автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Рабочий класс и развитие культуры Узбекистана (середина 20-- - 30-е годы). Опыт, проблемы

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Хайдаров, Юлдаш Хазратович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Рабочий класс и развитие культуры Узбекистана (середина 20-- - 30-е годы). Опыт, проблемы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Рабочий класс и развитие культуры Узбекистана (середина 20-- - 30-е годы). Опыт, проблемы"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи

ХАЙДАРОВ Юлдаш Хазратович

РАБОЧИЙ КЛАСС И РАЗВИТИЕ

КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА (СЕРЕДИНА 20-х—30-е ГОДЫ). ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ.

Специальность 07.00.02 — Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ташкент — 1992

Работа выполнена в Бухарском государственном педагогическом инстиуте им. Ф. Ходжаева.

Научный руководитель:

лауреат Государственной премии Республики Узбекистан ни. Беруни, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан, доктор исторических наук, профессор К- А. АКИЛОВ.

Официальные оппоненты:

1. Доктор исторических наук, профессор Ф. Б. ИСХАКОВ

2. Кандидат историчесих наук, доцент А. А. МАВРУЛОВ

Ведущая организация — Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами, кафедра Отечественной истории.

Защита состоится » ^¿¿¿¡уз/у/^ 1992 г. в/7 час.

на заседании Специализированного Совета Д 015.09.01 на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02. — «Отечественная история» при Институте истории АН Республики Узбекистан (700083, Ташкент, ул. Газеты «Правда», 41).

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700071, Ташкент, ул. Муминова, 13). ап

Автореферат разослан «'¿О > ср&Луа-^У 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета, $^ доктор исторических наук

X. АРИФХАНОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность проблемы. Радикальные изменения в политичес-ой системе общества, отказ от монополии партийной идеологии, об-этение Узбекистаном государственной независимости потребовали ардинального переосмысления многих узловых вопросов историче-кой науки. Потребностью времени становится.поиск объективной стины. Правда истории - приоритетное условие духовного обновле-ия страны и республики, выхода ее на рубежи цивилизованного азвития.

Одним из важных направлений исторической науки, требующих овых взвешенных оценок, является пласт проблем, связанных с ос-ещением и анализом роли рабочего класса в культурном строитель-тве, что обусловливается рядом факторов, Во-пераых, выход из исков тоталитаризма немыслим без становления новой структуры деологических и духовных институтов, обеспечения здорового куль-урного прогресса. И в данном отношении роль рабочего класса бы-а и остается крайне значительной. Лидируя в системе материаль-ого производства, рабочий класс непосредственно влияет на ход оциально-зкономических и духовных преобразований, развитие демо-ратии и гласности, становления правового общества. Его соэида-ельная деятельность имеет большое значение и для формирования редпосьиок и условий культурного развития Узбекистана.

Во-вторых, особую научгую и практическую значимость приобре-ает соотношение -опыта прошлого с практикой наших' дней. Опыт ропиого дает ключ к пониманию настоящего, позволяет извлечь по-чительныз уроки.

Сегодня становится все более очевидным, что в условиях тота-итарного режима, ограничения суверенитета национальных республик азвитие национальных культур недооценивалось и не рассматриваем как важное звено общественного прогресса. В результате провесы культурного строительства испытали мощное деформирующее оздействие.

Чтобы преодолеть завалы прошлого, разрушить механизм тормо-ения процессов духовного обновления, ныне необходимо четко обо-начить ошибки, допущенные в практике культурного строительства, собенно в ее национальном аспекте, определить негативные сторо-:ы в программе так называемой культурной резолюции. Критический

анализ исторических просчетов в области духовной сферы деятельности рабочего класса позволит реально усилить степень его воздействия на современные обновленческие процессы.

В то же время опыт минувших лет ценен многогранностью реша еиых проблем и было бы ошибочным подходить к нему только с пози ций негативного восприятия. Нельзя огульно перечеркивать всю по< дореволюционную историю. В ней было много и драматических, и ге ичвских страниц. Несмотря на крупные овшбки и деформации, труде, нескольких поколений, в том числе рабочего класса, отсталая стр на поднялась на высокий уровень социального и научно-техническо прогресса. Заметный шаг был сделан и в области культурного стро тельства.

Позитивный опыт прошлого способен стать важной составной ч стью реализации курса на становление общества, основанного на принципах гуманизма и социальной справедливости, общество высок культуры и нравственности, обеспечивающего в рамках правового г сударства всю полноту прав человека на фундаменте лучших традш деыократического развития человечества.

Наконец,- критическое, научное переосмыслен^ всего комплеи неоднозначных процессов участия рабочего класса в культурном а ительстве диктуется необходимостью восстановления объективной и тины его исторического развития, потребностью восполнения сущес венных пробелов в историографии истории Узбекистана.

Хронологические'рамки исследования охватывают период 20-ЗС годов. Он представляет сложнейший и во многом противоречивый од зок отечественной истории, требующий тщательной фундаментально} проработки, новых деидеологизированных .оценок. В силу того, чтс до недавнего времени данный период воспринимался лишь с позици/ "победы социализма", здесь сохранилось немало "белых пятен", скрытых от критического анализа зон.

Обращение к истории первых десятилетий послереволюционной! развития позволяет полно и последовательно раскрыть пагубность применения административно-командных методов управления, в том числе в сфере культурной политики, дает возможность показать, 1 объективное стремление рабочего класса к созиданию справедливо] общества направлялось политическим руководством в русло утверж, ния тоталитарного строя.

Состояние изученности проблемы. Отечественная историограф!

