автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Развитие профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1986 годы

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Литвин, Мария Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Иркутск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Развитие профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1986 годы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Литвин, Мария Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ

ФИЛАРМОНИИ.

§ 1. Становление коллектива Иркутской областной филармонии.

§2. Деятельность Иркутской филармонии в области пропаганды музыкальной культуры.

ГЛАВА II. РАБОТА ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА

МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ.

§ 1. Формирование коллектива Иркутского театра музыкальной комедии.

§2. Репертуарная политика Иркутского театра музыкальной комедии.

§3. Гастроли на сцене Иркутского театра музыкальной комедии.

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ.

§1. Восточно-Сибирское Краевое музыкальное училище во второй половине 1940-х - начале 1960-х годов.

§2. Музыкальное отделение Иркутского областного училища искусств в 1960-е - первой половине 1980-х годов.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Литвин, Мария Ивановна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Весь XX век окружающая человека среда стремительно меняла свои традиционные основы. Качественные характеристики этих преобразований стали критериями для определения современной цивилизации. Трансформация современной цивилизации, а вместе с тем темпы этих преобразований, изменение основ человеческого жизнеустройства, породили особый интерес к культуре как средству человеческой самореализации, способному оказать воздействие на цивилизационный процесс. В связи с этим закономерен и особый интерес современного общества к культуре, что нашло выражение в появлении целого комплекса наук о культуре, пытающихся дать определение предмету исследования, выявить его творческий потенциал, имеющиеся внутренние резервы, и, прежде всего, попытаться найти надежные механизмы для регулирования культурологических процессов.

Без осознания всей серьезности происходящих перемен человек может утратить самоидентичность, потеряв привычные ценностные ориентиры в современном процессе глобализации и универсализации человеческого общества. Вот почему попытка определить, как происходили встречи различных культур друг с другом в прошлом, а также основные способы и формы их трансформации при соприкосновении с меняющимися условиями жизни, сегодня имеет особую актуальность. Сама возможность разобраться в процессах подобного рода на уже имеющемся историческом материале имеет в наши дни особую ценность.

Уникальные по своему характеру, продолжительности и влиянию трансформации, происходившие с русской культурой в советском обществе, становятся особенно интересными для изучения и анализа.

Музыкальная культура, являясь частью человеческой культуры вообще, представляет собою такую специфическую область человеческой деятельности, которая при помощи особых художественных средств и форм выражает ценностное отношение человека к миру с помощью звуков. Связь с эмоциональной сферой человека делает ее особенно интересной, т.к. все происходящее с ней как вовне, так и внутри становится особенно наглядным.

В связи с этим закономерен и особый интерес к процессу развития музыкальной культуры в советский период ее существования, что собственно и стало темой нашего исследования.

Уровень развития профессиональных традиций всегда позволяет наиболее точно охарактеризовать глубину и качество происходящих явлений.

Для осознания своеобразия произошедших культурологических процессов нами был выбран профессиональный аспект существования музыкальной культуры, т.к. ограничение исследовательского поля работы этой сферой позволяет исключить использование случайных материалов, могущих привести к искажению результатов исследования.

Создание любой профессиональной традиции обусловлено действием множества факторов, имеющихся как внутри самой культуры, так и вовне ее. К числу конкретных внутренних факторов того времени можно отнести следующие: во-первых, это европейская музыкальная традиция, как эталон с соответствующими ей критериями художественности и музыкального языка - жанрами, полифонией, инструментарием и т.д. На основе которой и происходило формирование русской музыкальной культуры. Отсюда - культ европейских музыкальных традиций, на восприятии которых были воспитаны многие поколения музыкантов, сама музыкальная публика, да и вообще все те, кто имели отношение к музыкальной культуре. Во-вторых, это формирование профессиональных традиций в условиях советского музыкального строительства, где установки «сверху» определяли как характер, так и темпы становления этих традиций.

Существовало противостояние между западно-европейскими и русскими образцами и формами существования музыкальной культуры и попытками создания советской музыкальной культуры, в корне отличной от старой, «безыдейной», «бездумной», «бездуховной», хотя порой и «обладающей внешней привлекательностью» и т.д. Для советской музыкальной культуры незыблемыми оставались принципы, «определяющие ее историческую роль, - верность заветам народности и реализма» \

Механизмы разрешения этих противоречий, выработанные советским государством, способы их функционирования в данной системе и результаты их сосуществования в культуре стали предметом пристального изучения данного исследования.

Еще одной из особенностей данной работы является сознательное ограничение поля деятельности советской музыкальной культуры рамками музыкальной культуры города Иркутска. Подобный выбор был вызван своеобразием существования музыкальной культуры в советский период. Тоталитарное устройство советского государства создало схожесть процессов, протекавших на всей территории Советского Союза. Хотя, конечно, музыкальная жизнь в центральных, наиболее крупных городах нашей страны отличалась от музыкальной жизни периферийных городов, но тем не менее именно эта удаленность от центра позволяет более четко определить сущность происходивших процессов, отбросив все временное и незначительное, сосредоточив все свое внимание на сути явления. Поэтому музыкальная культура города Иркутска - одного из старейших городов Восточной Сибири, как нельзя лучше соответствовала означенным критериям в связи с ее удаленностью от центра, с одной стороны, и наличием богатых музыкальных традиций, сложившихся в досоветский период, с другой.

Следовательно, выбранная нами тема «Развитие профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1985 гг. в достаточной степени актуальна. Раскрытие данной проблемы в исследовательской работе позволит решить ряд задач, стоящих перед культурой в целом, и русской музыкальной культурой в частности.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является профессиональная музыкальная культура советского периода.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является развитие профессиональной музыкальной культуры крупного областного центра Восточной Сибири - города Иркутска в 1946-1985 гг. в условиях существования административно-командной системы.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ исследования определяются 1946-1985 годами. Начальная грань соответствует периоду окончания Великой Отечественной войны, ставшему временем дальнейшего развития советского общества, а вместе с тем продолжения культурного строительства. Конечная дата совпадает с началом «перестройки» советского государства, и соответственно с изменением идеологических основ советского строя. Явления, отразившие эти преобразования, остались за рамками исследования.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ работы ограничены городом Иркутском - крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Восточной Сибири.

Итак, сформулируем проблему исследования: «Развитие профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1985 гг.».

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ. Для выполнения данной диссертационной работы использовались как общие, так и специальные методы научного познания, выбор которых определялся характером исследуемого объекта. Сегодня понятие «культура» имеет множество определений, которые можно применить ко всем аспектам жизни и деятельности человека. Однако ее изучение правомерно лишь в историческом контексте, поэтому в основу исследования были положены принципы историзма и объективности. Они позволили рассмотреть профессиональную музыкальную культуру города Иркутска в развитии на протяжении 1946-1985 гг.

В исследовании применен хронологический метод, т.к. изучение истории культуры предполагает анализ и хронологически точное воссоздание реальных процессов и событий.

Наряду с выше названными методами в процессе работы над диссертацией были использованы общенаучные методы: абстрагирования, индукции и дедукции, сравнения и системного подхода. В этом отношении исследование опирается на ряд положений, изложенных в работах отечественных исследователей. Системный подход позволил охватить изучаемый предмет (профессиональную музыкальную культуру города Иркутска) в его целостности, определить линию преемственности и развития. Был применен проблемно-логический метод, позволивший выявить логику культурно-исторического развития профессиональной музыкальной культуры города Иркутска, закономерности и механизмы культурной динамики. Использование этого метода в рамках историко-культурологического исследования позволило соотнести исторические события со смысловым контекстом объекта исследования.

Сочетание этих методов позволило выявить общее и особенное в процессе развития профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в условиях существования административно-командной системы государственного управления, характер связи между государственными и общественными потребностями и особенностями функционирования и развития профессиональной музыкальной культуры.

Из общих методов научного познания использовались те из них, которые применяются на теоретическом уровне исследования, а именно абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.

Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Методы анализа и синтеза в научном процессе тесно связаны между собой. Они предполагают с одной стороны, разложение предмета на составные части с целью его научного исследования, а с другой стороны, соединение полученных при анализе частей в единое целое.

Методы дедукции и индукции являются противоположными друг другу. Роль индукции в практике научного исследования определяется познавательной необходимостью обобщений из опыта. Это вид эвристической интерпретации фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с определенной степенью правдоподобия. Результаты индуктивного метода выражаются в суждениях, экстраполирующих данные наблюдений или экспериментов, поэтому индуктивные обобщения рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Дедукция в методологии науки является процессом логического вывода, представляющего собой переход от посылок к заключениям (следствиям) на основе применения правил логики. Этот метод тесно связан с методом анализа - раскрытием компонентов посылок дедуктивного содержательного вывода. Поскольку в заключении содержательного дедуктивного умозаключения происходит объединение знаний, данных в отдельных посылках, дедукция связана и с методом синтеза. В связи с тем, что единичные факты (на основе обобщения которых индукция строит общие утверждения) считаются объясненными, если они включены в некоторую определенную систему понятий, из которой могут быть получены дедуктивным путем, метод дедукции находится в диалектической взаимосвязи с методом индукции.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении.

