автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Раннее христианство как один из идейных источников утопической коммунистической традиции (на примере Т. Мора и В. Вейтланга)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гуляк, Иван Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Раннее христианство как один из идейных источников утопической коммунистической традиции (на примере Т. Мора и В. Вейтланга)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Раннее христианство как один из идейных источников утопической коммунистической традиции (на примере Т. Мора и В. Вейтланга)"

1 5 1 0 9 0 '

ХЕ-ПНГРЛЛСЙЙ OP;E!IA ЛЕГПША И OFJSilA ТРУДОВОГО КРАСНОГЗэ 2НА'Л?Н1! ГОСУДАРСТВЕННА УШЖТСИТЬТ

На правах рукописи

ГУЛЯК ИВАН ИВАНОВИЧ

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО КАК ОДИН ИЗ ИДЫНЫХ ИСТОЧНИКОВ УТОПИЧЕСКОЛ КОУ.\!УНЛСТИЧЕСКОЛ ТРАДИЦИИ /На примеро Т.Мора а В.Вейтлинга/

Специальность С9.С0.02 - теория научного социализма

и коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

¿ЕНИНГРАИ - 1990

1'г,сотс; риполчокг по к^егро которая и теории соакалкзма ;.:.".осс':{с!:ого ¿г-иультета ленинградского ордена Ленина и ордена "ругог'ого Ктссгого государственного университета.

рукс'}?ол'.:те.1Ь - доктор фц:осо5с1ет наук, профессор Спкатип Влодпг.тпр Иванович.

Ш-лгсзлыгор оппоненты- доктор £клософсккх наук, профессор

Кожурин Яков Яковлевич; - кандидат философских наук, доцент

Пронякин Дмитрий Игоревич

Ведущая организация - Ленинградский государственный педиатрический медицинский институт

Защита состоится 1990г. в^Г-^^шсов на

заседании специализированного Совета К.063.57.23 по присуждению у~ено;' степени кандидата (¿плософских наук в Ленинградском ордена Ленина I: ордена Трудового Красного Знамен;: государственно:,: университете по алресу: 1991С4, Ленинград. ^енделеег-спая линия, д.5, £ЦЛОСО$СКЕ£ факультет.

С диссертацией можо ооп8.ксг.г:ться и научно;: библиотеке и:.:. А.М.Гсръкого Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослал " 1 " 1950г.

"Учопкй секретарь спепиалкзировашюго Совета,

глндлдат фглософсках каук, доцент " В»П.?А'лецгс1й

- з -

-jWJ ; 1. 0Е11ЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. о

Актуальность труи исследования к степень во разработанности. Сегодня, когда ми задаемся вопросом о перспективах социализма, о процессах его обновления, принципиально важно обратиться к опыту прошлого. В настоящее Бремя социализм является одной из конкуря-рующих идейных платформ, он борется за влияние и место в социальной действительности. В этих условиях обращение к традициям должно обогатить нал опит у, помочь в процессе тех преобразований, которые з последнее время с такой неожиданной силой проявились во многих странах.

То, что всегда отличало социализм от других теорий, это его открытость б будущее - будущее, картина которого рисовалась на основании критического анализа существующей действительности. Впервые, довольно-таки обстоятельно, картина будущего строя бала теоретически изображена Томдссм Г.йром, английским гуманистом ХУ1в. За "Утопией" ?,topa следует целая утопическая литература, лггерату-ра политических романов, литература, появляющаяся вплоть до наших дней. Со времени !"ора "утопия" становится словом нарицательнгм: г»м прярыкли так обозначать всякую политическую или обгественную иллюзию, несбыточную мечту, всякий широковещательный проект, но сообразованный со средствами и потребностями действительности. В виду всего этого мо.тно было бы выразить удивление, что исследователь, обязанный держаться именно фактов действительности при изучении роста общественной ."лзни, обращается к предмету, который имеет так маю общего с точными данными, со статнотическлкп цифрами, с политическими программами и борьбой партий, и т.д. Водь "утопию", казалось бы, следует рассматривать, как литературпкЗ курьез. Обстоятельным ответом будет служить дальнейшее кссладова-mie, а пока можно ответить коротко: "Утопия" Т.Мора п В.Войтлннга, как и другие утопии, другие политические романы - это факты общественной жизни и общественного сознания.

Есть исторические моменты, когда утопическая теория приобретает большую силу, когда она является одним из могучих средств в распространении идей, одним из любимых предметов чтения. Возникает целый ряд изображений близкого или отдаленного будущего, очи жадно усваиваются, вызывают множество споров, влияют па общественное настроение. Таково было время политического упадка Греции, когда вокруг платоновского "Государства", прототипа всех поздкейотх

политически романов, появились сочинения "о наилучшем государства". Такова была впоха Возрождения, к которой относится книга Мора. Таков конец XIX в., отмеченный на Западе удивительном подъемом утопической литературы, среди которой видное.косто закивает утопия В.Бейтллнго. Чем объяснить обилие таких идеальных «■обратеийК, ух ппэтнке пкошю и «згесг.шо только исторнчосквс КОМ-ШТО? I'f» ЙТ'ДКУЭСТИ есть некоторое сходство в иастуэокки о:;.:.ос; га ь ïsija; ато - r>pc.v.e!:u тлхплп:: крпзд-

c':v, гл.", бокогс тс.?л:::;г обдг'стгскпку г.лъх'д-гтоп î3, вмссто с тг.м.

