автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Развитие казахской песенной традиции в советский период
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Амандыков, Якуда
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ КАК
РАЗНОВИДНОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО ЖАНРА.14
ГЛАВА П. СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКИХ СОВЕТСКИХ ПЕСЕННЫХ ТЕКСТОВ (Начало XX века
1930-е годы) .38
ГЛАВА Ш. СПЕЦШИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО
ОБЛИКА МАССОВОЙ ПЕСНИ (1940-е годы).82
ГЛАВА 1У. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ КАЗАХСКИХ МАССОВЫХ ПЕСЕН .97
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Амандыков, Якуда
Один из богатых и разнообразных жанров казахского устно-поэтического и музыкального творчества - народная лирическая песня. Он прошел большой и сложный путь развития, подвергался различным изменениям в соответствии с изменениями социально-исторических условий жизни казахского народа. Известно, что песня отражает главным образом процессы, происходящие в сознании людей: радость, огорчение, различные состояния человека. Разносторонность и динамичность этого процесса обусловливает и специфику песенного жанра, его поэтические особенности.
Песенное наследие казахского народа имеет богатые традиции. Изменение и развитие этих песенных традиций на протяжении многих веков и их передача из поколения в поколение - естественный процесс. (Этот вопрос давно привлекает внимание исследователей. Собирание и изучение жанрового своеобразия казахской народной песни и ее эволюции началось еще в XIX веке*.
Русские и западноевропейские ученые и путешественники, побывавшие в дореволюционном Казахстане, неоднократно отмечали древность и высокие художественные достоинства поэтических жанров, в частности,лирических песен казахского народа. Известно, что отдельные образцы народной песни были включены еще в XI веке в знаменитый словарь "Дивани дугат ат-тюрк" Махмуда Кашгари и в "Кутадгу билик" Юсуфа Баласагуни, являющиеся общим достоя2 нием тюркоязычных народов .
I См.: Ахметов З.А. Казахское стихосложение. - Алма-Ата, 1964, с.194.
Z См.: Уахатов Б. Цазацтын, халык елецдер1. Алматы, 1974, Ю-б.
Поэтическое наследие тюрок нашло определенное отражение и в более ранних их письменных памятниках У-УШ веков - надписях в честь Кюль-Тегина, Бильге-Кагана и др.
По мнению известных тюркологов и востоковедов прошлого столетия В.Томсена, В.Радлова, Ф.Е.Корша, А.Н.Бернштама, П.М.Мели-оранского, С.Е.Малова, современное песенное наследие казахов, как и других тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири, является продолжением древних традиций народной поэзии, которые отчасти были отражены в тюркских рунических памятниках У-УШ веков. Ф.Е.Корш утверждает, что семи-восьмисложный стих встречается в древнетюркской поэзии и хронологически возник раньше, чем другие стихотворные формы поэзии*.
Народные песни, слагаемые семи-восьмисложным размером, дошли до наших дней. Разумеется, когда речь идет об изучении исторической эволюции той или иной стихотворной формы песни, трудно определить все ее детали и моменты в последовательном развитии поэтического жанра в целом. Но вместе с тем следует отметить, что семи-восьмисложная форма, - как отмечает В.Гордлевский, - с древнейших времен была самой простой и любимой формой поэзии почти 2 всех тюркоязычных народов .
Одним из первых исследователей Казахстана был П.М.Рычков. Он составил в 1765 году топографичес1?уго карту Оренбургской губернии, а затем в 1768-1774 гг. в составе экспедиции акад. П.С. Палласа посетил Центральный Казахстан. В 1772 году он опубликовал свои "Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова
1 Корш Ф. Древнейший народный стих турецких племен. - СПб, 1909, с.26.
2 Гордлевский В. Из наблюдений турецкой песни. - "Этнографическое обозрение", 1908, кн. 79, с.69. в киргиз-кайсакской степи в 1771 году". В этой работе имеется ряд интересных сведений об обычаях и песенном творчестве казахского народа. Этнограф И.Г.Георги, возглавивший отдельную экспедицию, с удивлением констатировал, что народные веселья казахов, связанные с проводами невесты (кыз узату) - танцы, борьба, стрельба из лука, состязание коней, исполнение песен, песен прощаний и др., - длятся по нескольку дней''".
Алексей Левшин в третьей части своего известного труда "Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей" подробно описывает процессы создания казахской народной песни. По его мнению, сложение стихотворного текста и его мелодии одним певцом свидетельствует о том, что человек по своей природе являет2 ся и поэтом, и музыкантом .
Дореволюционные и советские ученые и собиратели казахской песни уделяли особое внимание ее идейно-тематическим, жанровым и художественным особенностям. Прусский гражданин Август Эйхгорн, проживший в Ташкенте 13 лет (начиная с 1870) и собравший музыкальные и этнографические данные по Средней Азии и Казахстану, в первой главе своей объемистой тетради (196 страниц), в которой содержатся образцы устнопоэтического творчества казахов, вкратце описывает эстетическое назначение и специфику народной песни. По его мнению, лирические песни отражают мечты и чаяния простого народа, его мировоззрение и мироощущение. Причем песня основывается на описании реальной действительности: в ней воспеваются повседневные жизненные явления, родная природа и быт народа. А.Эйхгорн отмечает, что ему удалось слушать казахские песни
1 Гиорги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. - СПб, 1799, с.138.
2 Левшин А. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. СПб, 1832, ч.Ш, с.136, 140.
- б именно на фоне той окружающей среды, в которой они рождались^.
В свете этого наблюдения особое значение приобретает известное высказывание Ю.М.Соколова о том, что для того, чтобы понять прелесть народных лирических песен, необходимо знать и видеть о быт народа и красоту природы, которая воспевается в них .
В упомянутой выше работе А.Левшин подразделяет казахскую поэзию на три основных жанра - героический эпос, обрядово-быто-вые и лирические песни, а М.В.Готовицкий в своем труде "О характере киргизских песен" расчленяет ее на эпический, лирический и драматический жанры. Хотя в этих исследованиях жанровый состав казахской поэзии определяется еще поверхностно, но заслуживает внимания то, что в них художественные особенности песни излагаются подробно и оцениваются высоко. Например, М.В.Готовицкий особо восхищается простотой и необыкновенной поэтичностью казахских народных песен.
