автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Публицистика Хосе Марти

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Короченский, Александр Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Публицистика Хосе Марти'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Публицистика Хосе Марти"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ---

тб

Специализированный совет К-063.52.05 по филологическим наукам

На правах рукописи

А.П. КОРОЧЕНСКИЙ ПУБЛИЦИСТИКА ХОСЕ МАРТИ (1853-1895 гг.)

10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель-доктор филологических наук, профессор Е.А.КОРНИЛОВ

Ростов-на-Дону 1998

Диссертация выполнена на кафедре истории журналистики тета филологии и журналистики Ростовского государственного ситета.

факуль-универ-

Научный руководитель: доктор филологических наук

профессор Е.А. КОРНИЛОВ.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор В.В. СБРУЕВ; кандидат филологических наук, доцент Н.И. БУСЛЕНКО.

Ведущая организация- Воронежский государственный университет,

Защита состоится 18 декабря 1998 г. в 10 часов на заседании специализированного совета по филологическим наукам К-063.52.05 на факультете филологии и журналистики РГУ: 3440066, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, ауд. 32.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 17 ноября 1998 г.

Ученый секретарь специализированного совета РГУ,

кандидат филологических наук, доцентс Е.А. ПОКРОВСКАЯ

факультет журналистики

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В течение столетия после гибели выдающегося лидера кубинского освободительного движения, поэта и публициста Хосе Марти Переса (1853-1895 гг.) его публицистическое наследие привлекало внимание различных общественных сил и научных школ. Интерес к творчеству Марти-публициста обусловлен не только идейным и стилистическим богатством и разнообразием, многомерностью и глубиной его произведений, но и политическими факторами: его имя и публицистика нередко использовались для обоснования и защиты разнообразных, порой антагонистических, идеологических схем, политических интересов и устремлений. Это обстоятельство во многом определило различия (нередко - кардинальные) в трактовке наследия Марти. Неоднозначность восприятия и интерпретации многих работ публициста порождена не только различием идеологических и методологических установок исследователей, но и масштабностью оставленного им публицистического наследия, требующего объективного системного изучения, свободного от идеологических пристрастий.

Произведенное накопление исследовательского материала позволяет осуществить в наши дни переход от поисково-описательного этапа сбора и изучения эмпирического материала к этапу историко-тео-ретического осмысления публицистического творчества Хосе Марти, открывающего возможность увидеть за фактами закономерности, выявить связь и типологическое родство его наследия с публицистикой предшественников и современников - родство, объясняющее многие особенности содержания и формы произведений. Применение истори-ко-теоретического подхода, отличающегося как от "собственно исторического", так и "собственно-теоретического" исследования комплексным характером представления научного знания1 , позволит полнее и рельефнее представить действительное историческое значение деятельности публициста не только в латиноамериканском, но и в общемировом контекте.

Состояние научной разработки темы. В исследованиях творчества Марти преобладают труды, в которых основной упор переносится на литературоведческий анализ произведений. При этом публицистические работы выдающегося кубинца рассматриваются как часть его прозаического литературного наследия, без учёта специфики, присущей им

1 Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1997. С.15-16.

как произведениям публицистики. К числу таких литературоведческих исследований относится труд X. Маринельо, в котором изучались вопросы литературного мастерства Марти и проблема отношения его творчества к модернизму, книга Х.А. Портуондо, монография И. Шульмана об экспрессивных ресурсах творчества Марти и о роли символов и цвета в создании художественной образности произведений кубинского литератора, X.-0. Дилля - об идейно-эстетической системе его литературного творчества,1 а также другие исследования литературоведческого профиля.

Монографии Э.Альмендроса и С. Ариаса исследуют концепцию "журнала для детей Америки"- "La Edad de Oro" ("Золотой возраст") и характеризуют идейно-художественный комплекс работ Марти (поэзии, художественной прозы, публицистики), увидевших свет на страницах этого журнала.2 Внимание авторов упомянутых монографий было сосредоточено на педагогических воззрениях Марти, получивших отражение е публикациях журнала "La Edad de Ого", содержание же журнала рассматривалось главным образом в аспекте изучения его вклада в развитие латиноамериканской детской литературы.

Некоторые стилевые и содержательные особенности публицистических произведений Хосе Марти получили отражение в работах О.Н. Гирина,3 который также рассматривал публицистику как часть литературного наследия виднейшего представителя латиноамериканской поэзии и прозы XIX в.

1 Marinelio, J.: José Martí - escritor americano. La Habana, 1962. (В русском переводе: Маринельо, X. Хосе Марти - испаноамери-канский писатель. (Марти и модернизм). М., 1954.); Portuondo, J.A.: Martí, escritor revolucionario. La Habana. 1982; Schulraan, I. A.: Símbolo y color en la obra de José Martí. Madrid, 1960; Dill, H.-0.: El ideario literario y estético de José Martí. La Habana. 1975.

2 Almendros, H.: A propósito de "La Edad de Oro". Notas sobre literatura infantil. La Habana. 1972; Arias, S.: Acerca de la "Edad de Oro". La Habana, 1980.

3 Гирик Ю. H.: Концепция личности в поэзии Хосе Марти. //'Латинская Америка. 1979.N 6; Самобытность испаноамериканской литературы и творческая индивидуальность Хосе Марти.У/Там же,1982. К 1, С.98-107.

Работы, посвященные изучению публицистики как особой сферы творчества Марти, немногочисленны. Публицистическая деятельность Марти изучалась в монографии М.П. Гонсалеса "Хосе Марти - эпический летописец Соединённых Штатов в восьмидесятые годы".1

Вышедшие на Кубе в послереволюционный период работы о журналистской деятельности Марти посвящены главным образом описанию его сотрудничества с редакциями периодических изданий Латинской Америки и Соединенных Штатов, а также деятельности в качестве создателя, руководителя и ведущего публициста печатного органа Кубинской революционной партии- газеты "Patria" ("Родина")2.

Публицистика интеллектуального вдохновителя кубинского освободительного движения длительное время оставалась вне поля зрения отечественных историков журналистики. Одной из немногих работ, непосредственно посвященных публицистическому творчеству Марти, является краткая вступительная статья B.C. Столбова к сборнику, включающему часть переведенных на русский язык произведений публициста о Соединенных Штатах.3

Историко-журналистские исследования творчества Хосе Марти -как отечественные, так и зарубежные- не содерват системную характеристику идейной основы его творчества, определяющей специфику проблемно-тематического комплекса произведений и особенности их формы.

Значительную часть исследований, посвященных Марти, составляют биографические работы, отражающие как марксистскую интерпретацию его жизни и деятельности, личностных характеристик (монографии И.Р.Григулевича и кубинских авторов постреволюционного периода), так и фрейдистский подход к их освещению ( работы X. Маньяча).4

1 Gonzáles, М.Р.: José Martí, Epic Chronicier of the United States in the Eighties. Habana. 1961.

2 Becali,R.: Martí corresponsal. La Habana. 1976; Henríques Ureña, C.,y otros: El periodismo en José Martí. La Habana. 1977; Hidalgo, I.:"Patria": órgano del patriotismo virtuoso y fundador. //El Partido Revolucionarlo Cubano y "Patria", trinchera de ideas. La Habana, 1983, etc.

3 Столбов В.С. Хосе Марти - публицист. // Марти X. Североамериканские сцены. М., 1963.

4 См.: Григулевич И. Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской

Существует большое количество работ, исследующих политическую мысль и деятельность Марти как лидера и идеолога Кубинской революционной партии на материале его публицистики. Среди исследований политической мысли Марти преобладают работы, призванные доказать антиимпериалистическую направленность его творчества и общественной деятельности- в частности, труды Э. Роига де Леучсенринга и 0.С. Тернового, А. Мартинеса Бельо, Х.А. Бенитеса и др.,1 а также исследования Б. Роки, Л. Гриньяна Перальты, X. Альмендроса, X. Ибарры, Э. Мартинеса Эстрады, С. Моралеса, Р. Фернандеса Ретамара

и др., посвященные различным аспектам политического наследия Мар-2

ти.

