автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Публицистика Федора Абрамова

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Ажгихина, Надежда Ильинична
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Публицистика Федора Абрамова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистика Федора Абрамова"

МОСКОЮШ ЙРДЕНА ЛЕНИНА, ОРПЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРПША ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУЛАРСТВЕНННЙ УНИВЕРСИТЕТ • М.В.ЛОМОНОСОВА .

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Ка^-едра литературно-художественной критики и публицистики

" ' На правах рукописи

АШЖИНА Надежда Ильинична .

ПУШИВДСТИКА ФЕЛОРА АБРАМОВА 10.ОТ ЛО - журналистика

> А 'ВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва Iг.

Работа внполнена на кафедра литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор А.Г.Бочаров

Официальные оппонента: доктор филологических наук, ' . . профессор А.С.Карпов

кандидат Филологических ' наук Ю.М.Оклянский

Ведущея научноэ учреждение: Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена •

Защита состоится " ¿«У У!< " 1989.г', в ' час.

на заседании специализированного совета по вурналистике К.0-3.0^,39 при Московском государственном университете имД!.В.Ломоносова по алресу: Москва, К-9, проспект Каркса, 20.

С диссертацгей можно ознакомиться в библиотеке- факультета яурнаяистики .—ч

Автореферат разослан 2- ( / У^!__ 198е1 г.

Учений скесатарь специализированного совета кандидат исторических наук старший научный сотрудник

Ю.Я.Орлов

"; ; ¿ ;

,■• Художественное наследие Федора Александровича Абрамова /Т9?0-;1983/, исследовано достаточно полно. Существуют два критико-биогра-

"""'фйчвсйих очерка, десятки статей, сборник коллективных работ,^ не-р/

сколько диссертаций ', выявлены связи гтрази писателя с традициями русской и советской литературы. Проанализирована специфика абраиов-саого языка, принцип построения характеров, развитие сюжета в pova-j нах н повестях.Немало написано о месте его творчества в развитии современной прозы м деревне, в движении всей советской литературы. -В то яв в-вия публицистическое творчество Абрамова eme не при-

о/

: влекло к себе должного внимания исследователей.' 'К его статьям, очеркам, публичным выступлениям перед аудиторией.авторы обращались прежде всего как к фактам биогрз"'ическии,вторичным по отношению а прозе, на анализируя их портику и роль в движении общественной шсли трех десятилетий. И хотя многие критики и литературоведы указывали на общественный резонанс выступлений писателя в печати - тгрв i . жде acero, открытого письиа эенлякаы " Чек живем-кормимся",- мир абрамовской публицистики, его закономерности и движение оставался .практическинеивуиенным. -

Т/.Федор Александрович Абрамов//Русские советские писатели-прозаики библиогр. указатель.т.7,- М., Т97'.-с.4-^; Яемля Федора Абрамова.-П., №6) Г>ояот7сскуЯ V.П.Федор Абрамов:Личмое?ь.Книги.Судьба.-М., 1985! Туриов А.М.Федор Абрамов:Очеря.'М.,1987.

Р/!5ушуева С.И.Мотивы, образы, сюжеты древнерусской литегатуры в со») япемеиной советской проье/ на материале творчества Ф.А.Абрамова/: Дисс.канд. *илол. наун.-М., Ионова М.И.Проблема народного .

характера ь творчестве Ф.АбраиовагЛисс,,. канд. филол. наук.-М., 19Й5; КряногдапоЕй Т.В. Роль -фольклора в-современной советской прозе Яисс,.. канд. 1илол. наук.-М., Нуньес Б.Л. Русский советский

рассказ 60 -70 гг/ В.М,Шукшин, <5.А.АбрамоЕ/: Пиве... канд <*илол. наук,-М.,1986,

З/Шублицистика посвяяенн линь три статьи/Крутикова Л. "Человек стро! ит себя сам"//1едор Абрамов.О хлебе нас-гром и хлебе духовном.-М., Н^В; Кузнецов Ф. Обгс.фенность гражданской совести//£едор Абрамов, Чем ясивеи-кормимся.-V. Л >16; Сухих И. Драма. шсли//Литературное обозрений.-Т^ЯР.-47./ . ' , V. .

л

Актуальность исслецовання определяется ггоежце всего тем неуклонно возрастают®™ интересом, который испытывает современная нежная и литературно-критичрская мысль к проблемам публицистического творчества. Первые значительные работы, посвященные публицистике как самостоятельному виду творчества, появились в конце 50 х - начале 60-х годов, когда сама эпоха вызвала бурное развитие публицистических жанров, однако до самого недавнего времени исследования, как правило, опирались на творчество профессиональных журналистов, и почти не затрагивали такого своеобразного явления как " писательская публицистика".'''' В свор очередь, литературоведение, проявляющее: в гти же годы заметный интерес к документальным жанрам, также обходило, стороно" писательские выступления, посвященные современности. Меящу тем, в последние годы, отмеченные Подъемом общественного.самосознания, вовлечением в общественную кизнь самых широких слоев населения, значение публицистического слова.поднялось необычайно, публицистика явила себя передовым отрядом борьбы за обновление всей жизни страны, И важная роль.в ^той борьбе принадлежит писательским выступлениям в публицистических жанрах. ;

Актуальность исследования заключена и в пристальном внимании к творчеству Абрамова в годы перестройки..Причем не только проза, но едва ли не в большей степени именно его публицистика становится предметом обсуждения, а подчас и полемики на газетных и журнальных странигах.И.Зодотусский, Н.Иванова, Ф.Кузнецов, А.Латынина, В.Лакшин, Ал.Михаилов, И.Сухих, П.Черниченко и многие другие авторы ука-зниали на глубокое созвучие тем и ичей, самого пафоса а^рамовской публицистики сегодняшнему дню."Писатель во многом препгостиччл и готовил своим словом, поведением те перемены, которые совегщяятся

Т/Наибольшее внимание уделено ей в книге Е.Прохорова/ Прохоров Г.ГС. 1'скусстно публицистики.- М., №4.

