автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Раннесредневековые граффити Юго-Восточной Европы (VIII-X вв. )

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Нахапетян, Валентина Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Раннесредневековые граффити Юго-Восточной Европы (VIII-X вв. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Раннесредневековые граффити Юго-Восточной Европы (VIII-X вв. )"

акадши наук ссср ордена трудового красного знамени институт археологии

На правах руконном НАХАПЕТЯН Валентина Евгеньевна

удк 930.26

РАННЕСРЕДШВЕКОШЕ ГРАФМГГИ юго-восточлой ЕВРОПЫ (УШ-Х ВВ.)

Специальность 07.00.Об - археология

Автореферат

диссертации на соисклнно ученой «лбиоия кандидата аоторических наук

Иосква - 1390

Работа внлолнона в отделе славтю-русскоП и средневе-

археологии АН СССР.

доктор исторических наук, npot«ccop Плотнена С.А.

доктор исторических наук, профессор Гадло A.B.

кандидат исторических наук Красчльников К.И.

- Государствен'«!? Исторический мулеч

.Защита состоится *¿г-я/м^як- 1990 г. в часов на заседании специализированного совета Д 002.IB.0I по зтците диссертаций на соискание учено!" степени доктора наук при йгституте археологии АН СССР (Москва, ул. Дм.Ульянова, 19, 4 птаж, кон^ренцзал).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке И»сти-тута археологии АН СССР.

Автореферат разослан ¿с^у.'^уг^д 1990 г.

ковоД археологии Института Научный руководитель -

Официальные оппонент«: Ведущее научное учреждение

Ученый секретарь специализированного совета

Сеогеева З.И.

Обцая характеристика работц, Объектом данной работа

послужили ПрОЧОрЧОШШО 1Ш [Й131ШХ катвГОрИЛХ ПрОДМОТОВ изо-

<5 рад л нил, вшшчамцие рисунки а целые сшотнло композиции, символические а тамгообразние знаки, отдельные буквы и простейшие мотки, - оставленные населением раннесродневе-кового Подоньл, или связанные с ним по месту находки. Граффити, т.о. изображения, прочерченные ни твордих материалах, и в силу этого дошодшю до г:аитх дней, составляет только неболыцуи часть присущей л»Зой культуре изобразительной долтильности. Носыотр! на спои фрагментарность, рисунки ц знаки на камнях, кирпичах, керамике и других предметах, находишх при раскопках шк/лтникоб хазарского Подонья,стали неотъемлемой чертой салтозо-мшщкой культуры, и, хотя в этом районе отсутствует осноьно!! источник изучения изобразительной деятельности, скальные рисунки, органично вопли в круг синхронной графики овразнйских стопой от Алтая до Лунал,

Актуальность томи диссертации обусловлена нзобходи-ыостью обобщить разрозненный, а также частично не издании А материал, особенно возросишй п последние годи в ¿вязи с открытием ноши знаков и рисунков ни Маяцком городище. Отсутствие фонда салтово-мшщко,'! гра{.ики крайни затрудняет обращение к данному источнику исследователе!!, занима-эдихсл сходной проблематикой, Езз источниковедческого анализа совокупности а?,их материалов невозможно Таю.сэ привлечение такого ионного источника как графика к реконструкции процессов социалыю-зконог.'^ческсИ, зтничоскоИ и духовной с{чэр зизни раннесродневекового населения. Особонно актуально ¿зучакие граффити на пре;и.,отах ввоза, которое дозволит превратить их ь дополна*; йлыши ис.о-сш;; по юргоэоб активности населения Хазарского каганата.

Цель Ибот.ч - обобщить известный к настоящему ъремонн п доступный материал по графике салтово-манакой культурл, вшхвать характерные черти фонда ее стаотов, особенности распрздолсния еккотоэ на разных категориях предметов, специфику БОЗНЛКНОВОЛИЯ и построзиия композиций и з с брало ни 1!,

выделить особенности техники рисунка, его микро- и мякро-топографию. Необходимо определять репертуар знаков на предметах ввоза и его соотношение со знаками, оставленными непосредственно носителями салтово-маяцкой культуры. Нп основе источниководчоского анализа кмошихся материалов -попытаться определить сфорн применения, уровень развития и профессионализации графических средств, соотношение с графическими системам! других культур.

Научная новизна. Новым является подход автора к грл^фи-ти, которые рассматриваются совокупно с данными археологии: стратиграфией, планиг рафией, датировкой, функциональным назначением предметов, трассологией. Применяются также дап-ные нумизматики, ппиг^г^ки и птногрпфии. Используются СТаТ5!СТИКО-КОМЙШ!ПТОр1ШО мотоды. Комплексный подход к источнику позволил но только по-новому подойти к вопросу о функциональном назначении изображений салтово-мяяцкой культуры, но и поросмотроть ропрозонтативность многочисленных гржЭДпти но привозной корампко и па восточных монетах, педпшх через территории Хазарпл.

