автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Рациональность и нравственность как проявление эволюции универсума
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Некрасов, Сергей Иванович
Введение.
Глава 1' Рациональность как средство коммуникативности.
1.1 Философское понимание рациональности.
1.2 Исторические модификации рациональности.
1.3. Становление парадигмы самоорганизации как нового типа рациональности.
1.4. Особенности самоорганизации социальных систем.
Глава II. Синергетическое обоснование нравственности как основы духовности.
2.1. Философское осмысление феномена духовности в истории философской мысли.
2.2. Нравственный способ существования человека.
2.3. Основные формы проявления нравственных начал в жизнедеятельности человека.
2.4. Сущность человеческой духовности.
2.5. Роль смысложизненных факторов в духовности личности.
Глава III. Рациональность и духовность в свете коэволюции.
3.1. Нравственность как ядро духовности.
3:2. Свобода и творчество как основные формы проявления духовных начал.
3.3. Духовные основания перехода общества к устойчивому развитию и место управления в этом процессе.
3 .4. Экология человека и важнейшие направления новой стратегии человечества.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Некрасов, Сергей Иванович
Одной из главных задач человечества сегодня становится перестройка духовно-нравственных начал. Это, прежде всего, связано с глобальным кризисом современной цивилизации и реальной угрозой самого существования человечества на Земле. Отдельные его проявления (экологическое, энергетическое, духовное) уже очевидны. Естественных ресурсов планеты явно недостаточно для поддержания сегодняшнего уровня жизни. Необходимо дать себе отчёт в том, что результатом человеческой деятельности стало нарушение естественного равновесия природных циклов, восстановить которые старыми методами стало уже невозможно.
Проблемы экологии человека, существования и развития человеческого сообщества становятся сегодня не менее актуальными. Экологический ресурсный кризис цивилизации вызвал глубокие изменения в сфере человеческих взаимоотношений и нравственных ценностей, что ведёт к возникновению неустойчивого состояния всей социальной системы.
Кризисные явления мы наблюдаем и в сфере научной рациональности. Сами представления о рациональном знании вообще, и научном знании в частности, начинают пересматриваться. При помощи классической научной рациональности нельзя сегодня описать многие явления и открытия. Выявлено, что рациональность существует не только в форме науки, но и в разных формах и типах знания. Сегодня мир перестал быть таким прозрачным для разума, как это представлялось в классической картине мира. Новый взгляд на взаимоотношения человека с природой строится на достижениях в области синергетики.
Пойск путей выхода из сложившейся ситуации требует анализа глубинных причин происходящего кризиса, суть которых кроется в самом человеке, в усложнении его внутреннего мира и межличностных отношений, реальной опасности возникновения серьёзных социальных конфликтов. Без коренной перестройки нашего сознания, формирования новой иерархии общечеловеческих ценностей и планетарного экологического мышления научные исследования не смогут дать реальных результатов и принести ощутимые плоды.
Возникает практическая необходимость формирования и утверждения заново осмысленной жизнеспособной системы нравственных ценностей и норм. Поэтому как никогда актуальна задача обновления теоретического исследования нравственности, современного научного обоснования фундаментальных нравственных норм, выявления их онтологических оснований, взаимосвязи с конкретной социальной средой, с вопросами формирования морального сознания индивида.
В связи с этим перед исследователями стоят следующие задачи: во-первых, упорядочить накопленные человечеством в ходе его исторического существования и развития знания в единую современную научную и мировоззренческую парадигму; во-вторых, создать новую общепланетарную стратегию перехода человеческой цивилизации к устойчивому развитию на основе современных методов управления; в-третьих, преобразовать духовно-нравственный мир человека с целью преодоления разрыва между человеком и природой; в-четвёртых, сохранить статус человеческой субъективности перед угрозой природных катаклизмов и растущего изменения общественной жизнедеятельности в процессе всё нарастающей технологической и информационной опасности; в-пятых, изменить, в том числе структурно, социальные институты в соответствии с имеющимися у человечества знаниями и опытом налаживания общественной жизни и отношений с природой; в-шестых, достигнуть интегративности элементов внутреннего человеческого Я, взаимопонимания между различными народами, обществами и культурами мира; в-седьмых, научиться жить в глобальном сообществе, в котором изолированные незначительные действия способны приобрести глобальные последствия.
Решение этих задач необходимо для выработки стратегии социального управления в политико-экономической, духовно-культурной, научно4 технической и организационной сферах жизнедеятельности общества. Управленческие решения должны быть ориентированы на формирование системы новых нравственных и духовных ценностей.
Степень разработанности проблемы.
В отечественной философии проблемы научной рациональности ставились и решались в работах Н.С. Автономовой, A.C. Богомолова, П.П. Гайденко, Б.С. Грязнова, П.С. Гуревича, И.Т. Касавина,
B.А. Лекторского, Е.А. Мамчур, З.А. Сокулер, B.C. Стёпина, B.C. Швырёва и ряда других авторов.
Формирование концепции самоорганизации как новой междисциплинарной парадигмы (В.И. Аршинов, К.Х. Делокаров,
C.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, А.П. Назаретян, Г.И. Рузавин, Дж. Николис, И. Пригожин, Г. Ханкен) привело к возникновению нового взгляда на эволюцию.
В трудах В.Г Афанасьева, В.И. Вернадского, Э.М. Галимова, М. Бернала, М. Руттена, Э. Шредингера М. Эйгена и др. показано, что жизнь на земле явила собой особый биологический тип эволюции, основной действующей силой которого выступила самоорганизация организмов и сообществ.
Существенный вклад в осмысление проблем эволюции внесли X. Ортега-и-Гассет, А. Швейцер, П.Тейяр де Шарден, Й. Хайзинга, К. Лоренц, Л, Мэмфорд, Э. Фромм, А. Печчеи, К. Поппер, П. Фейерабенд, И. Пригожин, В.И. Вернадский, A.A. Богданов, H.H. Моисеев, М. Мамардашвили, В.А. Кутырёв, А.П. Назаретян, Э.С. Маркарян, Г.М. Тавризян и многие другие отечественные и зарубежные исследователи. При этом реализацию данных задач большинство исследователей видит, прежде всего, в налаживании устойчивых гармонических отношений в системе «человек- природа». Одними из первых в этом ключе начали работать В.И. Вернадский и П.Тейяр де Шарден, H.H. Моисеев и другие учёные.
До 80-х годов XX века духовность рассматривалась как форма бытия человека, а духовная жизнь понималась как составная часть общественной жизни, одна из её сфер, наряду с материальной (В.Р. Рябов, В.А. Бачинин, Т.И. Адуло). При этом утверждалось, что истинная духовность с необходимостью объективируется, воплощается в творениях культуры и человеческих поступках (Н.В. Шелковая).
Основное внимание уделялось различным проявлениям духовности, главным образом нравственным, эстетическим и интеллектуальным способам её выражения (В.Г. Федотова, В.Н. Шердаков). Вопрос о природе духовности и её сущности оставался не проясненным. Определение духовности нередко ограничивалось бессистемным перечислением различных элементов духовного мира личности, таких как мысли, чувства, эмоции, воля, идеалы и т.д. (В.М. Соколов, В.И. Ксенофонтов).