т/

ныне в стране, в сознании людей",писала газета "Правда", предваряя публикацию из писательского архива. Пример Федора Абрамова представляется, в сегодняшней литературной и общественной ситуации нравственшм и гражданским ориентиром для современников, свидетельством личного и творческого противостоянии застойным тенденциям в литературе, в стране. За последнее время неоднократно говорилось о необходимлсти создать подлинную и полную историю после*рущевских, "застойних" десятилетий. Исследование публицистики Федора Абрамова, сопровождающей его прозу на протяжении всего творческого пути, будет способствовать созданию такой истории.

Научная новизна исследования тесно связана с его актуальности В чанной работа впервые предпринята попытка комплексного анализе мира публицистики Федора Абрамова, взаимодействия и взаимного влияния публицистики и прозы. Материалы исследования дают возможность не только сделать некоторые выводы и специфике функционирования и - действенности писательской публицистики в целом, о ее месте с лите-. ратурном процессе, но и осмыслить .динамику общественно-политических .'-стетических и Философских воззрений писателя, что таете совершается впервые. Многие иатериалн,проанализированные в работе, не становились еие предметом научного и критического анализа - в том числя публикации последних лет, материалы из государственных и личных архивов. Некоторые сведения, полученные автором диссертации в результате проделанной работа в р.Ленинграде, г.Архангельске, с.Веркола Архангельской области, попол:шот- творческую и личную биографию Ф. Абрамова. '

Цели и задачи диссертации, неотделимые от ее' актуальности и новизны, таковы:

-исследовать истоки, теш, идеи и движение- всего публицисти-

Г/Федор Абрамов.гнергня человеческого духа//Рравда.- Т^Я,- 14 *ев-

ческого наследия Федора Абрамова; выявить .взаимодействие его публицистики с прозой, уяснить принципиальные закономерности публицистической " переакцентуации1' / М.Рйхтин/

-определить место и значение деятельности Абрамова-публицис-а в движении советской журналистики 50-70-х гопог, в развитии литературного процесса этих десятилетий, а также рассмотреть алиятте писательских выступлений в периодике на формирование общественного сознания, на ход общественной мысли;

-проанализировать.рволюцию кореншх, наиболее продуктивнкх творческих открытий Абрамова-публициста, установить значение и роль его публицистического слова в современных литера-угних и общественно-политических спорах.

Кстичники исследования,В дяссертагии использованы и ттг^внап«-. :. зированы опубликованные очерки, статьи, -ося, интеррью и текс-ы публичных выступлений Ф. Абрая'ова, а такте тя законч>*<:те публицистически^ работы, которые'еще не нашли дорогу в печать.В иелвг комплексного рассмотрения публицистического яасчетич пиотеля, уяснения его гражданской и гстатической позиции потребовалось таг*е обратиться к дополнительным материалам из писательского агхивв - наброскам, зарисовкам, дневникам, переписке.Выявление взаичоаяйетвия ■ прозы и публицистики было бы невозможно без использование художественных текстов Ф.Абрамова. Диссертант останавливается так*е на наиболее острые и показательных для &похи дискуссиях в публицистике и критике, связанных с выступления*'« писателя. Примечен« и ванные самостоятельных изысканий," проиявеленннх автором в г.!'1еквр.1и'енин-граде.г.Архенгельске и с.Веркола.

Методологической основой исследования являе-ся ленинская теория отражения и марксистско-ленинская теории г-«рн*пис~ик:!,' ч -ак-

I/.Бахтин М. "птетика/словесного- ■творчества.- "

■ ■ > г

чет.- о-, рот..

> " п

же работы русских мыслителей-демократов, посвященные публицистике и публицистичности. Среди трудов советских исследователей особое

(

значение для диссертанта имеют работы Я.Лихачева, Л,Гинзбург, М.Еах-| тина, Ю.Тынянова, посвященные литературной яволюции.Лиссертант опирается также на работы современных исследователей теории журналистики -В.Здоровеги, К.СткЛляевой, Е.Прохорова, В.Ученовой, а также на исследования советских литературоведов и критиков, посвященные современному литературному процессу - Г.Келой, Л.Вильчек, И. ^ец-кова, И.Золотусского, В.Оскоцкого, П.Палиевского, А,Буркова и другго)

Практическое значение предлагаемого исследования, заключается в том, что оно цаэт возможность охватить весь мир Абрамова-публициста, выявить на его примере закономерности писательской публицис тики в целом, уяснить связи с '-похой, с литературным процессом. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении курсов по истории советской литературы послевоенного периода, курсов по истории советской журналистики, а также при разработке спецкурсов по вопросам современного литературного процесса и движения общественной мысли на Факультетах журналистики и Филологических Факультетах.Результаты., исследования позволят пополнить историю идеологической борьбы тридцатилетия, а также личную и творческую биографию Федора Абрамова.

