автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Развитие белорусской художественной культуры в 1917-1927 гг.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Станкевич, Светлана Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Развитие белорусской художественной культуры в 1917-1927 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие белорусской художественной культуры в 1917-1927 гг."

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

СТАНКЕВИЧ Светлана Владимировна

РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 1917-1927 гг.

Специальность 07.00.02 — отечественная история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Москва—1992

Няучшдй руководитель —кандидат исторических наук,

Пфшпд пиило пмтймггн:

доктор исторнческихнаук — КАЛИНИНА К. В.

. кандадах исторических наук, доцент —

нии специализированного совета Д—151.04.09 по защитедае-сертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук в Российской Академии управления по адресу: 117606, Москва,нр. Вернадского, 84, ауд.

- Ученый сенютаоь

I. ОЕЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Культура, наряду с экономикой, политикой, социальной сферой, выступает одним из главных институтов общественной жизни. Это явление общечеловеческое и общеисторическое. Каждому периоду развития человечества в целом соответствует определенный характер культуры и культурных отношений. В то же время, он варьируется в зависимости от места и форм проживания, потребностей и запросов любой отдельно взятой общности людей, нации, народности. Следовательно, культура - явление национальное, у различных народов она имеет свои специфические черты, выработанные особенностями их существования, психологического склада, духовного и социального саморазвития, уровня самосознания. На базе синтеза национальных культур, их взаимопроникновения формируются общечеловеческие ценности и, в конечном итоге, предопределяется прогресс общества.

Как и любое явление в ходе исторического развития, национальная культура имеет свои периоды подъема и спада, пики творческого расцвета и время относительного спокойствия, обусловленного множеством экономических, политических и других факторов общественной жизни. Знание особенностей культурного развития нации, понимание, какой ценой создавались ее материальные и духовные ценности, что влияло на их формирование, из чего они складывались, оказывает огромное воздействие на состояние общественного сознания, нравственный и психологический тонус народа.

Изучение различных аспектов культурной жизни общества актуально в любой период его развития, поскольку позволяет с высот исторического знания данного времени осмыслить и оценить происходившее ранее, определить его значение для современности, извлечь из него самое важное для настоящего.

' Первое послереволюционное десятилетие кардинально изменило жизнь всей страны и белорусского народа в том числе. Мощная революционная волна, всколыхнувшая самые глубинные пласты общества, активизировала те слои, которые в условиях монархии были лишены возможности раскрывать свой творческий потенциал.

После революции они буквально ворвались во все сферы жизни, привнеся в нее динамизм, неукротимую жажду действия, совершенно новое видение проблем, их трактовку. Это десятилетие чрезвычайно насыщено различными событиями и явлениями, которые, с одной стороны, были результатом величайшей встряски и приходом на историческую арену совершенно других общественных сил, а с другой - итогом многовекового культурного и исторического развития, подведением результатов жизни и деятельности многих поколений в условиях социального и национального закрепощения. Кроме тощ именно в это десятилетие - 1917-1927 гг. - появились ноше институты общественной жизни, в том числе и в области культуры, предопределившие направление последующего развития. Особенности этих лет заложили фундамент всего будущего социалистического периода, его грядущие достижения и просчеты.Значимостью и весомостью данного этапа в истории белорусского народа и его культуры и продиктованы хронологические рамки исследования.

Распад Советского Союза, создание на его территории независимых суверенных государств, отказ от тоталитарной системы власти и другие общественные процессы, происходящие в настоящее время, в чем-то повторяют те социальные катаклизмы, которые народы пережили после революции. Новая общественная атмосфера вызвала стремительный рост национального самосознания, что явилось причиной еще одного процесса - усиления внимания к проблемам культуры, ее национальным аспектам. Опыт культурного строительства, накопленный в первые послереволюционные годы, в данной ситуации оказывается бесценным. Он помогает лучше понимать сам народ и его стремления, видеть те упущения и просчеты в культурной деятельности, которые негативно сказались на его духовном развитии и, в итоге, на состоянии самой культуры. Изучение различных сторон деятельности в области культуры пока зывает, каковы были подлинные намерения и тенденции сразу после революции, насколько они отвечали нувдам народа, и как они были деформированы или вообще уничтожены в условиях тоталитарного режима.

Обобщение опыта культурного строительства в указанное десятилетие, анализ основных направлений творческой деятельности, становления национальной культуры актуальны для сегодняшнего периода исторического развития и позволяют выработать рекомендации по использованию уроков прошлого в современной практической деятельности.

Из большого числа компонентов, входящих в содержание национальной культуры, предметом настоящего исследования автор выбрал наименее изученный - белорусскую художественную культуру первого послереволюционного десятилетия.

В работе на основе теоретических положений и конкретного эмпирического материала проанализированы важнейшие составляющие духовного процесса, непосредственно связанные с развитием художественной культуры: литература, изобразительное и музыкальное искусство, театр и их главное действующее лицо - художественная интеллигенция.

