автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.04
диссертация на тему: Реалистический роман в польской литературе 20-30-х гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Реалистический роман в польской литературе 20-30-х гг."
РГ С ОД российская Академия наук / 3 СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ И ЕЛЛКАЯЮТйКИ
На правах рукописи
ЫУСИЕНКО Светлана йиипповна
РЕАЛИЗТИЧБСККЙ РОМАН В ПОЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 20-30-Х ГГ.
Специальность 10.01.04 Литература зарубежных европейских стран
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора Знлологгческих наук
Косква - 1993 г.
Работа выполнена в Институте славяноведения и бзлканкстжи Российской Академии наук.
Офщязльнне оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Е.З.Цкбекко доктор филологических наук, профессор Н.П.Цихальская доктор филологических наук Л.А.Софронова
Ведущая организация - Белоруссхий государственный университет
Защита диссертации состоится ¿( хЭаЗ г.
в на заседании специализированного совета
Д 002.97.01 со заедете диссертаций на соискание ученой'степени доктора филологических наук в Иасткту-хе славяноведения и балканистики РАН со адресу: 117334, Москва, Ленинский проспект, дои 32-а, корпус "В", 9-й этан.
С диссертацией кояно ознакомиться в библиотеке Института славяноведения и балканистики РАН (Москва, Трубниковский пер., дом 20-а}. . .
Автореферат разослан " 1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук
М.И.Ермакова
Изучение закономерное лей литературного процесса XX зека находится в центре внимания отечественной и ззрубестой науки о литературе. Особый интерес представляет отноневие к классическому наследию, эволвцик его бори и видов, появлению нозкх жанров, приемов и средств худогественной выразительности, направленности эстетических экспериментов, особенностям связей и гсгимодействкя литератур различных народов и их национального своеобразия.
Актуальность данной работы определяется тем, что польский реалистический роиан 20-30-х гг. представлен как объект изучения в контексте историко-литературного процесса, системе художественных признаков, жанровой поэтики и стилевых течений.
Взаимосвязь художественного и проблемно-тематического факторов в романе дает возможность увидеть сложность развития литературы меивоенного двадцатилетия, необыкновенное многообразие, богатство и динамизм ее эстетических процессов и интенсивность их распространения. Естественным следствием этого была ревизия сложившихся в прошлые эпохи духовных и эстетических ценностей, связанных с мировой и национальными литературами и с нх отдельными видами и жанрами, в том число с реалистическим романом. Принципиальные изменения коснулись сферы проблемко-тешикзекой (содержание), концептуальной (личность - мир и их взаимодействие) и эстетической (обновление форм, приемов и средств художественной выразительности, композиции, сшета и т.д.). Однако И век принес и свои "издержки" - идеологическую регламентацию в области культуры и политическое давление на творческую свободу писателей. Это привело к деформации самого литературного процесса XX века и неверному,
тенденциозно политизированному освещению культуры прошлых эпох, умолчанию в ней многих важных явлений и творчества писателей, не отвечавших дотаатяческщ требованиям политической системы. Не случайно в литературоведении бывших СССР и ЕНР-яитературшй процесс Польши 20-30-х гг. совещался односторонне,что приводило г. искакенночу представлению закономерностей развзткя лат.ературы и ее отдельных еедов, кадров, в тем числе и реалистического роьила. Возмоепости для эго объективного изучения сложилась лишь с середины SO-x гг. п после открытия доступа к литературным архиЕам, позволившим понять слоеность историческоЗ эпохи и ее литературного развития з целом, выявить гепззпе, эволзцзв, место, роль и значение реалистического романа 20-30-х гг. и зарождение тех художественных традиций, которые определяли пути современной дроз2.
Целы) реферируемой диссертации является исследование особенностей . путей- развития в худоаестБеяного сыреобрагия реалистического романа в польской литературе 20-30-х гг. Этим ощюделяетея постановка конкретных задач, заключающихся в том, чтобы изучить становление дольского реалистического романа рассттриЕаеыого периода и его "далекие" (ХУШ-ХН нв.) и "близкие" ("Молодая Польша') традиции; исследовать аанрово-стилевую сзстеьзу реалистического ромаиа и выявить роздение его новых разновидностей; охарактеризовать поэтику, нанрообразувщие элементы, проблемно-тематическую эволазцшо и внутринанровоо движение реалистического романа 20-30-х гг.
Методологические принципы диссертации определялись спецификой темы, характера и направленности исследования. Слскность литературного периода, многоаспектность проблематики, разнообразие материала и различные уровни его анализа требовали комплексного решения поставленных задач: историко-литературного, псторико-поэ-
то логического, нанрово-типологичсского, Еанрово-генетичесхого и целостного анализа текста худогественного произведения.
Б диссертации использовались опыт и традиции зарубежной и отечественной науки о литературе и достижения современных исследователей истории, теории и поэтики романа к интерпретации текста.
В предлагаемом исследовании впервые в отечественном литературоведении польский реалистический роман 20-30-х гг. представлен как целостная худокественная система на фоне исторической эпохи с ее социальными, политическими, этическими, идейно-эстетическими и философскими факторами, определившими особенности и этапы развития литературы.
Прослекепа диалектическая связь эпох и пробяемно-худокествен-ная преемственность в развитии исследуемого кайра, определено значение 1932 г. как рубежа, делящего литературный процесс на два самостоятельных этапа, в связи с этим решена проблема периодизация в развитии романа и разработана его типологическая классификация.
Реалистический роман 20-30-х гг. осмыслен как худокественная система открытого типа, основными гаяровкмз признаками которой являются подвикность границ, динамичность, обновляеиость, изменяемость и обогащаемость низнью. Развитие романа рассмотрено в двойном "движении" - внутриЕанровом и историко-временном.
Изучены проблема взаимодействия и взаимовлияния реалистического романа с другими его типами (авангардистский роман), другими видами литературы ; .(поэзия, драма, публицистика, мемуаристика), искусства (кино, гивопись, музыка), науки (философия, психология, социология), другими литературными направлениями, течениями, песо лама 20-30-х гг.
Польский реалистический реглан рассмотрен в сопоставлении с
аналогичными идейно-эстетическими явлениями в мировой и польской литературах в историческом и современном аспектах. Это помогло определить черти национальной модели кайра, выросшей из национально-культурных корней и выработавшей свои специфические, неповторимые черты.
Прямонешаэ в диссертации теоретические полоязеея проварены и подтвервдйнн скрупулезным анализом реалистического ро>,нда в польской литературе 20-30-х гг., что в своз очередь дало возуок-аость раскрыть его художественное и лроблемно-тематическоо новаторство и оригинальность;
обосновать елгаву "главней идеи" его развития (формирование "нового человека" в условиях построения независимого государства) и концепции личности и общэстза и пх взаимоотношении:. Зго способствовало разругешта идейных и художественных стереотипов в польской литературе. Данная проблз:«а исследована на примерах антивоенного и политического типов романа, иллзэогркрующих этот процесс яаиболеэ убедительно;
выработать научный подход к проблеме художественной правды в реалистической романе: расширение ее функций от традиционного стракешя и щрахеншг жизни до создания социальные е психологических ео моделей;
исследовать возникающие нанровые варианты и разновидности польского реахистичэского романа, являющиеся прямым слздствиэм лиразацик, политизации, социологизацш: и псахслсгяззции искусства и усиления в нем роли йялософско-аналитлческой тенденции. Слияние социального и психологического факторов в польское реалистическом романе привет к его- прзнцшшальноэд' худоЕвстзенноьзу видоязагене-нкю и появлзнга нового канрозого образования: ссциально-ясихологического романа;
высветлить индивидуально-творческое своеобразие и новаторство польских романистов 20-30-х гг.; многие имена, произведения я критические источники в литературоведческий обиход наедены впервые.
В реферируемом исследовании впервые в польском и отечественном литературоведении использованы найденные азторсы архивные материалы из фондов Государственного архива Гродненской области, рукописного наследия Зофьи Налковской (Национальная библиотека РП, Государственный музай литература имени Адама Кицкевича в Варшаве), личного фонда Станислава Зекака (деятеля культуры з Гродно 20-30-х гг.). Его архив экспонируется в литературном музеэ - лаборатории Гродненского государственного университета имени Янки Купали.
Особую значимость в диссертации представляет круг проблем, связанных с Гродно и Принеманским регионом, которые решались польскими писателями, но не находили отракения ни в польском, нз в отечественном литературоведении и впервые исследованы автором данной работы.
Материал диссертации может быть использован при составлении учебников, в основных и специальных курсах вузовских лекций по истории зарубенной и польской литератур, сравнительному литературоведению, польско-русским и польско-белорусским литературным связям; в научно-исследовательской работе - при изучении польского романа 20-30-х гг., истории и теории канра и проблем трансформации документально-мемуарных источников в романный материал.
Работа сбсувдалась на "заседаниях сектора современных литератур стран Центральной и Юго-Восточной Еврспн Института славяноведения и балканистики РАН.
Основные положения диссертации представлены автором в докладах Еа сещ международных, пяти всесоюзных (ныне страны СНГ), двух
республиканских и пяти областных научных конференциях и излокены в монография "Творчество Зофьи Налковско2" (1589), двух редактируешь автором . _ . иевдгународных сборниках "Зофье Налков-ской посвящается.(1991), "Взаимодействие льтератур а языков" ( в печати) и 35 статьях, опубликованных в отечественных и польских изданиях (Список основных работ приводится з ко;ще автореферата) .
Материалы и результаты проведенного исследования использовались его автором при чтении университетских курсов легадЗ "История польской литературы 20-30-х тт.", "История зарубеняой литературе 1917-1945 гг.", спецкурсах "Польский роман б кенггкете раз-витея зарубекяой литературы века" и "ТЗэлорусско-лсльскн е литературные связи ХЗХ-ЗХ веков".
