автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Манцевич, Александра Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма"

На правах рукописи

005533994 с—\

МАНЦЕВИЧ АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

3 ОКТ 2013

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

005533994

На правах рукописи

МАНЦЕВИЧ АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

Специальность 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре «Дизайн костюма»

Научный руководитель: доктор искусствоведения,

профессор Петушкова Галина Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Савельева Ирина Николаевна

кандидат технических наук, доцент

Цховребадзе Екатерина Нугзаровна

Ведущая организация: ФГОУ ВПО МГУТУ

им. К.Г. Разумовского

Защита состоится <{Ц_» 2013 года в //°часов на заседании Дис-

сертационного совета Д 212.144.05 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 33, ауд. 156.

С текстом диссертации можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.

Автореферат разослан: «<¿5"»¿¿//юры.2013 года

Ученый секретарь диссертационного совета

Стор И.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Трансформируемая одежда является одним из актуальных направлений творчества дизайнеров разных стран. В современном быстро меняющемся мире одежда должна быть динамичной, удобной, яркой. Индивидуальность, стремление к творчеству, вызов стандартам мира становятся определяющими чертами сегодняшней жизни. Трансформируемая одежда позволяет потребителю, имея в распоряжении одно изделие, менять его по своему желанию.

Самостоятельным направлением является разработка трансформируемой одежды элементарного кроя (ГОЖ) - это одежда, которую можно легко преобразовать из одного вида в другой, меняя форму и ассортимент. Она отличается от одежды сложного кроя формообразованием, кроем, в основе которого лежит геометрическая фигура, меньшим количеством антропометрических измерений и менее сложными технологиями обработки. Преобразование в разные изделия производят при помощи трансформирующих элементов и формообразования на фигуре человека. Трансформация раскрывает широкий спектр возможностей в проектировании, производстве и потреблении трансформируемой одежды элементарного кроя.

Актуальной проблемой, решаемой в диссертационной работе, является расширение и углубление существующих методов проектирования трансформируемой оде>вды в дизайне костюма за счёт комплексного исследования ТОЭК. В работе представлено общее описание факторов и процессов формообразования с более подробной разработкой изделий из одной детали, так как такой подход акцентирует внимание на морфологии одежды и методах её трансформации.

Целью работы является совершенствование методов проектирования трансформируемой одежды посредством новых подходов к дизайну костюма. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- анализ существующих методов проектирования трансформируемой одежды в научной, научно-технической литературе и патентной документации для создания онтологии (базы знаний) ТОЭК и автоматизации процесса проектирования;

- разработка информационной базы конструкции ТОЭК, классификации её элементов на основе теории симметрии костюма;

- разработка и совершенствование методов пространственного формообразования ТОЭК как топологических объектов на основе теории узлов. Подтверждение экспериментальным путём правильности выбора метода и алгоритмов формообразования;

- разработка отологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования.

Объект исследования - приёмы и способы организации одежды элементарного кроя в объёмно-пространственные структуры. Предмет исследования - факторы и процессы, обуславливающие форму и ассортимент трансформируемой одежды.

Границы исследования. Выбор и изложение материала подчинены задачам исследования и проектирования ТОЭК. Временной диапазон исследования трансформируемой одежды в изобретениях, полезных моделях и дизайнерских решениях охватывает период с 1990 по 2012 года. За пределами исследования остались технологические и стилистические аспекты процессов проектирования и изготовления одежды.

В работе применены следующие методы исследования: комплексный и структурный анализ, сравнительный анализ, прямая и символическая аналогии, цитирование, методы теории симметрии, методы классификации и формализации, комбинаторное формообразование, математические методы теории узлов, эксперименталь-

\ ¿У \

ные: многофакторный эксперимент, экспериментальное моделирование, методы визуализации, онтологический методы: семантические и нейросемантические сети, триангуляция Делоне.

Научная новизна заключается:

- в комплексном исследовании ТОЭК из одной детали как самостоятельного направления формотворчества на основе топологических преобразований развёрток и оболочек; -в разработке информационной базы конструктивных основ ТОЭК из одной детали и их классификаций на основе теории симметрии костюма;

- в усовершенствовании существующих методов проектирования ТОЭК из одной детали на основе теории симметрии и морфологии;

- в разработке новых методов пространственно-геометрического формообразования ТОЭК из одной детали на основе топологических преобразований тривиальных, изотопных и сложных узлов;

- во введении в теорию и практику дизайна костюма новых понятий, характеризующих трансформируемую одежду как систему узлов.

Теоретическая значимость заключается:

- во ведении в научный оборот дизайна костюма новых методов и методик из области математики, топологии, симметрии, морфологии, что позволяет расширить и углубить существующие методы проектирования по классу трансформируемой одежды;

- во введении новых понятий, характеризующих ТОЭК как систему тривиальных, изотопных и сложных узлов, и разработке терминологической системы ТОЭК;

- в разработке онтологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования на основе семантического и нейросемантического подхода;

- в том, что предложенные классификации, алгоритмы, методы проектирования ТОЭК из одной детали являются основанием дальнейших теоретических разработок по классу трансформируемой одежды.

Практическая значимость исследования заключается:

- во введении выявленных факторов и зависимостей формообразования ТОЭК из одной детали, позволяющих обновить существующую практику проектирования по классу трансформируемой одежды;

- во введении классификаций и алгоритмов формообразования конструкций ТОЭК, позволяющих разрабатывать инновационные решения трансформируемой одежды всевозможных форм и ассортимента;

- в том, что разработанная терминологическая система (тезаурус) и структура ТОЭК обеспечивают единое понимание ТОЭК как топологического объекта и методов его проектирования;

- в том, что разработанная онтология ТОЭК как структурное знание о предмете и методах его проектирования позволяет сократить время поиска проектных решений и автоматизировать процесс;

- в учебно-методическом аспекте исследование ТОЭК подтверждает возможность использования теории симметрии костюма, топологии и онтологии для профессиональной подготовки и работы дизайнера.

Личный вклад соискателя: автор самостоятельно разрабатывал основные этапы проектирования, анализировал факторы и процессы, влияющие на формообразование трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали, структурировал и обобщал полученный материал, создавая онтологию ТОЭК.

