автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Пути развития осетинской прозы 20-30 гг. во взаимодействии с русской литературой
Полный текст автореферата диссертации по теме "Пути развития осетинской прозы 20-30 гг. во взаимодействии с русской литературой"
■Щ -; § О V
.Д I! С ^
НХКОВСКШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕШШЙ УНИВЕРСИТЕТ кмзни В.И.ЛЕНИНА
Специализированный совет.К 053.01.19
На правах рукописи
ДЗУЦЕВА Нина Асланбековна
ЮТИ РАЗВИТИЯ ОСЕТИНСКОЙ ПРОЗЫ 20-30 гг. ЕО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степенл кандидата филологических кау?с
Москва 1992
Работа выполнена в Московском ордена Ленина к ордена Трудового фасного Замени педагогическом государственном университете имени В.И.Ленина.
Научный руководитель: доктор.филологических наук, профессор
В.А.Лазарев Официальные оппоненты:
1. член-корреспондент академии наук республики фузия,' "" . доктор филологических наук, профессор Дкусойты н.Г.
2. Кандидат филологических наук0 доцент Буханцов Й.С..
Ведущая организация - Институт истории языка и литературы им.Г.Цадасы Дагестанского филиала Ш РСФСР
Защита диссертации состоится " и 1992 г.
в " Ур" часов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по присуждению ученой стеден?,кандидата. „ . г филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного &амени педагогическом государственном ■ университете шлеви В.И.Ленина.по 'адресу; Москва, .Малая .- , . <Пироговская ул., доы 1, ауя.209. ■ . . •
С диссертацией-isoeho: овпакошться в'библиотеке ШГУ имени З.И.1ешна„ ' ... ' „ , ... '
Адрес университета: НЭ435, Цосква, Малая Пироговская ул.,.-
Дом 1. ■.•'.'. . 'v :■• .. .
Автореферат разослал ™
Ученьй св!фетарь^* ' Специализированного совета ^-—s : -Т.В.Зуева
•хс^ртгций '
1. ОВДАЯ ХАРАКТЕРИСТИСА РАБОТЫ
Осетинская литература относится к литературам, которые принято называть младописьменными, хотя к рубежу веков ока пришла шея достаточно весомый багаж традиций. Это прежде всего традиции богатейшего устного народного творчества и письменной литературы XIX века. В последнее время стали появляться исследования, в которых утверждается, что осетинская литература уходит своими корнями в ХУИ век, время создания надписей на Нузальской церкви. Возможно это и так, но мы ставим своей целью не исследование истории литературы, а определение особенностей развития осетинской литературы в сложнейяий период 20-30-х годов нашего столетия.
Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью осмысления с новых-позиций событий в общественной и литературной жизни Осетии в 20-е - 30-е годы,- в период, когда рушились устоявшиеся за много веков традиции и обычаи, жизненные и другие связи. Процесс коллективизации, ураганом пронесшийся над страной, сметал на своем пути не только врагов нового строя, но и всех людей, мышление которых не совпадало с господствующей идеологией. В числе таких оказались и многие деятели культуры Осетии.
Как эти события отразились на литературном процоссе, как ли-о тература отобразила их, как протекали осетинско-русские литературные взаимосвязи - вот те вопросы, которые агтор исследования пытается рассматривать.
Научное осмысление истории осетинской литературы началось в 20-х годах нашего столетия с исследований Ц.Гадиева, в которых отмечается благотворное влияние на развитие культуры осетинского народа исторического факта добровольного присоединения Осетии к России. Следует отметить и работы М.С.Тотоева, Х.Н.Ардасенова, З.М.Салагаевой, С.Б.Сабаева, В.Д.Абаева и других, в которых не только дается анализ литературного процесса, но и делается попытка осмысления-.осетинско-русских литературных взаимосвязей.
Наиболее глубоко и всесторонне история осетинской литературы исследована в <|ундаментальном труде Н.Г.ДжумЯты "История осетинской литературы". В стой монографической работе практически охватывается вел литература с момента ее зарегедения и до 1917 годз. Прослеживается процесс профессионализации литературы, влияния на нее устного народного творчества, руссхоЯ классической литературу
- г -
и других национальных культур. Но Екесге с tsm хотелось бы отметить, что тог аспект, который интересует нас б процессе развитая осетинской литературы, ни в одной работе фундаментально и специально не рассматривался. Сегодня, когда происходит переосмысление событий прошлого и настоящего, когда исчезают белке пятна в нааей истории и идет борьба за преодоление негативных явлений, нам кажется актуальным исследование основных закономерностей развития осетинской прозы 20-х - 30-х годов. Именно этим объясняется выбор нами теш "Лути развития осетинской прозы 20-30-х годов Ео взаимодействии с русской литературой".
