автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэтика башкирских песен

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Илимбетов, Валит Халитович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика башкирских песен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика башкирских песен"

РГ6 од

На правах рукописи

Илимбетов Валит Халитович

Поэтика башкирских песен

Специальностью.01.02. - литература народов РФ (башкирская литература)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Уфа - 1998

■•'Л!

Работа выполнена на кафедре башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета

Научный руководитель: член-кор. АН РБ, доктор филологических

наук, профессор Р.Н.Баимов

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор С.А.Галин

кандидат филологических наук, доцент А.Х.Вилданов

Ведущая организация:

Стерлитамакский государственный педагогический институт

гг.

Защита состоится 1998 года

в "__" часов на заседании диссертационного совета Д-064.

13.03. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Башкирском государственном университете по адресу: 450074, Башкортостан, г.Уфа, ул.Фрунзе, 32, главный корпус.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан ¿О" ЛА^аО ^ 1998 года

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор

М.Ф.Гайнуллин

Общая характеристика работы Актуальность исследования. Без анализа поэтики песенного творчества, без глубокого проникновения в художественную структуру текстов произведений невозможно раскрытие идейно-тематического богатства и национального своеобразия развития и формирования данного жанра.

Песня является одной из самых массовых форм литературы и искусства, одним из традиционно сильных видов в системе лирических жанров. В этом синтетическом, словесно-музыкальном виде искусства "музыка ... сама по себе ... "неконкретна", она в значительной мере неопределенна ... Конкретную суть песенного рассказа человек все же узнает из словесного материала песни"1. По утверждению Н.П.Колпаковой, словесный текст песни, как произведение поэзии, имеет право на самостоятельное изучение его художественных особенностей, в частности, и на классификации по законам словесного искусства2.

Несмотря на чрезвычайную популярность, жанр песни в башкирском литературоведении исследован недостаточно. Работы С.Галина посвящены, в основном, вопросам периодизации и классификации исторических народных песен дооктябрьского периода3. В них также уделяется внимание некоторым сторонам поэтического строения древних эпически:*; и лирических песен.

Жанр песни рассматривается также и в исследоеаниях крупного башкирского ученого Кирея Мэргэна4. Однако, можно судить по самим названиям этих трудов, они посвящены фольклору, жанр песни изучается а них с позиции поэтики фольклора.

1 М.Исаковский. О поэтическом мастерстве. - М., 1952, с. 10.

2 Опыт классификации традиционной крестьянской бытовой песни,- Русский фольклор. - М., -Л., 1960, вып.5, с. 168.

3 Йылдар Ьзм йырзар /Годы и песни/.

-Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1967,- 157 с. /на башк.яз./

Башхорт халхыньщ йыр поэзияЫ.Йыр жанрыны^ хайИы бер мэсьэлэлэре. /Песенная поэзия башкирского народа. Некоторые вопросы песенного жанра/. -Уфа: Башкирское книжное изд-во, 197. -256 с. /на башк.яз./ Тарих (там халых поэзияИы /История и народная поэзия/ -Уфа: "Китап", 1996. -288 с. /на башк.яз./

4 Халых кунеленен кезгаИо /Зеркало души народа/.

-Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1960.-98 с. /на башк.яз./

Мэцгелек шишмэ. Фольклор жанрэары усешенен хайИы бер мэсьэлэлэре /Вечный родник.

Некоторые вопросы развития жанров фольклора/.

-Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1978. -192 с. /на башк.яз./

В книге К.Ахмедьянова "Поэтическая образность"1 рассматриваются некоторые вопросы поэтической символики, поэтического параллелизма и стилевых особенностей отдельных видов песни по материалам дореволюционного фольклора.

В научном труде Г.Кунафина "Башкирская литературная песенная поэзия XIX - начала XX веков. Проблемы формирования и развития жанровой системы"2 раскрываются генезис и динамика исторического функционирования жанров башкирской литературной песенной поэзии данного периода как звенья общего процесса литературного развития в целом.

В статьях Р.Сафина "Еще раз о песенных текстах"3,"Путешествие в страну песен4" дается критический анализ текстов башкирских песен 60-70-х годов.

Как видно, эти и другие исследования посвящены либо отдельным конкретным вопросам жанра, либо выяснению тех или иных особенностей. Надо отметить то, что основное внимание в научных работах башкирских ученых уделялось народным историческим песням и преимущественно фольклорным материалам. Другие разновидности песенного жанра продолжают оставаться вне поля зрения исследователей. Отсутствуют труды, последовательно и системно рассматривающие поэтику жанра в контексте лирических форм. Поэтому очень актуальна проблема широкого и масштабного изучения башкирской песни, начиная от древних образцов до произведений сегодняшних поэтов-песенников, разрабатывающих все ее жанровые и тематические направления. Концептуальное изучение жанра башкирской песни в связи с жанрами лирической и эпической поэзии поможет, на наш взгляд, определить особенности эволюции песен, особенности поэтики ее основных разновидностей. Вместе с тем, как нам представляется, это окажет воздействие на процесс дальнейшего развития башкирского песенного творчества.

