автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Реформаторство как творчество в социуме

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Грицкевич, Татьяна Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Реформаторство как творчество в социуме'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Грицкевич, Татьяна Игоревна

Введение 3-15 стр.

Глава 1. Реформаторское творчество как особый вид духовной деятельности

§ 1. Реформа как одна из форм преобразований социума. 16-41 стр.

§ 2. Смыслосодержательные конструкты понятия "реформаторство".

42 - 65 стр.

§ 3. Реформаторство как рефлексия социальной практики.

66 9! стр

Глава 2. Феномен реформаторского творчества личности

§ 1. Социодуховная деятельность реформатора как творчество в социуме. 92 - 119 стр.

§ 2. Креативность как атрибут, личности реформатора. 120 - 144 стр.

§ 3. Социально-психологические типы реформатора. 145 - 163 слр.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Грицкевич, Татьяна Игоревна

Анализируя события истории, можно увидеть, что отправной точкой, вокруг которой. порой завязываются основные исторические действия, является простая человеческая идея, рожденная потребностью человека в реализации, его сущности.

Общество, первоначально воспринимаемое нами как неизменная данность, не всегда способствует реализации человеческих устремлений. Однако человек стремится активно изменить то, что мешает ему полноценно жить в поле того пространства, которое определено его непосредственной жизнедеятельностью. Но для этого нужна информация ~ знание о предмете, на который, направлена преобразовательная деятельность. Идея изменить "как хочу" и знание-умение "как .могу" переплетаются в сложный процесс преобразования человеком своего окружающего мира. В истории человечества ярко очерчен путь поиска, лучших, более совершенных, форм общественного устройства. Мы видим, как смысл культурной эпохи определяют те или иные идеи, концепции, теории, содержащие в себе духовный поиск человечеством иных, чем современные, форм социальной организации.

В истории, время кардинальных изменений под воздействием человеческих устремлений, называют реформациониыми сдвигами1. В сущности этого исторического явления лежит духовно-теоретическая я духовно-практическая деятельность конкретных людей деятельность, которая выступает одной из детерминант социального развития в его исторической динамике, поэтому актуальность диссертационного исследования определена потребностью знаний онтологии, гносеологии, и аксиологии данных процессов.

Востребованность таких знаний задана потребностями реформирования российского общества в условиях смены, системы общественных отношений. Социально-политический и экономический кризис в России формирует особые параметры изучения реформационного сдвига конца XX в. Сегодня еще слабо изучены проблемы ре-формациониых процессов в западноевропейской истории, слабо изучены динамика и. технологии реформирования сфер общества, не выделены атрибуты реформаторства, не изучены ценностно-нормативные аспекты взаимодействия реформатора, и реформируемого общества. Однако возникает необходимость не только описать практически фиксируемые явления реформирования общества, по и проникнуть глубже, в сущность феномена реформаторства. Эта потребность связана с утверждением в социально-философском знании гуманистической традиции, идущей от просветителей к неомарксизму.

Социально-философское постижение реформаторской деятельности в социуме задано общекулмурной востребованностью знания механизмов развития и моделирования социальной системы. Постижение сущности современных проблем человеческой жизнедеятельности в обществе и синтезирование духовного опыта человечества в практически значимые модусы социального бытия является, не только актуальным, но и приоритет!гым направлением человеческих устремлений вообще.

Данная' проблематика тесно связана с анализом социальных феноменов ведущих к переходу от одного типа общества (формаций) к другому. Формационное осмысление историк в советской историографии ограничивалось анализом реформ внутри одного типа общества, противопоставляя их революции2. Современный плюралистический взгля д, опирающийся на формация иную и цивилизационную теории, расширил спектр методологического анализа феномена, реформ, придав ему особую актуальность в конце XX века"'. Проблема соотношения революции и реформы в историческом развитии остается до сих пор не решенной, но философский плюрализм в теории крупномасштабного членения истории задаёт новые перспективы в исследовании форм преобразования социума.

