автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Региональная специфика как проблема философии культуры (на материале Вьетнама)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Хо Ши Куи
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Региональная специфика как проблема философии культуры (на материале Вьетнама)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Региональная специфика как проблема философии культуры (на материале Вьетнама)"

МИНИСТЕРСТВО ВШИ, ВЫСОЕЯ ШКОУШ И ТЕШГШЖОЯ ПОЛИТИКИ российской федерации

росговсда ОРД ЕНА ТВДСВОП) КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет Д.063.52.01 оо философским вдувай

На правах рукописи

10 И Ш

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА КАК ПРОБША ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ВЬЕТНАМА)

09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертация ва соискание ученой степени кандидата филооофсккх на ух

Ростов-на-Дону 1У92

Работа выполнена на кафедре философии истории Ростовского ордена Трудового Красного Знамена государственного университета.

Научный руководитель: Заслуженный деятель науки Российской

Федерации, доктор Философских наук, профессор ДАВИДОВИЧ В.В. Официальные оппоненты: - Доктор философских наук,.

профессор СУШКОВ И.М. - Кандидат философских наук ПЕШШРИНА Л.П.

Ведущая организация: Ростовский педагогический институт

/кафедра философии и культуры/

Зашита состоится 15 января 1993 г. в час. на заседают Специализированного Совета Д 063.52.01 по философским цаукам при Ростовском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете /344 006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 160,ШК при РТУ, ауд. 34 /. ' •

С диссертацией можно ознакомиться 'в научной библиотеке РГУ /г.Ростов-на-Дону. ул.Пушкинская, 148/. Автореферат разослан 19 декабря 1992 г.

Ученый секретаре Специализированного Совета, доктор Философских наук.

Доцент КУРБАТОВ В.И.

/Г "

- а -

Актуальность теки исследования

В уоловиях нарастающее информационной революции общие тейп кировоб цивилизации сокращает интервал между культурами различных регионов Земли. Однако в результате этого многие характерные для отдельных регионов культурные проблемы теряют остроту, но, с другой стороны, возникают и усложняются новые проблемы, выражающие соотношения доеду региональными и глобальными аспектами культуры.

Увеличение степени цивилизованности регионов, раньше очв-тавшихоя ототалыми, в определенное мере разбудило самосознание развивающихся стран. В этом процеосе национальная самобытность и региональная специфичность культуры, естественно, становятся "знаменем" национального суверенитета отран третьего мира. Вместе о возможностью переоценки региональное культурное специфичности возникает и тенденция (обычно неосознанного) преувеличения национальной самобытности культуры. Более того, в нынешней мировой обстановке, особенно в ситуации, вызванной разрушением системы "проооветских" обществ, региональные и национальные проблемы выявились как многообразные, напршеннив и ¿ложные, отав особенно мучительными для исследователей. Едва ли в этом олучав концепция культурной самобытности будет ценной для общего развития культуры, еоли она построена исходя из оппозиции региональных и общечеловеческих ценностей. Проблемы состоит в тем, как сделать, чтобы в общем вкладе в человеческую культуру больше была доля самобытных явлений. Каждое из них, в любом олучае, должно было бы соответствовать общечеловеческим ценностям и про-нилатьоя этими ценностями.

Более того, даже в самой философеко-культурологической теории еоть немало вопросов, выяснение которых имеет серьезное

з пате пае для практической деятельности. Эта вопроси таковы:

- Со какш специфически« качествам определенные явления культуры считается самобытными? Является ли специфически-самобытное единый в связи о особенным я ваеобвдае в культуре вообще или в с вяз ж с однообразными явлениями культуры?

- Калик образом ценности единой ж целостной кпровой культуры влияют на региональную культуру так, чтобы поодедяяя приобретала общечеловеческую направленность, одновременно оохрсняя собственное своеобразие?

Создание в на не ¡днем Вьетнаме новой культуры, которая должна гармонично сочетать традиционные ценнсоти е современностью, является непросто! задачей, составленной требованиями стратеги развития общества. В последнее Бремя процесс возрождения конфуцианства в азиатских отравах системы НИС (аовие индустриальные страны) вместе о ковшик влиянием современных западных культурных ценностей заставляет исследователей обратить пристальное

»

вншалив на проблему регионального ж общечеловеческого в культуре. Сегодня перед политиками ж теоретиками встало немало мучительных вопросов. Нужно ли возрсздеяае конфуцианства - учеаия, недавно считавшегося устаревший? Можно лк ограничить свободно« проникаовенвз экзогенных ценностей - тех, которые зачастую становятся причиной разрукения положительных традиционных давноо-тей? Какие терты к явления в национальной культурной традиция нукно сохранять е поощрять, а также какие яе могут существовать, даке являясь позитивными? С методологической точки зреиия дело в ток, что любая технология процесса изучвяия не гарантирует от попадания на орбату крайней националистической позиции.