Из специальных методов исследования применялся метод историзма, объективности, хронологический, сравнительный и системности.

Историзм как принцип исторического познания требует изучения всякого явления в его генезисе, связи с конкретно-историческими условиями, выяснения общих и особенных черт явлений. Непременным условием получения достоверного знания о прошлом является применение принципа историзма при соблюдении требования объективности. Под принципом объективности понимается адекватность интерпритации объективному значению, содержащемуся в исторических фактах. Однако необходимая в историческом исследовании интерпретация фактов не может быть лишена некоторой субъективности, без которой историческое познание невозможно. В соответствии с хронологическим методом каждый элемент исследования рассматривается с точки зрения движения и изменения в соответствии с течением исторического времени. Применение метода системности способствовало рассмотрению данной темы как комплексного процесса, вычленению наиболее важных объектов и предметов исследования, прослеживанию их взаимосвязей.

Сочетание всех вышеперечисленных методов позволило выявить в процессе работы над темой диссертационного исследования общее и особенное в процессе развития профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1985 годах.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ заключается в том, что впервые в научный оборот вводятся материалы по истории профессиональной музыкальной культуры города Иркутска. Ее характеристика была дана с точки зрения общего и особенного присущего как профессиональной культуре страны в целом, так и города Иркутска, в частности.

Была предпринята попытка реконструкции неизвестных страниц музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1985 гг. В исследовании синтезировано теоретическое знание, связанное с раскрытием сущности процесса становления и развития профессиональной музыкальной культуры города Иркутска, и конкретный культурно-исторический материал, впервые введенный в научный оборот. На основе изученного материала определены основные этапы формирования профессиональной музыкальной культуры Иркутска. Получена информация о деятельности Иркутской областной филармонии (особенностях становления коллектива Музыкального лектория, Иркутского симфонического оркестра, Камерного оркестра и др. творческих коллективов, его деятельности в области пропаганды музыкальной культуры), о работе Иркутского областного театра музыкальной комедии (особенностях становления его коллектива, репертуарной политике театра и гастролях на его сцене) и деятельности Восточно-Сибирского Краевого музыкального училища (позднее переименованного Иркутское областное училище искусств).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации определяется ее участием в заполнении пробела в истории музыкальной культуры Сибири, а также ее актуальностью в связи с выходом на исследование региональной проблематики. В связи с этим материалы и выводы диссертационной работы представляют интерес не только для историков и культурологов, но и для тех, кто занимается разработкой стратегии развития профессионального аспекта музыкальной культуры. Материалы диссертации могут найти выражение в публикации ее основных результатов в монографиях и учебных пособиях, касающихся музыкальной культуры России, Сибири и Иркутска в советский период, в создании методических разработок с целью применения их в учебном процессе в высших и средних специальных учебных заведениях (при разработке курсов лекций и семинарских занятий по истории России и Сибири, спецкурсов по истории музыкальной культуры Сибири и Иркутска), а также в использовании полученных материалов в процессе разработки государственных и региональных программ развития отечественной культуры.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ВНЕДРЕНИЕ результатов в практику проводились по следующим направлениям:

1) участие в проведении научно-практических конференций: «Научно-практическая конференция, посвященная 60-летию факультета русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института и памяти P.JI. Яворского» (Новокузнецк, март 2001 года); «Третьи научные чтения памяти профессора А.П.Бородавкина» (Барнаул, октябрь 2001 года), «Третьи Романовские чтения» (Иркутск, октябрь 2001 года); «Историко-культурное наследие Восточной Сибири XXI века. Проблемы. Поиски. Решения.» (Иркутск, декабрь 2001 года);

2) в опубликовании результатов исследования в печати: «О роли радиокомитета в формировании музыкальной культуры на примере сибирского города», «Деятельность Иркутской филармонии в области пропаганды музыкальной культуры во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х годов», «Репертуарная политика Иркутского театра музыкальной комедии во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х годов»; «Становление коллектива Иркутского симфонического оркестра в 1950-е - 1970-е годы», «Деятельность Восточно-Сибирского Краевого музыкального училища в 1940-х- 1950-х годах»;

3) составление материалов для коллективной монографии «Иркутск в панораме веков»;

4) в разработке программы и чтению спецкурса по «Истории музыкальной культуры города Иркутска» в Иркутском областном музыкальном училище.

ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕМЫ.

Проведенный историографический анализ позволил разделить исследования по теме диссертационной работы на три группы. Во-первых, были выделены работы о музыкальной культуре СССР, во-вторых, о музыкальной культуре Сибири, и, в-третьих, о музыкальной культуре города Иркутска.

Первую группу составили работы, посвященные музыкальной культуре СССР. Важное значение имела литература, раскрывающая понятие «советская музыкальная культура». Однако несмотря на значительное число исследований по данной теме, четкого концептуального оформления исследуемое явление, так и не получило. Поэтому характеристика советской музыкальной культуре давалась в основном в контексте общих представлений о советской культуре вообще. В связи с чем, необходимо отметить основные положения, определяющие ее наиболее существенные характеристики. С точки зрения советской историографии советская культура - это культура социализма, духовная жизнь советского общества, в котором формируется новый человек, строитель коммунизма. Ее характерными особенностями является использование особого художественного метода социалистического реализма, следование принципам партийности и народности в искусстве2. Большое значение для понимания эволюции понятия «советская культура» в советской историографии имела работа А.М.Зак «История изучения советской культуры», вышедшая в 1981 году и обобщившая всю имеющуюся литературу по данной теме3. Однако в силу того, что данная работа была написана в советский период времени с точки зрения государственной идеологии, она отразила официальную точку зрения на предмет, также как и исследованная автором литература. Поэтому его выводы были призваны проиллюстрировать реализацию основных принципов, провозглашенных государством в области развития культуры - партийности, народности и реализма.

Черты, характеризующие музыкальную культуру исследуемого периода, анализируются как в обобщающих работах (И.Белзы «Советская музыкальная культура» (1947г.), М.Тараканова «Музыкальная культура РСФСР» (1987г.), Ю.Холопов «К понятию «советская» музыка» (1993 г.)4, так и в работах, специально посвященных этим проблемам (Ю.Кремлева «Эстетические проблемы советской музыки» (1959 г.), Г.Трелин «Ленинский лозунг «искусство - народу» и становление советской музыкальной культуры» (1970 г.), А.Сохора «Социология и музыкальная культура» (1975г.), Г.Солодовникова «Социалистический реализм и музыка социалистического общества» (1985 г.), И.Ляшенко «Эстетика ленинизма и вопросы музыкальной культуры» (1987 г.), И.Набока «Идеологическая функция музыки» (1987 г.), Н.Шахнозарова «Проблемы народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе» (1987 г.), г?

Ю.Соловьев «Музыкальная культура современного общества» (1998 г.) .

Большое значение для раскрытия понятия «советская музыкальная культура» имеют исследования национальных особенностей развития профессиональной музыкальной культуры в СССР в работах Э.Абасова, К.Касимова «Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана 1920-1956гг.» (1970г.), И.Банайтиса «Литовская советская музыка» (1953 г.), В.Виноградова «Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР» (1961г.), Ю.Гаудримаса «Музыкальная культура Советской Литвы 1940-1960гг.» (1961г.), А.Даурова «Музыкальная культура народов Караваево-Черкесии» (1974г.), Г.Лапчинского «Музыкальная культура Карелии» (1968г.), Н.Речменского «Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР» (1965г.), И.Нисневич, С.Нисневич «Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры» (1969г.), А.Голубковой «Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917-1967)» (1978г.)6.

Неоценимую помощь в структурировании диссертационного исследования оказали работы о музыкальной культуре различных городов (Б.Кривошея, Л.Лаврушева, Э.Прейсмана «Музыкальная жизнь Красноярска» (1983г.), М.Этингера «Музыкальная культура Астрахани» (1987г.) и п

И.Харкеевич «Музыкальная культура Иркутска» (1987 г.) .

Важное значение имели работы, посвященные исследованию различных сторон музыкальной культуры СССР. Это такие монографии и сборники статей, как «Современные проблемы советского музыкального исполнительского искусства» (1985г.), «Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность» (1991г.) «Музыкальный театр: Надежды и действительность» (1993г.), «Музыкальный театр: События. Проблемы» (1990г.), А.Алексеев «Советская фортепьянная музыка» (1974г.), Г.Благодатов «Русская гармоника: Очерк истории инструмента и его роль в русской музыкальной культуре», М.Янковский «Искусство оперетты»8.

История изучения музыкальной культуры Сибири 1946-1985 годов не имеет богатой историографической традиции в отечественной исторической науке. Единственной работой, в которой предпринята попытка проанализировать развитие музыкальной культуры в Сибири - это работа «Музыкальная культура Сибири» (в 3-х томах), вышедшая в 1997 году в Новосибирске, благодаря труду коллектива авторов под редакцией Б.А.Шиндина9. Это весьма интересная работа, в которой сделана попытка выявить основные тенденции развития музыкальной культуры Сибири, но слабой стороной является ее описательный характер, что однако является вполне объяснимым из-за практически полной не разработанности темы.

