автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Развитие общественно-политической мысли в трудах П. Н. Савицкого

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Синякин, Станислав Валериевич
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Уссурийск
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
Диссертация по политологии на тему 'Развитие общественно-политической мысли в трудах П. Н. Савицкого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Синякин, Станислав Валериевич

Введение.4

Глава I. Идейные истоки социально-политического учения П.Н. Савицкого. 17

§ 1. Формирование и развитие общественно-политических взглядов П.Н. Савицкого.

§ 2. Политическое учение П.Н. Савицкого в контексте истории политической мысли России и Запада.

2.1. Евразийство и русская общественно-политическая мысль ХУ1-Х1Х вв.

2.2. Творческое наследие П.Н. Савицкого в контексте политического учения славянофилов и западников.

2.3. Евразийство П.Н. Савицкого и русское почвенничество (Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев).

2.4. П.Н. Савицкий и западные геополитические школы.

Глава II. Концептуальные основы политического учения П.Н. Савицкого. 75

§ 1. Геополитическая теория П.Н. Савицкого.

1.1. Концепция «месторазвития».

1.2. Идея евразийско-русского континентального мира. ф 1.3. Теософия П.Н Савицкого.

§ 2. Политическая идеология П.Н. Савицкого.

2.1. Мировоззренческий синтетизм П.Н. Савицкого в контексте его политического учения.

2.2. Евразийская парадигма русской культуры.

2.3. П.Н. Савицкий о смысле русской революции. у

§ 3. Социально-политический проект П.Н. Савицкого.

3.1. Концепция «идеократического» государства.

3.2. Модель «подчиненной» экономики.

3.3. Идея соборности и доктрина «государства - правды».

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Синякин, Станислав Валериевич

Актуальность темы исследования.

Сегодня, когда в России идет формирование новых общественно-политических отношений, а также становление демократической государственности и вхождение ее в мировую цивилизацию, усиливается значение проблем самоопределения нашей страны. Крах коммунистической идеологии в конце XX века явился важнейшим событием для всего мира, и в решающей степени облик XXI столетия зависит от сегодняшнего выбора России. В этой связи очень важно, как Россия определит свою судьбу и повлияет на развитие истории человечества в XXI веке.

Для россиян с развалом СССР была утрачена многослойная система доминирования. Во-первых, развязан "внешний пояс" - союзники СССР (Куба, Афганистан, Ирак, Вьетнам и др.). Во-вторых, распался "средний пояс" - советский блок (главным образом Восточная Европа). В третьих, на грани окончательного распада "внутренний пояс" - республик бывшего СССР. Внезапная потеря столь обширного пространства - явление крайне редкое в новейшей истории. И сейчас, утратив большие территории, Российская Федерация должна найти идейную основу для национального самосознания и безопасности. Это крайне важно для сохранения единства государства. Но любая модель общественного развития сама по себе может оказаться бездейственной, если не будет опираться на культурные ценности и традиции. Необходим поиск новых моделей общественного развития современной России.

Поэтому вполне закономерным является обращение политологов к наследию различных направлений русской общественно-политической мысли, в том числе и к духовному наследию русского зарубежья. Один из крупнейших исследователей российской эмиграции П.Е. Ковалевский отмечал: "Русское рассеяние оно оказалось центром и движущей силой того явления, которое обычно называется русским зарубежьем, но которое следовало бы называть "Зарубежной Россией".1

Общественно-политическая мысль русской эмиграции была неоднородной по своему составу. Значительное место в ней занимало так называемое традиционное направление, относительно строго следующее по стопам дореволюционной российской историографии. Но среди либеральных и консервативных течений, своей оригинальностью и новизной выделялась евразийская школа, одним из главных идеологов и вдохновителей которой был П.Н. Савицкий. Ему принадлежат основные формулы и определения, ставшие руководящими принципами евразийской идеологии. Он же возглавлял движение в 20-х гг. XX в., являясь автором большинства программных документов. И хотя наряду с П.Н. Савицким в евразийском движении принимали участие равновеликие интеллектуалы, центральную роль играл именно он. Более того, среди всех остальных евразийцев П.Н. Савицкий специализировался на геополитике, а актуальность евразийства заключена прежде всего в его геополитическом компоненте - о чем свидетельствует его название.

Социально-политическое учение П.Н. Савицкого вызывает интерес политологов, так как в нем предлагается один из подходов к обоснованию политического единства народов евразийского пространства, входивших сначала в Российскую империю, затем - в СССР, поскольку сегодня они столкнулись с проблемой геополитического и цивилизационного самоопределения.

П.Н. Савицкий подчеркивал открытый характер своего учения, определяя его как "предчувствия и свершения". История показала, что он был прав, ибо, действительно, многие евразийские идеи во многом оказались созвучны нашему нынешнему бытию и от их объективного, критического восприятия в немалой степе

1 Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за пол-века( 1920-1970). - Париж, 1971. - С. 12. ни зависит настоящая и будущая судьба этой огромной страны, которую ГТ.Н. Савицкий именовал - "Евразия".

Распад СССР выявил тот факт, что этническая и лингвистическая близость славянских народов не стала препятствием для обособления Украины и России, также как и конфессиональная общность русских с грузинами не препятствует продолжению центробежных процессов. И, напротив, сближение России с некоторыми мусульманскими народами (абхазами, аджарцами и др.) позволяет говорить о присутствии иных факторов и мотивов сближения евразийских народов. А это дает право вспомнить об идее "Турана" П.Н. Савицкого и заставляет взглянуть под другим углом зрения на понятие и природу "великоросса", вобравшего в себя, по словам П.Н. Савицкого, не только славянский, но также угрофинский и тюркский элементы.

Актуальность выдвинутых П.Н. Савицким социально-экономических идей обусловлена также современными поисками оптимальной модели экономического развития России. Крайние экономические доктрины провалились в условиях российской действительности, и постепенно осознается тот очевидный факт, что экономическая модель должна соответствовать менталитету населения, исходить из опыта исторического прошлого. На наш взгляд, предложенная П.Н. Савицким концепция "хозяйнодержавия", утверждающая необходимость сочетания в российской экономике частного предпринимательства и сильной роли государства имеет право на перспективное толкование и развитие. В частности тезис П.Н. Савицкого о России как замкнутом самодостаточном пространстве, ее отчужденности от мирового океана вел к разработке автаркической социально-экономической концепции.

В условиях цивилизационной антиномии, проявляющейся в противоборстве с тенденцией унификации и обезличивания социокультурного многообразия мира евразийские теоретико-методологические принципы полицентризма, плюрализма дают возможность преодолеть вызовы глобализации, обеспечив устойчивость развития человечества. И поэтому изучение социально-политического учения П.Н.Савицкого является, на наш взгляд, актуальным не только потому, что России нужна новая идея для развития, но и потому, что сейчас необходимо определить какую роль наша страна должна играть в XXI веке.

Степень разработанности темы исследования. Во все времена российская общественно-политическая мысль стремилась разрешить проблему культурного и национального бытия России. В этом русле исследователями достаточно активно изучалась идея евразийства, рассматриваемая как один из вариантов развития России. Сразу после своего появления в начале 1920-х гг. евразийство стало объектом внимания со стороны различных критиков. Разбору публикаций о евразийстве была посвящена книга П.Н. Савицкого "В борьбе за евразийство".1

Неординарные поиски П.Н. Савицкого третьего пути России были неоднозначно приняты в среде русской эмиграции. С ним в активную полемику вступили такие видные ее представители как H.A. Бердяев, А. Кизеветтер, П. Струве.

