автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Развитие нигерийского романа, 70-90-е гг. ХХ века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Коптелова, Анна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Диссертация по филологии на тему 'Развитие нигерийского романа, 70-90-е гг. ХХ века'

Текст диссертации на тему "Развитие нигерийского романа, 70-90-е гг. ХХ века"

Российская Академия наук Институт мировой литературы им. А.М.Горького

КОПТЕЛОВА Анна Владимировна

Развитие нигерийского романа /70-90-е гг. XX века/

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

филологических наук

специальность 10.01.06 - Литературы народов Азии и Африки

Научный руководитель доктор филологических наук профессор И.Д.Никифорова

Москва 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение с.З

Глава 1. Ранний этап развития нигерийского романа с.19 Глава 2. Тенденции развития нигерийского романа 70-х годов с.58

Глава 3. Новый этап развития нигерийского романа: 8 090-е годы с.104 Заключение с.151 Библиография с.157

ВВЕДЕНИЕ

Эта диссертация является первым в отечественном и зарубежном литературоведении исследованием, в котором история романа Нигерии рассматривается с его становления (4 0-50-е гг. XX века) до наших дней, с преимущественным вниманием к тенденциям 70-90-х годов, когда нигерийский роман достигает зрелости как в содержательном, так и в художественном аспектах.

Научный интерес изучения эволюции романа Нигерии, крупнейшей из стран Тропической Африки, определяется, в частности тем, что нигерийская литература, по крайней мере, до 80-х годов занимала лидирующее положения среди африканских литератур, создаваемых на английском языке, и имена ее крупных писателей, таких как Ч.Ачебе или В.Шойинка - первый лауреат Нобелевской премии (1986) по литературе из стран Тропической Африки, - знает каждый образованный африканец. Но еще существеннее то обстоятельство, что многие творческие принципы, разработанные в нигерийской литературе, а также ее проблемно-тематические установки были восприняты писателями других англоязычных стран Тропической Африки и способствовали формированию литературной традиции также и в этих странах. Лишь в последние полтора десятилетия на ведущие позиции в англоязычном регионе выдвигаются литературы Восточной Африки -в первую очередь литература Кении, а затем и Зимбабве, что связано с более благоприятной в настоящее время социокультурной ситуацией в этих странах, чем в Нигерии, где уже длительное время господствует тоталитарный режим.

Таким образом, углубленное исследование развития нигерийского романа помогает лучше осмыслить особенности современного литературного процесса всего англоязычного региона Тропической Африки.

Целью диссертации является, во-первых, воссоздание общей картины идейной и эстетической эволюции нигерийского романа от его истоков до наших дней и, во-вторых, обстоятельное исследование новейших тенденций его развития (70-90-е гг. XX в.), которые по существу еще не были предметом специального рассмотрения.

Комплексный подход к развитию романа Нигерии дал возможность поставить ряд конкретных задач работы: это, во-первых, выявить на основе изучения идейно-тематической эволюции нигерийской романистики. роль творчества англоязычных нигерийских писателей в социальной жизни страны и в частности в развитии общественного сознания; во-вторых, рассмотреть особенности формирования и развития ведущих эстетических принципов нигерийской прозы, ярче всего высвечиваемых именно в истории романа как жанра масштабного и многопланового, открывающего простор творческому поиску; в-третьих, определить своеобразие нигерийской литературы в ряду других англоязычных литератур Тропической Африки.

Методологической базой диссертации являются теоретические разработки отечественной литературоведческой науки и накопленный ею опыт системного и сравнительного исследования современных африканских и восточных литератур. Исходными методологическими установками для исследователя литератур

Африки следует считать положение о единстве мировой культуры, проявляющемся в повторяемости основных этапов историко-культурного и литературного развития у народов с разными культурными и художественными традициями, и положение о связи литературного процесса с историческим, с эволюцией социальных отношений и общественного сознания. Последнее положение особенно важно для исследования современных африканских литератур, создаваемых в условиях активно модернизирующегося общества.

