автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Жанрово-стилевые поиски в молдавской прозе для детей 60-80-х гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрово-стилевые поиски в молдавской прозе для детей 60-80-х гг."
АКАДЕМИЯ НАУК ССР МОЛДОВА Институт языка и литературы
На правах рукописи УДК 859.2:82—93
ШЛЯХТИЦКАЯ
Мария Николаевна
ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ПОИСКИ 5 МОЛДАВСКОЙ ПРОЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 60—80-х г. г.
Специальность 10.01.02 — Литература
народов СССР/советский период, молдавская/
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Кишинев — 1990
Работа выполнена в Институте языка и литературы АН ССР Молдова.
Научный руководитель:
член-корреспондент АН ССР Молдова,
доктор филологических наук К. Ф. ПОПОВИЧ.
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Д. В. КОВАЛЬ.
кандидат филологических наук А. Г. БУРЛАКУ.
Ведущая организация:
Кишиневский государственный педагогический
защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка и литературы АН ССР Молдова (277612, г. Кишинев, бульвар Штефан чел Маре, 1, конференц-зал отделения общественных наук).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН ССР Молдова.
Автореферат разослан «/■>?• » -у?-л'19Э0 г.
институт им. И. Крянгэ Защита диссертации состоится ___года в /3 часов на заседании специализированного Совета в.-'/,*'. / с> пс
по
Ученый секретарь специализированного совет: кандидат филологических ц:
Актуальность темы исследования. Осуществляемая в настоящее время перестройка различных сторон жизни нашего общества ыдвигает на первый план необходимость решения всего ком-лекса вопросов, связанных с человеком и его ролью в системе бщественных отношений. По сути своей, данное обстоятельство наменует собой качественно новый этап в развитии обществен-ого сознания — начало коренного поворота в сторону восприя-ия человека как главенствующего фактора социально-экономи-еского прогресса. В сложившихся новых условиях все большую иачнмость и потребность приобретает все то, что имеет непо-редственное отношение к выработке путей и средств изучения, сестороннего развития и эффективного воспитания человека, го подготовки к тому, чтобы стать сознательным, активным и ворческим преобразователем окружающей действительности.
Если следовать логике, по которой в содержании миросозер-ания маленького человека заложена нравственная основа чело-ека взрослого, то становится очевидным, что на особый соци-льный заказ претендуют сегодня исследования, выявляющие [еханнзмы, по которым мнроощущают и жизнедействуют дети, станавливающие закономерности их неповторимого, полного страдиционностн мира и на этой основе помогающие видеть но-ые возможности в их становлении как личности.
В качестве одной из благодатных почв для проведения подоб-ого рода исследований выступает молдавская советская проза ля детей 60—80-х гг. В целостном молдавском литературном роцессе этих лет она представляет собой ту область, где раз-ертываются наиболее сложные и нестандартные поиски фило-офии бытия маленького жителя Земли, его поли и места в сово-упности складывающихся вокруг отношений. Как следствие, в ей были найдены художественные, и, прежде всего, жанрово-тилевые подходы, которые глубоко раскрывают диалектику не-овторимого детского мира, весь диапазон его нравственных и стетических состояний. С приходом в литературу 60—80 гг. та-их ярких личностей, как И. Друцэ, Г. Виеру, С. Вангели, Л. Бу-уйок, сумевших в силу специфики своих жанрово-стилевых очерков неординарно построить отношения с маленьким героем читателем, молдавская советская проза для детей этого периода ачала становиться ощутимым средством нравственного, эстетичного н воспитательного воздействия.
Таким образом, необходимость изучения жанрово-стилевых поисков в молдавской советской детской прозе 60—80-х гг. выступает в качестве актуальной проблемы, продиктованной характером развития общества на современном этапе.
Степень научной разработанности темы исследования. Явление особого порядка в истории современного молдавского литературного процесса, период литературного творчества, неповторимый по своим художественным окраскам, внутренним структурным расположениям, этическим и эстетическим возможностям, молдавская советская проза для детей 60—80-х годов объективным образом стала предметом внимания специалистов. Судя по спектру литературоведческих публикаций, сложившегося к настоящему моменту, можно констатировать наличие целого ряда исследований, в пределах которых молдавская детская проза 60— 80-х гг. выступает в качестве предмета анализа. Касаясь конкретно данной совокупности работ, следует в первую очередь выделить учебники по курсу детской литературы для вузов и педучилищ, авторами которых являются соответственно Е. Ботезату1 и М. Долган, В. Сеник, М. Гонца и др.2. В них, на материале литературы для детей, созданной молдавскими советскими писателями 60—80-х гг., дана общая характеристика сложившихся тенденций в этой сфере художественного поиска, представлены литературно-художественные портреты отдельных детских писателей, выделены наиболее характерные для данного отрезка времени стилевые интерпретации. Неоспоримую ценность в плане раскрытия отдельных аспектов сущности и содержания молдавской советской прозы для детей 60—80 гг. представляет и ряд других исследований, осуществленных уже отмеченными выше Е. Ботезату3, М. Долган4, а также М. Чимпой5*, Г. Мазилу6,
1 См.: Ботезату Е. Н. Литература молдовеняска пентру копий: Мануал пентру институцииле Де ынвэцэмыит супериор. — Кшн.: Лумина, 1984. — 279 п.