очает в себя немала работ, в которых в той или иной мере сис-атизируется опыт участия рабочего класса в культурном строи- . ьстве. Всю литературу, освещающую денную тему, можно условно делить на три основные гдуппы: I) обобщающие труды, посвящен-истории культурного строительства в бывшем СССР ; 2) работы истории рабочего класса; 3) исследования, изучающие конкрет-направления деятельности рабочих в развитии культуры. К первой группе относятся публикации, в которых анализируют-общие проблемы истории советской культуры, обобщается опыт ществления культурной революции в стране. Тема борьбы рабоче-класса за новую культуру находит в них лишь частичное отраже-». Но их ценность определяется попытками осмысления ключевых »цессов культурного строительства, развертывания общей картины :овного преобразования общества.

Наиболее заметный вклад в изучение проблем истории культур-■•о строительства в стране внесли такие исследователи, как 1.Ким, В.А.Куманев, В.В.Горбунов, Л.М.Зак, Н.С.Злобин, Л.Н.Ко-

В.И.Межуев и др. * В их исследованиях анализируются различные лекты практического становления и развития советской культуры условиях многонациональной страны, в том числе в национальные зпубликах ; аргументированно раскрыта суть культурного ст^ои-льства как составной части и важнейшей закономерности построе-я нового общества; рассмотрены теоретические стороны проблемы.

Наряду с общесоюзными публикациями в отечественной историо-афт определялась тенденция комплексного изучения истории куль-ры отдельных регионов и национальных республик. Наиболее полно последовательно вопросы культурного строительства в Узбекиста-нашли отражение в работах К.А.Акилова, Ш,Юбдуллаева, Б.Баракаеэа, А.К.Валиева, Т.Н.Кары-Ниязова, А.Хушбекова и др.^

Ким М.П. 40 лет советской культуры. - М., 1957;Куманев В.А. Революция и просвещение масс. - iL, 1973; Горбунов В.В. В.И.Ленин и социалистическая культура. - М., 1971; Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М., 1981; ЗлобинН.С. Культура и общественный прогресс. - М., 1980 и др.-

Акилоа К.А. Ленин и культурная революция в Узбекистане. - Ташкент, 1972 • Его же. Расцвет культура Советского Узбекистана. -Ташкент, 1У84 ; Абдуллаев Ш.Ш. Из истории развития культуры на-

Водов Узбекистана (192Г-1932 гг.). - Ташкент, i960 : Валиев А.К. ктябрь, культура, интеллигенция. - Ташкент, 1977; Кары-Ния-зов Т.Н. Очер км истории культуры Советского Узбекистана. - Ташкент, 1956 ; Аугсбеков А. т истории культурного строительства в Узбекистане в годы первой пятилетки. - Самарканд, 1959;

Опираясь на обширный массив документальных источников, названные авторы осветили широкие закономерности и особенности осуществления культурной революции в Узбекистане, сделали ряд обобщающих выводов о специфических тенденциях в культурной жизни республики.

В то же время исследования второй группы, как и первой, лишь частично затрагивают тему участия рабочего класса в процессах культурного строительства. Однако в них поднимаются вопросы методологии осмысления рабочего класса как субъекта и объекта культуры, его воздействия на духовную сферу общества.

Ведущее место среди общесоюзных публикаций, посвященных истории рабочего класса, занимают труды И.Е.Ворожейкина, В.З.Дроби-жева, В.А.Ежова, Э.В.Клопова, В.С.Лельчука, И.П.Остапенко, Л.С.Рогачевской, С.Л.Сенявского, В.Б.Тельпуховского, О.И.Шкаратан и др.1

В их многоплановых исследованиях разработаны основы комплексного, системного подхода к изучению истории рабочего класса, проанализированы'вопросы роста его творческой активности, осмыслены процессы повышения культурного уровня рабочих в период 2030-х годов.

Ценный обобщающий материал по различным аспектам изучаемой темы содержится в работах, посвященных истории формирования и развития рабочего класса Уэб©шз;ана>-К ним относятся прежде всего труды К.А.Акилова, Р.Х.АминовоЯ, Ы.А.Ахуновой, Т.Р.Абдущуку-рова, Ф.Б.Исхакова, Д.А.Салямова, Л.Г.Тетеневой, В.И.Шаповален-ко, Г.А.Шистер, А.Ф.ЯцышиноЙ и др.^

Баракаев Д.Б. Развитие культуры Узбекистана за годы Советской власти. - Ташкент, 1984 и^

1. ВорожеЙкин И.Е. Очеш историографии рабочего класса СССР. -М.*, 1975: Дробижев В,3., Лельчук B.C. Наш советский рабочий класс (I9I7-I977 гг.).' - М., 1979; Ежов В. А. Рабочий класс СССР: Социально-политический очерк. - Л., 1974: Клопов Э.В. Рабочий класс СССР. - М., 198а; Остапенко И.П. Рабочий класс СССР в управлении производством. - М., 1976; Сенявский С. Л., х'ельпуховский D.E. Рабочий класс СССР. - М., 1971; Шкаратан О.И. Проблемы социальной структуры рабочего класса. - Й., 1970 и др.

2, История рабочего класса Узбекистана (1917-1965 гг.). - В 3-х т. - Ташкент, 1964-1966; История рабочего класса Советского Узбекистана. - Ташкент, 1974 ; Абдушукуров Т.Р. Закономерности и особенности культурно-технического роста рабочего класса Узбекистана. - Ташкент, 1971 ; Исхаков Ф.Б. Партийное руководство повышением творческой активности рабочего класса в условиях

Однако, не ставя в качестве главной цели изучения процесоов воздействия рабочего класса на духовную сферу жизни общества, названные авторы обращались к их анализу в совокупности с разработкой общих или сопредельных проблем. Но в определяющей мере значимость их исследований заключается в том, что в них раскрыты принципиальные методологические вопросы общего и специфического в культурном развитии рабочего класса Узбекистана. Они выявили и охарактеризовали ведущие тенденции духовного роста рабочих, показали их роль в обогащении культурной жизни региона.