Состояние научной разработанности проблемы. В научной литературе имеется значительное количество работ, в которых много-планово и неоднозначно освещаются общетеоретические и методологические проблемы развития как культуры в целом, так и национальных культур в частности. В исследованиях А.И.Арнольдова, Е.В.Боголюбовой, А.Г.Егорова, М.П.Кима, А.Г.Здравомыслова, Н.С. Злобина, Э.А.Баграмова, С.Т.Калтахчяна, Л.М.Дробижевой и многих других раскрываются закономерности развития культуры, основные ее тенденции и черты, вопросы культурного сотрудничества народов

I. Ким М.П. 40 лет .советской культуры. - М., 1957; его же. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. - М.,1968; Багра-мов Э.А. Ленинская национальная политика: достижения и перспективы. -М., 1977;Боголюбова Е.В. Культура и общество.-М..1978; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.,1980; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социо-логический очерк межнациональных отношений.-М.,1981;Калтахчян С.Т.Марксистско-ленинская теория нации и современность.- М., 1983: Арнольдов А.И.Социалистическая культура: теория, и жизнь.-М., 1984; Социальные функции духовной культуры //Интернационализация духовной жизни советских народов в современных уело-' виях. - Вильнюс, 1984 и-др. . '.•....'■-.*•

В ряде работ рассматриваются проблемы функционирования национальной культуры в контексте общих задач развития культуры, ее роли и места в жизни общества. Однако в них недостаточн< исследуются национальные особенности культуры, их корни, специ: фика проявления в различных областях человеческой деятельности'

Обширная историография советского периода посвящена изучению социалистической культуры в целом и художественной культуры в частности. Ее главные положения полностью согласуются с утверждаемой десятки лет официальной точкой зрения, согласно которой культура советского общества является "социалистическо: по содержанию и национальной по форме". Работы базируются на марксистско-ленинском положении о классовом подходе к развитию культуры, о наличии в любом антагонистическом обществе двух культур, в них обосновывается концепция интернационализации, сближения национальных культур 2.

1. Межуев В.М. Культура и история. - М.,1977; Культура и общее во: вопросы истории и теории.-И.,1978; Культура труда, быта и человеческих отношений. -И.,1980; Культура как целостное явление: проблемы и методология изучения. - Л., 1983; Маркарян Э.С Теория культуры и современная наука. - М., 1983: Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества. - М.А 1986; Актуальные вопросы развития культуры и искусства. - Одесса,198"и др.

2. Бычкова P.A. Национальная социалистичесуая культура и закономерности ее развития. - Иркутск, 1973; Арнольдов а.И. Культу ра развитого социализма. - и., 1975; Ким м.П. Развитие межнациональных отношений, взаиыоооогащение и сближение культур народов СССР //Межнациональные связи и обогащение культур народо СССР. - Таллинн, 1978; Магомедов Д. Развитие социалистических национальных художественных культур. - М. ,1979; йовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура. - М., 1979; Лукин В.А. Идеология и художественная культура. - И., 1982; Рудая Т.П. Взаимообогащение художественных культур народов СССР. -Киев, 1983; Взаимодействие национальных художественных

Ж тур в условиях совершенствования социализма. - Махачкала, ; Андреев А.Л. Актуальные проблемы развития советской художественной культуры. - М 1987; Журавлев В.В. Мир художественной культуры. - М., 1987 и др.

Во второй половине 80-х годов, с изменением общей идеологической ситуации в'стране, появляются монографии, в которых ученые предпринимают активные поиски путей разрешения имеющихся проблем во взаимоотношениях между народами в различных областях общественной жизни. Изданы работы, посвященные анализу национальных культур, их влиянию на общественное сознание Появились исследования, где переосмысливаются явления культурной жизни, которые до этого трактовались однозначно, в рамках устоявшихся идеологических штампов. Например, подверглась новому анализу концепция культурной революции. В ней стали видеть не только достижения, но и издержки, ошибки в методах осуществления^.

Значительно обогатили теорию культуры работы российских ученых, которые покинули страну или были выдворены из нее в период революции и гражданской войны. Их труды, опубликованные в России и за границей, были запрещены и оставались недоступными для большинства советских исследователей в течение длительного времени. Уже в первые революционные годы они пытались предвидеть последствия кардинальной ломки для культуры, анализировали влияние на нее взаимоотношений интеллигенции с большевиками. Фактически только сейчас эти ценные исследова-

о

ния вводятся в научный оборот .

1. Дикселис В.П. Национальные отношения в СССР: диалектика развития на современном этапе. - Минск. 1987; Сулейменов Р.Б. Советская культура: 70 лет развития.-и., 1987; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов.- М.,1988; Дкунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. -Ашхабад, 1988 и др.

2. Арутюнян Ю.В..Дробижева JI.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. - И., 1987; Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987; Котожеков Г.Г. Генезис национальной культуры. - Абакан, 1991 и др.

3. См.: Розанов В.В. Сочинения. - м.,1990; Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.д 1990; Изгоев A.C. Социализм, культура и большевизм //Вехи. Из глубины.- Ы., 1991: Котляревский С.А. Оздоровление //Вехи. Из глубины. - М., 1991.