Практическая значимость работы определяется прежде всего тем, что диссертация восполняет заметный пробел в существующих представлениях о новейшем этапе развития англоязычных литератур Тропической Африки, поэтому ее данные найдут применение как в теоретических исследованиях, посвященных эволюции романа в литературах Африки, так и в работах историко-литературного характера, при создании учебников и учебных пособий для высшей школы и справочных работ.

Основные положения диссертации нашли отражение в ряде публикаций и были изложены в докладах на представительных научных конференциях: на VI и VII Всероссийских конференциях африканистов (Институт Африки РАН, 1994 и 1997)/на конференциях ИМЛИ РАН «Литературы Азии и Африки в 90-е годы XX века. Основные тенденции и явления» (1995), «Литературы Азии и Африки. Современный этап развития» (1997); на выездной сессии Научного совета РАН по проблемам Африки в Санкт-Петербургском университете (Ольдероггиевские чтения, 1998) и др.

Эволюция нигерийского романа рассматривается в диссертации в контексте крупных исторических сдвигов XX века на африканском континенте, страны которого вступают в 60-е годы в эру самостоятельного развития и разносторонней модернизации, причем развитие и модернизация в странах Африки оказались осложненными многими ошибками африканских правительств, а также неподготовленностью к коренным жизненным переменам значительной части населения этих стран. В самой Нигерии к экономическим трудностям добавились трагические испытания гражданской войны 1967-70 гг., представлявшей собой широкомасштабный и исключительный по напряженности и жестокости межэтнический конфликт, поставивший Нигерию на грань государственного распада. В числе других политико-экономических факторов, оказавших непосредственное воздействие на современную нигерийскую ситуацию и в частности на культуру следует отметить также кратковременный нефтяной бум 70-х годов, закончившийся в начале 80-х падением цен на нефть на мировом рынке, что усилило общественную стагнацию в Нигерии. В специфических условиях сегодняшней Нигерии, имеющих, впрочем, много общего с социально-политическими условиями других африканских стран, ее англоязычная литература и в первую очередь роман (литературный жанр, позволяющий наиболее полно отобразить противоречивую социальную реальность Африки наших дней) выступает как фактор социокультурной интеграции полиэтнического населения страны (где проживает не менее двухсот этнических групп), тогда как литературы на отдельных местных языках (йоруба, ибо и т.д.) ив том числе наиболее развитая из них литература на языке хауса, существующая на мусульманском севере Нигерии (до XX столетия -

на базе арабской графики, ныне на латинице) и насчитывающая не менее двухсот ле развития, имеют более узкую сферу распространения.

Иными словами, литература на английском языке (языке бывшей метрополии, претерпевающем в Африке определенные изменения под воздействием местного языкового субстрата) , выполняет функции общенигерийской. Это подчеркивают крупнейшие писатели Нигерии, представители разных этнических групп - например Чинуа Ачебе, особо выделевший роль тех литераторов, «которые пишут для всей нации, и чья аудитория шире, чем племя или кдан. Эти писатели, - заявил Ачебе, - пишут на английском языке». Нигерийская действительность подтвердила справедливость этого высказывания, относящегося к началу 60-х годов: англоязычная литература Нигерии, и прежде всего роман активно пропагандирует необходимость единства страны, объективно препятствуя укреплению сепаратистских тенденций, что стало особенно заметно после событий гражданской войны 1967-1970 гг.

Характерно, что подавляющее большинство крупных англоязычных писателей Нигерии, в частности писатели, принадлежащие к народу ибо, населяющему Восточный штат, где во время гражданской войны образовалась и просуществовала несколько лет республика Биафра (Ч.Ачебе, С.Эквенси, Дж.Мунони и др.), не поддержали раскол страны по этническому признаку, в их творчестве осужден кошмар братоубийственной бойни.

Англоязычная литература Нигерии уже с конца 50-х - начала

ч

60-х гг. и особенно после провозглашения независимости страны (1960) привлекает внимание западных исследователей, пытавшихся

не только изучать ее формирование, но и непосредственно на него воздействовать: двое их этих исследователей - Янхейнц Ян и Уилли Бейер (ФРГ) основали в 1957 г. при Ибаданском университете (в котором учились многие видные писатели Нигерии) литературный журнал «Черный Орфей», стимулировавший развитие англоязычной поэзии.

