автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Ли Япин
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР"

На правах рукописи УДК: 75. 03

ЛИЯПИН

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ КНР

Специальность 17.00.04 -изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург 2008

си

■ау

003453322

Работа выполнена на кафедре художественного образования и музейной педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор,

АНЧУКОВ Сергей Васильевич

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, ведущий научный

сотрудник,

ПОПА ТО Марина Николаевна

кандидат искусствоведения, доцент, ЧЕРНЯЕВ Владимир Иванович

Ведущая организация: Московский государственный

гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

Защита состоится 26 ноября 2008 года в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.11 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186 Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 6, аудитория 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 48, корпус 5.

Автореферат разослан 24 октября 2008 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, кандидат искусствоведения, доцент

Ь/^ух М.В. Кузмичева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена изучению художественно-творческих связей Китая и России в период с середины XX и по начало XXI века, истории китайско-советских отношений в сфере изобразительного искусства 1950-х годов, характера влияния советского изобразительного искусства на китайскую живопись, путей освоения живописи маслом, истории становление реалистической живописи в КНР.

Актуальность темы и направленность исследования объясняется необходимостью восполнения пробелов в знании истории становления и развития реалистической живописи маслом в КНР под воздействием российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в 1950-е годы, когда художники Советского Союза помогали китайским коллегам в освоении реалистического художественного метода в изобразительном искусстве. В конце XX - начале XXI века культурно-политическая ситуация складывается в пользу возобновления взаимного интереса художественной общественности России и Китая к изучению реалистического изобразительного искусства. В связи с этим снова возникает процесс обмена студентами. Спектр российских и китайских вузов, участвующих в этом процессе увеличивается. В этом процессе участвуют Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Ренина, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. A.JI. Штиглица, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и многие другие вузы России. Этот процесс актуализирует исследования, посвященные изучению влияния русской живописи маслом (российской академической системы художественного образования) на изобразительное искусство и художественное образования Китая.

В настоящей работе изучается история распространения и развития русской школы реалистической живописи в Китае, дается обоснование широты русского художественно-творческого метода, заключенных в нем возможностей в раскрытии психологических характеристик человека, возможностей изображения личности человека в портрете.

Степень изученности проблемы

Для проведения исследования российско - китайских связей в области художественного образования и их роли в становления реалистической живописи в КНР привлекались сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.

• Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Валицкая А.П., Ван Чжун, Васильев J7.B., Гизатов К.Т., Ли Цао, Лю Чунь, Петров С.М., Си Цзинчжи, Чжао Ли, Чэн Люшен, Ян Фэйюнь.

Лю Чунь в книге «История китайской масляной живописи», которая, представляет собой первую книгу по истории живописи в Китае, впервые

осуществил систематизацию изложения истории развития китайской живописи, исследование обладает высокой научной и источниковедческой ценностью. Во второй книге «100 лекций по китайской масляной живописи» Лю Чунь с точки зрения эстетики и социологии анализирует 100 известных работ, имеющих значение для развития живописи на протяжении XX века.

Авторы Чжао Ли и Юй Дин в работе «История китайской масляной живописи» предсталяют историю развития китайской масляной живописи после династии Мин, а также анализируют исследовательские труды.

В монографии Ли Цао «История современной китайской масляной живописи» впервые показаны редкие и ценные исторические источники, собранные и переработанные автором в течение 10 лет.

Исследование «Язык масляной живописи» авторов Ян Фэйюня и Чжу Чуньлиня является итогом творческой, преподавательской и исследовательской деятельности авторов, а также изучения европейской традиционной масляной живописи.

• Историю русского изобразительного искусства исследовали китайские искусствоведы Си Цзинчжи, Тань Юнтай, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя, Шао Дачжэнь.

• Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлены в трудах Валицкой А.П., Ванслова В.В., Гизатова К.Т., Петрова С.М., Чегодаева М.А.

• Исследованием вопросов китайского изобразительного искусства занимались Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Шуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань.

• Вопросами анализа творческой и педагогической деятельности занимались Купцов И.И, Максимов K.M., Соболевский Д.Н.

• Исследования по проблемам развития направления «Су» представлены в трудах Ван Чжуна, Ванслова В.В., Вишнякова Б.В., Гизатова О.Н., Чань Пана.

Однако роль российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в становлении реалистической живописи КНР не изучалась специально.

Объект исследования - связи России и Китая в системе высшего художественного образования.

Предмет исследования - становление реалистической живописи в КНР в период с середины XX и по начало XXI века.

Цель исследования - изучение путей трансформации метода русского реализма в своеобразный, национальный художественный творческий метод в Китае.

Задачи исследования:

• изучить особенности художественно-творческих направлений в реалистической живописи, принятых в системе высшего художественного образования России и Китая;

• исследовать формирование современной художественной школы изобразительного искусства Китая;

• выявить особенности обучения китайских художников в ЛГИЖСиА им. И.Е. Репина в 50-е годы XX столетия;

• обобщить художественно-творческие методы обучения китайских студентов в СПГАИЖСиА им. И.Е. Репина в конце XX - начале XXI века;

• изучить установки в обучении живописи советского художника K.M. Максимова в период его художественно-педагогической деятельности в КНР;

• обосновать факт продолжения традиций русского и советского реалистического искусства живописи в творчестве учеников K.M. Максимова;

• провести анализ творческой и педагогической деятельности последователей K.M. Максимова во второй половине XX - начале XXI века;

• определить национальные черты творчества китайских художников - последователей направления «Су» (Советское направление);

• провести анализ творчества современных художников Китая направления «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма).

Методологической основой исследования является традиционный историографический метод, позволяющий объяснить процессы становления и развития теории и практики реалистической живописи маслом в Китае под влиянием российской академической художественной школы.

Указанная методологическая основа способствовала выбору теоретических оснований исследования, в числе которых наиболее значимыми для диссертации являются:

• философско-эстетическое и художественно-культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве (В.В. Ванелов, А.П. Валицкая, К.Т. Гизатов, М.А. Чегодаев, С.М. Петров);

• исследования китайских искусствоведов по проблемам теории и истории изобразительного искусства (JI.B. Васильев, Ван Чжун, Си Цзинчжи, Чэн Люшен);

• труды китайских искусствоведов по истории русского изобразительного искусства (Си Цзиичжи, Тань Юнтай, Шао Дачжэнь, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя);

• исследования вопросов китайского изобразительного искусства (Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Щуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань);

• вопросы творческой и педагогической деятельности K.M. Максимова (И.И Купцов, Д.Н Соболевский);

• труды по проблемам развития направления «Су» (Ван Чжун, В.В. Ванелов, Б.В. Вишняков, О.Н. Гизатов, Чань Пан).