Апробация работы прошла на заседаниях нафедры литературно- художественной критики и публициста^ Факультета журналистики УГУ. Еазоше положения диссертации нагии отражение в ряде публикаций и статей диссертанта на страницах центральной периодической печати.

Структура работ'1 включает введение, три главк и заключение, а а спэтой пубцшат'-'- к испольгованкой литературы.

Во гвеп-гнин о'юсиоьзны задачи писсертацги, сформулирована актуальность и научна.; новктяа предлагаемого исследования, указаны

отправите точки и методологические основы работы.

Первая глава , "Истоки публицистики Федора Абрамова", посвя-тека исследованию исходных точек публицистического творчества писателя. В начальном разделе главы. - анализ закономерностей публицистической " переакцентуации" в рамках одного творческого сознания, специфики ее проявлений в современном литературном процессе, в том числе мировом. Работы крупнейших советских ученых позволяют сделать вывод о том, что возрастающее значение публицистики сеяээ-но непосредственно с литературной эволюцией. "Граница между искусством и действительностью все время размываются"^, искусство как бы стремится освоит ь новые территории, включить в себя всю сложность и многообразие современности! "Период разомкнутех границ"'^, переживаемый сегодняшней литературо", вызывает к жизни произведения "пограничной полосы", сочетающие черты "литератугн традиционного ряда" и литературы,находящейся за пределами собственно искусства- Деловой, научной и т.д. Публицистическое творчество писателей возникает на этой "пограничной полосе", живущей борьбой и соотнесенностью двух.начал - художеотвенности и документальности, образа и анализа, что и определяет высокую эмоциональную напряженность публицистических текстов, в также специфику публицистическое портики.

возрастание роли публицистики в литегатурной процессе непосредственно связано с неуклонным усилением гуманистического начвла в искусстве, а также с усилением момента авторской рефлексии в ми-

I/Лихачев Д.С. Избранные работы: В 3-х т.т.З,- Л., IP37.-c.-W .?/ Гинзбург Л,Я. О литературном герое.- Л., Т^.-с. 6.

ровои литературном процессе, возрастанием аналитического начала.^ Публицистическая "переакцентуация" в творческом мире писателя помимо обращения к ''классическим" жанрам статьи, очерка, открытого письма проявляется также в публицистичности самих художественных произведений, причем в рагаах одного произведения нередко публицистичность сочетается с использованием -лементо'в "вторичной условности"- микологическими образами, притчей, Фантасмагорией, гротеском.Все это присутствует и в художественном творчестве Федора Абрамова, в котором гражданские идеи писателя получили своеобразное развитие и продолжение./Голее других отмечет' ггубли-■ мистичностью роман"Дом", повесть " Поездка в прошлое", рассказы 60-70-х годов/. Публицистичность дает о себе знать в наследии Абрамова многообразно! обилием авторских публицистических отступлений, включением документальных материалов/ писем, газетных сообщений и сводок и т.д./.интерпретацией/ обычно устакк кого-либо из героев/ теч или иных мероприятий и решений;проявилась публицистичность в стремлении создавать собственные, самостоятельные концепции исторического развития северного села и всей страна.

. Обращению, риса'геля к жанрам публицистики, публицистичности звучания художественных текстов способствовали не только общие закономерности литературного процесса, но и те события и потрясения, которые переживала страна в середине 60-х годов - в ту пору, когда начинался творческий путь Федора Абрамова.Второй раздел главы посвящен анализу литературной и общественной ситуации середтш 50-х.

Первое серьезное публицистическое выступление * .Абр*?/ова, статья "Люди колхозной деревни в послевоенной прозе", продолжало линию, начатую В.ОЕечкинам и первыми его последователями- В.Тен-

!/ см. Лихлчеь П.С. Тем же,- с. 4Н,4Т'">.

яряковым, Г.Троепольским - кстати, так же, как и В.Овечкин, авторами "Нобого мира". " Я - из того самого гнезда, из "Нового мира" А.Т.Твардовского"^,- говорил о себе писатель, подчеркивая исключительное значение сотрудничества с журналом в собственном духов ном и творческом становлении.

Кдва ли не ведущую роль в те годи играли на страница'' "Нового мира" публицистические выступления. Именно они втчваля споры, именно вокруг них развернулась " проработочная" кампания весной и летом 19Г4 года, приведшая к принятию резолюции Президиума Союза советских писателей "Об ошибках журнала новый мир". Объектом критики в резолюции стали статьи В.Померанцева " Об искренности в литературе",. М.Лившица " дневник Г/ари-тты ''[апшян", М,Щеглова " Русский лес" Леонида Леонова" и Ф.Абрамова "Люди колхозной деревни в послевоенной прозе". Так первый серьезный шаг в литературе стал одновременно и боевым крещением, которое Абрамов вйдержал с честью, не выступая с покаянными речами у не откалываясь от собственного мнения.

Статьч представляет интерес не только как первое проияввдениг начинающего автора, вызвавшее широкий общественный резонанс; в неР заявлены основные опорные точки взей будучей публицистики ш> сатсля, с'ормулированы основные -стетичесдие и -тическиэ принципы, когорт» Абрамов следовал на протяжении поеледуюцего пути.Есть все основания считать статья своеобразнш манифестом литератора-новобранца, вступающего в профессию на переломном -папе *иячи общества.

