автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Раннесредневековые оссуарии Согда как исторический источник (типология, районирование, хронология)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Раннесредневековые оссуарии Согда как исторический источник (типология, районирование, хронология)"
АКАДЕМИЯ наук УзССР
ИНСТИТУТ АРХМЛОГИИ ИМЕНИ Я. Г. ГУЛ2М0ВА
На правах рукописи удк 930. 26
ПАВЧИНСКАЯ Людмила Викторовна
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЁ ОССУАРИЙ ССГДА КАК ИСТОРИЧЕСКИ!! ИСТОЧНИК (типология, районирование, хронология)
I
ф
(Исторические науки—07.09.96—археология)
' АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соисканке ученой степени кандидата есто?-ечосккх наук
САМАРКАНД — 1990
Работа выполшна в Государственном музее истории культуры и исскусгиа Уз. ССР и vi. А. Икрзшова.
Научиый'руководитель - доктор исторических наук
Б. А. ЛИТВИНСКИЙ '
Официальные оппоненты: доктоо исторически4 няук
Э. В. РТВЕТАДЗЕ
кандидат исторических наук . • > ■• • - <
К. -А. АБДУ.ЛЛАЕВ -
Ведущая организация: Кафедра археологии Ташкентского госуда[ствеинсго университета. ■ " ' ' "
Защита состоится 1390 г. иа «аседан.ии, специа-
лизированного совета К. 015 .26 01 по присуждению ученей степени кандидата исторических иау,< при Институте археологии АН Уз. ССР им.Я.Г.Гулямоза (7D3J5I, Самарканд, ул. академика Абдул/аева, 3).
С диссертацией мпжмп ознакомиться в библиотеке института археологии АН УзССР им Я. Г.- Гулямова.
Автореферат разослан „ " • 19!)0г.
Ученый секретарь специализирован»! го совета кандидат истерических нау^ М . И. ФИЛАНОВИЧ.
J^fucíÜM^
'СЕДАЯ ХАРАШРИИШ РАБОТЫ.
Актya л ьно ст т е'т.в \ г Оссуарки Согда предстагдпст собой BKSHtíii исторкявсвпз источник, особенно д^яя ИЗуЧЗКЕЯ sjtímyói Ссгда рсгшесргдйеьсгохого периода. Оссуарки,! Согда гзтогочпслелнге гаСотп, однако они как правило, рассматривай? отдслнс® находки, чаше всего высокохудокественл-з, Цлкют-* ьешэ-i специальной работе;: на згу теку является двссоргжая Е.Я.Стаззпзного '^Пендоткентскш некрополь кск памятник нуль-туры Согда" / 1954 r./i -Однако, ara работа основана только на материала:; пендагкеэтских наусоз и ш ссвзцаз? проблои, сгя-з?лк-згк с ссгдйскякз оссуаркяап в цела*. С комекта открытия П5рвж согдоДшк occystsrsB в I8B5 г., а ыугеях налил страны собрано большое ася&есгъ-о оссуар-гзс азходок из Согда, основная часть которьх до о;сс пор кз опубстковона. Проблема изучения ссгди/'гвдс ocojrMja^S !^üv¡&гa&sbя з отсутствии слодноЛ ка-талогьзацгда да-тнсгэ материат-а н осковакпэГ: на ней формально :í т:!лолог:ш с разработке*! к»/::тоъ:-алы:о.': к хронологической х--~асс:йиках;:гг. Предлагаемая дассертещих представляет собой первое специзяькоог исследование согдиасккк оссуариез э дакнем аспекта,
Роля ». .задаст ксплолгея:~'я: Зддачей диссертации является ¡¡¿учете культура ракнесредневекового Согда на конкретном археологическом ккгевкале, а ккенко ка согдийских оссуарнях, введение з нау^су коьнх об'!25р:-гшс материалов, в основном Центрального и Западного Согдо* и псгерпрэтадн-я б свете этих новых дад-йз: того, что изучено ранге; В работе рассмотрены:
а/, систематизация материала з целя:-: разработки формально;' тлполсгки согдиг.скгрс оссуариев; . .- /С б/, изучение территориально,': специфики оссуариев Согда; в/, датировка оссуариев Согда, основанная на археолога™ часком материале с привлечением сравнительного анализа и вниз» локнз пволюциц corAitiCKiíx оссуариев.