Наиболее хорошо исследованным аспектом музыкальной культуры Сибири стала детальная проработка истории национальных особенностей развития профессиональной музыкальной культуры. Среди них надо выделить следующие работы: Э.Алексеева «Музыкальная культура» (1964г.) и «Якутская опера» (1970г.), Г.Григоряна «Музыкальная культура Якутской

АССР» (1957г.), М.Жиркова «Проблемы Якутского музыкально-драматического театра» (1994г.), Г.Кривошапко «Музыкальная культура якутского народа» (1982г.), О.Куницина «Бурятская опера» (1984г.), «Лхасаран Линховоин» (1991г.), «Проблемы национального стиля в бурятской советской музыке» (1983г.), Б.Базарова «Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по дальнейшему развитию культуры в послевоенные годы 1946-1952» (1968г.), О.Русиновой «Бурятский фольклор в симфонических произведениях советских композиторов» (1990г.), А.Асиновской «Роль русской музыки в развитии музыкального искусства Хакассии» (1991г.), Н.Головневой «Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985)» (1994г.) и другие10.

Были опубликованы исследования по истории исполнительского искусства (Л.Дьябелко, Д.Ермаков)11, музыкального образования

12

Н.Захаревич, Л.Руханкин, Т.Сорокина, С.Гиндис) , деятельности профессиональных музыкальных коллективов (В.Ромм, Е.Корчинский, И.Корн, О.Гусева)13.

Проблема развития музыкальной культуры города Иркутска в исследуемый период практически не получила комплексного освещения в отечественной историографии. Отдельные аспекты данной темы были изложены в немногочисленных исследованиях. Первое обращение к теме нашего исследования мы находим в книге М.О.Янковского «Искусство оперетты. Очерк истории», вышедшей в 1962 году14. В этой работе была описаны основные события в жизни Иркутского театра музыкальной комедии. Поскольку целью данного исследования являлось изучение истории развития музыкального жанра оперетты, естественно, что анализ деятельности Иркутского театра музыкальной комедии имел второстепенное значение. На протяжении 1968-1969 годов издавалось пятитомное исследование «История Сибири» под редакцией А.П.Окладникова. В 1969 году вышел заключительный том «Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму»15. Во втором и третьем разделах книги в главах, посвященных культуре и науке, упоминается об отдельных сторонах музыкальной жизни города Иркутска, которые используются авторами в качестве иллюстративного материала для создания цельной картины культурного развития Сибири с 1946 по 1965 годы.

Наиболее существенный вклад в историю изучения музыкальной культуры города Иркутска внесла И.Ю.Харкеевич, которая явилась пионером в этой области. В 1976 году ею была защищена кандидатская диссертация на тему «Музыкальная культура города Иркутска дооктябрьского периода».

Однако работа над изучением истории города Иркутска была продолжена. В

1982 году в книге «Из прошлого советской музыкальной культуры», вышедшей под редакцией Т.Н.Ливановой, была опубликована статья

И.Ю.Харкеевич «Из истории музыкальной культуры города Иркутска первых лет Советской власти»16. Логичным продолжением начатой работы стала публикация в 1982 году статьи «Иркутская хроника (музыкальная жизнь города 30-70-х годов)» в книге «Музыка Сибири и Дальнего Востока», вышедшей под редакцией И.М.Ромащук17. В 1987 году многолетние исследования И.Ю.Харкеевич в области изучения музыкальной жизни города

Иркутска были оформлены и опубликованы в виде монографической работы

18

Музыкальная культура Иркутска» . До сегодняшнего времени эта книга является единственным комплексным исследованием в данной области. Однако музыкальной культуре города Иркутска 1930-х - 1970-х годов автор уделил недостаточно внимания, сделав акцент на дореволюционный период. В связи с чем, эта часть работы носит скорее иллюстративный, обзорный, а не аналитический характер. Последней работой в отечественной историографии, в которой получили определенное освещение некоторые стороны музыкальной жизни города Иркутска, стало трехтомное исследование «Музыкальная культура Сибири», вышедшее в 1997 году19. Однако в связи с тем, что работа носила обобщающий характер и не ставила своею целью подробное исследование музыкальной культуры Иркутска, она ограничилась выявлением основных тенденций и фактов развития музыкальной жизни города.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Опираясь на имеющуюся историографическую базу, основываясь на значительном количестве источников, автор поставил перед собой цель -провести комплексный анализ развития профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1985 годах в условиях существования административно-командной системы государственного управления.

Достижение этой цели предполагает решение ряда научных задач:

1. Изучить основные формы существования профессиональной музыкальной культуры города Иркутска.

2. Показать механизм влияния административно-командной системы на развитие музыкальной культуры на примере города Иркутска.

3. Определить степень влияния профессионального музыкального образования на уровень развития музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1985гг.

4. Выделить и проанализировать факторы, влияющие на развитие профессиональной музыкальной культуры в городе Иркутске в 1946-1985гг.

5. Показать влияние индивидуальной деятельности наиболее выдающихся деятелей искусства на развитие музыкальной культуры города Иркутска.

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ.

Изучение истории музыкальной культуры, как и всей духовной культуры в целом, требует максимального использования исторических фактов. Это обусловливается особенностями истории духовной культуры как науки, поскольку только всеохватывающее обращение к историческим источникам может заменить эксперимент, являющийся критерием истинности в естественных науках. При этом исследователь для решения поставленной задачи обязан опираться на систему репрезентативных источников. Для написания данной диссертационной работы автор исследовал обширный комплекс исторических источников. Многие из них ранее не использовались другими исследователями. Все использованные источники могут быть разделены на несколько групп.

К первой группе источников относятся различные законодательные акты (правовые документы, созданные уполномоченными органами государства, направленные на урегулирование общественных отношений и содержащие правила общего характера). Поскольку Конституция является основой законодательства государства, она стала главным источником данной группы правовых документов. На протяжении исследуемого периода в СССР было принято две Конституции (первая - 1936 года и вторая - 1977 года), действием которых и определялось общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, а также права и обязанности граждан. Особое внимание при изучении источников данного вида было уделено главам, посвященным социальному развитию и культуре, основным правам, свободам и обязанностям граждан СССР, а также органам государственной власти и управления.

К этой же группе источников относятся законы СССР и постановления (в области социального развития, культуры и образования), принятые съездами народных депутатов СССР на протяжении всего исследуемого периода. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР являлся Совет Министров СССР (Правительство СССР), его постановления и распоряжения были обязательны к исполнению на всей территории СССР. Совет Министров

СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР. Эти органы управления несли ответственность за состояние и развитие порученных им отраслей управления, издавая приказы, инструкции, указания на основе и во исполнение законов СССР, решений Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлений Совета Министров СССР, организуя и проверяя их исполнение. Таким образом, министерства и государственные комитеты управляли непосредственно отдельными предприятиями, объединениями, комбинатами, трестами и фирмами. В связи с этим, особый интерес для нас представляли такие распорядительные документы, как приказы, инструкции и указания, издаваемые Министерством культуры СССР и Министерством образования СССР.

Согласно действовавшим Конституциям СССР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций являлась Коммунистическая партия Советского Союза. «Вооруженная марксистско-ленинским учением», Коммунистическая партия определяла «генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР», руководила «великой созидательной деятельностью советского народа», придавала планомерный, научно-обоснованный характер его борьбе за победу

20 коммунизма» . Поэтому особое место среди источников данной группы заняли резолюции, решения и постановления съездов, конференций и пленумов Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза. Среди партийных документов, имевших особое влияние на развитие музыкальной культуры государства в целом, и на развитие музыкальной культуры города Иркутска в частности, были постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 года), «Об опере «Великая дружба» В.И.Мурадели» (10 февраля 1948 года) и постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер

Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»» (28 мая 1958 года).

Ко второй группе источников относятся статистические данные собранные Центральным статистическим управлением и опубликованные в виде сборников статистических материалов. Они позволили получить разнообразные сведения о развитии экономики, материального и культурного уровня населения СССР в исследуемый период. Сопоставить уровень развития народного образования в стране и в городе Иркутске.

В третью группу источников вошли дидактические материалы: программы музыкальных дисциплин, изучаемых в средних специальных музыкальных учебных заведениях страны (и в Иркутском музыкальном училище в частности) в исследуемый период, а также различные методические пособия для педагогов, преподававших эти предметы. Они были созданы методическим кабинетом по учебным заведениям искусств при Министерстве культуры СССР. Их изучение позволило проследить за развитием содержательного компонента профессионального музыкального образования и выявить степень влияния различного рода постановлений ЦК ВКП(б), а позднее ЦК КПСС в период с 1946 по 1985 годы.