Исследователь политических и общественных взглядов Марти 0.С.Терновой стремился доказать типологическое сходство воззрений Марти с идейными позициями русских народников.3

революции. М.,1979; Визен Л. Марти. Хроника жизни повстанца. М., 1964; Losada, J.: Martí, joven revolucionarlo. La Habana, 1969; Mañach, H.: El pensamiento en Martí.//Revista de Avance. Año 3, T. 4, N 31. La Habana. 1929; Mañach, J.: Martí, el Apóstol. Primer Festival del Libro Cubano, s/1, s/f. и др.

1 Роиг де Леучсенринг, Е. Хосе Марти -антиимпериалист. М., 1962; Терновой О.С. Национальный герой Кубы Хосе Марти-борец против империализма США. // Новая и новейшая история. 1962. N1; Martínez Bello, A.: Martí antiimperialista у conocedor del imperialismo. La Habana. 1986; Benítez, J.A.: Martí y Estados Unidos. La Habana. 1983; etc.

2 Roca, В.: José Martí, revolucionario radical de su tiempo. La Habana, 1962; Griñan Peralta, L.: Martí, líder político. La Habana, 1970; Almendros, H.: Nuestro Martí. La Habana. 1972; Ibarra, J.: José Martí: dirigente político y ideólogo revolucionario. La Habana. 1980; Martínez Estrada, E.: Martí, revolucionario. La Habana. 1974; Morales, S.: Ideología y luchas revolucionarlas de José Martí, la Habana, 1984; Fernández Retamar, R.: Martí en su (tercer) mundo.// Martí J.: Páginas Escogidas. Т. 1. La Habana, 1985.; Ette, 0. América Latina en Martí e identidad latinoamericana en "Nuestra América".//José Martí hoy.-José Marti Heute. Dortmund. 1985; etc.

3 Терновой О.С. Хосе Марти. М., 1966.

В монографии В. И. Шишкиной, претендующей на комплексный охват социально-политических взглядов Хосе Марта, уделено большее внимание характеристике общественной мысли и педагогических воззрений кубинского гуманиста. Но в этом исследовании не отражены идейные корни просветительства Марти, не представлены в целостном виде Фундаментальные основы мировоззренческой системы публициста.1

Первый представитель марксистской школы кубинских исследователей наследия Марти, основатель коммунистической партии Кубы X. А. Мелья писал, что "Марти был патриотом, убежденным сторонником национальной революции образца французской революции 1789 г." Мелья сравнил его с Сунь Ятсеном -"представителем демократически настроенной буржуазии, которая не выполнила еще своей исторической миссии, а потому играла тогда прогрессивную роль."2

Некоторые авторы (X. Маринельо и др.) акцентировали близость Марти к либералам, которые представляли в последней трети XIX в. прогрессивную для своего времени политическую силу в Испании и Латинской Америке. Среди части кубинских и отечественных исследователей существовала тенденция представлять Марти как стихийного социалиста. Так, В.0. Тененбаум характеризовал мировоззрение Марти как идеологию боевого революционного демократизма с элементами народничества. 3

Ряд отечественных исследователей (В.И.Шишкина, И.Р. Григуле-вич и др.), характеризующие Марти как революционного демократа, отмечает большое значение просветительского аспекта в общественно-политической деятельности и публицистическом творчестве Марти. Так, И.Р. Григуревич назвал Марти "великим пропагандистом просвещения, воспитателем, духовным наставником целого поколения патриотически настроенных кубинцев".4

Несмотря на наличие подобных характеристик, в исследованиях как российских, так и зарубежных авторов не отражена связь миро-

1 Шишкина В. И. Социально-политические взгляды Хосе Марти. М.,

1969.

2 Мелья X. А. Толкование идей Хосе Марти. //Кубинская публицистика. М., 1981. С. 91.

3 Тененбаум В.0. Хосе Марти. М., 1980. С.81

* Григуревич И.Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской революции. М., 1979. С. 196.

воззренческой системы Хссе Марти и представленных в его публицистике взглядов с идеологией как европейского Просвещения, так и латиноамериканского просветительского движения XVTII-XIX вв.

Такая идейная связь и преемственность составляют важную типологическую черту просветительства в различных странах. Отличаясь национальным своеобразием и развиваясь в русле национальной;., культуры, просветительство как общественное и интеллектуальное движение в каждом отдельном случае представляло собой также и продукт общемировой эволюции идей гуманизма и рационализма, поскольку в новое время плоды духовной деятельности отдельных наций распространялись в мире, становясь общечеловеческим достоянием благодаря развитию интернациональных экономических связей и культурных обменов, пришедших на смену средневековой замкнутости.1

Наличие среди исследователей разных стран и различных методологических школ столь явственного диссонанса в характеристике мировоззренческих и общественных позиций Марти выдвигает на первый план исследовательскую проблему опреЗеления действительных основ идейной системы eso публицистического творчества.

Несмотря на различия в интерпретации фактов биографии и творчества Марти,.упомянутые труды содержат материал, позволяющий выявить особенности личности публициста, определить хронологические контуры основных этапов его деятельности. На основе изучения материалов историко-биографических и других исследований предлагается следующая периодизация публищстической деятельности Марти:

1. Начальный этап (январь 1869 г.): первые опыты на страницах изданий, созданных молодыми кубинцами-участниками антиколониального движения в Гаване в январе 1869 г.: сатирической газеты "El Diablo Cojuelo" ("Хромой дьявол") и газеты "Patria Libre" ("Свободная Родина").

2. Испанский этап (1871- 1874 гг.): после ареста Марти в октябре 1869 г. испанской колониальной администрацией по обвинению в неблагонадежности, последующего отбывания наказания в гаванской тюрьме и на каторге, а затем в заключении на о. Пинос, он был выс-

1 См.: Американские просветители. Т.1, М., 1968; Просветительство в литературах Востока. М., 1973; Желтяков А.Д., Петросян Ю.А. История просвещения в Турции. М., 1965; Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

лан в Испанию 15 января 1871 г. По приезде Марти в Испанию Марти публикует в марте 1871 г. в виде брошюры свою первую крупную публицистическую работу "Политическая тюрьма на Кубе".

В период пребывания в Испании и учебы на факультете права Мадридского университета, а затем на философско-филологическом факультете Сарагосского университета, и пропагандистской деятельности с целью добиться поддержки испанской общественностью требований о предоставлении независимости Кубе, Марти сотрудничает с мадридской газетой "El Jurado Federal" ("Федеральное жюри") и изданиями сторонников освобождения Кубы- "La Soberanía Nacional" ("Национальный суверенитет") и "La Cuestión Cubana" ("Кубинский вопрос"), где публикует в феврале 1873 г. статьи "Решение" и "Реформа".

В феврале 1873 г. Марти создаёт брошюру "Испанская республика перед лицом Кубинской революции", обосновывающую требования о предоставлении Кубе национальной независимости.

3. Латгиноамериканский эпап (1875-1879, 1881 гг.): период работы Марти в ряде стран Латинской Америки, где он сотрудничал с местными органами прессы. После прибытия в Мексику Марти с марта 1875 г. работает в редакции газеты "La Revista Universal" ("Всеобщее обозрение"). Сотрудничество с "La Revista Universal" было прервано в 1876 г. в связи с военным переворотом в Мексике и установлением диктаторского режима Порфирио Диаса.

В 1877-1878 гг., в период пребывания в Гватемале, Марти пишет и издает в Мексике сборник очерков "Гватемала", в котором создал публицистический образ этой центральноамериканской страны, отражающий формирующийся социальный идеал публициста.

После кратковременного пребывания в Нью-Йорке в 1880-1881 гг., где Марти публикует несколько статей на английском языке в североамериканских газетах "The Hour" ("Час") и "The Sun" ("Солнце"), в январе-июле 1881 г., он работает в Венесуэле, где создает журнал "La Revista Venezolana" ("Венесуэльское обозрение"), выпуск которого был прекращен из-за противоречий с венесуэльскими властями после выхода в свет трех номеров.

