автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Кортунов, Вадим Вадимович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ОПЫТ ИРРАЦИОНАЛЬНО-МИСТИЧЕСКОГО МИРООТНОШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА.
§ 1. Принципы внеинтеллектуальньж способов постижения реальности.
§ 2. Логика парадоксов и способы непредикативного описания.
§ 3. Проблема эмоционально-психологического гностицизма.
Философско-эстетический смысл отрешенной активности.
§ 4. Выявление механизмов подавления субъективности.
§ 5. Невербализуемое и антидискурсивное пространство иррационального образа мира
ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСИЙ.
§ 1. Мировоззренческий рационализм в контексте культурноисторического процесса.
§ 2. Художественно-образное созерцание как предмет интеллектуальной рефлексии.
§ 3. Художественно-эстетическая практика как надынтеллектуальная альтернатива рационально-сциентистской картине мира.
§ 4. Модель экзистенциального модуса бытия в идее преодоления тотального рационализма.
§ 5. Социокультурные последствия эволюции рациональной картины мира.
ГЛАВА III. КУЛЬТУРНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЦИОНАЛЬНО-МОНЕТАРИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА.
§ 1. Формирование абстрактно-числовой картины мира в различных общественно-политических и социокультурных системах.
§ 2. Социальные и философско-психологические предпосылки рационально-монетаристского мировоззрения.
Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Кортунов, Вадим Вадимович
Актуальность темы исследования.
Сегодня, когда мировоззренческий рационализм и построенная на его основе система ценностей пронизывают всю духовную и предметно-практическую сферы человеческой жизнедеятельности, идеи иррационализма подвергаются жесткой дискриминации. Об «иррациональном» по преимуществу вспоминается лишь тогда, когда ошибки рациональных расчетов приводят на практике к катастрофическим последствиям. И даже в этих случаях, категория «иррациональности» как правило употребляется с известной долей подозрительности и скепсиса.
Между тем, понятие иррациональности достаточно богато и универсально для того, чтобы отражать реальные процессы в жизни человека на уровне его экзистенциального, социального и космического бытия. Без учета иррациональных факторов невозможно построение целостной картины мира, исследование развития мировоззрения и систем ценностей. Вне обращения к иррациональной проблематике сужается смысловое поле антропологических теорий и концепций культурно-исторического процесса. Закрывая глаза на иррациональность окружающего нас мира, мы искажаем и обедняем его.
Односторонняя ориентация на рационализм в культуре с неизбежностью приводит к нежелательным результатам во всех областях как духовной, так и предметно-практической жизни человечества. Однако, справедливости ради необходимо отметить, что подобная ориентация не является неминуемым этапом развития всякой культурной традиции: в наиболее выпуклом и жестком виде рационализм проявился только в последние столетия, охватив лишь западноевропейскую часть нашей планеты. Для иных типов культурно-исторического мировоззрения (к коим, в частности, можно отнести почти весь Восток и отчасти Россию) способность к иррациональному миропониманию и иррационально-мистическому действию кажется незыблемой и составляющей одну из основ фундаментальной архетипической парадигмы. Тем не менее, если говорить о нашей стране, то в последние десятилетия над ней нависла угроза рационалистической экспансии со всеми вытекающими отсюда духовно-культурными эксцессами. Экономический либерализм и монетаризм стали сегодня не только реалиями официальной политики, но и существенными факторами, оказывающими неоднозначное влияние на всю национальную культуру России.
Если говорить о метафизическом смысле иррационализма и феномене религиозно-эстетического переживания, являющегося основой формирования иррациональной модели мира, то можно сделать вывод о том,-что их роль и значение обуславливается не только факторами духовной жизни человека (вне учёта иррациональных идей невозможен полноценный анализ ни художественного творчества, ни религиозной культуры, ни морально-этического действия), но и факторами онтологического и гносеологического свойства (иррациональность присуща самой жизни, самому бытию; вне иррационально-мистических способностей человека невозможен процесс познания, а тем более, - понимания). Иррационализм заложен уже на психофизиологическом уровне: как известно, мозг имеет два полушария, обладающих различными формами восприятия действительности и обработки информации; одно полушарие отвечает за логическую, аналитическую (рационалистическую) работу мозга, другое несет художественно-образную, эвристическую (иррациональную) нагрузку. Человеческая деятельность (на личностном, национальном и общечеловеческом уровнях) находит своё выражение в цивилиза-ционном измерении, в котором наиболее выпуклой доминантой становятся утилитарно-прагматические, рациональные мотивы (прикладная наука, хозяйственно-экономическая активность, предметно-эмпирическое обустройство), и в собственно культурно-мировоззренческом, основу которого составляют ценности эмоционально-психологического, во многом иррационального порядка (религиозное и эстетическое переживание, этические и аксиологические принципы). Наконец, в контексте культурно-исторического взаимодействия Востока Запада, мы можем констатировать, что рационализм и иррационализм составляют субстанциальную основу двух глобальных типов мировоззрения, двух систем ценностей, двух геокультурных традиций.
По всей видимости, любая система в своём идеале должна сочетать рациональное и иррациональное начала в виде органического единства. Духовная целостность предполагает гармонию и универсализм. Вне рациональной организации бытия, человек обречен на недостойное, убогое существование. Вне иррациональных ценностей, его жизнь теряет смысл. История государств и наций, отрицающих рациональные основы экономики, политики и права, полна драматических событий. Но, одновременно, и всеобщая, тотальная рационализация, в конце концов, приводит к аморализму, культурной деградации, духовной нищете, словом, к вырождению.
Думается, что будущее человечества (и России, в частности) во многом зависит и от того, насколько будут преодолены эти крайности и насколько, в дальнейшем, удастся сформировать органическое единство рационализма и иррационализма; от того, насколько многосторонней и полной окажется картина мира XXI столетия; наконец, от того, насколько мировоззрение будущего будет отвечать замыслу Духа о самом себе.
Б этой связи, анализ различных моделей мироотношения, глубокие и всесторонние исследования рациональных и иррациональных картин мира в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения (с целью построения идеальной органисти-ческой модели) представляются в сложившейся ситуации чрезвычайно актуальными.
Цели и задачи исследования.
