автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Публицистическое начало в прозе С. Довлатова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистическое начало в прозе С. Довлатова"
На правах рукописи
Ласточкина Екатерина Васильевна
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОЗЕ С. ДОВЛАТОВА
Специальность 10.01.01. — Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
2 9АВГ 2013
Москва-2013
005532430
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX века филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
доктор филологических наук, профессор Карпов Анатолий Сергеевич Селеменева Марина Валерьевна доктор филологических наук, доцент Московский городской университет управления Правительства Москвы, профессор кафедры социальной политики Шуников Владимир Леонтьевич кандидат филологических наук Российский государственный гуманитарный университет, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики Московский городской педагогический университет
Защита состоится «19» сентября 2013 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.32 при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1-й учебный корпус, филологический факультет. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Автореферат разослан «1V» &-У У 2013 г. Ученый секретарь диссертационного сощтл, Доктор филологических наук, профессор I ' Голубков Михаил Михайлович
Ведущая организация:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Переплетение, «сплав» художественного и публицистического начал обнаруживается в произведениях целого ряда отечественных писателей второй половины XX века. В научных работах по данной теме многократно фигурирует терминологическое словосочетание «художественно-публицистическая ветвь русского реализма»1, вершины которой - творчество А.И. Солженицына, В.Г. Распутина и В.П. Астафьева. Связь в творчестве этих авторов изящной художественности и некой коммуникативной жесткости, конкретности, присущей публицистике, является глубоко органичной, поскольку в этом заключается «сама природа их таланта»2.
О взаимодействии художественного и публицистического начал можно говорить и применительно к прозаическому наследию С.Д. Довлатова, творчество которого довольно глубоко изучено современной наукой. Предметом исследования в диссертационных работах о Довлатове становились специфика юмора3, особенности повествования4, жанровые образования5 и коммуникативные стратегии6 в прозе писателя, интертекстуальность7. Исследователи сходятся во мнении, что стиль Довлатова сугубо индивидуален, исключителен, и характеризуют творческую манеру писателя как эссеистичную, намеренно дискретную, либеральную с этической точки зрения и т.д.
Между тем, с нашей точки зрения, одну из важнейших особенностей творческой манеры Довлатова, являющейся предметом нашего исследования, можно обозначить как проявление публицистического начала
1 См.: Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов. - M., 2003.
2 Малаховская М.В. Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (1980- 1990-е годы): автореф. дисс. ...канд. филол. н. - М., 2010. - С.5.
5 См.: Вознесенская O.A. Проза Сергея Довлатова. Проблемы поэтики: дисс. ...канд. филол. н. - М., 2000; Федотова Ю.В. Проза Сергея Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда: дисс. ...канд. филол. н. - Череповец, 2006.
4 См.: Баринова Е.Е. Метатект в постмодернистском литературном нарративе (А. Битов, С.Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов): дисс. ...канд. филол. II. - Тверь, 2008;
5 См.: Власова Ю.Е. Жанровое своеобразие прозы С.Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - М., 2001.
6 См: Погосян Н.В. Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова («Ремесло», «Наши», «Чемодан»): дисс. ...канд. филол.н.-М., 2012.
7 См.: Вейсман И.3. Ленинградский текст Сергея Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - Саратов, 2005.
в творчестве писателя. Публицистическая доминанта находит выражение как в собственно художественной прозе Довлатова, так и в его журналистских публикациях, и, наконец, в так называемой «филологической прозе». Последние два пласта мы объединяем термином «метапублицистика». Формы проявления публицистического начала в творчестве Довлатова составляют объект данного исследования.
Учитывая специфические свойства, имманентные публицистическому тексту (публицистичность в тексте реализуется прежде всего благодаря активной авторской позиции, повышенной эмоциональности, суггестивности, острой актуальности фактуры текста), цель нашего исследования можно обозначить как изучение присущих творческой манере Довлатова особенностей проявления в тексте публицистической доминанты.
Все сказанное обусловливает постановку и решение следующих задач:
1. изучение основных социокультурных факторов развития творческой индивидуальности Довлатова, а именно - склонности писателя к «публицистической» интерпретации действительности;
2. характеристика своеобразия работы Довлатова в газете, особенно ярко проявившегося в пору сотрудничества в газете «Новый американец»;
3. определение особенностей радиопублицистики Довлатова;
4. выделение ярко выраженной публицистической доминанты как одной из ключевых черт поэтики художественной прозы Довлатова, рассмотрение основных проявлений публицистического начала в художественной прозе писателя;
5. выявление в эпистолярии и «филологической прозе» Довлатова публицистической составляющей.
Материалом исследования стали художественные (книга рассказов «Чемодан», повести «Зона», «Заповедник», «Компромисс», «Ремесло», "семейный альбом" «Наши») и публицистические произведения Довлатова
(очерки, входящие в состав «Колонок редактора», цикл радиоматериалов «Простые люди», радиоочерки «Тайна переписки», «Сергей Есенин»), эпистолярное наследие писателя и «филологическая проза» (тексты выступлений, лекций, рассказов на литературные темы).
Методология данного диссертационного исследования основывается на комплексном подходе, включающем использование биографического, историко-литературного, сравнительно-типологического, стилистического и сравнительно-типологического методов анализа.
Теоретико-методологической базой работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам теории публицистики (работы В.Г. Березиной, Н.Б. Ипполитовой, Л.Г. Кайды, Е.П. Прохорова, М.И. Стюфляевой, A.A. Тертычного, М.С. Черепахова и др.), особенностям языка публицистического текста (работы Н.И.Клушиной, Г.Я. Солганика и др.), специфике эпистолярного творчества (работы С.И. Гиндина, И.А. Лешутиной, Ф.А. Ноделя и др.) и «филологической прозы» (работы К.А. Кокшеневой, О.Ф. Ладохиной, В.И. Новикова и др.), проблемам поэтики Довлатова (работы И.Н. Сухих, А.Ю. Арьева, A.A. Гениса, И.З. Сермана, В.Д. Алейникова, В.П. Высевкова, Г.А. Доброзраковой, O.A. Вознесенской, Н.В. Погосяна и др.).
Положения, выносимые на защиту:
I. Значительное влияние на формирование «публицистического» мироощущения Довлатова оказали социокультурные условия, а именно — дух «шестидесятничества», популярность идеи индивидуализма и автономности существования личности (и, как следствие, популярность творчества американских писателей Э.Хемингуэя, У. Фолкнера и Ш. Андерсона), склонность к этическому либерализму, острый интерес к социальным и политическим коллизиям.
II. С. Довлатов — создатель индивидуального публицистического стиля, отразившегося на формате газеты «Новый американец».
Главная заслуга Довлатова-редактора и наиболее яркого автора -налаживание «обратной связи с читателем», одним из «каналов» которой стали «Колонки редактора» - серия принадлежащих писателю очерков. Важнейшая особенность «Колонок» -интерактивность, проявившаяся в тематической «диверсификации» материалов, входящих в данную рубрику, тон интимного повествования, описание авторских перцептивных переживаний.