4. Североамериканский этап (1881-1891 гг.): интенсивное сотрудничество с редакциями кубинских и латиноамериканских эмигрантских изданий в Нью-Йорке и рядом газет и журналов, издававшихся в странах Южной и Центральной Америки. В 1881 г. Марти становится корреспондентом венесуэльской газеты "La Opinion Nacional" ("Мне-

ние Нации") и крупной аргентинской газеты "La Nación" ("Нация"), сотрудничество с которой продолжилось до 20 мая 1891 г. Публицистические произведения Марти о Соединенных Штатах Америки, опубликованные на страницах "La Nación" и других латиноамериканских изданий (главным образом в газетах "La Opinión Pública" ("Общественное мнение", Венесуэла) и "Partido Liberal" ("Либеральная партия", Мексика), вошли впоследствии в соответствии с литературным завещанием Марти в цикл "Североамериканские сцены". Марти превратился в 1880-е годы "в самого читаемого публициста во всей Испаноамерике -не только в связи с тем, что направлял свои корреспонденции в некоторые газеты и журналы Центральной и Южной Америки, но также и потому, что многие другие органы прессы перепечатывали их из изданий, опубликовавших оригиналы."1

В 1883-1884 г. Марти сотрудничал с редакцией нью-йоркского испаноязычного журнала "La América" и редактировал этот журнал. В 1889 г. он создает и редактирует журнал "для детей Америки" "La Edad de Oro" ("Золотой возраст") и выпускает четыре номера этого издания.

В 1891 г. Марти прекращает сотрудничество с латиноамериканскими изданиями ввиду активизации кубинского антиколониального движения, потребовавшего его непосредственного участия в подготовке освободительной войны против испанских колонизаторов.

5. Этап подготовки к освободительной антиколониальной войне на Кубе (1892-1895 гг.): после создания в ноябре 1891 г. по инициативе Марти Кубинской революционной партии он подчиняет свою публицистическую и редакционно-издательскую деятельность задачам сплочения сторонников независимости Кубы и пропагандистского обеспечения деятельности партии. С этой целью Марти создает газету "Patria" ("Родина"). Первый номер газеты выходит 14 мая 1892. г. Марти становится руководителем и ведущим публицистом "Patria" -печатного органа Кубинской революционной партии. В этот период выпущен в свет ряд публицистических произведений Марти, наиболее полно отражающих демократическое содержание его творчества, его социальный идеал.

1 Gonzáles M.P. José Martí, su circunstancia y su tiempo.// Martí, J.: Esquema ideológico. Selección, prefacio, glosas y notas por M.P. Gonzáles e I. Schulman. México. 1961. P. 17.

Цель и задачи исследования. Диссертант сосредоточил своё внимание главным образом на выявлении фундаментальных сущностных и формальных характеристик публицистики кубинского гуманиста, определённых её идейной-творческой первоосновой - константой, сохранявшей своё значение на различных этапах деятельности публициста, несмотря на изменение внешних условий творчества и идейную эволюцию самого Марти.

Данная работа представляет собой попытку нового прочтения публицистического наследия Марти с целью изучения действительных мировоззренческих основ его творчества, выявления их связи с гуманистической идеологией европейского и американского просветительства и идейно-творческой системой просветительской публицистики, опыт диахронического исследования содержательных и формальных характеристик творчества Марти-публициста с учетом специфики его мировоззренческой позиции.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

-изучить публицистику Марти с тем, чтобы системно представить её идейно-мировоззренческую основу, в частности, рассмотреть работы публициста, отражающие систему его воззрений на природу человека, на духовное развитие личности;

-изучить публицистические произведения Хосе Марти, в которых представлена система, его вглядов на роль просвещения в развитии личности и в преобразовании общества;

-изучить работы публициста, отражающие основные характеристики мартианского идеала личности и социального идеала;

-исследовать связь публицистического наследия Марти с идейной системой европейского и латиноамериканского просветительского движения;

-исследовать произведения публициста, отражающие его воззрения на общественную роль журналистики, в частности, издательские проекты и программы изданий, которые создавались и действовали под руководством Марти; определить отношение между мартианской концепцией социальной роли журналистики и просветительскими представлениями об общественном предназначении прессы;

-изучить жанровое своеобразие публицистики Марти, его вклад в развитие и обогащение жанровых форм латиноамериканской периодики (на примере характерной и часто употребимой публицистом жанровой

формы - хроники); выявить отношение жанровых форм, используемых публицистом, к жанрам просветительской латиноамериканской публицистики XVIII—XIX вв. (на основе изучения бытоописательных и нра-вописательных очерковых произведений публициста 1880-х гг.).

В соответствии с задачами исследования при изучении публицистического наследия Марти применялись теоретический, сравнительный, текстологический и описательный методы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с марта 1871 г., когда вышла в свет первая крупная публицистическая работа Марти - "Политическая тюрьма на Кубе" до прекращения его публицистической деятельности в связи с высадкой на Кубе в составе повстанческой экспедиции в апреле 1895 г.(в мае того же года Марти погиб на поле боя).

Научная новизна работы определяется новым ракурсом рассмотрения творческого наследия Марти: впервые публицистика выдающего кубинского творца изучается в соотнесении с идейной системой просветительства и с идейно-творческой спецификой творчества его предшественников и современников - латиноамериканских публицистов-просветителей. Теоретические воззрения публициста на социальную роль журналистики, исследуемые в диссертации, никогда ранее не рассматривались комплексно, в их взаимосвязи. Не исследовалась их связь с идеологией просветительства. Впервые изучается жанровое своеобразие публицистики Марти, особенности использования им очерковых форм. Рассмотрение специфических элементов системы жанров испаноязычной периодической печати, теоретических воззрений испанских и латиноамериканских авторов на одну из основных жанровых форм публицистики Марти - хронику (la crónica)- также произведено впервые.

Источниковедческая база исследования. Анализ публицистических произведений производился главным образом по текстам, представленным в полном собрании сочинений Марти, вышедшем в свет в Гаване в 1963-1965 гг.,1 а также по работам, опубликованным в различных сборниках произведений Марти, в факсимильном издании журнала "La Edad de Ого", в кубинских периодических изданиях, напечатавших ряд вновь разысканных работ, не вошедших в изданные ранее собрания сочинений. В диссертации изучаются произведения Марти, остававшиеся вне поля зрения исследователей, например, большинство публикаций в журнале "La América", ряд статей, увидевших свет на страницах мек-

сиканской газеты "Revista Universal", а также вновь разысканные работы публициста (увидевшие свет в мексиканской газете "El Partido Liberal" и др.)

В ходе исследования изучались письма публициста, его заметки, подготовительные записи, планы и наброски публицистических и философских работ, а также материалы о жизни и творчестве публициста, хранящиеся в фондах Национальной библиотеки "Хосе Марти" в Гаване.

Диссертант использовал также тексты некоторых публицистических работ Марти, переведенных на русский язык. В вышедших в свет на русском языке сборниках публицистики Марти опубликовано сравнительно небольшое количество работ из многотомного наследия публициста: ряд текстов воспроизведен многократно, в то время как подавляющая часть произведений Марти (в частности, латиноамериканского и североамериканского периодов), имеющая важное значение для изучения философско-мировоззренческих основ публицистики, своеобразия его содержания и формы, не переводилась на русский язык. В ряде опубликованных на русском языке публицистических произведений Марти искажена сущность его воззрений вследствие неадекватного перевода текстов. Так, понятие hombre natural (естественный человек), характерное для просветительской публицистики XVIII-XIX вв. и используемое в публицистических работах Марти, было переведено как "самобытный человек", "туземец" и "коренной житель".2 Поэтому при использовании текстов Марти, переведенных на русский язык, диссертант был вынужден в ряде случаев вносить в перевод необходимые коррективы, обеспечивающие семантическое соответствие переведенных текстов оригиналу.

В процессе работы над диссертацией использовались труды европейских, латиноамериканских и североамериканских просветителей; исследования идеологии и истории просветительского движения; работы отечественных и зарубежных авторов (Е.А. Ларина, И. Р. Григулеви-ча и др.) по истории и истории культуры Кубы, Латинской Америки, Испании и США; исследования по истории журналистики латикоамери-

1 Martí, J.: Obras Completas. La Habana, 1963-1965. Vol. 1-30. (В дальнейшем в ссылках на указанное полное собрание сочинений Марти используется аббревиатура "ОС")

2 Хоое Марти. Избранное. Стихотворения, статьи, очерки. М., 1974. С. 148-157.

канских государств (В.В. Сбруева и др.) и прессы Соединенных Штатов; работы российских авторов по теории публицистики, а также исследования испанских и латиноамериканских авторов, посвященные теории жанров испаноязычной журналистики.