Практгзеаиа; воплещзнзем результатов исследования явилось и создание автором реферируемой диссертации в 1939 г. литературного цузея-лаборатории при Гродненском государственном униьерсите-те имени Янки Купалы, в котором экспонируются архивные материалы, документы, фотография к произведениям польской литературы 2030-х гг.
Диссертация состоит из ВЕедешш, трех глав, заключения и приложения. Объегг дяссертащш составляет 379 страниц.
Во -введении обоснованы выбор и актуальность темы, охарактеризован предает исследования, определены его методологические пришешн, границы и структура, сформулированы цели и задачи и направленность научного поиска, проанализированы прислан 'малой изученности избранной теми в отечественном и польском литературоведении ш дап аналитический обзор литература по изучаемом? кругу еоя-россв. Осмысление литературного процесса мозвознкых лет и проблем
развития ро:гана шгело сбои объективные трудности: крятахам того
периода недоставало временной длстанцта, которая поззолила бы охватить его в проблемно-художественной целостности. Литература 20-30-х гг. квалифицировалась как гноваяп, "новейзая" или "текущего дня". Поэтому исследования ее носили информационный характер. • Литературоведы чаще выступали в жанре обзорных статей, литературных зарисовок, портретов, эссе, очерков, аналитических маянатюр, рецензий, рассеянных по периодическим изданиям. И хотя нэ было работ, специально посвящению: реалистическому роману, заслуживает внимания исследования, авторы которых обращались к пробле—
Т 2
мэм классификации жанра (А.Грушецкая) , формы (С.Й.Вкткевич) и
истории его развития.(С.Бачыньский)^. Первая попытка обобщать двадцатилетнпа историю меквоенной .литературы принадлекит И.Фину. В его исследрвании "Двадцать лет польской литературы 1918-38"^ уделяется ВЕимание-и развитию ровгана, но весь литературный процесс и творчество каждого писателя ставится в зависимость от социально-политических факторов.
Интерес к литературе дажвоенного периода не угасал и после 1945 г. Из исследований,наиболее близких к тематике реферируемой диссертации^ назовем коллективный труд ученых Института литератур-
1 Gruszecka A. Klasyfikacja a zyoie na tereilie poviesci. "Przeg-lqd Wspálczesny", 1934, nr.1.
2 Viitkiewiez S.I. 0 znaczenlu filozofii día krytyki i inne arty-kuly polemiczne. v/arszawa, 1976; входящие в названное издание работы публиковались на страницах польской периодики в I9IS-I932 гг.
Bacz.ynski S. Losy rooansu, Yfarszawa, 1927. ^ Fik I. Dwadziescia lat.literatury polskiej (191S-1933). Krakow, 1939.
ных исследований ПАН "Польская литература 1915-1932"^, в котором развития дрози, и в перзую очередь роману, пос&дцешг три главк, соответствуйте главным проблемам его развития: первой мировой войны, революции и независимости страны.
К числу аесяедований, которые в пояьскод« литературоведении получили определение "университетского синтеза" относится "ЛЕите-ратура двадцатилетия* Еаи Квятковсксго . Жанровую специфику романа автор аналязирует з русле развития всех ьадов худокзственной прозы. Знание литературного процесса 20-30-х гг., понимание спе- . цафики эпохи сочетаются с эрудицией и тонкостью наблюдений автора за измеяензями, происходившими в мехвоеняом исхуссгзе.
Б отечесгвэнном литературоведении вагннм научным событием
п
было появление в IS69 г. двухто?лпой "Истории польской литературы" - коллективного груда ученых Института славяноведения и балканистики Ш СССР. Межвоенный период литературы представлен в ней вступительной статьей В.А.Хорева и десятью литературными портретами писателей, в их числе четверо романистов (М.Домбровская, З.йалко-вская, Л.Кручковский, Б .Василевская).
Из работ отечественных литературоведов,в которых затрагиваются проблемы развития различных направлений польского романа 20 -
о
30-х гг. в первую очэредь следует назвать труды В.А.Хорева и немногие монографические исследования,посвященные творчеству отдель-
5 Literatura polska 1918-1932, Warszawa, 1975.
6 Kwiatkovski J. Literatura dwudziastoleeia, Ylarszava, 1975.
7 История польской литератур!. Т.1,2. Ы., 1969.
® Хорев В.А. Становление социалистической литературы в Польше. М., 1979; Польская литература I9I&-I94-1. В кн.: "История зарубежных литератур Кв." М., IS6S.
них писателей метаоенного периода: С.Ееромского®, М.Домбровской"^,
тт т?
Я .Ивашкевича , 3 .Наяковской .
Названные исследования не исчерпыват перечня работ о польской литературе 29-30-х гг., но дата представление о характере и направлении научных изысканий,' степени изученности проблемы и пробелах в осмыслении своеобразия к худонественной значимости польского романа.
О польском реалистическом романе мбжвоенного двадцатилетия обобщающих исследований нет, и сн остается малоизученным и до сегодняшнего дня. Его изучении посвящена реферируемая диссертация, являющаяся итогш многолетнего труда автора.
В первой главе "Истоки. Традиции. Условия развития реалистического романа 20-30-х гг." изучение предпосылок развития исследуемого каота включает следующие аспекты анализа: историческая обстановка и ее влияние Еа развитие литературы; определение места, роли, .значения и этапов развития реалистического романа; показ его канровой эволюции в связи с концепцией ьгарз и личности; обобщение теоретических проблем отечественного п зарубежного ро-мановедения. Объединяет теоретиков всех времен мысль о связи концепции романа с концепцией человека и мира и рассмотрение внутренней свободы его (романа) развития как аанрового признака.
Становление и развитие реалистического романа з любой национальной литературе ( в том числе г польской) связано с вековыми худогествеяннмз традициями мировой культуры. Социальные преобра-
9 Bett В.В. Стефан- Жеромский." М., 1961.
Станзкович Я.В. Реализм Марии Домбровской.. М., 1974.
Вервес Т.Д. Ярослав 1вашкевич. Ки1в, 1978.
то
¡^усиенко С.Ф. Творчество Эофьи Налковской. Минск, 1989.
зования, научные и культурные революции, мировые войны, изменение общественного сознания и менталитета личности - все это входило з мир рокана и ставило перед ним новые проблемные и художественные задачи.
В история этого жанра в польской литературе одним из самых неизученных является реалистический роман 1913-39 гг. ¡¿екну тем, в этот период в судьбах страны и ее литература происходили важнейшие изменения, определившие кх дальнейшие пути.
В 1918 г. после статридцатияетнаго иностранного гяета Польша обрела независимость. Это непреходяще по своей значимости событие предварила первая мировая война, разрзппившая страну. На судьбу Польши оказали "влиязие революционные двиаеяия и перевороты в ряде стран, в том числе ракэз аннексировавших Польшу, и в первую очередь - в Россги. Тяпелыш бременен для иолсдого польского государства был и послевоенный экономический кризис. И всэ ке несмотря на трудности, в стране царило оптимистическое настроение: создавалась свободная Польша, объединялся народ, Бозровдалось просвещение на принципиально новых основах, складывались благоприятные условия для развития культуры и литературы. Роздались различного рода творческие объединения, школы, течения. В 1920 г. был создан Союз польских гасателей. Всех объединял интерес к современной проблематике и везроадзнию Редины. Однако роль 1918 г. в развитии польской литература критика оценивает по--разноыу. К.Выка связывал с ним яиигт, истортсо-лолзтические изменения в стране. Т.Бурек считал, что пробдеино-стнлевое обновление литературы началось после революции 1505 г. Принципиально новув оценку ISI8 году дал русский ученый В.Хорзв, доказавшей, что этш годом открывается "качественно новый этап". Автор работы разделяет точку его зрения и связывает с этой датой качало литературного периода, охватываю-
щего 1918-39 гг. (мегвоенное двадцатилетие) и прерванного второй мировой войной.
Литературный процесс этого времени, отличающейся необычайной динамичностью, богатством, концептуально-содэрватольной и художественной обновдяемостыо, делится на два этапа: 20-е и 30-е гг.
В работе изучены и проанализированы материала дискуссий по вопросам временных границ периода в целом, значения 1932 г. как рубежа между двумя десятилетиями и характера изменений в межвоенной литературе и реалистическом романе. Первое десятилетие ( с доминирующей ролью поэзии) было периодом проблемно-тематического и концептуального обновления литературы, усиления внимания к современной проблематике, национальному возрождению и накоплению нового художественного опыта. Поэтому в реалистическом романе 20-х гг. сохраняется непосредственная преемственность эстетических традиций прозы "Молодой Польши".
В 30-е гг. наступает расцвет романа, его художественное обновление, происходит смена стилевых тенденций, в литературу приходит новое поколение писателей и наступает изменение тональности всей литературы. На смену оптимистической приподнятости и радости от обретения независимости, приходит ьфачная тревожность, вызванная распространением фашизма в Германии и предвидением новой трагедии.
Социальное размежевание в польском обществе и межпартийные распри способствовали политизации культур!. Серьезные разногласия яаблцдались и между литературными поколениями н представителями "традиционного" и "авангардистского" направлений. Все это определяло дискусиончую атмосферу в литературной жизни. Ва страницах прессы всех направлений велись острые дебаты, касавшиеся самых
различных проблем: роли и назначения искусства и гражданских позиций писателя, ыетодоз и направлений, видов, жанров и отдельных произведений. Изучение материалов этих дискуссий дает основание утверждать, что в них цаксишльЕзе Еннлаязе уделялось роману.