1 -Уфа: "Китап", 1994. - 192 с. /на башк.яз./

1 -Уфа: игд-е Блшк.уиив-та, 1997. - /на русск.аз./ - 155 с.

' TaFbi ла йыр текстары тураИында.

-AFnje.n, 1964, N 1 l.c.69-73.

4Йыр?ар ияенэ бер сэйэхэт.

-Агизел, 1982, N S.c.103-109. ,

Целью данной работы является анализ жанров и жанровых разновидностей башкирской песни, изучение эволюции и поэтики жанра от древних ее образцов до современных произведений.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие конкретные задачи:

1. Определение места и роли песни в системе лирических жанров литературы.

2. Изучение идейно-тематических жанровых особенностей-исторических и лирических песен на различных этапах их развития,

3. Исследование принципов взаимодействия поэтов-песенников с фольклором и песнетворчеством других народов.

4. Анализ творчества известных башкирских поэтов-песенников, определение их творческой индивидуальности,, роли традиции и новаторства в развитии поэтики жанра.

5. Определение задач и направлений дальнейшего развития песнетворчества и научного исследования в этой области.

Научная новизна. В таком полном аспекте историко-теоретическом поэтика башкирских песен рассматривается впервые. Новой является и системное изучение поэтики всех жанровых и тематических направлений песенного творчества разных периодов, определение перспектив развития башкирской песенной поэзии по разным тематическим направлениям. Масштабность исследования поможет полнее представить природу поэтики жанра. В основу композиционного построения диссертации положен принцип сочетания теоретического и исторического подходов к изучаемому предмету.

Теоретической основой диссертационной работы,наряду с монографиями башкирских авторов послужили труды В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.Н.Веселовского, С.Г.Лазутина, Н.П.Колпаковой, С.Д.Мухоплева, Б.Уахатова, В.М.Новика, Д. Р. Рогаль-Левицкого, Р.Х.Курбатова, И.Надирова, М.С.Магдеева, Г.Н.Воронцова и других исследователей - представителей многонациональной литературы, в известной степени способствующие дополнению проблемы изучения поэтики башкирской песни как своеобразного жанра художественного творчества.

Источнпковой базой научного анализа послужила народная песенная поэзия, произведения поэтов-песенников, опубликованные в сборниках, в периодической печати, а также находящиеся в архиве Башгосфилармонии в рукописном виде.

Практическая ценность диссертации состоит в следующем:

- проведенные исследования существенно расширяют представления о башкирской песне, предоставляется возможность рассмотреть процесс непрерывного количественного и качественного изменения и развития всего национального песенного жанра;

- наблюдения и выводы данной научной работы могут быть применены при изучении поэтики песен не только башкир, но и других народов;

- результаты исследований, ее основные положения и выводы могут быть использованы литературоведами, искусствоведами, фольклористами, учителями-филологами, студентами высших и средних учебных заведений при изучении истории и теории литературы, культуры и искусства, а также поэтами в их практике песнетворчества.

Апробация ' работы. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета.

Основные положения ее отражены в докладах, выступлениях на научных конференциях, в статьях, опубликованных в специальных сборниках и на страницах периодической печати.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и списка распространенных песен на стихи диссертанта.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы, освещена степень ее разработанности, определены задачи и принципы исследования, а также дается классификация башкирских песен по жанровым разновидностям, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе - "Эпические /исторические/ песни" - анализируется поэтика эпических /исторических/ песен в историко-тематическом аспекте.

Возникновение, становление и развитие эпических /исторических/ песен связано, как показывает анализ, с глубокими основами поэтики эпоса и кубаира.

Но основным преемником традиций и функций эпосов все же является жанр байта, а не историческая песня. Сложнейшее синкретическое строение поэтики байтов, находящихся на стыке фольклора и письменной поэзии, сочетают в себе художественные особенности словесно-музыкальной, медитативной и описательно-повествовательной /нарративной/ лирики. Можно с уверенностью отметить то, что исторические песни слагались и существовали параллельно со сложно конструктивными эпосами и кубаирами, позже - баитами. Если возникновение кубаиров, эпосов, байтов связано с прошлым, то исторические песни интенсивно слагаются с древнейших времен до сегодняшних дней. Посвященные историческим событиям из жизни народа, эти жанровые разновидности воплощают их индивидуальными художественными формами, методами и способами.

Главное назначение эпоса - отражать само объективное бытие, жизнь народа с эпическим размахом, используя многообразие композиционных и выразительных форм.

Основная же функция эпической песни, в отличие от эпосов и байтов, не в повествовании о каком-то историческом событии, но в образном выражении отношения и чувства лирического героя к тем или иным событиям жизни народа.

Повествование в песнях выполняет не эпическую, а скорее лирическую функцию: это не эпическая, а лирическая повествовательность. Даже в эпических песнях повествовательность зависит от других элементов композиции и имеет подчиненную роль.