Жанровый состав казахской поэзии разнообразен. В монографическом исследовании "Казахская народная песня" Б. Уахатова народные песни по содержанию и месту в трудовой жизни казахов делятся на следующие внутрижанровые разновидности: охотничьи песни
0 Наурузе, песни о домашних животных (торт тул1к мал), обрядово-бытовые, свадебные, детские и песни скорби, а также одиннадцати-сложные лирические (лирикалык кара олен) и исторические песни, которые органически развивались вместе с другими жанрами фольк
1 Эйхгорн А. Музыка киргизов. Музыкальная фольклористика в Узбекистане. - Ташкент, 1963, с.71.
2 Подробнее о недостатках исследования А.Левшина в определении жанрового состава казахской поэзии и ее особенностей см.: В.Уахатов. "Казактын халык олендерГ'. - Алматы,1974, с.14.
3 Готовицкий М.В. О киргизских и сартских народных песнях.-"Этнографическое обозрение", 1889, кн.З, с.79. лора. В трудах академиков А.Жубанова, М.Каратаева, З.Ахметова, А.Тажибаева и Б.Ерзаковича указывается, что современное песенное творчество казахов формировалось на основе перечисленных выше вцутрижанровых разновидностей народных песен.
Собирание и изучение песенного творчества в Казахстане приобретает систематический характер после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В этот период бурно развивается и сам песенный жанр. Различные виды искусства, национальные по форме и социалистические по содержанию, приобретают новый творческий импульс в результате взаимовлияния и взаимообогащения духовной культуры различных народов нашей страны.
В 1920 году по указанию Комиссариата народного просвещения Казахской АССР ученые и собиратели уделяют особое внимание сбору народных песен и музыки. В связи с этим следует отметить выдающиеся заслуги А.В.Затаевича, неутомимого собирателя казахского музыкального фольклора. В 1925 году газета "Правда" дала высокую оценку научной значимости его трудов "1000 песен киргизского (казахского) народа (напевы и мелодии)" и "500 песен и кюйев казахского народа".
В собирании огромного количества материалов - более двух тысяч песен и кюйев - А.В.Затаевичу оказывали помощь рабочие, крестьяне и интеллигенция. Ему передали свои материалы и содействовали в работе С.Сейфуллин. У.Джандосов, Т.Шургенов, А.Джан-гильдин, К.Сатпаев, С.ОДуканов, К.Джандарбеков, К.Байсеитов, А.Кашаубаев и др.
Расцвет культуры и иседсства Казахстана после Октябрьской революции непосредственно связан с учением великого Ленина и умелым руководством КПСС. Пролетарские тенденции советской литературы и ее основные партийные принципы были конкретно определены в статье В.И.Ленина "Партийная организация и партийная литература" (1905). Претворяя в жизнь указания великого вождя, писатели и поэты Казахстана во всех своих произведениях отражали нащу действительность с партийной и классовой позиций.
Классовая сущность литературы и искусства разносторонне раскрывается в Постановлении Центрального Комитета РКП(б) "0 политике партии в области художественной литературы" от 18 июня 1925 года. В нем отмечается, что "в классовом обществе нет и не может быть свободного искусства", и далее определяется гетерогенность и многообразие форм классовой природы литературы и искусства.
В идейно-политическом воспитании творческой интеллигенции, особенно молодежи, большое значение имело постановление Центрального Комитета ВКП(б) "0 журналах "Звезда" и "Ленинград" (август 1946 г.).
Постановление Центрального Комитета КПСС "0 литературной и художественной критике" (январь, 1972) явилось важным историческим событием в культурной жизни нашей страны. В этом документе указывается, что художественная критика, исходя из ленинских принципов партийности и народности литературы, должна разносторонне и глубже анализировать основные закономерности и тенденции развития современного литературного процесса, активно бороться за высокий идейно-эстетический уровень советской литературы и искусства.
С первых же дней установления Советской власти различные виды и жанры искусства соответственно своей изобразительно-выразительной специфике стали отражать явления социалистического строительства, героические подвиги советского народа и его созидательный труд. Новое историческое содержание и глубокий интернационализм оказывали большое воздействие и на развитие советского песенного жанра. Опираясь на лучшие достижения многовековой традиции, песня в соответствии с идейно-эстетическими потребностями новой эпохи вырабатывает для себя новые поэтические формы. Таким образом, рождается казахская советская песня. С 1925 года до наших дней вышли в свет более двадцати пяти сборников песен. В них отражены последовательные исторические тенденции развития песни вместе с историей казахского народа. В качестве неотъемлемой части лирического жанра песня с древнейших времен являлась самым народным видом искусства. Конечно, история развития песенного жанра в духовной культуре различных народов СССР, его поэтические особенности изучались неодинаково. В этой связи и следует особо отметить научно-теоретические достижения русских литературоведов, фольклористов и музыковедов. Ими опубликованы многочисленные статьи и монографии, охватывающие различные вопросы народных песен, творчество профессиональных поэтов-песенников и композиторов*.
Вопросы эволюции казахской советской поэзии, в частности лирических жанров, в Казахстане исследуются разносторонне. Но песня, как отдельная отрасль поэзии, требует специального изучения. В своих научных трудах, посвященных проблемам казахской поэзии, академик М.Каратаев постоянно уделяет внимание песне о как древней спутнице народа . Определяя эстетические закономерности утверждения песни в духовной жизни народа, ученый неодно
1 См.: Куницын Г. Еще раз о партийности художественной литературы. - М., 1979, с.202.
2 Каратаев М. Эпоетан эпопеяга. А., 1969, 59-69 б. Сонык1. Эсемпаз болсац аркалан. Алматы, I960. Его же. "Литературная газета", № 32, 1973. Сонык1. Революция рухымен. Алматы, 1978, 338-349 б. кратно высказывал свое мнение о ней в работах, опубликованных как в Казахстане, так и в Москве. В выступлении на всесоюзной дискуссии, посвященной песне, М.Каратаев утверждал, что текст песни, в отличие от других лирических жанров, имеет свои особенности и должен рассматриваться в качестве самостоятельного жанра.
