автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Раффи - критик и публицист

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Айруни, Ашот Норайрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Раффи - критик и публицист'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Раффи - критик и публицист"

ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи АЙРУНИ Ашот Норайрович

УДК 891.981.09

РАФФИ - КРИТИК И ПУБЛИЦИСТ

Специальность 10.01.03 - Литература народов СССР

( армянская литература)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ереван - 1991

Работа выполнена на кафедре армянской литературы филологического факультета Ереванского государственного университета.

Научный руководитель - член-корр.АН РА, доктор филологических наук, профессор ТАМРАЗЯН Гр.С.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор КАЛАНТАРЙН 2..

кандидат филологических наук

ТАДЕЕОСЙН -м.

Ведуцая организация - Институт им.М.Абегяна Академии наук

Республики Арменин

Защита состоится " 18 " декабря 1991 г., в И00 часов на заседании Специализированного совета Л 055.01.02 при йреванско:.; государственно:.: университете по присуждению /чекой стапекк доктора филологических наук по специальности 10.01.03 - Литература ■народов ССОР (армянская литература).

Адрес: 37504-9, Ерэван-^9, ул.иравяна,!.

С диссертацией мокяо ознакомиться в научной библиотеке Ереванского государственного университета.

Автореферат разослан " /& 11 ¿¿¿.->^¿^4 1991 г.

Ученый секретарь

Специализированного совета

кандидат фплол.нзук -ДГ ^^/^рХачзгрт; II.:.:.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Всеохватен Раффи и нэк писатель, и нэк критик, педагог, филолог, публицист, просветитель, общественно-политический деятель, призванный сконцентрировать в своем творчестве целую эпоху исквний, стремлений и надевд, переоценить прошлое, воплотить настоящее и предопределить путь в счастливое будущее. Этому предназначению, хоть и ценой огроиных усилий, сувдено было сбыться, поскольку великий писатель прочно опирался на жизненную философию народа, не имеющую, как известно, ни начала и конца,ни такие пространственных границ, которая была, есть и будет, пока есть армянский человек с специфическими и дизичэскиии чертами национального характера, души и инстинктов. В отчетливой осознании этого мироощущения и состоит секрет неизбывности творчества Раффи. Оно родилось в 19-ом веке, но было бы столь ке актуальным и тысячу лет назад и будет тысячу лет спустя, поскольку проистекает из нескончаемого источника национальной борьбы, человеческого сэыоусовериенствования и никогда не перестанет изумлять и восхищать читателя.

Раффи и сегодня, через столетие,остается глубокий теоретиком нзаих национальных интересов, забот, борений, искусным анэлитиком действительности.

Цель и задачи исследования^ :рабозе предполагалось обстоятельно осветить литорэтуроведнедк!® ;ii щуйпицистичэские принципы и понятия ?э;;а, рассмотреть да срЗишм фоне общественно-политической ¡¿иэни апоха 'и в процесс» развития,, ¿>арирыть особенности мировоззренческой ззодациа Р-8±фи-критика я публициста.

Н?зучнэл новизна. Армянское литературоведение,, -как .ни продуктивно, Kbi: ни :;р-.:з?злыю оно ззниаалось тзорчазкр.й личностью ло:ияо относилось'к нему с некоторыми ограничениями.Это, по-зид::мо::у, мо:-..ио объяснить приписанному Раффи литературной крнг/:;о.: созетского пз::нодэ ярлыку "националиста". Безусловно, свою-роль сыграло 7эн:я преобдэдаы^ее внимание н его художественному и идейному наследив, Цроамуцестзенно обстоятельно изучался :: анализировался 'сз; ;,::-кр::тпк и Рэффи-романист, между тем K'jK его публициогическпе воззрения во всей их полноте пока исследован.; н«дсс;згсчно.

s --j-.mo:: ::сслздозз:г.5-л по возможности обобщены экономичес-

кие и политические взгляды писателя. Их сопоставление делает более очевидным резкий подъем, который испытала армянская общественно-политическая мысль в конце. 19-го века.

Было сочтено целесообразным провести исследование не по тре= двционяым для армянского литературоведения шаблонам» В честности, для полноценного освещения публицистических взглядов Реффи вместо общего рассмотрения отдельных его произведений вэоти изыскания по тем основным вопросам, которые имеют опорное зне? чение в мировоззрении авторе. Такой подход дает возмокность более целостно и отчетливо представить систему взглядов Раф^и относительно конкретных вопросов, проследить процесс их развития в художественных произведениях «'статьях одновременно,-а также наблюдать те изменения, которые претерпело мировоззрение Рзффи по требованию времени, обстоятельств и жизненного опыта.

Уетодологичоскэя основа и материал исследования. При изучении темы и изложении работы диссертант руководствовался основными положениями классической эстетики, при решении поставленных перед ним задач пользовался доЪтикен! тми современного лйте? рэгурозздешш. Естественно, материалом исследования лреаде всего стали художественные произведении Ра^ди, tro литературоведческие, ствтьа и другого родв сочинения. Изучены такке имешая ■ отношение н теме богатая литература, множество посвященных Ра'ф-фи литературоведческих исследований, армянская печать последнего десятилетия 19-го века, а гэквд различные., статьи и публикации, рассеянные по страницей гаьет.и «урнэлоэ наиих дней. Про—i анализированы такаа некоторые эслекгЫгнемецкой и русской классических литератур. , ' \

Практическое назначение.Исследование литерагуровздчоских и публицистических взглядов Раффи 'провй^тся не 'фоне: эпохи, в' спорном переплетении связе'.!, эпияний и взза'иреггжзаокнй, которыми так выделяется армянская общественная кизнь второй, половины 19-го века. Таким образом многогрзннзе :-й-;рисовывается критик и публицист, его взгляды и убеждения, ккоторым нала литературоведение в основном 05рэщвло.сь-в--атаТ§кте; худоавейеииого' наследия писателя. 'Привлеченный'.в работе материал , обеления и выао-ды-чавтора могут быть аспрльзовэиы в вузовских курсах по истории армянской и зарубежной литзрзтур, истории■армянской критической

g) о

Рч

о «

о «

s ?

я о ti

о

в «

m

3-

Œ> С.

о

<D

е. аэ Ей В К

Еч

а к е я аз Еч

о «

о?

CV

ts

I I

сэ ft .

Я О I

я о

(О s к

В В «3

>» С.

л

О О 3

о ^ о иод

га в a

и я со

M о н

р-з W о О Еч

n о a

о a a

га зз

аз « л

В >> R ООО

ЧЭ О Еч

со С4 s

о. »

о о

« ь В

со о о

ta « с

33 о

о о s аз

ЕГ Я S со о

В ft К.

ft Ы s

CD В

Ü 3 ®

Oft Р(

В >J VT">

« « о

. со Ft

ft о

аэ •

в л

ЕЧ

со H о

S ft

EH «

а •

я со

о еч

к <о

к ft

« о >г>

>3 <Г>

с ft О О ЕЧ

а, m J со м

я о со и в о

ЕЧ Л О

. со к

я о « и

в: о s о

S3

о •

« 23

ш ft Я

Я £ч

со

' и ft

В (D ЕЧ

Я S S M

о

£4 JS

О о

о в

о seca

К я

s о ЕГ га со я

ЕЧ «

ft о

ЕЧ

ta SS

Я >> «* о

Еч га я в

о в - о га

о ■ft и CD

в аэ ф ft

я ЕЧ Ft Ft

« м СО

со сэ со В

>3 ft • ft

ЕЧ со S3 В

В X и в

со

S3 ©

<D О

В К О ; ГЗ В

в

со Я ЕЧ

ft В

О о

о s

о я

s

»=t го в

в ет,

о о,

S ЕЧ С

О

к

они

о га

s ft га о

3 ьз о

. 3 о

m • к

н к о

S <D

ft в с

о со a

чг> ra o,

Я -О о .

Я PC Еч

яз О

« к о

s со

Pf ЕЧ

о

аз Ft s о аэ ft

«s

о о

I К ЕЧ

tJíj О о

к в о

ai к g all a ft

с ! ез °

о» . го

CS f '■ Ei

«¡¿H ft G?

F»; ei

о я

& О

О t=:

я

о

со M

ЧГ!

о

а.

Sri я

рч се

■ci; s*

>•- <а

ts'i ft

в

а P.

F?

Еч| я

о fï .

ЕЧ1 Я ЕЧ Я gl CD О

В PÍ к

CD О , «

ISf Еч О

E4!¡ ЕЧ

■CiS H

^ <S

■ И О

П ra

«

mJ о «a

ЕЧ

S «

« <D

ft О

ft о я

Е» Н Еч

О о

сэ s а?

н er

isi ft MOO

S В rq

H н -

к о еч <D со

Я S R з &•■ о M со ft О Н В со о со

о

■Еч" 03

- Рч

О

H сэ о о

ш

в о

я « >о<

аэ -в< ÍT со Рч

с: о

п о

ft м

сэ Pf о

Л ft

о со

о в ft

К О

о о

ет в

ЕЧ

s о

« 05 :

аэ В ft

С- К о о

>в< >е<

со fr-

ЕЧ = s 3

g* Й ЕИ •го ft er

ЕЧ

о. О

м) о е ■ w

i

В О

I

Д В ЕЧ О

со S2 Я

ЯК Ei

В о

я со ©

га И ЕГ

о cd m

ft в о ft

s >i о

Я ta

о о

и s

в о

аз в

я PC

ЕЧ О

О ft

ет со

л ,

g .

