 381—386. (0,6 п. л.)

4. Власов, C.B. Общее и частное в идейных принципах В.Г. Распутина. Развитие мировоззренческих основ в избранных очерках и интервью 2010-х гг. / C.B. Власов // Молодой ученый. - 2010. - № 12. - Т. 1. - С. 162-165. (0,45 п. л.).

5. Власов, C.B. Публицистика XXI века: социально-нравственные, культурные ориентиры и формы их выражения в статьях В.Г. Распутина /

C.B. Власов // Молодой ученый. - 2011. -№ 2. - Т. 1. - С. 180-182. (0,3 п. л.).

6. Власов, C.B. Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века) / C.B. Власов // Молодой ученый: Современная филология: Междунар. заоч. науч. конф. - Уфа, 2011. -С. 75-77. (0,36 п. л.).

7. Власов, C.B. Жанровое своеобразие публицистики В.Г. Распутина / C.B. Власов // Современная журналистика: опыт и перспективы развития: Матер, междунар. науч.-практ. конф. - М.: ИГУМО и ИТ, 2012. - С. 132-140. (0,6 п. л.).

8. Власов, C.B. Между искусством и идеологией: особенности художественного дискурса в публицистике В.Г.Распутина 10-х годов XXI века / C.B. Власов // Современные подходы к изучению и преподаванию русской литературы и журналистики XX - XXI веков: Материалы XVII Шешуковский чтений / Под ред. JI.A. Трубиной. — М.: МПГУ-Прометей, 2012. - С. 125-130. (0,36 п. л.)

9. Власов, C.B. Лингвистические экзерсисы В.Г. Распутина / C.B. Власов // Русский язык и литература для школьников. — 2013. - № 2. - С. 59-63. (0,3 п. л.)

30 Распутин, В.Г. Прокляты, но не убиты / Беседу вела О. Вельдина // Юность. — 1997. - № 3. - С. 9.

13

Заказ № 81-Р/06/2014 Подписано в печать 23.06.14 Тираж 100 экз. Усл. пл. 0,8

ООО "Цифровичок", г. Москва, Большой Чудов пер., д.5 тел. (495)649-83-30 www.cfr.ru ; e-mail: zakpark@cfr.ru

 

Текст диссертации на тему "Публицистический дискурс в прозе В.Г. Распутина 2000-х годов"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201460452

ВЛАСОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ПРОЗЕ В.Г. РАСПУТИНА

2000-Х ГОДОВ

Специальность 10.01.01 - русская литература

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор

Газизова A.A.

Москва — 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС

В.Г.РАСПУТИНА................................................................................................................................16

1.1. Повествование как научная категория (о рабочих терминах данного исследования)............................................................................16

1.2. Публицистические интенции художественного творчества

В.Г. Распутина........*..........................................................................................................24

1.3. Славянофильская журналистская традиция в публицистике В.Г. Распутина....................................................................................45

1.4. Мифология обыденности в публицистике В.Г. Распутина..........................................................................................................................55

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МОНОЛОГОВ РАСПУТИНА-

ПУБЛИЦИСТА....................................................................................................................................67

2.1. Жанровые разновидности публицистики В.Г. Распутина..........................................................................................................................67

2.1.1. Эссеистическое повествование......................................................68

2.1.2. Очерки..................................................................................................................76

2.1.3. Выступления....................................................................................................81

2.1.4. Открытые письма........................................................................................90

2.2. Образ автора-повествователя в публицистическом дискурсе В.Г. Распутина..................................................................................................96

2.2.1. Точка зрения....................................................................................................115

2.2.2. Фольклорная песня в системе ценностей В.Г.Распутина............................................................................................................119

ГЛАВА 3. ДИАЛОГИ РАСПУТИНА-ПУБЛИЦИСТА................................131

3.1. Классическая традиция диалогов В.Г. Распутина........................131

3.2. Заголовочно-финальный комплекс в диалогах В.Г. Распутина..........................................................................................................................143

3.3. Мы-повествователь..........................................................................................................148

3.4. Диалоги В.Г. Распутина в типологическом ряду (история

и современность)....................................................................................................................151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................167

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................................................170

1. Художественные и публицистические произведения В.Г.Распутина..........................................................................................................................170

2. Цитируемые художественные произведения других

авторов............................................................................................................................................172

3. Научные исследования, статьи, сборники, монографии..............172

4. Диссертации и авторефераты диссертаций..............................................187

5. Справочная литература......................................................................................................190

ВВЕДЕНИЕ

Творчество В.Г. Распутина, став заметным явлением уже в 1960-е гг., в XXI в. получило поистине планетарный резонанс: произведения писателя переведены на множество языков, исследованы не только отечественными филологами, но и зарубежными, рассмотрены в аспекте рецепции другими культурами1.

