автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Развитие фольклористики в северо-западных областях Украины (1800-1987)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие фольклористики в северо-западных областях Украины (1800-1987)"
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИЛ\ЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО
На правах рукописи ШЕВЧУК Степан Иванович
РАЗВИТИЕ ФОЛЬКЛОРИСТИКИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ УКРАИНЫ (1800-1987)
10.01.09 — фольклористика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
(
Киев — 1991
Работа выполнена в отделе фольклористики Института искусствоведения, фольклора и. этнографии имени М. Рыльского АН Украинской ССР.
Научный руководитель— доктор филологических наук
и. п. березовский
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук
р. ф. кирчив
кандидат филологических наук
л. к. вахнина
Ведущая организация:
Львовский ордена Ленина государственный университет имени И. Я- Франко
Защита состоится 1991 г. в 14.00 час.
на заседании специализированного совета Д 0681821 по защите докторских диссертаций по теории литературы и фольклористики, при. Киевском ордена Ленина н ордена Октябрьской революции государственном университете имени Т. Г. Шевченко в конфе-ренцзале (252017, Киев-17, бульвар Шевченко, 14).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке } ннверситста, ул. Владимирская, 58.
Автореферат разослан ,--¿/Ы&у?— 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических ^на
л-
Л./ф. ДУНАЕВСКАЯ
I. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность проблем». Современной состояние и перспективы дальнейшего развития сойотской фольклористики, как и всех обществоведческих неук, Евделчли в качестве важнейшей задачи осмысление пройденного пути. Это, кроме всего прочего, должно танке способствовать более глубокому раскрытию достижений теоретической мысли в оценка фактов, явлений фольклорного процесса, осмыслению накопленного опыта, составивших.основу для формирования и дальнейшего развития фолыглористики нак народоведческой науки.
Со'циалиетичэскоа общество не емскет эффективно функционировать, но выработав новых путей развития творческой деятельности во всех сферах жизни. Поэтому очень ¡важно осмыслить итоги пройденного отапа, чтобы максимально использовать иметодиося достижения для совершенствования современной духовной жизни советского общества. В этом отношении определенное значение будут иметь, в частности, изучение и учет п практической рабе.'6 специфических традиций, опыта различных республик, регионов и областей страны.
Создание обстоятельно/!,по возможности полной истории развития на Украине науки о народном творчестве по-прежнему является одно!', из актуальных и первоочередных в ряду многих задач,стоящих перед советскими учеными. Итоговому, обобщающему труду по истории украинской фольклористики должна предшествовать белынея подгото- • вателькая работа по изучению всех этапов ее развития в различных историко-культурных регионах республики. До настоящего времени история становления и развития фольклористики северо-западных земель Украины углубленьо не исследовалась. Неравномерно изучена украинская фольклористика И по отдельным ятопам ее исторического развития: в сойотское время опубликована единственная монография с развитии фольклористики п послеоктябрьский период.* Дореволюционник жн период, за исключением немногих трудов и статей, только частично касающихся отдельных вопросов истории фольклористической науки, - раздел малоисследованный. Важно учесть и те, что вопросы становления и развития украинской. культ.ури,и том числе и названной территории, рассматривались буржуазной наукой в отрыве от русской, белорусской И общеуяраииской,замалчивались давние, традиционные спизи между тремя восточнославянскими народа«!, •
1 Березовский 1 Л. УкроГнськя рядянсыга фольклористика:Етппи роз-витк.у I проблематика. - Ки!в: Наук.думке, 196а.
что, безусловно, искажало общ»» картину науки в целом.
Территория северо-западной части Украина как этнографический ареал Волыни в результате историко-администрагивного деления в 1795г. была отнесена к Волынской губернии,-в состав которой вошли Владимир-Волынский, Житомирский, ИзяслвЕский, КременецкиЙ,. Ковельский, Новогред-Волынский, Овручский, Острожский, Ровенс-кий и Староконстантиновский уезды. Б таком сйстава она просуществовало до начала. 1918 года - времени установления Советской власти. После вторжения интервентов в Страну Советов и в соответст- ■ бии с Рижским мирным договором северо-западная часть Волынской губернии отошла к буржуазной Польше, определивкись в Еолынское воеводство. Юго-восточная же ее часть продолжала оставаться в составе Украинской ССР. Только в сентябре 1939 года осуществилось воссоединение эепадноукраинсшгх земель с Советской Украиной в составе многонационального Союза ССР. На территории, ранее относящейся к Волынской губернии, разместились существующие теперь Волынская, Ровенская, большая часть Китомирской,се-в?фо-заподнце райони ТврнопольскоЙ, Хмельницкой, отдельные населенные пункты северо-восточных районов Львовской областей Украинской ССР.
Как своеобразная обширная территория с четкими разграничениями северной части на Вэлынское Полесье и южной - собственно Волыни, она постоянно привлекала внимание историков,археологов, этнографов, фольклористов, лингвистов. Однако до сих пор отсутствует обобщающее исследование фольклористического изучения северо-западной части Украины. Вышеизложенным объясняется выбор темы, региона и актуальность настоящего исследования.
Цель и яодпчи исследования. Не претендуя на полное,всес-торонее освещение проблемы, соискатель предпринял попытку рассмотреть следующие конкретные задачи: осуществить анализ последовательного и закономерного развития фольклор1стики упомянутого региона с начала XIX века .до настоящего времени, прошедшей путь от накопления первоначальных, эмпирических фактов до глубоких аналитических обобщений; выявить общие и локальные ее особенности; обобщить опыт изучения теоретических проблем,взаимосвязь фольклористики с народоведческим, краеведческим движением; воссоздать исторический путь и этапы развитая фольклористики северо-западных областей как составной и неотъемлемой части общеукроинской науки о народном творчестве в тесной связи общеславянских контактов и взаимовлияния; осветить специфические
особенности различных проявлений этого процесса, обусловленные социально-экономическими, политическими и культурными причинами; дать принципиальную оценку концепциям буржуазной фольклористики, извращавшей объективную картину духовной культуры трудящихся масс.