Заботливое отношение к песенному наследию родного народа проявляет известный поэт, доктор филологических наук А.Тажиба-ев. Более двадцати лет тому назад он настаивал на необходимости улучшения стиля и приемов творческой работы над песней. Для этого исследователь предлагает руководствоваться следующими основными принципами: во-первых, песня - духовное богатство народа, ее надо беречь и развивать; во-вторых, для определения художественно-эстетических достоинств различных песен, поступающих в редакции и издательства, и отбора среди них лучших необходимо создать редакционно-издательский и художественный советы; в-третьих, секция поэзии Союза писателей Казахстана должна уделять постоянное внимание песне; в-четвертых, необходимы монографические исследования, научные статьи, глубоко и системно отражающие жанровые и поэтические особенности песен. По мнению А.Та-жибаева, все эти вопросы должны учитываться на 1У съезде писателей Казахстана*.
Исследуя структуру и художественные особенности казахской поэзии, проф. З.Ахметов подробно анализирует проблемы поэтики р песенного текста . Ценные высказывания о лирических жанрах (в том числе и песенных) мы находим в разновременных трудах С.Кира
1 Тэж1баев Э. 6м1р жэне поэзия. Алматы, I960.
2 Ахметов 3. Казахское стихосложение. Сонык1. 0лец сезд1н, теориясы.
- II
Т 2 Я 4 баева , М.Назарбаева , М.Дуйсенова^, Р.Бердибаева , М.Хасенова5, Б.Кенжебаева6, Х.Адибаева7, Т.Абдрахмановой8, А.Жамише-ва^, Е.Исмаилова и Е.Турсунова-^. Казахское песенное творчество в монографическом плане впервые рассматривается в работе Б.Уахатова "Казахские народные песни".
Несомненно, что изучение песенных текстов как особой разновидности поэтического творчества во многом связано с музыкальным творчеством народных и современных профессиональных композиторов. При этом нельзя не отметить, что музыкальные особенности казахских песен изучены более основательно, чем их стихот-ворно-поэтическое своеобразие. Так, в решении этой проблемы значительный вклад внесли своими работами доктор искусствоведения
1 Цирабаев С. Сэкен Сейфуллин. Алма-Ата, 1974; Сонык1. Казак, совет лирикасы (диссертация). 1953; Сонык1. Революция жэне эдебиет.
2 Назарбаев М. Эдебиет жэне дау1р. Алматы, 1966; Сонык1. 0лен,-сезд1ц патшасы, сез сарасы. Алматы, 1973.
3 Дуйсенов М. Илияс Жансуг1ров. Алматы, 1965; Сонык1. Анын аду-раты. Алматы, 1967.
4 Берд1баев Р. Казан; совет эдебиет1н1ц цалыптасуы. Алматы, 1971.
5 Хасенов М. Иса Байзацовтын, адындыгы мен стильд1к ерекшел1г1. Алматы, 1976. б.Кенжебаев Б. Казак елецШн, ндашысы туралы. Алматы, 1955.
7 Эд1баев X. Уакыт жане каламгер. Алматы, 1967.
8 Эбд1рахманова Т. Касым Аманжоловтыц поэтикасы. Алматы, 1976.
9 Жем1шев 0. Жыр жанары. Алматы, 1972.
10 Исмаилов Е., Турсунов Е. Основные типы создателей и носителей казахского фольклора. - История казахской литературы, т.1. Алма-Ата, 1968.
- 12
Т 2
Б.Г.Ерзакович и кандидат искусствоведения М.М.Ахметова .
Но все же песенный текст как самостоятельный жанр казахской поэзии не являлся объектом специального исследования. До сих пор мы не имели монографической работы, посвященной изучению жанровых и художественных особенностей казахской песни.
Это определяет степень новизны диссертационного исследования, которое является первой специальной работой, посвященной рассмотрению казахских песенных текстов как разновидности поэтического жанра, а также з а д а ч и выявления жанрово-поэтических особенностей их и процессаформирова -ния последних в условиях развития традиций казахской массовой песни в советскую эпоху.
Актуальность исследования, на наш взгляд, не может быть поставлена под сомнение в силу вышеизложенного, а также того обстоятельства, что песенное творчество в наши дни оформилось в одну из значительных областей художественной практики современных представителей казахской профессиональной поэзии.
В диссертационной работе мы ставим своей целью определить основные этапы развития современной казахской песни, ее художественные особенности, процессы изменения песенной традиции в советский период, пути обновления содержания и формы песни в соответствии с качественно новой деятельностью.
1 Ерзакович Б.Г. Бдзактын, халы*; эндер1. Алма-Ата, 1955; Его же. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата, 1966; Ерзакович Б.Г., Ахметова М.М. Казак совет хальщ эндер1. Алма-Ата, 1959.
2 Ахметова М.М. Песня и современность. Алма-Ата, 1968; Сонык1. Ленин туралы эндер. Алматы,1970. Сонык1. Казахстан компози-торларыныц эндер! мен романстары. Алматы, 1964.
- 13
Очевидно, в этом плане следует изучать такие пограничные с поэзией и музыкой литературно-искусствоведческие проблемы, как характер и степень взаимовлияния и взаимоотношения ритмических, интонационных, структурных и других частей и элементов стиха и мелодии; роль песни в формировании и развитии поэзии и музыки.
В работе определенное место уделяется сравнительному изучению лучших образцов песенного творчества народов-соседей (особенно русских революционных песен).
Все эти вопросы рассматриваются в неразрывной связи с историческими процессами утверждения принципов социалистического реализма в казахской советской литературе.