"Лмди колхозной деревни..." неправ пена не только протки rws-ииотов- "дакирош(иков",- но и против бездушного епшеииг к сеть*

Т/"Главное условно kckvccbo- поавда.-Яапксь »jc-vnnmwp . мов8 на творческом вечаре в Ц*Л'коч'гя уг>л г, с»»»-«»-«» Килогнм.

очдИ'гач "Новый »'»то".?еэ?я*!'1ия «-»»«г

ру.с тдаатогеЯ/Улкт. гчз. - Т3-

• 9

скому труженику со стороны административно-командной системы,

против волюнтаризма в руководстве деревней,Концептуальный характер статьи - черта, роднящая ее со всеми поздними публицистическими работами 5.Абрамова, так же как четкость аргументации, ироничность в авторской интонации. По художественным достоинствам -та статья уступает более поздним; уступает она по совершенству формы и статьям М.Швглова, В.Померанцева. Но ее публицистический накал, яростное стремление к восстановлению справедливости, исправлению прошлых ошибок трогают читателя и сегодня. Сопоставление текста статьи с многочисленными дневниковыми ¡»апиетт и набросками / подобно своему кумиру Льву "одетому, т-са^е^ь с ЮЗТ года регулярно врл дневник/ позволяет сделать вывод о том, что работа " Люди колхозной деревни..." явидэсь -тапноЛ,-обозначила важный рубеж в преодолении писателем своих собственных зай/г/жце-ний и иллюзий периода культа личности, начало собственного пути ■ постижения правды. Статья показательна и тем, что для автора жизнь страны неделима:неразркЕШ жизнь дерев™ и жизнь интеллигенции,- , равноценны, равно зависимы от ?похи.^'

Третий исток публицистики писателя, отраженный в яаклпчитель-

1

ном разделе главы,- личный опыт Абрамова. Судьба его по многом > была характерной для всего поколения: младший сын в бетной крестьянской семье, первый из всего сала- студент Ленинградского уни-

1/"Я на хочу цля своей страш н:тгакой пгуго'- ндаси,кгпме свете» кой власти,- заносит Абрамов в дневник в' Т1Р4 году, в'тот период, когда завершалась работа над статьей,- вне ее для меня н°т п!яни. Я за нее воевал на Фронте, умирал с го иоду. Но л хочу, V

нас меньше было оаибок и произвола.Я хочу', чтобы русский ?л>»йк жил лучше. Я хочу большой советской литератур«"/ Архш» , А'. Абрамова. Писька/ Г тому кредо писателя и гся»лвнинз он рсипа-мя' веген всю жизнь.

верситета. Характерны были и испытания, выпавшие на его долю: Тронт с первых же дней войны, два ранения, блокадный госпиталь, работа в тылу, послевоенная учеба в период проработочных" кампаний.О значении биографического начала в своем творчестве Абрамов неоднократно говорил и писал; повлияла биография и на характер публицистических работ. На основании дневниковых записей, бесед, проведенных диссертантом с людьми, близкими писателю в разные годы жизни, можно предположить, что на становлении публи цистики Абрамова в первую очередь оказали влияние те исторические и социальные драмы, которые ему довелось видеть и пережить.

В детстве писателю суждено было на собственном опыте столкнуться с "перегибами" коллективизации.В рассказе "Слон голубоглазый", в интервью, на встречах с читателями писатель вспоминал ти годы, когда " во имя интересов трудящихся".нередко притеснялись добросовестные труженики и их семьи.Проблема коллективизации занимает внимание прозаика: в рассказах " ССР", "1ела российская", повестях "Деревянные кони", "Поездка в простое", романе "Пуи-пе-репутья", цикле миниатюр " сыли-небыли" писатель возвращается к драме " раскрестьянивания", пытается понять суть происходившего, истоки трагических последствий "великого перело^'а". Звучит, ^та тема и в очерке "Вокруг да около", в публикациях новгородского цикла - очерках " "От этих весей Русь пошла", "Пашня живая и мертвая".

Величайшим событием для писателя стала Великая Отечественна; зойна.Гиб-ель товарищей / "самых лучпих и способных"/, блокадный Ленинград, голодная и обеэмужичевшая деревня, тянутая на своих плечах *ронт - и наряду с величие и стойкость духа, примеры подлинного братства и человеческой высоты так вспомкнял Абрамов войну»

и

Вторая глава ("Современная деревня в публицистике Абрамова", рассматривает движение публицистики писателя в контексте очерково.1 литературы о селе в 50-80-е годы, анализирует особенности его публицистической поэтики.