Четвертую группу источников составила периодическая печать, которая явилась важным средоточием фактических сведений о музыкальной культуре того времени. Она в первую очередь позволила определить место музыки в общественном бытии. В различных критических статьях содержалась не только ценная информация о различных сторонах музыкальной культуры города Иркутска, но и выразились требования, взгляды и вкусы общества, которые влияли на процесс развития музыкальной культуры. Несмотря на определенную степень субъективности, имеющуюся в данной группе источников, она, тем не менее, представляет большой интерес для исследователя, т.к. позволяет ему проникнуться духом давно ушедшего времени.

В ходе работы над исследованием были использованы такие разновидности периодики, как газеты и журналы. Особое место среди использованных периодических изданий заняли следующие журналы: «Советская музыка», издаваемая с 1936 года, «Музыкальная жизнь», выпускаемая с 1957 года и «Музыка в школе», появившаяся в 1983 году. Журнал «Советская музыка» был органом Союза композиторов СССР и Министерства Культуры СССР, который выходил один раз в месяц. «Музыкальная жизнь» являлась музыкальным критико-публицистическим иллюстрированным журналом. Они были ориентированы на всесторонний анализ различных сторон музыкальной культуры не только в СССР, но и во всем мире. Журнал «Музыка в школе» был создан в качестве методического журнала министерства просвещения РСФСР, ориентированного на проблемы преподавания музыки в средней школе, но при этом он содержал интересную информацию из истории и теории музыкальной культуры, поэтому был также задействован в процессе работы над диссертационным сочинением.

Кроме вышеперечисленных периодических изданий при подготовке автор использовал материалы 3 центральных («Правда», «Известия» и «Советская культура») и 48 местных газет. Из центральных газет на освещение вопросов исключительно из области культуры была ориентирована только «Советская культура», которая публиковала статьи, содержащие информацию о всех сторонах развития не только советской музыки, но и советской культуры в целом, что позволило составить представление о месте музыки в жизни советского общества. Из местной периодики было использовано 48 наименований газет, которые в основном позволили узнать о гастрольной деятельности Иркутского театра музыкальной комедии и Иркутской областной филармонии. Номера иркутских газет таких, как «Восточно-Сибирская правда» и «Советская молодежь» использовались за весь изучаемый период, поскольку после заседания бюро Иркутского областного Комитета ВКП(б) от 24 декабря 1946 года среди прочих решений было принято следующее: «Обязать редакцию

Восточно-Сибирской правды» систематически публиковать квалифицированные статьи о новых спектаклях, вести решительную борьбу

21 против аполитичности и безыдейности в работе театров» . На аналогичном заседании от 13 июня 1948 года было принято решение об улучшении

22 качества публикуемых рецензий на спектакли театров , а после заседания 1952 года, посвященного серьезным ошибкам в работе Иркутской государственной филармонии, было решено областным газетам «ВосточноСибирская правда» и «Советская молодежь» регулярно печатать статьи о творческой деятельности филармонии, а также информацию о музыкальной

23 жизни области . В связи с выходом вышеперечисленных постановлений, принятых на заседаниях бюро Иркутского обкома ВКП(б), газеты «ВосточноСибирская правда» и «Советская молодежь» использовались при написании данной работы за период с 1945 года по 1988 год.

В пятую группу источников вошли делопроизводственные материалы, сосредоточенные в архивных фондах. Для работы использовались фонды следующих архивов: Государственного архива Иркутской области (ГАИО), Государственного архива новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО), текущий архив музыкального фонда Иркутского областного Радиокомитета, а также текущий архив Иркутского областного музыкального училища.

Государственный архив Иркутской области содержит богатейший и уникальнейший комплекс источников по истории музыкальной культуры не только города Иркутска, но и всей Восточной Сибири, причем не только второй половины XX века, но и более раннего периода. Данное исследование опирается на архивные материалы 9 фондов ГАИО: ф.р-1933 -Исполнительного комитета Иркутского областного Совета депутатов трудящихся, ф.р-2451 - Комитета по радиовещанию и телевидению при Иркутском Облисполкоме, ф.р-2685 - Отдела по делам Искусств при Иркутском Облисполкоме, ф.р-2687 - Отдела культурно-просветительной работы Иркутского Облисполкома, ф.р-2823 - Иркутского областного управления культуры (с 1962 года Управления культуры Иркутского облисполкома), ф.р-2884 - Отдела культуры Иркутского горисполкома, ф.р-2899 - Иркутского областного театра музыкальной комедии, ф.р-3211 -Иркутской областной филармонии и фонд Иркутского областного музыкального училища.

В делопроизводственную документацию, сосредоточенную в архивах ГАИО, вошли следующие разновидности документов: положения, уставы, постановления, решения, распоряжения, приказы, инструкции, указания, протоколы, акты, заключения, докладные записки, обзоры, справки, сводки, письма, договоры, доклады, предложения, объяснительные записки, отзывы, отчеты, списки и перечни.

Все исследуемые нами советские государственные учреждения (Иркутская областная филармония, Иркутский театр музыкальной комедии и Иркутское областное музыкальное училище) выполняли распорядительные функции по отношению к нижестоящим (подчиненным) и исполнительные по отношению к вышестоящим учреждениям и лицам. Поэтому руководящие работники этих организаций документировали исполнение своих полномочий, т.е. свои действия государственного значения (акты), оформлением соответствующих документов. К таким действиям (актам) относятся прием и увольнение, меры поощрения и дисциплинарных взысканий, налаживание производства, обеспечение его ритмичной работы и регулирование трудового режима. Таким образом, в процессе управления возникала необходимость в создании различных документов по административным вопросам: приказов, инструкций, указаний, распоряжений, писем, отчетов и т.д. Все эти документы составили первую группу делопроизводственной документации.

Документирование различных связей и отношений с подчиненными учреждениями, организациями и отдельными лицами осуществлялось с помощью документов общего порядка - писем, протоколов, справок, докладных и объяснительных записок, заключений, отзывов и актов. Эти документы составили вторую группу делопроизводственной документации.

В третью группу вошла документация по личному составу (документы, создаваемые при оформлении приема, увольнения, перемещения работников, предоставления отпуска и поощрения). К таким документам были отнесены приказы по личному составу, заявления, выписки из трудовых книжек, копии документов об образовании, характеристики и автобиографии.

В четвертую группу делопроизводственной документации вошли финансово-расчетные и снабженческо-сбытовые документы: годовые производственно-финансовые планы, сметы на административно-управленческие расходы, документы по проверке работы Министерством государственного контроля, расчеты доходов и расходов филармонии и музкомедии, годовые бухгалтерские отчеты, объяснительные записки к годовым отчетам и расчету доходов и расходов.

В ходе работы над диссертацией были также использованы материалы 5 фондов Государственного архива новейшей истории Иркутской области: ф.127 - Иркутского обкома КПСС, ф.159 - Иркутского горкома КПСС, ф. 183 - Иркутского обкома ВЛКСМ, ф.р-2939 - Всероссийского хорового общества Иркутской области, ф.5397 - Иркутского промышленного обкома КПСС. За исключением одного фонда (Всероссийского хорового общества Иркутской области), архивные материалы ГАНИИО позволяют увидеть, каким образом осуществлялось партийное руководство на местах на примере Иркутской области. Таким образом, были изучены решения и постановления, принятые Иркутским обкомом КПСС и Иркутским горкомом КПСС, руководивших текущей работой партийных организаций между съездами, конференциями и общими собраниями. Среди партийных документов, имевших особое влияние на развитие музыкальной культуры государства в целом, и на развитие музыкальной жизни города Иркутска в частности, были постановления бюро Иркутского обкома ВКП(б), принятые на заседании 1946 года, посвященного ходу выполнения театрами города Иркутска постановления ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и о мерах по его улучшению», заседании 1948 года, посвященного работе театров области, заседании 1949 года, посвященного репертуару театров области, заседании 1952 года, посвященного серьезным ошибкам в работе филармонии, заседании 1960 года, посвященного репертуару театров на 1960 год, и заседании 1964 года, посвященного состоянию и мерам улучшения учебно-воспитательной работы в Иркутском областном училище искусств. Кроме того, в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов принимал участие Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ). Поэтому в исследовании также были использованы и постановления Иркутского обкома ВЛКСМ.

Шестую группу источников составили материалы Музыкального фонда Иркутского областного Радиокомитета. Особую ценность имели записи музыкальных программ, вошедшие в цикл передач «Иркутск музыкальный», посвященные различным юбилейным датам и персоналиям, среди которых надо выделить следующие передачи: «К 10-летию иркутского органа» Н.Шаманской (от 22 октября 1988 года), «К 20-летию Иркутского органного зала» Л.Вороновой (от 17 октября 1998 года), «55-й юбилей Иркутского музыкального театра» Л.Вороновой (от 23 марта 1996 года), «К 60-летию Иркутской филармонии» Л.Вороновой (от 15 мая 1999 года), «К 30-летию Иркутского симфонического оркестра» Н.Шаманской (от 25 ноября 1988 года), «Камерный оркестр Иркутской филармонии» Н.Шаманской (от 23 декабря 1989 года), «О творчестве Л.Янковской» Л.Вороновой (от 18 сентября 1999 года), «К 60-летию Иркутского радио» Н.Шаманской (от 25 ноября 1989 года) и «К 76-летию И.А.Соколова» Т.Коноваловой (от 24 декабря 1994 года). Материалы этих музыкальных передач позволили не только получить ценную информацию об истории музыкальной жизни города Иркутска от самих участников событий, но и обратиться к главному источнику по истории музыки - самой музыке, использованному благодаря сохранившимся звукозаписям.