:îo~: рг.ботя гллолл, няган'!е"ся r-.p;::.'.;n'::ïi- иротнг.оролил общественной гиг«;«, Бичостк общество к дутасцу адьпмпо*.? строга: ато - гро-щг-па, когда чувствительность общества доведена до крайнего напряжения. Полпг;:чс-'с;;ая к общественная <;гштпт;я в тркйо .уо?/слти часто спрнлял&сь езде иод киишком крузп.'их оп:раг:;й, расю:роя;уг ьнедшего гер.'юоггеа, тегеничзеккд чудес, научаю: успехов. Р&к в "Утопии" ?.'о-ра нгйдем непосредственное отра-секиз глечтляи^, Екзваяпнх открытием Ко 1зого Спета, так в утопически теориях XIX в, сказцвается увлечение ргалгашка; средства«: бкетрого передвижения к другим: достижениями естественных наук.

Общество встречает в этих картинах будущего то, чего ищет. Прежде всего сип удовлетворяют здемонтернейгуп потребность найти »:::i.octku;t огдих, утсаенкс от округлского зла в мгедк о своего род загробной жизни. При свое:; наглядности, при ¿проко!: постановке ocjïGCTiiijHHKx вопросов политический розди как автора,

так i. чг.татедсП, глубке взглянут;. на сулеет:;-7л;п& стнслекия, дать себе более искренний отчет в ток, что •/:.•. дорого ь совре.г.еккых условиях, какие основы хотят они удержать и в зееком направлении :;;елателыж изменения. Но какое значение социальная утопил мемет и,меть для потомства? Земной рай, изображенный в политическом рейс, не, то, что составляло дулу, ежкел картинн в глазах автора к его последователей - оказывается кечтой, разлетается как дам. Следуй поколение опят! садится за тяжелую ежедневную работу, и опять светлая цель рисуется впереди. "-их "утояпя" представляет огрй женке желаний, чаяний того общества, среди которого они возникли, выражение обош нрчнцкпов, которым: руководилась в своих стремлениях лучшие тж.я простого. Fo йтого mto. Политический роман ней; бежне облекает свои иденлыше требования в соврег.:енк::е ему <1ор;-и; он рисует краскагл: окруяатаей действительности; он пытается реал: г>агодку будущего наличным:.: данники, Язик, которнм говорил автор.

образы, которые помогли читатели проникнуть б загадочный мир? приобретают дхя пас, потомков, значение важнейших доку мантов о настроениях наших предшественников, их социальных привычках, у-нравственных и философских понятиях и предрассудках. В тон, что по их мнению, разут,юлось семо собою, что составляло в их глазах необходимую основу жизненного строя, га открываем часто преходя-сую особенность эпохи; в случайно бропенном замечании перед нами Естаег характерная черта времени.

Ко не один только исторический интерес может нос привлечь к старым утопическим теориям. Они больше, чем документы прошлого. Спи представляют горячие обращения к потомству, заведения, остав-лепние е-."/. В старых утопиях последующие поколения, обратно, часто встречают первое выражение лучших своих желаний, благодаря им они чувствуют хквуа связь с далекими поколениями. Оки узнают, что многие идеи общественного переустройства необыкновенно стары, как сама политическая мель. Кдк ни различны били жизненные условия, через романы всех веков тянется ряд однородных желаний ¡1 идей, к диче предлагаются сходные средства для изличения общественного зла. Наглядно обнаруживается перед нами живучесть, однородность крупных человеческих стремлении и заблуждений.

Одни.?, из средств для излнчення общественного зла, к которому обрпмелксь почти все сопи,-индию ро^орглтор», это раннее .фустга'-ство, с^оргларссоЕйве поиродзе&тслиуп но сегоднякни!; день еноте "у сСхвчологччсскж полпостой. Проблема сбдауёловочееках пенкосо затдаэот одке из нейтральных мост в духовно." хжэпа созре:.х-!«:ого о.1и:«ствп. Зга го проблема волновала человечество б раышо гсгорт:~ ческио периоды времена, начиная с момента становления хр:гс';н:-н-ского учения. Ялеолм раннего христианства оказывали огромное влияние на процесс. .1ор:глров&ния мировоззрения большинства ярс-дстал.тго-лей утсппческоГ. ко^у-глстической мысли. Впитав идеалы раннего христианства они пытались использовать их для достижения своего ла сйцестгшшого переустрс.'.ства. Цяеи раннего христианства, обае-человечеекпе ценности значительно обогащали утопические теории. Они давали возмсгяость авторам решить проблему морального, нравственного г.ос.тата.чия и вообчэ указывали путь г: духовному соверпен-ствовлнпм человека. Решение этих проблем вагло для лэбой теории ссзиалыюго преобразования, неаовиекко в какой исторпч скиЛ период г.рем.онп она создается. Те ценности обцечолов-зчоского характера, которое б)."лт; выработаны реплик г.'пгст.'пчством, почти дго тысячи лот