Научная новизна диссертации состоит в том, что на сснс-зз принципиального нового подхода ока обобщает все материально согдшским оссуариям, вводит в научный оборот большое ко-хичество этого материала Ссгда /более 60 %/, хранящегося з основном б разных музеях нашей страны. Предлагается впервые -детально разработанная типология согдийских оссуаркез внутри собственно Согда, При этол е&тло, что хронология данного материала, разработанная диссертантом» основана презде всего на археологических данных с учетом развития городских оссуар-ных некрополей в общеЛ схеме историческое топографии согдийских городов 7-М Ее ков,
Псточникозпдчес.ко;], оековол работы послужили в основном материалы из собрания музея истории культуры и искусства УзСС" / Самаркаед/, -краеведческого ыузея г. Самарканда, Государственного Эрмитажа / Ленинград/, музея истории народов Узбекистана / Ташгент/, истсркко-краеведчееких музеев Душанбе, Поцдкикента, Бухары, а так:;;з из аондов Института истории А.До-ниша / Душанбе/, археологической базы ПецдсикенгскоЛ окспеди-ции в г. Пендаикенте, Института искусствознания / Ташкент/, кафедр археологии Угошерситета Ташкента и Самарканда.
Практическая ценность работы заключаются в том, что ос-суарии-являются ыузеЛнши экспонатами. .Данная работа поыозет в определении территориально.!' и хронологической атрибухд-ш ос-суарннх експоштов,. Выводы, полученные в ходе исследования, могут бить'.использованы при написании обобщающих трудов по истории культура Средней Азии епохи раннего средневековья.
•'' Апробация -результатов исследования. Некоторые выводы диссертации изложены в докладах, прочитанных на отчетной археологической сессии ¡-1нститута археологи! АН УзССР / Сакарканд, 1984 г./, в Институте Востоковедения АН СГ-ПР / Москва, 1968 г/ и в ряде печатных работ: Общественные науки в Узбекистана /1583 г./, Творческое наследие народов Средней Азии в памятниках искусства, архитектуры и археологи! /198^ г./, Вопросы археологии древке;"; истории и этнографии / 1987 г./, История материальной культуры Узбекистана / 1988 г./
3.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К тексту прилагается альбом иллюстраций и сводный каталог согдийских оссуариев / текст описей и иллюстраций /,
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ .
ВВЕДЕНИЕ. В кратком введении рассматривается история -изучения согдийских оссуариев, анализируется основные концепции, связанные с интерпретацией датировок и эволюции оссуариев. -
В история изучения согдийских оссуариев выделяются два этапа :
Первый этап ~ Ето'Чтап случайных находок" / 80-е года ИХ века - 20-е года XX века /. На данном этапе публикации охватывают район только Центрального Согда - Самарканда и его округи. Материалы первого отапс' еще не.позволяли перейти к режению вопроса территориального и хронологического развития оссуариев Согда из-за его недостаточности "качест- ' ва", определяющегося главнки образом, свойственной среднеазиатской археологии того времени,' уровнем археологической методики, почти подшм отсутствием фиксации материала.
Второй этап •- .это "этап датированных некрополей" / 30-е и 60-е годы XX века /. На этом ьтапе география исследования . согдийских оссуариев становится более широкой и охватывает территории не только Центрального Согда, но и его западной и шной частей. Основная масса исследований по оссуариям связана с материалом из серии "случайных находок", однако наря-^ ду с ними известны и публикации датированных по археологическим данным оссуарных памятников, таких как Пенджикент /Ста-висккй, 1949 ; Ставиский,Большаков,Мончадская, 1953; Большаков, Негкатов, 1958; Беленицкий, 1961; Беленицкий, Маршак, Распопова, 1980 / , усадьба близ Кафыр-калы / Ешкина,1961/, Кстнхан / Бугаченкова, 1971, 1575, 1990' / и да. Часть дата-
рованного материала до сих пор не бада опубликована ваобщ..> или частично, и .вводится в научный оборот в данной работе впервые, сто КаЛыр-кала / Сухарев, 1238 /, Пайкенд / -Шишкина, 1954; А^расиаб / Дадабаев, 1668 ; Пачос, 1973 ; Кириллова, 1282 / и др. ' ;
данный материал позволяет перейти к освещению проблем хронологического развития, территориальной.специфики оссуа-риев Согда на основании датированного материала. Первая и единственная попытка в этом плане'содержалась.в диссерта -ции Б.Я.Ставиского / 1954 /. Исходя из материалов пенджикен-* тскнх наусов, автор вывел следующую схему : овальные оссу-арии / в эту группу, он включил и прямоугольные с аналогичной техникой изготовления их ленточной лепкой / бытовали в Согде в УП-УШ веках, а прямоугольные типа Биянайманских -раньше в У-У1 веках. Хронологическая схема развития согдийских оссуариев, предложенная в свое время Б.Я.Стависким, археологическое обоснование которой основано только на пендаи-кентских: материалах, в связи с накоплением нового материала требует коренного пересмотра..