Духовность неизменно выступает как социальная характеристика личности. Даже в тех случаях, когда она рассматривается в контексте внутренней жизни личности, индивидуального человеческого бытия, оценка её осуществляется с позиций общественной значимости - как способность к саморегуляции на благо общества (Т.В. Холостова, И.С. Кон, Г.Э. Бурбулис, В Е. Кемеров). Внутренняя логика развития отечественной философии, а также влияние западных публикаций (Ю. Хабермас) приводят к смещению исследовательского интереса в направлении человеческой индивидуальности (Ю.А. Замошкин, В.П. Океанский, В.И. Мильдон). Особую роль в разработке этого направления сыграло творчество М.М. Бахтина, который в своих исследованиях последовательно утверждал мысль о единственности, уникальности, неповторимости человеческой личности, осуществляющей себя в свободном человеческом поступке.
В 80-е гг. в нашей стране начинается философское осмысление феномена человеческой субъективности. Понятие сознания постепенно расширяется. Подчёркивается роль бессознательных и иррациональных пластов внутреннего мира человека в организации человеческого поведения и формирования смысложизненных ориентиров личности. (A.B. Шерозия, А.Н. Дмитриев, Е.П. Велихов, В.А. Лекторский, Н.И. Лепская, Ф.В. Бассин, С.С. Абрамов, В.П. Зинченко). Всё чаще в литературе ставится вопрос о необходимости разработки онтологии сознания (Е.А. Алексеева). Эволюция представлений о сознании и внутреннем мире личности не могла не отразиться на содержании понятия духовности. Духовность личности связывается уже не просто с деятельностью сознания, а с его ценностным срезом. Указанное понимание впервые было сформулировано Л.С. Коганом и далее разработано В.Н. Сагатовским и В.Г. Федотовой.
В последнее время появились работы, по-новому осмысливающие бытийные основы мироздания и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании (Г.С. Батищев, В.Д. Губин, В.И. Стрелков, А. Павленко).
Психологические аспекты духовности рассматривает А.И. Зеличенко. Ряд учёных анализируют феномен нравственности и духовности с позиций неклассической науки (И. Пригожин, H.H. Моисеев, B.C. Стёпин), а также с этих же позиций раскрываются методологические подходы к данному феномену (В.И. Аршинов, К.Х. Делокаров, И.С. Добронравова, B.C. Егоров, А.П. Назаретян). Активно обсуждается сегодня идея духовных состояний в процессах так называемых духовных кризисов (С. Гроф).
Проблемы человеческой духовности и нравственности, как направленности к трансцендентному, подвергались обстоятельному осмыслению в западной философии: в феноменологии Э. Гуссерля (его идея о конституирующей роли сознания, выраженная в понятии трансцендентальной субъективности); в философии экзистенциалистов А. Камю и Ж.-П. Сартра (идея субстанциональности индивидуального человеческого бытия); в рассуждениях М. Хайдеггера о бытийных основах экзистенции (стояние в просвете бытия) и в «философской вере» К. Ясперса (спасительный зов трансценденции). Наиболее глубоко и основательно идея внутренней связи духовных интенций личности со сферой трансцендентного представлена в русской идеалистической философии.
Проблеме взаимодействия человека с окружающей его природой посвящены работы И.Л. Андреева, В.П. Алексеева, В.М. Вильчека, Э.В. Гирусова, В.П. Казначеева, Б.Ф. Поршнева, А.Д. Урсула и др.
Традиционно феномен управления служил объектом исследования нескольких частных наук, причём его толкование меняется в зависимости от предметной области. В работах В.А. Бокарева, А.И. Берга, А.Н. Колмогорова, A.A. Ляпунова, а также Н. Винера и других учёных феномен управления рассматривается с точки зрения его применения в природопользовании и в современной социально-экологической системе.
Завершая обзор литературы, которая связана с темой нашего исследования, можно сделать вывод, что при наличии большого числа работ посвященных отдельно вопросам рациональности, нравственности, духовности, коэволюции, проблема их взаимосвязи остаётся практически не исследованной с позиций научной методологии и на основе последних достижений синергетики.
Объектом диссертационного исследования являются процессы совместного гармонического развития природы, общества и человека (то есть коэволюции), которые находят своё проявление в сфере рациональности, нравственности и духовности.
Предметом исследования является разработка методологических основ перехода общества к устойчивому развитию своего существования на основе осознания информационной включённости человека в систему универсума, где рациональность проявляет себя как направляющая сила социального развития, а нравственность - как сила, создающая наиболее оптимальные условия для устойчивого существования социальной системы.
Цель исследования заключается в доказательстве необходимости рационального осознания человечеством своего истинного положения в универсуме, перехода цивилизации к состоянию устойчивого развития и s построения своей жизнедеятельности на основе духовно-нравственных взаимоотношений человека с природой. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
- раскрыть онтологический и коммуникативный аспекты информации как особой среды коммуникативного взаимодействия в обществе;
- рассмотреть рациональность как проявление на социальном уровне развития материи универсальной способности самоорганизующейся системы осуществлять направленность своего развития;
- проанализировать рождение синергетической парадигмы мышления как нового этапа развития рациональности и основу новой мировоззренческой парадигмы;
- исследовать нравственность как проявление универсального закона «кооперативного взаимодействия» на уровне социального развития;
- выявить сущность, основные характеристики и формы проявления духовности в системе мировоззрения;
- рассмотреть нравственность как стабилизирующее условие устойчивого существования социальной системы;
- определить основные направления перехода общества к устойчивому развитию как новую стратегию человечества.
Методологическим основанием исследования является проблемно-генетический подход к анализу сущности рациональности и системное рассмотрение феномена нравственности как ядра духовности. В диссертации используются такие общенаучные методы и принципы как: эволюциии самоорганизации системы, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического, а также экологический и ноосферный подходы, теория морали и философская антропология, данные социальной экологии и психологии, теории управления и синергетики.
Основные результаты, полученные соискателем. Их научная новизна:
- Информация рассматривается не только как результат отражения, но как особая среда коммуникативного взаимодействия в обществе, имеющая я двойственную природу. С одной стороны, информация - это особое качество бытия, сопоставимое с понятиями «материя» и «энергия», а с другой стороны, присутствуя в каждом объекте, и отражая его свойства, становится собственно информацией только в процессе осуществления коммуникации.
Рациональность анализируется как проявление способности коллективного разума получать и обрабатывать информацию, наделяя её определённым ценностным смыслом и общезначимостью.
- Доказывается, что рациональность в своём развитии проходит два этапа - мифологический и интеллектуальный (от мифо-логики к логике научного рационального мышления).
Раскрытие основополагающих понятий и закономерностей синергетического миропонимания рассмотрено как новый этап в развитии постнеклассической рациональности, суть которой заключается не только в коэволюционном взгляде на мир, но и в осмыслении духовно-нравственных её компонентов.
Сформулирована гипотеза о нравственности как проявлении на социальном уровне развития материи глобального эволюционного принципа единства Вселенной, неразрывно взаимосвязанного с принципами гармонии и оптимальности, которые отражаются в духовно-нравственных идеалах.
