автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Развитие сельских учреждений культуры Узбекистана и их место в формировании нового человека
Полный текст автореферата диссертации по теме "Развитие сельских учреждений культуры Узбекистана и их место в формировании нового человека"
ШШЮТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УзССР
ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
На правах рукописи НАРБЕКОВ АБДИКАМИЛ
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ УЧРЕЗДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА И ИХ МЕСТО В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА
(1975 - 1985 гг.) Специальность:.07.ООШ - История СССР
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ташкент - 1991
Работа выполнена на кафедре Политической истории Ташкентског ордена Дружбы народов государственного педагогического института имени Низами.
Научный руководитель - заслуженный деятель науки
"УзССР, доктор исторических наук, профессор ЮЛДАШЕЗ A.M.
Официальные оппоненты* Лауреат государственной премии ¿"¿¡ССР
имени А.Беруни, доктор исторические ^ наук АКИЛОВ К.А.,
кандидат исторических наук, доцент ' ■ . . МАВРУЛОВ А.
Ведущая организация - Самаркандский Ордена Трудового Краен; . ' ' го знамени Государственный.университ!
иы. А.Навои, кафедра истории СССР
Защита состоится "__j_1991г. в час.
на заседании специализированного Совета К 067.02.11 по присуждении уч»ной степени кандидате исторических наук в Тиши им. В.И. Ленина по адресу: г.Ташкент, ул. К.Маркса,32, исторический фануль те» ТашГУ, ;'ауд.ЗО.'
С диссертацией ыожно ознакомиться в научной библиотеке универ ситета (Вузгородок)
Автореферат разослан " " __1991г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук доцент -
.А.ШШШ
Об'лая характеристика раб371]
Актуальность проблемы. Культура является органической составной частью духовной систему всякого обо;ества я без нее невозможно динамичное развитие всего общественного организма. Наоборот, коренные преобразования в сферах экономики, политики, социальной низни могут быть серьезным образом заторможены и не дать желаемого результата*, если к этому процессу не будет в долж- , ной мере подключен культурный потенциал общества и личности. Иг- | норирование или умаление данного элемента объективна ведет к культурному оскудению народов и бездуховности многих поколений людей. *
Культура как слокный и противоречивый, но живой общественный продукт многовекового исторического развития ка-кдой нации и народности проходит неравнозначные по свсему характеру и содержанию этапы,- и на этом длительном пути она не всегда получает должную оценку и отношение и, естественно, не становится одним из ведущих факторов обновления общественных отношений, сто, в частности, прослеживается на материалах исследуемой нами проблемы развития сельских учреждений культуры Узбекистана и их места в формировании нового человека.
Каждое общество, начиная радикальную перестройку своей системы, как правило, прежде всего опирается на созданную им базу в той или иной сфере на" предыдущих этапах своего развития. Начатые в нашей стране качественные преобразовательные, процессы в соответствии с законами преемственности должны базироваться на фундаменте предшествующего этапа, именуемого ныне как период застоя. Однако критическое осмысление достигнутого и совершенного за прошедшее десятилетие с позиций нового мышления и пред- . ставлений показывает, что этот культурный фундамент оказался недостаточно прочным и дееспособным, чтобы на его основе выходить на более высокие ступени в духовном развитии общества и человека.
Вместе с тем прсятика и опыт начального етода перестройки . убеждают, что сэгодня как никогда без антивного и всестороннего усвоения как позитивного, так и негативного итогов прошлого нельзя выработать достаточно конструктивную культурную полити-
ку, отвечащую по всем своим параметрам новым направлениям, общечеловеческим ценностям, интересам наций и народностей на' возрождение своей культурной самобытности, традиций. "Культурный слой перестройки создается не в вакууме, не на пустом месте,-подчеркивал М.С.Горбачев, - он как бы вбирает в себя все то, чего достигли наши народы, наше общество за всю многолетнюю историю.. .В этой связи нам нужно разворачивать широким фронтом исследования, относящиеся к нашей собственной истории. Не вижу • ничего, кроме позитивного, в обращении к истории для того, чтобы воспринять.все лучшие достижения народа и вместе с тем осоз-■ нать горький опыт, чтобы избегать ошибок в будущем."* Такой, подход оправдан и методологичен при рассмотрении проблем развития культуры, в региональном аспекте. '
Правомерен и выбор сельских учреждений культуры, т.к., во-первых, на геле.Узбекистана проживает Ь9% всего населения* .республики, во-вторых, указанные культурные объекты пока еще остаются ведущими в духовном развитии трудящихся в сельской местности, в-третьих,;как отмечал М.С.Горбачев, "у общества .есть,немалый долг перед..сельским жителем. Во, многих районах жи-.лищные, социально-культурные условия, медицинское обслуживание находятся на низком уровне.;,К этому надо добавить неудовлетворительное обустройство сельских дчков, трудности с энергоснабжением, использованием бытовой техники, плохое состояние дорог. Другими словами, быт, который должен обеспечивать культурный ; , рост и развитие сельского населения, также оказался в сфере остаточного принципа капитальных вложений. '
Наряду с вышеизложенными мотивами, актуальность проблемы обусловливается прежде всего малоизученностью деятельности сель. .ских учреждений культуры в такой сфере, как формирование нового человека, требованиями мархсистско-ленинсксй методологии при исследовании социальных процессов смотреть на каждый воирос с точки зрения того,-кок известное явление в истории возникло, кпкче главные этапы в своем развитии это явление проходило, и
1. Горбачев М.С. Выступление на встрече п ЦК КПСС с деятелями на^ки и культуры 6 января 1389 года. - М. ¡Политиздат;. 1989;-С* •
2. Горбачев М.С. Наращивать интеллектуальнкй потенци-дя- перестройки. - М.: Политиздат, 198Э. - С.21.
а.
с какой тонки зрения этого его развития смотреть, чем данная вець стала теперь. Учитывая нынешние потребности культурного строительства и воспитания, вакно изучить опыт и практику прошлых лет в формировании таких духовных ценностей, как культура общения и отношений, интернационалистическое сознание и т.д.