Методы исследования выбраны с целью получения объективных результатов анализа предмета исследования и решения поставленных задач. Основными меодами являлись:

• исторический (метод историзма) в обосновании этапов развития творческих связей между художественными вузами СССР и КНР;

• сравнительного анализа, способствующий оценке результатов творчества китайских художников, обучающихся в Советском Союзе, в процессе их самостоятельного творчества в КНР;

• композиционно-художественный, позволяющий выявить в работах студентов, обучающихся в России на рубеже XX - XXI веков, элементы русской школы живописи;

• герменевтический, выявляющий скрытые (иносказательные и контекстные) признаки традиций и инноваций в произведениях живописи китайских художников, следующих реалистической школе русского изобразительного искусства.

Научная новнзна исследования состоит в том, что впервые:

• обобщен широкий спектр архивных, историко-художественных материалов середины XX и начала XXI вв., проясняющих процесс становления и развития академической реалистической живописи в Китае;

• выявлена роль советского художника K.M. Максимова - руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая, в формировании национального художественного реалистического метода в изобразительном искусстве КНР;

• исследована в комплексе творческая и педагогическая деятельность учеников K.M. Максимова и китайских художников, получивших образование в российских художественных вузах, и освоивших традиции российского высшего художественного образования;

• показаны особенности национального художественного метода китайских художников направления «Су» (Советское направление);

• проанализирован процесс становления творческого метода современных китайских художников направления «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма).

Теоретическая значимость исследования:

• творческие позиции китайских художников направления «Су» (Советское направление) и художественный метод современных китайских художников направления «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма), сформированные в результате художественно-творческих связей вузов России и Китая в середине XX и начале XXI вв., предопределяют путь развития реалистического изобразительного искусства Китая и обогащают новыми теоретическими положениями искусствоведение в вопросах комплексного изучения тенденций взаимовлияния изобразительного искусства и художественного образования двух стран;

• методы обучения китайских студентов, обучающихся живописи маслом в российских художественных вузах, обобщенные в диссертации, являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;

• вопросы истории и теории становления национальной системы обучения академической реалистической живописи маслом в Китае, под влиянием советской, а затем российской художественной школы расширяют возможности дальнейшего развития данного направления в художественной культуре КНР в XXI веке.

Практическая значимость результатов исследования:

• методическая система обучения китайских студентов реалистической масляной живописи в вузах Ленинграда - Санкт-Петербурга может быть использована в качестве критерия оценки эффективности аналогичных образовательных программ, реализуемых на родине диссертанта - в Китае;

• историческая роль K.M. Максимова - руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая и «Группы студентов Максимова» может стать в реформировании высшего художественного образования разделом учебных дисциплин «История и теория художественного образования», «История художественной культуры»;

• китайский национальный художественный метод, формирование которого проходит как творчество художников направления «Су» (Советское направление) и новая реалистическая живопись художников «Синь сяныни чжуи» (Новая эпоха реализма) является учебным материалом в курсе «История искусств».

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

• на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля не только в КНР, но и России;

• при разработке проектов и npoipaMM конференций по вопросам художественного образования и воспитания;

• при создании учебно-методических пособий для китайских студентов как раздел истории обучения основам академической живописи;

• на семинарских занятиях со студентами иностранцами по проблемам взаимовлияния изобразительного искусства России и Китая;

• в организации и проведении выставок российских и китайских художников.

Положения, выносимые на защиту.

• Художественно-творческие и педагогические вопросы обучения китайских студентов в художественных вузах Ленинграда - Санкт-Петербурга.

• Анализ влияния русской академической школы живописи на развитие современной китайской живописи маслом.

• Творчество современных китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и направления «Синь сяныии чжуи» (Новая эпоха

реализма) - есть продолжение традиций русской и советской школы живописи в КНР.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается объемом и значимостью использованной искусствоведческой, художественно-культурологической и философско-эстетической литературы для диссертационного исследования; учетом современных достижений в области теории композиции и художественной педагогики; практическим художественным опытом (учебные работы китайских студентов, выполненные во время обучения в «группе Максимова» и российских художественных вузах, работы китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма); использованием ранее не опубликованных документов, фотографий, архивных материалов.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные результаты исследования:

• изложены в докладах на научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия» РГПУ им. А.И. Герцена (июнь 2005, июнь 2008, СПб.); на всероссийской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» РГПУ им. А.И. Герцена (март 2008, СПб.); на второй международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» РГПУ им. А.И. Герцена (июль 2008, СПб.); на международной научно-практической конференции «Преодоление пространства и времени: диалог и контакты между художниками Китая и России» Академия художеств г. Цзилинь (март 2008, Китай, г. Цзилинь);

• нашли отражение в 14 публикациях диссертанта 2004-2008 годов в научных сборниках, в том числе 2 статьи в научных сборниках рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 6.4 п.л.);

• регулярно обсуждались на заседаниях Совета по основному научному направлению №> 26 - «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры», факультета изобразительного искусства, на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;

• разработана система практических занятий по истории китайского искуссва и его связи с западно-европейским и русским искусством, которая опубликована в качестве учебника для студентов художественных вузов Китая.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация представлена в двух книгах: «Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР» и «Альбом иллюстраций». Первая книга

состоит из введения, трех глав, подразделенных на шесть разделов, заключения, представленного на 156 страницах, библиографического списка, включающего 108 наименований на русском языке, 125 наименований на китайском языке и 3 - на английском языке, списка принятых сокращений.

Вторая книга представлена в виде альбома, содержащего 200 репродукций.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы, рассматривается степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, формулируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются методологические основы работы.

Первая глава «Особенности обучения китайских студентов изобразительному искусству в вузах Ленинграда - Санкт-Петербурга»

посвящена изучению российско-китайских связей в системе высшего художественного образования. Рассматриваются вопросы обучения реалистической живописи китайских студентов в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. А.И. Репина в 50-х гг. XX века. Обсуждаются художественно-творческие вопросы подготовки китайских студентов в вузах России в конце XX в начале XXI века. Представлен искусствоведческий анализ учебных и творческих работ студентов из КНР.