Достоверность результатов и проведенных исследований подтверждается применением современных методов исследования, апробацией основных положений диссертации в научной периодической печати, конференциях, а также актами производственной апробации.

Апробация и внедрение результатов исследования проведены в условиях предприятий ООО «Альфа-Альянс» и ЗАО «Ёлочка»: изготовлены изделия на основе предложенных методов проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя. Апробация показала, что предложенные методы проектирования и классификации конструкций ТОЭК могут быть реализованы в условиях современного швейного производства и рекомендованы для использования на предприятиях по производству повседневной одежды лёгкого ассортимента и одежды специального назначения.

Материалы диссертации и результаты работы были представлены на «Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки 2011» и отмечены дипломом. Изделия-трансформеры коллекции «Новая легенда» демонстрировались в финале конкурса «Кремлёвские звёзды 2010».

Результаты работы демонстрировались на выставках:

- VI Фестиваль науки в городе Москве, 7-9.10.2011 ЦБК «Экспоцентр», «Инновационные технологии в легкой и текстильной промышленности в рамках Всероссийского фестиваля науки»;

- I международная научно-практическая конференция «Научное искусство», 31.035.04.2012 г. Москва на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, в рамках конференции выставка БСШМСЕ А11Т'2012 в зале ДНК Центрального Дома Художника.

В ходе всей исследовательской работы основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2009-2012 гг.) и на конференциях: II международной научно-практической конференции «Инновационные наукоемкие технологии в легкой промышленности», МГУДТ, Москва, 2010; II международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности» ГОУ ВПО РосЗИТЛП, Москва, 2011; I международной научно-практической конференции «Научное искусство», МГУ им. В.М. Ломоносова, Москва, 2012; III международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности», МГУТУ им. К.Г. Разумовского, Москва, 2012; Международной научно-технической конференции «Современные проблемы развития текстильной и лёгкой промышленности», МГУТУ им. К.Г. Разумовского, Москва, 2012.

Основные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс при подготовке студентов специальности 072500 «Дизайн» на базе МГУДТ и МГУТУ им. К.Г. Разумовского. В лекционном курсе дисциплины «Художественное проектирование костюма» используются основные положения теории проектирования костюма с позиции трансформативного формообразования и свойств морфологии объекта. При проведении лабораторных и практических работ по дисциплине «Макетирование» используются методы формообразования ТОЭК из одной детали. На основе результатов диссертационного исследования разработано учебное пособие «Разработка трансформируемой одежды элементарного кроя (ТОЭК)».

Основные результаты исследования опубликованы в 22 печатных работах, из которых 4 в аккредитованных ВАК изданиях и 10 патентов.

Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, выводов по главам и заключения, списка использованных источников и четырёх приложений. Общий объём работы 268 стр., она содержит 252 стр. машинописного текста, 14 схем, 17 таблиц, 102 рисунка.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность исследования трансформативного формообразования одежды элементарного кроя, определены цели и задачи исследования, его методологические установки, выявлены положения научного исследования, которые и определяют структуру и ход работы.

В первой главе рассмотрены известные направления и методы трансформативного формообразования одежды, проведён их комплексный анализ, исследование трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали выделено в самостоятельное направление.

Первые разработки теоретических и методологических основ трансформации формы были изложены в работах учёных-исследователей средового дизайна и архитектуры Родченко А.М., Сёмкина В.В., Колейчука В.Ф., Лаврентьева А.Н. и др., которые были переработаны, уточнены и расширены применительно к дизайну костюма в работах Петушковой Г.И., Акиловой З.Т., Пацявичюте A.A., Бескоровайной Г.П., Звягинцева C.B., Шамухитдиновой Л.Ш., Гончаровой С.А. и др. на уровнях проектирования, производства и потребления. В художественном проектировании костюма трансформация рассматривается как концептуальное моделирование пространственно-геометрической формы. В инженерном проектировании как технологически-функциональное моделирование пространственно-геометрической формы и ассортимента одежды.

Анализ работ по инженерному проектированию и патентной документации выявил два основных направления по классу трансформируемой одежды: одежда как трансформирующаяся система, состоящая из многоэлементных деталей или изделий с временными связями между ними и одежда как моно-изделие-трансформер, состоящая из одного элемента или набора деталей с постоянными связями между ними. Трансформируемые предметы одежды могут быть сложного или простого (элементарного) кроя. Установлено, что художественное проектирование одежды из целого куска материала элементарного кроя широко представлено в проектных решениях. Разнообразие форм и ассортимента предмета одежды достигается за счёт применения структурных и трансформирующих элементов и формообразования на фигуре человека.

Однако в теории проектирования трансформативных систем (плоских, модульных, комбинаторных, симметрических, кинетических) не решены проблемы формообразования на основе изменяющейся топологии одежды. На основе изученного практического материала по классу трансформируемой одежды было выявлено, что ТОЭК из одного элемента обладает свойствами топологических объектов, которые обуславливают применение методов теории симметрии и теории узлов.

Предметом исследования теории узлов является изменение формы: перемещение и запутывания узлов, скрепление (замыкание, зацепление) и обвязывание (обмотка). Сравнительный анализ формообразования ТОЭК и узлов выявил их взаимо-

связь через: линейные трансформирующие элементы и детали развёртки, длина которых преобладает над шириной и их можно соотнести с линейными трансформирующими элементами; плоскость развёртки ТОЭК, которую можно соотнести с линейным элементом; плоскость развёртки ТОЭК, в которой заключён линейный элемент или несколько элементов, которые образуют в узел или систему узлов. Это позволило выдвинуть предположение, что методы теории узлов могут быть положены в основу метода трансформативного формообразования в дизайне одежды.

Определён комплекс задач исследования, для решения которых предполагается разработка онтологии ТОЭК как базы знаний с разработкой терминологической системы и структуры с последующим выходом в автоматизированное проектирование.

Во второй главе на основе обобщения и систематизации патентных и дизайнерских решений разработана информационная база ТОЭК, классификации конструкции, алгоритм задания геометрии плоскости развёртки, расположения трансформирующих и структурных элементов на основе преобразований классической симметрии.