Язык песен по сравнению с языком эпоса более эмоционален. В нем намного шире используются различные художественно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и др.

В главе рассматриваются процесс возникновения и развития исторических песен каждой отдельной тематики, эволюция ее поэтики, степень созвучности этих произведений нынешним проблемам жизни башкирского народа и актуальности их в нынешних условиях. В соответствии с целями исследования, основное внимание уделяется здесь анализу композиционных форм, методов и принципов, используемых в тех или иных песнях, - основных художественных компонентов поэтики жанра. Отмечаются характерные особенности каждой тематической направленности разных периодов в применении своеобразной совокупности художественно-выразительных средств, форм и принципов.

В основном наблюдается интенсивная эволюция поэтики эпических /исторических/ песен, хотя в некоторых случаях можно выявить незначительные отклонения от опробованных традиционных художественных методов,

Появление ранних исторических песен на темы единства племен и защиты родной земли, как утверждает Р.Г.Кузеев, связано с событиями присоединения башкирских племен к Русскому государству в середине ХУ1 века1.

Мотив единства семи родов, объединения башкирского народа составляет основу исторической песни "Урал".

Борьба против социального и колониального гнета, протест против расхищения башкирских земель, против карательных операций царского правительства отражена в песнях "Шарлы урман" /"Лес Шарлы"/, "Башкорт ере" /"Башкирская земля"/. "Йэмэлекэй" /"Ямапекей" /название горы/, "Рэзэринйэ" /башкирское произношение русского слова "Разорение"/, "Тэфтилэу" / башкирское произношение фамилии царского полковника, позже генерала Тевкилева - руководителя карательной экспедиции в Башкортостане/ и др.

Символическим выражением понятия Родины в исторических песнях башкирского народа является образ Урала.

1 Башкирские шежере. Составление, перевод текстов, введение и комментарии Р.Г.Кузеева. - Уфа, 1960, с.71-80.

Источником символов выступает окружающий человека природный мир. Предметный мир символики в творчестве каждого народа исходит из его национально-бытового и природно-ландшафтного своеобразия.

Эпитеты, метафоры и сравнения, возникшие на основе определенных символических представлений, способствуют созданию в песнях ярких образов, более выпуклому выражению основной мысли, чувств и настроений лирического героя.

Образ Урала остается адекватным понятию Родины и в творчестве современных поэтов-песенников.

В произведении Р.Гарипова "Уй?арым* /"Размышления",

муз.А.Кубагушева/ лирический герой монологом-обращением к Уралу олицетворяет прошлое и настоящее народа, оптимистически смотрит в будущее.

В песнях "Ьахмар" /"Хакмар"/. "Йэмле Агидел буйэары" /"Прекрасные долины Агидели"/ конкретные географические понятия, территории, населяемые тем или иным народом, выражают образ "Малой Родины".

В роли символов выступают окружающий человека животный и растительный мир. Символом батыра в башкирских песнях чаще всего является Орел /"... Урал таукайыньщ беркете. Бугэсэу менэн ай Салауат Эрэсэйден данлы егете"/ "... Орел Уральских гор. Пугачев и Салават -славные сыны России" /баш.нар. песня "Салават"/, символом врага -Коршун, Змея /"...КайЬы кара Йылан сакты Инне?!" /"...Какая черная Змея ужалила тебя?!/ из арии Салавата Юлаева по одноименной опере З.Исмагилова, либретто Б.Бикбая/; символом печали - Кукушка, береза и т.д.

Поэтические символы усиливают эмоционально-психологические оттенки чувств лирического героя и составляют основу приема поэтического параллелизма в песенном жанре.

В песнях, построенных по принципу поэтического параллелизма, наблюдается такая закономерность: вначале даются описания природы, выступающие в качестве символов настроений лирического героя, затем следуют его реальные переживания - состояние внутреннего мира.

В башкирской народной песне "Карагай" /"Сосна"/ принцип параллелизма выражен по отношению к основному сюжету в виде сопоставления, в песне "Эскадрон" параллелизм дается в последовательности, а в произведении "Райса" /"Гайса"/ - в виде сравнения с главным повествуемым событием,объектом или состоянием и т.д.

Принцип параллелизма, по мнению татарского ученого И.Надирова, имеет три основные формы: положительную, контрастную или отрицательную, условную1 .Согласно этому, параллелизм в выше перечисленных песнях имеет положительную форму.

В песнях Тилмияза", "Зелхэбирэ" /женские имена/ он выражен на основе контраста.

Условная форма принципа параллелизма применена в произведениях "Уйыл" /название речки/, "Уткэн румер" /"Прожитая жизнь"/. Эта форма не имеет смыслового отношения к основному содержанию песен. Она служит для подготовки внимания слушателей к восприятию главного события. Б.Баимов такую форму данного принципа называет "свободным или формальным параллелизмом"1.

Хотя условный параллелизм по своему содержанию отклоняется от основной идеи песни, он с помощью вспомогательных образов расширяет тематический диапазон произведения и готовит почву для восприятия основного его смысла.