III. Ориентация на аудиторию — наиболее значимая особенность радиопублицистики Довлатова. О стремлении к коммуникации со слушателем-реципиентом говорит композиционная и стилистическая адаптация текстов радиопередач писателя, их лаконичность и простота с точки зрения речевого оформления.
IV. Наличие публицистической доминанты — одна из основных особенностей собственно художественной прозы Довлатова, играющая текстообразующую роль в целом ряде произведений писателя.
1. Главным публицистическим модусом в повести «Зона» являются «Письма к издателю». Их концептуальные особенности, имманентные публицистике, - наличие утверждаемых автором идеологем, яркая коннотация как проявление суггестивного начала, использование «готовой» интерпретации как механизма убеждения.
2. В книге рассказов «Чемодан» главную публицистическую нагрузку несет детализация. Художественная деталь в сборнике — эксплицитное отражение авторской позиции, носитель публицистической коннотации.
3. Публицистическое начало в книге «Наши» обнаруживает себя прежде всего благодаря приему интимизации повествования, который является одним из публицистических средств и служит
минимизаций коммуникативного расстояния' между автором и '' 1 читателем'. ' ■".':•■
V. Проявление публицистической доминанты обнаруживается в «метапублицистике» Довлатова, объединяющей эпистолярное творчество писателя и ' его «филологическую прозу». В «метапублицистике» Довлатова реализуется коммуникативно-прагматическая ось «Я - ТЫ» (ее характеристики - диалогизация, политематичность, полифункциональность текста, отражение особенностей речевого этикета, синтез элементов различных функциональных стилей), более всего свойственная собственно публицистическому тексту.
VI. «Невидимое морализаторство» - универсалия творческой манеры Довлатова, суть которой состоит в соединении обыденного разговора с поучительными сентенциями, некой дидактической доминантой, что, с одной стороны, не ущемляет достоинства читателя, а с другой - позволяет автору воздействовать на него.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее содержания в специальных исследованиях, а также в лекционных курсах по истории русской литературы второй половины XX в., спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам развития литературы «третьей волны» эмиграции, в частности, творчества С. Довлатова.
Апробация работы проходила на VII Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2012), II Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания» (Москва, 2012), V Международной научно-практической конференции «Язык и культура» (Новосибирск, 2013).
Основные положения диссертации нашли отражение в 8 публикациях, 4 из которых вышли в журналах, рецензируемых ВАК РФ.
Структура диссертации определяется указанными целью, задачами и методологическими установками настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 225 наименований, и приложения, содержащего расшифровки радиопередач С.Довлатова. Объем работы - 227 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснованы актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, его теоретическая база и научно-практическая значимость.
Первая глава диссертации «Публицистика как "продукт" интерпретаторского мышления С. Довлатова» включает в себя несколько пунктов. В первом параграфе рассматривается проблема влияния социокультурной среды на формирование творческой индивидуальности С.Довлатова. Речь, в частности, идет о таких явлениях, характерных для 1960 - 1970 гг. (на это время пришелся процесс творческой самоидентификации Довлатова), как зарождение в сознании советской интеллигенции демократических идей; «шестидесятничество» с его концепцией индивидулизма, личности в себе; повышенный интересе к публицистике как к средству воздействия на массовое сознание. Именно в юности под воздействием среды и референтной группы (выдающихся поэтов и прозаиков, входивших в круг общения писателя) сформировался «публицистический темперамент» Довлатова, ставший ключевой особенностью его идиостиля.
Во втором параграфе основной является характеристика социально-психологических особенностей личности Довлатова, которые актуализировали «публицистический» взгляд писателя на реалии бытия. С юного возраста Довлатову были присущи такие черты, как обостренная наблюдательность, внимательность, непримиримое отношение к
человеческим порокам, склонность к рефлексии («поэтика умолчания»), - то, что обусловило публицистический темперамент писателя.
В третьем параграфе рассматривается собственно публицистическое творчество Довлатова в контексте эмигрантской публицистики 1970 - 1980-х гг., на которые пришелся расцвет публицистической деятельности писателя. Едва оказавшись на Западе, русские эмигранты «третьей волны», к которым принадлежал и Довлатов, стали стремиться к формированию собственного медиапространства. Активная работа представителей «третьей волны» по созданию собственных периодических изданий «объяснялось не только жаждой самореализации, желанием печатать в бесцензурных условиях тексты, обреченные в СССР на запрет, но и необходимостью самоопределения внутри русской диаспоры, сложившейся на протяжении XX века»8.
8 февраля 1980 г. в Нью-Йорке вышел первый номер еженедельника «Новый американец», появление которого многие эмигранты-современники Довлатова называют естественным, закономерным. Это вызвано тем, что в конце 70-х - начале 80-х годов русскоязычная эмигрантская пресса была представлена (если не говорить о малотиражных изданиях) лишь старейшей газетой «Новое русское слово» (она выходила в течение 100 лет - с 1910 по 2010 гг.), не соответствовавшей притязаниям «новых» эмигрантов, их вольнодумному настрою.
Довлатов стал редактором газеты (спустя несколько месяцев после выхода ее первого номера), вдохнул в нее новую жизнь, реализовав свою концепцию развития издания, которая включала в себя работу над усовершенствованием контента и реализацию стратегии по расширению круга читателей газеты.
Слияние публицистической и художественной доминанты, характерное для прозы Довлатова в целом, проявляется и в его радиопублицистнке. Радиосюжеты писателя более десяти лет выходили в эфире радиостанции
! Скарлыгина Е.Ю. Журналистика русской эмиграции: 1960 - 1980-е годы. - M., 2010. - С.З.
«Свобода», которая была не только своеобразной трибуной «для опальных нонконформистов, тех, кому не было места в советской печати» , но и коммуникативной площадкой, объединившей представителей эмигрировавшей советской интеллигенции.
В радиопублицистике Довлатов проявил себя как новатор, прежде всего, в области жанра. По мнению А. Гениса, «для радио Сергей придумал особый жанр. Он говорил не о прошлом и, тем более, не о будущем, а о настоящем России»10. В радиопублицистике писатель обнаруживает способность расширить границы самого примитивного бытового сюжета за счет введения в него (или, напротив, вычленения из его основы) некой философской составляющей. Довлатов видит концепцию, сакральный смысл в любой мелочи жизни - это неотъемлемая часть его творческой философии.
Вторая глава диссертации - «Публицистическое начало в художественной прозе С. Довлатова» - посвящена анализу повести «Зона», книг рассказов «Чемодан» и «Наши» с целью выявления в них публицистической доминанты.