2 См.: Долган М. Д., Сеник В. В., Гонца М. П. и др. Литература молдовеняекз пентру копий: Мануал пентру школиле педагойшче. — Кшн.: Лумина, 1983. — 192 п.
3 См.: Ботезату Е. Н. Доуэ реализэрь але литературий пентру копий: «Даруръ» де И. Друцэ ши «Дакэ ай ун приетен» де В. Ромаичук //Нистру. — 1985. — Jv> 1. — П, 146 — 155; Ее же. Приетеннй ноштрн: Гугуцэ, Чубоцел ши Вангели //Литература ши арта. — 1982. —{ 10 юние. — 11.5 и др.
4 См.: Долган М. Д. Копилэрия — фонд де аур ал експериенцеи //Литература ши арта. — 1982. — 25 фебр. — И.5; Его же. Фуикципле дистрактиве але уморулуй ннфантил //Литература ши арта. 1982. — 15 юл не. — II. 5 н др.
* Продолж. сносок — см. на следующей странице.
и Хропотинскпм7, А. Бантош8, Р. Сувснкэ9. В них обозначены ерты маленького героя в молдавской прозе для детей исследуе-ого нами периода, раскрываются отдельные моменты механизма го взаимоотношений с окружающим миром, уясняются некото-ые аспекты специфики художественных поисков молдавских .етскпх писателей в 60—80-е гг., ориентированных на более глу-окое раскрытие внутреннего мира ребенка. В качестве дополне-ия ко всем перечисленным выше работам выступает кандндат-кая диссертация (пока единственная в своем роде в республике) I. Визнтиу10, посвященная становлению и развитию молдавской оветской детской литературы в 1924—1960 гг.
Исходя из характера вышеперечисленных работ, можно сде-ать вывод, что исследователи молдавской советской детской итературы 60—80-х гг., предприняв за последнее время ряд су-юственных попыток по выявлению общего л особенного в этой бласти литературы, в то же время не ставили еще перед собой пециальвой задачи по выявлению жанрово-стилевых особенио-тей молдавской прозы для детей 60—80-х гг.
Данное обстоятельство дает основание утверждать, что вопрос
выявлении жанрово-стилевой характеристики молдавской со-етской прозы для детей 60—80-х гг. в силу своей недостаточной аучной изученности представляет собой одну из проблем совре-1енного молдавского литературоведения.
Актуальность данной проблемы и ее недостаточная научная 1азработанность обусловили формулировку темы исследования:
5 См.: Чимпой М. Ын кэутаря ноилор робинзонь ши тимурь //Нистру.
- 1973. — № 1. — П. 123—131; Его же. Де ла абечедар ла романул ентру копий //Нистру. — 1981. — Л"о 1. — П. 137 —147; Его же. (оуэ есеурь деспре Спиридон Вангели //Нистру. — 1989. — № 4. — I. 149—157 и др.
6 См.: Мазилу Г. Парадоксурипе литературий пентру копий //Нистру.
- 1980. — ЛГ° 9. — П. 128—143: Его же. Рефпрхтаоя контемпопанеп-яций ып литература пентру копий ши тинерет //Нистру. — 1983. — й 1. — П. 132—147 и др.
7 См.: Хропотинский А. Реализэрь але прозей пентру копий //Нистру. _ 1979. — № Ю. — П 132 — 140; Его же. Пасэря Албэ а феричирий ау апаренде ши дезилузий: Ын дискуций — литература пентру копи //Нистру. — 1980. — № 12. — П. 131 — 140 и др.
8 См.- Бантош А. Лумя копнтаоией ын креация Аней Лупан //Нистру. _ 1987. __ л"„ 4. — П. 128—131.
9 См.- Сувейкэ Р. Мираколул котндианулуй. — Кшн.: Лумпна, 1983.
- 118 п.