В результате исследования проектного материала установлено, что форма трансформируемого изделия, полученная на основе бесшовных технологий создания одежды, представляет собой оболочку. Для создания более сложных (дизайнерских) форм применимы преобразования аффинной симметрии (растяжение, сжатие, сдвиг) и криволинейной симметрии (изгиб, кручение, излом, сдавливание). Для построения развёрток ТОЭК целесообразно использовать классическую симметрию (зеркальную, переносную, поворотную) как метод задания геометрии плоскости (фрагмент табл. 1).

Выявленные особенности проектных решений в дизайне трансформируемой одежды классифицированы по расположению структурных элементов (вырезов, разрезов, прорезей), которые делят полотно изделия на части, изменяют физико-механические свойства плоскости и расширяют возможности формообразования, характеризуя способ фиксации на фигуре. В зависимости от их размещения меняется класс симметрии развёртки и оболочки, либо она переходит в асимметрию. Концы и углы развёртки изделия, образованные за счёт использования структурных элементов, могут сами выступать как трансформирующие элементы.

В исследовании предложены способы проектирования развёрток и оболочек, когда на одном полотне создают разные сочетания структурных и трансформирующих элементов, или когда на одной основе из структурных и трансформирующих элементов создают разные конфигурации полотна.

Трансформирующими элементами можно назвать разные по структуре, функциям и формообразующим свойствам элементы: фурнитура, складки, перфорация и многое другое. В данной работе многообразие трансформирующих элементов приведено к единой системе. В зависимости от размеров элемента к конструкции ТОЭК они разделены на четыре группы: точечные, линейные, плоскостные, объёмные. Трансформирующие элементы классифицированы по типам пространственно-временных связей элементов и развёрткой и структурной организации конструкции:

- статичные - жёсгкозакреплённые элементы, использование которых меняет характеристики полотна развёртки единожды (складки, буфы, перфорации, аппликация);

- динамичные - жёсткозакреплённые элементы, которые меняют форму изделия в зависимости от назначения и обладают способностью возвращать её к первоначальному состоянию (кулиски, декоративные элементы и т.д.);

Полотно со структурными элементами по контуру изделия

Полотно с центральным структурным элементом

- пулъсирющие - жёсткозакреплённые элементы, которые меняют форму изделия в зависимости от назначения и обладают способностью возвращать её к первоначальному состоянию (шнуровка, петли-пуговицы, крючки-петли);

- процессуальные - взаимозаменяемые или дополнительные элементы, обладающие временными связями (пояса, ремни, броши, булавки);

- прерывающиеся - взаимозаменяемые или дополнительные элементы, обладающие временными связями и меняющие форму изделия единожды.

Полотно без структурных элементов

_Таблица

Число плоскостей симметрии Класс развёртки

1. Варианты развёрток на основе зеркальной симметрии

Графическое изображение развёрток

3 и более

Предложено деление трансформирующих элементов по способу фиксации: парные трансформирующие элементы - элементы, состоящие из двух частей: пуговицы-петли, крючки-петли, половинки текстильной застёжки или застёжек-«молний» и т.п., и мулъти-трансформирующие элементы - элементы, которые свободно соединяют друг с другом: карабины, булавки, концы завязок и т.п.

Разработана классификация расположения трансформирующих элементов на плоскости развёртки: регулярным, нерегулярным или комбинированным способом, что обусловлено пластикой фигуры человека и авторской концепцией. Метод симметрии является основой организации элементов на плоскости и организации элементов относительно друг друга. Такой подход расширяет инженерно-технические, формообразующие и декоративные возможности трансформируемой одежды.

Выделены формообразующие свойства трансформирующих элементов:

- фиксация-скрепление представляет собой соединение элементов в одной точке; фиксация-скрепление по заданной линии - это соединение частей конструкции и формообразование по конфигурации линий трансформирующих элементов, так как дополнительные слои, накладные детали, отверстия, прорези меняют механические свойства материала; фиксация-формообразование объёмных трансформирующих элементов: с помощью свободных концов деталей развёртки изделие фиксируют на фигуре посредством завязывания в узлы и декоративные элементы, которые достаточно объёмны и влияют на силуэт изделия; фиксация-обвязывание - соединение деталей одежды-трансформера концами завязок, поясами, которыми обвязывают участки тела человека или части изделий, создавая декоративные формы и меняя силуэт;

- преобразование поверхности изделия - метод трансформации полотна путём изменения внешнего вида и фактуры с целью создания выразительных форм и повышения эстетических свойств одежды. Это позволяет на основе вариативного комбинирования трансформирующих элементов задать множество разных конструкций ТО-ЭК с прогнозируемыми формообразующими свойствами.

В третьей главе разработаны методы проектирования пространственных форм

ТОЭК на основе теории узлов.

Одним из основных вопросов теории узлов является вопрос изотопии. Для Ю-ЭК разработано понятие изотопные изделия-узлы - варианты одного и того же изделия с разной степенью деформации поверхности развёртки трансформирующими элементами и расположением на разных поясах фигуры человека. Выявлено, что при изотопии и разном формообразовании на фигуре человека ТОЭК меняется форма изделия и ассортимент. В исследовании выявлены способы трансформации изделий элементарного кроя, рассмотренные как формообразование узлов на основе комбинаторного перебора (схема 2).

Схема 2. Способы трансформации на основе теории узлов

Рассмотрены способы трансформации изделия как системы узлов:

- перемещение частей конструкции и создание пространственной формы за счёт соединения разных точек фиксации с образованием тривиальных узлов;

- изменение геометрических параметров и формы деталей конструкции за счёт деформации полотна развёртки, создание изотопии узлов;

- комбинированная трансформация - это использование двух предыдущих способов. Аффинная и криволинейная симметрия определяют вид формообразования (схема 3).

Формообразование складчатых форм ТОЭК получено на основе изгиба материала при соединении концов отрезка в точках фиксации. Другой способ образования складчатых форм ТОЭК происходит по линиям перегиба плоскости развертки с изменением класса развёртки ТОЭК. Физико-механические свойства текстильных материалов позволяют применять виды преобразования на основе криволинеинои симметрии (кручение).