Отличительной особенностью реалистического романа 20-30-х гг. является активизация его взаимодействия с философией и-психологией. Это вало к появлении в нем новых тенденций: расширение охвата жизни и осшсгзние причинно-следственных связей меаду явлениями, пересмотр концэацив личность и мир, проникновение в глубины человеческой психкш и перемещение вникания с факта на его йосьрЕяткв. Отметим использование романистами философских учений 5?.Ницше, З.Фрейда, ¿.Бергсона, К.Маркса. Последнее получило распространение преимущественно среда литераторов социалистической ориентации (Л.Кручковский, В.Василзвскат). Сложившееся в литературоведении деление романа по липни реализм-модернизм определило "привязанность" к его первому (реалпстичэскому) типу диалектического материализма (марксизма), ко второму (модернистскому) - философских концепций Ешдае, Бергсона, Фрейда. В реа;гьном литературном процессе все было скжнез, поскольку термин "модернизм" тлел не методологическое, а художественное значение, свэдетеяьствуэдве о стремлении писателя к попеку новых форм и средств художественной выразительности. Поэтоцу, как показано в работе, фрейдизм широко использовался в .чэдернвстском (С.И.Биткевич, З.Гомбрович) и реалистическом (Ю.Кадез-Ьандровскнй, З.Еажовская) типах рсуаяа и е обоих случаях помогая исследованию психики и. подсознания человека и его сложных и многосторонних связей с окружавшим ЫЯрОй!.
В развития реалистического романа 20-30-х гг. сложность проявилась и во взаимоотношениях мешу поколениями паса-гедьй. В литературном процессе активно участвовали три генерации. Старвшх, на-
чазпих свое творчество в период "¡Молодой Полыпя", принято считать '"писателями связующего звена". Опи принесли в ясвув эпоху традиции и стилевую манеру литературы "Молодой Польет", йх воздем и идеологом был С.Жеромский. Поколение, прииедшег вместе с XX веком, или "набиравшее силу", имело двух выразителей идеалов: Ю.Кадепа-Бавдровского - "певца пафоса обыденности" и С.И.ВиЕкевича - "соз-
т-з
дателя смелых деформаций" .
Наконец, поколение, дебютировавшее в начале 30-х гг.,назвало себя "трагическим", поскольку оно не ощущало связи с прошлым и выступило как "оппозиция" к традициям "Молодой Пояыпи" я "школе Жеромского". Декларируя свой разрыв с духовЕыма отцами, "молодые" стремились к созданию собственного" стиля, обновлению психологизма (МЛСунцевич, А.Рудницкий) и прибегали в повествовании к драматическому гротеску, иронической отстраненности автора, прерванному сгакету (М.Хороманьский), использовали приемы параболы и исторического костюма (Т.Парницкий, Я.Паргнцовский), сочета-' ли элементы психоанализа с фялософско-аналитнческой тенденцией (Т.Бреза) и аллегорией (З.Униловский), соединяли психологический п социальный факторы (1.КручкоЕСкяй).
Однако достижения реалистического романа 30-х гг. определялись не только успехами молодого поколения писателей. К этому времени творческой зрелости достигают романисты, взведшие из "школы Жеромского", они стали по существу во глазе литературного процесса, создали оригинальные художественные модели (Я.Ивашкевич, О.Гетель), новые жанровые структуры (М.Домбровская, З.Налков-ская) и возродили интерес к мировой и-национальной истории (З.Кос-сгк-Щуцкая).
Врем осмысления исторических перемен требовало глубокого фи-papeé S. Wspóiczesna literatura polska 1918-1SV7. Krakóvr, 19^.
яософского анашза эпохи, пшрокого охвата событий, проникновения в суть явлений к психику человека. Все это обусловило расцзет и успех реалистического рсшаа.
"Роман в Озльше, -- писал С.Жеромский, - поднимает на борьбу или предостерегает от нее, рисует бездонные пропасти, в которых могут исчезнуть лада бездомные и лвдп подполья; защищает тяжедух и легкую промышленность или учит бастовать шдахграцию; создает оборонннэ сооружения, распространяет антисемитизм, поднимает дух аристократии еле народа; воскрешает культ оругия илг кули органического труда, проникает в различные таинственные глубины в поисках воображаемая истоков польской душ, которую в этих глубинах отыскзть невозюгко, и так без конца"*4.
Этим необечныы опродслением жанра писатель подчеркивал его неограниченные возможности. Оставаясь "эпосом казни", роман меняется вместе с нея, обретая новые способы и средства ее воплощения и выражения, соединяя функцию "зеркала, проносимого по большой дороге кизни" с функцией луча, проникающего в причинность явлений и высвечивающего человеческую душу. Не случайно межвозЕные романисты соединяю концепции "мировой скорбя" с концепцией "человек добр".
Поэтому в теоретическом освещении проблемы ганра автор использовал несколько подходов: исследование жанровой эволюции романа в -соединении с всторией его изучения в литературоведении, опытом развития польского, русского и зарубежного романа, изменяемостью в нем концепцяж "мир и личность" и гнутриканрового движения от изображения с«йгаг£ к показу душевных состояний человека. В свя- ' зе с этим показано, как меняется соотношение повествовательных со-
Zeromski S. Sen о chlebie i sen о szpadzie. Zakopane, 1916, s.51->
стазляюцих: мир (фок), герой, повествователь (автор) в сторону их взаимного сближения. Процессы ляризации п психологизации позволили пропускать мир через сердце героя (М.Кунцевич). Использование эс-сеистики способствовало самовырагению автора, но в герое (Я.Ивага-кевзч) и сокращении-функций рассказчика» располагающего абсолютными знаниями событий (А.Рудницкий). В результате в реалистическом романе возрасла роль "многоголосия", в которое включается и читатель, по-своему приглашенный к соавторству (ЮЛСадев-Бавдровский), и усилилась значимость взаимосвязи и обусловленности мира и личности или "узлов зизнд", приведшая к реализации концепции: "Ваша злоба плотно прилегает к чужой доброте" и "характера не существует в изоляции" (Налковская)"^. Повышение духовной активности читателя XX века объясняет направленность художественного поиска, появление в реалистическом реглане интеллектуально-философской тенденции, сх>-жетных интервалов, развернутой метафоры, аллегории, подтекста. Возрастает стремление писателей к моделированию действительности и созданию худонественных §иаз1 - форы и структур (роман-дневник, роман-эссе и др.).
Итак, польский реалистический роман 20-х и 30-х гг. имел своп специфические черты, определявшиеся опытом развития мировой и национальной литератур, зудоясетвеннниг традициями прозы прошлых эпох и своеобразием литературного процесса кавдого десятилетия. Добавим лишь, что форма родина долша обладать "прозрачностью", сквозь которую была бы видна низнь, п быть открытой, поскольку развитие каяра продолзается.
Во второй главе - "Реалистический роман в польской литературе 20-х гг." показано своеобразие литературного процесса изучаемого
тс
ИаИссжзка Ъ. Niedobгa ш.1озс. Магпгазда, 1979» 3.8-9.
периода и становление и развитие реалистического pci/лна. Исследована основные 'разновидности этого ¡¿акра, их проблематика, поэтика, езязи с традициями и зарубежным романом IX в.
Литература 20-х гг. начиналась с осмысления обретения страной независимости, однако оценки этого события были неоднозначны.
" В истории нашего народа, - писал Р.Ыатушевский, т немного найдется таких иоментов, которые бы столь решительно... захватывали вообраЕэние худоанака... трудно представать без золнзеея минуту, когда после 130 лет неволи с улиц польских городов исчезли чукяе гербы, знамена, мукдары, как рушлись в стране-кордоны захвативших ее государств, как литература,наконец, почувствовала себя свободной, о смелеете 2, способной к новчи порывам" .
Иной взгляд на событие выразил С. Колбутпевский: "Наша эпоха -это время ;фака с xsooa, из которого только начинают вырисовываться какие-то контуры облика нового дня"^.
Приведенные высказывания соответствовали двум направлениям, сложившимся в польской литературе 20-х гг. Первое было связано с всеобщие подъемом и радостью, получило название Езтаяастического. Не случайно К.Ибнкобский сравнивал литературу начала 20-х гг. с "цветущим лугом", представленным множеством школ, течений, группировок, объединенных оптимистическими настроениями. Выразителями пессимистических тевденций чаще были молодые писатели (З.Налковс-кая, Ю.Каден-Бандровский), которых не удовлетворяла новая Польша. Их критицизм порой сблишлся с настроениями катастрофистов (? .Яворский, С.И.Вяткевич). Однако к середине 2С-х гг. к кем присоединились и представители старсего поколения, поскольку мзчты о свободе
Matuszewski R. Literatura caiqdzy wojnami. "Fakty i Mysli», 19ó9?tir.: ^ Kolbur,zev.'skl S. Dziesi^ciolecie literatury polskiej. "Tecza", 1927, nr.45.
а идеальном государстве была далеки от реальной действительности -страны, разрушенной войной и раздираемой политически® распрями, но свободной, объединенной и без цензуры. Это определило идейло-содержательнув направленность литературы,, ее внимание к проблемам современности и художественное своеобразие.
Становление реалистического романа проходило под знаком "великой идеи" освобождения страны, о котором мечтали писатели "Молодой Польши". И она находила воплощение в каждом произведении, независимо от мировоззрения и творческих принципов рсшпистов. Под ее влиянием изменилась концепция мира и человека и складывался новый тип героя - активного деятеля, решающего социальные, национальные и моральные проблема жизни. Второй тип героя - человек, отягощенный грузом воспоминаний о первой мировой войне, сомневающийся и трудно входящий в новую жизнь. Зто храбрый борец за свободу, но ему самому предстояло перековать меч на орало, чтобы вспахать первую борозду на свободной земле. Расчет с прошлым стая тяжелым психологическим испытанием. Разругались и вековой стереотип романтического героя, и национальная модель литературы. Не случайно на Виленском съезде, писателей (1928) противников роизнтических традиций было всего двое - Я.Н.Миллер и К.Ижиковскнй. Поэтому в реалистическом романе 20-х гг. наблюдалась некоторая противоречивость,. связанная со стремлением воплотить одновременно реалистические и романтические тенденции.'И писатели научились использовать возвышенную тональность для усиления эффекта эмоциональной правдивости (Ю.Каден-Баядровский, Я.Ивашкевич, З.Налковская).