ю См.: Визитну А. X. Мотгтавская советская детская литература Становление и пути развития: 1924—1960): Диссертация на соискание ч. степени кандидата филолог, наук. — Кшн., 1989. — 216 с.
«Жанрово-стплевые поиски в молдавской прозе для детей 60— 80-х гг.».
Объект исследования — молдавская проза для детей 60— 80-х гг.
Предмет исследования — жанрово-стплевые тенденции в мол-давскй прозе для детей 60—80-х гг.
Цель исследования — выявление жанрово-стилевой характеристики молдавской прозы для детей 60—80-х гг.
Задачи исследования:
— определение исторических, социальных и иравствснно-пси-хологическнх факторов, обусловивших жанрово-стилевую эволюцию молдавской прозы для детей в 60—80-е гг.;
— установление характера отражения в молдавской прозе для детей 60—80-х гг. общих жанрово-стнлевых тенденции, бытовавших в общесоюзном и молдавском литературных процессах соответствующего периода; )
— раскрытие специфики проявления жанров и стилен в произведениях детских молдавских писателей 60—80-х гг.;
— характеристика этико-эстетнческих и воспитательных возможностей, заложенных в содержании жанрово-стилевых поисков молдавских детских писателей 60—80-х гг.
Методологическая основа исследования построена на положениях диалектического материализма, согласно которым литература I искусство — области надстройки, эволюцнонизирующие по суп и форме в соответствии с характером экономического, социально-политического, нравственно-психологического состояния обществ; и оказывающие на этой основе постоянное воздействие на жизнедеятельность и мироощущение как отдельного человека, так I всех людей в целом.
Источниками исследования послужили работы основополож пиков диалектического материализма, политические и гос.удар .ственные документы 60—80-х гг., касающиеся литературы, искус ства и их роли в развитии общества; литературоведческие рабо ты, диссертационные исследования, относящиеся как к литера турному процессу в целом, так и к процессу развития молдав с ко и детской прозы в 60—80-х гг.; произведения молдавски: детских писателей исследуемого периода.
Методы исследования — конкретно-исторический и сравни тельно-сопоставительный анализ и синтез использованных ис точников на основе прииципоз историзма и системности; классп фнкация; ретроспективное прогнозирование.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
¡аключаются в том, что в нем впервые в молдавском литерату-юведешш предпринимается попытка представить в целостном виде:
— совокупность исторических, социальных и нравственпо-юихологнческих условий, определивших содержание и основные «правления эволюции молдавской советской детской прозы в 30—80-х гг.;
— наиболее важные стороны механизма отражения на развитии молдавской советской детской прозы в 60—80-х гг. общих канрово-стнлсвых тенденций, сложившихся к тому времени во всесоюзном и молдавском литературных процессах;
— специфику структуры и содержания жанрово-стилевон шолюцин молдавской советской детской прозы в 60—80-х гг.;
— совокупность воспитательных возможностей, заложенных в капрово-стилевых поисках и достижениях молдавских детских шеателей исследуемого периода.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ;го результаты могут быть использованы при:
а) осуществлении дальнейших научных исследований по тео-)пн и истории молдавской детской литературы;
б) доработке и обогащении соответствующих разделов учеб-шков и учебных пособий, посвященных детской молдавской литературе;
в) преподавании курса молдавской детской литературы в педагогических учебных заведениях;
г) реализации процесса повышения квалификации учителей молдавского языка и литературы в институтах усовершенствоза-шя квалификации учителей.
Апробация результатов исследования. Предварительные и жончательные результаты диссертационной работы обсуждались I получили одобрение на секции Молдавской советской литературы Института языка и литературы АН ССР Молдова, на ка-Ьедре молдавского языка и литературы Бэлцкого пединститута. эезультаты исследования докладывались и обсуждались также ва республиканских научно-практических конференциях: «Молодежь, наука, производство» (Кишинев, 1986) и «Повышение эффективности технологии обучения студентов в высших учебных заведениях республики» (Бэлць, 1990), а также на ряде ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы преподавателей Бэлцкого пединститута (апрель 1988; ноябрь 989 г.). Предварительные и окончательные итоги диссертации гашлн отражение в 5 публикациях автора.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении показана актуальность темы исследования, выявлена степень ее изученности, определены ее объект, предмет, цель, задачи, методологическая основа, источники, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указаны уровни апробации се результатов, а также структура и объем.
