автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Реалистические тенденции в современной живописи Сирии

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Халиль, Али Ахмед
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Реалистические тенденции в современной живописи Сирии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Халиль, Али Ахмед

стр.

1. ВВЕДШИЕ . 2

2. ГЛАВА.

Становление реализма в живописи Сирии 1950-х . 23

3. П

ГЛАВА.

Национальные традиции и реалистическая живопись

Сирии 1960-1980-х гг. S3

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Халиль, Али Ахмед

В результате бурных исторических событий XX века все большую роль в международной политике начинают играть государства Азии и Африки, сбросившие колониальное господство и выбравшие независимый путь развития. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году и образование первого в мире государства рабочих и крестьян положили начало активному процессу деколонизации во всех регионах мира и во многом определили исход национально-освободительной борьбы народов Ближнего Востока»

Создание ряда независимых арабских государств (Сирии, НДРЙ, Ирака, Египта, Ливии, Ливана) привело к интенсивным поискам путей возрождения и развития отечественной культуры как важного фактора в формировании национального самосовнания, сохранения национальной целостности и единства. В XX веке все более заметная роль в национальной культуре стран Арабского Востока начинает принадлежать изобразительному искусству. Скованное прежде многовековыми ограничениями исламской религии, испытывая на себе в то же время влияние идеологии европейских стран-метрополий, искусство арабов нового и новейшего времени стремилось сохранить свое национальное своеобразие и внести определенный вклад в развитие современной мировой культуры.

Одним из признанных центров современного арабского изобразительного искусства по праву считается Сирийская Арабская Республика. Выставки 1950-1970-х годов, прошедшие как в самой Сирии, так и 8а ее пределами, в том числе и в СССР, ярко продемонстрировали и высокий идейно-художественный уровень произведений, и широкий круг проблем, волнующих художников. Развитие искусства в стране во многом опережает развитие художественной критики.

Хотя в последнее время в этой области наметились позитивные изменения, недостаточная разработанность методологии, отсутствие четких эстетических критериев, слабая идейно-теоретическая база нередко приводят к поверхностным, однозначным выводам, расплывчатым формулировкам в оценке творчества как отдельных мастеров, так и явлений художественной жизни Сирии в целом. Явно недостаточное внимание уделяется и анализу прогрессивных реалистических направлений, определению их места и значения в культуре Сирии.

Обращаясь к изучению творчества передовых мастеров сирийского искусства, автор руководствовался соображениями по возможности объективнее и убедительнее восполнить этот пробел. На основе марксистско-ленинского мировоззрения, с классовых партийных поэиций, он стремился выявить наиболее характерные тенденции, связанные с развитием реалистического метода сирийских художников с конца 1950-х годов по настоящее время. Автор диссертации имел возможность быть свидетелем и участником ряда событий и явлений художественной жизни, которые непосредственно отражены в работе. Указанные хронологические границы рассмотрения изобразительного материала объективно отражают развитие искусства независимой Сирии и являются наиболее интенсивным и плодотворным периодом в истории ее культуры.

В современном искусстве сажаны существуют многие виды и жанры изобразительного искусства, но живописи, бесспорно, принадлежит ведущее место, что делает ее изучение важной и неотложной задачей национальной художественной критики.

Задачей настоящей работы является рассмотрение зарождения и развития современной живописи Сирии, в особенности, ее реалистического направления как одного из основных и ведущих в творческой практике национальных мастеров. При этом автором делается попытка, по существу впервые в специальной литературе, охаравтеризовать как общие тенденции развития реалистического искусства Сирии, так и творчество наиболее значительных и крупных его представителей - мастеров живописи различных поколений и индивидуальных живописных манер, но объединенных общностью реалистического метода. ххх

Истоки зарождения современного изобразительного искусства Сирии принято относить к 1930-м годам и связывать с ростом национально-патриотического движения, приведшего к оживлению художественной жизни. В 1940 году в Дамаске было основано первое художественное объединение "Андалузский клуб", куда входили известные впоследствии мастера Насир Шаура, Махмуд Джалаль, Салах аль-Нашеф, Махмуд Хаммад, а также ряд прогрессивных поэтов и писателей, В это же время появляются и другие общества аналогичного типа - "Студия Веронезе" и "Арабское общество изящных искусств" (1943-1945). Художественная жизнь страны, сосредоточенная в основном в Дамаске постепенно развивается и в других городах: на севере страны, в Алеппо, начинают работать такие мастера, как Галейб Салем, Фатхи Мухамед, Альфред Бахащь, Фатех Мударес, ставшие позднее известными деятелями современного искусства.

После обретения независимости художественная жизнь Сирии эна' чительно активизируется. В 1950 году открывается одна из первых учредительных художественных выставок произведений сирийских мастеров, в которой приняли участие Абдель-Фахад Абу Сауд, Анвар Арнаут, Насир Шаура, Мишель Кюрше, Махмуд Хаммад, Назим Джафари. Выставка, экспонировавшаяся в Национальном музее, продемонстрировала высокий профессиональный уровень мастерства живописцев, близость их к интересам народа, явную ориентацию на реалистическое искусство. После закрытия выставки, благодаря широкому общественному резонансу, который она получила, в Сирии был создан ряд художественных обществ - "Сирийский художественный коллектив" (1950-1958), "Клуб любителей искусства" (1952-1955). Стараниями участников этих объединений, а также при активной поддержке государства открываются художественные студии и школы, начинают регулярно проводится выставки произведений живописи и скульптуры» После создания в I960 году Министерства культуры в наиболее крупных городах Алеппо, Хаме, Хомсе учреждаются художественные центры для любителей искусства, что еще более активизирует культурное развитие страны. Начиная с 1956 года по инициативе профсоюза сирийских художников в Дамаске и других городах стали проводиться общенациональные периодические выставки, способствовавшие сплочению всех передовых творческих сил страны»

Большое значение для формирования национальной школы искусств имело открытие факультета изящных искусств при Дамасском университете (1961), а также создания отдела современного искусства в Национальном муэее, где наряду с произведениями сирийских художников стали экспонироваться работы западноевропейских мастеров. Интенсивная художественная жиэнь Сирии, стремление прогрессивных мастеров поставить свое искусство на службу народу привело к объединению их в единый Союз художников Сирии. По его инициа тиве в 1971 году в Дамаске состоялась первая конференция художников арабских стран, на которой был образован Союз арабских художников, интенсивная деятельность которого во многом определила пути развития прогрессивного искусства стран региона.

Современное искусство Сирии эародилось в 1950-е годы, когда после обретения независимости на родину вернулись многие мастера, получившие образование эа границей» Наиболее известные художники того времени - Мишель Кюрше (1900-1973), Махмуд Джалаль (19111976), Тауфик Тарик (1875-1940), Абдель Вахаб Абу Сауд (1897-1951 стали основателями национальной школы живописи. Их произведения на тему национальной истории и средневекового фольклора были исполнены в духе ремесленного импрессионизма и европейского академизма. В раннем периоде развития сирийской живописи, овладев внешними приемами европейского искусства, вместе с тем постепеннс обретало национальное своеобразие. Уже в первые годы развития в искусстве нашли отражение исторические перемены на Ближнем Востоке. "Арабский всадник" (1953) Адхама Исмаила, ''Пробуждение арабов" (1956) Фалида Кардуса, "Арабское возрождение" (1957) Са-лаха Нашефа, выполненные в равных стилистических манерах, несли в себе единое стремление воплотить черты национального возрождения арабского народа, его борьбу за независимость и свободу.

В творчестве более молодых художников реалистического напра! ления продолжался процесс сложения национально понятой художественной формы, активного использования приемов и традиций народного искусства. Жанристы Махмуд Джалаль и Субхи Шуэб посвящали свои полотна труду сирийских крестьян и ремесленников, заостряли внимание зрителей на этнографических особенностях их быта. Пейзажист Насир Шаура искал вдохновения в природе Сирии, а Назым Джафари - в старинных улочках Дамаска. Все чаще художников начинают привлекать и социальные мотивы. В этом направлении развивается искусство Луаи Кайяли. В сдержанной, почти монохромной цветовой гамме, он создает содержательные образы простых людей Сирии - "Маленький музыкант" (1967), "Материнство" (1972), "Мальчик-продавец" (1973); Мамдух Кашлан выражает свой протест против страданий палестинского народа в картинах "Палестинские арабы" (1968) и "Беженцы" (1971).