Научная новизна диссертации заключается в исследовании проблемы, которая, как подтверждав? ее историография, ранее не изучалась. В предлагаемой работе на обширном фактическом материале, значительная часть которого вводится в научный обиход впервые, предпринята попытка осветить малоизученные вопросы истории возникновения, становления и развития фольклористики в северозападных областях Украины на протяжении почти двух веков - с 1800 по 1587 годы. В работе рассматриваются: поступательное развитие фольклористической мысли, вклад в этот процесс украинских, русских, белорусских и польских деятелей науки и культуры,отдельных научных обществ, кружков, учреждений, их различные подходы к научения фольклора данного региона в свете перспективных задач времени. Новизну определяют и использованные источники. В ходе исследования проанализировано большое количество материалов архивных фондов и периодической печати как дореволюционного, так и советского периодов.
Научно-методологические принципы исследования.Для изучения реальных процессов, происходивших в фольклористическом движении, соискатель постоянно руководствовался положениями научной методологии советской и зарубежной практики исследований, лучшими традициями отечественной и мировой историографии, объективными требованиями общественной жизни и современной науки.
Автор диссертации руководствовался та:даз положениями, вытекающими из "Декларации о государственном суверенитете Украины" о необходимости культурного возрождения украинского народа,его исторического сознания и традиций, национально-этнографических особенностей"-'-. При исследовании ряда вопросов учитывались и традиционный для советской науки диадектино-ыатераалистический подход в изучении исторических явлений, и выводы, нашедшие свое отреуение в материалах партийных съездов, пленумов ПК КПСС и ЦК Компартии Украины.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении накопленного опита фольклористики северо-западных областей Украины, что должно обеспечить дальнейшую успешную разработку актуальных вопросов украинской фольклористики,в том числе созданию ее целостной истории улучшению использования фолькло-
^-Декла рация^о государственном суверенитете Украины /Правда Украины.-1990.-17 июля.
ристического насладил в патриотическом и эстетическом воспитании трудящихся. Определенный интерес, работа может представлять и для фольклористической науки сопредельных территорий.
Основные положения, метериалы и'выводы диссертационного исследования могут быть также использованы в практике преподам- • иия вузовского курса "Украхнська народна творчтсть", при подготовке различных пособий по истории украинской фольклористики. Работа может представлять определенный интерес для всех, кто занимается сбором, изучением фольклора.
Работа апробировэлесь на заседании отдела фольклористики Института искусствоведения, фольклора и этнографии им.М.Ф.Рыльс-кого АН Украинской ССР. Отдельные положения диссертации излагались на республиканских, всесоюзных научно-практических конференциях, семинарах в Ровно/1970, 1980, 193-1, Ш7, 1990/, Москве /1922/, Житомире /1935/, Ташкенте, Каменец-Подольском/1986/ Луцке /1988/, Киеве /1983,1590/. Основные положения данного исследования изложены в ряде статей, получивших положительную оценку научной общественности, мес.тноЯ/"ЧЬрвон1.й прапор","Змг-на"/ и республиканской/"Народна творч1сть та етнографгя","Со-Ц1ял1стична культура"/ прессы.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана степень ее изученности, указываются источники, использованные при написании диссертации, сформированы задачи и цель работы, отмечается ее новизна, практическая значимость.
Истории науки о народной поэзии посвящено ряд обобщающих статей, монографий, в которых освещаются пути развития дооктябрьской фольклористики. В некоторых из них только частично рассматривалась деятельность ряда крупных собирателей русского, .украинского, белорусского фольклора, З-акты эпизодических изучений, публикаций фольклорно-этнографических материалов Волыни".
В первой объемной монографии А.Н.Пыпина "История русской ■,ногрвф1и"/1390-1892/ изучению народоведения Украины псгвящсп отдельный том -"Этнография мвлорусская" /СГК.,1891/.
^Костомаров И.Об историческом значении русской народно!! поозии. Сумцов И. Современная малорусская этиогрпфия. —Чкев, 1(393.-Ч. 1-1Х ;Его яс.Щячх укра ?нськогр Фольклору. -Лрк с е, 1910; ДОМвНИЦ.ЬКЙИ -З.Июнср укрлгиськот (Л'НОГрй'|Д 1//^«писки Нэукопого товориства 1М.Шевчо,,чб.-1905.-Т.65.-Ки.З. -0.1-^3.
Широко представляя свои задачи, исследователь стремился осветить различные проблемы, имеющие отношение к вопросам народности.Поэтому к истории этнографии им приобщены.фольклор, языковедение, археология, образование, библиография, а изредка и история.Такой обширный подход к изучению вопроса, по мненич самого автора, был необходим, чтобы воссоздать "'более или менее правдивой" картину народного мировоззрения. На нерасчлзнении наукой различных знаний в дооктябрьский период сказалась ее описательность. Поэтому в труде П)«;и;;1а фольклористика рассматривается в общем комплексе народоведческих проблем, но все же преобладает над другими. -Это явилось первым, по существу единственным опытом построения истории Украинской фольклористики в генетическом развитии. Изучение фольклора, этнографии Волыни освещалось учены) как определенное противодействие экспансионистскому по своей сущности польскому влияния.