Поскольку репрезентация, социальной деятельности немыслима без деятельности конкретной личности, то и реформационные процессы немыслимы без деятельности личности реформатора. Изучение механизма деятельности реформатора, в объективных и субъективных плоскостях социо-личиостного взаимодействия определено актуальностью исследования общефилософской проблемы роли личности в истории.

В основе социального развития лежит духовно-практическая деятельность личностей по производству новых моделей социального пространства, социальных отношений и форм существования в социуме. Социальная деятельность людей включает в себя преобразовательную деятельность личности в социуме. И, в этом аспекте, важен

1 Власов Ю. Н. Реформационные процессы в России. М, 1998. С. 4-7.

2 Ракитов А. Какая реформа нам нужна?: Традиции нужно помнить, но поддерживать - инновации \\ НГ- наука, 1997. .№3. С. 3

3 Дилигенский Г. Реформы и общественная психология \\ Власть, 1998. №5. С. 8-16; Васильев В.П. Социальные проблемы современного этапа реформ: социологический анализ \\ Социс, 1997. №3. С. 18-20, Иещадии А. Социальная реформа: возможности и пределы \\ Власть, 1997. №10. С. 47-52 социально-философский анализ реформаторской деятельности в социуме, как деятельности, призванной достичь поставлен ной цели изменения сфер бытия социума новыми формами.

Современный интерес к исторической динамике технологий осуществления реформ определяется попытками рационального управления социальной динамикой4. К началу XXI века гуманитарные науки проявляют прикладной интерес к феномену личности политического лидера, реформатора - интерес, более социально-философский, к сущности реформаторства. Знание технологий изменения общества немыслимо без знания сущности, целеполагания и направленности преобразовательных процессов. Такое знание является ценностно-нормативным регулятивом, моральным буфером в сдерживании разрушительных действий в социуме личности-преобразователя. Поскольку реформатор как преобразователь несет своей деятельностью конкретные изменения в экономике, политике, социальной и духовной сфере, то в данном случае немаловажен анализ этических аспектов реформаторства. Особую актуальность имеет исследование феномена идеологического манипулирования и воздействия на человеческое сознание в ходе реформ ацишгных процессов.

Для решения актуальных вопросов современности необходимо постижение сущности реформаторской, деятельности личности в таких сферах социума как экономика, политика, культура, социальная организация жизни. Важна оценка реформаторства, характеристика сущности преобразований, внесенных реформатором. Ответить на вопрос "для чего?", чтобы понять суть реформаторства, отличить его от революционной деятельности. Не менее важно понять, что же является коренной проблемой экономических, политических, социальных и духовных реформ проблемой, которую пытается. решить человек, бросивший вызов обществу.

Интересен анализ феномена толерантности реформаторской деятельности личности в условиях возрастающего интереса, к самому феномену толерантности личности, так. как никогда ранее понятия "реформатор" и "толерантность" не применялись для общего системного анализа динамики взаимодействия реформатора и социума.

Очевидно, что обозначенная проблематика исследования феномена реформаторства задает широкие рамки. Мы понимаем, что невозможно охватить весь спектр постав

4 Абдесв Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия дшг XXI века. М., 1994 ленных проблем в данном исследовании, однако постановка проблемы реформаторства в социальной философии является сама по себе актуальной. Несомненно, что это будет способствовать развитию поиска решения данной проблемы в будущем.

Показатель степени разработанносты проблемы диссертационного исследования определен отсутствием в справочш-информационной литературе философских определений понятия "реформаторство". Однако мы употребляем' это понятие в общении, взяв за точку отсчета деятельность человека, имеющую прямое или опосредованное отношение к реформе, как инструменту/ преобразований социума5. Учитывая данное, мы можем говорить лишь о степени изученности развития содержания понятия "реформаторство". Смыслосодержательными основами данного понятия выступают такие понятия как личность, деятельность, творчество, реформа.