Вместе с тем развитие реалистического направления в искусстве Сирии всегда наталкивалось на сопротивление со стороны художник ов-модернистов. Стремление испольвовать традиционные формы арабской орнаментики и каллиграфии приводят к схематизации в изображении человека и природы. В творчестве Мамдуха Хаммада, Абдель Кадер Арнаута проявляется стремление найти некую отвлецен-ную линейно-цветовую форму изображения. Картины Фатеха Мудареса, Роберта Мулки и других модернистов выражают позицию авторов, игнс рирующих сюжетную сторону в живописи и вставших на путь беспредметных поисков, ничего общего не имеющих с истинным служением искусству. Следует подчеркнуть, что роль художников-модернистов весьма незначительна в современной культуре Сирии, но в то же время нельэя недооценивать последствий их негативной деятельности, направленной на создание искусства, которому безразлична жизнь человека, его борьба 8а национальную независимость и социальное освобождение. Творчеству модернистов различного толка противостоит жизнеутверждающее искусство прогрессивных мастеров Сирии, особенно активизировавшееся после 1967 года, когда молодое арабское государство стало жертвой агрессии Израиля. Политическая обстановка в Сирии, сложившаяся в результате сплочения демократических сил, готовность дать отпор врагу, способствовали росту национального самосознания и активизации художественной жизни. Все большее значение последнее время приобретает тема Сопротивления, неразрывно связанная с темой национально-освободительной борьбы арабских народов. Живопись Мамдуха Кашлана и Гази Халди, графика Наэира Набы и Бурхана Коркотли в ярких запоминающихся образах отражают события современной жизни Сирии. Именно в демократических по духу и реалистических по характеру произведений сирийских мастеров и следует искать наиболее яркие и значительные проявления национального художественного своеобразия, присущего работам лучших живописцев и графиков. ъ

Свою главную задачу диссертант видит в выявлении и анализе наиболее характерных черт реалистического искусства Сирии. Не оставляя бее внимания отдельные направления модернизма, получившего распространение в ряде стран Арабского Востока, автор основное внимание обращает на позитивные тенденции в современном искусстве Сирии. Опираясь на достижения марксистско-ленинской тео рии, на труды ведущих советских ученых, он особое внимание уделяет характеру взаимосвязей реалистического искусства и общественно-политических условий развития Сирийской Арабской Республики. Рассматривая реалистический метод отражения действительности как результат прогрессивного мировоззрения передовых сирийских художников, автор предпринял попытку уточнить имеющиеся характеристики таких определений как понятие "Маасат", "тема Сопротивления" "движение "аль-мультазим", "тема национально-освободительной борь бы" применительно к сирийскому искусству последних лет. Объективное рассмотрение этих вопросов было бы невозможно без привлечения обширного изобразительного материала, который характеризует художественную жиэнь Сирии как многообразное, динамично развивающееся явление современной культуры арабского мира. В процессе работы над диссертацией собраны и систематизированы художественные материалы государственных и частных коллекций Сирии, сведения и факты, связанные ic проведением в Москве традиционных выставок современного сирийского искусства, а также некоторые изобразительные и архивные данные, предоставленные автору отдельными художниками и общественными деятелями его страны.

Специальная литература, как арабская, так и зарубежная (почти целиком советская), посвященная рассмотрению реалистических тенденций в современной живописи Сирии, весьма немногочисленная и случайна. По сути дела до сих пор нет еще ни одного серьезного исследования, анализирующего эту тему с позиций марксистско-ленинской теории искусства. И хотя, вопрос о реализме как художественном методе, его выразительных средствах и возможностях неоднократно затрагивался советскими критиками и учеными, в общем теоретическом плане, он не рассматривался как целостное направление в современном искусстве Сирии.

Первым серьезным исследованием по современному искусству страны следует считать книгу известного сирийского художника и искусствоведа Афифа Бахнаси "Современное искусство Сирии. 19001960-е года"^. В исследовании кратко освещается жизнь и творчество сирийских мастеров старшего поколения Тауфика Тарика, Мишеля Кюрше, Махмуда Джалаля и других основоположников национальной школы, рассказывается о создании специальных художестве! ных обществ и объединений. Достоинством книги является не только характеристика творчества этих мастеров, но и обзор отдельных сирийских источников по художественной критике .1950-1960-х годов. Книга снабжена общирным иллюстративным материалом, краткими сведениями о художниках и библиографическим указателем. Этому же автору принадлежит и другая книга-"Современное искусство арабских стран"2. Наряду с явными достоинствами исследования (богатым фактологическим материалом, широтой охвата в анализе различных форм искусства арабских стран) в нем содержится ряд глубоких противоречий, нечеткость формулировок и определений. Опираясь на известное запрещение ортодоксального ислама

1. А.Бахнаси, Альфунун аль-ташкилия фи аль иклим аль-Сури. Ди-машк, 1959.

2. А.Бахнаси. Аль-фан альхадис фи альбилад аль-Арабийа. Бейрут, (б .д.) изображать реальную действительность, автор делает совершенно неправомочным, на наш взгляд, вывод о необходимости развития абстрактных форм искусства. Так, в частности, он пишет: "Сильная интуитивная вера арабского художника заставляла его изменить действительность так, как он этого захочет, стимулировала поиски таких форм, которые бы выражали не конкретное, а общее и абсолютное"^-. В книге содержится ряд идеалистически? выраженных взглядов которые ничего общего не имеют с подлинно научной теорией и практикой. Объясняя, например, своеобразие арабского искусства, и в частности, особенное перспективное построение некоторых живописи ных и мозаичных произведений, автор замечает, что "мусульманский арабский художник воспринимает окружающий мир как бы через глаза самого Бога, в то время как европейский художник взирает на вещи глазами простого человека"^. А.Бахнаси допускает и ряд исторических неточностей. Он утверждает, что второе поколение зачинателей сирийского искусства училось в Италии по инициативе итальянского правительства во время диктатуры Муссолини. Это неверно, поскольку в то время Сирия находилась под мандатом Франции и оккупационные власти не позволяли учебу как внутри страны, так и за ее пределами .

Среди трудов Афифа Бахнаси необходимо отметить большое соQ держательное исследование "Искусство и национальность" . В книге затрагивается вопрос о реализме в современном арабском искусстве, но его роль, по мнению автора, ограничивается только лишь созданием "клише" для политических листовок и плакатов. Странным

1. А.Бахнаси. Указ.соч., с. . Здесь и далее перевод автора.

2. Там же, с.

3. А.Бахнаси. Аль-фан-ва-ль Каушийа. Димашк: 1965. звучит утверждение о том, что реализм не приэнает арабскую каллиграфию и арабеску. Но ведь хорошо известно, что и эдесь дело обстоит иначе. Эти виды традиционного мусульманского декоративно-прикладного искусства до сих пор популярны во многих арабских странах, но в силу своей специфики не могут решить сложные проблемы современной эпохи с ее ясно выраженным антагонизмом между силами империализма и национально-освободительным движением в развивающихся странах.

В книге подробно рассматриваются духовные истоки арабской нации, различные философские, эстетические и этические теченмя мусульманской религии. В исследовании анализируется вопрос о происхождении арабской каллиграфии, как одном из распространенных видов исламского искусства. Автор стремится доказать, делая это часто путанно и противоречиво, что будущее искусство арабских стран - в более конкретном использовании национальных форм, которые он прежде всего видит в мусульманской традиции. В книге содержатся вместе с тем, интересные наблюдения о творчестве ряда западно-европейских мастеров, таких как Эжен Делакруа, Анри Матисс, Поль Клее и рассматривается вопрос о влиянии на их твор чество некоторых традиций арабского искусства.

Оценивая значение трудов А.Бахнаси нельзя не отметить его большой вклад в становление национально-художественной критики, и в ее развитие. Вместе с тем, он высказывает ряд спорных, а иногда и неверных утверждений. Нельзя, например, согласиться с его попытками отделить процесс эволюции изобразительных форм искусства от реальных исторических условий нашего времени, рас^ сматривая его вне связи с борьбой арабских народов за независимость. Все это во многом снижает ценность трудов А.Бахнаси, обнажая характерные недостатки сирийской художеатвенной критики, отражая напряженную идейно-теоретическую борьбу в искусстве 1960-х годов.