- - * '' ' '..•'.
- ШВА I, •, согдааскиЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОШЛЕССЫ '■ С.-.ОССУАРйЯШ Й СТГДЕШЬНЫЕ НАХОДКИ
. ' ОССУАРИЕВ;.
. '/'. В атой-главе содержатся данные о .находках оссуариев в различных местах Согда. При этом приходится учитывать, что , наряду с оссуарияш,.происходящими из раскопанных археологических комплексов,' имеются точно локализованные, но вне . археологического контекста оссуарга, а также беспаспортные . находки. Источниковедческая ценность, особенно в' частя хронологических определений этих трех групп находок, различна. ' ■•' .Подавляющее больсинство находок оссуариев происходит из Центрального Согда, главным образом из Самарканда. В Са-
i/арканде сейчас известно б археологических комплексов, представляющих собой, вероятно, остатки некрополей или отдель -ных захоронений.
Помимо Самарканда, в Согде сейчас известно 13 археологических* яоишехсов с осоуариями, представляющих собой ос. та?жи некрополей или отдельных захоронений : Кафыр-кала / Сухарев, I9SS; Шклкина, 1956-57 /, Пендникент / раскопки Сог-дийско-Таджихской археологической експедиции, 1948-59,1575/, Саиль-тепе, Бешкгль / Иванкцккй, 1986 /, Дурмен / раскопки -Музея истории искусств народов Востока, г.Москза, I986-ISE9/, Ташкент 1 1979 /,Пайкенд / Екикина, 1954 / и другие.
Отдельные находки оссуариев, точно локализованные, но чаще всего вне археологического контекста известны по всеьу Согду и зафиксированы на 21 памятнике.
Третью группу оссуариев составляют беспаспортные наход- ■ ей, не иглеюцие точных данных о происхождении. Практически . все оссуарии данной группы по прог"хозденно более или менее точно сзкзаны с Самаркандом и составляет1 более 40 % всех ос-, суариев из Самарканда. Есе они являются в основной дореволюционными собраиияьш частшх коллекционеров, хранящихся в музеях наией стхзяны, и в одном случае - в Британском музее Лондона / коллекция Стейна /. Наиболее многочисленными явля г/рся собрания ;'узея истории культуры и искусства УзССР г.Самарканда, Цуззл истории города Ташкента и коллекции Весе -донского, Кастальского из Государственного Эрмитагл. з Ленинграде. .
ГЛАВА П. - НОРМАЛЬНАЯ ТИ10Л0ПЫ СОЩШЙК ОССУАРИЕВ .
Основой для классификационного анализа является каталог, составленный по географическим признакам из 272 оссуариев-Центрального, Южного и Западного Согда. Типология основана;
6о
ка 5зтасс:ф1кационнах признаках: I. материал; 2. техника из-гстсЕлекая; 3. Форш? 4. Техника декора; 5. зцян декора,
1. Материал, Есе известные нам оссуарии вшоляеш: из оо'сагенной глинн, за исключением одного, сделанного ио алебастра / Певдшсенг /• Единствеиная находка кгакшоЛ кркои от глиняного оссуария / Пендкикект / спщвтельствует о ьоз-ьюлг.ности бытования в Согде. и каыенынх оссуариев.
2. Техника.изготовления. Все известные глиняные оссуарии и кршки от них лепные и подразделяются на три вида, ПерЕкй вид самыГ- многочисленный. Изготовление оссуария осуществлялось лепкой из глиняное лент-частяьк. Сначала делали дно з виде глинянол"лэпеп:-и". затем края ее загибали со всех сторон я на них наращивали кольца глиняных лент, количество которых варьируется от 5 до .13, Практически все оссуарии, изготовленные данным способом довольно толстостенные / от 1,5 до 2,5 см/. Обжиг преобладает неравномерней» Второй вид - более малочисленный. Оссуарии и крышки выполнены методом раздельной формовки. Лепились отдельно все четыре стенки оссуария и дно, затем соединялись при помощи глинянж валиков, которые тщательно заглаживались снаружи. Стенки оссуариев второго вида более тонкостенные / не более Г си, У. Ойзиг обычно равномерный. Третий вэд - саанй малочисленный. Выполнен методом смешанной техники. В данном случае корпус оссуария вылепливался методом раздельной фор&говки, кар: второй вид, а верхняя сводчатая часть, при-лзлливаяась к корпусу методом ленточной лепки.