В силу сложившихся социально-исторических причин деревенские проблемы в послевоенный период становятся передним краем идеологических споров,Наступление на крепкое здание ацминистратив-1 но-копандной системы начали именно публицисты-деревегацики: В.Овв-' ' чкин, В.Тендряков, Р.Троепольский,А.Калинин, МЛестев, С'.^алнгин,; , П.Ребрин, Л.Иванов, В.Можаев.,.Публицисты "овечкинского почина" :принципиально отличались от авторов очегвок о селе предшествующих

лет- таких, как Г.Николаева или И.Рябов: они стремились начксо:-' -.вать и осмыслить подлинную картину современной деревни, пытались

найти выход из тяжелого положения в сельском хозяйстве. Публииис-' ты торили новый путь, осваивали новые территории, и'отрабатывали новую позтику. Господствующее положение в ;>тот период занял беллетризированный очерк - очерк с элементами вымысла и большим количества« "гздожественннх деталей, скорее рисующий обобиенную картину, чем анализирующий конкретный случай.Авторы широко исполИ зовали открытия'В.Овечкина, в частности, впервые сформулированная им в "Ра^онннх буднях" проблема " заколдованного круга" обрела со временем метафорическое звучание, стала подлинным знаком зпохи, обозначил взаимоотношения сельского производства, всей деревенской 'жизни с административно-командно;1 системой управления' ■■ "Раскоддовать" круг вслед за героем "Районных будней" Уартнновчм стремились герои последующих очерков о деревне.й пути выгода из сложившегося положения характеризуют не только автороп, но и протияоречкя г.похи в целом.

В.Овечкин, как то';но отметила Л.пильчек^, предлагал решение,

М Вкльчек ЯЛ. Рчлевтин Овечкик.- М.,

не лишенное утопических представлений о могуществе самой власти: предлагал укомплектовать руководящие кадры снизу доверху "рыцарями идеи",подобными Мартынову,- в чем отразилось мироопсутце-ние современника, не отрешившегося еще вполне от иллпзи*. периода культа личности.Уже В.Тендряков и Г.Троепольский не высказывают абсолютной уверенности во всемогуществе руководства, а' ■Т\ Абрамов в "Людях колхозной деревни..." пошел ешр дальше: впервые сказал не об отдельных руководителях в отдельных случаях, а по сути подверг сомнению всю сугцествуэдую систему взаимоотношений руководства и труженика.Идея лишь заявлена, еще не получила такого развития, как в Последухиие годы у Абрамова, но в ситуации 1954 года была серьезным шагом вперед.Обоснованию ■• того тезиса посвящен первый раздел главы. . •

Во втором разделе содержится анализ одного из самых •интересных публицистических произведений писателя - очерка "Вокруг да около".Очерк не только ознаменовал вступление писателя в пору гражданской и творческой зрелости, ко и стал рубежом в истории послевоенной очеокистики.Со всей определенность*! иожно утверждать, что "Вокруг да около" завершил десятилетний период господства беллетриэированного очерка. Художественная ткань "Вокруг да около" включает в себя наряду с тпэдиг;"оннг>-пу"!лм№с тическши элементами - принципом.построения сэтета и характера, отбора деталей и т.д. - глементы, присудив исключительно прозе, в частности, специфическую " закрытую" авторскую позицию, что дало некоторым исследователям повод рассматривать "Вокруг да около" как повесть/ подчеркнем: и по целям, и по структупе, к по стилевым особенностям произведение принадлежи? всецело публицистике /.

"Вокруг д-э около" повгз?о1"*л почву для окончательного тчдзде-

лети современной литературы о деревне на дпа потока: пгозу, тяготеющую к Философской проблематике, и деловуо, насыщенную ци'рауи и пактам публицистику.

Очерк отмечен масштабностью обобщений - здесь по-новону осмысляется корневая •"ормула деревенско» очеркистики- "заколдованный круг", наполняется более глубокш содержанием. "Вокруг да около" . показывает многообразное давление "заколдованного круга" внеэкономического хозяйствования на все стороны жизни: производственную, социальную нравственную. Писатель первым сказал о необходимости личной заинтересованности крестьянина как об основе рационального хозяйствования.Все :?то делает очерк созвучным нашим сегодняшним устремлениям и открытиям, равно как и щ'-'з - прославление человеческого мужества и гра*чянской активности,пробудить которые писатель стремился всю жизнь.

"Вокруг да около" вызвал резкую "проработку" в печати, в том числе - выступления хозяйственников и партийных руководителей, обвинявших автора в клевете на социализм, организованные письма трзгдящихся и даже послание за подписью земляков-»одно-сельчан.^В течение нескольких лет двери редакций и издательств для Федора Абрамова были закрыты. Лишь в 1969 году в печати появился первый положительный отклик на "Вокруг да около", а в последующие годы очерк был признан одним из лучших образцов жанра.

Третий раздел главы посвяцен проблемам современного седа в поздней публицистике писателя.В центре витания диссегтд«та находятся очерки новгородского никла - "Пагсня »грая и мертвая", "От '-тих весей тусь пошла",' "На ниве духовной", а тэк*в ояге»»-

I/ Как удалось вкяснить автог-у диссертации, письмо " К по-вель гас, земляк?"/ появглось" в "Правде Севера" то У-ГЛП било "оггэяиэовано" местдаи суковоястрок.Олнооеяумн» "гсятр?» Е.плопоЬя, Л.Нлопова, А.Постникова,одно аги-'е" -.А"^'«« гасскз-

аэли о "добг.оЕольно-т-'7П'дительном способе Щ^ДЗИ' ■Р'+УЛЬ:*

ро сбРачвя- и сбоге подписей.- Из бесед с .......................

б'рр "" Постниковой и чгт'И'т ••■ителя"у. с.Ь9«ко*п.

