автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Пути становления польской симфонической музыки и её место в развитии национальной культуры

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Явлинский, Иосиф Петрович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Пути становления польской симфонической музыки и её место в развитии национальной культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Явлинский, Иосиф Петрович

Введение

Глава первая. ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ПОЛЬШЕ.

1.1. Дошоденовокий период развития польской музыкальной культуры и его значение в развитии симфонической музыки

1.2. формирование романтического направления в польской культуре и роль творчества Ф.Шопена в становлении симфонической музыки.

Глава вторая. РОСТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПОЛЬСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУШКЕ.

2.1. Развитие польской симфонической музыки до Станислава Монюшко.

2.2. Идеи "Весны народов" и ее образы. Современники Монюшко и симфоническая музыка основателя польской национальной оперы.

Глава третья. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ.

3.1. Основные черты симфонического творчества 3. Нос ков.с кого.

3.2. Школа З.Носковского и начало расцвета польской симфонической музыки.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Явлинский, Иосиф Петрович

Советское музыковедение, интернациональное в своей основе, к настоящему времени достигло определенных успехов в изучении искусства как народов СССР, так и народов мира. Интерес советских музыковедов к исследованию различных областей национальных культур славянских народов, в частности - польского искусства, объясняется общностью этих культур, которые тесно соприкасались и традиционно взаимодействовали с русской. Внимание к изучению культуры Польши усиливается еще тем, что ПНР отнооится к странам социалистического содружества.

Близость стремлений прогрессивных слоев польского и русского общества проявлялась в росте национального оамосознания; во взаимовлиянии на активизацию народного и национально-освободительного движения; в развитии демократических устремлений; в высокой оценке народа в общественной жизни страны; в понятии народного как национально-самобытного.

Настоящая диссертация посвящена одной из важнейших областей польской культуры - национальной симфонической музыке. В работе исследуются проблемы становления симфонической музыки от ее иотоков (вторая половина ХУШ века ) и до начала формирования зрелого польского симфонизма (на рубеже XIX и XX века), который в широком смысле представляет собой принцип художественного, философски-обобщенного отражения жизни в музыкальном искусстве. Понятие "симфонизм" как категория музыкального мышления впервые было выдвинуто Б.В. Асафьевым в 1918 году /19/. Возникновение симфонизма возможно лишь при высоком развитии различных областей национальной культуры. В свою очередь, симфонизм является показателем ее общего уровня и рассматривается в музыковедении как метод художественного обобщения и специфического мышления образами.

Выявление путей становления симфонической музыки и определение ее места в развитии национальной культуры представляет значительный научно-теоретический и познавательный интерес как для осмысливания.прошлого, так и для лучшего проникновения в сущность современной польской симфонической музыки. Кроме того, это позволит обнаружить ее преемственную связь с национальными, народными и профессиональными традициями, что будет способствовать более полному пониманию современных процессов, происходящих в музыкальной культуре Польши и других славянских и европейских странах.

Формирование польской симфонической музыки рассматривается нами в общем контексте истории и художественной культуры Польши. Это определило основной подход к освещению темы настоящего исследования, которым стал историко-культурный аспект, помогающий полнее "представить ведущие тенденции национального исторического процесса" /72, с.136/. Указанный аспект дает возможность проанализировать не только развитие художественного творчеотва, но и его место в духовной, общественной жизни страны и ее национальной культуре.

В трудах советских музыковедов нашли свое освещение общие вопросы истории и теории симфонизма /19, 136, 15, 52, 57, 73, 99, 123/. Известный интерес вызывают также многочисленные монографии и статьи, посвященные творчеству отдельных отечественных и западно-европейских композиторов.

Среди работ, приближенных к теме нашего исследования, определенную ценность представляют труды крупного польского музыковеда Адольфа Хыбиньского1. в 1928 году А. Хыбиньский вместе о Тадеушем Охлевским начали выпускать "тетради" обширной серии под общим названием " иус1а\га±<^о ва\гаео мигук1 Ро1зк1ео"2. В эту серию вошли произведения различных инструментальных и вокальных жанров (с ценными научными комментариями), во многом способствующими созданию правильных представлений о богатстве польской музыкальной культуры прошлого.

В Народной Польше в работу над этой серией включились представители как старшего (И, Фейхт), так и младшего поколения (Т. Струмилло) польских музыковедов, отдавших много сил поиску и публикациям ранних сочинений польской инструментальной и вокальной музыки. Значительная чаоть найденных ими произведений представлена фрагментами. Некоторые из них, в частности Симфония для гобоя с оркестром А.Мильвида, 4 Вариации для флейты с оркестром Ф.Лесселя, в дальнейшем были переработаны современными польскими композиторами Я, Кренцем, П.Пер-ковским, К. Сикорским и др. Учитывая, что при воссоздании и переработках специфика оригинала этих сочинений оказывалась в той или иной мере переосмысленной, мы рассматриваем в творчестве ранних польских "композиторов-симфонистов" лишь их оригинальные произведения или фрагменты, дошедшие до нас.

Развитие камерной и симфонической музыки в Польше отдельных периодов XIX столетия освещено в ряде работ /190, 237, 240, 263/ и монографий о выдающихся польских композиторах /50, 196, 231, 246, 256, 267/, чье творчество способствовало развитию национальной симфонической музыки. Полный спиоок работ и публикаций А.Хыбиньского помещен в сборнике, выпущенном в 1950 году в связи с его семидесятилетие^ 206/. о

Издание старинной польской музыки" (польок.).

Однако в указанных работах не нашли отражения рост оркестрового мастерства композиторов; черты национальной самобытности в инструментальной музыке; качественные изменения музыкальных образов и процесс их типизации. Мало исследовано симфоническое творчество польских композиторов (за исключением увертюр К.Куршшьского), а также оркестровое творчество в сценических произведениях этих композиторов с позиции развития симфонической музыки. Как в советской, так и в польской музыковедческой литературе практически отсутствуют специальные работы об инструментальном и симфоническом творчестве С.Монюшко, сочинения которого сыграли ощутимую роль в становлении польской симфонической музыки.

В истории национального музыкального искусства Польши недостаточно высоко оценена личность выдающегося деятеля культуры, педагога и композитора 3. Московского. Значительная часть его оочинений, в том числе и три симфонии композитора, до сих пор не изданы. В польском музыковедении Нооковскому посвящены лишь немногочисленные статьи, рецензии и небольшое число отдельных работ /209, 225, 247/. Среди них оледует выделить монографию В.Вроньского /267/, в которой представлен большой фактологический материал о жизненном пути композитора. Однако, все известные нам труды о Носковском представляют собой либо рецензии на концерты композитора с весьма поверхностным анализом наиболее известных его произведений, либо биографические исследования с далеко не полным отражением педагогической деятельности Носковского.