В некоторых песнях кульминация чувств дается в рефренах-припевах -одном из основных принципов поэтического повтора, характерных для песенного жанра.

Но в ранних исторических песнях припевы используются скорее всего для музыкального, ритмического и в некоторой степени для эмоционального обогащения произведений. Ибо припев в башкирском песенном жанре более позднее явление, и появился он, по всей вероятности, в начале XIX

' О татарских народных исторических и лирических протяжных песнях. -В кн.Татарское народное творчество Исторические и лирические песни.-Казань: Тат.кн.изд-во, 1988. с.ЗО/на тат.яз /

1 Бери гармонь, пропой такмак. -Уфа: "Китап", с.|)4./на 6ашк.яз7.

века /"Ьандугас", "Любизар" и др./. причем, припев в песнях носит условный характер по отношению к содержанию основных строк.

Сюжетное влияние с основным текстом и образное обобщение идеи песни - это следующая ступень развития припева в эволюции поэтики песенного жанра.

При рассмотрении исторических песен по каждому тематическому направлению от самых ее древних образцов до современных наблюдается широкое применение многообразных средств, форм и образов. Например, в песнях об Отечественной войне 1812 года в башкирской песенной поэтике стали применять припев /"Любизар", "Ерэн хашха" /"Гнедой"/ и др./. Нужно отметить и то, что в этих произведениях повествование ведется от имени народных масс. Традиции песен о защите Родины не угасли, они развивались и возобновились в годы Великой Отечественной войны /"Енеуселэргэ дан!" /"Слава победителям!"/ - стихи Р.Нигмати, муз. З.Исмагилова, "Батырэар йыры" /"Песня батыров"/ - стихи Н.Наджми, муз.З.Исмагилова и др./. Эти песни, как и предыдущие произведения той же тематики, предназначены для массового исполнения. Массовое исполнение, как правило, намного усиливает мобилизационный характер произведений. Припевы в новых исторических песнях, в отличие от музыкально-поэтических произведений прошлого столетия, более целенаправленно выполняют обобщенную функцию. Условные или инородные образы в них отсутствуют.

Отказ от условных образов, в свою очередь, привел к сужению тематического диапазона. Например, в древней исторической песне "Ерэн хашха" изменяющиеся от куплета к куплету припевы имеют как бы условный , параллельный к основному содержанию сюжет. В этом условном сюжете о гнедом коне отражаются своеобразные черты судьбы башкирского народа того времени /коневодство, животноеюдство/, отношение к казачьему сословию /идти на войну на своем личном коне/ и т.д.

Разнообразные композиционные приемы и принципы соответствуют и своеобразным требованиям каждого произведения. Если учесть, что любое произведение - плод индивидуального творчества, то ясно, что

художественные приемы и поэтика каждого из произведений также своеобразны.

Композиционные принципы и приемы построения песен обусловлены их жанровой природой и служат единой цели - максимально глубокому и яркому выражению мыслей и чувств лирических героев.

Анализ поэтики показывает, что поэтический материал, различные образы, выражаемые мысли и чувства идут по линии их конкретизации. Песня композиционно развивается в направлении максимального усиления ее идейной и эмоциональной выразительности. Все это достигается основными принципами ее построения /повтор, поэтический параллелизм и ассоциативно-цепочная связь событий и картин/ и различными приемами /прием выделения, ступенчатое сужение образов, градация и т.д./. Эти композиционные принципы и приемы находятся в песнях в тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. В диссертации делается попытка анализа не исключительных, а преобладающих по значению определенных композиционных принципов и приемов, играющих ведущую роль в поэтике данных произведений.

По своему ритмическому строению башкирские песни относятся к силлабической системе. Количество ударных слогов для силлабической системы не имеет значения. Эта система основана на соответствии или совпадении общего количества слогов строки с количеством слогов предыдущих и последующих строк, согласно определенной цезуре, делению строк на ритмические части.

Большинство текстов башкирских песен по своему ритмическому рисунку имеют традиционное слоговое строение строф: 10-9 - 10-9 или 8-7-8-7.

В отличие от обыкновенных стихотворений, песенные тексты могут иметь и более сложное ритмическое строение. Как один из основных компонентов синтетического произведения, возникшего при органическом слиянии музыки и словесно-поэтического материала, текст песни должен точно соответствовать своей индивидуальной мелодии, требованиям ее сложного ритмического и содержательного рисунка. В связи с этим, сложное ритмическое строение - полиритмика - наблюдается в песенном

12

жанре довольно часто. Например, башкирская народная шуточная песня "Элмэлек" /"Эльмялек"/ имеет такую цезуру и ритмический рисунок:

3-4 = 7

8-3 = 11

4-8 = 8

7 - 3 = 10,

припев: 4-3 = 7

5-2 = 7

4-4 = 8

5-2 = 7.