Показано, что развитие нравственного сознания проявляется в возрастании особой способности выбирать из множества ситуаций максимально верное, оптимальное решение, которое направлено на гармонизацию общественных отношений, разумную творческую деятельность и устойчивое развитие социальной системы в соответствии с фундаментальными законами универсума.
- Доказывается, что ядром духовности является нравственность, а сама духовность выступает, как способность создавать свой надреальный внутренний мир при восхождении к идеалу и наделять смыслом и ценностью явления окружающего мира на основе общечеловеческих идеалов.
- Сформулирован проблемно-целевой подход к организации и использованию информационных ресурсов для выработки стратегии социального управления в экономической, духовно-культурной, научно-технической и организационной сферах жизнедеятельности общества.
- Обосновывается необходимость перехода информационного общества от установки «человека разумного» к установке «человека духовного», в то время как общенаучным его идеалом должна стать «духовная рациональность».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Информация представляет собой иерархически организованную систему. На первом уровне информация проявляет себя как источник действительности и процесс её отражения. На втором уровне она предстаёт как процесс постоянно разворачивающегося разнообразия материальных и идеальных структур. На третьем уровне она выступает как объект познания. Информация имеет двойственную природу. С одной стороны, она выступает как особое качество бытия, соотносимое с такими понятиями как материя и энергия, а с другой стороны, отражая свойства объекта, она обретает свою сущность только в процессе коммуникации.
2. Рациональность - это способность человека получать и обрабатывать информацию, наделять её общезначимым смыслом и ценностью в процессе коммуникации, который может осуществляться как в образной форме, так и в форме понятий. Как средство коммуникации рациональность проходит два исторических этапа - мифологический и интеллектуальный. На мифологической ступени своего развития она предстаёт как образно-синтезирующая форма коллективного разума, а на второй ступени - она проявляет себя в форме абстрактно-логического мышления.
3. Можно выделить четыре типа рациональности. Докпассический мифотворчество) - основан на донаучном миропонимании и является выражением особого типа рациональности всего сообщества. Классический основан на конкуренции между рациональностью индивида и коллектива, что ведёт к формированию разных форм нравственности. Неклассический -основан на преобладании индивидуальной рациональности над коллективной, которая создаёт иллюзию субъективной нравственности. Постнеклассический (который только находится в стадии становления) -основан на духовно-нравственных компонентах, где «одухотворенная мысль» чувственно переживается как личностная необходимость.
4. Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований, анализируя процессы самоорганизации Вселенной, выявляет особое свойство информации - уравновешивать элементы системы. При этом рациональность, будучи основным средством обработки информации, рассматривается как проявление универсального закона «оптимальной целесообразности», а нравственные нормы и требования - реализацией универсального закона «кооперативного взаимодействия» самоорганизующихся систем.
5. Нравственность представляет собой глобальное проявление эволюционного принципа единства Вселенной на социальном уровне развития материи. Поэтому при помощи нравственного сознания общество принимает максимально правильное (оптимальное) решение, направленное на гармонизацию отношений людей друг с другом, разумную творческую деятельность по преобразованию Вселенной в соответствии с её фундаментальными законами - гармонии, целесообразности, оптимальности и кооперативности.
6. Духовность проявляет себя как способность личности на основе общечеловеческих идеалов свободно наделять смыслом и ценностью окружающий мир и формировать свой, внутренний, трансцендентный мир. Духовность - это постоянный процесс восхождения человека в его направленности на благо сообщества, что выражается в нравственных общечеловеческих ценностях любви, совести, счастья, смысла жизни и творчества.
7. Небольшие изменения, происходящие в социальной системе приводят к возникновению новых социальных процессов, которые начинают конкурировать со старыми. Если социальная система находится в устойчивом состоянии, то социальные нововведения погибают. Если же новшества приживаются, то вся социальная система входит в состояние неустойчивости и бифуркации.
8. Синергетическое мировидение по-новому решает проблему управления. Если процесс самоорганизации системы происходит без воздействия извне, то в точках бифуркации необходимы управленческие воздействия: сохранение происходит путём самоорганизации, а процесс преобразования системы управляется со стороны путём введения принудительных аттракторов. Это позволяет сохранить устойчивость системы или быстрее выйти из неустойчивого её состояния.
9. Содержание концепции устойчивого развития требует, чтобы задолго до истощения предельно допустимых запасов природных ресурсов наука обеспечила бы их сбережение, а нравственные ценности способствовали бы уменьшению их использования. Биополитика, гуманизм и экология - три основных компонента концепции неотехносферы. Идеалом общечеловеческих ценностей должен стать не человек разумный, а человек духовный.
Теоретическое и практическое значение работы определяется самой постановкой проблемы и её решением, в ходе которого рациональность, нравственность и духовность рассмотрены в свете перехода человечества к стратегии устойчивого развития на основе синергетической парадигмы мировидения и формирования новой мировоззренческой установки. Методологические выводы диссертации могут быть использованы при определении подходов и методов управления в духовно-нравственной сфере и в практике жизнедеятельного общественного сознания при процессе перехода общества к новому цивилизационному уровню его развития.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Рациональность и нравственность как проявление эволюции универсума"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлённый в диссертации анализ онтологических и аксиологических аспектов проблем рациональности, нравственности и духовности, позволяет ответить на ряд актуальных теоретических и практических вопросов.
Ситуация, в которой оказалось человечество в начале третьего тысячелетия, обнаруживает явные признаки ресурсного, экологического и духовного кризиса. Однако пессимистические прогнозы о невозможности вывести человеческую цивилизацию в состояние устойчивого развития и возрождения духовности представляется недостаточно обоснованными. Об этом свидетельствуют результаты проведённого нами исследования. Коротко они могут быть изложены следующим образом.
В основе новой мировоззренческой парадигмы, которая должна стать фундаментом оптимизма, лежит синергетическое мировидение, основанное на данных естествознания. Синергетика выступает как современный этап развития постнеклассической рациональности. Сегодня рациональность уже нельзя трактовать узко, только как научную её разновидность. На основе сделанного анализа её следует рассматривать как интерсубъективную коммуникативную общезначимость. Исходя из этого определения рациональности, не следует говорить о невозможности человеческого разума и науки, как его проявления, ответить на злободневные проблемы человечества, то есть утверждать их кризисное состояние. Разум - это способ
978 человеческого существования, а рациональность - это форма его проявления в условиях человеческого общежития. Поэтому только разум и, прежде всего, в форме рациональности сможет вывести человечество из кризисного состояния. Сегодня рациональный способ мировидения на основе данных естественных наук выходит на новые рубежи, выдвигая современные представления о Вселенной, человечестве и обществе как о единой космоэволюционной системе. Синергетическая парадигма мышления, изучающая открытые самоорганизующиеся системы которые периодически проходят фазовые скачки в виде бифуркационных точек, объясняют сегодняшнее состояние человеческой цивилизации как предфазовую. Поэтому, зная закономерности самоорганизации системы, человечество должно выработать чёткие стратегические решения перехода общества к устойчивому развитию.
Синергетическая парадигма мышления вызывает необходимость создания новой мировоззренческой парадигмы. Началом для её формирования должно стать онтологическое основание единого космического универсума, где человек и общество является его составными частями. Предыдущая материалистическая картина мироздания в своих объяснениях не в состоянии сегодня ответить на многие мировоззренческие вопросы.