Материал исследования почерпнут из разновременных изданий текстов казахских массовых песен; ссылки на них приводятся в соответствующих местах настоящей работы. В соответствии с целями и задачами исследования методика анализа базируется на материалах решений и постановлений партии и правительства по вопросам литературы и искусства, высказываний классиков марксизма-ленинизма по этим вопросам и представляет собою систематический анализ в диахроническом и синхроническом аспектах с элементами сравнительного анализа на тех же уровнях.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие казахской песенной традиции в советский период"
Песня как самостоятельный жанр литературы и искусства имеет свою поэтическую систему, которая, включая в себя различные эле менты и структурные части художественных произведений, развива ется в тесной взаимосвязи с общественными процессами. Раскрытие внутренних закономерностей этой системы в конечном счете позво ляет определить особенности духовной культуры того или иного на рода.Казахское песенное творчество как часть духовной культуры че ловечества развивалось в русле многовековой устнопоэтическои тра диции, а также на основе письменной литературы. Изучение его об щих и отличительных черт в системе литературных и фольклорных жанров и жанровых разновидностей, рассютрение его эволюции в связи с историей народа должны охарактеризовать своеобразие это го жанра. Проблемы эти, несомненно, требуют пристального изуче ния многими исследователями. Их невозможно охватить в одной ра боте. Поэтому в данной диссертационной работе мы коснулись глав ным образом вопросов казахской советской песни, В заключение ос тановимся лишь на самых основных из них.Рассштривая песню как самостоятельный лирический жащ) лите ратуры (в том числе и фольклора) и музыкального творчества, мы старались определить истоки формирования и развития казахских советских песен. В основе их лежат опыт многовековой песенной традиции казахского народа и творческие поиски Абая Кунанбаева, обогатившего казахские песни как по содержанию, так и по форме, В соответствии с новым содержанием казахские советские пес ни вырабатывали для себя новые формы, и главными их темами явля лись Родина, дружба народов, героический подвиг советских людей в гражданской и Великой Отечественной войнах, их мирный сози- 147 -
дательный труд, их любовь и разнообразные другие чувства.В двадцатые годы казахская советская песня делала первые шаги в освоении новых тем и в создании образа нового человека, Она в основном опиралась на традиции народной поэзии, широко ис пользовала ее приемы и средства. Поэто1ду художественные образы, созданные в эти годы, напоминают героев народных лирических и эпических произведений, Содержание песенных текстов разносторонне отражало новую жизнь, революционное настроение народа, хотя их формы не всегда достигали высокого художественного совершенства. Без выработки новых поэтических форм и средств традиционные изобразительно-вы разительные средства и приемы песенных текстов не могли во всей полноте изображать различные жизненные процессы этого периода.Поэтому, опираясь на художественный опыт других народов и шлифуя традиционный поэтический язык фольклора, поэтам-песенникам необ ходимо было создать реалистические образы современников и сла гать качественно новые песни, отвечающие эстетическим требовани ям времени. Велика бнла роль русских революционных песен в этом процессе. Их влияние было разносторонним. При этом особо следу ет отметить, что в тридцатые годы очень много переводится песен ных текстов русских поэтов, а отчасти они по-своему излагаются авторами казахских песен. Таким образом, и они стали органиче ской частью песенного наследия казахского народа.Плодотворным оказалось и использование различных поэтиче ских и стихотворных форм русской поэзии в песенной практике ка захских авторов. Благодаря этому формы казахских песен, воспева ющих нашу действительность, стали разнообразными и совершенными.Вам необходимо было выяснить проблемы соотношения поэзии и музыки, поскольку художественное и структурное своеобразие пе- 148 -
сенных текстов непосредственно связано с их напевом, В результа те оказалось, что песенные тексты, гармонически сочетаясь со спе цификой мелодии, образуют отдельную поэтическую систему, отлич ную от систем других лирических жанров. Это и позволяет рассмат ривать песенные тексты в качестве саюстоятельного жанра, кото рый создается на стыке двух видов искусства - поэзии и музыки, Недаром В.Васина-Гроссман в своем исследовании о соотношении слова и напева в различных музыкально-поэтических жанрах специ ально отмечает, что "песенная поэзия представляет собой доволь но обособленную ветвь в поэзии XX века" , Одним из основных цризнаков песенных текстов является то, что они, в отличие от других лирических жанров, часто имеют при пев, который также внутри песенного текста обладает самостоятель ной структурой и органически вписывается в идейно-тештические особенности песни. В работе по мере возможности мы старались про следить эволюцию припева казахских советских песен. Если в припе ве народных песенных текстов часто доминируют слова, не имеющие значения, то в поздних песнях (в том числе и в казахских совет ских) припев наравне с основными компонентами песен полнокровно отражает их содержание.В истории становления современной традиции текстов казах ских массовых песен можно с достаточной степенью вероятности вы делить три основных этапа. Первый, ведя начало от периода первой русской революции, отголоски которой дошли до казахских степей, завершается к началу 1940-х годов. Он отмечен бурными процесса ми становления нового художественного качества казахской массо I В.А.Васина-Гроссшн, Музыка и поэтическое слово, М,, 1952 (глава "Песенность и декламационность в вокальной щзике XX в . " ) . вой песни, которая, основываясь на традициях народной лириче ской песни, активно включила в себя те качественные изменения, которые характеризовали культурную жизнь казахского общества в период гражданской войны и социалистического строительства, На становление казахской песенной поэзии, развивавшейся до этого в русле новой казахской литературы, обогащенной соци ально-критическими и просветительскими идеями Абая, продолжен ными и развитыми Торайгыровым, Донентаевнм, Кубеевым, Б.Ку леевым и др. , в это время оказывают активное влияние традиции русской профессионально-поэтической и песенной поэзии, идеи, об разы и художественные особенности русских революционно-политиче ских песен. Все это вместе взятое еще не успело сплавиться в еди ном художественно-поэтическом качестве, ибо было ново, необычно для казахской песенной поэзии, влилось в казахскую песенно-^оэ тическую традицию широким и мощны^л потоком, что не способствова ло гармоническому восприятию этого нового.Этим объясняется в значительной мере эклектический характер песенно-поэтической картины этого этапа. Национальные традиции казахской народной и профессиональной песни еще не успели сбли зиться с особенностями иной песенной традиции, переработать их в русле собственного художественного опыта. Происходил процесс, в основном, количественных изменений, пока еще не приведших к соз данию нового качества казахской песенной поэзии. Однако именно бурный и массированный характер воздействия нового, заимствуемо го на казахскую песенно-поэтическую традицию способствовал уско ренному созданию условий для формирования ее нового художествен ного качества.В годы Великой Отечественной войны происходит становление основных качеств казахской массовой песни, которые составят в дальнейшем основу развития ее в новом национальном качестве. Мас совая песня этих лет создается на той же художественно-поэтиче ской базе, которая сложилась на предшествущем этапе, однако, тен денции подражания инонациональным образцам заметно ослабевают в области формы, продолжая, тем не менее, сохраняться в вдейно-те лйтическом содержании песен. Оживляются проявления местной песен но-поэтической традиции, что свидетельствует о начавшемся актив ном процессе выработки новых национальных форм художественного вы ражения. Иначе говоря, происходит процесс стабилизации тех худо жественно-поэтических принципов казахской массовой песни, которые сложились в результате синтеза национальных и инонациональных тра диций и начали интенсивно перерабатываться в русле собственно ка захских форм художественного освоения действительности.Наконец, в послевоенный период, продолжающийся вплоть до на шего времени, происходит процесс окончательного становления ка захской массовой песни в многообразии ее сугубо национальных ка честв, органично слившихся в единое и неразрывное целое с интер национальным, общечеловеческим содержанием и идетлш. Современная казахская массовая песня выработала свой художественно-поэтиче ский язык, влившись в общее русло общечеловеческой культуры.