Еще в 1978 г. исследователь В.Н.Шапошников констатировал, что в литературный обиход прочно вошли понятия: «проза Распутина», «художественный мир Распутина», «манера Распутина» [178: 3].

За почти полувековую писательскую деятельность «манера Распутина» выросла в индивидуальный стиль, узнаваемый даже в тех случаях, когда под текстом стоит подпись нескольких десятков авторов (имеются в виду открытые письма).

В.Г. Распутин при жизни, что в литературе случается не часто, стал классиком. Одни исследователи утверждают, что анализировать современного писателя сложно: «Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе...» [133: 5], другие, напротив, пишут, что изучать «современного писателя в определенном смысле легче, чем литератора прежних лет» [147: 5]. Но те и другие задаются вопросом о феномене Распутина: «...Как и почему имя писателя, до поры малоизвестного, становится символом народной совести и сознания?» [159: 3], практически все, пишущие о В.Г.Распутине, называют его писательский труд подвижническим, самого писателя -«мистическим» («Жизнь для Распутина по сей день сохраняет некоторую таинственность, неопознанность; что-то в ней не поддается твердым логическим объяснениям» [75: 251]), «таинником» , его мир - «светоносным» [87: 36], относят его к тем несомненным именам, без которых нынешнюю литературу представить «уже не можем ни мы, ни потомки» [133: 5]; «Самые первые публикации позволили ему встать в строй равным среди равных, и "старшие"

1 Переведены на болгарский, шведский, датский, норвежский, румынский, французский, английский, немецкий, узбекский, чешский и т. д.; научные исследования: Polowy Teresa. The novellas of Valentin Rasputin. - New York, 1989; а также: [212]; [222]; [228]; [203]; [197] и др. (См. перечень зарубежных работ здесь: [229: 155-159].)

2 «..."Таинник", то есть причастник некоей тайны, ее ведатель, посвященный. Распутин - таинник этого особого чувства родины» [147: 170].

приняли его в этом строю с удовольствием и без оговорок» [103: 14]; он «сохраняет в чистоте и святости свою душу» [142: 251].

Если и встречаются критические замечания, то в работах относительно давних, 1970-1980-х гг., они относятся к ранним произведениям В.Г.Распутина, написанным в пору его журналистской деятельности. Так, В.Н. Шапошников пишет о декларативных ходах, отсутствии стиля и индивидуального слога, экзотизме и декоративности, словесных излишествах* [178: 9-10], H.H. Котенко -об «упрощенности», «построенности», «придуманности коллизий», «мелодраматизме» и «наивном философствовании» - словом, неопытности [103: 19].

Однако по выходе повести Распутина «Деньги для Марии» (1967), по словам Шапошникова, приходит творческая зрелость - все авторы очерков о жизни и творчестве В.Г. Распутина отмечают этот «эволюционно-революционный» рубеж. H.H. Котенко высказал мысль по этому поводу: для Распутина, вероятно, органичны вещи крупные, то есть не рассказы, а повести, они ему «более близки и посильны» [103: 20].

С 1980-х годов - новый виток в творческой эволюции: обращение к публицистике. «В этом есть свои закономерности; тяга к немедленному вмешательству в жизнь, в ее духовные процессы» [159: 156]. И.А. Панкеев называет В.Г. Распутина «вынужденным публицистом», но «вынужденность эта -не вымученность, а невозможность молчать, мириться, оставаться спокойным в то время, когда глаза видят, уши слышат, душа болит. ...В нем живет это желание помочь и эта вера в возможность хоть что-то изменить к лучшему своим словом» [133: 133-134].

Литературное имя В.Г. Распутин приобрел как писатель-«деревенщик». Однако потенциальные возможности деревенской прозы, возможно, себя исчерпали. Д. Самойлов записывает в дневнике 1975 г., что молодым нравятся «деревенщики», скорее потому, что они асоциальны. «Она ["деревенская проза"] вычленяет проблему, отрывает ее из общего социального контекста и рассматривает в ином контексте: моральном, в лучшем случае - национальном.

"Вычлененность" приводит почти что к "экзистенции". Но это "экзистенция" не подлинная, не задуманная... <...> Как только "деревенщики" доходят до социального, они сразу выпадают из подцензурной литературы...» [144: 92-93].