а и

s в

В ft!

£3* £0

СО ЕЧ

В Еч

I

аэ

в

в о

В Го о =

я

ЕЧ

ш

к

о «

о

СП

a ft

Еч

О.

te КС в

а о й в r> в

« К И5 CD

Et Д О

О ЕЗ

<п «• в

п*. га м

сз « ч Ft я я

о « «3

>3 S tf ft <D

а ы в s

ft g»

С jr> 3 «s

я-

- s

аэ о

со в я" со

й

s

3: ф Я ■ Я-<D В к о 3 34 to аз И ft Pi ЕЧ

С о ■щ

в аэ

к •

m я

В ЕЧ

в о

о о

m в

еч гз

о <D

о Pt

Sí я

«П

m о

к о

O B

о я

я к

Я О

. ЕЧ

to

O K ЕЧ

! О

>ä Й О

я •

3 Ï3 ft 31 >a ft ёч О со еч ft о яэ К ЕЧ .

и

s: В

К о

О 3

a га

о я

ra rs

о <»

о «

ft чэ

В ЕЧ

О tri

: Я О

. К

>э с . со

s: W

я га К

я

«

I СО

>3 СЧ

R

СО

к в

M «

к

• PI

О '

В El

^ (D

аэ ra Fí Rt S CO Q О

О Œ>

<D

я er

И н О Р»з

M Ю «

Я я

В Еч;

О

(t

Я мЕч О s 'R

Еч

со -й-г о аг !0 в о в

. СУ

-■'А-' я . со «■ a о

в и s

s я в « о m

■■ ■ ft-

-Г к '

Oí ' э Ef Я К ЕЧ о а во ов со ю в о о

я о

СЕч о

(D

Еч

О •

со И

В- со

PC ft

в я

Я

о H ft

к S сч

В О

СО s ■

в я со «• в

СЭ (D

ЕЧ В

•л ■ о >> в- в

аэ

еч

so

ta -

K S

аз - н « s

L-l in

0--

I I

3 3

Fi В

аэ еч о

M 3

о о

аэ о

э> о.

s в

и о

в я со

в я

О Еч

ft СО Я

со о

еч ft

а в

о га

в s я

s со

я в

еч- аэ о

о о

в в

в о

аз'

ft >3

со рз

Ft: ь. . о

3 -в« « о я Pt в H W о В" is- в. « >Э<

ft & в ЕЧ в в в со иэ я о в о -з<

• >3 to ti аэ я ■ в ■ -в о в в я в со « в аз

та ЕЧ РЧ о S3 с3 -В <D о а га со в Я о я « a Рч

w со 3 О Еч о S3- ft ft о в а. аэ Et о о

в ft ra- я PC В о s о со >3 в в я о PC СО я га Еч

Е-< <D pe о со 64 f4 К в а; >> бч >3 сз со <а аэ

В ЕЧ о Ft « о в о о О в Ft О В в а в го

«

к га к я

аэ аэ И в

ft R

со в

га о

о

к

о ft

W "

к р:

м вд

га Р=»

О о

00 Р. о I О

О ЕЧ

t>- со •

CJ ft г

ПОР}

ЕЧ tS

гг со « В со И О

в к

о со

к ■

(D <D

S S

в в

го <о

В Ft

со <а

о я

о со

аэ1 о

о ft

в к

р»

а X ■■'я о . в

В S"

о « ft з о в

й

D4 СО со к ft к аэ Еч • Еч Ы ft в:.

lo Еч о- сэ с, со

PC Еч

о H

К

о- Я

«

a

© аэ -

3 ft

со аз

<3 PC

ft о

ЕЧ s а ЕЧ

аэ аэ " о a

еч - >а<

■ В- -э<

Ft СО

g еч

о о.

m в

СО CD

« РЗ аэ

СО . ti О 3

» о

3 к. р;

со •

аэ Э

PC о

в =Г

ft: Ш С. с PÍ

в о

Еч

03

в -

В ЕЗ

аэ о

Ft В

S В"

Я 3

о ю в о

о в в из

я о о в M я а. « >з

vr> аэ О в В со X

ческого и общественного в литературе.

Писатель должен уметь изучить явление во всей ого полноте, во всем многообразии связей и влияний, должен охватить в своих произведениях те вопросы, которые волнуют "миллионы,',' иными словами, должен достичь границ общечеловеческого и общенационального. По глубокому убеждению Раффи, только при наличии факторов обобщения и абстрагирования произведение может соответствовать своему предназначению. Для создания целостной картины общественного бытия писатель не вправе ограничиваться "сегодняшними" или обыденными явлениями, но всесторонне иэучвть целый период жизни, должен суметь отобрать и оделагь интервалом произведения все характерное и необходимое.

По емкости, широте выразительных войномФзгей Реффи особо выделяет назначение художественной про га к ершш&Й действительности, особенно необходвйоеяь рэзшиш аайчэекого жанрв; "Романы - это те волшебные зеркала, в которых народы,видя картину своей некрасивой в разбитой жизни, постыдное изображение своих заблуждений, учатся созидать и благоустраивать свое положение" (т.2, с.10).1 Такое понимание общественной роли литературы побуждает Раффи связыьать прежде всего с литературой' свои просветительские программы,.свои надежды на пробуждение национального самосознания.Уае только книгами для чтении но развивать в обществе "здоровые мысли" и "высокие идеалы" •• установка, которая'аргументировалась .еще з историческом проплои. Присущие современной армянской действительности недостаточлоатз. читающей публики, массовую безграмотность'Раффи сч.чтае еле до:1-виеи того, что армянское книнное наследие, за малым иовдшчешши, а ь'.гжоа изложения,и содержанием оставалось чукдым армянину.

церкви, оторванная от жизни, литература не котле отза-ьмься в "сердцах и душах людей", не создала книги, в-которой йвь^ч человек " узнал бы доподлинно свою личность и сво.а

Несиогря на то" что творческие замыслы Расой в'оплочеявсь в романтическом стиле, он • был приверженцем передового рэзэвтиг::,!, '¿•¿>м не менее в гопросе оценки литературных направлений он щ:о-;<влпл акроипй подход и.исходил из принципа оЗцеотвенной кэлез-

1 -агарузгся зс И-юищлу издааи.: соорзнаи оичиаани;! Го :• съет 10 гоиог, лрввьа, 1У63-Ш1.

пост и литературы. Важнейшим связующим признаком рээяибгвчеокого' и романтического течений писатель считвог нркЕкчгэекмй дух и разоблачение пороков, рассматривая это овойотво е«8й основное условна "родственности"1 этих течений.

Наряду с научный обоснованием просветитеньзнога назначения литературы, еэ практической роли в деке образования ("Еще ода® хертза", "СзлЗи" и г.д.) Рзффи считает ззтым чотяоо определение связи а взаимоотношения науке - дитзрззгура,, Которая аз них претендует нэ руководство дэлом общественного просвещения и которой из них следует лоовятить себя столь малочисленной з sp™ мянской действительности группе "образованных идей11? Как es М.Налбандяи, не приуменьшая значений науки0 Реффш' решительно отдавал предпочтение литературе» Достииения мунк - достояние' всего человечества и не аэсуа печати-нэционаньнотоо Между гам литература определяет своеобразие нации» В ssou евпэкга критиком задвигается необходимость усвоения научных доотвжзний з переводах; одновременно он утверждает? никто змвето нее нэ-может создать национальную поэзию» Тем не мвзг©@ позэм выдвигазт= ся нэ первое место не только из-за .лереводимооЕй кеуки, но и в связи наука - литература своей практической значкмоотьюо One« цифичностью литературы как формы общесхзегшап? соянания дозлен тот факг5 что извлеченные искусством as "законов человеческой души и векового опыта" истина' часто олрраергеаг. научные понятия. Вот почему самые сложные вопросы0 которые нэука . "затрудняется1' решить, находят свои ответы в современном романе, "в более привлекательных, понятных и ощугшых рамках поэзии"».

Книги являются вэкнэйыии средством фоиировавия внутреннего мирз почти всех положительных героев Р.эффи - обстоятельство8 которое писатель аргументирует такая в сопоставлении поэзия -отечестзовадешзе. В просветительский -век источник общественно-лолит'.пескил прогрева был один - дознание" бмчгсгвв хек основа и предпосылка-формирования национального самосознания о Под этим углом зрения интерпретировалось так® животворное назначение литературы. С одной стороны, Ре^и требовал бэопощэдно осуждать все проявления литературной спекуляции ( "Каковы нешй связи с. армянами Турции?"), с другой стороны - руководствоваться все-, сторонним иоследовенаеа аяание делать материалом худо«ветвей-

нога произведения возвышенное ш доброе.«о Он резко критикован зшмреторов'0 чы писания содержали сшагныэ'подреканая иностранным писателям к считал необходимым обращать подчеркнутое внимание выбору "овновной умственной пищи'" - литературного сочинение Между тем это было,, коначиое нелегкос поскольку существующая изкько на "пожертвовании литературная молодей должна биле твориЕЬ лишь из нравственных яобукденийо Нет мегер цельной заинтересованности, которэя, по убеждению писателя, является причиной soro, что поприщ»» армянской культуры наводнили низкопробные писания с дешевыми эффектами, лишенные, по определению ев-горе ""искр", основных свойств современного романа 5 "Искры18 как соврэшннай роыэн своим обьамнш содержанием подобно точнейшей фогогрэфии, с одной стороны, представляет общественную болезнь турецких эрмян со всей ее загнивающей, разрушающей-сутью, а в другой стороны, указывает на те средства, которые исцеляет Зольного (ToIOj, с»122)о

5) Армянская печать и новейший период развк чт художественного творчества.