Научно-практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов и спецдисциплин, посвященных истории зарубежной журналистики, жанровой специфике испаноамериканской школы журналистики, а также при создании учебников и учебных пособий для студентов факультетов и отделений журналистики, филологических факультетов.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения, списка литературы, использованной в процессе работы и списка изученных диссертантом произведений Марти.

Апробация диссертации. Положения и выводы диссертации были представлены в докладах и обсуждены на международных и всероссийских научных конференциях в МГУ (1997 г.), ив РГУ (1995,1996,1997 гг.). Положения, относящиеся к характеристике жанрового своеобразия испаноязычной публицистики в целом и работ Марти в частности, были изложены в докладе диссертанта и обсуждены на научно-методологическом семинаре на факультете журналистики Гаванского университета (октябрь 1987 г.), а также в ходе дискуссий, состоявшихся в сентябре-декабре 1987 г. при участии председателя Союза журналистов Кубы X. Гарсиа Луиса, декана факультета журналистики Гаванского университета Л. Пеньонес Мадан, редакторов и сотрудников ведущих кубинских газет и журналов: "Granma","Juventud Rebelde", "Granma Intemacionalista", "Somos Jóvenes", "Verde Olivo".

Основные идеи исследования апробированы диссертантом также в ходе разработки и утверждения авторских программ специальных курсов, читавшихся иностранным студентам отделения журналистики РГУ:"История журналистики стран Азии, Африки и Латинской Америки" (1983-1993 гг.), "Выдающиеся публицисты стран Азии, Африки и Латинской Америки"(1983-1991 гг.), "Система жанров испаноязычной периодической печати" (1988-1993 гг.).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ МАРТИ

Марти использовал ресурсы публицистики для того, чтобы сделать свои идеи достоянием общества, превратить их в социально-преобразующую силу. Выдающийся кубинец не оставил после себя объемных работ обобщающего, комплексного характера: его мировоззренческие позиции отражены главным образом в многочисленных газетно-журнальных публикациях. При изучений идейного комплекса творчества публициста следует обратиться в первую очередь к тем работам, в которых получили отражение основополагающие идеи мировоззрения Марти: его взгляды на природу человеческой личности, его концепция человека, лежащая в основе представлений об обществе и путях его преобразования.

Марти-публицист осознавал и отразил в своих работах (эссе "Поэма о Ниагаре", "Наша Америка", "Уолт Уитмен", хрониках "Призовой бокс", "Варвары-марафонцы" и других произведениях) двойственность человеческой натуры, обусловленную, с одной стороны, биологической сущностью человека, которая роднит его с другими животными, и, с другой стороны, его собственно человеческой природой, определяемой способностью мыслить, заниматься целенаправленной творческой деятельностью и продуктивно взаимодействовать с другими членами общества.

Признавая наличие в человеке биологического, животного начала, способного при определенных условиях пробудить самые низменные инстинкты, толкнуть личность к иррациональным действиям, Марти в то же время считал, что человек способен и должен возвыситься над своей животной природой. Он отстаивал в своих публицистических произведениях принципиальную возможность развития и совершенствования человеческого начала в личности, возвышения ее над животностью и примитивной ограниченностью интересов.

Развитие человечества - это путь утверждения человеческого начала в человеке - полагал кубинский мыслитель. А потому вся история общества есть, по Марти, "переход от человека-зверя к человеку-человеку. "1 Публицист разделял свойственную просветителям

1 ипа ре1еа бе ргеяйо.// ОС, Т. 9, Р. 255.

уверенность в принципиальной возможности выявления и развития лучших качеств человеческой натуры путем просвещения и нравственного совершенствования. Неотъемлемой целью совершенствования личности, по Марти, является ее самопознание и максимально полная самореализация, обретение ею своей истинной человеческой сущности и предназначения - и, в конечном счете, обретение гармонии, понимаемой как полное соответствие личности её человеческой сущности и предназначению, как обретение естественности, состояния "растворённос-ти" человека в природе, как соответствие идеалу свободного "естественного человека".

В статье "Музыканты, поэты и художники", опубликованной в журнале "La Edad de Oro", Марти писал, что "каждое человеческое существо содержит в самом себе идеального человека - точно так же, как каждый необработанный кусок мрамора содержит в себе прекрасную статую, наподобие той, которую грек Пракситель посвятил Аполлону. 1,1 "Естественный человек" в понимании публициста - это природная первооснова личности, заложенный в ней от рождения позитивный потенциал, выявление которого зависит от характера воздействия внешней среды, главным образом от воспитания и образования, а также от индивидуального саморазвития. Свободное развитие личности, максимально реализующее её прирождённые способности и возможности, выявляет в ней идеального гармоничного "естественного человека".

Лишь тогда, когда человеку "удастся вновь завоевать самого себя", "обрести себя", на земле появиться "поколение могучих творцов, которых ей столь недостаёт,"г - утверждал Марти.

Публицист полагал, что человек способен овладеть подлинными духовными ценностями, в полной мере раскрыть свои прирожденные способности только в условиях духовной свободы, раскрепощенности интеллекта. В статье "Латинский ум" он выражал удивление в связи с тем, что повсюду можно увидеть лишь кампании за политические свободы - хотя "с еще большей силой следует начать кампании за духовную свободу"3.

Публицист во многих своих работах неоднократно отмечал, что без духовной свободы не будут достигнуты ни политические свободы

1 Músicos, poetas у plntlres.//ОС, Т.18. Р. 390.

2 Poema de Niágara.//ОС, Т. 7. Р. 230.

3 Mente latina.// ОС, Т.6. Р.24.

(по его мнению, "теоретические и формальные" в современном ему обществе) , ни оригинальность и естественность в творческой деятельности.

В представлении Марти, действительная свобода в обществе монет стать реальностью только при условии достижения его членами истинной духовной свободы. Такая свобода приобретается через объективное знание и понимание окружающей действительности, через развитие способности осуществлять глубокую проверку всех явлений и процессов с точки зрения их разумности, соответствия общечеловеческим гуманистическим идеалам и ценностям. Публицист рассматривал духовное освобождение как непременное условие социального освобождения. В статье "Странствующие учителя" он провозгласил: "быть просвещённым есть единственный способ быть свободным".1

Задачи просвещения, по Марти, не обеспечиваются только распространением знаний. Употребляемое в его работах понятие "educación" (которое обычно переводится на русский язык как "образование") в контексте публицистики Марти имеет расширенное значение, более соответствующее понятиям "просвещение и воспитание", "распространение культуры и моральное совершенствование". В заметках о народном просвещении он разводит понятия "instrucción" (обучение, образование) и "educación". Марти писал, что это - не одно и тоже: первое связано главным образом с распространением знаний и развитием интеллекта, второе предусматривает также упор на формирование культуры чувств, развитие эмоционально-нравственного мира личности.

Публицист отвергал узкое, ограниченное понимание просвещения, которое многие его современники сводили к элементарному обучению "полезным знаниям", главным образом - ремёслам и к распространению основ грамотности.

"Более полная концепция просвещения", по Марти, включает широкое распространение знаний, нравственное формирование и воспитание духовности - в различных формах и с учётом реальных потребностей жизни, с целью достижения "счастливой и разумной духовной жизни, которая ускоряет смерть зверя и торжество высшего начала". Просвещение, по Марти, должно быть постоянным и непрерывным, поскольку развитие личности начинается вместе с жизнью и завершается

1 Maestros ambulantes. //ОС, Т. 8. Р. 289.

только после смерти человека.

Публицист называл "чудом" заложенную в человеке - единственном из живых существ- способность к интеллектуальному и духовному развитию, к достижению высот духовности и заявлял, что эти высоты "принадлежат человеку, и путь к ним должен быть открыт для всех."1

Изучение взглядов публициста, отраженных в сборнике очерков "Гватемала" и других работах, позволяет сделать вывод о том, что подход Марта к проблеме просвещения не сводился к провозглашению чисто идеалистических формул. Просвещение рассматрива^юсь публицистом не как изолированный от материальной сферы, самодовлеющий двигатель социальной тпранформации, но как обязательное условие этой трансформации, духовная база мобилизации человеческого фактора, его приспособления к изменяющимся условиям производства и обмена, к новым общественным отношениям. Таким образом, просвещение было в представлении Марти не самодовлеющим "надструктурным фактором" (0. Этте), но фактором подготовки и активизации человека перед лицом экономических и социальных перемен.