тое письмо землякам " Чем живем-кормимся". Проблемы русского Нечерноземья,обострившиеся в конце 70 - х - начале ВО-х годов, волновали Абрамова неотступно: впервые ок сказал о них еще в 1971 году на заседания Совета по критике, настоятельно связывая заботы писателей-деревенциков с современной ситуации на селе, ■^та тема прозвучала и в выступлении на У1 съезде писателей в 1976 году, присутствовала в многочисленных интервью периодическим изданиям.Замечаний, наблюдений и соображения, связанных с жизнью современного села,немало в записных книжках и рабочих тетрадях писатели, в миниатюрах цикла " Рыли-небыли", многие из которые представляют собой размышления чисто публицистического характера,Анализ всего отого многообразного материала, сопоставление его в проблемами и оценкой состояния современного пела в прозе писателя - прежде всего в романах " Пути-перепутья" и "Ром", повестях " Педагея", "Алька", "Мамониха"- позволяет сделать некоторые выводы относительно "аграрной программы" писателя, а также о система его социально- экономических воззрений в целом. *

Подобно многим писателям- "деревенщикам"Абрамов выступал в своих.произведениях на стороне труженика, тяготящегося чрезмерным государственным и ведомственным давлением.Причина неудач в седьском хозяйстве ему , как и В.Распутину, В.Астафьеву, В.Белову,К.Можаеву, вндилась в административном гнете, : излишней централизации, подавлении личной и коллективно'' инициативы тружеников.Раскрепрщение инициативы, введение экономических рычагов представлялось Абрамову основой возрождения русского поля, возрождения Нечерноземья.В этом Абрамов близок'таким очеркистам -аграрникам, как Ю.Черннченко,А.Стреляный, Л.Иванов в те же годы ратовавших за решительные перемены.так,- в

очерке "Пашня живая и мерт'вая" отчетливо звучит кнель о продуктивности арендных отноиени') и симпатиях самих тружеников к такоС ^орме работы, рассказано о положительном опыте коопела^мвтт земледельческих товариществ времен нэпа. В очерке " От "-тих весей ^сь пошла" доказывается, что рост, производственна результатов зависит от комплексной организации всей сельской жизни, г-'р пора дать простор личной инициативе самих сельчан. Не опубликованный при жизни автора очерк " На ниве духовной" посвящен бедственному положению культурной с^еры в Нечерноземье, увязывает проблемы производства и социальной жизни с жизнью духовной. Близость новгородского цикла как к " профессиональной", так и, к "писательской" публицистике о современном селе сказывается и на ур«вне портики: подобно " деловым" очеркам, абрамовские гто- ! извещения насыщены сводками и конкретшки соо*щеттми, "тпг ир'-ю'.' Сам <%кт здесь приобретает эстетическую значимость, работает на создание целостного образа явления, не принимая ничего ка веру без тщательной проверки. Сходство с публигистами-профессионалами и в постоянном обращении к истории страны, к истокам отечественной сельскохозяйственной нзуки, общественной мысли. Глеб Успенский и Рнгельгардт, Лев Толстой и хозяйственники- экспериментаторы начала века становятся такими ке полноправным! героями очерков, как председатель современного колхоза, сельская учительница и механизатор.Сродни "деловой" публицистике наступательность очерков, нетерпимость к, взгляду на Нечерноземье сквозь "розовые очки". В то же время очевидно связь цтгкла и с писательскими выступлениями о деревне - прежде всего присутствием лирического начала, енновким отношением к «»емче, .г'«,,,и' ми воспоминаниями о детстве, повшгеннвм внчуэ ""«;>.; к нр9ВС!Р(т- , Н014Г аспекту описываемого. Впрочем, временами -тя -йа рз"-чяа ' - собственно публицистическое «"лирическое"- не "'пчюг ка ст—>-

ницах очерков в противоречие, притупляют публицистический ->ф-+ект, затормаживают действие. ('Ставший заметным явлением в сельской очеркистике, новгородский цикл можно рассматривать как подступ Абрамова к собственному, лично еуу присущему, жанру, как поиск собственной публицистической интонации.

Такая интонация была найдена им в открытом письме землякам "Чем живем-кормимся". Жанр открытого письма, публичного обращения к читателю не был широко распространен в предыдущее десятилетие. Он восходит к жанрам ораторской речи, тесно связан с "проповеднической", учительной традицией отечественной литературы.К "Чем живем-кормимся" '^едор Абрамов пришел не случайно: именно такая <орш оказалась созвучна его дарованию, в котором художник и аналитик соединились с трибуном и борцом.Открытое письмо землякам развивает идею, присутствующую в творчестве писателя с.самых первых произведений: необходимо сознательное участие земледельцев в истории, пробуждение у них гражданских. : чувств и порывов. ',/-

В публицистике 70-х - начала ЙО-х годов письмо землякам стоит особняком. Прежде всего оттого, что обт-бктом критики писателя стала не только административно-командная.система хозяйствования. "Почему чахнет общественное хозяйство в ВерколР9- вв-ггрошает Абрамов,- С кого спрос в первую очередь" С руководства совхоза, с райкома партии, это азбучная истина...Ну, а иы сами, дорогие земляка?"^ Одним из первых в ->ти годы, опережая время, писатель возвысил голос против равнодушия и пассирности народной, .-того, как он говорил, '"национального/бедствия". .