Началом новейшего периода армянской литературы и общественной мысли Раффи считает 50-е годы, когда на смену отдельный деятелям пришли органы печати и сплотившиеся вокруг них "союзы1* интеллигенции» Он пытается периодизировэть и коротко описать 25»лзтнкю историю развития армянской критической мысли от "rücn-евпзйла" до "Мшзка". Так, журнал "йсисэпэйл", по мнению Раффи, был'тем долгоздзннш %чевниноы'| который первым йачэл правдиво изображать " раны армянского народа и применяемые для их исцеления средства", журналы "Легу", з затем ЧИхакаа аахэр", "Арарат" не произвели существенного сдвига.в общественном сознании,, Не ебыяись i8Kse -ОЕИД8НИЯ, -свягенные с "Дордзе:.!", в который зоали "те Кб старые силы - переводчики..., заново рвзкевивэю'дие взбитые тема роизвиезш".

Суждения Pe^ja со всей очевидностью проистекали из идейных источников армянской передовой иысяи, тяготеющей к общественным преобразования:.-; и освободительной борьбы, и потому характеризовались отрицающей оценочной окрашенностью, ¿1згду теи журнал "Ui8K", которой нее здоровый критический заряд, обладал реальной способностью раскрытия и б'л чепаны я общественных недостатков» '"Здоровое слово, - вспоминает Рзофи, - вытекало иг жззого

источника *Критический дух действояед со овоей Зеспоодэдао'й Зезгласгкосгью " (То9„

С той же точки зрения Рэффи опгеьшаег и новейший период раз-? вития худонэственной литературы о По достойному оценивая роман ХоА5овяна как "первую вспышку истинного таланта", пмсатэдь оs-иечеез!0 что его посябдовзтэяй не смогли развить широкий адей-ный спектр романе АЗэвшш "Романы -Армении" и заключили рома« нвотику "а узявэ рзиви крестьянской «авви". "Юеиоапайя™ в obod очередь поддэрнявал только лирическую поэзию«, Менду тем еоздэн-ную яйивкоми романистику харектеризуег пропорциональность трезвого критического духа и "красоты ¡гсвуоства", <ш>„ по эге кивни», должно стать критерием оценаи всякого лвтерааурного произведения. ' ' .

Это уЗеядеяие Зшо целвяаправлано'вв олуябу признанных вере-дозой армянской иЗщесгвенно-лолитичееной масльэ хшоЗвльшх программ я черзз отрицание = на уетерндегшз романтического аонэитэ революционной преоЗраэующей функции литература.

в) РеФФз о призвании критика и критшща

В отвтъо "Кригике росподияа Айкуни я вйсвра№, раскрывая эв-прикрыту» «вядеицвозвосгв, которую проявил Айвувш э яодо рва-Зора романа ,!йскрыи5 Реффи пзречисляет неоЗзсодимые для подлинной критики основные принципы? "'воспитанный, развитый вкус для распознания а оценке преярасяого н достойного", "племенная яв-Зовь' к творческому рем9елуп0 вепредвзятое отношение я явлеввяы литературы, наконец,, всесторонняя наЗладатеявность,, Он етатае® неприемлемым для истинной критики партийность и суЗъектйвзуа настроенность<,Конечно0--не исиличается личность критика0 однако он долЕза иметь честные измерения а руководствоваться теоретй" чаекиии закономерностями накопленного опытаD В этом аспекта писатель раэоЗязчаег пристрастный антинаучный характер критики Айкунв„ Отвергая ее, Реффи подчеркивает,, что з основ© дйскуеета лежит протавоЗорство вонсераатиайэго умонастроения с идеодогвеЦ освободительного двааеввя, лротавоЗорство, которое • лосдузщо ■ причиной отрицания всяческих достоинств его яроашзедейВДч

хк

X

Сугденая оЗ оЗсесгзеннои значения литературы с.пеа'Зхокяаостк» зклечзйт автазяуя позицию Рзффз в вопросе о язызе, 2де в лредл-

. • « лС -

"■"вяоявш . "Сеяби"» «шечвя феях перевода экого романе с уребара на аехарэЗвр». пвсешй* вевсвввирз©» Зольное влияние •Югьовйай»;' е1©00 с> Вреыерм чювявшкго?»' вэтгер «я® аду "Воиоапайл", к ромеиу. "Рвш Аривнви* погвояяв? ему. обчшовижь кажущееся безраз-.веш® ермявского оЗцастзе к чгвввв иеяоповязсвыв гребаро» яияэ-'' регурзого ваоледстаэ, почему и яи1вр8*ур8 ваярудняяв»*- ввпй*--вязь свое* ороовегвгеямжув киосвв'о Квховы ге задачи •.•тгргшгаой авгерв*урв 9 эзои даеве? Яригвввая» чго-ягак эшхерэозр ену ыв-"хдагея а процессе формиромвия, чго ожеввг роиависга пзр-й ' опаовоозгь» "ввврвть огромный груд вв выреЗогяу бедного У аффк одвовроиввво веспощвдая в проявления« весовертавот

/-^ЦДОГОГО 88Ы88 В ЕО30ЙМЙ ПОрВОД Р88ВИКИЯ ПИТбрагурЬ]. Ой 00X55"

•:ввв«оя о шиш о »ов„ чгр яйгерэтурвый еахёрэЗар должав в&ав«1 " 38250Я ®8'§унд8нввге' одного из армянских 'диалакгов? гавоаым, по..-.

¡¡шевв--йиоегаяяо мо® в*ас» Арврвгский диаяеяг» Однако он не оио-,.88? 8агь долэдеваьш яэакои, если- "ве заимствует лучшие 'арияв-' охве 8лвивв$» дввяекгов ?урещгех а яероадсквх'эрыяя*. ?а$$и-ро-доннсг фвк*вческв сен свсвка -худоаво^веввиш проваледввняыв тво-: рвя.яэвз»; погрэЗвоогь'.в которой выдвигали Раффй-хрягик'в пара-довая арзянокэя сйаэглтнмя ыывль» '

• ... иоо$«одв«ооп..эсвмороиваго изучевия аршодокой исторви и драв-

явгвра®урн г сзязв о оеув^сзсаяеявеи глобальных оЗвдогванно-иоззгвчоеквх пконоп -в ирвдожввдввиях Рвффв • хеово перептвет.ся ' е арактачэбкой э&гчзыоозда явгереууры, с идаей ее предназначения в кй&ЗИо Яровбвекеа^ея в» йвровоззревчеоквх источников вацконаяь-

• арго р'оиаотиэмв ввзаозгаая ."врачавагельвая* концепция,'к которой

юорвдогвом сравнения о жрудои зреча, .эк-1 <? "«эх о с я человеке а-отчестве отводила лигоратуре " т 4 •> чи эзюая оЗдеошшяых- звблукдезвй а пороков".

>рра§ца больного» его истории бояезаи смео® по а \J а ?дя процесса йзаачаний8 значат•бояезав оЗ-о 50 8§лечцгь без гнавая. его исгорав, -Ооивсге-I, чип I ¡за " яроалого н настоящего как вэиюй ключ < ^ ^ 5ваы..в8даой8зьеой ^илосорц побуадавт Ра^н

I" а а аогокаы^арцякской акхвравуры, рзсомзгп ^ « ^ I здч "о ^граквавл азааааааягд традиций патора-

В этом пиане в критических взглядах Рэфщи наблюдаемся опра-деланная двойственность внешних оценок» С одной отороны5 лод-чэрннуто критическое отношение к "односторонней1" информации историографии, а с другой стороны, наоборот9 обстоятельный эве~ явз es одобрение. Отмеченное "отрицательное" отношение фантичео-еш целенэлравлено на более отчетливое представление роли но= торт s аспекте общих просветительских, общественно-политических вдезлов писателя, что отнюдь не мешало правильно и объек= вйвно осознавать "незаменимые" традиции армянской нникностио

Прошлое как советник, как опыт и урок, а историческая роыа-= аистака как озьект художественного воплощении прошлого - ээкое понимание требует от писателя в вопросе оценки .истории быть по возможности объективным и'правдивым, свободным дажэ от традиционных схем древней литературы. Ведь армянские вввжннкв были в сзоеа большинстве церковниками, отождествляли ~ г-ц'-of виз интереса с интересами церкви и оценивали историчеенае собы» 2ия под этим углом зрения. Значит без избавления от мной прэд= азятооти невозможно подлинное приобщение is иоторзи,» 3 своей ' творчестве Раффи руководствовался этим критерием,, Переосмысляя ' в перевоплощая целые эпохи» изобразил иогоричевнгас деятелей» разных, людей8 писатель подвергал их. заново объективному зуду истории. С позиций принципиальной борьбы о различения вдойюив течениями он выдвигает целую историно-зстэтичеоауэ ssapra, в которой при всех основных особенностях худокэеэвэетого ofipese-шя истории на первый план ставится фактор историчности«,