Главным публицистическим модусом в «Зоне» являются «Письма к издателю». Здесь реализуется целая парадигма публицистических категорий, служащих решению центральной коммуникативной задачи автора -утвердить свой авторитет в глазах аудитории, убедить читателя в истинности своих суждений.
Концептуальные особенности писем, имманентные публицистике,
таковы: наличие утверждаемых автором идеологем («Письма издателю» -способ утверждения заданных идейных концептов); коннотативный потенциал писем как проявление суггестивного начала; использование «готовой» интерпретации как механизма убеждения.
Типология идеологем в «Письмах издателю» может быть описана следующим образом: творческие идеологемы (в них писатель отстаивает
' Ковалова А., Лурье Л. Довлатов. - СПб., 2009. - С.349.
10 Генис А. Сергей Довлатов на радио «Свобода»// http://www.svobodanews.ru/content/articIe/263239.html
свою творческую самобытность, характеризует свои идейно-эстетические установки, разъясняет особенности подхода к освещению лагерной темы и т.д. Так, в первом же письме Довлатов категорически отвергает малейшие попытки критиков сравнить его с Солженицыным: «Разумеется, я не Солженицын. Разве это лишает меня права на существование? Да и книги наши совершенно разные. Солженицын описывает политические лагеря. Я -уголовные. Солженицын был заключенным. Я — надзирателем»11. Коммуникативный посыл, заданный автором, можно сформулировать так: «Довлатов - самобытный писатель»); «онтологические» (философские) идеологемы во многом перекликаются с творческими, поскольку большинство рассуждений автора о бытии (а именно — об особенностях мира зоны, о нравственном облике человека, меняющемся под воздействием обстоятельств и т.д.), носят характер иллюстраций к идеологеме о самобытности произведения, логически продолжают ее. Одна из «онтологических» идеологем в повести - «тюрьма - одна из бесчисленных разновидностей тирании, одна из форм тотального всеобъемлющего насилия»12, и виновник тому - сам человек. Данная позиция противоположна видению проблемы, которое демонстрировали А. Солженицын и В.Шаламов; политические идеологемы часто являются логическим продолжением «онтологических»: лагерь - не просто специфическая форма бытия, это -модель государства, так как «здесь есть спорт, культура, идеология. Есть нечто вроде коммунистической партии»13.
Кроме наличия разного рода идеологем, публицистичность «Зоны» определяется ее открытой, эксплицитной оценочностью, что обнаруживается и в «Записках надзирателя», то есть, в собственно художественном корпусе книги.
Публицистическая доминанта в книге рассказов «Чемодан» обнаруживается, в первую очередь, благодаря коннотативной нагрузке
1' Довлатов С.Д. Зона// Довлатов С.Д. Избранная проза. - СПб., 2007. - С.7.
12 Там же С.76.
13 Там же С. 107.
детали. С помощью специфической детализации Довлатов формирует в своих произведениях некое публицистическое пространство как «широкую область функционирования идей, мыслей, положений социального, политического, идеологического, мировоззренческого и т.п. характера»14.
Оценочное «укрупнение» детали рассматривается нами как сугубо публицистический прием, поскольку «социально-оценочная заостренность слова составляет наиболее существенную и глубинную особенность языка публицистики»15. Коннотация в публицистике - это фактически то же самое, что образность в художественной литературе, ведь оценочность «пронизывает все ярусы публицистических текстов»16.
Вещи, которые повествователь находит в чемодане, довольно точно характеризуют социальное пространство, а оно, повторимся, представляет собой не что иное, как содержательный каркас публицистики. В случае с «Чемоданом» характеризуется советская эпоха. Точнее, эпоха будто бы сама рождает фабулу довлатовских рассказов. Так, история возникновения в гардеробе повествователя креповых финских носков горохового цвета, на самом деле, - история о тотальном дефиците товаров народного потребления, о «гонке» за заграничной одеждой, об экзотичной жизни фарцовщиков и о «плановом» существовании рядовых граждан, которые носят одинаковые костюмы, едят одинаковые котлеты, пролистывая журнал «Огонёк». Одним словом, проживают жизнь, так и «не поцарапав земной коры»17.
Детально и, что еще более важно, прямо и открыто рассказывая об устройстве советского общества, Довлатов с публицистической точностью очерчивает границы некого социального пространства, в котором происходит борьба идей. По одну сторону баррикад оказываются те, которые стремятся жить лучше, и их единицы; по другую - «человеческий середняк» (именно так называет персонаж Довлатова рядовых граждан), продолжающий тянуть
14 Солганик Г.Я. Категория пространства в публицистике/.'Вестник Московского университета, 2003. - № 6. -С.34.
" Солганик Г.Я. Выразительные ресурсы лексики публицистики//Поэтика публицистики. - М.,1990. -- С.11.
16 Клушина Н.И. Язык публицистики: константы и переменные/УРусская речь, 2004. - № 3. - С.52.
" Довлатов С.Д. Чемодан// Довлатов С.Д. Встретились, поговорили. - СПб., 2008. - С.28!.
лямку и не совершающий ничего, что могло бы выйти за рамки советских норм. За этими рамками, сетует фарцовщик Фред, остаются как негативные проявления жизни, так и позитивные - как преступления, так и подвиги. «Уж лучше жить минуту, но по-человечески!»18 - морализирует Фред, а на самом деле - автор, фактически выступающий с прямым призывом к читателю.
Помимо коннотативной детали, не меньшее значение для реализации публицистического начала в произведениях Довлатова имеет и интимизация повествования. Суть данного явления - в минимизации коммуникативного «расстояния» между автором и читателем, в результате чего их «беседа» становится, так сказать, интимной.
Интимизация изложения как публицистический прием широко используется Довлатовым, однако особое звучание «интимная», публицистически направленная проза, по нашему мнению, приобретает в книге «Наши» (1983). Это особое звучание в значительной мере предопределяет сам материал - истории из жизни семьи, которые, несмотря на их литературное переосмысление автором, априори носят сугубо личный, интимный характер. Довлатов открыт перед читателем. «Так разговаривают только с людьми, посвященными во все, что относится к жизни автора»19. В этом состоит одна из ведущих особенностей манеры Довлатова: каждый читатель для него становится близким другом и ценным собеседником.
Основные средства создания «интимной» коммуникативной атмосферы в публицистическом произведении охарактеризованы Л.А. Булаховским: это - повелительные наклонения, приглашающие читателя подумать, взвесить, оценить сообщаемое автором; использование местоимений первого лица множественного числа; воображаемый диалог между читателем и автором, риторические вопросы20.
18 Довлатов С.Д. Чемодан// Довлатов С.Д. Встретились, поговорили. - СПб., 2008. - С.281.
19 Зверев А. Записки случайного постояльца// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь, 200!. -С.178.