1 /.Абрамов о,А. Чек гагеем-кормгося,- Д., 10??;,- с.90 .' ' ;*

В стилевом отношении "Чем живем-кормимся" так*е внлеляе-?-ся на .^оне публицистики десятилетия. Но сравнению с броской, отточенной фразой "деловой" публицистики, «»ористячеек^-пага-доксаотными выводами ее, по сгявчениг с по~тическю< сроем писательских очереов и статей о селе, отнгктое письмо отличается " нелитературностью", подчеркнутой простотой, нсюдьпо-ванием газетных стандартов. ?то связано в первую очехедь с его ориектапкю на устную речь, на звучащее в счмиг даасокт-слоях населения слово. Поэтому и в портике самого Абрамова "Чем живем-кормимся" близко не к"белл9трия«рованноиу" язчку "Вокруг да около"" и но к аналитическому, интеллектуальному слову очерка" Палня чивая и мертвая", я скорее к выступлению Ан*ясы Мининой на собрании в романе " Егатья и сестры", к разговору Подрезова и Дукачтчч в 'романе " Пути-пегяпу-ь.о^где главное - не словесная вязь, но смысл .и боль, потпдо» йяятому. Нарочитая " разговорность" письма отражает сорге"ргн'->° с»с-?я-®е внрого языка, в котором сочетаются и кпкян», '< пгч -

стопечие, и меткое, остоое сдобно. Обгащчо- не с«<я. и близость открытого письма к стилистике ■■ тта*есу собс-ре^нчх выступлений Абрамога перед ауди-орчей.

"Чем живем-кормтюя" отличается ге *е концептуэдмг'.'м «ч-рактерои, что и воя а^рамоескяя пуглиигстика. "Молвилась на Пикегв, о-эзВ9Лось по по»'* с траке", I' замечал писатель, ечя Г9.ди!.1"ю ча пу^лткаи^ю пяс*>«ч в кентряльисП почти. ' то "'ТМ сарярвчлипчч слова: публчкаггч стала со«'*!«г. в

р»!!но^ т:»?ни. ввовэла сп"?гч. ПЧЯ9 к^гог"х не >: по

ТР.

льному и русского всему " буржуазному".^ Литература Фактически станонилаеь аргументом в споре; показательно, что и произведения Абрамова получали весьма своеобразную трактовку в зависимости от намерений интерпретатора.Журнальная полемика обнажила существенное явление общественной жизни - борение двух тенденций в культуре страны: тенденции " замены", жаждушей

и и ?/

полного ооновления, и тенденции исправления ', то есть частичной реконструкции культурного целого.К.Ггоров указывал на глубокие корни такого рода боренич в русской истории, и на то, что исторически полем борьбы нередко становилось именйо обсуждение проблеш национального,

Взгляды Федора Абрамова по данному вопросу отличались своеобразием. Признавая, что многое в жизни каждого народа и страны определяется особенностями национального характера, писатель полагал национальное категорией не философской и эста-т.'.ческой, но вполне исторически обусловленной; национальное для него было частью народного, национальный характер продета-'" вал народным характером, сотканным из противоречий. \!ысль о противоречивости, "антиномичности" народного'характера присутствует ь прозе и публицистике разных лет, заявлена в интервью , и ньброснах из рабочих тетрадей. Она роднит Абрамова с такими кнеяителяки прошлого,-как П.Я.Чаадаев и многократно цитируемый II. ".Салтыков-Шадрин.

"1ема личной ответственности каждого гражданина за происходящее в стране - коренная в абрамовской публицистике. Она проанализирована во втоуом разделе главы.-Здесь следует сказать

i/Особо показательна в зтом смысле дискуссия о творчестве ранни? ■-■л'и'яио.гитх в "Вопросах литературы"/ F6°, 5-ТТ/, а также no.nev.Kita ТПГуМ^О гг, в ко.топой приняли участие "Молодая гг-эр-г.:я","'ность", "Невый мир", "Октябрь"Д-олга">"Литег-ату-.-пя t';v:f . газ ■эта".

;./. !'1'0; .01! ':">.'. :'дар[г:0'тильство, оппйшпг'чстро я культурология// j-4-im к пвпк'/кй 1'у,- т'"'73. №п . ?0я. - с,

п

сей день.Можно с уверенностью сказать, что открытое письмо земляка!', ставшее как бы публицистическим завещанием писателя, торило общественному мнению порогу к сегоянялтчиу временам.

Третья глава, "Руховное обновление общества в т^лтн'стк-кэ 'f.Абрамова", содержит анализ нравстве!'Но-*нлосо,тск,''у и эстетических взглядов писателя. То нечавнего вгвмени возчренкя Абрамова-мыслителя во всей своей полноте не привлекали внимания исследователей." Между тем, публицистика Абрамова. а такте увидевЕие свет в последние годы дневниковые записи и миниатюры цикла "Вии-небыли" дают интересный материал для анализа, являл собой законченную картину мироозунения самостоятельного художника- мыслителя. Кз будучи -'илосо'ом в стогом смысче,

воздать

^едор Абрамов напряженно стремился собственную целостную котг-цепцию жизни страны.