Стремление воссоздать история науки о народном творчестве внесло кеяоторун четкость в.освещении поступательных изучений и в провинциях России, принадлежащих к Волы: ской губернии, в едином комплексе проблем русской и украинской фольклористики. Впервые обобщение, последовательное изучение фольклора, этнографии данной территории Русского государства как его исконной земли осуществил Вячеслав Каминский в труде "Этнографическое изучение Вслыни"/Вар-шава,1912/. Исследователь стремился сделать обзор последовательности изучения этнографии, народной поэзии Волыни, местных собраний, ггубликзций.
Для авторов досоветского временя характерен был формальный подход к исследуемым'явлениям. Излагаемые сведения чаще всего представлялись в описательной манере, порой слутали переходом к рйскрнтио библиографии публикаций, отдельных эпизодов биографии исследователей.
Как собиратели народней поэзии, так и исследователи ее, историк фольклористики зшкМ(?Лг! различные общественно-политические позиции. Поэтому, цонлмоя неприемлемость многих теоретических, общественно-социальных выступлений ряда исследователей, изданий лроизпедеппй народного творчества, автор стремился определить об7;9ктняни-научную ценность собранного материала,'проследить история создания, пуоликацкя_различных сборников, предисловий,статей к шм, помогающих осветить вопросы становления и развития истории науки о фольклоре.
Изучении истории фольклористики под социально-политическим углом зрения.имеющее теоретическое и практическое значение для науки, началось Ти.чько советскими учеными, прежде всего русскими*.
^Азадовскп» М. К. История русской фольклористики :Т. 1.-11. ,1953; Т.П. ,1903;К;фчан Б.П.Сооцрателк народней поэзии: Из истории украинской Фолыетористиьи XIX в.-М.:Науна,1974. . .
В их исследованиях объяснялись историческая закономерность появления и утверждения этой самостоятельной науки, причины ее бурного расцвета, специфики развития в различных регионах страны. Первые статьи украинских ученых резюмировали развитие фольклористики, этнографии после Великой Октябрьской социалистической революции, определяя задачи будущих исследований. Однако вопросы истории науки были узким местом в деятельности украинских фольклористов. Итоговые статьи об vwyMemn, определении перспектив развития фольклористики появились только в послевоенное время."''
Поскольку фольклористика с момента своего зарождения и становления развивалась в тесной взаимосвязи с этнографией, то для раскрытия темы представляют интерес статьи и монографии советских /русских, украинских, белорусских/^и современных польских этнографов.3
Особый интерес,как уже упоминалось, имеет монографический труд И.П.Березовского, где в тесной связи с основными проблемами, теодии фольклора широко анализируется фактический материал, осве-•щаются вопросы становления, этапы развития советской науки о народном творчестве. С привлечением архивного материала фольклористическое наследие ряда деятелей науки и культуры обобщено в труде А.И.Дея "CTopiHKii э icTopil укра?нсько5 фольклористики"/Кигв:Ноук, дамка,1975/. Огромную значимость для науки представляет монография А.А.Правдока "Укра1нська музична фольклористике"/йпв:Наук. думка, 1978/.
*Гусев D.E. Фольклористика //БСЭ.-3-е изд.-Т.¿7.-М.1977.-С.516-517; хрица С. <6ольклошстика//УСЭ.-2-е изд.- Т.П.КнЛ.-Каев .1934.-Ü.545-547; Дей к. Фольклористика //УСЭ.-2-e изд.- Т.П. Кн.2. -Киев, 1985.- С.268-270.
о ,
Горленко В.Ф. Нариси з icTopii VKpaincbitoi етнсграфП та pociñcb-ко-украшських етнографгших зв язкхв.- ЙпвгНаук.думка, 196-5; Его же.Становление украинской этнографии конца ХУШ - первой половины XIXct.- Киев: Наук.думка, 1938; Бондарчцк В.К.Псторыя беларускяй этнограф!!,- МинскШатг/га i tcxiííí-л , 1964 Д Его же.История беларускай отняграфгт. Пачкт;1т XX ст.-Минск,1970; Его же, История беларускай савоцкай этнаграфп.- Минск, 197?.;Тонпг.ей С.А. История русской этнографии .'/Дооктябрьский период/. -У: Hay ко, 1966; Болтаро^ич 3.С.Украина в дослхдженнях польських етногрзфй: XlXcr.-ií'ia: Hay к. думка, 1976 и др.
•J »zieje folkloryetyki polukiej ( 1800 - 1653)i Kl'ote predkolüei-gowakn. / lofl red, li.XepoluS 1 J. Kr в y 4 a nowslti e go • -Vii-o ol aw-'.V<u'-osawa- Kr.Tutiv'-Gdai£jk, 1973 •
Для исследования русско-украинско-белорусских и польских взаимосвязей в области фольклористики представляют интерес труды украинских, русских, белорусских, польских ученых.^ Определенный вклад в' изучение фольклористики внесли и вносят местные исследователи Бондаренко Л.С., Китова С.А., Кузьменко H.A., Ощуркевич А.Ф., Супрун H.A., Хромов Г.И., раскрывающие отдельные страницы изучения народной поэзии, роль тех или иных деятелей в становлении, развитии советской науки, в частности и в северо-западных областях Украинской ССР.
