автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Развитие духовной культуры народов Северного КАвказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие духовной культуры народов Северного КАвказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )"
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОД На правах рукописи
- « СЕН 1997
Айбазова Фатима Умаровна
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ставрополь 1997
Работа выполнена на кафедре Отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор КУЛАЕВ ЧЕРМЕН СТЕПАНОВИЧ
Официальные оппоненты:
1. Доктор исторические наук, профессор НЕВСКАЯ В.П.
2. Кандидат исторических наук, доцент ЕРШОВА Т.В.
Ведущая организация: Адыгейский государственный
университет
С<2
Защита состоится 5 сентября 1997 г в . . на заседании
диссертационного совета К. 113.50.01 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г Ставрополь, ул. Пушкина, 1.
С диссертацией можно ознакомиться
в библиотеке Ставропольского государственного университета
Автореферат разослан«.....».^г^г^.................. 1997 г.
Ученый секретарь диссертационного совета к.и.н., доцент
<ф&со
ПОКОТИЛОВАТ.Е.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения развития духовной культуры периода Великой Отечественной войны, так как именно в этот тяжелый период раскрылись духовные качества советских людей, в том числе народов Северного Кавказа. Патриотизм, взаимопомощь, честность и храбрость в бою были не просто отдельными чертами характера горцев, а разносторонней чертой присущего характера, определяемого духовной культурой. Воспитания этой духовной культуры человека уделялось в годы Великой Отечественной войны особое внимание. Эти черты воспитывала школа, литература, искусство, на это была нацелена пропагандистская работа, этому учили по традициям горцев с раннего детства. "Духовность является характеристикой души и ее проявлений вообще - на уровне общего миропонимания и мироощущения, когда завязаны единым узлом собственно "Я" и окружающее человеческое сообщество. Это когда "Я" в ответе за других. Эмоции таких людей, пропитав идеи, установки, ценности, превращают их в такие чувства, как патриотизм, альтруизм, национальная гордость. Порядочность и щепетильность, интроективность, доброта, умение пойти людям навстречу составляют душевность как часть духовности человека",1 Духовный потенциал, идейное и моральное единство воюющего народа - одна из решающих сил, определивших победу.
Вот почему изучать эту тему валено было и в годы войны и в послевоенное время. Потому что и сейчас духовный фактор и духовная культура народа является важнейшим залогом успехов страны. При этом важно использовать опыт по воспитанию духовности человека и в период войны.
Духовный потенциал в годы Великой Отечественной войны носит общечеловеческий характер и представляет интерес не только для России. Духовный фактор, как могучая сила, постоянно оказывает свое воздействие на развитие просвещения и воспитания всего народа, развитие науки, литературы и искусства, способствует патриотическому воспитанию молодого поколения. Процесс изучения и обобщения мобилизации духовных сил в интересах защиты Родины имеет непреходящее значение.
Исходя из особенностей многонационального Северо-Кавказского региона, где проживает около 100 национальностей, изучая проблемы развития духовной культуры, важно выявить общую многомерную картину развития духовной культуры периода войны, которая лежит в основе индивидуального, социального и общечеловеческого. Характер войны обусловил огромные
1 Газета. Ставропольская правда. 25 июня. 1997. Останкович Е. "На весах духовности".
духовные возможности воюющего народа, Новые задачи потребовали изменения всей культурной деятельности государства, ее форм, содержания и организации. Вот почему изучение развития культуры периода Великой Отечественной войны важно и актуально и в наши дни.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
1) в самой постановке проблемы, так как работа является первой в отечественной историографии попыткой комплексного исследования развития духовной культуры народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);
2) с новых методологических позиций, учитывающих цивилизашонную общность многих народов Северного Кавказа, исследованы различные аспекты межрегионального взаимодействия краев и областей Северного Кавказа;
3) вводятся в научный оборот архивные и художественные источники, ранее не использованные в трудах отечественных ученых.
Территориальные и хронологические рамки исследования обусловлены спецификой темы. Объектом исследования избран крупный многонациональный Северо-Кавказский регион, "в котором (243 км2) расположены Ставропольский и Краснодарский края. Дагестанская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская и Карачаево-Черкесская республики. Там проживали накануне Великой Отечественной войны почти 7,4 млн. человек". Это были адыгейцы и абазины, осетины и ногайцы, чеченцы и ингуши, народы Дагестана, вместе с ними проживали здесь русские и украинцы, выходцы из закавказских республик.
Каждый народ имел свой менталитет и свою духовную культуру, но было и нечто большее, объединявшее все эти народы. Все они были гражданами одной страны, которую любили и защищали. "Удельный вес Северного Кавказа, как большого экономического региона в военной экономике в годы войны неизмеримо возрос. Накануне войны была создана крупная топливно-энергетическая база. На долю Северного Кавказа и Закавказья приходилось 86,5% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 56,5% марганцевой руды".2 Географическое положение Кавказа определило его стратегическое значение.
Историография проблемы. Историография самой Великой Отечественной войны, особенно описание боевого и трудового подвига народа, разработана довольно детально. Имеется обширная литература о военных действиях, трудовых, подвигах рабочих и колхозников, а также советской, интелли-
' Кулаев Ч.С. Военно-организаторская и политическая работа местных партийных организаций в годы Великой Отечественной войны. Черкесск, 1981. С.246.
2 История второй мировой войны 1939-1945 гг. М., 1975. Т.5. С.199.
генции. Издана многотомная история Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Но во всех этих работах меньше внимания уделяется духовной жизни народа, тем более такого многонационального региона, как Северный Кавказ.
Возникновение историографии периода войны началась в ходе военных действий. Однако, в этих публикациях преобладает фактический материал о боевых и трудовых подвигах. После окончания войны тематика исследования расширяется. Появляются монографии, посвященные культуре. В течение первого десятилетия после окончания войны наступает период выявления документальных материалов и опубликования первых работ по истории культуры и отдельных ее областей.' Из них следует назвать, в первую очередь, две книги академика Кима М.П. - "Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР" (1955 г.) и "40 лет советской культуре" (1958 г.), содержащие обобщенный фактический материал, правда сравнительно небольшой, о культуре в годы войны.
Отечественная историческая литература в первой половине 60-х годов пополнилась за счет разделов в общих работах по истории Великой Отечественной войны.2 Специальные разделы о советской культуре (о перестройке и развитии науки, народного образования, печати, учреждений культуры) представлены в X томе "Истории СССР с древнейших времен до наших дней".3 Разделы написаны специалистами, в них, хотя и сжато, содержатся новые обобщающие фактические материалы по всем областям культурной жизни военных лет.