В советском музыковедении литература о Носковском вообще отсутствует.

Несмотря на определенную ценнооть отмеченных выше работ, они fíe создают целостной картины развития польской симфонической музыки как единого непрерывного процесса, в них не рассматривается вызревание принципов симфонизма.

Новизна данной диссертации состоит в том, что она является первой попыткой изучения процесса становления польской симфонической музыки, выявления важных его закономерностей, а также определения связи оркестровой музыки с развитием национальной культуры.

В настоящей работе впервые определяется значение творчества З.Носковского в исследуемом процессе, показана роль его композиторского творчества и плодотворной педагогической деятельности в польском музыкальном искусстве. Анализируя деятельность З.Носко-вского(1846-1909), мы отмечали ее непосредственное воздействие на формирование композиторов "Молодой Польши в музыке", что в значительной мере опровергает существующее в музыковедении мнение об исключительном влиянии западных композиторов на их творчество. В диссертационном исследовании впервые обосновывается преемственность связи польской музыкальной культуры XIX века с началом XX столетия; рассматривается развитие и преобразование тематических и жанровых фольклорных элементов на примере симфонических произведений.

Вынесенная в название диссертационной работы тема весьма обширна; отсюда возникли поиски возможных ограничений. Автору не представлялось возможным изучение всех сохранившихся партитур польских композиторов с середины ХУШ до начала XX века (даже из числа изданных), т.к. углубленный музыковедческий анализ этих произведений потребовал бы специального и значительно более масштабного и, вероятно, коллективного исследования. Поэтому мы основывались на анализе тех произведений или отдельных фрагментов сочинений, которые наиболее показательны для развития национальной симфонической музыки. Кроме того, в данном исследовании наш рассматривается ряд произведений фортепианной и камерной музыки, в которых в той или иной степени происходил процесс эволюции польской симфонической музыки, а в отдельных сочинениях - и симфонического мышления.

Нами был проведен анализ произведений, фиксирующих важные этапы интересующего нас процесса, а также выявлены особенности отдельных сочинений, их общая направленность, жанровая принадлежность. Именно такой подход в разделении на "этапные" и "вспомогательные" произведения представлялся нам целесообразным для выявления единой линии и общей картины развития польской симфонической музыки как части национальной культуры, и определения закономерностей этого процесса.

В данной работе освещены та!сже вопросы плодотворного претворения традиций народной музыки в профессиональном музыкальном искусстве; преобразование оркестрового мастерства ряда польских композиторов; рост профессионализма музыкальной культуры; утверждение принципов сонатности с ее контрастной драматургией; овладение методами тематического развития; создание музыкальных образов с чертами обобщения и рассмотрения путей их типизации. Автор стремился исследовать наиболее общие, типичные черты становления симфонической музыки во взаимосвязи с формированием ее национальной культуры. В этом аспекте мы рассматривали проблемы генезиса и развития национально-самобытного жанра думы-баллады в инструментальной и симфонической музыке, так как этот жанр отчасти способствовал интенсивности роста типизации образов.

Важное место в работе отводится воздействию некоторых элементов других национальных культур (в том числе русской) на становление польской симфонической музыки.

Методологической основой настоящего исследования являются принципы марксистско-ленинской эстетики, теоретические положения советской исторической науки и отечественного музыкознания. В частности, работа выполнена по методологии известного советского ученого И.Ф.Бэлзы.

В истории культуры Польши интересующего нас периода (вторая половина ХУШ - конец XIX века) одну из важных функций, наряду с национальной поэзией и литературой, выполняет музыкальное искусство. Значение музыки в истории культуры этой страны возрастает после утраты ею государственной независимости, в борьбе за национальное своеобразие польской музыки в период сильного воздействия иностранных культур. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит творчеству Ф.Шопена (1810-1849), в лице которого польокое музыкальное искусство первой половины XIX столетия достигает выдающихся высот как национальной, так и мировой культуры.

Необходимо подчеркнуть, что достижения Шопена были подготовлены его предшественниками, старшими современниками и явились кульминацией длительного периода развития польской культуры. Вызреванию черт национальной самобытности и утверждению демократической основы творчества польских композиторов способствовало их обращение к народной музыке.

Черты народной песенно-танцевальной мелодики и ритмики содержатся в музыке ранних польских симфонистов, в вокальных и вокально-инструментальных произведениях композиторов второй половины ХУШ века и даже (нарушая культовые каноны) в сочинениях, обращенных к религиозной тематике, как, например, в "Реквиеме" польского органиста и композитора Матеуша Звежховского (1720-1766).

Имеются факты, указывающие на то,что иностранные музыканты и композиторы, работавшие в Польше, также испытывали воздействие польской песенно-танцевальной культуры. Так, в 1782 году исполнялись "национальные симфонии" гамбургского композитора и дирижера Яна Давида Холлянда (1745-1825), работавшего с начала 80-х годов в Несвижском театре по приглашению литовского магната Кароля Радзивилла. "Национальные симфонии" Холлянда не дошли до нас, однако, известно, что они были созданы на темы народных песен, это подтверждает вторая часть одной из симфоний под названием "охотничий полонез".

Песенный фольклор занимает также значительное место в творчестве многих польских поэтов и писателей. Так, в области стихосложения использует традиции фольклора и добивается песенной мелодичности "польский якобинец" Якуб Ясиньский (1759-1794); крупный представитель сентиментализма в национальной просветительской литературе Францишек Карпиньский (1741-1825) в своем творчестве уделяет фольклору особое внимание. Глубоко постигали и ценили значение народной музыки и песни великие национальные поэты Адам Мицкевич (1798-1855) и Юлиуш Словацкий (1809-1849), а также многие другие выдающиеся писатели и поэты. Признание высокой эстетической ценности музыкального фольклора крупнейшими представителями литературы не только сопровождало рост профессиональной музыки, но и в определенной мере способствовало ему.