Итак, каким образок необходимо оценивать самобытность ж специфичность национальной культуры для того, чтобы разу* судил

объективно ж избежал овибок? Сказанное, думается, позволяет конкретизировать актуальность тепы.

Степень разработанности проблема

Синтетическая проблематика культуры многие годы активно разрабатывалась в различных, особенно социально-философски аспектах. В рамках марксистской парадигмы советские ученые достигли немалых уопехов в теоретических вопросах культуры: о сущности культуры, об отношении материальной и духовной культуры; о культуре и ценности и цивилизации; о типологии культуры и т.д. Эти доотикения связаны прежде всего с такими именами, как С.Н.Арта-вовский, 1.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Ы.11.Бахтин, Е.В.Боголюбов, Ю.В.Бромлей, П.П.ГаДденко, А.Я.ГУревич, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин, З.В.Ильенков, 11.С.Каган, В.С.Библер, С.М.Ковалев, А.В.Кукаркин, Е.Я.Режабек, Д.С.Лихачев, С.М.Лотман, Э.С.Ыар-карян, В.Ы.Межуеа, Н.З.Чавчавадзе и другие.

Во Вьетнаме такими вопросами занимались Ву Хцеу, Та Ван Тхан, До Ха и некоторые другие.

Что каоаетоя специфичности и самобытности культуры, то, в определенной степени, они рассматривались такими авторами, как С.Н.Артановский, Б.С.Ерасов, Н.Н.Моисеев, А.С.Мильников, Г.П.Чуб-кова, С.А.Арутюнов, Ю.П.Сенокооов, Данг Нгиги Ван, Сам Хонг Тхаи, До Ха и другие. В рамках международной программы исследования культуры ШЕСКО специфичность и самобытность культуры как "жизненное ядро культур", "один из движущих принципов истории" были предложены для изучения в мевдисциллшшрном порядке, И, проводившая в различных регионах, эта программа принесла уже свои результаты.

Однако следует обратить внимание на то, что бользинство существующих исследований этой проблемы обычно трактовались о

этнографической, культурно-социологичеокой или общекультураой сторона. Соотношение общечеловеческой в региональной культуру как филооофсдая проблема специально не рассматривается. Взаимодействие региональных и общачедовечеоких ценностей также не ота-до цеатрси философского акализа. Зачастую изучение проблемы то косвенным путем.

В рамках социально-культурных исследований стран третьего мара, а оообеняо ьосточно-азиатского региона, проблема культурного "генотипа", присущего вооточным цивилизациям, и влияния их традиционного наследия на развитие современного восточного ойце-отва, конфуцианства, буддизма и т.д. бала рассмотрена такими авторами, как Н.И.Конрад, Б.Б.Пиотровский, А.Д.Литман, Н.Т.Федорам о, Л.З.ЭАдив, Б.С.Ерасов, Г.Г.Стратанович, 3.Г.Лапина, U.E. Трвгубенко, В.Г.Еуров, Г.Кии.

Проблемы вьетнамокой культура в ее самобытности, наохолько изаоотно, еще не оовещались специально в советской литература, хотя о вьетнамокой обществе вообще било немало написано совет-окшв автораки.1 Другие ке ияоотрашше авторы рассматривали вьетнамскую культуру в основном о исторической и ббщеооциально-культурной стороны. Некоторые описания черт оакобытностя вьетнамской культуры вообще носят коовеняыЛ характер.

Во Вьетнаме в дооледнее время дискуооия о "специфической колорите национальной культуры" привлекала внимание обществоведов, хотя до оих пор были опубликованы редкие отатьи, непосредственно затрагивающие проблему. Более того, в исследованиях пра ктически отсутствуют культурологическне аспекты. Однако надо от

I. Например, В.Н.Мазырина, Е.П.Глазунов, М.Е.Тригубенко, Н.А.Ме каров, fi.Н.Пивоваров, Г.Г.Стратанович, М.П.Исаев, С.Я.Михее! В.А.Кременик, И.Лисевич, Н.И.Никулил.

метить, что начальные изыснания таких авторов, кан Чан Динь Хыои, Ву Хьиеу, Чаяь Куоя Выонг и др. были небезосновательны.