Только коэволюционный подход позволяет по-новому подойти к трактовке многих основополагающих философский категорий, таких как сознание, мышление, интеллект, нравственность, мораль, духовность, творчество, смысл жизни и многие другие. Выявление сущности этих понятий даёт возможность во многом более глубоко описать и проанализировать явления общественной жизни и человеческого существования.
Так, понятия нравственность и мораль наполняются новым содержанием: В диссертации нравственность определяется как интегральное качество человека, определяющая меру его социальности и человечности и основное условие его существовании в человеческом общежитии. Нравственность в своём развитии проходит ряд этапов: элементарной нравственности (дорефлексивное человеческое существование с простейшими эмоциональными переживаниями ); формирование морального сознания (морали) как формализованного языка норм, теорий и ценностей, обобщающего нравственные отношения путём рефлексирования; осознанной практической нравственности, то есть претворения моральных норм и ценностей в жизнедеятельности путём самонаправленности, самоограничения и императивности. При таком подходе сущность морали проявляется как система внешних ограничений и теоретизированной нравственности. Это разграничение сфер морали и нравственности даёт основание считать нравственность (нравственную практику) основой духовности, а мораль рассматривать как рационализированную форму законов мироздания.
Всё вышеизложенное позволяет рассматривать духовность как основополагающее отличие человека от других существ. Она является наиболее полной характеристикой его внутреннего субъективного мира и предстаёт как форма человеческого самосознания и выражение сущности человека. Она связана с обретением человеком самого себя, со способностью индивидуального раскрытия высших ценностей и открытием самоценного смысла собственного существования. Духовность можно определить как априорное субъективное человеческое качество, выражающее его сущность и как его врождённую способность на основе общечеловеческих нравственных идеалов свободно наделять смыслом и ценностью окружающий мир, формируя одновременно свой собственный внутренний трансцендентный мир. Стержнем духовности всегда была и будет реализация потребностей человека в других людях, поэтому основой духовности является нравственность. Духовность проявляет себя не как застывшее качество, а как постоянный процесс восхождения человека к Абсолюту как беспредельно вечной Системе.
Данное понимание духовности приводит к выводу, что решить злободневные проблемы человечества можно только на основе перестройки до оснований всех духовно-нравственных ценностей и превращения этой новой ценностно-смысловой иерархии в общечеловеческий нравственный императив, который должен стать основой формирования ноосферного мышления человечества. Обеспечить стратегию выживания можно только путём возрождения духовности (выжить, обретая духовность).
В основе концепции перехода человеческой цивилизации к устойчивому развитию лежат принципы управления, которые в свете синергетического мировидения приобретают новую направленность: строятся на применении разных методов управления и его форм в разных условиях, используя то принципы самоорганизации системы, то оптимизируя условия для его перехода к эволюционной фазе, то применяя жёсткие меры воздействия.
Одним из направлений стратегии выживания человечества является экология человека, которая должна строиться с учётом его творческой и технологической деятельности, а также их отрицательных воздействий на человечество. С этой целью предлагается развёртывать творческую деятельность не только на созидание, но и на разрушение (ибо остановить творчество - это всё равно, что убить самого человека). Вытеснение технико-информационной системой человеческого разума способствует утере смысла человеческой жизни. Поэтому защита гуманизма от техницизма становится важнейшим направлением экологии человека. Эту проблему можно решить путём введения жёстких ограничений на пути внедрения искусственного интеллекта и сведение границ его совершенствования до помощника, а не заменителя человеческого разума. Поэтому идеалом новой информационной цивилизации должен быть не «человек разумный», а «человек духовный», так как только дух человека, его нравственность могут стать основным критерием стратегии выживания и перехода общества к устойчивому эволюционному развитию, ограничив науку, технику и свободу творчества, чтобы дать место естественному, природному и духовному (говоря словами древности - не навредить естественной гармонии мироздания, умерить свои потребительские запросы) - вот суть духовного основания стратегии выживания человеческой цивилизации.
Список научной литературыНекрасов, Сергей Иванович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы Философии, 1992, № 8.
2. Абдеев Р.Ф. Философия информвционной цивилизации. М.,1994.
3. Абрамов M.JI.Неопределённость свободы//Вопросы философии,1996,№10.
4. Абрамов С.С. Неявная субъективность: Опыт философского исследования. Томск,, 1991.
5. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
6. Агафонов В., Рокитянский В. Россия в поисках будущего. М., 1993.
7. Агни-Йога: В 3-х тт. Самара, 1992.
8. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.
9. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика. М., 1991
10. Ю.Алексеева Е.А. Рациональность и сознание: историко-теоретическийочерук проблемы обоснования рациональности. Минск, 1991.
11. П.Алтай Космос - Микрокосм: Тезисы докл.2-й Междунар. конф. «Алтай - Космос - Микрокосм»: Алтай - регион.модель перехода к устойчивой духовно-экономической (ноосферной) цивилизации XXI века. - Алтай, 1995.
12. Алтухов B.JI. Философия многомерного мира // Общественные науки и современность, 1992, № 1.
13. Альтштуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.
14. Андреев Д. Роза мира. М., 1992.
15. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1992.
16. Анатомия русского космизма. СПб., 1995.
17. Антропономия (Общая теория человека) / Отв.ред Л.А. Зеленов, Ниж.Новгород, 1991.
18. Апресян Р.Г. Заповедь любви // Человек. 1994, № 1-3.
19. Апресян Р.Г. Одухотворённость // Человек. 1996, № 4.
20. Апресян Р.Г. Идеи морали. М., 1995.
21. Апресян Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии, 1993, № 8.
22. Аристотель Труды.-М., 1934.
23. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.
24. Аршинов ВА.И., Буданов B.C. Синергетика: Эволюционный аспект // Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления. М., 1994.
25. Аршинов В.И., Казаков Н.Д. Синергетика как модель междисциплинарного синтеза //Математика, естествознание и культура. -М., 1983.
26. Аршинов В.И., Редюхин В.Н. Синергетический подход к управлению Российским обществом // Синергетика и социальное управление. М., 1998.
27. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность, 1993, № 3.
28. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
29. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
30. Астафьев В.И., Горский Ю.М. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Введение. Новосибирск, 1990.
31. Астафьева О.Н. Социокультурнык процессы в синергетияческой трактовке//Синергетика в современном мире / Сб.статей. Белгород, 2001
32. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
33. Аргил М. Психология счастья. М.,1990.
34. Ахиезер А.Р., Гольц Г. Критические пороги социальных систем // Общественные науки и современность, 1992, № 1.
35. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.
36. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
37. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). М., 1995.
38. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. -Харьков, 1988.
39. Балашов Ю.В. «Антропные» аргументы в современной космологии // Вопросы философии. 1988, № 7.
40. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. -М., 1994.
41. Батищев Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии, 1995, № 3.
42. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
43. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.
44. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1909.
45. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.
46. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии.-Париж, 1939.
47. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1999.
48. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
49. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1990.
50. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социальногопрогнозирования. Предисловие к русскому изданию 1999г.- М., 1999.