Мы знаем, что формирование картины мира - процесс необыкновенно сложный; картина мира выкристаллизовывается в мифологических системах, в религиозно-философских доктринах, достигая особой силы в форме художественно-эстетического творчества. При этом, религиозные, философские концепции, а также художественное творчество не только отражают специфику национального самосознания, но и, что более существенно для нас, они могут быть исследованы в качестве определенных форм культурно-исторических рефлексий. Анализируя эти рефлексии, мы можем попытаться определить типологические критерии для исследования национальных мировоззрений.
Основная цель нашей работы формулируется как определение места и роли рационалистических и иррационали-стических идей в процессе формирования культурно-исторических типов мировоззрения. Данной цели подчинены и конкретные задачи диссертационного исследования, среди которых особое значение имеют следующие:
- выявление основных принципов научно-рационального и иррационально-мистического мироотношения;
- обнаружение и классификации архетипических парадигм восточного и западного сознания в их культурно-исторической ретроспективе;
- соотнесение научно-рациональной модели мира с его художественно-эстетическим образом;
- интерпретация западноевропейской метафизики как формы культурно-исторической рефлексии над общей эволюцией рационалистического мировоззрения;
- выявление социокультурных истоков и мировоззренческих результатов монетаристско-экономической системы ценностей в контексте эволюции рационалистической картины мира;
- обнаружение аксиологического и гностического смысла эстетического и религиозного переживания в качестве важнейших элементов иррационального мироотношения;
- построение идеальной модели органической картины мира на основе религиозно-эстетического опыта России.
Степень разработанности проблемы. Б своем исследовании мы опирались на те работы, в которых как впрямую затрагивается проблема типологии различных моделей мира, так и анализируется ряд смежных по отношению к нашей теме проблем. В первую очередь, мы, конечно же, пытались опираться на первоисточники: к примеру, анализируя основные принципы иррационально-мистического мироотношения, мы старались интерпретировать древнейшие религиозно-философские тексты (Упа-нишады, Самхиты, Махабхарата, Бхагавадгита, древнебуддист-ская литература, Дао де цзин, арабо-мусульманские источники); при исследовании художественно-эстетических моделей мира, возникших в западноевропейской культуре Нового Времени, мы изучали труды выдающийся философов того времени (И. Кант, Ф. Шеллинг, Ф. Шлегель, И. Фихте, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, М. Хайдеггер, 3. Фрейд, А. Швейцер, М. Фуко). Большое значение для нас имели комментарии к восточной литературе (Д- Судзуки, Д. Чаттопадхьяя, Р. Тагор, Дж. Неру, С. Радхакришнан, С. Чаттерджи, Д. Датта, Е. Блаватская, Г. Бон-гард-Левин, И. Фильштинский, Г. Гусева, Е. Яковлев, Ф. Щербат-ский и др.). Необыкновенно полезными для нас оказались исследования современных российских ученых по проблемам западноевропейской культуры (В. Межуев, В. Диденко, Ф. Гиренок, М. Афасижев, Е. Яковлев, Т. Шварц, М. Овсянников, Н. Берков-ский, В. Асмус, Г. Югай).
Исследуя проблему рационально-монетаристской системы ценностей, мы с сожалением отметили, что указанная проблема до сих пор практически не анализировалась в отечественной литературе. По всей видимости, это объясняется тем, что в силу известных причин научная литература советского периода была вынуждена объяснять мировоззренческие деформации, исходя, главным образом, из материально-экономического базиса общественно-политической системы капитализма. В литературе постсоветского периода этому вопросу также уделяется весьма незначительное внимание. И, хотя, в какой-то степени критический анализ либерально-монетаристского мировоззрения предпринимается современными российскими политологами и социологами, однако, как нам представляется, эта проблема может получить глубокое и адекватное теоретическое обоснование только в рамках философско-культурологической концепции.
Исследуя вопрос о месте и значении монетаристских ценностей в системе духовной культуры, мы использовали теоретические разработки Эриха Фромма. И, хотя Фромм не касается впрямую проблемы духовной трансформации сущности денег и экстраполяции рационально-экономических ценностей на мировоззрение общества в целом, тем не менее, его работы по смежным для нашей темы вопросам, оказались для нас чрезвычайно полезными.
Блок вопросов, связанных с построением органической модели мировоззрения, конструктивно сочетающей в себе рациональное и иррациональное отношение к миру, основан на развитии и актуализации, применительно к социокультурной ситуации конца XX столетия, идей отечественной философской традиции (И. Киреевский, А. Хомяков, П. Юркевич, С. Гогоцкий, Ап. Григорьев, Бл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, И. Ильин, Б. Вышеславцев, братья Трубецкие и др.).
Методология работы. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили основные принципы диа-лектико-логического анализа - принцип историзма, единства исторического и логического, принципы комплексного исследования. В качестве важнейшего методологического принципа нами также был использован метод межкультурных и межцивилиза-ционных сопоставлений.
В качестве источников в диссертации используются идеи и положения из работ, посвященных исследованию проблемы соотношения различных моделей мира, а также проблеме взаимодействия художественно-образного и логико-рационального уровней сознания в различных аспектах: философском, культурологическом, историческом, психологическом.
Научная новизна и теоретическая значимость работы, как представляется автору, заключена в том, что, наряду с критическим анализом западноевропейского рационализма, произведено всестороннее обоснование конструктивных сторон иррационального мировоззрения, его позитивного вклада в развитие духовной культуры и предметно-практической деятельности людей, а также доказана его актуальность в социокультурной ситуации конца XX столетия. Рассматривая рационализм и иррационализм в качестве фундаментальных архетипических парадигм, мы, методом межкультурных и межцивилизационных сопоставлений, попытались построить общую теорию культурно-исторического процесса и экстраполировать наши выводы на предельно широкий спектр современных проблем, включая проблемы духовно-мировоззренческого, культурного, идеологического, социально-политического и экономического характера.
Касаясь вопроса о сущности и значении иррационально-мистической картины мира, мы постарались всесторонне обосновать идею ее универсальности и органичности. Особое внимание мы уделили аксиологическому и гностическому обоснованию внерациональных способностей человека, интерпретируя эстетическое и религиозное переживание в качестве главнейших принципов иррационального мировосприятия.
Предлагаемая концепция обосновывает новое и, как нам представляется, вполне оригинальное решение ряда важнейших для философской науки проблем, среди которых, особо выделим проблему соотношение духовно-культурных и цивилизационно-прагматических ценностей, проблему деформации современного мировоззрения, вызванной рационально-монетаристскими и либерально-экономическими тенденциями. Кроме того, в рамках представленной доктрины, впервые поднимается вопрос о сущности денег как феномена духовной культуры, и в этой связи вскрывается социокультурный смысл эволюции рационально-экономического мировоззрения как на Западе, так и в постсоветской России.