Оценки евразийского учения (евразийства) носили неоднозначный характер. Например, Ф. Степун называл его "славянофильством эпохи футуризма", а А. Кизеветтер выступив против такого сравнения, критиковал сплошь пронизанное противоречиями учение П.Н. Савицкого, которое и "представляет собою слишком легкую, как бы воздушно-фантастическую постройку".3 Г. Федотов увидел самый тревожный, мистический симптом в забвении имени России "Россия становится географическим и этническим пространством, бессодержательным, как бы пустым, которое может быть заполнено любой государственной формой и поэтому попытки евразийства создать совершенно новую, вымышленную страну своих грез ведут, в конце концов, к кризису национального сознания".4 Активный интерес к евразийству проявил H.A. Бердяев, который выступил с целым рядом публи

1 Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство. - Прага, 1931. Степун Ф. Об общественно-политических путях. "Пути" // Современные записки. Т.29. - Париж. - 1926. - С. 445.

1 Кизеветтер А. Евразийство// Философские науки. - № 12. - М., 1991. - С. 15.

4 Федотов Г. Будет ли существовать Россия? // Вестник высшей школы. - № 7-9. - М., 1992. С. 98. каций на эту тему. Нужно отметить, что сами евразийцы внимательно относились к замечаниям H.A. Бердяева и ценили его "благожелательно-вдумчивый подход" при оценке их взглядов.1 Основанием критически-доброжелательного отношения между П.Н. Савицким и H.A. Бердяевым были точки соприкосновения при решении ряда вопросов, таких как оценка русской революции и мировой войны и связанными с ними последствиями: сближение России и Азии, обретение Россией статуса государства мирового значения.

Вместе с тем при всей видимой общности взглядов на исторические реалии H.A. Бердяев не принимал евразийское учение концептуально. Весьма характерны в этом плане его мысли, высказанные в письме к П.П. Сувчинскому: "Евразийство есть секта и обладает всеми особенностями сектантской психологии. Секта эта i претендует на широкое влияние и предполагает завоевать Россию. Настоящая русская идея есть идея вселенская. Это признавали великие русские люди. И поскольку евразийцы противятся этому духу вселенскости, то они противятся русской идее.".2 Но при этой негативной оценке H.A. Бердяев считал важным подчеркнуть: "Я признаю, что в новом, пореволюционном поколении вырабатывается новый тип религиозно-национальной интеллигенции, более реалистической, закаленной духовно и преодолевшей рефлектирующую раздвоенность. В этой выработке принимают участие и евразийцы".3

Неоднозначным было отношение к евразийству и другого видного представителя русской эмиграции - П.Б. Струве - учителя и наставника П.НСавицкого. Изучение и осмысление евразийских идей своего ученика эволюционировало у П.Б. Струве от "начал терпимости" до резкокритического. Основаниями для этого служили принципиальные точки соприкосновения их взглядов. Главным из них было восстановление могущественности российской государственности через возрождение национальной идеи. Однако П.Б. Струве, который по своему мировоз

1 Карсавин Л.П. Ответ на статью H.A. Бердяева об евразийцах // Путь. - 1926. - № 2. - С. 97.

2 Бердяев H.A. Письмо к Сувчинскому П.П. // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1.Ед. хр. 411. - Л. 171.

1 Бердяев H.A. Евразийцы // Путь. - 1925. - № 1. - С. 105. зрению был "западником", решительно отверг одну из главных исходных основ учения П.Н. Савицкого - утверждение культурно-исторического своеобразия Рос-v сии-Евразии с тезисом "исхода к Востоку": "Доктрина евразийцев сводится к утверждению культурно-расовых особенностей народов евразийского мира. В этом утверждении повторяется обычная ошибка всех таких схем. Известные черты рассматриваются не как меняющиеся, текучий результат исторической обстановки и событий, а как априорно данные, определяющие и предопределяющие условия этой обстановки событий".1

Тема евразийства была и остается предметом серьезного анализа в зарубежной исследовательской литературе. Здесь отметим статьи американского историка Н.В. Рязоновского,2 М.Бассина,3 работу В. Вестейна4 и монографию немецкого автора О. Бёсса "Учение евразийцев", которая содержит значительный материал об истории евразийства, его развитии, программе, об отношении евразийцев к марксизму и революции.5 Значительный интерес представляет t статья немецкого политолога JI. Люкса. Он считал, что евразийство не было случайным явлением и было родственно младороссам и сменовеховцам, а также политическому течению "консервативной революции" в Германии.6

В отличие от эмигрантской и иностранной библиографии отечественная исследовательская литература только в последнее время начала обогащаться серьезными публикациями, затрагивающими евразийскую проблематику. При этом, однако, все еще не изученными остаются богатые материалы Пражского архива.

В последние годы многие российские обществоведы обращались к изучению идей евразийства, пытаясь достоверно изложить их, а также найти им применение в определении путей дальнейшего развития России.

1 Струве П.Б. Россия // Русская мысль. - Вып. 3. - София, 1922. - С. 104.

2 Рязоновский Н.В. Возникновение евразийства // Звезда. - 1995. - № 2. - С. 29-44.

3 Bassin M. Russia between Europe and Asia: The ideological Construction of Geographical space // Slavic Review. - 1991 (Spring).-P 1-17.

4 Weststeijn W.G. Aspects of Eurasianism // Structure and tradition in Russian society. - Helsinki, 1994. - P.171-186. 5 Boss O. Die Lehre der Euraiser. Ein Beitrag zur russischen Ideengeschichte des zo. Jahrhunderts. - Wiesbaden, 1961.

6 Люкс Л. Евразийство / Россия между Западом и Востоком. - М., 1993 . - С. 76.

На сегодняшний день учение П.Н. Савицкого рассматривается в общем контексте изучения наследия евразийской школы. И это изучение происходит в форме 1 диссертационных исследований,1 тематических сборников,2 а также отдельных статей в научных и научно-популярных изданиях.3 Кроме того, здесь нужно отметить публикацию А.Г. Дугиным ряда рукописных текстов П.Н. Савицкого, хранившихся в Государственном архиве Российской Федерации.4

Общим для названных исследований является изложение краткой истории евразийского течения, а также обзор основных взглядов представителей евразийской доктрины в прошлом и современном контексте. Так, в статьях H.H. Алеврас и В.И. Иващенко прослеживается тенденция к обоснованию укорененности евразийства в русской культуре и раскрытию его историософской и геополитической сторон.5

Некоторые авторы, излагая и анализируя оригинальные идеи евразийства, предпринимают попытки дать научную критику этих идей. Наиболее серьезная критика евразийских подходов к политике исходит от тех, кто указывает на уменьшение роли России в мировых делах, ослабление ее влияния на материке, и высказывает опасения относительно геополитических и геоэкономических перспектив российской цивилизации. Так, JT.H. Новикова и И.Н. Сиземская отмечают,

1 Пишун К.В. Политическое учение евразийства: Автореф. дис. . канд. полит, наук. - Владивосток, 1999; Хобта В.В. Евразийство как явление Российской политической культуры: Автореф. дис. . канд. полит, наук. -Владивосток, 2001.