В советской науке о культуре стержневой является проблема формирования и развития социалистической интеллигенции. Она заняла в историографии одно из ведущих мест по числу исследований и многообразие аспектов. В монографиях С.А.Федюкина, В.Л.Соскина, М.Е.Гловацкого, Л.И.Ивановой, В.С.Волкова, А.И. Арнольдова и в коллективных трудах поставлен ряд методологических вопросов, сделаны обобщения процессов дифференциации интеллигенции, в теоретическом и конкретно-историческом плане исследуется проблема "революция и интеллигенция"

В современных исследованиях широко распространен принцип отраслевого изучения отдельных групп интеллигенции. Наиболее широко рассматривается история подготовки инженерно-технических кадров, научной, педагогической интеллигенции, опубликованы историко-экономические работы, посвященные формированию сел) ской интеллигенции При всем разнообразии тем, раскрывающих путь становления отдельных профессиональных групп интеллигенци: отчетливо видно почти полное отсутствие исследований о художественной интеллигенции. Эта проблема еще не стала предметом специального монографического труда. Она рассматривается лишь

1. Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. - М. ,1972; Соскин В.Л. В.И.Ленин, революция, интеллигенция. - М., 1972; Интеллигенция и социалистическая культурная революция. - Л., 1975; Изменение социальной структуры советского общества. Октябрь 1917-1920. - М.,1976; Советская интеллигенция (I9I7-I975 - M., 1977; Арнольдов А.И. Социалистическая интеллигенция и культурный прогресс. - и., 1980; Интеллигенция и революция,

аа век. - М., 1985; Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. - М., 1987 и др.

2. Борисов B.C. Подготовка производственных кадров сельского хозяйства в реконструктивный период. - М..I960: Ульяновская В.А. Формирование научной интеллигенции в СССР (1917-1937 гг.) Ы., 1966; Исакова В.Д. Советская наука в годы первой пятилетки. - M., 1971; Гловацкий М.Е. КПСС и формирование технической интеллигенции на Урале. - Свердловск, 1974; Волков B.C. Коммунистическая партия и техническая интеллигенция в пешюд строительства социализма в СССР (1928-1937 гг.). - Л., 1975; Бастре кова Й.С. Становление советской системы организации науки (I9I7-I922).-M., 1976; Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции. (I9I7-I927 гг.). - М., 1980 и др. -

в одном разделе книги С.А.Федюкина "Великий Октябрь и интеллигенция". Вопросы взаимоотношений художественной интеллигенции с советской властью затрагиваются также в трудах по истории искусства и литературы, но авторы их справедливо видят свою задачу, главным образом, в освещении творческой стороны жизни художественной интеллигенции.

Вопросы культурного строительства, развития отдельных направлений художественного творчества и многие другие проблемы этой области, связанные конкретно с Белоруссией, исследовались в большом количестве научных работ, опубликованных в республике. Они появлялись на всем протяжении советского периода, в большинстве своем трактуя указанные темы в соответствии с официальными установками и требованиями существующей идеологии.

Первые исследовательские труды, появившиеся ухе в начале 20-х годов, наряду, с широкой оценкой послереволюционной деятельности в различных сферах, содержали материалы и в области культуры. Среди таких работ прежде всего следует отметить публикации В.Г.Кнорина, непосредственного организатора и руководителя борьбы за советскую власть в Белоруссии, А.Г.Червякова -председателя ЦИК республики, Д.Ф.Жилуновича (Т.Гартного), известного белорусского писателя, общественного и государственного деятеля. Последний опубликовал в журналах "Полымя" и "Маладняк серию статей о революционной борьбе в Белоруссии, отведя в них значительное место проблемам культуры*. В эти годы вышли в свет работы белорусских ученых В.И.Пичеты, И.А.Петровича, В.М.Игнатове кого и др., в которых рассматривались как общие проблемы развития культуры, так и частные: белорусский язык и литература

I. Кнорин В.Г. Революция и контрреволюция в Белоруссии. - Смоленск, 1920; его же. Пять лет: Краткий конспект истории КП(б)Б.-Минск.1922; его же. За культурную рэвалюцыю: Зб.автыкулау.-М1нскД929; Червяков А.Г. За Савецкую Беларусь.- МГнск! 1927; его же. Белоруссия к X годовщине Октября. -Минок, 1927; Кылуно-в1ч Д.Ф. Два оак1 беларускага руху.-Полымя.- 1923. - М 3-4; Уступам1 да Акцябра. - Там же.-» 5-6; Пстарычны момант. - Там же. -1924. - * 4: Будаванне Савецкай Беларус1.-Маладняк.-1925.-А Белар^ская 1нтэлл1генцыя у г1старычным аспекце. - Полымя.-

устное народное творчество*.

, . В ЗО-е годы были изданы несколько коллективных трудов, рассматривающих как в целом процесс культурного строительства в Белоруссии, так и отдельные его составляющие2. К сожалению, в эти годы, было фактически свернуто изучение культурного наследия белорусского народа, которое рассматривалось или как "per акционно-феодальное" или как "буржуазно-националистическое", и^vследовательно, не заслуживающее серьезного внимания и изучения *„'В целом'для публикаций по истории-.культурных преоб-.' разований в БССР, вышедших в 20-30-е годы, был характерен Недостаточно высокий уровень научного анализа я теоретичёского обобщения. Большинство из них представляют собой; общие очерки важнейших.событий политической истории.