Криволинейная симметрия

Изгиб-излом

Кручение

------- Аффинная симметрия

г

Сжатие-растяжение

Серии форм АС, АВ, АБ, ВС, ВО, СО

Серии форм АВС, АСО, ВСО, АВО

Серии форм АВСО

Схема 3. Формообразование ТОЭК на основе симметрии

Если математический узел - абстракция, то в дизайне костюма изделие-узел -одежда. Для исследования процесса и факторов формообразования ТОЭК разработано формализованное обозначение фигуры человека (вертикальные плоскости проекции формы: фронтальная, профильная и конструктивные пояса - обхваты). Обозначение позволяет описать любую конструкцию или схему преобразования изде-лия-трансформера на фигуре при помощи математических знаков: пересечения горизонтальных линий и вертикальных плоскостей определяет точки как координаты, согласно которым конструкцию ТОЭК преобразуют на теле человека.

Аналогично универсальным диаграммам узлов разработаны конструктивные схемы как графический способ задания конструкции ТОЭК и её пространственного

формообразования (рис. 1).

В ходе эксперимента выявлено, что конструктивная схема конкретизирует форму конструкции, но не даёт однозначного решения формы в пространстве, допуская вариантность соединения деталей над или под плоскостью: для одной схемы приемлемы разные варианты формообразования и ассортимент изделии. Формализованное описание конструкции изделия-трансформера позволило свести все многообразие конструктивных схем к моделям с заданными свойствами и процессом формообразования, а также определить максимальное количество вариантов преобразования (табл. 2).

Процесс трансформации и нахождения новых форм строится на комбинаторном переборе возможных вариантов сочетаний фиксирующих и деформирующих элементов для получения концептуальной формы. Для проведения эксперимента ос-

новными факторами изменения пространственной формы ТОЭК выделены: длина изделия, количество точечных фиксирующих элементов на контуре и количество контуров.

Рис. 1. Конструктивные схемы и формообразование ТОЭК

Плоскость Конструктивная схема Одна Разные Разные

Трансформация Характер формообразования Разное положение на фигуре Деформация развёртки Разное положение на фигуре и деформация развёртки

Объёмно- пространственный объект Серии форм одежды Аь А2, АЗ, • • •> Ап Вь Вг, В3, ..., Вп А1+В1, А,+В2, А!+Вз, А2+В,,...,Ап+Вп

Это позволило исследовать узлы, образованные соединением точек, расположенных: по внешнему и(или) внутреннему контуру развёртки (контурная трансформация), на промежуточных контурах (трансформация поверхности), на внешнем, внутреннем и промежуточном контурах (комбинированная). На основе представления конструкции ТОЭК как геометрической фигуры найдено количество вариантов соединений трансформирующих элементов для внешнего, внутреннего и промежуточного контуров:

П.-1 7Г.-1 I ¡-1 '

к,шл=X+X ту+2 X+птПг;

аг=1 у=1 ¿=1 г=1 >=1

где п - количество точек фиксации внутреннего контура развёртки; т - точек фиксации внешнего контура, I - точек фиксации промежуточного контура; х, у, г -любые положительные числа, причём х>0, у>0, г>0.

В ходе исследования вариантов формообразования ТОЭК был выявлен ряд ограничений за счёт свойств конструкции (размера полотна, количества, способов соединения и расположения трансформирующих элементов) и ограничения формообразования на фигуре. Все возможные варианты движения и фиксации деталей конструкции ТОЭК будут происходить, не пересекая тела человека, также полотно |

не может пересекать само себя.

В ходе работы выделены два направления исследования ТОЭК: одежда как система тривиальных и изотопных узлов (рис. 2).

Рис. 2. ТОЭК как система узлов: а - тривиальных, б - изотопных

Разработаны серии форм способами фиксации и деформации. Изделие фиксируют на фигуре, получая базовую форму, затем на её основе создают ряд форм с помощью трансформирующих элементов, образуя системы тривиальных и (или) изотопных узлов. В ходе эксперимента установлены зависимости между геометрией конструкции ТОЭК, способами трансформации в объёмно-пространственный объект и формой изделия. При соединении точек и (или) деформации плоскости развёртки по вертикали уменьшается длина изделия, а силуэтная форма стремится к объёмной-, с увеличением количества соединений и (или) деформации по горизонтали силуэтная форма стремится к тоской, а затем к линейной', наиболее значимым фактором формообразования является размер конструкции.

Выявлены закономерности получения разных силуэтных форм:

- для прямой: развёртка любого класса, линейные трансформирующие элементы или детали конструкции для обвязывания фигуры человека и придания необходимого прилегания;

- для трапециевидной: развёртка с центральным структурным элементом для формообразования на горизонтальных и диагональных сечениях фигуры человека, что обеспечивает значительное расширение изделия к низу;

- для овальной: необходимо располагать трансформирующие и формообразующие элементы по периметру и на контурах развёрки для фиксации перемещения деталей изделия относительно его осей и плоскостей симметрии.

Проектный эксперимент позволил установить, что один силуэт можно преобразовать в другой и получить серию производных силуэтов, не меняя его положения на теле человека, а за счёт изменения объёмов на разных уровнях конструкции ТОЭК: деформации формы по заданной линии от ноля до единицы. Чем больше число, тем меньше деформация линии, к которой он применён, следовательно, и к плоскости развёртки, чем меньше, тем динамичнее силуэтные линии формы.

В главе 4 разработана онтология ТОЭК как база автоматизации этапов проектирования. Онтология ТОЭК содержит терминологическую систему (тезаурус) и структуру предметной области.

Разработка тезауруса ТОЭК — это необходимая часть предметной области, которая устанавливает однозначность понятий. Тезаурус включает уже существующую терминологию проектирования костюма и введённые в практику новые понятия исследуемой темы. Основное понятие онтологии - форма трансформируемого предмета одежды элементарного кроя.