Культура, как известно, служит не только обогащению и расширению знаний, кругозора людей, выявлению способностей и задатков человека, но и обеспечивает, при условии освоения общечеловеческих ценностей, установлению взаимопошшания и взаимодоверия между представителями различных народов, укреплению дружбы между ними. Культур'шЙ человек более активно участвует в общественно-политической жизни'общества, в научно-техническом прогрессе, радикачизации экономики и гармонизации общественных отношений. Иначе-говоря, многие качества и черты культуры человека закладывались и формировались в годы застоя, и, естественно, выявление : достижений в стой области является актуальным на современном этапе развития советского общества. Тем более, что сегодня без включения и задействования сельского населения в перестроечные процессы невозможны какие-либо сдвиги в качественном обновлении общества. • '
Степень изученности проблемы. В исторической, экономической и философской науке последних лет вопросам развития культуры, культурного строительства, сближения города и деревни в культурной сфере и т.д. уделено достаточное внимание. Несколько оживилась работа в этом направлении и в Узбекистане. Здесь уже под-готсиен и издан ряд монографических трудов, которые обобщают определенный опыт культурного развития региона в общественно-гуманитарном' аспекте. Характеризуя их тематическую и проблематическую структуру, можно отметить, что в республике обществоведы
I. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь.-М.: Политиздат, 1984.; Коган Л.И.,Иовчук М.Т.Советская социалистическая культура¡Исторический опыт и современные проблемы.-М.: Политиздат,1979.; Староверов В.И.Социально-демографические проб- I лемы деревни.-М.¡Наука,1975;он же.Советская деревня на этапе- ' развитого социализма.-М.:Политиздат,1976.:Амвросов А.А.Бюджет времени сельского населения.-М.¡Наука,1979.; Кудрина Т.А. Культура современного села.-М.¡Мысль,1У80.; Рывкина Р.Е.Сбраз жизни сельского населония.-М.¡Наука,1979.; Ибрагимов Р.И. Актуальные проблемы культурного строительства на современном этапе. -Красноярск ¡Кн.изд-во, 1984.; и другио.
сеой интерес сосредоточивают На нескольких направлениях.
В научной, литературе большая часть работ' посвящается рассмотрению общих проблем социального И культурного развития села.*
- Немало монографических трудов и общественно-политических работ имеется по проблемам стирания различий мезду Городом и деревней в/социально-бытовой сфере» повышению .материального благосостояния и уровня «кэш} сельского населения.*^
Вопросам.культурного строительства И Культурного развития * , села были "посияцекы научно-теоретические и научно-практические конференции в,.Ташкенте¿уКйаикеве» Свердловске.^ • • '
Однако•среди выпущенных работ, исследующих проблемы культур- . •кого развития села,! на нал взгляд, еще мало, встречается публикаций. , по вопросам культурного строительства на селе, особенно последнего ,
I. Урунов С. Партийное руководство социальным развитием села,.-Ташкент: Узбекистан, 1979.; Тохсанов А.К. Комплексный подход к ■социальному развитию села. - Ташкент: Узбекистан^ Х979.; Аки-*;лов К.А. Развитие культуры Уо^екЯстана.за грды Советской власти.
Тйщкент:£'ан, 1984. 'ЛЭргашев А.' Научно-технический прогресс -и - •.. ./ социально-экономическое развитие села. Ташкент:Узбекист&н,1984, :Абдушукур6в А,-Развитой' доциализм:, .повышение 'идейног-политичесро-'г& и культурного уровня труиеникоо^села.'-тшкент^Узбекистан, ■ 1964.Современные проблемы культурно-прэсветителоской¡работы: . , . КСб1Ьтатей)/Ред.А.АлСовалев/.-Гаакент:Та±ГУ.1532; .^другие.
1 '2./Артемов А.Л. Преодоление социально-э'консм/.ческкх и :культурнс-бытовых различий ме.вду, городом к деревней. -Ташкент.-Узбекистан, 5 1974.;'Рустамов X. .Совершенствование и развитие быта колхозного ' крестьянства э условиях, развитого социализма.-Ташкент:1У74.; • Ахтсмов А.Л, Преодоление социально-экономических и культурно-, ч бытовое .различий мезду. городом и дбревней. - Ташкент: 197'.*.; ...
! \ : Абдуллаев М-.'" Строительство коммунизма и повышение культурно-технического уровня крестьянства.-Ташкент: Узбекистан,1У75.; Зиддов / ! Пути,преодоления социальных различий (на узб.яз).-Ташкент:Узбе- . , ; кистан, 1977;-; Вахидова Повышение жультурного и профессио'-нально-технйческого уровня колхозного крестьянства Узбекистана. , -Тешкент: Фан,1285.;"Зиятов А. Пути преодоления социальных раз- ' . личкй. - Ташкент:Узбекистан,1977. ;■ Радкабов С. Повьпиение ма-.'.. сериального благосостояния и культурнрго 'уровня колхозного крестьянства .Узбекистана в условиях развитого социализма.-Ташкент: : , Узбекистан, 1982.; и другие. _ :
,3. Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. - Свердловск, 1974.; Коммунистическое воспитание тру- ■ жеников села и вопросы повышения культуры сельского быта. -Ташкент: Узбекистан, 1975.; Социальное развитие села в период строительства коммунизма. -Кишинев, 1976.
десятилетия, р.зпитнп культурных учреждений и их ради п воюфкс-тичеакон лрспитвнии« оадъе^-в культурно-технического уровня сельского населения и т.д.*
Та I® самое мочено сказать о характера и содержанки доктороках и кандидатских диссертаций на ¡зыпеуказаннуа историческую проблема -тику.^
В республике делались определенные попытки в разработке еопро -qop деятельности некоторых структур И подразделений культурных учреждений, но а теезтичер^ом плане они быди далеки ОТ проблем формирования нового челорёка,^
Проведенный даерертадтом «еторико-бйбяпаграфичеокий «наяиз и эбзор указанной вьий научной дктердтури что,несмотря
:а актуальность и практическую ЗНачииССТЬ раэрчбатыраемщ проблем } области культуры и культурного строительства, s большинстве рз-5от не нашли отражение вопросы, непосредственно обязанные с дея-?ельностыэ сельских учр^щзнйй "¡'УДЬтуры, р уч??оц исследуемого ир юрического периода и возрастания их роли 8 воспитании трудЩ5-хся I формировании ь:ового чедсрйкй. Этот диссертанта подтверяда-' !тся к решениями иаучно-прак?йЧеекой конференции 8 г.Свердловске, ■де было отмечено, что "р цедо^ история культуры советской деревни iCTается ... одгаш ид отстающих участков исторической НЗУКИ."'*
. Мирз-аев 3. Осуществление лещи,ских идей КУЛЬТУРНОГО развития рсде-» ременного села. - Ташкентгфан,1983» Д^уиавдязаЬ Р, Повышение культуры быта села в условиях развитого со1д{адйэмз,-ТэдкенТ!Узбе-хистан, 1974; Рахманов Карйибергад» Преодолений ооэдадьйык различий в культурном развитии сельского нчселенчя«^Тадкент;Обц-во "Знание* УзССР,1980; Кудьтура .седа Узбекистана в условиях разви* того социализма.(Сб.ндуч.^Й.н0тз»р§дД«НгВадаез/7.^Ташкент:Фан, 1977; и другие.