Более объективные и содержательные научные работы стали появляться с конца. 50-х годов. В них освещались исторические аспекты культурного стреительства в Белоруссии, его. предметно-содержательная сторона'особенности развития и функционировать

1. Пичета В.И. Белорусский язык, как фактор национально-культурный. - Минск, 1924; Пятров1ч I.A. едноУленая Беларусь. -Менск, 1925; Игнатовекий В. .Белоруссия. Территория, население, экономика и важнейшие моменты истории. - Минск, 1925; . • Белорусская Советская Социалистическая Республика, -г Минск, 1927:,10 год БССР. - Менск, .1928; Белорусская культура. Сборник да I. - Минск, 1928 и др. ,

2. Платун A.M. Итоги культурного строительства в БССР за

10 лет. - M.-JI., 1931; Вальфсон С.Я..Культурная рэвалюцыя у дзеянн1: Нац.-культурнае буда$н1цтва БССР да ХУ-годзя Кастрыч-н1цкай рэвалюцы!. - MIhck, 1932; Культурное строительство' БССР. -Минск, 1940; Искусство советской.Белорусии. - М.-Л., 1940; Очерки по истории изобразительного искусства Белоруссии.

3. См.: Михнюк В.Н. Становление и развитие исторической науки Советской Белоруссии (1919-1941),. - Минск, 1985.

■ ' . - ' 1 ' ' ' ' it V ' -

■ <■ '" . • ' » . . ! ' ;* . •

- 9 -

различных областей культуры*.

Однако в трудах названных ученых, в связи с широкими временными рамками и обобщающими задачами, отдельные направления культурных преобразований, развитие художественной культуры и участие в этом процессе интеллигенции затрагивались лишь в той мере, в какой это было необходимо для выработки общих оценок.

Многие явления,происходившие в белорусской культуре в исследуемый период, анализирует совместная работа В.М.Конона и Э.К.Дорошевича, а так же труды А.С.Яскевича и В.А.Колесника^. Ценный фактический материал содержится в трудах белорусских

1. Каменская Н.В. Первые социалистические преобразования в Белоруссии. - Минск, 1957; Силиванчик П.П. Деятельность КП Белоруссии по осуществлению культурной революции в республике (I9I9-I937 гг.). - Минск, 1961; Горбунов Т.С. Изменения исторических судеб белорусского народа в результате Великой Октябрьской социалистической революции. - Минск, 1965; Ешин С.З. Развитие культуры в БССР за годы Советской власти. - Минск, I97Ô; Ракашевич В.К. Под знаменем братства. - Минск, 1972; Марцелев C.B. К духовному расцвету. Исторический опыт развития белорусской советской культуры (I9I7-I973). - Минск,1974; Волк A.A., Ракович А.И. Книгоиздательское дело в Белоруссии: Исторический очерк. - Минск, 1977; Каменская Н.В., Селиванов

П.А. Великий Октябрь в Белоруссии. - Минск, 1977; Сафонова О.В. Великий Октябрь и культурное строительство в БССР. - Минск, 1987; Лыч Л.М. Ликвидация экономического и социально-культурного неравенства союзных республик: на примере Белорусской ССР (I9I7-I94I гг.). - Минск, 1988; Ерпова эГб. Подготовка кадров культуры Белоруссии и их участие в общественно-политической жизни республики в 20-30-е годы, г M., 1989 и др.

2. Дорошевич Э.К.,Конон В.М. Очерки истории эстетической мысли Белоруссии. - M., 1972; Яскевич A.C. Становление белорусской художественной традиции. - Минск, 1987; Калесн1к В. Тварэнне легенды. - MIhck, 1987.

исследователей театра, живописи, музыки и литературы Среди этих публикаций особенно выделяются 3-х томная "Псторыя беларускага тэатра", вышедшая в 1983-1987 гг. и "Псторыя беларускай савецкай муэыкГ', изданная в Минске в 1971 г. В данных работах дан обстоятельный анализ развития театрального и музыкального искусства Белоруссии на протяжении советского периода. Это комплексные, обобщающие груды, но, конечно, выдержанные в духе своего времени, поэтому в них подробно,показаны' достигнутые успехи и нет анализа накапливающихся и трудноразрешимых проблем

Недостаточно, на наш взгляд, в белорусской историографии исследованы проблемы интеллигенции. Можно отметить работу Ю.С. Кузнецова "Вовлечение интеллигенции в социалистическое строительство (I9I7-I925 гг.): на материалах партийной организации Белоруссии" и две коллективные монографии: "Структура советской интеллигенции (по материалам. БССР)" и "Великий Октябрь и социальная структура советского общества: Интеллигенция".