Таким образом, комплексное использование источников, находившихся в распоряжении автора, а также информация, содержащаяся в научной литературе, позволили достаточно подробно рассмотреть развитие профессиональной музыкальной культуры в городе Иркутске и посильно разрешить поставленные в исследовании задачи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Развитие профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1986 годы"

заключен™.

Принципиальные изменения, происходящие в культурной жизни страны в последнее десятилетие, во многом вызваны отказом от жесткой государственной регламентации в этой важной сфере общественной жизни. Исчезновение ориентиров в области государственной идеологии на пропаганду основных принципов социалистической культуры (партийности, народности и реализма), но вместе с тем и ликвидация государственной поддержки в виде стабильного финансирования культуры, дала свои первые результаты, которые требуют определенного анализа. Они рождают особый интерес к культурному наследию, созданному в иных условиях существования, выяснению закономерностей в развитии самого культурного процесса, а также выявлению взаимосвязи между различными социально-экономическими факторами и сдвигами в области культурных традиций, являющихся основой культуры.

Изучение профессиональной музыкальной культуры отдельных городов имеет принципиальное значение для понимания внутренних процессов существования музыкальной культуры, поскольку наиболее полно свое выражение она находит именно в профессиональном аспекте. Профессиональная сторона существования музыкальной культуры появляется в результате накопления определенных традиций, которые сами по себе в процессе своего становления уничтожают все второстепенное, малозначащее и инородное. Хотя музыкальная жизнь города многообразна в своих проявлениях, но только формирование и сохранение определенных профессиональных традиций, позволяет объективно судить об ее уровне.

Проведя комплексный анализ развития профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в 1946-1985 годах, можно сказать, что с самого начала она была тесно связана с традициями, сформировавшимися в предшествующий период. Именно то, что ранее в городе были сформированы определенные музыкальные традиции, выразившиеся, во-первых, в создании профессиональных музыкальных коллективов, во-вторых, в организации музыкального образования (еще в 1899 году открылось первое специальное музыкальное учебное заведение не только в Иркутске, но и во всей Восточной Сибири), в-третьих, в воспитании разборчивой и требовательной музыкальной публики, позволило плодотворно развиваться музыкальной культуре города Иркутска в советское время.

Основными формами существования профессиональной музыкальной культуры города Иркутска в исследованный период стала деятельность Иркутской областной филармонии, Иркутского театра музыкальной комедии и работа Восточно-Сибирского Краевого музыкального училища (позднее переименованного в 1963 году после преобразования - в Иркутское областное училище искусств).

Государственная политика в области культуры в советский период времени во многом способствовала созданию стационарных профессиональных музыкальных коллективов. Они были созданы благодаря тому, что музыкальное прошлое Иркутска создало необходимую основу для дальнейшего развития музыкальной культуры города в советское время. Однако несомненным является и то, что именно советское государство планомерно проводило политику культурного строительства, стремясь воспитать, в том числе, и с помощью музыкального искусства нового советского человека.

Стремление государства создать совершенно новый тип культуры привело к неожиданным результатам. Во-первых, профессиональная музыкальная культура в исследуемый период развивалась в рамках старых классических европейских музыкальных традиций. Во-вторых, активное культурное строительство (принципиальное количественное увеличение и

Л/ЛП ТТПГТТТЛ /Л Л Г» Т т-\Г 1Т<-«ТТЛ Т> ТТТТ VS П ЛГРТ Т -» Г Л ГГЛТ ТТ^ П ТТТ ТТТ ТЛГ Tf ГТ ггЛТ/*Т<ТТП /"V TI ГТ Л ТЧ Т ТГГТО Т ITIO ч^одагшс и^иимл jv^jiurmia pauu i t>i ivi j jmivajmnDiA ivujijici\ i уцзихэ, mjDx>iiLiCnilv^ уровня музыкальной образованности общества, систематическая пропаганда музыкальной культуры, регулярная разнообразная, взаимообогащающая .музыкальные коллективы и культурную жизнь страны гастрольная деятельность и т.д.) стимулировало развитие устойчивого интереса у широких слоев населения к музыкальному наследию, причем не только и не столько к советскому, но прежде всего, к классическому.

Государство предпринимало самые жесткие шаги с целью всесторонней регламентации музыкальной жизни страны, которые с одной стороны, безусловно оказали свое влияние на развитие музыкальной культуры в советский период, но с другой, благодаря традициям, заложенным в предшествующее время, принципиально не повлияли на основы музыкального искусства. В связи с чем, даже сразу же после выхода постановлений ЦК ВКП(б) - от 26 августа 1946 года «О репертуаре драматических театров и о мерах по его улучшению» и от 10 февраля 1948 года «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели»», ставших апогеем административно-командных методов руководства искусством, в репертуаре профессиональных музыкальных коллективов города Иркутска тем не менее, оставались произведения негативно оцененных политическим руководством СССР, но, пользующиеся неизменной любовью иркутских слушателей и музыкантов.

Исследуемый период в истории музыкальной культуры Иркутска связан с формированием и началом систематической деятельности профессиональных музыкальных коллективов города: в Иркутской областной филармонии появились стационарные исполнительские коллективы (Музыкальный лекторий, симфонический оркестр, камерные ансамбли и оркестр), в Иркутском театре музыкальной комедии закончилось формирование театральной труппы, а в Иркутском областном училище искусств сложился высокопрофессиональный преподавательский коллектив, успешно обучающий студентов по всем основным музыкальным специальностям.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что именно в 1946-1985-х годах произошло формирование профессиональной музыкально-исполнительской среды в городе Иркутске, имеющей свои характерные черты в рамках унифицированной музыкальной культуры СССР.

 

Список научной литературыЛитвин, Мария Ивановна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Конституция СССР.-М.: Известия, 1971.-32 с.

2. Конституция и законы СССР.-М.: Известия, 1983.-639 с.

3. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик.-М.: Юрид.лит.,1987.-511с.1.. СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ.

4. Вопросы идеологической работы: Сб.важнейших решений ЦК КПСС (1954-1961).-М.: Госполитиздат, 1961.-328 с.

5. Комитет по делам искусств. Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром. Дополнительный список драматических произведений, разрешенных к исполнению на 1 мая 1951г.-М.: Гос.культпросветиздат, 1951.-16 с.

6. Культурное строительство в Иркутской области (1917-1967гг.): Сб. документов/Ред.Л.П.Косых.-Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1988.-350 с.

7. Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы.-М.: Сов.Россия, 1989.-Т.3.-373 с.

8. Культурное строительство в Сибири 1941-1977гг.:Сб. документов/Сост.Е.Т.Артемов и др.-Новосибирск: Кн.изд-во, 1987.-263 с.

9. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979г.-М.: Политиздат, 1981.-32 с.

10. Страна Советов за 50 лет: Сборник статистических материалов.-М.: ЦСУ СССР, 1967.-321 с.

11. Культурное строительство в СССР: Статистический сборник.-М.: ЦСУ СССР, 1956.-332 с.

12. Среднее специальное образование в СССР: Статистический сборник.-М.: ЦСУ СССР, 1962.-155 с.

13. РСФСР за 50 лет: Статистический сборник.-М.: ЦСУ СССР, 1967.-255 с.

14. Культурное строительство в РСФСР: Статистический сборник.- М.: ЦСУ СССР, 1958.-459 с.

15. То же./Под ред.С.В.Плаксина.-М.: Политиздат, 1971.-168 с.28. То же, 1973.-175 с.29. То же, 1974.-160 с.30. То же, 1975.-128 с.31. То же, 1976.-126 с.32. То же, 1977.-112 с.33. То же, 1978.-112 с.

16. То же./Под ред.Р.П.Федорова.-М.: Политиздат, 1979.-120 с.35. То же, 1980.-127 с.36. То же, 1981.-128 с.37. То же, 1982.-143 с.38. То же, 1983.-160 с.39. То же, 1984.-160 с.40. То же, 1985.-176 с.41. То же, 1986.-157 с.1.. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

17. Анализ музыкальных произведений: Программа для музыкальных училищ. М., 1988.-37 с.

18. Гармония: Методические указания для учащихся-заочников музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1988.-21 с.

19. Гармония: Программа для музыкальных училищ.-М., 1983.-49 с.

20. Гармония: Программа для музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1988.-34 с.

21. Гармония: Программа для отделений теории музыки музыкальных училищ.-М., 1976.-24 с.