2 Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. - М., 1992; Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. - М., 1992; Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн (составители Л.Н. Новикова, И.Н. Сиземская). - М., 1993; Мир России - Евразия, антология. М., 1995; Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сборник трудов евразийцев (отв. редактор Н.И. Толстой). - М., 1997 и др.

3 См. библиографию.

4 Савицкий П.Н. Континент Евразия, (составитель А.Г. Дугин). - М., 1997.

5 Алеврас H.H. Начала евразийской концепции в раннем творчестве П.Н. Савицкого и Г.В. Вернадского // Вестник Евразии,- 1996.- № 1(2); Иващенко В.И. Исторические взгляды евразийцев // Дальний Восток и вопросы истории, культуры и экономики. - Вып.2. - Владивосток, 1997; Он же: Социально историческая и идейная детерминация евразийского учения // Гуманитарные исследования: Альманах. - Вып. 2. - Уссурийск, 1998. что концептуальные и идеологические основы евразийства были отличны от док-тринальных основ славянофильства и западничества и были связаны с поисками своего, третьего решения проблемы: "Но третьего пути не было дано, стремление найти свое решение оказалось лишенным жизненной почвы, а модели реальности, основанные на евразийских устремлениях, - очередной социальной утопией, вариантом уже известного мессианства".1 H.A. Омельченко вслед за этими авторами отмечает: "Нужно изживать мессианство (неважно, западного оно или почвеннического толка). Нельзя повторять старые ошибки, пусть даже в философских 2 оценках". Встречается также "православно-церковная критика евразийского учения, берущая свое начало еще со статьи бывшего евразийца Г.В. Флоровского "Евразийский соблазн".3 Аналогичную позицию занимают H.A. Нарочницкая и К.Г. Мяло.4

Среди защитников евразийского учения П.Н. Савицкого, в первую очередь нужно отметить А.Г. Дугина,5 а также A.C. Панарина и Б.С. Ерасова, издающих * научный альманах "Цивилизации и культуры". A.C. Панарин утверждает, что

II II V W II причина живучести и популярности идеи евразиицев в настоящее время - острая актуальность рассматриваемых проблем для сегодняшней России в сочетании с глубокой научностью концепции, пониманием глубинных основ характера нашего народа и болью за судьбу нашей страны".6 В том же направлении рассуждает и Б.С. Ерасов, видящий в евразийстве, возникшем в России в силу "антиномично-сти и срединности в ее культуре", тенденцию, способную "создавать устойчивую сеть отношений, вписывающуюся в рамки Большой традиции".7

1 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский искус // Философские науки. - 1991. - № 12. - С. 107.

2 Омельченко H.A. Споры о евразийстве: Опыт исторической реконструкции // Полис. - 1992. - № 3. - С. 163.

3 Флоровский Г.В. Евразийский соблазн//Современные записки. - 1928. - № 34.

4 Нарочницкая H.A., Мяло К.Г. Еще раз о "евразийском соблазне"// Наш современник. - 1995. - № 2.

5 Дугин А.Г. Послесловие. // Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М., 1997.

6 Панарин A.C. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. - 1993. - № 6. - С.60-69.

7 Ерасов Б.С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии // Цивилизации и культуры. Научный альманах. - Вып. 3. - М„ 1996. - С. 86-102.

В целом, характеризуя научную литературу по нашей теме, следует признать, что, несмотря на обилие публикаций, особенно в последние годы, социаль но-политическое учение П.Н. Савицкого пока остается во многом неразработанным, причем особенно актуально сегодня стоит вопрос о развитии современными учеными евразийской доктрины применительно к реалиям III тысячелетия. Наименее разработанными остаются геополитические аспекты евразийского учения П.Н. Савицкого, в то время как геополитика все громче заявляет о своем существовании.

Актуализация проблематики, восходящей к социально-политическому учению П.Н. Савицкого в современной социальной и духовной ситуации, предполагает более основательный анализ ее концептуальных основ. В целом, учение П.Н. Савицкого представляет собой многоаспектный социокультурный феномен, и, учитывая это обстоятельство, мы при его рассмотрении исходим, прежде всего, из принципа целостности и синтетичности проблемы. Иначе говоря, в центр исследования сознательно вносим анализ концептуальных основ учения П.Н. Савицкого. С этим связана и возрастающая ценностно-ориентированная роль евразийского учения в познании и постижении российской действительности. Цель и задачи исследования.

Основной целью исследования является анализ социально-политического учения П.Н. Савицкого, его истоков, сущности и особенностей. Эта цель предполагает решение ряда конкретных задач:

- определение места учения П.Н. Савицкого в истории русской мысли;

- разбор геополитической концепции П.Н. Савицкого и определение значения основополагающей категории "месторазвитие";

- рассмотрение социально-политической теории П.Н. Савицкого и обоснование в данном контексте определенного типа политической организации (идеокра-тии); определение сути концепций "функциональной собственности" и "хозяй

- нодержавия" как основополагающих в политико-экономической теории П.Н.

Савицкого.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является само целостное социально-политическое учение П.Н. Савицкого.

Предметом исследования при этом становятся геополитическая, идеологическая, социально-политическая теории П.Н. Савицкого, как неотъемлемые составные части единого социально-политического учения.

Методология исследования.

В качестве методологической основы диссертации мы использовали различные эвристические подходы, которые должны помочь учесть "конкретную целостность" социально-политического учения П.Н. Савицкого во всем богатстве содержания его элементов. Являясь сторонниками социально-критической теории мы в своих исследовательских поисках опирались на основополагающие для современной политической науки принципы системности, взаимосвязи духовного и материального, принцип историзма при анализе конкретной проблемы. Социальную теорию критическая социальная наука определяет как критический процесс исследования, который выходит за пределы поверхностных иллюзий, чтобы раскрыть реальные структуры мира, помочь людям изменить существующий мир и создать для себя лучшие условия существования. Исследование любого общественно-политического феномена, в том числе и учения П.Н. Савицкого, требует изучения в последовательном временном развитии, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Исходя из этого, в нашем исследовании мы использовали следующие методы: исторический, диалектический, логико-концептуальный, системный и описательный. Кроме того, в определенной степени использовался выдвинутый основателем современной герменевтической теории Х.Г. Гадамером принцип аппликации, подразумевающий, что понимание текста тяготеет к опосредованию его смыелового содержания современной жизнью, фиксацию того общего, чем наполнен текст, в своей направленности на проблемы современности.

Источниковая база исследования ф, Первая группа источников - архивные документы, которые явились основной базой исследования, В основном это фонд № 5783 "Савицкий Петр Николаевич", хранящийся в ГАРФе. Этот фонд содержит 525 дел. Громадную ценность фонда для исследователей представляет то, что П.Н. Савицкий не только обобщил имеющиеся у него материалы в единый евразийский архив, но и сделал комментарии "на полях", поясняющие некоторые евразийские документы. В аннотации к своему архиву П.Н. Савицкий писал: "Подлинные нигде не напечатанные материалы пр истории развития евразийской идеологии".

Условно эти документы можно разделить на две подгруппы: 1. нигде ранее не опубликованные документы, протоколы заседаний евразийских организаций. Рассматриваются документы, отражающие как литературно-публицистическую, так и организационно-политическую деятельность евразийцев, в частности документы ЦК евразийской организации, деловая переписка, финансовые сметы и пр. г

2. основополагающие евразийские документы и статьи, позволяющие увидеть эволюцию взглядов евразийцев, культурную и духовную жизнь эмиграции первой волны. Содержится информация о положении дел в СССР и о сотрудничестве с организацией "Трест".