Среди обширных исследований, посвященных искусству Сирии, необходимо отметить объемный труд Рушди Искандара и Камаля аль-Маллаха "50 лет изобразительного искусства"1. Книга была задумана и написана в начале 1960-х гг., т.е. еще в период существования Объединенной Арабской Республики. Большее место в ней занимают вопросы, связанные с эорождением и развитием нового египетского искусства. Но есть там и раздел, посвященный современному искусству Сирийского района ОАР. В общих чертах авторы прослеживают путь, пройденный сирийским искусством. Останавливаясь в основном на рассмотрении живописных произведений, авторы отмечают их тематическое своеобразие, обращение художников прежде всего к бытовому жанру, созданию пейзажей родных мест. В книге приводятся краткие биографии некоторых сирийских художников, а также характеристики творчества Тауфика Тарика, Сайда Тахсина, Махмуда Джалаля. В исследовании содержится ряд ценных наблюдений и фактов по теме диссертации; к сожалению, в нем чрезвычайно мало репродукций с картин сирийских художников, представляющих интерес для настоящей работы.

Другим, не менее важным источником для темы диссертации стала книга Гази Халди "40 лет изобразительного искусства Сирии"^, в которой на основе обширного документального материала воспроизводится картина художественного развития страны. Сравнивая и анализируя различные явления в сирийском искусстве, автор отстаивает путь национального развития, опирающийся на тра

1. Рушди Искандер, Камаль аль-Маллах. Хемсуна сана шена аль-фан,

Аль-Кахира: 1962. 2» Г.Халди. Ар-Баин Сана ала аль фан альташкили фи аль-кутар аль-араби аль Сури. Димашк: 1971. диции народного творчества.

Культурная жизнь в Сирии в последние 15-20 лет очень интенсивна и многогранна. В стране постоянно устраиваются выставки, проводятся творческие встречи художников арабских стран, публикуются критические статьи. В 1971 году в Дамаске, как уже было сказано, состоялась первая конференция художников арабских страь на которой был образован Союз арабских художников, объединяющий сейчас деятелей искусства двенадцати стран Арабского Востока. 1

Материалы "Первой конференции художников арабских стран"А свидетельствуют о стремлении народов региона продолжать борьбу за независимость, о желании прогрессивных художников своим творчеством служить интересам общества, отражать события современной жизни. В выступлении Союза художников Сирии Мамдуха Кашла-на прозвучал призыв к художникам арабских стран активно включиться в политическую борьбу против сил реакции и сионизма, создавать произведения, отражающие реальную жизнь. Материалы конференции ясно показывают, что подлинные произведения, по мнению ведущих арабских мастеров, - это те, которые непосредственно связаны с реальными событиями современной эпохи.

Для понимания особенностей развития сирийского искусства большое значение имеет книга Тарика Аль-Шарифа "20 художников •р

Сирии. В ней рассматривается жизненный и творческий путь наиболее известных художников страны, разнообразных по национально-образной и художественно-пластической характеристике. В исследовании содержится краткий очерк зарождения сирийского искусства,

1. Аль Махрансан аль-араби аль ауал лелфан алькаути аль-Ташкили Димашк: 1972.

2. Т. Аль Шариф. Эшруна фананан мен Сурийа. Димашк. 1972. дается определение творчеству Насира Шауры, которого автор представляет как первого сирийского импрессиониста. Характеризуя живопись Луаи Кайяли, Аль-Шариф видит истоки его своеобразных произведений в использовании традиций как европейской фрески, так и арабской миниатюры. В книге рассматриваются работы Адхама Исмаила, Мамдуха Кашлана, Назира Набы. Вместе с мастерами реалистического направления Аль-Шариф характеризует деятельность некоторых модернистов; среди последних он выделяет Абделя Кадера Арнаута, рассматривает поздний период творчества Мамдуха Хаммада. Недостатком книги является ее обзорно-повествовательный характер, и хотя при разборе произведений используются элементы художественного анализа, автор часто не дает должных критических оценок.

По инициативе Союза художников Сирии в последнее время было опубликовано несколько книг, посвященных творчеству отдельных мастеров. В альбоме, посвященном известному художнику Луаи Кайяли ее автор Мамдух КашланА раскрывает на фоне худо-жеатвенной жизни страны наиболее характерные черты творчества мастера, выявляет реалистическую ориентацию его произведений, останавливаясь более подробно на характеристике мировоззрения мастера, говоря о нем как о страстном патриоте своей родины. Издание снабжено списком выставок, в которых участвовал художник, а также его высказываниями об искусстве и мнениями ведущих критиков о творчестве Кайяли.

Среди других альбомов этой серии интересен очерк о живопис це Найме Исмаиле, написанный известным критиком Тариком аль тарифом.^ В нем дается краткий биографический рассказ о жизни и

1. Мамдух Кашлан. Луаи Кайяли. Димашк, 1974.

2. Тарик аль-Шариф. Наим Исмаил. Кисса фи Лаухат. Димашк, 1974 деятельности художника, в общих чертах рассматривается процесс становления его творчества, но отсутствует анализ произведений.

Автор лишь комментирует многочисленные иллюстрации, содержащие издание. Нельзя не отметить и краткий монографический очерк Джат нета Каркиса, посвященный молодому художнику Омару Хамди. По сравнению с двумя предыдущими работами здесь более подробно дается анализ нескольких произведений художника, но также не определяется его роль и место в современном искусстве Сирии. С 1980 года в Дамаске стал выхрдить журнал, посвященный арабскому изобо разительному искусству. Первый номер журнала открывается статье министра культуры и просвещения Сирии Нажаха аль-Атара, в которой определяется главная цель нового издания - глубже и шире знакомить читетелей с изобразительным искусством арабских страи^ а также с произведениями прогрессивных зарубежных мастеров. Среди статей журнала следует отметить статью Т. аль-Шарифа " Зачинатели сирийского искусства"0, где показывается процесс развития и возникновения сирийского искусства с акцентом на рассмотрение картин Тауфика Тарика и Сайда Тахсина. Критик утверждает, что сирийское искусство с самого начала своего существования развивалось на реалистической основе. В тексте содержатся интересные наблюдения о творчестве Мамдуха Джалаля, Насира Шауры, Назима Джафари, Абделя Кадира Наиба и других крупных мастеров.

В 8-м номере журнала была опубликована статья "Различные направления в современном искусстве Сириинаписанная также

1. Джанет Коркис. Омар Хамди. Димашк, 1976.

2. Аль-ХаиЯаль-ташкилия ("Художественная жизнь"), Димашк, 1980.

3. Аль-хаиа аль-ташкилия. 1980, №1, с.30•

4. Аль-хаия аль-ташкилия, 1980, ®8.

Т. аль-Шарифом, подробно рассматривающим реалистические тенденции художественной жизни страны после 1967 года. "Реализм как лавина охватывает многочисленных художников с разными творческими подходами и видением мира"^, - замечает автор. В статье предпринята попытка определения развития творческих методов и индивидуальных манер в реалистическом искусстве Сирии. Так, в ней можно найти термин "нейтральный реализм", под которым понимается искусство, достоверно отражающее действительность, но не пытающееся активно вмешиваться в жизнь. К этому "направлению", по мнению автора, принадлежит Т.Тарик, Ш.Орфали, Н.Джафари. Другое "направление", которое автор характеризует как "социальный" или "политический реалиэм, выделяется тем, что художники активно включаются в борьбу за улучшение жизни, sa социальную справед** ливость. К ним относит он Мелада Аль Шайба, Халиль Аккари и других, в основном, молодых живописцев.

Автор диссертации использовал в работе многочисленные публикации в ряде сирийских газет и журналов, в которых содержатся хотя бы самые краткие сведения о различных художественных явлениях в жизни Сирии, а также об отдельных мастерах. Следует подчеркнуть, что все эти сведения носят в основном чисто информативный характер, не содержащий каких-либо оценок и обобщений.

На русском явыке также существует ряд изданий, посвященных творчеству сирийских^художников. Одной из первых публикаций подобного рода была статья Хасана Камаля "О современном искусстве о

Сирии", где рассказывалось о первой национальной художественной выставке в Москве и Ленинграде. В статье кратко прослеживаются

1. Аль-хаия аль-ташкилия. 1980, №8, с.29.