" В первой главе - "Собирание и изучение устного народного творчества северо-западных районов Украины я период становления украинской фольклористики" - отмечается, что конец ХЛ! - начало XIX вв. ознаменовались усиленным интересом к вопросам национальной самобытности украинского этноса. Необходимость познания духовной культуры народа активизировала внимание к изучению традиционно-бытовой культуры, народной поэзии не только в центра,но и на окраинах России,и прежде всего северо-западных землях Украины, Белоруссии, Литвы, которые были предметом притязаний некоторых соседних государств. На этом этапе в силу ряде объективных причин Россия еще не могла в полной мере обеспечить быстрое научное и культурное освоение упомянутой территории, но сам факт присоединения к ней Волыни явился стимулом, вызвавшим ее изучение русскими, украинскими и польскими учеными. Первое упоминание о бытовании фольклора С.Руссовым^ свидетельствовало о появлении интереса к изучению народных традиций. Однако автор с позиций привилегированного класса пренебрежительно относился к явлениям народной культуры.- Сведения о бытовании народной поэзии на Волыни стали появляться на страницах русской периодики^В начале Х1Хв.
1Гусев В. Актуальные проблемы изучения фольклора//Вес'гник АН СССР,-1960.7.-С.39-44; Юзвенко В.А. УкраТнська народна поетичнэ тв0рч1сть у польсыпй фольклористкт XIX ст.- ли '¡'в: Вид-в о АН УРСР, 19б1;Кирч1В Р.Ф.Укра?щка в польських альманахах дсбц романтизму.-Ки^в; Наук.думка,1965; Его же. Укратнський фольклор в польськгй лгтератург.- ¡Мв: Наук.думка, 19у1; Фядос1к А. Г>з-ларусская савецкая фолькларыетыка.- Минск; Нявука I тохткч, 158?; Цшчанка 1.Да народных вытока^; Збгоанне I вывучэкне бе-беларускага фальклору у 50-60-я гады XIX ст.-Шнск:Навука \ тэхнп!а,1986.
^Руссов С. Волынские записки.- СПб.,1809.
к накоплению знаний о народной культуре и быте Волыни обращались польские ученые, большинство которых стремилось "обосновать" принадлежность местного населения к польскому этносу.
С утверждением в России учебных округов /1802г./ Волынская губерния, наряду с другими, вошла в Виленский округ, который курировался Виленским университетом. Он стал важным центром распространения научного интереса к народоведению. Впервые по официально принятым программам налаживалось собирание краеведческих матерка-лов по уездам. Заслуживает внимания, в частности, научная деятельность группы студентов Биленского университета под руководством профессора, действительного члена Вольного общества любителей русской словестности Ивана Лобойко.*
Развитие раннего демократического направления в науке связано с именем Зориана Доленги-Ходаковского /1784-1826/, В противовес современным ему польским деятелям науки и культуры, считавшим правобережные земли Украины частью Польши, а украинский язук - диалектом польского, ученый на основе самостоятельных наблюдений пришел к выводу о языковом и этническом единстве северозападных земель с остальной территорией Украины. Более того, З.Ходаковский записал в населенных пунктах Волыни около 250 песен различных жанров. Собирание фольклора ученый осуществлял На достаточно высоком для своего времени уровне, опираясь на разработанную им ке методику фиксации и паспортизации. По своим взглядам на задачи и предмет фольклористики, мировоззренческим позициям З.Доленга-Ходаковский был близок к декабристгм, он,кэк и они,искал в древней истории ответ на волнующие проблемы своего времени.
30-50-е годы XIX века характеризуются обострением крепостни -ческих отношений, назреванием крестьянской и польской революций. На социальную арену вышла демократическая разночинная интеллигенция. Все это пробуждало тягу к проблемам преобразования и народоведческим знаниям, обусловливало новый уровень развития,совершенствования фольклорно-этнографических исследований в цонтре и на окраинах России.Но этом фоне резко возрос интерес русских ученых к духовной культуре и народной поэзии Волыни.
Журналы "Гений времени", "Сын Отечества","Вестник Европы".
^Рукописный отдел Центральной библиотеки АН Литовской ССР.-
Вильнос,- ä'.IÖ.- » 22Ö.
Рост и развитие фольклористических изучений этого края в 40-е годы связаны с деятельностью Русского географического общества /РГО/, активизировавшего сбор различного рода сведений - географических, статистических, этнографических. Именно в эти годы фонды РГО начали активно пополняться рукописными собраниями пословиц, поговорок /Ровенский, Новоград-Волынский уезды/, свадебной поэзии /Ровенский уезд/.* Отвечая на программы РГХ), корреспонденты на местах зачастую не понимали научной ценности своей работы, порой придерживались мнения о низком уровне бытующей в народе поэзии. Но объективно доставляемые ими фактические материалы свидетельствовали о противоположном.^
■ Немалу роль в исследовании края сыграл основанный в 1834г. Киевский университет и, в частности, его ректор М.Л.Максимович /1804-1073/. По его заданию записывал и изучал фольклор П.Ё.ЧуЙке-вич /1813-1875/.^ Первые публикации волынских песен осуществил * приверженец романтической школы 30-х годов, профессор Харьковского и ¡{невского университетов А.Л.Метлинский.^ .
В 40-е годы XIX в. в исследование народной поэзии Волыни включился ученый и писатель Н.И.Костомаров /1817-1885/. Часть его определенным образом систематизированных и снабженных комментариями материалов впервые опубликовал Д.Л.Мордовцев.0 Изучение древних народных памятников Волыни с учетом исторической эпохи, их породившей, осуществлял Т.Г.Шевченко /1814-1861/. Писатель выдвинул в качестве непременного условия признание подлинной ценности и значимости фольклора, его социальную конкретность и познавательное значение.
Дискриминационные мары царского правительства но отношению к национальной печати сдерживали развитие народоведения на окраинных землях России. И всо же записи- обрасцов творчества "инородцев" проникали дако на страницы официальной печати. Например, "Вслынс!«е губернские ведомости", всецело отвечая духу "официальной народности", изредка публиковали материалы.которые даже поел* цензурных ограничений представляли интерес для исследователей.^ Народнзд поэзия Волыни помешались на страницах
■'■Архив Географического общества СССР.- Л. .Разряд УШ.- 0цЛ. -Ед.хр.4,7,3,9.