Теоретическую и методологическую основу диосертации составляет рационалистическая методология, в основе которой лежат общедиалектические принципы, так и теоретические поисковые работы, рассматривающие ооциально-культурние явлеиия под другим углом зрения. Широко используется в работе опит кучьтурологического анализа совет.оких ученых, в котором имеются необходимые предпосылки для исследования соотношения региональной и обцечеловечео-кой культур в контексте проблемы самобытности культуры.

Цель и задачи диссертационного исследования

В работе поставлена следующая цель:

- В рамках актуальных проблем, поставленных в дискусси о специфическом колорите национальной культуры во Вьетнаме, попытаться рассмотреть его с философской стороны, рассматривая соотношение регионального а общечеловеческого характера культуры при их фиксации в орбите проблемы культурной самобытности и специфичности.

Достижение поставленной пили предполягпет ¡«иение следующих задач:

- охарактеризовать влияние конфуцианства и буддизма на вьетнамскую культуру (в прошлом и настоящей) как двух с;и/их крупных религий, издавна суцес-твугщих во Вьетнаме; рассмотреть их культурные особенности;

- выделить отличительные черты вьетнамской культуры, особенно те, которые определены буддизмом и конфуцианством к их виш-ло-дейстлиск с народной культурой;

- рассмотреть традиционную вьетнамскую культуру в связи с с0в[1сме1!н0ст!.ю. Игочналкзиро^ть гшрогитки и прениумоствл троди-

ционной культуры в процессе модернизации культуры во Вьетнаме;

- осмыслить региональную культурную специфичность как присущую культуре обусловленность.

Научная новизна представленной работы состоит в следующем:

- Показано, что единая общечеловеческая культура существует в многообразии черт, присущих различным субъектам культурно-исторического процесоа.

- Определено, что наряду о культурами "глобальною характера" (Запад-Восток), культурами этнооа, класса, государства чертами специфичности, самобытности, уникальности обладает культура крупных регионов, субконтинентов, группы родственных этнооов и Т.д.

- Выяснено, что на формирование региональных особенностей культур существенное воздействие оказывает функционирование в духовной жизни на протяжении ряда столетий тех или иных конфесоий

- Проведено оравнительное рассмотрение воздействия буддизма и конфуцианотва на духовную культуру Вьетнама, формировавшуюся псд воздействием двух мощных цивилизаций (китайской и индийокой) и утвердившей на основе народной традиции собственное своеобразие

- Доказало, что известная эклекткчнооть и маргинальнооть современной вьетнамокой культуры еоть результат исторической инерции, консервативности традиционных моментов.

- Высказана гипотеза о возрождении конфуцианотва и его возможности вписаться в требования, представленные к культуре при вхождении и XXI век.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- Мировая культура целостна и едины, выражая особенности Сьтия рода людей. Вместе с тем она представлена трудноисчислимнк пил ообраэи.ек конкретных субъектов иультурио-исторического про-

- э -

500а разного уровня - от отдельных личностей до групп иироких 5щяоотей. Каждая из этих групп внооит в общечеловеческую куль-Гру овои особенные черты, специфику, своеобразие.

- Наряду о этносами, класоами, профессиями, поло-возрастнн-и группами определенным своеобразием, специфичностью обладают згиональные субъекты. Одними из таких географически очерченных

культурно самобытных регионов является Вьетнам, чья культура, аэвиваясь на собственной основе, испытывала мощное воздействие вух великих цивилизаций - китайской а индийской.

- Общечеловеческие черты культура специфически проявляются региональной культуре через призму особенностей ее природной

реды, хозяйственного развития, гравданояой истории и особенно од воздействием тех духовных сил, которые связаны о влиянием оспсдствуицих религий тех или иных конфеосий, степени ее эоз-ействия на народный быт и правы, традиционные культурные сте-еотшш и нормы.

•- Для понимания самобытности развития Вьотшша, раооыатри-аемого как культурный регион, ваяно выяснение истории взашодей-твня и взаимопроникновения народных традиций о конфуциаиотвсы и уддизмом. Именно это взаимодействие дает котч в пониманию уни-альнооти духовных ценнезтей вьетнамокой культуры.

- Буддизм и конфуцианство в условиях Вьетнама претерпели шределенные-изменения. Они стали "вьетнамнзироваянымв? взапмо-[роникают о народными традициями и патриархальными верованиями. ,'оврекенная вьетнамская культура неоет в себе черты некоторой 1йлектичнооти и каргинальнооти, в нее проникают европеизирование фрагменты, вдет перемешивание разнородных культурных эле-¡ентоэ.