Различение функционального назначения науки я литературы служат основанием для писателя научно разграничить тш!кэ фанги-чеекаэ и идейные истины„ отстаивать необходимость авторской езо-ЗедЫ;, творческого воображения з сфере исторической романтики,, конэчно 0 не абсолютизируя в ущерб историчности« В этом оиыел@ писатель выделяет з мировой литература ииене ВалвЕера Скота и Гаорго Зборсз, в творчос-.-ло которых "Знли соединены поэтический галзк".' и глубокая, серьезная наука51 о Танин образом, выступая одновременно как умелый археолог к атвогрэф, пытаясь преодолеть собственными изысканняиц обусловленная Е5йерззвнтост?гйга эгих наук трудности для армянского исторического писателя, Ра*-фи одновременно дает великолепный синжеэ талантливого историке и худоазака, а подтзергдая спрэзедлазость сяонх аЗдествеино-яо-

- и -

якЕЖбМЖ вдештов уровеш и аакономзрЕоояьв историк,, ирадопре-gosses Задает© м леропевгвввне пу*к ввцвокэлш>-оовоЗодв«ель-

вой о

Риффщ яр®вд аеэго реееивтривает фзномак фольклоре о тачки время зошшеэтйяьной функций» Он призывает черпать аз оо-ВрОЕКЩШЦЫ SSreESo СКбЗЭВВЙ, МИфЭВ К QK830K только полезное, воепикызаищэ© eM3S0esso жюЗовь к краеоз© к добру и, иао5орот8 QgBgpress эрэдкэ® = прйзшзввщзэ к смирению ш рэ5олешш0 Нераскрытый ексдои шйоккй вревствевнвх вазвдеавй являотея эвугскяе пеешэ ы прэдввия, негорда своими историческими оввдегельствеив, еяедеав гаровчвеввх еоЗытяй зажигают, вдохвовлят человеческую дуву0 В авк еохрввявмя легзЕ&ерков прошлое» о «сторон зачастую U0K48S пшодтные вегочввкв,, В этой ракурсе ичзетель по доожовв-етву одонюве« гронедвый кропотливый груд.фох клорвоге Г.Срвзв-вгявце, првзюея слвдеввть его примеры0

Реффй в ееи Sue соЗирьгэяеи фольклора» одвовреиевво фольклс-рвсвов. С ряуЗсхвм проввквогеввев ок рвэЗврэег предвввя, отделяй равльвоеяь as яыннсяз, евелвзарует их честь зе чеотья. Его узереввсегь s ресльво-Ебторвчеевич двввых фольклорвшс встэчви-sos 8ЫШ58Я6 к» уЗоадевва, час» народ никогда ве оавЗается. й osos» таорчестае Р8ф$в геровзвруе* доброэ и возвшеввое, вх. яоевтвВ, оеук&мз w в подлое, деех сврегедавву» оцевку со-Зйтия» в лвдяио Вся почему, взоЭрваэя всторическве соЗытая и провсаеопвяв писатель подроЗно пэросквзывве® слотзвося вокруг в sa аегевда в предавая, часто в качестве уточнена« зде so-полвевкя» s ввордэ в, ко?да исторические л -кочевка просто ч£?„ - как дертоэораоа сваде1вльсгво0 Герои нередко ут-аораде»я, что » азродвов творчестве си^ар-атся не только есто-РВЧ00К85 posssBj ив к axapoBïeph а "своявзевкые всцвяи другие чсрмчо Зэ йрутоау oososj пас «ель отмечает sonsoдзввув в уст-bVH sep0i,á0ií saop4sets& зз^созваьзуй £алосс£авв

S гп"Гроц е 5;-сц и с« Сзгуцца Дзвад" ?а;-~к atasís s ге устное вередрое гггр%есгзо но^зг савЗьахь ж srrî г огурце aímass9i0HEs: вегясичзввьв raíepasso*« 1го худогз-сх-sícysssTíO • ÍPKCS лсдгза^^езез rovy,

в» 5 i: tr; . v;-':-

гочвсдеяных поэтических сочинений. Яервнй ронея "СеяЗв"» вокя несет зэ сзЗэ печать народного иифсяогвчэваого незяэвйя» Ив-зериея "Иокр" » это ярадвявя об одной Байдуковой ©эрядэ0 Насыщенность художэсгвэвной гневи лроиззедзния фзяышорввив э®®-мзягзаи бьлэ обусясьязнэ яв только ярэеггэвгвяьзвоа цтщгем= нозксй ПКС0Т9ПЯ9 во и овозобрагвэй эогоевчгсвэв ярэгрэквойо 1

ОДНОЙ вгуЧ88 Я0СрЭД05ВСЙ Пр05ИВСЕ0028гяеВВЯ 320 Двлевэ Д8Й02»

взв бояеа образный, состояние " более яодчврзиугда,, з другой случае, згоборог, создввг зыроэвгельноога аее?р09яйя я дуяэз-

н0р9 0с8т0яввя.

Фовьввсо ятадазтяв зэкгз» яезвыаяЕичи «швжг!» яняагзйт литературный 1 <•« ■'г^ с п г ч , -I - п 1

чгродяо-э ^ I ; < " Р^Чз г " " 1*1 <- г^

с-сзда^БТ-" чгайг^пг-"»« •:п«8р?3.уВН -5 зергг.у, ясзес-йч? «з "зует® псзньтст лрсту '■""3. "^опгь'^енгоз "з г^^-уж^шие ::?•=

з.идэиг", я эт? • сп- г,-5 з^срч^огзэ ззл.о г;^

девке« его ооботзетдах зуЗайцаота«гэвк.йх прзгнвдшэзо 5тошя гяеге. РеФДа - публипиоя»

9т8 наиболее крупная глава ребози состоят зз врзх рэздакгзз •'Оеноввко стимулы рэзвктия и ярогрэссэ (езмьл, «веяв, цзр&з?й)5с '■Тэффи и'вопроса зкозошадсного бявроеесгояш1!% "Иоазсвчвсккв

взгляды Реффи'1«

церковь)о

юи^ржшщ«

Слои патриархальных форв жизни, традиционного увявдв. з результате новых экономических отношений подверг в смятение яв-сателя еще в молодые годы, "новое", освещенное лозунгами европейского свободомыслия, неело с собой и реетущее жотонеш§ перед иностранный в распущенность врэвов» зштэякивэя вкэезэ с устаревании обычаями и национальные черты® Гэффя» призывая быть 'непрааириныа к проникэюады в национальную жизнь в переходный период порочным явлениям, одновременно иё зэбавэд лодчэринуть, что причиной эгого является всеобщая неразвитость, которая вместо приобщения к собственно сути цивилизации ведет к слепому подражании отдельным ее сторонам® Естественно, возникая основ--

- м -

ной вопрос эпохи? есть ли, каковы силы, которые мог°уэ обеспечить поступательное общенациональное развитие, и кек моздо дое~ тичь их целенаправленной "деятельности? Считая первыми ступенями духовного развития личности семью и школу, Раффи строит на этом егатэзе свои просветительские взгляды»

"Семья не обладает тем устойчивым принципом в0спитанияа который необходим дня предварительного обучения дежей, ™ говорив он о = Наши школы, считаем, находятся в самом плачевном оостоя-вни<>>«Они утеряли свою старую форму, которая была хотя и гнилой» но самостоятельной и основывалась на-вековом опы2е"(2о9е о„275)о

Раффи глубоко осуждает организованный уклад армянокей семьи0 где господствуют страх и наказание» Здесь ребенок превращается в безвольный ыехэнизм8 он "добр лишь потому,, что боится' быть наказанным з@ зло". А не будь этого .опасения,, он молве стать "самым ужасным развратником"» Наверно эту ошибку могла бы исправить школа?

Отмечая в статье !!Нэродные учителя", что школьное дело воем преимущественно саыоцельный характер9 писатель называет школу очагом не проевещения9 з скорее личных амбиций, произволе„ партийной борьбы .и мелочных страстей» Рзффи придерживается убек-дения, что совершенствование школьной системы невозможно Зев осуществления общественного контроля над вей о Только благодаря этому, а теине внедрению новых методологических основ, четких учебных программ5 монет Зь:ть, возможно избегать свойственной ныне народной школе самодеятельности и административного произвола, разлагающих ее» Уто плачевное состояние национальной школы Рзффи считает одной из предпосылок роста иноязычных школ ш преклонения перед иностранщиной». Пробудившаяся тяга к учению постепенно в действительности перестает мириться с бесцельной9 изжившей себя системой образования, "и народ вынужден вновь искать интеллектуальную пищу для своих сыновей в чужих источниках" „

Таким образом, эти две внешне взаимоисключающие крайности в образовательной сфере (традиционное, опирающееся на порку воспитание, денационализация и иноязычна) не только не существует в отдельности, но и тесно обусловлены друг другом о

В художественном творчестве Ра^фи картина национальной

•• л!3 •

школы ярко освежается через' посредство двух предсаеввтелей светского в духовного учеЗякх заведений - Симона Патвеага а Тер Тодика, Чаи же бцл обусловлен авторсний ззкнсва звзор© сопоставления? Писатель не нор обойти гот фанг, тао оЗвоотав* вый национальный организм продолжал сущестгозать благодаря 88= торически закрепленному ноцному рычагу управления оЗщвозвввяеВ кизвью - цзрквйо Бесспорным злиявием на разнообразные егорова жизни народе этот фактор, естественно, долг®» был раявтешю отразится и в деятельности Раффи> многосторонне взучэтьея» нейти свое место в эго широких просветительских и нацяоваямо-освободительно* арогрзймах.