Формирование профессиональной музыки и начало создания польской оперы непосредственно связаны с развитием театрального искусства второй половины ХУШ века, так как постановки театральных пьес, как правило, сопровождались песнями, танцевальными номерами, инструментальными вступлениями и интермедиями. В рассматриваемый период в театральном искусстве развернулась борьба за сохранение самобытности польского языка и культуры. Taie, талантливый режиссер, драматург, директор Национального театра (с 1783 года) Бойцех Богуславский (1760-1829) объединил вокруг себя артистов, композиторов, видных деятелей культуры, которые способствовали развитию театрального искусства. Крупный представитель польской культуры первой половины XIX века, композитор и педагог (учитель Ф.Шопена) Юзеф Эльснер (1769-1854) проводил плодотворную просветительскую работу среди оркестрантов и вокалистов Национального театра, большая часть из которых не имела музыкального образования. Примечательно, что Эльснер - представитель немецкого театра постепенно отходит от него, а после сближения с Богуславским переходит в польскую труппу, приезжает в Варшаву и становится первым дирижером польского Национального театра.

К музыкальному театру обращаются многие видные деятели польской культуры. Среди них выдающийся писатель Юлиан Ур-сын Немцевич (I757-I84I), который написал тексты комических опер "Оруженооцы короля Яна", "Ян Кохановокий в Чернолесье" и "Ядвига", положенная в основу одноименной музыкальной драмы Кароля Курпиньского (1785-1857).

Сложные политические условия, в которых оказалась Польша после подавления восстания 1794 года, изменяют оценку разных видов музыкального искусства с точки зрения их социальной значимости. На первый план польской культуры выдвигаются саше массовые, самые демократические ее формы, активно отражающие патриотические устремления и способствующие усилению освободительной борьбы. Такой формой стали революци-. онные песни. Развивая традиции песен периода восстания 1794 года, революционные песни пишет Михал Клеофас Огиньский (1755 - 1833), а вслед за ним и Юзеф Эльснер.

На рубеже ХУШ и XIX столетий среди польских патриотов значительно усилился культ Наполеона, который, создав польские легионы, объявил себя единственным спасителем Польши. Патриотические раздумья легионеров, их переживания о судьбе многострадальной Родины отразились в творчестве поэтов Циприана Годебского (1765-1809), Канторберия Тымовского (1790-1850), Антония Турецкого (1787-1861) и других. Наиболее ярким выражением героической эпопеи легионеров была боевая песня на слова политического публициста Юзефа Выбицкого (1747-1822) "Мазурка Домбровского", впоследствии национальный гимн страны.

Патриотические побуждения выражены и в многочисленных патриотических песнях К.Курпиньского, среди которых особо выделяется гимн литовских легионов - "Литвинка". Выдающимся событием как в истории Польши, так и в истории её культуры,стало создание знаменитой революционной песни К.Курпиньского "Варшавянка" (1831), получившей международный резонанс /100/.

Поражение Ноябрьского восстания 1830-1831 года изменило в значительной степени идейное содержание произведений искусства и польской художественной жизни в целом.

Героико-трагедийные образы, призывные интонации вторгаются во все сферы культуры. Так, ритм боевой солдатской песни вбирает в себя повстанческая поэзия, представленная в основном творчеством участников "ноябрьских событий". Героикотрагедийные же образы нашли наиболее интенсивное проявление в творчестве Ф.Шопена.

Надо отметить, что не только народная, но и профессиональная музыка приобретает в этот период важное значение для многих польских писателей и поэтов, оказывая воздействие на "музыкальность" их поэтических сочинений. Убедительным примером с этой точки зрения является творчеотво Мицкевича, музыкальность поэтической речи которого привлекает к себе многих известных польских и русских композиторов. Среди них прежде всего следует назвать основоположника польского музыкального романтизма Ф.Шопена и автора первой национальной оперы С.Монюшко. (1819- 1872).

Развивая национальные танцевальные жанры (полонез, мазурка и др.), Ф.Шопен насыщает их иной идейно-эмоциональной образностью, связанной с поражением восстания 1830-1831 года я трагическими переживаниями польских патриотов; с ностальгией, ставшей лейтмотивом всей жизни композитора. Обогатив новым идейно-эмоциональным содержанием танцевальные жанры и подчеркнув в них национальное начало, Ф.Шопен сделал их достоянием мировой музыкальной культуры.

В период борьбы за сохранение самобытности национальной культуры, усилившейся после подавления Ноябрьского восстания, особое место занимает творчество М.К.Огиньского, Ю.Эльснера, К.Курпиньского, а созданные ими революционные песни приобретают патриотическое звучание и получают широкое международное признание.

В грандиозных обобщениях шопеновской музыки, в насыщенных социальными идеями операх СвМонюшко, созданных (как и большая часть произведений польских композиторов), на национальной основе, запечатлены надежды и чаяния дольокого народа.

Анализируя процесс становления и развития польской симфонической музыки, автор отремился полнее раскрыть его народные и профессиональные истоки. Периодизация, использованная в диссертации, учитывает главные исторические события в жизни польского народа, узловые этапы в культурном процессе.

Источниками исследования послужили изданные партитуры дольских композиторов и дошедшие до нас отдельные фрагменты их сочинений. Ценными источниками явились также нотные и иконографические материалы; документы, рецензии, заметки, опубликованные в советских, дольских, немецких изданиях и периодической печати; ряд произведений фортепианной и камерной музыки, в которых отражены принципы становления национальной симфонической музыки и вызревание симфонического мышления.

Для данной научной работы автором был собран большой теоретический и фактический материал, который оказалось невозможным использовать полностью в рамках кандидатской диссертации. Поэтому важнейшие материалы, не вошедшие в основную часть диссертации, были введены в Приложение.

Структура и объем работы определяются целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Приложение к диссертации включает в себя дополнения и нотные примеры.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Пути становления польской симфонической музыки и её место в развитии национальной культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Становление и развитие польской симфонической музыки второй половины ХУШ-Х1Х века - диалектически сложный процесс. В течение долгого времени значение национальных истоков формирования польской профессиональной музыки многими исследователями недооценивалось: преувеличивалось значение некоторых инонациональных культур (итальянской, французской, немецкой); явно недостаточно рассматривалась история формирования отдельных композиторских школ XIX столетия; не раскрывалось в полной мере творчество некоторых композиторов, значение их творчества в становлении польской симфонической музыки и роль этих композиторов в развитии национальной культуры.

Характеристика симфонического творчества второй половины ХУШ-Х1Х отолетия в предпринятом исследовании дана на основе изданных партитур польских композиторов. В данной работе мы стремились отчасти восполнить существующие пробелы как в музыковедческой литературе, так и в трудах, посвященных общим проблемам истории культуры. Раскрывая процесс становления и развития польской оимфонической музыки, мы рассматривали его не обособленно, а пытались представить это явление в общем контексте истории и художественной культуры Польши. Это и определило историко-культурный аспект в освещении темы настоящей диссертационной работы.