Объект исследования - осетинская проза 20-30-х годов ; основные закономерности ее развития, возникновение пакров и стилей, предноси л« ее формирования, устного народного творчества, роль литературы XIX века и традиций русской литературы в жизни осетинской прозы рассматриваемого периода.
Целью настоящего исследования является выявление основных закономерностей осетинской прозы 20-30-х годов во взаимосвязи с русской литературой и попытка их проецирования на современность. Определение роли и места прозы 20-30-х годов в общем литературном и общекультурном процессе.
. Научная новизна исследован:-'? заключается в том, что в нем впервые делается попытка специального исследования проблем национального своеобразия, народности, единства национального и интернационального, выявления роли русской литературы в развитии осетинской прозы. Впервые в осетинском литературоведении предпринята попытка переосмыслить многие давно устоявшиеся тенденции.
Источниковедческой базой диссертации являются материалы по осетинской литературе и у-чогонациональной литературе нагей страна, а такае исследования ученых России, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии,Чечено-Ингуиетии и Шной Осетии, lie следование проблем нового национального героя, народности, единства национального и интернационального, литературных взаимосвязей и взаимовлияний проводится на- основе анализа произведений осетинской литературы 20-30-х годов, а такяе произведений дооктябрьской литературы. Для сравнительно-типологического анализа привлекался литературный и литературоведческий материал соседних республик и областей Северного Кавказа. - .
Методологической основой исследования явились теоретические исследования классиков литературоведения, материалы писательских съездов, а .также труды известных теоретиков и историков литературы.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что материалы работы и содержащиеся в неЯ теоретические обобщения могут быть использованы практиками и литературоведами при изучении пак осетинской, так и других литератур народов Северного Кавказа» Итоги исследования могут представить интерес и для' учета, занимвящихся анализом особенностей разви-'тия национальных литератур. Работа поможет и научным работникам .в осмыслении актуальных проблем литератур народов Северного Кав-• каза, в т. л числе в деле классификации этих литератур, в определении их художественно-эстетического своеобразия, в более глубоком понимании всей истории осетинской литературы.
Диссертация может.быть использована преподавателями-и студентами филологических факультетов при разработке специальных курсов по национальным литературам Российской Федерации.
Апробация материалов исследования. Работа обсуждалась■на заседаниях кафедры советской литературы Московского государственного педагогического университета га-.Б.И.Ленина, Основ>ше положения и выводы исследования изложены в монографии, статьях и тезисах. .
По вопросам, связанным с, темой диссертации, автор выступал на Всесоюзных научных конференциях (г.Черкесск, 1984, г.Грозный, 1987; Владикавказ, 1989 {Махачкала, 1990) я девяти итоговых преподавательских конференциях, проводимых в Северо-Осетинском государственном университете им.К.Л.Хетагурова.
• П. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация4-состоит чйз введения, двух глав, заключения и , • библиограф:«!» .'.'•.'..Во В5с,;":-п;и обоснована актуальность проблемы, раскрыто содержание научного аппарата, обоснована научная новизна, опреде-. ляится цели и задачи работы, ее теоретическая я кетодологичес-кая основа. ;
■"-. В первой главе ди с с ертаци: I Ос о бекн о с ги формирования и развития осетинской литературы дооктябрьского•периода" - освещается стаковлениз и эволщня'=осетинскоЯ прозы вплоть до 1917 года.
Путь осетинской литературы к зрелости был достаточно долгим. Долгим не по времени, а по тем этапам, которые она проходила. Взяв начало с богатейшего устного народного творчества, опираясь только на его традиции, литература начинает процесс осваивания действительности. Как справедливо подчеркивается в литературоведческих и критических работах, фольклор не только выражает чаяния и устремления народа, но и сам активно влияет на народную психо-лоп:^ н Г~и;тосо£ию. "к считаем еэвериенно справедливым утверждение о том, что нартский героический эпос способствовал развитию ■ профессиональной литературы, изобразительно-выразительных средств в ней. - Именно с нар^ског-о эпоса берут начало основы реализма и историзма осетинской литературы. Демократические традиции, ЕЬфа-ботаннке в фольклоре, находили и находят дальнейшее отражение в письменной литературе.
Через посредство родного фольклора осетинская литература уие на ранней ступени своего развития использовала литературные традиции соседних народов - России и Грузии, а через их посредство -Болгарии и Византии.
В творчестве поэта-просветителя И.Ялгузидзе, поэтов и прозаиков ИсКанукова, К.Хетагурова, Т.Мансурова и др. находят реальное воплощение идеи равенства, братства, которые в течение многих веков отражались в произведениях устного народного творчества.