Вторая группа источников - евразийская литература. Это прежде всего, временники, хроники, сборники, газета "Евразия", брошюры отдельных авторов, а также евразийские программные и декларативные тексты.

Третья группа - статьи и заметки современников евразийства, главным образом, из среды русской эмиграции 20-30 гг. XX в.

И, наконец, в четвертой группе - привлечены различные публикации современных интерпретаторов евразийского учения (от отдельных статей до монографий).

Научная новизна данного диссертационного исследования заключена в том, что на основе анализа содержания, социально-политических, геополитических и историософских сочинений П.Н. Савицкого предпринята одна из первых попыток 0, представить социально-политическое учение главного евразийского идеолога как оригинальную, самобытную, целостную синтетическую систему концепций и теорий, влияющих на развитие современной политической науки. Сочетая принципы системности и историзма, мы рассматриваем основные детерминанты социально-политического учения П.Н. Савицкого, а также его взгляды на цели и смысл существования важнейших социальных и политических институтов. « Мы уделили внимание критике П.Н. Савицким западного политического и экономического либерализма; особенно это касается попыток перенести ценности западноевропейской цивилизации на российские реалии.

Нами обосновывается тезис о том, что приоритетной темой П.Н. Савицкого была его попытка выработать "евразийский путь" для развития России, суть которого состояла в оригинальном сочетании ценностей православного сознания с духовными и культурными достижениями тюркских и финно-угорских народов. Мы реконструировали логику политической мысли П.Н. Савицкого, наметившего теоретическую программу обоснования идеи "континентального бытия" России.

В настоящем исследовании нами рассмотрены основные положения политической идеологии П.Н. Савицкого, и показано, что в основе евразийского учения

11 м н лежит оригинальная антропологическая концепция коллективной личности и г "соборного субъекта". И, кроме того, акцентировано внимание на евразийской парадигме русской культуры, которая рассмотрена через теософскую парадигму "Россия - Восток - Запад".

Мы попытались определить важнейшие истоки социально-политического учения П.Н. Савицкого и показать его тесную связь со славянофильством и почвенничеством, русской православной философией и русским космизмом.

Таким образом, настоящая научная работа является комплексным исследованием процесса возникновения, эволюции, а также современного значения учения П.Н. Савицкого как одного из возможных проектов развития России.

Практическая значимость исследования.

Предлагаемое нами политологическое исследование призвано способствовать расширению и углублению понимания социально-культурной и геополитической обусловленности политических процессов в обществе. "Евразийский проект" все чаще фигурирует как одна из возможных составляющих современной "русской идеи". Мы предполагаем, что по мере того, как все больше обнажается слабость либеральной идеи в России, вызванная попытками механического приложения западной модели к российской реальности, интерес к евразийству и, в частности, к изучению общественно-политической теории П.Н. Савицкого будет возрастать. Евразийство может предложить компенсацию тех идейных и политических издержек западничества, которые связаны с недооценкой геополитических интересов, географической и цивилизационной специфики России.

Формирующееся сейчас в политической науке и публицистике "неоевразийство" может для собственного концептуального развития востребовать материал данной диссертации. Реконструкция политического учения П.Н. Савицкого может способствовать расширению круга проблем, рассматриваемых современной политологией.

Материалы диссертации также могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по политологии, историческим, культурно-религиозным и социально-экономическим дисциплинам.

Основные положения нашего диссертационного исследования и отдельные выводы докладывались на международной научной конференции, посвященной проблемам славянской культуры и цивилизации. Результаты исследования отражены в публикациях.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие общественно-политической мысли в трудах П. Н. Савицкого"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как не существует абсолютной истины, так не существует и бесспорных . оценок. Всякое историческое событие или явление, в том числе и общественнополитическая и научная мысль, естественно вызывает реакцию современников и последователей. В суждениях и тех, и других всегда присутствуют преувеличения, идеализация, так же как недооценка и односторонность. Современники часто полны эмоций и предубеждений, представители других поколений нередко подходят к изображению прошлого с утратой историзма и с привнесением модернистских суждений. Некоторые недочеты, безусловно, присущи евразийскому мировоззрению, но они присущи вообще любому проекту, ведь сущность проекта как раз и заключается в том, чтобы изменить актуальное состояние реального положения вещей, а не концептуализировать постфактум статус-кво.

П.Н. Савицкий сформулировал в общих чертах оригинальный проект развития России, причем сочетающий в себе как резюме консервативных славянофильских и народнических чаяний, так и радикальные марксистские (даже большевистские) мотивы. Это социально-политическое учение объединяло в себе критический реализм, строгое знание об экономико-технической и промышленной стороне реальности с предельным идеалистическим, духовным напряжением.

Революция 1917 года и последующие события углубили осознание того факта, что старая полемика модернистов и традиционалистов устарела и необходим новый подход, который, не порывая с традицией русской политической мысли, будет ориентироваться на социальный прогресс и технический радикализм, составляя реальную альтернативу коммунистическому проекту. Такой новый подход и был представлен в социально-политическом учении П.Н. Савицкого. Это учение предполагало творческое преодоление марксизма на основе отрицания элемента-ризма, при обращении к теории культуры и политики. Общий замысел П.Н. Савицкого заключался в попытке "диалектической координации" начал революции и власти, динамизма и консерватизма.

Таким образом, П.Н. Савицкий на соответствующем теоретическом уровне попытался обосновать возможность и необходимость сочетания в своем учении собственно исторического и политического процесса с метафизической судьбой человека и человечества. При этом, по мнению П.Н. Савицкого, между политикой и историей с одной стороны, и антропологией с другой стороны, должно быть установлено перманентное положение, обращенное на конкретное осуществление культурно-государственных задач. Социально-политическое учение П.Н. Савицкого основано на оригинальной антропологической теории, согласно которой все части социума являются "симфоническими" личностями, опора на которые позволила автору сделать концептуальный прорыв в создании принципиально нового подхода, который ориентировался, по своей сути, на практицизм и проек-тивизм.

Своеобразие подхода к оценке явлений истории, глубине их пространственно-временного анализа позволило П.Н. Савицкому по новому взглянуть на Россию - как на целый географический мир - материк с особой исторической судьбой - евразийской.

С точки зрения П.Н. Савицкого, важнейшим фактором, позволяющим сохранить геополитическое тело России - Евразии является сохранение ведущей роли государственных институтов в политическом, экономическом, социальном развитии страны. Однако, тотального огосударствления нельзя было допускать, так как негативная сторона этого была наглядно представлена в Советской России. Соответственно, евразийский идеал "государства-правды" был ориентирован на принцип подчинения государства началу вечности - духовное преображение общества. Отвергая марксистское положение о классовой борьбе, П.Н. Савицкий предлагал укрепить конструктивную роль государства в примирении и сглаживании социальных противоречий. Для евразийства позитивный смысл русской революции состоял именно в том, что "правда" социальная приближается к "правде" религиозной.

Общий политико-идеологический смысл "евразийского проекта социального обустройства России, который предложил П.Н. Савицкий, состоит построении общественной системы, именуемой "системой - государственно частного хозяйства". Политико-экономический идеал П.Н. Савицкого - автаркиче ское экономическое устройство, хозяйственная самодостаточность русско евразийской континентальной цивилизации.