Сам В.Г. Распутин пишет: «Я был "деревенщиком". Все, что могла сказать "деревенская" литература, она сказала. И "Пожаром" для себя я закончил эту тему» [12: 9]. «Но это не так, - возражает писателю C.B. Перевалова, - и тема длится. <...> ...Широта авторского взгляда охватывает не только ''региональные" проблемы. Она вмещает в себя целый комплекс нравственно-философских вопросов, которые волнуют все наше общество, делая книги сибирского прозаика значительным явлением духовной культуры XX в.» [136: 3]. И в «споре» между Распутиным и Переваловой оказывается права исследователь: Распутин разглядел среди своего народа - и в деревне, и в городе, и «на пути между городом и деревней» - такую личность, которую A.A. Газизова назвала в своей работе о русской философской прозе 1960-1980-х гг. маргинальным человеком: исследование посвящено литературному типу «человека на обочине», тому, кто находится в «пограничном пространстве между социальными слоями», в «ситуации духовного кризиса» [201: 26], - таков, в большинстве своем, человек в прозе Распутина.

«Траектория» творческой биографии В.Г. Распутина, таким образом, пролегла от «деревенщика»1 к публицисту. А.И. Солженицын заметил, что с Распутиным в отечественную словесность последней трети XX в. пришли не «деревенщики», а «нравственники», заинтересованные в сохранении самих основ «народного мировидения» (цит. по: [135: 692-693]). «Но скажет читатель, вот вы все как сговорились, толкуете о том, что большой русский писатель ушел в публицистику, спорите о том, хорошо это или плохо, доказываете достоинства его очерков и находите в них изъяны, - однако, наверное, и сам он что-то по этому

1 О причинах появления деревенской прозы высказываются представители полярных по отношению к Распутину «лагерей»: «Деревня, - пишет Д.С. Самойлов, - истинной литературы никогда не порождала. <...> "Деревенская проза" - свидетельство того, что деревни нет» [143: 435]. Перечисляя писателей-«деревенщиков», В.Я. Курбатов пишет- «...Прежде немое авторское сословие... <. .> Всегда за это сословие отвечали на Руси совестливые ходатаи (Тургенев ли, Писемский, Терпигоров, Слепцов), но само оно только искало речи, только прозревало в себе слов о родимой земле и памяти» [108: 78], и когда все стало распадаться (в унисон Самойлову пишет Курбатов), возникла «деревенская» проза.

поводу думает?» [133: 136], - задает вопрос предполагаемым оппонентам И.А. Панкеев и приводит ответ самого писателя: «"Публицистичность в прозе не планируется. Художник пишет, идя от материала и целей, а также от степени своего страдания, любви и нетерпения к тем или иным явлениям", - и искренне удивляется: "Если публицистичности требует жизнь, что же здесь плохого?"» [133: 137].

Итак, реальная действительность моделирует преобладание в творчестве В.Г. Распутина публицистического дискурса, среди прочих причин такой метаморфозы - это иные, новые возможности, связанные со свободными, неподцензурными условиями медийно-информационного пространства (по сравнению с 1960-1980-ми гг.).

Круг тем, затронутых В.Г. Распутиным в XXI в., вышел далеко за пределы «деревенских» или «региональных» — все экстремальные события первого десятилетия XXI в. как в нашей стране, так и вне ее попали в поле обзора и аналитики писателя, как-то: «Дубровка», или «Норд-Ост», «11 сентября» в США, гибель подводной лодки «Курск», катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, взрывы на военных складах в Ульяновске, гибель людей в пермском ночном клубе «Хромая лошадь», дело «Pussy Riot», а также социокультурные процессы, судьбоносные для истории и культуры России: политика отечественного телевидения, писательские юбилеи' (например, Леонида Леонова), институт Православия, отмена экзамена по литературе в школе в форме сочинения, введение Единого государственного экзамена по русскому языку (ЕГЭ) и многое другое. «...Всякая большая, значимая или, как говорят, "больная" тема является основанием для периодически возобновляющегося дискурса (демократические преобразования, коррупция властей, языковая, культурная и национальная политика, проблемы образования и здравоохранения и т. д.)» [148: 29], и В.Г. Распутин в интервью, выступлениях, очерках, открытых письмах вновь и вновь возвращается к «больным» темам.