Весомый круг публикаций представляют исследования третьей группы. Историографический анализ литературы показывает, что первые попытки вццелить самостоятельную исследовательскую тему проблемы роли рабочего класса в культурном строительстве бьши предприняты советскими историками преимущественно в середине 50-х -начале 60-х годов*. Причиной столь позднего обращения к данному вопросу являлось бытовавшее в течение длительного времени положение, согласно которое участие рабочего класса в культурном строительстве сводилось лишь к роли объекта. Только после известных постановлений, направленных на развенчание культа Сталина, создались благоприятные условия по более реальному и глубокому осмыслению роли рабочих в качестве субъекта культуры.

Вклад в разработку методологических подходов к осмыслению данного направления исследования внес академик М.П.Ким. В своей работе "Рабочий класс и культурный прогресс социализма", он четно поставил вопрос о необходимости -системного изучения роли рабочего класса в культурном строительстве, как субъекта культурной революции^ и указал, что исследование роли рабочего класса на двух теоретических уровнях приведет к выявлению широкого количе-

Ш витого социализма. (На матэриалах Узбекистана), - Ташкент, 4 ; Шистер Г.А. Промышленные рабочие Узбекистана. - Ташкент, 1975; Ахунова H.A., Акилов К.А., Тетенева Л.Г. Рабочий класс Узбекистана в условиях научно-технической революции. ~ Ташкент, 1984 и др.

1. См.: Городецкий E.H. Борьба народных масс за создание советской культуры// Вопросы истории. - 1954, - » 4; Роль рабочего класса в развитии социалистической культуры. - М., 19ь7; Роль рабочего класса в развитии советской культуры. - М., 1976 и др.

2. Ним М.П. Рабочий класс и культурный прогресс социализма. -

В кн.: Роль рабочего класса в развитии советской культуры. -М., 1976.

ства аспектов, каждый из 'которых может стать предметом отдельного изучения.

В 60-80-х годах появился ряд исторических, философских и социологических работ, конкретизирующих место рабочего класса в духовном прогрессе общества . В них рассматривались такие специфические вопросы, как взаимосвязь и влияние рабочего класса на культуру, его ведущая роль в создании материальной базы культурной сферы общества.

Определенная работа по систематизации опыта культурно-созидательной деятельности рабочих в условиях 20-30-х годов проведена учеными Узбекистана. В частности, Р.Х.Шакирова попыталась обозначить место рабочего класса в процессах формирования культуры узбекской нации*\ А.Рустамов в совокупности с комплексом иных проблем показал воздействие рабочих масс на духовное обновление общества^.

Таким образом, анализ общей и специальной литературы по избранной теме показывает, что несмотря на наличие широкого круга публикаций, так или иначе связанных с ее освещением, степень и качество изученности проблемы не соответствуют современным требованиям. Существует широкий диапазон вопросов, в первую очередь касающихся периода 20-30-х годов, которые практически не рассматривались исследователями Узбекистана.' В частности, в глубоком осмыслении, нуждаются такие аспекты проблемы, как характеристика мес-

1. См.; Коган Л.Н. Ведущая роль рабочего класса в создании и развитии культуры социализма. - M., 1969: Проблемы духовной жизни рабочего класса СССР. - Свердловск, 1970; Духовный мир советского рабочего класса. - M., 1972; Пинегина Л.А. В.И.Ленин о роли рабочего класса в культурном строительстве. - В кн.: В.И.Ленин и некоторые вопросы изменения социальной структуры общестза в переходный период. - М., 1973 ; Ьулыгина A.A. Художественная культура и формирование эстетических взглядов. -

В кн.: Идеологическая работа и формирование общественного мнения в трудовом коллективе. - М., 1977 ; Попов C.B. Роль рабочего класса СССР в развитии культуры. - В кн.: Из истории пар-тийно-госуда^ственного руководства культурным строительством в

2. Шакирова Р.Х. 0 роли рабочего класса в формировании культуры узбекской социалистической нации. - В кн.: Социально-политические проблемы социализма. - Ташкент, 1980.

3. Рустамов А. Рабочий класс и духовное обновление общества. -. Ташкент, 1989.

та рабочего класса в совершенствовании культуры быта, анализ его роли в развитии системы образования, литературы, искусства и науки, исследование процессов культурно-просветительской деятельности рабочих.

В существенной переоценке нуждаются- и многие, казалось бы, уже изученные вопросы. Ведь застой в общественных науках, вызванный господством тоталитарного режима, не мог не сказаться на уровне и качестве исследований. До недавнего времени они базировались, как правило, на ошибочных позициях, носили апологетический характер. Неизменно возвеличивалась роль Коммунистической партии, утверждалась монополия марксистско-ленинского видения проблемы. Для многих исследований нормой стало описательство и комментатор-ство. В работах практически не поднимались вопросы негативного воздействия культа личности, волюнтаризма, командно-административной системы управления на культурную жизнь общества, затушевывались негативные явления, теневые стороны, трудности, противоречия общественного развития.

Большая научно-теоретическая и практическая значимость проблемы, недостаточная и во многом устаревшая ее разработанность обусловили выбор автором в качестве объекта диссертационного исследования деятельность рабочего класса по развитию культуры Узбекистана в период 20-30-х годов.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - комплексно исследовать основные направления участия рабочего класса в культурном строительстве, определить его роль в духовном преобразовании общества и соответственно этому:

- проанализировать социально-экономическую основу повышения роли рабочего класса в культурном строительстве;

- раскрыть вклад рабочего класса в укрепление материально-технической базы культуры Узбекистана;

- осветить участие рабочих'в решении задач подъема культуры быта;

- охарактеризовать деятельность рабочего класса по развитию системы народного образования;

- проследить воздействие рабочих на организацию культурно-просветительской работы;

- рассмотреть участие рабочих в художественном творчестве;

- осветить развитие и роль рабкоровского движения в Узбеки-

стане;

- проанализировать трудности, ошибки и просчеты, проявившиеся в ходе осуществления культурной политики в изучаемый период;

- на основе результатов исследования, используя накопленный опыт, сформулировать предложения по совершенствованию культурно-созидательной деятельности рабочего класса Узбекистана на современном этапе общественного развития.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа является обобщающим исследованием, посвященном роли рабочего класса в преобразовании духовной сферы Узбекистана в период середины 2030-х годов. В ней с новых методологических позиций предпринята попытка определить не только влияние культурных процессов на рабочий класс, но и высветить воздействие рабочих на характер и содержание культурного строительства в целом.