-10- Существенно значимы* вопрооом современной вьетнамской культуры стала проблема судьбы конфуцианства. Факты показывают, что конфуцианство обнаруживает возможность гальванизации и приспособления к динамичной картине современной мировой цивилизации оно может впиоаться в современную культурную жизнь Вьетнама и найти в ней место, отвечающее специфике его культурно-псторичес-кого развития.

Теоретическая и практическая значимость работа

Результаты диссертационного исследования могут быть попользованы в вузовских курсах философии культуры, во всех курсах, посвященных проблемам самобытности культуры: ее регионального и общечеловеческого характера, в практике диокуосий о самобытном колорите вьетнамской культуры, при организация философских жо-оледований. •

Апробация работы

Иоходные положения работы были апробированы на научных* конференциях Госинститута философии, Ханой, 1988, 1989 гг.; были опубликованы в исследовательских журналах: "Вопросы филооофци" (Ханой, 1986, № 2) и "Исследования культуры в искуоотва" (Ханой, 1988, Л 3) и в некоторых других журналах и газетах во Вьетнаме.

Объем и отруктура работы

Диосергация ооотоит из введения, 3 глав, заключения, что составляет 121 страницу машинописного текота, и спиока литературы, включающего 102 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается отепень ее разработанности, определяется цель и задачи диссертационного исследования, формируется научная новизна и

езисы, выносимые на защиту.

Первая глава - "Культура региональная и общечеловеческая: к

роблеме специфичности культуры". Что касается региональной специ-

ичности культуры, то по этому вопросу в данной работе обращается

нимание на мнение Гегеля, который говорил о "географической основе

семирной истории".1 Гегель считал, что связь природы с "духом на-

ода" /В известном смысле можно заключить, что у Гегеля понятие

духа народа" содержит в себе "культуру", а-"всемирная история", в

ущности, рассматривается в виде "мировой культуры"/ "есть нечто

нешнее, но. поскольку мы должны рассматривать ее как ту почву,

ia которой совершается развитие духа, она по существу и необходимо 2

называется основой". По Гегелю, "географическая основа", "естест-1енное бытие" имеют роль для "всемирной истории" как "особый прин-ип" "каждого всемирноисторического народа". Они свойственны каж-(оку этому народу как "природная определенность".

Опираясь на идею Гегеля,, можно сказать, что региональная :пецифичность кок'продукт" природной определенности, ставшая осо-!енным способом человеческого бытия,, основанного на географичес-гом субстрате, является "натуральной" и первоначальной обуслов-[енностью культуры, составляющей колорит мировой культуры. Поэтому, выражаясь в "субстрате".региональных культурных ценностей, атональная специфичность играет роль важнейшего источника куль-гуры, исходя из которого многие другие специфические черты пред-:тааляют лишь производные специфики. Таким образом, в ходе раз-зития культуры возможно исчезновение какой-нибудь ее специфики.

I .См.: Гегель Г.Ф.В. Соч. Т.УШ. М.-Л. ,1935. "Философия истории".

Введение и частьпервая "Восточный мир". С.З - 213. >.Там же, с.76. З.Там же, с.76.

хотя трудно представить себе отсутствие региональной специфично оти в общечеловеческой культуре, независимо от того, какш буде человеческое общество.

Таким образом, одной из основ клаооификация культур можно очитать именно региональную специфичность (в ооответотвии о тер рпториальным принципом). И результат такой классификация - pera опальная культура - культура, равная с другими (конечно, в опре деленном отношении), основа существования которой лежит в самобытном опособе человечеокого бытия, обусловленном региональной специфичностью.

Мировая культура как единый и целостный "общий социум" (по Библер B.C.)1 культурных ценностей являетоя совокупностью (илк интеграцией) всех специфичных черт, присущих различным культура в том чиоле важнейшая - региональная культура. Каждый культурны регион, как и каждая отдельная культура, или, говоря оловака Ге геля, кавдый "воемирноиоторичеокий народ" внооиг в общечеловече окую культуру свои уникальность, своеобразие, неповторимость, т.е. овою оамобцтнооть, принадлежащую различным культурным oy6v ектам о их трудно исчиоляемым многообразием.

В результате этого мировая культура, о одной стороны, воег, многообразна и жизнеспособна в специфичных в самобытных чертах i "составляющих" культур, а о другой, целоотна и едина, отвечая о ективной подробности человечеокого бытия - потребности овладенн. миром в сохранности его неразрушимой материальности (единотво м:

о

ра состоит в его материальности).

1. См.: Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры (два фил оофских введения в XXI век). М.: Политиздат, 19У1. С.375.

2. См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. //Марко К., Энгельо С. Соч. Т.20. С.43.