%орачевский И.С'ело Кобылья Волынской губернии Новоград-Волынс-ного уезда//Зтнографический сборник.- 1053.-Вып.I.-С,294-312.
З0тдьл рукописей ЦМБ АН УСХР.- Клев.- Ф.1.- £д.хр.012.9,5130.
^етлннский А. Народные южнорусские песни. - Киев, 1854.
Мордовцев Д. Малорусский литературный сборник,- Саратов, 1859.
Р
Волынские губернские ведомости.- 1Ь59.- 1>15-^0,37 и др
т0 А V-'
консервативного журнала "Маяк"/1840-1845/. В его публикациях внешние стороны жизни народа нередко приукрашивались образцами местного фольклора, как своеобразной экзотикой.
Изучение и собирание фольклорно-этнографических материалов Волыни усилилось в середине XIX в. со стороны деятелей польской науки и культуры. Представители развивающегося в Польше романтического направления в литературе, опасаясь потери национальной самобытности, активно включались в поиски путей совершенствования художественной формы, поэтики, образоз,. черпая их в народном творчестве. При этом к изучению народной поэзии приобщались выходцы не только из коренных польских территорий, но и - притом в большинстве случаев - из земель, захваченных ранее магнатами и феодалами. Появились фольклористические исследования местных краеведов: поэта-демократа Юлиуша Словацкого /1802-1849/ и писателя Взефа-Игнаци Крашевского /1812-1887/. Последний осуждал намечавшееся тогда упрощенное отношение к фольклору, сформулировал формы его использования в писательском творчестве, правдиво изоб- * разив жизнь волынского села.
На диаметрально противоположных позициях в понимании жизни трудового народа, его быта, культуры и творчества находились А.Пшездзецкий, М.Грабовский, Э.Руликовский. Специально подобранные ими и превратно истолкованные образцы волынского фольклора использовались для подтверждения тенденциозно подтасованных исторических фактов, признанных.политически обосновать "право" Польши на Волынь.
Таким образом,в начале XIX века фольклористика северо-западных областей Украины развивалась в тесной связи с этнографией ■ и шла по линии постепенного накопления фактических материалов. Но в то время круг людей, собиравших и изучавших народную поэзию, был ограничен, что не позволяло"Полностью охватить Исследованиями весь регион. Уже в тот начальный период определились различные -■*Яонсерветивно-либерэльный и демократический - подходы к оценке и собиранию явлений традиционно-бытовой и художественной культуры трудового народа.
В целом исследуемый период характеризуется становлен,, :м фольклористической науки. В этом многообразном процессе участвовали представители различных социальных слоев и общественных взглядов. Собирание и изучение фольклора осознавалось большинством из них как задача огромной важности.
Во второй главе.- "Особенности развития фольклористики северо-западных земель Украины во второй половине XIX - начале XX века"- рассматривается интерес к истории науки в связи с дальнейшим ростом освободительного движения в России и тенденциозным стремлением польской шляхты преувеличить свою роль в развитии края. Под влиянием новых, прогрессивных идей времени возрос взаимный научный интерес, усилилось внимание польских деятелей науки и культуры к фольклору Волыни /работы А.Врыкчинсксго, С.Рокоссовской/. Несмотря на тенденциозность в интерпретации материалов, они ввели в научный оборот новые фактические сведения. Эти .годы ознаменованы деятельностью крупного польского ученого, действительного члена Краковской'Академии наук" Оскара Ko.ibCepi а /1814-1890/. Собрав огромное количество фольклорно-этнографичес-ких материалов в северо-западных уездах губернии, он приступил к подготовке обширного сборника "Волынь".который был издан после его смерти, в 1907 году.
Особого внимания заслуживает двухтомная монография "Волынь" /1864, 1872/ Тадеуша Стецкого /1838-1888/. Он обрисовал общую картину изучения фольклора, утверждал, что создателем народной поэзии являются трудовые массы, подчеркивал трудовую основу фольклора. Вместе с тем Т.Стецкий в своих политических симпатиях стоял на великодержавных позициях"польского патриота",что и определило тенденциозное толкование им некоторых фактических данных.
Царское правительство принимало меры по нейтрализации польско-шляхетских устремлений. Чтобы доказать несостоятельность их претензий на Волынь, русская печать стала все чаще публиковать местные фольклорные материалы, ранее обойденные вниманием.Начались издаваться местные сборники, которые касались вопросов развития народоведения*'''
■'■Братчиков А.Материалы для исследования Волынской губернии в статистическом, сельскохозяйственном я др.отношениях.-Житомир,1868, 1869, - Вып.I.II.
В идеологическую борьбу за западный край, доказательство его генетического родства, общности культуры и истории с восточными славянами включилась печать: журнал "Основа" /18о.[-1862/, славянофильская гвзата "День" и даже консервативная газета "Киевлянин". Местные издания /"Волынские епархиальные ведомости","Волынские губернские ведомости"/,проводя официальный куис правительства, 3M8CTÖ с тем порой освещали объективную картину жизни крестьян, помещали краеведческие и фольклорно-этнографические материалы.
С целью нейтрализации польско-шляхетских притязаний правительство поручило Русскому географическому обществу определить этнические границы и состав населения западной территории государства. Во главе с П.П.Кубинским /1839-1834/ на протяжении I86S-IÖ70 гг. била проведена экспедиция, которая охватило почти все уезды Волыня и собрала огромное количество фодьклорно-зтно-графических материалов. Под руководством Юго-Западного отдела PIX) в Киеве к изучению культуры и быта народа постоянно и широко приобщались местные силы.