2. Хасан Камаль. О современном искусстве Сирии. - Искусство, 1958, Ш 2. основные этапы раввития сирийского искусства, начиная с 1946 года. Ее автор - хранитель Национального музея в Дамаске, отмечая деятельность правительства Сирии в области изобразительного искусства в первые годы независимого развития, вместе с тем характеризует творческую направленность сирийских художников - М.Джа-лаля, Ш.Орфали, Р.Кусейбати, Н.Джафари, представляющих реалистическое направление. Более подробно освещаются работы М.Кюрше, Н.йсмаила, которых привлекают судьбы и арабов-беженцев, и самобытные формы жизни сирийского крестьянства, и обычаи и традиции, сохранившиеся в старых кварталах Дамаска. Небольшой по объему очерк дает ценный научный и фактологический материал, обогащая наши представления о сирийском искусстве конца 1940-х - начала 1950-х годов.

Одной из первых публикаций по теме диссертации можно считать вступительную статью к каталогу "Искусство Объединенной Арабской Республики, Ливана, Судана, Индии, Цейлона, Индонезии, Камбоджи, Новой Зеландии, Австралии и Мадагаскара", написанную Э^Царским и О.Прокофьевым.1 В статье содержится первая попытка советских исследователей определить место современного сирийского искусства в культуре Арабского Востока, рассматривается творчество Н.Джафари, С.Нашефа, отмечаются такие известные картины как "Арабское возрождение", "Народы приветствуют единство арабов", "Вести с Востока". В общих словах характеризуется также творчество Ращида Кзебати, Афифа Бахнаси, Аднана Шарифа, Шарифа Орфали. В тексте содержится попытка определить место реалистичес

1. Э.Н .Дарский,. О.Н.Нрокофьев. Искусство .ОАР, Ливана, Туниса, Судана, Индии, Цейлона, Индонезии, Камбоджи, Австралии, Новой Зеландии и Мадагаскара. Каталог выставки. М., 1959. кого творчества, как ведущего направления в искусстве арабских стран, выбравших независимый путь развития. К такому яе роду изданий следует отнести альбом "Искусство Объединенной Арабской Республики"1 с краткой вступительной статьей, написанной C.Xol*-ЭДаш и И.Лосевой по материалам произведений египетского и сирийского разделов художественной экспозиции У1 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.

Среди журнальных публикаций необходимо отметить статью известного советского исследователя Б.Веймарна, посвященную прогрессивному искусству стран Арабского Востока^, где на строго документальной научной основе прослеживается общее состояние прогрессивного искусства Египта, Сирии и Ирака в контексте исторического и общекультурного развития этих стран. Выделяя наиболее значительные уэловые моменты в развитии национального искусства, автор подчеркивает значение реализма в творчестве молодых сирийских живописцев, прежде всего отмечая Луаи Кайяли, Мамдуха Кашлана, Сами Бурхана. Б.Веймарн выделяет такие качестве современного искусства Сирии, как "монументализацию и заостренность эмоционально-психологической трактовки художественного о образа . Известный советский ученый, автор многих трудов, посвященных культуре и искусству Арабского Востока в небольшой статье охарактеризовал наиболее прогрессивные черты в искусстве ряда арабских стран. Положения, высказанные в статье, нашли дальнейшее развитие в работе того же автора, опубликованной в

1. И.В.Лосева, С.И.Ходшаш. Изобразительное искусство Объединенной Арабской Республики. М., 1959.

2. Б.В.Веймарн. Прогрессивное искусство стран арабского Востока. - Художник, 1971, В§1.

3. Там же. коллективном сборнике, посвященном борьбе за реалистическое искусство в зарубежных странах.* В разделе, рассказывающем о сирийском искусстве, отмечается большой вклад художников страны в мировую прогрессивную художественную культуру, дается общий обэор деятельности ряда крупных художников.

В 1981 году в Советском Союзе вышла единственная пока монография А.А.Богданова "Художники Сирии"^, где исследователь кратко очерчивает сложный исторический путь сирийского изобразительного искусства, анализирует взаимодействие различных направлений и тенденций, прослеживает формирование и развитие жанров искусства, поднимает большие идейно-теоретические проблемы, связанные с формированием реалистического искусства. Рассматривая становление реализма в сирийской живописи, автор особо подчеркивает его исключительную роль в укреплении позиций прогрессивных сирийских мастеров, определяя роль реализма как основного творческого метода сирийских художников. Анализируя творчество А.Исмаила, Ф.Кардуса, С.Нашефа, А.Богданов показывает первые успехи сирийских живописцев в отражении реальной действительности, наглядно демонстируя дальнейшее развитие этих прогрессивных тенденций. в искусстве 1960-1970-: годов. Исследователь выявляет наиболее конкретные образно-пластические средства, характерные для того или иного художника. В книге дан анализ графических произведений Н.Набы, Б.Коркотли, Н.Обейда. Помимо живописи и графики в кратце рассматривается также творчество сирийских скульпторов Ш.Мухаммеда, М.Джалаля, А.Катрамиза, в произведениях которых также выявлялись реалистические тенденции. Книга имеет ука

1. Б.В.Веймарн. Борьба sa прогрессивное реалистическое искусст во в зарубежных странах. М., 1975, с.314-316.

2. А. А. Богданов. Художники Сирии. Л., 1981. затель имен художников Сирии, краткую библиографию, издание снаб жено большим количеством тоновых и цветных репродукций. Помимо же упомянутой монографии следует отметить ряд статей того автора, опубликованных в последние годы в различных изданиях и содержащих марксистский анализ разнообразных явлений современного искусства арабских народов.1

Среди публикаций последних лет, посвященных современному искусству Сирии, большое значение имеет статья Т.Х.Стародуб^. Автор обращается в основном к работам, которые были показаны на выставке художников Сирийской Арабской Республики, состоявшейся о в Москве летом 1981 года. Тем не менее, в статье дана краткая предистория развития нового искусства страны, а также характерис тика его основных направлений и тенденций. Определяя место и роль темы Сопротивления в изобразительном искусстве Сирии, Т.Х.Стародуб отмечает, что ".она укрепила позиции реализма, повысила общественную значимость изобразительного искусства, способствовала развитию политической агитационной графики и скульптуры, сплотила художников различных творческих принципов.^

1. А.А.Богданов. Живопись Сирии. - Творчество, 1969, №12. А.А.Богданов. Графика Сирии. - Творчество, 1975, ®7. А.А.Богданов. Традиция в современной живописи Сирии. - Искусство, 1976, Ш1.

2. Т.Х.Стародуб. Современное искусство Сирии. - Искусство, 1982, №10.

3. Художники Сирийской Арабской Республики. Каталог выставки. М., 1981.

4. Т.Х.Стародуб. Ук.соч., с.

По теме диссертации необходимо также отметить библиографическую рецензию Б.В.Веймарна "Современное искусство арабских стран"где анализируется ряд исследований советских ученых, появившихся в последнее время. Отмечая научную ценность книг А.А.Богданова "Художники Сирии" (М., 1981) и "Современное искусство Ирака" (М., 1982), а также труда А.М.Бердникова и Е.А.Сердюк "Современное искусство Палестины" (М., 1982), автор раскрыве ет особенности каждого исследования, указывая на единство их методологии, "основанной на понимании современного изобразительного искусства арабских стран, как явления общественного, значительного, тесно связанного с самого зарождения с антиимпериалистическим национально-освободительным движением"^. Внимательно анализируя каждую из книг, Б.В.Веймарн большое место уделяет разбору работы А.^.Богданова "Художники Сирии", подтверждая одн^ из основных мыслей автора: "В 50-е годы, когда начался процесс активного формирования сирийского изобразительного искусства, ведущая роль принадлежала М.Кюрше, Н.Джафари и другим художникам, воспринявшим традиции европейских академических школ. В это время в сирийской живописи формируются реалистического характера бытовой и портретный жанры, а также пейзаж с ярко выраq женным интересом к народной теме"0. Оценивая тот большой вклад, который сделали художники реалистического направления в развитие сирийского искусства, Б.В.Веймарн соглашается с одним из главных положений автора названной книги: "В укреплении реалистических тенденций в искусстве Сирии важную роль играют патриотические идеи национально-освободительной борьбы. Еще в 50-е годы они нашли воплощение в произведениях Ф.Кардюса и А.Исмаила

1. Б.В.Веймарн. Современное искусство арабских стран. - Искусство, 1983, №11.

2. Там же.