Эти конструкты понятия "реформаторство" оформляются в историко-философской динамике развития содержания понятий "личность" и "творчество". Выявление природы личности и осмысление ее творчества присутствует в философии от Платона, Аристотеля, Сократа до французских просветителей Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, Дидро и материалистов П. Гольбаха, А. Гельвеция к И. Канту, И. Фихте, Г. Гегелю, К. Марксу и философским., направлениям XX века.

Целостная картина социального бытия не мыслима без бытия конкретной личности, сфера деятельности которой лежит в самом, социуме, а ее направленность наделена на конкретные сферы социума. Первые попытки противопоставить воззрениям К. Маркса и В.И. Ленина о революции .как скачку в прогрессивном развитии социума именно реформы связывают с именем Э. Бернштейна. Понятие реформы как инструмента социальных преобразований прогрессивного толка развивает не только Э. Бернштейн, но и идеологи, движения согщал■-реформизма XX века (Г.Фольмар, В. Эйхлер, А.Филип, О.Полак). Благодаря творчеству философов Франкфуртской школы (М.Хабермаса, Э.Фромма, Г.Маркузе, Т.Адорно, Ю.Хабермаса) формируется новый взгляд на социальную действительность, где реформа трактуется в рамках, гуманистической этики управления социумом как основа демократического государства. Несомненно, теория "социального действия" М.Вебера и психоаналитическая философия К.Юнга оказали огромное влияние на их взгляды. Большой толковый словарь русского языка. /Сост. И гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.,1998. С. 1120.

В отечественной философии анализ роли личности преобразователя, реформатора раскрывался только в том' аспекте воздействия на характер и темпы развития общества, который отражал, концепцию предопределенности, преобразовательной, деятельности личности в социуме объективным потребностям (Г.В.Плеханов), согласно диалектическому и историческому материализму. Постепенно в изучении взаимоотношений личности и общества в отечественной науке выделяются два направления: личность в философии и социологии и личность в психологии.

В рамках философского - социологического направления, активно разрабатывалась проблема личности в работах Б.Г.Ананьева, Л.Н.Когана, В.П.Каратеева, И.С.Кона, К. К. Платонова, ГЛ. Смирнова, В.Л.Тугаринова, В. П. Алексеева, Б.Т.Григорьяна, И.Т.Фролова и до. Категория деятельности, в философских, социологических и психологических концепциях личности выступала центральной в работах Б.Г.Ананьева, Л.К.Анциферовой, Г.С.Батищева, П.Д.Буевой, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, М.С.Кагана, И.С.Кона, П.Е.Кряжева, А.К.Можеева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, М.И.Смирнова, Э.Г.Юдина, В.П.Фофанова и др. Исследовались мотивацнониые механизмы социальной активности, социальной деятельности личности А.Г.Асмоловым,

B.О.Бернацким, А.Г.Здравомысловым, В.И.Ковалевым, В.С.Магун, П.В.Симоновым, Ю.Ф.Георгаевым, Н.И.Губановым и др.

Трактовка бытия, личности как самодеятельности фокусирует внимание на проблеме относительной самостоятельности личности по отношению к наличному бытию. Связь субъектности личности с изменениями на макроуровне социума становится предметом исследования в последнее десятилетие XX в. в работах В.С.Барулина,

C.Э.Крапивенского, Х.Н.Момджяна, П.С.Гуревич, Э.А.Орловой, В.К.Бальсевич.

С веяниями "Перестройки." в 90-х годах появляются работы, характеризующие реформы в русле положений диалектического материализма (М. А. Селезнев,

B.С.Барулин, В.П.Щенников, К.И.Зародов, С.А.Ланцов, С.И.Гончар, Ю.А.Красин,

C.Э.Краливенский, В.Л.Мальков, Х.Н.Момджя.н, Е.Г.Плимак, Б.С.Старостин, В.Н.Я.кужкин). Но все же, о реформе как социальном творчестве личности, в основе которого лежит потребность в реализации сущности' человека, реформе в философско-антроп.ологическом измерении, не могло быть и речи. Очевидно, что назвать первые реформационные изменения в России своим именем, не стремились, хотя содержание "Перестройки " соответствовало характеристике реформационного сдвига. Идеологическая трактовка реформы, как уступки господствующего класса угнетенным слоям6, ограничивала возможности исследования, этого феномена.