51. Беловин В.А., Князева E.H., Курдюмов С.П. Модели синергетики и развитие человечества // Синергетика и образование /сб.науч.статей,- М., 1997.
52. Бертланфи JI. фон. История и статус теории систем // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1973.
53. БесковаИ.А. О природе трансперсонального опыта//Вопросы философии, 1994, №2.
54. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М., 1995.54. Биофилософия. М., 1997.
55. Благо и истина: Классические и неклассические регулятивы. М., 1998.
56. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии, 1978, № 8.
57. Бобров М.Я., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Причины. Пути и перспективы антропного движения в социологии и философии XX века. Барнаул, 1996.
58. Бог человек - общество в традиционных культурах Востока / Отв.ред. М.Г.Степанянц. Наука, 1993.
59. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Р-н/дону, 1983.
60. Бойко B.C. Предпосылки и начало самоорганизации // Философские науки, 1988, № Ю.
61. Бом Д. Наука и духовность: необходимость изменений в культуре // Человек, 1993, № 1.
62. Бондаренко Д.М. Политогенез, «гомологические ряды» и нелинейные модели социальной эволюции // Общественные науки и современность, 1999, №5.
63. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности: происхождение нравственности. -М., 1995.
64. Бородкин В.В. Диалектика, гомеостатика и способы самоорганизации систем // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Новосибирск, 1990.
65. Братусь Б.С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. -М., 1994.
66. Брункхорст X. Эгоцентризм в эпоху картины мира. Хайдеггер. Вебер. Пиаже // Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1999 .
67. Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. Саратов, 1993. - 78 с.
68. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
69. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
70. Буданов В.Г. Синергия гармонии ключ к эволюции формы и ритма // Мир огненный. № з (14). м., 1997.786
71. Буева Л.П. Духовность и проблема нравственной культуры // Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») //Вопросы философии, 1996, № 2.
72. Будем ли мы жить во всемирной деревне? М., 1993.
73. Булгаков С.М. Исследование о природе общественных идеалов. В 2-х тт. -М., 1911.
74. Булгаков С.Н. Человекобог и человекозверь // Феномен человека: Антология. М., 1993.
75. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986.
76. Буровский A.M. Человек из биосферы // Общественные науки и современность. М., 1999, № 3.
77. Бурынин С Теория раздувающейся Вселенной и её философское значение // Философские науки, 1985, №5.
78. Быстрицкий Е.К. Феномен личности. Киев, 1991.
79. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. 1995, № 3.
80. Васильев К. Любовь. -М., 1982.
81. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли: Формирование основ мировоззрения и менталитета. М., 1989.
82. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб., 1999.
83. Василькова В.В., Яковлев И.Н., Барыгин И.Н. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992.
84. Васильчук Ю.А. Трансформация потребностей развитие личности и общества // Политические исследования. - 1994. - № 5.
85. Ващёкин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию: проблемы и перспективы. М., 1999.
86. Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни. М., 1994.
87. Вебер А.Б. В защиту концепции устойчивого развития // Свободная мысль. XXI.-М., 2000, № 2.
88. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
89. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
90. Вернадский В.И. Начала и вечность жизни. М., 1989.
91. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.
92. Винограй Э.Э. Основы общей теории систем. Новосибирск, 1993.
93. Виттгенштейн Л. Лекции об этике // Общественные науки за рубежом. Серия 3, 1991.
94. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1986. - Т.7.
95. Выжлецев Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994, № 3-6.
96. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Вопросы философии, 1996, № 5.
97. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии, 1992, № 7.
98. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопросы философии, 1991, № 6.
99. Галимов Э.М. Наука приблизилась к идеям Вернадского // Вестник РАН. -М., 1998. Т.68, № 5.
100. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров Русской души. -М., 1993.
101. Гасилин В.Н. Принципы философского понимания целостности человека // Целостность человека и культура труда. Саратов, 1996.
102. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т.З. -М., 1977.
103. Герасимов И. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность, 1994, № 4.
104. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.
105. Гирусов Э.В. Гуманистическая состовляющая экологического знания // Гуманизм на рубеже тысячелетия: идея, судьба, перспективы. М., 1997.7.88
106. Гирусов Э.В. Проблема идеала в развитии сознания // Проблема сознания в философии и науке. М. 1996.
107. Глобальный эволюционизм. (Философский анализ). М., 1994.
108. Грани духовного: Межвузовский сборник трудов. Владимир, 1993.
109. Григорьева П.Т. Дао и Логос. Встреча культур М., 1992.
110. Григорьева П.Т. Человек и мир в системе китайских учений // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
111. Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем (Горский Ю.А., Астафьев В.И., Казначеев В.П. и др.). -Новосибирск, 1990.
112. Гомаюнов С.А. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность, 1994, № 1.
113. Горелов A.A. Социальная экология. М., 1998.
114. Горский Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления,- Новосибирск, 1987.
115. Грани научного творчества. М., 1999.
116. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в псих.отерапии.-М., 1993.
117. Гулыга А. Дух и нравственность // Диалог, 1991, № 17.
118. Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
119. Гуревич П.С. Философия человека.- 4.1. М., 1999.
120. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. 1995, № 8.
121. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988.
122. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М., 1974.
123. Даам X. Свет естественного разума в мышлении Вл. Соловьёва // Вопросы философии, 1992, № 8.
124. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976.
125. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? // Вопросы философии, 1998, № 8.
126. Данилов Ю. А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? // Нелинейные волны. Самоорганизация. -М., 1983.
127. Декарт Р. Страсти души // Избр. произв. М., 1950.
128. Делокаров К.Х. Методологические проблемы социальной синергетики // Синергетика в современном мире / Сб.статей. Белгород, 2001.
129. Делокаров К.Х Мировоззренческие основания современной цивилизации и её глобальный крзис // Общественные науки и современность, 1994, № 2.
130. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность, 1997, № 1.
131. Диалектика познания сложных систем: Под ред. В.С.Тюхтина и др. -М., 1988.
132. Диалог и коммуникация философские проблемы (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1989, № 7.
133. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии, 1990, № 3.
134. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1990.
135. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.
136. Дриккер A.C. Информационный ключ к истории (индивид и общество) // Философские науки, 1999, № 1-2.
137. Духовность, художественное творчество, нравственность: «Круглый стол учёных // Вопросы философии, 1996, № 2.
138. Дэвис П. Суперсила: Поиски единой теории природы. М., 1989.
139. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.
140. Дух и космос: культура и наука на пути к нетрадиционному миропониманию: Тез.докл. и выст.междисциплинар.симпоз. Харьков, 1992.
141. Дынич В.И., Ельяшевич М.А., Толкачёв Е.А., Тонильчик JIM. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения // Вопросы философии, 1994, № 12.
142. Евдокимов B.C., Сатдинова Н.Х. Проблема рациональности в познании и деятельности // Философские науки, 1988, № 1.
143. Егоров B.C. Миропоявление, информация, самоорганизация // Информация и самоорганизация. М., 1996.
144. Егоров B.C. Рационализм и синергетика. М., 1997.
145. Звёздкина Э.Ф. Эволюция самосознания: Историко-философский аспект,-Красноярск, 1987.