Онтология основана на построении и анализе семантической модели и представляет собой многодольный иерархически-сетевой граф. Вершины графа - образы понятий, а порядок входящих в вершину дуг отражает причинную связанность этих понятий. Каждый элемент связан друг с другом нейросемантической сетью, что позволяет настраивать среду проектирования и накапливать информацию при вновь неизвестных элементах, входящих в кластер, и тем самым расширять взаимосвязи между кластерами и элементами. Для создания онтологической модели применена компьютерная среда управления — редактор онтологий Protégé (рис. 3), предназначенная для построения (создания, редактирования и просмотра) онтологий прикладной области.

Рис. 3. Пример рабочего экрана с отображением классов в онтологии ТОЭК

Protégé имеет графический интерфейс, удобный для использования неопытными пользователями. Разработанная автоматизированная система онтологии проектирования ТОЭК содержит структуру предметной области, базу данных элементарных форм развёрток, даёт возможность строить новые онтологии, редактировать предложенную онтологию ТОЭК, интегрировать их. Онтология ТОЭК позволяет проекта-

ровать множество решений ТОЭК за счёт изменения конструктивных, материальных, антропометрических и других характеристик формообразования и импортировать полученные результаты проектирования ТОЭК на другие платформы сторонних производителей САПР (рис. 4).

Клиент

Рис. 4. Структура системы автоматизированного проектирования ТОЭК

Разработанная терминологическая база знаний, математическое моделированием и графическое представление элементов изделия удовлетворяет важным требованиям при использовании САПР в практике проектирования - существование и наличие исчерпывающей информации о ТОЭК на этапе проектирования её концептуальных решений.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Анализ современного состояния вопросов трансформативного формообразования в дизайне костюма выявил направления исследования: трансформируемые и трансформирующие элементы; одежда как трансформирующаяся многоэлементная система и как моно-изделие-трансформер, детали которых могут быть сложного или простого кроя. Установлено, что формообразование одежды из одного элемента достигаются методами трансформации и свойствами морфологии.

2. Разработана информационная база элементов конструкции ТОЭК, включающая понятийную систему и описание функций элементов. На основе преобразований симметрии разработаны классификации:

- построения развёрток и оболочек ТОЭК на основе преобразований классической, аффинной и криволинейной симметрии,

- расположения структурных элементов на основе классической симметрии,

- расположения трансформирующих элементов (регулярное, нерегулярное и комбинированное по периметру, по сетке или радиально). Разработаны способы получения развёрток и оболочек с прогнозируемыми свойствами.

3. Систематизированы существующие трансформирующие элементы одежды и разработана их классификация. Выявлены точечные, линейные, плоскостные, объёмные элементы, наиболее используемыми трансформирующими элементами являются точечные, линейные и их сочетания. Описаны формообразующие свойства

трансформирующих элементов (фиксация и преобразование поверхности) и их влияние на формообразование ТОЭК как топологического объекта.

4. Разработаны новые методы пространственного формообразования «Фиксация» и «Деформация» трансформируемой одежды элементарного кроя (ТОЭК) из одной детали на основе теории узлов. Уточнены понятия способа и вида трансформации ТОЭК как топологического объекта на основе теории узлов и теории симметрии. В теорию и практику дизайна костюма введены новые понятия изделия-трансформера как системы тривиальных, изотопных и сложных узлов. Разработаны описания конструкций и формообразования ТОЭК в виде схематического (конструктивной схемы) и математического описания, что позволило выявить конечный ряд вариантов форм и рассчитать формулу возможных трансформаций конструкции ТОЭК, а также описать ограничения формообразования конструкции на фигуре человека.

5. Установлены закономерности изменения формы при варьировании заданных параметров конструкции (размера развёртки, количества, типа и размещения трансформирующих элементов). Выявлены закономерности создания разных силуэтов ТОЭК обусловленных конструкцией и положением на фигуре чловека, а также закономерности преобразования одного силуэта в другой, что составило базу приёмов проектирования форм трансформируемой одежды.

6. Разработана онтология трансформируемой одежды элементарного кроя как метод автоматизированного проектирования на основе нейросемантической модели, включающая терминологическую систему (тезаурус) и структуру ТОЭК. Разработанная в редакторе онтологии Protege структура ТОЭК позволяет легко встраивать её в WEB-страницу, описывать основные объекты и связи между ними в виде наглядного представления, настраивать среду проектирования и накапливать базу знаний при добавлении новых элементов. Для развёрток ТОЭК разработан алгоритм получения карт Кохонена, которые являются формализованным описанием проектного решения и составляют базу данных развёрток, позволяя восстанавливать результаты решений, анализировать и классифицировать их. Разработанная онтология ТОЭК как метод проектирования даёт большие возможности дизайнеру в разработке проектных серий 3D моделей одежды, изменяя характеристики конструкции, фигуры-манекена в создании разных образов.

7. Результаты научного исследования имеют практическое значение: внедрены в производство, что подтверждено разработанными трансформируемыми предметами одежды, которые были запатентованы, а также внедрены в учебный процесс, что подтверждено соответствующими документами.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Манцевич А.Ю., Петушкова Г.И., Милютина H.H. Классификация трансформируемой одежды элементарного кроя // Дизайн и технологии. - 2010. № 17. с. 7-16.

2. Петушкова Г.И., Манцевич А Ю. Трансформируемая одежда элементарного кроя // Дизайн и технологии. - 2011. № 24. с. 5 - 13.

3. Петушкова Г.И., Ганявин В.А., Манцевич А.Ю. Разработка терминологической системы^онтологии проектирования силуэта трансформируемой одежды элементарного кроя // Дизайн и технологии. - 2012. № 28. с. 6-13.

4 Будник А А., Битус Е.И., Манцевич А.Ю., Бурова Н.В., Иванова A.B. Влияние композиционного препарата на гигиенические свойства нетканого материала для одежды-трансформера // Технологии 21 века в лёгкой промышленности. - 2012. - №6. 9 с.

5 Пат 2342060 С1 РФ МПК7 А 41 D 15/00. Многофункциональный предмет одежды - транс-формер / Манцевич А.Ю., Доронина Е.В. - № 2007122823/12; заявл. 18.06.2007; опубл. 27.12.2008. Бюл. №36.