Проблемно-тематическое обновление реалистического романа,как подчеркнуто в главе, было обусловлено осознагаем смэсй между индивидуальными, национальными и гяобальшета факторами. Это в значительной мере изменило психологию писателей и тзорчеикого процесса
и расширило их мирсвдение ("Какук веса?" С.йеромского, " Choucas" З.Калковской).
Анализ развития реалистического романа 20-х гг. убездает в том, что в формироЕашш его поэтики, жадрсшх признаков и проблематики сыграло серьезного роль освоение эстетического опыта зарубежного романа. Оно проявлялось в различных формах. Скакем, теш рабочего класса и концепция действительности в произведении Ю.Ка-дена-Баадровского "Черняв крылья" имеет СБоего кзнрового и концептуального предшественника - роман Э.Золя "аеризналь". По следам "Волшебной горы" Т.Маша создает роман я Choucas" З.Налковс-кая. У истоков польского лирического романа (З.Еалкоьская "Дом над дугами", Э.Зегадлович "Еизнь Миколая Сребремписанного"), бесспорно, находится "Трилогия" Л.Толстого. Эти примеры констатируют факт интеграции достиканик зарубенного романа з литературный процесс Полыни. Надо отметить и "встречное деикение" польского роыа-на к мировому литературному процессу и создании национальной модели жанра.
В реалистическом романе 20-х гг. выделились четное главных проблемных узла: осмысление трагических уроков первой мнроьой войны и трагедии Зпотэряшого поколения", возрождение страны и политическая борьба; тема "маленького человека" и рефлексирующего интеллигента; расчет с прсшлнм. В соответствии с этим сформировалась соответствующие вицы романа: политический, о первой мировой войне, социальный, бытовой, лирический. Правда, очень редао названные разновидности выступали в "чистоте" своих нанровых признаков, а обогащались за счет друг друга, создавая своеобразные "канроЕые гибриды" . типа антивоенно-политического, лирико-бытового, социально-политического, социально-бытового романов. Нанрозо-вадозая принадлежность определялась по домийирупцим признакам, присущим кавдому
конкретному произзедению. Б исследовании показано, что наряду с проблемно-тематической новизной и осмыслением слояноЗ реальности XX в., в польском реалистическом романе начинались процессы,связанные с освоением ноеых приемов, способов и средств художественной выразительности.
Политизация общества, его интерес к проблемам кисти, борьбы классов, руководства страной и т.д. определили появление политического романа. Если в европейских литературах его лучже образцы появились лишь в 30-е (Г.Манн .¡дилогия о короле Генрихе 17), то его виднейшие представители в Польше С.Жеромский ("Канун весны"), 3.Банковская ("Роман Терезы Геннерт", "Недобрая любовь"), А.Струг ("Поколение Марка Сввды", ^Великий день"), ©.Каден-Баздровский ("Генерал Барч", "Черные крылья") создавали свои произведения гораздо раньше.'
Обратим внимание на факт, что каждый из названиях авторов написал своеобразную политическую дилогию, первая часть которой относится к "периоду надежд" или "кануну весны" (начало 20-х гг.), вторая - к периоду разочарований и утраты иллюзий (после переворота 1926 г.). Поэтому ни один из писателей не создал произведения о политической "весне" Польши, хотя все они вынашивало: такие замыслы.
Политический роман вырос из трагического опыта первой мировой войны, европейских революций и осмысления социально-политической реальности первых лет независимости Польши и потоку воплотил в себе черты антивоенного и соцсального романов.
Политический роман - сравнительно молодое и необыкновенно активное жанровое образование. Его традиции восходят к концу XIX в. -к произведению Б.Пруса "Фараон", в котором впервые использовались приемы социальной и политической параболы и моделирования действительности. Б период расцвета (20-е гг.) за очень короткий срок по-
литический роман оформляется в самостоятельную ганровую структуру со сЕоей идейвои и художественной спецификой. В исследовании разработаны основные теоретические предпосылки этого нанра. Его проблематика связана с конкретной общественно-политической эпохой и всегда сохраняет политическую суть. Роман тлеет особый тип конфликта , определяющегося как политический; отличается своеобразием повествовательной манеры (способом представления событий, располо-кением материала, мотивировкой неведения персонажей) и подчиненностью материала я свгетно-худокественнах элементов выракегаз определенной аден. Это кайр открытой тенденции, где герой действует как выразитель политической идеи, спределшцей его место в романе, а автор открыто выракает свои взгляды. В политическом романе используются приемы "эзопова языка", иносказания, умолчания, параболы, возрастают функции детали - от политической конкретики до символики.
Философское осмысление кизнн, ставшее характерной чертой польского реалистического романа 20-х гг., проявилось преаде всего в произведениях о первой мировой войне. Ее тема била одной из самых распространенных в польской и мировой литературе и хоть в какой-то степени находила отражение в творчестве кавдого писателя. История распорядилась так, что з менвоенннй период человечество шло от первой к второй мировой вейно. И если в перзем десятилетии литература зашаеихась извлечением уроков я показом трагических по. следствий войны, то во втором - ее пессимизм становится намного глубже от предвидения новой трагедии. В 20-е гг. литература о войне прошла два этапа, соответствовавших двум слезившимся в ней направлениям. В период войны и первые послевоенные годы быж распространены документально-публицистические ганры и малые повествовательные форда. Задачей их было документально-точное отражение траге-
дии, определившее использование приемов фактографии, натурализма, экспрессионизма. Такого рода новеллы и публицистика довольно часто объединялись в циклы или сборники, связующими элементами которых могли быть замысел, тема, герой, идея и т.д. (З.Налковская "Тайны крови", Е .Кадашевский "Конь на пригорке"), напоминавшие романы с кадровой, композицией.
Реалистический роман о войне вырос из ее трагического опыта, осмысления драматизма судеб "потерянного поколения" (что было свойственно и мировой литературе), обретения Польшей свобода (роцдав-шейся из "кровавого видения войии"), движения легионеров ("национального романтического вихря") и польско-советской войны ("борьба с больщевией").
Важную роль играли и традиции мировой (Л.Толстой, Стендаль) и польской (А.Мицкевич, Г.Сенкэвич, С.Геройский) литературы, определившие два типа романа: национально-патриотический, включавший боевики (М.Родзевич "Флориан"), но главным образом подчеркивающий "особую миссию Польши" (З.Киселевский "Юлиуш Сырен", Ю.Каден-Бан-дровский "Прах"), и антивоенный, развивавшийся в тесном взаимодействии с аналогичным явлением в мировой литературе. Их общность проявилась в решении проблемы "потерянного поколения". В Польше лучшие образцы подобного романа (А.Струг "Могила неизвестного солдата", С.Рембек "Выговор") появились гораздо раньше, чем шодевш Э.м.Ремарка, Э.Хемингуэя, Р.Олдингтона. Наконец, сугубо польским вариантом антивоенного романа, а точнее, его национальной моделью, стал роман разрушения стереотипоз (З.Налкозская "Граф Эли ль", "сазоисаз").
Характерным для этого жанра было социальное, политическое, нравственное и психологическое осмысление событий. Это стало возможным лишь при условии всестороннего освещения и философско-сопо-
ставительного анализа самой войны и ее последствий.
3 польском реалистическом романе о первой мировой войне сложились две концепции действительности и повествовательной перспективы. В национально-патриотическом романе она су se на и место действия ограничено пределами Польши. Художественные средства подчинены вдеэ прославления подвига во идя вождя, имекиего, как правило, конкретного прототипа. Герой этих произведений выдержан в духе традиций Г.Сенкевича: он сме,~, беззаботен, совершает яркие подвига.
В романах антивоенных местом действия оказывается несколько стран, F.yjxa война забрасывает "солдата-скитальца", который или умирает где-то на чужбине, или возвращается на родину душевно опустошенным, измоченным, утратившим желание жить. Мысли и чувства "маленького человека еойнн" выражаются с поыо<цыз внутренних монологов или потока сознания ("Награда за вербую службу1'). Использование несобственно прямой речи дает возможность переплетать явь со сном и бредовыми состояниями героев, реальность с фантастикой ("Могила неизвестного солдата"). Как показывает анализ, эффект дает сочетание в повествовании мифов и легенд с документально историческими источниками, использование приемов аллегории ("Choucas ") и контраста, но очень своеобразного, когда картины послевоенной жизни настолько беспросветны, что слуяат продолжением трагедии войны ("Поколение Марка Свиды"). Антивоенный роман является полемически направленным против военно-патриотического, поэтов в нем развенчание иллюзий логически связано с развенчанием романтического ореола войны и разрушением стореотипа героя-поляка, наделенного особой миссией "страдать ради очищения человечества от зла".
Развенчание романтической традиции представляет роман С.Рем-бека "Выговор". Главный герой по имени Кснрад (ассоциация с "Дзя-
даш" А.Мицкевича) погибает на войне. З.Налковская в "Choucas" показывает ее последствия: все человечество охвачено "болезнью войной", а отдельные народы "ненавистью друг к другу". Высвобождение инстинкта уничтожения и жестокости породило тип человека -гориллы, "убийцы по призванию", или так называемой "милитаристской личности" (Желява в "Графе Эмиле"), которая не мыслит,а "слушает приказы начальства". Такого рода персонажи показанн не только как страшное порождение войны, но служат предостережением всему человечеству.
Другой тип персонажа в антивоенном романе - представитель "потерянного поколения", своеобразный коллективный герой, сложившийся в каждой литературе как ее национальная модель, но с учетом общих закономерностей жизни. Этот тип олицетворяет трагический ее пара-доке: молодое поколение, призванное жить, обречено войной на массовую гибель. Итак, антивоенный роман 20-х гг. раскрыл трагизм войны путем ее непосредственного отражения, используя документальные источники, натуралистические и фактографические приемы. Выполнил он и вторую, не менее важную задачу: философски осмыслил ее губительную ¿илу и причины возникновения, определил роль и значение личности в мировой драме, но в центре ее поставил не событие, а человека, который его воспринимал, оценивал и осмысливал.