. Дкуманиязов Р. Деятельность Компартии Узбекистана по повышение , культуры быта тружеников села в уелозиях развитого социализма.-Автореф.докт.дксс.-Та1д?е.нти978,: Мирхасилов С.Культурная кизнь ' сельского населения Ташкентской области.-Автореф.канд.дисс.-Тап-кент:1983; Вахидова О,А.Рост культурного и профессионально-технического уровня колхозного крестьянства Узбекистана в условиях развитого социализма (19бб-19?5гг.).-Ташкент,1984; и другие.
. Алтынов М.А. Атеизм и социалистическая культура.-Ташкент:ФАН,Х9Е<4: . Ергешев И. Историкс-социологическое исследование культуры Узбекистана. -Ташкент Узбекистан, 1985; Научно-техническая революция и социально-классовая структура общества в период развитого а~зциа-/' лизма.-Ташкент.:5ан,1984; и другие.
, Культурная революция в СССР и духовное развитие советского об-* ществагСвердловск,1974С.59.
Из имеющейся научной литературы наибольший интерес вызывают у нас труда Т.А.Кудриной, И.Бердымурадова, Л.К. Караджаевой, X. Эштухтарова, З.Мирзаева, Р.Джуманиязова и других. Например, в работе "Культура современного села" Т.А.Кудрина, основываясь на материалах государственной статистики и социологических исследований, раскрывает образ жизни советского села, социальный облик российского селянина, дает характеристику культурных комплексов на селе. В труде Л.К. Караджиевой "Культурно-просветительная работа в Советском Туркменистане (1960-1985 гг.)" обобщается опыт работы культурно-просветительных учреждений братской республики по ксм1лунистическому воспитанно трудящихся и совершенствованию культурного обслуживания населения. Автор затрагивает важные, тенденции и аспекты в'развитии культурных учреждений, которые типичны и для ряда сельских регионов Узбекистана. В философской работе Х.Эштухтарова "Учреждения культуры и духовная жизнь села" интересны методологические подхода к оценке культурных учреждений села с точки зрения их влияния на активизацию человеческого фактора, духовной сферы. Среди работ по истории культурного строительства на селе привлекает внимание труд З.Мирэаева "Осуществление ленинских идей культурного развития современного села", в котором дается анализ новых проявлений в культурной жизни села периода конца 70-х к начала 80-х годов, в частности в развитии художественного творчества, распространении прогрессивных национальных и интернациональных традиций и обычаев.
Однако, несмотря на ряд положительных моментов, в этих и других работах, исследователи, как правило, ограничивают; сферы изучения, и, естественно, не претендуют на всестороннее и комплексное освещение всех аспектов деятельности культурных учреждений . по воспитанию, трудящихся. Между тем в воспитании и формировании нового человека в условиях сельских регионов через соответствующие средства и формы организации культурно-просветительной работы в период застоя было немало драматических моментов и противоречивых тенденций, которые-деформировали политические, ццео- ) логические и воспитательные процессы, сдеркиаали возможности учреждений культуры в осуществлении своих социальных функций.
Цель исследования. В многообразной истории культурно!: :киз— ни сельского населения и работе культурных учреждений в экономически и социально слаборазвитых регионах республики имеется немало белых пятен, которые требуют выявления, научных разработок и осмысления. На паи взгляд, еще до конца и не в полной мере вскрыты механизмы действия культуры в системе "человек-воспитание-поведение", изучен ряд ва-кных аспектов деятельности культурных учреждений по сохранению и развитию самобытной национальной культуры и духовного наследил народов Узбекистана в прошедшее десятилетие. Существенные пробелы наблюдаются в исследовании проблем эффективности использования форм и средств по патриотическому, интернациональному, идейно-политическому воспитанию, развитию художественного и самодеятельного творчества сельских тружеников. По нашему мнению, слабо разработан такой весьма вачешй аспект, как многоплановые культурные и социальные связи города и деревни, роль города в совершенствовании культурной жизни сельского населения. Много неясностей тлеется в дифференцированной' работе культурных учреждений с различными категориями и слоями сельского населения как на производстве, так и по месту жительства.
Исходя из вышеуказанной проблематики, диссертант ставит перед собой цель: выявить общее состояние культурной среда и культурной жизни в сельской местности, позитивные и. негативные тенденции при осуществлении культурными учреждениями своих функций' как ведущего объекта в пропаганде культурного богатства, формировании и воспитании на этой базе у населения новых ценностных ориентации, общей культуры, влияния их на совершенствование образа жизни. Наряду с этим, делается попытка на основе изучения социально-экономического потенциала сельских регионов выйти на позиции научного объяснения причинно-следственных связей застойных явлений как в характере, содержании работы культурных учреждений, так и в их низкой материально-технической оснащенности.
Достижение этих целей объективно потребовало от диссертанта введения в научный оборот новых архивных материалов, ранее относящихся к закрытым, результатов неопубликованных социологических исследований, решений ЦК КПСС, ЦК Компартии Узбекистана,
документов рада мшштрсгв и веДомма, ьбщбстьенних' организаций. При о? ом преследовалась целЬ шяьленид механизмой -взаимоот-нсавний культурных учреждений с местными - партийными, советскими и другими органами, осуществления преемственности в их деятельности, обобщения поЛожт-ельного опыта работы по воспитанию трудящихся.
Надшная новизна и практическая значимость предпринимаемого „исследования исходят из степени'разработанности проблемы современной советской историографией и той роли, 'которую призваны осуществлять культурные .учреждения села в повышении духовного уровня населения. Культура общечеловеческих ценностей б образе кйзни и нравственных нсрм поведения, культура межличностного общения и межнациональных отношений, политическая, производственная, бытовал культура - все еги элементы формируются в процессе длительного исторического развития и становятся важнейшим инструментом в активизации человеческого фактора в условиях качест-. венного обновления общества, одним из условий жизнедеятельности лодей. В.И.Ленин отмечал, что достигнутом надо считать только то, что вошло в культуру, в быт,, в привычки, в сознание, в повседневный обиход масса. Выявление механизмов, закрепляющих и развивающих элементы культуры в сознании и образе жизни людей, составляет новизну и практическую Ценность диссертационной работа.
, Теоретической я методологической основой диссертации являются принципиальные положения классиков марксизма-ленинизма о роли культуры и ее форм в качественном преобразовании общества и человека, формировании гармоничной личности, взаимосвязи культурного воспитания с трудовой и производственной деятельностью человека, повышением его общественно-политической активности, закреплении нравственных норм поведения и общения.
Особенно большое теоретическое и методологическое значение имеют работы В.И.Ленина, в которых разработаны многие вопроса культурного строительства на селе, культурного воспитания вельских тружеников, осуществления культурной политики в новых исторических условиях развития социализма.