3. Там же, с.67. и некоторых других художников. После израильской агрессии 1967 года актуальная тема Сопротивления заняла прочное место в живописи, графике и скульптуре Сирии. Причем много произведений посвящено палестинцам, их страданиям и их самоотверженной борьбе. В конце 60-х и в 70-е годы газетная и журнальная графика Сирии обрела характер атакующей сатиры"1. Б.В.Веймарн высоко оценивает труд советского ученого, систематически и углубленно занимающегося проблемами искусства современного Арабского ^ос-тока.

Кроме специальных работ по искусству в диссертации была использована обширная литература общественно-политического1 и общеисторического характера. Не вдаваясь в обзор этих многочисленных источников, автор суммирует их содержание в вводной части каждой из глав и приводит их название в списке использованной литературы.

Изученные в работе изобразительные и библиографические материалы позволяют с достаточной четкостью построить композицию диссертации. Она состоит из введения, где рассматривается история вопроса, определяется выбор темы, даются границы исследуемого материала; двух глав - в первой - "Становление реализма в живописи Сирии 1950-х годов" рассматриваются вопросы, связанные с формированием национальной школы и становлением реалистического направления в жиыописи Сирии 1950-х годов. Во второй главе "Национальные традиции и реалистическая живопись 1960-1980-х годов" анализируется творчество ведущих мастеров 1960-1980-х ГО' дов, представляющих реалистическую живопись этого времени. Основ' ной текст диссертации дополнен примечаниями, краткими сведения

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Реалистические тенденции в современной живописи Сирии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рамки диссертации не позволили автору более глубоко и подробно остановиться на многих вопросах, которые неизбежно возникают при обращении к исследованию национального искусства Сирии. Нами был рассмотрен лишь одни аспект многозначной проблемы, связанной с развитием реалистических тенденций в искусстве страны, а также творчества наиболее значительных мастеров - живописцев различных поколений, объединенных общностью художественного мировоззрения .

Национальное своеобразие современной сирийской живописи складывается из многих элементов, главные из которых - многовековые традиции арабской культуры, активное влияние турецкого, а затем и европейского искусства, поиски национального пути развития художественной культуры. Искусство страны всегда было неотделимо от ее истории. Находясь на перекрестье торговых путей, соединяющих побережье Средиземного моря и района Средней Азии, Сирия рия неоднократно становилась ареной жестоких битв за обладание ее территорий. Попадая под власть великих держав прошлого, сирийское искусство рождалось в пылу битв и сражений. Собственно арабская культура Сирии является сложным конгломератом искусства различных стран и народов мира, с течением времени сплавившейся в единое целое и представляющее сечас своеобразное явление с ярко выраженными национальными особенностями. Вместе с тем нельзя не видеть те общие черты, которые всегда роднили искусство страны остальным арабским миром. Активный процесс объединения стран Арабского Востока под знаменем ислама, дальнейшие исторические события в регионе не могли не повлиять на формирование арабской культуры в целом. Но каждой из стран в дальнейшем предстояло выбрать собственный путь развития. Бурные события XX века, подготовившие конец колониальному господству Франции и Англии в странах Ближнего Востока, способствовали активному формированию национальной культуры. Одним из признанных центров изобразительного искусства по праву считается Сирия.

Художественное движение в стране за создание национального искусства зародилось еще в 1930-е годы, и с самого начала возникновения можно отметить его реалистическую содержательность. В искусстве этих лет были ощутимы национальные творческие поиски, овеянные еще романтическими идеалами, исполненные в духе европейского академизма, но опиравшиеся на народную тематику и конкретные исторические события борьбы сирийского народа и направленные к созданию реалистических образов, которые могли бы быть основополагающими для дальнейшего развития национальной школы. Его зачинателями были Т.Тарик, С.Тахсин, М.Джалаль, М.Кюрше. Опираясь на достижения европейского академизма и импрессионизма, ими была предпринята поптыка создать произведения на национальные темы. Широко известна картина Т.Тарика "Совет халифа аль-Мамуна", в которой мастер воплотил свои представления о национальной форме искусства, ориентируясь на восточную миниатюру с ее локальными цветовыми сочетаниями, статичной композицией, созерцательным отношением к жизни. Большинство произведений художника носит беспристрастно-описательный характер быта далекого времени. Но вместе с тем Тарик стал родоначальником историко-бытового жанра в сирийской живописи, положил начало неуклонному росту национального искусства.

В творчестве другого мастера этого времени - С.Тахсина получили развитие темы, связанные с религиозным и историко-аллего-рическим содержанием. Такова его картина "Битва при Хаттине", показывающая провозглашение триумфальной победы арабских войск. Но мастеру близки и события современной ему жизни. Его полотно "Обстрел французскими солдатами сирийского парламента" можно рассматривать как произведение на патриотическую тему, разоблачающую политику империализма в Сирии, а картину "Гостиная" - как одно из первых значительных произведений бытового жанра. Широкую известность получила и композиция "Свобода", где в символической форме выражено представление художника о неизбежности победы добрых сил.

В 1950-1960-е годы сирийские мастера постепенно переходят от созерцательного отношения к жизни к ее активному восприятию. Их произведения наполняются героическим пафосом борьбы за свободу. Одно из самых характерных полотен того времени - "Пастух" М.Джалаля стало символом сирийского патриота, человека, готового к борьбе и вместе с тем, мечтающим о мирном труде. В 1950-е годы происходит формирование различных жанров-исторического, бытового, пейзажного, что свидетельствует о разносторонпих устремлениях сирийских художников. Признанным главой пейзажной живописи Сирии считается Н.Шаура. В его проникновенных лирических пейзажах определились главные темы, характерные для этого жанра.

Искусство 1950-х годов стало основой для дальнейшего плодотворного развития сирийской живописи, заложив основу национальной художественной школы. Наиболее интенсивный рост сирийского искусства начинается в 1960-е годы. Революция 1963 года, израильско-арабская война - главные исторические события, определившие пути развития сирийской культуры и прежде всего изобразительного искусства. Прогрессивные изменения, произошедшие в Сирии в этот период, отразились в культурной жизни страны. Была основана Академия художеств в Дамаске, организованы художественные цент ры в других городах страны - Алеппо и Хомсе. Сирия стала центром арабской художественной культуры. В 1971 году там был создан Союз Арабских художников, Союз художников Сирии, начали издаваться художественные журналы, проводиться большие персональные, груп повые и тематические выставки. Все эти явления означали активизацию художественной деятельности, тесную связь искусства с проблемами современности, усиление его роли в общественно-политической жизни Сирии. Не случайно в эти годы формируется направление "аль-маасат", в котором нашли отражение трагические события в жизни народа. Это направление близко по своей идейной направленности к течению "аль-накба", связанное с изображением драматической судьбы палестинских беженцев,продолжает свое развитие и тема Сопротивления, формируется военно-патриотическая тематика, художники в своих полотнах пытаются отойти от сюжетного изображения к идеологическому обобщению, создавая высокоидейные образы, противостоящие натиску сил империализма. Таковы изображения мужественных, непоколебимых духом бойцов в работах Луаи Кайяли "Что дальше?", Набы "Погибший", Кашлана "Бойцы на голанских высотах", "Почему?". Не будет преувеличением отметить, что все направления, связанные с созданием патриотических произведений, объе диняет движение "аль-мультазим", которое распространяется не толь ко на живопись, но и на другие виды искусства. Широкий круг проблем, общественная значимость произведений сирийских мастеров нередко воплощаются в высокохудожественной форме, близкой и понятной прежде всего арабскому зрителю с его специфическим восприятием искусства.

Своеобразие современного художественного развития особенно ощутимо в живописи, которая наиболее полно отражает разнохарактерные поиски сирийских мастеров, их своеобразный художественный язык. В искусстве этого периода наблюдается появление некоторых формалистических течений, основывающих свои худо?зествен-ные концепции на переосмыслении арабской каллиграфии и космополитических, антигуманных воззрениях западно-европейского и, отчасти, французского модернизма. Но политические и социальные - -события упрочили позиции реалистического направления, поскольку именно художники-реалисты способны создавать высокоидейные, проникнутые чувством патриотизма , произведения, черпать свою тематику в событиях народной жизни и опираться на богатые фольклорные традиции страны.