В идейном и художественно-эстетическом плане наиболее значительное место в осетинской литературе XIX века занимает творчество К.Хетагурова, в-чьих произведениях нашли отражение прошлое, настоящее и будущее осетинского народа. К.Хетагуров - поэт, художник, публицист - человек, который бьм воспитан на традициях и идеях русских революционных демотатов Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова и др. Он тянулся к русское критическому реализму. Эстетические принципы А.С.Пушкина, Ы.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова били наиболее близки и дороги К.Хетагурову. Эти принципы позволили ему найти в литературе свое место - место тончайшего лирика, психолога, борца за счастье родного народа. В поэмах "катима" (1688 г.), ."Перед, судом" (1892 г.), ''Плачущая скала" (1891 г.) и.этнографическом очерке "Особа" (1892-1893 гг.) поэт в ретроспективном плане изображает характер осетин, их историю, быт, обычаи, верования и -т.д. '
Оценивая социальную направленность творчества К.Л.Хетагуро-
ва, современный осетинский писатель и критик С.Т.Иарзоев отмечает, что "каждое его произведение - жемчужина, плод раздумий над страданиями народа, поиск счастья и неукротимая вера в него"*). Эти аспекты находят глубокое отражение и з прозаических произведениях К.Хетагурова ("Охота за тураш", "В горах", "Сегодня я . окончил вечерние занятия", "Предложение"}. В рассказе "Сегодня я окончил вечерние занятия" писатель впервые в осетинской, да, пожалуй, и во всей северокавказскоЯ прозе, сумел передать мельчайше оттенки впечатлений и переживаний пятилетнего мальчика. Следуя традициям Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, К.Л.Хетагуров сумел показать духовный мир ребенка и создать реалистические картины быта народа.
Но творчество К.Л.Хетагурова интересно не только с точки зрения идейности и политизированности. Прежде всего богатство и многообразие красок, мастерство в использовании изобразительно-выразительных средств, стремление и умение проникнуть в глубины психологии, выявить тончайшие нюансы души; умение выбрать скгкет и конфликт художественного произведения - все это дает основание говорить о таланте писателя. Так, необходимо, на наш взгляд, отметить мастерство К.Хетагурова в использовании образов природы, пейзана в процессе изображения социальных картин. Использование ° картин природы в произведениях писателя не носит одинакового, однозначного характера. Так, еслиса рассказе "Охота за гурами" она является фоном для изображения тяжелых жизненных условий горца, то в рассказе "В горах" играет другую роль. Создавая красивый пейзажный фон, не скупясь на яркие краски, писатель обнажает степень заброшенности и убогости осетинского аула Лурхум, расположившегося у подножия мрачного утеса.
В ауле Дурхум безрадостные впечатления производят не только сакли, сараи, церковь, но и люди, внешний облик которых впечатляюще дополняет окружающее убояество. Вог глаз писателя останавливается на: женщине-казачке: "спаваий на затылок красный платок, растрепанные волОсы, вывалившаяся 'из- прорехи грязной ситцевой рубахи мясистая грудь, изорванная сорочка на ее ребенке, -запачканное лицо Нарочитый натурализм, заземленность списаний -
Марзоев С.Т. Вступительная статья If К.Хетагуроа, Собр.соч. г; Г-х т. - U., 1971 - Т.1. - С.9.
все это является частью художественной детали и несет дополнительную смысловую нагрузку.
Большое место среди прозаических произведений К.Хетагурова занимает отрывок "Предложение". Сирота охвата действительности в -этой цроизгедеши, его проблематика, глубина задуманных образов, острота сшета дают основание сделать вывод о том, что "Предложение" является отрывком из большого произведения, а сего близок к повести Н.В.Гоголя "Невский проспект" и роману Л.Н.Толстого "Воскресенье".
Большое значение для становления К.Хетагурова-писателя и для дальнейаего развития осетинской литературы имела переводческая деятельность поэта. Объем переведенных им -произведений невелик, но нч это главное, как неоднократно подчеркивал сам К.Хета-гуров, в процессе перевода он учллся у классиков русской литературы умению подбирать нсиболее Еесокые средства худо;.-.зстзенной' выразительности для передачи е:-:у?рекчзго мира современника, реальной действительности и т.д. Ксста перевел на осетинский язык стихотворения А.С,Пушкина "Ворон к ворону летит", Д.Н,Майкова "Летний дозздь", А.У.Порецкого "Пойманная птичка" и др. Творчество К.Хетагурова явилось целой гпохой, школой в осетинской литературе. Сно стало платформой, на которой развивалась в дальнейшем осзтинскак литература.
Худояестгенное мастерство :К.Л.Хетагурова, его свободолюбивые идеи оказали заметное влияние на его соррсменника С.Гадиева, Основная тепа произведений С.Гадиева - изображение низки горянки (рассказы "Айсса", "З&лда", "Азау", "Дыса" и др.).
Наиболее значительным творением С.Гадиева является его историческая повесть "Цыппу ГУдсглй". Повесть посвящена изображению реальных событий, происходивших в хизки осетинского народа -борьбе горцев против имперской захватнической политики русского царизма н кес-тшй администрации.