Практическая полезность. Впорпыо создан свод изображений ршшесродневековой Юго-Восточной Европы, в основу которого положено около 4000 гря^нти, происходящих с 25 мос-тонахотдоний района IIодонья и некоторых памятников других районов Восточной Европы, привлекавшиеся по моро необходимости нзучшгня псточлигя, а тшжо допаспортпзировашшо находки данного круга, хршшаиося в музеях. Автором предло-г.она классификационная схода, основанная па морфологически особенностях грпф]сти на разных категориях артефактов, учитивикщая ужо слолишгаося классификации, рано о использовавшиеся прт работе с аналогичными источниками дхг/гкх культур. Продлотошгая пласспфмкацип а типология облогчдт ориентацию исследователей в этом обгарном материале в поиск обо-сыовашаос аналогий. Работа будет полезна как база данных но только для историков и археологов, но и для историков религии, искусствоведов, нумизматов и эпиграфистов,

Апообатткя раб от п. Основное оодормто диссертации опуб-

лнкозано в статьях и а тезисах докладов четырех научных конференций и семинаров. Выводы последней гласи били обсуждены такяе на декабрьских чтениях в ГИМе и в Секторе древнеРвих государств Института истории АН СССР.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения, а также отдельного тоиа приложения, включающего список литературы и 47 цифровых и графических таблиц.

Содержание работы. Во введении дается общая характеристика качественной и количественной сторонн изучаемого объекта, определяются цели и задачи работы, хронологические и территориальные райки исследования.

Глава I. Историографический очерк . Начальный период изучения салтово-и&яцкой графики, связанны!! с накоплением ыаториала, не получившего еце долдной исторической интерпретации, был очень краток. Это накопление происходило не столько за счет планомерных раскопок, сколько благодаря фиксации меток, попадавшихся на строительных материалах раэрупаешлс казаками хазарских памятников. Крупная серия знакоа била собрана Н.И.Беселовскии при просиотре кирпичей Саркела, на котором тогда еще на был известен слой раннесреднааекового вреыени.

Существенное значение для исследования знаков на строительных материалах крепостей хазарского Подонья имела раскопки др-знеболгарской столицу Нлиски, начатые в 1899 г., в результате котор'/х баю найдено около трехсот иэобрляемиС, изданных Н.Шкогпилгм я атрибутаоованныж как прмн&длэяаа^ч« к культуре Первого Болгарского царстга. К ним сразу яе обратился в поисках аналогий И. Е..Макаренко, хогда раскопки на КаяцкоЯ крепости г 1907-1909 г. дали ковуо серию графических язобргл?чий. Знаки и рисунки Ма-яцкого городища перодоч получили ча?куа вр*иеннуо и отно-гуль-ур'гуа характеристик;,' з публикации Н.Е.Макаренко (1911 г.).

Следующий этап з разработке тоии связен с ::иенеи .4.1!. Артамонова. Отоидестпив и рззультата разведок и раскопок,

проведенных в 30-е гг., Левобережное Цимлянское городище, с упомянутым Константином Багрянородным хазарским Сарке-лом, он обращается к собранным Н.Е.Веселовским меченым кирпичам и посвящает им раздел в монографии "Средневековые поселения на Нижнем Дону" (ИГАИМК. 1935. Вып. 131). Он определяет эти знаки как тамги местного населения, оставленные при постройке и, возможно, связанные с отметками мастером партии кирпичей. Символические знаки и рисунки на кирпичах им приравнены к другой категории источников - петроглифам, имеющим магическое значение н связанным с мифологией. Йце один вопрос, затронутый в работе -ото связь цимлянских и маяцких изображений с графикой родственной культуры Первого Болгарского царства, а также петроглифами Северного Кавказа и Алтая: было ли вызвано это сходство конвергенцией или миграцией тсркскнх племен? Книга подвела итоги предварительного изучения Саркела и послужила как бы прологом к широкомасштабным раскопкам I949-I95I гг., во время которых был получен массовый керамический материал, в том числе фрагменты с граффити, а также новые меченые кирпичи. При публикации материалов этих раскопок знакам на бытовой и строительной керамике была посвящена отдельная статья А.М.[Цербака. Эта работа почти целиком посвящена вопросам лингвистики. Разработке проблем, связанных со знаками, уделено мало внимания. В отлкчие от 11.И.Артамонова он определяет многие знаки на саркельских кирпичах как буквы греческого алфавита. Также к письменным, греческим я твркекка руническим, были отнесены и знаки на кораиико, которуэ, по ого киетт могли использоваться факультативно ь качество личных и родовых тамг. Предпринятая попытка классификация саркельских граффати по их гснотпчоскии корпи, основанная на шрфологки знаков я но учитывагщал археологических д&ших, носила несколько умозрительный характер. Оторванность от конкретного материала обусловила необходимость вновь обратиться к обработке порооисточнкяа в тело диссертации. Кроыз того при его анализе привлекается в ка-

чвстве аналогичных граффити Таманского городищ яз раскопок Б.А.Рыбакова 19Ь2-196Ь г., а также стратиграфичес-яне колонки керамических находок, построенные С.А.Плег-невой.