Обоснованием современного видения культурного и духовного
I. См.: Ленин В.И. Лолн.собр.соч. 1.45.-С.390.
развития общества явились решения партийных съездов, пленумов, постановления партии и правительства, документы партийных, советских, профсоюзных и обществен>мх организаций. Ценные методологические положения заложены в материалах съездов Компартии Узбекистана, в решениях коллегий ряда министерств'и ведомств пес-публики.
При раскрытии ряда вопросов культурного развития села диссертант опирался на отдельные положения трудов ведущих ученых.
Источников^ базу проведенного исследования составляют парные труда, историографические исследования, посвященные проблемам культурной политики и строительства в Узбекистане, коммунистического воспитания трудящихся. Помимо монографических работ, диссертант широко привлекал материалы диссертаций и научных сообщений, результаты социологических исследований, статистический и информационный материал, связанный непосредственно с развитием культуры, культурной среды, средств и форм культурно-просветительной работы, а также постановления ЦК Компартии Узбекистана, Совета Министров Узбекской ССР по этш вопросил.
С точки зрения фактологии, выявления характера и содержания работы культурных учреждений села по формирования нового человека основным источником являлись богатый материал, имеющийся в Государственном архиве Узбекской ССР, Министерстве культуры республики, Узсовпрофе, областных архивах. Диссертант.широко привлекал некоторые закрытые фонды других архивов, библиотек, материалы общественных организаций.
Апробация основных идей и концепции диссертации осуществлялась путем изложения ряда положений на научных конференциях, в выступлениях на совещаниях и периодической печати, в лекционной пропаганде.
¡Структура работы;. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов и заключения, раскрывающих в целом наиболее узловые проблемы деятельности сельских культурных учреждений по формированию нового человека.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
В введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность поднимаемой диссертантом проблемы, дается
критикс-анадитический обзор опубликованной научной литературы по проблемам исследуемой в диссертации, раскрывается общее состояние изученности данного вопроса в Узбекистане и других среднеазиатских республиках, .определяются теоретические и методологические основы, цели и задачи исследования, дана характеристика научной новизны и практической значимости, источниковал историографическая баса анализа, и обобщения.
В первой главе - "Социально-экономические условия и предпосылки культурного развития села" - исследуется комплекс проблем, освещающих с точки зрения диссертанта три важнейших стороны . указанного вопроса: I.-Выявляются основные направления и тенденции развития культуры села и сельского населения в период 19751985 гг.. 2. Поднимаются проблемы материально-технического и кадрового обеспечения в развитии и деятельности сельских культурных ''учреждений. 3. Рассматривается вопросы развития структуры культурных учреждений, их функции и задачи, а также роль в формирова -нии культурно-духовных интересов и потребностей сельского населения.
В таком соотноаении постановка и группировка проблем во взаимосвязи и,взаимообусловленности рассматриваются впервые в'историографическом научном исследовании .по комплексу проблем куль-"1 .турного строительства-, и выбор их с точки зрения обгектигчости . и историзма не случаен. ■ „ .Анализ существующих .-документов, научной литературы; официаль-. ных решений партийных, государственных и других органов, данных' архивов свидетельствует, что 1975-1965 гг. '.рекламировались как период развитого социализма, как десятилетие наибольшей интенсификации в процессах сближения города деревни в социально-культурной ■ сфере наивысшего расцвета культурной жизни всех народов'. •
Действительно, в Узбекистане вте годы были приняты достаточно весомые и серьезные документы по.,повышению культуры быта села," ликвидации хуторской системы, улучшен™ культурного обслуживания сельского населения, формирован:® дееспособной социальной глфра-структуры. Однако, идея о возможности в короткие сроки обеспе-- чить стирание различий в.городском и .сельском сСрязс г.яанк через развитие-и деятельность культурных учрекдоииН, иэилэтние культуры быта на селе была нереальной и иешполпг.о:'. в .усг.сьнях с."с-:н.1-пейея в те 'года материально-технической бсзы. Дт-сертонт сюй
вывод обосновывает на анализе пяти основных моментов, которые так или иначе сдерживали реализацию поставленной цели.
Один из них - это остаточный принцип выделения ресурсов на развитие социально-культурной сферы. Так, а республике расходы на эту отрасль из госбюджета с учетом капитачьных вложений снизились с в 1970 г. до в 1985 г. По подсчетам экономистов, в"те годы соотношение капвложений между производственной и непроизводственной отраслями составило в городах 2 к I, а на селе - 6 к I.
Другой момент - низкий уровень произведенного национального дохода в среднедушевом исчислении: в 1970 г. он составил в Уз- : бекистане 60,9^ от среднесоюзного уровня, а в 1985 г. - 5?,755» т.е. уменьшился на 3,2 пункта. К тому же сложился резкий перепад: в уровнях жизни между отдельными регионами республики - в I,5-3 раза, а между крупными городами и селом -.еще больше.
Третий момент - сложная демографическая ситуация, которая , характеризовалась тем, что темпы роста населения в республике более чем в три раза превышали общесоюзные показатели. Средний'' размер семьи в сельской местности составил 6,2 человека против 3,8 в целом по стране. Темпы же роста рабочих мест, ..культурных учреждений и культурного обслуживания в несколько раз отставали от вышеуказанных демографических показателей.
В-четвертых, воздействие монокультуры хлопка на материальный; уровень сельских тружеников. Так, затраты на производство 1,ц ' ' зерна в стране составляли в те годы 1,6 чел.-часа^ тогда как в хлопководстве они были в 22 раза Еыше. Однако закупочные цены на хлопок превышали цены на зерно лишь в 3,5-4 раза. Иначе говоря, занятость сельчан в сельском хозяйстве, где хлопковость достигала 85~90/5?не позволяла им пошяать свои реальные доходы из общественного производства.
В-пятых, это низкий уровень урбанизации сельских территорий республики, индустриализация отраслей материального производства, что объективно приводило к неразвитости социальной структуры населения, культурно-бытовой инфраструктуры, низкому потреблен!® услуг культурной сферы.
Несмотря на это, в Узбекистане в 1976-1985 гг. был создан, особенно в сельской местности, достаточно мощный материально-технический и культурно-интеллектуальный потенциал, что
дало возможность решать сложные и многоплановые задачи культурного развития населения. Диссертант считает, что за указанный период в развитии села приоритетными были направления: а) формирование централизовалных поселенческих систем городского типа; б) насыщение их объектами соцкульбыта; в) обеспечение культурных учреждений профессиональнмми кадрами и специалистами.
Реализация первого направления проходила путем ликвидации хуторской системы, создания и строительства усадьб и.поселков •с атрибутами городской цивилизации. За 1973-1974 гг. в благоустроенные кишлаки было переселено 13 тыс. хозяйств колхозников и рабочих совхозов. В 1975 г. было намечено переселить еще-12 тыс. хозяйств. Одновременно в эти годы было ликвидировано около 3 тыс. хуторов и в дальнейшем планировалось вместо 28 тыс. мелких поселений создать 3,5 тыс. крупных поселков.