6 Пат 96469 U1 РФ, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А.Ю. -№ 2010114176/12; задвл. 12.04.2010; опубл. 10.08.2010. Бюл. № 22.

7 Пат. 96470 U1 РФ, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А.Ю. -№ 2010114181/12; задвл. 12.04.2010; опубл. 10.08.2010. Бюл. № 22.

8 Пат 97599 U1 РФ, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А.Ю. -№ 2010115374/12; задвл. 19.04.2010; опубл. 20.09.2010. Бюл. № 26.

9 Пат 97600 U1 РФ, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А.Ю. -К» 2010115373/12; задвл. 19.04.2010; опубл. 20.09.2010. Бюл. № 26.

10 Пат 104026 U1 РФ, МПК7 А 41 D 15/00. Предмет одежды - трансформер / Манцевич А.Ю. -№2010150954/12; заявл. 14.12.2010; опубл. 10.05.2011. Бюл. №13.

11 Пат 110614 U1 РФ, МПК7 А 41 D 15/00. Комбинезон / Манцевич А.Ю., Битус Ь.И., Ьудник А А № 2011133546/12;'заявл. 11.08.2011; опубл. 27.11.2011. Бюл. № 33.

12 Пат 111403 U1 РФ МПК7 А 41 D 15/00. Трансформируемый предмет одежды / Манцевич А Ю Битус Е.И., Будник А. А. № 2011133548/12; заявл. 11.08.2011; опубл. 20.12.2011. Бюл № 35.

13 Пат 114592 U1 РФ МПК7 А 41 D 15/00. Декоративный трансформирующий элемент/ Манцевич АЮ Петушкова Г.И. № 2011123089/12; заявл. 08.06.2011; опубл. 27.11.2011. Бюл №33.

14 Пат 110613 U1 РФ МПК7 А 41 D 15/00. Трансформируемый предмет одежды / Манцевич А Ю Битус Е. И., Будник A.A. № 2011133547/12; заявл. 11.08.2011; опубл. 10.04.2012. Бюл. № 10.

15 Манцевич АЮ., Петушкова Г.И. Совершенствование методов формообразования трансформируемой одежды элементарного кроя // Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки: Сборник аннотаций научно-исследовательских работ победителей и призеров всероссийского конкурса-2011. с. 100- 103.

16 Ганявин В А., Манцевич А.Ю. Онтология проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя // Научное искусство: I Международная научно-практическая конференция. МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. с. 198 - 201,258.

17 Петушкова Г И Манцевич А.Ю. Компьютерное проектирование формы трансформируемой одежды // Тезисы II международной научно-практической конференции «Инновационные наукоёмкие технологии в легкой промышленности». М. - 2010. с. 24 - 26.

18 Петушкова Г И., Манцевич А.Ю. Создание множества форм предмета одежды на одной основе // Тезисы II международной научно-практической конференции «Инновационные наукоемкие технологии в легкой промышленности». М. - 2010. с. 30 - 32.

19 Манцевич А Ю. Трансформируемая одежда элементарного кроя. Создание формы одежды // Тезисы II международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности». М. -2011. с. 69-71.

20 Ганявин В А., Манцевич А.Ю. Онтология проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя // Тезисы докладов I международной научно-практической конференции «Научное искусство». М. - 2012. с. 227 - 228.

21 Ганявин В А Манцевич А.Ю. Особенности онтологии проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя // Тезисы докладов III международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности». М. - 2012. с.

22 "манцевич А.Ю., Битус Е.И., Будник A.A., Ганявин В.А. Трансформируемая одежда из нетканых материалов // Материалы международной научно-технической конференции «Современные проблемы развития текстильной и лёгкой промышленности». М. - 2012. с. 160 - 102.

Подписано в печать 05.09.13 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печ.л. 1,0 Заказ №097-Т Тираж 80

Редакционно-издательский отдел МГУДТ 115093, Москва, ул. Садовническая, 33, стр.1

Отпечатано в РИО МГУДТ

 

Текст диссертации на тему "Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

На правах рукописи

04201362444

МАНЦЕВИЧ АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

Специальность 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»

Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Петушкова Г.И.

Москва-2013

і

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВОПРОСОВ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА 12

1.1 Аналитический обзор методов трансформации и выявление основных направлений проектирования трансформируемой одежды 12

1.2 Обоснование выбора методов формообразования трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали как топологических объектов 29

1.3 Обоснование актуальности разработки онтологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования 39 Выводы по первой главе 45

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИИ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КРОЯ ИЗ ОДНОЙ ДЕТАЛИ 47

2.1 Разработка информационной базы и метода проектирования конструкции ТОЭК на основе теории симметрии и проектных решений 47

2.2 Разработка классификации трансформируемых элементов как составляющей метода проектирования ТОЭК 52

2.3 Разработка классификации трансформирующих элементов как составляющей метода проектирования ТОЭК 61

2.4 Разработка инновационных решений ТОЭК на основе предложенного метода 75 Выводы по второй главе 83

3 РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КРОЯ ИЗ ОДНОЙ ДЕТАЛИ 86 3.1 Разработка методов формообразования ТОЭК «Фиксация» и «Деформация» на основе теории узлов 86

3.1.1 Разработка метода формообразования «Фиксация» по аналогии с

тривиальными узлами 94

3.1.2 Разработка метода формообразования «Деформация» по аналогии с изотопными узлами 98

3.1.3 Разработка условного обозначения конструкции ТОЭК и её пространственного формообразования 100

3.2 Экспериментальное исследование формообразования ТОЭК из одной детали на основе методов «Фиксация» и «Деформация» 112

3.2.1 Выявление факторов как составляющей методов формообразования ТОЭК 112

3.2.2 Разработка алгоритмов проектирования форм и ассортимента ТОЭК 116

3.3 Практическое применение в дизайне костюма предложенных методов трансформативного формообразования и разработка инновационных решений ТОЭК 123 Выводы по третьей главе 131 ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО КРОЯ 134 4.1 Разработка тезауруса онтологии ТОЭК 134 4.2. Получение обобщенной математической модели развёртки ТОЭК 136 4.3 Разработка алгоритма автоматизированного проектирования и получение нейросемантической модели ТОЭК 147 Выводы по четвёртой главе 161 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 172 ПРИЛОЖЕНИЯ 182