Первая попытка .М. С. Кагата выделить и охарактеризовать из видов деятельности преобразовательный вид подверглась серьезной .критике со стороны философов-марксистов. Это привело к тому, что исследователи, касаясь проблематики преобразования общества, анализировали деятельность человека, несущую кардинальные изменения в той или иной сфере общества, через духовно-практическую и духовно-теоретическую деятельность, используемую К.Марксом.

К пониманию реформаторства как социального творчества, преобразовательной, деятельности личности в социуме как "лидерства" на макроуровне, исследователи подходили лишь на основе деятельностного подхода А.Н.Леонтьева, не противоречащего марксистко-денинской методологии анализа, социальной деятельности субъекта (психология, политология и социология с 80-х годов). В западноевропейской науке проблема преобразования социума личностью аналогично отечественным исследованиям была поставлена в социальной психологии и менеджменте в трактовке "лидерства". Их прикладная направленность задавала определенные рамки исследованию, поэтому узкое восприятие феномена реформаторства через призму "лидерства" вполне закономерно и определено запросами общественной практики и политической идеологии. Понятие "реформатор" не использовалось в научном лексиконе, его смысловая характеристика вкладывалась в понятие "политический лидер".

Среди американских источников по философским проблемам, лидерства можно выделить следующие содержательные группы: лидерство в системе религиозных учреждений (Д.Гриева, Дж. Клинтона, Р.Гринлифа); лидерство в сфере образования, что связано было с прагматическими идеями Дж.Дьюи (К.Ашбаух, С.Уэст, Дж.Уилкох и др.); ценностный аспект политического и организационного лидерства (К.Ходжкинсона, I '.Фейрхольма, С. и Т Кучмарских). В рамках институционального изучения исполнительной власти в западноевропейских политических науках уделяется внимание тактике реформирования в трудах Дж.Бернса, Д.Пейджа, Р.Хакера, Б.Келлермана, Ж.Блонделя и др.

С конца 90-х годов интерес к проблеме реформаторской деятельности личности, особенно в сфере политики и социальной организации, в нашей стране значительно

6 Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов: В 5т. Т.4. М., 1967. С. 502-503 вырос. Проблемы современного содержания реформ, их эффективности и возможности реформирования социума рассматриваются в работах О.Лафонтена, Ю.Н.Власова, А.С.Ианарина, А.М.Миграияна, А.И.Пригожина; проблемы политического лидерства в исследованиях Г.А.Авциновой, Ю.Борисова, А.П.Боровикова, С.И.Васильцова, И.В.Волкова, Р.В.Короткевича, В.И.Тимошенко, М.И.Трофимова, М.Р.Холмской,

A.Тулеева, О.Л.Ким.; философские аспекты, лидерства в работах Е.А.Дунаева,

B.В.Форсовой, А.И.Кравченко, А.И.Лысюк и др. Появился ряд диссертационных исследований, посвященных изучению различных аспектов социально-политической, деятельности реформатора в трактовке лидерства (Ю.В.Власов, М.И.Медведева., Р.А.Шабанова, Г.Я.Буш, Г.А.Глотова, Е.Ю.Костюкова, В.И.Чекушкина и др.).

К концу XX - нач. XX] века в социальной философии формируется новые аспекты изучения преобразовательной, деятельности личности (В.С.Барулин, Б.А.Воронович, А.А.Галин, В.В.Ильин, О.Лафонтен, А.С.'Панарин, М.Харингтон, Б.Н.Бессонов).