Осуществление второго направления привело к интенсивному росту учреждений и объектов соцкультбыта. Например, за период 1975-1985 гг. число библиотек на селе возросло с 5156 до 6167, клубов - с 2946 до 3593, детских дошкольных учреждений - с 3324 дс 5404, предприятий бытового обслуживания - с 10160 до 12375 и т.д. Одновременно с этим процессом на селе развертывалась работа по формированию культурно-спортивных комачексов, централизованных клубных и библиотечных систем. Так, если я 1979 г. на селе функционировало 300 объединенных клубных систем, то в 1981- г их число возросло: здесь работало 379 централизованна клубных .. комплексов и 189 централизованных государственных библиотечных систем. Только за 1975-1980 гг. было открыто 150 новых домов и клубов культуры, 230 библиотек, 200 общественных музеев, 78 общественных парков культуры и отдыха. В культурные комплексы были включены кинотеатры, стадионы и т.д.
Что касается третьего направления, то здесь был предпринят ряд шагов по обеспечению культурных учреждений специалистами. В частности, за период 1975-1985 гг. число платных клубных работников на селе возросло с 4431 до 6442, в том числе е'высшим специальным образованием - с 441 до 120ь>, со средним специальным -с 1206 до 2348 человек. Расширилась сеть учебных заведений культуры. В X пятилетке в республике функционировало 3 ьуза и 19 техникумов культурно-просветительного профиля, чася«ш&сть студентов и учащихся в которых достигла 17 тис. чзлежек. >'г» общего числа >.и:*уюэтков более 1С"' систол;;о шч!ра.пь..ссл- ¡г соло.
Вместе с тем в диссертации с критических позиций оценивается ряд тенденций в материально-техшмеском и кадровом обеспечении культурных учреждений. Автор отмечает, что материальные и финансовые возможности государстоа, колхозов и совхозов не позволяли направлять необходимые средства на культурное строительство, формирование в сельской местности соответствующей городу с^ци-ально-культурной.и бытовой инфраструктуры. Поэтому большая часть вводимых объектов культуры осуществлялась за счет приспособления под них зданий и помещений, зачастую не имеющих элементарных условий для культурно-просветительной работы. В силу отого 1га селе 1295 клубов оказались в приспособленных зданиях, 172 - в помещениях, требующих капитального ремонта, 70 - в аварийных ■зданиях. Анализ, проводимый диссертантом, показывает, что .в те годы из 1677 дворцов и домов культуры на селе лить в 1311 были комнаты для кружковой работы, имелось 217 стационарных киноустановок, 95 радиотрансляционных установок, 949 радиоприемников я радиол, 505 магнитофонов, 29 любительских киносъемочных устройств, 237 фотоаппаратов. Более того, 500 дворцов и домов культуры не имели зрительных з&пов, 1060 - сЦен, 1643 - эстрад," 1632 - танцевальных залов. Оставалась низкой и оснащенность учреждений культуры атрибутами для организации творческой работы. Так, на изученных 585 дворцов и домов культуры села Андижанской, Наман-ганской, Бухарской и Сурхандарьинской областей приходилось всего 28 роялей и пианино, 14 комплектов духовых оркестров, 213 баянов и.аккордеонов, III комплектов оркестров национальных инструментов. 11те были решены и кадровые вопросы. Например, на конец исследуемого периода из 11,2 тыс. клубных работников всего 12,8,2 •.мели Еысшее образование, а из 10,82 тыс. библиотекарей только 18,2% были с высшим и 31,5% со средним специальным образованием.
Несмотря на сложившуюся на селе сложную и противоречивую обстановку п культурном обслуживании населения, здесь, как подчеркивает диссертант, прогрессировал процесс роста культурных потребностей тружеников. Это обусловливалось не только увеличением в составе населения удельного веса занятых умственным трудом п подшепнем образовательного уровня трудящихся, но и тре-босшшями научно-технического прогресса, совершенствованном образа .тизнл, к."менгг»илг:и'к разритгн отраслевой структуры сель с-
кого производства.
Исследуя указанную проблему, диссертант основное внимание сосредоточил на тенденциях развития сельской культурной среды и динамики изменений культурных потребностей и интересов сельского населения. В соответствии с поставленной целью в работе анализируются вопросы развития семейной социально-культурной и бытовой инфраструктуры, использования сельчанами культурной сферы роропа ц.чя удовлетворения своих потребностей, характер и содержание взаимоотношений сельских тружеников с культурными учреждениями .
Значимость рассматриваемых проблем заключается в том, что здесь " впервые прослеживается взаимосвязь целого комплекса малоизученных факторов, влияющих на структуру культурных потребностей сельского населения, уровень и степень его удовлетворенности деятельностью культурных учреждений, а также возможности собственных материальных доходов тружеников в реализации своих культурных и бытовых интересов.
Автор -справедливо замечает, что в условиях интенсивного развития средств массовой информации, телевидения и радио, внедрения культурно-бытовой техники большая часть сельского населения удовлетворяет свои потребности в сфере культуры за счет более ' -оперативных форм культурного обслуживания. Ка конкретных социологических материалах доказывается, что уже в те года сельчане стали меньше контактировать с учреждениями культуры, посещать проводимые здесь мероприятия. Анализ происходящих в сознании людей процессов свидетельствовал, что изменяющая структура культурных потребностей объективно требовала от культурных учреждений перестройки и переориентации своих функций и направлений работы на новые тенденции. Однако, как указывается в диссертации, сложившееся в те годы застойное и'консервативное отношение к культуре, ее роли и месту в формировании нового человека, приверженность стереотипам и догмам не позволили культурным, учреждениям выйти на более современные и эффективные направления и формы своей деятельности, А прежний подход не мог преодолеть тех негативных явлений, которые сопровождали образ жизни сельского населения.
В второй главе - "Вклад сельских учреждений культуры в формирование и воспитание нового человека" диссертант свой научный
1штерес обратил на раскрытие характера, и содержания деятельности ведущих подразделений культурных учреждений - клубов, библиотек, народных университетов и т.д., их влияния На различные категории населения по месту работы и жительства. В качестве исследоиония были избраны наиболее важные аспекты формирования нового человека: роль учреждений культуры п политическом и интернащюнпль-нсм воспитании, формировании матсриалксту;ческого мировоззрения сельского населения, развитии художественного творчества тружеников села., Впервые р.,историографии Узбекистана изучен вопрос культурных связей и содружества города и деревни и'культурно-духовной сфере.