Известных успехов в разработке историографии проблемы достигли исследователи Северного Кавказа во второе послевоенное десятилетие и в последующие годы. Однако, культура в этих работах рассматривалась в масштабах всей страны, а не отдельных регионов. В начале 50-х и 60-х годов был защищен ряд кандидатских диссертаций. Одновременно на базе диссертационных работ их авторы выпустили книги. Они заметно отличались от более ранних, своей методологической направленностью. На материалах Северного Кавказа в начале 60-х годов было защищено 20 кандидатских диссерта-
1 Писатели в Великой Отечественной войне 1941-1945. М., 1946; Вавилов С. Советская наука на новом этапе. М., ! 946; Константинов Н. Советская школа в годы Великой Отечественной войны // Советская педагогика. 1948. № 10.
2 История Великой Отечественной войны Советского Союза 194Ы945. Т. 1-6.
М., 1960-1965; Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая
история. М., 1965.
5 История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 10. СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945. М., 1973. -Перестройка высшей и средней школы раскрыта в указанном томе (автор В. А. Куманев).'
ций, но ни одна из них не охватила, проблемы культуры региона в целом. Во второй половине 60-х и 70-х годов были опубликованы коллективные работы обобщающего характера о литературе, драматургии, киноискусстве, музыке.1 Ценность этих академических изданий в том, что в них впервые систематизирован и обобщен большой фактический материал о развитии истории культуры в годы войны. В этот же период отечественная историография пополнилась новыми крупными исследованиями по истории культуры и идеологической работы.2 Они раскрывают как основные закономерности становления культуры военных лет, так и особенности ее развития в различных регионах страны. Но при этом не рассматривают развитие духовной жизни Северного Кавказа. Более глубокое освещение различные аспекты войны получили в кандидатских диссертациях исследователей Северного Кавказа. Авторы диссертаций собрали богатый фактический материал, сумели показать величие подвига, совершенного народом, но далеко недостаточно раскрыта в них проблема культуры региона. В эти же годы в ряде республик Северного Кавказа появились очерки культуры и сборники документов и материалов,3 ставшие важным источником культурно-политической жизни.
Историография исследуемой проблемы несколько пополнилась в 80-х годах. В работах этого десятилетия выделяются проблемы по разъяснению характера войны и укреплению дружбы народов, разоблачению планов врага, воспитанию патриотизма и интернационализма в целом по стране. Эти годы положили начало новой российской историографии, которая несет на себе печать происходящих в стране и в сфере науки динамичных перемен. Пересмотрены традиционные концепции и схемы, перетерпели существенные изменения. Но новая обстановка не привела к появлению фундаменталь-
' История русской советской литературы 1941-1953. Т.З. М., 1968; Очерки истории русского драматического театра 1941-1953. Т.2. Л., 1960; История советского драматического театра 1941-1953. Т.5. М., 1969; Очерки истории русской советской драматургии 1934-1945. Т.2. М., 1966; Советская интеллигенция. История формирования и роста. 1917-1965. М., 1968.
2 Максакова Л.В. Культура советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977; История советской многонациональной литературы. Т.З. М., 1970; Левшин Б.В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1966; Комков Г,Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941-1945. М., 1965.; Кондакова Н.И. Идейно-политическая работа Коммунистической партии в освобожденных районах РСФСР 1941-1945. Воронеж, 1971; Куманев В.А. Революция и просвещение масс. М., 1973.
3 Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М., 1971; Культурное строительство Северной Осетии (1917-1941 гг.). Сб. док. и мат. Т.1. Орджоникидзе, 1974 и др.
ных работ овойне.' К числу новейших работ, заслуживающих внимания, относится монография Савушкина Л.М., Кондаковой Н.И. и Майна В.Н.,2 которые обосновали положение о том, что патриотизм, духовный фактор в условиях войны стали одним из важнейших источников победы над фашизмом.
В связи с 50-летием Великой Победы советского народа прошли региональные, всероссийские и международные конференции, вышел в свет ряд сборников, статей историков , в которых предпринята попытка на основе современных, обновленных методологических подходов, более объективно и взвешенно изучать проблемы всей военной истории, в том числе истории культуры этого периода.
Таким образом, историография Великой Отечественной войны прошла сложный и долгий путь. Зародившаяся в годы войны, она накопила огромную литературу, освещающую многие стороны проблемы по стране. С 1945 - по 1973 гг. по истории войны было опубликовано 14500 книг и брошюр, а если учесть работы, вышедшие в связи с 30-летием Победы и позднее, то общее количество названий возросло до 16 тысяч, тиражом свыше 700 млн. экземпляров.4 В 1992-1994 годах проблемам войны посвящены публикации 258 названий.5 Среди них преобладают статьи, брошюры и небольшие работы, которые представляют интерес для изучения нашей проблемы. Но до сих пор нет специального обобщающего труда по рассматриваемой проблеме. Проведение целостного комплексного исследования истории развития культуры Северного Кавказа в годы войны являются целью настоящей работы.
Цели и задачи исследования. Анализ литературы по истории культуры периода войны по стране и Северо-Кавказскому региону показывает, что исследуемая тема не получила достаточно полного освещения. Имеющиеся
' Козлов В. Российская история. Обзор идей и концепций. 1992-1995 // Свободная мысль. 1996. № 3. С.99.
2 Савушкин Л.М. Идеология советского тыла: проблемы и противоречия. 1-9411945. Опыт деятельности партийных организаций районов РСФСР. Воронеж: Изд-во Воронеж. Университета, 1990; Кондакова Н.И., Майн В.П. Интеллигенция России 1941-1945. М., 1995.
3 Народ и война. 50 лет Великой победы. С-П., Петрополис, 1995; Труженики тыла России в годы Великой Отечественной войны. Тыл второй мировой войны. Сб. докладов и сообщений Международной научной конференции. Кострома: КГТУ, 1995; Вторая мировая и Великая Отечественная война и современность. Российская научно-практическая конференция. 24-25 ноября 1995. Тезисы докладов и сообщений. 4.1-3.
4 Козлов В. Российская история. Обзор идей и концепций. 1992-1995 // Свободная мысль. 1996. № 3. С.99.
5 Кулаев Ч.С. Историографический очерк о подвигах народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Элиста, 1993. С.6.
публикации создали необходимую основу для перехода к фундаментальному исследованию, охватывающему все этапы войны. Проведение такого целостного комплексного исследования истории культуры Северного Кавказа является целью данной работы.
Исходя из степени разработанности проблемы, автор диссертации поставил перед собой следующие основные задачи:
1. Показать культурное развитие областей, республик и краев Северного Кавказа накануне ВОИНЫ. л
2. Проанализировать роль духовных сил народа для борьбы с врагом, показать, что духовный фактор был одним из источников победы над фашиз-
• мом.
3. Исследовать важнейшие средства воспитания народов в духе любви к Родине и ненависти к врагу.
