автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.04
диссертация на тему: Расстановка социальных сил и политическая борьба в Северном Йемене 1934-1962 гг. (Движение "свободных йеменцев")
Полный текст автореферата диссертации по теме "Расстановка социальных сил и политическая борьба в Северном Йемене 1934-1962 гг. (Движение "свободных йеменцев")"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР / /
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ V /
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ /
На правах рукописи
УДК 953.3 "1934/1962"
ХАЛЕД АБДУЛ ГАЛИЛЬ ШАХЕР
РАССТАНОВКА СОЦИАЛЬНЫХ СИЛ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В СЕВЕРНОМ ЙЕМЕНЕ 1934-1962 гг.
(Движение "свободных аеиенцев")
Специальность: 07.00.04 - история коммунистического и рабочего движения и национально-освободительных движений
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1989
Работа выполнена р Отделе арвбских стран Института востоковедения АН СССР.
Научный руководитель: доктор исторических наук,
профессор В.В.НАУМКИН
Официальные оппоненты: доктор исторических ■ наук М.Ф.ВИДЯСОВА
, кандидат исторических наук Т.И.ГАСШЕКОВА
Ведущая организация: Институт Африка АН СССР
Защита состоится " Я-Ч " ¿¡иы^с-п 4 1989 г. в_
час. на заседании Специализированного совета Д.003.01.02 по исторический наукам при Институте востоковедения АН СССР. (103777, Москва, К-45, улДдановз, 12).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Институте востоковедения АН СССР по адресу: г.Москва, ул.Жданова, 12.
Автореферат разослан " /т^ " 1989 г.
Ученый секретарь Специализированного совете по историческим наукам при Институте востоковедения АН СССР, кандидат исторических наук
Б.Г>СЕЙРАНЯН
© Институт востоковедения АН СССР, 1989 г.
Актуальность темы. Проблема многообразности развития народов Востока остается одной из важнейших проблей исторической науки. Она обретает не только теоретическое, но и весьма практическое значение, В своем докладе ХХУП съезду КПСС М.С.Горбачев отметил, что "современный мир сложен, многообразен, динамичен, пронизан противоборствующими тенденциями, полон противоречий. Это мир сложнейших альтернатив, тревог и надежд".
Этот вопрос нашел отражение в новейшей истории Северного Йемене. В имэмекий период (1918-1934 гг.), особенно во второй этап его существования (1934-1982 гг.) постепенно выявлялись противоречия между базисом и надстройкой, которые тормозили дальнейшее развитие общества. Объективно существовали два пути их разрешения: путь проведения реформ, которые бы способствовали постепенному преобразованию общества; и путь революционный -свержение имамского режима.
Оба эти пути (эволюционный и революционный) нашли реальное отражение в деятельности оппозиционного движения имамскому режиму в Северном Йемене. Это проявилось в действиях различных группировок оппозиции и было отражено в их программах. Исследования процесса складывания этих политических группировок, анализ их программных документов, определение их значимости имеет большое научное и практическое значение.
Возникновение оппозиционного движения против имамского режима явилось одним из крупных событий новейшей истории этой страны. Оно стало одним из основных факторов политического развития -- достаточно упомянуть такие акции, в которых оппозиция принимала участие, как конституционный переворот 1948 г., решение исхода переворота 1955 г., и события 1959 г.
I. Материалы ХХУП съезда Коммунистической пэртии Советского Союза. И., Политиздат, 1986, с.б.
Без давления, оказанного оппозицией, имамский режим не провел бы многих политических и экономических мер, сыгравших определенную роль в изменении облика северойеменского общества. Оппозиционное движение за 28 лет продвинуло общественно-политическую мысль в стране, оказав значительное влияние на мировоззрение нескольких поколений. Можно сказать, что борьба оппозиции против имамского правительства составляла содержание социально-политической борьбы в период от 1934 до 1962 гг.
Оппозиционное движение своей борьбой подготовило свержение имамского режима, его представители непосредственно руководили революцией 1962 г., в результате которой был установлен республиканский режим. В немалой степени оно определило и путь развития этого режима в последующие годы.