Методологически и логически такая структура главы и предпринятый подход отвечают целям и задачам исследования и позволяют п динамике рассмотреть и изучить как тенденции и процессы, так и многообразие форм и средств воздействия различных олементов культурных учреждений села на сознание, образ жизни, общественно-политическую, трудовую активность сельских тружеников, на интернациональное содружество наций и народностей. Автор указывает, что вопросы культурного и духовного воспитания трудящихся, в топ числе и через деятельность культурных учреждений, ставились рядом обществоведов республики. Отдавая им дань признательности, он в то же время определяет свое место и свой подход к раскрытие, этих проблем, особенно малоизученных сторон формирования и ик-иитанпл нового человека. В качестве контрольных и опорных объектов.обследования здесь и в других разделах диссертации изб-{.-•.)нн Андижанская, Бухарская, Наыанганская-и Сурхандарьшская области, которые представляют с точки зрения социально-окономичес-кого и. культурно-духовн' :'о. лаз вития наиболее характерные регионы Узбекистана.
. Первой проблемой, вынесенной для исследования, является деятельность культурных учреждений по политическому и глтерноци-скальнсму воспитанию сельского населения. Диссертант на богатом фактическом материале с новых оценочных подходов -и позиций раскрывает состояние, содержание и эффективность лекционной пропаганда, работы' народных-университетов,'политических кружков, тематических гчоктсркпо, агитбригад и т.д., многообразие исполь» eye: их su:n ¡[от и методов по раг-ллшж) политического и штернаци-сла л.-пого е->ктн':я, политический культуры и культуры
[.iiîvjiuuiiomuibHux отношений, ре&пизеции политических и национальных интересов и потребностей. На конкретных примерах и фактах показан растущий интерес сельского населения к решениям съездои КПСС, социально-экономической и культурной политике партии и государства, международным проблемам и т.д. Так, если в 1975 г. в сельских домсос культуры и клубах были прочитаны 32523 лекции и лолнтдоклада на общественно-политические темы, на которых присутствовало '2,61 млн. слушателей, то в 1985 г. эти показатели составили соответственно - 32281 и 2,66 млн. человек. Возрос интерес сельчан к политической литературе. Например, с 1930 г. по 1985 г. число выдачи книг на общественно-политическую тему увеличилось в Андижанской области с 1501 до 2G97 тыс., в Бухарской - с 410 до 441 тыс., в Наманганской - с 800 до 1483 тыс., в Сурхандарьккской - с 404 до 900 тыс.
Вместе с те?.!, на основе аналитических и сравнительных данных автор доказывает, что-несмотря на используемые клубами и библиотеками наиболее эффективные формы и средства, интерес сельского населения к проблемам политикиЧи общественного, развития постепенно стал снижаться. Так, за 1980-1985 гг. в районных дворцах и сельских, домах культуры Наманганской области число слушателей лекций и политдокладов уменьшилось с 416,5 до 127,6 тыс., Сур-хандарьинской - с 135,0 до 36,4 тыс. В Андижанской области общее число лекций и политдокладов сократилось в 5; в Бухарской -в 12 раз.
Критически осмысливая состояние идейно-политической работы культурных учреждений, диссертант приходит к выводам, что: а) сельский житель в сравнении с городским шел наименьший выбор форм и средств в удовлетворении'политических потребностей через культурные учреждения; б) идейно-политическая работа в культурных учреждениях не способствовала формированию политической культуры, навыков политических дискуссий и дебатов; в) клубы и библиотеки зачастую вели идейно-политическую работу в отрыве от реальной действительности и без связи с другими идеологическими и воспитательными учреждениями.
. Большое место з деятельности культурных учреждений занимали вопросы интернационального-воспитания трудящихся, внедрения национальных и интернациональных традиций. В диссертации отмечается, что проблемы интернационализма, дружбы народов, братства
нвцйй и народностей но только широко нр>тга!и\ирь1з;ьп1сь чоусч*. чтение лекций п мшштдекладоь, ни и шмиодв мшцмш'сь ъ учеси путем проведения фвс*ивал«зй Дружбы, иокуест народов, сйскмш-лей народных театров, смотров-конкурсой художественной самодеятельности, тематических вечеров, читательски* конференций, п:с~ тавок и др. Особое внимание уделяется работе учреждений культуры по внедрений интернациональных традиций, праздников ниюсрод-ственно.в махаллях, микрорайонах, lía конкретных архивных материалах показывается широкое распространение и сельской местное -ти новых обрядов и ритуалов, комсомольиио-молсдЕКШх еиадоб, проводов в ряды Советской Армии и т.д. Например, а АдешшсроП области только за один год на ссле. клубами было организовано 130 торжеств, посвященных проводам юноиой'-и армию, 120 поеакче-ний в рабочие, 120 -в земледельцы, 280-проводов на пенсию, 16-праздшпеов Серпа и Молота, 30 - навруоа, IG - пахта байрами, 243 вечеров по новым обрядом и ритуалам. В таких мероприятиях, как правило, участвовали представители всех Наций и народностей, прохидшощих в области.
Раскрывая позитивные моменты^ и работе сельских культурных учреждений по интернациональному воспитанию, автор в то ке время заостряет проблему эффективности проводимых мероприятии. Б качестве основных недостатков указывается : I). низкая мобильность и гибкость культурных учреждений в удовлетворении культурных и духовных запросов представителей различных национальных и этнических групп: 2). невнимание культурных учреждений к разшш® национально-культурной самобытности некоренных народов, проживающих на их территории; 3). в пропагандистской и. агитационно-массовой работе мало обращалось внимания вопроса!.! истоков содружества народов', истории совместного труда и борьбы, вклада каждой нации и народности в общее достояние.
Вторая проблема, которую диссертант посчитал нушялл выдвинуть'в качестве исследования, касается деятельности библиотек по формировании материалистического мировоззрения сельских тружеников, пропаганде естественнонаучных знаний. В работе обосновывается, что в условиях научно-технического прогресса, мсх-<хш— зации сельского хозяйства общественное производство иуяда-ось в профессионально и технически грамотных людях, систематически
обновляющих свои знания и опыт, расширяющих сбой культурно-духовный кругозор. Одно из достоинств данного раздела в том, что ста проблема органически связывается с предыдущей и является как сп ее продолжением, но в •ином аспекте и плоскости. Читательский интерес к технической и сельскохозяйственной литературе, учебным пособиям, методическим разработкам диссертант увязывает с необходимостью интенсификации общественного производства, повышением трудовой актиЕност». Аналитические данные, приводимые в диссертации, рассматриваются в единстве и комплектности количественных г. качественных показателей. Важное место уделяется темпам оборачиваемости книжного фонда, уровню книгообеспеченности населения соответствующей литературой на родных языках проживающих на селе национальных и этнических групп, качественному составу библиотечных работников. Особое внимание сосредоточивается на дифференцированном подходе к профессиональному, возрастному составу читателей, характеристике их интересов и потребностей, деятельности библиотек и передвижек по пропаганде книг по месту работы и жительства сельчан. Все это подкрепляется конкретными сравнительными Ц1!фрами, статистическими материалами, результатами социологических исследований.