о. Сюрма оссуариев. Все виды формы оссуариев, за исключением одного глиняного статуарного, представляют ящичный тип. Глиняные ящичные оссуарии по форме подразделяются на два вида: прямоугольные в плане и овальные в плане, Ящичные оссуарии прямоугольной и овальной в плане формы представлены многочисленными экземплярами и подразделяются на два подвида: вылепленные отдельно от крышки; вылепленные сводом со срезанной крышкой в нем. Первый подвид наиболее многочисленный. Крышки оссуариев плоские, пирамидальные, очень редко сводчатые. Второй'подвид встречается в Согде значительно pese.
4. Техника декора разнообразна и выполнена по скрой глкке до обжига. Наиболее распространенной техникой декора била смешанная, включающая в себя прочерченный, налепнол орнаменты, прорези, резьбу, прилепные оттиски глиняных матриц открыто.! формы, оттиски штампов, пунсонной трубочки, гребенчатою инструмента.
Вторым распространенным видом техники.декора было использование крупных матриц, в которых оттискивались стенки оссуа-риев с штампованным декором;
Третьим, довольно распространенны!.! видом техники декора в Согде. был прочерченный орнамент. Расписной орнамент известен только на одном, оссуарии / Пендкикект/.
5. Виды декора' / орнаментация /. I. Оссуарии и крышки.от них без орнамента, иногда покрытые красным ангобом. 2. Орнаментация налетами лентеш-кгугаыи. 3. Калепные "шипы". 4. Орнаментальный декор с вариг*нташ; Представлен в подавляющем большинстве в виде растительно-геометрического орнамента. Поверх орнамента данного вида очень редко' наносился СЕетлый или красны;? ангоб. Орнаментировалась в основном одна длинная стенка. 5. Антропоморфные, зооморфные изображения в сочетании или на фоне орнаментального декора с вариантами. Ангоб использовался редко. Покрывали красным ангобом, чаще: всего вдоль края в виде полосы с потеказл!. 'Орнаментировалась только одна длинная стенка о с су ария. 6. Изобразительный декор с вариантами. Ангоб не использовался. Орнаментировались как правило все четыре стенки оссуария.
Отверстия в ос су ариях и кташках. Значительная часть ос- . суаркев имеет отверстия, которые можно подразделить на три <. типа: I. отверстия в виде фигурных прорезей, составляющие часть орнамента; 2. отверстия щелевидные и круглые, диаметром ф-2 см. Практического назначения длкные отверстия, судя по их расположению, не шели. Возможно, их чисто ритуальное значение /Ставиский/; 3. отверстия служившие для проде-
Ездая з них веревок, .служивших для скрепления крынек с ос-суариями. Следует еще отметить углубления в макушках полуколонок, оформлявшее углы оссуариеэ. Назначение этих углублений / их часто неправильно называют отверстиями /, связывают с установкой б них стержня для балдахина / Рапопорт /. 3 результате классификационного анализа Енявяено 18 типов глиняных оссуариев, один из которых представляет статуарный тип, остальныэ - разновидности ящичных оссуариев. Определяющими признаками для типа являются форма и техника изготовления оссуария, а такхе вид декора. Подтип определяется техникой декора, варианты подтипа - варианта™ вида декора.
ГЛАВА Iii, ТЕРРЖОРКАЛЫВЕ ОСОБЕННОСТИ ' СОГДИиСКИХ ОССУАРИЕВ.
Данная глава посвящена определен!® территориальной специфики оссуариев Согда. В Центральном Согде известно наибольшее количество оссуариев по сравнению с. другим области.— ми Согда. В каталоге из 272 оссуариев - 254 приходится на Центральный Согд и 153 - на Самарканд. Однако материал для исследования террйториальной специфики оссуариев, именно Центрального Согда неоднороден и т асть его составляет третья группа находок - частные колле*. дай и собрания музеев, не имеющие сведений о точном месте их нахондения. Поэтому в данном случае автору диссертации пришлось опираться на первую и вторую группу находок - археологические комплексы с оссуа-ркяш и отдельные их находки, имеющие данные о точном месте их нахождения.