П.Н. Савицкий первым в русской общественной мысли предложил относи тельно стройную и продуманную геополитическую теорию. В современной евра зийству русской историософской мысли невыясненным оставался вопрос о reo графических и геополитических границах нынешней и грядущей российской го сударственности. Евразийская геополитическая модель П.Н. Савицкого восполни ла существующий пробел, создавая свою целостную, оригинальную геополитиче скую доктрину. В ее основе была концепция "месторазвития", указывавшая ш единство и взаимное приспособление социально-политического субъекта и reo сферы. В конечном счете, Савицкий поставил вопрос о "государственном место

4 развитии". Границы нашего государства определяют месторазвитие особой континентальной цивилизации со славянским, тюрко-татарским и финно-угорским элементами, которые оказывают друг на друга существенное влияние. В частности по словам П.Н. Савицкого, их взаимопроникновение порождает феномен "кочевничества" и "туранства" в культуре, политике, экономике и др.

Геополитическая концепция П.Н. Савицкого апеллировала к национальным чувствам, преодолевая абстрактную схему классового идеала и, наряду с этим, стремилась к преодолению национального сепаратизма через строительство наднационального государства. Принципиальное место в социально-политическом учении П.Н. Савицкого занимает попытка нового объективного осмысления роли восточных областей и восточных народов в истории и будущности России.

Таким образом, в итоге можно сформулировать несколько идеологем, составляющих основу социально-политического учения П.Н. Савицкого:

1. Отрицание европоцентризма и признание принципиального равноправия цивилизаций.

2. Резко критическое отношение к романо-германскому Западу, стремящемуся к всеобщей европеизации человечества и уничтожению самобытности национальных культур.

3. Утверждение России как Евразии - особого континента, самобытного культурно-географического мира, отличного от Европы и Азии, но со склонностью к последней.

4. Русский народ не исчерпывается славянством, он связан через "туранский элемент" своей культуры с неславянскими народами Евразии, что, представляя с ними сходный психологический тип, обеспечивает единство континента.

5. Монгольское иго было благом для России, поскольку именно от монголов русские приняли свою государственную идеологию и способность к объединению континента в государственное целое.

6. Понимание русской революции как, с одной стороны, катастрофического завершения гибельного процесса европеизации России, с другой же, как начало ее "поворота к Востоку".

7. Констатация крушения либеральной демократии и выдвижение ей на сме

II и и II ну нового государственного строя - идеократии, строя, в котором правящий слои отбирается по признаку преданности одной общей "идее-правительнице". Несовершенное воплощение идеократии П.Н. Савицкий видел в большевизме и фашизме, подлинной же идеократией, по его мнению, является евразийство, идея-правительница коего - "благо совокупности народов, населяющих данный автократический особый мир".1

Смена эпох, парадигм развития мирового процесса, "катастрофичность" мироощущения разных слоев общества того периода времени поставила многих перед проблемой нового взгляда на Россию, поиска новых аргументов самобытности Политическая история русской эмиграции 1920-1940. Документы и материалы.( под. ред. А.Ф. Киселева).- М.,

1999,- С. 237. и уникальности России и раскрытия на этой базе ее потенциальных возможностей в будущем развитии. Одним из направлений поиска стало явление евразийского учения П.Н. Савицкого. Однако в силу многих причин евразийские идеи не смогли материализоваться.

Формирование евразийского учения П.Н. Савицкого нельзя объяснить всего лишь внешними обстоятельствами эмигрантского бытия его автора. Несомненно, евразийское мышление и мироощущение имеет глубокие корни в национальной и этнической традиции. Политически сложная ситуация только заостряет это ощущение и актуализирует его. И Россия время от времени обращается к Востоку, к Азии внутри себя. И поэтому, евразийская идеологическая традиция, столь предельно усиленная и артикулированная ее приверженцами в 20-30-х гг. прошлого века, требует повышенного к себе внимания. Хотя бы потому, что она имеет свойство постоянно порождать все новые и новые политические мифы, неожиданно вторгающиеся в нашу жизнь. Следовательно, учение П.Н. Савицкого может стать эффективным научным инструментарием в разрешении различных противоречий (в особенности в области поиска национальной идентичности), а евразийская парадигма, как таковая - одним из подходов научного познания и постижения российской действительности.

Необходимым условием выхода из нынешнего духовного кризиса, переживаемого нашей страной, является преодоление предрассудков европоцентрической парадигмы исторического мышления, препятствующих самоидентификации, определению роли и места России в мировом историческом процессе. Социально-политическое учение П.Н. Савицкого являлось одной из перспективных попыток решения известных русских вопросов, связанных с обоснованием цивилизацион-ного статуса России. В современной интерпретации учение П.Н. Савицкого способствует созданию новой российской национальной государственной идеологии, обеспечивающей различные групповые идентификации и способствующей воспроизводству необходимого российскому обществу консенсуса. Эта идеология смогла бы объединить сторонников отношений взаимопомощи и сотрудничества между народами России и СНГ, сторонников интенсивного экономического развития России, сторонников сильного государства и социально-ориентированной экономики.

Социально-политическое учение П.Н. Савицкого по своей природе синтетично, и в этом состоит его способность для решения проблемы культурной идентичности привлекать различные истроиософские и общественно-политические течения, в этом же заключается и его жизненный потенциал. Актуализация евразийской идеи поможет обеспечить решение национально-территориальных, социально-экономических и духовных проблем России, имя которой государственно, этнически и культурно связано с понятием "Евразия".

Очень точно характеризовал социально-политическое учение П.Н. Савицкого современный исследователь евразийства, профессор В.Ф. Печерица: "Наряду с фантастическими элементами. (в евразийстве - С.С.) присутствуют сильные и тонкие интуиции, предчувствия и прогнозы. Пересматривая прошлое, евразийство включает его в живую ткань настоящего. И это не просто метафора, а свидетельство того, что утопические моменты способны в той или иной мере превращаться в реальность. Поэтому к евразийству нельзя относиться только как к несбывшемуся мифу и надежде. Обладая большой, хотя и скрытой реальностью, оно само питает ожидание людей на рождение нового мира, особенно в трудные для них переходные времена".1 ф

1 Печерица В.Ф., Кочубей О.И. Исход и возвращение. 1998,-С. 164.

Русская эмиграция в Китае в 20-40-е годы,- Владивосток,

163

 

Список научной литературыСинякин, Станислав Валериевич, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Монографии и статьи П.Н. Савицкого

2. В борьбе за евразийство. Прага, 1931. - 52С.

3. Введение в экономическую географию Советского Союза // ГАРФ Ф. 5783. Он. 1. Ед. хр. 7. 7Л.

4. Великороссия и Украина в русской культуре // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 8. -14Л.

5. Географические и геополитические основы евразийства // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1.1. Ед. хр. 16. -25Л.

6. Геополитические заметки по русской истории // Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927. - С. 234-260.

7. Главы из очерка географии России // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Париж, 1931.- С. 87-104.

8. Два мира// Евразия. № 2 - М., 1993. - С. 13-15. (в сокращении).

9. Движущие силы русской истории // ГАРФ Ф.5783. Оп. 1. Ед. хр. 22. 27 Л.

10. Другая Россия//ГАРФ Ф.5783. Оп. 1. Ед. хр. 26. 5Л.

11. Евразийская концепция русской географии // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 27. -ЗЛ.