В 70-80-е годы проводятся раскопки двух хазарских врепостей.на строительных остатках которых были обнаружены рисунки и знаки: это Семикаракорское городище на Нижней Дону, сложенное из кирпичей, и Маяцкое, расположенное а лесостепной Подонье и сложенное из меловых блоков. Пополнили коллекцио салтово-маяцкой графики также планомерные раскопки В.К.а^ихеева и ВЛ'.Бородулина в Харьковской н К.И.Красидьникова в Луганской областях, раскопки других памятников. Этот период характеризуется тщательной фиксацией топографии находок, а также вниманием к технологии нанесения изображений, что нашло отражение в отчетах и публикациях К.И.Красильникова о граффити на кости и статье С.А.Плетневой, посвященной рисункам Ыаяцкого городища, В последней также содержится первая классификация салтовско-го рисунка, основанная на стилистических особенностях с применением формализации описания.

Общие вопросы графики Подонья затронуты в монографии болгарского ученого Д.Димитрова (19У7). Следуя сложившейся в болгарской историографии традиции, он, как ранее А.Ы.Щэрбак, неизсбразительные и не имеющие символнческо-кагический характер знаки интерпретирует как знаки рунической письменности. Всо энькн и рисунки, в том числе и граффити на амфорной керамика Сарчела, он приписывает местному населению - праболгирац, а традицию нанесения граффити связывает с религиозными представлениями этой э?ничзсноП группы.

К&ииенеэ исследованные источников но изучение графики салтовс-иалцкой культуры являете л ионеты. Граффмтн на ыо-кзтал: только з последние десятилетня стали привлекать вшшгшхе исследователей. Но поставленный зопрос о наличии ерзд^а игл знаков, оставленных хазарским население-»! (И.Г. Добравольский, Е.А.Нельникоза, А.Б.Илкитнн, А.В,1эиан) грэ-

бует еще тщательной проработки, частично предпринятой в настоящей роботе. Особый интерес представляет группа Кладов с обрезанными в кружок монетами и подражаниями "без-яюдовского" типа, которые В.Л.Янин, а затем В.В.Кропоткин и А.В.Фомин связывали с северной периферией Хазарского каганата.

Большое значение для разработки темы ииепт работы болгарских ученых по рисункам и знакам Первого Болгарского царства, в том числе вышедшие в последние годы монографии Л.Дончевой-Петковой, Д.Овчарова и М.Аспарухова.

В работе привлекаются также данные о знаках н изображениях Северного Кавказа и Волжской Болгарии.

Глава П. Знаки на строительных материалах . Наименьшие противоречия у исследователей вызывают такие аспокты темы, кал хронологические рамки существования изучаемой графики (с конца УШ до X в.), их древнеболгарская культурная принадлежность, центральноаэиатские традиции с сармато-аланским влиянием. Область споров при интерпретации - это вопросы, связанные с функциями граффити: во-первых, в разграничений их на рисунки, символы, тамги и буквенные знаки, а во-вторых, в определении цели нанесешь: магическая, эстетическая, обозначение собственника, нормы выработки. Необходимость разработки этих вопросов обусловила выбранный иотод классификация, основанный на выделения блоков изображений, нанесенных на различные по назначении категории предметов. Знаки включаются в комплекс археологических проблей, что обеспечивает болоо полный источниковедческий анализ граффити. При систематизации материале. внутри блоков бодьсоо внимание удоллстсл технике. При пласскф;нсац.:н ьыдоргшваются уже принятио в литература схега описатя: евдолгзвтея разряди рисунков, символически и геометричоской форцы знаков, простых лхно№шх, т.н. букве - или тоыгообраэнш: знаков. Внутри разрядов сиделяютск группы, еодоркап^е сходило по ь-орфэлогии знаки. Основнгй единицей классификации являегся ?кп. Незначительный о?-лячяя в деталях нэобраяшпзя слуга? ссг.овакаш двя вадсяо-

нал вариантов. Отдельно анализируются сочетания изображений и композиции из уже рассмотренных в типологии мзобра-иеняй.

$ I. Знаки и рисунки па камнях (по материалам Маяцко-го городища). Среди рисунков и знаков на камнях, найденных как в Подонье (Правобережное Цимлянское, Салтовское, Ольшанское городище), так и в Крыму (Еаклинское городище) и на Северной Кавказе только на Маяцкои и Хуыаринском гор»дищах найдены крупные серии знаков, позволившие провести обоснованный типологический, технологический и ала-киграфический анализ. В результате раскопок Маяцкого городища, проводившихся в дореволюционные годы А.И.Милютиным и Н.Е. Макаренко и в наша время Советско-Болгаро-Венгерской экспедицией, собрана коллекция, содержащая более четырехсот различш/х по {юрме и по технике исполнения нзобрааений. Благодаря тому, что каменные блоки городища имеют только одну тщательно отесанну» грань, лицевую, тогда как остальные пять, обращенные внутрь кладки, отесаны грубо, довольно легко удалось внделить группу тех знаков, которые были нанесены на камни до их укладки в стену, т.о. знаков строителей. Проведенная корреляция техники нанесения изображений, оставленных на [асах сохранившихся стен и на блоках из ее завалов, с характером обработки поверхности каымей позволила выявить две традиции. Одна связана со знаками ;; рисунка^;:, сделанными очень неглубоким итрихом: 0,5-2, редко 2-4 цы. На сохранившейся кладке стены и на лицевой поверхности блоков из завалов вырезались только такие, часто едва видные энвкн-гра(>{<ити. На поверхности стен знаки, выбитые или вырезанные глубже 5 им на встречаются. Все грани, ыечен-кыо знаками, Еибитыми или зирезанными на глубину от Ь до 40 мм, были обращены внутрь кладки. Они связаны со второй традицией: периодическим оставлением знаков на камнях во время строительства. Во время строительства рисовались так-гз знаки-граффити, но на уже возведенной стене избегали ставить глубоко вырезанные знаки.