146. Зеленов J1.A. Методология человековедения. Ниж.Новгород, 1991.
147. Зеленов JI.A. Система философии,- Ниж.Новгород, 1991.
148. Зеленов JI.А. Становление личности.- Горький, 1989.
149. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.
150. Зотов А., Чичнёв Е. Культура, общество, образование и проблема будущей мировой цивилизации // Культура и экология: Поиск путей становления новой этики. М., 1997.
151. Зубаков В.А. Сценарии будущего. СПб., 1995.
152. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994.
153. Иванов В.Г. Нравственность, мораль, нравы // Что такое мораль. М., 1988.
154. Идлис Г.М. От антропного космического принципа к единому разумному первоначалу на высшем уровне естественной самоорганизации материи // Тез.докл. 1 Междунар. конф. «Алтай Космос - Микрокосм». -Барнаул, 1994.
155. Ильенков Э. Что такое личность? // В кн.: С чего начинается личность? -М., 1979.
156. Ильин И. А. О грядущей России. Избр.статьи. М., 1993.
157. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Соч., в 2 тт. М., 1986.
158. Исторические типы рациональности В 2-х тт. М., 1996.
159. История духа и целостность человека. Кемерово, 1994.
160. Каган М.С. Диалектика материального и духовного в культуре // Диалектика культуры. Куйбышев, 1982.
161. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. -М. 1988.
162. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии, 1985, № 9.
163. Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. СПб., 1998.
164. Казначеев В.П., Михайлина Л.Б. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. Новосибирск, 1985.
165. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибсрск, 1991.
166. Казначеев В.П., Трофимов A.B. Новые данные о взаимодействии человека с информационным полем Земли в приполярных районах // Бюллетень СО РАМН, 1992.
167. Калягин Н.В. Человек в истории. М., 1999.
168. Канарский A.C. Диалектика эстетического процесса / Генезис чувственной культуры. К., 1982.
169. Кант И. Антропология. СПб., 1900.
170. Кант И. Критика практического разума: Соч. в 6-ти тт. Т.З. М., 1964.
171. Кант И. Критика чистого разума: Соч. в 6-ти тт. Т.З. М., 1964.
172. Känmja С.П. Главная проблема человечества // Вестник РАН. М., 1998. - Т.68, № 3.
173. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
174. Карлов H.B. Путь познания или дорогу осилит идущий // Вопросы философии, 1996, № 5.
175. Карпенко A.C. Фанатизм и случайность будущего: логический анализ. -М., 1990.
176. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцев А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. M., 1995.
177. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познаниии практике. Критический очерк. М., 1989.
178. Киященко Л.П. Методологический потенциал субъективности // Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
179. Киященко Л.П. Синергетика обобщённых представлений // Онтология синергетики. -М.,1999.
180. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Минск, 1997.
181. Климонтович Ю.А. Без формул о синергетике. Минск, 1986.
182. Климонтович Ю.Л. Динамический и статисьтический хаос. Критерии степени упорядоченности в процессах самоорганизации // Самоорганизация в науке: опыт философского осмысления. М., 1991.
183. Князев В.Н. Самоорганизация информационной Вселенной // Московский синергетический форум. М., 1989.
184. Князева Е.Н Одиссея научного разума: синергетическое видение научного прогресса.-М., 1995.
185. Князева E.H. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии, 1998, № 4.
186. Князева E.H. Случайность, которая творит мир (новые представления о самоорганизации в природе и обществе) // В поисках нового мировоззрения: И. Пригожин, Е.и Н. Рерихи. -М., 1991.
187. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный процесс в синергетике // Вопросы философии, 1997, № 3.
188. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. М., 1994.
189. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Волпросы философии, 1992, № 12.
190. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика: начало нелинейного мышления // Вопросы философии. 1993. - № 2.
191. Князева E.H., Курдюмов С.П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // Информация и самоорганизация. М., 1996.
192. Ковалёв A.M. Целостность и многообразие мира.(Философские размышления). -Т.1.-М., 1996.
193. Коган JI.A. О будущем философии // Вопросы философии. 1996, № 7.
194. Козин Н.Г. Ценность человека как элемента универсума // Общественное сознание и мир человеческих ценностей. Саратов, 1993.
195. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: Социологический аспект. -М., 1993.
196. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. M., 1984.
197. Конев В.А. Философская культура и парадигмы философского мышления // Вопросы философии, 1991, № 6.
198. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. М., 1994.
199. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.,1994.
200. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио:де-Жанейро, июнь, 1992) / Информ.обзор. Новосибирск, 1992.
201. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
202. Костарев C.B. Самоорганизация и управление природопользованием. Философские аспекты. Омск, 1999.
203. Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. -М., 1993.
204. Котельников Г.А. Синергетика как миропонимание XXI века // Синергетика в современном мире / Сб.статей., Белгород, 2001.
205. Котельников Г.А. Теоретические основы синергетики. Белгород, 1998.
206. Краснухина E.K. О смысле конечного существования (проблема смерти в экзистенциализме М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра.) // Вестн. Ленингр.ун-та. Сер.6, Философия. Политология. Теория и история социализма. Социология, Психология, Право. 1991, № 1.
207. Крымов О.В. Ограниченность ресурсов как причина предстоящего кризиса // Вестник РАН. М., 2000. - Том 70, № 2.
208. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы философии. 1992, № 12.
209. Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества // Вопросы философии. 1988, №3.
210. Кузнецова Г.В., Максимов Л.В, Духовные ценности: утраты, поиски, обретения. -Н. Новгород, 1991.
211. Кукушкин В. О путях возрождения духовности // Высшее образование в России, 1997, № 2.
212. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
213. Куракин А.Л. Фундаментальная наука и проблема выживания человечества: научно-аналитический обзор. -М., 1996.
214. Куракина В.И. Шилин К.И. Познание и творчество // Актуальные проблемы логики. Алма-Ата, 1971.
215. Курдюмов С.П. Интервью с С.П.Курдюмовым // Вопросы философии. -1991, №6.
216. Курдюмов С.П., Князева E.H. У истоков синергетического видения мира // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
217. Кутырев В.А. Дух нашего времени (философские этюды) // Общественные науки и современность. 1996, № 4.
218. Кутырёв В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. 2001, №8.
219. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: Борьба двух миров. -Н.Новгород, 1994.
220. Кушиев Н.К. Синергетика: новые рубежи // Вестник МГУ, Серия 7, Философия, 1991, № 1.
221. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М., 1990.
222. Лазарев С.Н. Дигностика кармы: В 2-х кн. Кн.2. Чистая карма. СПб., 1995.
223. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. -1995, №7.
224. Ласло Э. Основания трансдисциплинарной единой теории // Вопросы философии, 1997, № 3.
225. Лейбин В. Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению // Обществ.науки и современность. 1992, № 5.
226. Лейбниц Г.В. Монадология // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х тт. М., 1983, т. 1.
227. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Предисловие // Сочинения: в 4-х тт.- Т.2.-М„ 1984.
228. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Духовность, художественное творчество. Нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1996, № 2.
229. Леонтьев К. Византизм и славянство // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв). СПб., 1991.
230. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996, №4.