Однако, именно такие "неточности", "несоответствия" являются своеобразными ритмическими "ступеньками", каркасом в рождении ее оригинальной мелодии.

Разновидности, своеобразия цезуры и ритмических рисунков поэтического материала в песне подчинены ее музыкально-ритмическим требованиям.

Наиболее распространенной в башкирской песенной поэтике является четырехстрочная строфа с обыкновенной рифмой: а б с б.

По структуре рифмы бывают открытыми - рифмующиеся слова имеют гласные окончания: "хаттары" - "харттары" /1-я строфа нар.песни "Буранбай"/, закрытыми - рифмующиеся слова окончиваются на согласные : "зурлагыд" - "йырлагыд" /3-я строфа той же песни/, смешанными - одно рифмующееся слово имеет гласное, другое -согласное окончания: "1тайраны" - "хайраным" /нар.песня "Эскадрон"/.

Характерная для песенных стихов точная рифма является основой для появления сложных ее образцов, состоящих из нескольких слов -составных рифм: "ак ташы" - "ат башы" /нар.песня "Азамат"/, "эйэр бушамай" - "илдэр охшамай" /нар.песня "Хисам"/-

В некоторых песнях встречается своеобразная форма составной рифмы, характерная для восточной поэзии - рэдиф: за рифмующимся следует повторяющееся слово.например: "ергэ таянып" и "иргэ таянып" /нар.песня "Салават"/-

Дополнительная, внутристрочная рифма служит для придания песне яркой мелодичности: "Сывай 9а гына -кашка, бадма ташка" /'Конь мой со звездочкой на лбу, не наступай на камень"/ /1-я строка 1-й строфы нар. песни "Сывай хашха"/.

Удачное использование разновидностей рифмических структур усиливает мелодичность песен, придавая ее звучанию своеобразный оттенок. Естественно, каждое слово, в том числе и рифмующееся, несет смысловую и образную нагрузку в структуре текста,обогащая содержание произведения, его общую поэтику.

При^ рассмотрении поэтики эпических /исторических/ песен разных периодов в различных тематических направлениях определяется влияние на ее развитие тех или иных событий. Отмечаются отличительные признаки и своеобразие эпических /исторических/ песен, рожденных после Октября, идейное содержание которых несет давление идеологии этого времени.

Для патриотических исторических песен, посвященных Башкортостану, Родине, Ленину, партии, комсомолу, ударным стройкам, знаменательным датам и т.д., характерны чрезмерная риторическая возвышенность, декларативность, отсутствие тонкой поэтической ткани, образов. Исключением могут служить лишь исторические песни, несущие драматические и трагические мотивы, например, произведения, посвященные Великой Отечественной войне или событиям и личностям далекого прошлого, в частности, песни поэтов-песенников о Салавате /"Салауат маршы" /"Марш Салавата"/ - стихи Б.Валида, муз. Х.Ибрагимова, "Салауат батыр" /"Салават батыр"/ - стихи Р.Гарипова, муз. А.Туктагулова/, которые всегда имеют определенный успех.

Эволюция исторических песен с древнейших времен до наших дней наглядно отражает как историю народа, страны, так и становление поэтики эпических песен.

Разделение всего песенного материала по жанровым признакам, на исторические и лирические, имеет, несколько условный характер. Всякая эпическая /историческая/ песня - это лирическое призведение, в котором выражается эмоциональное отношение к тому или иному важному для жизни народа событию или к деятельности конкретных исторических

14

личностей. В то же время любая лирическая песня как плод того или иного времени не лишена историчности.

Во втором главе - "Лирические песни" - изучается поэтика лирической разновидности песен.

Если эпические /исторические/ песни посвящены каким-то особым, значительным событиям жизни народа или выдающимся конкретным личностям и имеют социальную и политическую нагрузку, то в лирических песнях выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни"1.

Чувства и мысли в лирических песнях выступают как раздумья и переживания обыкновенных людей. Историчность, эпохиальность событий обычно не имеют влияния на формирование природы лирических песен. Эта разновидность жанра всегда находится в интенсивном развитии.

Музыкально-поэтические произведения, посвященные Родине, любовь и тоска по родному краю составляют одно из основных тематических подразделений лирических песен. Причем, если в народных песнях часто преобладает ностальгия скитальца по Родине /"Йэнгузэй" /"Янгузай"/, /'Тилмияза" /Тильмияза"/, /"Кысхырмасы, кэкук" /"Не кукуй, кукушка"/, то в произведениях поэтов-песенников нередко наблюдается и риторический подход к этим святым для каждого человека понятиям /"Тыуган илем" /"Родина моя"/ - стихи Я.Кулмыя, муз. К.Рахимова, "Гузэл 8фем - баш халам" /"Прекрасная Уфа - моя столица"/ - стихи Р.Янбулатовой, муз. Х.Ахметова, "Ьаумы, ти?эр гелдэр" /"Приветствуют меня цветы" / - стихи М.Карима, муз. Н.Мустакимова.