Анализируя с этих позиций развитие польской симфонической музыки, мы считаем возможным подвести некоторые итоги.

В профессиональной музыке интересующего нас периода существенно менялось отношение композиторов к разработке фольклорных элементов. Если в начале XIX века перенесение элементов народной песенно-танцевальной музыки в композиторское творчество представляло собой прямое заимствование, то в середине прошлого столетия композиторы старались выявить наиболее типичные черты народной музыки и претворить их в своем творчестве. К концу XIX века использование народных песенно-танцевальных жанров в польской симфонической музыке характеризуется качественно новым этапом. Этот этап представляет собой интенсивную трансформацию песенно-танцевальных жанров, в результате которой творчески переосмысленный народный танец воплощает широкий диапазон музыкальных образов и эмоциональных состояний.

Важное значение в формировании концепции и драматургии симфонических произведений имели также показанные нами в работе три типа музыкальной программности (картинная, обобщенно-сюжетная, последовательно-сюжетная). Отмеченные преобразования фольклора и развитие трех типов музыкальной программности позволили польским композиторам выйти за рамки жанрово-бытовой тематики и романтичеоки идеализированного восприятия действительности, способствовали формированию философски-обобщенной концепции их произведений.

В работе были рассмотрены истоки национальной симфонической музыки (вторая половина ХУШ века) на примере ранних "симфоний" польских композиторов. Отмечались черты национального своеобразия сочинений "варшавских симфонистов". Исследуя произведения композиторов XIX века, мы уделяли большое внимание использованию национальных песенно-танцевальных жанров, на основе которых наметился переход от "танцевальноети" к "поэмно-сти" и определились пути типизации музыкальных образов,

В данной диссертаций показано важное значение польской оперной увертюры в зарождении принципов симфонического развития. Так, введение национальных жанров в увертюры Ю.Эльснера й К| ИурПИДЬбК9ГР определялось наш как один из важных элементов, влияющих на целостную организацию всего музыкального произведения. В формировании симфонической музыки мы прослеживали развитие принципов сонатной драматургии и сонатно-симфони-ческого цикла. В этом отношении определяющую роль сыграло наследие Ф.Шопена, утвердившее также специфическое музыкально-художественное мышление. Отмечая возросшую идейно-философскую значимость симфонической музыки, мы изучали внесенный в ее разработку вклад из других областей музыкального творчества (в особенности это относитоя к оперным сочинениям С.Монюшко).

Заключительный этап становления польской симфонической музыки был связан с ростом профессионального мастерства композиторов и общим подъемом музыкальной культуры последней трети XIX столетия. Наиболее рельефно этот период характеризуется композиторской, педагогической и исполнительской деятельностью 3.Носковского. На основе анализа симфонических произведений композитора мы показали завершение процесса становления польской симфонической музыки и пытались наметить дальнейшие пути ее развития. Рассматривая плодотворную педагогическую деятельность 3.Носковского, мы отмечали ее непосредственное воздействие на формирование представителей "Молодой Польши в музыке", что в значительной мере опровергает существующее в музыковедении мнение об исключительно западном влиянии на творческое становление этих композиторов.

Вышедшие из школы Носковского польские симфонисты (К.Ши-мановский, М.Карлович и др.) развивали в своих сочинениях шопеновские традиции и отдельные приемы оркестровки, которые во многом были определены партитурами Ю.Козловского и 3.Носковского. Это несомненно сыграло определенную роль в сохранении и плодотворном развитии национального своеобразия их музыки. Кроме того, именно в творчестве этой плеяды композиторов симфоническая музыка достигла высот мировой музыкальной культуры. Школа 3.Носковского свидетельствует о непрерывности развития отечественной музыкальной культуры и ее преемственной связи с композиторами последующего поколения.

Таким образом, анализ процесса становления польской симфонической музыки позволяет наметить три его основных этапа:

1. Первоначальное освоение опыта западно-европейских культур, определение национального пути в искусстве (конец ХУШ - начало XIX века);

2. Отдельные достижения в польской симфонической музыке, обусловленные созданием высокохудожественных образцов в других областях музыкального искусства (первая половина XIX века);

3. Утверждение профессионализма в области симфонической музыки, в котором проявились яркие черты национального своеобразия (последняя треть XIX - начало XX века).

Раскрытие особенностей трех отмеченных этапов частично нашло свое отражение как в структуре, так и в основном содержании настоящей работы.

Национальной симфонической музыке XIX века принадлежит видное место в художественной культуре страны. Благодаря богатству оркестровых средств выразительности, она в большей мере, чем другие жанры музыкального искусства, сумела подняться до значительных художественных обобщений, отразив черты национального характера и темы широкого общественного звучания. Это и определило неоценимый вклад симфонической музыки в развитие польской культуры.

Как доказало доследование, становление дольской симфонической музыки является исторически обусловленным процессом развития культуры, основанной на богатых народных традициях; на национальной самобытности и профессиональном мастерстве композиторов; на активном творческом усвоении национального и, в определенной мере, европейского музыкального искусства; на тесных культурных связях со славянскими странами (прежде всего, с русской культурой). Все это определялось мощным подъемом национального самосознания; связанными с революционным движением эпохи патриотическими идеалами освободительной борьбы; бурным расцветом польской культуры в целом.

Данная работа,посвященная процессу становления национальной симфонической музыки, является первой попыткой обобщения большого количества нотного и фактологического материала. Не претендуя на полноту раскрытия ряда затронутых проблем в рамках диссертационного исследования, мы хотели бы отметить настоятельную необходимость дальнейшей разработки некоторых вопросов. К ним относятся следующие: тщательное рассмотрение симфонического творчества некоторых композиторов, упомянутых в работе (произведения которых находятся в архивах Польши и были недоступны автору); определение роли творчества этих композиторов в развитии музыкального искусства и культуры славянских стран; исследование формирования зрелого польского симфонизма. Представляется также целесообразным результаты данной работы и возможных будущих трудов, посвященных проблемам развития польской симфонической музыки XIX столетия, использовать для характеристики музыкальных явлений Польши XX века, включая современные.