Новизна диссертации заключается и в том, что в ней исследуются вопросы работы сельских библиотек по формированию материалистического мировоззрения в комплексе с пропагандой правовых знаний, военно-патриотического, нравственного и эстетического воспитания трудящихся. И все это демонстрируется через такие эффективные формы, как читательские конференции, литературные обзоры, викторины, литературные конкурсы, театрализованные спектакли, встречи с деятелями искусства, писателями и поэтами -представителями различных наций и народностей.
Вместе с тем, обобщая свое .исследование, диссертант определяет, что в прошедшее десятилетие действенность работы сельских библиотек по формированию материалистического мировоззрения сдерживалась, во-первых, неразвитостью сети сельских библиотек, нерациональным, их размещением, отсутствием нормальных условий для' выполнения своих функций; во-вторых, наполняемость библиотечных учреждений новыми фондами осуществлялась крайне медленно, особенно за счет пополнения литературы на различных национальных языках проживающих здесб народов; в-третьих, не была реализова-
на до конца задача приближения книги к читателю через новые фор-га обслуживания как по месту работы, так и жительства; в-четвертых, сельские библиотеки не нашли своего места и своего подхода в пропаганде национальных и интернациональных традиции, истории, культуры, языка других народов я т.д.
В третьей проблеме, рассматриваемой работу культурных учреждений села по развитию художественного творчества населения, раскрываются ферма и направления, через которые реализуется интеллектуальный, духовный потенциал сельского населения, проявляются его способности и таланты. В диссертации на базе многообразного материала доказывается, что участие населения в творческой деятельности, эстетическое и художественное воспитание остаются ведущей и наиболее признанной функцией культурных учреждений. В соответствии с поставленной задачей диссертант свое исследование в этей сфере сгруппировал в нескольких аспектах: а) динамика развития художественной самодеятельности и музыкально-вокальных творческих коллективов; б) особенности формирования и развития народных творческих коллективов-театров, вокально-инструментальных ансамблей, оркестров национальных инструментов, фольклорных коллективов и т.д.; в) разнитие самобытных национальных форм в сфере художественного творчества и искусства; г) развитие массовых театрализованных культурно-зрелищных мероприятий, фестивалей, смотров-конкурсов, праздников песни и др. Автор считает, что рассмотрение указанной группы вопросов в предложенном сочетании, единстве и взаимосвязи составляет новизну работы, и такая постановка.позволяет представить весь процесс кале целостный комплекс. ' ' ■ ,
Самой массовой формой проявления творческой активности населения на селе является художественная самодеятельность. Капри-мер, ее удельный вес в структуре других форм составил й районных дворцах культуры Андижанской области 83%, сельских дсмах культуры - 70, сельских клубах - 67%. В Иаманганской области эти показатели составили соответственно - 85,Ш,72%, в Бухарской - 69, 61 и 55%,.в Сурхандарьинской - 81,73 и 72%. В 1985 г. такие творческие коллективы в системе кружковой работа в клубных учреждениях села составляли более 75%. Наиболее распространенными были народные хоры, гокашю-инструмеитальные ансамбли и ансамбли народного танца, эстрадные оркестры, ансамбли песни и танца,
i -»кс-стри ипрадеюх инструментов, В последние год» стали раяви-В5Щ-с.я хореографические и драматические творческие коллективы, а^пцтелшио киностудии, народные циркоше и кукольные грущщ. Появление s'.x означает не только -рзсдарение культурной средц для удовлетворения населением своих потребностей, но и возможность noismwa прсфесоионадшого и сценического уровня культурного о^яу-яишия еодьодн, • Б дчссертпции на база анализа обширного иптепн«» н дэддах социологических исследований раскрнодетсй пгкя\аг.-а форукрошш в срльскоР местности новой, культурной структур*! условий Д1щ более регионального использования населением сводного иремсиц.
Критическое' оощеяениё собранного материала дзда веэмсадоо?», Глубоко проанализировать характер, содержание и к&чеетро работы культурных учреждений по развит!» творческого потенциала населения и на серьеаще. обобщена, имеющие надчнчй и практический интерес. Несмотря № определенные достижения « рй&РИФИИ художественной самодеятельности, других форм организации зсте--пческого воспитание трудящихся» диссертант шесте о тем обрн-• ¡-дат снимание на достаточно существеннее упущения р. деятельности кудмурншс учреждений.? етой сфере, Одно из ш« - нкэдсвя му-гшсашищ, художественная культура большинства участников таор-пагкйк нэдастмочнад профессиональная и техничес-
кая грпиотнортъ, Рторое узость тематического репертуара творческих коллективов, в них мало произведений фольклорного характера, сшдой^тшх форм \\ образор, соадшш малочисленными народами, Третье « НИЗОК професриональшй уровень кадров-специалистов. Орали руководителей ^действенней шщт^ьтсш, трорческж
1;рркор, дирщеров и др, н&эшчит'елен удельдай вес мастеров и
шдаушетэв btspq дела» прешедших рпеци&вдда подготовку.
ЙШШШУШЙШЬ рермотренная Я деднрй главе, одна из ешш Ф.к.'поднимадгпока что слабо раэрабртгдащй
плас'5 й щящупш развитии сельского- населения, а именно - по-шшнш роли города е совершенствовании культурно-духовной жизни еоткего населения, усиление, взаимосвязи города и села в етой'еф^ро,- Несмотря на сложность и противоречивость отношений мелду 6ТНМИ ДРумя поселениями, глубокий разрыв в уровне социаль-'но-акономичеоЬ'ОГО раерития, &»тор находит свою тему, свой подход и юглял нп характер И содержание культурных связей между
НИМИ. ' ,
В работе отмечается, Что слсмсмайся са Десятилетия шефская помощь города селу в 1975-1965 гР. гЮлучила ноМЙ импульс u сьга-ла на более многообразные направления lt фермы культурного oCciy-жибантг населения. Эти подхода определена разпнтием трех основных тенденций. Первая ИЗ НИХ - ото официальные государстзеНше
- формы экономической, производственной и др> помощи, селу. Вторая фазируется на общественных формах шефской-работы предприятий, организаций в.определенных хозяйствах, расположенных в сельской местности. Третья - предоставление городом свос-ft мощной культурной инфраструктуры для удовлетворения культурно-духовных потребностей сельчан. В целостности и единстве эти тенденции обеспечивали определенную системность шефства.! 'В диссертации на .конкретном официальном и социологическом материале разрабатывается
' многоплановость развития каждой из них. Однако основное внимание уделяется развитию договорных .отношений о сфере культурного взаимообмена и связей. В соответствии с-таким выбором главный упор ' " делается, на деятельность -творческих объединений-и союзов,' крупных культурных центров, высших и среднеспециальных учебных., заведений по организации практической помощи сельским культурам учреждениям в подготовке.кадров, повышении творческого « профессионального мастерства специалистов и участников художественной самодеятельности, музыкальных, театральных и других коллективов, проведении массосых зрелиирмх мероприятий и праздникоз и т.д. Не случайно, что именно в;те годы культурная жизнь нэ. селе оз- . наменовалась проведением музыкальных, эстрадных, драматических, танцевальныху<онкурсогз,' смотров, фестивалей, формированием и'раз- ■ витием народных творческих»коллективов, многие из которых паво-евали известность в республике и стране.