Пытаясь подтвердить тот факт, что уксрззевкю хркоткеногзэ га' расширению власти церкви способствовал© зслзбкавиа и разрувавв© государственной 5гзсгя, Раффв обращается к 4-му заву зрмяаексй истории« Деятельность з^зль порицаемых зрмязгнишз кегорЕОРрзфе-:т всоиздних Лриэкидог; ов интерпретирует по-вовсму, уоавярэзая в основе личной зрзжды между царями в духовенством ярезнзобор-ство государства я церкви, Утз ЗорьЗэ яосг*яе зковсаичоск.!« направленность, и поскольку экономическая монополия зле«э5 £э 80-Зсй и политическое -югувество, церковь нро«г свпзй освэзвой нравственво-адеодогачаской сферы стала вмешиваться и в дэнз .ре-судеротвевиогс управления» Тем яе мевее, наряду е отрвцат®кька-уи посяедствйяш указанного противоборства» христианство зэелэ с собой и лологителншо яипульси. Реффв скрупулезно ваиомввавз все реформаторские нововведения Нерсеса Великого» приходя» однако. к заключению, что зоз это Зыло обусловлено только зекзй дичностй, в яе •нсклйчвюцвй- субъективного объективной заобзящш-мостьв. Такое толкование помогаем раскрыть побудвтэяшде

причины лр'отззоречизой деятельности церкви, секрет прееисгвэа-ной свясл ое прошлого а настоящего. С этой точки зрения он а задет оьоа сянхронвзе наблюдения. "Клерикальная эксплуатация"» "Самообман - в этих и другзх статьях Ра ¿фи раскрывает панораму эгоцентрической, корыстолюбивой лолвтвнв цернзв - обстоятельство» в основе которого деки~ отсутствие обьектазних факторов процесса разутая. Лркавчатекько; чио писатель энахизярует деятельность духовенства з аспекте ксказгаая па прззвания религии в церкза. Подменив подкикнув сущность и смысл христианства,цер-•

вощи® еевоввикк .превратили @го в прововедь рабской покорноокк, та© ёе®5Ш причиной огиирания дэке двнних природой человеку 5шо~ 'зогвчвоквзс явозивкгов» Пристальное вникание Раффк к этоау вопросу объяснялось сохранением единовластия церкви в жизни8 кока-рое приоЗрехело опаение резнеры в период, характеризующийся уво-гшчешои ©вчувдавип, когда во?.- •• .леьм- организма были разобщены и ю®ди'Ёегвавной евкзьюц которая объединяла различные осколки ра^Знадго дажого.»» была рзлигия и церковь".

®3®е "оЗъедшяквдй" связь существовало в самых разнообразных ш дэыз противоречащих друг другу проявлениях человеческого ха™ рактера „ вадежкзайгозк печатью индивидуального. Существовала £ кэтеетэй «ого единственного факторе„ который определяет критерий ©даэскоятйзгьгюега человека,, делаех это еобствзнньщ судьай,кон~ гролыруэгего взаиыоохвошенкя в вкешнии миром, являвюя уяоря-дочнваввдй к'движущей силой в Лаке нижайшие поклонники материаль-воге а глубине подсоэваввя сохраняют ввдрзилка; е чувстве отрвхе ш кочтаяня в вабесвоиу суд&з» совести в вравоз^еввоогц.

Ксьетегзцая Реффв большой влиятельности церкви, отнвдь ве отвергая капрнвшемости духовно-нравственного идеале религии, Зшв ааяравлева, с одкой стороны„на утверждение прооввтивель-85;©й коацбпциа писателя о нраоЗразоваани человеческой судносаи, аерэкхернзуюцепея совиосхиностьа добра и зле, в с дру¡?ой стороны 0 се осуадше церковных властей,,.которые, будучи бездарными шевтеляр какого авторитета? на использовали его не пользу прэобрвзоэевка.

0со:цоаи8 гсго0 что кз-зе потери государственности псиорн-в культуре в образовании перэизл к церкви, во5у8да"ех Раффи резко отвергать эту нвссвв оо всеив ее последсхвияыи. Ведь прой-йвазка.кколой авторачас«ай путь ^ахгвчогкн стовдвствляегоя с встораей иерквв, следовательно„ зколв дол аде была охать продсл-женаа« Еоявгкхк церкви.

Црвчзз, * а^зз яр^влэЕвег ввиаааге к току обстоятельству,, -что з *квз»в«95тввааоы к ввобрззозэаноав обществе религиозно а ва-ивов8ХИьо адэе %:ё шааах четкого рвзгрззвченая. Зогоау бел», с одяэг склоны, ов считает релагвоэзыа £зкхо? иоеккн стакулой» ар вам гою?оку ¿гамаыу» - направленность, ыокзо осу^есхзгхь здомтатьскжз го, с дуугог: ггороны, качгааег не-,

.рвмуи хрьбу л;«гв5 энбгзгх в вззгрвангх глгйзал, угрсхзс-

тих религиозному единству» В ряду последних особуи грезору зазывале деятельность иностранных ийссиокарово В писан© сяну Раффи называет их "тайкой машиной заблуждений",, который под особым покровительством турецкого правительства "охотятся за сынами разных народов"»

Не прекращая борьбы против миссионерства, одновременно признавая вероятность преобразования церкви перспективной,, Реффи по-новому продолжает идэйноэ развитие вопрооа,, Он отЕэргээг ■ мнение о церкви как главном овойсетз нации и подчеркивав? ои= тологически определяющие нации основные факторы, к чиояу которых относятся "язык, родина„ церковь в нэционэльаыэ ооойззеоо-тиЕ9» Нэ первый план задвигается 'идея, национального,, жотерой,, по убеждению Реффи,должно быть отдано предпочтение ср&ди другаг идей, объединяющих различных предвгагвгеяей вацки» Тел щв взвэв фактор национального самосознания - признак высокого уровня общественного развития и, следовэгельво, для evo укорененш еще нет соответствующей почва в дейогявгеязиомн0 fio mhsseb Раффи, этот недостаток мояно уегрэвзть oososemssw оЗрзгэвв-ниеи, которое иокег осуществиться Здагодэря пяодогворяой деятельности 1анолы. "Наогало время предовеззгь згголу кгк гсзув связь между неии и отчу^зяиыав зг кяс ооогзчзтззнйквии« язк ■ новую купель, где будут окрещена в ясгоа дух® врияввз-катяв» армянин-магометанин и эришшя-ярогаогеяг в Зудуя эззнова опекой национальности", (г.9, с.315}., Тввзи оЗрэ&вм, ийиеаьэ вдев» льных программ Реффй- и вообще армянской вросзегвтодьояой квояв. была икода.-Писвталь не перестает овягыввть идзи ггяой аяояи о одновременный развитие» огогокзх я духогяах сбрэзоврхгяьвых учрендений,

а) Вопросы опгдлегации дела просзоазаип.

ОсиоБзлологавцнм услозш» благоустройство топи, по Роффа, язляотся создоаие"прззаяьяоа оргззйгации педагогика", которая под народныы контролем, з разраЗотзав^?, лрогргвиой в уогяяок долгиз 5üTS цвзейзпразленз на .".пдотзсрноэ обучакво,

В статье "йзроднйе у«eserr* Зг^-а счатаз-; оспавншг кечссз- ■' вой полноценного педагоге ^азедисс^зо слацяад&зк: вояшгоз« • с8мосюягельнс:о опыта н О гзой точка яр&ияя он евя-

з¿ssss сзоа j оЗучавгегоя з ¿sports, з чзсгггс.тя з Гер-

моткш, ераявекой молодежью.

Шнона доладе бить 'национальной и как тановэя характеризовали высоким давнем обучения национальной истории„ литере-»ура н языкуь Якеателв квоавтсн также прополвзвит религии1 ВЫД0ДЯЯ звох предай® в еочкы зрения прежде всего нравственного воздействия и благородных яомыолов. Реффи художественно воплотил овэй идвйж школы в соединении церковных (Айрин)- и езэтских (Квро) учрезденийо Б такой школе отсутствует палочный ргш, ©сть классы, учебные посо5ияв программы, необходимые

Раффнв конечно,, придавал большое значение общественной дея-тельыостй иэнщвкы в монархической структуре семьи-"подневоль-■ ному существу"0 которое в лучшем случае у разного рода. неЕе-аастванныхо.семоззакных горе-учителей приобретает райскую0 е з "европейских" иноязычных школах малайскую психологию,, Дер-вые относятся к зздщинза? бедного, а вторые - богатого сословия о '

Раффй считает насущной 'задачу дать подлинное образование Еэнщанец готовить их к выходу на общественное поприще» Это мо-гуз осуществить женские ш смешанные школы, где кенщина из "сырого материале" превретиться в "цивилизованный олеавнт".

2о Раффи и вопросы экономического благосостояния жизни.