 

Список научной литературыЯвлинский, Иосиф Петрович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Маркс К, Критические заметки к статье "пруссака", "Король прусский и социальная реформа", -Маркс К., Энгельс Ф, Соч., 2-е изд., Т.1, с.430-448,

2. Маркс К. Речь на польском митинге в Лондоне 22 января1867 года, -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.16, с.204-208,

3. Маркс К., Энгельс Ф. 0 польском вопросе. Соч., 2-е изд.,1. Т.4, с.488-494,

4. Маркс К,, Энгельс Ф. Дебаты по польскому вопросу во Франкфурте. Соч., 2-е изд., Т.5, с.335-343.

5. Маркс К,, Энгельс Ф. Митингу в Женеве, созванному в память50.й годовщины польской революции 1830 года.-Соч., 2-е изд., Т.19, с.247-249,

6. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. М., 1967, Т.1.-387 с.

7. Энгельс Ф. Какое дело рабочему классу до Польши.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.16, с. 156-166.

9. Энгельс Ф. За Польшу. Маркс К., Энгельо Ф. Соч., 2-еизд., Т.18, с.553-556.

10. Энгельс Ф. Речь на митинге, посвященном годовщине польского восстания 1863 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.19, с.35-36.

11. Энгельо Ф. Внешняя политика русского царизма. Маркс К.,

12. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.22, с. 11-52.

13. Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе. Поли.собр. соч., Т.7, с. 233-242.

14. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение, Полн. собр.соч., Т. 25, с. 255-320.

15. Ленин Б.И. Под чужим флагом. -Поли. собр. соч., Т.26,с. I3I-I54.

16. Адамян A.A. Вопросы эстетики и теории искусства. М.:1. Искусство, 1978. 300 с.

17. Алыпванг A.A. Симфонизм Бетховена. йзбр.соч., Т.2.1. М.:Музгиз, 1965. 327 с.

18. Арановский М.Г.Симфонические искания. Л. ¡Советский композитор, 1979. 286 с.

19. Арциховский А.В.Древнерусские миниатюры как историческийисточник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1944. - 213 с.

20. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд.1. Л.: Музыка, 1971. 375 с.

21. Асафьев Б.В. Пути в будущее. В сб.: Мелос, книга 2,1. СПб, 1918, с. 50-96.

22. Асафьев Б.В. Симфонизм как проблема современного музыкознания. В кн.: Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера. Л., 1926, с.3-11.

23. Асафьев Б.В. Симфонические этщцы. Л.:Музыка, 1970.264 с.

24. Берковский Н.Я. О романтизме и его первоосновах. В сб.:

25. Проблемы романтизма, М., Искусство, 1971, с. 5-18.

26. Бухарин Н.И., Яжборовская И.С. У истоков польского социалистического движения. М.:Наука, 1976. -412 с.

27. Бэлза И.Ф. История польской музыкальной культуры. М.:1. Музгиз, T.I, 1954. 336 с.25. Бэлза И.Ф.

28. История польской музыкальной культуры. М.: Музгиз, Т.2, 1957. - 308 с. История польской музыкальной культуры. - М.: Музыка, Т.З, 1972. - 234 с. Михал Клеофас Огиньский. 2-е изд. - М.: Музыка, 1974. - 125 с.

29. О музыкантах XX века. М.: Советский композитор, 1979. - 295 с.

30. О славянской музыке. М.: Советский композитор, 1963. - 467 с. Шопен Ф. - М.:АН СССР, 1960. - 462 с. Юлыош Зарембский. - М.: Музгиз, 1960. - 55 с. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. -695 с.

31. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.403 с.

32. Взаимодействие и синтез искусств. Сб. науч.тр. Л.:Наука,1978. 269 с.

33. Волынский Э.И. Симфоническая музыка К.Шимановского и некоторые проблемы его творческой эволюции. Дис. . канд. искусств, наук. Л., 1976. - 180с.

34. Вопросы жанров русского фольклора. Сб. науч. тр. М.: 1972.- 131 с.

35. Вопросы первоначального накопления капитала и национальныедвижения в славянских странах. Сб. науч. тр.- М.:Наука, 1972. 278 с.

36. Всеобщая история искусства. М.:Искусство, 1964, Т.5.429 с.26. Бэлза И.Ф.27. Бэлза И.Ф.28. Бэлза И.Ф.29. Бэлза И.Ф.30. Бэлза И.Ф.31. Бэлза И.Ф.32. Вагнер Р.33. Ванелов В.В.39. Глинка М.И.40. Глинка М.И.41. Глинка М.И.42

37. Головинский Г.Л. Композитор и фольклор. М.:Музыка,1981. 280 с. Гольденвейзер А.Б.Статьи, материалы, воспоминания.

38. М.Советский композитор, 1969.-488 с.

39. Горский И.К. Адам Мицкевич. М.: АН СССР, 1955.276 с.

40. Горский И.К. Польский исторический роман. М.:1. АН СССР, 1963. 263 с.

41. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян.

42. Очерк по музыкальному славяноведению.- М.Советский композитор, 1971. -304 с.

43. Гоцак В.М. Восточнороманский героический эпос.

44. Исследования и тексты. М.:На^ка, 1967. - 293 с.

45. Григорьев В.Ю. Генрик Венявский. М.:Музыка, 1966.118 с.

46. Григорьев В.Ю. История польского скрипичного искусства XIX века. Автореф. Дис. . докт. искусств, наук. М., 1981. - 48 с.

47. Григорьев В.Ю. Кароль Липиньский. М.:Музыка, 1977.- 168 с.

48. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:Наука, 1967. - 319 о.

49. Данилевич Л.В. Симфонизм как музыкальная драматургия.

50. В кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып. 2, М., Музгиз, 1955, с. 246-267.

51. Державин К. Юлиуш Словацкий. В кн.: Словацкий Ю. Избранные произведения. В 2-х томах. М., Ху-дож. литер., i960, T.I, с.9-41.

52. Двойченко-Маркова Е.М. Рылеев и Немцевич. В сб.: Польско-русские литературные связи. М.,Наука, 1970, с. 129-155.

53. Дмитриев A.C. Теория западноевропейского романтизма.

54. В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Собр. текстов. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980, с. 5-43.

55. Дмитриева H.A. Литература и другие виды искусства. Краткая литературная энциклопедия. М., 1967, Т.4. 511 о.

56. Егорова В.Н. Симфонии Дворжака. М.: Музыка, 1979.319 с.

57. Злыднев В.И., Мыльников A.C. Общие закономерности и особенности историко-культурного развития славянских народов ХУШ 70-х годов XIX в. -Веб.: Славянские культуры в эпоху формирования и развития славянских наций ХУШ - XIX вв. М., Наука, 1978, с.8-23.