Еще важно зафиксировать одно наблюдение исследователей - H.H. Котенко задается вопросом: почему В.Г. Распутин часто изображает пожилых женщин - и

отвечает так: вероятно, с ними, более чем с кем-либо, связана уходящая эпоха. Другой исследователь пишет: «...Женщины, старухи, подошедшие к смертной черте. Только женщины оказываются у него [Распутина] внутри ситуации ухода в мир иной, только они углубляются в рефлексию перед загадкой перехода из жизни в смерть в точке неустойчивого равновесия между ними...» [201: 23].

Это наблюдение наводит нас на мысль, что для творчества Распутина свойственно изображать уходящую натуру, из какой бы сферы она ни была: ландшафт, деревня/село, человеческие типы, культура, мораль и проч.

Сравнивая публицистику В.Г. Распутина 2000-х годов с предыдущим периодом, выскажем в качестве рабочей гипотезы впечатление читателя: она стала адресной и конкретной; по набору поэтических средств - жесткой; в ней наметились некоторые трансформации аксиологических акцентов. Сформулировать выводы исследователя по итогам филологических изысканий мы сможем, проанализировав публицистический (и отчасти художественный) дискурс Распутина в аспекте поэтики.

Степень изученности проблемы, сформулированной в заглавии данной диссертации, такова: наше исследование почти синхронно самому материалу исследования - мы идем «по пятам» публикаций писателя, поэтому изучение материала исследования проводится впервые. Тем не менее уже опубликована фундаментальная работа _ по публицистике В.Г. Распутина томского литературоведа П.П.Каминского - «"Время и бремя тревог"1: Публицистика Валентина Распутина» (2012). Ей предшествовала диссертация того же автора -«Публицистика В.Г. Распутина: мировоззрение и проблематика» [208].

П.П. Каминский пишет, что публицистический дискурс Распутина практически не изучен, его монография впервые рассматривает публицистику писателя целостно. «В анализе поэтики и проблематики материала... предпринята попытка системной реконструкции мировоззрения писателя, факторов его формирования, этапов становления и развития» [95: 6]. Каминский исследует ментальность и

' В заглавии монографии П.П. Каминского использовано название Выступления В.Г. Распутина на VI съезде Союза писателей РСФСР - «Время и бремя тревог» (1985)

творчество Распутина в двух фазах истории: «стабильности» и «модернизации».

>

Стиль и тон, выбранный автором исследования, заметно отличает эту работу от всех предшествующих распутиноведческих исследований: беспристрастный, некомплиментарный, объективный. Каминский «не хвалит» и «не хулит», а от главы к главе комментирует эволюционный творческий путь писателя, выявляет мировоззренческие этапы (в частности, Каминский пишет: «Если в 1980-е годы устойчивость национальной души к внешним воздействиям не подвергалась сомнению... то с начала 1990-х годов происходит разочарование в нравственной устойчивости и сопротивляемости народа...» [95: 205]), в финальных частях книги обозначает кризис Распутина-литератора, распутинскую апологию СССР, его все более жесткие, непримиримые интонации. В монографии анализируются эстетические, этические, историософские, социально-нравственные принципы мировоззрения В.Г. Распутина, а собственно поэтика публицистического дискурса присутствует фрагментарно. Не охвачены последние публицистические тексты писателя, в частности, книга диалогов «Эти двадцать убийственных лет» (2012) и др. тексты (последние публикации, привлеченные к анализу, датируются 2006 г.).

Еще два современных диссертационных исследования анализируют публицистику В.Г. Распутина: И.В. Ходченкова, «Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина» (2006); Е.В. Петушкова, «Экологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века (С. Залыгин, В. Астафьев, В. Распутин)» (2004).

И.В. Ходченкова одну из задач своего исследования формулирует так: выявить черты русского характера, отраженные в публицистике и в творчестве Распутина последнего десятилетия XX в., а научная новизна работы, по мнению автора диссертации, состоит в том, что «...анализ произведений Распутина под углом зрения проблемы национального характера проводится с опорой на детальный анализ всей публицистики писателя...» [223: 6]. Обращение к публицистике Распутина ограничено первой главой - «Концепция русского характера в публицистике В.Г. Распутина», однако мы не нашли «детального анализа». Собственно, сама «концепция национального характера по Распутину» очевидна

из дискурса Распутина, автору диссертации оставалось еще раз проговорить те доминанты, которые писатель намеренно заостряет из текста в текст, это -национальность, культура, люди земли (крестьяне), деревня, национальная идея и др. Таким образом, наше исследование никак не дублирует изыскания И.В. Ходченковой.

Е.В. Петушкова посвящает анализу публицистики В.Г. Рас