Последователями традиций К.Л.Хетагурова явились Арсен Коцоев, Цомак Гадиев и ряд других писателей. Это плеяда писателей, сумевших углубить социально-философское звучание слова и додняь голос до прям го протеста против угнетения и несправедливости. Если •творчество Сека и Цомака Гадиевьс; достаточно традиционно, то творчество А. Коцоева отличается своей сатирической направленностью. Е-.лгодаря сатирической форма'кзоброзегия действительности и тили-
зации изображаемых характеров, А.Коцоеву в его произведениях удалось добиться подлинной реалистичности и народности.
Мечтал о светлом будущем своего народа, писатель обличал невежество и темноту горской бедноты, но но смеется над ним, а горько шутит и зло клеймят тех, кто обирает- народ; Благодаря творчеству. А.Коцоева в осетинской литературе получает развитие сатирическое направление.
Социально-политическое положение в Осетии начинает кардинально меняться с проникновением к развитием капиталистических отношений. Происходит резкое имущественное расслоение населения, возникает городская беднота, рабочий класс и буржуазия, развивается культура. Во Владикавказе возникают учебные заведения, открываются газеты и журналы. Именно этот город был форпостом Российского самодержавия на Северном Кавказе, и потому вся администрация этого края и интеллигенция концентрировалась здесь. Ето, естественно, не могло не отразиться на формировании и становлении национальной интеллигенции. Вокруг галет и журналов концентрируются передовые люди крал, начинают развиваться газетно-журналь-ные жанры словесности.
В Осетии начинают появляться газеты на родном и русском языках. Во Владикавказе издается "Крон газет" ("Осетинская газета"), в Тифлисе выходит вторая осетинская газета "Ног цард" ("Новая жизнь"). Подчеркивая неоценимое значение появления газет на родном • языке, Н.Г.Джусойты справедливо отмечает, что "на'страницах газеты шлифовался язык осетинской политической публицистики, революционного призыва, едкого фельетона и широких социально-исторических размышлений. Здесь вырабатывались язык, фразеология, лексика, терминологии я стиль повседневного разговора писателей-демократов и революционеров - с народом"*)„
Анализ материалов, публиковавшихся на страницах этих газет и журналов, дает картину развития общественно-политической мысли Осетии, истории печати и литературной критики.
Особенно выделяются в прессе тех лет прокэзедеиия К.Хетагу-рова, А.Бутаева и Ц.Гадиева, чьи статьи будили общественное сэ-
Дзусойты ПаЛи. Традипчн дореволюционной осетинской литературы // Очеся истории осетинской советской литературы. - Орджоникидзе, 1957.. С. 14. '
знание, призывали к борьбе за просвещение, за гуманные взаимоотношения между людьми,
В газетах и лсурналах публиковались не только общественно-политические материалы, но и художественные произведения - стихи К.Хетагурова, Ц.Гадиева, рассказы С.Гадиева, Е.Бритаева, В.Абае-ва, Р.Гаглоева, 1.1.Караева и др. Публикация литературных произведений на страница}: газет делала их более доступным! народу, позволяла устанавливать прямую связь между писателями и читателями. Авторы всегда могли получить оценку своих произведений через критические статьи и отклики читателей.
Газеты и ¡курьхга во Владикавказе выходили не очень долго, т.к. идеи свержения существующего строя, призывы к вооруженной борьбе с власть имущими не могли оставить последних равнодушными к судьбе прогрессивной печати. Но тем не менее пресса сыграла неоценимую роль в деле становления общественно-политической мысли, развития литературного языка, литературных нанров в художе-ствешо-образной системе осетинской литературы,
В осетинской дооктябрьской литературе постоянно,шли поиски нового героя, что диктовалось как самим естественным ходом развития литературы, так и социальным заказом времени и общества. Представители осетинской литературы во многом следуют традициям и опыту русской литературы. И при всем этом говорить о каких-то значительных достижениях дооктябрьской осетинской литературы в этом направлении трудно, т.к. она еще не обладала для этого достаточным опытом и традициями, хотя сам поиск нового героя, нового типа человека, в котором воплощались бы идеалы и устремления народа, дали определенные результаты. Возникает и формируется национальная драматургия, как наиболее близкий к народу жанр литературы. Г^сть первые драматические произведения были несколько наивны, в аих•прослеживается прямое заимствование и неумение осмыслить традиции, на которые опирались писатели, но драматургия этих лет вместе с поэзией и прозой заложили.основу для дальнейшего развития осетинской словесности.
