автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему: Развитие лексических средств белорусской поэзии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие лексических средств белорусской поэзии"
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Г 1" ^ 'а 0/1
.. На правах рукописи
ЛЯШУК Виктория Марленовна'
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БЕЛОРУССКОЙ ПОЭЗИИ
Специальность: 10.02.02 — белорусский язык
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Минск — 1993
V-
1 I
Работа выполнена на кафедре современного белорусского язкка Белорусского государственного университета
доктор филологических наук, профессор Л.М.Шакун
доктор филологических наук", профессор А.Е.Михневич
кавдвдат филологических наук, доцент В.П.Красней
Институт языкознания им. Я.Коласа АН Беларуси
Защита состоится " рС'^С^Л^С 1993 г. - -7-
в _ часов на заседании специализированного совета
Д 056.03.06 при Белорусском государственном университете.
Адрес: 220030, г. Минск, ул. К.Маркса, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета.
Автореферат разослан " ^-^/^-^1993 г.
Научный руководитель Официальные оппонет'ты
Ведущая организация
УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ
специализированного, совета Д 056.03.06
доктор филологических наук, профессор , ( П.П.Шуба
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ .
Актуальность исследования. Своеобразие лексической системы языка, отличающейся многочисленностью элементов и разнообразием их значений, сложностью взаимовлияний, подвижностью и вариативностью функционирования, определенным образом преломляется в поэзии — сфере взаимодействия общеязыкового и индивидуального, номинативно-информативного и образно-эстетического. Основой словаря поэзии является общеупотребительная /традиционная/ лексика, и весьма важным представляется изучить закономерности использования этой категории лексики в качестве стилеобрззушего средства. Особый интерес вызывает вопрос о роли в создании художественных образов наиболее частотных слов, которые & литературном*языке выступают "привычной единицей стандарта" /М.Риффатер/. Не имея ореола новизны, такие слова обеспечивают преемственность в процессе развития языковой системы. Анализ их функционирования в текстах разных хронологических срезов дает возможность проследить те сдвиги, которые происходят в использовании слова как средства художественной изобразительности, так как на фоне этой традиционной лексики осваиваются поэзией разнообразные лексические инновации. Актуальность работы и заключается в осмыслении значения поэзии для сохранения языковых и культурно-эстетических традиций, формирования у читателей соответствующей ментальности.
Диссертация выполнялась в рамк^.. исследования одной из наиболее актуальных проблем белорусского языкознания "Функциональное развитие белорусского литературного языка и усовершенствование его структуры", которая разрабатывается кафедрой
современного белорусского языка Белорусского государственного университета:
Цели и задачи исследования. Основная цель его — показать те сдвиги, которые происходили в лексике белорусской поэзии начиная с середина XIX в., и определить их влияние на развитие лексической системы белорусского языка.
В исследовании ставились и решались следующие задачи:
— охарактеризовать лексико-семантическую систему белорусской дооктябрьской поэзии как исходную О'аэу для анализа дальнейшего развития лексических средств;
— проанализировать закономерности эстетического освоения элементов выделенных эмпирическим путем лексико-семанти-ческих групп;
— раскрыть путем примерного частотного анализа лексики в текстах разных временных срезов динамику функционирования традиционного лексического пласта;
— выделить группу наиболее частотных лексем и проследить на конкретном материале особенности и закономерности реализации их эстетических потенций;
— показать наиболее существенные изменения в системе традиционных лексических средств послеоктябрьской белорусской поэзии;
— выявить особенности взаимодействия инноваций с традиционной лексической образной системой белорусской поэзии;
— определить тенденции инновационных процессов в контексте общих закономерностей развития лексических средств белорусского языка.
_ Материалыiи источникиисследования. В качестве источников фактического материала взяты поэтические тексты ХС'О белорусских авторов, изданные- за период с середины XIX в. до 1992 г., общим объемом в 25 тыс. условных страниц. Фактическим материалом послужили слова и словосочетанияt которые по
своей лексико-семантической и стилистической отмеченноети'вы-
•
полняга? в поэтических текстах стилеобразующую и/или образную функцию. Анализ ограничивался преимущественно классом существительных с учетом их парадигматических и синтагматических связей. Значение слов и их стилистический статус определялись на основании данных белорусских нормативных словарей: "Тлума- • чальнага слоушка беларускай мовы" в 5-ти томах /1977--1984/, "Слоун1ка беларускай мовы" /1987/, а также "Этымалаг1чнага слоутка беларускай мовы" /тт. I—7, 1976—1991/, переводных и диалектных словарей, "Словаря белорусского наречия" И.Носо-вича. ' .