Анализируя и сопоставляя развитие мировоззрения Востока и Запада, мы по-новому интерпретируем и оцениваем место и значение религиозно-философских и эстетических идей в системе духовной культуры. Художественное творчество и философ-ско-эстетические концепции рассматриваются нами в качестве фундаментальных культурно-исторических рефлексий, которые могут отражать национальное мировоззрение и сформировавшуюся картину мира, или же, напротив, выполняя компенсаторную функцию, служить культурно-мировоззренческим протестом против них, выявляя свое отношение к сущему с точки зрения должного.
Основные положения, выносимые на защиту:
I. Феномен иррационального представляет собой важнейшую составляющую духовной культуры и мировоззрения, служа основой формирования религиозных и мифологических систем, художественного восприятия и творчества, выработки органических систем ценностей.
П.Феномен иррационального возможно интерпретировать не только в качестве субъективного переживания объективных процессов, происходящих в мире, но и в качестве фактора, обладающего самостоятельным гносеологическим, онтологическим и аксиологическим смыслом.
Ш.Рационализм и иррационализм целесообразно рассматривать в качестве фундаментальных архетипических парадигм, составляющих бинарную основу в рамках оппозиций «цивилизация - культура», «научно-сциентистская и религиозно-эстетическая модели мира», «западный и восточный культурно-исторические типы мировоззрения».
IV. Восточный культурно-исторический тип мировоззрения основан, преимущественно, на иррационально-мистическом способе миропонимания, для которого характерны синкретизм, нивелировка субъектно-объектной парадигмы, тенденция к подавлению субъективности, постижение реальности в ее противоречивости и целостности, принципы невербализуемости и анти-дискурсивности, трансцендентно-эйдейтическая интенция сознания.
V. Западноевропейский культурно-исторический тип мировоззрения основан, преимущественно, на рационально-логическом способе миропонимания, для которого характерны дифференциация духовных процессов, признание субъектно-объектной парадигмы в качестве основы формирования мировоззрения, тенденция к культивированию субъективности, постижение реальности в ее непротиворечивости и дискретности, принципы вербальности и научной дискурсивности, имманентно-эмпирическая интенция сознания.
VI.Философско-мировоззренческие системы и художественно-эстетическая деятельность могут быть рассмотрены, в рамках западноевропейской культуры, в качестве критической рефлексии над процессом усиливающейся рационализации практического мировоззрения.
VII. Экономический (монетаристский) тип мировоззрения является следствием тотальной рационализации духовной жизни и провоцирует целый комплекс мировоззренческих деформаций (экстраполяция экономических интенций на всю духовную жизнь, интерпретация реальности в абстрактно-числовых категориях, стимулирование «рыночной» и «анальной» ориентации личности, подмена качественных характеристик бытия количественными, трансформация мира в модус «денежной субстанции» и т.д.).
VIII. Рационально-монетаристский тип мировоззрения основан на восприятии денег в качестве идеи чистой предметности, которое, в конечном счете, знаменует собой сведение к минимуму духовных характеристик бытия и означает процесс, обратный духовной эволюции человечества.
IX.Религиозно-эстетическое переживание служит эффективной основой преодоления ограниченности рационалистического мировоззрения, расширяя его гносеологическое, онтологическое и аксиологическое смысловое поле.
X.Софийное мироотношение, сформированное на основе религиозно-философских традициях русской культуры, может служить образцом органической, целостной модели мира, преодолевающей ограниченность сугубо рационального и иррационального мировоззрения.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа различных типов мировоззрения и моделирования картин и образов мира. Результаты работы могут оказаться полезными в сфере культурно-мировоззренческого воспитания. Настоящее исследование также может быть использовано в учебной работе при подготовке и чтении лекций по философии, истории и эстетике, психологии и социодинамике культуры, истории и теории религиоведения.
Нам представляется, что материалы диссертационного исследования, помимо использования их в учебных и научно-исследовательских целях, могут быть полезными в деле формирования концепции национальной безопасности, доктрин культурно-идеологического характера, а также сыграть конструктивную роль в выработке общей стратегии культурного и социально-политического развития России.
Апробация работы.
Материалы данной работы обсуждались на конференции «Неклассическая эстетика» (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 1996), на семинаре «Россия и новоевразийство» (Москва, Российская академия естественных наук, 1996), на международной конференции «Культура и новая экономическая реальность» (Москва, Государственная академия управления имени С. Орджоникидзе, 1996), на международном симпозиуме «Культура и степь: великий путь во времени» (Алма-Ата, Фонд Маргулана, 1997), на международном семинаре «Конвергенция культур: проблемы и перспективы» (Москва, Российский научный общественный фонд, 1997), на семинаре «Политическая культура России и международное право (Москва, Российский научный общественный фонд, 1997), на семинаре «Россия XXI века» (Москва, Кремль, Рабочая группа при Совете Обороны РФ, 1997), на межвузовской научно-теоретической конференции «Россия сегодня: общество, культура, государство, человек» (Москва, Технологический университет, 1998), на международном семинаре «Inter-Cultural Understanding And Development» (Дели - Аллахабад, 1998). Ряд принципиальных положений из настоящей монографии также был использован для публикации научных докладов «Истина в искусстве: русский мистицизм в системе мировоззрений Востока и Запада» (М., 1992), «Иллюзии обладания» (М., 1996), «Философия денег: к проблеме ценностей постсоветской элиты» (в сб. научных докладов «На путях политической трансформации: политические партии и политические элиты постсоветского периода», М., 1997), «Восприятие либеральных ценностей в России» (в сб. научных докладов «Россия-Запад: национальная традиция и модели поведения», М., 1998), «Эстетико-мистические архетипы восточного мировоззрения» (в сб. научных докладов «Экономика. Политика. Культура», М., 1998, вып. 1), «Восхождение к непостижимому: иррационально-мистическое в национальных художественных культурах» (М., 1998), «Диалог интеллигента с хамом» (в сб. научных докладов «Экономика. Политика. Культура», М., 1998, вып. 2), «Иррациональные основы русского эстетического органицизма» (Там же),
18
Маска для социума: Проблемы рыночно ориентированной личности» (в сб. научных докладов «Экономика. Политика. Культура», М., 1998, вып. 3) и т.д. Многие теоретические положения и выводы этой книги активно используются в лекционных курсах по философии, культурологии и теории культуры на различных факультетах Государственного университета управления. Ряд принципиальных положений нашел своё отражение в учебно-методических разработках, в частности в «Учебном пособии по культурологии» (М., 1998). Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы понимаем, что выводы, к которым мы пришли в конце нашего исследования, дискуссионны, и далеко не все согласятся с нашей позицией. Вместе с тем, как нам кажется, мы представили достаточно обоснованную аргументацию в защиту своей концепции и, в целом, решили все поставленные ранее перед собой задачи.