Осмысление вышеуказанного материала подвело нас к пониманию реформаторства как творческой, деятельности личности в социуме, к его постижению в гуманистическом социально-философском аспекте перед лицом следующей проблемной ситуации: в современной социально-философской литературе не сундествует развернутых исследований реформациошшх процессов. Нам неизвестна в настоящее время ни одна философская работа, которая раскрывала бы комплексно социально-философский потенциал реформаторства и представляла бы проект онтологии реформаторского творчества личности в социуме.

Все это позволяет сформулировать объект, предмет, цель и задачи настоящего исследования.

Объектом диссертационного исследования является реформаторство как междисциплинарная, комплексная проблема обществознания.

Предмет исследования является феномен деятельности личности реформатора в социуме (в контексте гуманистической социально-философской традиции).

Целью работы является раскрытие сущности реформаторства как творчества на основе постижения его результатов и механизма осуществления в сферах жизнедеятельности социу м а.

В этой связи диссертант ставит перед собой следующие задами: выделить виды реформ и определить их место среди других форм преобразования социума;

- показать развитие содержания понятия "реформаторство";

- охарактеризовать реформаторство как творчество личности в социуме, в основе которого лежит рефлексия социальной практики;

- выявить критерии реформаторской деятельности личности и иа их основе описать социально-психологические типы реформатора.

Методологическая основа и теоретические источники исследования.

Методологической основой диссертации явился системно-деятельиостный подход, позволяющий изучить феномен реформаторства, общественно-историческую динамику реформаторской деятельности, выделить её сферы, формы осуществления и дать анализ результатов реформаторской деятельности.

В' исследовании проявления феномена реформаторской деятельности в западноевропейской истории получили применение принципы и категории материалистической диалектики.

В диссертационном исследовании при анализе поведения личности реформатора в критических социально-политических и экономических ситуациях использовались некоторые положения синергетияеского подхода. При выделении социально-психологических типов личности реформатора использовался типологический метод.

На формирование общей методологической концепции диссертации большое влияние оказали работы, содержащие идеи и результаты исследования специфики человеческой деятельности, системного характера взаимодействия объективного и субъективного в общественном развитии, исследования феномена, креативности личности и её социально-психологических характеристик: в философии - К.Маркс, Э.Фромм, Г.Маркузе, Ю.Хабермас, М.Шелер, М.К.Мам.ардатлвшги, Н.А.Бердяев, Э.В.Ильенков, М. (".Каган, С. Э. Крапивенский, Ю.Г.Ершов, А. Н. Леонтьев, К.Н.Любутин, В.П.Фофанов, Б.Т.Григорьян, П.В.Симонов, Г.Л. Тульчинский и др.; в психоаналитической философии ~ 3.Фрейд, К.Юнг, Г.Меррей, К.Хорни, Р.Крачфилд, Р.А.Уилсон; в социологии - Э.Дюркгейм, Р.Мертои, К.Маннгейм, М.Вебер, П.Сорокин, В.А.Ядов; в социальной психологии - В.Вундт, Г.Тард, З.Титчнер, Ф.Брентано, У.Джеймс, Дж.Мид, А.Маслоу, Дж.Гилфорд, Е.Торенс, А.Аугустинавичюте.

Анализу феномена реформ, изучению процесса реформирования в истории человечества и проблем соотношения реформы и революции, оценке места реформ среди основных форм преобразования социума способствовали работы отечественных авторов: К.И.Зародова, В.П.Щенникова, С.А.Ланцова, Ю.А.Красина, С.Э.Крапивенского, Х.Н.Момджяна, Е.Г.Плимака, М.А.Селезнева, Б.С.Старостина, В.Н.Якушкина, Ю.Н.Власова, М.А.Селезнева, В.С.Барулина, В.Е.Кемерова, Б.К.Лебедева, В.В.Крамника, Л.Г.Олеха, О.Лафонтена и др.