Список научной литературыАмандыков, Якуда, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Поли,собр.соч., т.17,-с.206-213. 1.
2. Ленин В.И. Маевка революционного пролетариата. Поли. собр.соч., изд.четвертое, т.19,"0.190-196. 1.
3. Ленин В.И, Доклад о партийной программе УШ съезда РКП(б) 19 марта I9I9 г. Поли.собр.соч., изд.четвертое, т.29, 562 с. 1.
4. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде Комьунистических организаций народов Востока. Полн.собр.соч.,т.39, с.318-331. 1.
5. Ленин В.И, О пролетарской культуре. Полн.собр.соч.,т.41, с.336-337. 1.
6. Ленин В.И. О Средней Азии и Казахстане, Ташкент, I960. 631 с. 1.
7. Ленин В.И. О литературе. М.; Учпедгиз, I960. 256 с. I.
8. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Худ.литература, 1969. 822 с. 1.
9. Ленин В.И. О культуре. М.: Политиздат, 1980. 336 с.
10. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массовополитической работы партии. Постановление июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС. Правда, 1983, 16 июня. 2.
11. Кунаев Д.А. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1978. 511 с. 2.3. О литературно-художественной критике. Правда, 17 января, 1972. 2.4. Об очередных задачах идеологической работы партии. Пленум ЦК КПСС 18-21 июня 1963 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т.8. М.: Политиздат, 1976,-0.430-447.
12. Официально-документальные материалы 3.
13. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. 144 с, 3.
14. Материалы ХХУ съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Изд-во Полит.литературы, 1978. 256 с. 3.
15. Материалы ХХУ1 съезда Коммунистической партии Советского Союза. М.: Изд-во Полит.литературы, I98I. 223 с. 3.4. ХУ съезд Коммунистической партии Казахстана. Стенографический отчет. А.: Казахстан, I98I. 448 с.
16. Сборники документов и материалов хроника .соб_ытий. справочники труды 4.1. Эл1мбаев М. Алрысоз. В кн.: И.Байзащов. Калай с:лу. А.: Жазушы, I97I. 382 б.
17. Беззубов А.Н. Пятисложник. В кн.: Исследования по теории стиха. Л.: Наука, 1978. 332 с. 4.
18. Брокгауз Ф. и Ефрон Н. Энциклопедический словарь, т.15. СПб., с.105-106. 4.
19. Горнфельд А.А. Муки слова. В кн.: Вопросы теории и психологии творчества, T.I, Харьков: Мирный труд, 1903. 559 с, 4.
20. Дуйсенов М,Т. Дазав; лирикасындары таьлрып пен квркемд1к шеш1м. В кн.: Жанр сипаты. А Рылым, I97I. 200 б. 4.
21. Жирмунский В.М. О тюркском народном стихе. В кн.: Тюрский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 727 с. 4.
22. Крупянская В.Ю., Минц С И Материалы по истории песни Великой Отечественной войны. М.: Изд. Акад.Наук СССР, 1953, 211 с. 4.
23. Куриленкова В. Большевистские традиции революционной поэзии. В кн.: Революционная поэзия, I890-I9I7 гг. 4.9. 1азав; эндер1. А." Дазмемкеркемэдеббас, 1963. 380 б. 4,
24. Поэтика. Сборник по теории поэтического языка. Пг.:
25. Теория стиха. Сборник статей. Л.: Наука, 1968. 316 с. 4.
26. Тлеубаева А. О припевах казахских народных песен. В кн.: Народная музыка в Казахстане. А.: Казахстан, 1967. 269 с. 4.
27. Хропченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1976. 366 с. 4.
28. Эйхгорн А. Музыкально-этнографические материалы. Под ред. Бельдева В. Ташкент: Изд.Акад.наук УзССР, 1963. 195 с. 5. К н .и .г и 5.
29. Адамбеков Ы. Квтер1л, ер халы1! Алматы, Цазмембек, 1942.84 б. 5.
30. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов. Изд.Сарат.ун-та, 1966. 172 с. 5.
31. Антошин К.Ф. Время добрых надежд. М.: Современник, 1975,173 с. 5.
32. Аристотель, Поэтика. Л,: Академия, 1927. 120 с. 5.
33. Артеменко Е.В. Русская народная лирическая песня, ее мелодика, П01зтический строй, синтаксические явления. Воронеж: М-во просвещения РСФСР, Гос.пед.ин-т, 1974. 87 с. 5.
34. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1965. 136 с. Ny
35. Ахметов 3,А. Казахское стихосложение, А,: Наука, 1964. 460 с. 5.
36. Ахметов З.А. Элен созд1ч теориясы, А.: Мектеп, 1973. 180 б. 5.
37. Ахметова М.М, Песня и современность, А,: Наука, 1968. 196 с, 5.