На обширном историко-культурном материале мы проанализировали иррациональные моменты мировоззрения и доказали, что они несут чрезвычайно конструктивный смысл, являясь необходимым и незаменимым источником этического и эстетического возвышения человека. Мы показали, что в основе иррационального мироотношения лежит непосредственная связь человека и космоса, удивительно острое ощущение единства духовных процессов, ощущение «причастности» к вселенной, Единому. В своей работе мы обосновывали существование мистического как факта реальной жизни, факта, который остается фактом независимо от того, культивируют ли его или же, напротив, стараются не замечать. На пути мистической интуиции невозможно построить научную систему, но возможно постичь абсолютное. На пути рациональной логики невозможен трансцензус, но возможен научный прогресс. По первому пути пошел Восток, по второму - Запад.
Различные культурные традиции по-разному определяют место человека в системе бытия, исходя из конкретно исторического понимания сущности человека и его социокультурной ценности. Идентификация человека, формирование его самосознания, в свою очередь, становилось центральным и главным фактором, определяющим весь ход развития культурных, экономических и социально-политических процессов. Глобальный пересмотр социокультурной идентификации человека всегда приводил к смене мировоззрения, системы ценностей, а в итоге, и к фундаментальным преобразованиям в развитии человечества, что и дает нам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурно-исторических традиций.
Итоги XX века позволяют нам сделать вывод о том, что современный человек подвергся испытанию силой и этого испытания он не выдержал. Возможности, которые он получил в результате научно-технической революции, оказались чрезмерно широкими. Чрезмерно - потому что справиться с ними он оказался не в состоянии.
Парадокс разума стал очевиден именно сегодня, когда человек стал безмерно могущественным и, одновременно, как никогда беззащитным. Разум как бы вышел из-под контроля: если изначально он был призван служить человеку, то теперь он сам призвал человека к себе на службу. Целиком отдав себя на усмотрение своей «разумной» природы, человек перестал задаваться вопросами «кто я есть?» и «кем хочу быть?». Самосознание человека стало аморфным и, следовательно, аморфным стал и мир, существующий благодаря этому самосознанию и ради него. И хотя проблема самоидентификации стояла перед человеком всегда, особенно остро она проявилась теперь, когда человек обрел возможность кардинального изменения мира. Но соответствует ли нынешняя модель цивилизации интересам человека? Иной раз создается впечатление, что разум уже начал работать не для человека, а против него: ведь именно фундаментальные открытия разума последнего столетия сделали угрозу существованию человека вполне реальной. Для того, чтобы понять, на сколько развитие современного мира и современной культуры соответствует целям людей, необходимо прежде всего выяснить, каково самосознание современного человека, каким человек хочет быть и как отличает себя от всего, что не есть он сам. Иными словами, необходимо, прежде всего, уяснить, каковой человек сознает свою собственную сущность и какой смысл он вкладывает в понятие собственной человечности.
Трансцендентно-идеальное, эстетическое, нравственное - всё это не вытекает из животной природы человека, равно как и не подлежит рационалистическому обоснованию, оставаясь для рационального сознания полностью или частично мистифицированным. Но именно эта иррационально-мистическая сторона духа и обуславливает уникальность человеческого существа, принципиально выделяя его из животного и виртуального мира.
Способность к иррациональному действию, алогичность эмоций, эвристическое мышление, - все это составляет не только основу уникальности личности, но и, что более существенно, природу творческого акта. А вне творчества, вне способности к созиданию невозможно никакое развитие вообще. Следовательно,
420 отрицал иррационально-мистические способности человека, мы отрицаем саму возможность творческой деятельности, и, в конце концов, приходим к отрицанию всего - цивилизации, культуры и самого человека.
Список научной литературыКортунов, Вадим Вадимович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абу Хаййан ат-Туахиди. Диалоги (Из «Книги услады и развлечения») / Восток-Запад: исследования, переводы, публикации. М., 1988
2. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма II Вопросы философии. М., 1989, №3.
3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. -М., 1977.
4. Агафонов В. Рокитянский В. Россия в поисках будущего. -М., 1993.
5. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.
6. Агости Э.П. Нация и культура. М., 1963.
7. Акиндинова Т.А. Новые грани старых иллюзий: Проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной эстетике и художественной мысли 19-20 вв. ЛГУ, 1984
8. Акопян К. Соль земли? (интеллигенция как феномен русской культуры) // Человек 1995, № 6 и 1996, № 1.
9. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.
10. Ю.Акулинин В.Н. Философия всеединства (от В.С.Соловьевак П.А.Фроленскому). Новосибирск, 1990.
11. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
12. Античность и Византия. М., 1975.
13. З.Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства. II Общественные науки и современность. 1993, № 2.
14. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.
15. Архангельский А. «Гей, славяне!» Черты исторического самосознания на сломе эпох. // Новый мир. 1995, № 7.
16. Афонасьев Э. Путь к богатству лежит через веру // Деловые люди. 1996, №67.
17. Ахутин A.B. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) II Вопросы философии 1990, №1.
18. Бабичева Ю.А. Монетаризм и его влияние на денежно-кредитную политику. М., 1986.
19. Баллер Э.А. О культуре и культурности. М., 1966.
20. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.,
21. Барабанов Е.Б. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии, 1990, № 6.
22. Баратынский Е.А. О заблуждениях и истине / Е.Баратынский. Разума великолепный пир. М., 1981.
23. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. // Вопросы философии, 1969, № 9.
24. Батыгин Г.С. Добродетель против интереса. Социологические исследования. - 1987. ¡N13.
25. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.