Характерные изменения ь постановке и освещении важник проблем народоведения происходили под влиянием деятелей РГО. Большинство его местных корреспондентов имели светское образование, их записи образцов народной поэзии нередко отражали социалыша мотивы.^ Кроме решения чисто собирательских задач все чаще стели обращать внимание на изучение особенностей развития и бытования фольклора, осыыслеьие ого функций. Под руководством Н.Ф.Беляшевс-кого /1867-1926/ активизировалась фольклористическая работа в Го-родоиском музее неподалеку ог Ровно. Сотрудники этого учреждения осуществляли комплексные, экспедиции в ряд насойеуюых пунктов в среднем и нижнем течении рек Горынь, Сл.учь. Уборть.
В Житомире при благотворной поддержке научных центров Пэ-тербурга, Москвы и Киева было создано Общество исследователей Волыни. Его этнографическая секция разрабатывала программы собирания фольклорно-этногрэфических материалов, готовила публикации в "Трудах общества исследователей Волыни".За период существования обществ*» было выпущено тринадцать томо.ь.
Впервые осуществил анализ разьития фольклористики северо-ваподиой территории Украины как составной части России В.Каминский.'1 Им обобщено изучение чисто бытовой и художественной куль-
хСм. .'Научный архив Географического общества СССР.- Л. .Разряд 11!!.-
• хр* 12f 13«
^Каминский В. Этнографическое изучение Волыни.- Варшава,1912.
туры населения, дана оценка роли ученых, научных обществ, периодических изданий.
Интерес к фольклору Волыни поддерживала в то время и периодика. Количество, объем и качество опубликованных на ее страницах материалов определялись характером и направленностью каждого издания, его реальным весом в общеполитической борьбе своего времени. Различные по характеру исследования фольклорного и этнографического материала, собранного на Волыни, печатались на страницах журналов "Живая старина" /1690-1916/, "Киевская старина" /1882-1907/, "Жита } слово" /1894-1897/, в "Записках Наукового товариства ¡мент Шевченка" /1892-1937/. Официальная местная печать в конце XIX -начале XX вв. активно продолжала проводить политику правительства. "Волынские епархиальные ведомости" осуждали "крестьянскую смуту", проповедовали путь личного самоусовершенствования, призывали вести борьбу с народными праздниками и обрядами. На позиции крайнего либерализма все более скатывались "Волынские губернские ведомости", фсльклорно-этнографиче'ские материалы печатались только с чисто утилитарной целью: акцентируя внимание на экзотике и архаических явлениях.
Подъему фольклористических интересов на Волыни способствовала деятельность прогрессивных украинских писателей. Леся Украинка '/1871-1913/ под влиянием идей революционной демократии высказала мысль о важной мобилизующей'и воспитательной роли революционных песен. Она же подала яркий пример творческого использования Волынской поэзии в целом ряде поэтических произведений,особенно в драме "Л1сова щсня". Художественное творчество трудового народа отразили з своих произведениях русские писатели Г.А.Мячтет, А.И.Куприн, украинский мастер слова М.М.Коцюбинский, отбывавшие ссылку на Волыни.
Конец XIX - начало XX вв. ознаменовались обострением борьбы между прогрессивно-демократическим и реакционным направлением в области общественной мысли, распространением идей марксизма,чхо определило новый подход к изучении традиционно-бытовой и художественной культуры народа. Все полнее утверждалась диалектико-мате-риалистическая концепция исторического процесса, что, естественно, не могло не сказываться на трактовке и использовании наблюдений и выводов фольклористики.
Третья глава - "Развитие фольклористики северо-западных земель Украины в советское время''.
После победи Великого Октября и становления Советской власти на территории губернии Волынский ревком совместно с уездными комитетами налаживали учет материальных и духовных ценностей края. Успех в собирании фольклора имели Радомышльская семилетняя, Мяст-ковскяя трудовая, Олевекая железнодорожная школы.
На целенаправленное, всесторонее изучение народного творчества, организацию его сбора ориентировали Житомирский институт народного образования, Коростенский педтехникум. Особой результативностью зарекомендовали себя педагоги Никанор Дмитрук, Корней Червяк, студент Василий Прус. Так, например, помимо изучения исконной культуры Полесья Н.Дмитрук собирал и исследовал народную поэзию, создававшуюся в советское время, революционные песни, бытовавшие на Китомирщине, обращая внимание на то, как в обрядовой поэзии отражена оценка местным населением социальных преобразований, борьба с консервативными пережитками.*
В-20-30-е года центром научно-исследовательской работы по комплексному изучению природных богатств, экономики, истории, художественной и бытовой культуры был Волынский научно-исследовательский музей в Житомире. Кроме памятников материальной культуры здесь накапливались сведения о бытующих и древних обычаях, праздниках, о0рядах, самобытные фольклорные тексты. Важно то, что получаемые данные включались в научные исследования, обобщения. Так, в публикации Василия Кравченко "3 по буту й обрядгв гпвщчно-захгдно1 Укра'ши"'" использовались сведения, поступившие из 50 населенных пунктов йитомирцины и частично - Чзркащинк.
Немалый вклад в развитие украинской советской фольклористики внес В.Г.Кравченко /1662-1945/, деятельность которого еще ие полечила должной оценки. Он разработал анкеты,-программы,инструкции по изучения быта, культуры народа. Его научный диапазон был достаточно мирок. Он одним из первых включился в исследование социальных преобразований в советском села, активно собирал и изучал рабочий фольклор, интересовался особенностями детского творчества,вопросами этнопедагогики.