Содержание понятия "оппозиционное движение" неоднократно менялось. В период от середины 30-х годов до середины 40-х годов это понятие подразумевало деятельность различных групп молодежи, настроенной против правления имама Яхьи. В 1944-1958 гг. в оппозиции к имамскому режиму стояла уже относительно организованная политическая сила - движение "свободных йеменцев". На основе этого движения возникали и последовательно сменяли друг друга три организации - "Партия свободных йеменцев", "Великая йеменская ассоциация" и "Йеменский союз". С появлением в 1958 г. новых патриотических политических организаций (группа Мутаххара в Таиз-зе, Движение арабских националистов, Организация свободных офицеров и др.) оппозиционное движение расширилось, включив в себя все эти политические силы, принимавшие участие в борьбе против правящего режима.
Практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, сделанные в ходе работы, могут быть включены в учебные пособия, лекционные курсы по истории революционного движения Йемена. Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения проблем социально-политической борьбы в странах Востока,
Хронологические рамки работы. В диссертации исследуется история оппозиции с момента её формирования в середине 30-х годов до свержения режима имама в 1962 г. В 1934 г. имамский режим потерпел поражение в войне с Саудовской Аравией и уступил ему территорию, на которую претендовал до этого. В том же году Яхья подписал договор с английскими властями в Адене, по которому он лризнвл де-факто английское господство на юге страны.
Эти обстоятельства привели к расширению недовольства имамс-
ким режимом, и трансформации его в политическую деятельность, направленную против политики государства под лозунгом преобразования общества. Вскоре эта деятельность приобрела организованный характер, тем самым в стране зародилось оппозиционное движение.
Цель и задачи работы. В диссертации ставится цель исследовать процесс становления оппозиционного движения, выявить закономерности этого процесса и оценить роль оппозиции в общественно-политической жизни страны. Для этого ставятся следующие задачи:
- выявить социальные и политические факторы возникновения оппозиции;
- показать действие внутренних социальных сдвигов и влияние внешних факторов на эволюцию деятельности оппозиции, ее политической платформы;
- провести сравнительный анализ между разными группировками оппозиции и выделить основные направления в оппозиционном движении, определить причины размежевания в нем;
- проследить процесс разложения цманского режима в силу его внутренних противоречий и влияния внешних факторов, определить место и роль оппозиции в этом процессе.
Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма и, прежде всего, тех из них, в которых рассматриваются соотношение между социальными группировками и политическими партиями, классификация политических партий, перспективы развития народов Востока в эпоху империализма.
Исследование опирается на широкую источниковедческую базу. Все источники можно разделить на три группы. В первую группу входят документы политических организаций оппозиции: программы, отчеты, переписка, уставы, ноты, заявления руководителей. Среди них особенно важны "Закон отряда йеменской молодежи", "Требования йеменского народа", "Священная патриотическая хартия", "Устав йеменского союза", "Требования народа", "Генеральный отчет йеменского союза 1957-1961 гг." и др. Данные документы отражают политическую направленность оппозиции в разные периоды, этапы её становления, ее социальную сущность. В эту группу входят также разные публикации организаций оппозиций - брошюры, газеты. Наиболее важны среди них газеты "Саут 8ль-йаман" и "Аль-Са-дэка", которые подробно характеризуют различные стороны деятельности оппозиции, её программные требования и позиции по равным
проблемам.
Вторую грушу источников составляют труды руководителей в активистов оппозиционных организаций. К ним относятся труды аз-Зубейри (например, "Имэмаги его опасность для единства Йемена", "Призывы свободных йеменов и единство народа", "Величайший обман в арабской политике"), ¿.М.Нуамана (например, "Письмо к борцам в Йемене", "Письмо к сыновьям Йемена на родине и в эмиграции"), М.А.Нуамана (например, "Чтобы понять дело", "Грешная история"), АЛ.аль-Айни ("Битвы и заговоры против деда Йемена"), Кахтана аль-Шааби ("Британский колониализм и наша арвбская битва на юге Йемена"). С помощью этих источников мохно конкретно проследить позицию политических организаций по разным вопросам, их представления о проблемах общества и аспектах её изменения.