Методика исследования. Поскольку одной из главных его задач является определение закономерностей и тенденций в развитии лексических средств национальной поэзии, особенностей их образного употребления, то анализ фактического материала проводился преимущественно комплексным методом, основанном'-на широком филологическом подходе к изучаемым явлениям.. При этом учитывались онтологический и.реляционный аспекты семантики слов, роль прагматического и стилистического факторов в их образно-эстетическом употреблении. Путем семантического и контекстуального анализа определялись семантический объем лексических инноваций и изменения в семантике узуальных слов. Наличие в лексикс социально-оценочного компонента, в.оздейст-
5 .
вие на поэтическую речь внеязыковых факторов, связанных с общественно-политической ситуацией и особенностями социально-культурного развития народа, потребовали использования приемов социально-лингвистического анализа. На определенных этапах исследования использовались также приемы описательногогэмпирического, примерного частотного анализа лексики.
Научная новизна исследования. Хотя в белорусском языкознании имеется богатый опыт исследования лексических средств /работы М.Абабурко, В.Аниченко, Л.Антонюк, А.Баханькова,
A.Булыко, И.Германовича, А.Журавского, А.Кавруса, И.Крамко,
B.Краснея, А.Михневича, Алшркевича, П.Стецко, М.Тикоцкого, Л.Шакуна и др./, лексика поэтических произведений во всем разнообразии и взаимообусловленности ее элементов, закономерностях художественного функционирования и обновления надлежащим образом не рассматривалась, несмотря на то, что это является Исключительно важной научной проблемой, поскольку белорусский литературный язык берет начало именно с поэзии, с освоения
ее традиционных лексических средств. Парадоксально, но традиционная лексика сегодня оказывается наименее исследованной именно по причине своих внутренних качеств: частотности, общеизвестности и т.д. В диссертации делается попытка осмыслить этот пласт лексики с точки зрения его образно-стилистических актуализаций, воплощения в нем языковой ментальности народа, значения в сохранении и продолжении национальных социально-культурных традиций. Анализируются сдвиги в образном употреблении лексики под воздействием внутриязыковых и внеязыковых, в частности,, социальных факторов, связанных с изменениями в
быте, экологии, интеллектуальной жизни общества.
Закономерности и пути обновления поэтического лексикона изучаются в соотнесенности с процессом и -закономерностями функционирования традиционного пласта. В связи с этим анализируются такие тенденции, как освоение поэзией диалектизмов, авторское словотворчество использование слов из общественно-политической, профессиональной, терминологической лексики, оживление архаизмов, увеличение числа заимствований.
На защиту выносятся следующие положения:
— развитие лексических средств белорусской поэзии определяется воздействием национальных образно-эстетических традиций и обшеязыковых закономерностей формирования и функционирования литературной лексики*
— в поэзии средствами традиционной лексики создается национальная модель мира, в которой находит отражение как окружающая природа, так и особенности быта, мировоззрения, культуры народа;
— наблюдается изменение в тематической маркированности лексики от преимущественно сельской в XIX в. до интеллектуальной в настоящее время за счет расширения городской, философской, научной тематики. Однако сельская "привязанность" остается одной из существенных особенностей национальной поэзии;
— традиционный пласт лексики предстает наиболее важным для сохранения самобытности и национального своеобразия белорусской поэзии;
— наибольшие образно-стилистические потенции традицион-
ной эстетики сконцентрированы в самых частотных общеупотребительных лексемах, которые выполняют в поэтической речи синкретическую функцию слов-образов. Узуальное значение таких слов дополняется коннотативными концептуальными семами, но существенно не меняется;
— в белорусской современной поэзии активизируются ранее официально-ограничиваемые процессы пополнения лексики из собственфх языковых источников: диалектов, фольклора, за счет обновления "забытых" слов. По национальным языковым моделям на базе собственных средств создается большая часть окказионализмов. Поэтов возникают сложности в разграничении всех этих языковых-образований;
— количественно и качественно развивают лексическую систему поэзии интерлексы, общенаучные термины, западноевропейские "бытовизмы". На определенных исторических этапах в нее вливались так называемые "советизмы". Все это — результат изменений в социально-культурной жизни, причастности поэзии к.злободневным общественным проблемам;
— при адаптации в поэтических текстах инноваций их образные потенции раскрываются на фоне традиционной образно-стилистической системы, однако придание инновациям, особенно заимствованиям, функций основного стилеобразуюшего сред- • ства приводит не только к потере самобытности, но и к разрушению поэтической эстетики;
— закономерности развития лексики поэзии проявляются в постоянном расширении образных возможностей традиционных лексем и пополнении, поэтическом освоении потенциально образной лексики самых разнообразных жизненных сфер, что способствует
расширению изобразительных возможностей .языка и повышению его культуры.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов для решения теоретических проблем лексикологии, уточнения модели лексико-семанти-ческой системы современного белорусского языка, характеристики его художественных функций, а также освещения вопросов культуры речи, определения особенностей реализаций в поэтической речи таких языковых свойств, как богатство, чистота,
#
выразительность.