В работе показаны основные факторы, обусловившие повышение роли рабочего класса в развитии духовной сферы общества, раскрыты основные каналы его воздействия на культурную жизнь Узбекистана. Вместе с тем пристальное внимание сосредоточено на осмыслении негативных последствий культа личности, тоталитарного режима на процессы культурного строительства. В диссертации вскрываются ошибки в осуществлении культурной политики Коммунистической партии, характеризуется методологическая ограниченность выдвинутой в изучаемые годи программы "культурной революции".

Новизна работы состоит также в том, что в ней введено в научный оборот значительное количество ранее неиспользованных источников, архивных документов и материалов.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что изучение и обобщение исторического опыта культурно-созидательной деятельности рабочих является одним из важных аспектов более глубокого освещения общей истории рабочего класса Узбекистана.

Материалы и выводы диссертации призваны помочь восполнить в определенной мере существующий пробел в отечественной историче-ско;; науке и предостеречь от ошибок прошлого в созидательной практике наших дней.

Результаты исследования могут быть использованы также для дальнейшей разработки актуальных проблем истории края, в обобщающих работах, посвященных изучению места рабочего класса в обществе, его роли во всех сферах материальной и духовной жизни независимого Узбекистана.

Положения и выводы диссертационной работы могут быть полезны хозяйственным и общественным организациям в обеспечении программы культурного возрождения республики, обновления культурной политики. Их можно использовать в идейно-воспитательной работе, при чтении спецкурсов по истории рабочего класса и создании учебников и учебных пособий по курсу "История народов Узбекистана".

Методология исследования. Методологической основой исследования выступает метод комплексного использования различных направлений общественной мысли, метод историзма при анализе конкретного материала. Автор стремился подойти к осмыслению изучаемых процессов с деидеологизированных позиций, раскрывая исторические события в их реальном содержании, в рамках идеологического плюрализма, вне конъюнктурных социальных заказов политического руководства прежних лет,

Источниковая база. В ходе подготовки диссертационной работы автором были изучены и извлечены данные из государственных и партийных архивов. Среди них документы Центрального государственного архива Узбекистана. Большое внимание было сосредоточено на изучении профсоюзных фондов (737,704,751,765,783,1610,386). Представленные в них материалы о работе культотделов Узсовпрофа и Средаз-бюро ВЦСПС, деятельности низовых культячеек, заводских и клубных культкомиссий позволили полнее раскрыть творческие усилия рабочих в решении задач культурного строительства, определить трудности и ошибки в его осуществлении. Разнообразный материал был извлечен из фондов 88,89,837,2320,169,170,114,610,682,845. Содержащиеся в них документы раскрывают роль рабочего класса в укреплении материально-технической базы новой Культуры. Фонды 632, 2417,94,2343,2296 дают развернутое представление о воздействии рабочих на решение задач подъема образовательного и культурно-технического уровня трудящихся. Огромным информационным материалом обладает ф.1619 - Центральное статистическое управление.

Специфические вопросы культурной деятельности рабочего класса Узбекистана отражены в документах фондов 25 и 58 ПА УзФ ИМЛ, в партийных архивах Самаркандского (ф.30,47,215,233,259, 309), Ташкентского (ф.1,4,18,103,159,164,281,493,508), Ферганского (фЛ, 16,111,550,551), Андижанского (ф.1,20,70) и Бухарского (ф.1,3,17) областных комитетов Компартии Узбекистана. Документы государственных архивов Ташкентской (ф.12,336), Самаркандской

(ф.215,301,494,505,1685) и" Андижанской (ф.94,145) областей помогли полнее осмыслить специфику культур/о-созидательной деятельности рабочих в разрезе конкретных районов и областей.

Наряду с архивными материалами в диссертации использовались сборники документов, статистические сборники, содержащие разнообразные сведения об участии рабочих в культурно-преобразовательных процессах.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на объединенном заседании кафедр Отечественной истории, истории народов Узбекистана и всеобщей истории Бухарского госпединститута. Основные положения и выводы ее были изложены в выступлениях на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Бухарского госпединститута и в оггубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДОРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность и важность темы, определены цель и задачи исследования, показаны степень разработанности проблемы, научная новизна, и практическое значение работы, охарактеризованы историко-методологическая.основа и источниковая база диссертации.

В первой главе -."Рабочий класс в укреплении материальных основ культуры Узбекистана" - рассматриваются предпосылки усиления созидательной деятельности рабочего класса в условиях социально-культурных преобразований 20-30-х годов, вклад рабочего класса в развитие материально-технической базы культуры и влияние рабочего класса на изменения в культуре быта населения.

Как известно, развернувшийся в 20-30-х годах курс на индустриализацию вызвал стремительный количественный и качественный рост рабочих масс, заметное повышение удельного веса рабочих в социальном составе общества. Наглядные формы динамика социального прогресса рабочего класса приобрела и в Узбекистане. Здось с середины 20-х годов определились стойкие процессы роста его численного состава, повышение его профессионального и образовательного уровня. К 1938 г. число рабочих в республике возросло в

6,3 раза-по сравнению с 1914 г.* и численность рабочих промышленных отрядов в 1939 г. составила 122,2 тыв. человек^.