- 13 -

Что каоаетоя оамобытнооти культуры, то можно оказать, что понятие "самобытность" соответствует понятию "единичного" в отношении воеобщего - особенного - единичного, так как предмет, признанный оамобытным, характерен только для неоуиего ее объекта и отсутствует у других объектов. Однако значение "самобытности" не ограничивается формальными внешними рамками. Например, буддийский памятник Бодхиоатвы, построенный по образу фигуры женщины, или"пакятникннастоятелю Ву Кхак Мин, родившемуся триста о липшим лет назад и предотавляиций его физически реальное тело -это, несомненно, оамобытные явления вьетнамской культуры, но они оамобытны только в сравнении о другими культурами га базе буддизма, а не со всеми типами культур вообще, хотя в других культурах такой образ я не присутствует.

Таким образом, еоли единичное, воилу своей абстрактнооти, может находиться в связи со всеми остальными предметами, чтобы оущеотвовать как единичное, то самобытность культуры существует в качестве оамобытнооти^ .лишь когда она рассмотрена как единичное в оравнении о культурными явлениями, принадлежащими единообразию.

Что каоаетоя отноиений региональной и общечеловеческой культур, то суть изучаемой проблемы оостоит в степени соответствия

#

региональных ценностей я общечеловеческих - а ток, как именно они выражаются в конкретных и, особенно, самобытных явлениях культуры: как оохранить и поощрить культурную самобытность различных регионов и наций для того, чтобы эта самобытность, или специфичность, не противоречила общечеловеческим ценноотям.

Вообще, можно считать, что культура в своем чяотом виде или,

»

иначе говоря, культурный аопект человеческой деятельности в силу овоей извечной гуманистической направленности никогда не будет античеловеческим, т.к. возможность негативных сторон отдельных

культурных явлений обусловлена влиянием внекультурных факторов. Тенденция антиевропеизации и преувеличения местных культурных ценностей в так называемой "самобытности культуры", существующая в последние годы в некоторых странах третьего мира, в сущности, не происходит из логики культуры, а являетоя политическим движением, связанным с проблемами суверенитета и самоопределения народо!

Вероятно, в общей тенденции развития культуры есть определен*

ная закономерность: высокоразвитые культуры притягательны для слаборазвитых и во многом служат им критерием. Поэтому европеизация или модернизация в культурах отран третьего мира являетоя закономерным процессом. Даже в ток случае, когда западная культура уот-ремляется к самобытным чертам восточной культуры (так называемое "возвращение к Востоку"), на самок деле может быть предотавлено как проникновение культур, находящихся на более высокой ступени развития. В данном олучае оложность соотношения общечеловеческого с региональным в культуре состоит в ток, что осуществление направленности к региональным ценностям, пойски местных самобытных явлений проиоходят именно в рамках общечеловеческого характера культуры. Всеобщнооть культуры окрывается за этим процесооы.

Следует обратить внимание на то, что региональный характер, как правило, не только не противоречит ее общечеловеческому характеру, но и существует как его выражение, т.к. "культура никогда не была и ликогда не будет отвлеченно-человечеокой, она вое-гда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком овоем качеотве восходящая до общечеловеч-ности". "Человек входит в человечество через национальную • индивидуальность, как национальный человек".* Общечеловеческие черты специфически проявляются в региональной культуре через призму

I. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. С.85.

особеняоотбй ее природной ореды, хозяйственного развития, гражданской иотории и особенно - под воздействием тех духовных сил, которые связаны о влиянием господствующих религий тех или иных конфесоий, степени ее воздействия на народный быт и нравы, традиционные культурные отереотипы и нормы.

Вторая глава носит название "Буддизм, конфуцианотво и народная культура: специфичность вьетнамской культуры".

Первый параграф - "Буддизм и традиционная вьетнаиокая культура41. На основе анализа особенностей истории проникновения и воздействия буддизма на вьетнамокую культуру в данном параграфе отмечается следующее:

Буддизм исповедуется во Вьетнаме о первых лет нашей эры. Около двух тыояч лет - это достаточно долгое время для того, чтобы немало экзогенных догм, ритуалов, обрядов религиозного быта "вьет-намизировалиаь". И, разумеется, в свою очередь, немало чисто вьетнамских народвых представлений приняли буддийский оттенок. Это доказало фактами иотории буддизма во Вьетнаме.* Например, одновременное оущеотвовапие в народной и буддийокой культурах одинаковых литературных героев, мотивов оккультных раосказов, фольклорных образов. Некоторые вьетнамские народные герои, кивкие в реальности, очитаютоя овятыми и им-поклоняются в буддийоких храмах наряду о буддийскими овятыми. Более того, во Вьетнаме не воякие йуддийокие принципы, догмы или точки зрения имеют воэмокность равнозначно влиять на кизнь общества. Некоторые из них выступают ишь как производные из учения, или порою только как идеи попу- ■ шрных послушников, но тек но менее имеют более глубокое и широ-

[. Исторические материалы и хронология о буддизме использованы из книги: "История буддизма во Вьетнама". Ханой, 1988, авторитетного источника, выпущенного вместе с японокой отороной.