Опробапия работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры современного белорусского языка Белорусского государственного университета. Отдельные ее разделы, концептуальные разработки, теоретические обобщения нашли отражение в публикациях 'автора и его докладах на разных научных 'конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка источников фактического материала.
содержание работы.
• -Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новизна, определяются цели и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В главе I "Общеупотребительная дсксика как средство художественного изображения в белорусской дооктябрьской поэзии" раскрывается специфика функционирования языка в стиле поэ-
зии — особой формы речи, где качественный и количественный состав языковых элементов определяется эстетической функцией и зависит от рифмо-ритмкческой организации стиха. Существенную роль отыгрывает общеупотребительный пласт лексики, закрепление которого.в поэзии практически означает органическую связь литературного языка с народной речью. Этот пласт, являясь важнейшим истачшом изобразительных средств, в первую очередь обеспечивает традиции литературно-языкового развития, поэтоц/ может рассматриваться как традиционный на фоне других лексических совокупностей.
В текстах дореволюционной поэзии в классе имен существительных выделяются лексико-семантические группы, которые обозначают:
— окружающую природную среду;
—. культурные ландшафты;
— природные явления;
— астрономические объекты;
— временные и пространственные отношения;
— человека /по разным его признакам/;
— реальные и нематериальные части человеческого организма;
— его духовные потребности и мировосприятие;
— реалии и понятия умственной и творческой деятельности;
— социально-философские понятия;
— явления государственного устройства и связанные с ним Италии;
— рег.лии крестьянского быта.
Поэтическая речь характеризуется относительно свободной активизацией и сополокением компонентов разных групп,'которые отражают главным образом сельскую жизнь.
ЛСГ 'окружающая природная среда' — одна из самых многочисленных. Она отражает географические особенности территории, на которой сформировался и живет белорусский этнос /лес, рау-
шна, лагчына, гай, пясок, гл1на и т.п./.. Лексемы этой груп-*
пы на базе своего прямого значения чаше всего выполняют инфор-^ мационную функции, образуют фон, на котором большую семантическую нагрузку получают элементы ЛСгрупп эмоционально-чувственного состояния, природных явлений и др. Дифференциальной семой «активное преобразование природной среды* отличается ЛСГ, культурных ландшафтов: поле, тва, рал ля, сад и др. Реальная связь денотатов таких слов с понятием национального своеобразия позволяет использовать их в качестве символов Родины, ее исторического прошлого, национального богатства, национальной идеи.
Высокой ступенью символичности характеризуются ЛС группы природных явлений /вецер, вЬсар, гром, разводдзе, паводка и др./ и астрономических объектов /сониа, зоры, месяц, неба и др./. Разрушительная и потенциальная сила стихийных явлений становится базой для формирования у соответствующих лексем таких концептуальных смыслов, как 'могущество*, 'сила народного гнева', 'предчувствие долговданных социальных перемен»: Грымш ж ты, бура, ды грымш дужэй! /Колас/. Лексема сониа, обозначая в поэтических текстах небесное сЬетило, источник света и тепла, символизирует возрождение жизни в природе, социальные изменения в обществе, свободу, стремление
. народа к знаниям, независимости:
Доля I радаснь асвежаць вам грудз!!
Сонма устае!
/Чарньшв1ч/.
Такое обобщенно-символическое употребление борет начало в фольклоре, однако поэтическое мышления р^тНило.углубило признаки символизации, придало лексем^ йчлбсофско-аналитичес-кий образный аспект, способствовало закреплению в ее семантике переносного значения 'о чем-нибудь, что является источником жизни, счастья кого-нибудь, чего-нибудь.' /ГСБМ 5, ; с. 233/.