Нигерийская романистика, чье интенсивное развитие началось в 60-е годы, попадает в поле зрения западных литературоведов с середины 60-х годов: так, в книге Джудит Глисон «Вот она Африка. Романы западноафриканских авторов на английском и французском языке» (Gleason J. This Africa. Novels by West Africans in English and French. Evanston, 1965), дается характеристика творческой манеры Сиприана Эквенси; с конца 60-х годов выходят книги Г.Д.Киллэма о Чинуа Ачебе - «Романы Чинуа Ачебе» (Kiliara. G.D. Novels of Chinua Achebe. New York,1969) и «Творчество Чинуа Ачебе» (Killam G.D. The Writings of Chinua Achebe. L.1977). К числу наиболее значительных работ западных ученых, посвященных нигерийскому, и в целом англоязычному роману Тропической Африки, относятся книги Маргарет Лоуренс «Барабаны и пушки. Нигерийские драматурги и романисты, 19521966» (Lawrence М. Long Drums and Cannons. L.,1968), Юстаса Палмера «Введение в историю африканского романа» (Palmer Е. An introduction to the African Novel, L.,1972) и Чарльза Ларсона «Возникновение африканской литературы» (Larson Ch. The emergence of African fiction. Bloomington,1972), куда включена большая глава о нигерийском ярмарочном (простонародном) романе.

Количество западных критических работ о литературе и в частности о романе Нигерии уменьшается в 80-90-е годы, когда внимание исследователей привлекает в первую очередь бурно развивающийся англоязычный роман восточноафриканских стран и в первую очередь Кении; зато в эти годы значительно увеличивается число работ о нигерийском романе, принадлежащих африканским и прежде всего нигерийским исследователям.

Говоря о работах западных авторов, касающихся творчества нигерийских романистов, можно отметить такую характерную особенность, как практически почти полное отсутствие работ, посвященных развитию романа: исследователи либо занимаются собственно одним крупным писателем - чаще всего это Ачебе, Эквенси, В.Шойинка - либо пишут об англоязычной романистике Тропической Африки в целом, что не дает возможности выявить особенности развития и своеобразие отдельных африканских литератур и в конечном счете мешает посижению их региональной специфики.

И напротив, нигерийское литературоведение и критика неизменно обнаруживают интерес именно к эволюции романа в Нигерии, к особенностям литературного процесса страны, в чем убеждают, например, работы О.Тайво «Введение в историю западноафриканской литературы» (Taiwo О. An Introduction to West African Literature. L., 1967) и «Культура и нигерийский роман» (Culture and the Nigerian Novel. L.,1976); Э. Обиечины «Ярмарочная литература Оничи» ( Obiechina Е. Onitsha Market Literature. L., 1972) и «Культура, традиции и общество в западноафриканском романе» ( Culture, tradition and society in

West African Novel. Cambridge,1975) , А.Иреле «Африканский опыт в литературе и идеологии» (Irele A. The African Experience in Literature and Ideology. L.,1991). В этих исследованиях акцентируется связь нигерийского романа с культурными традициями и современной жизнью нигерийского общества и опровергается предположение некоторых западных исследователей о «неаутентичности» нигерийской литературы на английском языке в противоположность литературам на африканских языках.