38. Ахметова М,М, Казахские народеше песни о Ленине, А.: Наука, 1969. 83 с, 5.11. Эбд1рахманова Т. К.Аманжоловтщ поэтикасы. А.: Гылым, 1976. 206 б, 5.12. Эд1баев X. Уа.щч! жэне суреткер, А,: Жазушы, 1967. 227 б. 5.13. Эд1баев X. Кекжиек, А,: Жазушы, 1978. 296 б. 5.
39. Эуезов М. Эр жылдар ойлары. А,: Казмемкоркемэдеббас, 1959, 556 б, 5.
40. Базарбаев М. Эдебиет жэне дэу1р. А,: Жазушы, 1966. 272 б. 5.
41. Базарбаев М. 6лен-созд1ц патшасы, сез сарасы, А,: Жазушы, 1973. 255 б, 5.
42. Байрамукова Н, Поэзия и условная поэтика, Ставрополь, Кн,изд-во, 1973, -75 с. 5.
43. Бальмонт К,Д, Стихотворения, Переводы, Статьи. М.: Худож.лит-ра, 1983. 752 с. 5.
44. Барабаш Ю,Я, Вопросы эстетики и поэтики, М.: Современник, 1973, 320 с, 5.
45. Бегиашвили А.Ф. Философия и поэзия. Тбилиси: Мецииереба, 1973. 79 с. 5.
46. Бедный Д, Собрание сочинений, т,5, М.: Гослитиздат, 1954, 384 с.
47. Бекхожин X. Дазак; баспасынщ даму жолдары. А.: Казмембас, 1964. 264 б, 5.
48. БекхожинТ. Дазына. А.: Жалын, 1979. 112 б. 5.
49. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 3-х т. Под общ.ред. Ф.М.Головенченко, T.I. М Гослитиздат, тип."Печат. двор", в Лгр, 1948. 928 с. 5.
50. Бердников В.М., Тударовская Е.А. Поэтика марийских народных песен. Йошкар-Ола: Маргосиздат, 1945. 107 с. 5.
51. Берд1баев Р. Казак совет эдебиет1н1н калыптасуы. А.: Мектеп, I97I. 2006. 5.
52. Берд1баев Р. Гасырлар толрал, А Жазушы, 1977, 320 б. 5.
53. Бертельс Е.Д. Навои. Опыт творческой биографии. М.-Л.: 1-я тип. Изд-ва АН СССР в Лгр., 1948. 272 с. 5.29. Б1ржансал Кожарлулы. Элендер. А Жазушы, 1967. 228 б. 5.
54. Борев Ю.Б. Эстетика, М,: Политиздат, I98I, 399 с. 5.
55. Валиханов Ч,Ч, Собр,соч. в пяти томах, T.I. А,: Изд-во Акад.наук КазССР, I96I. 777 с. 5.
56. Ванелов В. Проблемы прекрасного. М.: Гослитиздат, 1957. 263 с. 5.
57. Ваншенкйн К. Лица и голоса. М.: Современник, 1978. 239 с. 5.
58. Васина-Гроссман В,А. Музыка и поэтическое слово, T.I,- М,: Музыка, 1978, 366 с, 5.
59. Веселовский А.Н. Поэтика. T.I. СПб., Изд.отд.русск.яз и словесности ИМН АН, I9I3. 622 с. 5.
60. Виноградов И Д Вопросы марксистской поэтики. М.: Сов. писатель, 1972. 423 с. 5.
61. Выходцев П.С. Поэты и время. Л.: Худож.лит., 1967, -288 с.
62. Гегель В.Ф. Эстетика, T.I. М.: Искусство, 1968.- 312 с. 5.
63. Георг И.Г.Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений жилищ, одевд и прочих достопамятностей. Ч.1-3. СПб.: 1799. 89, 188, 130 с. 5.
64. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.-Л.: Наука, 1966.347 с. 5.
65. Горький М. Полн.собр.гож., т.20. М.: Наука, 1974. 639 с. 5.
66. Данилов В, Труды отдела древнерусской литературы. ИВЛИ, II, М.-Л., 1935. 5.
67. Дерб1с8лин 9, Дэстур жэне жалрастыц, А.: Гылым, I97I.204 б. 5.
68. Десницкий В.А. Статьи и исследования. Л.: Художеств.литра, 1979. 540 с. 5.
69. Добролюбов Н.А. Литературно-критические статьи. М,: Худ.лит-ра, 1935. 486 с. 5.
70. Друскин М. Русская революционная песня. Л.: Музгиз, 1959. 69 с. 5.48. ДБМПИЦ А. Литература и фольклор. Сб.ст. М.: Гослитиздат, 1938. 184 с. 5.
71. Дуйсенов М. Эдебиеттег! мазьф! мен форманыц б1рл1г1.А.: }азщ ССР Гылым Академиясы т1л жэне эд.ин-ы, 1962,211 б. 5.
72. Дуйсенов М. 1лияс Жансуг1ров. А.: Гылым, 1965. 300 б. 5.
73. Дуйсенов М. Аын Мараты. А,: Жазушы, 1967. 180 б. 5.
74. Ерзакович Б.Г, Песенная культура казахского народа. А.: Наука, 1966. 402 с.
75. Ерзакович Б.Г. Музыкальное наследие казахского народа.А.: Наука, 1979. 184 с. 5.
76. Ерзакович Б.Г, Революционные песни казахского народа,А.; Республиканский научно-методический кабинет культпросветработы, 1969, 46 с. 5.
77. Жамбыл Жабаев. Тандамалы шыгармалар-. А.: Казак; ССР Гылым Академиясы т1л жэне эд.ин-ы, 1958. 280 б. 5.
78. Жданов И. Сочинения. Т.2, СПб., изд.отд.русск.языка и словесности. Имп.АН 1907. 611 с. 5.
79. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с. 5.
80. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 407 с. 5.
81. Жовтис А.А. Стихи нужны. А.; Жазушы, 1968. 270 с. 5.
82. Жубанов А. Эн-куй сапары. А.; Гылым, 1976. 479 б. 5.61. Ж:алиев Ц, fiasai; эдебиет! мэселалер! жене Абай поэзиясыны! т1л1. А Дазмемкеркемедеббас, I960. 364 б, 5.62. Ж:алиев Д. Эдебиет теориясы. А.; Мектеп, 1969. 244 б. 5.