В литературе 20-х гг. получил развитие и социальный роман, наиболее полно отразивший особенности реальной кизяк польского народа и реагировавший на все ее изменения. Отличительной чертой этой жанровой разновидности был показ человека в его социальной обусловленности и психологической эволюции. Это определило.сочетание главных принципов в изображении мира и личности - эпическую широту охвата явлений с проникновением во внутренний мир человека.
Социальный роман теснее, чем другие разновидности жанра, свя-
зан с традицаиж мировой и национальной литературы. Не случайно К.Быка считал, что ключ к пониманию прозы 20-х гг. заключен в "ро-
то
ыанах зрелого %7са и рассказах молодого Еерсшжого" . Преемствен-, ность проявлялась з лроблешо-тематическоы и художествекно-изобра-зительном планах. Главными темам,' как и в XII в., были труд, капитал и творчество. Персонажи, как правило, имели социальный адресат: рабочие (Г.Морцинек "Прорубленный штрек"), крестьянство (Я.Виктор "Радуга над сердцем"), интеллигенция (Я.йвашкевич 'Тилярий,. сан бухгалтера"). Наплыв в литературу больших исторически значимых национальных и глобальных событий расширил повествовательные границы аапра и привел к пересмотру принщпа эпичности, усилил внимание к личности и формирующим ее факторам. Определились новые подходы к проблеме коллективного героя. Он представлялся как "сумма индивидуумов" я как объединение людей по какому-либо признаку. В социальном рошпо получили распространение показ группового портрета (3.Кисе лазаний "Утро") и "вшиатывавание" из массы отдельных индивидуумов (А.Струг "Карьера кассира Спеванкевича").
Симптоматичным для социального романа 20-х гг, стало стремление создать кш героя "своего" времени, человока алчного, честолюбивого, рвущегося к деньгам и власти, известного с бальззковских времен "хищника-накопителя", но в польской версии XX е. Тип беспощадного, лишенного духовности авантюриста, вале л и в апологетический (П.Хойновсеей "Молодость, любовь, приключения", Т.Улзяозскей "Пир стражников", "Вестовой Курусь"), к обличительный (А.Струг "Ееликий день") вида романа. Эта тенденция привела к возрождению романа карьеры, повествующего о "пути наверх" проходимца, нзчтоео-ства, распространенного в Европе в XIX в., (Мопассан "Милый, друг").
18 Выка С. Статьи и портреты. М.; 1982. - С. 32.
В польской литературе роман "без героя" и гизнеописания проходимца слоился лишь к 30-м ГГ.
Новым в исследуемой разновидности романа 20-х гг. был показ социаяьн " зграцзи персонажей: это и блиц-карьера гулика, и судь-
бы цзшх ио^ажных груш. Расслоение крестьянства приводило к создали сельской буржуазии и люмпена (Ю.Вейссенхсяф "Пудно и земля цудеяская1"). Шляхта и аристократия в зависимости от степени богатства и способностей приспосабливаться занимали места на разных уровнях общественной иерархий (Я.ЙЕЗлкевэт "Заговор цузтан", Я.Виктор "Еэзуыаый город"). Однако социально-ТЕПичнке черты преломляются з фокусируются в ияггзидуальньа: судьбах и это меняет подход к проблеме эпического героя. Группа, коллектив, класс, народ в импрессионистском романе социалистической ориентации, за небольшим исключением (БЛсзнский "Я готу Париж"), противопоставлялся :'едк-япце" или личности. В социальном реалдстическом романе герой индивидуализирован, но показывается его социальная принаддекность к взаимосвязь со средой (А.Гжимаяа-Седлецкий "Саморастушие загвоздки", В.Мельцер пСвятэя кухарка"). Эти противоборствующие тенденции анетвдзяруэтся в рша?е 30-х гг. ("Предместье", "малый реализм"). Возрастаний гнторес к человеку и его внутреннему миру способствовал активизация процессоз лирчзации и психологизации социального романа и развитию его разновидностей и вариантов: социально-быгозого, лирического, лирккс-бктового з социально-лирического, в которых отношения героя с героем проявляются как связи "отца с сыном, мука с ззной, соперника с соперником"^. Это привале к соединенна .трех планов повествования: "горизонтального" (расположение материала "вдоль нпзни"), вертикального (показ социальной
га--——
Бахтин М, Проблемы поэтики Достоевского. М.: 1563. -С.139.
структуры общества) и психологической атмосферы (показ обусловленности и сложности связей между людьми, определяющих законы жизни конкретной эпохи). Усиление лирического начала и проникновение в мир человеческой души способствовало развитию романа о формировании личности и процессе взрослония ребенка (З.Налковская "Дом над лугами", Т.Риттнер "Закрытая дверь", Ю.Каден-Баццровский "Город моей мамы"). В произведениях этого типа был более явствен мотив ностальгии по утраченной родине, деревне, детству. Он связан о проблемой разрушения "семейных гнезд". Прослеживая эволюцию сознания ребенка, писатели используют аналитические приемы: исследование его душевных переживаний, осмысление процессов биологических, психологических, социальных, влияющих на формирование личности.
Своеобразными психологическими исследованиями можно считать романы Я.Ивашкевича ("Гилярий, сын бухгалтера"), М.Кунцезич ("Лик мудайны"), Е.Островского ("Радом с жизнью"), хотя в них сохранялось и довольно сильное влияние событийного фактора. Внимание к польской современности и ее "болевым вопросам" свидетельствовало об активности позиций романистов, стремившихся в то ке врем к освоению художественного опыта мировой литератур! и философских учений ЫХ-ХХ в. В.Мельцер ("Святая кухарка"), Р.Яворский ("Свадьба графа Оргаза") использовали приемы психоаналитической философии З.Фрейда. И.Кшивицкая ("Первая кровь"), Е.Зегадлович ("Жизнь Мико-лая Сребремписанкого") прибегали к элементам натурализма. Э.Щель-бург^-Заремба вводила библейские сентенции ("Та, которой не было"). Я.Ивашкевич обращался к показу биопсихических факторов ("Зенсбия Пальмура", "Заговор вднчин").
Особую группу составляют произведения, посвященные проблемам творчества и жизни творческой интеллигенции; роман Я.Виктора "Безумный город" и своеобразный триптих Я.Ивашкевича "Гилярий, сын
бухгалтера", "Луна восходит" и "Заговор мужчин". Если Виктор создает фантасмагорическую параболу о распаде гуматстических ценностей и разрушении личности творца под натиском цивилизации и власти Денег, то Я.ИвашкеЕич ставит творца перед дилеммой: умирание эстетизма ("мрамор е розы") или реальная казнь ("вино я алебастр"). Я.Виктор вовлекает читателя в необыкновенно динамичный мир на грани реальности и фантастика, выдерживая повествование в клзчо драматического гротеска, анкетного вихря, быстрой смены событий, ситуаций. Ивашкевич сохраняет внешне спокойный ритм повестзовання, музыкальность речи, напоминавшей элегию, ео исполненную внутренней тревоги, психологического напряжения, заставляя задуматься над тем, что жэ произойдет с мирон, если погибнет культура и человек от::а-штся от гуманистических принципов. Эти проблемы по-своему освещаюсь многе^и авторама: Е.Браун ("Когда умирает лупа") - с помощью философской фантастики, А.Ланге ("Миранда") - с использованием исторические и мифологических источников.
Б конце 20-х гг. в социальном и лзрическом романе, наряду с. проблемно-тематическим обновлением, намечаются эксперименты со временем и пространством (Е.Браун, Я.Виктор), использование приемов психологической исповеди (Я.Ивашкевич), исследование "мельчайших движений души" (Э.Шельоург-Заремба), зведение приемов драматического гротеска и памфлета (А.Струг), ■ ослабление фабулы (З.Наякоэ-ская). Бее ето создавало предпосылки для складывания нового та х-\ реалистического романа и слияния в нем психологического п социального начал.
3 третьей главе "Реалистический роман в польской литературе 30-х гг." исследован второй этап развития этого жанра. Проанализированы его проблемно-тематические, жанрово-тзпологические и внут-
рикаарсвые изменения. Прослекена эволюция разновидностей реалжсти-
ческого романа предыдущего десятилетия п изучены новые его виды, приемы и средстза художественной выразительности, сложившиеся в 30-е г. Это была эпоха расцвета реалистического рошна,определившая его главную роль в литературном процессе исследуемого периода. "Ночи и дни" М.Домбровской, "Граница" З.Налковской, "Красные щиты" Я.Ивашкевича, "Иностранка" М.Кунцевич и др. свидетельствовали о качественных изменениях в романе, его художественном обновлении и смене стилевых тенденций. К этому периоду появились столь необходимые для данного кайра временная и событийная дистанции, которые открывали возможности нового ведения реальности и создашя перспективы, помогавшей углублению познания сложной реальности XX в. Начался период ее серьезного осмысления и поисков новых художественный решений.
Реалистический роман ЗО-х гг. складывался на основе эстетического опыта-лредвду^его десятилетия. Это давало возможность проследить происходившие в нем изменения в области содержания (проблемно-тематический аспект) и формы (жанровое движение, средства художественной выразительности).