В первой главе — «Жанровые поиски в молдавской советской прозе для детей 60—80-х гг.» — выявляется сущность литературного жанра как такового и характер его проявления в детской прозе. Со ссылкой на работы таких литературоведов, как М. Б. Храпченко, В. Б. Шкловский, Л. Н. Тимофеев, М. Я- Поляков, Л. Я. Гинзбург, И. А. Гуляев, А. Н. Богданов, Л. Г. Юдкевич, Г. Н. Поспелов, 10. В. Манн, В. Коробан, М. Чимпой, М. Долган, А. Гаврилов и др. раскрывается совокупность проявлений жанра как особого литературного феномена, уточняется перечень его структурно-содержательных своеобразий. На этой основе далее определяется спектр наиболее присущих для детской прозы жанровых интерпретаций — рассказ, новелла, очерк, миниатюра, литературная сказка (жанры малых пропорций, или малые жанры), повесть (жанр средних пропорций, или средний жанр), а также предпринята попытка по уяснению картины жанровых исканий в молдавской советской прозе для детей 60—80-х гг. Отмечается, что хотя тематический фон детской прозы этих лет во 'многом сравним с соответствующим фоном 40—50-х гг., это отнюдь не означает эквивалентность этих периодов по отношению к характеру заложенных в произведениях для детей социальных, философских, этико-эстетических конфликтов, по степени проникновения писателя в разнообразные уголкп внутреннего мира ребенка. С учетом данного обстоятельства показывается, что в молдавской советской детской прозе 60—80-х гг. складывается ситуация, при которой часть писателей следуют традициям, жанровым тенденциям, сложившимся в предыдущее время а другая часть со все большей последовательностью и настойчивостью ориентируются на новые, соответствующие потребностям времени, художественные модели. Как следствие, в содержании молдавской прозы для детей 60—80-х гг. все более настойчиво заявляет о себе философский, лирический, психологический, нравствеино-эстетичсский компоненты. При этом в качестве самых адекватных жанровых интерпретации всех этих ком-
тонентов, судя по творчеству таких писателей как И. Друцэ, С. Вангели, Л. Бусуйок, А. Лупан, В. Бешлягэ и др., выступают эассказ, новелла, литературная сказка, миниатюра, повесть.
Рассказ используется большинством детских писателей исследуемого периода. Наиболее часто он встречается в произведениях Г. Георгиу, А. Лупан, А. Шаларь и В. Бешлягэ. При этом : тематической точки зрения он подразделяется на три основные -:атегорнн: рассказ, раскрывающий проблемы школьной жизни; рассказ, выявляющий пернпетийный .мир дошкольника; и, нако-;ец, рассказ, исследующий драматические проблемы окружаю-цен действительности. В качестве наиболее общих характеристик рассказа выступают: относительно небольшой объем; нахожде-ше героя не в абстрактном временном пространстве, а на конфетном этапе своей собственной жизни; сравнительно маленькое количество персонажен; перераспределение акцента в ето-топу выявления внутреннего — психологического и душевного—состояния героя; развитие повествования продвижением героя через разрешение разнообразных противоречий. Становление н постепенное упрочение всего этого круга характеристик рассказа, придавших молдавской детской прозе 60—80-х гг. заметную дн-щмнчность и оторвавших ее от прямолинейных детских литературных произведений предшествующих периодов, во многом объясняется пересмотром молдавскими детскими писателями 1сследуемого периода своих подходов по отношению к подбору титературных приемов: на смену старым, отжившим свое время прямолинейным показам поверхностных жизненных конфликтов I «идеальных» героев, приходят прием замедленного развертывания действия (прочедеул «ретардэрий»), прием круговой ком-юзицнп, интроспективный и психологический анализ литератур-шго героя, прием неожиданной развязки сюжетной линии (поан-гэ) и др.
Новелла, как и рассказ, знаменует собой жанровую форму, заметно обогатившую в исследуемый период структуру и содержание молдавской детской прозы. Благодаря писательскому та-танту И. Друцэ, С. Вангели, А. Бусуйок — а именно в их произведениях новелла чаще всего обнаруживает себя в 60—80-е гг.,— эна постепенно приобретает черты фактора, впервые придавшего молдавской детской прозе такие черты, как концентрация действия. лаконичность авторского слова, значимость отдельных (на гервыи взгляд, даже несущественных) деталей. Как показывают результаты проведенного исследования, с подключением к жан-зовому инструментарию молдавской прозы для детей 60—80-х гг.