231. Лесков Л.В. Устойчивое развитие в космическом измерении // Общественные науки и современность, 1995, № 2.
232. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации (Задачи синергетического моделирования) // Общественные науки и современность, 1998, № 3.
233. Лобкович Н. Что такое личность? //Вопросы философии, 1998, № 2.796
234. Лоренц К. Семь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии, 1992, № 3.
235. Лосев А.Ф. Русская философия // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
236. Лосский Н.О. Свобода воли // Избр.соч. М., 1999.
237. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю.М. Избр.статьи в 3 тт. -Таллин, 1992.
238. Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1933.
239. Мамардашвилли М. Психология и топология пути. СПб., 1991.
240. Мамчур Е.А. Когнитивный процесс в контексте представлений о самоорганизации // самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
241. Мардов И.Б. Этапы личной духовной жизни. М., 1994.
242. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993.
243. Марков Б.В., Солонин Ю.Н., Шилков Ю.Н. Жизнь как предмет философских размышлений//Социально-политический журнал, 1996, № 4.
244. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.: Соч., т.42. 2-е изд.-М., 1955.
245. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
246. Мартынович С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания. Саратов, 1996.
247. Маслоу А. Мотивация и личность // Вестник МГУ, 1991, №3, Сер. философия.
248. Мелетинский Е.М. К вопросу о современном понимании «духовности // Звезда, 1995, № 8.
249. Мельников Г.П. Разум и юиосфера (взгляд системолога) // Дельфис, 1998, №3.
250. Менегетти А Система и личность. М., Серебрянные нити, 1996.
251. Моисеев H.H. На пути к новой цивилизации // Свободная мысль. М.,1999, № 10.
252. Моисеев H.H. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI в. // Общественные науки и современность, 1994, № 6.'
253. Моисеев H.H. Оправдание единства // Философия и социология науки и техники. -М., 1989.
254. Моисеев H.H. Расставание с простотой. М., 1998.
255. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политический анализ) // Вопросы философии, 1995, № 1.
256. Моисеев H.H. Современный рационализм. М., 1995.
257. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие) // Вопросы философии, 1991, №3.
258. Моисеева JI.A. История цивилизаций. Р-н/Дону, 2000.
259. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. -М., 1994.
260. Морозов Е.И. Методология и методы анализа социальных систем. М., 1995!
261. Морохаева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы. Новосибирск, 1994.
262. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. -Новосибирск, 1989.
263. Москалёв И.Е. Становление антропоэпического наблюдения // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.,2000.
264. Мудрагей Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии, 1995, № 9.
265. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональная проблема (читая Л. Шопенгауэра) // Вопросы философии, 1994, № 9.
266. Муранов Б.Д. Личностный смысл жизни как философская категория // Смысл человеческой жизни. Н. Новгород, 1992
267. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика социального прогресса) Курс лекций. М., 1995.
268. Назаретян А.П. Векторы исторической эволюции // Общественные науки и современность, 1999. № 2.
269. Назаретян А.П. Интеллект во вселенной: Истоки, становление, перспективы: Очерки междисциплинарной теории прогресса. М., 1991.
270. Назаретян А.П. Синергетика и гуманитарные знания: предварительные итоги // Общественные науки и современность, 1997, № 2.
271. Назаретян А.П. Человек для биосферы? // Человек, 1997, № 2.
272. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
273. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XX веке // Вопросы философии, 1996, №11.
274. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
275. Нанси Ж.-Л. О со-бытии // Философия М.Хайдеггера и современность. -М., 1991.
276. Насонова Л.И. Духовное жизнетворчество личности. М., 1995.
277. Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов, 1995;
278. Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М., 1995.
279. Никитин Е.П. Духовный мир: ограниченный космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии, 1991, № 8.
280. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
281. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
282. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт.- Т.2. М., 1996.
283. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных умов // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.1. - М., 1996.700
284. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. M., 1995.
285. Ничипорович А. Человек как участник целостного саморазвивающегося потока жизни на Земле // Общественные науки и современность, 1993, № 6.
286. Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М., 1996.
287. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
288. Ноосфера: духовный мир человекаб Сборник / Сост.А.В. Коротнян. Вып.1. Л., 1986. Вып. 2. - Л., 1989. Вып. 3. - Л., 1989.
289. Овчинников Н.Ф. Как возможно изучение творчества // Наука и творчество: Методологические проблемы. Ярославль, 1986.
290. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии, 1994, № 3.
291. Олейников Ю.В., Оносов A.A. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.
292. Осичнюк Е.В. Идеал и деятельность. К., 1981.
293. Павлов Т. Избр.философ.произведения. М., 1962
294. Пек М.Скот. Нехоженные тропы: Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста. М., 1996.
295. Петерсоне Б. Этическая духовность // Человек и духовность. Рига, 1990.
296. Печчеи А Человеческие качества. М., 1985.
297. Пивоваров Д.В. Религия как социальная связь. Екатеринбург. - 1993.
298. Пионтковский С.Г. Идеи глобального эволюционизма в контексте современной науки // Вестник МГУ, Серия 7. Философия. М., МГУ, 1990, № 2.
299. Платон Пир // Соч.в 3 тт. М., 1970.
300. Платон Собр.соч. в 4 тг. М., 1990.
301. Платонов В.Г., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь (научно-популярный очерк). М., 1999.
302. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Центр за наше общее будущее. - Женева, 1993.
303. Погребняк А.И. Духовность критерий мировоззрения // Русская философия и духовная культура современности. - Иркутск, 1991, Кн.2.
304. Подольский Р.К. Человечесво открывает себя. М., 1982.
305. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра. - Р-н/Дону, 1996.
306. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.
307. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, №6.
308. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
309. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.
310. Протосеня П.Ф. Белякович H.H. Социальная активность как общественное явление // Философские науки. 1978, №1.
311. Прохоров М.М. В поисках нового мировоззрения. Н.Новгород, 1992.
312. Пружинин Б.И. Рациональность и единство знаний / Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.
313. Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому. -М., 1995.
314. Райляну А.К. Духовный мир личности. JI., 1976.
315. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке. М., 1991.
316. Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983.
317. РайземаЯ.В. Мыслящий универсум.-М., 1991.
318. Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. Рига, 1985.
319. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994.
320. Рерих Е.И. Огонь неопаляющий. М., 1992.
321. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.
322. Родионова И. А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.401
323. Роднов Л.Н. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестник МГУ. Сер.7. Философия.,1996, № 3.
324. Розин В.М., Шапинская Р. Природа любви. М., 1993.
325. Российская ментальность: «Круглый стол» учёных // Вопросы философии, 1994, № 1.
326. Рузавин Г.И. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения // Свободная мысль, 1993, № 17-18.
327. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии, 1995, № 8.
328. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки, 1989, № 5.
329. Рутманис К. Разорванность человеческого существования // Человек и духовность. Рига, 1990.
330. Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии, 1987, №1/
331. Рэнд А. Мораль индивидуализма. М., 1993.
332. Самин Ю. Фундаментальные ценности человечества // Общественные науки и современность, 1995, № 2.
333. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1995.
334. Самоорганизация: кооперативные процессы в природе и обществе. Философско-методологические очерки (отв.ред. Г.И. Рузавин и др.). М., 1993.