Творчество М.Кашлана, Л.Кайяли и других талантливых мастеров может служить ярким примером индивидуальной художественной манеры при общности идейной направленности. Так Кашлан ориентируется на традиции народного искусства и вместе с тем, использует некоторые приемы, характерные для кубизма. Однако его работы не производят впечатления простого подражания кубизму, а традиции народного творчества глубоко поняты и переработаны им в соответствии с новыми задачами искусства. В произведениях Л.Кайяли чувствуется ориентация на восточную миниатюру, но опять же, эте ориентация - не в использовании конкретных элементов, а в глубоком чувстве законов колорита и композиции, вырабатывавщихся веками•

Другим важным доказательством национального своеобразия могут служить достижения сирийских мастеров во всех жанрах живописи. Наряду с произведениями бытового жанра, который по праву считается ведущим, большую значимость приобретает пейзажная живопись, где главное место занимают темы старого Дамаска, деревни Маалюля, сельского пейзажа. В непритязательных на первый взгляд пейзажах Сирии раскрывается глубокая любовь художников к своей родной земле, их чувство патриотизма. В произведениях Н.Шауры, Н.Химмата, Г.Халди, А.Шаммы нашли разносторонне воплощение образы прекрасной природы Сирии. И здесь нет предела разнообразию творческих манер и индивидуальностей. Это еще раз убедительно доказывает, что несмотря на молодость, современное изобразительное искусство Сирии обладает мощным творческим потенциалом.

Все выше сказанное убеждает в главном: в основе современного сирийского искусства лежат глубокие жизненные наблюдения. Работы лучших художников Сирии, далекие от внешнего правдоподобия объединяет реалистическое направление, успешное развитие которого проходит на наших глазах и способствует дальнейшему поступательному движению национального художественного творчества.

СЛОВАРЬ ХУДОЖНИКОВ СИРИИ

АРНАУТ Абдель Кадер. Декоратор-живописец.

Род. в 1935 году в Дамаске. До 1965 г. учился в Риме на отделении театрально-декорационного искусства. В 1973 г. окончил высшую школу прикладного искусства в Париже. Преподает на факультете изящных искусств Дамасского университета. Произведения: "Арабская вязь" (1970-е), "Композиция" (1980).

АККАРИ Халиль. Живописец.

Род. в 1945 г. в Дамаске. Окончил Ереванскую Академию художеств (1974). В 1975 г. избран заместителем председателя общества друзей - Любителей изобразительного искусства. Работает в области бытовой тематики. Участник выставки произведений сирийский художников в СССР (1976-1981). Произведения: "Женщина с кувшином" (1970-е), "Женщина на балконе" (1978), "К источнику" (1980).

ДЖАЛАЛ Махмуд. Живописец,скульптор.

Род. в 1911 г. в Триполи, умер в 1976 г. в Дамаске. Учился живописи и скульптуре в Академии художеств в Риме (1935-1939) у художника Сувеяра. Один из основоположников современного сирийского искусства. Участвовал в организации первого художественного общества в Сирии - "Андалузского клуба" в Дамаске (1940-1947). После независимости страны активно включился в новое художественное движение, став одним из основателей Лиги сирийских художников (1956). Директор Дамасской Академии художеств (1961-1970), затем ее почетный профессор. Был удостоин многих призов и премий с 1951), а также Орден знака почета Сирии (1971). Участник многочисленных выставок сирийского искусства в Сирии и за рубежом, в том числе выставке сирийских художников в СССР (1957^1981). Произведения: Живопись: "Пастух" (1950-е), "Женщина с кувшином" (1950-е), "Мастерица соломенных блюд" (1957), "Мастерицы ковров" (1960-е); скульптура: статуя арабского "Философа Ибн Рушда" (1950-е), "Арабский Икар" (1960-е), "Памятник арабскому революционеру в Дамаске" (1970)»

ДЖАФАРИ Навым. Живописец.

Род. в 1918 г. в Дамаске. Учился живописи в Каире в школе изящных искусств. Работает в жанре портрета и городского пейзажа, используя приемы импрессионистического письма. Участник выставки произведений сирийских художников в СССР (1957). Произведения: "Квартал Кавафин" (1951), "Мельница в Эрбине" (1950-е гг.) "Портрет в интерьере" (1960-е гг.).

ЗАМРИК Хишам. Живописец.

Род. в 1934 г. в Дамаске. Получил первое начальное худокеет-ванное образование в семье, затем в Каире (1958). Художник реалистического направления. Произведения: "Портрет египетского крестьянина" (1956), "Портрет крестьянки" (1959).

ИСМАИЛ Наим. Живописец.

Род. в 1930 г. в Антиохии, умер в 1978 г. учился живописи в Стамбуле. Последователь фольклорного и декоративного направления в современной сирийской живописи, участник выставки произведений сирийских художников в СССР (1957, 1958, 1968), в Ныо Дели (Индия) 1956-1970). Произведения: "Деревенская дорога" (1950-е гг "Рынок" (1950-е гг.), "Известие" (1961), "Пастух" (1966), "В деревню" (1966).

КАЙЯЛИ Луаи. Живописец.

Род. в 1934 г. в Алеппо, умер в 1978 г. там же. Учился живописи в Риме, преподавал на живописном отделении Дамасской Академии художеств. Имеет вторую медаль на конкурсе в области живописи в гор. Алатри (Италия, 1960). Участник художественной выставки Сирии на всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1973) и выставки произведений сирийских художников в СССР (1976). Произведения: "Маленький флейтист" (1965), "Печальное лицо" (1965), "Продавец лотерейных билетов" (1974), "Мальчик с сетью" (1974), "Материнство" (1972).

КАШЛАН, Мамдух. Живописец.

Род., в 1929 г. в Дамаске, учился живописи в Риме. Вместе с Гаэи Халди избирался председателем Союза художников Сирии (19711974), представитель декоративного направления в современной живописи Сирии. Участник выставки Сирии на всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (Х973) и выставки сирийских художников в СССР (1976-1981). Произведения: "Восточный мотив" (1960-е), "Арабские женщины" (1970-е гг.), "Разговор" (1978), "Трапеза" (1979), "Почему?" (1970), "Дамаск" (1982).

КЮР01Е, Мишель. Живописец.

Род. в 1900 г. в Дамаске, умер в 1973 в США. Учился живописи в Академии художеств в Париже у Л.Симона. Один из основоположников современного сирийского искусства, первый из национальных мастеров, работавший в технике импрессионизма. Вместе с М.Джала-лем является основателем Лиги сирийских художников (1956), участник многих выставок сирийского искусства в Сирии и зарубежом, в том числе в выставке произведений сирийских художников в СССР (1957). Произведения: "Мечеть Омейядов в Дамаске" (1950-е гг.), "Улица Багдада в Дамаске" (1950-е гг.), "Лагерь палестинских беженцев" (1957).

МУДАРРЕС, Фатех. Живописец.

Род. в 1922 г. в Алеппо, учился живописи в Риме, преподает на факультете изящных искусств в Дамасского университета (А.Х.). В 1981 году избран председателем Ассоциации изобразительных искусств Сирии. Произведения: "Веревка и лицо" (1979), "Защитники Бейрута", "Возвращение Христа в город Альнасира".

НАБА, Назир. Живописец, график.

Род. в 1938 г. в Дамаске, окончил в Каире школу изящных искусств по отделению живописи (1964) и аспирантуру в Париже (1974) преподает в Академии художеств САР. Лауреат премии школы изящных искусств в Париже (1975), участник художественной выставки Сирии на всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1973), а также в выставке сирийских художников в СССР (1981). Автор многих графических работ на общественно-политические темы. Произведения: Графика: "Сирийская крестьянка" (1968), "Рабочий-солдат" (1969), цикл "С оккупированной земли" (1969); живопись: "Сельская местность в Сирии" (1973), "Дамаск" (1979), "Дамаск" (1980), "Дамаск" (1982).

САББАН, Зухейр. Живописец.

Род. в 1913 р. в Дамаске, занимался живописью сначало под руководствои Тауфика Тарика, затем в частной студии в Александрии, участник выставки произведений сирийских художников в СССР (1957). Произведения: "Осень в Дамаске" (1956), "В пустыне" (1960-е гг.), "Оливковые деревья" (1961), "Молодая хозяйка" (1956]

ТАРИК, Тауфиу. Живописец.