В Центральном Согде мокно выделить три локальные группа, характеризующиеся специфическим набором типов оссуариев. Распространение этих групп совпадает с географическими гра-:-глцами. Его Восточная группа / Восточны,'; район Центрального Согда У; Ср,верная группа / Северны;4 район Центрального Сог-да /; "¿шамая rrmrna / Запзднш район Центрапьного Согда/. Самарканд по типу оссуариев входит в Восточную группу. Для
Восточной группы характерны глиняные ящичные оссуарии прямоугольной и овально-вытянутой формы, ленточкой лепки, с отдельно изготовленной крышкой. Крышки чаще всего плоские с бортом по длинному.край. Подавляющее число оссуариев орнаментировано с одной стороны . Декор двух видов : орнаментальный и антропоморфные, зооморфные изображения на фоне или в сочетании с орнаментальным рисунком. Техника декора , в основном смешанная / прочерченный орнамент, углубленная резьба, фигур -ше прорези, налепы, штамп /. В вариантах декора наблюда -ются различия ке;зду Самаркандом и Пендаикентом. Для Самарканда и Кафыр-калы более характерен растительный орнамент в виде упрощенных веток / елочный декор /, кустов, крупных лепестковых розеток. В Пендкикенте широко распространен мелкий геометрический декор, расположенный горизонтальными рядами. Кроме того, в Пендникенте больше известны оссуарии покрытые красным ангобом, как с орнаментом, так и без него, в Самарканде и Кафыр-:'.але - слюдяная посыпка. Общим для Пенд- . дикента и Самарканда является широкое распространение стилизованных аркадных композиций с крестами, причем самаркандские оссуарии характеризуются большим разнообразием архитектурных элементов в орнаментальном декоре. Антропоморфные и зооморфные изображения с орнаментальным декором больше зафиксированы, пока, в Самарканде, чем в Пенджииенте. Па оссуариях в Самарканде очень распространен декор в виде налепных штампованных головок-маскаронов с стилизованной аркадой или гирляндой на фоне мелкого орнаментального декора и крупные рельефные фигуры людей на фоне орнаментального декора / розетки /; вереницы рельефных птиц или животных на верхнем бордюре стен-;-^" ки. В Пенднсикенте - изображение фигурки с шарфом к птицами па сторонам на фоне геометрического орнамента - арочных дуг , которое не известно в Самарканде. Для-Северной группы характерны глиняные ящичные оссуарии ленточной лепки , вылепленные сбодом со срезанной в боковой его части крышкой. Ангоб
употребляется редко. Почти все оссуарии орнаментированы со всех сторон прочерченным орнаментальном декором , в основном растительного характера - упрощенные ветки / елочный декор /, пышные кустц, вьющиеся стебли, лепестковые розетки. Для Западной группы характерны глиняные ящичные оссуарии прямоугольной формы с отдельно изготовленной пирамидальной крышкой . Оссуарии и крынки выполнены методой раздельной формовки. Ангоб ке употреблялся. Все стенки оссуариев и кры -¡лек орнаментированы со всех четырех сторон изобразительным пли орнаментальным декором оттиснутым в матрице / аркадные композиции с людьми, пальметты /. Малораспространенны:.! типом оссуариев в Центральном Со где являются глиняные яличные оссуарии ленточной лепки овальной формы, со срезанной сводчатой крышкой, увенчанной , иногда, антропоморфной головой. Уникальными типами представлены оссуарии с изобразительным декором, в стиле рисунков на камке в виде изображений козлов, прочерченных палочкой по сырой глине / Наукаттепе /, статуарный глиняный оссуарии в виде лошади / Тургай-мазар /, аде -бастровый ящичный оссуарий со сводчатой крышкой / Пендаи -кент /, оссуарии с орнаментом в виде налепных "шипов" / Самарканд / и с расписным декором / Пендникент /.
' В Западной Согде / Бухарский оазис / все известные оссуарии глиняные, ящичные ленточкой лепки прямоугольной и овальной формы в плане. Наиболее распространены оссуарии с отдельно изготовленной плоской крышкой с бортом по одной длинной стороне. Наиболее известным является орнаменталь -ный декор, а такте антропоморфные, зооморфные изображения с орнаментальным декором . Техника декора - смешанная . Варианты декора не ясны, из-за фрагментарной сохранности оссуариев / Пайкенд, Кокча /. Изобразительный декор не известен. Ангоб почти не употреблялся .
1Г.
В Юяком Согде все известные оссуарии глиняные, ящичные. На Ер-Кургане известны оссуарии ленточной лепки прямоугольной и овальной формы / единичные экземпляры / ^ с орнаментальным декором в виде стилизованных веток /елочный декор/ на фоне арочных дуг, выполненного в смешанной технике. В Китабском и Яккабагском районах распространены оссуарии со смешанной техникой изготовления:, корпус которых выполнен методом раздельной формовки, а прилепленная сводчатая часть - ленточной лепной. Декор корпуса данных оссуариев - изобразительный, выполненный оттиском матрицы. Сводчатая часть иногда украшалась прочерченным рисунком. Ангоб не употреблялся.