Сходная ситуация с изменением техники прослежена на Хумаринском городища, где многие выбитые и вырезанные' знаки обращены внутрь кладки, Тогда как на поверхности стены, которую покрывал слой штукатурки, было отмечено нанесение знаков охрой, возобновлявшееся после повторной побелки стен(Х.Х.Бгаш:ев).

Характеристика топографии расположения знаков была затруднена том, что все знаки строителей и более половины знаков и рисунков-граффити были обнаружены на камнях, упавших со стен. Сохранившаяся кладки в целях музеефика-ции памятника не разбиралась, но, благодаря постоянно проводившейся фиксации местонахождения меченых блоков, удалось сделать некоторые выводы. Основная масса знаков и рясунков-граффити на сохранившихся участках стен занимала 4-9 ряды кладки, считая снизу, т.е. располагалась на высоте от 0,8 до 1,90 м, на всей доступной и удобной для рисования сидящим или стоящим человеком площади. Б основном, количество найденннх знаков зависело от степени рас-копакности и сохранности стен, но для знаков, нацарапанных на поверхности стоны, отмечаются места, где о im рисовались особенно интенсивно. В отнопении расположения знаков строителей удалось выявить только некоторые моменты: это отсутствие четкого разделения участков стен иовду людьми,ставящими одинаковые или близкие знаки, или знаки одного набора; частыо находки типологически близких к одинаковых знаков на близко располоненкюс ксунлх и даго на разных сторонах одного нагонного блока; на некоторая участках, например, в района мрот, отнечаетсп скодяснио разнотипных, но типологически близких знаков. Эти набяодокия позволили сделать вывод, wo явдя, ст&вкцпе блкэкпо знаки, еидшо, родственники, работали вместе, Разделенно ко тзр-ркгории крепости ионду размыта иасгераця не прослеживается,, Отсутствовали vüksg стандартные тмпи к размеры знаков строителей, разнообразна была и техника ки н&нссония. Разнообразие в технике исполнения означается к для одинаковых по форме знаков.

В типологической характеристике знаков строителей и знаков, оставленных уже после постройки стен, так же как и а технике их исполнения нет хиатуса. Традиции графики на прерывались, lio в соотношении количественной и отчасти качественной стороны ее свжотов намечаются некоторые различия, опять же связанные с двумя выделенными традициями. После постройки крепости на ео стенах начинают рисовать фигуры лошадей, оленей, всадников, зоо- и антропоморфные фигуры, не употреблявшиеся в качество глубоко вырезанных меток, оставленных при строительстве. Появляется также целый ряд знаков геометрических форм: пентаграммы, различные типы окружностей, квадрат с диагоналями, сетка, "лесенки". Большую доле (АЬ%) знаков продолжают составлять наиболее употребимые при строительстве знаки простых форм, т.н. "тамгообразные", причем многие имеют полные аналогии среди знаков периода строительства. Резко возрастает число композиций из разнотипных знаков и изображений яивотнмх, чаде коня. Отмечаются случаи, когда рядом нанесены два токдестаэнньпс млн близких знака или рисунка, а также знаки и рисунки, выполненные одной рукой. Если среди знаков строителей нет соотзетствий знакам донской рунической письменности, как это следует из сравнения их с фондом рунических знаков этого письма (И.Л.Кнзласов), то среда знакои-граффити есть отдельные соответствия. Многие энахи на стенах имеют аналоги» среди символов, применявшихся при клеймении сосудоэ, и знаков на астрагалах.

Граффити Маяцкого городища носят многие черты, характерные для обрядовой графики: 1 - сочетание изображений зиготных, часто нтифаллнчнкх, с солярными и геометрическими (фигурами. 2 - обилие композиций, происхождение которых связано с наличием излюбленных мест для нанесения изображений. Это может являться следстзиеи такого же как на Ху^аринском городище обычая периодического возобновления, поаторения рдсунка. 3 - повторяемость сюяетов и наличие определенных oxea а изображениях животных и людей. 4 -неслучайность выбора техники исполнения, имеющей также

полное соответствие с техникой скальных рисунков Болгария, изученной М.Аспаруховым, равно как и с размерами изображений, не рассчитанных на восприятие окружающими.