Н-У'.ЬС, WS' ТШ)Л(-Т сйООЙ ЛКТуалМ'.ОСТ'.Т ССГОДНЯ. Ií0070:y f.tî«'i_1KH

p*.hncrc как о.5:мго гло?мих кстспикхов утопиче-

ского Т.Уера :: B.îio;:тллчго, ксторхчпсяюго oiruai реле-

кг.ч ;:м<: пр-;Олг-.: '.•с/.ч^'ЛМ'ОГо гтрсобрпзога:::;;; сблэствс, является

lis sctiii лл^ядч угспа*«св;:х ¡жслитоло.". остзноркуоя на дсслс-

AOI^HKtt РОГЛУККСТЬЧОСÏSJX TUOpSÜ T.f.:OtVÏ й Ъ.Х.Ч'кТЛЦ'ЛГа. ото Со'ЪЯ-скяется to;-;. что, ье-пер^^х, Т."op охкрИаГ-ет î: задоот то;; утопи-4f'C)a'-K-).v.:yHür.7>:4SCiii:w пр д о сЗ г a з о г; a • • í:> • ?о^постьд. Во-ьтор:-:*, В,Еейтлчпг является одп;я: 1:3 послоднг.х нругдягс продстаь-дтелоЛ утсп:;ч5с-1'.*>2: кс:л.:уш:стпчоскол .тасл;:. 3 денном случле представляете..'''.. весьма квтйрссиой тй роль, потерта раннее христг.пнство ого оСлччеловочоскге ценности, играли на пачолыга-,: ariuro создания утог,г,1йскЕ-г.«.?.:уияс7кчоск::х ynetr.iU. япоусркела л:: изменение зта роль па конечно;.: этапе рззгитдя утопического ком;.ун:-:зна. Что к?;сзйтея T.î.'.opa то за последние год;«' заметно поыгеилея интерес псследот-ателе;: различных стран к изучения лизни и твор-чеетго гатаждегося английского йтслцтсля и гссудорстгьшюго деятеля. 05 stow СЕ'лдотельствует праздкоглчпе 5СС-детдя со дня егс рохо;ен::л, которое ¡raposo от:х-'-ог.ось 1.з:рово1: о&цоственностьа ь ! 7<'?-!.У7'3 гг. В Kri'iGi: стране пиоподепа дге -o6::jxoí:i;c научные коп-посряаошшг> изучение ботетогр идейного наследия T.i'opa1 В 1978 г. ьногъ сгуЗллког-на г- сор;:;: "Прсдлостгенпикп ручного ссеис-лизг/с" jiceiÄjaio крпсстиья im;:ra T.htojy: "Утопия" б новом русском пероподе. Рдллл и ûbcy раСогн соьогсках каслодов'^ тгле&, х- которых £но;мз!:руатси ртглЕчш:;? ¿.сг&чт« 01 орч^оя-.':,, îr.0). -урлыюсти английского икоытася, oro роль в ссг«р.:к соа.'йьлкогкче-ской î/ijcjt/ икгоеой культуры. Б первую очередь это рыооги П.К.Со НОВСКОГО, Л.о.Гтемтп, П.К.Гонг.'гп:, Н.С.Лрозсрово::, Д.Б.яакчопко и др. ÍI<"iTo¡.oc.:i¿;íi годнод к лзлолал;!::-; учения Т.."opa осуществлен J¡:o-Ь8Пко в бкогрсфиескоу очерке, ;р;;гог и интересное ззло'гегйе

учо<;»:я T.w'.ifA проднопнлл профессор Ьаппер» ?..ü. я присущем ом/ mazier а лвксгпч/¡о;,-; сткле. КссдедоЕвчаем и пюрчсстп': Т.'.У>

Р'< п К.^утста;:. :т0::болео ;ге кнтеропнео

í'.ühíio взглядов Y.Mopa ¡гро.яолгию ек&дег/^ко;,: Торле Е.В. г. рг.бепч.' "Ои'цд^тБСНнке поэзрепия Toxica Vope з сиязи с окопс^'.чсоккм сссто

1. :.'о.тор;:алк отлх кон;epcaian: онуЗлккоь'ни н гл.; Ког/лг/.чистпчись-:: :m-;i; ;t îic4-0|-:ïh. ку.'ь'.турк. .«., ЮЛ.

нисм Лаглип его Lpc:.:o;i;:".

Немало сдслслс по изучения творчества T.f.'opa ц заруСелаСла автора:гл. 3 на^е;: научной литературе есть работы, специально но-свялоптше анализу основных тенденции изучения идейного паследг 7 Т."opa в современно;: зарубежной литературе, среди которых мо^хно выделить ;;.П.Ссикоеского, ТЛ1.Саг.;соновсй, A.S.Üii-еклп и др.