Нужно отметить, что песни, написанные для драматических произведений более насыщенно и эмоционально передают любовь лирического героя к Родине, родному краю. Можно назвать, например, песни "Бик Ьагындым Ыне, Тыуган илем" /"Очень скучаю по тебе, Родина моя" стихи Н.Асанбаева, муз. М.Ахметова из спектакля "Кызыл паша" /"Красный паша"//, "У? ягыма хайтпам" /"Если вернусь в родные края" -

Н.А.Добролюбов. Полн.собр.соч. в 6-ти т., Т.1.-М., 1934, с.122.

стихи И.Абдуллина, муз. Р.Хасанова, из спектакля "Ай(1ылыу9ын айлы кистаре" /"Лунные вечера Айсылу"/.

Продолжая образно-поэтические традиции народных песен, авторы умело, новаторски применяют разнообразные композиционные и художественные приемы. В первой песне образный параллельный основному содержанию сюжет, применяющийся, как правило, в начале строфы, дается в конце, в роли символического обобщения. Первые две строки каждой строфы составляют одни и те же словосочетания, образуя абсолютную анафору. Анафора способствует постоянной направленности восприятия слушателей на основное событие, на душевное состояние лирического героя.

Человек один-единственный. раз проходит свой жизненный путь. Естественно, что в народных песнях часто встречаются мотивы ностальгии по прошлому /"Уткэн румер" /"Прожитая жизнь"/, Тэйшэ" /"Гайша"/ и ДР-/-

Произведения башкирских поэтов-песенников на эту тему, в отличие от народных песен, написаны в оптимистическом духе.

В песнях "Ээец халЬын" /"Пусть останется твой след" стихи Я.Кулмыя, муз. Н.Мустакимова/, "Йэшэргэ лэ эле йэшэргэ" /"Жить да жить" - стихи и муз. А.Даутова/ и в других утверждается, что смысл жизни заключен в плодотворном героическом труде, в надежде на будущее.

А в других известных песнях, например, "вфе йукзлэре" /"Уфимские липы" - стихи Н.Наджми, муз. Р.Хасанова/, "Йылмайыу" /"Улыбка" - стихи Р.Ханнанова, муз..Т.Шарипова/, в которых тема жизни проходит лейтмотивом, авторы с помощью ярких символических воплощений настраивают слушателей на активную жизненную позицию. Красной нитью проходит в этих произведениях идея: что смысл жизни заключается не а долголетии, а в славных деяниях и в устремлении вперед, к намеченным целям. Все это, как представляется, оттенки пафосного оптимизма, прививаемые идеологией советского периода развития.

Большую часть лирических песен составляют музыкально-литературные произведения о любви. Эта вечная тема от самых древних песен до нынешних произведений освещается многогранно, богатыми

художественными средствами, Еше давления какой-либо идеологии, подчиняясь только характерным национальным традициям.

Темы жизни и любви составляют целостное образное воплощение в народной песне "Йэнгузал" /"Янгузель"/- Лирический герой идет вдоль реки, текущие воды напоминают ему о бессмысленно прожитой жизни. Для него разлука с любимым человеком - это потеря и большая трагедия.

Песни,в которых используются приемы поэтического обращения "Сэлимэкэй" /"Салимакай"/ , "Кусбикэ" /"Кюсбике"/ представляют собой монологи джигитов о своих любимых девушках.Так, "Шэурэ" /"Шаура"/ -это выражение протеста против жестокой судьбы. Основу же таких произведений, как "Гелнэзирэ" /Тульназира"/. "Тэнэкэй" /"Тэнэкэй"/, составляют шуточные любовные сюжеты.

К.Даян, Ш.Биккул, М.Карим, Я.Кулмый, Н.Идельбай, Г.Идрисов, У.Киньябулатов, Г.Юнусова, С.Алибай, Р.Чурагул и другие башкирские поэты-песенники, основываясь на традиции народного творчества, обогащая их новыми поэтическими методами и приемами, создали богатую галерею оригинальных лирических литературно-музыкальных произведений о любви.

С произведения "Эсэйемэ хат" /"Письмо к матери" А.Даутова 50-е годы/ берет начало новая тематика башкирских лирических песен. Песни о матери А.Игебаева, Г.Амири, Г.Идрисова, Г.Юнусовой и других разнообразны по лирическому сюжету и поэтической структуре. Каждый автор индивидуальными методами и приемами возвеличивает образ Матери.

Появились в творчестве башкирских поэтов-песенников и произведения, посвященные различным праздникам, труду. Эти мотивы в той или иной степени также способствуют развитию поэтики лирического песенного жанра.

Лирические песни характеризуются богатством поэтических приемов и яркой образностью.