4. Выявить особенности работы культурно-просветительных учреждений, их формы и методы.
5. Выделить основные направления деятельности высшей школы и развитие народного образования в годы войны. Рассмотреть роль литературы и искусства в складывании менталитета народов Северного Кавказа.
6. Определить основные этапы развития духовного фактора в годы войны и его влияние на ход военных действий.
Методы исследования. Решение многогранных задач, возникших в процессе исследования, потребовали использования разнообразных приемов и методов анализа информации. Исходя из этого, диссертант выбрал аналитический и дескриптивный методы, при необходимости дополняя их сравнительно-историческими, ретроспективными, проблемно-хронологическим и заимствованными методами (статистическим, сравнительным, обобщением количественных показателей экономического, социального, культурного развития и др.).
Методологической основой подготовленной диссертации стал ци-вилизашюнньш подход, который ориентирует исследователя на познание активного гуманистического содержания истории как науки. При написании диссертации исследователь опирался на идеи, провозглашающие приоритет общечеловеческих ценностей и принципы исторического исследования: принцип историзма и принцип объективности.
Источниковая база. В основу диссертации положены разнообразные источники. Диссертант исследовал документы и материалы 60 фондов центральных и региональных архивов - Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ, Москва), Государственных архивов Дагестана (ГАДР), Северной Осетии (ГАСОР), Кабардино-Балкарии (ГАКБР), Чечено-Ингуше-
тии (ГАЧИР), Адыгеи (ГААР), Карачаево-Черкессии (ГАКЧР), Ставропольского (ГАСК) и Краснодарского (ГАКК) краев.
Используемые в диссертации источники представлены следующими группами:
1. Первая группа источников состоит из архивных и опубликованных документов высших и местных государственных органов России.' В нее вошли материалы культотдела ВЦСПС, решения о культурно-массовой работе, отчеты дворцов культуры и клубов, сводные данные о военно-шефской работе концертных бригад в годы войны, а также документы, характеризующие общую и организаторскую работу, итоги деятельности всех сторон культурной жизни Северо-Кавказского региона.
2. Во вторую группу источников вошли сборники документов и материалов.2 Они представляют богатый материал о разрушении театров, клубов, красных уголков, высших и средних учебных заведений, Клубных и школьных библиотек до ценнейших собраний рукописей, книг, Содержащих библиографические ценности, расходы связанные с эвакуацией и реэвакуацией.
3. Третья группа источников состоит из произведений художественной литературы. Многие стихотворные произведения были написаны в условиях войны, в окопах, перед боем или после боя, перед смертью. В таких условиях люди были особенно откровенны и высказывали свои мысли и чувства. Такими были произведения кабардинцев А.Кешокова, А.Шогенцукова, балкарца К.Кулиева, осетин Т.Епхиева, Г.Кайтукова, М.Кочисова, дагестанца Э.Капие-ва и др.
4. Четвертую группу источников составляют материалы, собранные в театрах, библиотеках, музеях и других культурно-просветительных учреждениях.
5. Пятая группа - полевой материал, собранный в поездках по городам и селениям, в ходе бесед с участниками Великой Отечественной войны. Войны с удовольствием и с болью вспоминали не только боевые действия, в которых они участвовали, но и свои чувства, разговоры, как переносили тяжелые раны в госпиталях и как снова рвались в бой.
6. Одним из видов источников явились периодические издания, как рос-
1 ГАРФ, Ф.251. Оп.1; Ф.262. Оп.1; ГАДР. Ф-Р. 176. Оп.1; Ф-Р, 1327. Оп.1; ГА-СОР. Ф.ЗОЗ. Оп.1.; ГАКБР. Ф.2. Оп.1; Ф.29. Оп.1; Ф.276. Оп.1; Ф.292. Оп.1; Ф.774. Оп.1; ГАЧИР. Ф.16. Оп.1,13; ГАКЧР. Ф.2. Оп.2; Ф.З. Оп.1; Ф.9. Оп.1; Ф. 115. Оп.1; Ф-Р. 31. Оп.1,3,5; Ф. 354. Оп.1,2,10; ГАСК. Ф.1368. Оп.1; Ф. 1852. Оп.5,11. ГАКК. Ф. 613. Оп.1,2.
2 Сборник сообщений чрезвычайной Государственной комиссии. М., 1946; Нюрнбергский процесс. М., 1966. Т.З.
сийские, так и региональные - газеты и журналы1, освещающие сложную и многомерную тему духовной культуры народов Северного Кавказа в условиях войны. Они воссоздавали духовный облик воюющего народа, быт и будни войны, истоки героизма и веру в победу.
Использование этих разнообразных источников позволяет глубже понять духовную жизнь воинов.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по Отечественной истории. Они могут найти применение при составлении учебников, учебных пособий и спецкурсов, посвященных истории культуры в годы войны.
Апробация исследования. Рукопись диссертации обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Отечественной истории Карачаево-Черкесского госпедуниверситета. Основное содержание диссертации опубликовано в статьях, тезисах, выступлениях на научных конференциях в 1993 г., 1995 г. и 1997 г.
Структура диссертации. Поставленные автором цели и задаул исследования определили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Первая гдава "Культура Северного Кавказа накануне и в первый период Великой Отечественной войны" состоит из трех параграфов.
Первый параграф "Культурное развитие областей, республик и краев накануне войны" посвящен процессу культурного развития народов Северного Кавказа накануне войны, коренным социально-политическим, экономическим и культурным преобразованиям региона. В предвоенные годы здесь в широких масштабах было осуществлено культурное строительство, означавшее, прежде всего, ликвидацию неграмотности. Росла и совершенствовалась система народного образования. В 14562 школах училось 1672 тыс. учащихся, которых обучали более 66 тыс. учителей.2 Количественные и качественные изменения произошли в развитии высшей школы. Расширилась сеть ву-
' "Адыгейская правда", "Большевик", "Советская Кубань", "Орджоникидзевс-кая правда", "Ставропольская правда", "Социалистическая Осетия", "Красный Кара-чай", "Красная Черкесия" и др.
2 Авторский подсчет: Ставрополье за 50 лет. Сб. стат. мат. Ставрополь, 1968. С. 189; Очерки истории Краснодарской организации КПСС. Краснодар, 1976. С.326; Очерки истории Дагестана. Махачкала, 1957. Т.З. С.284; Бербеков Х.М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1964. С. 173 и др.