1. См.: Няфед В. I. Беларуск1 Тэатр. Нарыс г1сторы1. - MIhck, 1959; ЕсаквЗ A.A. Майстры беларускай сцэны. - MIhck. I960; Кацер U.C. Нарьсы па г1сторыГ выя^ленчага мастацтва Савецкай Беларус1. - MIhck, I960; Орлова М.А. Искусство Советской Белоруссии. Очерки, живопись, скульптура, графика. - М., I960; шыркоу Ю.С. Беларуская савецкая проза: 20-я-пачаток 30-х гада?. - MIhck, 19Б0; Смольский B.C. Белорусский музыкальный театр: Исторический очерк. - Минск, 1963; Нефед В.И. Становление белорусского советского театра, I9I7-I94I. - Минск,

-.1965;. Нисневич И.,Нисневич С. Очерки по истории - советской белорусской музыкальной культуры. - М.- Л., 1966; Сабалеуск1й A.B. Беларуская савецкая драма. - MIhck, 1970; Гинзбург С.Л. Из истории музыкальных связей народов СССР: Избранные статьи и выступления. - JI., 1972; Дробов Л.Н. Живопись Советской Белоруссии (1917-1975 гг.). -Минск, 1979; Гаран1н Л., Метру- ' ненак А., ЯскевГч А. Нарадженне .новага мастацтва. - MIhck, 1980; Наумов1ч У.А. 1Пляхам1 арлянят. Проза "Маладняка" - ' MIhck,; 1984; Чигрин И. Проза *'Молодняка". - Минск, 1985 и др.

2. Псторыябёларускагатэатра. У 3-х тамах. - MIhck,- 19831987; Псторыя оеларускаи савецкай музык!. - MIhck, 1971.

В них дан определенный анализ роли интеллигенции в жизни общества Более обстоятельным исследованием явилась книга А.В.Ру-сецкого "Художественная культура: Возрастание роли и проблемы развития", где автор прослеживает, место художественной интеллигенции в духовной жизни белорусского народа, а также рассматривает некоторые функции художественной интеллигенции, подчеркивает ее роль в межнациональных отношениях. Вместе с тем, уклон в работе сделан на анализ деятельности Компартии Белоруссии по руководству и управлению развитием художественной культуры в республике

Краткий историографический обзор показывает, что в научной литературе уже рассмотрены некоторые проблемы культурного строительства в Белоруссии в 1917-1927 гг. Однако перемены, происшедшие в обществе, требуют переосмысления многих явлений, выработки новых подходов, и подчас просто непредвзятого анализа успехов и недостатков прошлого.

В данной работе поставлена цель дать конкретно-исторический анализ развития белорусской художественной культуры в первое послереволюционное десятилетие. Для ее реализации автор стремился решить следующие задачи:

- на уровне современных представлений раскрыть сущностные черты белорусской литературы, музыки, театра, изобразительного искусства 20-х годов;

- показать особенности развития белорусской художественной культуры указанного периода во взаимосвязи с социально-экономической и политической жизнью республики;

- рассмотреть участие художественной интеллигенции в процессе эволюции культуры, систецу подготовки кадров художественного профиля, движение от форм.народного творчества к профессиональному искусству, результативность предпринятых органами управления мер;

I. Русецкий A.B. Художественная культура: Возрастание роли и проблемы развития. - Минск, 1988.

- на опыте развития белорусской художественной культуры охарактризовать взаимовлияние культур различных народов в рас-с латриваемый период.

Поставленные автором задачи достаточно многообразны, они позволяют ограничиться исследованием развития тех форм культуры, которые относятся к категории профессиональных и не рассматривать проблемы самодеятельности и любительского творчества.

Методологической основой диссертации является совокупность основных принципов материалистической диалектики, таких, как всеобщая связь, становление и развитие; научных принципов и методов познания, прежде всего, историзма, объективности и системности. Реализация этих принципов позволяет рассматривать историческое развитие общества, оценивать национальную культуру белорусского народа в соотношении с прошлым, социально-экономическими факторами и культурами других народов. Данная методологическая основа дает ключ к пониманию того, как развивалась художественная культура Белоруссии и какие этапы в своем развитии она проходила.

Источниковую базу завершенного исследования составили в первую очередь материалы, почерпнутые автором из фондов Центрального государственного архива Октябрьски революции и социалистического строительства БССР, Центрального государственного архива литературы и искусства БССР, партийного архива Института истории партии при ЦК КПБ, Государственного архива Витебской области?

Другую группу источников представили государственные решения й документы учреждений культуры Белоруссии, принятые в 20-ё годы, материалы научных конференций и творческих дискуссий по исследуемой теме. Определенный интерес представляют шстушхения- общественных и государственных •деятелей того времени и мемуарная литература, которые достаточно точно воспроизводят атмосферу тех лет. Благодаря этому, многие процессы и явления становятся более приятными для современных исследователей.

Автором использованы данные статистических сборников, публикации в газетах "Савецкая Беларусь", ("Советская Бело- ' х Названия архивов даны по состоянию на I января 1991г.

|уссия"), "Звезда" за 1921-1928 гг., "ЛГтаратура I мастацтЕо" 1а 1987-1992 гг., общественно-политических и литературно-худо-сественнцк журналах "Искусство" за 1921 г., "Полымя" за 1922-!929 гг., "Маладняк" за 1925-1928 гг., "Узг-кста" за 1927 г.» 'Неман" за 1987-1992 гг.

Научная новизна и практическая значимость исследования тключаются в том, что автором делается попытка на основе ана-1иза конкретного эмпирического материала выявить ноше сторо-ш, особенности формирования и развития белорусской художест-зенной культуры, ее функционирования в исследуемое десятилетие, участие в этом интеллигенции. Впервые рассмотрена роль Института белорусской культуры, являющегося предтечей государ-зтвенных учреждений в этой сфере, в возрождении национального замосознания, сохранении самобытных черт белорусского народа. Автором введены в научный оборот ранее не использованные архивные материалы.