83. Затаевич А. 1000 песен казахского народа. М,: Государственное музыкальное издат-во, 1963. 606 с. 5.
84. Иванисенко В.А. Поэзия, жизнь, человек, О лирике, М.: Советский писатель, 1962, 227 с, 5.
85. Исаковский А. О поэтическом мастерстве. М.: Советский писатель, 1953. 116 б. 5.
86. Исаковский А. О поэтах, о стихах, о песнях. М.: Сов. писатель, 1968, 487 с, 5.
87. История казахской литературы, т,1, А Наука, 1964, 452 с, 5.
88. Ищанов X, Даза15станда совет ек1мет1н орнату уш1н курескен
89. Исмаилов Е. Жаца белеске. А.; Дазмемкеркемэдеббас, 1969. 288 б. 5.
90. Исмаилов Е. Сын мен зщлрарма. А.: Казмемкоркемэдеббас, I960. 379 б. 5.
91. Исмаилов Е. Эдебиет жайлы ойлар. А Жазушы, 1968. 318 б. 5.
92. Исмаилов Е, Ащщцар. А Дазмемкеркемэдеббас, 1956. 340 б. 5.
93. Ыбырай Сандыбайулы. Эндер. А Мектеп, 1969. 78 б. 5.
94. Кауфман Р.С. Русская и советская художественная критика с середины XIX века до I94I г. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. 176 с. 5.75. Кэк1шев Т. Октябрь еркен1. А.: Дазмемкеркемэдеббас, 1962. 204 б. 5.76. Кэк1шев Т. Кзыл суцсар. А.: 1ацстан, 1968. 288 б. 5.
95. Кенжебаев Б. Каза! елец1н1н Кр)лысы туралы. А.: Жазушы, 1965. 210 б. 5.
96. Кершнер Л, Немецкая народная музыка. М.: Музыка, 1965. 92 с. 5.
97. Климович Л. Наследство и современность, М.; Советский писатель, 1975. 416 с, 5.
98. Колпакова Н.П. Песни и люди, Л,: Наука, 1977. 135 с. 5.
99. Котикова Н.Л., Добровольский Б.М, Песня душа народа.Л.: Сов.комп-р, 1959. 120 с. 5.
100. Корабельников F. Дорога к образу. М,: Советский писатель, 1979. 288 с. 5.
101. Корш Ф. Древнейший народный стих турецких племен.
102. Крупянская В»Ю., Минц С И Материалы по истории песни Великой Отечественной войны. М,: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. 211 с. 5.
103. Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьбы. М.: Советский композитор, 1962, 342 с. 5.
104. КуницЕШ Г. Еще раз о партийности художественной литературы. М,: Художественная литература, 1979. 342 с. 5.
105. Взаимосвязь музыки и литературы, Bajy; Элм, 1972. 142 с. 5.88. 1аратаев М. Эпостан эпопеяга. А.: Жазушы, 1969. 443 б. 5.
106. Царатаев М. Эсемпаз болсац apianaH. А,: Казмемкеркемэдеббас, I960. 64 б. 5.
107. Царатаев М. Революция Рухымен, -А,: Жазушы: 1978, -419 б. 5.
108. Жанр Сыры. -А.: К|азмемк0ркемэдеббас,1964.169 б. 5.
109. Цирабаев Сэкен Сейфуллин. А.: Жазушы, I97I. 342 б. 5.
110. Кирабаев С, Эдебиет жэне дэу1рталабы. А.: Жазушы, 1976. 300 б. 5.
111. Цирабаев Революция жэне эдебиет. T.I-II. А.: Жазушы, 1977. 376 б. 5.
112. Калмырзаев А.С Эстетическое в творчестве Абая. А.; Казахстан, 1979. 158 с. 5.
113. Лазутин С,Г. Очерки по истории народной песни, Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964, 151 с, 5.
114. Лазутин Г, Поэтика искусства слова, Воронеж. Изд-во Воронеж.ун-та, 1978. 149 с, 5.
115. Литература и музыка. Сб.статей. Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1977(5). 227 с.
116. Левшин А, Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. СПб., в тип.Карла Крайла, 1832. 309 с. 5.
117. Ломидзе Г. Ецинство и многообразие. М.: Советский писатель, I960. 52? с. 5.
118. Ломидзе Г. В поисках нового. М.: Советский писатель, 1963. 351 с. 5.
119. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальной литературы. М.: Современник, 1982. 288 с. 5.
120. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М,: Искусство, 1970. 394 с. 5.
121. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Введение,
122. Маяковский В.В. Поли.собр.соч., т.1. М.: Гослитиздат, 1955. 420 с. 5.
123. Мюллер-Фрейенфельс Р. Поэтика. Харьков: Труд, 1923. 216 с. 5.
124. Нестьев И. Русская советская песня. М.-Л., Музгиз, I95I. 35 с. 5.
125. Иурралиев Р. 0нер алд 1зыл т1л. А.: Мектеп, 1974.172 б. 5.
126. Цьатов А, Абайдыц а19>1нды1; дэстур!. А.: Жазушы, 1966. 347 б. 5. Н О Имарамбетова 0. Слы Отан СОРЫСЫ жылдарындары халык поэзиясы. -А.: Цаза1;стан, 1965. 73 б. 5.III. Озаровский Ю. 14узыка .живого слова. СПб., Изд-во Т-ва О.Н.Поповой, I9I4. 319 с. 5.
127. Орагвелидзе Г.Г. Стих и поэтическое видение. Тбилиси: Изд-во Тбил.ун-та, 1973. 196 с. 5,
128. Пиксанов Н.К. Горький и фольклор. Л.: Гослитиздат,
129. Пеккер Я. В.А.Успенский. М.: Музгиз, 1953, 156 с. 5.
130. Пригарина Н.И. Поэзия Мухаммеда Икбала. М.: Наука, о 1972. 194 с. 1977. 144 с. 5.
131. Розанов Н. Русские песни. М.: Гослитиздат, 1952. 384 с. 5.
132. Путь поэта. М.: Советский писатель, 1956. 223 с. 5.