зов и техникумов, которые в 1939-1941 гг. подготовили для страны 95 тыс. специалистов с высшим и 100 тыс. со средним специальным образованием,'
пополнившие ряды интеллигенции. Более значительным было число населения с высшим и средним образованием: в Северной Осетии - 52%,' Дагестане - 36%, Чечено-Ингушетии - 36%. Выше, чем в среднем по стране, или на этом же уровне, доля лиц с высшим и средним образованием среди трудящихся была в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Немного поднялся и уровень образования коренного населения. Значительным было число лиц с высшим и средним образованием у осетин - 51%, адыгейцев - 44%, кабардинцев и черкесов - 42%. Относительно меньший процент населения с высшим и средним образованием был среди чеченцев - 22%, ингушей - 25%, народов Дагестана - от 27% до 36%.2 Хотя число людей с высшим и средним образованием возросло во всех автономных образованиях Северного Кавказа, уровень образования коренных национальностей значительно отставал от уровня образования других народов.
В параграфе показывается, что на формирование сознания людей в условиях войны активно влияли литература и искусство. В литературе появились новые имена: Г.Кайтуков, А.Мамакаев, Ц.Хутинаев, Т.Бесаев, Д.Мамсу-ров, С.Кулаев (Северная Осетия); Б.Гуртуев, Х.Теунов, М.Афаунов, К.Кулиев, С.Кожаев, А.Будаев (Кабардино-Балкария); Х.Аппаев, Д.Байкулов, М.Урусов, Т.Борлаков, Х.Бостанов (Карачай); М.Дышеков, Ф.Абдулжалилов, Х.Бу-латуков (Черкесия); А.Евтых, Х.Андрухаев (Адыгея); Д.Мальсагов, О.Маса-гов (Ингушетия); Ш.Айсханов, Н.Музаев (Чечня) и др.
Широкое развитие получила сеть культурно-просветительных учреждений. В 1941 г. на Северном Кавказе насчитывалось 5220 библиотек, 5680 клубных учреждений, 1364 киноустановок,3 а число музеев стало 20, театров 354. Население, таким образом, поучило возможность приобщаться к самым массовым источникам духовной культуры.
В конце параграфа автором делается вывод, что предвоенные десятилетия были временем становления и утверждения основных принципов духовной культуры народов нашей страны, верности революционным традициям, праве жизни, гуманизму. Обращение к историческому прошлому Родины было характерной особенностью развития культуры народов Северного Кавказа.
' Всесоюзная перепись населения 1970 года. Под редакцией Максимова Г.М. Сб. статей. М., 1976. С. 192.
2 Всесоюзная перепись населения 1970 года. Под редакцией Максимова Г.М. Сб. статей. М„ 1976. С. 192.
3 Народное хозяйство РСФСР за 60 лет. Стат. ежегодник. М., 1977. С,320, 323, 328.
4 Культурное строительство СССР. М.-Л., 1940. С.24.
Но нельзя не отметить и недостатки, допущенные в пропаганде истории прошлого. В ней имели место самопреувеличение и недооценка противника, пропаганда тезиса о войне на чужой территории, установки на достижение легкой победы Красной Армии, об оборонной мощи СССР к отражению любого агрессора.
Второр параграф "¡Мобилизация духовных сил народа на борьбу с врагом" раскрывает мобилизацию духовного потенциала народа па борьбу с агрессором за свободу и независимость Родины. Задача состояла в том, чтобы каждый человек перестроился нравственно, духовно, нашел свое место во всеобщей борьбе. В условиях войны по всему Северному Кавказу прокатилась волна митингов и собраний рабочих, колхозников, служащих. Они по-разному обосновывали необходимость отправки их на фронт, но всеми ими двигало чувство любви к своей Родине, ненависти к врагу, вероломно напавшему на наше государство. Всего за первый период Великой Отечественной войны были отправлены на фронт из Северного Кавказа, как в порядке моби-• лизации, так и добровольцами, более 500 тыс. человек,1 что значительно пополнило ряды действующей армии.
На первом этапе войны первостепенной задачей было раскрытие справедливого, освободительного характера Великой Отечественной войны. Огромную работу проводили лекторы, докладчики, агитаторы. Всего на Северном Кавказе насчитывалось около 60 тыс. агитаторов и пропагандистов.2 Это была большая сила идеологического фронта. Новой формой идейного воздействия на широкие слои населения в разоблачении фашизма были антифашистские митинги трудящихся, женщин, молодежи. Такие митинги прошли в августе 1942 г. в гор. Орджоникидзе, Грозном, Махачкале. Принятые на них обращения являлись програмными документами проведения идейно-воспитательной работы. А главное, они предлагали вести наступательную борьбу против немецких оккупантов. Так, на митинге гор. Орджоникидзе, прошедшем 13 августа 1942 г., в принятом обращении говорилось: "...Умрем, но не отдадим наш край на поругание и разграбление гитлеровским людоедам".
В начальный период войны активно использовались лекции, беседы, пресса, наглядная агитация, радио, кино, театры, филармонии, музеи, библиотеки, клубы и другие культурно-просветительные учреждения Северного Кавказа. Особо возросла роль в идейном воспитании трудящихся, роль деятелей театрального искусства. Важнейшей частью творческой жизни артис-
' Авторский подсчет: Очерки истории Ставропольской парторганизации. Ставрополь, 1962; Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945. Сб. док. и мат. Краснодар, 1965. С.24; Северо-Осетинская парторганизация в годы Великой Отечественной войны. Орджоникидзе, 1968. С. И и др,
2 Там же.
тических коллективов стала концертная деятельность, поездки в действующую армию. Для воинов в первый год войны было дано около 10 тыс. шефских концертов. Частыми гостями фронтовиков были известные актеры и артисты: М.Эсембаев, Л.Куклин, Я.Зубайраев, А.Исаева, О.Решетникова, В.Дак-шаев, Т.Алиева, А.Хамидов (Чечено-Ингушетия); А.Ярлаев, В.Фотнев, Р.Дзи-тоева, Н.Матисова, В.Тхапсаев, С.Таутиев, В.Каргинова, С.Исаева, И.Кокаев, М.Цаликов, М.Репина, С.Петровский (Северная Осетия); С.Танеев, М.Сонов, С.Сухарев, К.Каширгова, А.Аталиков (Кабардино-Балкария) и многие другие.
В конце параграфа делается вывод о том, что культурно-просветительные учреждения Северного Кавказа, перестраивая свои формы и методы работы, являлись опорными пунктами, проводниками идей духовной культуры народов. Несмотря на трудности военного времен, государство выделяло значительные финансовые средства на развитие культуры, повышало роль духовной культуры в борьбе с коварным врагом, объединяло своим авторитетом все ведомства и учреждения культуры. В первый год войны на 75% были увеличены государством средства на нужды избы-читальни, домов культуры и других политпросветучреждений.' В результате, к началу 1942 г. на Северном Кавказе удалось завершить перестройку всех средств духовной культуры на военный лад. Автор приходит к выводу, что перестройку духовной культуры необходимо исследовать в органичной связи с экономической и военной перестройкой страны. Перестройка духовных сил народа преследовала цель, во-первых, непрерывное воспитание людей; во-вторых, выявить дополнительные людские силы в условиях отлива основных, кадров на фронт; в-третьих, была проверкой духовных возможностей миллионов людей; в-четвертых, способствовала укреплению морального духа армии и всего народа.