Выводы данного исследования могут представлять интерес для специалистов, разрабатывающих вопросы теории и практики духовной жизни общества и художественной культуры в частности: Кроме того, конкретно-исторический материал диссертации может быть использован при разработке курсов лекций по истории Белоруссии, теории и истории культуры, а также в практической работе творческих союзов, государственных и общественных организаций, связанных с проблемами культуры.

. Апробация работы. Основные положения, научные результаты и выводы, выдвигаемые соискателем для публичной защиты, получили апробацию в ходе обсуждения на заседании проблемной группы кафедры отечественной истории Российской Академии управления. Важнейшие положения диссертации нашли отражение в публикации. ' , ■

■ П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновываются актуальность темы исследования, характеризуется степень изученности рассматриваемой проблемы, определяются цель и задачи диссертационной работы, научная новизна и практическая значимость.

- 14 -

В первой главе диссертации - "Социально-экономические основы национального возрождения белорусского народа" - рассм; риваются вопросы, связанные с преобразованиями, осуществляемыми в республике после революции и освобоздения от оккупации, анализируется деятельность Института белорусской культуры -первого государственного научно-исследовательского учреждения сумевшего объединить творческие силы и возглавить те движения которые стремились развивать и совершенствовать духовную жизш общества.

Автор характеризует экономическую и культурную ситуацию в белорусском крае перед революцией, рассматривает его положение в Российской империи, подчеркивает аграрную направленное^ развития региона, аргументирует на основе статистических данных его отставание от центральной России. За годы войны, революций, иностранной интервенции было уничтожено или вывезено за пределы края более половины промышленных предприятий, резке уменыашшсь посевные площади, вдвое сократилось животноводстве Практически полностью были разрушены здания.школ, больниц,разграблено их имущество. Убыток, причиненный народному хозяйств] исчислялся в 52 млн.руб. золотом

В условиях разрухи, нищеты, нехватки специалистов и вообп грамотных людей, возрождение промышленности, сельского хозяйства и культуры Белоруссии происходило при максимальном напряжении сил и средств. Многостороннюю помощь оказывало правителе ство РСФСР и других республик, но ни с чем не могли сравниться энтузиазм и энергия освобожденного народа. Главные результаты были достигнуты в' сельском хозяйстве. Валовая продукция земледелия и животноводства в Белоруссии к 1925 году превзошла поке затели 1913 г., в то время как в среднем по стране они отстав? ли на 29£

1. Советская Белоруссия.Сб.документов.-Минск,1922. - С.115-116

2. Шкляр М. КомпартияСбольшевиков) Белоруссии в период перехо; на мирную работу по восстановлению народного хозяйства. - Мине 1970. - С.б.

3. Дыч Л.М. Ликвидация экономического и социально-культурного равенства союзных республик: на примере Белорусской ССР (19141941 гг.). — Минск, 1987» - С.72.

Большив усилия прилагались для изменения обстановки в со-даальной сфере. С 1923 г. в республике началась активная работа по ликвидации неграмотности, были изданы буквари для взрос-шх на белорусском, еврейском и польском языках. К концу первого послереволюционного десятилетия в Белоруссии уже выходило 37 газет, из них 30 на белорусском языке, из 693 печатных изданий 461 - на белорусском. В республике работало 736 клубных учреждений, 4 профессиональных театра, 631 библиотека

В культурном возрождении Белоруссии важную роль сыграла художественная интеллигенция. Ее представители не сразу нашли тути сотрудничества с новой властью, в их среде противоборствовали различные идейные течения и взгляды, сталкивались направления, стили, школы. На многочисленных дискуссиях обсуждались принципы строительства новой культуры, вопросы роли и места художника в обществе, его ответственности за происходящее. Определяющим в позиции художественной интеллигенции, главным, что привлекло ее к Советам, был ход послереволюционного социально-экономического и национально-культурного развития республики, который шел в русле ее представлений о перспективах развития суверенного края. Политика белоруссизации, проводившаяся с середины 20-х годов, в тот момент соответствовала устремлениям белорусской интеллигенции. Важную роль в эволюции взглядов художественной интеллигенции сыграло и привлечение ее представителей к организации художественных учреждений, предоставление последним -широких прав. На конкретном.фактическом материале в работе показано, что в первые послереволюционные годы Советская власть открыла перед.творческими работниками широкие возможности для осуществления своих замыслов, развития природных талантов, создания профессиональных коллективов.

В работе подчеркивается, что в это время проявлялись и националистические настроения,,которые сводились к абсолютизации самобытности и самостоятельности белорусского народа и его культуры, идеализации прошлого. Терпимое отношение к этому явлению в конце 20-х годов сменилось ужесточением, подобные взг-

I. К^ьт^ое^ст|>оительство СССР. Стат.сб. - М., 1940. - С.8,44,

ляда стали рассматриваться как враждебные Советской власти. Борьба с национал-демократизмом была использована для чистки рядов научной и худогиотЕзнной интеллигенции и нанесла невосп нимый урон интеллектуальному потенциалу республики.