58. Избранные произведения прогрессивных польских мыслителей.- М.: АН СССР, 1956, Т.2. 884 с.

59. Из истории польского рабочего движения. Сб. науч.тр. -М.:1. Наука, 1962. 477 с.

60. Исследования по истории польского общественного движения.

61. Сб. науч. тр. М.:Наука, 1971. - 400 с.

62. История польской литературы. М.: Наука, 1968, Т.1.614 с.

63. История польской литературы. М.: Наука, 1969, Т.2.501 с.

64. История Польши. 2-е изд. М.: АН СССР, 1956, Т.1.-706 с.

65. История Польши. М.:АН СССР, 1955, Т.2. - 711 с.

66. История Польши. М.:АН СССР, 1958, Т. 3. - 667 с.

67. История, фольклор, искусство славянских народов. Сб. науч.тр. М.: АН СССР, 1963. - 511 с.

68. Каган М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972.- 440 с.

69. Квитка К.Б. Избранные труды. Б 2-х томах. М.Советский композитор, 1971. 383 с.

70. Карклиньш Л.А. Симфонизм Яниса Иванова и латышская симфоническая музыка. Автореф. Дис. . докт. искусств. наук. М., 1980. - 43 с.

71. Кеяевич С. И.Лелевель. М.: Худож. литер., 1970.191 с.

72. Комплексные проблемы истории и культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Сб. науч. тр. -М.:Наука, 1979. 288 с.

73. Конен В.Д. Театр и симфония. М.¡Музыка, 1975. -376 с.

74. Коннов В.П. Хиндемит симфонист и некоторые проблемыэволюции жанра симфонии в XIX XX вв. Автореф. Дис. . канд. искусств, наук. - М., 1980. - 24 с.

75. Кулагина A.B. Искусство трагического в народных балладах. В сб.: Вестник Московского университета. Филология, 1974, №2, с.14-26.

76. Культура и общество в эпоху становления наций. М.: Наука, 1974. 208 с.

77. Красицкий И. Избранные произведения. М.:Госполитиздат, 1951. 280 с.

78. Ланда С.С. Ян Потоцкий и его роман "Рукопись, найденная в Сарагосе". В кн.: Рукопись, найденная в Сарагосе. М., Худож. литер., 1971, с. 3 - II.

79. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка ХУЛ ХУШ веков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977. - 528 с.

80. Ливанова Т.Н. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. М.: Музыка, 1980, ч.2. -287 с.

81. Линтур П.В. Народные баллады Закарпатья и их западнославянские связи. Киев: АН УССР, 1963.60 с.

82. Липатов A.B. Из истории русско-польских литературныхсвязей. Советское славяноведение, 1980, № 4, с.100-107.

83. Липатов Ив. Московские письма. Русская музыкальнаягазета. 1906, JE II, с. 290-291.

84. Лист Ф. Ф.Шопен. 2-е изд. М.:Музгиз, 1956.-427 с.

85. Литература славянских и балканских народов конца XIXначала XX века. Сб. науч. тр. М.: Наука, 1976. - 372 с.86. Мазель Jl.A.87. Мазель Л.А,

86. Строение музыкальных произведений. М.: Музгиз, I960. - 466 с.

87. Исследования о Шопене. М.: Советский композитор, 1971. - 248 с.

88. Марков Д.Ф. Комплексные проблемы истории и истории культуры народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Общественные науки, 1980, $ 2, с. 138-144.

89. Мартынов И.И. Очерки о зарубежной музыке первой половины

90. XX века. М.¡Музыка, 1970, - 503 с,

91. Мицкевич А. Собр. соч. М.:Госполитиздат, 1954, Т.5.860 с.

92. Мицкевич А. Стихотворения, поэмы. М.: Худож. литер.,1968. 742 с.

93. Мицкевич А. и славянская филология. Сб. науч. тр. Л.:Издво Ленинградского ун-та, 1957. 180 с.

94. Монюшко С. М.-Л.: Музгиз, 1952. - 200 с.

95. Музыка и музыкальный быт старой России. Л., 1927, T.I.212 с.

96. Музыкальная энциклопедия. М., 1973-1982, Т.1-6.

97. Музыкальные жанры. М.:Музыка, 1968. - 327 с.

98. Неедлы Зд. Собр. соч. Прага (на русском языке),1949,1. Т.17. 631 с.

99. Нестьев И.В. На рубеже двух столетий. М.: Музыка, 1967.- ПО с.

100. Николаева Н.С. Симфонический метод Бетховена. В кн.: Музыка французской революции ХУШ века. Бетховен. М., Музыка, 1967, с.154-257.

101. Никольская И.И. Музыка Польши до 1917 года. В кн.: Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., Наука, 1978, с.177-185.

102. Основы марксистско-ленинской философии. М.¡Политиздат,1980. 463 с.

103. Островский Г.С.Революционное движение середины XIX в. ипольское изобразительное искусство. В сб.: История и культура славянских народов. М., Наука, 1966, с.40-73.

104. Пасхалов В.В. Шопен Ф. и польская народная музыка.

105. М.-Л.: Госмузиздат, 1949. 116 с.

106. Письма А.П.Бородина. М., 1936, Вып. 2. - 314 с.

107. Польско-русские литературные связи. Сб. науч. тр. М.:1. Наука, 1970. 498 с.

108. Польское освободительное движение XIX XX вв. и.проблемы истории культуры. Сб. науч. тр. М.: Наука, 1966. - 240 с.

109. Польский романтизм и восточно-славянские литературы.1. М.: Наука, 1973. 285 с.

110. Полякова Л.В. Чешская и словацкая опера XX века. М.:

111. Советский композитор, 1978, ч.1. 437 с.

112. Потоцкий Я. Рукопись, найденная в Сарагосе. М.:1971. 639 с.

113. Прокофьев В.Н. От редактора. В кн.: Западноевропейскаяхудожественная культура ХУШ века. М., Наука, 1980, с. 3-6.

114. Прокофьева Д.С.Польский романтизм и концепция национальной культуры. В сб.: Славянские культуры в эпоху формирования и развития елавявских наций ХУШ XIX вв. М., Наука,1978, с.223 225.

115. Прокофьева Д.С.К проблеме русско-польских литературныхсвязей. Советское славяноведение,1980, В 4, с.100-107.

116. Протопопов В.В.Очерки из истории инструментальных форм

117. ХУТ начала XIX века. - М.: Музыка,1979. 327 с.

118. Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада. М.-Л.:1. Наука, 1965. 176 с.

119. Пушкин A.C. Собр. соч. В 9-ти томах. М.:Правда,1954, T.I. 520 с.

120. Римокий-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни.1. М.: Музгиз, 1955. 398 с.

121. Римский-Корсаков H.A. Основы оркестровки. М.-Л. ¡Музгиз, 1946. 122 с.

122. Ростоцкий Б.И. Адам Мицкевич и театр. М.:Наука, 1976.- 315 с.

123. Русско-польские музыкальные овязи. Сб. науч.тр. М.:1. АН СССР, 1963. 445 с.

124. Рылеев К.Ф. Стихотворения, статьи, очерки, докладныезаписки, письма. М.:Гослитиздат,1956.-442 с.

125. Рылеев К.Ф. Сочинения и переписка. СПб.:1872.-382с.

126. Рылеев К.Ф. и Одоевский А.И. Полн. собр. соч.- СПб.,1913.- 566 с.

127. Сабинина М.Л. Шостакович-симфонист. -М. ¡Музыка, 1976.-478 с.

128. К характеристике понятия "национальная художественная культура". Советское славяноведение, 1974, № 5, с.60-68. Польская художественная жизнь. - М.: Наука, 1979. - 271 с. Критические статьи. - Собр. соч. - СПб., Т.1, 1892. - 738 с.

129. На пути к роману. Тургенев И.С. Собр. соч., Л.-М., АН СССР, 1961, Т.5,с.3-12. Художественные принципы музыкальных стилей. - М.: Музыка, 1973. - 446 с.

130. Славянский и балканский фольклор. Сб. науч.тр. М.: Наука, 1978. 252 с.

131. Славянский музыкальный фольклор. М.: Музыка, 1972.444 с.

132. Славяне и Запад. Сб. науч. тр. М.: Наука, 1975. - 282с.

133. Словацкий Ю. Избр. соч. В 2-х томах. М.: Гослитиздат, Т.1, 1960. 808 с.

134. Смирнов Ю.И. Конференция "Польская народная баллада".

135. Советское славяноведение, 1980, № 2, с.123.

136. Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемыэволюции. М.: Наука, 1974. - 263 с.

137. Советов С.С. Адам Мицкевич. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1956. 188 с.

138. Соловцов A.A. Ф.Шопен. М.:Музгиз, 1956. -324 с.

139. Специфика фольклорных жанров. М.: Наука, 1973. - 304 с.

140. А.Герымский. М.:Искусство, 1962. -86 о.

141. Основные тенденции развития польской симфонической музыки 1945-1956 гг. ~ Дис. . канд. искусств, наук. М., 1977. - 187 с.

142. Стиль симфоний Прокофьева. М. '.Музыка, 1968. - 432 с.

143. О симфонизме циклических произведений Кубановой. Автореф. . канд. искусств, наук. М., 1979. - 26 с.

144. Украинские народные думы. Хрестоматия. М.: Наука, 1972.560 с.

145. Формирование национальных культур в странах Центральной и

146. Юго-Восточной Европы. Сб. науч. тр.-М.: Наука, 1977. 329 с.

147. Фризман Л.Г. Думы Рылеева. К.Ф.Рылеев. Думы. М.,1. Наука, 1975, с. 171-226.144. Тараканов М.Е.145. Узких Л.Н.151. Пыбенко Е.З.152. Чернова Т.Ю.

148. Хохлов Ю.Н. О музыкальной программности. М.:Музгиз,1963. 146 с.

149. Цуккерман Б.А. Музыкальные жанры и основы музыкальныхформ. М. ¡Музыка, 1964. - 159 с. Из истории польско-русских литературных связей XIX-XX вв. - М.:Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 280 с.

150. О понятии драматургии в инструментальной музыке. В сб.: Музыкальное искусство и наука. М., Музыка, 1978, Вып.З, с.3-12. 153. Шимановский К. Избранные статьи и письма. - Л.:Музыка,1963. 253 с.

151. Письма. М.: Музыка, 1964. - 711 с. Письма. - М.: Музыка, 1976, T.I. - 526 с. Письма. - М.: Музыка, 1980, Т.2. - 468 с.

152. Эпос славянских народов. М.: Наука, 1959. - 496 с.

153. Юсфин А. Особенности формообразования в некоторыхвидах народной музыки. В сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., Музыка, 1971, C.I3I-I6I.

154. Album Warszawski Wojcickiego. Warszawa, 184-5.154. Шопен Ф.155. Шопен Ф.156. Шопен Ф.160. Banach J.161. Be^za I.162. BeZza I.163. B^aszcyk L.T.164. Borejsza S.W.

155. Tematy muzyczne w p^astyce polskiej. -Kraków: PWM, 1956.

156. Szko^a Elsnera.- Rocznik, ZNiO,X, 1975-F.Chopin. Warszav/a: PAX, 1980. Dyrygenci polscy i obey.- Kraków:PWM, 1964.

157. W krçgu wielkich wygnaáców.1848-1895*184-Wars zawa, 1963. 165« Broszkiewicz J. Kszta^t Mi^osci. Warszawa: Czytelnik,1955.

158. Chominski J.M. F.Chopin. Krak&w: PWM, 1978.

159. Chominski J.M. Sonaty Chopina. Krak6w: PWM, 1960.

160. Chybi&ski A. S^ownik muzyk6w dawnej Polski do roku1800. Krakow, 1949.

161. D^browska M. My§li о sprawach i ludziach.- Warszawa,1956.

162. Dobrowolski T. Nowoczesne malarstwo polskie. Wroclaw-Krakow, tt. 1 3, 1957-1964-.

163. Dobrzynski Б. Ignacy Dobrzynski. Warszawa, 1893»

164. Dvorak A. His Achievement. Edited by Viktor Fischl.- London, 1943.

165. Dzwon Literacki. V/arszawa, 1846, N 2, z.11.174. Echo Muzyczne.-1881, N 4.

166. Echo Muzyczne i Teatralnie.- 1888, N 247.

167. Echo Muzyczne i Teatralnie.- 1902, N 961.

168. Echo Muzyczne i Teatralnie.- 1904, N 2.

169. Eisner J. Kr6tko zebrana nauka generaXbasu /Biblioteka Warsz. Towafc. Muzycznego/.- Ekp. z 1807 г., sygn. E.940. 179« Eisner J. Rozprawa о melodii i Spiewie /Biblioteka

170. Czartoryskich w Krakowie/. Rkp. z 1830 г., sygn.2276.

171. Eisner J. Szko^a Spiewu.- Warszawa: G.Sennewald,1834.

172. Feicht H. Jakub Go^bek. Three symphonies.- Musica

173. Antiqua Polonica: Muza, XL-0288.186 187188. Hoesik F.189. Holland J.D.

174. F.Chopin.2ycie i twórczosó.- Warszawa: PWM, t.2, 1967.

175. Traktat akademicki o prawdziwej sztuce muzyki oraz dodatek o uzywaniu harmonii. WrocXaw: G.Barth, 1806. Jachimecki Z. Muzyka Polska od roku 1864 do roku 1914.