Третий параграф "Литература и искусство - важнейшие средства
воспитания патриотизма и формирования образа врага" освещает огромную роль писателей, поэтов, художников и композиторов по воспитанию трудящихся в духе патриотизма, ненависти к фашистским поработителям. В ряды воюющего народа с первых дней войны армейскую и флотскую формы одели более трети состава Союза писателей Северного Кавказа. Они быстро переосмыслили, изменили содержание и формы творческой работы, корреспонденцию и очерк, плакат и листовку, массовую песню, марш и Фронтовую концертную бригаду. В первые же дни войны на фронт ушли многие писатели и поэты: И.Чилим (Егоров), С.Бабаевский, И.Чумак, А.Исаков, Н.Голованов, С.Борисов (Ставропольский край); А.Кешоков, А.Шогенцуков, К.Кули-
1 Пятая сессия Верховного Совета РСФСР. 1-4 марта 1944. Стат. Отчет. М., 1944. С. 15-16.
ев, К.Отаров (Кабардино-Балкария), И.Хуодонов, М.Кочисов, А.Акоев, М.Е-лекоев, Х.Калоев, Г.Кайтуков, К.Казбеков, Г.Плиев (Северная Осетия); И.Утар-биев, Э.Капиев, М.Бахишев, Х.Авшамуков, А.Салаватов, А.Сулейманов, К.Меджидов, С.Абдулаев, Власов (Дагестан).
Для всех писателей и поэтов тема войны стала одной из главных, воспевающей героизм бойца и труженика тыла. На военные события быстро откликнулись: Р.Гамзатов, Б.Боциев, Г.Кайтуков, А.Мамакаев, Ю.Хапалаев, А.Ке-шоков, А.Шогенцуков, К.Кулиев и многие другие. Они создали десятки патриотических произведений в первый период войны, сыгравших важную воспитательную роль и способствовавших росту патриотизма народа и ненависти его к захватчикам.
Диссертант заключает главу выводом, что литература и искусство Северного Кавказа были неразрывно связаны с жизнью солдата войны и всего народа, разрабатывали сложнейшие проблемы героизма, патриотизма, воспитания, расширяли нравственное понимание мира, эстетические идеалы. Искусство периода войны воспитывало и выявляло Народные таланты, обогащая, таким образом, само искусство. Воздействие искусства на Фронтовиков было огромно. Па первом этапе войны на Северном Кавказе было 84 фронтовых концертных бригад, которые выступили на фронте с 2530 концертами и спектаклями.1 Искусство не только отражало, но и преображало жизнь в ее двояком смысле. Во-первых, оно не просто копировало военную действительность, а перерабатывало непосредственные впечатления в художественные образы специфическим образом; во-вторых, оно содействовало изменению деятельности в прогрессивном направлении, обогащая духовную культуру народа, мобилизуя его к одной цели - разгрому фашизма.
В период временной фашистской оккупации территории Краснодарского, Ставропольского краев, в том числе Карачая, Черкесии и Кабардино-Балкарии, фашисты пытались навязать народам этих регионов свою идеологию, для чего использовали листовки, принудительные собрания, натравливание одних народов на других. Но сломить дух народов оказалось сложнее, чем разрушить дома к предприятия. Только ничтожная часть населения прислушивалась к этим призывам фашистов. Духовные силы народов Северного Кавказа оказались выше фашистских наветов. И даже несправедливое выселение карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей не сломило духовную силу этих народов.
Вторая глава "Культура Северного Кавказа на втором и заключительном
1 Авторский подсчет: Тедтоев A.A. Северная Осетия в Великой Отечественной войне. Орджоникидзе, 1959. С.88; Максакова JI.B. Культура советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С.309-340.
этапах Великой Отечественном войны" также включает в себя три параграфа.
В первом параграфе "Культурно-просветительные учреждения на службе Фронта" подчеркивается, что культура стала активнее решать задачи идейного воспитания людей. Послеоккупационная обстановка выдвинула новые задачи перед культурно-просветительными учреждениями, учитывались такие особенности обстановки, как тяжелые последствия оккупации, масштаб нанесенного ущерба, трудности в кадрах, расхищение книжного фонда библиотек, музеев, дворцов культуры, изб-читален. Большой материальный ущерб был нанесен учреждениям культуры Северного Кавказа, он составил свыше 900 млн. руб.' Уже в начале 1943 г. по мере освобождения Северного Кавказа, были восстановлены в Ставропольском крае из 1373 (в 1940 г.) 411 библиотек с 668 тыс. книжным фондом, в Краснодарском крае - 1200, в Северной Осетии - 158, Кабардино-Балкарии - 80, Чечено-Ингушетии - 100.2 Среди библиотек, самоотверженно работавших на протяжении всех лет войны, выделялись Ставропольская краевая. Краснодарская краевая, республиканская в Дагестане, городские - в Пятигорске и Ессентуках, областная - в Черкесске. Разнообразны были формы и методы работы изб-читален. К концу войны начали работать почти все учреждения культуры.
В условиях войны неиссякаемым источником идейно-политического, нравственного воспитания трудящихся стали центральные и местные музеи, ставшие школой творческого труда и поиска, открыли свои экспозиции, которые отражали значительные события на фронте и в тылу. К 1945 г. из существовавших в 1941 г. 35 музеев Северного Кавказа работали уже 32, и, как указывал в свое время А.В.Луначарский, музеи стали "памятной книгой человечества".3
Обстановка военного времени требовала все более решительных мер, направленных на улучшение деятельности театров региона. Популярность завоевали, например, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Б.И.-Тотров, народные артисты республики С.А.Петровский, М.Н.Репина-Раппо-нет, И.А.Мятлев, артисты эстрады А.Д.Луговская, А.А.Сартоева, Л.П Дорошенко и др. Основной формой военно^щефской работы стала фронтовая концертная бригада. О размахе которой можно судить по деятельности театральных коллективов Ставропольского и Краснодарского краев. 15 фронтовых
1 Ставрополье за 50 лет. Сб. стат. мат. Ставрополь, 1968. С.201; ГАКК. Ф.4372. 0п.1. Д.23. Л.134; ГАКБР. Ф,1. Оп,5. Д, US, Л,39; ГАСОР, ф.733. Оц.2. Д. 10. Л.14; ГАЧИР. Ф.1. Оп.1, Д.940. Л,26.
2 Там же.