22. Инструментоведение: Методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1988.-32 с.

23. Инструментовка и переложение методические указания и контрольные задания для учащихся-заочников музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1987.-29 с.

24. История советской массовой и эстрадной песни: Программа для музыкальных училищ.-М., 1986.-40 с.

25. История стилей современной эстрадной и джазовой музыки: Программа для музыкальных училищ.-М., 1985.-23 с.

26. К вопросу о воспитании музыканта-исполнителя в теоретических классах: Методическая разработка для музыкальных училищ.-М., 1984.-44 с.

27. Методика преподавания сольфеджио. Педагогическая практика: Программа для музыкальных училищ.-М., 1987.-36 с.

28. Методические рекомендации по инструментовке и инструментоведению: В помощь руководителям оркестров народных инструментов Иркутской области.-Иркутск, 1980.-42 с.

29. Музыкальная литература зарубежных стран: Программа для исполнительских отделений музыкальных училищ.-М., 1962.-63 с.

30. Музыкальная литература зарубежных стран: Программа для исполнительских отделений музыкальных училищ.-М., 1972.-79 с.

31. Музыкальная литература СССР: Программа для музыкальных училищ.-М., 1966.-68 с.

32. Музыкальная литература СССР: Программа для музыкальных училищ.-М., 1977.-79 с.

33. Музыкальное народное творчество: Программа для музыкальных училищ.-М., 1966.-32 с.

34. Педагогическая практика: Программа для музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1988.-12 с.

35. Программа вводного курса в музыкальную литературу для вокальных отделений музыкальных училищ.-М., 1962.-21 с.

36. Произведения И.Стравинского в учебном репертуаре: Методические рекомендации.-М., 1986.-21 с.

37. Работа над произведениями С.Прокофьева в музыкальном училище в свете проблем взаимодействия между композиторским и исполнительским творчеством: Методическая разработка для преподавателей музыкальных училищ.-М., 1986.-34 с.

38. Самостоятельная работа по специальности (принципы и методы): Методическая разработка для преподавателей струнных отделений музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1988.-36 с.

39. Сольфеджио: Программа для отделения теории музыки музыкальных училищ.-М., 1966.-31 с.

40. Специальный класс баяна: Программа для отделений народных инструментов музыкальных училищ.-М., 1968.-52 с.

41. Специальный класс баяна: Программа для музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1987.-35 с.

42. Элементарная теория музыки: Программа для теоретических отделений музыкальных училищ.-М., 1969.-24 с.

43. Элементарная теория музыки: Программа для исполнительских отделений музыкальных училищ.-М., 1976.-16 с.

44. Элементарная теория музыки: Программа для музыкальных училищ и училищ искусств.-М., 1988.-42 с.1. V. ПЕРИОДИКА.а) журналы:

45. Музыкальная жизнь. 1957-2001.

46. Советская музыка. 1945-1988.

47. Музыка в школе. 1983-1988.

48. Алтайская правда.-Барнаул, 1980.

49. Амурская правда.-Благовещенск, 1979.

50. Амурский комсомолец.-Благовещенск, 1979.

51. Бакинский рабочий.-Баку, 1979.

52. Белгородская правда.-Белгород, 1976.

53. Боевая вахта.-Владивосток, 1950.

54. Бурятская правда.-Улан-Удэ, 1975.

55. Вечерний Ташкент.-Ташкент, 1980.

56. Вечерний Фрунзе.-Фрунзе, 1980.

57. Вечерняя Пермь.-Пермь, 1973.

58. Ворошиловградская правда.-Волошировград, 1977

59. Восточно-Сибирская правда.-Иркутск, 1945-1990.

60. Горьковский рабочий.-Горький, 1969.

61. Дальневосточный комсомолец.-Владивосток, 1979,

62. Днепр вечерний.-Днепропетровск, 1978.88. Егоровец.-JT., 1974.

63. За коммунизм.-Иркутск, 1975.

64. Забайкальский рабочий.-Чита, 1954.

65. Запорожская правда.-Запорожье, 1978.

66. Знамя коммунизма.-Ангарск, 1958-1986.

67. Заря.-Днепропетровск, 1978.

68. Заря Полтавщины.-Полтава, 1978.95. Известия.-М., 1945-1990.

69. Индустриальная Караганда.-Караганда, 1964.

70. Индустриальное Запорожье.-Запорожье, 1978.

71. Красное Знамя.-Братск, 1973.

72. Красное Знамя.-Владивосток, 1950, 1973-1975.

73. Красное Знамя.-Сочи, 1958.

74. Красное Знамя.-Томск, 1954.

75. Красноярский рабочий.-Красноярск, 1954, 1971.103. Коммуна.-Воронеж, 1976.104. Комму нар.-Тула, 1976.

76. Комсомолец Запорожья.-Запорожье, 1978.

77. Ленинградская правда.-Л., 1974.

78. Мамский горняк.-Мама, 1955.108. Металлист.-Иркутск, 1969.

79. Молодой коммунар.-Тула, 1981.

80. На боевом посту.-Чита, 1954.

81. Рабочий путь.-Смоленск, 1976.

82. Пензенская правда.-Пенза, 1965.113. Правда.-М., 1945-1990.

83. Правда Востока.-Ташкент, 1980.

84. Скороходовский рабочий.-Л., 1974.

85. Советская Киргизия.-Фрунзе, 1974.

86. Советская культура.-М., 1950-1986.

87. Советская молодежь.-Иркутск, 1945-1990.

88. Советская Сибирь.-Новосибирск, 1953.

89. Советский Узбекистан.-Ташкент, 1980.

90. Тульская панорама.-Тула, 1981.

91. Черноморская здравница.-Сочи, 1977.123. Электросила.-Л., 1974.

92. VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

93. Ф.р-2451 (Комитет по радиовещанию и телевидению при Иркутском Облисполкоме). Оп.1.Д.1-697.

94. Ф.р-2685 (Отдел по делам Искусств при Иркутском Облисполкоме). Оп.1.Д.1-91.

95. Ф.р-2687 (Отдел культурно-просветительской работы Иркутского Облисполкома). Оп.1.Д. 1-126.

96. Ф.р-2823 (Иркутское областное управление культуры). Оп.1.Д.1-588.

97. Ф.р-2823 (Управление культуры Иркутского Облисполкома). Оп.2.Д.1-368.

98. Ф.р-2884 (Отдел культуры Иркутского Горисполкома). Оп.1.Д.1-94.

99. Ф.р-2899 (Иркутский областной театр музыкальной комедии облатного управления культуры). Оп.1.Д.1-222.

100. Ф.р-3211 (Иркутская областная филармония). 0п.1.д.1-40.

101. Иркутское областное музыкальное училище. (Текущий архив). Оп.2-л.Д.1-123.

102. VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

103. Ф.185 (Иркутский обком ВЖСМ). Оп.14.Д.43; Оп.16.Д.47; Оп.18.Д.19,1 о тт ОЛ 01 1 С7. ТА ТТ -7Д л Г,. Г\„ ОО ТТ 1 Q

104. Ф.р-2939 (Всероссийское хоровое общество Иркутской области). Оп.1.Д.1-31.

105. Ф.5397 (Иркутский промышленный обком КПСС).Оп.1.Д.24, 58, 62.

106. VIII. ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ РАДИОКОМИТЕТ.

107. Музыкальный фонд (текущий архив).1.. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ.

108. Абасова Э.Г., Касимов К.Л. Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана 1920-1956гг.-Баку: Элм, 1970.-178 с.

109. Айвазова Г. Композитор и региональная культура: творческий портрет Н.А.Карницкой// Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы конференции.-Кемерово, 1990.-С.226-229.

110. Артеменкова Т. Формирование художественной культуры Новосибирского академгородка//Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации/Ред.А.М.Лесовиченко.-Новосибирск, 1996.-С.103-124.

111. Асиновская А. Проблемы становления музыкальной культуры Хакасии советской// Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тезисы областной научной конференции.-Омск, 1985.-С.87-89.

112. Асиновская А. Роль русской культуры в развитии музыкального искусства Хакасии// Русская музыка Х-ХХ веков в контексте культуры «Восток-Запад»: Тезисы Всесоюзной конференции/Ред.А.Лесовиченко, Б.Шиндин.-Новосибирск, 1991 .-С. 141 -144.

113. Базаров Б.В. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по дальнейшему развитию культуры в послевоенные годы 1946-1952 гг./Диссертация.

114. Банайтис И. Литовская советская музыка.-Вильнюс, 1953.-80 с.

115. Белза И. Советская музыкальная культура. Краткий очерк.-М.-Л.: Музгиз, 1947.-207 с.

116. Берлинский П. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурят-Монголии.-Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931.-16 с.

117. Болотникова Т. Из истории развития музыкального образования в Западной Сибири в 1920-е гг.// Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы конференции.-Кемерово, 1990.-С.25-29.

118. Бродова И. Музыкальная культура города как процесс//Муз.академия.-1998.-№3-4, кн.1.-С.88-98.