20 См.: Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. - М., 1954. - С.455 ■ 458.
Средствами достижения интимизации являются и указательные частицы, а также «модальные частицы и слова, вариантные морфологические формы, присущие разговорной речи, неофициальному общению»21 и играющие существенную роль в создании атмосферы дружеской беседы автора с читателем.
Перечисленные языковые средства интимизации повествования широко используются Довлатовым, причем зачастую они сконцентрированы в одном эпизоде, небольшом отрывке текста, когда автору особенно необходимо сопереживание аудитории, «погружение» читателя в литературный материал. Так, рассказывая об аресте своего деда Исаака, Довлатов делится болью, связанной с утратой близкого по духу человека. Авторская позиция в этом эпизоде выражается с помощью риторических вопросов и языковой игры: «Через двадцать лет отец стал хлопотать насчет реабилитации. Деда реабилитировали за отсутствием состава преступления. Спрашивается, что же тогда присутствовало? Ради чего прервали эту нелепую и забавную жизнь?..»22
Прозаическое наследие Довлатова включает в себя не только художественные произведения, в которых нередко дает о себе знать публицистическое начало. В прозе писателя представлен также особый тип текста, который можно назвать «метапублицистическим». Обладая явным «публицистическим темпераментом»23, такой текст все же не является собственно публицистическим. К «метапублицистике» мы относим, в первую очередь, эпистолярное творчество Довлатова и лекции (публичные выступления) писателя на литературные темы, которые можно объединить одним термином - «филологическая проза». Рассмотрению особенностей этого пласта творчества Довлвтова посвящена третья глава диссертации -«Эпистолярий и "филологическая проза" С. Довлатова: феномен "метапублицистического"».
21 Бельчиков Ю.А. Интимизация изложения//Русская речь, 1974. - № 6. - С.40.
22 Довлатов С.Д. Наши// Довлатов С.Д. Собр. соч. в 4 т. - СПб., 2006. - Т.2. - С.ЗЗ 1.
23 Довлатов С.Д. В жанре детектива//Довлатов С.Д. Собр. соч. в 4 т. - Спб., 2006. - Т.4. - С.368.
Эпистолярные произведения Довлатова рассматриваются нами как факт публицистического творчества. Изданные в конце 1990-х - начале 2000-х годов письма Довлатова, адресованные его родственникам, друзьям, коллегам, вызвали новую, довольно ощутимую вспышку интереса читателей и к личности, и к творчеству писателя, что вполне закономерно: эпистолярное наследие того или иного автора провоцирует на своеобразный культурный «вуайеризм», дает возможность более глубокого осмысления личности писателя, его индивидуальности.
Проявления публицистического начала в эпистолярии Довлатова многообразны. Известно, что обнародованные, вышедшие в виде книги письма того или иного литератора не воспринимаются уже как просто переписка. Именно такие изменения произошли, в частности, в связи с распространившейся практикой публикации в газетах, журналах, брошюрах коллективных писем граждан в 20-е - 30-е годы XX века. Само появление писем на страницах периодических изданий превращает их в «прочную составную часть публицистического инструментария»24, поскольку их основная целевая установка - влиять на умы (не только конкретного адресата, но прежде всего - множества людей), побуждать к действию. Однако же и сам текст письма обретает некую публицистическую «предрасположенность», и здесь чрезвычайно важна предварительная (не только авторская, но и редакторская) обработка текста, рассчитанного на обнародование.
Эпистолярное творчество Довлатова вполне отвечает этому требованию: его письма нельзя назвать спонтанными, непродуманными, обращенными лишь к одному адресату, в отличие от частных писем, как правило, содержащих массу информации сугубо личного характера. Писатель подвергал эпистолярный материал тщательной обработке. Об этом
24 Винкель X. «Эпистолярный жанр устарел». По поводу анахронизма одного жанра и его обновленной инсценировки//Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX в. - М., 2002. -С.216.
свидетельствует и тот факт, что он «писал с черновиком не только письма, но даже записки в два слова»25.
Довлатов решительно шел к своему читателю, и письма для него были фактом литературного творчества. Этим объясняется и активность авторской позиции, которая наблюдается даже в сугубо личной переписке. Он и в этом случае остается писателем, выступая с предложениями, призывами, максимально используя приемы суггестии.
Наиболее ярко публицистическая доминанта выражена в письмах Довлатова, адресованных коллегам или друзьям, близким к литературной среде. Характерно, что одна из сквозных тем эпистолярного творчества Довлатова (она же - одна из самых болезненных) - размышления о сути и смысле творчества. «Для меня литература - выражение порядочности, совести, свободы и душевной боли, - признается Довлатов в письме Людмиле Штерн от 31 мая 1968 г. - Я не знаю, зачем я пишу...И я не уверен, что мои рассказы зарождаются именно во мне. Я их не создавал, я только записывал, мучительно подбирая слова, которые бы кое-как отвечали тому, что я слышу...»26. Несмотря доброе отношение к Штерн, в письмах Довлатова к ней мы находим и проявление открытого менторства («Запомни раз и навсегда: литература цели не имеет. Вернее, к ней применима любая цель, укладывающаяся в рамки человеческих надобностей (врач, учитель, конферансье и т.д.)»27), а это уже имеет прямое отношение к публицистике.
Средства выражения авторской позиции в эпистолярии в значительной мере обусловлены тем, кому адресовано письмо. В ряде случаев писатель позволяет себе «давить» на адресата своим авторитетом, открыто поучать его. Если же отношения с ним не столь близки и Довлатов не решается менторствовать, то его «я» выявляется более всего сдержанной иронией. Открытую оценку того, о чем идет речь, мы видим в одном из писем А. Арьеву: «Что делается с советской литературой? У нас тут прогремел некий
2' Генис А. Метафизика oшибки/http://archive.svoboda.org/programs,'c¡cIes/dovlatov/dovlatov.05.asp.
26 Малоизвестный Довлатов. - СПб., 1999. - С.294.
27 Там же.
М. Веллер из Таллинна, бывший ленинградец. Я купил его книгу, начал читать и на первых трех страницах обнаружил: «Он пах духами» (вместо «пахнул»), «продляет» (вместо «продлевает»), «Трубка, коя в лавке стоит 30 рублей» (вместо «коия», а еще лучше - «которая»), «снизошел со своего Олимпа» (вместо «снизошел до»). Что это значит? Куда ты смотришь?»28
Специфика диалогического контактирования автора с читателем в эпистолярии Довлатова также является проявлением публицистического начала. В теории публицистики закрепилось убеждение, что «пульс» публицистического текста, его энергетика поддерживаются во многом благодаря интересу адресата и адресанта друг к другу. Этот интерес «обеспечивается насыщенностью диалога, возникающего между автором и аудиторией»29. По справедливому замечанию Б.О. Кормана, «публицист постоянно озабочен уровнем своих контактов с аудиторией. Он всегда в
- 30
поиске диалога с ней» .