К наавэнной группе источников можно отнести мемуары участников борьбы против режима имама. В последние годы было опубликовано ряд таких работ. Наиболее известны среди них мемуары А.А.вш-Шаиахи,.Абдаллы ас-Саляля, А.аль-Арьяни, А.Свбра, Абдель Гани Мутаххара, А.аль-Байдани, А.аль-Шами. Важны также свидетеле ства некоторых участников событий этого периода, приведенные на рвзличнух конференциях (например, конференция о перевороте 1948 г.) и интервью для периодических изданий (например, интервью аль-Арьяни в журнале "зль-Хикма", 1973, №18). Такие работы содержат важные факты этого периода и дают представление об атмосфере, в которой проходили события.
Третью группу составляют периодические издания, в первую очередь, аденские газеты - "фатаг ал-Дкааира","Аль-Нзадэ", "аль-Якзэ" и журналы: "аль-Афкар", "аль-Мустакбаль".. Эти издания содержат богатый материал о политическом, социальном и экономическом развитии в северной части Йемена,, о йеменско-английских отношениях, об оппозиции. С помощью этих источников автору удалось устранить много неточностей, которые встречаются в литературе об атом периоде истории Йемене. Особо следует отметить значимость газеты "Фатат аль-Джаамра".Издатель этой газеты и.А.Лукман был близок к кругам "свободных йеменцев". На страницах журнала "аль-Хикма аль-йамания" (1939-1941 гг.) публиковались статьи первых деятелей оппозиции. В издававшемся в Каире журнале "вль-Рабига аль-Арэбийа" также публиковались материалы, выражающие мнение оппозиции.
Кроме этих основных групп источников в данной работе были использованы и другие, имеющие значение для раскрытия отдельных аспектов диссертации. Это государственные документы (соглашения йеменского государства с иностранными державами, переписка имзма Ахмеда в 1948 г., его указы), документы дипломатических миссий США на врэбском Востоке (1946-1949 гг.) по Йемену. Труды мусульманских просветителей (Дж.ал-Афгвни, А.аль-Каваки-би, Мохаммеда Абдо) дают возможность познакомиться с источниками идей первых деятелей оппозиции. Воспоминания и записки арабских и иностранных очевидцев и путешественников содержат интересные сведения об отдельных событиях, некоторых моментах жизни общества того периода. Среди них можно отметить работы А.аль-Райхани "Короли арабов", Н.М.аль-Аадм "Путешествие в стране счастливой Аравии", Ива Хуек "Годы в Хадрамауте и Йемене", Сальватор Авонти"Это счастливый Йемен".
По теме исследования была использована обширная нэучная литература, в том числе общие работы по истории и литературе Йемена. Таковы, например, книги йеменских авторов А.Х.Шарэф-'ад-Дина "Йемен на протяжении истории", М.Я.ал-Хаддада "Политическая история Йемена", А.М.ат-Тора "Революция Йемена 1948-1968 гг.", С.А.Омара "Взгляд на развитие йеменского общества", А.аль-Бараддуни "Экскурс в йеменской литературе" и "Республиканский Йемен", С.Наги "Военная история Йемена", и также книга "Очерки по истории йеменской революции". В этих работах рассматриваются лишь отдельные аспекты деятельности оппозиции.