кое распространение, чем какие-то другие принципа или взгляды, играющие важную роль в классическом учении.

Основными духовными ценностями вьетнамцев, на которые явно повлиял буддизм, имевшими значение традиционных ценностей, являются: I) представление о килосераной жизни, обращенной я доброте;

2) отсутствие зависти к благам, признание предначертаний судьбы:

3) жизнь, направленная вовнутрь - я духовному миру человека.

Вьетнамские специфические черты этих представлений выражаются в том, что они понимаются по-вьетнамски, т.е. со направлению к реальности, в соответствии о общинной психологией традиционного общества, носившего аграрно-сельокий в мелкодроизводственннй характер. В этих представлениях интересно и то, что они в значительной степени разбудили у человека веку в свой внутренний духовный мир. Думается, внутренние способности у человека быди настолько сильны, насколько он мог использовать свой внутренний мир как "собственное королевство" для того, чтобы подчиняться, признавать или противостоять внешнему реальному миру. Например, вычурный обычай чаепития монаха ила. конфуцианца - это тип отношения к реальной жизни, "наблюдая за которым, можно понять традицию более, чей прочитав научную диооертацию"

Во втором параграфе - "Конфуцианство и традиционная вьетнак екая культура", опираясь на трактовку истории конфуцианства с ег "превратностями судьбы" и особенной ролью во вьетнамском обдеот-ве, отмечается следующее:

В отличие от буддизма, в первые деоять столетий своего сущ( ствования конфуцианство еще не принималось в жизни общества Вье1

I. Cm.: R Aileau . Truyen tkong : Bach khoa. long hop, &ris. Dich tu lieng Phap . Vo^nVin Chuc. dich . Tai 1. hoi iita van . fcr. 9.

наш. Это явилооь результатом сопротивления народной традиции, т.к. в то время конфуцианство олужило средством порабощения империей Хань (Китай), осуществлявшей политику ассимилирования во Вьетнаме. Только о XI века, когда Вьетнам стал независимым государством, имеющим свой суверенитет рядом о Китаем, вьетнамские феодальные династии взяли инициативу в свои руки, чтобы использовать конфуцианотво о целью управления обществом, утверждения суверенитета государства и против агрессий, совершаемых современными им китайскими феодальными династиями (с Хань П-1 вв. до н.э. до Цинь в ХУШ в.), у которых оружием агрессии также являлось именно конфуцианотво.

Благодаря победам во всех войнах против китайской стороны, вьетнамокая феодальная интеллигенция позволила себе использовать конфуцианство по-овоему, и в первую очередь постаралаоь отличить "овое конфуцианотво" от китайокого. Немало категорий этого учения были дополнены или объяснены по-другому. Например, отношение "государь-подданные" было дополнено понятиями "истинная и слепая благонадежность", "светлый гооударь" и "благородные подданные".* Или "гуканнооть" и "справедливость", являющиеся двумя первоочередными категориями в конфуцианском учении, напоминающие человеку о его долге перед государем и отцом. Но в представлении вьетнамских конфуцианцев эти категории значат, прежде всего, следующее: "приносить людям счаотье и уничтожать зло, бездушие" (Нгуен Чаи, ХУв.)7

Огромное значение конфуцианства для вьетнамской культуры состоит в том, что оно подготовило феодальную интеллигенцию к управлению обществом, стабилизировало оистему представлений о человека - человеке в его земной социальной сущности. Человек - социальный

I. См.: 1\1Кс> $1ло хгга ул иду КНХН Н , 1990 2- М^иусп Гг.и -УгеспЬлп п^Ки о4 .г ,'1.1», ( Ь»,,}* ело ).

субъект, несущий на своих плечах тяжелый груз "долга перед семье]

- родиной - человечеством".

Однако надо заметить, что во Вьетнаме почти все положительные черты конфуцианства, например, акцент на нравственность, ооз-налие долга и ответственности,"сентиментализм" и т.д. в какой-то мере играли и еще играют роль негативного фактора в развитии общества, оообснно с ХУЛ в., времени проникновения европейского капитализма, и до оих пор.