Убедительные примеры приводятся в диссертации о формировании отряда рабочих местных национальностей. За годы первой пятилетки численность рабочих из коренного населения увеличилась более чем в 2,5 раза, з то время как общее количество рабочих возросло вдвое. Только в новых отраслях промышленности в 1928-1932 гг. процент представителей местных национальностей повысился с 25,4 до 60,Зл^. Созданием новых отраслей промьшшенности появились новые профессии, формировались кадры рабочих сельскохозяйственного машиностроения, электрики, химики, текстильщики и т.д. Это, а также приобщение рабочих к передовой технологии промышленного производства, как подчеркивается в работе, обогатили культурный облик Узбекистана.

В диссертации показаны формы и методы подготовки квалифицированных рабочих, которые имели разнообразный характер. Большой отряд квалифицированных рабочих из числа местных национальностей обучался на предприятиях Москвы, Ленинграда, Иваново-Вознесенска,

Была создана довольно широкая сеть учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров. Наиболее распространенным учебными заведениями профтехобразования выступили техникумы, школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), профессионально-технические школы, учебно-производственные мастерские и различного рода профессионально-технические курсы.

Значительное внимание в диссертации уделяется подготовке квалифицированных кадров в этих учебных заведениях. К примеру, за период с 1924 по 1933 г. в школах фабрично-заводского ученичества было подготовлено более 5 тыс.квалифицированных рабочих^, прибывших из кишлаков. Вместе с тем в работе указывается на недостатки и упущения в этом деле.

Заметное воздействие на повышение культурно-технического и образовательного уровня рабочего класса оказывал фактор обучения

1. Промышленность Узбекистана. Краткий очерк развития (19131939 гг,). - Ташкент, 1941. С120,

2. Зиядуллаев С.К. Индустрия Советского Узбекистана. - Ташкент, 1964, С.40.

3. ЦГА РУз, ф. 1619, оп. 12, д. 181, л.15-16.

4. Исмаилов А. Формирование квалифицированных рабочих кадров в Узбекистане. - Ташкент, 1975, СЛ2. *

производственников в системе высшего и среднего специального образования. В исследуемые годы в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Коканде были созданы рабочие университеты, которые в 1936 г. без отрыва от производства подготовили около 1500 специалистов*. Ширилась форма обучения рабочих на вечерних отделениях вузов и техникумов, Рабочие в то же время превращались в мощный инструмент укрепления материальной базы культуры Узбекистана, расширялся их вклад в развитие системы образования, науки, литературы и искусства.

Автором прослеживается роль рабочего класса в создании и развитии народного образования, которая проявилась прежде всего в строительстве школ и учебных звведений. Работники акционерного строительного общества "Узгосстрой" воздвигли в 1927 г. новые школы в Касане, Бешкенте, ГУзар#, Яккабаге, а в следующем году в Самарканде, Бухаре, Фергане^, Больше разворачивалось строительство зданий, отвечающих новым требованиям в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. В них предусматривались также аудитории для занятий физкультурой и спортом, кружков художественной самодеятельности, технических мастерских и т.д. В итоге в 1930 г. в республике насчитывалось 2770 школ всех типов, а в 1932 г. функционировало 4500 школ, в которых обучалось 514900 учащихся .

К сожалению, в школьном строительстве наблюдались серьезные недостатки. Одним из них выступал разрыв между темпами ввода учебных заведений и'потребностями населения в них.

Весомый вклад внесли рабочие Узбекистана в строительство детских внешкольных и дошкольных учреждений, укрепление материальной базы учебных заведений профессиональной подготовки. За период 1924-1939 гг. число детских садов возросло с II до 8834, было, построено и оборудовано для фабрично-заводского обучения, ремесленных училищ и железнодорожных училищ 20 учебных заведений5,

1. ЦГА РУз, ф.837, оп.12, д.640, л.7.

2. Там же, ф.169, оп.1, д.1, л.4; д.35, л.247.

3. Рахманов Н. Развитие педагогического образования в Узбекистане. - Ташкент, 1976. С.8.

4. ЦГА РУз, ф.88, оп.9, д.7002, л.19.

-5. ПА УзФ ИМЯ, ф.15, оп.25, д.4125, л.9.

Значительным представляется вклад рабочих Узбекистана в депо укрепления материально-технической базы высшей и средней специальной школы. В 1928/29 уч. году был сдан в эксплуатацию глав-1ЫЙ учебный корпус Узбекского государственного высшего педагоги-1еского института. В 30-х годах началось строительство учебных >даний для педагогического и агроинститута в Самарканде. В 1930г. 5ыло построено здание сельхозтехникума в Ташкенте, выстроен учеб-шй корпус для медтехникума в Самарканде и т.д.* В последующие года развернулось строительство новых учебных корпусов для САГУ, '.амаркандской педакадемии, Ферганского агропединститута и др. В ■о же время были отстроены помещения 18 техникумов**.

Автор подчеркивает, что важнейшими центрами культурно-массо-юй, общественно-политической и идейно-воспитательной работы сре-,и трудящихся выступали в 20-30-х годах рабочие клубы. Клубы соз-двались в густонаселенных местах с целью активного вовлечения рудящихсЯ в общественно-политическую и культурную жизнь. Напри-ер, в 1928 г. в Кагане был открыт и оборудован клуб на 700-800 еловек, в Хиве - на 400 человек^. В 1938 г. только в Хорезмской бласти было построено 295 колхозных клубов, в которых успешно взвивалась художественная самодеятельность, проводилась кружко-ая работа, читались доклады и лекции, организовывались темати-еские вечера^.

Далее в работе отмечается, чего заметные усилия предпринима-и рабочие по улучшению работы ресцубликанских, областных, го-одских и районных библиотек, строительства зданий театров, му-еев, кинотеатров, домов и дворцов культуры, участие в реставра-ии и сохранении архитектурных памятников прошлого.