Основоположником осетинской.драматургии Е.Бритаевым создано песть пьес ("Побывавший в России", "Лучше смерть, чем.позор", "Хазби" и др.), в которых он стремился осветить-злободневные цроблсш современности, раскрыть диалектику характеров героев. В развитии осетинской драматургии и сценического искусства
в дальнейшем большую роль сыграли пьесы русских,советских и зарубежных драматургов, переведенные на осетинский язык и постао-ленные на сценах Северо-Осетинского и Гго-Осетинского театров. Из русских пьес тогда были поставлены: "Каменный гость" и "Пытаны" Душкина, "Женитьба" Гоголя, "Гроза" и "Лес" Островского, водевили "Медведь" и "Предложение" Чехова, "11а дне", "Басса Желез-нова" и "Последние" Горького, "Платон Кречет" Корнейчука и многие другие.
Постановки пьес русских драматургов осуществлялись параллельно с постановками пьес зарубеяшых авторов. Осетинские зрители познакомились с пьесами Шекспира "Отелло", "Лгун" и "Хозяйка гостиницы" Гольдони, "Проделки Скалена" Мольера , "Памела Еиро" Бальзака и т.д.
Опираясь на традиции фольклора,русской, грузинской и других литератур , лучшие осетинские писатели, выработав свои национальные традиции, подготовили почву для роидения новой литературы. Овладевая богатейгими традициям реалистического искусства развитых литератур , передовые представители осетинской литературы создали психологически глубокие, правдивые рассказы и стихотворения. В них показано пробуждение национального самосознания народа, расслоение сельского населения, стремление людей к изменению ° несправедливого уклада жизни.
В огличие от других северокаоказских литератур (балкарской, кабардинской," ингушской, чеченской и др.) осетинская литература приходит к новой эпохе с утвердившимся в ней традициями критического реализма и романтизма, с развитыми прозаическими жанрами (рассказ, повесть, новелла, художественный и публицистический очерк) и драматургией (водевиль, трагикомедия, драма, трагедия).
Во второй главе - "Основные закономерности развития осетинской прозы 20-30-х годов" - рассматривается наиболее трагический и драматический период в жизни как всей нашей страны в целом, так и каждой национальной республики в отдельности.
В 30-е годы "осетинская литература понесла тяжелые утраты. Необоснованно были репрессированы и уничтожены И.Арнигон, Г.Бараков, Ч. Бедтсызаты, А.Дкатиев, С.Косираги, А.Кубалоз, С.Кулмев, Г.Малиев, А.Тибилов, К.Фарнион и другие, а К.Бадееву, К.Дзессву, И.Короеву многие годы было запрещено заниматься литературной деятельностью. „
Сейчас много говорят и спорят об этих годах, о литературном процессе тех лет, но до сих пор еще нет однозначной оценки тем событиям. В эти годы перед осетинским народом стояла не только задача восстановления промышленности и сельского хозяйства республики, .:о и ликвидации ее духовной отсталости. И эта работа, несмотря на страшную разруху, велась достаточно интенсивно. В литературе продолжали свою деятельность писатели, писавшие до революции и гражданской войны (А.Коцоев, Ц.Гедиев, С.Баграев, Г.Бараков к др.), пришла также новая плеяда литераторов (Т.Беса-ев, Ф.Гаглоев, К.Дзесов, Г.Дзугаев, Т.Епхиев, М.Камбердиев, . Д.Мамсуров, Х.Плиев, К.Фарнион и др.).
В течение нескольких лет издаются два сборника художественных про:.зведекий, в которые входят как произведения дореволюционных лет, так и вновь созданные. Царящий в этих сборниках противоречивый шр идей, настроений, мотивов, не связанных между собой ни естетически, ни идеологически, ярко отразил дух времени, когда среди осетинских писателей активно происходил процесс дифференциации и политического размежевания. И возможно сейчас есть основание говорить о том, что эта тенденция могла бы быть более продуктивной в процессе развития литературы.
Актуальной в осетинской прозе первых послереволюционных лет продолжает оставаться тема раскрепощения женщины горянки, избавления ее из плена законов адата,тяготеющих над ней в течение многих веков, а также приобщения ее к новому образу жизни. Ей посвящены произведения С.Кулаева "Именная жена" и "Вдова Госада", Г.Еаракова "Причина", Д.Мансурова "ЗалдУз" и "Первый шаг" и др.. Создавая женские образы, осетинские авторы старались показать изкзнения, которые произошли в судьбе горянок,, в их мировоззре-'.
НИИ.
В 20-е годы появляются новые газеты на осетинском языке "Крон газет", "Горская жизнь", "Кермен", "Растзинад"» "Власть труда", "Хурзарин", молодежные газеты "Ногдзауты газет" ("Пионерская газета"), "Пионеры хъалас" ("Голос пионера"), художественно-литературный и .общественно-политический журналы "Фидиу-ег" ("Глашатая"), "Зиу" ("Помощь") и др.
Это говорит о том, что культурная жизнь в Осетии в 20-е годы га на нлнуту не прекращалась, проводились организационные мероприятия, которые определяли худояеетвенный пульс республики.