В периодических изданиях встречается немало исследовательских статей по отдельным проблемам истории оппозиции. Здесь можно упомянуть статьи Абдуллы Базиба, в которых он дает оценку событий .1948 г., 1955 г. и роли в них "свободных йеменцев", определяет социальную сущность этого движения и выявляет причины его кризиса. Можно упомянуть и статьи Али Базиба "Социалистическая мысль и развитие патриотического движения в Йемене", О.ал-Гэви "1948 г. и битва нового поколения". В этих и других материалах обращает на себя внимание отсутствие достаточной источниковедческой базы и недостаточная аргументация в суждениях и оценках. То же самое относится и к статьям З.Бэраката, А.зс-Сак-кафа в сборнике "Аз-Зубейри - поэт и борец". Выводы, сделанные вышеуказанными публицистами, во многом противоречат друг другу. В качестве примера можно взять вопрос социальной сущности дви-
кения "свободных йеменцев". С.Омар высказывал мнение, согласно которому это движение "представляло в основном интересы чести феодального класса, стремившейся к политической власти, и торговой буржуазии". По мнению ал-Гави и Бараката, движение "свободных йеменцев" представляло интересы части феодального класса. Ал-Гави называет её "либеральной частью феодалов", ^ а Баракат видит в ней ту часть, которая стремится к капиталистическому предпринимательству в городах. ® Ас-Саккаф не исключал, что движение "свободных йеменцев" выражало стремление части феодалов к власти, но он добавил, что это было стремление и дру гих слоев и классов,. Однако ас-Саккаф не определил их. ^ Али Безиб высказывал другое мнение, суть которого состоит в том, что движение свободных йеменцев представляло в основном "растущий средний торговый класс" и некоторых представителей феодало! стремившихся к преобразованию". ^
Большое внимание теме оппозиции в йеменской литературе уде лял М,А.аш-Шихари в своих работах "Революция на юге и поражение на севере", "Дискуссии о движении "свободных йеменцев"", "Уход от пещеры отчуждения и вызов культурной революции в Йемене". В этих работах дано его представление об общей картине движения "свободных йеменцев", факторах возникновения, его политической линии и деятельности, социальной окрашенности этого движения, его исторической роли. Шихари делает акцент на внешние факторы исторического развития, преуменьшая роль внутренних факторов. Кроме того, Шихари рассматривает проблемы политического движения того периода, исходя из нынешних условий революционного движения, игнорируя конкретные исторические условия того времени. В силу такого подхода Шихари приходил к таким выводам, с которыми трудно согласиться.
А.К.ас-Саиди выпустил единственную имеющуюся сегодня моно-
1. С.А.Омар. Взгляд в развитие йеменского общества (на араб.яз, Бейрут, 1970, с.157-163.
2. 0.Ал-Гави. Движение "свободных йеменцев" и "шухарскэя детская болезнь", "аль-Хикма". Аден, 1975, № 37, с.70.
а. Сборник "Аз-Зубейри - поэт и борец" (на араб.яз.). Бейрут, с.100-101.
4. Сборник "Аз-Зубейри - поэт и борец" (на араб.яз.). Бейрут, с.28.
5. Али Базиб. Социалистическая мысль и развитие патриотическое движения в Йемене, "ас-Саккафа ал-Гадида" Аден; 1974, № 9, с.21.
I графию по оппозиции: "йеменское оппозиционное движение во вре-1мя имама Яхья 1904-1948 гг.". Автор остановился подробно на тех условиях, в которых родилась оппозиция, сделал попытку суммировать представления движения "свободных йеменцев" о ряде проблем (Йеменское единство, английское господство на юге страны, социальный вопрос и т.д.). Автору удалось поставить ряд теоретических проблем: определение понятия "оппозиции", периодизация истории оппозиции. Но автор не ставит цель изучить оппозиционное движение в целом, ограничиваясь лишь его ранним периодом, что помешало ему дать общую оценку этому движению. Ряд выводов автора являются весьма спорными. Так, например, ас-Саиди любой факт против имама Яхьи рассматривал как действие оппозиции. Поэтому автор считает, что оппозиция возникла с первых лет объявления Яхьи в качестве имама (1904 г.). По такому подходу стирается разница между действиями, направленными на реформацию общества и имеющими узкий характер, как например, соперничество за власть, или даже актами реакционного содержания как племенные выступления. *
М.А.Абдо опубликовал ряд статей по истории движения "свободных йеменцев". Эти работы характеризуются богатством фактов и сведений, но автор не пытается обобщить их.
Представляет интерес также книга С.М.Салема и А.А.Абу-л-Ри-гала "Журнал "Ал-Хикма ал-Йамания" и движение зэ преобразование в Йемене", и книга А.ал-Макалеха "Ахмед ал-Хаурэш - погибший педагог".