Разнообразные принципы поэтического повтора - цепной принцип параллелизма /"Ьиндер ул тип уйланым" /" Я думал, что это ты" - стихи Р.Сафина, муз.Х.Ахметова/, композиционная связка - акромонорамма

17

/нар.песня "Хэтирэм" /"Хатира моя"/, градация /"Эгэр белгэн булИам" /"Если бы знал я" - стихи Ш.Биккула, муз.А.Бакирова/, анафора /"Ьайра, эйзэ, Пары Ьандугасым" /"Пой, мой золотистый соловей" - стихи Т.Мурата, муз. И.Дильмухаметова/, эпифора /"Ьин хайэарза халдьщ, а?ашып?" /"Где ты затерялся-заблудился" - стихи А.Игебаева, муз. А.Акчурина/, эпанастрофа /"Алда але гумерзар" /"Жизнь еще впереди" - стихи С.Алибая, муз. Н.Даутова/, поэтическое обращение к мужчине /нар. песня "Ялсыгол" /"Ялсыгол"/, поэтическее обращение к женщине /"Зелфиэ", /"Зульфия" - стихи И.Абдуллинэ, муз.Т.Каримова/, лирическое обращение к животным и природному миру /кар.песня "Кара юрга" /"Черный скакун"/, фигуры - эллипсис /"Эсэ Иагышы" /"Ностальгия матери" - стихи А.Игебаева, муз. Ш.Кульбарисова/, ассиндентон /"Ах сэскэ" /"Ромашка" -стихи М.Каримова, муз. Р.Шайхразиева/ и другие художественно-поэтические средства применяются здесь намного активнее, чем в эпических песнях. Композиционные принципы и приемы в песнях находятся в тесной взаимосвязи. В данных примерах выделены только преобладающие по значению художественные принципы и приемы, выполняющие наиболее важную роль в поэтике этих произведений.

Такт и ритм лирических песен также многообразен. Например, одна из классических песен называемая "Сайхалапар кэмэлар" /"Качаются лодки" - стихи М.Марата, муз. Г.Альмухаметова/ имеет далеко нестандартное строение:

7-4=11 7-4 =11 6-4 =10

4-3 =7, что в сочетании с мелодией напоминает

биение волн о лодку.

Применение разных конструкций цезур способствует достижению своеобразного музыкального звучания лирических песен.

Широко используемые параллельные рифмы: а а б б /"Зелэйха" /"Зулейха" - стихи С.Юлаева, муз. З.Исмагилова/, форма рубай: а а б а /нар.песня "Йэмле Ари?ел буй^ары" /"Прекрасные долины Агидели"/,

сплошные параллельные рифмы: а а а а /"Ьагыныу йыры" /"Песня-ностальгия" - стихи С.Алибая, муз. Р.Газиэова/, множество разновидностей внутренних рифм /"Кыр катары" /"Другие гуси" - стихи Д.Булгаковой, муз. Н.Даутова/ и т.д. - все это при их умелом использовании способствует созданию оригинальности звучания песен, индивидуальности поэтического строения, усилению лиризма.

Кроме распространенной формы монолога встречаются, хотя и редко, лирические песни, построенные на диалоге /нар.песня "Хан кы^ы"/ /"Ханская дочь"/. Диалогическая форма значительно усиливает драматизм лирического содержания, способствует яркой передаче мыслей и чувств лирического героя.

Композиционые формы песен - монологи, диалоги, повествования, описания - чаще всего встречаются в органическом синтезе, во взаимосвязи, а не в чистом виде, Например, в произведении "Кетеусе йыры" /"Песня пастуха" - стихи Я.Кулмыя, муз. Т.Каримова/ в монолог молодого пастуха вплетается его диалог с хором девушек.

Почти все лирические песни-монологи и песни-диалоги включают в себя одновременно и повествование, и описание.

В главе дается широкий и последовательный анализ природы поэтики лирических песен.

Сопоставление поэтики исторических и лирических песен наглядно показывает градацию поэтики жанра. С переходом от эпических песен к лирическим сужается социальный акцент, усиливается эмоциональный порыв. Лиризм требует более широкого и глубокого применения различных поэтических приемов, новых, наиболее совершенных в художественно-эстетическом отношении поэтических структур.

В соответствии с градационной природой поэтики жанра в первой главе анализируются эпические /исторические/ песни, а во второй - лирические.

В III главе "Эволюция башкирской песни" изучаются истоки песенного творчества тюркоязычных народов, влияние этих истоков на последующее формирование отдельных самобытных, национальных культур. Здесь также, рассматривается развитие песенного творчества башкирского народа в историческом аспекте.

Устное народное творчество, в том числе и песенное, и произведения отдельных древних авторов, существующие и поныне в разных вариантах -эпосы, кубаиры, легенды, песни, обрядовая поэзия, сказки, поговорки, пословицы нередко являются общим достоянием ряда тюркских народов.

Поэма "Киссаи Юсуф" , написанная Кул Гапием, уроженцем нынешнего Башкортостана, распространена в тюркском мире в сотнях вариантов. Например, только в Татарстане найдены 39 вариантов этого произведения. Эпос "Тахир и Зухра" имеет в Узбекистане - 33, у башкир -18, у татар - 12 вариантов. Песни, включенные в эти и другие общетюркские эпосы, - "Песня Юсуфа", "Юсуф и Зулейха", "Алпамыша" и др. также являются общим наследием всех тюркских народов.