12. Евразийская концепция русской истории // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 28.18 Л.

13. Евразийство // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 29. 22Л.

14. Евразийство // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 30. 7Л.

15. Евразийство // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 32. 1Л.

16. Евразийство как исторический замысел // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 30. -60Л.

17. Евразийство как научный замысел // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 34. ЗОЛ.

18. Евразия//ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 35. 18Л.

19. Европа и Евразия // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 36. 21 Л.

20. Единство мироздания // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 37. ЮЛ.

21. Задание евразийства // Евразийский сборник. Кн. 6. - Прага, 1929. - С. 4-5.

22. Идеи и пути евразийской литературы // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 44. -32 Л.

23. Идеократическое перерождение марксизма // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 45. -28Л.

24. История человечества // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 258. 14Л.

25. Ф 24. К вопросу об экономической доктрине евразийства // Евразийская хроника. -1926.-Вып. 6.-С. 31-38.

26. К обоснованию евразийства // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 60. 18Л.

27. Континент Евразия. М., 1997. - 494С.

28. Континент океан // Исход к Востоку. София, 1921. - С. 15-36.

29. К преодолению провинциализма // Евразийская хроника. Вып. 11. - Берлин, 1935.-С. 5-12.

30. Личное, национальное, общечеловеческое //ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 262. -8Л.

31. Личные дела//ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1.Ед. хр. 1.- 18Л.

32. Месторазвитие русской промышленности. Берлин, 1932. - 163С.

33. Миграция культуры // Исход к Востоку. София, 1921. - С. 39-51.

34. Ф 33. Общие соображения о жизни (философские основания). // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 276,- 11 Л.

35. О правящем отборе //ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 89. ПЛ.

36. Основы геополитики России // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 93. 18Л.

37. Письмо П.Н. Савицкого к П.Б. Струве от 3 августа 1921 года // ГАРФ Ф.5783. Оп. 1. Ед. хр. 100.-ЗЛ.

38. Подъем и депрессия в древнерусской истории // Евразийская хроника. Вып. 11. - Берлин, 1935. - С. 65-96.

39. Производительные силы России // Евразийский временник. Кн. 4. -Париж, 1923.-С. 125-148.

40. Россия и латинство // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 128. 7Л.

41. Россия особый географический мир. Прага, 1927. — 69С.

42. Русские среди народов Евразии // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 137. 4Л.

43. Самобытность и независимость отечества превыше всего // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1.Ед. хр. 40.-ЗЛ.

44. Сила традиций и сила творчества // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 146. 2Л.9 44. Степь и оседлость // На путях. Утверждение евразийцев. Кн. 2. - Берлин, 1922,- С. 341-356.

45. Степь целительница (о курортах России) // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 169. -11 Л.

46. Традиция и революция в Советской России // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 173. -32Л.

47. Уроки бухаринского процесса// ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 176. 37Л.

48. Уроки декабря (Сталин и оппозиция к началу 1935 года). // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1.Ед. хр. 177,- 19Л.

49. Утверждение евразийцев (Предварительный текст) // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 178.-31Л.

50. Экономические планы евразийства // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 189. ЗОЛ.1.. Статьи, монографии, сборники, программные документы.

51. Алеврас H.H. Начала евразийской концепции в раннем творчестве Г.В. Вернадского и П.Н. Савицкого // Вестник Евразии. 1996. - № 1(2). - С. 5-17.

52. Алексеев H.H. Духовные предпосылки евразийской культуры // Евразийская хроника. Вып. П. - Берлин, 1935.- С. 13-18.

53. Алексеев H.H. Евразийство и марксизм//Евразийский сборник. Кн. 6. - Прага, 1926. - С. 7-15.

54. Алексеев H.H. Евразийство и государство // Евразийская хроника. Вып. 9. -Париж, 1927. - С. 31-39.

55. Алексеев H.H. Мировая революция и духовное назначение человека // Евразийская хроника. Вып. 11 - Берлин, 1935. - С. 57-64.

56. Алексеев H.H. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийская хроника. Вып. 8.- Париж, 1927. - С. 36-42.

57. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 2000. - 640С.

58. Алексеев H.H. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1928. - 87С.

59. Алексеев H.H. Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931. - 188С.

60. Арсеньев Н. Живые камни // Евразийский временник. Кн. 3. - Берлин, 1923. -С. 51-54.

61. Банных С.Г. Географический детерминизм от Льва Мечникова до Льва Гумилева. Екатеринбург, 1997. - 120С.

62. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. СПб., 1911. -282С.

63. Бердяев H.A. Евразийцы // Путь. № 1. - Париж, 1925. - С. 101-105.

64. Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев // Бердяев H.A. о русской философии. Свердловск, 1991.- С. 198-204.

65. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. -393С.

66. Бества Е. Грех ненависти // Советская Россия. 1999. - 24 января.

67. Булгаков С.Н. Письмо по вопросам евразийства // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 475,- 5Л.

68. Вандалковская М.Г. Историческая наука Российской эмиграции: «Евразийский соблазн». М., 1997. - 350С.

69. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. - 680С.

70. Вернадский Г.В. Заметки о Ленине // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. -Париж, 1931.- С. 115-122.

71. Вернадский Г.В. Начертание русской истории // Исторические взгляды русских эмигрантов (под ред. Л.В. Пономаревой). М., 1992. - С. 100-109.

72. Вернадский Г.В. Против солнца. Распространение русского государства к Востоку // Русская мысль. Т. 35. - СПб., 1914. - С. 50-71.

73. Водолагин А., Данилов С. Метафизическая ось евразийства. Тверь, 1997. -93С.

74. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1988.-704С.

75. Гиренок Ф.И. Евразийские тропы // Гиренок Ф.И. Евразийцы и проблемы цивилизации. М., 1993. - С. 162-180.

76. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 тт. М., 1991.

77. Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1993. -29С.

78. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. - 576С.

79. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т.1. - СПб., 1995. - 289С.

80. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1997. - 574С.

81. Дашкова Е.Р. Записки. Л., 1985. - 340С.

82. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Л., 1984.

83. Дугин А.Г. Евразийский триумф // П.Н. Савицкий. Континент Евразия. М., 1997,- С. 433-454.

84. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997,- 608С.

85. Дурновцев В.И. Евразийство начиналось так. // Гиренок Ф.И. Евразийцы и проблемы цивилизации. М., 1993. - С. 7-15.

86. Евразийская хроника. Вып. 1-4. - Прага, 1925-i926; Вып. 5-10. - Париж, 1926-1928; Вып. 11-12. - Берлин, 1935-1937.

87. Евразийский временник. Утверждение евразийцев. Кн. IV. - Берлин, 1925.- 445С.

88. Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932. - 28С.

89. Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж, 1926. - 78С.

90. Евразийство: формулировка 1927 г. Париж, 1927. - 15С.

91. Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и политики. Париж,1928/1929.

92. Ерасов Б.С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии // Цивилизации и культуры: Научный альманах. Вып. 3. - М., 1996. - С. 86-102.

93. Ерасов Б.С. Цивилизационная теория и евразийские исследования// Цивилизации и культуры: Научный альманах. Вып. 3. - М., 1996. - С. 3-28.

94. Жекулин Н.С. Экономические воззрения славянофилов // Евразийская хроника. Вып. 7. - Париж, 1927. - С. 29-30.

95. Заседание евразийского семинара в Праге. Протокол. // ГАРФ Ф. 5783. On. 1. Ед. хр. 469. ЮЛ.