В первом разделе «Российско-китайские связи в области изобразительного искусства в 50-е годы XX века» рассматриваются вопросы обучения китайских студентов в художественных вузах СССР, и как они на основе полученных знаний развивали изобразительное искусство в КНР.

Возникновение и развитие советско-китайских культурных связей в 1950-х гг. было обусловлено сложившимися в Китае определенными историческими и культурными условиями. В это время художественные журналы начали знакомить китайцев с русским искусством, произведениями русских художников. Многие китайские работники искусства впервые познакомились с творчеством великих русских живописцев - И.Е. Репина, И.Н. Крамского, В.А. Серова, И.И. Шишкина и др. Это вызвало интерес к русскому искусству, а также к учебному заведению, выпестовавшему целую плеяду мастеров кисти - к Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В результате с начала 1950-х гг. (в 1952-1962 гг.) в Китае изобразительное искусство стало развиваться, главным образом, благодаря двум факторам: приглашению в страну советских живописцев (в часности -советского художника K.M. Максимова) и отправке китайских художников в СССР на стажировку - преимущественно в Институт им. И.Е. Репина.

Отправка китайским правительством студентов на учёбу в СССР способствовала росту влияния советской станковой живописи на китайское искусство. Многие художники, проходившие в 1950-60-е годы учебу в СССР,

впоследствии стали мастерами живописи, добились успеха и признания в Китае, заложили фундамент для развития в Китае советского направления масляной живописи. Они же стали и выдающимися педагогами.

В диссертации подробно рассматривается творчество двух студентов: Цюань Шаныпи и Ло Гунлю. Оба они обучались в Институте им. И.Е. Репина. Их творчество показывает, сколь напряженным и кропотливым было искание пути становления собственной китайской современной национальной живописи.

В живописи Цюань Шаньши мы видим особенное влияние художников советской школы. Ло Гунлю сильно тяготел к традиционной китайской живоииси. Он прибегал к технике и методу рисования, которыми его обучили в СССР, но обращался и к национальному стилю живописи -китайскому свободному стилю с применением тухни. Он стал одним из успешных реформаторов китайской масляной живописи. Для анализа была выбрана одна из его поздних работ, в которой видно стремление соединить восточную и западную культуру и традицию изображения.

Анализ произведений этих художников позволил увидеть влияние и русской и советской масляной живописи на китайскую национальную станковую живопись.

Целью второго раздела «Художественно-творческие вопросы подготовки китайских студентов в российских вузах в конце XX - начале XXI века» является подробное изучение вопросов, касающихся обучения китайских художников теперь уже в Российской Федерации. Этот период примечателен тем, что изменилась историческая и культурная эпохи, значительно увеличились и масштабы стажировки.

К концу XX века в Китае в области преподавания изобразительного искусства русский научный подход к изучению метода реализма получил полное признание. Правительство КНР стало отбирать преподавателей и направлять их в Россию на учебу теперь уже в несколько художественных вузов России - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова и Московский государственный педагогический университет. Многие студенты стали приезжать и обучаться за свой счет.

Изучение методов обучения в Институте им. И.Е. Репина позволило увидеть, что до настоящего времени методы педагогики искусства остаются по-прежнему традиционными. От студентов неукоснительно требуется постижение фундаментальных основ реалистического искусства, потому что красота русской живописи полностью базируются на теоретико-практическом познании законов изображения.

Каждый год на всех курсах устраиваются семестровые выставки работ. Во все мастерские предоставляется свободный доступ, что создает для студентов возможность знакомиться с работами студентов других

мастерских, учиться друг у друга, повышать свой профессиональный уровень. На эти отчетно-методические мероприятия приходят и студенты из других учебных заведений, чтобы учиться и перенимать опыт, например -студенты РГПУ им. А.И. Герцена; СПбГХПА им. А.Л. Штиглица и др.

Факультет изобразительного искусства Российского государственного университета им. А.И. Герцена тоже входит в число учебных заведений России, которое выбрало министерство образования Китая для обучения китайских студентов. Самому старшему из них уже около пятидесяти лет. Некоторые уже занимают должности ректоров, деканов и заведующих кафедрами, в том числе профессора и доценты. Студенты получают здесь российское фундаментальное художественно-педагогическое образование, овладевают академическими основами рисунка и живописи. Преподаватели РГПУ им. А.И Герцена обладают высоким уровнем не только специальной художественной подготовки, но и педагогики искусства.

В разделе рассмотрены в необходимой мере методы преподавания в художественных вузах Москвы. Методы, применяемые во всех вузах страны сопоставляются - главным образом в контексте истории - с методами, по которым обучались стажеры в 1950-е годы. Сравнение позволило автору прийти к выводу, что в новую эпоху российско-китайских культурных связей стажеры последних поколений обретают и новое понимание процесса обучения русскому изобразительному искусству. Современное реалистическое искусство - это преемственность предшествующей художественной культуры и развитие в области изобразительного искусства.

Во второй главе «Влияние российской высшей художественной школы на развитие реалистического искусства живописи в КНР»

исследуется история проникновения и становления художественного метода реализма в живописи Китая; рассматривается педагогическая деятельность советского художника и педагога K.M. Максимова - руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая (Пекин); дается анализ творчества выпускников «Группы Максимова» и китайских выпускников Институра живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина 50-х годов XX века.

В первом разделе «Педагогическая деятельность K.M. Максимова и ее значение для формирования новой художественной школы в Китае» говорится о деятельности в КНР советского художника K.M. Максимова, о его роли в реформировании и создании новой для китайских преподавателей методической системы обучения масляной живописи.

Профессор Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова Константин Мефодиевич Максимов был отправлен в Китай в 1955 году в числе большого количества специалистов, призванных помогать китайскому народу в строительстве экономики, в том числе -создании новой школы живописи.

В работе приводятся сведения о его деятельности в Центральной академии художеств Китая, где им была учреждена «группа Максимова», в

которой впервые в Китайской Народной Республике велось преподавание русской масляной живописи.