Таким образом, строительство учреждений народного образовать объектов культурно-просветительного назначения, непрерывное роизводство разнообразного оборудования, культурно-бытовых то-аров, труд рабочих, занятых в сфере науки и культуры, - все это жо свидетельствовало о постоянно усиливающемся влиянии рабоче-) класса на духовный прогресс нашего общества в условиях 20-30-х

ЦГА РУз, ф.88, оп.9, д.330, л.2. Там же, ф.170, оп.1, д.278, л.60. Там же, ф.737, оп.1, д.51, л.175. Там же, д.58, л.55-56.

• годов.

Воздействие рабочего класса на подъем культуры быта проявл; лось в решении такой важной социальной проблемы, как жилищный вопрос. В перзые послереволюционные годы мероприятия в области жилищного хозяйства ограничивались преимущественно ремонтом, не обходимым для предохранения жилищ от дальнейшего разрушения, и восстановлением наименее пострадавших во время войны домов. Велось новое жилищное строительство, но в небольших размерах и от ставало от роста численности населения, что приводило к жилищнь затруднениям.

В условиях изучаемого периода с помощью рабочего класса пс семестно стала создаваться и расширяться сеть учреждений бытоэс го назначения, прачечных, бань, гостиниц. Рабочие обустраивали площади, бульвары, улицы, расширяли водопроводную сеть. Значительный вклад внесли рабочие Узбекистана в улучшение санитарно! состояния городов республики, развитию паркового хозяйства гор< дов и поселков, общественного и железнодорожного транспорта, а оружению транспортных магистралей. К примеру, в 1928-1937 гг. дорожная сеть возросла более чем в 3 раза? а протяженность жел' ных дорог в Узбекистане в 1940 г. составила 1900 км*\ Трудом р бочих были созданы и оборудованы комбинаты, фабрики и заводы п выпуску товаров народного потребления, расширены и реконструир ваньг существующие предприятия .

Таким образом, наряду с улучшением жилищных условий, благ устройством городов, рабочих поселков и деревень наблюдался пр цесс формирования нового типа потребления материальных благ, увеличение массы товаров, которая использовалась населением в повседневном быту. Укрепилась материальная основа народного здравоохранения, осуществлялись мероприятия по облегчению услс вий труда, бьгга и отдыха людей.

Рабочий класс внес решающий вклад в укрепление и развитие материальных основ культуры, содействовал своим трудом подъемз культуры быта, духовному прогрессу трудящихся. К сожалению, порочная практика тоталитаризма, культ единоличной власти, монет

1. Транспорт и связь СССР. Статсборник. - М., 1957. С.159.

2. Ходжаев.С. Развитие транспорта в Узбекистане. - Ташкент, I С. 25.

3. ЦГА РУз, ф.837, оп.I, д.23, л.157.

ы командно-административных методов управления не позволили в элной мере реализовать потенциал его богатейших возможностей, зятельность рабочего класса постоянно ограничивалась властными эталитарньми структурами.

Во второй главе - "Роль рабочего класса в развитии духовной ультуры Узбекистана" - показано участие рабочего класса в разви-ии народного образования, в осуществлении культурно-просветитель-ой работы и в художественном творчестве.

В работе отмечается, что в обеспечении материальной базы кольного строительства роль рабочего класса была решающей. Бла-одаря его усилиям уже в 1924/25 гг. в Узбекистане функциониро-ало 913 общеобразовательных школ всех видов, в которых обуча-ось 77,1 тыс.учащихся. В 1940-1941 гг. соответственно - 5448 и 315,1 тыс. против 1914-1915 гг. - 165 школ с охватом 17,5 тыс. чащихся*.

В условиях масштабной реконструкции народного хозяйства роблема трудового воспитания и политехнического образования ыступала не только в качестве педагогической, но и серьезной |ароднохозяйственной задачи. В августе 1930 г. на I Всероссийском политехническом съезде было принято решение о прикреплении юех школ в городах и индустриальных районах к промышленным (редприятилм, а ь сельской местности - к колхозам , совхозам и ГГС. Например, рабочие завода "Ташсельмаш" в целях организации фоизводственного обучения помогли школе им.К.Либкнехта обору-(овать столярную, слесарную, кузнечную и сапожную мастерские, 'абочие содействовали приобщению учащихся к производительному ФУДУ> помогали им овладевать необходимыми трудовыми навыками^. Таких примеров в работе приводится немало. В частности, В 1933/34 гч.году усилиями рабочих были созданы в республике 6 мастерских, [52 рабочие комнаты, 34 детские технические станции.^

Автор справедливо подчеркивает, что характер шефского рабочего движения определялся засилием командно-административных ме-

1. Народное хозяйство Узбекской ССР за 50 лет. Юбил.стат.ежегодник. - Ташкент, 1974. С.254.

2. Кадыров И.К. Очерки развития общеобразовательной школы Советского Узбекистана. - Ташкент, 1У74. С.30.

3. Раджабов С. Из истории строительства советской школы в Узбекистане. - Ташкент, 1957. С.52.

- 18 тодов управления. Предприятия зачастую путем "волевого" давления, решениями районных комитетов партии прикреплялись к школам. Шефское движение оказалось глубоко идеологизированным.

Своеобразное воздействие оказывал рабочий класс на создание факультетов, способствовавших повышению общеобразовательного уровня рабочих, помог распространению общеобразовательных вечерних школ и школ взрослых повышенного типа, призванных дать взрослым рабочим образование в объеме школы-семилетки.

В работе подробно рассматривается деятельность рабочих университетов, первый из которых был открыт в 1927 году в Ташкенте. В течение Первой пятилетки было открыто еще 4 таких университета: в Самарканде, Фергане, Коканде и Бухаре. В конце 1934 г. в пяти рабочих университетах обучалось 2983 чел.^ Следует подчеркнуть, что в работе показана солидная помощь рабочих в развитии системы школ ФЗУ и ПТУ, заметная роль рабочего класса в развитии среднего специального и высшего образования.