ГЛАВА II. ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МАРТИ

Маршанский идеал личности: просветительский образ совершенного человека. Представления Марти о природной сущности человека, о содержании и целях духовного развития личности были воплощены им в публицистических произведениях, характеризующих выдающихся современников -представителей культуры и науки, просветителей, борцов против колониализма, за свободу и демократическое переустройство общества. В портретных очерках и зарисовках, а также в работах, представляющих другие жанры публицистики, были даны образы и характеристики людей, наделённых человеческими качествами, приближающими их обладателей к мартианскому идеалу личности. Изучение этих произведений с целью определения системы характеристик, образующих созданный публицистом обобщенный образ идеальной личности (героя), позволяет выявить дополнительные черты этико-гуманистической программы Марти-публициста.

Гуманистический идеал Марти, отвечающий просветительскому канону совершенной личности, воплощают созданные публицистом образы

1 СгапсЗез гаоИпез бе оЬгегоз//0С, Т. 10. Р. 451.

людей искусства и науки, социальных реформаторов и гуманистов, а также всех тех, кто своими самоотверженными усилиями способствовал обновлению мира на принципах свободы, разумности, человеколюбия -от защитника индейцев падре Бартоломе де Лас Касаса до Дарвина, от Освободителя Симона Боливара до Пушкина, которого Марти считал борцом за свободу россиян. Этко-гуманистический идеал личности, по Март, воплощался главным образом в публицистическом образе интеллектуального и морального лидера своего времени, борца за свободу, человека высокой духовности, первооткрывателя новых путей, готовящего людей к движению по этим путям. Это был образ Учителя -творца, просветителя, гуманиста, который пользуется достигнутыми им высотами не для того, чтобы утвердить таким образом своё превосходство и господство над другими, но чтобы помочь им возвыситься.

Просветительский характер социального идеала Марти-публицис-та. Содержание публицистики кубинского гуманиста - от книги "Политическая тюрьма на Кубе" до последних работ 1890-х гг.- свидетельствует о том, что в основе общественного идеала Марти находилась идея равенства всех людей, независима от их социального происхождения, ищщественного положения, расовой принадлежности, вероисповедания и пр. - идея, являющаяся "'центральной в просветительской идеологии".1 В статье "Наши идеи" (1892 г.) публицист дает типичное для просветительской идеологии обоснование равенства людей, исходящее из положений "естественного права", согласно которому все члены общества наделены равными правами от рождения, уже в силу своей принадлежности к человеческому роду. Вслед за европейскими и латиноамериканскими просветителями он назвал в эссе "Наша Америка" равенство природным, "всеобщим свойством человека".2 Марти писал:"... социальное равенство есть ничто иное как признание очевидного естественного равенства".3

Свойственное Марти-публицисту понимание природы человека, роли просвещения, духовного совершенствования и самопознания как пу-

1 Макогоненко Г.Н. Николай Карамзин и его "Письма русского путешественника" //Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 1988. С. 8.

2 Nuestra América.// ОС, Т. 6. Р.22.

3 Nuestras ideas.// ОС, Т.1. Р.321.

ти к достижению максимально полной самореализации личности явилось доминантой в его интерпретации проблем освобождения и социальной трансформации. В представлении публициста, просвещение народа и справедливое общественное устройство неразрывно связаны и невозможны одно без другого. Надеясь на образование демократической республики на Кубе, освобожденной от испанских колонизаторов. Марта стремился к тому, чтобы она была "республикой открытых глаз", то есть демократическим государством просвещенных граждан.1

Социальный идеал Марта имеет отчетливо выраженные черты гуманистической просветительской утопии. Его концепция "республики всех и для обшего блага", лишенная черт конкретной социально-политической программы, служила тем же целям, что и многочисленные утопические общественные проекты просветителей ХУШ-ХП вв.: она была призвана наметить контуры будущего, более совершенного и справедливого общественного устройства, определить критерии и ориентиры социального развития. Путь же к достижению намеченных ориентиров лежит, в представлении Марти, через социальное творчество на основе идеалов гуманизма, уважения к личности, всеобщего просвещения, демократии, понимаемое как исторически длительный процесс, по мере развития которого будут определены конкретные формы воплощения этих идеалов.

С просветительскими утопиями ХУШ-Х1Х вв. социальный идеал Марти объединяют следующие черты:

- последовательный гуманизм, выразившийся, в частности, в выдвижении на первый план задач просвещения народа как ключевого условия и метода действительной и глубокой социальной трансформации;

- апелляция к естественным правам человека как обоснованию требований социального равенства людей;

- объяснение социальных антагонизмов несовершенством людей, различием их характеров и способностей, невежеством, мешающим людям преодолевать свое несовершенство и свободно пользоваться естественными правами;

-стремление к гармонизации отношений людей в обществе на основе общественного согласия, взаимного уважения и учета интересов,

1 Con todos y para bien de todos.// Martí, J. Letras fieras. La Habana. 1981. P. 58-59.

отказа от насилия как преобладающего метода решения внутренних и международных проблем, осуждение войны как преступления против человечности и отстаивание идеалов мира.

ГЛАВА III.ВОЗЗРЕНИЯ МАРТИ-ПУБЛИЦИСТА НА СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

Хосе Марти отвергал ограниченные взгляда на социальную роль журналистики, сводящие деятельность прессы только к функции информирования, или же преимущественно к обслуживанию узкопартийных интересов. Для него были неприемлемы и представления о прессе как поле для самовыражения публицистов и литераторов. Публицист утверждал, что "во времена созидания печать не может быть только средством передачи новостей, только прислужницей интересов или местом для разгула буйного воображения"1.

Марти считал печатное слово могучим фактором воздействия на общество и неоднократно отмечал чрезвычайно важную роль печати в обеспечении социального прогресса. Он называл прессу созидателем нового великого времени, а ее творческую преобразующую силу сравнивал с созидательным гением великих творцов - Леонардо да Винчи и Микельанджело. По мнению Марти, одна из основных заслуг прессы перед обществом заключается в том, что она выполняет функцию социального просвещения, обеспечивая быстрое, массовое распространение новых идей, способствующих преобразованию действительности. Благодаря печати новые идеи распространяются в обществе гораздо быстрее, чем прежде, когда для их распространения и укоренения в умах требовались века. "Газеты делают великие идеи общим достоянием" -писал Марти. Он подчеркивал исключительную роль периодики как средства интеллектуального обновления, без которого немыслим действительный прогресс общества.

Публицист особо подчеркивал роль прессы как инструмента изучения, познания современного общества, выявления действительной сути социальных процессов, исследования негативных тенденций общественного развития. Исследовательскую функцию прессы Марти ставил очень высоко - по его мнению, пресса должна выполнять обязанности изучения общественных процессов, прогнозирования социального

1 Muerte de Gulteau. //ОС, Т.9. Р.326.

развития наряду с научными учреждениями: "в газетах, на кафедрах, в академиях надо изучать реальную жизнь страны".1

Публицист придерживался убеждения, что отыскание объективной истины, утверждение в общественном сознании научных знаний и новых идей, преодоление архаичных и реакционных взглядов требуют применения ресурсов полемической журналистики. Подобного рода журналистика в полной мере отвечала рационалистическим, гуманистическим идеалам публициста, считавшего самостоятельное мышление первейшим долгом человека. Марти видел задачу полемики в прессе не в том, чтобы добиться победы над оппонентом, но чтобы обеспечить победу правды, здравого смысла, объективного знания, плодотворных идей над ложью, ошибками или заблуждениями.

В публицистических работах Марти отражены воззрения на различные аспекты социально-управленческой функции периодической печати, в частности, на её контрольную и консолидирующую роль в обществе - воззрения, существенно отличавшиеся от либеральной концепции журналистики, несмотря на сходство и близость некоторых положений.

Для Марти, провозглашавшего, что "слово служит не для того, чтобы скрыть правду, но чтобы сказать о ней", было совершенно неприемлемо использование печати в целях манипулирования читательской аудиторией, поскольку такого рода деятельность противоречила его просветительским установкам, представлению о развивающем предназначении прессы. Именно эта позиция публициста заставила его резко осудить многие стороны деятельности североамериканской коммерческой прессы, расходящиеся с просветительскими представлениями о социальной роли журналистики.