Негативные воздействия конфуцианства на вьетнамское обществе состоят в том, что в его мировоззрении точка зрения на человека представляет собой иерархическую концепцию "по-восточному". Личность в таком представлении существует только как единица, как составляющая чаоть общности, а не как личность о ее индивидуальностью. С этим представлением господство нравственных ценноотей как средотво управления становится особенно опасным. Существуют также проблемы с подходок конфуцианства к образованию. Например, в представлении о стремлении к знаниям личная талантливость на самок деле считается менее важным компонентом образовательного процесса, чем интерес к учебе. Или цель учебы - "быть человеком"

- в основном янляется целью нравственной, а не познавательной.

Одним словом, основное в отой главо выражено в том, что процесс распространения буддизма и конфуцианства во. Вьетнаме предотг влен проникновением экзогенных религий, но история дпухтноячелёт-яего их б за содействия с национальной культурой привела к тому, что сохранившееся до настоящего времени можно считать присущий традиционному вьетнамскому характеру. Это виракастся не только в ритуапах богослужения, празднествах и обрядах религиозных служб отих религий, но и в трактовках их классических идей, их примене-¡¡¡•.к л ¿г.зни, и в отношении к мыслителям этих теорий.

Во вьетнамской культура традиционное содержит в себе не только эндогенное, но и экг:генное,вьетнакизировагшое течением истории.

Написанное во 2 главе, в связи о перспективой современной вьетнамской культуры, ее соотношения о другими факторами общества, определяет "кизкешше" проблемы развития вьетнамской культуры. В третьей главе - "Культурные традиции Вьетнама и соврекышость" -эта проблемы рассмотрены.

В первом параграфе - "Наследие прошлого" - проанализированы некоторые основные черти традиционной культуры, наличие которых в нынешней культуре в немалой отспени препятствует развитию. Эти основные черти представляются таким обра^ш: I) аграрно-сельсние; 2) "соборные" или общинные; 3) "эклектичные" или "дуалистические".

Как своеобразные продукты истории, эти черты отражают уровень социального развития вьетнамского общества: уровень производства в целом - кустарный и отсталый, масштаб общественного управления - сельский (государство - "большое чело"); особенности образа жизни оостоят в оседлости, увакении кровных отношений и сильном влиянии буддизма и конфуцианства. В структуре традиционного общества осло имело значение как зглкнутая автономная социальная единица (что существует до сих пор), и это являлось причиной положения, яри котором каждый член общоотва существовал не как самостоятельная личность, а как частица общнооти. В обществе личность крепко связана и зависима от обшины и ее интересов. 4цесь сие нет так называемой личности и "я" не свободно от внешнего давления.

Что касается "эклектичного характера" вьетнамской традиции, то здесь речь идет о тенденции соединения разнородных ценностей, представг.ииий и психических характеристик на основе субтлгтышого отбора кх положительных черт и исключения всех пегитиьных черт, избеган максимализма и крайностей.

Эта тенденция в какой-то пере явдяетоя тая называемый "дуали

I

кои", часто встречающимся в анализе культур стран третьего мира. Однако во Вьетнаме.думаетоя, она в большей степени несет в себе черты некоторой маргинальнооти и,о другой стороны, конформизма.

Второй параграф - "Некоторые актуальные проблемы современной вьетнамской культуры".' Первой проблемой признается "отношение меж ду творчеством и поглощением". Здесь выракается положение, при ко тором экзогенные факторы в реальности играют обусловленную роль для развития вьетнамской культуры. По сравнению с другими культурами во Вьетнаме эндогенные культурные факторы недостаточно оильн для того, чтобы ассимилировать внешние влияния, и так называемая вьетнамизация не так радикальна, как аасимиляция в других культу. Поэтому возможность творчества в связи о поглощением становится напряженной. Гворчеотво обычно лежит в орбите поглощения. И именно поглощение внешних культурных ценностей, в овою очередь, из-за отсутствия стимуляции творческой деятельности, не воегда яв ляется исчерпывающим. Сама психология вьетнамского народа предполагает только изредка желание достичь выоот в творчеотве. Кроме т< го, отсталость уровня общественного производства как уоловие куль турной деятельности также тормозит творческие способности во вьет намекой культуре.

В связи о развитием вьетнамского общества проблема судьбы конфуцианства проявляет себя более радикальной, актуальной и значительной для облика современной культуры. Понимать значение судь бы конфуцианства, его возможностей в будущей жизни вьетнамского народа - значит понимать основное во вьетнамской культуре. Поэто-

1. См.: Ерасов Б.С. Проблемы самобытности незападных цивилизаций. // Вопросы философии. 1987. * 6. С.111-122.