96. Зеньковский В.В. История русской философии в 2 тт. Л., 1991.

97. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Париж, 1955. - 291С.

98. Иванов В.Н. В защиту аналогий // Евразийская хроника. Вып. 9. - Париж, 1927. - С. 48-49.

99. Иваск Ю.П. Константин Леонтьев//К.Н. Леонтьев. Pro et contra. Кн. 2. - М, 1912. - 311С.

100. Иващенко В.И. Исторические взгляды евразийцев // Дальний Восток и вопросы истории, культуры и экономики: Научный альманах. Вып. 2. - Владивосток, 1997. - С. 141-150.

101. Иващенко В.И. Социально-историческая и идейная детерминация евразийского учения // Гуманитарные исследования: Альманах. Вып. 2. - Уссурийск,1998.-С. 174-180.

102. Идейные связи прогрессивных народов (XVII-XVIII вв.): Альманах. Киев, 1978.- 115С.

103. Идет ли мир к идеократии? // Евразийская хроника. Вып. 11. - Берлин,$1935.-С. 38-50.

104. Ильин В.Н. К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник. Кн. 4. - Париж, 1925. - С. 305-317.

105. Ильин И.А. Самобытность или оригинальничанье? // Начала. № 4. - М., 1992. - С. 59-63.щ 56. Исаев И.А. Евразийство: миф или традиция? // Коммунист. 1991. - № 12. -С. 106-118.

106. Исход к Востоку: Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. -София, 1921,- 125С.

107. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 кн. Минск, 1989.

108. Карсавин Л.П. Введение в историю (теория истории). СПб., 1920. - 358С.

109. Карсавин Л.П. Европа и Евразия // Современные записки. Т. 15. - Париж, # 1923.-С. 297-314.

110. Карсавин Л.П. Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства // Путь. № 6. - Париж, 1927. - С. 25-38.

111. Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М„ 1993. - С. 170-214.

112. Карсавин Л.П. Ответ на статью H.A. Бердяева об евразийцах // Путь. № 2. -Париж, 1926. - С. 239-241.

113. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. - М., 1992. - 244С.

114. Карсавин Л.П. Сущность познания // ГАРФ Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 220. 5Л.

115. Карсавин Л.П. Феноменология революции // Евразийский временник. -Кн. 5. Париж, 1927. - С. 28-74.

116. Карсавин Л.П. Философия истории. Берлин, 1923. - 417С.

117. Кизеветтер A.A. Евразийство // Философские науки. 1991. - № 12. - С. 123* 136.

118. Кожинов B.B. Славянофильство и Евразийство // Исторические взгляды русских эмигрантов, (под ред. JI.B. Пономаревой). М., 1992. - С. 19-25.

119. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. М., 1911.Ф

120. Клепинин H.A. Материалы по социальной программе евразийства // Евразийский сборник. Кн. 6. - Прага, 1926. - С. 49-58.

121. Ключевский В.О. Курс русской истории в 3 кн. М., 1987.

122. Ключников С. Русский узел евразийства // Наш современник. 1992. - № 3. -С. 174-180.

123. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Париж, 1971,- 512С.

124. Кизеветтер A.A. Историософия евразийцев // Наш современник. 1992. -№2,- С. 140-144.

125. Коялович М.О. История русского самосознания. Минск, 1997.- 305С.

126. Лавров С.Б. Завещание Л.Н. Гумилева // Евразия. М., 1993. - № 2. - С. 25• 26.

127. Ладыженский В. О евразийстве // ГАРФ Ф.5783. Оп. 1. Ед. хр. 222. 9Л.

128. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992. - 544С.

129. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений в 9 тт. М., 1912.

130. Логовиков П.В. Власть организационной идеи // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн. 7. - Париж, 1931.- С. 129-134.

131. Логовиков П.В. Научные задачи евразийства // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн. 7.- Париж, 1931. - С. 53-63.

132. Люкс Л. Евразийство // Вопросы философии. 1996. - № 6. - С. 105-114.

133. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция // Вопросы философии.-1996. № 3.- С. 52-63.

134. Макшеев H.A. О воспитании ведущего отбора // Евразийская хроника. -№ 12. Париж, 1937. - С. 28-39.

135. Малевский-Малевич П.Н. Достоевский и скифизм // Евразийская хроника. -Вып.5. Париж, 1926. - С. 17-35.

136. Менделеев Д.И. Сочинения в 24 тт. JI. - М., 1954.

137. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. -206С.

138. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991. - 315С.

139. Милюков П.Н. Выступление против евразийства (изложение и его обсуждение) // Евразийская хроника. Вып. 7. - Париж, 1927. - С. 31-42.

140. Мир России-Евразия. Антология. М., 1995.- 399С.

141. Михайлов Т.А. Эволюция геополитических идей. М., 1999. - 315С.

142. На путях. Утверждение евразийцев. Кн. 2. - Берлин, 1922. - 357С.

143. Нарочницкая H.A. Мяло К.Г. Еще раз о «евразийском соблазне» // Наш современник. 1995. -№ 2. - С. 24-31.

144. Никитин В.П. Иран, Турция и Россия // Евразийский временник. Kh.V. -Париж, 1927. - С. 75-120.в 96. Никитин В.П. Мы и Восток// ГАРФ Ф.5783. Оп. 1. Ед. хр. 268. 17Л.

145. Никитин В.П. Ритмы Евразии // Евразийская хроника. Вып. 9. - Париж, 1927. - С. 46-48.

146. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Евразийский искус // Философские науки. -1991. -№ 12.- С. 103-108.

147. Омельченко H.A. Споры о евразийстве: Опыт исторической реконструкции. //ПОЛИС. 1992,- №3.- С. 156-163.

148. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. М., 1998. - 172С.

149. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV и первая половина XVI века. М., 1984. - 545С.

150. Панарин A.C. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. - № 6. - С. 60-69.

151. Пашенко В.А. Идеология евразийства. М., 2000. - 448С.

152. Письмо Сувчинского П.П. Н.С. Трубецкому от 3 ноября 1923 года // ГАРФ Ф.5783. Оп. 1. Ед. хр. 359. ЗЛ.

153. Пишун К.В. Политическое учение евразийства (Опыт системной реконструкции и интерпретации): Автореф. дис. канд. полит, наук // Владивосток, 1999,- 27С.

154. Политическая история русской эмиграции. 1920-1940гг. Документы и материалы: Учебное пособие под ред. А.Ф. Киселева. М., 1999. - 776С.

155. Пономарева Л.В. Вокруг евразийства. Споры в русской эмиграции // Исторические взгляды русских эмигрантов, (под ред. Л.В. Пономаревой). М., 1992.- С. 10-18.

156. Пономарева Л.В. Евразийский синтез // Исторические взгляды русских эмигрантов, (под. Ред. Пономаревой Л.В.). М., 1992. - С. 120-123.

157. Пригожин И. Стенгерс И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991.- №5,- С. 39-51.

158. Протокол совещания Пражского ЦК // Евразийские тетради. Париж, 1934.- 36С.

159. Пути Евразии. М., Русская книга, 1992. - 432С.

160. Пушкарев С.Г. Россия и Европа в их историческом прошлом // Евразия. № 7.- М., 1993.-С. 15-17.

161. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. - 368С.

162. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. (отв. редактор Н.И. Толстой). М., 1997. - 190С.