26. Бергсон А. Смех / Собрание сочинений. Спб., 1914
27. Бергсон А. Творческая эволюция / Собрание сочинений. -Спб., 1914
28. Бердяев Н. Русская идея //Вопросы философии. М., 1990, №1-2.
29. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. -М.,1989.
30. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х тт. М., 1994.
31. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.
32. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.
33. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
34. Бесс Г. «Полезность» как основное понятие Просвещения. // Вопросы философии, 1972, № 4.
35. Зб.Блаватская Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Сновидения. Днепропетровск, 1995
36. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия. Философия, наука, религия. М., 1980
37. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
38. Борисов С.Б. Феномен интеллигента в контексте русской культуры. // Философские науки, 1991, № 3.
39. ЗЭ.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1986-1992.
40. Бродель Ф. Бремя мира. (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.). М., 1992.
41. Булгаков С. Бее или ничего? // Новое время. М., 1992.1. N1 47.
42. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-филисофские параллели) / Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. - Т.2.
43. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса / Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. - Т.2.
44. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917.
45. Булгаков С.Н. Философия имени. Париж, 1953.
46. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. - Т.1.
47. Введенский А. Философские очерки. СПб, 1901, вып.1.
48. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
49. Вебер Макс. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) / Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994.
50. Бейдле Б.Б. Россия и Запад. // Вопросы философии, 1992,1.
51. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб, 1913.
52. Вельш В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия. // Путь, 1992, № 1.
53. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
54. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987.
55. Водолагина Н.З. Идеологический смысл учения М. Хай-деггера об искусстве // Вестник МГУ, сер. 7. 1986, № 3
56. Возрождение культуры России. СПб, 1993.
57. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века. М., 1977.
58. Волков Г. Три лика культуры. М., 1986.
59. Вышеславцев Б. Вера, неверие, фанатизм. Париж, 1928.
60. Вышеславцев Б. Два пути социального движения // Путь. 1926. №5.
61. Вышеславцев Б. Образ Божий в существе человека // Путь. 1935. Ш9.
62. Вышеславцев Б. Проблема власти // Путь. 1934. №42.
63. Вышеславцев Б. Проблемы религиозного сознания. Берлин, 1923.
64. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии / Б.П.Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М., 1994.
65. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике / Вопросы философии. М., 1990, ¡N14.
66. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П.Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М., 1994.
67. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
68. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991.
69. Гаджиев И.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии, 1997, № 6.
70. Гаджиев КС. Тоталитаризм как феномен XX века. // Вопросы философии, 1992, № 2.
71. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1985.
72. Гайденко П.П. От исторической герменевтики к «герменевтике бытия». Критический анализ эволюции М. Хайдеггера // Вопросы философии. 1987. - № 9
73. Гальцева Р. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции // Новый мир. 1992, №7.
74. Гвардини Р. Конец Нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4.
75. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Энциклопедия философских наук. М., 1975
76. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1968
77. Гельвановский М., Крюкова А. Рынок: формула счастья или трудный путь к согласию. // Общественные науки и современность, 1992, № 2.
78. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. -М., 1977.
79. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990, №2.
80. Гиренок Ф. И. Метафизика пата. Обнинск, 1995
81. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.,1987.
82. Глинчикова А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? // Вопросы философии, 1997, № 3.
83. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990.
84. Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986.
85. Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992.
86. Гребнев Л.С. Философия экономики: (Старые истины и новое мышление). М., 1991.
87. Григорьев Ап. Парадоксы органической критики / Ап. Григорьев. Эстетика и критика. М., 1980.
88. Гройс Б. Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии, 1992, ¿N1 1.
89. Гудков Д. Общество, культура, человек II Свободная мысль. 1991, №17.
90. ЭО.Гулыга А. Стать зеркалом души народа. // Вопросы философии, 1988, ¡N19.
91. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. М.,1986.
92. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. ЭЗ.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.,1987.
93. Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990.
94. Гуревич А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры. М., 1990.
95. Эб.Гуревич П.С. Наука и человек в позитивизме. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.
96. Гурьева Л., Бондаренко Л., Полиновский С. К вопросу об экономических представлениях россиян: (По результатам эмпирического исследования) // Мировая экономика и международные отношения. М., 1994. - №7.
97. Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977
98. Давыдов Ю.Н. Гомоэкономикус. // Диалог, 1990, № 14.
99. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
100. Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.
101. Деловая культура российского общества. // Общественные науки и современность, 1993, №№ 3, 4.
102. ЮЗ.Джавахарлал Неру. Открытие Индии / Открытие Индии: философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М., 1987
103. Диденко В.Д.Д. Духовный космос искусства. М., 1993.
104. Диденко Б.Д.Д. Искусство, человек, противоречия культуры. // Философские науки, 1989, № 5.
105. Юб.Диденко В.Д.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата, 1990.
106. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып.З. М.,1993.
107. Дмитриева H.A., Виноградова H.A. Искусство древнего мира. М., 1986.
108. Дмитриева H.A., Виноградова H.A. Искусство Древнего мира. М., 1986.
109. ПО.Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.
110. Ш.Домненко Б.И. Основы монетарной политики. М.,1995.
111. Донини А. У истоков христианства. М., 1979.
112. Древние цивилизации. М., 1989.
113. Дроздова Н.П., Протанская Е.С. Экономика и мораль: к переоценке стереотипов // Экономические отношения в социально-культурной сфере. Спб., 1992.
114. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола). // Вопросы философии, 1995, № 6.
115. Пб.Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.
116. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII века. М., 1988.
117. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.119.3авадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977.120.3ак Л.М. История изучения советской культуры. М.,1981.
118. Запад и Восток: традиции и современность. М., «Знание», 1993.
119. Ибрагимов Г.Э. Теоретические предпосылки к исследованию эмпирических проявлений феноменов конформизма и нонкомформизма в экономической подсистеме общества // Социология. М., 1993. - Рукопись депонирована в ИНИОН.
120. Иванов Вяч. Воскрешаемая культура. / Иного не дано. -М., 1988.
121. Игнатов А. «Евразийство» и поиск русской культурной идентичности. // Вопросы философии, 1995, № 6.
122. Из истории культуры средних веков и Возрождения. -М., 1976.
123. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
124. Иллюстрированная история религий. В 2-х тт. М.,1992.
125. Ильин И. О грядущей России. М., 1993.
126. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
127. Ильин И.А. Путь духовного обновления / И.А.Ильин. Путь к очевидности. М., 1993.