ВВЕДЕНИЕ

Трансформативное формообразование - одно из основополагающих явлений в искусстве и дизайне. Для дизайнера форма выступает не только решением функционально-технических задач, но и исходным импульсом в творческом процессе. В своих разработках дизайнеры во всём мире стремятся продвинуться к новым формам, которые отразили бы новое мировоззрение. Часто дизайнеры ищут вдохновение в преемственности традиций и совершенствовании их в соответствии с современной парадигмой мира и развитием техники и технологий. Согласно исследованию Сёмкина В. В. создание предметов с трансформирующейся материальной структурой всегда составляло одно из существенных направлений в творчестве формообразования предметного мира. Трансформируемая одежда прочно вошла в нашу жизнь как многие вещи-трансформеры [3].

Трансформируемая одежда элементарного кроя характерна для народов древнего мира: обертывание тела шкурами, вытканным или связанным куском ткани. Преобразование осуществлялось по принципу приспособления одежды, представляющей собой цельный кусок ткани различной формы к изменению погоды, антропометрии, ситуации, социальному статусу владельца. Таким образом, одно и то же изделие могло трансформироваться: менять размеры, форму, расширяя или изменяя свои защитные и социальные функции. Широко известна драпированная одежда древних греков - хитон, гиматий и хламида, пеплос, плащ тебена этрусков, стола и палла в Древнем Риме, одежда Древней Индии, Индонезии, Юго-восточной Азии: дхоти, сари, саронг, парео. Драпируются также головные уборы чалма, тюрбан. В драпированной одежде часто применялись трансформирующие и фиксирующие элементы: фибулы, заколки, пряжки, ленты, шнурки, тесьма, пояса, ремешки и т.д., ставшие прототипами современной фурнитуры.

В современном быстро меняющемся мире одежда должна быть динамичной, удобной, творческой, яркой. Специально разработанный дизайн позволяет

с помощью простых манипуляций менять изделие-трансформер. Трансформируемая одежда является одним из направлений творчества модельеров и изобретателей разных стран [71 - 125].

Модные тенденции предлагают те или иные формы и ассортимент, покупатели выбирают в их нескончаемом потоке, но только трансформируемая одежда позволяет потребителю самому быть дизайнером и участвовать в творческом процессе, подчёркивая свой индивидуальный образ.

«Контакт между дизайнером и покупателем происходит через их одежду», - говорит известный дизайнер И. Мияке: «Я планирую продолжить развитие одежды с рядом возможностей, когда покупатель сам может создавать множество дизайнерских решений» [126].

В современном мире костюм стал живым элементом самовыражения, поэтому дизайн нового времени содержит элементы игры. Возникает необходимость проектирования легкозаменяемых, мобильных, образных изделий. Метафоричность, вызывающая ассоциации восприятия, действующая как организующий импульс становится эталоном эстетики. И дизайнер и потребитель ломают устоявшиеся формы и нормы общественной жизни, находя в костюме самовыражение. Индивидуальность, стремление к творчеству, вызов стандартам мира становятся определяющими чертами сегодняшнего потребителя. «Не быть как все» - одна из ведущих идей моды [53].

Многофункциональность и простота выделяют трансформируемую одежду элементарного кроя из общей массы изделий-трансформеров. Её преимущества в разнообразии вариантов изделий в рамках одного предмета одежды, крой которого простая геометрическая фигура, требует меньше антропометрических измерений и менее сложные технологии обработки. Трансформируемая одежда элементарного кроя (ТОЭК) - это одежда, которую можно легко преобразовать из одного вида в другой, меняя форму и ассортимент. Расширение формообразования и ассортиментного ряда происходит за счёт методов морфологической трансформации, которые раскрывают широкий спектр возможностей в проек-

тировании, производстве и потреблении изделий-трансформеров элементарного кроя и дают возможность экспериментировать с формой.

При трансформации одежды сложного кроя получают только заложенные при её проектировании определённые формы изделия согласно авторской концепции. При трансформации изделий элементарного кроя можно получить более широкий ряд форм одежды внутри одной ассортиментной группы. Однако такой подход ставит вопрос о конечном или бесконечном ряде форм изделия. Отсюда необходимость разработки структуры трансформируемой одежды элементарного кроя и уточнения методов её проектирования.

Целью работы является совершенствование методов проектирования трансформируемой одежды посредством новых подходов к дизайну костюма. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- анализ существующих методов проектирования трансформируемой одежды в научной, научно-технической литературе, анализ патентной документации и дизайнерских решений для создания онтологии (базы знаний) ТОЭК и автоматизации процесса проектирования; ^

- разработка информационной базы конструкции ТОЭК, классификации её элементов на основе теории симметрии костюма;

- разработка и совершенствование методов пространственного формообразования ТОЭК как топологических объектов на основе теории узлов. Подтверждение экспериментальным путём правильности выбора метода и алгоритмов формообразования;

- разработка онтологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования.

Объект исследования - приёмы и способы организации одежды элементарного кроя в объёмно-пространственные структуры.

Предмет исследования - факторы и процессы, обуславливающие форму и ассортимент трансформируемой одежды.

Границы исследования. Выбор и изложение материала подчинены задачам исследования и проектирования ТОЭК. Временной диапазон исследования

трансформируемой одежды в изобретениях, полезных моделях и дизайнерских решениях охватывает период с 1990 по 2012 года. За пределами исследования остались технологические и стилистические аспекты процессов проектирования и изготовления одежды.

В работе применены следующие методы исследования:

- комплексный и структурный анализ, сравнительный анализ,

- прямая и символическая аналогии, цитирование,

- теории симметрии,

- классификации и формализации,

- комбинаторного формообразования,

- математические методы теории узлов,

- экспериментальные: многофакторный эксперимент, экспериментальное моделирование,

- методы визуализации, триангуляция Делоне,

- онтологические: семантические и нейросемантические сети.