Автор подробно анализирует деятельность Института белору ской культуры (Инбелкульт, ИЕК) - первого государственного уч рождения, ставшего своеобразной лабораторией национального ис кусства и науки. Он был создан в 1922 году при Наркомпросе БССР. На его счету организация многочисленных экспедиций по сбору фольклорных материалов, народной музыки, произведений прикладного искусства. Инбелкульт осуществил академическое из дание библиотеки белорусских писателей, библиотеки сценически и музыкальных произведений, литературы по истории края. С име нем Института связана обработка и издание белорусской фолькло ристики, при помощи его сотрудников были взяты на учет памяти ки культуры, собраны коллекции одежды, предметов быта.

К концу восстановительного периода Инбелкульт превратился в крупный научно-исследовательский центр, ведущий помимо работы по развитию культуры, исследования природных богатств и производительных сил народного хозяйства республики. Он обь диняя лучшие силы научной и художественной интеллигенции. В 1928 г. Институт был преобразован в Академию наук БССР.

Во второй главэ - "Белорусская литература и искусство в первое послереволюционное десятилетие" - автор рассматривает особенности развития основных направлений художественной куль туры: литературы, музыки, изобразительного и театрального искусства Белоруссии б 20-е года.

Большое значение для духовной жизни общества имела нацио нальная литература. В диссертации анализируются ее качественное своеобразие, национальная специфика, особо подчеркивается преемственность дооктябрьской демократической литературы и ли тературы советского периода. В качестве характерной особенное культурной жизни тех лет отмечается рождение первого белору ского литературного объединения - Бсзбелорусской организации молодых писателей "Шеоцнек^., 5 работе показано отличие данно организации от дтеикзв др$тихг с;щ<зсгвоваших- в 20-е .года по

'ически в каждой советской республике, ее роль в подъеме нелокального самосознания белорусов.

Значительное внимание в диссертации уделено анализу, притон организационно-творческого кризиса "Молодняка" (вторая по-ховина 20-х годов), возникшим противоречиям с писателями старого поколения, членами других литературных объединений. Учитывая наличие различных, точек зрения на причины разногласий в писательской среде, автор восстановил, события тех лет,по,- архивным документам. С высоты сегодняшнего дня ясно видно, что, эстрота и нетерпимость в позициях, жесткое отрицание, одних путей развития литературы и далеко не творческое утверждение других, негативно влияли на профессиональный рост писателей, дезориентировали' молодое поколение интеллигенции и, . в. конце-концов, в 30-е годы стали преградой на пути развития белорусской литературы. Автор подчеркивает плодотворную роль литературных связей мезду,белорусскими, украинскими и.русскими писателями. • Общность; задачпоиски; новых форм и методов творчества, возможность использования опыта, накопленного в различных, областях жизни другими народами, богатые традиции прошлого способствовали формированию обоюдного интереса и,пристального внимания друг к другу. В эти годы приходит международное -• признание белорусской литературы. Произведения;Я.Купалы, Т.Гарт-ного, М.Чарота и других были переведены на европейские языки и опубликованы отдельными изданиями в ряде стран.

' В работе дан подробный анализ деятельности Витебской ху-' дожестввнной школы, вошедшей благодаря Ю.Пэну.-М.Шагалу, ? К.Малевичу, в историю мировой культуры. Это,-, было.первое, в республике. учебное заведение, дающее профессиональное художеств венное образование'. Важное значение для развития Витебской художественной школы имело то, что основной состав ее преподавателей включал представителей авангардистского,направления в изобразительном искусстве, бурно вторгавшихся .во все сферы жизни города и.республики. По. их разработкам оформлялись фасады зданий, агитационные трамвайные вагоны, даже мостовые, улиц. Такая .уверенность в закономерности подобного рода эстетической позиции объяснялась, на наш взгляд-; во-первых, тем,.

что до Октября "левые" течения в искусстве были непризнанными и гонимыми (а потому приравнивали свое положение в годы самодержавия к положению пролетариев), во-вторых, тем, что они с первых же дней Октября безоговорочно поддержали и восславили революцию.

Рядовому зрителю, не подготовленному к восприятию этих ультраоригинальных произведений, многое в них казалось чуждым, искусственным, непонятным. И тем не менее с полным основанием можно утверждать, что лучшие из этих произведений обогащали ис кусство, знаменовали выход его на новый уровень мышления и вое приятия.

Художественная школа Витебска претерпела в течение исследуемого десятилетия несколько реорганизаций, кадровых перемен и изменения пропагандируемых стилей: реализм сменился.авангардизмом, а затем вновь реализмом. Но она оставалась центром изо ¿разительного искусства республики до конца 20-х годов, до вре мени, когда определяющим принципом творчества стали жесткие идеологические установки.

Первое послереволюционное десятилетие в развитии белорусского изобразительного искусства было временем собирания творческих сил, становления профессиональных школ, первых попыток освоения новой тематики, активного внедрения искусства в жизнь народа.