Не менее полезен диалог и для «принимающей» сообщения стороны, ведь «увидеть, понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир»31.
Разумеется, в эпистолярии Довлатова нет и не могло быть места диалогу с читателем в прямом смысле этого слова, поскольку, во-первых, письма, хотя и имеют некий публицистический «заряд», все же не являются публицистикой как таковой, а во-вторых, это было бы слишком навязчиво. Тем не менее, письма Довлатова дают основания говорить о биологичности, которая проявляется в перенесении «ряда признаков диалога в тексты, которые по форме своей монологичны»32. Иными словами, в тексте
28 Малоизвестный Довлатов. - СПб., 1999. - С.367.
29 Кудинова Л.В. Автор - текст - аудитория: проблемы диалога в публицистике: дисс. ...канд. филол. н. -Воронеж, 2009.-С. 18.
30 Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. - Ижевск, 2003. - С. 17.
31 Бахтин М.М. Проблема текста. Заметки 1959 - 1961 гг.// Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1986.-С.423.
32 Стексова Т.И. Тенденция к диалогизации монологического текста на страницах современной прессы// Русский язык в СМИ http://www.ph¡lol.msu.ru/-rlc2004/ru/part¡cipants/psearch.php?p¡d=17642
содержится некое подразумевание собеседника, что, в свою очередь, «способствует усилению восприятия информации аудиторией»33.
В эпистолярии Довлатов реализует суггестивную публицистическую стратегию, включающую в себя несколько этапов: первый состоит в привлечении «внимания к ситуации, требующей общественной реакции»34, второй - в том, что автор в той или иной форме дает собственную оценку происходящего. И, наконец, на третьем этапе происходит сближение публициста с адресатом информации «благодаря поиску доступного и понятного обоим языка»35.
При изучении эпистолярия Довлатова обнаруживается авторское следование определенной коммуникативной схеме. Во всяком случае, в письмах присутствует и попытка привлечь внимание читателя к проблеме, которую Довлатов считает значимой, его оценка этой проблемы, и попытка найти с читателем общий язык за счет обоюдного интереса к проблеме. Даже в письмах, обращенных к друзьям, Довлатов остается литературным деятелем, с одной стороны, считающим возможным давать наставления своим коллегам, а с другой - как бы находящимся с ними наравне. «Никогда и никому, особенно - интеллигентным людям, не говори, что Бродскому далеко до Евтушенко, иначе тебя будут принимать за харьковчанина или, в лучшем случае, подумают, что ты перегрелся»36, - советует Довлатов Н.Сагаловскому. Примечательно, что в одной фразе Довлатов ставит проблему, дает ей оценку и налаживает контакт с потенциальным читателем с помощью прямого обращения к нему.
Если анализировать тип довлатовского читателя на материале собственно публицистической части эпистолярия (отбросив личную переписку), получается, что идеальная аудитория Довлатова как бы не
33 Кудинова Л.В. Проблема функционирования и восприятия публицистического текста аудиторией в
условиях глобализации//Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-
практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - Воронеж, 2007. - С.49. 3 Кудинова Л.В. Автор - текст - аудитория: проблемы диалога в публицистике: дисс. ...канд. филол. н. -Воронеж, 2009. - С.142. 33 Там же. .
36 Довлатов С.Д. Письма к Науму Сагаловскому//Малонзвесгный Довлатов. - СПб., 1996. - С.337.
способна ему оппонировать. Писатель формулирует свою мысль в письмах таким образом, как будто он уже заручился поддержкой адресата. Иными словами, в значительной части писем Довлатова незримо присутствует диалог - либо уже состоявшийся (Довлатов уже знает точку зрения читателя), либо происходящий в данное время.
Определенный «публицистический темперамент» имеют и «литературные отклики» Довлатова - произведения на литературные темы (рассказы, критические статьи, тексты публичных выступлений, лекции), которые можно объединить термином «филологическая проза». Давая оценку писателю, книге или какому-либо литературному явлению, Довлатов выступает отнюдь не в роли критика - он, как и в художественной прозе, и в публицистике, активный исследователь жизни, не просто рассказывающий о ней, а убеждающий, доказывающий, провоцирующий читателя на определенную реакцию.
Значительная часть произведений Довлатова такого рода дает читателю возможность войти в мир, населенный литераторами: писатель приводит диалоги своих «собратьев» по перу, анализирует те или иные литературные явления, смотря на них не со стороны, и т.д. Невзирая на это, есть основания говорить о публицистическом начале и в «филологической прозе» Довлатова. Во-первых, многие произведения писателя, принадлежащие к этой жанрово-тематической группе, носят характер отклика на события, явления, факты, органически вписываясь в контекст публицистики. Так, рассказ «Мы начинали в эпоху застоя» - не что иное, как отклик на распространение в современной автору прессе ряда сомнительных клише: «казарменный социализм», «эпоха застоя», «административно-командная - система». Довлатов выступает против подобных предрассудков, подчеркивая, что «культурная жизнь страны шире и многозначнее любого, самого
37
выразительного стереотипа» .
37 Довлатов С.д. Мы начинали в эпоху застоя//Довлатов С.Д. Собр. соч. в 4 т. - СПб., 2006. -Т.4.- С. 315.,
Рассказ лишен яркой публицистической эмоциональности (здесь нет риторических вопросов, восклицаний, эксплицитных призывов), однако авторское слово все же выполняет свою суггестивную роль благодаря концентрации идеологем, сосредоточенных в начале текста. Кратко обозначен предмет «разговора» и собственная позиция автора. Далее эти тезисы лишь подкрепляются фактами. Причем в центре повествования оказываются не столько сами факты, а отношение автора к ним. Таким образом, в рассказе ощутим имманентный для Довлатова публицистический эгоцентризм: его «я» играет роль организующего начала в тексте.
Позиция автора активно выражена и в «филологических» произведениях Довлатова, посвященных тому или иному деятелю искусства. Львиная доля таких произведений, разумеется, о писателях. Но есть и исключения - в частности, рассказ «Верхом на улитке», посвященный Михаилу Шемякину и написанный в публицистической манере - с иронией, энергично, хлестко. Публицистический тон повествованию Довлатов задает с первых же фраз: «Лично я воспринимаю успех Михаила Шемякина на Западе как персональное оскорбление. Его успех оглушителен до зависти, мести и полного твоего неверия в себя»38. Обращает на себя внимание тот факт, что сразу же, помимо обозначения темы рассказа, вводится образ автора. Опять-таки личностное, субъективное начало здесь является доминирующим при отчетливо выраженной благосклонности автора к персонажу и ироническом отношении к самому себе: «Молодой, знаменитый, богатый, талантливый, умный, красивый и честный...Можно такое пережить без конвульсий? Не думаю...»39
Совсем в иной - более сдержанной, серьезной - манере написан рассказ «В жанре детектива», представляющий собой отклик на книгу М.Поповского «Дело академика Вавилова». В этом рассказе Довлатова особенно явно проявляется «нефилологический» статус автора: он оценивает
3" Довлатов С.Д. Верхом на улитке//Довлатов С.Д. Собр. соч. в 4 т. - СПб., 2006. - Т.4. - С.334.