Рукописные фонды ЙИФЭ иы;М.Ф.Рыльского АН УССР,- Киев.- Ф.1.-0п.5 - bjq.xp.403.- Л.б,В и Др.
ВолшсииЙ науково-досятдшй музей: Зб1рник. Т.1.- Житомир, 1929,- С.67-114. •
Таким образом, 20-ЗС-е годы вошяи в историю фольклористики северо-западных областей УССР как период овладения основными принципами марксистко-ленинской методологии и перехода к планомерной исследовательской работе, которая сочеталась с решением политико-воспитательных задач, обусловленных требованиями социалистическо-- го строительства в СССР.
На украинских землях, отошедших после заключения Брестского мира к Польше, оккупационные власти усиленно проводили политику денационализации, полонизации местного ¡«селения. В этих условиях народоведческое движение фактически использовалось для доказательства "принадлежности" к Польше земель Волыни как, якобы,исконно польской территории. Пыталось развернуть краеведческую работу, собирание фольклорно-этнографических материалов -Зщество учителей в Ровно. Только после тщательного отбора и редактирования разрешалось печатать те из них^, которые иллюстрировали и подчеркивали самобытность и экзотичность края. Глубокий научный подход к изучению северо-западных земель Украины отстаивал льоонскяй ученый, фольклорист, этнограф, ставший впоследствии академиком АН УССР, Ф.М.Колесее /1871-1947/. Б 1932г. ему удалось осуществить экспедиции на Волыни и Полесье, материалы которых свидетельствовали о родсгве западных, восточных и южных славян.
Изучение народной культуры, почти приостановленное в годы Великой Отечественной войны, после Победы вновь получило должное развитие. В эти годы интерес к фольклору возрос со стороны общественности, в частности районных музеев, преподавателей местных вузов, учителей икол. Так, историко-краеЕедчесяим музеем Острога под руководством Г.Р.Равчука /1395-1986/ было осуществлено более десяти экспедиций, собран богатый фольклорно-этнографичеекий материал. С итих и личных-записей Г.Рввчук готовил к изданию сборники "Фольклор Волыни", "Социально-бытовые песни Ровенцинн".
После Великой Отечественной войны к вопросам изучения фольклора обращались преподаватели Волынского, Житомирского, Ровенского учительских /позже - педагогических/ институтов Л.С.Еочдаренко, Н.А.Куэьменки /1917-1974/, Г.И.Хромов /1911-1985/. В последние десятилетия углубились связи местных педвузов-с научными академическими центрами з деятельности по расширению проблематики теоретических исследований,. обогащению- этнографического, музыковедческого и лингвистического изучения фольклора,Сиговой п художественной культуры полесских областей УССР.
^Рсвечский областной государственный архия.-гогно.-Ф.Р.6и7. - 0п.1.~ Ед.хр.313.
Вузы северо-западных областей УССР активизировали работу по исследованию целого ряда важных, актуальных проблем истории общеукраинской фольклористики и отдельных территориально-географических регионов, административно-территориальных районов. Диссертация старшего преподавателя Роаенского государственного института культуры Н.Л.Супрун посвящена теоретическому исследованию комплексного изучения результатов музыкальной деятельности Гната Хот-кевичэ /1577-1933/. Пристальное научное внимание к этномузыке Гу-цулыцины, Полесья уделяет старший преподаватель В.И.Яремко. По материалам народнопоэтического творчества Закарпатья защитил диссертацию старший преподаватель Института инженеров водного хозяйства /г.Роино/ П.В.Русин. Он же издал монографическое исследование "Атехстичн! трздицЛ в украТЕнському фольклор1"/Льв1В:Ви£ц&, школа, 1986/.
Методические и организационно-тьорческое руководства собиранием и пропагандой-фольклора-в системе учреждений культуры осуществляют республиканский и областные дома народного творчества, с 1978г. -.научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы,^
Значительно активизировалось собирание, исследование я издание народной поэзии северо-западны* областей УССР Лььопсяим отделением Института искусствоведения, фольклора и этнографии им.М.Ф.Рнльского АН УССР. В последнее время им совместно с Институтом этнографии, искусствоведения и. фольклора АН БССР разрабатываются теоретические проблемы, на обширном фактическом материале освещаются общие и локальные явления. Сотрудники филиала в своих исканиях обращаются такгье к истории развития фольклористики в дооктябрьский и советский периоды на^Полесье, iinoro внимания уделяя и северо-западным областям УССР."
*Ошурхевич 0.5. Митергели про Волкьъ у журналf "Народив твоглпеть то етногра|1ця"/1957.-1978/:Ь1бЛ1си'рнф.покакч,1к.- Л^цьк, 1979; Козлова й.В.,Шевчук С.И, Организация и методика собирания,хранения и использования фольклорную фондов иаучио-мьтод^чес^их ценгроа: Меюд.рекомендации/.- M.,i98b.
^Общественный,семейный быт и яухогдая -культура населения Полесья /}],К.Еондарчик, Д.А.Ьлижь, Л.И.Миш.ко и др.- Кинск:Наву«ь и тэкнхка,J937j Полесье.Материальная культуро/В.К.Вондарчик, И.н.Броим, Н.И.Бурковская и др.- Киев,1988.
Теоретическому осмыслению процессов, происходивших в народном творчестве, закономерностей и особенностей развития фольклористики северо-западных областей помогают публикации местных соискателей в журнале "Народна твopчicть та отнографтя",нз страницах республиканской и областной периодической печати.