Представление о характере расхождений между западными и африканскими исследователями в подходе к изучению современных африканских литератур и в частности африканского романа дает статья нигерийского литературоведа Э.С. Нвезеха в известном парижском научном журнале «Ревю де литтератюр компаре», полемизирующая с мнением известного бельгийского компаративиста Альбера Жерара, который в ряде своих работ принижает роль литературы на английском языке, отрицая ее общенациональный характер: А.Жерар считает Нигерию конгломератом не связанных между собой «национальных» литератур (т.е. литератур отдельных этнических групп страны, которые Э.С. Нвезех считает «провинциальными»). Африканский исследователь критикует также весьма распространенную на Западе тенденцию рассматривать англоязычные литературы Африки как единую африканскую литературу на английском языке; он считает решающим при определении границ на литературной карте Африки не языковой фактор, а особенности историко-социального развития африканских территорий. Позиции А.Жерара, который считает африканский роман заимствованной у Запада и неорганичной для африканцев формой, Э.С.Нвезех противопоставяет взгляды такого видного французского

компаративиста как Рене Этьембль, который утверждал, что роман является универсальной литературной формой, «правомерной» и для западных, и для восточных литератур: (Nwezeh Е.С. Littérature africaine et littérature comparée In: Revue de littérature comparée. 1985,№ 1).

Другой в своем роде типичной чертой критиков Нигерии как и стран Тропической Африки в целом представляется их интерес к роману прежде всего в аспекте его социального звучания, «ангажированности», широты охвата и глубины анализа насущных общественных проблем. Показательно в этом плане содержательное, богатое фактическим материалом исследование нигерийца Майа-Пиерса Адевале «Танцующая маска» (1992) (Maja-Pearce Adewale. А Mask Dancing. L., 1992),где анализируются особенности нигерийского романа 80-х годов на материале творчества Бена Окри, Ифеомы Окойе,Коле Омотосо и Фестуса Йайи, представителей младшего поколения нигерийских романистов, в чьем творчестве критик усматривает воздействие негативных социальных явлений 80-х гг.: экономического кризиса, связанного с окончанием «нефтяного бума» (способствовавшего подъему нигерийской экономики в 70-е гг.); свертывания демократических свобод; сползания страны к диктатуре. Майа-Пиерс, не довольствуясь анализом социальных воззрений исследуемых романистов, прямо упрекает их и в их лице всю нигерийскую интеллигенцию в несостоятельности за то, что она не разглядела симптомы кризиса, поставившего Нигерию после тридцати лет независимого развития на грань национальной катастрофы. Подобная направленность исследований африканских литературоведов и критиков свидетельствует о смешении задач литературы и

публицистики в освободившихся от колониальной зависимости африканских странах, чьи образованные слои ожидают от писателей прежде всего гражданского служения.

Первой значительной работой в отечественном

литературоведении, рассматривающей формирование жанра романа в Нигерии, является монография В.Н.Вавилова «Проза Нигерии» (1973), в которой прослеживаются главные тенденции становления нигерийского романа (50-60-е гг. XX в) . Оценивая творчество таких романистов, как Чинуа Ачебе, Оби Игбуна, Флора Нвапа, Элечи Амади, Джон Мунони, В.Н.Вавилов приходит к выводу, что уже в ранних произведениях эти писатели обращаются к общественной проблематике, и нигерийский роман в целом демонстрирует все более глубокое реалистическое освоение социальной жизни. «Нигерийская литература, роман в особенности, - пишет В.Н.Вавилов, - отражает всю сложность современного этапа развития нигерийского общества, его главные тенденции» /41, с.150/*. Вместе с тем В.Н.Вавилов отмечает в нигерийском романе на раннем этапе его развития «тенденцию натуралистической описательности» /41, с.92/, во многом обусловленную стремлением определенной .части нигерийских литераторов представить в истинном свете традиционное африканское общество, нередко получавшее совершенно ложную оценку у авторов «колониальных романов», причем установка на верность факту была заимствована нигерийской критикой у Э.Золя.

Особенности становления жанра романа в европоязычных литературах Тропической Африки (в том числе в литературе Нигерии), где роман появляется под воздействием зарубежного,

* Здесь и далее первая цифра в косых скобках обозначает номер источника в списке литературы, вторая - цитируемую страницу.

главным образом западного опыта в связи с радикальными изменениями в жизни и общественном сознании африканских народов, были рассмотрены в монографии И.Д.Никифоровой «Африканский роман. Генезис и проблемы типологии» (1977). В работе доказывается закономерность появления и быстрого развития в африканских литературах именно романа (с появления которого начинается собственно литературная �