Однако, несмотря на нее гяюгообразие работ, посвященных исследованию учения Т.Кора, на нап взгляд, появилась необходимость по новому посмотреть на творчество великого английского шелите-ля. Ни одно исследование не дает целостного анализа всех слег.еп-тов концепции "Утопии" ТЛ/.ора. Как правило опускаются одни элементы и превозносятся другие. В отечественной литературе религиозные взгляда Т.Мора считаются второстепенным!. В западней жч, особенно исследователи креликального толка, абсолютизируют религиозны:; аспект, канонизируют Т.Мора и провозглашают его святым, В то ив время отсутствует анализ, как в западной, так и в совет- ' скоп литературе, раннего христианства, как идейного источника утопического коммунизма Т.Мора.

В.Вейтлшг выдающийся представитель германского революционного рабочего движения также привлекает пристальное внимание исследователей истории утопической коммунистической мысли.

Так, например, узе в 20-х годах в Веймарской республике по -являются работы, изображавшие Вейтлинга отцом и основоположником религиозного социалзпзма, среди которых первыми появились раьоты О.Уалкнга, Г.Будензинга и Э.Еарниколя. С их легкой руки взгляд на Вейтлинга как на отца и основателя религиозного социализма получил, особенно после второй мировой войны, дошл*ьно широкое распространение в зарубежной социал-реформистский историографии как ФРГ, так и других капиталистических стран Западной Европы и Америки.

По-иному подходит к оценке учения В.Вейтлинга марксистско-ленинская историография. Изучение идейного наследия ВеЗтлипга, его практической деятельности было предметом исследования таких историков-марксистов в ГДР, как В.Зейдель-Хепштр, Э.Знгельберг, К.Оберман, В.Ковальский, Б.Кауфгольд, В.Иохо и др.

В Советском Союзе жизнь и деятельность В.Вейтлинга изучалась историкам? главнш.1 образок в плане его в акмоотношенкй с Марксом, в плане противоположности и взаимоисключений их концог :ий общественного развития. Этот сшет доминирует в работах К.П.Кйлаеля,

М.И.Михайлова, Д.В.Кухарчука, Я.Г.Рокктянского и др. Социальное учение Вейтлинга исследовал В.П.Волгин. В разное время были опубликованы к краткие биографические очерки о Вейтлинге. Одним из лучших является очерк В.В.Альтмана, предпосланный русскому изданию главней работы Вейтлинга "Гарантии гармонии и свобода". Анализ влияния идей раннего христианства на создание В.ВеЙтлингом коммунистической утопии, на наш взгляд, изучен недостаточно.

В исследовательской литературе, посвященной творчеству В.Вейтлинга, встречается те ке крайности, что и з трудах о Т.Коре. Имеет место та же абсолютизация то одних, то других элементов его коммунистического учения, уделяется мало внимания идеям раннего христианства или наоборот.

Цель к задачи исследования. Основная цель исследования заключается в ан&ллзе одного из идейных источников утопического коммунизма - раннего христианства, к его воздействия на творчество Т.Мора и В.Вейтлинга, а также в определении места и роли идеалов и общечеловеческих ценностей раннего христианства в теориях обоих утопистов. Общая цель работы достигается через осуществление сле-духхцих конкретных задач:

- исследование взаимоотношений личности и общества в дохристианский период, а также определение тех новых плекситов, которые внесло христианство в эти отношения;

- авализ процесса формирования общечеловеческих ценностей в раннем христианстве;

- рассмотренне"обпшосги к.-.ущеетра" в раннехристианских общинах, как одного из элементов их образа йпзин, оказаьиего сильное влияние на творчество Т.(.topa к В.Вейтлинга;

- анализ процесса <,гор:д:роваття мировоззрения эпохи Еозрожде;

- рассмотрение коммунистических взглядов Т.Мора и воздойстш на них идеалов раннего христианства;

- исследование кс:я.<унистпчес1спх взглядов В.Вейтлинга и влкя' на них идрЧ раннего христианства.

рбт.сг.таг.'у исследования в диссертации внетупаят:

- Римская пг.'перпя в период возникновения христианского учения, ее нравственное состояние и огнейеняв к личности;

- раннее христианство и его общечеловеческие ценности;

- идеи раннего христианства в средневековых еретических теч

гштх;

- идеалы гпохи Возрождения, Реформации и христианский гума-

яизм отого вромени; о

- ?.:ссто и рол! гакнего хрлсткзнстг-я, осявчыопачоа'мх ценностей в г:с:.-т.",;:;;ог::г:ес::.*.Х взглядах Т/.'.ора л Нойг-'инга.

оснсг'ся угссгт;»:-;? послужила принцит:Ш,ь~ Iше поло:».енгл основоположников марксизма-ленинизма.

Научная пов-лзна исследования состоит в следующем:

- впервые в научной литература проводятся специальный анализ влияния идей раннего христианства на создание коммунистических теорий Т.Мора к В.Всйтлинга;

- такт.е впервые рассматриваются коммунистические учения

Т.Мора и В.Вейтлпнга в их непосредственной связи с общечеловеческими ценностями, выработанными ранним христианством;

- раскрывается спеце^ическая роль идеалов раннего христианства в системах коммунистических взглядов Т.Мора и В.Вейтлкнга, а такке выявляется целостность и Езагмосвязшгаость элементов

/в том числе и идей раннего христианства/ их концепций;

- рассматриваются взаимосвязь между идеалами той эпохи, в которой воспитывались Т..Мор и В.Вейтлинг и становлением их мировоззрения, а такте практическое воплощение их пдей в созданные ими коммунистические теории.