119. Бялый И. Дыхание современности в традиционном жанре (об идейно-этической направленности фортепианного трио К.Кравцова)// Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы конференции.-Кемерово, 1990.-С.220-223.

120. Бялый И. Тема памяти в фортепианном трио сибирских композиторов//Там же.-С.30-33.

121. Виноградов B.C. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР.-М.: Сов. композитор, 1961.-303 с.

122. Владимирская А.Р. Звездные часы опретты.-2-е изд. испр. и доп.- Л.: Искусство, 1991.-220 с.

123. Вопросы преподаваия музыкально-исторических дисциплин: Сб.тр./ГМПИ им.Гнесиных; Отв.ред.И.А.Гивенталь.-М., 1985.-Вып.81.-176 с.

124. Галиева Ю.П. Русская музыкальная культура 19-20 вв.//Русская духовная культура/Ред.А.Я.Эсалнек, М.Д.Зиновьева.-М.: МГУ, 1995.-С.255-280.

125. Гаудримас Ю.К. Музыкальная культура Советской Литвы 1940-1960гг. Очерк.-Л.: Сов. композитор, 1961.-140 с.

126. Гиндис С. Из истории музыкального образования в Новосибирске// Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тезисы областной научной конференции.-Омск, 1985.-С.33-36.

127. Гинзбург С.Л. Основы музыкальной культуры. Тезисы, библиография, контрольные вопросы.-Л.: Ленингр. Филармония, 1935.-19 с.

128. Головнева Н. Социокультурные предпосылки зарождения профессионального музыкального творчества в Якутии// Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тезисы областной научной конференции.-Омск, 1985 .-С.39-41.

129. Голубкова А.Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии (1917-1967).-Ижевск: Удмуртия, 1978.-156 с.

130. Гончаренко С. Некоторые черты эволюции сибирской камерно-инструментальной музыки в 80-е гг.// Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы конференции.-Кемерово, 1990.-С.206-210.

131. Гончаренко С. Традиции и новаторство в камерно-инструментальной музыке сибирских композиторов 70-е гг.//Современная тема в творчестве композиторов Сибири: Тезисы конференции/Сост.Б.Шиндин.-Новосибирск, 1982.-С.14-16.

132. Городская культура Сибири: история и современность:Сб.науч.тр./Отв.ред.Д.А.Алисов.-Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997.-153 с.

133. Грекова-Дашкова О.П. Старые мастера оперетты.-М.: Искусство, 1990.286 с.

134. Гусева О. Культурно-просветительская деятельность симфонического оркестра Кузбасса. Его роль в пропаганде современной музыки//Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы конференции.1 ООП П 1Л т

135. А V 1V1 jj VJO W , L S S\J .-\y.J-r-J / .

136. Данилевич JI.B. Книга о советской музыке.-М.: Музгиз, 1962.-444 с.

137. Дауров А.А. Музыкальная культура народов Караваево-Черкесии.-Черкасск, 1974.-84 с.

138. Двадцать четвертый съезд КПСС о развитии советской культуры.-Оренбург: Кн.изд-во, 1973.-26 с.

139. Двадцать пятый съезд КПСС и проблемы культуры развитого социализма: Межвуз.сб.науч.тр./Отв.ред.А.И.Арнольдов.-М.: МГИК, 1979.210 с.

140. Жирнов В.Е. Развитие советской социалистической культуры.-М.: Госполитиздат, 1952.-160 с.

141. Жукова J1.JI. В мире оперетты.-М.: Знание, 1976.-112 с.

142. Езерская Е. Оперетта в России: завтра начинается сегодня//Музыкальная жизнь.-2001 ,-№2.-С. 16-18.

143. Еременко Г. Деятельность Сибирской организации Союза композиторов: 1945-1955//Периферия в культуре: Материалы международной конференции (апрель 1993)/Ред.А.М.Лесовиченко.-Новосибирск, 1994.-С.305-316.

144. Еременко Г., Маркина С. Из истории Новосибирского музыкального училища (1945-1955)//Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации/Ред.А.М.Лесовиченко.-Новосибирск, 1996.-С.88-102.

145. Ермаков Д. Из истории баянного искусства' в советской Сибири//Социально-культурные процессы в Советской Сибири: Тезисы областной научной конференции.-Омск, 1985.-С.83-85.

146. Ермаков Д.Г. Начало профессионального исполнительства и образования на баяне в советской Сибири//Музыкальная культура Сибири и

147. Дальнего Востока: история и современность: Тезисы зональной научной конференции.-Новосибирск, 1983 .-С. 54-56.

148. Жирков М. Проблемы якутского музыкально-драматического театра//Марк Николаевич Жирков. К 100-летию со дня рождения/Ред.Н.И.Головнева.-Новосибирск, 1994.-С.7-36.

149. Захоревич Н. Вокальная музыка сибирских композиторов в курсе фортепиано// Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов/Новосиб. консерватория.-Новосибирск, 1990.-С. 153-165.

150. Зингер Е. Ленинградская государственная филармония в Сибири в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.// Научно-методические записки.-Новосибирск, 1970.-Вып.5.-С.61-116.

151. Из истории русской и советской музыки: Сб.ст./Ред.-сост.А.Кандинский.-М.: Музыка, 1971.-335 с.

152. То же.-1976.-Вып.2.-360 с.

153. То же.-1978.-Вып.3.-253 с.

154. Из прошлого советской музыкальной культуры: Сб.ст./Сост. и ред.Т.Н.Ливанова.-М.: Сов.композитор, 1975.-421 с.

155. То же.-1976.-Вып.2.-296 с.

156. То же.-1982.-Вып.З .-280 с.

157. История Коммунистической партии Советского Союза. В 6-ти т./Гл.ред.П.Н.Федосеев.-М.: Политиздат, 1980.

158. История русской и советской музыки: в 4т.-М.: Музгиз, 1956-1963.

159. История Сибири: в 5т.Т.5.Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму.-Л.: Наука, 1969.-470 с.

160. Казанцева Л. Тема Сибири в музыке красноярских композиторов//Гражданская и патриотическая тематика в музыке композиторов Сибири: Тезисы конференции/Ред.Б.А.Шиндин.-Новосибирск, 1986.-С.25-27.

161. Казанцева JI., Лаврушева Л. Поиски Красноярска музыкального//мр,-М.,1991.-Вып.9.-СЛ65-181.

162. Калужский В. В творческих организациях РСФСР. Новосибирск//Музыка России.-М.,1978.-Вып.2.-С.451-455.

163. Калужский В. В творческих организациях РСФСР. Новосибирск/Музыка России.-М.,1980.-Вып.3.-С.384-388.

164. Калужский В. В творческих организациях РСФСР. Новосибирск/Музыка России.-М.,1982.-Вып.4.-С.375-378.

165. Калужский В. Музыкальная культура Сибири в системе художественной культуры региона//Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и современность: Тезисы зональной научной конференции.-Новосибирск, 1983.-С. 10-11.

166. Калужский В.М. На сцене русская опера// Новосибирск.-Новосибирск, 1983.-С.41-61.

167. Калужский В. Творчество композиторов Сибири и развитие музыкальной культуры региона//Гражданская и патриотическая тематика в музыке композиторв Сибири: Тезисы конференции/Ред.Б.А.Шиндин.-Новосибирск, 1986.-С.38-43.

168. Калужский В., Шиндин Б. Проблемы музыкальной культуры Сибири//Музыка России.-М.,1988.-Вып.9.-С.328-340.

169. Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР.-М.: Госкультпросветиздат, 1954.-244 с.

170. Карпов Г.Г. Партия и культурная революция в СССР.-М.: Госполитиздат, 1957.-72 с.

171. Клитин С.С. Эстрада: проблемы теории, истории и методики.-Л.: Искусство, 1987.-191 с.

172. Корн И. Большой театр Сибири: советская опера на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы ибалета//Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока.-М., 1982.-Вып. 1.-С.62-69.

173. Кремлев Ю.А. Эстетические проблемы советской музыки.-Л.: Сов. композитор, 1959.-103 с.

174. Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М. Музыкальная жизнь Красноярска.-Красноярск: Кн. изд-во, 1983.-176 с.

175. Критика и музыкознание.-Л., 1987.-Вып.3.-251 с.

176. Культурная революция в СССР 1917-1965гг.: Сб.статей/Отв.ред.М.П.Ким.-М.: Наука, 1967.-471 с.

177. Куницын О.И. Бау Ямпилов.-М.: Сов.композитор, 1986.-112 с.

178. Куницын О.И. Бау Ямпилов: очерк жизни и творчества.-М.: Сов.композитор, 1977.-133 с.

179. КПСС и рост духовной культуры рабочего класса (1917-1980гг.)/Отв.ред.В.Г.Чуфаров, М.С.Кузнецов.-Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1982.-224 с.

180. Лапчинский Г.И. Музыкальная культура Карелии.-Л.: Музыка, 1968.-103 с.

181. Ляшенко И.Ф. Интернационализм советской музыкальной культуры: традиции и современность.-Киев: Муз. Украина, 1986.-142 с.