128. Ильин И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. Путь к очевидности. М., 1993.
129. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
130. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.,1994.
131. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. В 3-х тт. М., 1995.
132. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992.
133. История Европы. В 8-ми тт. Т.2, М., 1992.
134. История зарубежного театра. 4.1. Театр западной Европы от античности до просвещения. М., 1981.
135. История зарубежной литературы XVIII века. М., 1991.
136. История искусства зарубежных стран ХУП-ХУШ веков. -М., 1978.
137. История культуры России. М., "Знание", 1993.
138. История философии и вопросы культуры. М., 1975.
139. История эстетической мысли. Т.2. Средневековый Восток. Европа XV XVIII веков. - М., 1985.
140. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки, 1989, N5.
141. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки, 1989, N5.
142. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. М., 1985. - №9.
143. Казначеев В.П., Спиркин Е.А. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств. // Вопросы философии, 1988, № 7.
144. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
145. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / Кант И. Сочинения. Т.6. - М, 1966.
146. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М., 1964
147. Кантор Б.К. Западничество как проблема «русского пути». // Вопросы философии, 1993, № 4.
148. Капустин М. Конец утопии? М., 1990.
149. Кара-Мурза С. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? М., 1993.
150. Кара-Мурза С.Г. Наука о кризисе цивилизации // Вопросы философии. М., 1990, №9.
151. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М.,1987.
152. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М., 1993.
153. Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. / Культурология. XX век. Антология. -М., 1985.
154. Касты в Индии. Сборник статей. М., 1965
155. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые. СПб, 1994.
156. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
157. Киреевский И.Б. О необходимости и возможности новых начал для философии / . К.Киреевский. Избранные статьи. М.,1984.
158. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.
159. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
160. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985.
161. Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909.
162. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
163. Краус В. На пороге нового тысячелетия. // Вопросы философии,1997, № 5.
164. Кривцун О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса. // Человек, 1995, №№ 1,3.
165. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни». М., 1987.
166. Кризис цивилизации: выбор пути. М., 1992.
167. Ксарджян С. Этика бизнеса. М., 1992.
168. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века. М., 1965.
169. Кузьмин А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство. М., 1995.
170. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.
171. Кутырёв В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994
172. Куценков A.A. Политическая функция индийской касты. НАА, 1974
173. Лазарев М. Египет и Русь: солнечная связь. // Наука и религия, 1989, № 6.
174. Лакс Дж. О множественности человеческой природы. // Вопросы философии, 1992, № 10.
175. Лао-Цзы. Дао де цзин. М., 1997
176. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада (Пер. с фр.). М., 1992.
177. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. М.,
178. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М., 1885.
179. Леруа-Болье Анатоль. Власть денег. Спб., 1900.
180. Ли Да. Теория денег. Очерк. Шанхай, Саньлянь шу-дянь, 1949.
181. Лилли С. Люди, машины, история. М.,1970.
182. Лисичкин Г. Люди и вещи // Дружба народов. 1988.1. Ш.
183. Литературная теория немецкого романтизма. Документы Л., 1934
184. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.
185. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994, ¿N18.
186. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. 1991, №1.
187. Личность в XX столетии. М., 1978.
188. Лобковиц Н. Христианство и культура. // Вопросы философии, 1993, N3.
189. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993
190. Лосский Н.О. Характер русского народа. Посад, 1957.
191. Люкс Л. Евразийство. // Вопросы философии, 1993, №3.
192. Макашова Л. Этика и экономическая теория. // Общественные науки и современность, 1992, M 3.
193. Мальцев В.А. Человек и его отношение к труду. М., 1988г.
194. Мандел Э. Власть и деньги. М., 1992.
195. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1978.
196. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
197. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. -Ереван, 1962.
198. Маркарян Э.С. Культура как система. // Вопросы философии, 1969, №9.
199. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1976
200. Маркс К. К еврейскому вопросу / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. - Т.1.
201. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. - Т. 13.
202. Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М, 1978. - ТТ.23,24,25,26.
203. З.Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. - Т.42.
204. Марсель Габриэль. Быть и иметь. Новочеркасск., 1994.
205. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов / Арабская средневековая культура и литература. М., 1978
206. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.
207. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и новый консерватизм. М., 1981.
208. Мень А. История религии. В 7-ми тт. Т. 2, 3, 6.
209. Э.Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.
210. Милюков П. История русской культуры. В 3-х тт. М., 1993-1994.
211. Мифы народов мира. М., 1992.
212. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.
213. Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935.
214. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.-М., 1964.
215. Неформальная Россия. М., 1990.
216. Нифонтов О.Н. Проблемы развития культуры и искусства России на современном этапе. М., 1990.
217. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Полное собрание сочинений. М., 1912
218. Новикова Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. М., 1976
219. Новикова Л.И., Завадский С.А. Искусство и цивилизация. М, 1987.
220. Новый предприниматель каков он? // Мировая экономика и международные отношения, 1992, № 5.
221. Огурцов А.П. Великая Французская революция и наука. // Вопросы философии, 1983, N3.232.0доевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.233.0нуфриенко Г. На перецутье // Свободная мысль. 1991,234.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.,
222. Открытие Индии: философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М., 1987
223. Отчуждение труда: история и современность. М., 1989. 237.0черки истории советского искусства 1917-1977 гг. - М.,1980.
224. Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая модель. М., 1994.
225. Патрушев А.И. Макс Вебер: дух и этос капитализма. // Философские науки, 1990, № 6.
226. Петров М.К. Человек и культура в НТР. // Вопросы философии, 1990, №5.
227. Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. // Вопросы философии, 1993, № 6.
228. Пивоев В.М. Миф в системе культуры. М., 1989.
229. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975.
230. Покровская М.В. Формирование экономического сознания: поиск факторов // Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992.
231. Полевой В.М. Искусство XX века. М., 1991.
232. Постмодернизм и культура. // Вопросы философии, 1993, № з.
233. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М.,1980.
234. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993
235. Ракитов А. И.Соотношение точности и адекватности в формализованных языках // Логика и методология науки. М., 1967
236. Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1922.
237. Римский клуб. Декларация. Миссия. // Вопросы философии, 1995, № 3.
238. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.
239. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991.
240. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994,255.Русская идея. М., 1993.
241. Русское православие. Вехи истории. М., 1989.
242. Руткевич А.М От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985
243. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М.,1984.
244. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.,1992.
245. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека». // Вопросы философии, 1990, № 5.
246. Самосознание европейской культуры XX века. М.,1988.
247. Сапрыкин В.А. Российская культура и угроза бездуховности / Россия сегодня: Реальный шанс. М., 1994.
248. Сартр Ж. П. Фрейд. М., 1992. - С. 7 (Предисловие Л. Токарева)
249. Сатиочандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. М., 1994
250. Сахаи К. Шива, Будда и Воланд // «Новое время». № 29 от 15.07.88
251. Свердин С.Л. Происхождение денег, их сущность и функции. Л., 1936.
252. Семёнов Е.О. Дисциплинарный статус культурологии. / Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
253. Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М.,1980.
254. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки, 1990, № 12.
255. Сноу Ч. Две культуры. М., 1973.
256. Современное западное искусство. М., 1988.
257. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972.
258. Солженицын А.И. Русский вопрос к концу XX века // Новый мир. 1994, Ш.
259. Соловьев В.С.С. Сочинения в 2 тт. М., 1988.
260. Соловьёв B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
261. Соловьев В.С.С. Критика отвлеченных начал / Сочинения в 2 тт. М., 1988.
262. Соловьев В.С.С. Сочинения в 8 тт. СПб, 1876-1907.
263. Соловьев Вл. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться? II Наше наследие, 1988, № 2.
264. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // 0 России и русской философской культуре. М., 1990.
265. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.
266. Социология контркультуры. М., 1980.
267. Степанова В.Г. 0 некоторых предпосылках современного экономического сознания // Психол. журнал. М., 1993. - Т. 14, № 1.
268. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
269. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997, № 1.
270. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
271. Струве Н. Православие и культура. М. 1992.
272. Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.
273. Судзуки Дайсэцу Т. Мистицизм христианских и буддистский. Киев, 1996289.Сумерки богов. М., 1990.
274. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.
275. Тагор Р. Вероисповедание художника / Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии XX века. М., 1987
276. Тагор Р. Прекрасное / Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии XX века. М., 1987
277. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
278. Теоретико-эмпирическое изучение экономического сознания на пути к типологизации. М., 1992.
279. Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984.
280. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
281. Тоталитаризм и культура // Вопросы литературы. 1992, Вып.1.
282. Тощенко Ж.Т., Бойков В.Э., Иванов В.Н., Кудрина Т.А. Экономическое сознание: ориентиры и предубеждения. Социологические исследования. - 1988. №3.
283. Трубецкой Е. Метафизические предположения познания. М, 1917.
284. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. М., 1990.
285. Трубецкой E.H. Философия Ницше. М., 1904.
286. Туманов С.Б. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986.
287. Уколова Б.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989.
288. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
289. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. -М., 1976.
290. Успенский H.H. Избранные труды. В 2-х тт. М., 1994.
291. Ушаков В.А. Экономический образ мышления и его национальные особенности в России // Бесн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5, Экономика. Спб., 1993. - Вып.2.
292. Фильштинский И. M Представление о «потустороннем мире» в арабской мифологии и литературе / Восток-Запад: исследования, переводы, публикации. М., 1989
293. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1990.
294. ЗЮ.Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси,1991.
295. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
296. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
297. З.Фрейд 3. Недовольство культурой / Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
298. Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994
299. Фрейд 3. О психоанализе / О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., 1991
300. Фроловский Г.В. Пути русского богослужения. VI. Философское пробуждение / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.,1990.
301. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.
302. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
303. Э.Фромм Э. Здоровое общество / Психоанализ и культура.- М., 1995.
304. Фромм Э. Из плена иллюзий / Э.Фромм. Душа человека.- М., 1992.
305. Фромм Э. Человек для самого себя / Эрих Фромм. Психоанализ и этика. М., 1993.
306. Фуко М. Слова и вещи. М., 1977
307. Фурман Д. Наш путь к нормальной культуре. / Иного не дано. М., 1988.
308. Хайдеггер М. Вопрос о технике / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
309. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Западная эстетика и теория литературы 19- 20 вв. М., 1987
310. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989, № 9
311. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
312. Хайдеггер М., Письмо о гуманизме / Проблема человека в западной философии. М., 1988.
313. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
314. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.
315. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? II Вопросы философии. 1992. № 2
316. Художественная культура XVIII века. М., 1974г.
317. Цимбаев Н.И. До горизонта земля! (к пониманию истории России) II Вопросы философии, 1997, № 1.
318. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
319. ЗЗб.Чанышев А. Н. Начало философии. М., 1982
320. ЗЗб.Чаттопадхьяя Д. Индийский атеизм. М., 1973
321. Человек в мире художественной культуры. М., 1982.338.Человек. М., 1991.
322. ЗЗЭ.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.340.Через тернии. М., 1990.
323. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру (пер. с нем.). -М., 1964. С
324. Швейцер А. Культура и этика. / Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
325. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика / Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988
326. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры / Благоговение перед жизнью. М., 1992
327. Шеллинг В. Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936
328. Шеллинг В. Ф. Философия искусства. М., 1966
329. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Полное собрание сочинений. М., 1903
330. Шопенгауэр А. О воле в природе / Полное собрание сочинений. М., 1903
331. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
332. Шубарт В. Европа и душа Востока / «АУМ». Журнал эзотерического общества ИМА-пресс. СПб., 1990.
333. Щукин В.Г. Культурный мир русского западника. // Вопросы философии, 1993, № 5.
334. Щукин Г. Христианский Восток и топика русской культуры. Ц Вопросы философии, 1995, № 4.
335. Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. М., 1986.
336. Эко У. Средние века уже начались. // Иностранная литература, 1994, № 4.
337. Эпштейн М. Говорить на языке всех культур. // Наука и жизнь, 1990, №1.
338. Югай Г. А. Толерантность разума II Вестник Академии. -Международная академия наук о природе и обществе. 1997, № 3
339. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992
340. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.
341. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. / Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991, или в журн.: Вопросы философии, 1988, №1.
342. Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления. // Философские науки, 1988, № 10.
343. Юркевич П.Д. Идея / П.Юркевич. Философские произведения. М.,1990.
344. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.
345. Яковлев Е. Г. Искусство и мировые религии / Эстетическое как совершенное. М., 1995
346. Яковлев Е. Эстетическое как совершенное. М., 1995.
347. Яницкий О.Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур // Социологические исследования. -1994, Ш.