В советской литературе о Йемене вопрос об оппозиции изучался Б.К.Голубовской. В своей статье "К вопросу о создании некоторых йеменских общественно-политических организациях Е.К.Го-лубовская впервые делает попытку рассмотреть всю историю движения "свободных йеменцев". Автор сумела нарисовать общий ход этого движения в период от конца 30-х годов до начала бО-х годов. В своей монографии "Революция 1962 г. в Йемене" Е.К.Голубовс-кая, исследуя политическую борьбу в дореволюционный период, освещает многие моменты деятельности оппозиции, ее роль и политические концепции. Многие выводы этих работ сохраняют свою актуальность до сих пор, но с момента опубликации этих работ (нача-
I. А.К.ас-Саади. Йеменское оппозиционное движение во время имама Яхьи бен Мухамед Хамид ад-Дин (на араб.яз.). Бейрут. 1У83, с.50-52.
ло 70-х гг.) появилось много новых источников, обогативших данную тему.
В монографии О.Г.Герасимова "йеменская революция (19621975)" первая глава посвящена оппозиции, её возникновению, основным моментам её борьбы. Но в силу малого объема этого раздела ввтор прошел мимо многих важных вопросов.
В коллективном труде советских авторов "Новейшая история Йемена I9I7-I982 гг." содержится материал по этой теме. Основные выводы в этой книге не выходят за рамки сделанных Е.К.Голу-бовской.
Научная новизна. На основе широкой источниковедческой базы в диссертации впервые предпринята попытка исследовать историю оппозиционного движения как целостного явления. При этом диссертант осветил новые моменты в истории оппозиции (формирование центра оппозиции в Каире, деятельность Йеменского союза в Адене в 50-х годах, деятельность новых группировок оппозиции, попытка создать единый фронт и другие), а также впервые ввел в научный оборот новые документы. В работе также разработана новая периодизация истории оппозиционного движения, уточнены определение оппозиции и понятие кризиса движения "свободных йеменцев". В работе по-новому осмыслен политический проект "свободных йеменцев", который характеризуется как "революция сверху".
Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В введении обосновывается актуальность темы, ее хронологические ранки, излагаются цели и задачи исследования, определяются ее новизна, дается обзор источников и литературы.
Первая глава посвящена анализу социальной структуры северойеменского общества, политике имама Яхьи, причинам появления оппозиции. В ней рассматривается первый атап деятельности оппозиции, ее концепции, политическая направленность, организационные формы.
Пришедший к власти в 1918 г. имам Яхья проводил такую политику, которая ущемляла интересы широких социальных групп, или одерживала их стремления. Крестьяне тяготились под бременем налогов и различных повинностей. Они страдали от произвола правительственных чиновников и солдат, разорялись и были вынуждены эмигрировать. Торговцы страдали от неравноправной конкуренции с правящим семейством и крупными чиновниками. Они задыхались от
беззакония и отсутствия элементарных условий для развития торговли. Некоторые феодалы, бывшие когда-то влиятельными людьми, были смещены с ответственных постов и оказались на вторых ролях. Просвещенные элементы общества тяжело переживали проявления деспотической власти и чувства отсталости своей страны от современной цивилизации. Половина населения роптала на конфессиональную политику, проводимую властями. Все эти силы составляли социальную основу политической оппозиции против имеиского режима.
Интересы и устремления всех этих сил Н8шли свое отражение в программах оппозиции и в её дальнейшей деятельности. Однако участие этих социальных сил в политической деятельности, их влияние не формирование направленности оппозиции зависело от особенности того или иного социального слоя, степени его политической зрелости, силы внутренней сплоченности, экономического и социального веса и т.д. Роль этих социальных слоев на различных этапах изменялась по мере изменения в соотношении сил между ними.
Несмотря на вовлечение в состав социальных сил, недовольных политикой имама Яхьи, а затем имама Ахмеда, все новых слоев, это не сопровождалось аналогичным расширением активности политической оппозиции. Росту активности оппозиционных сил препятствовала прежде всего их сильная раздробленность, в значительной мере обусловленная конфессионэлизмоы, трайбализмом и местничеством, не говоря уже о социальных различиях между ними. Существуют и другие причины: низкий уровень политического сознв-ния; сложность контактов между городом и деревней, между различными районами страны; отсутствие сформировавшегося социального ядра, вокруг которого объединились бы оставшиеся все силы.