Раскрывая позитивные моменты в развитии шефского движения, диссертант в то же время рельефно вычерчивает и те недостатки, которые имели место в деятельности как культурных учреждений,
- так и их подразделений в вопросах художественного и остетическо-го воспитания трудящихся, обосновывал их проявление комплексом факторов субъективного и объективного характера.
В целом в рамках указанных проблем, рассмотренных во второй главе, были исследованы вопросы развития социальной структуры и состава участников политических крутков, художественной сачоде-
ятельности, читателей библиотеки и т.д., вопросы развития общественных начал в деятельности культурных учреждений и другие, влияние которых на формирование и воспитание нового человека ■ сохраняло сбою действенность. .
В заключение даны обобщения, основные выводы и рекомендации по итогам исследования. Главная суть их в следующем.
Несмотря на сложившиеся в те годы негативные тенденции в развитии сельского хозяйства, социальном развитии сельского населения, низкую эффективность общественного производства, куль,-турше учреждения продолжали оставаться ведущими центрами культурно-духовного развития села и выполнять свои функции по-обеспечению удовлетворения растущих многообразных потребностей людей, совершенствования их образа жизни, рационального использования ими свободного времени.
В своей повседневной работе по формированию и воспитанию сельских тружеников культурные учреждения руководствовались решениями партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, ЦК Компартии Узбекистана, решениями соответствующих министерств и ведомств, советских и общественных организаций по вопросам культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся.
Развертывая работу на селе, культурные учреждения стремились обеспечивать преемственность в культурном развитии населения на базе органического соединения политического и трудового, атеистического и нравственного, патриотического и интернационального, этического и эстетического воспитания. Эта направленность, независимо от результатов, применялась при дифференцированном подходе к работе с различными категориями и слоями населения.
В прошедшее десятилетие культурные учреждения делали попытки дальнейшего укрепления взаимосвязи с широкими массами путем вовлечения сельского населения в активную культурную жизнь и деятельность. Этот процесс сопровождался внедрением в работу культурных учреждений новых форм организации обслуживания по месту работы и жительства, организацией массовых театрализованных, . , зрелищных и других,мероприятий с участием известных и популярных! деятелей литературы и искусства.
Д.ия того периода характерно усиление процессов формирования ' корпуса общественных яВсистов. благодаря чему значительная часть пасснзшх слушателей, читателей и зрителей трансформировалась
в общественных пропагандистов, лекторов, агитаторов, руководителей кружков, книгонош и т.д. Создание и развитие общественных начал в культурном строительстве села обеспечивало новые отношения между культурными учреждениями и населением, более эффектив-. ное использование их потенциала.
Исследование показало, что, выполняя свои социальные функции по формированию и воспитанию нового человека, культурные учреждения постоянно контактировали•с другими организациями и учреждениями, и в*первую очередь с партийными, общественными и ' идеологическими. Эта взаимосвязь д&вала возможность строить свсо деятельность целенаправленно, дифференцированно, комплексно; По мере развития шефского движения в сфере культурно-духовной жизни углублялись контакты культурных учраждений с министерствами, крупными промышленными- объединениями и т.д.-
Кратко? изложение выводов, безусловно, не даэт всей гашы проблем, обобщенных в ходе исследования по тем или иным вопросам культурного развития-села и формирования нового человека. Рекомендованные в диссертации конкретные предложения по совершенствованию деятельности культурных учреждений в деле воспитания и обслуживания населения несколько восполняют етот пробал. В частности, в работе указывается, что уже в те годы изменяющиеся культурные потребности и интересы различных категорий населения объективно потребовали структурных и качественных изменений в системе этих учреждений. Новые веяния, появившиеся в тот период, ' требовали их приближения не к абстрактному, а к конкретному че-: • ловеку,.переходу от массовых мероприятий к индивидуальной работе с каждым с учетом его способностей, задатков и интересов. Возникали также вопросы необходимости сохранения и возрождения национальной -.самобытности в культуре, искусстве малочисленных национальных и этнических групп, выхода на общечеловеческие и гуманные ценности и задачи. • '•■..'
Естественно, '¡то -диссертация не исчерпала всех проблем и пот!-росов деятельности "культурных учреядсний по формированию нового человека.'-'йзнь и практика более многообразны, а взашосвяоь "человек-культура-воспитрние" многогранна и неисчерпаема.
Сонорные положения диссертации отражены в следующие публикациях:
1. Деятельность культурных учреждений села Э реализации национальной политики партии.//Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов "Актуальные, проблемы межнациональных отношений И интернационалистского воспитания студенческой молодежи". -Ташкент;Уз бе киста н,1990. С.56-58.
2. Роль города в повышении культуры сельского населения.// В кн.: Актуальные вопросы общественных наук.-Термез,1990.-С.87-91.
3. Правовое воспитание молодежи.//Совет ыактабч.//1982, № 6. - 0,3 п.л.(на узб.яадае).
4. Развитие сельских учреждения культуры и их роль в коммунистическом воспитании населения деревни на современном этапе. //Тезисы докладов XXI научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава факультета общественных наук и общественных профессий, посвященной 70-летию ВЛКСМ.-Термез,1938.
С.13-14. ,
5.- Культурные учреждения села как составная часть социальной сферы социалистического общества.//Тезисы докладов ХХШ научно-теоретическоЯ конференции профессорско-преподавательского состава факультета общественных наук и общественных профессий по итогам научно-исследовательских работ за 1988 г. - Термез,1989.
С. 75-77,
Подписана к печати 'Я*® *'1' • Заказ Л* Я?! 60X84 1/16^ ЗКЗ' ^ л Ф°Рмат бумага
Отпечатано на ротмрннте в типографии ТашГУ мм. В. И. Ленина.
Адрес: 700095, г. Ташкент, ГСП, Вузгородок, ТашГУ.