? Z. Метки на кирпичах (Саркел, Семикаракоры, Правобережное Цимлянское городище). Метки на кирпичах крепостей Хазарского каганата известны до настоящего времени преимущественно по саркельской коллекции, насчитывающей около трехсот кирпичей со знаками. В работе привлечены также пока неопубликованные материалы С«микаракорского городища (раскопки В.С.Флёрова), где собрано около ста кирпичей со знаками, только половина из которых сохранилась достаточно полно для типологического анализа. Отдельные находки происходят также с Правобережного городища, Карнауховско-го поселения и других памятников.

Все изображения на кирпичах относятся по принятой терминологии к разряду меток, т.е. нанесены на постелис-той стороне кирпича. Техника нанесения меток разнообразна: знаки наносились чаще всего но пальцем, что характерно для среднеазиатских кирпичей, а острым предметом или щепочкой.

Сильная повреждениость донских крепостей, разобранных местным населением, и в данном случае обусловила отрывочность сведений по топографии находок. К тому ко меченые кирпичи встречаются ещо реже, чем меченые блоки, составляя менео одного процента. Наиболее полные данные по топографии собраны для Семикаракорского городища. За редким исключением кирпичи ¡слались, как н с среднеазиатском зодчестве, шэчоиоП и, соотвотствонно, верхней постелью вниз. Tait не был положен ц единственный пока меченый пнрпич-сьгрзц. Удалось проследить также связь двух наиболее употребимых типов знаков Ссинкаракорского городиш с двумя форматами кирпичей, один кз которых применялся при постройке оборонительной стони, другой - цитадели. Ток ко как и на Маяцкоы, наблюдается прообладаняо определенных групп знаков на отдельных участках, но и здесь нот четкого разделения участков по типам маток, Бце одна особенность св-

микаракорских знаков, близкая к маяцким, - это наличие однотипных знаков, сделанных разными людьми. Для Саркела данных, позволяющих на основании топографии или соответствия типов знаков определенным {юрматам кирпичей, найти связь между метками и процессом организации производства - еще меньше. В Саркеле существовало несколько форматов кирпичей. Проведенная корреляция типологического набора знаков, довольно устойчивого для Саркела благодаря крупной выборке, не дала никаких положительных результатов. Одинаковые знаки ставили люди, работавшие с разными формовочными рамами. Совпадения отмечены в девяти случаях, но и здесь, как правило, на втором одноформатном кирпиче знак того же типа, что на первом, находился в композиции с другим знаком. Не удалось также проследить соответствия определенных типов знаков двум выделенным П.А.Раппопортом строительным периодам Саркела.

Как и знаки строителей Маяцкого городища метки на кирпичах оставлены до того, как была возведена постройка, а относятся к той же категории источников. Среди них также отсутствуют группы знаков, которые имели бы соответствия в руническом письмо Подонья. Очень ыяло начертаний, имеющих примитивную форму: прямые, изогнутые или перекрещенные линии, точки. Основное количество составляют знаки, образующие усложненные типы, которые мояно интерпретировать как тамги, a Tarase сакральные символы, имеющие широкое распространение в культуре. Из этого мояно заключить, что выбор знаков был в болыпоЯ степени обусловлен традицией применения определенных начертаний, чем необходимостью маркировки партии строительных материалов. Необъяснимы с точки зрения применения знаков для опродоло-ная нормы выработки и такие факты как'рэдкость п неравномерность (пак показали подсчеты для трэх памятников) встречаемости меченых кирпичей, а также изображения, выполненные .после обзига на постелистой стороне кирпичей. Последнее отмэчается и в Болгарии, где в раниесредневеко-эое время делались знаки п рисунки на вторично использованном поэднеантичиом кирггаче. Необъяснимо употребление

нескольких самостоятельных знаков для клеймения одного кирпича, а также для маркировки одного каменного блока при том, что основное число их никак не метилось.

Развивая гипотезу U.Л.Артамонова о магическом значении рисунков и части знаков, оставленных при строительстве, и Д^ишитрюиа, относящего к магическим также простые линейные знаки, автор выдвигает предположение oö использовании г]<а>]нки при строительной обрядности, основным компонентом которой являлось жертвоприношение. Использование тимгоооразных знаков, рисунков хивотных и люией, а такхе символических изобр^икениН в качество сьоеоср-азной закладной жертвы объясняет не только вышеизложенные факты, но и такие особенности, как стремление уложить камень меченой стороной внутр>ь кладки, разнообразие и редкуи встречаемость моток, Выгюр с рад и оогатохх» арсенала сим волических знаков, знакомых население Нодонья, преимущественно фигуры "вавилон" также характерен. Семантика его, подробно рассмотренная К.Аладаоьцы, наиболее полно раскрывала символику строительной ■"■орядностй; макрокосм - жер/гва - микрокосм жилиид. При участии в одном обряде представителей разных родов или семой могли появиться киряшчн и камни, меченные ср^азу несколькими знаками. Нацеленность меченых кирпичей магической силой, очевидно, служила поводим для употребления их в особых случаях: для перекрытия водосточного канальчика в Сьмикаракорах, при помещении в погребения в Нодонье и 1олгарши.