" Там же.
тот или иной литературный труд с точки зрения его пользы, значимости для культуры, общественности. Применительно к «Делу академика Вавилова» писатель говорит и об исторической значимости книги, которая, с точки зрения Довлатова, является детективом «в самом высоком и точном значении этого слова»40, поскольку Поповский фактически расследовал преступление «самородка Лысенко и его мракобесов-коллег, которые при поддержке властей и самого Сталина загубили великого ученого и затормозили на долгие годы развитие нашей науки»41.
Мысль о том, что в русской литературе «можно обнаружить одновременно черты бесспорного величия и несомненного убожества»42, звучащий в рассказе «В жанре детектива», Довлатов развивает в лекции «Блеск и нищета русской литературы», прочитанной в университете Северной Каролины 19 марта 1980 г. и являющейся квинтэссенцией творческой программы Довлатова. Лекция Довлатова - не что иное, как развернутая эстетическая программа писателя, в которой говорится о его кумирах, о видении основных задач искусства, о соотношении литературы и философии и, что самое главное, - о причинах упадка русской литературы.
Свой взгляд на проблему Довлатов выражает со свойственной ему публицистической прямотой. Тезисы, обозначаемые Довлатовым в лекции, воспринимаются как данность. Так, по мнению писателя, «русская литература, в отличие от европейской и американской литературы, с западной точки зрения литературой не является»43 (речь идет о замене философии и религии литературой как о долговременной тенденции в отечественной истории), а гиганты русской прозы - Толстой, Достоевский, Тургенев, Гоголь — стали жертвами «неудержимых попыток выразить себя в общественно-политических и духовно-религиозных сферах деятельности»44.
40 Довлатов С.Д. Верхом на улитке//Довлатов С.Д. Собр. соч. в 4 т. - СПб., 2006. - Т.4. - С.372.
41 Там же.
42 Довлатов С.Д. Блеск и нищета русской литературы//Довлатов С.Д. Речь без повода...Илй колонки редактора. - СПб., 2006. - С.228.
45 Там же.
44 Там же С.232.
Истинное призвание литератора - заниматься художественным творчеством, «исполненным достоинства и покоя»45, как это делали Пушкин и Чехов.
О своих литературных предпочтениях Довлатов говорит и на лекции «Литература в эмиграции: третья волна», которая проходила в мае 1981 г. в Лос-Анджелесе. В частности, писатель признается в своей любви к американской прозе за ее «демократизм и отсутствие сословных барьеров», за «великую силу недосказанности», а также «за внятные и достижимые нравственные ориентиры»46. Особенно обращает на себя внимание последний пункт: максимальная доступность основной мысли произведения, его идейная «прозрачность» - это то, к чему Довлатов стремился всегда и часто этого добивался.
Заключение содержит основные выводы, обобщающие проведенный в диссертации анализ.
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Ласточкина Е.В. Авторская позиция и способы ее выражения в повести С. Довлатова «Зона»// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2012. - №2. - С.34 - 44.
2. Ласточкина Е.В. Интимизация повествования в книге Сергея Довлатова «Наши»// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2013. - №6. - С.114 -116.
3. Ласточкина Е.В. Сергей Довлатов — редактор газеты «Новый американец»// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2010. - №2. - С.52 - 60.
4. Ласточкина Е.В. Этапы мировоззренческого и идейно-художественного становления Сергея Довлатова// Вестник
45 Довлатов С.Д. Блеск и нищета русской литературы// Довлатов С.Д. Речь без повода...Или колонки редактора. - СПб., 2006. - С.233.
46 Довлатов С.Д. Продолжение «Невидимой книги» //Довлатов С.Д. Речь без повода...Или колонки редактора. - СПб., 2006. - С.247.
Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, 2012. - №1. - С.63 — 68.
5. Ласточкина Е.В. Пушкин как творческий ориентир Довлатова// Тенденции и перспективы развития современного научного знания: Материалы II Международной научно-практической конференции. -М„ 2012.-С.222-225.
6. Ласточкина Е.В. Норма как центральная категория идейно-эстетической программы Сергея Довлатова// Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире: Материалы VII Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2012. - С.117 - 120.
7. Ласточкина Е.В. Коннотативная нагрузка детали в сборнике рассказов С.Довлатова «Чемодан»// Вестник Вологодского государственного педагогического университета, 2012. - №4. - С.56 -59.
8. Ласточкина Е.В. Особенности диалогического контактирования автора с читателем в эпистолярии Сергея Довлатова// Язык и культура: Материалы V Международной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2013. — С. 101 -106.
Отпечатано в копицентре « СТ ПРИНТ » Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус, e-mail: globus9393338@yandex.ru тел.: 8 (495) 939-33-38 Тираж 100 экз. Подписано в печать 03.07.2013 г.
Текст диссертации на тему "Публицистическое начало в прозе С. Довлатова"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
04201360826
Ласточкина Екатерина Васильевна
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ПРОЗЕ С. ДОВЛАТОВА
Специальность 10.01.01. —русская литература Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Карпов Анатолий Сергеевич
Москва, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА КАК «ПРОДУКТ» ИНТЕРПРЕТАТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ С.ДОВЛАТОВА...........................................................................21
§ 1 Влияние социокультурной среды на формирование творческой индивидуальности Довлатова...........................................................................21
§2 Социально-психологические особенности личности Довлатова как фактор актуализации «публицистической» интерпретации действительности в сознании писателя...........................................................31
§3 Довлатов и пространство эмигрантской публицистики 1970-1980-х гг. Редакторская деятельность писателя в газете «Новый американец»...........42
3.1 Полемика «Нового американца» с «Новым русским словом»............51
3.2 Интерактивность как публицистическое ядро «Колонок редактора».61
§4 Особенности радиопублицистики Довлатова............................................76
ГЛАВА И. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ХУДОЖЕСТВЕНННОЙ ПРОЗЕ С.ДОВЛАТОВА.......................................................................................95
§ 1 Художественно-публицистическая проза Довлатова как преломление идейно-эстетических позиций писателя..........................................................95
§2 Публицистический потенциал «Писем к издателю» в составе повести «Зона»................................................................................................................109
§3 Коннотативная нагрузка детали как публицистический прием. Роль детализации в сборнике рассказов «Чемодан».............................................133
§4 Интимизация повествования в книге «Наши».........................................149
ГЛАВА III. ЭПИСТОЛЯРИЙ И «ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА» С.ДОВЛАТОВА: ФЕНОМЕН «МЕТАПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО»..............160
§ 1 Эпистолярий Довлатова как факт публицистического творчества.......160
§2 Особенности диалогического контактирования автора с читателем в эпистолярии Довлатова...................................................................................179
§3 «Публицистический темперамент» «филологической прозы» Довлатова ............................................................................................................................188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................207
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................................................................210
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Публицистика, как известно, принадлежит литературе и в то же время обладает собственными отличительными чертами. Отделить собственно художественный текст от того, который осознается как публицистический, зачастую не составляет труда. Хотя нередки случаи, когда публицистическое начало обнаруживает себя, как говорилось в старину, в изящной словесности, что заметно увеличивает действенность авторского слова, фактически заставляя читателя дать добровольное согласие на то, чтобы быть ведомым. Прямая суггестия, максимально активное выражение позиции автора -пожалуй, наиболее важные проявления публицистического начала в прозе.