Лексика крестьянского быта воссоздает предметно-вещественную среду поэтического пространства. Он^ отражает ближайшее окружение лирических героев и характеризуется разветвленной лексико-семантической структурой со следующими подгруппами: наименования крестьянских поселений и их элрмритоп /нЦс-ка, еяло, хата, шынок, мог!лк! и.др./; дом, его части /сет. страха, печ, бэлька и др./; хозяйственные постройки /св¡ран. загон, ток, хлеу "и др./; предметы быта й орудия труда /саха, каса, каганец, калыска и др./; сельскохозяйственные культуры и растения /ячмень, бульба, авёс, гарох, я блик! и др./; продукты питания и блюда /хлеб, мяк¡на, квас, сала, арзх1 и др./; одеада и обувь /анучы. лапц}, кащуля. кажух/ и др. Эта лек. сика :йе только передает национальный колорит, но и подчеркивает детали 'бь!та:
,$ецер доску знёс са шчыта, Сенцы бачацца панура;
Цэбар, мешалка, карыта;
ГЦшчаць св|нш , лазяць куры /3-ко/.
Как определённая оппозиция бытовому локусу в поэзии присутствуют реалии, связанные с особенностью и уровнем развития государственного строя. Они противопоставляются патриархальной жизни крестьянства, поэтому и обозначающие их лексемы в поэтический контекст ■вводятся методом контраста. В первую очередь это касается лексем — наименований институтов с карательными и принудительными .функциями: турма, халодная, суд и др; названий служебных лиц: соцк!, суддзя, асэсар и т.д. Особой образной реализацией выделяются конкретные суше-ствительные — названия предметов наказания и принуждения: нагайка, кнут, кайданы. Чаше всего в поэзии они'символизируют неволю — не только физическую, но и духовную. Основой такой символизации является широкое использование приведенных лексем с аналогичной функцией в народной поэзии, функционирование их в этом же значении в составе фразем.
ЛСГ социально-философских понятий включает широкоупотребительные лексемы жыццё/жыцце,' гора, няволя, доля, мук!, прау-да. Относительно редки- лексемы свабода, роунасць, навука. В поэтической речи они приобретают наращения смысла 'понятия, необходимые для развития белорусской нации и культуры', 'натуральная потребность человека' и др., свидетельствуя об определенной новации — развитии лексики в направлении философского абстрагирования.
ЛСГ реалий и понятий умственной и'Творческой деятельности представлена лексемами с высокой функционально-образной потенцией: пссня, думка, дума,, мова, казка и др. Особое место
занимает лексема мова, уготребляемая преимущественно в прямом значении. Её активизация отражает борьбу меящу позитивными и реакционными силами относительно судьбы белорусов как отдельной нации, определяющим признаком которой является язык /мова/:
Ты мой брат, каго -зваць беларусам, Роднай мовы сваёй не цурайся
/Гарун/.
ЛСГ 'человек /по разным его признакам/', как и группа бытовой лексики, довольно разнообразна. Наблюдается дифференциация на подгруппы по а/ степени родства, б' / социально-личностным критериям, в/ деятельности и занятиям и т.д. Дополнительную сему одинаковой национальной и/или социальной принад- . лежности приобретают лексемы брат, браток, братка, братцы, функционируя как обращение и обозначая при этом общность людей.
ЛСГ 'реальные и нематериальные части человеческого организма' представлена словами сэрча, душа, дух, кроу, пот, слёзы, рук!, сп!на и др. В символическом значении духовного закабаления функционируют лексемы сэрца, душа. Такое употребление коррелирует с общеизвестными-вариантами фразеологизма "сэрца/душа бал1ць/ные/млее". Лексемы душа, дух, сэрца, с}ла обращают читателей к сфере абстрактно-отвлеченной. В тексте они обычно "поддерживаются", дополняются^более конкретными наименованиями: рук1, ног!, груда 1, плечи и др.
ЛСГ эмоционально-чувственного состояния человека /пачуццё, жаль, смутак, голод, нуда, злоснь, нянав1сць, радасць и др./ характеризуется значительной долей абстрактности. Названные лексемы имеют меныцую частотность, чем лексемы предыдущей группы, которым при выборе лексики для отражения чувств отда-
ется приоритет. Наиболее выразительную образность элементы этих двух групп ¡¡риобретают при взаимодействии.