Практическая значнт-ость гяботн состоит в том, что сна мо.тет быть использована при разработке спецкурса по данной тематике, составлении локцкошшх курсов, учебных пособил, а такле при прог-°до-нии семинарских занятии. Основные идеи, положения я выводы могу? быть использояони при дальнейшем исследовании влияния идей рштого христианства на утопичоску» коют/нисткческу» мысль.

Лпг.сбапия г>озулг>тг-тор гтослс^ксуп&тш была проведена на теоретических семинарах преподавателей и аспирантов кафедры истории и теории сошюлпяка, а таетю в публикации двух статей по теме диссертации. Диссертация была обсундена и одобрена на заседают кааездры • истории и теории социализма философского факультета Ленгосушгеерси-тета.

Струятут;.** шаботы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литература.

2. ОСНОВНОЕ С0ДЕГКА1С1В РЛ"0ТП.

Ео введении обосновывается актуальность избранной теш, определяется степень ее научной разработанности, ставятся цели к зада-^п: исследования, излагаются ее методологические основы, научная

и

новизна и практическая значимость, дается обзор имеющейся литературы по данной теме.

В пррвой главе - "Формирование общечеловеческих ценностей в раннем христианстве" рассматриваются вспросы, связанные с проблемой взаимоотношения личности л общества в дохристлзнский период, а телке процесс формирования общечеловеческих ценностей в раннем христианстве; анализируется танке проблема "общности кмуцоств" в раннехристианских общиках, как Неотъемлемого элементе учения ранних христиан.

В первом параграфе рассматриваются взаимоотношения личности к общества, где личность рассматривается с позиций общечеловеческих ценностей, а также прослеживается изменение, которое внесло раннее христианство в эти отношения.

■ Анализируя свидетельства античных авторов по этому вопросу, таких как Платон, Аристотель к др., а тагсхе наиболее тщательные исследования таких историков, как Л.Фриддшдер, Р.Пельмгн, Э.Ре-нан, Э.Гэтч, А.Б.Ралович, Р.Ю.Виппер, А.Гарнак, Ф.Поланд, Ф.Баум-гартен, Р.Вагнер и ряд др., модно констатировать, что личности в тем смысле, как мы теперь привыкли к аокиманюэ этого слова, пожалуй, и не существовало в эллинскую япоху, так как греческое государство в упомянутые времена ограничивало свое понимание ее прав и извне и изнутри. Извне - раслзчг.ом м^жсу эллином и варваром, различном мс;,гду'рабом к свободным; изнутри - подчинением личности обществу. Это .деление иа соьрскогяшй язык можно перевести, как деление ка личность к не-лкчкость, лдле'И к не-людей, полулюдей. Следовательно понятие челогзческсй личности суживалось количественно пределами Афинского геродз. Так смотрят не только рядовые греки, но и келичайише умы древности. Вот что, например, говорит Аристотель о варварах:".. .у ааррарое хедаше и раб за к:- . кают одно и то же подоу.еиие, и обгоняется это то:.;, что у них отсутствует элемент, предназначенный по природе своей к г-глет&ов-:--нир. У них бывает только одна {орма общения - сй^енпе раба а ра-рабынд. Поэтому и говорит поэт:"Прилично властвовать над, варварами грекам"; варвар ц раб по природе сроей понятия тогшествгапшо"*-, Относитолыю :гл> рабов он говорит прямо так:"Очевидно.. .одни люди по природе свободны, другие рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо" .

1. Аристотель. Политика. Соч. Т.4, М.,1983, С.377.

2. Там же. С.384.

Следовательно, рабство в эллинском rape ограничивало ¡право человеческой личности лишь известной категорией людей, но но в этом только выражается ограниченность понимания личности в эллинском мире. И Платон, и Аристотель, как ¡.и знаем, развили свой идеал общественного устройства. Этот идеал интересен в том отношении, ■ что оп показывает норму, согласно которой полис етот ограничивать древнюю личность. Если ми обратим внимание на то, как этот идеал рисует Платон в своем "Государстве", мы убедимся насколько здесь общественные интересы превышают и ограничивают интересы личности. В государстве все приносится в хортву целого; о личности не спрашивают. Сна приурочивается к известному классу, известному государственному служению. Ради интересов целого определяется государственное воспитание, уничтожается индивидуальная семья. Личность поглощается государством.

Е^о более у Аристотеля. То, что Платон выражает философскими образами, Аристотель высказывает коротко, просто я с прозаической трезвостью:"...государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, сказавшись в" изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое ~.е, как отношение к любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в обленив или, считая себя существом самодовлекпим, не чувствует потребности пи 3 чем, ухе не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо бс-теством"^.