ГЛАВА IV. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ МАРТИ

Исторически сложившаяся система жанров испаноязычной журналистики имеет специфику, отраженную как в журналистской практике, так и в теоретических воззрениях испанских и латиноамериканских исследователей на жанры периодической печати и их классификацию.

Эта специфика не позволяет применить в полной мере принятую в

1 Ыиеэ^а Атёг1са.// Р. 18.

России классификацию нанров при характеристике жанрового своеобразия публицистики Марта, так как при этом не достигается необходимая степень адекватности жанровой характеристики произведений публициста. Так, при описании жанрового диапазона публицистических произведений Марти кубинский исследователь Р. Фернандес Ретамар оперирует понятиями, отсутствующимися в российских классификациях жанров публицистики: хроники (crónica), критики (crítica), свидетельства (testimonio) и др.

Изучение жанровой системы публицистики Марти (с учетом проведенного в диссертации исследования специфических элементов классификации жанров испаноязычной публицистики) выявило наличие в его творческом наследии работ, выполненных в жанрах общественно-политического эссе (ensayo sociopolítico); аналитической статьи (artículo de fondo); художественной критики (crítica)-жанровой форме, наиболее приближенной к жанрам рецензии либо обозрения; биографического очерка (etopeya); портретного очерка (semblanza); памфлета (panfleto); хроники (crónica) и др.

Проблема жанровой принадлежности многих публицистических произведений Марти требует особого рассмотрения. В особенности это относится к тем работам, которые сам публицист и многие его зарубежные исследователи отнесли к жанру хроники ícrónica). Содержание понятия "хроника", употребляемого применительно к жанровым формам испаноязычной журналистики, требует особого изучения также и ввиду несоответствия содержания этого понятия в отечественной теории журналистики и в теоретических трудах зарубежных авторов.

Проведенное теоретико-сравнительное изучение позволило прий-тик выводу, что понятие "хроника"- в испаноязычной журналистике в целом и в творчестве Марти в частности- охватывает широкий спектр художественно-публицистических жанров, главным образом, очерковых форм- от событийных, путевых, исторических, мемуарных до бытоописательных очерков. Понятие "хроника" в испаноязычной журналистике и исследованиях латиноамериканских и испанских авторов в значительной мере совпадает с понятием "художественно-публицистические жанры" в российской теории жанров. При этом понятие "хроника" не охватывает такие формы, как памфлет , эссе, относящиеся к группе художественно-публицистических жанров (в соответствии с принятой в России классификацией). Понятие "хроника" не относится и к таким

очерковым формам, отмечаемы/л в отечественных жанровых классификациях, как биографический очерк, портретный очерк, зарисовка (которым в испаноязычной журналистике соответствуют понятия "biografía" ("biografía popular"),"etopeya"; "semblanza"; "bosquejo".

Жанровые формы, обозначаемые испаноязычными исследователями как хроники, широко представлены в творчестве Марта. Хроника Марти представляет собой сложные сочетания, синтез различных жанровых форм в рамках одного публицистического произведения, призванного создать панорамную картину действительности. При преобладании очерковых компонентов, в хрониках Марти очевидно присутствие аналитических и иных жанровых элементов, включая элементы репортажа ("Бруклинский мост", "Праздник Статуи Свободы" и др.).Часть хроник представляет собой документальные очерки - публицистическую реконструкцию событий, очевидцем которых Марти не был и которые публицист описывал, опираясь на документальную основу. К числу таких произведений следует отнести известные хроники о Парижской всемирной выставке, опубликованные в журнале "La Edad de Oro".

Ряд публицистических произведений Марти, обозначенных испаноязычными исследователями как хроники, по своей форме и особенностям содержания непосредственно примыкают к жанру бытоописательного и нравоучительного очерка, получившего распространение в XVIII-XIX вв. в странах Европы и Америки под влиянием публицистики английских просветителей-моралистов, а также их многочисленных подражателей в государствах, испытавших культурное влияние западноевропейского Просвещения. В Испании и Латинской Америке бытописательное и нравоучительное направление в публицистике существовало в форме костумбризма. Публицистические произведения.Марти бытоописательного характера, при всей их близости к костумбристской традиции в журналистике Кубы и Латинской Америки в целом, вместе с тем имеют существенные отличия от основной части работ, выполненных в русле просветительского костумбризма:

- в отличие от костумбристский произведений, имевших открыто выраженную, иногда подчеркнуто морализаторскую, дидактическую нагрузку, бытоописательные очерки Марти, как правило, лишены открытой назидательности, хотя и содержат весьма значительный элемент нравственного поучения и моральной оценки описываемых событий и

явлений;

- Марти в большей степени, нежели публицисты-костумбристы конца XVIII- начала XIX века, опирался на изложение фактов при обосновании своей моральной позиции и формировании нравственной оценки событий и явлений. Поучение и нравственное воспитание читателя в публицистике Марти достигалось главным образом демонстрацией фактов и картин действительности, доказывающих истинность авторской позиции, а также исследованием социальных процессов- в отличие от назидательных произведений раннего костумбризма, морали-заторский заряд которых формировался главным образом описанием типичных образцов поведения, различных человеческих типов и нравоучительными рассуждениями публициста. Марти-публицист освоил и развил творческие достижения латиноамериканских костумбристсв середи-ны-второй половины XIX века, возвысивших костумбристский очерк до уровня социологических и этнографических исследований (А. Бачиль-ера и Моралеса, Ф. Поэя и др.)

- в бытоописательных очерках Марти отсутствует сатирический элемент, свойственный многим костумбристским произведениям крити-ко-обличительного характера. Вместе с тем публицист даже в своих обличительных работах, как правило, следовал традиции просветительского костумбризма, согласно которой порицанию и осуждению могли подвергаться различные явления и образцы поведения, но не допускалась персональная критика.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии многообразных идейных связей между публицистикой Хосе Марти и идеологией европейского Просвещения, просветительского движения на американском континенте, о наличии родства, преемственности и связи содержания и формальных характеристик его творчества с наследием выдающихся публицистов-просветителей Кубы и других стран Латинской Америки, в частности, Х.А. Сако. Ф. Варелы, X. де ла Луса, X.X. Фернандеса де Лисарди, Д.Ф.Сармьенто и др. Это родство позволяет рассматривать творчество Марти как явление, тесно связанное с историческим процессом развития просветительской латиноамериканской публицистики, а его самого - как одного из виднейших фигур просветительского движения и публициста, представлявшего демократическое крыло этого движения.

Содержание диссертации отражено в следующих научных публикациях:

1. Актуальные задачи изучения публицистического творчества Хосе Марти.//Журналистика в 1995 г. Тезисы научно-практической конференции. Часть V. М., 1996. с. 71-72.

2. Идеи просветительства в публицистике Хосе Марти Переса. //Журналистика в 19Э6 г. Тезисы научно-практической конференции. Часть IV. М.. 1997. с.60-61.

3. Хосе Марти о социальной роли журналистики. Тезисы доклада. //Проблемы журналистики: История и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. Вып. 4. Ростов-на-Дону. 1996. с. 25-26.

4. Отражение просветительского социального идеала в публицистике Хосе Марти периода подготовки к освободительной войне на Кубе (1891-1895 гг.) Тезисы доклада.//История журналистики как объект исследования и учебная дисциплина. Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 2. Ростов-на-Дону. 1997. с. 43-45.

5. Просветительские воззрения Хосе Марти на социальную роль журналистики (Марти о коммерческой прессе). Тезисы доклада.//Вопросы журналистики и филологии. Сборник научных работ и сообщений. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 1997. С.35-37.

6. Просветительские воззрения Хосе Марти на социальную роль журналистики.//Филология и журналистика в контексте культуры (Ли-манчик-98) Материалы Всероссийской научной конференции. Ростов-на-Дону. 1998. С.40-42.

7. Публицистика Хосе Марти. Ростов-на-Дону. 1998. 3 п.л.

гпттт ■ру1/ ооо т- трп °Р

 

Текст диссертации на тему "Публицистика Хосе Марти"

V./1 • и ( ^ ^ -

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет К-063.52.05 по филологическим наукам

А. П. КОРОЧЕНСКЙЙ ПУБЛИЦИСТИКА ХОСЕ МАРТИ (1853-1895 гг.)