Характеристике духовной деятельности личности как рефлексии социальной практики и описанию феномена креативности личности реформатора способствовали работы А.Н.Леонтьева, М.С.Кагана, В.П.Фофанова, А.А.Ершова, В.С.Магуна, Д.Б.Богоявленской, Е.К.Быстрицкого, Г.Л.Тульчинского, П.Вайнцвайг, П.С.Дышлевского, Е.В.Дмитриева, Б.В.Новикова, А.Н.Лука, Б.Н.Пойзнера, П.В.Симонова.

Научная новизна исследования. Выводы, относимые автором к научной новизне работы, изложены в заключении. Общая суть их заключается в том, что в основе социального развития лежит преобразовательная духовно-практическая деятельность людей, формирующая новые модели социального пространства, социальных отношений и обуславливает собой феномен реформаторства как творчества личности в социуме.

Реформирование какого либо объекта представлено системным, динамическим процессом, обуславливающим проявленность особой духовно-практической деятельности личности - реформаторства. Реформаторство есть преобразовательная деятельность субъекта, направленная на объект в экономической, политической, социальной и духовной сфере в рамках заданной парадигмы.

Выделяются основные виды реформ и анализируется их место среди таких форм преобразования социума как эволюция, революция, инновации, модернизация. Показано, что реформа являет собой "человеческое измерение" преобразований социального бытия. Реформа проводится в интересах определенного слоя или класса личностью, имеющей прямой или опосредованный доступ к власти, тем самым, выражая свою гуманную направленность. В диссертации делается попытка охарактеризовать реформаторство как творчество личности в социуме.

Показывается, что в сущности реформаторства лежит рефлексия социальной практики, в результате которой проявляются конкретно-исторические формы реализации реформаторской деятельности. Выделены характерные особенности проявления реформаторского творчества личности, в европейской истории. Показано, что общест-веиио-историческая практика к концу XIX века выделяет из видов человеческой деятельности реформаторство. Реформаторская деятельность неразрывно связана с властью, приобретает социальный статус. Общественно-историческая практика показывает, что в определенных критических ситуациях реформы используются как единственно кардинальное средство социально-политических и экономических преобразований. К началу XX века, формируется социальный институт реформаторства.

Важным критерием реформаторства определена временная характеристика значимости системных объектов, созданных в результате реформационных изменений, для функционирования социума и его структуры. Значимость результатов реформирования должна, быть признана, поскольку только время жизнедеятельности созданного системного объекта способно охарактеризовать степень созидательности.

Анализируются содержательные критерии реформаторства как творчества личности в социуме. Специфика реформаторства определяется в сферах, областях ее применения, по результату, форме деятельности, механизму и характеру. Реформаторская деятельность как творчество постигается на основе её результатов в конкретных сферах жизни общества:

- реформы в политической сфере общества, результатом которых является изменение отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного (в т.ч. национально-государственного) устройства, внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене;

- реформы в экономической сфере, результатом которых являет-ся изменение отношения собственности на средства производства, а в техносфере являются достижения создаваемой техники и оценка её места в жизни социума;

- реформы в духовной сфере социума, результатом которых является определенный способ отношения человека к природе, обществу, самому себе, создание системы знаний, принципиально отличающихся от обыденного знания, стихийно-эмпирического познания.

Важным свойством личности реформатора определяется креативность, которая выражается в уникальных способностях создавать модели, отдельные компоненты социального устройства и воплощать их в реальность. Креативность проявляется на различных уровнях: неосознанном, ориентировочно-приспособительном, познавательно-преобразовательном и исполнительном; как в индивидуальной деятельности, так и в социально ролевом плане. В восприятии - это целостность, систематичность, самостоятельность и способность видеть то, на что другие не обращают внимание. Реформаторство есть целенаправленная деятельность, требующая творческого потенциала личности, чтобы решить нетривиальным, оригинальным способом насущные социальные потребности, сгладить классовые конфликты и безболезненно изменить социальные отношения.

Создана социально-психологическая типология личности реформатора на основе критериев, раскрывающих всю полноту реализации его сущностных сил.