Глава L. Гравировки на костяных изделиях . £ I. cüia-¡w )ih астрагалах. В системе знаков салтово-ыаяцкой культуры знаки на астрагалах занимает особое место. Набор основных типов изображений на них отличается от репорту-ара знаков, находимых ни стрхштольных материалах и на керамике, но близок тиковому на астрагалах с памятников Вольской Ьолгарид, шной окраины .¡^евнерусского государ>-отва н Первого Болгарскою царства. Всего собрано ВО ьна-ков на астрагалах с памятников солтово-иаяцкой культур-ы. Повсеместно распространенным сшетом гршшровок были р>аз-

иотипные прямые решетки и косые сетки, сетеобразные фигуры из нерегулярных линий. Близкий знак в виде "лесенки" разных типов, такче повсеместно распространен именно на этой категории находок. Такяе встречаются знаки из одной длинной линии с отходящими от нсо поперечными, нанесенные в ряд "параллели" и знаки в виде "елочки". Все типы образованы прямыми перекрещивающимися и параллельными линиями. Характерной особенностью совокупности этих знаков является отсутствие четких границ ме*ду разнотипными знаками: от как бы достраивают друг друга. Встречаются также комбинации знака "реветка" с еще одним много раз наеденным на астрагалах Подочья знаком "прямоугольник с диагоналями*. Эти знаки дополняют менее распространенные: ромбовидные фигуры, четырехлистник , двусторонние двузубец. Только на четырех астрагалах нанесены такие широко известные знака, как углы к черточки, всего на двух - тамгообразные знаки.

Основное содержание граффити на астрагалах связано с хоросо известными символами, олицетворявшими вертикальное строение мира и употроблявти'глся с древнеРтсих времен к до недавнего прошого в заманено? практике. Это изображение сетки, мирового древа и ого эквивалента: лестницы, сгупо-нсй. Знака в виде разнотипных квадратных и прямоугольных фягур, часто с осями симметрии, передавали у*о горизонтальную структуру "мирового др'Зва". Чисть знаков: ронбн, крссты, зЕСтилучесая фигура, изображения птиц - также сакральны. Анализ знаков на астрагалах дает повод предполагать использование зтях предметов скорое всего для гада-га Я при норгвопрпносэнпа яли камлании, помогавших лутагз ориентироваться а слозно устроенной религиозном «ярозда-

КЙИ.

$ 2. Реликварип. Сгпоти, прэдставлсшшо на астрагалах лаконично, посредством сииаолов, йыоо? развернутую трак-топку на другой категории предметов, получивезй в литература название "горяовтгн бурдюков". Вслед за венгерскими исследователями, автор относит эта предметы к небольшим, повторггодяи естественную фортку кости к рога сосудам, что подкрепляется ситуацией находок, обнарулеишп в погробе-

ннях, и их конструктивными особенностями. Анализ гравировок позволяет сделать вывод о неординарности предметов, имевших, скорее всего, назначение близкое к тому, что и деревянные пеналы могильника Ыощевая Балка на Северном Кавказе, которые А.А.Иерусалимская связывает с этнографически известными осетинскими реликввриями о посвятительным даро.ч духу предков. Сюжеты на костяных предметах, несмотря на широту ареала последних, имеют постоянную повторяемость и внутренне взаимосвязаны. В большинстве композиций участвуют животные, представляющие три мира: верхний - птицы, конь, олень; средний - химики м копытные; нижний: рыбы, змея. В тех композициях, где животные представлены выборочно или их нет совсем, связь сфер осуществляет символ мирового дерева в виде "елочки", "лесенки", столба с солярным знаком наверху. В двух композициях он заменен лотосом. Подобно изображениям на костюме, посохе или бубне шамана гравировки не только иллюстрировали мифологические сюжеты, но и являлись целостными картинами ¿'Ира, обеспечивавшим мистерию общения с предками.

Встречаются гравировки и на других категориях костяных изделий: роговых остриях, бляшках. Гравировки можно разделить на сделанные профессиональными резчиками и под-ражаввими им резчиками-'дилетантами". Намечаются также различия в иконографии, связанные с преобладанием с одной, стороны кавказского, с другой - степного, тюркского влияния.

Глава 1У. Граффити на керамике . $ Т. Знаки на местной керамике. Знаки ма керамике салтово-иаяцкой культуру представлены почти исключительно клеймами на днищах сосудов, материал по которым бил уно обобщен С,А.Плетневой с 0.С.Флеровый. В данной работе не содержится источниковедческого анализа этой категории знаков. Знаки-граффити на керамике культуры практически неизвестны, [к лопной кочса-кической керамике Сакела знаки были распространены: ето антропоморфные фигуры, "ёлочки", знаки в виде дуг и другие

пзобракония, часто орнамонтпльного характера. Всэ знаки наносились по сирому тосту. В тот ко круг, видимо, входят два лопннх сосуда с антропомор;ш1Е,от изображениями, най-детшо в погребениях стопного варианта культур«.