10.01.10 - журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель-доктор филологических наук, профессор Е.А.КОРНИЛОВ

Ростов-на-Дону 1998

~ 2 -ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................3

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ МАРТИ

1.1. Марти-публицист о природе человека и духовной жизни личности..................................................18

1.2. Мартианская концепция просвещения.........................34

ГЛАВА II. ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ МАРТИ

II. 1. Мартианский идеал личности.....................;..........45

II.1. Социальный идеал публициста..............................54

ГЛАВА III. ВОЗЗРЕНИЯ МАРТИ НА СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ

III.i. Мартианская интерпретация предназначения и функций периодической печати......................................86

III. 2. Марта о коммерческой журналистике......................102

III. 3. Издательские проекты Марти,............................ИЗ

III.4. Периодическая печать и публицистика в системе просветительства (к характеристике воззрений Марти

на журналистику)......................................131

ГЛАВА IV. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ МАРТИ

IV. 1. Жанровая система творчества Хосе Марти..................140

IV.2. Просветительский костумбризм в латиноамериканской

публицистике и бытоописательные очерки Марти североамериканского периода..................................154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................163

БИБЛИОГРАФИЯ.................................................168

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАРТИ..........................181

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В течение столетия после гибели выдающегося лидера кубинского освободительного движения, поэта и публициста Хосе Марти Переса (1853-1895 гг.) его публицистическое наследие привлекало внимание различных общественных сил и научных школ. Интерес к творчеству Марти-публициста обусловлен не только идейным и стилистическим богатством и разнообразием, многомерностью и глубиной его произведений, но и политическими факторами: его имя и публицистика нередко использовались для обоснования и защиты разнообразных, порой антагонистических, идеологических схем, политических интересов и устремлений. Это обстоятельство во многом определило различия (нередко - кардинальные) в трактовке наследия Марти. Неоднозначность восприятия и интерпретации многих работ публициста порождена не только различием идеологических и методологических установок исследователей, но и масштабностью оставленного им публицистического наследия, требующего объективного системного изучения, свободного от идеологических пристрастий.

Произведенное накопление исследовательского материала позволяет осуществить в наши дни переход от поисково-описательного этапа сбора и изучения эмпирических данных к этапу историко-теорети-ческого осмысления публицистического творчества Хосе Марти, открывающего возможность увидеть за фактами закономерности, выявить связь и типологическое родство его наследия с публицистикой предшественников и современников - родство, объясняющее многие особенности содержания и формы произведений. Применение историко-теоре-тического подхода, отличающегося как от "собственно исторического", так и "собственно-теоретического" исследования комплексным характером представления научного знания1 , позволит полнее и рельефнее представить действительное историческое значение деятельности публициста не только в латиноамериканском, но и в общемировом контекте.

Состояние тутой разработки темы. В исследованиях творчества Марти преобладают труды, в которых основной упор переносится на литературоведческий анализ произведений. При этом публицистические

1 Корнилов Е.А. Методологические проблемы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1997. С.15-16.

работы выдающегося кубинца рассматриваются как часть его прозаического литературного наследия, без учёта специфики, присущей им как произведениям публицистики. К числу таких литературоведческих исследований относится труд X. Маринельо, в котором изучались вопросы литературного мастерства Марти и проблема отношения его творчества к модернизму, книга Х.А. Портуондо, монография И, Шульмана об экспрессивных ресурсах творчества Марти и о роли символов и цвета в создании художественной образности произведений кубинского литератора, Х.-О. Дилля - об идейно-эстетической системе его литературного творчества,1 а также другие исследования литературоведческого профиля.

Монографии Э. Альмендроса и С. Ариаса исследуют концепцию "журнала для детей Америки"- "La Edad de Oro" ("Золотой возраст") и характеризуют идейно-художественный комплекс работ Марти (поэзии, художественной прозы, публицистики), увидевших свет на страницах этого журнала.2 Внимание авторов упомянутых монографий было сосредоточено на педагогических воззрениях Марти, отраженных в публикациях журнала "La Edad de Oro", содержание же журнала рассматривалось главным образом в аспекте изучения его вклада в развитие латиноамериканской детской литературы.

Некоторые стилевые и содержательные особенности публицистических произведений Хосе Марти получили отражение в работах О.Н. Гирина,3 который также рассматривал публицистику как часть литера-

л у /

Marinello, J.: Jose Marti - escritor americano. La Habana, 1962. (В русском переводе: Маринельо, X. Хосе Марти - испаноамери-канский писатель. (Марти и модернизм). М., 1964.); Portuondo, J.A.: Martí, escritor revolucionario. La Habana. 1982; Scîiulman, I. A.: Símbolo y color en la obra de José Martí. Madrid, 1960; Dill, H.-0.: El ideario literario y estético de José Martí. La Habana. 1975.

2 Almendros, H.: A propósito de "La Edad de Oro". Notas sobre literatura infantil. La Habana. 1972; Arias, S. : Acerca de la "Edad de Oro". La Habana, 1980.

3 Гирин Ю.H.: Концепция личности в поэзии Хосе Марти. //Латинская Америка. 1979.N 6; Самобытность испаноамериканской литературы и творческая индивидуальность Хосе Марти.//Там же,1982. N 1, С.98-107.

турного наследия виднейшего представителя латиноамериканской поэзии и прозы XIX в.

Работы, посвященные изучению публицистики как особой сферы творчества Марти, немногочисленны. Публицистическая деятельность Марти изучалась в монографии М.П. Гонсалеса "Хосе Марти - эпический летописец Соединённых Штатов в восьмидесятые годы".1 В этой работе, первое издание которой увидело свет в США, характеризуется часть произведений публициста, написанных для аргентинской газеты "La Nación" ("Нация"), других латиноамериканских изданий в период жизни и работы Марти в Нью-Йорке, и включенных в цикл "Североамериканские сцены" в соответствии с литературным завещанием Марти. Монография М.П. Гонсалеса отражает тенденциозный подход этого автора к отбору материала для исследования: он намеренно оставил без внимания ряд острокритических работ Марти о Соединенных Штатах, написанных в 1880-е гг.(например, многие хроники о политической жизни, избирательном процессе, внешней политике США).

Вышедшие на Кубе в послереволюционный период работы о журналистской деятельности Марти посвящены главным образом описанию его сотрудничества с редакциями периодических изданий Латинской Америки и Соединенных Штатов, а также деятельности в качестве создателя, руководителя и ведущего публициста печатного органа Кубинской революционной партии- газеты "Patria" ("Родина")2.

Публицистика интеллектуального вдохновителя кубинского освободительного движения длительное время оставалась вне поля зрения отечественных историков журналистики. Одной из немногих работ, непосредственно посвященных публицистическому творчеству Марти, является краткая вступительная статья В.С. Столбова к сборнику, включающему часть переведенных на русский язык произведений публициста о Соединенных Штатах.3

1 Gonzáles, М.Р.: José Martí, Epic Chronicler of tñe United States in the Eighties. Habana. 1961.

2 Becali,R.: Martí corresponsal. La Habana. 1976; Henríques Ureña, C.,y otros: El periodismo en José Martí. La Habana. 1977; Hidalgo, I.:"Patria": órgano del patriotismo virtuoso y fundador. //El Partido Revolucionario Cubano y "Patria", trinchera de ideas. La Habana, 1983, etc.

3 Столбов В.С. Хосе Марти - публицист. // Марти X. Североаме-

Историко-журналистские исследования творчества Хосе Марти -как отечественные, так и зарубежные- не содержат системную характеристику идейной основы его творчества, определяющей специфику проблемно-тематического комплекса произведений и особенности их формы.

Значительную часть исследований, посвященных Марти, составляют биографические работы, отражающие как марксистскую интерпретацию его жизни и деятельности, личностных характеристик (монографии И.Р.Григулевича и кубинских авторов постреволюционного периода), так и фрейдистский подход к их освещению ( работы X. Маньяча).1 В то время как российские и современные кубинские авторы видят в Марти прежде всего революционера и пропагандиста просвещения, Маньяч характеризовал его как "иррационального романтика", творчество которого постижимо только "посредством интуиции или инстинкта".2 Биографическая книга X. Маньяча "Марти - Апостол свободы", известная во многих странах Латинской Америки, Европы и в США, способствовала распространению мифа о Марти как об экзотическом тропическом романтике, всё творчество которого представляет собой отпечаток сформировавшихся в детстве подсознательных комплексов и инстинктивных побуждений.