На примере нового художественного образования (группа K.M. Максимова) можно проследить историю взаимоотношений между КНР и СССР в сфере изобразительного искусства, историю обучения китайских художников советскому искусству живописи.

K.M. Максимов познакомил студентов с советской масляной живописью, стал значимым каналом, через который проходило знакомство китайских художников с европейской масляной живописью. Благодаря ему они узнали имена великих русских мастеров кисти, передвижников и др.

Курсы Максимова сыграли большую роль в развитии живописи в китайском искусстве в 50-е годы. Обучение европейской технике живописи стало началом развития китайской живописи маслом, вследствие чего все большее число молодых художников могло глубже воспринимать европейскую изобразительную систему и ее цветовой строй, используя это и творчески сочетая с традиционной живописью.

Максимов был опытным преподавателем. Он преподавал четко, живо и скромно. Умело сочетал педагогическую деятельность с творческой. Его курсы играли большую роль в образовании художников Китая. Студенты перенимали этот практический опыт, осваивали теоретические знания не только в мастерской, но также наблюдали процесс его творчества на занятиях и во время пленэра.

Максимов оставил неизгладимый след в истории китайского изобразительного искусства. Создав в Китае первую группу мастеров живописи в технике масляной живописи и воспитав ряд выдающихся китайских художников, он стал первым русским преподавателем, познакомившим Китай с русским и советским искусством живописи. Особую важность имела подготовка китайских художников-педагогов с российской методикой академического обучения живописи маслом. Тем самым эта методика передавалась последующим поколениям молодых художников. Его ученики до сих пор играют ведущую роль в искусстве Китая и оказывают большое влияние на развитие реалистической станковой живописи. Таким образом, можно заключить, что Максимов послужил мостом в культурных контактах между КНР и СССР.

Можно утверждать, что русский художественный метод, привезенный в Китай Максимовым явился источником развития китайской живописи. Под русским художественным методом подразумевается советская школа живописи, которая продолжала и развивала традиции русской реалистической школы изобразительного искусства.

Во втором разделе «Выпускники «группы Максимова» и ЛИЖСиА им. И.Е. Репина и их роль в реформировании высшего художественного образования в Китае» рассматриваются вопросы распространения и введения в учебные программы в китайских художественных вузах методики преподавания масляной живописи.

В «группу Максимова» вступительные экзамены были весьма строгими. Для испытаний были отобраны лучшие художники и преподаватели художественных вузов Китая, многие из которых были уже известны в стране. Все они прошли нелегкий но плодотворный курс обучения у Максимова, благодаря чему впоследствии добились значительных успехов. В диссертации перечисляются основные их достижения, а в альбоме прилагаются их наиболее известные работы. Многие из учеников Максимова стали крупнейшими мастерами масляной живописи Китая, деканами и ректорами вузов, председателями Союза художников Китая, председателями Союза масляной живописи Китая. Они отправлялись преподавать в разные районы Китая, чтобы воспитать плеяду талантливых художников.

В 50-е годы другое направление китайских художников-реалистов было представлено живописцами, проходившими стажировку в Совегском Союзе - в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В настоящем разделе анализируются их творческие работы и достижения в области искусства. В Академии они прошли классический курс обучения. По возвращении на Родину, с одной стороны, они посвятили себя делу распространения советской масляной живописи, с другой - поиску собственного пути развития масляной живописи Китая. Многие из них стали ведущими мастерами масляной живописи.

Выпускники «Группы Максимова» и прошедшие обучение в ЛИЖСиА им. И.Е. Репина повлияли на целое поколение китайских художников.

Все перечисленные художники, поддерживая лучшие традиции советского изобразительного искусства, создали в технике масляной живописи собственные своеобразные произведения, связанные с китайскими корнями изобразительного искусства. K.M. Максимов стал неотъемлемой частью истории развития китайской масляной живописи. Его ученики стали столпами в области изобразительного искусства. Максимов явился идеалом педагога для китайских художников старшего поколения. Все ученики K.M. Максимова в разных городах продолжают твёрдо придерживаться советского стиля и развивают его, это стало традицией.

Советский стиль живописи распространился из Центральной академии художеств Китая в академии художеств других провинций страны, а также в местные союзы художников. Можно утверждать, что до сих пор советский стиль является главным направлением в области масляной живописи в КНР несмотря на то, что широко активизируется модернизм. Советский стиль и советская эстетическая концепция давно глубоко вошли в жизнь китайского народа, стали важным направлением в живописи. Они отвечают требованиям духовного развития человека. Хотя в настоящее время современное западноевропейское и американсткое искусство непрерывно проникает в Китай и оказывает влияние на концепцию творчества китайских молодых художников, но в глубине души у китайских художников прочно коренится советский стиль. Это стало эстетической необходимостью в изобразительном искусстве китайского народа.

Ученики Максимова достигли больших успехов под руководством своего учителя и заложили прочную основу китайской масляной живописи. Большинство из них стали ведущими творцами в области китайской масляной живописи и дальше развили советский стиль. Именно благодаря им сегодня молодые китайские художники отправляются в Россию на учёбу, чтобы совершенствовать свои навыки, распространять искусство русского реализма и поднимать китайскую масляную живопись на более высокую ступень развития.

По длинной череде культурных обменов конца 1950-х - начала 1960-х годов можно заметить, что китайское правительство и деятели искусства уделяли особое внимание именно советскому изобразительному искусству. Обмены в области художественной культуры и сфере искусства заложили основу для дальнейшего развития реалистического изобразительного искусства в Китайской Народной Республике.

В третьей главе «От направления «Су» (Советское направление) к направлению «Синь сяпьши чжуи» (Новая эпоха реализма) в Китае»

анализируется творчество художников советского направления в современной китайской живописи. Рассматривается национальный художественный метод реализма - «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма), сформированный на пересечении различных художественных влияний и прежде всего - традиционной китайской живописи. Посредством знакомства с современным изобразительным искусствам Китая в целом показываются изменения, происходящие в искусстве Китая в настоящее время.

В первом разделе «Стилистические искания художников «группы Максимова» на примере творчества Цзинь Шанъи и Чжань Цзяньцзюня»

рассматривается концепция становления и развития китайскими художниками старшего поколения китайского национального художественного метода в живописи маслом. В этом направлении они приложили немало усилий и заложили фундамент для молодых художников нового поколения.