Поводом для возникновения политической оппозиции стали неудачи имэмского режима в борьбе с английскими властями на юге Йемена (Аден и его протектораты) за освобождение этого районе, и в борьбе за соединение территорий Идрисидского эмирате. Эти неудачи, которые были закреплены официально в 1934 г., показали все противоречия имамского режима, его неспособность создать современное единое йеменское государство и преодолеть препятствия поступательного развития общества. Возникновение оппозиции после 1934 г. стало выражением объективной потребности общества в силе, которая мобилизовала бы его на борьбу за перемены.
Оппозиция зародилась в среде образованной молодежи, кото-
рая собиралась в кружки в различных городах Северного Йемена, а также в учебных заведениях в Каире.
В первый период оппозиции (1934-1944 гг.) были предприняты попытки создания организационной формы, объединяющей различные группы. Однако подобные попытки привели лишь к появлению упорядоченных связей между различными элементами оппозиции. Личные усилия и индивидуальная инициатива продолжали преобладать в деятельности оппозиционеров. Это во-многом ограничивало эффективность их действий.
Деятельность оппозиции на этом этапе приняла форму критики режима и проявлений отсталости. Определенные усилия оппозиция направляла и на распространение своих идей и требований в области реформы. Для этого оппозиция прибегала к использованию страниц каирских газет, листовок, личных бесед, а иногда и кафедр мечетей.
Оппозиция выразила свои требования в ряде программных документов на страницах журнала "аль-Хикма вль-йамания", а также в некоторых каирских периодических изданиях. Эти требования были направлены на модернизацию всех сфер жизни общества, создание благоприятных условий для развития промышленности, сельского хозяйства и торговли, заботу о социальных услугах, а также обеспечение положения крестьян. Вопрос о власти на этом этапе затрагивался лишь в виде пожелания, чтобы имам посоветовался с компетентными личностями общества.
В этот период оппозиция сделала ставку на возможность проведения ряда реформ сверху самими властями. Её представители обращались к имаму Яхье, затем к эмиру Ахмеду. Однако эти попытки не принесли желаемые результаты из-за упорства властей и из-з того, что оппозиция не имела возможности оказать эффективное давление на власти. Ужасающая отсталость того времени мешала налаживанию связей между представителями оппозиции и широкими народными массами.
Наиболее важным результатом этого периода было формирование оппозиции как политического движения, провозгласившего новые цели во имя преобразования общества.
Вторая глава посвящена второму зтапу оппозиции (1944-1955 гг.), когда она пришла к открытой политической борьбе против имамского режима.
В 1944 г. деятели оппозиции обосновали в городе Адене , •
"Партию свободных йеменцев", на место которой в 1946 г. пришла "Великая йеменская ассоциация", ставшая политическим лицом опт позиции. По названию партии стала именоваться и вся оппозиция, получившая известность как движение "свободных йеменцев".
Этот период характеризовался выступлением оппозиции как политической силы, имевшей всеобъемлющий план преобразования общества. "Свободные йеменцы" воплотили этот план в нескольких документах. Суть его состояла в создании системы политической демократии, которая гарантировала осуществление широкого круга реформ в экономике, культуре и сфере услуг. Она должна была представить гражданам совокупность общественных и личных свобод и исключить акты беззакония и насилия, которые постоянно совершал режим имама. Комплекс реформ, к которым призывали "свободные йеменцы", должен был неизбежно привести (путем создания но-.вых механизмов в обществе) к изменению его различных политических, экономических и социальных структур. Тем самым был бы нанесен удар по различным основам общества. Однако по данному проекту "свободных йеменцев" предполагалось осуществить эти реформы постепенно, в рамках сохранения власти имама. Это дзет нам основание сказать, что проект "свободных йеменцев" был проектом "революции сверху", т.е. попытки проведения глубоких преобразований, не прибегая к единовременному уничтожению существующих структур и не применяя при этом методы насилия. Иначе говоря, это был не путь скачкэ, 8 эволюционный путь развития. Ряд примеров из мировой истории свидетельствует, что этот путь приводил к ликвидации феодальных или полуфеодальных отношений и ооздавал предпосылки для перехода к капитализму.