3 Очерки истории музейного дела в СССР- Мм 1968, Вып.6. С.31.
бригад Ставропольского края в годы войны провели 663 спектакля, 2444 шефских концерта, 173 выездных, 888 шефских концерта в агитационных и мобилизационных пунктах. За годы войны Краснодар послал 41 фронтовых и концертных бригад, которые выезжали 531 раз для обслуживания частей Красной Армии. Фронтовые бригады Краснодарского края показали фронтовикам 1359 спектаклей и концертов, провели 2326 шефских концерта в госталях, выступили 528 раз.1 Создание фронтовых и концертных бригад оправдало себя. В 1942-1945 гг. театральные коллективы Северного Кавказа побывали на Северном, Волховском, Воронежском, Зададном, Южном, Сталинградском и других фронтах.
Анализ деятельности культурно-просветительных учреждений в условиях войны дал возможность диссертанту прийти к выводу, что работу куль-тпросветучреждений Северного Кавказа в 1943-1945 гг. можно разделить на два этапа: первый с января по июнь 1943 г. На этом этапе были конкретизированы формы и средства пропаганды, укреплены агитколлективы и культурно-просветительные учреждения. Особое внимание было уделено массово-воспитательной работе, показу антинародного характера оккупационного режима фашистов. Широко использовалась печатная пропаганда в Форме издания листовок, газет, брошюр, книг. Была усилена наглядная агитация - в форме панно, карикатур.
Второй этап - с июля 1943 г. и до конца войны. В связи с массовым изгнанием врага работники культпросветучреждений сумели найти наиболее живые методы общения с людьми, применить массовые, оперативные и гибкие формы культурно-воспитательной и просветительской работы. Их деятельность способствовала трудовой и политической активности масс, поднимала дух боевого настроя бойцов и командиров Красной Армии в борьбе с фашизмом, еще больше воспитывала ненависть к оккупантам. Большое значение приобрела пропаганда интернационализма и братской солидарности трудящихся в борьбе против фашизма.
Второй параграф "Восстановление и развитие высшей школы и народного образования в послеоккупационный период" посвящен восстановлению нравственного, морального и материального ущерба, нанесенного высшим учебным заведениям и народному образованию в результате оккупации части территории Северного Кавказа. Этот ущерб составил более 3 млрд. руб.2 Большую организаторскую и политическую работу по восстановлению
1 Максакова Л.В. Культура советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. С.339.
2 Сборник сообщений Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков. М., 1946. С.445.
материальной базы вузов проводили местные органы власти, мобилизуя на решение этой задачи профессорско-преподавательский состав, студентов, всех работников высших учебных заведений. Характерным был процесс возрождения Ставропольского пединститута, которому был причинен ущерб в сумме 3134 тыс. руб.1 На день начала занятий 5 февраля 1943 г. можно было использовать только один корпус исторического факультета. На 15 мая на четырех факультетах вуза обучалось 452 человека и на четырех отделениях учительского института 282. Возобновило работу заочное отделение. В 1943 г. была проведена заочная сессия, на которую явилось 320 студентов, В институте в 1943-1944 учебном году работало 5 профессоров и 15 доцентов. Остро стоял вопрос о ремонте главного корпуса. В январе 1944 г. на коллегии Наркомпроса РСФСР был заслушан доклад директора, профессора А.В.Козырева о работе института. На восстановление главного корпуса Наркомпрос отпустил 300 тыс. руб. Пермский университет и Тамбовский пединститут библиотеке безвозмездно передали
20 тыс. томов монографической и учебной литературы.2 В 1944 г. институт уже смог дать народному хозяйству страны 78 специалистов. Большую научную и общественную работу вели профессор А,В,Козырев, доценты Г.П.Булатов, И.С.Ефремов, Н.С.Дмитриев, Всего за военные годы в пединституте было подготовлено 352 и в учительском институте 307 учителей.3 Процесс возрождения вузов был трудным и сложным. Для восстановительных работ не хватало рабочей силы, строительных материалов, техники. Преподавательские кадры перетерпели изменения в численном и качественном отношении, часть добровольно и по мобилизации были направлены на фронт. Оккупанты осуществляли массовое истребление научных работников вузов, В Ставропольском пединституте немцы зверски подвергли пыткам и расстреляли заведующего кафедрой биологии профессора К.Л.Каменко с семьей, преподавателя рабфака В.С.Островского,4 профессоров мединститута АДЗанковского, А.С.Щварцмана, Н.Н.Бесчинскую, Р.И.Полонскую, Я.С,Бар-га, В.В.Браиловскош и др. В Карачаевской области, в курорте Теберде оккупанты расстреляли и сожгли 285 научных работников медицины с их семьями.5 Как не велики были жертвы и трудности, вызванные войной, высшая школа продолжала жить и работать. Вузы разработали переходные планы. В
' Очерки истории Ставропольского пединститута. Ставрополь, 1991. С.33-35. 1 Очерки истории Ставропольского пединститута. Ставрополь, 1991, С.33-35.
3 Там же.
4 Там же.
5 Народы Карачаево-Черкессии в годы Великой Отечественной войны. Сборник док. и мат. Черкесск, 1990. С. 141.
малочисленных группах выпускных курсов из расписания занятий исключались лекции, студентам указывали материал для самостоятельной работы по источникам. Многие институты пересмотрели номенклатуру специальностей. В результате, общая успеваемость в 1943-1944 учебном году составила около 75%. В 1944-1945 учебном году сдали все экзамены 82,4% студентов, в том числе на "отлично" 7,6%, на "хорошо" -17%.' Это говорило о том, что была проделана большая
работа по восстановлению и развитию высшего образования. Продолжалась работа по повышению квалификации кадров научных работников. Аспирантуры функционировали при Ставропольском, Северо-Осетинском и Краснодарском сельхозинститутах, Северо-Кавказском горно-металлургическом институте. В них ежегодно три-пять человек получали ученую степень кандидата наук, что было существенным пополнением педагогических кадров высшей школы.
В 1943-1945 гг. оживилась научно-исследовательская работа вузов Северного Кавказа. Ученые исследовали самые разнообразные темы, большинство из них имели оборонное значение. В Дагестанском мединституте профессора В.Г.Будылин разработал тему "Лечение ран бактериофагом", О.А.Барашевский "Питание раненных и хирургических больных", С.М.Некрасов "Лечение огнестрельных переломов плечевой кости".2 Серьезный вклад в развитие народного хозяйства внесли ученые Северной Осетии. Профессор мединститута В.Е.Робинсон изобрел препарат, который был назван протезо-геном. В результате лечения этим препаратом раны заживали на 6-8 дней раньше.