348. Яновец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997, № 1.
349. Ярмонкин В. В чем природа денег? Спб., 1892.
350. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 369.369. Acculturation, an Exploratory Formulation. The Social
351. Arnold M. Culture and Anarchy. L, 1869.
352. Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilisations. ~ Berkeley and Los Angeles, 1963.
353. Basham A. L. Aspects of Ancient Indian Culture. Bombey,1966
354. Bauwan Z. Culture and Praxis. L., 1973.
355. Benedict R. Patterns of Culture. Boston, 1934.
356. Boas F. J. Race, language and Culture. N.-Y., 1960. 378.378. Cassirer E. An Essay on Man. - New Heaven.1.harbonneau B, Le Paradoxe de la Culture. P., 1965.
357. Dahrendorf К The Modern Social Conflict. New York, Wiedenfeld & Nicolson, 1988.
358. Den P. J. The right to welfare and the virtue of charity I I Social philosophy a policy. Oxford, 1993.
359. Doelling J. Individuum und Kultur: Ein Beilrag zur Discussion. В., 1986.
360. Eliot T. S. Notes towards the definition of Culture. L,1948.
361. Elkana Y.A programmatic attempt atan anthropology of knowledge // Sciences and cultures. Science of Sociology. 1981. Vol.5.
362. Epstein K. Let There be Sculpture. 1942 385.385. Eugene Herrigel. Zen in the Art of Archery. - London, Gehlen A. Die Seele im technischen Zeitalrer. - Hamburg, 1964.
363. Giddens A. The consequences of Modernity. -- Stanford,1990.
364. Gilinskiy Ya. Deviant Behaviour as a Reflection of Contested Boundaries and Shilling Solidarities II Sociological Abstracts XIII-th World Congress of Sociology. San Diego, 1994.
365. Habermos J. Theorie des kommunikativen Handels. Bd. 1,2. Fr.-am- Main, 1986.
366. Hacker P. Zur Entwicklung der Avataralchre // «Wiener Zeitschrift für die Kunde Süd- und Ostasiens». 1960, N 4
367. Hall B.T. The silent language. N.-Y., 1970.
368. Hammond P. B. Introduction to Cultural and Social Anthropology. N. - Y., 1971.
369. Hands off Cain. Roma, 1994.
370. Harris M. Culture, Man and Nature. An Introduction to General Anthropology. N.-Y., 1971.
371. Havell E. B. The Ideals of Indian Art. 1920
372. Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, 1931
373. Herskovils M. Cultural Anthropology. N.-Y., 1955.
374. Jenks Chr. Culture. ~ L and N.-Y., 1993.
375. Kane P. V. History of Dharmashastra, vols. I-V. Poona, 1930-1962
376. Kaplan D., Manners R. A. Culture Theory. N.-Y. 1972.
377. Keesing R.M., Keesing F.M. New Perspectives in Cultural Anthropology. New York, Wintson, 1971.
378. Klemm G. Allgemeine Kultlirwissenschaft. Bd. I 2. -Leipzig, 1854 - 1855.
379. Kreatur Mensch. Moderne Wissenschaft auf der Suche nach dem Humanum. Hrsg. von G. Altner. ~ München, 1973.
380. Kroeber A, L., The Nature of Culture. ~ Chicago, 1 952.
381. Kroeber A. L., Configuration of Culture Growth. Berkeley - Los Angeles, 1944.
382. Lankavatara Sutra. Transl. By D. T. Suzuki, London, George Routledge and Sons, 1932
383. Luhmann N. Sessile System. Grundriss eider allgemeinen Theory. Pr. -am-Main, 1984.
384. Malinowski B. A., Scientific Theory of Culture. -- North Carolina, 1944.
385. Morris C. W. Signs, Language and Behaviour. -- N.-Y., 1946.
386. Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. -- N; Y., 1965.
387. Parsons T. The Social System. -- L., 1951.
388. Philosophy and Culture: Studies from Hungary. Published on the Occasion of the 17-th World Congress of Philosophy. ~ Budapest, 1983.
389. Postmodernism. A Resder. Ed. and intro. "by Th. Docherly. -N. -Y., 1993.
390. Prince M. Self-concept, money beliefs and values // J. of econ. psychology Amsterdam, 1993. - Vol. 14, N 1.
391. Problemes de la culture et des valeures culturelles dans le monde contemporain. P., UNESCO. 1983.
392. Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. L,1958.
393. Reble A. Schlelermochers Kulturphilosophie. Erfut, 1935.
394. Robinson J.M. The Later Haidegger and Theology. N.J.,1963
395. Social Problems around the Baltic Sea. Helsinki: NAD publ, N 21, 1992.
396. Social Problems in Newspapers: Studies around the Baltic1. Sea.
397. Sorolcin P. Social and Cultural Dynamics. Vol. I 4; N.-Y., 1937 -- 1941.
398. Steward J. Theory of Culture Change. The Methodology of Multilane Evolution. ~ Urbane, 1955.
399. Tachumi R. Theoris de la culture. ~ P., 1975.
400. Tate C.F. The Search for a Method in American Studies. ~ Minneapolis. 1973.
401. The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture. Ed. by H. Poster. ~ Washington, 1983.
402. The Idea of Culture in the Social Sciences. Ed. by L. Schneider and Ch. Bonjean Cambridge, 1971.
403. The Role of Values in Psychology and Human Development Ed. By IV. M. Eurlines, hi. Azmilia and J. Gewirtz N.-Y.~ Chichester ~ Brisbane ~ Toronto - Singapore, 1992.441
404. The Study of American Culture: contemporary Conflicts. Ed. By L. S. Luedike. -- Everett- Garward, Inc., 1977.
405. Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Munchen,1963
406. Welsch W. (Herausg.) Wege aus der Moderne. Schltlsseltexte der Postmoderne Diskussion. 2 Auft. B., 1994.
407. Wheeler R. E. M. The Indus Civilization. Cambridge, 1968
408. White L. The Evolution of Culture. N.-Y., 1959
409. White L. The Science of Culture. ~ N.-Y., 1949.
410. White Leslie A. The Concept of Cultural Systems. New York, 1975.
411. Williams R. Culture. L, 1971.
412. Wilson G., Wilson M. The Analysis of Social Change. -Cambridge, 1944.
413. Znamecki F. Cultural Sciences: Their Origin and Development. Urbane Illinois, 1952.