Научная новизна заключается:

- в комплексном исследовании ТОЭК из одной детали как самостоятельного направления формотворчества на основе топологических преобразований развёрток и оболочек;

-в разработке информационной базы конструктивных основ ТОЭК из одной детали и их классификаций на основе теории симметрии костюма;

- в усовершенствовании существующих методов проектирования ТОЭК из одной детали на основе теории симметрии и морфологии;

- в разработке новых методов пространственно-геометрического формообразования ТОЭК из одной детали на основе топологических преобразований тривиальных, изотопных и сложных узлов;

- во введении в теорию и практику дизайна костюма новых понятий, характеризующих трансформируемую одежду как систему узлов.

Теоретическая значимость заключается:

- во ведении в научный оборот дизайна костюма новых методов и методик из области математики, топологии, симметрии, морфологии, что позволяет расширить и углубить существующие методы проектирования по классу трансформируемой одежды;

- во введении новых понятий, характеризующих ТОЭК как систему тривиальных, изотопных и сложных узлов, и разработке терминологической системы ТОЭК;

- в разработке онтологии ТОЭК как метода автоматизированного проектирования на основе семантического и нейросемантического подхода;

- в том, что предложенные классификации, алгоритмы, методы проектирования ТОЭК из одной детали являются основанием дальнейших теоретических разработок по классу трансформируемой одежды.

Практическая значимость исследования заключается:

- во введении выявленных факторов и зависимостей формообразования ТОЭК из одной детали, позволяющих обновить существующую практику проектирования по классу трансформируемой одежды;

- во введении классификаций и алгоритмов формообразования конструкций ТОЭК, позволяющих разрабатывать инновационные решения трансформируемой одежды всевозможных форм и ассортимента;

- в том, что разработанная терминологическая система (тезаурус) и структура ТОЭК обеспечивают единое понимание ТОЭК как топологического объекта и методов его проектирования;

- в том, что разработанная онтология ТОЭК как структурное знание о предмете и методах его проектирования позволяет сократить время поиска проектных решений и автоматизировать процесс;

- в учебно-методическом аспекте исследование ТОЭК подтверждает возможность использования теории симметрии костюма, топологии и онтологии для профессиональной подготовки и работы дизайнера.

Личный вклад соискателя: автор самостоятельно разрабатывал основные этапы проектирования, анализировал факторы и процессы, влияющие на формообразование трансформируемой одежды элементарного кроя из одной детали, структурировал и обобщал полученный материал, создавая онтологию ТОЭК.

Достоверность результатов и проведённых исследований подтверждается применением современных методов исследования, апробацией основных положений диссертации в научной периодической печати, конференциях, а также актами производственной апробации.

Апробация и внедрение результатов исследования проведены в условиях предприятий ООО «Альфа-Альянс» и ЗАО «Ёлочка»: изготовлены изделия на основе предложенных методов проектирования трансформируемой одежды элементарного кроя. Апробация показала, что предложенные методы проектирования и классификации конструкций ТОЭК могут быть реализованы в условиях современного швейного производства и рекомендованы для использования на предприятиях по производству повседневной одежды лёгкого ассортимента и одежды специального назначения.

Материалы диссертации и результаты работы были представлены на «Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук в рамках Всероссийского фестиваля науки 2011» и отмечены дипломом.

Изделия-трансформеры коллекции «Новая легенда» демонстрировались в финале конкурса «Кремлёвские звёзды 2010».

Результаты работы демонстрировались на выставках:

- VI Фестиваль науки в городе Москве, 7-9.10.2011 ЦВК «Экспоцентр», «Инновационные технологии в легкой и текстильной промышленности в рамках Всероссийского фестиваля науки»;

- I международная научно-практическая конференция «Научное искусство», 31.03-5.04.2012 г. Москва на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, в рамках

конференции выставка SCIENCE ART'2012 в зале ДНК Центрального Дома Художника.

В ходе всей исследовательской работы основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2009-2012 гг.) и на конференциях:

- II международной научно-практической конференции «Инновационные наукоемкие технологии в легкой промышленности», МГУДТ, Москва, 2010;

- II международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности» ГОУ ВПО РосЗИТЛП, Москва, 2011;

- I международной научно-практической конференции «Научное искусство», МГУ им. В. М. Ломоносова, Москва, 2012;

- III международной конференции «Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности», МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Москва, 2012;

- Международной научно-технической конференции «Современные проблемы развития текстильной и лёгкой промышленности», МГУТУ им. К. Г. Разумовского, Москва, 2012.

Основные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс при подготовке студентов специальности 072500 «Дизайн» на базе МГУДТ и МГУТУ им. К. Г. Разумовского. В лекционном курсе дисциплины «Художественное проектирование костюма» используются основные положения теории проектирования костюма с позиции трансформативного формообразования и свойств морфологии объекта. При проведении лабораторных и практических работ по дисциплине «Макетирование» используются методы формообразования ТОЭК из одной детали.

На основе результатов диссертационного исследования разработано учебное пособие «Разработка трансформируемой одежды элементарного кроя (ТОЭК)».

Основные результаты исследования опубликованы в 22 печатных работах, из которых 4 в аккредитованных ВАК изданиях и 10 патентов на изобретение и полезные модели.

Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, выводов по главам и заключения, списка использованных источников и четырёх приложений. Общий объём работы 268 страниц, она содержит 252 страницы машинописного текста, 14 схем, 17 таблиц, 102 рисунка.

1 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВОПРОСОВ ТРАНСФОРМАТИВНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

1.1 Аналитический обзор методов трансформации и выявление основных направлений проектирования трансформируемой одежды

Придание трансформативных свойств изделию позволяет устранить возникающие противоречия между потребностью обеспечения каких-либо функций и свойств с возможностями объекта разработки в проектной ситуации. Польза и красота неразрывны и обусловливают друг друга, что является главным принципом формообразования в дизайне: функция - конструкция - эстетическая форма.

Принципы трансформации используют как средство решения проектных задач. Основой разработки методов трансформации применительно к дизайну костюма послужили работы учёных-исследователей средового ди