В целом наблюдается типологическая близость мезду Восточной группой Центрального Согда, Пайкендом, Кокчой /Западный Согд/ и Ер-Курганом / Южный Согд/. Кешские оссуарии Юшого Согда сходны с оссуариями Западной /Биянай-ман, Иштыхан и др. / и Северной группами / Саильтепе, Беш-калв/ Центрального Согда. Корпус Кешских оссуариев идентичен штампованным оссуариям Западной группы Центрального Согда по форме, технике изготовления, технике и виду декора; с другой стороны „оформление верха оссуария сводом аналогичен оссуариям Северной группы Центрального Согда«.
ГЛАВА 1У. ХРОНОЛОГИЯ И сВДЛЩН СОГДйГСКИХ ОССУАРИЕВ.
В данной главе согдийские оссуарии рассмотрены з хронологическом отношении с целью вг-мбить их эволюцию. Первый раздел посвящен попытке освещения хронологии согдийских оссуариев на основе датированных археологических комплексов. Таких комплексов в Согде, пока, выявлено не того. Среди памятников, представляющих собой самые ранние осуарные захоронения в Согде / Самарканд, Пендкикент и Ер-Курган/ наиболее четко датированным является Пендаикент. Самые ранние оссуарные захоронения в Пенджикенте, пока, очень малочис-
ленны. сто три науса, датирующиеся по керамике в предел; конца У - начала У1 - первой половины Л1 веков / раскоп; Давутова, 1975 /. На Ер-Кургане известны единичные нахо, оссуариев, датирующиеся по стратиграфическим данным кош У - У1 веками. Гораздо сложнее ситуация обнаружения осс; ных погребений в Самарканде. По историко-топографическга соображениям здесь датирован только один оссуарный некр-концом У - началом УШ векоБ, расположенный на городище 1 расиаб к юго-западу от второй крепостной стены / раскоп: , Дадабаева, Пачоса и др. ,1967 /. По результатам работ на внешней крепостной стене к западу от разрушенного некро /раскопки Кирилловой,1982 /, нюшяя дата функциошфован некрополя, предварительно,ыокет быть удревяена,возможно 50-100 лет. На гребне эллинистической стены обнаружены захоронения по оссуарному обряду в хуиах. По типу хумов -оссуариев и сопровождающему керамическому материалу за ронения могут быть датированы концом 1У - первой полов:;
V веков. Кусок оссуария прямоугольной формы ленточной л /тип не определен / с фрагментом плоской крышки, найдег: в одном из захоронений,.возможно, относились к гтому ае пени, поскольку сопровождающий материал однородный по г манн и подобные оссуарии с крышками новестш в Согде пс тированному материалу из Пендкикекта уг.;е с конца 7 - ш
VI веков. Но, не исключено,, что они могли попасть сюда чайно, поскольку захоронения произведены ка развалинах решенной крепостной стены и только в Х-Х1 вв. перекрыв ремонтной кладкой. .
Археологические кошлексы с о с с.у ариями, датирован; более поздним временем, серединой УП - первой половико; • веков представлены в Согде в большем количеству. ?то м рополи Пендкикента, КаХыр-калы, наусы Еешналя и Саильт Кштыханскиймогильник,отдельные захоронения на Дурмене рытепе, каусы Пайкенда,. которые датируются по ст-ратигр чееккм данным, сопровождающему 'керамическому материалу
монетам в отдельных случаях, данным периодом. Второй раздел ' посвящен сравнительно-хронологическому анализу согдн":ск:пс оссуарпев, з результате которого, главным образом, предварительно шяалек«: хронологические гранщы оссуариев юго-западного некрополя на А^раснабе У /?/, У1 - первая полевика УП л вторая половина УП - первая половика УЕ зекоз ; штампованных оссуариев Согда з пределах УП - УШ зэков.
Третий раздел посвящен эволецшг согди;-ск;к оссуариев . Эволюция формы, техники изготовления. Б развитии '.„орм согдийски оссуариев первостепенную роль играет техника изготовления.