'Жесткая налоговая политика турецкого правительства9 зло-■употреблвнШо которые в условиях экономической нестабильности ввергли а чудовивдуш нвдету население страны, Реафи справедливо ОЦ0НИБ83Т как проявление политических интересов. "Изнурить народ нищетой, экономически разорить его... зот главное оруиие, который турок ныне старается увичтогеить армянский аяемеят. ■ Он 388019 что другим орущей трудно умертвить народ, судеот-воввние которого состоит в его трудолюбии и материальной состоянии" (То4, с.266)о

При таком понаканза политической значимости экономического 'фактора Раффи считая предосудительным отсутствие в нодйо-ваяьвой «взви всеобщего противостояния хитроумной политине . турков» В статье "Турция" писатель считает крайне вредным особенно выделяющееся на фоне бешенстве, растущей эксплуатации "очковтирательство", которое проявляют .занятые сведением яач-

о

знх'счетов национальное ооЗрвяие и квотная печвгь. Ведь поле-гвчвсвое могущество невозможно» асяя s это основании ваг з»о= зска«гэ скоро. Следовательно, отравление в етабивьвосав эяошсв-ческого яодожания я социальной защите содаряи® в саба рлубозвй пслигачасккй подтекст» становясь вагиой ояяой в процессе Sops-da вереда иди общества за сущасзвовввиа» Логвческве раашшв-звя ярввел» Раффв к глубоким обобщения»» яобуадая его ечягозь рлаввк» залогом соущеотвланвя всех программ прооввгвтаашюро периода достияавие зконсивчаскоро благосостояния.

:Э5 ИЁЛЗежз„старого и нового0

В условиях отсутствия политической везависимоогв бэяао графически эырисовывоюгоЕ отрицательные последствия зовах знйш-ааческах отвошэя''йг расточительный обрез аязви» тлвгзорнк» врааа, праклонзние перед явостравщивой, Необходимость эвгкв-КОЙ "¡щъйы против ОП8СВ^ ТОТ" чГ,вВЙ ЖЙ8НИ» против этого «врэвотванвого загнивая ^ а> п»* нсвкй зироявй гемазяявй-кий поЕорое з Еворчвств» д ! прадиетон худоазсяван»

вого анализа ломавшуюся »з«' ^п ческоа сословие явв язэ-ззтзоргый возбудитель л г л Реффв

кагызаая тая, который с -"о»''- а еозсых огвошевнй» кояодь-зуя предозтзвяяейые ¡тв хозяйствования»

Зил За стать восйтаизи -у с о процветания в араязозой жиззя. Чаячур Ивгшнч ^'аеируивр-'^ - представитель горрозо-ростовщического сословия. Обманным путем накопивший борвтсззо» этот герой наделен всеян чудовищныыи чертами ростовщика. Страсть к деньгвм в отсталость бите ураввовешиваются его духовного мира. Более -юго» ов лишен дака мало-нальоких представлений о своой национальной принадлежности» знаний об истории своего народа, у него нет а намека на сааосознввив» Таков представитель того сословия„ которое нэзызэстся купечзе^ твои и дартат в своих руках все рычаги хозяйственной квзвв. Что иокво было скидать от этого типа? Лрлная неподвижность» царящая в его зизни» была определяющей его существования при старом зноношческои укладе. Он не в состояния отказаться от него я пойти навстречу новаоотзэи. Значит, но случайно» писатель не икеет каких-либо озддзп:'.; сх ?аккх Ла.'Двйг

Чанчур йванич отряцатс-йь.'ю о¡;::?сл к перелому в кисни9

юр будучи не б состояние правильно оценить происходящее,, ее ид©2 дежьшэ огульного порицания« Йаиенйяись зрем-ан80 и чанчур йвшаиз . лешюшсь своей прежней сферы деяхельвоогв» "Будь проклят© sso время"t ■= повгоряюг они„ и от умея ориенЕировэ-9&0Я в 808ЫК УСЛОВИЯХ J ВСКЛЮЧвЮЩИХ Прямой оЗаев, ВОВОЯ8ЯЮЗЮЯ ввнависвй по всему 0овоыу8 5удь so ©5рвз еибне, кульзура rasa ©Зрааованиэд Чанчур Иваныч0 Ага йэронов (Одно ssis8 другое ээвк") и Масисянц ("Золотой нетух11) в евоей эговоэзшетсйдея-$ельвосгв не имея® никакого оизовзвия к общесаденво-полвгвчво-хой анзнно Оки не яояько не в сосгоянш стать организаторами звобоивчэокого рвавдашя оЗяествэ, во препягсгзуяя и ливвюг ®азу0 становясь паразитами аизни0

Яоввнввве дояерииввроввниосгв явлений поЗуадэвв Реффи Boxes» предпосылки возникновения юргово-рссговщическог© еосво» ввя в ойеутеэвйй государственности, в национальной подавлен^ bocsb в унвженвосгво Звввоввое» рабоноа положение с ¿ечеввеи-врэмевв привело в Зезнравоявеввосги влиятельного высшего сос-аовкяр следовательно0 и купечества» Значит не случайно8 что подлинное устойчивое купечество пришло на смену такому поеред-вичзскоиуя непроизводственному торгашеству. ¡¿еаду там 5ыотро расиагиваются экономические основы слоя мелких торговцев я скоро и© останется никаких рычагов для сопротивления этому упадку0 Они ее в силах приспосо5ить свои закостенелые методы0 отетежуш психологию к-требованиям вреыени8 5seсильны таккд оотаеовиэь победное из отупление новых экономических отношений„

5) Причины экономической отсталости.

Понимая .политические первопричины углубляющегося экономического разорения народа и следуя Налээндяну, Раффи усматриваем несчастье крестьянина в его оторванности от земли = ое-новного источника существования« Он продолкзет развивать свой взгляды в статье "Какие реформы нузды турецкой Ариении?" В противовес господствующей в Турции религиозной теории, что земля принадлежит султану как единственному представителю бога на зеиле, Рафшк выдвигает принцип свободного землевладения о

Согласно указанной установке,•армянин не может шеть зэмдю иначе, как нанимая ее у правительства за определенную аренда

ную пжэау» Следовательно„ при т исполнена» договорного оЗ^за-геявовва, крввг&яявя мовех лшвввоя этой земля« Иеяду ®ем Реф-фа опеть я опягь подчеркивав:? 0 чго цела западных врияз деЗй^ гзьоя частой еоЗмвэшюсти на зэмлю0 лреврадаъ ©@ в эвэрдоэ иволедсгао»'лередеввго из поноявкня з поколвшэ. кыеяв право не 89 яродв«$у» куплю» зэклэд<> Орошая вэадооть вопроса вызи= зеег регкув ярветгау Реффа в здрео '"заинмайщихея пуегняз двла-т* в Турции ермяяокях офвдояьвых органов» Пковтвяа счкгэег вояров О ЗЗНЛв первоочередным ДНЯ В8ЭХ ЗурЭЩШХ ерика, яоексвь-¡¡у кэродо "который зохрэнэякэ ов0&н ёИЗВД еэ 08н0выззээ 3® 1Ш502бХЭгя8С288НЯСИ ЯР0В8В0ДОТВ9» Э8 ?ОЛВКО В8 ИО®2 ДОЯРО'

гига, т а нэ ыожзг очитвгося звцеэй®. (г«9, с<Л7).

Соцвзахгая яеснраведяввосга, зевреялввзвя верояеягиввыыш поляйкедсзиш яояоязяовзявяив господагауЕвщх ярэгкгелзога

35 причиной йзяьекфйкации есгэвгвэвяоро хода рэззетия оЗцэво-цвояекакой гкзая, квояэогвв зол» ка коззрзх ас? озока бэдоз-гзЕНшг йсзйздсгваки ооо5э ведвяязгоя лзланг:э Е#з?ргцяВо 3 в«в-553 "Дрнязззос взсзпеввэ з Дэр0ийл% епкрвяег. вз щгфрэзнэ зэк-вые 0 Реффя о5о5вдэя фзкжячвоше позлодогт нзеоовой зингре-щги» эгмэчййр яногасгво кзсэязняж яугшяээ, гдз вслед« е?э ©а» геяось зрь'нз,, зздь "ззбякбн хюдасн^л^е" ой^язсга, ковдэ ом рвзЗнзвэтсЯо Е5 зояьяз лив855зя ошг, кз в врзврея.ае'г оуцгзя-

ЛОЗЕ;?Й0г'о (ЕоЭо 8 0.132} о

Овэе цэяооязоэ вырегзвве г " п"1 "гол гояресу

■илзш я огагзэ аОумэся$дщвЯ т1" 1 ^ т г а ртгя асу;:;--"

Д88* ОПуЗДБВОВвЮШЭ 3 г» « " П О

что зиягровзд ззч? зжютс^^ - т, -ч-> ¿о зета яра-

води.$ их - -»«ошеек зду яп гп" » т »•>, опровергав:? т-т"-^ ЦврЭЕйр, 2 1" с- ь*1 сяослэйцвзв эгйэчая» тг?9 всзз ззвошьйш! язсходяг в Дз^е кбц зевоаввгзлз

й зосу- ГГ1 ■ 'Т I] и п г^. г- , р ^НН

уходам р' т г-^-'-ет"'', * ^^ т о/'а,",(Г5 -

зо^рде пт ' " ^ч1' г ' ' V.'-'» и со

Й'^^ЗД^СТ V' - ьр1 " Ч 1 '"Р ( - «-»1 г

ОП ВС9ГГ О" ' - - Г"" -- ^»Зг ОЭ'^О ^ -"Ч I', 0"3~

йои С.^. - ¿1 I о Л . (■•:„ я с хг:....... 3.....оГ^гзг

пения, оау г;адбтз« лройга лухяуа я^ззсгзеьг'сг') лэд-^ягтя^ -з

вещ® мщш esai Мвдасом или ara Карапетом ("Иенра!,)0 нохора® в ериееяи дадащы0 кр©и© «рэ^ы денег ни на чзо в© яритедийо Рвффш &Чът«т% м©Е8ривжьной нуадой к успехи киссиогшротж щшээ®д®й0 указывая,, чт крестьянин становится ввроагсвушюш,, ©отэнютшй я@ме ^¡¡эшдаьш едиквмм „ которыми католически© тш ир@Е©в®аигем@ праиоэедншш щедро одаривают их»