Лексика мировосприятия формирует духовный элемент поэтической микросреды. Эта группа включает в себя наименования религиозных и народных верований, обрядов, праздников, поверий, а также образы славянской мифологии и фольклора: Бог, малгтва, абедня, Хрыдчэнне, хоэсьб]_ны; каляды. купалле, да-жынк| , з ару чины; лясун, вадзящк, русалка и др. В поэтическом тексте эта лексика обычно сохраняет функции, характерные ей в разговорном стиле и в языке фольклора. Высокой частотностью в прямом значении, а такие в функции эмоционального междометия отличается лексема Бог.
В выводах к I главе отмечено^ что анализ текстов белорусской дооктябрьской поэзии выявил их отчетливо выраженную "крестьянскую" тематическую и лексико-семантическую привязанность. В формально-содержательном плане в составе лексики поэзии преобладает разговорно-бытовая и традиционная образно-фольклорная лексика. В системе языковых средств поэзии книжный пласт занимает более скромное место, что объясняется и особенностью тематики, и недостаточной развитостью соответственного функционального стиля. Тем не менее ЛСгруппы отличаются не только количественными показателями, но и разнооб-. разием смысловых реализаций в результате окказиональных, образных, обобщенно-символических употреблений.
Во Л главе "Сдвиги в использовании лексических средств белорусской поэзии в послереволюционное время" отмечаются •экстрплингвистические факторы общественно-политического характера, влиявший на литературно-языковой процесс и октивизиро-
вавшие жанрово-стилистиче.кие и тематические искания авторов в стремлении писать "по-новому", совершенствовать выразительные средства поэзии, сознательно расширять лексикон литературного языка.
В разделе "Количественная характеристика слов общеупотребительной /традиционной/ лексики-в послеоктябрьской белорус- .' ской поэзии" отражены»результаты подсч'ета частотности лексики поэзии на разных временных срезах /в промежутке 10—21) лет/. Подсчеты показали, что высокою частотность имеют слова, отражающие наиболее важные для поэтического осмысления понятия и г реалии. Частота их употребления в разное время может быть неодинаковой, но в целом набор таких лексем сохраняется. О динамике лексико-семантической системы свидетельствует тот факт, что только .8 слов вошли в самую частотную группу по всем исследуемым временным срезам: сэрца /средний ранг 3,2/, зямля
♦
/3,7/, сониа /5,3/, песня /7,7/. неба-/10,5/. дзень /II/, поле /14,7/, сон /26/.' •
Динамика периферийной части частотных- лексем была прослежена при сопоставлении реестровой лексики "Беларуска-рус-кага с'лоушка" /под ред. К.Крапивы/ издания 19с2 и 1988—ГО гг. Правомерность таких подсчетов объясняется тем, что при составлении словарей широко использовались тексты художественной литературы, в том числе и поэзии, поскольку эта языковая сфера была и до сих пор остается наиболее развитой.
В разделе "Сяова-образы кяк изобразительное средство белорусской поэзии" на примере двух лексем /песня и зямля/, относящихся к выделенному нами частотному ядру, прослеживаются
механизмы и особенности образного наполнения общеупотребительных слов, изменения в их семантическом объеме и коннотации на протяжении XIX—XX' вв.
Изменения в лексическом составе и употреблении традиционной лексики в послеоктябрьский период рассматриваются в главе "Инновационные процессы в системе традиционных лексических средств". Отмечено, что в лексиконе поэзии продолжают функционировать те же группы, которые выделялись в дооктябрьской поэзии, однако изменяются состав их элементов, поэтическая значимость отдельных слов и целых групп, их коннотатив-ность и образно-стилистическое функционирование. При этом значения общеупотребительных слов существенно не изцвняются. Новые смыслы возникают как результат необычной лексической сочетаемости, установления ассоциативных или сшантико>-сИнтаксичес-ких связей между не соотносимыми в предметно-логическом плане' лексемами, которые в поэтическом употреблении часто приобретает символическую функцию.
В составе природоописательной лексики увеличилось количество лексем-с отрицательной оценочной и экспрессивной коннотацией /в текстах, где'отражаются экологические' проблемы/.
ЛСГ, обозначающая быт крестьян, в результате социально-экономических преобразований заметно .снижается в семантическом и функциональном отношении с бытовой лексикой города как бы в одну группу. Вместе с тем лексика быта крестьян остается' важным стилеобразующим элементом при "антибытостисании" — описании опустевшего крестьянского жилья — и традиционных форм жизни. С углублением в поэтических текстах психологизма и аналитизма лексика крестьянского быта и соответсг вуюшая ей
разговорно-бытовая сфера : заимодействуют с книжными лексико-стилистическими элементами.