Ученик Максимова Цзинь Шанъи внес особый вклад в развитие и обучение китайской масляной живописи. Другой ученик Максимова - Чжань Цзяньцзюнь, стал одним из первых художников старшего поколения, кто начал поиск нового национального языка в масляной живописи, учитывающего традиционное искусство. В его произведениях можно увидеть стремление найти национальное художественное направление, получившее наименование «Су» (Советское направление).

Художественный метод «Су» обладает китайскими национальными особенностями. Реализм, сформировавшийся на советской основе, впитал творческие методы русской масляной живописи, ее гуманизм. Художники изображают реальную жизнь, руководствуясь научными знаниями о рисунке, анатомии, перспективе, цветоведении. Отличительными чертами этого метода являются глубокие цвета. Техникой мазка и использованием цвета

этот метод близок русской живописи, но в то же время китайский художник вносит в произведение восточный философский взгляд, мировоззрение, целостное единство, гармонию, являющиеся отличительными чертами китайской культуры.

Имя Цзинь Шанъи также неразрывно связано с реформированием и развитием масляной живописи, связанной с русским и советским искусством. Всю свою жизнь он посвятил делу развития китайской масляной живописи -направления «Су». Стиль Цзинь Шанъи строг, традиционен, в нем заметно влияние советской масляной живописи, так как в 1950-е годы он обучался у K.M. Максимова, а в дальнейшем участвовал в формировании национального стиля «Су». В разделе анализируются его произведения и изучается его педагогическая деятельность.

Другой художник Чжань Цзяньцзюнь - выдающийся мастер кисти. Он тоже был создателем национального художественного метода в масляной живописи - направления «Су». Его личный художественный опыт связан с рамантическим подходом к искусству, который придает его работам гармонию, образно говоря, сравнимую с мощной музыкой клавишных музыкальных инструментов, к которой присоединяется густая мелодия деревянных духовых инструментов. Многие детали его картин объединяются в гармоничном ритме. Колорит полный, активный, но без выделяющихся цветов. В его последних работах все больше проявляются субьективно преобразованные элементы. Опираясь на технику масляной живописи и метод реализма, он вырабатывает собственный опыт, знания, и все более индивидуальный цветовой колорит.

Чжань Цзяньцзюнь своим участием в создании нового направления, сделал значительный вклад в развитие масляной живописи Китая. Как педагог он направлял творчество многих молодых художников по этому пути. Анализируемые в диссертации картины художника показывают, что его изобразительные методы близки к методам русской и советской реалистической живописи. В то же время его творчество национально но духу.

Во втором разделе «Традиции реалистической живописи и реалистической художественной школы в современном Китае» отмечается, что столкнувшись с кризисом в современном искусстве реализма в Китае, молодое поколение китайских художников, принявшее за основу советское изобразительное искусство, непрерывно расширяло свой художественный язык, развивало и наполняло современным содержанием реализм, формировало собственный национальный стиль. Это позволило им добиться больших достижений в китайском изобразительном искусстве. Среди них есть и ученики Максимова, бывшие студенты художественных вузов СССР и России. Но есть и те, кто обучался в Европе. Выпускники западных художественных школ, следующие реализму находятся в непрерывном поиске путей его развития в условиях Китая. В настоящем разделе, с использованием альбома иллюстраций, подробно изучается

современное положение дел в искусстве реализма в китайской масляной живописи.

Разные направления в китайской живописи конкурировали между собой, оказывали влияние друг на друга. Но под воздействием старшего поколения художников, обучавшихся советскому искусству, многие молодые художники продолжали творить в стиле реализма. При этом оказалось, что молодые художники, которые обучались в Европе искусству станковой реалистической живописи маслом, живописи, которая уходит своими корнями в искусство эпохи Ренессанса и искусство школы импрессионизма, а также молодые художники, обучавшиеся в России в конце XX - начале XXI века, близки по творческому методу реализма. Это обстоятельство позволило им создать в современном китайсом изобразительном искусстве другое новое реалистическое направление, именуемое - «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма), не противоречащее направлению «Су».

Новое поколение современных художников Китая «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма), работающих в технике масляной живописи, непрестанно углубляет и развивает метод реализма. Они по-прежнему используют реалистические позиции в изобразительном искусстве, технику масляной живописи, но подходы к живописи разнообразились. Этот метод впитал китайскую традиционную живопись и народную картину (лубок). Направление «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма) с помощью современных научных подходов продолжает поиски новых материалов и новых техник. Особенность исторического периода заставляет реалистический метод постоянно развиваться.

Среди художников реалистического направления «Синь сяньши чжуи» одним из наиболее ярких представителей является Ян Фэйюнь. Ян Фэйгань стремился найти новый подход к замыслу картин, чтобы обогатить изображение. Его творческий стиль, отвечал требованиям современности.

В работе внимание уделяется и другим известным художникам современного Китая, в том числе - среднего поколения. Анализируются их картины. Одновременно в диссертации уделяется внимание подготовке новых поколений художников. Производится сравнение существующих сейчас методик преподавания с методиками прежних лет и выявляются их особенности. Таким образом обнаруживается специфика процесса обучения в китайских вузах, все более приобретающая собственный стиль изобразительного искусства в целом.

В китайских художественных вузах при передаче художникам базовых знаний живописи используются методики преподавания, распространенные в российских вузах. В то же время труды и достижения китайских художников-реалистов начинают оказывать обратное влияние на преподавание искусства живописи в России. Прежде всего в той его части, которая осваивается российскими художниками как единство китайских и европейских традиций изображения.

В заключительной части параграфа приводятся статистические данные и таблицы, показывающие количество студентов, обучающихся в России. Из

этих данных видно, что количество художников, изучающих реализм в России непрерывно возрастает. Это ярко иллюстрирует, что китайско-российское сотрудничество в сфере художественного образования растет непрерывно.

Теория и история искусства развиваются бурно и общество непрерывно меняется, но люди никогда не перестают стремиться к красоте. Несмотря на то, что в мире у разных народов существуют различия в философии и эстетике, для любого человека остаются незыблемо важными чувства доброго, искреннего, прекрасного. Китайские художники советской школы уже третьего поколения, опираясь на современные способы художественного выражения, мышление, формы и стили, добились больших успехов, потому что они стремятся отвечать не только психологическим потребностям людей (в добром, красивом и истинном), но и требованиям эпохи.