Эллинистическая эпоха, наступившая после эпохи эллинизма, также не вырабатывает нового понимания прав и природы личности, которое бы соответствовали изменившимся условиям лизни эллинов. Появление императорского культа, как внешнего выражения основных начал античной г.::зни, т.е. власти государства над личностью, ешо больше подавляет личность. Поэтому вовсе не случайно', что христианство столкнулось именно с человекобсхеской религией императорского культа, и объявило в "Апокалипсисе" эту притязаххцукг на бокеский авторитет императорскую власть зверем, запечетлевап!)им, пятиагаим всякого, кто к нему прикоснется.

Таким образом, развитие истории дрегнего мира кончилось с одной стороны теоретическим признанием несостоятельности старых основ жизни, проявляющимся в стоицизме, а с другой стороны оно привело

1. Аристотель. Политика. Соч., Т.4. С.379.

к чудовищному выражению идеи религии человекобол'.ества в императорском культе, Нухен был духовный переворот, чтобы отстоять личность, чтобы она не была придавлена и не погибла, но могла бы противостоять ятсму зомлоцу богу во к:.« своего божественного достоинства и природы.-Государство облекало спои притязания в религиозную £орму, было сче-идно, что радикально их может свергнуть только новая религия. Зто и сделало христианство.

Во втором параграфе рассматривается процесс формирования общечеловеческих ценностей в раннем христианстве и нравственная революция, которую совершило христианство в античном мире.

При ближайшем ознакомлении с эпохой, когда развилось христианство, оказывается, что это время носило характер нравственного воз-розденкя. В ту прру в христианстве родилась новая личность. Не в теории,'а.л жизни, во внутреннем существе человека, в ого сердце и воле совершился переворот. Человек почувствовал себя личностью, . имс-ше2 абсолют};у» ценность, "сыном Еоэглим", и эту личность он должен бил признать в другом. В идее абсолютного достоинства и ценности человеческой личности, равенстве ладей перед богом родилось новое поникание личности, к навсегда было побеждено неравенство людей по национальностям, сословиям и положениям. Здесь была поставлена новая тема истории. НоЕое Время, например, глубоко восприняло эту идею. Проблема отношений личности и общества, отдельно!! личности и общественных интересов получили совершенно новую постановку; рожденная христианством личность не может и не должна мириться с насильственным подавлением ее дуии, с преклонением пред земным богом, как могла ото личность античная..Проблема общечеловеческих ценностей в топ форме, в которой она существует в течение всех далънепиих веков и в настоящее время, родилась и была поставлена именно здесь.

Анализируя учение ранних христиан автор приходит к выводу, что оно деле. личности новуа цель жизни и новые нравственные силы. Человек у.;;вет для своего Бога,и в своем Еоге находит он свою жизнь. Но именно том самым ;?:иг.ет он для своих братьев, для людей вообще. 1-Десь как бы возрождается погибший античный идеал, согласно которому отдельны»: человек аивет для государства, но возрождается расширенным и просветленным: труд христианина должен принадлежать всему христианскому братству, дате всему человечеству, и ото проистекает из лх'бви и безгранично" самоотверженности, В христианстве исчезает резкая грань, проводимая античным миром макду греком, т.о. культурным человеком, и варваром, свободным ;; рабом. Христианство ни на

:ого ни смотрит с презрением независимо от возраста, сословия, пола ; нации; оно всех готово привлечьлюбовью. Раннехристианская обжхна сила принципата:"Что только истинно,что честно, что справедливо, ¡то чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и тохвала, о том псмы:мяйте,'/|Ь!лпа. 4:8/. Правдивости, честной лакни, ïhctoto семейных отношений, целомудрия, придавалось решгкяее значение. Они пе противились насилии и несправедливости, и старались неплатить злом за зло. Высшее требование христианской нравственко-сти заключалось в том, чтобы с кротость» переносить несправедливость, чтобы прощать; и молитва за врагов и гонителей является высшим триумфом христианской нравственной сил;;. Весь образ гизни ранних христиан осковиватся на заветах Иисуса Христа, которые в саво-купности и составляют ценности общечеловеческого характера.

h результате нравственно;; революции, которую совершило христианство в отношении человека, была создана совершенно ипая система ценностей, венцом которой была провозглашена абсолютная ценность человеческой лизни. Изменились внутренние отношения человека к человеку. Христианство учило относиться к человеку с лэбовьк», Независимо от его классовой; национальной и сословной принадлежности. Оно преодолевало все эти границы к стремилось к спасению всего человечества, так как нравственные закснн, сформулированные христианством, отражают внутренняя сущность гуманного существования всего человечества , стн нравственные, законы порождали обязанность видеть в другом чс-лоЕеко своего (>:г,::щето, равного свое, которому ты бы не мог причинить никакого зла.

¿■тот нравственней элемент христланстяг, интернаииона-лый но своей сути, хорошо усвоили большинство теоретиков и социалистической мысли.