новеллы стала лучше проявляться сфера внутренних коллизий маленького героя, область его психологических реакций на изменения окружающей действительности. Детальный анализ причин столь эффективного воздействия новеллы на ход развития молдавской прозы для детей исследуемого периода показал, что подобного рода эффект в значительной степени объясняется заложенной в ее структуру совокупностью литературных приемов — психологический анализ литературного персонажа, прием несобственно-прямой речи, прием градации действий, прием симметрии композиции новеллы, прием суггестии, прием риторических ннте-рогацнй, прием неожиданной развязки сюжетной линии (поанта), прием ретроспекции и др.
Литературная сказка — жанровая форма, основная заслуга которой заключается в придании молдавской прозе для детей 60—80-х 'гг. осязаемой национально-фольклорной направленности. Берущее свое начало в веками сложившихся культурных традициях народа, она привносит в детскую прозу исследуемого периода элементы народной фантастики, зооморфнзмы, сюжеты из народных сказок, чем создает благоприятные условия для сохранения и обогащения связей преемственного характера между растущим, вступающим в мир ребенком, и его отцом, дедом, прадедом. Как п в случае . с рассказом и новеллой, жанровая популярность и воспитательная эффективность литературной сказки в молдавской прозе для детей 60—80-х гг. во многом объясняется той совокупностью приемов, которая была избрана детскими писателями — среди них в первую очередь следует выделить И. Друцэ, С. Вангелн, Л. Бусуйок, А. Шаларь, Г. Георгиу, Р. Лунгу — в качестве первоосновы для ее литературной ниструментнровкн: диалог, короткое повествование, загадки, парабола, подтекстуальная параллель, аллегория, этический конфликт и др.
Миниатюра являет собой качественно новый элемент в жанровой характеристике молдавской советской детской прозы 60— 80-х гг. Больше всего использованная С. Вапгели, несколько меньше — И. Друцэ и А. Бусуйок, лаконичная, спресованная по форме, она показала себя в исследуемый период как жанр, сочетающий и себе реализм (ребенок — литературный герой нередко становится перед необходимостью поиска опоры для своих действии в реалиях окружающего мира) и сказочность, нереальность (в случае неразрешаемости тех пли иных ситуаций, литературный ге рои наделяется способностями из сказочного мноа). В центр процесса развертывания миниатюры в молдавской детской прозе
30—80-х гг. ставится метафоризм, что делает созерцание ребенком окружающего мира не быстро эмпирическим, не «нетраль-[ым», не количественным, а живым, интересным, постоянно привораживающим какой-то неизвестностью, тайной. Как следст-ше, в мышлении ребенка появляются элементы поэтического, метафорического, фантастического порядка.
Повесть — относительно скромный жанровый «участок» в молдавской детской прозе 60—80-х гг. Об этом можно судить хо-"я бы по факту ее количественного отстаивания от повестей, на-тисаиных в эти годы для подростков. Несмотря, однако, на это обстоятельство, детская повесть 60—80-х гг. — довольно интересный момент в механизме раскрытия перед ребенком смысла окружающих его реалий, в системе восприятия им всей сложно-:тп и противоречивости этих реалий. Как показало проведенное ¡сследованне, во многом это можно объяснить достаточно орга-шчным подключением к структуре и содержанию детской повести 30—80 гг. игры фантазии героев, разного рода сочетаний, в которых, с одной стороны, были объекты конкретные, реальные, а : другой — элементы нреальные, загадочные, сказочные и др.
Отдельным моментом в содержании первой главы диссертации поступает рассмотрение вопроса о жанровых слияниях в молдав-:кой советской детской прозе. На основе осуществления истори-геского взгляда в прошлое литературного процесса, указываю-цего со всей определенностью на слияние разнообразных элементов художественно-литературного творчества как на объективную предпосылку его качественного осуществления, в этой ча-:ти диссертации показывается, что молдавская детская проза ис-медуемого периоада является в определенной мере носительницей процесса жанровой интерференции. В произведениях И. Дру-1э, С. Вангели и других писателей слияние между окружающей объективной действительностью и характером отношения автор-гкого «я» к этой действительности, между позициями автора и позициями маленьких героев произведения приобретают очертания сильнодействующего художественного средства, поидаюше-~о особую живость и энергию многим монотонным в обыденной жизни фактам и обстоятельствам, заставляющего глубже проникнуться видимым и невидимым в системе взаимоотношений между автором, маленьким героем повествования и реальной действительностью. Особый момент в подходах молдавских дет-?ких писателей 60—80-х гг. к осуществлению жанровой интерференции — их усилия по слиянию в одно целое поэзии и прозы, го есть устремления по созданию детской поэтической прозы.