Придерживаясь реалистического пути, китайские художники создают картины в технике масляной живописи, характеризующиеся национальными чертами и духом современности.

В заключении диссертации обобщены основные итоги исследования и сделаны выводы, подтверждающие решение поставленных задач и, как следствие, достижение цели исследования, ß заключении также сформулированы главные положения ведущей идеи исследования: подтверждающие, что под влиянием советской академической художественной школы в Китае сформировался новый национальный художественный метод, который является синтезом российского художественного метода и китайского подхода к изобразительному творчеству, определен круг проблем, требующих дальнейшего изучения.

Основные результаты исследования:

• выявлены и показаны примеры влияния советского изобразительного искусства на творчество китайских художников 50-60-х годов;

• проанализированы результаты обучения китайских студентов в художественных вузах Ленинграда - Санкт-Петербурга. Показаны примеры ведущих китайских художников Цюань Шаньши, Цзинь Шанъи и Ло Гунлю;

• обобщен опыт художественной подготовки китайских специалистов под руководством K.M. Максимова на занятиях мастер-класса в Ценгральной академии художеств Китая (Пекин);

• проведен анализ работ известных современных китайских художников в технике масляной живописи;

• установлено, что под влиянием русской академической художественной школы в Китае сформировался новый национальный художественный метод, который является синтезом российского художественного метода и китайского подхода к изобразительному творчеству;

• выявлены отличительные черты и показана эволюция развития китайского национального художественного метода реализма в живописи от

направления «Су» (Советское направление) к направлению «Синь сяныни чжуи» (Новая эпоха реализма).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Ли Япин. О китайской пейзажной живописи // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава и аспирантов ФИИ РГПУ им. А.И.

Герцена / Под ред. П.А. Кудина. Вып. 2. - СПб. : Экспресс, 2005. - С. 98-103. - 0,4 п.л.

2. Ли Япин. Изобразительное искусство // Введение в искусствоведение / Под общей ред. Ян Цзяань. - Ляонин.: Народное издательство провинции Ляонин, 2005 - С. 25-30. - 0,3 п.л.

3. Ли Япин. Художественное творчество // Введение в искусствоведение. / Под общей ред. Ян Цзяань. - Ляонин.: Народное издательство провинции Ляонин, 2005 - С. 49-55. - 0,4 пл.

4. Ли Япин. Стили, школы в искусстве и направления искусствоведческой мысли // Введение в искусствоведение / Под общей ред. Ян Цзяань. -Ляонин.: Народное издательство провинции Ляонин, 2005 - С. 67-71. - 0,3 п.л.

5. Ли Япин. Эстетическая оценка художественного произведения и художественная критика // Введение в искусствоведение / Под общей ред. Ян Цзяань. - Ляонин.: Народное издательство провинции Ляонин, 2005 - С. 74-83.-0,6 п.л.

6. Ли Япин. Выдающиеся произведения китайского и зарубежного искусства // Введение в искусствоведение / Под общей ред. Ян Цзяань. -Ляонин.: Народное издательство провинции Ляонин, 2005 - С. 83-93. - 0,6 п.л.

7. Ли Япин. О моем творчестве // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сб. науч. трудов профессорско-преподавательского состава и аспирантов ФИИ РГПУ им. А.И. Герцена / Под

ред. П.А. Кудина. Вып. 4. - СПб. : Экспресс, 2007. - С. 150-153.-0,3 п.л.

8. Ли Япин. Константин Мефодиевич Максимов - русско-китайский художник И Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки: Науч. журнал. Часть 1. № 18(44). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 156-159. - 0,5 п.л.

9. Ли Япин. Я и русская живопись // Художественное образование: содержание и методы обучения. Выпуск 4. - СПб. : Экспресс, 2008 - С. 140146. - 0,4 п.л. (апрель).

10. Ли Япин. Взаимовлияние российского и китайского изобразительного искусства // Художественное образование: содержание и методы обучения.

Выпуск 4. - СПб.: Экспресс, 2008, - С. 146-147. - 0,1 п.л. (апрель). И. Ли Япин. Художественно-педагогические подходы советского художника K.M. Максимова - руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая (Пекин) // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава и аспирантов ФИИ РГПУ им. А.И. Герцена / Под

ред. П.А. Кудина. Вып. 4. - СПб. : Экспресс, 2008. - С. 51-65. - 0,9 п.л.

(июнь).

12. Ли Япип. Педагогическая и художественная деятельность K.M. Максимова в Китае // Современные проблемы художественно-педагогического образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» 18-19 марта. Вып. 2. Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Кузмичева, E.H. Соколовой. - СПб.: Изд-во Экспресс, 2008, - С. 223-227. - 0,3 п.л. (июнь).

13. Ли Япин. Соединение китайского и российского художественных методов в творчестве Ло Гунлю //Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сб. науч. тр. профессорско-преподавательского состава и аспирантов ФИИ РГПУ им. А.И. Герцена / Под

ред. П.А. Кудина. Вып. 5. - СПб. : Экспресс, 2008. - С. 103-108. - 0,4 п.л. (июль).

14. Ли Япин. Творчество учеников K.M. Максимова - продолжение традиции реалистического искусства живописи в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета ни. А.И. Герцена. Общественные н гуманитарные науки: Науч. журнал. Часть 1. - № 32(70). - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008, - С. 211-217. -0,9 п.л. (июль).

Подписано в печать 14.10.2008. Формат 60^84/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Объём 1,25 усл. печ Тираж 100 экз. Заказ 401.

Типография РГПУ им.А.И.Герцена. 191186.С-Петербург,наб.р Мойки,48.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Ли Япин

Введение.

Глава 1. Особенности обучения китайских студентов изобразительному искусству в вузах Ленинграда - Санкт-Петербурга.

1.1. Российско-китайские связи в области изобразительного искусства в 50-е годы XX века.

1.2. Художественно-творческие вопросы подготовки китайских студентов в российских вузах в конце XX - начале XXI века.

Глава 2. Влияние российской высшей художественной школы на развитие реалистического искусства живописи в КНР.

2.1. Педагогическая деятельность К.М. Максимова и ее значение для формирования новой художественной школы в Китае.