S трчтьом параграфе исследуется "общность йцуаестьа"" в рачяе-хриетпаиских обшкнах я в результате изучения Библии, ¿и: с а кия мужей апостольских, сочинений древн ехрл стиан ских ачологетов, свидетельств античных историков и исторических исследований раннего христианства автор пришел к выводу, что идея "общности имущества" является неотъемлемом элементом раннехристианского учечия и тэх услэгкй, в которых око зарождалось, основываясь ira духо братства, люб^и и сбдао-сти. По млении автора споры, сузоствовэла ли "общность вмушостьа" в раннехристианских обаенох или нет, не имеют под собой оснований, так как невозможно было быть обшииками в вере в Бога, з любви к ;гз-глу, относиться друг к другу с ллбоЕЬ», быть братьями по вере, еле-

девать заветам Иисуса Христа и в то же время не прпдсргиваться призыва его к общности пмуществ. Это единство всех элементов раннехристианского учения осознавали большинство представителей утопической коммунистической Итак, помимо нравственного элемента, обще-

человеческих тонкостей, утопической коммунистической мыслью унаследована так?.:е и кдея "общности имущества" раннехристианских общин.

fio ьтот-о'1. гл?ве - "Хдси раннего христианства в коммунистических утопиях Т.Мэра и В.Вейтлинга" автором исследуется влияние адей раннего христианства процесс формирования мировоззрения эпохи Но вого Времени кстановление христианского гуманизма Т.Мора, а такхе место и роль зт;пс идей в системе коммунистических взглядов Т.Кора и В.Вейтлинга.

'В первом параграфе рассматривается процесс формирования мировоззрения эпохи Нового Бремени,'Поскольку по мнению автора,в любой теории социального преобразована отражается.духовный мир ее создателя,-его мировоззрение, то преете чем приступить к анализу "Утопия' Т.Кора, необходимо рассмотреть источники духовной жизни той эпохи, в которую гил. T.Líop и влияние их на ого мировоззрение. Исходя из цели диссертационного исследования, рассматривается. только идеи''раннего христианства.

В диссертации проводится анализ влияния идей раннего христианства на средневековые еретические движения, Реформацлонное движение к эпоху Возрождения. И в итоге автор приходит к выводу, что обращение к заветам первоначального, христианства в средние века, а также возроздение идеалов раннего христианства в эпоху Возрождения, являли собой одну из черт того фундаменту на котором строилось мировоззрение зпохк Нового Времени. Немеловаглую роль в этом процессе сыграла и Реформация, идеи которой оказали сильное влияние на мировоззрение гуманистов, одним из ярких представителей которых был Томас Кор. Духовный мир Т. Кора формировался в период активного влияния античных идей на все сферы человеческой деятельности и среди этих идей видное место занимали идеалы раннего христианства. Став глубоко верующим человеком, он вместе со своими единомылленншеачи мечтал восстановить "истинное" учение Христа путем возвращения к идеалам раннего христианства, для обновления и укрепления католической церкви. Этот и многие другие факты дали основание считать его христианским гуманистом. Автор, считает, что только исходное хри-стпанско-гукаякстичоское мировоззрение Т.Мора, мажет до конца раскрыть причину появления "Утопки" к ее раннехристианские истоки.

Во втсрскгарагр?* рг.ссуатрпгаттся сущнсс::. хрчсткзнскзг» т.".'opa, стсног.-'спие д^.-гн-ох.■ :\:pa и г-.т/л '-и-j ;ví ги-го ero христианских vyr .гхпйтсз. а тагл-' щесто к рлл;.- ::;1Х,лов ранлого CTra.'iCTií*-! и оещс-ндевсчосихх цег-.пост'.-п в "Угохли".

Касаясь вопроса о "лил::;:.: им Уорм его д^уеон-гл.^хпсгеь. .:,.x,í>-сертапт считает, что скс :.:г-:ет о,:::, г...,..: .-.\-:;о I,- дяул гллрл'хх.'.чд. С одной сторона, , хох и -хго д;;у:чн, у;-... g.; вы-

ступал rop.T"-:v. поборнике:.: пзу-хнгл грьчос.-'.сго лз::у.с., va:: бс-а стсго нельзя енло всерьез говорить со овладел:;;: сокровищам: алти'-нс;: $::лосо.Г::н к литератур::, изучении Сьчии-ккого micas»! л сочинений греческих отце5 церкви* С друге»! сторон:.', .'.:ор бнл целике:,: захвачен яред-pe'iор^глаоннк?.::! проекта:.':: Колота, призниавдого "очистить" хасолпче-екуп норковь от схолзстпчеекпх хитросплетений и догматизма, ггтг