в) йиищметшм^

ЦИШо

02нр@вв©й идеей нрогренвы вковокичаского развития у Раффв ""мучко© кумчветво'1 ° В статье "Кулачество ередш вр» classes высокий оЗрезоввтвладый уровень армян, в етздэ» B@fMbs90 i ваиЗолв© удало© .делопроизводство причиной soroche ©ra aeafo© время "играм нерву» роль в азиатской торговле®„Но 5®syoaosao0 доявда Зиле продолжаться до того моменте,, я©-е?@ а Дам эдэ se появилась Золе® дшювые и уияльт купцы других шшцдевшйытсгейо Носкедна® очшь Зыо^ро в кон уренции поЗедшш ®рмяя0 ©этаз у них яерзакетвоо И в© случайно, поскольку атш ®рмяа® до Зьшвл к овои sossptí из второстепенных к третье ет8пзв-= шк источников,, европейцы привозили шх из конкретных мест др@йэ= годсяве» в 8зачи$» в дввевя®«, Лввеввав аеиосрздотвеввой связи ■ е ®вроя®йвкиай лромьшшекнши цпнтреми0 не имея для этот нао5= жедамэг1® знания языков,, арнян® Зылн вынуждены отступить»

считал оииЗаой spaHaessoyo иупечаства их попытка нала» sopgesa® евязш е развитыми европейским странами» И aso оЗстоятзл&стао выело реиаюад® заачакад для лиаениосо государе«-bsshossb зарода,, когорыя не инея своэй аристократии,, создаищэЕ эре умственный к нравственный оЗлик0своим оЗрззом суцествовенщ snapssses se сословия "реи9сленвиков8 з^траков ш торговцев'",,

Для sore чгоЗы соперничать с европейцам^ по кнаншо Ре$фи0' нэдо овладеть накопленным кии опыгои и методами хозяйствования« isssy »ей в армянской действительности единственной иколой о5у= Ч9в»я торговому деау авлялась торговая лввка» Критикуя это» уклад, Paj^a предлагает нэучиое оЗучевие Зудудих купцов» ¿¡то могло сгз?ь sosaossiüi uocpe^ctsoM оргзвазазв у арияз европейских горгозых \чи:ез. ваа кх подэ^-;:, ?э;;г етззаг вопрос о переходе от ©Нас^эздззгвльяуй угк;л спеха ал ьзой, считая глав-

S.JOS к;-г?гргзы v9sznns :^гнгааческсго рэгзитаяо Нет

n-ютвезогвкэ гияа обрэ'зовезая' а реевьвых погрвйгоозвй вввЗояв® зижидво а обаьоякх ннолвх, где вв обучают есзрвмеашш «иго-лек гареидеэвия окоте, обработки почва»

ггг-цвет • экономики.,аввоэисгш sea - Зэв ор.рзвагзцза.обороте Я/.ПВ28Яа«. I. 820' СТ8В32 возможзо в вдвзеяда ЙЗЕТОра ввдв-вндувдьгой зковоаяи;» "тозеревдокоро" яояояьзовеявя квянгэя®. Решл« с ззой 204U& зрения иридеэт зэкЕоогь ооздезйз горгогах .

!'.'...•■ <31ИИВеТВ„. CCD", SBCHS' ВС8ГО ЯООЧЗГО» ВСИ0К92 yO2B0HSSS; Stf-m4 " " — „ f* ""В "'icyrorri -1 Cisncm

П Ч" г л 0-> П ^ 0~re -"•> С J fUSSS

JOO'T 1- t ^ JO 1 Г 1 ^lToO^ ®ИС=

j Г ' "U ' J ' S 1 n ! ji-Vgp-,,» •

заавтьоя ог ¡¡рели •. яосрэдяьчзшшх щощ •¿-орювяио

РЭЗВВТЙЭ И П0Др8£8ЯВ8 П0ДРЭЗ|Ы5В8Ю2 2SKS0 EBOfO?pSBBCO!S5*

связай в. сЗщвяей, то' есть тэс. чор'о. Реффк ge звдаг в врвяяской действктелгиости» однако очдтеот гажным внедрить з кеоаво® купечество» Ебкекаваяне связей узгреявг- гу "зергзящуэ азкед-зйш?сотьв, которая огреяичшз торговца ъ овоой ©ряде о •

Здоельяря gepon9„m!B.a_-ps33agp.P9 хозя^в^веивя»

В яйце Иикаелв ("Золотой легук") и.-Рубена Ар'уеявэ '("Ода© v тек» другое этан") Рсшфи aaoSpasra: яюд®й, воияожввзвх ер© ярая--цяяи научной торговлив Ояп сначала яриэ5ретза® гворезвчвевв® знания» которш зэтеи подкрепляются прйзгичзояой йвйтэяьвобгзьав Примечательно, что не связывая вязеяой ведзад» о нрзоЯрэзева-'-нгеи старого торгово-ростовщического' ооеяозйя, яоежголв вдэ® Рафйп ззново зачинавт овов.'доятвяьнооть яз куяэчэсвои- яоярщэ*-ч; Они оба выходцы из провинции, им з-э'чого яерзввважь у стерах ' торговцев. Идеал;торговца в основе своей рефориецва ooaepfflss'.'.., и глубокие нравственные а»луяшз„ Они рэрноввчеойя -оовнвщвэг"" ' индивидуальное а общественное, зыродйсз а вояезвсзв- в этой'' едвяствз sepsos- подчинено второму». Теням обрввоа, 'yssojK гдээт'здеад, яоторий долззп реализоваться з чветянх» шдйвв- '. дуальных интересах торговце я знеашс интересах роднваг евадх?-"?

яять эти зятерзса, отдавая лродпочтевио -птю'ч а. ?'

Осуцесггяявздия яроврашшиз яояояевгм ? . таеи'едегва--язаяыся гакга АЗрик я уччтвяь Рвхунявц (с*Иварий), аг>.

мри® ирш®ш$ет новые,, эффективные методы обработки земли, создает £ вк0Ж® аешшдеяьчеекий отдел ц шв своем примера проводят а ашта прогремиш© ндви Реффи»

Зо Политические взгляды РеФФИо

>Й борьбы.

I Достижение ев@боды0 то убезденет Реффьа,, могхзг осуществляться ' в даух еетавмьж фэркежг коренной и воздэйстзуюздйо Первый сто-предполагает определенный уровень общественного развития,,

®«вода®ея .К8р0дуоюоруинному этим самосознанием и вставшему к® Зорабу зе свободу о А вгорой епоео50 когда свобод® ""апускает-еа м@рху10„ основная роль принадлежит "развитым и деловым оос-ловияи1" вероде0 яроотвадщам а городах» В атом случае еобира-тельное цело® народе ук® играет лишь второстепенную ролЬоооДа-

эбоих еепектеХо У того нот никаких н§д®ащ м предствлявдее вдмадзвешы® "д§ловы© соежовмя'8 патриаршество,, не армянских шире 13 8феады0 он а® ввднг ничего утеиителького во воеобщей

Подчеркивая,, что-поскольку йёконн природы охватывая® казнь

в цэжом Ш ЧбЖОВвК н6 в0хэе 0№38т№й ВЬ<5 ЭТИХ 8ЕК0Н0В„ Раффй

те© эадэт не многие эайны тедовечеекой зшзщ следует искать в ©то дуад„ к по хому больиоуу значэввю0 которое кааэх гвог'рафйч^екк® н »яниагичеоаив условия дан становления харак?§ра0 ум82зэнаего к духовэоге иарэ„ Раффй в статье "Ар-ияаекея мояоа,еньм разделяет эрмянокоз насэяеная на два олоя§ горцы аз равнинаакн0 Для первых херектерте горячий теыперамант,, евмоалеетиа в хвэрдев асдаи В огдачае от равнинных жителей,, 3$дучн огрэгзнвыэ о? веяного родэ влияний цивилизации„ онш во-хрвнваа зрздкцнэввьЩ обраа жаанн а дрзвнай уклад» Нзхду за тег я рззгг5ш0 ввоЗороя,, но характеру "похозоз на ровво втъ

йаа зоа^а"» йеаве врнбаатаэ^ся к политической £нгзупрэ?ацщ8 язгез8а<> "РеЗетго,, « говора? ов„ = началось ш врад&гхэгоэз» * рзадазвах отрезах а а 5о੧ хелаов наанатасоо^о 5 Ц£ОУ85088Й «Ыу 5ЭВУуИ ВСЭГДЭ Е. „'ТЗуиТ „ К88 НЗД СВОВ«В

тан § над Змк-вна вародака..." С ?очкв зреаая, $ км гриааа* £с »вбдоево грарсхвав •неарвнузк^е крепоз«