В первом разделе рассматривается проблема народного характера в публицистике Абрамова. Споры о народном характере, о национальных особенностях и их значении в развитии охотна приобрели в 60-е - 70-е годы необычайную остроту, сгон своего рода знаком времени. Зтой проблеме бнли посвящены мко"оч/:с-ленные научные работы, коллективные сборники, критические статьи. Г/В многочисленных журнальных дискуссиях то? пори обозначились два основных направления: первое вело споря*«* с глу-'и-ны истории отечественной *илосо*скоа шсли, проецируя яа меннне диалоги споры западников и славянофилов; второе rrnwmr* повышенная политизация, противопоставление мдгонммю'п

I/ Библиогга; :*я вопроса постаточно полно rmencww» гч'Ьтгр

А.Погавтаек>й' Псчатаева A.B. К пгоблр"^ нпг-окч-•■ ■¡к -^-р9 в coFPf'MHo' -спвсско- пгозе: Писс... кэчг, -юл. •■»•»•т.-

•т тост

го.

о том значении, которое писатель придавал субъективному фактору ь истории - воле и выбору человека. "С давних пор существуют два способа перестройки и улучшения жизни: путь социальных ре-'орм и путь нравственного самовоспитания, самоусовершенствования, которое так усиленно и страстно проповедовал Лев Толстой...Исторический опыт показал, что одними социальными средствами невозможно обновить жизнь...Нужен одновременно второй способ"^- в птих словах кредо позднего Абрамова, которому он следогал твердо, стремясь всеми силами своего таланта и темперамента активизировать тягу к самоусовершенствованию, разбудить совесть, стремление к лучшему. Выступления в телестудиях, слова б дни юбилея, интервью, речи на писательских съездах содержат эти идеи. Показательно, что мысль о необходимости самовоспитания соединилась в миро упущении писателя с интересом к толстовской теории " малых дел". В последние года исследователи и критики отмечают близость многих идей толстовской публицистики современности - убеждения Толстого- миротворца, защитника, гуманизма и человеческой жизни, сторонника разумюго урегулирования всевозможных конфликтов. Абрамов был оцним из первых, кто понял это и стремился сделать кх достоя- . нием самых широких слоев. .

Важную роль в активизации субъективного фактора признавал писатель за личными качествами человека, за тайными свойствами самой человеческой природы. Выявить силы, питающие личность,-е том виделась ему одна из важнейших задач зпохи. "

Третий раздел главы обращен к литературной Фкурналиеткне

I/ Чем живем-кормимся.- с. 4^1

Л.

Абрамова, представляющей со*ой спеця^чгоеекуп часть тгИлиниоту-ческого наследия писателя. Показательно, ч^о проблемы жизни и пробдрмгг литературы были длч Абр%мо!>а на прпт<г»г»1'и все» лрт кеотрывнУ друг от'друге, разговор о книге или о писательском труде неизбежно превращался в разговор о шсу-дных проблемах времени.Критика Абрамова представлена аналитический статьями, г ссе, рецензиями,литературной портретами, выступления'«и на "круглых столах". Дополняют представление об гстетических пристрастиях Абрамова интервью и ответы на вопросы во вре;,е» ен-ступлёни'з. Основными позициям Абрч^'г?'п- критика являлись: последовательный реализм и полная гокренноотъ хусттжа;сво-бода критического взгляда худогтптаа на действительность и невмешательство административна инстяпци" р творчеств дела; Терпимость к творческому инакомыслие; сгре-ление скопов понять 1 чужую .патетику, че- отвергнуть,- и вместе е трч нетерпимость к Фальши я * лакировке", литературному угодничеству.

В заключении характеризуется напрчвлэнность я современное прочтете посмертна* публикаций Федора Абратоза, дчня оценка значения абрамовского публицистического наследия в современной ситуации - в том числе публицистического звучания его прозы.

Его произведения, исполненные гг'блицис-ичесяого пафоса, участвуют в современной литературной жизни, помогая нам лучиэ осознать не только пго'плоэ, но и более ответственно попугать О «у нуда/. В диссертации охарактеризовав дискуссии, ерч^ан-те с поселением алраморского пу^лимстрт'еевого насле^т в наши дни. Г1убли'г"ст!'ня 'едоря Абрамова пгополччт жить, ?->ре-" к грйжпанской активности.

Основные положения диссертации осБещены в следующих публикациях автора:

I. Федор Абрамов и его аеиляки// Литературная газета.- Т988, 7 ноября,- 0,8 II. л.

?,Абрамовский угор// Собеседник.-1938.-9 ноября,- 0,5 п.л.

3. Куда звал земляк// Литературное обозрение,- 7988,-К" 12,0,5 п.Л.

4. Феноыэн Абрамова//Русский язык за рубежом.-1989 -Т пл 5.11ротивостояние//0ктябрь,-1939 9,- 0,9 п. л. .

По теме диссертации подготовлены также следующие публикации: I. "Писательство влекло меня с детства"// Журналист.-Т989 КЗ / первая публикация неизвестной встречи писателя с-ленинградскими журналистами, коммантарий и 'вступительное слово/- I п.л.

?.Беркола просит о помощи//Литературная газета.- 1989,-'•■-,. ?0 Февраля.-О,2 п.л. •" . , ■ : '

3. "Играйте сами себя"// Литературная Россия.-1989.-?Д апрели. г 0,4 п.л, ' .

4,Земляки помнят// Литературное обозрение,- в работе,- 0,5

П.Л.

5.Учитесь любить лвдей//Юность,- В'работе,- 0,4 п.л.