Неоценимый вклад в развитие военно-воздушных сил внес ученый Х.Д.К^дзиев. С учетом его исследования был создан самолет-амфибия "Чайка", подобных которому не было в мире. На нем было установлено 6 мировых рекордов, за что Кудзиев награжден орденом Трудового Красного Знамени и ему была присуждена Государственная премия.3 В 1944 г. в Северной Осетии трудились 176 научных работников, включая 36 профессоров, 19 докторов и 68 кандидатов наук.
Плодотворную работу в годы войны проводили ученые Ставропольского сельхозинститута: профессора, заслуженные деятели науки РСФСР - А.Н.Смирнов, В.Ф.Глухов и В.Я.Никитин, возглавлявшие в разные годы ветеринарный факультет. В.Я.Никитин в послевоенный период стал академиком, а с
' Авторский подсчет: Очерки Истории Ставропольского пединститута. Ставрополь, 1991. С.29; ГАСК. Ф.2536. Оп.1. Д.25. Л. 10; Ф.847. Оп.1. Д.119. Л.6; ГАКК. Ф-Р.613. Оп.1. Д.1. Л.16;ГАСОР. Ф.1. Оп.1. Д.50. Л.20.
2 ГАДР. Ф.1. 0п.23. Д.414. Л.81.
3 Богазов У.А., Черчесов Г.Е. Гордость Иристона. Орджоникидзе, 1970. С. 169.
1984 г. - ректором сельхозакадемии. По сравнению с довоенным уровнем удельный вес научных работников высшей школы Северного Кавказа, имеющих ученые степени и звания, возрос с 37% до 42%. Деятельность ученых обусловила прогресс не только в области культуры, но и ускорила реализацию многочисленных идей в различных областях науки и техники, а также в военной области.
Большую роль в формировании духовного мира человека играет школа. В работе на конкретном материале анализируется процесс возрождения и развития народного образования на Северном Кавказе. На территории региона к началу 1941 г. было 14562 школы, а после оккупации - 12510.' Оккупанты сожгли, разрушили и разграбили школы со всем их имуществом и оборудованием. Их восстановление было делом нелегким, требовало больших усилий. Большое распространение получило шефство трудящихся тыловых районов над освобожденными городами и селами, во всех школах были созданы ученические добровольные бригады, численность которых колебалась от 50 до 100. В результате, в Краснодарском крае к концу 1943 г. были восстановлены 2243 школы, в которых обучалось свыше 320тыс. детей (до войны было 2498 школ с 629 тыс. учащихся). В Ставропольском крае функционировало более 1000 школ, на начало 1944 г. в Кабардино-Балкарии имелось 203 школы с 45128 учащимися, в Чечено-Ингушетии работали 300 школ.2
Сложной и трудной задачей было сохранение школ, контингента учащихся и обеспечения их учительскими кадрами. Поэтому в 1943-1944 гг. в республиках и краях прошли конференции и съезды учителей Северного Кавказа, определившие главные задачи на 1944-1945 учебный год. В начале 1944 г. Совнарком РСФСР утвердил типовое положение об ИУУ, законодательно закрепив его как важную форму повышения квалификации и переподготовки учительства. Проблемой общегосударственной важности явилось осуществление Закона о всеобуче, борьба с отсевом учащихся. Хорошо справились с этой задачей многие школы и районы Краснодара, Ставрополя, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Были пересмотрены традиционные формы и методы работы учителей с учащимися. Учителя перестроили урок таким образом, чтобы усвоение материала происходило в школе. Широкое распространение получили письменные работы и упражнения, творческие диктанты, устные и письменные работы по карточкам, изложение, сочинение, индивидуальные задания. Многие учителя добивались заметных успе-
' Колесник А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М., 1982. С.228.
2 Кубань в Великой Отечественной войне 1941-1945. Краснодар, 1965. С.230; Ставрополье в Великой Отечественной войне. Ставрополь, 1962. С.434; Чечено-Ингушская АССР за 50 лет. Грозный, 1967. С. 144.
хов и их опыт был широко известен. Таких учителей было немало. Например, в Карачаевской области в школе № 1 г. Карачаевска Цахилова-Баучиева Т.В., применяя индивидуально-групповое обучение добивалась полной успеваемости учащихся.
Итоги 1943-1945 гг. показали, что в работе школ Северного Кавказа были определенные достижения. Всеобучем было охвачено большое число школьников, программный материал пройден, повысилась успеваемость и дисциплина учащихся. В целом по региону процент успеваемости колебался в пределах 70-75%. Высшая и средняя школа не только выстояли, но и поднялись в своем развитии на новую ступень. Годы войны были временем накопления огромного опыта. Глубокое изучение полувекового опыта организации высшего и среднего образования, осмысления важнейших этапов ее развития в современных условиях, позволяют направить таящиеся в нем возможности на эффективное формирование у молодежи высоких чувств, гражданственности, ясного понимания того, что для укрепления и процветания новой России, нужны самоотверженный труд, ответственность, высокая духовная культура всего народа.
В третьем параграфе "Развитие литературы и искусства на втором и заключительном этапах войны" проанализированы качественные изменения в развитии литературы и искусства. На новом этапе войны задача состояла в том, чтобы передать чувства, владевшие побеждающей армией и побеждающим народом. В балкарской литературе наиболее яркое слово о воине-защитнике Родины сказано поэтами Кайсыном Кулиевым, Керимом Отаровым, Бертом Гуртуевым. Война закалила кабардинских писателей Алима Кешокова, Аскерби Шортанова, Бетала Куашева, Али Шогенцукова.
Раскрытию характера советского воина посвящены значительные произведения писателей Северной Осетии. Поэт-фронтовик Гриш Плиев в цикле стихов "Солдат" создал образ воина-защитника родной земли. Его герой не только храбр и отважен, это человек высокого интеллекта. Если суждено умереть, то со славой, во имя высокого идеала - за Отчизну, за свободу. Эта идея господствует в творчестве других поэтов: Г.Кайтукова, Гафеза (Гаглоева Ф.), Нигера, Т.Джатиева и многих других. Тема победы, начало перелома в ходе войны, великой освободительной миссии были характерны для писателей и поэтов Дагестана. Изобразить патриотическую деятельность советских людей на фронте и тылу отмечены рассказы и очерки "Правда, наконец, победит" (1943) З.Эфендиева, "Советские патриоты" (1944) В.Дыдымова, "Председатель" (1943) А.Ажматова. На сценах появились пьесы "Фронтовая бригада" (1943), "Во имя победы" (1944) З.Эфендиева, "Встреча в бою" (1944)
Г.Цадасы, "Месть" (1944) Ш.Абдулаева.1 Для литературы Дагестана периода войны характерно оживление фольклорных традиций, возрождение традиционных жанров: героические песни-напутствия, песни-оды.