о

= 25 =

ss ножотавй® ссевдс2вую'д00 с? ермявонэселешшй щюветцэшн0 Реффй предполагает,, чае центром оокободететзмето двнвдея домке esess Веневая губерния» Он считаэв нуяда нэдчэретрь важность соседства Бене ш Дтажемэринэ е кавокоркки ас®йрий° сиии пдэмейем и по экому поводу.дакает несколько шабжщэшйо Зыдзигая идею сходства иатересов веэж угнетенных га рода 0 сатзль пргззнвзаг к эдивэвив и организованному сотрудничаете Сходство интересов требует также еходетае в обравэ д®йс8ш80 поеконьку "одна встречая Зон®® мощно® еопрояетает® зластвуэдзй отороЕыи.0 не моаэт привести к победа0

Црэдогетяэвия Реффв, конечно» в® аогли оставаться в®аш®э~ нымн, во лоррвйгвруэше временен в'событвямя прэтернезвад заутреннее ооэравввва я рвазв«®, Если вапрЕнэр, з 1876 году он очвтаа очавь гавани вмавь ксвотазуцив зурецкях ерши (юВ®р-CHHn)s однако опуози две тодэ 5ыя вынуадев пршзкэ550 «га® ш лишенной правовых норм егрене веяний аридичаский докршэ а® имеет s или о

Уа» а 1870 году ваквневия претерпели в яровяегвгвягош® убаадения явсвтеляо В его взглядах равного яврвожэ оо$««сте-30$ иасяо вявшвя воароо об обаавразвзаввя курдоз ноар®дззвезд fix просващанвяв Однако яолоханва эещзй яослбзозкпого язрК8да0 связанное о уяэаготениен яациоваяьвого гвага, эаежию*- в»-роя "Давал Бака" огяэзвтьоя os прениях убаадввнй? я'0дш верея не моавт просватать другой« когда оем ваходвтея под wo

В стэтье ^Обманываем пустыми вадеядеии"' Рвффв фавэвтвя в эгом аспекте противопоставляется консервативному ргаве©зр8э= нию» которое лелеяло определанвыв яадаядн на лросвецезвв 2ур= цив. Образ бытвя турецкого элементе - военщина„ оти5чо®г зш°

сзтель9 которая в. своем неразвито« состоянии иозэз 5hss Зете безвредной.

'Гш,где бессильны благородные просввтвтельсква давя« дояавв действовать гибкая дипломатия. В агои смысле, веоЗходшэ0?зо-5ы освободитсльнся борьба обеспечила своя успехи упадка йово-льзовавкем противоречий а позициях протвввикво Герои Реффв« обостряя разногласия в мусульманском аире, обуоловлбввкэ ре-лигвознуаи рагличияма, национальный разногласия:^ заыыеказоя конфликты мсзду звахаия я сувптаия» вурдакв и азидами, не практике руководствуются бтаа лринадшои*

резво щдашуез? "аустопоровие'? 'васврреввя, кагоры® Ев пвресвво? оавдшгьоя бесплодными воодуиевгэввянв - древни иршшзо Нооигвшм. векх вдокэй явпяегоя в.Квро ("йюрв"^

косеь к нагарарококу роду» . . ■

■'Вее'недо еэчиеэвь скачал® - зго убеждение Раффа-йолйеояорав ■ щиорий при издоивши программа освобождения адреаузг* сво©'. „оеуЕдеше.интеллигенции.консгавтввополяо Ее прэдеяевигель Ду= даташ (""Женя") выступает адв оформившийся; полноценный кдзшю£. 'бвръЗво одгето в езоэй деягельноеги ок дожгав быть нотерпдть . 'иврэгаш®, поскольку'почва еще не был в нодтоговвдгоооо - ; Таи ие-ишее Рефф'й! б лице своих героев обнаруживаем тех кз-жтвт яеяшюй, кохорда не практик® обосновывая мнения ■лиса'"' ¡геи0 дейогвуюг и умею®добиваться победы, фархзт ("Искра") "

: нуявм еаовго.сяэновяевия,, своим присутствием подяверж--дш® программны© положения писателя о пробувденви'общенацио--

фи в'своем творчества воплотил также идеальное будущее, в.которому вокео прийкв по предначертанное им пути национально-освободигейьзой борьбы» Это будэв свободное от,национального" и социального мета, основанное не'свободе и благополучии человеке. "царство'реаула"с";. . ■■. '

.но-освободительного '.

Слаба тэ борьбакоторая руководствуется только тактическими ш стратегическими рычагами слаба м.осукдена на поранение, вот в;своей основа'не имеет побуждений, не имеет пробного шш-вя9 который»разграничивая .интересы'борющихся сторон,- распространяя на одну ць них благодарную силу истины и слравадливоо-ги8 становится залогом до5еды0 Отсюда о не случайно» что кроме программы борьбу Рзффи'определяет и ее нравственный смысл» ' Интересы отечества безоговорочно должны превалировать над ВС8И65'страстям« человека, над поступками и отношениями® Всякое частное'и индивидуальное явление долкно бить подотчетным этим интересам, зависеть от них. Зто отправная точке деятельности как Р8ффк? так и его героев,, й поскольку она подразумевает полноценное раскрытие лишенной предрассудков личности4 писатель подвергает осуждению все институты, ограничивающие естествен-

ную свободу личности, акцентируя необходимость свободы чувсх,. человека, любви. Это на случайно. Любовь как облагорахивающоч и очищающее жизненное влечение Раффи и вообще передовая армянская мысль считали тем "вероучением", которое имеет существенное значение для становления личности, а значит оздоровления обществами с точки арения осуществления национальных идеалов. "Бонественная сущность" любви в творчестве Раффи выступает не только в романтической вослриятии роли любви как средства преобразования человека, но а как чувство, содержащее "душеслэсителышо" общенациональные зэряды.

Любовь^еред которой пасуют худшиэ человеческие качества, несовместима с эгоизмом и несет с собой высокие, общечеловеческие, альтруистические побуждения. Фактически Раффи, превращая идея свободы лвбва в основополагающий критерий освобождении личности от ¡вовывающах ее общественных пут, одновременно подвергает ее анализу с точка зрения взаимоотношения "индивидуального" и "всеобщего". Иными саоваыа, вопрос превалирования общего нравственного долга, высших интересов родины рассматривается как движение души, как вопрос любви.

Раффи зачастую ставит своих героев перед душевным выбором, когда сыновняя любовь, любовь к женщине должна быть пожертвована во имя родины. Перед этим выбором стоят Давид Бек, Сам-вел, Вардан. И эта дилемма с трудом, но решается в пользу отечественных интересов.

В истории бывают моменты, когда обратный выбор становится П1 .'дательством, когда "партийный дух" царствует повсюду и всех подчиняет себе. В этом ракурсе Раффи изображает и феномен предательства, воплощенный в образах Давида Урацоха, Ие-рунзна ("Саывел") и других. Если один становится предателем в силу своих страстей (Меружан), то другой (Бегав, Дэвид Урэцох) - из властолюбия. В обоих случаях читатель имеет дело с фактом, который, по мнению Раффи, является первопричиной наших поражений и падения государственности. Причем подробное многообразное изображение явления имеет целью разграничить материальные и психологические стороны этого феномена. Если Давид Урэцох - воплощение сплошного зла, то Меружан предстает как сплошная натуре со всеми его трагическими колебаниями. Таков и Фрэнгыл. И тем не менее они все должны подчиниться

суду известной иотины: тот,, кто отвергает идею превсщ;гд姮@! интересов родины, предатель и достоин высшей карыо

в) Исходная точка политической установки РаФйи,,

Раффи долиоотыо отвергал заявления "диоак"0 кострда с фальшивый оптищамоц пытались связать освоЗоадэниз .щъжйтеъ народа только с изменением взаицоотноиений гордар^тз ; ; '

вая эти оуаденвд самообманом, писатель видит в зтой тщх,ржъы покорности : корпи порабощеция народов, Д8 и вообще feesx бед« ; отвия народных1'. ';- j' ..-;' ■

Иное дело, однако, когда в государственных взаи^оотноаэнида ¿огь'-'п^опмвния'. й'.яривнэиц наци6.н?лмж>.овыущончй; и. -ЗорьЗа.".; Во время.фуоско-йуредкой.войны•позиция Рзффн противостоит всей ■ .-•реи.умонастроениям,■которые"-посредотвры победы.русского орукая; лелеяли надогдн иэ Езыеву турецкого^ Еяадытеотзза;руоошцу ;

Раффи считал войну бяагоприякшм иааионольцой: борьб« j [мшдвхоы -Д1Ш;.8890ШЕШ 'пъ&з-рЫюртояттьт раопорягадгьояг^:;1".,;: : рзоей'оудьйой» Идеалцсщнонзльногооо?ойрздония-в течекво еосй; деятельности• вакогдо ив отделяатоя'..'от- опорной-..идее■ са~ , KoosoaîeHbéorov-ero-доогиавзня. * > •. 1

^ tt. .

По теме диссертации опуЗликованы следующие статьи:

1. Раффи и народное творчество, ¿естник ¿¡ГУ, Ереван, 1990 № 3 (на ари.нз.). *

2. Ра4фи, вопросы оркяксхой истории и древней литературы. Тезисы прочитанные на 10-й респуЗликанокой сессии иолоды: научных раЗотников и аспирантов, Ереван, 1990.

3. Научноисторические взгляды Раффи. Ыолодой филолог (сЗор-ник аспирантов и научных раЗотников филологического факультета КП), ¿¡реван, 1991 г.