Диссертант прослеживает этапы становления белорусской про фессиональной музыки, персональное участие в этом процессе ведущих музыкантов тех лет, координирующую и организующую роль музыкальной подсекции Института белорусской культуры. Главное, что произошло в эти годы в области музыкальной культуры - рождение белорусской профессиональной музыки. Основу ее составили народные мелодии, в основном песенные, отражающие духовный склад народа, гармонирующие с окружающей его природой. В это время были организованы экспедиции по сбору народных мелодий, издан первый сборник песен с нотной записью, создавались хоровые коллективы, использующие в исполнительской культуре вековые традиции. В работе рассматриваются различные жанры музыкального творчества: песенного, инструментального, оперного,

- 19 -

музыкального оформления драматических спектаклей. В начале 20-х годов появляются первая белорусская опера - "Освобождение груда" Н.Чуркина; фортепианный квинтет Н.Аладова, Первая симфония Е.Тикоцкого, которые по своему мелодичному рисунку являлись прямым и естественным продолжением народного творчества, его более высокой ступенью.

Опираясь на архивные материалы, автор показывает роль и значение народных консерваторий в подготовке кадров музыкантов-профессионалов, участие в этом процессе руководящих органов республики. Выпускники этих учреждений составили костяк препо-цавательских кадров музыкальных школ в последующие годы.

Диссертант исследует организационно-творческое становление белорусского советского театра, рассматривая его в диалектическом единстве с традиционным народным театром. В работе на конкретном фактическом материале показаны качественные этапы развития театрального искусства в республике, его роль в национальном возрождении белорусского народа.

История развития белорусского театра первых послереволюционных лет неразрывно связана с политическими событиями, частой сменой власти. В период оккупаций театральные коллективы распадались, подвергались жесточайшей цензуре, изгонялись. Однако и в эти годы белорусский театр работал, показывая зрителям несколько спектаклей в неделю. Особенностью развития белорусского театрального искусства в этот период являлось создание драматических коллективов за пределами Белоруссии. Они существовали в Петрограде, Москве, Одессе, Саратове, Калуге, Баку, Ростове-на-Дону,Армавире, Сухуми и других городах

Возникновение в 1920 году Белорусского государственного-театра (БГГ) и Передвижного театра В.Голубка стало залогом новых качественных изменений в белорусском театральном искусстве и драматургии. Анализ художественной деятельности этих коллективов, их роли в духовной жизни общества, позволяет автору сделать следующий вывод: при отсутствии в те годы у подавляющего большинства актеров специальной подготовки, прогрессивное раз-

Т~ЦГА0Р БССР, ф.4, оп.1, д. 95, л. 178, №.

витие первых белорусских профессиональных театров, их своеобр зие определялось в первую очередь одаренностью, самоотверженностью и преданностью делу его руководителей - Е.Мировича и В.Голубка. Оба они являлись не только художественными руковод; телями театров, режиссерами-постановщиками спектаклей, но и а торами пьес. Кроме того, В.Голубок был прекрасным художником, актером, .музыкантом.

Открытие в республике государственных профессиональных театров стало стимулом .для развития белорусской драматургии. Вопросы репертуара, по мнению автора, были основополагающими для национального театрального искусства. В обстановке острей шей потребности в белорусской пьесе за создание драматургических произведений берутся и маститые писатели, и непосредственные участники театральных трупп, режиссеры и актеры.

Усиление идеологического давления, тенденция унификации, появившаяся в конце 20-х годов, привели к тематическому обедм нию репертуара белорусских театров, к утрате в определенной степени их самобытного национального лица, традиций народного театра.

Становление и развитие театрального искусства Белоруссии было бы невозможно без развития национальной сценической школ] Отличительной особенностью театрального образования в республике в изучаемые годы был его студийный характер. В диссертации рассматривается работа Белорусской студии-театра в Москве Уровень профессиональной подготовки ее выпускников дал основание правительству республики принять решение о создании Второго Белорусского театра (1926 г.). Основу его репертуара составили спектакли "левого" направления, характерного для театральной жизни 20-х годов. Отношение к ним в белорусском обществе было неоднозначным. Автор исследует причины отторжения авангардного искусства массовым зрителем и показывает положительную сторону этого явлешм для белорусского театра. В диссертации рассмотрены творческие взаимосвязи белорусской театральной интеллигенци! с украинскими и российскими актерами и драматургами.

В заключении автор подводит итоги исследования и отаеча-!т, что характерной чертой рассматриваемого периода стало сод-(инение многих благоприятных факторов, оказаниях решающее воздействие на развитие национальной культуры и вызвана:« со бур-гое преобразование.

Уникальная особенность художественной жизни в этот период :остояла в том, что революционная ломка общества стимулироза-ш обновление художественного мышления. Во всех сферах литературы и искусства заявили о себе новые тенденции. 20-е года с'н-ш полны ярких творческих открытий и - .в равной мере - обидшг/ издержек, обусловленных молодостью, незрелостью белорусской художественной культуры, пестротой и разноголосицей эстетических взглядов. Однако целостный характер творческих исканий и со-хиально-эконогаческих процессов в обществе, единство интенсивно развития духовной и материальной культуры, открытость и 5ескомпромиссность художественного процесса предопределили результативность культурного строительства в этот период.

По теме диссертации опубликована статья:

Роль Инбелкульта в развитии культуры Советской Белоруссии в 20-е годы // Проблемы отечественной истории. - Вып.1.-М.: Российская Академия управления, 1991. - I п.л.

х

X

X