Знаки на пряслицах хазарского пориода немногочисленны я представляют у*е извостнно типы. -

5 2. Г|.у\Мяти на пскпоэноЛ котмико. Основной материал происходит из коллокции Саркала - Болой Вата, где собрано около 500 Фрягшнтоп и цел их сосудов со знаками. В отдельных работах, особенно зарубежных, встречаются обращения к материалу гря^мти на керамико Саркала - Белой Ват л при поисках аналогий древнеболгарсгасл грлМстти. Анализ стрлтигрп^ичоского рпспродело!с:я фрагментов тарной керамики п слоях Саркола, а та к».о знаков на профильных частях датиропиших типов пг.г1*эр показал, что из всого материала татько 70 Фрагментов могло с определенной долой вероятности датировать хазарским временем, для остальных этого но позволяют сдалпть даннпо стратиграфия или их отсутствие. ?,по монпе репрезентативно собрание граффити хазарского периода на Таманском городпзо, где в слое УШ-Х вв. найдоно только 10,2"- всого числа Фрагментов с гранита.

Обпий характер тппологичоского набора граффити в бандой степени напоминает мотки ;;а чоропяцах српдневековой Таэрикп: болькш часть является букзотпс.и знаками, соот-зотстпущимм грочоскому алфавиту. родко встречаются буквы кирцлгаш, имоггсяо отличное от греческого написание. Монь-цуп часть составляют различные символические знаки, имою-пзш аналогии как в салтовэ-маяцкоЯ графике, так п в позд-неантичном мире. Но при эхом полностью отсутствуют сшет-яне изобра~оння. Еще одна категория знаков - ото простейшие метки в виде крестов, "галочек", параллельных черточек, "птичьих лапок", видимо, ставившихся для памяти, чаще ка ручках. Наблгщошзо над стратиграфическими данными, типологией амфор и датированными аналогиям приводят к выводу о малой изменчивости основного числа типов граффити на тарной керамика в УЕЗ-Х1У вв. Аналогии знакам Саряела и

"Тмутаракани имеется на привозной керамике от Византии до Северо-Западной Руси.

Вывод, сдолишшй на основании изучения граф]>ити на цривоэной керамике, аналогичен току, к которому пришли Ы.Д. Иолубонриноьн и А.Ф.Кочкшт по знакам на керамике Волжской Болгарии и Золотой Орда: существовала определенная номин-клатурц знаков, которой пользовалось купечество при торговых операциях. В основе лежали буквы греческого алфавита, использовавшиеся и в качество цифр. Применяли их не только греческие, но и болгарские, русские, касожскио купцы - все, кто занимался причерноморской торговлей.

Глав» У. ГодУ'ити "я монетах. обещавшихся р Восточно? Кнгюпо в IX-X веках . Данный ¡издал работы проследует цель, сходную о цольи предыдущей глины: выявить среди знаков, процарапанных на монетах те, что били оставлены населением Хазарского киганата, принимавшего активное участие в торговле стран Азии с Восточной Европой. Основную массу в это время составляет куфические дирхемы, ставсие главным объектом исследо'чииия. Всего било просмотрено оолеэ '¿2 тыс. монет (не считая обломков), происходящих иа кладов IX и X в. Выявлено 414 монет с граффити.

Существенные различия в географии чеканки монет У11-Х вв., находимых в Восточной Европе, отразившее изменения в направлении торговых путей, в динамике выпадения отих монет в клады, а также различия в манере исполнения граффити на монетах позволяют выделить два периода: У1Ь-1Х ь., которому соответствует основная масса монет омойядского и аб-басидского чекана,и X в., представленный спыалвдским чеканом и подражаниями ему.

§ I. ГгаФФнти на монетах У1!!-П вв. Граффити первого периода наносились тонкой иглой, часто с накиыом, курсквно. Они распсшоЕОны на свободном поле центральной легенды. Обнаружены арабские, греческая, оогдийская надписи. Преобладают надписи на пехлеви (определение В.А.Лившица, Л.Б.Никитина). Только три надписи - скандинавские: одна написана ча-рез все поле монеты. Единичные знаки соответствуют принятым

на Ближнем Востоке с дровнойпкх времен цифровым обозначениям. Знаков, сдоланнлх в Восточной Европо, за истечением скандинавских, не обнаружоно. Основные типы знаков из кладов IX в. Восточной Епропн имеют потше аналогия среди граЭДтти на монетах из кладов Грузия.

§ 2. ГгаЕНугл на моиотах К в. В X в. техника нанесения грчффити и манер] их расположения на монотном кружко меняется: для них характерны билае глубокие лшгаи, знаки свободно поросокают строки легондн, обычно расположены на периферии монотн. На цолых монотах встречается харяктернне для кладов района Балтики скандинавские рисунки, но набор знаков на оброзанннх п кружок монетах из кладов Харьковской, Воронатской и Курской областей существенно отличается от продстпплоиного в скандинавских (Г.Рисплинг, И.Хам- • марборг), Многяо знаки имппт аналогии в графике салтово-каяцкой культуры. Основная часть знаков иродстазлона прос-тойптата мотками, зидшо, примсшсгилпися при подсчото донег, ость и та<лгообраэнцо знаки. Восточный пласт, в противоположность потому периоду, почти не продстаплон. Найдена только одна согдийская (?) по определению 3.А.Лившица надпись (на полой монето).