2. См.: Козловский &.Б. Сеномен рационализма ХУП-ХУШ вв. в Японии // Ьосток. 1951. * 4. С.4б-Ь6.

проблею судьба конфуцианства в современней вьетнамской культу-■ рассматривается как актуальная. Перспектива возрождения кон-цяанотва обнаруживает в его воздействии, создающем возможность авняться с современным уровнем цивилизация, оледующее:

Во Вьетнаме в теперь еще конфуцианство неофициально приоутот-з? почтя во всех аопектах общественной жизни - от идеологии до аденноЗ психологии. Следует обратить внимание на то, что оно же-потенциальную возможность "оконфуцианивания" других социальных оряй а представлений, еолв они понимаются в используются не бук-яьно. Немало случаев, когда подсознательно воспринимают и дейот-. от ко -у ояфуцшк оки, в то же время считая, что думают в действуют гласно иному мировоззрению.

Довольно глубокое влияние конфуцианства на жизнь общества во гткаме имеет причину, принадлежащую -внутренней логике самого это-учения, И зта логика та;:ке являетоя причиной, создающей условия я возрождения конфуцяапатва. .

■Если буддизм,будят доброе в человеке, главным образом опара-5 на святые советы, то конфуцианство не только советует, но еще шнуждает человека признавать "обыкновенную жизнь в обыкновенном (еотве". Это вынужденна не только основывается на идеологических ¡дотавлениях илн на страхе, перед неизбежностью возмездия, но и ирезатаенных правилах' поведения я на эмоциональности общеотвен-: отношений. Поэтому, проникая в сознание ж обыденную доихологюо [лионов людей, становясь критериями для многих поколений, конфу-шотво оказываетоя довольнг крепким фоном, на котором ооповыва-1Я будущее общество.

Более того, в конфуцваноком учения вое основные категории лтуют общечеловеческие ценяооти, отноаеняя людей и оамое бытие овеяа (гуманность, справедливость, этикет, знанжя, верность и

т.д.). То еоть "категория имеют особую судьбу: Они зародились издавна, шесте со становлением рода ладей. Проходят они через ово! историю кисли, изменяясь вместе о обстоятельствами времени, каждь раз выступая в новом облике. Это те понятия, которым суждено ота! наиболее концентрированным выражением надежд и чаяний многих' по>< лений".*

Недавна еще отраны системы НИС, так называемые "азиатские тигры", были довольно отсталыми. Их "тигровый" темп развития, ка утверждают, теоно связан с возрождением конфуцианства. Не случай, в исследованиях появились новые термины "конфуцианокий подход", "конфуцианокий общий знаменатель", "конфуцианская призма". Факты показывают, что конфуцианотво обнаруживает возможнооть гальваниз ции и приспособления к динамичной картине современной мировой ци вилизации. Для Вьетнама, думаетоя, оно может вписатьоя в совреме ную культурную жизнь и найти в ней место, отвечающее специфике е культурно-историчеоког'о развития.

В таких условиях конфуцианству, вероятно, предстоит новое возрождение своих категорий, на сей раз в их современнее облике облике гуманизма XI века. Большой интерес представляет то, что этот новый облик является не только результатом требований моде] низации старых представлений, но и требования самой современной цивилизации - необходимости дополнения ее особенностями конфуци анских обществ.

В канун XXI века гибкость, утонченность и гармония традици онной вьетнамской культуры не могут не быть качествами, к котор стремится современная культура, характеризующаяся прежде воего темпом иллустриалыю-гсродской жизни.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования.

I. Давидович В.Е. Социальная справедливость? идеал-и принципы деятельности. М.: Политиздат, 19Ь0, С.5.

Ооновные положения диооертации изложены в оледующих работах:

. У Ыихс п{¡»шЯ хизЛ пЬо уа у 1киоп£ я^ау. //

ГПеЬ Ьос . 1966 .Х?2. 5. Уш п^Ьг уа еЫпк . сии, т/ап Ьоа п^Ке

ИшаЛ . 1986 . Мг.

1)о1 сКеи УК 1о1г ¿ио V,». пит Нп киг . Ью йно у1«г лклп сЬ-п . 1966. I: Т)Ы тог о Ухп п^Ьг . Ьдо Уа.п.п£ке зо <Цо к! ¿гкт- 40 хит п£ау ЪкапН 1лр. 1968.

Подясано к печати 15 декабря 1992 г. Бумага офсетная. Печать офоетная. Объем 1 п.л. Тира* 100.

/