Этот период характеризовался расширением социальной базы оппозиции в основном за счет эмигрантов, а также ростом современных течений.в рядах оппозиции, в результате усиления в ней роли торговцев, обусловленного тем, что её центр находился в городе Адене.
Кроме того, этот период характеризовался утверждением в качестве руководителей движения "свободных йеменцев" в лице Ахмеда Мухэмеда Нуамэна и Мухэмеда Махмуда аз-Зубейри, которые добились такого положения в результате последовательности их позиции в борьбе против правящего режима и их большого политического и организационного опыта» Признание лидерства Нуамана и аз-Зубейри дало оппозиции единый руководящий центр, чего ей тек
нехватвло в прошлом. Однако это не предохранило оппозицию от воздействия проявлений разногласий, которые всегда были ей свойственны. Причиной этому была дифференцированность социальных сил, на которой опиралась политическая оппозиция, а также многообразие социального и культурного климате в Северном Йемене, что приводило к различиям в оценке разных проблем и путей их решения со стороны активных членов оппозиции. *
В 1948 г. движение "свободных йеменцев" в союзе с семьей аль-Вазир (соперничевшей с семьей Хамид ад-Дин за титул имама) предприняло смелую попытку осуществить свой политический проект. Однако эху попытку подавил силой оружия эмир Ахмед, ставший новым имамом. Поражение этой попытки "послужило удивительно эффективным средством для распространения идеи революции в самых широких рамках. Оно опустило эту идею с уровня высшего руководства до народных масс" - так вкратце подытожил эз-Зубейри значение попытки "свободных йеменцев" в 1948 г. ^ Кроме того, "свободные йеменцы" активно участвовали в перевороте 1955 года. Их руководство встало на сторону имама Ахмеда, против его брата Абдаллы, который пытался отнять у него власть. "Свободные йеменцы" надеялись, что события переворота и их позиция во время его поставят имама перед необходимостью идти по пути реформ. Однако их надежды на это не осуществились.
Третья глава посвящена третьему этапу оппозиционного движения (1955-1962 гг.), когда в стране происходили социальные сдвиги, приведшие к выступлению в энтиимэмскую борьбу новых социальных и политических сил. Рассматриваются результаты этого процесса в рамках оппозиционного движения (в особенности кризиса движения "свободных йеменцев") и его влияние на ход политической борьбы в" целом.
В этот период движение "свободных йеменцев" подверглось двум последовательным расколам. Затем в рамкзх оппозиции, наряду с "свободными йеменцами", сформировались новые политические силы (группа Мутаххара в Таиззе, Движение арабских националистов, Баас, Организация свободных офицеров). Многие элементы, которые ранее были связаны с движением "свободных йеменцев"
1. См.Мухамед Ахмед Нуаман "Заинтересованные стороны в Йемене".
Бейрут (б.г.), с.57-58 (на эрзб.яз.).
2. Мухамед Махмуд аз-Зубейри. "Трагедия Вак аль-Вак". Бейрут,
Второе изд., 1978, с.63 (на араб.яз.).
I стремились действовать самостоятельно, сотрудничая с Египтом ' и выходя за рамки традиционного руководства "свободных йеменцев". Здесь появляется разница в понятиях между движением "свободных йеменцев" и движением оппозиции. "Свободные йеменцы" становятся лишь одной из политических сил в энтиимамском движении, наряду с другими силами, имеющими самостоятельные платформы. С возникновением двух полюсов в движении оппозиции между ними начинается противоборство за руководство движением. Эти новые процессы, которые проявлялись в рядах политической оппозиции власти имама, были обусловлены социальными сдвигами, происходившими в обществе Северного Йемена во второй половине 50-х годов, а также усилением влияния национального фактора во внутреннем развитии Йемена. Два этих процесса привели к новому изменению социальной базы политической оппозиции, к изменению устремлений социальных антиимамских сил. Другими словами, происходила перегруппировка социальных сил. Её проявлениями стала тенденция оппозиционных группировок сейидов к укреплению своей сплоченности, к сближению и преодолению ее противоречий с правящей династией.