-li-
ria:: отмечается в "Очерке истории осетинской литературы", ''к концу 20-х: годоз осетинская литература выросла настолько, что'была з силах ставить и решать серьезные проблем! современной ::<изни и поторчи народа"^).
При всем гематичгском разнообразии з литературе тех лет зев '::е мокно въделить ряд тем, которые занимают доклннруьцее положение. 0дно;1 из таких являзтся тема исторического прэзлого народа. Особенности этого -гснсмена в принципе можно объяснить тем, что писатели сце ке сумели ^¡лосо^ски осмыслить до кони,а сути происшедших перемел и пытались взглянуть и оценить настоящее, исходя из опыта прошлого.
Одним из таких опь.тоо в аналигируеммл период яаился неса-ворзеннкй роман К.Фарш.ока "2ум буря" (1529-1932), з котором проделана попытка психологического сс:л,.слон-ля человеческих Езаимэ-сткоиенсй s эпоху классового расслоения- общества, -'армирования капитализма в Осетии. *
В романе "Шум буря" изсбргждтся рэальныо события из осетин. Характеры героев романа тл'.енрмвавтся в ожесточенной классовой борьбе. 3 основе рсиава лс-.-т.т тнпичний конфликт между осо-тлнской беднотой, которун представляют Ехгрозитель чаяний народа абрек ЦараП Смрмхазз и его друзьл, и празяп'Л серхулкой. Душевной красоте, благородству, стрэмле;;ло к свободе абреков автор противопоставляет жестокость, '.сн^ткческуп оут.нооть, алчность класть имуцнх.
Новаторство романа "Шуи бури" проявилось з том, что в нем не только умело раскрыт конфликт двух антагонистических классов, ко и в том, что "Фарнион в образах Ifepa;:, !.!:гсурат, Каспола л других преоде--л однолинейность, схематичность, характерные для ио-котормх trr" ¡зедений раше.1 осетинской прозы"^).
3 отличие от романа "Пум бури" повесть "Честь предг.оз" (1930) Ц.Гадиева посвящена проблеме переустройства села. На примере забитого горца Дахци автор показал путь осетинского крэсть-янства к новой стзня.Ц.Гадаеву удается нарисовать в повести мир
№ i!C,ro-:i:l осетинской-литература. - Орджоникидзе, 1S67. -"5 Палагаева_З.М. эгида об осетинской прозе. - Ордяогсг-
мучительных сомнений, переживаний, заблуждений Дахци. Изменение мировоззрения и психологии середняка Дахци, формирование в нем новых начал происходит вместе с перестройкой социально-экономических основ окружающей жизни села.
Автор обнажает душевную борьбу крестьянина-середняка Дахци, всю жизнь работавшего то на одного хозяина, то на другого и полагающего, что так и должно быть всегда, так велят законы адата.
' Вся жизнь Дахци в прошлом была неприглядной. Последние три -года, работая на кулака Иласа,' Дахци получил возможность поселиться в плетеной мазанке с соломенной крышей на самой окраине села. .
В восприятии Дахци, уставшего от тяжести жизни, и хозяйство, и дом, и семья кажутся одинаково жалкими, как его лошаденка Кучка ч которая "совсем отощала и раздулась от соломы", и маленькая "невзрачная" коровенка, и куры. И все же именно это жалкое хозяйство не дает ему долгое время вступить в колхоз..
Ц.Гадиеву удается проследить, как постепенно'В Дахци усиливается уверенность в себе, в свое человеческое достоинство. К .' новой жизни пробудилось сердце не только Дахци, но и всей сельской бедноты.
В 30-е годы в осетинскую советскую прозу вместе с темой коллективизации пришел и герой, который отличается новым отношением к труду и общественной собственности. Это герой - труженик, борец за правое дело, за новое социальное устройство общества.
К числу новых в осетинской прозе относится Уано Салбиев ' (рассказ С,Кунаева "Золотая руда")(1931). Перёд посланцем партии Уано, прибывшим в село, возникло сразу множество, дел: нужно было укрепить хозяйства и местный актив, очистить их от подозрительных людей, наметить план работ, подготовить семена, орудия труда, наладить учетное дело, отремонтировать-дороги и т.д. Нужно было ■подумать и о культурном уровне колхозников, тале как мало кто из них умел читать и писать. ...
Окидывая взором безбрежные колхозные поля, проснувшиеся после зимнего сна и щедро согреваемые лучами весеннего солнца, он счастлив от того, что эти поля скоро совсем ожиЬут, послышится на них . шум тракторов и поползут здесь плуги ..."Вот будет чудо, - думает Уано. Еще чудеснее будет тогда, «уогда наступит лора жатвы; темноватый золотой колос пшеницы будет кивать своей тяжелой головой.