Как показывает анализ произведений И. Друцэ, С. Вангелн, А. Бусуйок и ряда других детских писателей исследуемого периода, в качестве приемов, призванных содействовать па деле установлению этого принципиального слиятельного механизма, выступает метафора (в ее разнообразных вариациях), аллегория, персонификация, подключение стихотворного поэтического ритма в содержание прозы, нахождение точек соприкосновения между новеллой, параболой и балладой. С учетом мнения ряда литературоведов, отметивших особую значимость переноса поэзии в прозу, а также специфику проявления этого переноса у разных писателей (в том числе И. Друцэ, С. Вангелн, А. Бусуйок), в первой главе диссертации обозначаются основные выигрышные художественные, миросозерцательные, этнко-эстетическпе и воспитательные последствия этого художественно-соединительною акта для молдавской детской прозы 60—80-х гг.: обогащение процесса повествования дополнительными моментами лирического, эмоционального порядка, а также элементами фольклора, народной философии, этнопсихологии и этнопедагогнки; придание этому процессу большей гибкости, вариативности в изображении всей сложности и многогранности общества, природы, Вселенной, большей уверенности в раскрытии чувственных и психологических задатков ребенка; перевод механизма миросозерцания и мп-роосмысления в педоцентрпческую плоскость, в состояние, когда центральным моментом выступает то, какая роль будет отведена личности ребенка в познании окружающей деятельности, какие мысли и какие чувства будут его одолевать при этом.
Во второй главе — «Способы художественного перевоплощения в молдавской прозе для детей 60—80-х гг.» — раскрывается индивидуальный стиль детских писателей исследуемого периода, художественные стили детских произведений. Самой, очевидной особенностью данного литературного периода является стиллистп-ческое разнообразие. В 60-е годы наблюдается обогащение изобразительных форм, активная синхронизация произведений. Рядом с лирической прозой И. Друцэ и С. Вангели существует интроспективная психологическая проза В. Бешлягэ.
Стилистическое разнообразие молдавской детской прозы 60— 80-х гг. обусловлено употреблением писателями некоторых универсальных композиционных п стилистических приемов. Повествование — элемент, свойственный художественому произведению в прозе, — употребленное талантливой творческой индивидуальностью, придает произведению оригинальные стилистические оттенки. В связи с этим повествование меняет свою форму, ритм.
"он. В молдавской детской прозе исследуемого периода встре-[аются некоторые специфические повествовательные формулы, >бусловленные той или иной позицией автора-повествователя: 1) повествование пдег ог третьего лица, автор сливается со своим ероем действия, отражая детский мир глазами ребенка, изнут->и этого мира (И. Друцэ, С. Вангелн, А. Лупан); б) повество-¡ание идет от первого лица, в центре его находясь герой-по-¡ествователь (миниатюры С. Вангелн, первые рассказы В. Беш-тягэ); в) повествование идет от третьего лица, по автор отдален >т своего героя, стараясь быть более объективным в изображении мира ребенка (новеллы А. Бусунока).
В детской прозе И. Друцэ мысли, волнения героя проецируются в сознании лирического повествователя. Муравей из «Сказки гро муравья» — воплощение идеала о человеке в творчестве А. Друцэ. Писатель любит своего героя, наблюдает за его при-слючениями, переживает те же внутренние волнения, что н мураши, находящийся на долгом пути искания того неизведанного, 5 чем состоит его сущность иа этой земле. В аллегорическом смысле искания муравья — не что иное, как лабиринт искании смысла человеческой жизни в целом. Повествователь становится ;ак бы персонажем, являясь коментатором фактов и действий ге-)оя. Лаконичные, но очень побудительные, эти комментарии отражают отношение автора к своему герою.
Другим способом приближения автора к внутреннему миру свое-'о героя является употребление вербальных формул из его речи. М. Храпченко, анализируя короткую прозу А. П. Чехова, опреде-1ял этот способ как «несобственно-прямая речь». Этот художественный прием свойственней и детской прозе И. Друцэ.
Отношение автора выделяется в его произведениях и посредст-вдм подтекста. Акцентируя побудительную силу подтекста, А. Друцэ очень редко включает нас непосредственно во внутренний мир человека, предпочитая лишь намекать нам о духовных волнениях героя. В «Балладе о пяти котятах» эмоциональный заряд передается читателю через подтекст.