Важную роль в развитии литературы народов, населяющих Северный Кавказ, сыграла русская литература, влияние которой проявилось в массовом взаимном переводе произведений (заимствования, подражания, стилизация, образные аналогии), в общности тематики. Отвечали духовным запросам горцев переведенные "Наука ненависти" М.Шолохова, "Ленинградские рассказы" Н.Тихонова, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Русские люди" К.Симонова. Творчески используя опыт русской классики, писатели и поэты, с одной стороны, поднимали литературу на высшую ступень, с другой - знакомили читателя с духовным миром горца, его образным миропониманием. Новые мотивы были характерны для изобразительного искусства. Они будили ненависть к врагу, звали к мести, мобилизовывали волю армии и воюющего тыла.
Завершая параграф, автор отмечает, что на протяжении всех военных лет тема патриотизма и героизма советского народа была основной в творчестве писателей и поэтов Северного Кавказа. Художники шли от факта к художественному осмыслению. Музыка, живопись, литература сражались вместе с народом. В литературе возросла роль национальных традиций, был сделан крупный шаг по пути сближения всех литератур, взаимодействие и взаимообогащение культур разных народов. Приобретенный опыт был коллективным, общим, сближающим.
В заключении диссертации обобщены итоги исследования, сформулированы рекомендации и выводы.
1. Духовный потенциал народа, его моральные качества формируются на основе роста его сознательности, идей патриотизма и интернационализма, на преемственности лучших традиций и идеалов российской и мировой прогрессивной культуры. Нравственные категории: героизм, патриотизм, мужество, стойкость, братство, сознательная дисциплина, готовность отдать все силы, а если потребуется и жизнь - приобрели решающую роль в войне.
2. В идейно-политическом воспитании трудящихся большое место занимали литература и искусство. Они постоянно обращались к теме войны, прославляли подвиги воинов и самоотверженность тружеников
тыла, отображая жизнь сражающегося народа. Появились новые Произведения, проникнутые высоким гуманизмом и гражданственностью, показывающих стойкость, моральную силу и убежденность советских людей, славные традиции народов, населяющих страну. Могучую силу литературы питало суровая правда художественного отображения действительности, ее связь с важнейшими событиями на фронте и тылу. Делу защиты Родины посвяща-
' Дагестан в годы Великой Отечественной войны. Махачкала, 1963. С.399.
ли свое творчество работники изобразительного и театрального искусства, кино. Созданные в годы воины композиторами музыкальные произведения, песни и марши вдохновляли людей на ратные и трудовые подвиги.
В развитии духовной культуры все большую роль стали играть расширяющие связи национальных культур народов, обмен духовными ценностями, что способствовало к пониманию, восприятию культуры всех народов. Этот ценный опыт периода войны можно практиковать в современных условиях при проведении декад, дней литератур и искусств, межреспубликанских кинофестивалей, обменных выставок изобразительного искусства, гастролей театральных коллективов.
3. На всех этапах истории духовная культура была связана с наукой и техникой. Они оказали влияние на развитие и совершенствование оружия, боевой техники, а через них и на способы ведения войны. Но эта взаимосвязь никогда не была столь тесной и всеобъемлющей, как в годы войны и в наши дни. Ни один вид оружия, боевой техники не может быть вновь создан или усовершенствован без использования науки и техники, которые превратились в непосредственный материальный фактор победы. Прогресс науки и техники позволяет наиболее эффективно использовать опыт Великой Отечественной войны. Культура и наука оказывают непосредственное влияние на качество личного состава Вооруженных Сил, на его способность успешно решать стоящие перед войсками задачи. Более высокий уровень культуры позволяет им глубже осознавать свой патриотический и интернациональный долг, успешнее овладевать военными знаниями, современным оружием и боевой техникой.
4. Дружба народов, патриотизм явились важнейшими источниками победы над сильным и коварным врагом. Дружба народов, взаимопомощь стали нормой, принципом связи взаимоотношений, фактором в борьбе поротив общего врага - фашизма. С одной стороны, дружба явилась суровой проверкой прочности интернационализма, единства общества. С другой, люди разных национальностей еще теснее сплотились, продемонстрировав несокрушимое единство, стойко, плечом к плечу защищая Родину. Ставка фашизма на разъединение потерпела поражение. Война не разъединила, а еще больше сплотила людей.
Не только дружба, но и патриотизм стал важнейшим источником победы, включив в себя такие черты, как энтузиазм, гордость, любовь к Родине, стремление к Свободе, чувство долга по отношению к своей Родине. В наше время важность этих черт возрастает в силу того, что в современном обществе политическое объединение, или размежевание людей определяется преимущественно отношением к Отечеству, его социальным и духовным ценностям, общедемократического содержания. Все это надо видеть и рассматри-
вать минувшие события во всей противоречивой сложности, со всеми их позитивными и негативными проявлениями,
5. В условиях Великой Отечественной войны велика была потребность в духовной культуре. Культура Северного Кавказа выступала как органическая составная часть культуры России, воплощая в себе специфические черты духовной жизни многонационального региона. На примере любой из областей, краев и республик Северного Кавказа можно видеть какую роль сыграл интеллектуальный потенциал в годы войны. Далеко за пределами страны известны героические подвиги сынов и дочерей всех национальностей, проживающих па территории региона. Многие из них проявили беспримерный героизм, отвагу и мужество в борьбе с фашистскими захватчиками.
В годы войны культуру Северного Кавказа обогатили талантливые произведения писателей, поэтов, композиторов, художников, скульпторы, мастера сцены, создав новые яркие произведения, увековечившие бессмертный подвиг народа в битве с фашизмом. В этих произведениях есть и трагизм, и горечь невозвратимых утрат. Но в них торжествует величие человеческого духа, во весь рост встает образ народа-победителя, отстоявшего свою Родину от ига фашизма.
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ
1. Общеобразовательные школы Карачаево-Черкесии в период Великой Отечественной войны // Северный Кавказ в годы Великой Отечественной войны: Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 50-летию освобождения Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков. Карачаевск, 1993. С.47-53.
2. Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Героизм и братство народов СССР в годы Великой Отечественной воины: Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Карачаевск, 1995. С.37-44.
3. Высшая школа Северного Кавказа в Великой Отечественной войне // Алиевские чтения: Тезисы докладов. Научная сессия преподавателей и аспирантов университета. Карачаевск, 1997. С. 173.
4. Духовный фактор в Великой Отечественной войне // Алиевские чтения. Научная сессия преподавателей и аспирантов. Карачаевск, 1997. С. 189.
5. Роль радио в мобилизации населения оккупированных районов на борьбу с фашизмом в годы Великой Отечественной войны // Алиевские чтения. Научная сессия преподавателей и аспирантов. Карачаевск. 1997. С. 188.