Воздействие рабочего класса на культурно-просветительную работу проявлялось в разнообразных формах, одной из заметных среди них стало участие рабочих в деятельности культурно-просветительны учреждений. Это видно, с одной стороны, в том, что рабочие своим трудом содействовали их строительству и оборудованию, а, с дру- / гой - выступали активными участниками разных политических и культурно-духовных акций. Например, только в 1927 г. в культурных мероприятиях клубов, Дворцов и домов культуры приняло участие 17361 рабочий^. При их действенной поддержке проводились вечера, конференции, выставки.

В диссертации особо подчеркивается, что учреждения культуры представляли трудящимся возможность лучше использовать свободное время. С их помощью труженики промышленных и сельскохозяйственных предприятий приобщались к источникам духовной жизни, развивались их творческие способности, расширялся идейно-политический кругозор. Дворцы и дома культуры, клубы, библиотеки, красные чайханы, красные уголки, кинотеатры, музеи, женские клубы выступили настоящими очагами культуры, они осуществляли больщую работу по про-

1. Отчет правительства УэССР У Всеузбекскому съезду Советов. -Ташкент; 1935. С.75.

2. ЦГА РУз, ф.737, опЛ, д.350, л.26.

• 19

паганде политических знаний, знакомили трудящихся с достижениями литературы и искусства. Значительный фактический материал позволил показать автору влияние рабочего класса на деятельность культ-просветучреждений.

Правда, и здесь не обошлось без серьезных просчетов. Самым главным недостатком явились растущая догматизация политической работы. В условиях упрочения командно-административной системы управления в ней все более отчетливо проявлялись схематизм, начетничество, отрыв партийной пропаганды от жизни. Почитико-пропа-гандистская работа была пронизана безудержным восхвалением Сталина, нацеливала на воздвижение культа его личности. Все это негативно сказывалось на росте политической культ: Ры рабочих, способствовало формированию в юс среде парадигм культового мышления.

В 20-30-е годы на предприятиях и стройках, при клубах, библиотеках, издательствах, газетах и журналах республики были созданы литературные кружки. Члены круглов под руководством опытных литераторов изучали технику стихосложения, знакомились с историей мировой литературы, обсуждали свои произведения. В своих стихах и очерках рабочие рассказывали о борьбе за укрепление трудовой дисциплины, бичевали летунов, бракоделов, рвачей, лодырей, пьяниц. Конечно, это были ученические работы. Однако из рабочей гущи выросло немало поэтов и писателей, внесших в последующем значительный вклад в культурную жизнь Узбекистана, о которых в работе немало примеров.

Неотъемлемой составной частью культурного процесса в республике являлось рабселькоровское движение. Будучи ярким проявлением общественно-политической активности рабочих, оно приобрело в исследуемый период массовый характер. Опыт работы в заводских многотиражках и других газетах способствовал выходу рабкоров на более высокие горизонты общественной деятельности. В частности, немало из них стали направлять свои корреспонденции в адрес республиканских и союзных газет. К пример, в 1932 г. в газете "Кизил Узбекистон" было помещено 3777 статей и заметок*.

Широкий размах получило участие рабочих в художественной самодеятельности, драматических кружках, рабочих театрах, театр-•„>: рабочей молодежи, в кружках музыкальной самодеятельности, изооу ■••-■

I. Эрнаэаров Т. Узбекская советская журналистика (1924-19-41 гг. ' .

- Ташкент, 1983. С.91.

20 * зительного искусства. Уже в 1925-1927 гг. в Ташкенте насчитывалось более 60 кружков*. К концу 1927 г. при 76 фабрично-заводскю клубах Узбекистана работало 267 самодеятельных кружков^. В них занималось 12679 человек, в том числе 9007 рабочих.

Правда, было бы неверным преувеличивать уровень профессионального ма!етерства самодеятельных коллективов. В их работе встречалось немало проблем. Так, явно не хватало квалифицированных руководителей, ощущались трудности в финансовом обеспечении, узок был охват рабочих из числа представителей коренных национальностей.

Таким образом, годы изучаемого периода характеризовались расширением форм участия рабочего класса в сфере духовной жизни. Он играл важную роль в приобщении широких масс к источникам духовной культуры, в формировании и развитии творческих способностей трудящихся, последовательного подъема уровня их политического сознания. Заметное место занимал рабочий класс и в области художественного творчества, активно участвовал во всех видах художественной самодеятельности.

В заключении обобщены основные результаты исследования и сделаны практические рекомендации.

Сегодня, в обстановке духовного возрождения Узбекистана,. / обусловленного обретением республикой государственной независимости и устранением диктата коммунистической идеологии, необходимо сквозь призму объективны* исторических реалий определить место рабочего класса в духовном производстве. В условиях 20-30-х годов повысился образовательный уровень трудящихся, коренным образом изменился характер использования духовных благ. Народные массы получили возможность активно, участвовать в создании материальных и духовных богатств, в развитии национальной культуры. Рабочий класс своей энергией и инициативой, знаниями и опытом, творческим трудом способствовал умножению общественного богатства, формированию инфраструктура институтов культуры в республике.

Возрастание роли рабочего класса сопровождалось повышением его общественно-политической и творческой активности. Благодаря

1. ГЛ Ташкентской области, ф.335, оп.1, д.57, л.34.

2. ЦГА РУз, ф.737, оп.1, д.125, 14.

самоотверженному труду рабочих Узбекистана, расширилась материально-техническая база культуры.

Из года в год повышалась роль рабочего класса в развитии народного образования, в организации культурно-просветительной работы. Рабочие принимали деятельное участие в культурном шефстве города над селом, в передвижных самодеятельных театрах, драматических, музыкальных и изокружков, в массовом развертывании художественной самодеятельности в Узбекистане.