182. Ляшенко И.Ф. Эстетика ленинизма и вопросы музыкальной культуры.-Киев, 1987.-229 с.

183. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности.-Л.: Музыка, 1988.-88 с.

184. Межнациональные связи в советской музыкальной культуре: Сб.ст.-Л.: Музыка, 1987.-262 с.

185. Музыка в социалистическом обществе: Сб.ст./Сост. и общ. ред.А.А.Фарбштейн.-Л.: Музыка, 1977.-Вып.З.-256 с.

186. Музыка России: Музыкальное творчество и музыкальная жизнь республик Российской Федерации: Сб.ст./Ред.Е.Грошева.-М.: Сов. композитор, 1976.-Вып. 1.-456 с.

187. То же, 1978.-Вып.2.-512 с.

188. То же, 1980.-Вып.З.-445 с.

189. То же, 1982.-Вып.4.-430 с.

190. То же, 1984.-Вып.5.-488 с.

191. То же, 1986.-Вып.6.-422 с.

192. То же, 1988.-Вып.7.-335 с.

193. Музыка Сибири и Дальнего Востока: Сб.ст./Сост.И.Ромащук.-М., 1982.206 с.

194. Музыкальная культура Армянской ССР: Сб.ст./Сост.М.А.Берко.-М.: Музыка, 1985.-398 с.

195. Музыкальная культура братских республик СССР: Сб.ст./Сост.Г.В.Конокова.-Киев: Муз.Украина, 1982.-Вып.1.-192 с.

196. Музыкальная культура Бурятии: Сб.ст./Отв.ред.В.И.Найдаков.-Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1967.-119 с.

197. Музыкальная культура Казахстана: Сб.ст. и материалов/Сост.П.В.Аравин, Б.Г.Ерзакович.-Алма-Ата: Казгосиздат, 1955.178 с.

198. Музыкальная культура Сибири: в Зт.Т.З.Музыкальная культура Сибири XX века.Кн. 1 .Музыкальная культура Сибири с 1917 года до середины 50-х годов XX века.-Новосибирск, 1997.-241 с.

199. Музыкальная культура Сибири: в Зт.Т.З.Музыкальная культура Сибири XX века.Кн.2.Музыкальная культура Сибири середины 50-х-конца 80-х годов XX века.-Новосибирск, 1997.-496 с.

200. Музыкальная культура Узбекской ССР: Сб.ст./Ред.-сост.Т.Е.Соломонова.-М.: Музыка, 1981.-350 с.

201. Музыкальная культура Украинской ССР: Сб.ст./Сост.Е.Алексеенко, И.Ляшенко.-М.: Музыка, 1979.-462 с.

202. Музыкальное воспитание в странах социализма.-JI.: Музыка, 1975.-247 с.

203. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб.ст./Сост.Т.А.Гайдамович.-М.: Музыка, 1991.-238 с.

204. Музыкальный театр: События. Проблемы: Сб.ст./Ред.-сост.М.Д.Сабинова.-М.: Музыка, 1990.-285 с.

205. Муров А. Что же ставить сегодня? (Личные наблюдения композитора над парадоксами оперы)//Музыка России.-М.,1991.-Вып.9.-С.80-89.

206. Набок И.Л. Идеологическая функция музыки.-Л.: Музыка, 1987.-76 с.

207. Налбандян Э.Р. История отечественной музыкальной культуры.Ч.2./Моск.гос.ун-т культуры.-М., 1998.-110 с.

208. Нейштадт И.Я. Народная артистка СССР Лидия Мясникова.-Новосибирск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1983.-39 с.

209. Нейштадт И.Я. Народный артист СССР Исидор Зак.-Новосибирск: Кн.изд-во, 1986.-41 с.

210. Нисневич И.Т., Нисневич С.Г. Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры.-Л.: Музыка, 1969.-176 с.

211. Новосибирский театр оперы и балета. «Лебединое озеро». Балет в 4-х действиях (Статья к постановке, программа и либретто).-Новосибирск: Тип.№1 Облисполкома, 1947.-8 с.

212. Новосибирский театр оперы и балета. Программа.-М.: МОЗК, 1955.-48 с.

213. Новосибирский театр оперы и балета. «Севастопольцы». Опера в 4-х действиях с эпилогом (Статья к постановке, программа и полное либретто).-Новосибирск: Театр, тип.№1 Облисполкома, 1947.-120 с.

214. Осипенко Г. У истоков развития профессиональной музыкальной культуры в Туве//Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы конференции.-Кемерово, 1990.-С.37-41.

215. Проблемы музыкальной культуры: Сб.ст./Сост.А.А.Стельмашенко.-Киев, 1987.-Вып.1.-151 с.

216. Пути развития советской музыки: Краткий обзор/Ред.А.И.Шавердяна.-М.-Л.: Музгиз, 1948.-139 с.

217. Речменский Н.С. Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР.-М.: Музыка, 1965.-96 с.

218. Роменская Т.А. Музыкальная культура Сибири в период коммунистического строительства// История Сибири.-Т.5.-С.399-408.

219. Рубина М.И., Вершинина И.Я. Новосибирский академический.-Новосибирск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1979.-159 с.

220. СаблинаТ.Л. Все краски Сибири.-Омск: Зап.-Сиб.кн.изд-во, 1978.-104 с.

221. Санжиев Г.Л., Митупов Б.М. Руководство бурятской партийной организацией.

222. Сеженский К. Вано Мурадели.-М.: Сов. композитор, 1962.-92 с.

223. Советская музыка. Статьи и материалы./Ред.М.А.Гринберг.-М.: Сов. композитор, 1956.-Вып. 1.-328 с.

224. Советская музыка. Теоретические и критические статьи.-М.: Музгиз, 1954.-672 с.

225. Советская музыка на подъеме: Сб.ст./Ред.Е.А.Трошева и др.-М.-Л.: Музгиз, 1950.-279 с.

226. Советская музыка на современном этапе: Статьи, интервью/Сост.Г.Л.Головинский, Н.Г.Шахназарова.-М.: Сов. композитор, 1981.-406 с.

227. Советская музыкальная культура: история, традиции, современность: Сб.ст./Сост. и ред.Д.Г.Дараган.-М.: Музыка, 1980.-207 с.

228. Современные проблемы советской музыки: Сб.ст./Отв.ред. и сост.В.Смирнов.-Л.: Сов.композитор, 1983.-144 с.

229. Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: Сб.статей/Ред.-сост.А.Алексеев.-М.: Сов.композитор, 1985.-216 с.

230. Соловьев Ю.С. Музыкальная культура современного общества: философско-эстетическое исследование.-Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1998.-128 с.

231. Солодовников Г.И. Социалистический реализм и музыка социалистического общества.-М.: Музыка, 1985.-39 с.

232. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура.-М.: Сов. композитор, 1975.-202 с.

233. Тараканов М.Е. Музыкальная культура РСФСР.-М.: Музыка, 1987.-365 с.

234. Тельчарова Р. Музыка и культура (личностный подход).-М.: Знание. 1986.-62 с.

235. Трелин Г.А. Ленинский лозунг «искусство народу» и становление советской музыкальной культуры.-М.: Музыка, 1970.-190 с.

236. Турчина О. Некоторые особенности музыкальной культуры современного сибирского города//Проблемы культуры в условиях Сибири и перестройки: Тезисы конференции.-Кемерово, 1990.-С.9-13.

237. Умнова И. Музыка и духовность: проблемы репертуара и исполнительства в Сибири//Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы межрегиональной научно-практической конференции.-Кемерово, 1996.-С.190-192.

238. Усович А. Дугарджан Дашиев//Музыка России.-М.,1988.-Вып.7.-С.57-69.

239. Фарбштейн А. Музыка и эстетика.-Л.: Музыка, 1976.-207 с. 179. 273. Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска.-Иркутск: Изд-во Иркут.

240. Холопов Ю.К. К понятию «советская» музыка/Ютечественная музыкальная культура XX века: Науч.-публ.сб./Отв.ред.-сост.М.Е.Тараканов; Моск. консерватория. -М., 1993.-С.203-220.

241. Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды.-М.: Сов. композитор, 1970.-560 с.

242. Шахназарова Н.Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе.-М.: Музыка, 1987.-92 с.

243. Шейхот М. Композиторская организация Сибири (К 35-летию со дня основания)//Музыка России.-М., 1980.-Вып.З .-С.310-330.

244. Шиндин Б. История музыкальной культуры Сибири: методические аспекты исследования// Там же.-С.5-9.

245. Этингер М.А. Музыкальная культура Астрахани.-Волгоград, 1987.-158 с.

246. Якутский государственный музыкально-драматический театр им.П.А.Ойунского.-Якутск: Якуткнигоиздат, 1957.-63 с.

247. Янковский М.О. Искусство оперетты.-М.: Сов. композитор, 1981.-278 с.

248. Янковский М.О. Советский театр оперетты.Очерк истории. JL: Искусство, 1962.-488с.