У /?/ - 71 - первая половика УП веков - самме ранние ос-суарии в Со где - глиняные яцичкыэ прямоугольные и овальные з плане, ленточкой техники изготовления с отдельно изготовленной плоско": крышкой, ииегжей иногда бортик. Крыски насаживались прямо на край оссуарил / полочки длл крьпвек в оссу-ариях отсутствуют /. ,
3 Самарканде с У1 в. известим только прямоугслыгыэ ос-суарии / возможно, с конца 1У - качала У веков /, в Нендмн-кенте - осе формы с хокца У - начала У1 веков, "алочпелеккые находки оссуариев отого* периода па Ер-Чургане дали пока прямоугольную / квадратную / т0?'-"/-
Вторая половина УП - первая полозиг.а УП! веков. Прлмо-' уголь/аде оссуарии ленточкой, техник:-, иогстовленил и в этот период являются одвоГ: из с>:,;-;х ра(;'';'ч":ране:^з.мх .¡орт э Cor-де и особенно в Самарканде и Пеидмлкенте. Наряду с плоскими крнвжвми, стали выделывать отдельно изготовленные сводчатнэ кроки ленточной лепки, упором длл которая сломила специально прилепленная полочка вдоль внутреннего края оссуарил. 0-вальнке оссуарии лекточнол лепки с отдельно изготовлению:'! , крмл-:ой,известкме в рапплл период пока только з Пепдминеите, з сто время получают акрокое распространение по зссму Согду. В отот период ленточным способом стали кнлепливать свод,которой потом срезался и срезанная т?асть слуг.кмга в качостсо' кргп-'тот вариант сходен с лщичгсгп: оссуарилми наличием слемтои
сводчатой крышки. В другом случае отверстие вырезалось не вверну, а сбоку н срезанный крукок служил в качестве крышки, С этим-временем'мокко, видимо, связать единственный в Согде статуарный оссуарий в виде лошади. Технологически и • территориально / Северная группа Центрального Согда/ он бт зок оссуариям УП-УШ веков, вылепленных сводом со. срезанной в боку крышкой, за исключением одной детали, которая, придала ему.морфологически новый вид. Это вырезанное в противо-подокной "впускному" отверстию боковой части, отверстие, к которому прилеплена голова лошади. В прямоугольных ящичных оссуарязх Согда этого периода известны две новые техники из изготовления: путем раздельной формовки / Западная группа Центрального Согда / и смешанной техники / Кешские оссуарга Кккого Согда /.В смешанной технике изготовления корпус ос-суария изготавливается методом раздельной формовки, а затет к нему прклепливался свод ленточной лепкой. Появление тсхнз ки раздельной формовки было обусловлено применением крупкщ матриц для тиснения стелок.
Техника декора. В ранний период в Согде применялась в основном смешанная техника изготовления с преобладанием в ней прочерченного орнамента, оттисков мелкого иаша, прилепленных оттисков матриц головок людей или образков, плиток. В поздний период по-пратагему ппгооко распространена см« ванная техника, но в отличив от раннего времени, преобладав щей в ней становится углубленная и прорезная резьба, налеп, Е'тампоьанные калепы употребляются редко, на смену им приходят лепные фигурки, иногда с штампованной головкой. Прочерченная техника, известная г- ранни" период в единичных случаях / Пендкикент / получает-скрокое распространение .В это время появляется техника тиснения в матрице / Центральный I Ккный Согд/, а такие расписной декор /Пендкикект/.
Эволюция декора. В ранни:: период / У/?/-У1-первая пол вина УП веков/ оссуарии без орнамента известны мало, в ос~
когнса без ангоба,реже с 'красным ангобом / Пендлшкент / .. Сэлог: касоогкя видом декора били антропоморфные изображения ■лп. :оне орнаментального декора / Самарканд /. "¡то масяарокы со стккгоозаи!Е2Л1 гиряждеки и аркагш на фоне мелкого геометрического орнамента, часто с нрсстами.. Орнаментальный декор известен меньзе, особенно в Самарканде. ?то стилизованные аркадные кокпозпцки с крестами на .¿оне мелкого геометрического декора, гсометржеск^е композиции из линейного орнамента ■л мелких кружков с крестиками. •
Вторая половина УП- первая половина УП веков характеризуется наибольшим разнообразием видов декора. Антропоморфные хзобраяеидо на орнаментальном тоне в Самарканде уступают место орнаментальному декору. Принципиальным отличием данного вида декора от солее раннего является то, что ранни;"*: Солее бол со близок к изобразительна стетам, где оряагентальнкй д:кср Скл Торгом для стилизованной аркзиа кли гирлянды с кас-каронали. В данное время аркада или гирлянда заменяется круп-кк:.::: розетками, веткам::, кустки.Изображения масхарок г.ыгес-няктся крупными гнгуронн з полный рост с лепными или штампованными головками. Коп^т зидоа декора являете.-: антрспоморф -ное яазервпе, венчакгцее езодчату» крыку. [-'акболылес распространение получав? орнаментальный дан-р, особенно в Самарканде, Певддпкенте, на согегс "?нтрзл1:-7Г0 Согда, Пайкенде / Бухарский Сагд /, Ис кс:лозиц!й ггзесткк:: в раж;::: период сохраняется стилизованные 'арнад: ,;г ¡.¡зжез^гш, гаюгда с изображением в центре входа, ,:звссп"т раньсе только с маскаро-наии . Еоеыкк элеиептакп яглпясл зубцы-мерлоны, венча:ог;пз верх стенок, бордюр из косой сетки, намека крестов, арка -да / з кошозкцик с центральный входом /, крупными розетками или куста:.!:!. Появляются новые композиции орнаментального декора / рагогсртше горизонтальные из крупных кустов , веток с бигурши прорезями, лзпестногпо розетки, :сруги-коле-са, зыацкйся стебель, пальметта /. Изобразительный декор
известен пока с 'SU-века . Основная часть-декора представ -■ ляет вариант аркадных композиций с фигурами людей.