Регулярные в прошлом творческие состязания казахских акынов с башкирскими сэсэнами способствовали сближению духовной культуры башкир и казахов.

Нахождение в течение нескольких столетий в составе единого государства Болгар двух народов - башкир и татар также сильно сблизило их культуры. Итак, для некоторых произведений народного творчества невозможно определить, какому из этих народов конкретно они принадлежат. Такие произведения ссвершенно закономерно являются общим культурным достоянием обоих народов.

Эти добрые исторические традиции сложения общих песен продолжается отдельными башкирскими и татарскими авторами и поныне. На стихи башкирского поэта М.Карима "Осенсе кен тоташ кар яуа" /"Третий день беспрестанно снег идет" / музыку написала татарский композитор С.Садыкова, мелодия к стихам татарской поэтессы Г.Зайнашевой "Ьагынырмын Уралтау буйдарын" /"Скучать буду по долинам Уральских гор"/ принадлежит башкирскому композитору З.Исмагилову. Можно привести множество примеров творческого содружества поэтов и композиторов двух республик и результатов этого содружество - общих песен, которые по праву принадлежат обоим народам.

Стихи великого татарского поэта Габдуллы Тукая "Эллуки" /"Эллюки"/, "вделган емет" /"Угасшая надежда"/ исполняются на мотивы башкирских мелодий "Сэцгелдэк йыры" /"Песня колыбели"/ и "Тэфгилэу" /"Тафтиляу"/.

Многие известные татарские песни любимы башкирами, башкирские песни популярны у татар.

Но эти добрые традиции не дают права некоторым татарским исследователям и составителям сборников песен присваивать произведения одного народа другим или "забывать" упомянуть башкирских авторов песен. Это касается прежде всего татарского ученого И.Надирова, составителя сборников песен З.Хайруллиной и других деятелей, часто "ошибающихся" в определении национальной принадлежности произведений и их авторов.

Далее указывается применение в башкирских песнях новых поэтических форм, методов и приемов в каждый конкретный исторический период, определяются характерные особенности . каждой эпохи в развитии башкирского песенного жанра. Исторические и лирические народные песни, произведения башкирских поэтов-песенников изучаются в эволюции, в системной связи. Отмечаются разные направления в развитии песенного жанра в разные периоды - как в народном творчестве, так и в творчестве отдельных авторов.

Анализируются художественный стиль и творческие методы известных башкирских поэтов. Наряду с достижениями отмечаются недостатки отдельных авторов - отклонения ог художественных требований, искажение поэтической структуры и т.д.

Анализ эволюции башкирских песен показывает, что произведения, питающиеся соками традиций народного творчества, обогащенные новаторскими поэтическими решениями, несущие вечные или общие для многих людей проблемы, живучи и любимы народом.

В разделе выявляются и некоторые другие особенности развития жанра. Например, песни социального характера, бунтарские песни, призывающие к борьбе, к свободе, почти перестали появляться в советское время. Это важное направление жанра по сути осталось на уровне дооктябрьских эпических песен. В то же время идеология времени существенно не повлияла на развитие лирической разновидности жанра. Лирические песни активно сочинялись во все периоды жизни народа, интенсивно развивалась и поэтика их жанра.

В заключении обобщаются результаты исследования.

Основное требование художественного творчества, искусства -стремление к наиболее полному и адекватному воплощению эстетического идеала эпохи - характерно и для песен. Можно совершенно наглядно видеть, что там, где этот идеал был свободен от иных целей, кроме собственно эстетических, песенное творчество достигает подлинных художественных высот. Художественная ценность каждого произведения зависит, прежде всего, от уровня его поэтического совершенноства и полноценности.

В песнях отражается история и психология народа, его идейно-эстетический уровень, миропонимание, национальное своеобразие. Не зря говорят, что песня - зеркало души народа.

Намечается перспектива исследования поэтики башкирских песен.

Более глубокое изучение художественных особенностей лирического жанра песни, творчества башкирских поэтов-песенников по каждому тематическому направлению, а также анализ способов применения художественно-выразительных средств, фигур, композиционных форм в разные периоды разными авторами откроют новые просторы в башкирском литературоведении.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Башхорт йыры поэтикаЬы/Поэтика башкирской песни/. /Востоковедение в Башкортостане: История. Культура. Тезисы международной конференции. - Уфа, 1992, с.145-146 /на баш.яз./.

2. Башхорт йырэарыныц классификация^ /Классификация башкирских песен/. /Родной язык и литература: вопросы изучения и преподавания. -Уфа, 1994. с.113-114. /на башк.яз./.

3. Йыр Иэм заман /Песня и время/. - Тамаша, 1998, N 2, с.73-75.

4. Уд-ара йогонто 1тэм уртак йыр?ар / Взаимовлияния и межнациональные песни/. - Башкортостан, 28 апреля 1998 г. /на башк.яз./.