Такоо различно в характеристиках граффити двух периодов отрлзило ожигав тенденции в доножном обращении: если в 7Ш-1Х вв. монотн долго обращается на внутроштх рынках Халифата и, не задортстатсь, идут транзитом чероз территорию Хазарского каганата на совер, то в X в. вывоз соробра происходил баюо интенсивно и монеты но усповали "походить по рукам" и приобрести мотки на Востока. Но зато развивается донажноо обращение в Восточной Европо и на монетах порвой половины X в., в том число я па грубих варварских подражаниях »появляется знага, которые пшототичоскп моано связывать с населенном Хазария.

Загуточонде. Ï. Основное число архоологачески фиксируемых изображений салтэво-маяцкоЯ культура оставлено на строительных гаторпалах. Прослсглваются двэ традиции. Одна соотвотствует периоду строительства кропостой, во время яо-

торого наносились изобрахония: тагсги, символические знака н рисунки, связанные со строительной обрядностьы. Другая - распространенная.! по всей раннеородневоковой Евразии окальниц изобрахешиш. Ео появлонио на доступной для рисования поворхности ужа слокемшх стон, скорое всего, свл-вано о периодически повторяемыми обрядакзд, во вромя которое использовались знаки к рисунки.

2. Наиболее информативны дгся изучения мировоззрения раиносродневекоього населения Подонья - знаки к рисунки на предметах, связашшх о культовой практикой: астрагалах и костяных коробочках-ролнкварнях.

3. Для ниселения салтовоч.гллцкой культуры но характерно оставление знакоь-граф1и!ти на керамике местного производства. Исключение составляют живейо в Подонъо группы кочевников, польэовавшшея лонной керамикой. Они наносили

на них знаки-скЗероги, сдвлашшо по сырому тссту.

4. Включение в фонд графики местного шеоления гра'йи-ти на привозной кораьико восы.:а проблематично, требует большой остороулости даже при внешнем сходство, так как основное количоство знаков появилось во врегл торговых операций.

5. То ко относится н к граффити на иокетах. Только для ионе? из кладов первой половины X в. с обрезанными в кру-еок монетами и подражаниями "безлвдоьского" типь полно говорить о наличии граффити, нанесенных кестним населением. Основную часть граффити ка нонетах состагляют примитивные по форме однообразные мотки, служиъше снотными знаками.

6. Руническая письменность, распространившаяся в По-доньо, еще не проникла а систему знакоу салтово-иояцкой культуры.

7. Как показала корреляция стилистических особенностей изображений, выполненных ромэсленникаАШ-коотеразшли в рядовыми обитателями Наяцкой крепости и Саркала, профессионализация искусства еще но обусловили отрыва от общей канвы народной культуры. То но относится и к сынатаи, и к семантнко профосоиональних гравюр на кости.

8. Развитие графики в Подонье оборвалось рояьшо, чом в Первом Болгарском царство я в Волжской Болторяи. Опа запечатлела интереснейшую стадию обцестветого сознания времени становления государственности. Появляется большое число тамг. Широко распространяется письменность. Но в то яе вроют продолжает жить ралпгнозно-мапгческоо восприятие гpnfjüчес кнх сродств, обусловившее их активное использование при различншс обрядах.

По теме диссертации опубликованы слодутше работа:

1. Об изображениях па костяннх изделиях салтово-маяцкоЯ культури // Проблему охран» п исследования памятников архоологии в Донбасса / Тез. докл. - Донецк, 1907. -С.94-96.

2. Иопие находки куфпчосгсих монот У1"—X вв. с граффити // Вторая всесоюзная нумизматическая конференция. Тез. докл. - М., 1987. - C.53-6R (В соавторстве с А.В.Фо-мттшм).

3. Знаки строэтплей Малцкого городша // СА. - 1988. - 5 3.

- С.91-105.

4. О назначении знаков па астрагалах (салтово-малцкоя культура) // Ратгто болгпрн в Восточной Европе / Тез. догл. :то:>ф. - T^m. - П. II.

5. О назначена значен на астрагалах (сслтево—гтущкая культура) // Fainme болгпрн в Восточной Европе. - Казань, 1989. - С.73-09. .

6. Обрядовая гряфдка в стгоз™сл*нсм доле среднегокопого Подоньл // Вопрос« злггтес:»:* "сторгти Волго-Доюл з зпо.ту сродневе.човт-л i преблег.п буртпеов. - Пенза, 1990.

- С.65-70.

7. Граффити Ыаязхкого города // Маяцкий археологический комплекс. Материалы Советско-Болгаро-Бенгерской экспедиции. - М.,1990. - С.41-91.