Однако преувели'швать достижения рабочего класса в развитии духовной культуры было бы ошибочным. Укрепление позиций тоталитарного режима, упрочение идеологии и практики сталинизма вызвали стойкие негативные процессы. Широкие рабочие массы все более отчуждались от средств производства и собственности, ограничивались возможности воздействия рабочих на общественную жизнь.

С возникновением административно-командной системы культура получила однонаправленное развитие, стали исчезать гуманистические основы народных традиций, соревновательность, открытость, произошел отход от общечеловеческих идеалов, началось безудерк-ное восхваление "достижений социализма". Отчуждение народа, в том числе и узбекского, от настоящей культуры обернулось для него трагедией. Оно сказалось и на оскудении творческого потенциала рабочего класса. Сегодня в условиях развернувшихся очистительных процессов, создается объективная основа его обогащения и полной реализации. Однако стихийно этот процесс не способен успешно развиваться. Необходимо выработать новую концепцию руководства культурой, основанную не на грубом вмешательстве чиновников в тонкий процесс художественного творчества, а на здоровом сотрудничестве государственных органов с творческими союзами и учреждениями культуры, на приоритете общечеловеческих и национальных интересов.

Исходя из результатов исследования и учитывая неразрывную связь проблемы повышения культурного уровня рабочего класса с общими процессами духовного возрождения Узбекистана, считаем целесообразнш предложить следующие рекомендации научного и практического характера:

I. В условиях укрепления независимости Узбекистана и,соответственно, освобождения от идеологического диктата бывших партийно-союзных властных структур необходимо разработать перспективные планы культурного развития отраслевых отрядов рабочего

класса. ' -

2. Для развертывания творческой инициативы широких рабочих масс необходимо всемерное развитие юс самодеятельности, самоуправления и в экономической, и в общественной жизни с тем, чтобы каждый рабочий действительно почувствовал себя хозяином на производстве и в республике в целом, в том числе и субъектом культурного строительства. Покончить с экономическим, социальным и культурным отчуждением - это сегодня одна из самых приоритетных проблем в духовном прогрессе.

3. Учитывая особую важность вопросов крутого подъема культурного уровня населения, в том числе рабочего класса, их активного включения в процесс духовного возрождения Узбекистана необходимо: .

а) резко усилить комплексное изучение всех сфер жизни рабочего класса с выходом на практические нужды общества. В этом важном деле должны участвовать специалисты различного профиля, работающие по единой целевой программе;

б) проблемам культурной деятельности рабочего класса следует посвятить социальные конференции, симпозиумы научно-практического характера.

4. Серьезной задачей в решении углубленного изучения куль- , турно-соэидательной деятельности рабочего класса является отход от легковесных трактовок его духовного развития, решительное преодоление устоявщихся стереотипов и представлений.

Необходимо полно и во всем объеме выявить негативные последствия массированной идеологической обработки рабочего класса со стороны Коммунистической партии, привития ему чувства мессианства по отношению к другим социальным группам и слоям. Нуждается в более глубоком обобщении опыт культурно-политической деятельности рабочего класса в условиях действия тоталитарного режима. Остро стоят вопросы об изучении социальной психологии рабочих, степени воздействия на их культурный облик таких факторов, как культ личности, волюнтаризм и субъективизм. Потребностью времени становится исследование более глубоких пластов национальных и этнических различий в отраслевых отрядах рабочего класса, обеденного и политического сознания его отдельных групп и слоев.

Комплексная реализация предложенных рекомендаций сможет, на наш взгляд, способствовать умножению степени воздействия рабо-

чего класса на обновленческие процессы, обеспечению устойчивого духовного прогресса независимого Узбекистана.

Публикаций по теме диссертации:

1. Освещение роли рабочего класса Узбекистана в осуществлении культурной революции//Совет мактаби. - 1989. - № 5. - 0,5

п.л.

2. Искусству - свободное время рабочих//Агитатор Узбекистана.

- 1989. - » II. - 0,3 п.л.

3. Женщина-рабочая - ее труд и кул эту ра. Почему забыт опыт 30-х годов?//Саодат. - 1989. № 12. - 0,2 п.л.

4. Призывает Дворец культуры//Агитатор Узбекистана. - 1989.

- № 22. - 0,3 п.л.

5. Вклад рабочего класса в развитие литературы и искусства// Совет мактаби. - 1990. - № 2. - 0,5 п.л.

6. Развитию художественной самодеятельности - широкую дорогу//Агитатор Узбекистана. - 1990. - № 9. - 0,3 п.л.

7. Главное - человеческий фактор//Сельское хозяйство Узбекистана, - 1990. - № 5. - 0,3 п.л.

• 8. Помощь рабочего класса в развитии народйого образования и науки//Совет мактаби. - 1991. - № 5. - 0,5 п.л.

9. Рабочий класс и развитие культуры Узбекистана (20-30-е годы)//Знание. - 1990. - 2 п.л,

10. Освещение роли рабочего класса в развитии культуры в процессе обучения истории Узбекской ССР. Методическое пособие для учителей истории общеобразовательных школ (на узб.яз.). -Ташкент, 1990. - 4 п.л.

11. Освещение роли рабочего класса в создании основ советской культуры в процессе обучения истории Узбекской ССР. Пособие для учителей истории (на узб.яз.). - Бухара, 1990. - 2 п.л.

12. Проблемы эффективного использования творческого потенциала рабочего класса (на узб.яз.). - Ташкент: Знание, 1991. -I п.л. (в соавторстве).

13. Участие трудящихся Узбекистана'в ремонтно-рвставрацион-ной работе памятников зодчества (20-30-е годы). - В кн.: Изучении культурного наследия народов Средней Азии и Казахстана: Итоги.