Род. в 1875 г. в Дамаске, умер в 1940 г. в Бейруте. Учился живописи в Париже. Один из первых сирийских художников нового времени, ставший писать в технике масляной живописи. Произведения: "Совет Халифа аль-Мамуна" (1918), "Битва при Хаттине" (1920е] "Пожар"Сайды" (1930-е гг.).

ТАХСИН, Сайд. Живописец.

Род. в 1904 г. в Дамаске. Художник-самоучка, познакомился с европейским искусством во время своей поездки во Францию и Италию. В 1980-м году был удостоин Ордена Знака почета Сирии за свою деятельность в искусстве страны. В своем творчестве разрабатывает круг тем, связанных с религиозным и историко-аллегорическим содержанием. Произведения: "Душа и тело" (1948), "Битва при Хаттине" (1930-е гг.), "Гостиная" (1950-е гг.), "Точильщик" (1955), "Свобода" (1957).

ХАЛДИ, Гази. Живописец.

Род. в 1935 г. в Дамаске, окончил в Каире школу изящных искусств (1962), основал в Дамаске центр прикладного искусства (196Е его директор до 1968 г., был избран председателем Союза художников Сирии (1971). Комисар художественной выставки Сирии на всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1973) и ее лауреат. Выступает и как художественный критик. Автор ряда статей о современном сирийском искусстве и монографии "40 лет изобразительного искусства Сирии" (1971), участник выставки произведений сирийских художников в СССР $1956-1981). Произведения: "Улица Дамаска" (1975), "Посещение" (1981), "Дамаск - мир, процветание и любовь" (1981), "Дети Бахра аль-Бакра" (1971), "Иерусалим в огне" (1973).

ХАММАД, Махмуд. Швописец, график.

Род. в 1923 г. в Дамаске, учился живописи-в Риме. Художник экспрессионистического направления, позднее перешел к созданию формалистических работ. Работал в области гравирования марок и газетного рисунка. Руководил графическим отделением Дамасской Академии художеств (1961-1965), ее ректор. Участник выставки произведений сирийских художников в СССР (1976-1981). Произведения: "Арабское письмо" (1971), "Арабский шрифт" (1974).

ХИММАТ, Ззеддин. Живописец.

Род. в Дамаске. Учился живописи в центре изящных искусств в Дамаске. Автор многих работ, посвященных старому Дамаску. Произведения: "Старый Дамаск" (1970-е гг.), "У входа в мечеть" (1971), "Старый город" (1974).

ХАМДИ, Омар. Живописец.

Род. в 1949 г. в Таль-Наев. Художник-самоучка, автор социально заостренных реалистических картин, тонких психологических портретов. Участник многочисленных выставок в Сирии и зарубежом, в том числе в выставке произведений сирийских художников в СССР (1976-1977). Произведения: "Человек с флейтой" (1970-е гг.),

Девушка в поле" (1975), "Ожидание" (1976), "Мальва с цветами" (1976), "Мальва-Родина" (1976).

ШАММА, Абдель Манан. Живописец-монументалист.

Род. в 1937 г. в Хомсе. Окончил в Москве институт имени В.И.Сурикова (1970), позднее там же защитил кандидатскую диссертацию, был избран ректором Академии художеств Сирии (19781979), преподает в Дамасской Академии художеств. Участник многочисленных выставок в Сирии и зарубежом, в том числе и в выставке произведений художников Сирии в СССР (1976-1981). Произведения: "Сирийская крестьянка" (1964), "В деревне" (1978), "Неподалеку от Хомса" (1980-е гг.), "Маалюля" (1980-е гг.), "Крестьяне за столом" (1976).

ШАУРА, Насир. Живописец.

Род. в 1920 г. в Дамаске, учился в каирской школе изящных искусств (до 1947 г.), преподает в Дамасской Академии худоксеств, мастер импрессионистического направления в живописи Сирии.(£1950 по 1983 год участвовал в многочисленных выставках произведений сирийских художников в СССР (1957,1976-1977). В 1980 году за свою художественную деятельность был удостоин Орденом Знака Почета. Произведения: "Осень" (1950-е гг.), "Пейзаж с рекой" (1954 4"Деревня" (1964), "Маалюля" (1975), "Осень" (1983), "Тихая заводь" (1983).

ШАЕБ, Милад. Живописец.

Род. в 1935 г. в Маалюле. Учился живописи в Москве в институте имени В.И.Сурикова. Преподает в Дамасской Академии художеств; Произведения: "Пастушеская песня" (1974), "В поле" (1972^

За обедом" (1970-е гг.).

ШУАЭБ, Субхи. Живописец, график, скульптор.

Род. в 1909 г. в Дамаске, умер в 1974 г. в Хомсе. Художник 'самоучка. Активный участник художественной жизни страны. *

В 19*62-1964 гг. он являлся основоположником центра изящных искусств в Хомсе и его директором. Участник многочисленных выставок в Сирии и зарубежом, в том числе в выставке произведений сирийских художников в Москве (1966). Произведения: Скульптура: "Источник", "Портрет жены" (1950); графика:"Портрет крестьянина" (1960-е гг.), "Отдых" (1960-е гг.), "Возвращение в деревню" (1960-е гг.); живопись: "Игроки в домино" (1950-е гг.), "Трое слепых" (1957).

 

Список научной литературыХалиль, Али Ахмед, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Маркс К .и Энгельс Ф. об искусстве. В 2-х томах. Т.1-2, М., 1976.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., Т.4, с.914-439.

3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1976.

4. Ленин В.И. О культурно-национальной автономии. Полн. собр. соч. Т.24, с.174-178.

5. Ленин В.И. О правах наций на самоопределение. Полн. собр. соч. Т.25, с.320-355.

6. Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет. Время президента Насера. М., 1974, с.399.

7. Богданов А.А. Живопись Сирии. Творчество, 1969, Ш 12, с.22—2 3.

8. Богданов А.А. Графика борьбы. Иностранная литература,. 1972, Ш 8, с.258-260.

9. Богданов А.А. Графика Сирии. Творчество, 1975, № 7, с .2425.

10. Богданов А.А. Традиции в современной живописи Сирии. Искусство, 1976, № 1, с.54-59.

11. Богданов А.А. Бороться искусством. Азия и Африка сегодня, 1979, КЗ 6, с.59-60.

12. Богданов А.А. Искусство, зовущее к борьбе. Азия и Африка сегодня, 1982, ® 12, с.43.

13. Богданов А.А. Современное искусство арабской Палестины. -Творчество, 1980, № 8, с.24-25.

14. Богданов А.А. Художники Сирии вместе с народом. Азия и Африка сегодня, 1976, №2.

15. Богданов А.А. Художники Сирии против войны. Азия и Африка сегодня, 1979, № 12.

16. Богданов А.А. Художники Сирии. М., 1981, с. 173.

17. Богданов А.А. Современное изобразительное искусство Ирака. Л.-М., 1982, с.181.

18. Веймарн Б.В. Прогрессивное искусство стран арабского Востока. Художник, 1971, № 1, с.34-40.

19. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирака УП-ХУШ веков. М., 1974, с.187.

20. Веймарн Б.В. Искусство Египта, Сирии и Ирака. В сб.:"Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах", под ред. Ю.Д .Колпинского. М., 1975, с.306-324.

21. Веймарн Б.В. Современное искусство арабских стран.(критика и библиография)Искусство, 1983, i 11.

22. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981, с.227.

23. Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы нового времени. М., 1973, с.272.

24. Дарений Э.Н., Прокофьев О.Н. Искусство ОАР, Ливана, Туниса, Судака, Индии, Цейлона, Индонезии, Камбоджи, Австралии, Новой Зеландии и Мадагаскара. Каталог выставки. М., 1959,с. 50.

25. Изволина С.А. Художники в революционном мире. М., 1981, с. 99.

26. Лосева Н. Изобразительное искусство Объединенной Арабской республики (Сирийский район). М., 1959.

27. Кеменов В. Против абстракционизма в спорах о реализме. Л., 1969, с.223.

28. Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979.

29. Современная Сирия, отв. ред. Н.А.Мухитдинов. М., 1974, с.366.

30. Современная Сирия. М., 1958, с.325.

31. Стародуб Т.Х. Современное искусство Сирии. Искусство, 1982, Ш 10, с.49-54.

32. Тодоров С. Изложба на сирийская живописив Софе, (на болгарском языке). Изкуство, 1968, №1.