В настоящее время фольклористика северо-западных областей Украины разшв'ется в общем русле современной науки. Успешная реализация ее задач, вытекающих из положений "Декларации о государственном суверенитете Украииы"/1990/, требует от ученых выработки нового исторического синтеза, который бы отвечал коренным вопросам совершенствования общества, объединил бы социальное и .духовное, материальную жизнь и культуру в концептуально объемлемую . целостность.
Поэтому только объективная оценка и подход к культурному наследию, создание наиболее полной истории развития, изучения народного творчества поможет определить роль фольклора в дальнейшем более полном удовлетворении многообразных духовных потребностей созетских людей.
3 .заключении кратко резюмируются итоги исследования. Автор ,'отмечаем, что фольклористика северо-западных областей УССР является неотъемлемой составной частью общей украинской фольклористики, но имеет отличия,.обусловленные целым рядом социально-экономических, политических и культурных особенностей развития региона. Накопление фольклористических знаний, совершенствование методики собирания и осмысления материала, выработка определенной структуры этого процесса, появление' целого ряда тематических, жанровых и региональных сборников внесли значительный вклад в изучение духовной культуры парода, активизацию деятельности научных центров и отдельных местных исследователей. Узкий круг людей,учреждений и обществ, занимающихся исследованиями в досоветский период, сказался на качества собирания и уровне научного обобщения материала,кэ незначительном охвата территории. Тем не менее тогда был создан фундамент для последупмего развития фольклористики на новой мировоззренческой основе, Зольклорно-этиогрэфическве изыскания,поиски научных доказательств и разработка системы научных знаний сыграли немаловажную? роль в борьбе с католической экспансией и стремлением Польши захватить Волынь.
- ш -
Фольклористические исследования советского периода характеризуют материалистический подход к осмыслению исторического процесса, взгляд на народ как на творца материальных и духовных ценностей, классовая оценка народной поэзии, использование личных достижений прогрессивной масли. Положительную роль сыграло и выделение ее в самостоятельную отрасль знаний. Подлинными центрами организации сбора и научных исследований фольклора, истории фольклористики северо-западных областей республики стали местные вузы, особенно педагогические, которые в последнее время согласовывают свою работу с академическими научным!! центрами страны. Как институты, так и научно-методические центры координируют и направляют деятельность собирателей, исследователей на местах на уровне современных требований. В последнее время здесь создаются сборники и монографические работы, осуществляются теоретические исследования жанрово-тематической структуры и локальной специфики фольклора. Все это способствует разработке полной истории украинской фольклористики.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях :
1. К.В.Квитко и исследование фольклора Волыни //Народна твердеть та етнографгя,- 1930.-№5.- С.66-6(3,-/укр.яз./.
2. Собирательница фольклора Евдокия Пригула //Народна твор-чхеть та етнограф!я.- 1961.- С.92-94.- /укр.пэ./.
3. Фольнлорно-отнографические изучения Городоксчого музея //Народна тпорчгегь та етнографгя.- 1933.- №6.- С.60-64-/укр.яз./.
4. Волынь в кругу интересов М.&.Рыдьсксго /Дези доповгдей [ повгдомлень р.еспубл{кансыаН науково-теоретичнох канфоренци /28-30 трав.1985р./.- Натомир, 1985.- С.92-93.- /укр.яз./.
5. Подолия в сборниках Волыни Научного архива Русского географического общества средины XIX - начала XX вь,//Проблем» етно-грефп Под1лля: Тези допо1цдой науково? конферонцпКам"яноць-Под1льський, 1986,- С.89-90,- /Укр.яз./.
6. Полесские сплавщики леса и их песни /Л1ароднэ творчгсть та етпографхя.- 1986.- №6.~ С.18-26.- /укр.яз./.
7. Волынь в народоведческих интересах Валерьяна Подиосуха //Тези допов1дай 1 понздочлень респуСшканських ;птештурних адтань "ЛгтературниЙ процес на Украп-п 20-30 рок!в I творч1сть Валер"яна Шшщука" /2 ковт. 1987р./.-говно, 1987.- С.36-37.-/укр.яз./.
8. Изучение и использование реликтовых памятников Волынского Полесья /Дези доповгдей науково-практично! конференцП.- Хуст ' /Закарпат.обл./, 1988.- С.65-67.- /укр.яэ./.
9. Фольклорно-этногрэфические материалы о лесосплаве на Волынском Полесье //Тези доповгдей 1 пов1домлень П-оЧ. Волинсь-ко'1' хсторико-краеонавчо! конференцП. В'2 ч.Ч.2-Луцьк, 1988. -С.145-147.- /укр.яэ./.
10.Народоведческие сборники // Пам"ятки Украпш.- 198У. - !,> 3.- С.48-49.- /укр.яз./.
11.Сохранить и передать потомнам //С0Ц10Л!СТИчна культура.-1980.- №6. - С.25-27,- /укр.яэ./.
12.К изучении синкретизма в фольклоре Волынского Полесья /Республтканська няуково-теоретична конферошця 'Лробломт вив-чеиня та пропяганди народно! таорчоотг.як складовоТ частини укуяннсько! национально! культури": Тези допощдей.- Ровно, 1990.- С.109-110.- /укр.яэ./.
13. "Колодка-КолоДиЙ" на Волынском Полесье //Сврог.ейський симпозиум" Фольклор I с.учасний свхт"; Тези доповгдей.- Кигв, 1990.- С.31-82.- /укр.яз./.
14.Записи народных песен о Бсрестецкой битве //Берестецька битва в 1сторН Укра!да: Тези республ^кансько! науково-теорз-тично! конференцП.- Ровно, 1990.- С.27-29.- /укр.яз./.
Зэк.282-100г1:з.Подписано к печати 20.03.91г. Раэшкжово 00Л Роваислого облуправляиия статистики.