133. Ручевская Е. Слово и музыка. Л,: 4узгиз, I960.- 56 с. 5.
134. Сейдеханов К, К;азак;тын, лы отан сорысы кез1ндег1 халы!; поэзиясы. А.; Цаза! ССР Рылым Академиясынын, М.Эуезов ат.эд.жэне внер институты, 1974. 310 б, 5.121. Сей1тов 1азав; поэзиясындары Маяковский дэстур1. А.: Рылым, 1966. 172 б. 5.
135. Сельвинский И. Я буду говорить о стихах. М.: Сов.писатель, 1973. 503 с. 5.
136. Серебряный Д. Видьяпати. Писатели и ученые Востока. М.: Наука, 1980. 238 с. 5.124. Сер1кцалиев
137. Ойлар, толганыстар. А.: Жазушы, 1967. 188 б. 5.
138. Сирус Б.И. Рифма в таджикской поэзии. Душанбе. Изд-во АН Тадж.ССР, 1953. 86 с. 5.
139. Сохор А.Н, Путь советской песни, М.: Сов.композитор, 1968. 108 с. 5.
140. Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI в. М.: Наука, I97I. 299 с. 5.
141. Ступель A.M. Образы мировой поэзии в музыке. М.-Л.: 5.
142. Рождественский В. Жизнь слова. М.: Советская Россия,
143. Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М.: Наука, 1976. 214 с. 5.130. Тэж1баев Э. 0м1р жэне поэзия. А.: Казмемкеркемэдеббас, I960. 48.6 б. 5.
144. Тимофеев Л,И. Очерки теории и истории русского стиха.М.: Гослитиздат, 1958. 415 с. 5.
145. Тимофеев Л,И. Метод. Стиль. Поэтика. Советская литература. М.: Сов.писатель, 1964. 523 с. 5.
146. Толстой А.К. Сочинения. T.I. М.: Худож.лит., I98I, 589 с. 5.
147. Толыбеков Е. Кочевое общество казахов в ХУЛ начале XX века. А.: Наука, I97I. 634 с. 5.
148. Томашевский Б.В. О стихе. Л.: Прибой, 1929. 326(2)с. 5.
149. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологический очерк. М.-Л.: Гослитиздат, 1959. 471 с. 5.
150. Томпакова О.М. Русская народная и современная массовая песня. М.: Профиздат, 1966, 62 с. 5.
151. Твре1лов Н. Жамбыл мен Кенен. А.: Жалын, 1978. 127 б. 5.
152. ТурсБИОв Е, 1аза] ауыз эдебиет1ц жасаушыларды! байыргы ек1лдер1. А.; Рылым, 1976. 200 б. 5.
153. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. М.: Советский писатель, 1965. 301 с. 5.
154. Уахатов Б. Цаза1;тын халык; елендер!. А Рылым, 1974. 288 б. 5.
155. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1972. 168 с,
156. Хамраев М.К. Основы тюркского стихосложения, А Изд-во Акад.наук КазССР, 1963, 215 с. 5.
157. Хамраев М.К. Очерки теории тюркского стиха. А.: Мектеп, 1969. 355 с. 5.
158. Акимова Г.Н. О некоторых особенностях поэтического синтаксиса. Вопросы языкознания, 1977, I, с.96-109. 6.2, Аксюк Заметки о современной народной песне. Советская музыка, 1950, Ш II, с.58-60. 6.
159. Беляев В. Стих и ритм народных песен. Советская музыка, 1966, с.96-102. 6.
160. Бехер И.Р. В защиту поэзии. Новый мир, 1953, II, с. 6.
161. Вестфаль Р. Искусство и ритм. Русский вестник, 1880, май, с.240-268. 6.
162. Гордлевский В. Из наблюдений над турецкой песнью. Этнографическое обозрение, 1908, кн.79, с.61-126, 6.7, Готовицкий М,В. О киргизских и сартских народных песнях.Этнографическое обозрение, 1889, кн,3, с.79-86, 6.8, Долматовский Е, Слово о песне. Советская музыка, 1950, 3, с.73-74, 6.9, ){вятковский А. Ритмология народной частушки, Русская литература, 1962, 2, с.92-117. 6.Ю.Махмудов Х.Х. О стихотворной речи. Филологический сборник, 1964, вып.Ш, с.76-81. б.И.Муканов Поэзия мэселес
163. Социалист1к н;азав;стан, 1933, 5 июнь. 6.
164. Мацкеевич О, Продолжение жизни. Казахстанская правда, 1963, 20 февраля. 6.
165. Невзглядова Е.В. Мелодика русского лирического стиха. Изв. АН СССР. Серия лит. и языка, 1975, C.II5-I29. 6.
166. Новиков А, О стиле массовой песни. Советская музыка, т.34, 2,
167. Позднева Л.Д. Трактаты о поэтике Ш-1У вв. и их философская основа. Вестник МГУ, серия востоковедения, I97I, 2, с.40-46. 6.
168. Поливанов Е.Д. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники. Вопросы языкознания, 1963, I, с.99-113 6.
169. Потанин Г.Н. В юрте последнего, киргизского царевича (из поездки в Кокчетавский уезд). Русское богатство, 1896, 8, с.60-68, 6.
170. Сильман Т.И, Заметки о лирике (Мысль образ эмоция звук). Филологические науки, 1974, 5, с.13-24, 6.
171. Шагинян М. Слово и образ, Известия, 1968, 21 ноября. 6.
172. Шафранов О складе народно-песенной речи. Министерство народного просвещения. М., 1879, ч.П, с.83-89. 6.
173. Штокмар М,П. Стихосложение русского фольклора. Литературный критик, 1940, 5-6, с.253-271. 6.
174. Шубников А.В. Гармония в природе и искусстве. Природа, 1927, 7-8, с.610-622. 6.
175. Якобсон P.O. О соотношении между песенной и разговорной народной речи. Вопросы языкознания, 1962, 3, с.87-90.
177. Омский государственный архив. Ф.270, оп.1, ед.152. 7.
178. Материалы экспедиции института истории, археологии и этнографии им.Ч.Валиханова, АН КазССР, инв.№ 210, с.210.