В. г лаге показано активное влияние на развитие романа двух,
г
казалось бы, взаимоисключающих друг друга тенденций. Первая - определилась в результате сужения социальной проблематики в "литературе факта" и "малого-реализма". Вторая, - связанная с идеалом общественного служения литературы, названная в польской критике "политически ангажированной, социально-обусловленной" (С.Яворский), восходила к традициям социальной прозы НХ в. и политическому роману 20-х гг. Взаимодействие этих тенденций привело к изменению концепции личности и мира и новой трактовке героя и ср>еды.'Реалистический роман 30-х гг. выработал новый подход к изображению личности: показ в ее характере сочетания конкретно-исторического, социального
начала с психологическим, а дорой п с импульсивно подсознательным. Синтез этих факторов привел к серьезным знутрязанровым изменениям и рождению кс-зых разновидностей аанра, среда которых наиболее значимым было появляепэ социально-психологического романа, определявшего дальнейшез развитие всей литературы. Об этом свидетельствует эбоипция творчества многих романистов. Х.Бо^ушезская и Е.Корнац-кий от фактографических романов "Везут кирпич'1 и "Висла" пришли к антифашистскому циклу "Полонез". Приам "малого реализма" влияли на роман широких социальных обобщений (Г.Морцинек "Вербы нэд Сезой") и на аБангарднуи прозу (Б.Шульц "Лавки с корицей"). В реалистическом романе все шире использовались элемента фрейдизма (А.Рудницкий "'Крысы", В.Налковская "Граница"), концепции натурализма (Ю.Каден-Бандровсдий "Матеуш Бигда") и романтизма (М.Домб-ровская "Ночи г дни"). В свази с этим в диссертации пересматриваются понятия авангардизма и модернизма, поскольку их методологическая обусловленность, принятая в отечественном литературоведении, оставляла за пределами реализма даже такие.произведения, как "Нелюбимая" А.Рудницкого, "Адам Грывалд" Т.Брезн и др., являющиеся образцами психологического реализма.
В реалистическом рошпе 30-х гг. в корне изменилось отношение к традициям литературы прошлых эпох и особенно "Молодой Польши". Наступил серьезный перелом в творческом сознании деятелей культуры. Смерть 2ерзмокого и Рэшгонта (1925), вырабатывание новых художественных критериев'средним поколением (конец 20-х гг.) с приход в литературу молодой генерации (начало 30-х гг.) определили пути развитая романа, создание нового стиля, системы средств художественной заразительности и принципиально иной .повествовательной ;.'ане-рн. Изменили свою направленность дискуссии. В них заметно возрос интерес к литературным вопросам: репортаву, "литературе факта",
"малому реализму", роману, аутентичности и влиянию документальных ванрсз на повествовательную прозу. Появились первые исследования,, обобщающие опыт развития литературы мвЕвоенного периода (С.Колач-ковского, К.В.Завсдзиньского, И.Фика). Большую роль играла литературная научная периодика ("Паментник литэрацки", "Студио", "Еще литэрацке"). Активизировали свою деятельность польская, секция ДЕН-клуба и Польская академия литературы, па заседаниях которых уделялось много внимания польскому и зарубежному романам.
Изменение политического климата в мире (распространение фашизма и подготовка к новой войпз) привело к усилению пессимистических настроений. Критика определяла это как "снижение полета" (Р.Ма-тушевский). В литературе наблюдался рост сторонников вдей катаст-рофззма, предвещавших новый глобальный катаклизм, но в то же время происходила и активная консолидация антифашистских сил ("Единый фронт писателей", 1935; Львовский конгресс, 1935). В.роыане складывались ноше тенденции и .новые подходы к решению злободневных проблем, расширялась сфера использования исторической тематики для осмысления современности и псжаза "аутентичного человека", но находящегося под грузом мрачных инстинктов и мрачной реальности. Взимание к психической деформации личности привело к использованию иронии, драматического гротеска, параболы, исторического костюма, под влиянием которых складывались новые разновидности жанра: ромая-парабола (Т.Парницкий "Аеций - последний римлянин"), рсмак-гротеск (А.Рудницкий "Совдаты"), роман исторического косиша (Я.Ивашкевич "Красные щиты") и др. Изменения коснулись и существовавших ранее политического, антивоенного, социально-бытового и лирического бидов романа и были они столь сущэственны, что воспринимались какаовые явления в литературе.
Антивоенный роман 30-х гг. от предыдущего десятилетия зоспрн-
нял трагическое шроводение "потерянного поколения", получившее название "рзмархизма", но выработал новые аспекты решений: преодоление "потерянности" и более широкое, философски углубленное понимание трагизма, порожденного нестабильностью бытия. :,В страшном водовороте современной газни, - отмечала З.Еаяковскзя, - каждая избранная точка монет переместиться, все течет, все неолреде-
?п
лещ£о и грозит новыми опасностями" .
Наряду с усилением фчлософско-аналитической тенденции, в антивоенном романе наблэдается активное использование библейских сентенций и сюжетов, произведений литературы прошлых эяох, документов и публицистических материалов о пзрвсй мировой войне и послевоенном периоде (А.Струг "Еелтнй крест"), Это помогло складыванию в польской литературе нового типа.. - трусливого конформиста, представлявшего тот человеческий материал, из которого фелшсты формировали своих сторонников, и выделению в самостоятельную разновидность антифашистского романа (цикл Х.Богушезской и Е.Корнацкого "Полонез"). Новым было использование исторического материала в целях сопоставлений прошлого с современность-юСТ.Паршшкий "Аецкй - последний ртиншси"). Интерзсяа п эволюция творчества авторов антивоенной темы. Ю.Еитт;шн,в 20-е гг. писаная1 о "потерянном поколении" пришел к аллегорическому роману-гротеску "Соль земли", главным мотивом которого было предостережение человечества.
В творчестве С.Рембека военно-патриотическая проблематика з развенчание романтических иллюзий сменились философско-символачес-кшл осмыслением Ее факта войны, а ее угрозы. У обоих авторов эта символика прозрачна и выражается посредством аллегорических обобщений. У Вцттлика - это образ шаггкцего по земле в нескончаемом
20 Налковсхая 3. Избранное. М.: 1979. - С. 55.
марше глуповатого пехотинца. У Рембека мрачные аллегорические детали расположены так, что они помогают увидеть шествие солдат к массовой гибели. Кпвым остается лишь один сержант, прозванный "злым духом войны". Он является образом мрачно символическим,' свидетельствующим о ее "живучести".
В польском антивоенном романе прослеживается цроблемдо-тема-тическое, концептуальное и художественно-изобразительное сходство с романом зарубежным: война в обоих случаях доказывалась как глобальная катастрофа и с помощью воссоздания философской и психологической атмосферы определялась значимость личности: "Смерть каждого человека умаляет и меня" (Д.Доне). Война стала первопричиной всех драм и аномалий в аззни общества, деформаций и изломов человеческой психики. Этим объясняется новый тип композиции ромапа по образцу античной трагедии, где роль "хора" выполняет коллективный герой (солдаты, "маленьские жди войны", даже целые народа), показанный в "марше к смерти", функции "солиста", как правило, скрытого, выполняет автор с помощью рассказчика ("Желтый крест") или человека, не понимающего своей губительной роли от участия в война ("Соль земли").
Возможно, ато и побудило писателей "трагического поколения" подойти к антивоенной проблематике с принципиально иных позиций.-Они показали службу солдата в армии в мирное время. Сохранив ироническую дистанцию и проявив философский подход к проблеме, свойственный антивоенному роману старлей генерации, А.Рудницкий з "Солдатах" и З.Униловский в "Дне рекрута" на собственном армейском опыте воспроизвели неприглядные будни военной службы. Оба'произведения имеют черты памфлета, зффзкт которого достигнут намеренной бесстрастностью повествования, с протокольной точностью воспроизводящего жестокую муштру показуху, фальшь, унижение человеческого
достоякстза, тупость и безграмотность офицеров.
Впервые в польской литературе солдат был показан как социальная единица общества, но как человек одинокий, затравленный, часто с больной психикой, а не герой возмоаной войны. Отказаваксь от тенденциозного мифотворчества, црепарпровэяил подвига и врожденной тяги к нему поляка, писатели показали армию как угнетающую солдата аестокув силу. Представителе "трагического поколения"отказалась от изображения коллективного героя. Их интересогад человек, психика которого подвергается постоянному травмировании. Молодые писатели использовали тот ке принцип моделирования, что и ^ .Кафка в "Карательней колонии" (А.]?удшщкий "Солдаты", "Опыты").
Тема "маленького человека" нашла отракеете и в романах группы "Предместье". Творческие принципы писателей оснсзызались на отказе от "фантазирования" я отрааении "непосредственных наблюдений гигна". Опираясь ка натуралистическую теорию Э.Золя, предаз-стьевш ооращались к изображению социальных низов и широко использовали элементы репортажа и публицистики. И все не члены объединения творили в русле реалистической литературы и прибегали к приемам монтага, свмультакпостЕ событпй, ограничения роли рассказчика. Все это определило особенности структуры романа, как правило, состоявшего из описаний отдельных картин и имевшего фактографический характер ("Везут кирпич", "Висла"). Динамичность достигается за счет движения субъекта-наблюдателя. Фактографический роман не получил развития в польской литературе, яо натуралистические и документальные приемы .чспользозалась очень отроке.
К новым разновидностям польского соцтальяо-лсихологяческого романа 30-х гг. автор диссертации относит сэман-сагу (семейную хронику). Пзрьый его образец - "Но* и п дни" М.Домброзской вышел в начале десятилетия, второй - "Нетерпеливые" З.Налксзской заклю-
чал меквоенный период развития литературы. Еанр романа - семейной хроники сложился в польской литературе лишь в 30-е г., но еще в XIX в. в ней был распространен художественный прием, ставший основополагающим для исследуемой жанрозой разновидности: показ одной семьи в нескольких поколениях (А.Мицкевич "Пан Гадуеш", Э.Ожешко "Над Наманом", позднее С.Жеромский "Канун весны"). На основе этого приема М.Домброзская создает произведение, наполненное исторической и современной конкретикой, показав полувековую историю Польши в социальном (разрастание семье и проникновение ее представителей ь различные слои общества) к временном (эволюция жизни поколений) аспектах. Тип повествования панорамно-эпический, но с глубоким психологическим анализом внутреннего мира персонажей. В этсм случае можно говорить о создании Домбровской национальной модели романа-саги, в котором писательница, сосредоточив внимание на проблеме распада шляхты, охватила все стороны жизни общества и воплотила во всей многогранности опыт польской и мировой литературы от библейских источников до имцрессионист-ской живописи 20-х гг.