2.2. Выпускники «группы Максимова» и ЛИЖСиА им. А.Е.Репина и их роль в реформировании высшего художественного образования в Китае.

Глава 3. От направления «Су» (Советское направление) к направлению «Синь сяньши чжуи» (Новая эпоха реализма) в Китае.

3.1. Стилистические искания художников «группы Максимова» на примере творчества Цзинь Шани и Цжань Цзяньцзюня.

3.2. Традиции реалистической живописи и реалистической художественной школы в современном Китае.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Ли Япин

Диссертация посвящена изучению художественно-творческих связей Китая и России в период с середины XX и по начало XXI века, истории китайско-советских отношений в сфере изобразительного искусства 1950-х годов, характера влияния советского изобразительного искусства на китайскую живопись, путей освоения живописи маслом, истории становление реалистической живописи в КНР.

Актуальность темы и направленность исследования объясняется необходимостью восполнения пробелов в знании истории становления и развития реалистической живописи маслом в КНР под воздействием российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в 1950-е годы, когда художники Советского Союза помогали китайским коллегам в освоении реалистического художественного метода в изобразительном искусстве. В конце XX - начале XXI века культурно-политическая ситуация складывается в пользу возобновления взаимного интереса художественной общественности России и Китая к изучению реалистического изобразительного искусства. В связи с этим снова возникает процесс обмена студентами. Спектр российских и китайских вузов, участвующих в этом процессе увеличивается. В этом процессе участвуют Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и многие другие вузы России. Этот процесс актуализирует исследования, посвященные изучению влияния русской живописи маслом (российской академической системы художественного образования) на изобразительное искусство и художественное образования Китая.

В настоящей работе изучается история распространения и развития русской школы реалистической живописи в Китае, дается обоснование широты русского художественно-творческого метода, заключенных в нем возможностей в раскрытии психологических характеристик человека, возможностей изображения личности человека в портрете.

Степень изученности проблемы

Для проведения исследования российско - китайских связей в области художественного образования и их роли в становления реалистической живописи в КНР привлекались сведения из истории и теории искусства, философии искусства, художественной культуры, специальные вопросы живописи.

• Проблемами истории и теории изобразительного искусства занимались как китайские, так и русские исследователи, например: Валицкая А.П., Ван Чжун, Васильев Л.В., Гизатов К.Т., Ли Дао, Лю Чунь, Петров С.М., Си Цзинчжи, Чжао Ли, Чэн Люшен, Ян Фэйюнь.

Лю Чунь в книге «История китайской масляной живописи», которая представляет собой первую книгу по истории живописи в Китае, впервые осуществил систематизацию изложения истории развития китайской живописи, исследование обладает высокой научной и источниковедческой ценностью. Во второй книге «100 лекций по китайской масляной живописи» Лю Чунь с точки зрения эстетики и социологии анализирует 100 известных работ, имеющих значение для развития живописи на протяжении XX века.

Авторы Чжао Ли и Юй Дин в работе «История китайской масляной живописи» предсталяют историю развития китайской масляной живописи после династии Мин, а также анализируют исследовательские труды.

В монографии Ли Цао «История современной китайской масляной живописи» впервые показаны редкие и ценные исторические источники, собранные и переработанные автором в течение 10 лет.

Исследование «Язык масляной живописи» авторов Ян Фэйюня и Чжу Чуньлиня является итогом творческой, преподавательской и исследовательской деятельности авторов, а также изучения европейской традиционной масляной живописи.

• Историю русского изобразительного искусства исследовали китайские искусствоведы Си Цзинчжи, Тань Юнтай, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя, Шао Дачжэнь.

• Философское, эстетическое, культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве представлены в трудах Валицкой А.П., Ванслова В.В., Гизатова К.Т., Петрова С.М., Чегодаева М.А.

• Исследованием вопросов китайского изобразительного искусства занимались Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Шуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань.

• Вопросами анализа творческой и педагогической деятельности занимались Купцов И.И, Максимов K.M., Соболевский Д.Н.

• Исследования по проблемам развития направления «Су» представлены в трудах Ван Чжуна, Ванслова В.В., Вишнякова Б.В., Гизатова О.Н., Чань Пана.

Однако роль российско-китайских связей в системе высшего художественного образования в становлении реалистической живописи КНР не изучалась специально.

Объект исследования - связи России и Китая в системе высшего художественного образования.

Предмет исследования — становление реалистической живописи в КНР в период с середины XX и по начало ХХТ века.

Цель исследования - изучение путей трансформации метода русского реализма в своеобразный, национальный художественный творческий метод в Китае.

Задачи исследования:

• изучить особенности художественно-творческих направлений в реалистической живописи, принятых в системе высшего художественного образования России и Китая;

• исследовать формирование современной художественной школы изобразительного искусства Китая;

• выявить особенности обучения китайских художников в ЛГИЖСиА им. И.Е. Репина в 50-е годы XX столетия;

• обобщить художественно-творческие методы обучения китайских студентов в СПГАИЖСиА им. И.Е. Репина в конце XX - начале XXI века;

• изучить установки в обучении живописи советского художника K.M. Максимова в период его художественно-педагогической деятельности в КНР;

• обосновать факт продолжения традиций русского и советского реалистического 'искусства живописи в творчестве учеников K.M. Максимова;

• провести анализ творческой и педагогической деятельности последователей K.M. Максимова во второй половине XX - начале XXI века;

• определить национальные черты творчества китайских художников - последователей направления «Су» (Советское направление);

• провести анализ творчества современных художников Китая направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма).

Методологической основой исследования является традиционный историографический метод, позволяющий объяснить процессы становления и развития теории и практики реалистической живописи маслом в Китае под влиянием российской академической художественной школы.

Указанная методологическая основа способствовала выбору теоретических оснований исследования, в числе которых наиболее значимыми для диссертации являются:

• философско-эстетическое и художественно-культурологическое осмысление советского реалистического метода в изобразительном искусстве (В.В. Ванелов, А.П. Валицкая, К.Т. Гизатов, М.А. Чегодаев, С.М. Петров);

• исследования китайских искусствоведов по проблемам теории и истории изобразительного искусства (JI.B. Васильев, Ван Чжун, Си Цзинчжи, Чэн Люшен);

• труды китайских искусствоведов по истории русского изобразительного искусства (Си Цзинчжи, Тань Юнтай, Шао Дачжэнь, Чэн Пэн, Чэнь Юнцзя);

• исследования вопросов китайского изобразительного искусства (Ван Бомин, Ван Чаовэн, Инь Шуанси, Ли Фу Шуань, Фан Диань);

• вопросы творческой и педагогической деятельности K.M. Максимова (И.И Купцов, Д.Н Соболевский);

• труды по проблемам развития направления «Су» (Ван Чжун, В.В. Ванелов, Б.В. Вишняков, О.Н. Гизатов, Чань Пан).