по глюнно гу:.а;;;:стоа, педтилккл с.'Д'ел учения Хряста, внра-rcunvü ¡-i Новом Еавете. Ирспагаиго и раейростр&испаз пздлипшх текстов Евангелия рассматривались Колетов, ¡-,'сро:л, Ьразком И их едлнжиялен-никами, как нспрсглсиноо условно обгсотго-чого прогресса, £от- почему для них такое беллщее значение приобретало изучение раннехристианской литература: Нсього Завета сочинении ранчах отцов церкви, особенно сочинении св.Августина /"Град Нояк.*" которого являетсл одним из литературннх источников "Утопи::"/ и сз.1'.оро:::::.-л. 3 ото:.: било существо гуманистической программ: накануне ?е$ор:.стня. Рслегисз!»»-зтическая трактсп:са социально-политических проблем составляла своеобразие гуманистического мпмления. Не случайно гуманистов этого :;ру~ Л научной литература назнвалт "христианскими гут.:ан2стс.:.г." ♦ Исследование идеалов раннего христианства в "Утопии" показало, что непелессоб; ¿вис разрывать учение об "общности г.му^естьа" и религиозно-этические взгляды Т.Усра, а таи"е отдавать предпочтение топ или ипои стороне "Утопии". Сна есть нечто полое, которое нельзя понять и оценит:, по достоинству, рсзрУйЗЯ ее на чхелп а ассолптизирун некоторое из сторсп. Точно TCisse нзйсзко;-ло паюгь,- наср:::.:ор, требо- . ванио Иисуса Христа водности имущества без требования, духовной общности ладеii. Понимание этого единства осу^ествденс Тикером з "Утопии". Сн создает концепции), в которой раннему христианству отводится роль морального, нравственного воспитания. Кроме морально;; и нравственно,': ипостаси, есть т? ранкам христианетве не менее вааная, тсснс ст.л-nnuwsn о ни;.: третьи сторона - п^кпосткял. "Ял хлебе:.: един:;'-; :гив человек",- сказано п Писании. Нуляа человеку иуховпал кд-.о. V: Мор ото прикроено noüinn.T, поотс&?/ ко;...7нистпче-;к':^ идеал его "Утопии" о оно-

вывается на духовном совершенствовании людей. Если человек не будет стремиться к СЕоему духовнот.у. совершенству, к тому, чтобы делать добро своему ближнему, к освобозденпю от всех пороков дупк, невозможна обасл жизнь на благо всего общества и каэдого человека в отдельности. Духовное совершенствование людей является как бы ядром его скстс..:ы. Все остальные идеи, которые меэду собой взаимосвязаны, указывают путь и ведут к ядру его системы, т.е. к духовному совершенствованию человека.

Таким образом, идеалы раннего христианства, такие как любовь к ближнему, равенство, братство, свобода, абсолютная ценность человеческой жизни и все остальные заветы Иисуса Христа использованы для реиения морально-этических проблем "Утопии". К Мор не представляет себе иного пути к рекению этих проблем, нежели через уничтожение частной собственности п переустройства всего общества на коммунистических началах.

3 третьем параграфе рассматривается место и роль идеалов раннего христианства в системе коммунистических взглядов В.Еейтлинга.

В результате исследования диссертант приходит к выводу, что идеалы раннего христанства оказывали такое хе сильное влияние на коммунистическую теорию В.Вейтлинга, как и на учение Т.topa. Они занимают центральное место в коммунистических построениях В.Еейтлинга. Сн строит свое будущее коммунистическое общество на принципах раннего христианства и питается обосновать сбои идеи ссылками на него. Так, например, в ранних христианских обапках Б.Всйтлинг как в зеркале ьидит стратанхо страданий угнетенных najo дав, которые так ему Оли ж:, Коатому-то основной принцип Кпсуса Христа проповедуемый им, "слабы; к ближним и к врагам" так глубоко проникает в душу Вейтлип-г&, что растаться с ним он не смог до самой своей смерти. Бтот принцип проходит у Воптлппга через все его работы, через всю егло жизнь, хотя он сожалел, • что ке мо.у.ет широко привести его з ксполыеиае. Заповедь Христа о любзи к ближнему он предлагает использовать как проо:;;;й камс-нь, которым мс;.-:но проверить искренность каждого из нас. Вейтлпига такке сильно привлекала "общность имущества" ранних христиан, что он дау.е пытался осуществить ее па практике. Однако, христианские принципы служили для Пего и в пропагандистских целях. Так он считал, что, используя христианские принципы, молено осуществить oteecTSjemioe переустройство; поскольку религиозность парода очень велика, то эта теория будет более понятной ему, чем какая либо другая.

пак.-гш;г.::: подводятся итоги исследования, ^ормулхфуотся ■сновнна вывода, обозначаются направлен^ дальнойиего псследоза-гия проблем.

Ссновноэ содер:апке диссертации отражено в следухс,'::-: публп-соппда:

1. В„Вс::?дппг и хр;:ст.:Г':!ск:<;! соанал:;;':.: XIX трсб.-л'-г дкгзлгктгкя обск'сгэгшогэ рсзгктил. Сборршс. ругсгпщ;. Д'.'попнро.-.ог:^ ь СССГ, .'"С-э1Г>7 от 22.11.00 - О,Г,!? г;.л.

',:осто рол:'!-;;,' :>, :-.')-.-:-угпст:гк с:;::* IV :;:<■'в

.'■'Инга /А слог о:: и ос^'.^стг :1:лгр-:-гс: сс..;:::гл:!.'с—'/.н.-сссГ;

аспекты. Сбор;;;;;:. Ч.1.- Рукопись депгшфэггиа ь

АН СССР, й 40110 от 14.11.69 ~ 0.25 ;т.л„