Роман Налковской "Нетерпеливые" является художественным экспериментом. Писательница использовала лишь схему и главный художественный прием романа-саги (показ семьи в нескольких поколениях), но придала ему вненациональный и вневременной характер, создав тип романа-символа, аллегории, а точнее универсальную модель. Расшифровка носит крайне пессимистический характер: человечество сознательно идет к собственной гибели и поэтому в нем разрастается и усиливается с каждым поколением инстинкт самоуничтожения. Если эти же проблемы Р.Яворский и С.И.Виткевич решают с помощью гротеска, сатиры, абсурда, фантасмагории, то Налковская использует быто-правдоподобие, реалистическую деталь, сопровождая сложнейшие
философские размышления и внутренние монологи описаниями, свойственными ранним этапам бытового романа. Это создает необыкновенно впечатляющую мрачную атмосферу предчувствия прибивающейся беды.
Своеобразную трансформацию перетал и политический роман. Превратившись в вариант или разновидность социально-политического романа, он в 30-е гг. выработал своп специфические качества. Обогатившись чертами романа авантюрно-пряндэченческого и карьеры, он пережил второе рождение, продогкая развитие в двух разновидностях: роман с открытой политической тенденцией и роман карьеры.
Представителей первого типа рожна объединяла манера повествования, повышенное внимание к социально-политическим факторам и открытая декларация авторами собственных политических взглядов (3.Василевская "Облик дня", В.Я.Грабскяй "Братья", А.Волица '•'Улица Садовая"), часто меиавшая аналитическому осмыслению киз-нонного материала.
Как показано исследование, более оригинальным канровым образованием стал роман карьера. Несмотря на проблемно-тематическое разнообразие, сходной в нем является концепция героя, а точнее антигероя, заполняющего главную идейную а сюжэтно-событийную функцию - стремление к вершинам карьеры. Личные качества такого персояага определяются законши аияна. Это я роднит Лорка Дпруа с его потомками в польском романе карьеры 30-х гг. - грубым шанга-тяси Дызмой (Т.Долекга-Мостович "Карьэра Пакодема Дазмн"), "Грациозным .паучком" Зеноном Зембевзчем, постоянно отступающим от границы совести (З.Еалкоэская "Гранил,а"), крестьянским популистом Матеушем Бигдой (З.Кадэн-Бавдровский "Матеуш Бигда") и властным правителем, по кличке "Комендант", представленным в ряда романов ,,в том чпеле и "Ненясыщенш" С.И.Витхевича. Большинство
произведений имеет устойчивую схему: покорение общества карье-рдетом-цинзкем. У Доленги-Мостовича - это финансово-промышленная элита, которую подчинил себе дегенерат. Повествование вздержано в ключе социального памфлета. Ю-Каден-Бавдровский показывает коридоры власти и политических заправил, по головам которых взбирается к вершинам карьеры полуграмотный крестьянин, грубый циник. "Матеуш Бигда" - образец романа - политического памфлета, в котором персонажи делятся по степени отрицательности. Более сложным представлен мир я жизненный путь Зеноьа Бгмбевича в романе З.На-лковской. Проблема карьеры решается в системе сложных перипетий жизни. "Граница" - произведение многоплановое, в котором важную роль играет философский подтекст и ключом к нему служит идейный мотив Достоевского преступления и наказания. Налковская всесторонне анализирует анатомию предательства. Одновременно в романе решается и проблема границы, выступающей в множестве значений -от субъективно-нравственного и биологического до космического. Нарушение любой из них оборачивается или индивидуальной трагедией или всеобщим катаклизмом.
Иного характера изменения произошли в лирическом и бытовом типах романа. Соединение социального и психологического факторов расширило их жанровые возможности и позволило писателям сосредоточить внимание на 'внутреннем мире человека, не отказываясь от показа социальных явлений.'Этим объясняется намеренное сужение повествовательной перспективы, приведшее к развитию романа психологического реализма (Я .Ивашкевич "Блендсмерские страсти", М.Кун-цезич "Иностранка", Я.Даравдоэский "Небо в пламени"). Е^о вариантом является и ронаан "малого реализма" (П.Гоявичиньскгя "Девочки из Новолипок").
Наиболее оригинальным явлением в этой типологической группе
можно считать соединение в романе о "взрослении" подростков черт известных ранее жанров: рош.на-испозяди и романа-биографии, приведшее писателей к оригинальным художественным решениям. П.Гоявя-чиньская, сохранив традиционную для бытового романа стилевую манеру в целях создания лирической атмосферы, использовала приемы несобственно прямой речи. Романы Я.Еаравдовского ("Небо в пламени"), Т.Пейпера ("Ему 22 года"), З.Униловского ("Двадцать лет жизни") объединяет проблема героя, связанная с процессом становления личности ребенка. В отличие от традиционно сложившейся схемы - показа гармонического развития подростка (Гете, Д.Толстой, З.Налковс-кая), писатзли 30-х гг. показали изломы души своего героя, вызванные "болезнями века", но и его сопротивление застывшим канонам и "террору среды". А поскольку все персонажи были творческими личности, представлявшими варианты "портрета художника в юности", то факты гос биографии становились фактами культуры.
Тема творчества объединяет романы, дредставлявдие образцы "психологического исследования" жизни женщины. Уникальность этого явления заключалась в том, что азторамз их были также женп^ны: А.Грушецкая "Приключения в неизвестной стране", Х.Богушевская "Вся жизнь Сабины", М.Кувцэвич "Иностранка". Все их герои - творческие натуры, жизнь которых не состоялась z представляла цепь утраченных иллюзий. Писательницы использоЕалз ретроспекцию, определившую многоплановость композиции. Интересны были и эксперименты с категориями времени и пространства. Кунцезич впервые в польской литературе ввела прием сжатого времени, расположив воспоминания героини "вдоль ее жизни"■(субъективное время), причем каждый из объектов ее воспоминаний имеет "свое" время и направление (прием М.Пруста). Объективное время - последний день жизни, "вместивший всю газнь" героини п все ее воспоминания о других людях.
Особое внимание в диссертации уделено молодому поколению писателей. Интерес к нему определялся значимостью иг. художественного вклада и тем, что это поколение вошло в литературу и в качесзу-ве коллективного или собирательного героя, определив себя как "трагическое".
Тема "трагического поколения" объединяет романы, повествующие о творческом становлении его представителей, трудности вхождения их в большую литературу, о тяжелой "наследственности первой мировой войны", ставшей причиной психической деформации творческой молодежи. Своеобразие проблемы и способы -ее решения определили возникновение нескольких разновидностей романа: роман-исповедь, но от имени всего поколения (А.Рудницкий "Крысы", Ю.Нортон "Исповедь"), роман-парабола (Т.Бреза "Адам Грываад", М.Рут-Бучковс-кий "Трагическое поколение"); философско-аналитический роман (Я.Ивашкевич "Бжевдомерские страсти").'
Названные произведения объединяет герой (коллективный, собирательный, индивидуум), представляющий творческую элиту "трагического поколения" (за исключением Я.Евашкевича), место действия - ограниченное, замкнутое пространство и психологическая атмосфера мрачной безысходности, эффект которой усиливается описанием грязно-серой цветовой гаммы, окружающей героев. Импрессионистские эффекты достигаются введением сравнений - ассоциативных аллегорических образов (крысы, марионетки, птица с подрезанными крыльями). Аллегорический характер носят и болезни персонажей, хотя в их описании порой используются и натуралистгчзские цриеш. Жизнь персонажей показана с нарочитой огрубленноетью, заземден-ностьг, с вызовем нравственным норкам и традициям культуры.
В фелософско-аналитичвских романах Я.Ивашкевича п Т.Брезы представлен мир рафинированного эстетства.. Их персонажи зивут в
окружении прекрасного. Ыеэду нзш и реальностью авторы располагают мир искусства, играющий роль двустороннего зеркала. И для каздой из сторон он является своеобразным заззрхальем со смещенным, деформированным отражением, где есть неудовлетворенность творчеством, аизньго, дам преступление, но есть и стремление "убекать от себя". Нз случайно оба писателя подчеркивают яркую индивидуальность своих героев. У Адама Грывадда легко обнаруживаются черты Фауста. Персснази Ивашкевича имеют великих прототипов: Замойло - Д.Толстого, Каннцкий - О.Уайльда. Слошость и трагичность этих творчески?, на,тур передается с помощьш потока сознания 2 внутренних мояодогоз, воспроизведением их психологических портретов рассказчиками-аналитиками, ослаблением фабулы и совмещением временных планов. Оба романа являются дискуссионными, в них решается проблема нравственности в искусстве. Как М.Домброзскач, Я.Ивашкевич исполызугг прием прочтения произведения с помощью наложения текста, раскрывающего его сдезо, расшифровывающего символ и т.д. У Домбровсксй роль такого "ключа" выполняют "Библия", картина З.Бак Гога "Сеятель" и "Das Тадеуш" А.Мщкевича; у йваже-вича-кПортрет Дориана Грея" О.Уайльда, "Вблизи Толстого" А.Голь-деявеЗзера; у Брезы - "Фауст" Гете.
Несколько особняком в польской литературе стоит роман М.Хо-романьского "Ревность и медицина". Сохранив последовательность и четкость сажета, многоголосие, реалистические детали, автор сознательно разшл гранжцы ыезщу реальаостью и грезами персонажей. С помощью ученея (3ре§да он объяснил поступки я мотявы поведения героев, но только мужчин, оставив неразгаданной тайну аенщинк, и создал причудливую шстигоикацию реальности. Используя приемы игры в шахматы, он то размещал, то беспорядочно смешивал фигура своих персонажей, мистифицировал читателя цветами-символами и
игрой слов-ключей, соЕмещая временные и пространственные планы, создавал многомерное пространство, названное в критике "эйнштейновским ускорением" (Конковский), препарировал психические состояния своих персонажей. Эксперимент Хороыаньского енходил за пределы реализма.и соприкоснулся с формой, которую можно отяости к типу "эмоционально насыщенной" (Таиров).
В заключительном разделе работы исследован исторический роман, изучены причины ого возрождения в' 30-е гг., традиции, проблемно-тематические аспекты и разновидности.