В заключении подводятся краткие итоги диссертации „ Оссуарный обряд, возможно, известен в Согде не с -рубежа У-У1 веков, как э.то принято считать, а по крайней мере на 50-100 лет раньше - к концу 1У - первой половине У веков . сто, скорее всего, хуыные захоронения, вероятно и в оссуари-ях / Самарканд' /. Появление первых находок оссуариев фиксируется с рубежа У - первой половины У1 веков в трех городс-ккх центрах : Самарканде, Пенджикекте, Ер-Кургане. 0 массовом распространении оесуарного обряда в оссуариях по всему Согду можно говорить пока не раньше, чем с УП зека.Возможно, .оссуарный обряд в Согде складывался первоначально в городских центрах.
•'-Хронологическая схема развития согдийских оссуариев, предложенная в свое время Б.Я.Стависким - от прямоугольных йота Биянайыанских - к овальным ленточным, которая, по его мнению, связана с упрощением технологического процесса, в связи с накоплением нового материала, в свете данного исследования,- притерпевает радикальные изменения. Саше ранние оссуарии в Согде - ленточные, прямоугольной и овально" фер-. мы, бытовали на протяжении всего ракнесреднягскового периода '/ У 7?/ - У! - первая половила УШ г.ексв /. Более поздппэ оссуарин Бикнаймзясяого типа - штампованные прямоугольные с пирамидальной крыйшй». выполненные в технике раздельной формовки. .■■'..'"•
■ Процесс развития формы согдийских оссуариев, как ото но обусловлен не'упрощением, а внедрением-но:зых тежолопжс-ких приемов",и появление.~~'прямоугодьных оссуариев раздельной формовки / БиянаДыанский тип /, было связано с применением крупных матриц . ". " ;. ■ - :
- ', Пока только с УП: века ш можем судить о территориальг
ных особенностях оссуариев Согда / Центральный Согд/. Если . ранние оссуарии Самарканда были связаны!с'эллинистической. ■ традицией., то поздние' уяе заметно утрачивают эту :связь. В -основном исчезают маскароньг, стилизованная гирлянда или 'арна-.да, которые заменяется орнаментальным декором:, близким монументальному декору Согда. УП-УШ веков., В .округе- Мианкаля- Центрального Согда в УП-УШ веках появляется новый технологический и изобразительный тип. -оссуариев, .резко отличающийся от самаркандских своим западным стилем. Штампованные оссуарии -сосредоточены в западной.округе-- Центрального Согда, в Певд-лсике-нте и Самарканде иге кет. Некоторые оссуарии Самарканда -по сеопм художественным достоинствам не уступают штампованным оссуариям, хотя в целом, иконографически они более бедны, но декор их выполнен в более, трудоемко.! технике резьбы,' ручной лепки и т.д. Однако, ноенй тип оссуариев с более • прогрессивные методом тиснения в матрице, которнй ускорял процесс изготовления оссуариев, не получил распространения-в крупном ремесленном центре Согда- - Самарканде, хотя он расположен всего в 19 км от Дурмена, где-данный тип оссуари-'ев изготовлялся. Возможно., причиной.этому была, скорее всего., религиозная ситуация, .т..е. существование в западном округе общины, как-то отличной-от-самаркандских приверженцев- -оссуарного обряда..
■ По диссертации опубликованы следующие работы автора:.
1. Оссуарий из Муллакургана. - . .
ОНУ, вып. 3, Ташкент., Фан, , с. 46-49 .
2. Оссуарии из Сарытепе.
В кн. Творческое наследие- народов Средней Азии в памятниках искусства, архитектуры и археологии /тез.докл.конф./. Ташкент, Фан, 1985, с. 94-95 .
3. К истолкованию, изображений на Муллакурганском оссуарии. В кн. Вопросы археологии, древней истории и этнографии.
. Самарканд, йз-во СамГУ, 1987, с. 20-29.
4. Оссуарии из Сарытепе.
ИМКУ.'вып. 22, Ташкент, Фан, 1988, с.91-101 / в соавторст. ' с Ростовцевым О.М. /. -