Методы исследования выбраны с целью получения объективных результатов анализа предмета исследования и решения поставленных задач. Основными меодами являлись:

• исторический (метод историзма) в обосновании этапов развития творческих связей между художественными вузами СССР и КНР;

• сравнительного анализа, способствующий оценке результатов творчества китайских художников, обучающихся в Советском Союзе, в процессе их самостоятельного творчества в КНР; А

• композиционно-художественный, позволяющий выявить в работах студентов, обучающихся в России на рубеже XX - XXI веков, элементы русской школы живописи;

• герменевтический, выявляющий скрытые (иносказательные и контекстные) признаки традиций и инноваций в произведениях живописи китайских художников, следующих реалистической школе русского изобразительного искусства.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

• обобщен широкий спектр архивных, историко-художественных материалов середины XX и начала XXI вв., проясняющих процесс становления и развития академической реалистической живописи в Китае;

• выявлена роль советского художника K.M. Максимова -руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая, в формировании национального художественного реалистического метода в изобразительном искусстве КНР;

• исследована в комплексе творческая и педагогическая деятельность учеников K.M. Максимова и китайских художников, получивших образование в российских художественных вузах, и освоивших традиции российского высшего художественного образования;

• показаны особенности национального художественного метода китайских художников направления «Су» (Советское направление);

• проанализирован процесс становления творческого метода современных китайских художников направления «Синь сяныии чжуи» (Новая эпоха реализма).

Теоретическая значимость исследования:

• творческие позиции китайских художников направления «Су» (Советское направление) и художественный метод современных китайских художников направления «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма), сформированные в результате художественно-творческих связей вузов России и Китая в середине XX и начале XXI вв., предопределяют путь развития реалистического изобразительного искусства Китая и обогащают новыми теоретическими положениями искусствоведение в вопросах комплексного изучения тенденций взаимовлияния изобразительного искусства и художественного образования двух стран;

• методы обучения китайских студентов, обучающихся живописи маслом в российских художественных вузах, обобщенные в диссертации, являются востребованным методическим материалом для китайской художественной педагогики;

• вопросы истории и теории становления национальной системы обучения академической реалистической живописи маслом в Китае, под влиянием советской, а затем российской художественной школы расширяют возможности дальнейшего развития данного направления в художественной культуре КНР в XXI веке.

Практическая значимость результатов исследования:

• методическая система обучения китайских студентов реалистической масляной живописи в вузах Ленинграда -Санкт-Петербурга может быть использована в качестве критерия оценки эффективности аналогичных образовательных программ, реализуемых на родине диссертанта - в Китае;

• историческая роль К.М. Максимова - руководителя мастер-класса в Центральной академии художеств Китая и «Группы студентов Максимова» может стать в реформировании высшего художественного образования разделом учебных дисциплин «История и теория художественного образования», «История художественной культуры»;

• китайский национальный худоэюественный метод, формирование которого проходит как творчество художников направления «Су» (Советское направление) и новая реалистическая живопись художников «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма) является учебным материалом в курсе «История искусств».

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

• на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля не только в КНР, но и России;

• при разработке проектов и программ конференций по вопросам художественного образования и воспитания;

• при создании учебно-методических пособий для китайских студентов как раздел истории обучения основам академической живописи;

• на семинарских занятиях со студентами иностранцами по проблемам взаимовлияния изобразительного искусства России и Китая;

• в организации и проведении выставок российских и китайских художников.

Положения, выносимые на защиту.

• Художественно-творческие и педагогические вопросы обучения китайских студентов в художественных вузах Ленинграда -Санкт-Петербурга.

• Анализ влияния русской академической школы живописи на развитие современной китайской живописи маслом.

• Творчество современных китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и направления «Синь сяныни чжуи» (Новая эпоха реализма) - есть продолжение традиций русской и советской школы живописи в КНР.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается объемом и значимостью использованной искусствоведческой, художественно-культурологической и философско-эстетической литературы для диссертационного исследования; учетом современных достижений в области теории композиции и художественной педагогики; практическим художественным опытом учебные работы китайских студентов, выполненные во время обучения в «группе Максимова» и российских художественных вузах, работы китайских художников направлений «Су» (Советское направление) и «Синь сяныпи чжуи» (Новая эпоха реализма); использованием ранее не опубликованных документов, фотографий, архивных материалов.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные результаты исследования:

• изложены в докладах на научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия» РГПУ им. А.И. Герцена (июнь 2005, июнь 2008, СПб.); на всероссийской научно-практической конференции «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» РГПУ им. А.И. Герцена (март 2008, СПб.); на второй международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» РГПУ им. А.И. Герцена (июль 2008, СПб.); на международной научно-практической конференции «Преодоление пространства и времени: диалог и контакты между художниками Китая и России» Академия художеств г. Цзилинь (март 2008, Китай, г. Цзилинь);

• нашли отражение в 14 публикациях диссертанта 2004-2008 годов в научных сборниках, в том числе 2 статьи в научных сборниках рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 6.4 п.л.);

• регулярно обсуждались на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 - «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры», факультета изобразительного искусства, на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена;

• разработана система практических занятий по истории китайского искуссва и его связи с западно-европейским и русским искусством, которая опубликована в качестве учебника для студентов художественных вузов Китая.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе диссертационного исследования определена ведущая идея, которая заключается в том, что под влиянием русской академической художественной школы, которое осуществлялось через деятельность российского художника и педагога K.M. Максимова в Центральной академии художеств Китая, через признание заслуг его учеников и последователей, через обучение китайских стажеров в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. А.И. Репина, Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена и других российских вузах, в Китае сформировался новый национальный художественный метод, который является синтезом российского художественного метода и китайского подхода к изобразительному творчеству «Синь сяныпи чжуи - Новая эпоха реализма».