"История вернулась в роман с достоинством и вечной актуальностью" (Е.Квятковский). Это определение подчеркивает значение исторического романа, имевшего богатые традиции в национальной литературе. Ю.И.Крашевский, Г.Сенкевич, Б.Црус, С.Жеромский, воз-роадая историческую память польского народа, создавали оригинальные жанровые структуры, использовали своеобразные художественные приемы.
Важную роль в развитии исторического романа сыграл и опыт мировой литературы. Творчество Гомера, В.Скотта, А.Дюма, Л.Толстого помогло польским писателям расширить видение прошлого и сопоставить исторический опыт своей страны с жизнью других народов. Все это способствовало складыванию нескольких тематических направлений жанра: роман о национальной истории (ЦСручковский "Кордная и зам") и о прошлом зарубежных стран (Т.Парницкий "Аеций -последний римлянин", А.Малевская "Греческая весна"). В отдельные тематические группы выделяются романы, поднимающие проблемы "европейского универсализма", в которых польская история представлена в контексте мирового развития (Я.Ивашкевич "Красные щиты") и произведения редигиозно-морализаторского характера, рассматривающие исторические процессы в свете христианско-католических учений
(З.Коссак-Шуцкая "Крестоносцы").
3 историческом романе 30-х гг. лроисходили серьезные изменения: его активная политизация и интеграция исторического материала в современность, слияние, как и в других видах щюзы, социального и психологического факторов я художественное обяовленив. Все эта способствовало складыванию двух его яанровкх разноввдностей: роман еобстзанзо-истораческий (А.Малевская "Железная корона") и исторического костюма (Я.Парандовскяй "Аеггай - последний римлянин"). В этом делении есть значительная доля условности, поскольку использование исторического материала и воссоздание исторического колорита описываемой эпохи прошлого связывалось с решением современных проблем: политической власти (Я.Ивашкевич), социальной справедливости (Л.Кручковский).влияния католической церкви (З.Кос-сак-Щуцкая), спасения культурных ценностей (Т.Даряицкий). 3 историческом романе 30-х гг. есть элементы различного рода шфотвор-чества, направленного на сохранение извечных общечеловеческих ценностей. Эхо привело к усилению в нем философского фактора и подтекста и изменению концепции героя - появлению в его роли намеренно идеализированной исторической личности, выполняющей благородную гуманнуо киссию (Дечиньский - у Кручковского, Генрик Савдомзгский - у Ивашкевича, Аецзй - у Парщщкого). Это своеобразное "приыеривание" благородных деяний прошлого к реальности 30-х гг. стало возмонннм благодаря использованию приемов параболы, исторической мвзефорн, эссе, щакоссфско-долитического подтекста и введены) в историческув реальность человека из другой эпохи. Аеций был готов спасать римских поэтов и греческие памятники культуры ("Аецзй - последний рамляшн"), мальчик извлечет со дна Вислы корону (символ власти) и распорядится ею политически благородно ("Красные щиты").
В заключении подведены основные итоги работы, сформулированы выводы и прослежены дальнейшие пути развития реалистического романа.
Польский реалистический роман 20-30-х гг. сложился как самостоятельное жанровое образование и занял' одно из главных пест в литературе исследуемого периода. Становление жанра связано с опытом развития и эстетическими традициями зарубежного и национального реалистического романа. В центра внимания писателей - ванные проблемы времени: личность, общество, поиска человеком смысла и места в жизни, его отношение к классовым, национальным и общечеловеческий ценностям. Сложность задач, которые ставились ъ романа, многообразие ценящейся жизни - объекта его исследования приводили к необходимости поисков новых форм, способов и средств художественной выразительности, к ревизии и обогащению существовавших традиционных разновидностей романа.
Человек в ней рассматривался в системе общественных связей и его индивидуальной неповторимости. Это привело к изменении концепции мира и личности. По-новому решалась проблема героя: являясь творцом эпохи и "суммой вира", отражением конкретной среда к общества, одновременно он приобретал общечеловеческие, вневременные черты, позволявшие романистам создавать определенные типажи,-фокусисующле в личности существенные черты эпохи, различного рода модели, помогающие проследить связь времен, черты, вечности,-запечатленные в каждом человеке, и его генетическую природу.
Б области формы, использования художественных средств, языка и стиля роман 20-х гг. оставался традиционным, поскольку новая • проблемно-тематическая ориентация еще не могла обрести адекватную форму. В этот период лишь создавались предпосылки для даль-
некоего развития романа и его худсаестзенного обпозления.
ЗО-е гг. - эпоха-расцвета реалистического роианз. Он отразз-ет важнейшие явления действительное?:!, обретает свою' Еанровуа к худодествеякую самостоятельность а собственный стиль. В развитии романа серьезную роль еэтрал приход в литературу молодого поколения писателей.
Принцгаиальшш новшество» романа, определивший его развитие в 30-е гг., было слияние социального и психологического щантороз, приведшее к создаяю/ новой жанровой разновидности - социально-психологического романа. Актишоз иепользезаниз психологических прие-моз позволило романистам сссредсгстатъ вашлание из внутренней кире личности и перенести« внимание с события на его восприятие.
Созреыенная литература з пелон и реалистический роман в частности внрослп из мегвоенню: традиций, проявившихся в прсблемно-теиа-тическсл и форпально-худоагстБеннои аспектах.
Основные положения диссертации отражены б следующих работах:
1. Творчество Зофьи Налковской.- Шнек, 1989.(13,6 а.л.)
2. Гродненские мотивы в творчестве Зофьи Налковской //'Зофье Налковской посвящается... Под редакцией С.Ф.Мусиенко, С.А.Габру-севича.- Минск, 1991. - С.5-6 , 32-41, 165-166, 170-172;(0,8 а.л.)
3.' К вопросу об истории эссе и жанровых исканиях в современной польской и русской прозе // Типология к взаимодействие славянских языков и литератур.- Минск, 1973,- 0.42-43.(0,1 а.л.)
4. Польский роман 60-х годов в интерпретации критики // Первая всесоюзная межвузовская конференция по проблемам изучения и преподавания литературной критики в высшей школе.- Л. ,1974. -0.120-123.(0,3 а.л.)
5. Польская социально-психологическая проза 60-х годов // Сборник научных статей,- Минск, 1974.- 0.142-153.(0,7 а.л.)
6. Жанрово-стильов! тендещП в сучасн!й польск!й проз1// Слов'янське л!тературознавство 1 фольклористика.- КиЧв, 1976.-С.З-И. (I а.л.)
7. Мир и человек в прозе Зофьи Налковской 1920-х годов // Советское славяноведение.-1379,- Л2. - 0.55-66.(0,9 а.л.)
8. Традиции романа-эпопеи в польской литературе XX века// Тезисы докладов научно-практической конференции "Исследования ученых - на службу пятилетке".-Гродно,1980.-0.113-117.(0,4 а.л.)
9. Ванда Вас5ленская// Энпыклапедыя л!таратуры I ыастацтва Беларуси Т I.- Шнек, 1984.- С.581. (0,1 а.л.)
10. Гродненский период в творчестве Зофьи Налковской // Советское славяноведение,- 1984, й I. - 0.46-56.(0,9 а.л.)
11. "Я такала гэтык перамен..." Да 100-годдзя з дня нарад-кэння Зоф'I НалкоУскаР //Л¡таратура ! мастацтва.- 1984, № 45.-С.15. (0,3 а.л.)
12. "Gdy mys le, o Grodno..." // Kultur ар 1987, nr.34.- S.5.(0,4a.r
13. Zofla Halkovska w Grodníe // Czerwony Sztar-dar.- 1984, nr.277.- 3.3. (0,3 а.л.)
14. Tradycje a eksperyoent w twórczcsci Yítlhelna Macha // Po-lonistyka radziecka,- Warszava. 1985.- S.613-624. (1 а.Л.)
15. "Кал! я дуинэ lipa Гродна..." (Гродзенс:пя катывы У твор-часц1 Зоф'1 НалкоУскай) // Края мой - Неман.- I'íhck, 1986.- С.211-231. (I а.л.)
16. Зоф'я Налксуская // Зкшклапедкя л^таратуры i мастацтва Бе.тарус!. Т.ГУ.- МЗнск, 1967.- С.б. (0,1 а.л.)
17. Польская л i тара тура // Эншклапедеш л i тара туры i мастант-ва Веларусi. Т.ТУ.- Míhck, 1987.- С.346-350. (I а.л.)
18. Stronioe naszej przyjaíni // Literatura Radziecka.- 1983,
nr.-!.- S. 160-164. (0,4 а.Л.)
19. Традиции польского политического романа ыекзоеннсго периода в современной литературе // Литература европейских социалистических стран в 70-е - 80-е годы.- М., 1988.- С.49-54.(0,3 а.л.)
20. История одного письма (или новое о Зсфье Налковской) // Советское славяноведение,- 1988, ¡i 4. - C.85-8S.
21. Nov/a rcaterialy z grodzieñskiego okresu ¿ycia Zofii Halkow-skiej // Utaratiira Radziacka, 1989, ar.3.- 3.172-175. (0,3 а.л.)
22. Романы Зофьи Палковской I905-I9I4 гг. //На рубеже веков.- М., IS89. - С.164-167.(0,3 а.л.)
23. Творчество Зофьи Налковской и русская литература // Сравнительное литературоведение я польско-русские литературные связи в XS веке.- ,\Ц 1989. - 0.192-197.(0,5 а.л.)
24. Moty-rfy grodzieáskie w tv.-órczosci E.Orzeszkowej i Z.Natkow-skiej (Wybrane aspekty porównawcze) // W swiecie ELizy Orzeszkowej.-Kraków, 1990,- 3.143-157. (1а.л.)
25. Проблема кресов в польском и белорусском социально-бытовом романе (Э.Окешко, 3.Банковской, А.Карпюка) // Взаимодействие литератур и языков. - В печати (1,2 а.л.)