Стиль писателя не является замкнутым литературным феноменом. Иными словами, существуют общие элементы в стилистических манерах разных творческих индивидуальностей. Например, ?сть много общих характеристик в повествовательных формах Л. Друиэ и С.. Вангелн. У истоков этого общего фона повествова-шя стоит позиция автора к изображаемой действительности. Как и в детской прозе И. Друцэ, в произведениях С. Вангели автор слияется со своим героем, когда повествование идет от третьего лица. С. Вангели удается смотреть на мир глазами ребен-
ка. Взгляд маленького ребенка — та «оптика», посредством которой обыкновенное и заурядное приобретают необычно интересные цвета и звуки. Произведения С. Вангели — слово в защиту прекрасного, призыв, адресованный маленьким читателям Земли: любите, берегите природу и красоту. В отличие от типа повествования И. Друцэ, С. Вангели к своих миниатюрах («Мальчик из синего шалаша») ведет повествование от первого лица, от героя-повествователя, он же герой действия. В этой поэме в прозе Раду обращается к Родике н, в то же время, ко всем читателям, объясняя им мир. Автор умеет улавливать взгляд ребенка в процессе позиания мира. Критики уже отметили, что у героев С. Вангели метафорический взгляд на мир, что они стремятся увидеть окружающий мир сквозь сказочную призму.
Отмечая, что позиция автора в поле повествования определяет некоторые родственные стилистические окраски, необходимо помнить, что этот художественный прием может стать л отличительной чертой произведения и стиля писателя. Повествовательная форма произведении А. Бусуйока характеризуется ироническим отношением автора отдаленного от своего героя («Новые приключения Нэтэфляиэ»).
Значительное место во второй главе диссертации отведено исследованию другого художественного приема, через употребление которого осуществляется стилистическая индивидуализация авторских произведений. В детской прозе 60—80-х гг. важную роль занимает юмор. И. Друцэ, С. Вангели, А. Бусуйок, В. Беш-лягэ в своих произведениях для детей употребляют юмор как художественное средство, раскрывающее прекрасное, одухотворенное в человеке. Юмор дружелюбный, добродушный, хотя и не беззубый, помогает писателю приблизить художественное произведение к юному читателю. Юмор, как можно судить по результатам проведенного исследования, предопределяет в известном смысле развитие сюжета; он материализуется в комедийных обстоятельствах, деталях, языковых средствах и пр.
В зависимости от творческой индивидуальности юмор может быть трогательным, мягким, задушевным, холодным и колким; он может располагать множеством тональностей п оттенков, поскольку вызывается к жизни неистощимой человеческой эмоцией. Например, юмору прозы И. Друцэ свойственны лирические и драматические оттенки. Такой же лирикой, но своими стилевыми особенностями, характеризуется юмор С. Вангели. Рядом с лирическим юмором, которым писатель стремится подчеркивать положительные качества своих героев, автор употребляет п ироническую окраску, подтрунивая над своими маленькими ге-
оями. Над недостатками того или иного персонажа смеются все:
маленький, и взрослый читатель, и как бы сам над собой — амой герой. Все это, безусловно, способствует нравственному оспитаншо ребенка. Именно в таком ключе предстают миниа-юры «Зонт», «Дыня йоргу», «Шапка Марчела» и др.
Юмор с ироническими оттенками, колкий — отличительная торона детской прозы А. Бусуйока.
Художественные произведения И. Друцэ, С. Вангсли, А. Бу-упока, А. Лупан, В. Бсшлягэ и др. имеют своп отличительные >ссбсшюсти, во многом обусловленные именно типом юмора, ко-орый присущ их индивидуальной творческой манере. В одном лучае юмор усиливает лирическую поту произведений, придает !м поэтическую окраску, в другом — весело, по-озорному, предъявляет забавные детские неудачи и ошибки.
Стилистические особенности молдавской прозы для детей >0—80-х гг. рассматриваются во второй главе диссертации и че->ез употребление художественной детали как аспекта худо.жеет-¡еинон условности (коппетшогзлул артистик). Деталь гак спе-(ифическое средство художественного перевоплощения объектпв-юи действительности присуща детской прозе данного периода, и, ! особенности, произведениям для детей И. Друцэ, С. Вангели,
Бусуйок, Анны Лупан.
Литературная критика исследовала природу художественной тетали в произведениях И. Друцэ (Е. Цау), отметив, что тисатель умеет найти деталь из внешнего мира, которая через тсихологическую ассоциацию может молниеносно осветить внутреннее состояние человека. И. Друцэ удается акцентировать лирп-геские оттенки детской прозы через употребление художественных деталей. В отрывке «Трофимаш» из повести «Листья грусти» зеленая шляпа бэдицэ Тоадере — поэтическая деталь — гмеет широкие ассоциативные значения, символизируя долгое зжпдание сыновей с войны, истинную братскую любовь.