33. Челышев Е. Творческая интеллигенция и коллективная безопасность в Азии. Советская культура, 1974, 1 октября.34. ©илыптинский И.М., Шидфар В.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры. М., 1971, с.259.

34. Атия М. Борьба основных направлений в современной живописи Египта. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения . Л., 1974, с.23.

35. Салманов Э.Р. Критика модернизма в живописи Ближнего Востока (Египет, Сирия, Ирак, Турция, Иран). Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1981, с.29.

36. Камаль X. О современном искусстве Сирии. Искусство, 1958, 3 2, с.52-54.

37. Каталог выставки. Сирийское искусство 1920-1970-х гг. 2!иво-пись, народное творчество, художественные ремесла. Л., 1958.

38. Каталог выставки. Выставка произведений художников Сирийской Арабской республики. М., 1976.

39. Каталог выставки. Художники Сирийской Арабской республики. М., 1981.

40. Хуан Маринельо. Беседа с нашими художниками абстракционистами (перевод Членова А.П.), М., 1963, с.61.42.

41. Аль-Махражан аль-араби альауаль Лелфан аль-Кауши аль-Ташки-ли (Первая конференция художников арабских стран). Димашк, 1972, с.45.

42. Аль-шариф, Т .Руввад аль-Харака аль-фанийя аль-ташкилия фи Сурия. (Пионеры художественного движения в Сирии), Аль тарифа (Знание), 1970, Ш 103, с .78.

43. Аль-шариф Т. Эшруна фананан мен Сурия. Димашк, (20 художников из Сирии). Димашк,' 1972, с.238.

44. Аль-шариф Т. Кисса фи лаухат (История в работах монографии о произведениях художника Найма Исмаила). Дамаск, 1974, с. 53.

45. Аль-Хаия аль-Ташкилия (Художественная жизнь). Дамаск, 1980, Ш 1-2, с.160.

46. Аль-Хаия аль-Ташкилия (Художественная жизнь). Дамаск, 1982, № 6,7,8. с.160.

47. Аль-Хаия аль-Ташкилия (Художественная жизнь). Дамаск, 1983, № 10, с.160.

48. Аль-фан фи Сурия. Димашк (Искусство Сирии. Каталог выставки). Дамаск, 1965*

49. Бахнаси А. Альфунун аль-Ташкилия фи ал.ь-иклиш аль-Сури 1900-1960 (Изобразительное искусство Сирии 1900-1960). Дамаск, 1959, с.96.

50. Бахнаси А. Аль-фан аль Хадис фи альбилад аль-Арабийа. (Современное искусство арабских стран). Бейрут, 1980.

51. Бахнаси А. Аль-фан Валь-каушийа (Искусство и национальность). Дамаск, 1965, с.193.

52. Бадран А. Аль-Myтамар аль-ауал лел-итихад аль-ам лел Таш-килиеин аль-Араб (Первый съезд Арабского всеобщего Союза художников). Багдад, 1978, с.25.

53. Далиль аль-Маарад аль-Ташкили аль-алами мен ажель Фалас-тин (Каталог международной выставки солидарности с борьбой палестинского народа). Бейрут, 1978;.

54. Далиль Маарад аль-Мутажавель лифанани алькутр аль араби аль Сури фи аль итихад аль-Суфейти (Каталог передвижной выставки сирийских художников в СССР). Дамаск, 1972.

55. Далиль маарад аль Тасуер альзаити фи Сурия (Каталог выставки живописи Сирии в Париже). Дамаск, 1980.

56. Далиль аль-маарад аль-ам Лифанани аль-кутр (Каталог выставки художников Сирии). Дамаск, 1982.

57. Далиль аль-маарад аль-Санаун (Каталог ежегодной выставки). Дамаск, 1980.

58. Далиль аль-маарад аль-Санаун (Каталог ежегодной выставки). Дамаск, 1982.

59. Далиль аль-маарад аль-Санаун (Каталог ежегодной выставки). Дамаск, 1983.

60. Далиль маарад Сурия Италия (Каталог выставки произведений сирийских художников выпускников вузов Р1талии). Дамаск,1976.

61. Далиль аль-маарад аль-ам аль-Садес (Каталог шестой выставки сирийских художников). Дамаск, 1976.

62. Далиль аль-маарад аль-ам аль-Сабей (Каталог седьмой выставки сирийских художников). Дамаск, 1977.

63. Далиль аль-маарад альмутажавел лифанани аль Кутр аль-ара-би аль Сури (Каталог передвижной выставки сирийских художников). Дамаск, 1975-1977.

64. Далиль маарад маламех ман аль-фан аль-араби аль-Сури (Каталог выставки сирийского арабского искусства). Гавана, 1978.

65. Далиль Маарад Тахаийя ила 17 нисан (Каталог выставки"При-ветствуем 17 апреля"). Дамаск, 1980.

66. Далиль маарад Луаи Кайяли.(Каталог выставки Луаи Кайяли). Алеппо, 1979,1980.

67. Далиль Маарад Назир Наба (каталог выставки Назира Набы). Дамаск, 1979.

68. Далиль маарад Наим Исмаил (Каталог выставки Найма Исмаила). Дамаск, 1979.

69. Далиль маарад Субхи Шуаэб (Катадог выставки Субхи Щуаэба). Дамаск, 1974.

70. Далиль маарад фи Сабил аль кадеия (Каталог выставки произведений Луаи Кайяди "За свободу Палестины"). Дамаск, 19S7.

71. Далиль маарад М.Джалал (Каталог выставки Махмуда Джалаля). Дамаск, 1980.

72. Далиль Маарад М.Джалал (Каталог выставки Махмуда Джалаля). Дамаск, 1957.

73. Далиль Маарад М.Кашлан (Каталог выставки Махмуда Кашлана). Дамаск, 1980.

74. Далиль Маарад Тахийя ила Димашк аль-Кадиша (Каталог выставки "Приветсткие старому Дамаску"). Дамаск, 1973.

75. Далиль Маарад Тахаийя ила аль Саура фи идиха аль Салесашар (Каталог выставки "Приветствуем 13-ю годовщину сирийской революции"). Дамаск, 1976.

76. Далиль Маарад Тахаийя ила аль Саура фи идиха аль Хашес ашар (Каталог выставки "Приветствуем 15-ю годовщину сирийской революции). Дамаск, 1978.

77. Искандер Р. Аль-маллах К.Хамсуна Сана мена аль-фан (50 лет изобразительного искусства(. Каир, 1962.

78. Коркис Джанет. Омар Хамди. Дамаск, 1976.

79. Кашлан М. Луаи Кайяли. Дамаск, 1974, с.90.

80. Кашлан М. Аль-фан фи мааракат аль-умма аль-арабийя (Искусство борьбы арабской нации) .-Аль-Ташкиль аль-араби (Арабское изобразительное искусство). Багдад/ 1974, W 1. с.31.

81. Муайед М. Ликаа ма альфанан Мамдух Кашлан. АльСакафа аль-арабийа (Встреча с художником М.Кашлананом). Арабская новая культура, 1974, Ш 14, с.67.

82. Мужахед Абдель-Мунием Мужахед. аль-факийя фи аль-фан (Реализм в искусстве), перевод с английского. Бейрут, 1981,

83. Мажалет Аль-Талай (Журнал "Передовик"). Димашк, 1970-1982.

84. Мажалет Аль-Хурийя (Журнал "Свобода"). Бейрут, 1970-1982.

85. Мена аль-ард альмухтала ("С оккупированной земли"). Каталог выставки графика Назира Набы*. Дамаск, 1967,.

86. Халди Г. Арбаин сана ала альфан аль Ташкили фи аль-Кутр аль-араби аль Сури (40 лет изобразительному искусству Сирии). Дамаск, 1971.

87. Халди Г. Татоввур аль-Харака аль-фанния фи Сурия (Развитие искусства Сирии). Аль-Ташкиль аль-араби (Арабское изобразительное искусство). Багдад, 1974, Ш 1, с.41-42.- 153

88. Хасан Фуад. Альфан фи Димашк (Искусство в Дамаске). Роз аль-юсиф, каиер, 1957, Ш 1534, с.29.

89. Фунун арабия (Арабское искусство). Лондон, 1981, ® 1, с. 160.91. ©унун арабия (Арабское искусство). Лондон, 1981, В 2, с.160.

90. Фуад Закария. Аль-накд аль-фани (Художественная критика), перевод с английского. Бейрут, 1981,