176. Polska, ¿je¿j dzie¿je i kultura. Warszawa,1929-1931.

177. Kanski j. Ludomir R66ycki.-Krak6w: pwm, 1979.

178. Karol Szymanowski. Z pism.-Krakow: PWM, 1958.

179. Karol Szymanowski we wspomnieniach.-Krakow: PV/M, 1974-.

180. Kleczynski J. Koncerta.-Echo Muzyczne, 1880, N 23.

181. Klemm E. Zagadnienie techniki wariacyjnej w Regerai Szymanowskiego. In: Ksifga Sesii naukowej poswifconej twörczosci Karola Szymanowskiego (Red. Z.Lissa).-Warszawa: U.W., 1964.

182. Kolberg 0. Lud, o'ego zwyczaje, sposöb feycia, raowa,podania, przys^owia, obrz^dy, gus^a, zaba-wy, pieSni, muzyki i ta£ice.-Krak6w, tt.1-33, 1865-1890.

183. Kula W. Kszta^towanie si$ Kapitalizmu w Polsce.-V/arszawa, 1955*

184. Kultura muzyczna Warszawy drugiej polowy X1X wieku.-Warszawa: PWN, 1980.

185. Kurpinski K. Zasady harmonii tonow z dol^czeniem jeneralbasu praktycznego.-Warszawa: Fr.K#i-kowski, 1821.

186. Kurpinski K. Zasady harmonii wyk^adane w sposobe lekcjidía lubowników muzyki.-Warszawa: G.Senne-wald, 1844.

187. Kurpiñski K. Dziennik podrófcy.1823 rok (oprac. Z.Jachimecki).-Kraków: 1954.

188. Kwartalnik muzyczny.-Warszawa, tt.1-8, 1928-1933.

189. Lange A. Bailada przed Mickiewiczem.-G^os, 1899. 215« Linde S.B. S^ownik ¿jfzyka polskiego.-Warszawa,1807-1814.

190. List F. Lista do Noskowskiego.-Echo Muzyczne,1879, N 17.

191. List I.SXugockieo do P.Wilkoñskie;j.-Muzyka, 1980, N 1.

192. Literatura polska i rosyjska przelomu X1X-XX wieku.-Warszawa, 1978.219. 75 lat Filharmonii w Warszawie, 1901-1976r- Warszawa, 1977.

193. Malarstwo Polskie.- Warszawa, 1976.

194. Materia^y dotycz^ce £ycia i twórczoáci Wojcecha Gersona.-Wroc^aw, 1951.

195. Matuszewska A. Poetyka polskiej poweéci dojrza^ego realizmu /1876-1895/. Wroc^aw-Warszawa-Kraków -Gdansk, 1977.

196. Mickiewicz A. Dzie^a wszystkie.- Wyd. sejm., t.13.

197. Hieczys^aw Kar^owicz w listach i wspomnieniach.-Krakfiw:1. PWM, 1960.

198. MXodziegewski A. 0 Z.Noskowskira.-Ruch muzyczny,1951,N 14.

199. Moniuszko S. Pamiftnik do nauki harmonii.-Warszawa,1894.

200. Morawski P. A.Gierymski.- Warszawa: KAW, 1979.

201. Noskowski Z. Istota utworów Chopina.-Warszawa, 1902.

202. Sandelewski W. Rewanfe: Soliwy.-Ruch muzyczny,1980, N 13.

203. Sierakowski W. Sztuka muzyki dla mjfodziefey krajoweo.-Krakow: Drukarnia Szko^y G^ównej Korönneo, 1793-1795, tt.1-3.

204. Spófc A. Tradycje Moniuszkowskie w WTM w latach1871-1914. In: Szkice o kulturze muzycz-ne¿ XIX w. Studia i materiaXy.-Warszawa, 1973, t.2, s.233-286.

205. Sprawozdania P.A.Um. 1949, t.1, N 7, s.8-25.

206. Starzyñski J. 0 romantycznej syntezie sztuk.-Warszawa:1. FWN., 1965.

207. Starzyñski J. Polska droga do samodzielnoéci w sztuce.-Warszawa: PWN, 1973«

208. Stowarzyszenie Ludu Polskiego w Królestwie Polskim. Gustaw Ehrenberg i "éwiftokrzyfccy".-Wroc/aw -Warszawa-Kraków-Gdañsk: Wyd.Ossolineum, 1978.

209. Do dziejów symfonii w Polsce.- Muzyka, 1953, N 5, N 6.

210. Juliusz Zar^bski.- Kraków: PWM, 1954. Uwertury Kurpiñskiego.-Kraków: PWM,1956»1. StrumiXXo 0?.1. StrumiXfo T. Strumi№ T.258. Strumi^o 0?.259.260. 261.262.263.1. Szyszko T. Sledziñski S.264.265.266.267.268. 269.271.272.

211. Witkowska A. Dlaczego Mickiewicz zosta^ poet^i romantycznym? Polonistyka, 1978, N 6. Z.Noskowski. - Kraków: PWM, 1960. Z.Noskowski. - Muzyka, 1950, N 3. Víalki wewn^trzne ugrupowañ. politycznych w powstaniu Listopadowym 1830-1831.- Gd'añsk, 1967.

212. Mateusz Zwerzchowski. "Requiem".- Música Antiqua Polonica. Muza, XL-0275» Duma poprzedniczka b&llady.- Toruñ,^^. Z zycia i twórczoáci K.SZymanowskiego.- Studia i materia

213. Xj pod redakcj§L J.M.Chomifxskiego. Kraków: PWM, 1960.

214. Zeleáski W. Koncert kompozytorski Z.Noskowskiego.- K^osy, 1875» N. 544.

215. Wroñski W. Wrofiski W. Zajewski W.270. Zentarski W.1. Zgorzelski C.