Другим признаком стала тенденция среди торговцев, закрепивших свои экономические позиции, к политической деятельности вне рамок союза, каким было движение "свободных Йеменцев". Новые социальные слои, которые вступили в антиимамскую борьбу (мелкая буржуазия, интеллигенция и студенты, первые группы рабочих и представителей низшего офицерства) обратились к новым политическим и социальным проектам, которые отвечают их далеко идущим интересам и обширным национальным надеждам.
Сильным стимулом, повлиявшим на ускорение этого процесса, было тогда огромное влияние национального фактора. Это влияние проявилось в том, что национальный фактор дал новую социально-политическую модель, отличную от предыдущей, принятой в движении "свободных йеменцев". Это также проявилось в распространении обще арабских политических течений в Йемене. Национальный фактор, проявившийся прежде всего в роли Египта, решил противоборство, возникшее в оппозиции между линией "свободных йеменцев" и линией новых политических группировок, в пользу последних, которые взяли на себя с конца 50-х годов задачу подготовки и революции 26 сентября 1962 г.
Третьим периодом в истории оппозиции был период, кризисе движения "свободных йеменцев", когда оно не смогло сохранить
за собой роль руководящего центра антиимэмского движения. |
В заключении диссертации подводятся общие итоги исследования и формулируются основные выводы. !
В борьбе между имамским режимом и оппозицией в Северном Йемене в период 1934-1962 гг. нашла свое отражение борьба между старым и новым. Эта борьба играла роль стимула для развития общества и создала предпосылки для свержения власти имама в 1962 г. Роль оппозиции проявилась в следующем:
1. Оппозиция способствовала ослаблению имамского режима и ниспровержению тех основ, на которые он опирался. В ходе событий 1948, 1955 г.г. правящей династия потеряла многие из своих позиций. Также были ослэблены другие знатные семейства, претендовавшие на титул имама. Во время событий 1959 г. правительство имама потеряло поддержку племен.
2. Оппозиция смогла сыграть роль силы, оказавшей давление на власть имама, вынудив его предпринять ряд реформ как в области внешней, так и в области внутренней политики. В их числе - вступление Йемене в Лигу арабских государств, содействие
в заключении египетско-саудовского соглашения в Джидде, присоединение вместе с Объединенной Арабской Республикой в ФАГ, следование в русле египетской освободительной политики в 50-х гг., а также в целом ослабление изоляции от внешнего мира. Иод давлением оппозиции и из-за влияния событий, в которых она принимала участие (1948, 1955, 1959 гг.), режим имама был вынужден уделить большое внимание развитию инфраструктуры, образованию, осуществить' ряд экономических проектов, заняться модернизацией армии и в некоторой степени ограничить акты произвола по отношению к населению.
3. Под влиянием борьбы оппозиции стала активно формироваться общая культура со своими особенными чертами, в рамках которой наступил новый этап развития социально-политической мысли. Влияние оппозиции воплотилось в тяге больших групп молодежи к изучению новой литературы и распространении ряда новых понятий, таких, как конституция, народовластие, гражданский строй, совет (шура), личное достоинство и т.д., а также в призыве к формированию новых ценностей в обществе - свобода, национальное единство, счастье для народа т.д.
Проведенное исследование показывает, что эволюционный путь
развития, как способ решения существующих противоречий, имел место в новейшей истории Северного Йемена, и его политическим выразителем было движение "свободных йеменцев". Этот путь имел реальв-ую возможность воплотиться в жизнь. Это показали заявления нэследнинэ престола аль-Бадра в 1955 г, и предпринятые им шаги в 1959 г. Однако в силу консерватизма имама Ахмеда и негибкости системы имамата эволюционный путь не получил развития, открылась возможность для его альтернативы - революционного пути. Определенное влияние на это оказало и национально-освободительное движение в более развитых арабских странах, в честности, в Египте.
Содержание диссертации отражено в следующих статьях автора на арабском языке:
1. Конституционное движение 1948 г. - "Сзут эль-Умэл", Аден, 17.03.1988-, 24.03.1988; 31.03.1988 г. - 1,5 п.л.
2. Оппозиционное движение против имамского режима. В кн.: "Формирование национально-демократического движения в Йемене" (в печати) - 5 п.л.