Положения, выносимые на защиту:

- Реформаторство как творчество, постигается в раскрытии результатов деятельности реформатора в основных сферах социума, определяется по характеру и форме деятельности, механизму и цели.

- Реформаторство характеризуется как особый вид преобразовательной деятельности, направленной на создание нового системного объекта в социуме с целью удовлетворения основных потребностей, преодоления негативных форм отчуждения и разрешения противоречий в социальных отношениях личности, социального слоя, класса.

Отличительные черты реформы, определяющие её место среди других форм преобразования социума определены: объектом преобразования, контролируемым механизмом осуществления с обратной связью, целенаправленной постепенной модификацией, легитимностью, толерантностью и полилогом.

- Реформаторство, как рефлексия социальной практики, есть системный процесс взаимодействия. объективных и субъективных закономерностей, развития личности и общества.

- Основными критериями реформаторской деятельности, личности являются: значимость преобразований для социума, способ преобразования объекта, уровень воздействия на социальную систему, осуществление и характер деятельности в конкретных сферах социума, психологическая реакция реформатора на внешний мир.

Научно-практическая и теоретическая значимость работы заключается в ее социально-философском вкладе в формирование проблематики реформационных изменений в социуме. Подобное системное исследование реформаторства как творчества в социуме, обогащенное результатами последующего развития философии, не предпринималось ранее в социально-философской литературе.

Теоретическая значимость работы обусловлена её интегративным характером, поскольку в диссертации дано новое видение проблематики реформационных процессов, учитывающее материалы онтологии, гносеологии, социальной философии, теоретической социологии политологии и психологии, истории философии, истории и культурологии. Сохранение внутринаучпой преемственности между различными позициями отечественной и зарубежной социальной философией обусловило то обстоятельство, что содержание и резз'льтаты диссертации представляют научный интерес широкого круга исследователей: философов, социологов, политологов, историков, культурологов.

Данное исследование, как в целом, так и его отдельные идеи, может служить отправной точкой в дальнейшем исследовании проблематики реформаторства, концептуальному оформлению теории реформаторской деятельности.

Практическое значение имеют основные идеи и теоретические выводы диссертационного исследования для социальной практики реформирования России на современном этапе. Они могут быть использованы в процессе анализа тенденций изменения социального сознания, сознания личности, в процессе влияния на различные общественные процессы.

Практические выводы работы предназначены для использования в процессе социальной практики - в. деятельности, связанной с управлением в различных сферах общества, в преобразовательной деятельности личностей, для развития идей социально-демократических политических партий и общественных организаций. Непосредственное значение выводы диссертационного исследования имеют для создания спецкурсов по социально-философской проблематике процесса реформирования социума.

Апробация работы. Отдельные положения и результаты исследования неоднократно сообщались на теоретических и методологических семинарах кафедры философии КемГУ, на республиканской конференции "Социальное взаимодействие и политические процессы на территории" (Кемерово 1997), Всероссийской научной конференции "Техническая реальность в XXI веке" (Омск 1999), на Втором Российском философском конгрессе "XXI век: будущее России в философском измерении" (Екатеринбург 1999), на Четвертой Всероссийской научной конференции "Интеллектуальное пространство России: провинция и центр. XX век" (Омск 2000), на. международной научной конференции "Германия и Россия в XX веке: две тоталитарные диктатуры, два пути к демократии" (Кемерово 2000), на Всероссийской научной конференции "Первые Кузбасские философские чтения" (Кемерово 2000), на региональной научной кон

15 ференции "Философия науки и техники: итога XX века" (Новосибирск 2000). Автор принимал участие в зимней школе "Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт" код руководством Уральского философского общества (Екатеринбург 2000).

Положения диссертации были представлены на Кузбасском, отделении Российского философского общества (Кемерово 2000).

Основные положения диссертации так же отражены в публикациях, список которых помещен в конце диссертации.

Структура работы отражает логику и последовательность раскрытия поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая состоящих из грех параграфов, заключения, приложений и. библиографического списка литературы.