Переплетение, «сплав» художественного и публицистического начал обнаруживается в произведениях целого ряда отечественных писателей второй половины XX века. В научных работах по данной теме многократно фигурирует терминологическое словосочетание «художественно-публицистическая ветвь русского реализма»1, вершины которой - творчество А.И. Солженицына, В.Г. Распутина и В.П. Астафьева. Связь в творчестве этих авторов изящной художественности и некой коммуникативной жесткости, конкретности, присущей публицистике, является глубоко органичной, поскольку в этом заключается «сама природа их таланта»2.
О взаимодействии художественного и публицистического начал можно говорить и применительно к прозаическому наследию С.Д. Довлатова, творчество которого довольно глубоко изучено современной наукой. Предметом исследования в диссертационных работах о Довлатове становились специфика юмора3, особенности повествования4, жанровые
1 См.: Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов. - М., 2003.
2 Малаховская M.B. Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (1980 - 1990-е годы): автореф. дисс. ...канд. филол. н. - М., 2010. - С.5.
3 См.: Вознесенская O.A. Проза Сергея Довлатова. Проблемы поэтики: дисс. ...канд. филол. н. - М., 2000; Федотова Ю.В. Проза Сергея Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда: дисс. ...канд. филол. н. - Череповец, 2006.
4 См.: Баринова Е.Е. Метатект в постмодернистском литературном нарративе (А. Битов, С.Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов): дисс. ...канд. филол. н. - Тверь, 2008.
образования5 и коммуникативные стратегии6 в прозе писателя,
у
интертекстуальность . Исследователи сходятся во мнении, что стиль Довлатова сугубо индивидуален, исключителен, и характеризуют творческую манеру писателя как эссеистичную, намеренно дискретную, либеральную с этической точки зрения и т.д.
Между тем, с нашей точки зрения, большинство специфических черт, характеризующих творческую индивидуальность Довлатова, ставшую объектом нашего исследования, можно обозначить как проявление публицистического начала в творчестве писателя. Публицистическая доминанта находит выражение и собственно художественной прозе Довлатова, и в его эпистолярном наследии и в так называемой «филологической прозе». Последние два пласта мы объединяем термином «метапублицистика». Формы и инструменты проявления публицистического начала в творчестве Довлатова составляют предмет данного исследования.
Прежде чем обозначить цели и задачи исследования, следует охарактеризовать понятия «публицистичность» и «публицистическое начало». Вопрос о сути данных явлений был предметом особенно активных споров в науке о литературе и литературной критике на протяжении нескольких десятилетий - с 60-х по 80-е годы прошлого века. По словам Ю. Суровцева, таких тенденций, как «подъем, рост собственно публицистических жанров, которые приобретали все больший авторитет внутри широкого спектра форм творчества8, и «поворот к публицистичности как явной и авторитетной... черте состояния самых различных жанров и тематическо-проблемных срезов»9, не заметить в то время было невозможно. К началу 80-х гг. стало очевидно, что публицистика стремительно и
5 См.:Власова Ю.Е. Жанровое своеобразие прозы С.Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - М., 2001.
6 См:Погосян Н.В. Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова («Ремесло», «Наши», «Чемодан»): дисс. ...канд. филол.н. - М., 2012.
7 См.:Вейсман И.3. Ленинградский текст Сергея Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - Саратов, 2005.
8 Суровцев Ю. О публицистике и публицистичности//Знамя. - М., 1986. - №10. - С.208.
9 Там же.
органично влилась в литературный процесс. Тем не менее, представление об этом явлении было довольно размытым.
Одна из первых попыток преодоления терминологической разноголосицы и создания полноценной (с учетом разных точек зрения) характеристики публицистического творчества была предпринята Е.П. Прохоровым, который подчеркивал, что разночтения в трактовке рассматриваемого нами термина - признак незрелости теоретического знания: «Один публицистикой считает только очерковую прозу, другой резко разграничивает очерк и публицистику, третий удивляется, почему репортаж отлучают от публицистики, четвертый видит родовую примету в ясной социальной позиции, пятый относит к публицистике всю совокупность жанров газетной и журнальной периодики - от заметки до передовой, деловой корреспонденции и пропагандистской статьи, шестой резко противопоставляет «писательский» очерк газетной публицистике»10. Что касается причин подобных противоречий, то Прохоров связывает их с тем, что «явление не видится в целом, что каждый раз в поле зрения оказывается лишь небольшой сектор явления»11. К такому «сектору» можно отнести, в частности, острую социальную (социально-политическую) направленность публицистического текста, которая, безусловно, является его важнейшей характерной особенностью. Однако определять данным критерием суть публицистики едва ли возможно, поскольку речь идет о более глубоком и значительном явлении.
Еще одна специфическая черта публицистики, которой нередко подменяют определение ее сущности, - логичность и стройность развиваемой автором мысли, зачастую не отягощенной «лишней» художественностью. Именно с таким пониманием публицистики мы сталкиваемся, читая характеристику, которая была дана журналом «Вопросы
10 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984. - С. 10.
11 Там же.
литературы» (1978 г.) одной из книг: «Публицистический трактат с откровенным минимумом художественных претензий»12.
Стоит сказать, что противопоставление художественного и публицистического считалось разумным на протяжении десятков лет. Одним из первых об этом заговорил Г.В. Плеханов в рецензии на пьесу М. Горького «Враги». «Художник не публицист, - утверждал Плеханов. - Он не рассуждает, а изображает. Тот художник, который изображает классовую борьбу, должен показать нам, как определяется ею душевный склад действующих лиц, как она определяет собою их мысли и чувства»13.