Полные будут гумна, куча зерна, когда заилят молотилки"^.
С.Кулаев показывает безмерную любовь своего героя к земле: "Как прекрасно все ?:е сельское хозяйство!" - говорит Уано, обращаясь к поферу. Пусть часто Уано нэ хватает .времени дато побриться и пообедать, но зато он как подлинный хозяин и руководитель в курсе всех дел колхозного хозяйства, потому, что он руководит не из кабинета, а старается на местах во всем разобраться.
. Вот и сегодня, несмотря на непролазную грязь, он реаает эхать в село Ногкау и убедиться в готовности людей к весенним работам.
Он одинаково требователен и-к себе, и к другим руководитег лям. Так,"узнав, что Ростом не в курсе сколько голов скота у него на ферме и старается выяснить у учетчика, он тут же ему строго замечает: "Ты руководитель, должен знать все сам" (с.255). ■
Рассказ С.Кулаева "Золотая руда" страдает некоторой композиционной рыхлостьп и отсутствием тесной связи мегкду частями,но несмотря на это, рассказ носит новаторский характер: в нем впервые в осетинской литературе показан процесс коллективизации, кроме того, в рассказе выведен образ коммуниста-руководителя, который токе был явлением в осетинской литературе.
Зароздение канров повести и романа, - стремление к многостороннему изображению жизни, углублсдае психологизма и осмысление исторических событий, наблюдаемых в 20-30-е годы, свидетельствовало о' росте осетинской прозы этого периода.
Осетинские прозаики пытались найти пути художественного отражения новой структуры общественных отношений, невиданных перемен, происшедших в жизни бесправного в прошлом горца, а ньие активного участника преображения мира. "Поисковый характер литературы первых послеоктябрьских лет выражался прежде всего в ее содержании, в котором резко и остро, а порой и схематично проступали 'черты ндвоя действительности""^.
В осетинской романистике интересующего нас периода одним из примечательных произведений был роман Д.Мансурова "Тяжелая
1) Кулазв С. Избранные произведения. - Сгалинио, 1957. - С.248. *
2) Советская многонациональная литература^ - !.!., 1953. С.31.
операция". В нем изображен процесс коллективизации в селении Зиланкау. Главный герой романа двадцатипятитысячник Заурбек, чей характер раскрывается в процессе борьбы за новую жизнь. Порой ецу становится страэно от грандиозности задач, стоящих перед ним. "А. вдруг я не справлюсь? Ожбусь в к*ком-то вопросе...". Показывая своего героя в различных реальных аизненных ситуациях, в напряженной борьбе с врагами, в беседах с колхозника!.™ Д.Камсу-ров раскрывает внутренний мир этого ведущего- в книге персонажа.
Во многом можно посочувствовать автору, который пытался создать достаточно полноьфовный, реалистический образ вожака " . масс, но жизненные ситуации порой таковы, что герою приходится поступать вопреки логике и воле автора, подчиняясь правящей идеологии и поэтому многие мотивировки оказываются мало-убедительными, надуманными. Заурбек понимает, что запугиванием и угрозами, которыми пользуется бывший красный командир Ханджери при вовлечении в колхоз крестьян, ничего не добиться, что этим можно только оттолкнуть людей от коллективного хозяйства.
Напрашивается сопоставление "Тяжелой операции" с "Поднятой целиной" М.Шолохова.. В частности Д.Мамсуров опирается на опыт Ы.Шолохова, когда изображает в своем произведении вожаков, ведущих свою работу противоположными методами: если Заурбек тяготеет к Д&вьдову, то Ханджери кровно близок с Нагульновым.
Интересен в романе "Тяжелая операция" и образ' женщины Ханиф$ы - человека, нашедшего себя и свою судьбу в процессе■ • строительства новой жизни. Это тонкий, чуткий человек и руководитель, умеющий настоять на своем, когда осознает свою правоту. Она может быть и беспощадной к врагу" (сцена с убийством -Костика)-Образ женщины-горянки, выходящей на передовые рубежи борьбы за новую жизнь достаточно традиционен для осетинской литературы в целом и для творчества Д.Мамсурова. Он обращается к этой теме в рассказе "Первый шаг" 11928 г.). В образе большевички Дас£ан автор покапывает духовное возрождение женщины-горянки, сумевшей стать вс-хгчком сельской бедноты, открывшей женщинам глаза на воз-' . кскностк жизни. Впервые в осетинской литературе Д.Мамсуров показывает не только жекщину-м&ть, женщину-сестру, но женщину-борца,, убежденного защитника интересов обездоленных. '
1) Д.Иамсуров, Тяжелая операция. Дзаудошау, 1949. С.40
Дасхан из рассказа Д.Мансурова. "ГТервий ааг" во шагом близка к образам чекщин, созданных русскими писателя;^! в 20-е годы: это ыарьяка (пьеса А.Серафимовича "Касьяна", 1913), Марья (рассказ Л.Неверова "МарьЕ-больщесичка", 1921), Еиринея (повесть Сей.ТулиноЯ "Вир/кея", 1524) и др.