Распространению этого мифа объективно способствовали "интегральные" исследования личности и мировоззрения Марти, произведённые М. Витиером и Р.Д. Аграмонте.3 Слабость методологической базы и компилятивный характер трудов этих авторов не позволили им выявить истинную идейную основу творчества кубинского публициста. Так, Р.Д. Аграмонте приувеличил идейное влияние испанского краузи-

риканские сцены. М., 1963.

1 См.: Григулевич И. Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской ре-революции. М., 1979; Визен Л. Марти. Хроника жизни повстанца. М., 1964; Losada, J.: Martí, joven revolucionario. La Habana, 1969; Mañacíi, H.: El pensamiento en Martí.//Revista de Avance. Año 3, T. 4, N 31. La Habana. 1929; Mañach, J.: Martí, el Apóstol. Primer Festival del Libro Cubano, s/1, s/f. и др.

2 Mañach, H.: El pensamiento en Martí. P.42.

3 Vitier, M.: Martí: estudio integral. La Habana. 1954; Agra-monte, R.D.: Martí y su concepción del mundo. Univ. de Puerto Rico. 1971.

анства и восточных мистических доктрин на формирование мировоззренческих позиций Марти.

Существует большое количество работ, исследующих политическую мысль и деятельность Марти как лидера и идеолога Кубинской революционной партии на материале его публицистики. Среди исследований политической мысли Марти преобладают работы, призванные доказать антиимпериалистическую направленность его творчества и общественной деятельности- в частности, труды Э. Роига де Леучсенринга и O.G. Тернового, А. Мартинеса Бельо, X.А. Бенитеса и др.,1 а также исследования Б. Роки, Л. Гриньяна Перальты, X. Альмендроса, X. Ибарры, Э. Мартинеса Эстрады, С. Моралеса, Р. Фернандеса Ретамара

и др., посвященные различным аспектам политического наследия Мар-2

ти.

Исследователь политических и общественных взглядов Марти О.С.Терновой стремился доказать типологическое сходство воззрений Марти с идейными позициями русских народников3 - несмотря на очевидное несовпадение позиций Марти и взглядов русских народников в отношении крестьянской общины и невзирая на другие существенные

1 Роиг де Леучсенринг, Е. Хосе Марти -антиимпериалист. М., 1962; Терновой О.С. Национальный герой Кубы Хосе Марти-борец против империализма США. // Новая и новейшая история. 1962. N1; Martínez Bello, А.: Martí antiimperialista у conocedor del imperialismo. La Habana. 1986; Benítez, J.A.: Martí y Estados Unidos. La Habana. 1983; etc.

2 Roca, B.: José Martí, revolucionario radical de su tiempo. La Habana, 1962; Griñan Peralta, L.: Martí, líder político. La Habana, 1970; Almendros, H.: Nuestro Martí. La Habana. 1972; Ibarra, J.: José Martí: dirigente político y ideólogo revolucionario. La Habana. 1980; Martínez Estrada, E.: Martí, revolucionario. La Habana. 1974; Morales, S.: Ideología y lucíias revolucionarias de José Martí, la Habana, 1984; Fernández Retamar, R.: Martí en su (tercer) mundo.//Martí J.: Páginas Escogidas. Т. 1. La Habana, 1985.; Ette, 0. América Latina en Martí e identidad latinoamericana en "Nuestra América".//José Martí hoy.-José Marti Heute. Dortmund. 1985; etc.

3 Терновой О.С. Хосе Марти. М., 1966.

идейные различия 1.

В монографии В.И. Шишкиной, претендующей на комплексный охват социально-политических взглядов Хосе Марти, уделено большое внимание характеристике общественной мысли и педагогических воззрений кубинского гуманиста. Но в этом исследовании не отражены идейные корни просветительства Марти, не представлены в целостном виде фундаментальные основы мировоззренческой системы публициста.2

Первый представитель марксистской школы кубинских исследователей наследия Марти, основатель коммунистической партии Кубы X. А. Мелья писал, что "Марти был патриотом, убежденным сторонником национальной революции образца французской революции 1789 г." Мелья сравнил его с Сунь Ятсеном -"представителем демократически настроенной буржуазии, которая не выполнила еще своей исторической миссии, а потому играла тогда прогрессивную роль."3

Некоторые авторы выдвигают на первый план близость Марти к либералам, которые представляли в последней трети XIX в. прогрессивную для того времени политическую силу в Испании и Латинской Америке, Видный кубинский исследователь его творчества X, Мари-нельо писал; " В деятельности Марти постоянно перемежаются и вступают в столкновение взгляды крупного либерального демократа и удивительное понимание сложных вопросов, которые, как показало время, невозможно было решить предложенным им путём."4

Среди части кубинских и отечественных исследователей существовала тенденция представлять Марти как стихийного социалиста, Так, В.0. Тененбаум характеризовал мировоззрение Марти как идеологию боевого революционного демократизма с элементами народничества и заявил о наличии в идейном наследии публициста элементов

1 Марти считал общинное землепользование тормозом прогресса в аграрном секторе и в обществе в целом (см. гл. II настоящей работы), в то время как русские народники уповали на общину как на ячейку будущего справедливого общественного устройства.

2 Шишкина В.И, Социально-политические взгляды Хосе Марти, М.,

1969.

3 Мелья X.А. Толкование идей Хосе Марти.//Кубинская публицистика. М., 1981. С. 91.

4 Маринельо X. Идейное наследие Марти и наша социалистическая революция.//Кубинская публицистика. М., 1980. С. 274.

"субъективного социализма", "утопического мелкобуржуазного социализма" на том основании, что Марти выступал против угнетения масс, отстаивал демократические общественно-политические идеалы.1

Ряд отечественных исследователей (В.И.Шишкина, И.Р. Григуле-вич и др,.)» характеризующие Марти как революционного демократа, отмечает большое значение просветительского аспекта в общественно-политической деятельности и публицистическом творчестве Марти, Так, И.Р. Григуревич назвал Марти "великим пропагандистом просвещения, воспитателем, духовным наставником целого поколения патриотически настроенных кубинцев".2

Несмотря на наличие подобных характеристик, в исследованиях как российских, так и зарубежных авторов не отражена связь мировоззренческой системы Хосе Марти и представленных в его публицистике взглядов с идеологией европейского Просвещения и латиноамериканского просветительского движения Х¥Ш-Х1Х вв.

Начавшееся под влиянием европейского Просвещения повсеместное распространение в мире рационалистических подходов и утверждение гуманистических ценностей способствовали в течение последних двух столетий развитию невиданных в истории по своим темпам, масштабам и последствиям позитивных изменений в жизни человечества. "Скрытая и непрерывная революция" в умах людей ( по выражению К.-А. Гельвеция 3), начало которой было положено европейским Просвещением, еще недостаточно осмыслена как единый процесс глобального масштаба, который породил в разных частях мира просветительство как гуманистическое интеллектуальное и общественное движение за распространение рационализма и объективных научных знаний, умножение созидательного потенциала человечества, утверждение равенства людей и ценности человеческой личности, нравственное совершенствование.

Идейная связь и преемственность составляют важную типологическую черту просветительства в различных странах. Отличаясь национальным своеобразием и развиваясь в русле национальной культуры, просветительство в каждом отдельном случае представляло собой так-

1 Тененбаум Б.О. Хосе Марти. М., 1980. С. 81

2 Григуревич И.Р. Хосе Марти. Предвестник кубинской революции. М., 1979. С. 196.

3 Гельвеций К.-А. 0 человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С.226.

же и продукт общемировой эволюции идей гуманизма и рационализма, поскольку в новое время плоды духовной деятельности отдельных наций распространялись в мире, становясь общечеловеческим достоянием благодаря развитию интернациональных экономических связей и культурных обменов, пришедших на смену средневековой замкнутости.1

Затронул этот процесс и Латинскую Америку, где влияние просветительских идей отразилось на деятельности и публицистическом творчестве выдающихся