335. Самоорганизация: психо- и социогенез / Под ред. В.Н. Келасьева. -СПб:, 1996.
336. Самосознание: моё и наше. М., 1997.
337. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
338. Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека. М., 1976.
339. Седов Е. Информационно-энтропийные свойства социальеых систем //
340. Оющественные науки и современность, 1993, № 5.10?
341. Семёнова С.Г. Русский космизм. Вступит. Статья // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.
342. Серебряковская К.Б. Сущность жизни. История поиска. М., 1994.
343. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М., 1989.
344. Синергетика и методы науки. СПб., 1998.
345. Синергетика. Труды семинара. Т.З.- Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы и перспективы»,- М., 2000.
346. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек, 1994, №5.
347. Словарь русского языка. М., 1981.
348. Смирнова JI.H. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа. Автореф.дис.канд.филос.наук. -М., 1997.
349. Смысл жизни в русской философии конца XIX начала XX века. -СПб, 1995.
350. Событие и смысл (Синергетический опыт языка). И., 1999.
351. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Учебная хрестоматия. 2-е изд. М., 1996.
352. Соловьёв B.C. Оправдание добра. М., 1996.
353. Соловьёв B.C. Смысл любви.-Киев, 1991.
354. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социологические исследования, 1991, № 8-9.
355. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
356. Социальная философия и филосфская антропология. М., 1995.
357. Спирин А.Д. Общий курс философии. Иркутск, 1995.
358. Стёпин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии, 1989, № 10.
359. Стёпин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. -М., 1996.
360. Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992".
361. Стрелков В.И. Духовность и творчество // Человек как философская проблема: восток-запад. -М., 1999.
362. Стратегия выживания: Космизм и экология. М., 1996.
363. Субетто А.И. Закон кооперации. СПб.-М., 1977.
364. Субетто А.И. Синтетическая революция. Н. Новгород, 1994.
365. Суименко Б.И. Диалектика становления и развития отношений коллективизма. К., 1988.
366. Сычёв Ю.В. Бытие человека: проблемы детерминации и само'детерминации. -М., 1993.
367. Тейяр де Шарден Феномен человека. М., 1987.
368. Тейяр де Шарден Божественная среда. М., 1992.
369. Теософсский словарь. М., 1994.
370. Тбйнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.
371. Толстых В.И. Формула личности // Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга-диалог). М., 1997.
372. Трансформации в современной цивилизации: постиндустриальное и постэкономическое общество (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2000, № 1.
373. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Соч.- М., 1994.
374. Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.
375. Урманцев Ю.А. Общая теория систем и проблемы биологической эволюции // Диалектика познания сложных систем. М., 1998.
376. Урсул А.Д. Информационное видение мира // Информация Москвы, России, Мира, Вселенной. -М., 1994, № 1.
377. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. М., 1998.
378. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990.404
379. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Эволюция. Космос. Человек. Кишинёв, 1986.
380. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
381. Ущакова Е.В. Общая теория материи (основы построения). 4.2. т-Барнаул, 1992.
382. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999.
383. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки, 1988, № 7.
384. Федотова В.Г. Духовное и душевное // Человек и духовность. Рига, 1990.
385. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М., 1991.
386. Фейербах Л. Сущность христианства. Избр. произв. В 2- тт. М., 1955.
387. Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. —М., 1986.
388. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
389. Феномен человека: Антропология. М., 1993.
390. Философия любви.-М., 1990.
391. Философия науки и техники. Вып.З: Проблемы анализа знания. - М., 1977.
392. Философия науки. Вып.5: Философия науки и поиск новых путей. -М., 1999.
393. Философская антропология / социальная теория и современность. Вып.24. -М., 1996.
394. Фихте И.Г. Назначение человека // Соч. в 2-х тт.- Т 2 . М., 1993.
395. Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. -С6.ХХ1У.-М., 1983.
396. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1914.
397. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценность. СПб., 1997.
398. Фотиева И.В. Современная концепция морали: проблемы онтологии. -Барнаул, 1998.
399. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
400. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
401. Франкл В Человек в поисках смысла. М., 1990.
402. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
403. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.
404. Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.
405. Фромм Э. Человек для себя // Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Минск, 1998.
406. Фуке Э. Иллюстрированная история нравов. В 3-х тт. М., 1993-1994.
407. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью.-М., 1995.
408. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии, 1992, №2.
409. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума. Замечания о политическом либерализме Джона Роулса // Вопросы филбсофии. 1994, №10.
410. Хайтун С.Д. Фундаментальная сущность эволюции // Вопросы философии. 2001, №2.
411. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Микроскопический подход к сложным системам. -М., 1991.
412. Хакен Г. Синергетика // Иерархия неустойчивочтей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1995.
413. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
414. Цветков В.Д. Золотое правило природы // Дельфис, № 3, 1998.
415. Циолковский К.Э. Живая Вселенная// Вопросы философии. 1992, №6.
416. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.
417. Человек: Грани философской рефлексии. Сб. науч. статей / Отв.ред. А.Н. Кочергин. Вып 1. М., 1996.
418. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). М.,1997
419. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Совесть, труд, счастье. -М., 1998.
420. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М., 1990.
421. Щадриков В.Д. Деятельность и способность. М., 1996.
422. Шапошникова JI.B. Веление Космоса. М., 1995.
423. Шапошникова JI.B. Исторический процесс как космическое явление // Путь восхождения. Рига, 1995, № 1.
424. Шварцман K.M. Растерянное общество. М., 1986.
425. ГЦвебс Г.И. Духовность мироздания. Одесса, 1995.
426. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
427. Швейцер А. Этические сострадания (прповедь 15, 16) // Человек, 1990, №5.
428. Швырёв Б.С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992, №6.
429. Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура // Свободная мысль, 1993, №5.
430. Шептулин A.C. Специфика сущности творчества // Структура и закономерности. -М., 1986.
431. Шкловский И.С. Разум, жизнь, Вселенная. М., 1999.
432. Шмаков В. Основы пневмотологии. Теоретическая механика становления духа.- Киев, 1994.
433. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
434. Шредингер Э. Моё мировоззрение //Вопросы философии, 1994, №9.
435. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. М., 1972.
436. Шумилин А.Г. Проблемы творчества. М., 1989.
437. Эзотерический словарь: В 2-х тт. М., 1993.
438. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. -М., 1973.
439. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе: пер. с англ. М., 1987.
440. Это человек: Антология / Сост., вступ. Статья П.С. Гуревича. М., Высш. школа, 1995.
441. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996.
442. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // Юркевич П.Д. Философские произведения. -М., 1990.
443. Яковец Ю.В. Социокенетика: становление интегративной отрасли знаний // Общественные науки и современность, 1993, № 4.
444. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии, 1997, № 1.
445. Яковенко С.И. Об организующем и разрушающем (стохастизующем) воздействиях в природе // Вопросы философии, 1992, № 2.
446. Яценко JI.B. Природа творческой деятельности. Философско-методологический анализ. Автореф.дис.докт.филос.наук. М., 1987.
447. Foster J.B. The scale of our ecological crises // Month. Rev.: An independent social mag. N.Y., 1998.- Vol.49, #11.