Новаторство Д."амсурова в рэаенни проблем нового героя в рассказе "Первый пат" заключалось з том, что он ¿первые в осетинской литературе показал духовное возрождение яендини-горянки, чьи богатые силм и возможности подавлялись веками угнетения и насилия.
Интересен сзспми худсжественяэ-эстетическики особенностям:! роман Б.Боциега "Разбита.-' цепь", налисашагй как бч з птзодо.'яенне тр.-диций великого пролетарского классика А.!,!. Горького. Роман посвящен изображении заро^да^щегсся пролетариата в Осьтшт. Лвтг>р прослеживает, как бедный сельский мальчик Цалгк попадает в город на .Табрику и как з процессе работа и борьбы закаляется к ыуждог. Цллня рано задумывается о судьба лкдей, о <;г.брикз как с чудоьчч;*, поглощающем чвловекэсяке силы л т*опъ „тодей.* Влияние цряц.гщй ".Горького прослеглрается уче в с а;., см стиле описания процесса работа на фабрике, о оценке подневольного рабского труда. говорить о каких-то внезянх, вяу^гкт оег.вэткх влияния Горького, ко, на над взгляд, более правомерно определить гнутреннтст связь, проявляющуюся многообразно и многоаспектно. '.Imshho такая связь присуща рассматриваемому роману.
Новаторство осетинских прозаиков з 20-30-е годи проявилось а тем, что они, отобразив деЗст1г?<аьнос?ь в развитии, з свете идеалов новой общественной формация, сумели з своих произчеде-:етях показать рождение нового г-яра ;i нового человека. Правкдизо отразив различные исторические события, прозаики сумели достаточно глубоко показать в mix действительность во всех ее противоречиях и зо всей остроте социальных конфликтов злохи.
Анализ ;?;шскоЙ прозы 20-30-х годоз показывает, что появление нового героя в ней было подготовлено историческим опытом народа, его судьбой. Новый человек, новый герой раздался как бы из недр дооктябрьской литературы.
Отобразив действительность в свете новых идеалов, проза 20-30-х годов использовала не только все имеющееся богатство * национальных изобразительно-выразительных'средств, но и стара-
лась найти новые для того, чтобы глубже проникнуть а душу современника, раскрыть его самые сокровенные переживания.
Цродолзша традиции дооктябрьской осетинской, классиков русской литературы (А* С.Пушкина, м.Ю.Лермонтова, Н.В.1Ъголяв
H.Л.Некрасова, Л.К.Толстого, А.п.Чехова, А.И.Куприна, М.Горького, В.В.Каяколского,. М.А.Шолохова и др.) и литературы национальных республик, осетинская проза 20-30-х годов смогла достаточно глубоко показать рост сознания родного народа, формирования его мировоззрения в ходе трудного процесса становления нового образа жизни.
Если дооктябрьская проза в основном была представлена в жанрах очерка, рассказа, повести, то в конце 20-х и в 30-е годы, в связи с усилением реалистических и эпических тенденций, жанр романа начал занимать в ней центральное место. Писателей начинает привлекать возможность широкого эпического охвата действительности, создания панорамы жизни народа за длительный промежуток времени. И это говорит %об определенном уровне зрелости литературы«
Кроме жанрового обогащения необходимо отменить и проблемно-тематическое обогащение литературы анализируемого периода. Преобладающее знанение в прозе занимают идеи.интернационализма, как выражения общечеловеческого гуманизма. Исследование всех перечисленных проблем позволяет проследить динамику и генезис как всей литературы в целом, так и прозы, выявить определенные тенденции,, которые имели решающее значение в дальнейшем развитии литературы.
В заключении диссертации подводятся итоги результатов исследования и определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы. По теме исследования автором опубликованы следующие работы:
I. Излучая тепло (статья: Штрихи к портрету писателя Д.А.йреева //Альманах "Литературная Осетия". - 1983. - 61. - 0,5 п.л.
2. Девлзт Азаыатович 1Мреев (статья: Послесловие к роману-хронике "Вгёель Фемида". - Орджоникидзе, 1983. - 0,5 п.л.
3. Национальные истоки социалистического реализма 1 осетинской прозе (тезисы доклада на Всесоюзной конференции в г.Черкесске, 1981 г.).
. 4. Проблема положительного героя в осетинской прозе 20-30-х годов (статья) //Депонирована в ИНИОН 4.02.85 г, !"> 28166. - 2 п.л. 5. Национальные истоки социалистического реализма в осетинской
литераторе (монография) //Депонирована в ИНИОН 4.02.87 г.й 28155.5,5 п.л.