В книге «Голуби в косую линейку» И. Друцэ выдвигает идею родственных связен детей с окружающим миром посредством <удожественнои силы внешней детали — кармана («Карманы»),
Тот же тип лирической детали употребляет в своих произволениях для детей и С. Вангели. Гугуцэ («Гугуцэ и его друзья») изображен автором в процессе делания добра окружающим лю-т,ям. Автору удается передать сущность своего героя, употребляя внешнюю деталь одежды — шапку («Шапка Гугуцэ»)', которая символизирует доброту п отзывчивость героя, его связь с древними традициями молдавского народа.
С традиционными функциями художественная деталь употребляется и в детской прозе А. Бусуйока. Как правило, автор выделяет через художественную деталь добродушное отношение к своим героям, хотя иногда через этот прием им выделяется и ироническое отношение к изображаемой действительности. (
Употребление вышеупомянутых художественных приемов способствует индивидуализации стилистической окраски разных произведений, и в то же время обусловливает выявление неповторимых творческих индивидуальностей в области молдавской советской детской прозы 60—80-х гг.
В заключении диссертации излагаются основные выводы проведенного исследования, смысл которых сводится к следующему.
Сложившиеся в рамках молдавской прозы для детей 60—80-х годов жанровые поиски явили собой прямой продукт тех социальных, идеологических., этико-эстетических, ■ художественно-литературных и образовательно-воспитательных тенденций, которые установились в эту историческую пору. Неся на себе специфический отпечаток этой многогранной и, вместе с тем, довольно не-однозйачной эпохи, все эти поиски постепенно образовали разветвленную систему, которая состояла из пяти основных компонентов: рассказа, новеллы, литературной сказки, миниатюры, повести. Принадлежа периоду, характеризующимся отходом от поверхностно-формального видения человека, система жанровых ориентаций молдавской детской прозы 60—80-х годов делает существенный шаг вперед по сравнению с соответствующими ориентациями в молдавской прозе для детей 40—50-х годов: ее отличает динамичное и многостороннее проникновение в нравственность, психологию, философию детского поступка. Переход молдавской детской прозы 60—80-х годов в новый режим жанровых интерпретаций и связанное с этим усиление ее этико-эстетических и воспитательных возможностей имеют под собой в качестве первоосновы два обстоятельства: во-первых, — смелую переориентацию наиболее видных детских писателей тех лет па активные и психологизированные приемы художественного повествования (круговая композиция, неожиданная развязка сюжетной линии, интроспективный анализ, суггестия, ретроспекция и проч.); и, во-вторых, — не менее смелое использование ими разнообразных жанровых интерференции.
Характер эволюции молдавской детской прозы 60—80-х годое показывает, что эффективность труда детского писателя зависит не только от его жанровых симпатий, но и от его приверженности
гем или иным художоственным стилям. Как показало прове-нное исследование, в тех случаях, когда за стилевую основу гской прозы берется вариативное повествование, подтексту-ьное изображение внутреннего состояния маленького геро'я, íop, художественная деталь и проч., то ее этический, эстетиче-ий, образовательно-воспитательный уровни имеют все шансы 1ть достаточно высокими. То, что приобрела молдавская проза для детей в 60—80-х гг. точки зрения жанрово-стнлевых поисков — один из безуслов-IX ответов на то, как можно делать хорошую, полезную лите-туру для детворы.
Следование этому положительному опыту, его всемерное и орческое использование — важнейшее условие дальнейшего звития молдавской прозы для детей.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Функции юмора в молдавской прозе для детей (на материалах оизведений И. Друцэ, С. Вангелн, А. Бусуйока): Тезисы докладов на спубликанской научно-практической конференции //Молодежь, наука, оизводство. — Кшн.: Штиинца, 1988. — С. 60—61.
2. Ваканца омулецилор де зэпадэ: Речензие //Ынвэцэмынтул публик. 1986. — 24 септембрие. — П. 4.
3. С. Вангели «Соловей»: Рецензия //Детская литература. — 1988. — 5. — С. 68—69.
4. Investigatia «Câutâri de gen çi stil în proza moldoveneascà pentru pii (anil 60—80)» çi unele posibilitàti de aplicare a rezultatelor ei în ocesul de predare a cursului «Literatura moldoveneascà pentru copii» 1овышение эффективности технологии обучения студентов в высших ебных заведениях республики: Сборник материалов Республиканской учио-практической конференции. — Бэлць. 1990. — С. 157—158.
5. Umorul în proza moldoveneascà pentru copii (anii 60—80) //RevistS lingvisticà çi çtiinta .literarâ. — 1990. — N 5. — P. 32—39.