Подобный подход к проблеме соотношения художественной и публицистической составляющих текста надолго закрепился в науке. Его несостоятельность начинает обнаруживать себя именно в 80-е гг., на которые приходится расцвет публицистики. Об этом, в частности, пишет Ю.Суровцев, настаивающий на том, что «публицистичность не противоположна художественности»14. По его словам, публицистичность «может и не соединиться, не слиться с художественностью в эстетическую цельность -так бывает часто. Но может и соединиться, слиться, образовав цельность эстетически особую. Публицистичность способна не то что лишь мирно ужиться с психологизмом, пластикой, игрой воображения, со всем тем, что привычно считать средствами художественности, но и сама обогащать их собою, и подпитываться ими, и взаимодействовать с ними, постоянно расширяя собственные возможности»15.
Однако вернемся к характерным чертам публицистики, которые в разные годы отмечались теми или иными исследователями. Так, В. Оскоцкий в своей рецензии на роман Федора Абрамова «Дом», опубликованной в 1979 году в «Литературном обозрении», под публицистическим началом, которое
12 Мулярчик А. В погоне за бегущим временем//Вопросы литературы, 1978. - №.10. - С. 142.
13 Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М., 1948. - С.738.
14 Суровцев Ю. Публицистика и публицистичность//Знамя, 1986. - №4. - С.210.
15 Там же.
прослеживается в тексте, подразумевает «обнаженность вопросов» 6, а также некую назидательность и прямолинейность. В результате само слово «публицистика» приобретает негативную коннотацию, а значимость, фундаментальность явления, скрывающегося под этим термином, вызывает лишь скепсис.
При описании теоретической модели публицистики, с нашей точки
зрения, следует отталкиваться от семантического наполнения термина. По
мнению В.Н. Фоминых, слово «публицистика» употребляется по крайней
мере в трех значениях, и первые два непосредственно связаны с теорией
журналистики. Во-первых, это «образец журналистского мастерства»17.
Такая трактовка термина позволяет исследователям включать в разряд
публицистики (помимо ее образцов в родовом смысле слова) «и яркие
работы популяризаторов, и острые теоретические статьи, и актуально
18
звучащие исторические сочинения - все, что вызывает интерес» общественности. Во-вторых, под публицистикой часто понимают группу аналитических жанров, которые отличаются от информационных прежде всего тем, что в них четко прослеживается авторская позиция. Наконец, в-третьих, публицистика - «особый, обладающий специфическими внутренними закономерностями род творчества»19.
Из перечисленных вариантов последний ракурс рассмотрения проблемы является, по нашему мнению, наиболее глубоким. Однако он, разумеется, требует уточнений, прежде всего потому, что специфика публицистики определяется не только ее внутренними свойствами.
ЛЛ
«Публицист не регистратор, а исследователь, политический боец» , -подчеркивает М.С. Черепахов, говоря об особом, исключительном предназначении публициста. Ответ на вопрос, чему служит публицистика и
16 Оскоцкий В. Что же случилось в Пекашине?//Литературное обозрение, 1979. - №5. - С.48 - 49.
17 Фоминых В.Н. К спорам о публицистике. Журналистика развитого социализма. - Свердловск, 1980. -С.68.
18 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - M., 1984. - С. 17.
19 Там же С. 18.
20 Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. - М., 1973. - С.65.
чего в конечном счете добивается публицист, представляется нам довольно
значимой задачей.
Как уже было сказано, публицистика - особая творческая форма. Одна
из ее специфических особенностей кроется в этимологии слова «publicus»
(лат. «общественный»), которое наводит на мысль не только о тематической
направленности публицистического текста (в его основе - социально
значимая проблема), но и о задачах самого автора, который, с одной стороны,
выражает, а с другой - формирует общественное мнение.
Стоит отметить, что общение автора с аудиторией не является
односторонним процессом, ведь предмет «беседы» вызван интересами
социума. Говоря иначе, «публицистика выступает и как субъект воздействия,
и как объект влияния. Это взаимодействие и открывает возможность для
21
превращения частного интереса во всеобщий» . Осознание влияния общественной среды на публицистическое творчество логически приводит нас еще к одной отличительной черте публицистики - она всегда заявляет о себе остротой актуальности. Причем злободневная проблема в
публицистике раскрывается с опорой на позицию автора, который стремится
00
не только «высказать мысль, но и утвердить ее в общественном мнении» .
Таким образом, публицистическое начало в тексте всегда связано с субъективностью. Интерпретируя те или иные события, публицист ставит перед собой задачу сделать свою трактовку факта общей, то есть, определенным образом повлиять на общественное сознание. Публицистический текст в определенном смысле - «целенаправленное
23
социальное действие» , так как он обязательно имеет идеологический модус и предполагает социальную значимость.
Именно поэтому многие исследователи ставят убеждающее начало в публицистическом тексте на передовую позицию. Довольно глубоко данный
21 Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. - М., 1973. - С.68.
22 Там же С. 208.
23 Клушина Н.И. Лингвистика убеждения: интенциональные категории публицистического текстаУ/Медиаскоп, 2008. - №.1 http://www.mediascope.ru/node/67.
вопрос рассматривается в научных трудах М.И. Скуленко. Деление целевых установок публицистики на социально-педагогические (воспитание, образование, обучение) и информационно-познавательные (эта концепция была предложена Е.П. Прохоровым24) исследователь считает не совсем корректным. Причин несколько: во-первых, социально-педагогические цели, к которым, в частности, относятся воспитание, образование и обучение, «достигаются не только публицистикой, но и многими другими текстами,
25
рассчитанными на массовую аудиторию» . По мнению ученого, публицист скорее ставит цель «формирования активной жизненной позиции, готовности человека к действию, чаще всего действию безотлагательному»26, то есть цель социального ориентирования. Что же касается информационно-познавательных целей, то они, как отмечает Скуленко, и вовсе не являются определяющими для публицистики: «Публицистика преследует цель не столько информирования, сколько анализа, толкования, оценки фактов» .
В то же время исследователь подчеркивает, что сводить цели публицистического творчества к выработке социального ориентирования было бы заблуждением. По мнению Скуленко, публицистика имеет явную идейно-воспитательную направленность, которая, в частности, была характерна для советской публицистики.
Еще одна группа целей, выделяемая ученым, - регулятивная, под которой понимается «направленность публицистики на выполнение тех или иных непосредственных задач, стоящих в данный момент перед обществом. В этом отношении публицистика выступает не только орудием идейно-политического влияния, не только инструментом формирования массовых суждений по социально значимым вопросам, но и средством мобилизации
24 Прохоров Е.П. Публицист и действительность. - М., 1973. - С.116.
25 Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. - М., 1986. - С. 19.
26 Там же.
27 Там же.
общественных усилий на решение практических задач, связанных с различными сторонами общественного бытия» .
Убеждая аудиторию в чем-либо, стремясь к конечной цели, публицист решает ряд задач: привлечение внимания аудитории к тому или иному событию, явлению; побу