Устойчивым процессом является возвращение в поэзию многих так называемых "устаревших" слов: ягамосиь, паходня, парсуна, паспольства и др.
В разделе "Народно-разговорные истоки и индивидуальное словотворчество" отмечается, что в белорусской поэзии никогда не прекращался процесс пополнения лексики за счет диалектизмов, часть которых после активного функционирования в языке художественной литературы закреплялась с литературном языке. Вместе с диалектизмами в язык поэзии проникала и местная профессиональная /ремесленная/ лексика. Этот процесс особенно ярко проявился в 20- -30-е гг. и имел важное значение для определения принципов отбора языкового материала и выработки литературных норм. В поэтическом языке диалектизмы употреблялись главным образом не в стилистической, а номинативной функции, однако на фоне традиционных лексем выделялись нестандартностью.
Многие слова, которые зафиксированы в 5-томном "Тлума-чальным слоун1ку беларускай ковы" с пометой абл;, в поэтических текстах употребляются довольно часто: азярод, аблонь/ бдонь, аг.эео /асв!п. адлега. грунь. гуома. жытло и др. Они встречаются даже в текстах тех лет, копна особенно активно велась борьба с "провинциализмами" /диалектизмами/. Использование диалектизмов в художественной литературе воспринималось и воспринимается неоднозначно, хотя и рассматривается как реальность литературно-языкового развития.
Традицию обогащать национальный литературный язык за счет индивидуального словотворчества в белорусской литературе
начал на заре XX в. Я.Купала. В 20-е гг. стремление говорить "по-новому" вылилось в создание цветистых самоценных образов-тропов /сонцаквет, сонцадоль, веснаплынь, веснавейны, в]_хоа_-бурна, песнязвонна, бурл1вщь, веснаве1 ць и др./.
В дальнейшем этот процесс-был заторможен и развитие лексики пошло преимущественно книжным путем,.через заимствование из русского языка, равнение на его лексико-семантические нормы и стилистику. Об активизации окказионализмов можно говорить начиная с 6о-х годов. Современные поэтические тексты богаты индивидуальными новообразованиями, которые формируют- ■ ся по словообразовательным моделям литературного языка и поэтов отличаются своеобразным национальным колоритом: хмара-сей, смелавочча, дружнаручча /Р.Барадулин/; утаймо.ушчык, на-цюрморды /А.Зво1шк/;цудаздабытчык /А.Кулешсв/, зарав!нка /О.Лойко/ и др.
В разделе "Использование лексических средств из других источников" рассматриваются более подробно пути освоения иноязычных слов. Подчеркивается, что выработанные в поэзии традиции использования лексических средств образуют тот национально-отличительный контекст, который формирует и определяет образные потенции слов, заимствованных из других языков, и тех образований собственного языка, которые до этого привлекались в меньшей мере. Использование самых разнообразных • источников языкового материала пополняет лексикон поэзии общественно-политической лексикой, неологизмами, отражающими новые реалии жизни, аббревиатурами, газетными штампами. В * последние годы круг источников и принципы отбора заметно переосмысливаются, чтобы приблизится на новом уровне культур-
ного развития к национальчым источникам.
В завершение сформулированы основные выводы диссертации.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Агульнаукывальная лекс1ка природы у дакастрычткай л!рыцы Якуба Коласа // Якуб Колас: Праблемы сярэдняй 1 вышэй-шай школы: Мат. Рэсп.,научн.-метод. канф. — Мн., 1992. —
С. 54—62.
2. АгульнаужывальНа^ лекс1ка у беларускай дакастрычн1 цкай паэзП // Творчая 1 метадычная спадчына Якуба Коласа: Тэз. дакл. 1 паведамленняу Рэсп. научн.тметад.канф. — Мн., 1992.•— С. 35—36.
3. пекаторыя працэсы у разв1цщ моуна-выяуленчых сродкау сучаснай беларускай л1таратуры // Вест к ВДУ. Сер. 4 — 1987. -- № 4, — С. 65—67.
4. Пра некаторыя лексша-тэматычиыя асабл^васщ паэзП Якуба Коласа // Каласав1ны: Тэз. дакл. 1 паведамленняу науч.
• канф. — Мн., 1907. — С. 45—471
5. Словы са эначэннем ,радз!ма» у беларускай паэзН XIX—XX. стст. И Весн1к ВДУ. Сер. 4. — 1992. — » 2. — С. 35—38.