163. Рязоновский Н.В. Возникновение евразийства //Звезда. 1995.- № 2.-С. 29-44.

164. Садовский Я.Д. Из дневника евразийства // Евразийский временник. Кн. 4.- Берлин, 1925. С. 393-403.

165. Садовский Я.Д. Оппонентам евразийства. Письмо в редакцию // Евразийский временник. Кн.З. - Берлин, 1923.- С. 171-172.

166. Святополк-Мирский Д.П. Три тезиса об идеократии // Евразия. 1929. -№ 12.

167. Сеземан В.Э. Основы славянофильства // Начала. 1992. - № 4. - С. 64-72.

168. Соболев A.B. Князь Н.С. Трубецкой и евразийство // Литературная учеба. -1991,- №6,- С. 121-129.

169. Соболев A.B. «Своя своих не познаша» (Л.П. Карсавин и другие) // Начала.- 1992. №4,- С. 49-58.

170. Соловьев B.C. Избранное. М., 1990. - С. 214.

171. Соловьев B.C. Сочинения в 2 тт. М., 1989.

172. Соловьев С.М. История России с древнейших времен // Соловьев С.М. Сочинения в 18-ти кн. Кн. 7. - М., 1991. - 300С.

173. Сорокин П.А. Философия голода//Новое время. 1992.- №3.- С. 5-8.

174. Статья б/а История человечества// ГАРФ Ф.5783. On. 1. Ед. хр. 258. 43Л.

175. Степанов Н.Ю. Идеологи евразийства: П.Н. Савицкий // Исторические взгляды русских эмигрантов, (под ред. Л.В. Пономаревой). М., 1992. - С. 156163.

176. Степун Ф. Об общественно-политических путях «Пути» // Современные записки. Т. 29. - Париж, 1926.

177. Стороженко В.А. О функциональной собственности // Евразийские тетради.- 1934. Ч. 2-3,- С. 31-49.

178. Струве П.Б. Размышления о русской революции // Русская мысль. София, 1921.- С. 20-36.

179. Струве П.Б. Россия // Русская мысль. София, 1922. - С. 10-36.

180. Струве П.Б. Удостоверение//ГАРФ Ф.5783. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 12.

181. Сувчинский П.П. К преодолению революции // Наш современник. № 2. -М., 1992. - С. 153-160.

182. Сувчинский П.П. Монархия или сильная власть? // Евразийская хроника.-Вып. 9. Париж, 1927. - С. 22-24.

183. Сувчинский П.П. Письма в Россию // Версты. 1928. - № 3. - С. 127-134.

184. Сувчинский П.П. Сила слабых // Исход к Востоку. София, 1921. - С. 4-8.

185. Сувчинский П.П. Тезисы к Пражскому совещанию евразийцев // Г АРФ Ф.5783. Оп. 1. Ед. хр. 359. 225Л.

186. Тридцатые годы: Утверждение евразийцев. Кн. 7. - Париж, 1931. - 317С.

187. Троянов A.A. Изучение евразийства в современной зарубежной литературе (краткий обзор)//Начала. 1992. - №4,- С. 99-102.

188. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков // Евразийский временник. Кн. 3. - Берлин, 1923. - С. 115-130.

189. Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры // Исход к Востоку. София, 1921,- С. 86-103.

190. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920. - 82С.

191. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.- 651С.

192. Трубецкой Н.С. Мы и другие // Евразийский временник. Кн. 4. - Париж, 1925. - С. 66-81.

193. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 2000. - 560С.

194. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства // Евразийская хроника. Вып. П. - Берлин, 1935.- С. 29-37.

195. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Евразийская хроника. -Вып. 9. Париж, 1927. - С. 24-31.

196. Урханова P.A. Евразийцы и Восток: прагматика любви? // Вестник Евразии. 1995. - № 1.- С. 12-31.

197. Устрялов Н.В. Письмо П.П. Сувчинскому // Элементы. Евразийское обозрение. 1996/97. - № 8. - С. 71-74.

198. Устрялов H.B. Хлеб и вера // Элементы. Евразийское обозрение. 1996/97. -№ 8. - С. 75-79.

199. Федотов Г. Будет ли существовать Россия? // Вестник высшей школы, -1992.- № 7-9. С. 98-103.

200. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. - 622С.

201. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Современные записки. Т.34. -Париж, 1928. - С. 312-346.

202. Флоровский Г.В. О народах неисторических // Исход к Востоку. София, 1921,- С. 52-70.

203. Франк C.JI. Пушкин об отношении между Россией и Европой // Вопросы философии. 1998.- № 10.- С. 147-155.

204. Франк C.JI. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910,- 451С.

205. Фриуберг Е.И. Доклад о евразийстве // ГАРФ Ф. 5783. On. I. Ед. хр. 469. -20Л.

206. Хачатурян В.М. Евразия: между Западом и Востоком // Евразия. № 2. -М., 1992. - С. 10-13.

207. Хачатурян В.М. Историософия евразийства // Исторические взгляды русских эмигрантов, (под ред. JI.B. Пономаревой). М., 1992. - С. 44-50.

208. Хачатурян В.М. Культура Евразии: этнос и геополитика // Исторические взгляды русских эмигрантов, (под ред. JI.B. Пономаревой). М., 1992. - С. 9299.

209. Хобта В.В. Евразийство как явление Российской политической культуры. Автореф. дис. канд. полит, наук // Владивосток, 2001. 25С.

210. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. Проблема соборной феноменологии. М., 1994. - 115С.

211. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений. М., 1911.

212. Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП(б) // Вопросы философии. -1992.- № 2. С. 78-84.

213. Хоружий С.С. Лев Платонович Карсавин. Из истории русской философской мысли // Литературная газета. 1989. - № 8. - 22 февраля.

214. Центр специальных метастратегических исследований. Россия и пространство//Элементы. Евразийское обозрение. 1993,- №4,- С. 31-35.

215. Чхеидзе К.А. Евразийство и ВКП(б) // Евразийский сборник. Кн. 6. -Прага, 1926. - С. 38-40.

216. Чхеидзе К.А. Идеократическое содержание хозяйства//Евразийская хроника. Вып. 11.- Берлин, 1935.- С. 51-56.

217. Чхеидзе К.А. Из области русской геополитики // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Париж, 1931,- С. 105-114.

218. Шахматов М.А. Подвиг власти (Опыт истории государственных идеалов в России)//Евразийский временник. Кн.З. - Берлин, 1923. - С. 301-307.

219. Шишкин Д.П. Историософия евразийства и русский консерватизм второй половины XIX начала XX века. // Из истории философской мысли России. М., 1984. - С. 69-83. Рук. деп. в ИНИОН РАН.

220. Щапов А.П. Неизданные сочинения. Казань, 1926. - 58С.

221. Эфрон А. От советской демократии к имперской идее // Евразийская хроника. Вып. 12. - Париж, 1937. - С. 76-77.

222. Bassin M. Russia between Europe and Asia: The ideological Construction of Geographical Space // Slavic Review. 1991 (Spring). - P. 1-17.

223. Boss O. Die Lehre der Euraiser Ein Beitrag zur russischen. Ideengeschichte des zo. Jahrhunderts. Wiesbaden, 1961. - 130P.

224. Weststeijn W.G. Aspects of Eurasianism // Structure and tradition in Russian society.- Helsinki, 1994,- P. 171-186.