автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Региональная специфика медиаотражения сферы культуры в 80 - 90 - е годы XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Региональная специфика медиаотражения сферы культуры в 80 - 90 - е годы XX века"
005536247
На правах рукописи
Белик Вера Ивановна
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА МЕДИАОТРАЖЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В 80-90-е ГОДЫ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ПРЕССЫ)
Специальность 10.01.10 - журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
З 1 ОКТ 2013
Ростов-на-Дону - 2013
005536247
Работа выполнена на кафедре истории и теории журналистики в ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Лепилкина Ольга Ивановна
Официальные оппоненты: Тулупов Владимир Васильевич,
доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», заведующий кафедрой рекламы и дизайна
Молчанова Марина Михайловна,
доктор филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», профессор кафедры электронных средств массовой информации и новых медиа
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Национальный
исследовательский Томский государственный университет»
Защита диссертации состоится « 29 » ноября 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.09 по филологическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, факультет филологии и журналистики ЮФУ, ауд. 22.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан <ДД> октября 2013 г.
Ученый секретарь ,,___
диссертационного совета CV/^ Самигулина Фанира Габдулловна
Актуальность исследования. Северный Кавказ, составной частью которого является Ставропольский край, - один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. На протяжении столетий народы Северного Кавказа поддерживают теснейшие экономические и культурные связи. Тем не менее, сегодня в регионе остро стоит проблема налаживания межкультурного диалога, в котором традиционно важную роль играют организации сферы культуры и средства массовой информации.
Исследования свидетельствуют, что «содержание и результаты многообразных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое, главным образом, определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, ценностями, господствующими в той или иной культуре» (Волова 2003, с. 5). Полнота постижения чужой культуры обусловливается, как это показано в эстетико-философской концепции М.М. Бахтина, «возможностью взглянуть на мир ее глазами» (Бахтин 1986, с. 334). Особая роль журналистики в этом процессе связана с тем, что она «делает культуру доступной для самых широких кругов» (Прохоров 2011, с. 78).
Однако долгое время исследователи констатировали отсутствие в теории журналистики «серьезных попыток определить место культурно-исторической проблематики в СМИ» (Основные понятия теории журналистики 1993, с. 21).
На современном этапе фиксируется устойчивый интерес ученых к исследованию специфики отражения определенных тем в средствах массовой информации на разных этапах их развития. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в диссертационных работах (Бабкин 2012, Мартыненко 2012, Махкамова 2012, Суховеева 2012, Умарова 2012, Хомченко 2012, Хохлач 2012 и др.). Проблемно-тематические направления современной журналистской практики представлены в коллективном труде «Проблематика СМИ: Информационная повестка дня» (Проблематика СМИ 2008), отдельная глава в котором посвящена культурологической проблематике. Исследовате-
ли подчеркивают, что «есть необходимость структуру периодических изданий, в поле внимания которых находится культура, рассмотреть в единстве» и, наряду с культурологическими, изучить «общественно-политические газеты — российские, региональные, городские, муниципальные. Именно из них большинство читателей узнает о событиях в искусстве, о проблемах развития культуры страны, края, родного города» (Дедкова 2008, с. 158-159). Поэтому обращение к недавнему историческому опыту медиаотражения сферы культуры в одном из сложных полиэтничных регионов видится своевременным и перспективным.
Способствует актуализации темы наметившийся в историко-журналистской науке интерес к формированию новой системы российских СМИ в конце XX века. Как отмечают историки новейшей отечественной журналистики, «на современном этапе существует уникальная возможность дать наиболее полную оценку» особенностям ее развития в переломное перестроечное и постперестроечное время (Корнеева 2008, с. 3), так как даже крупнейшие библиотеки страны в последнее десятилетие XX века в условиях бурного развития прессы и несовершенства законодательного регулирования пополнялись положенным им обязательным экземпляром газет лишь в половине случаев (Алексеев 1998), и зачастую издания сохранились лишь в личных архивах.
Актуальность диссертации определяется также необходимостью нового взгляда на советскую периодическую печать, которую известный отечественный историк печати Б.И. Есин характеризует следующим образом: «Признавая ее ангажированной, полностью подчиненной партии, надо все же помнить о ее достижениях в массовости, аналитичности, вкладе в СМИ многих талантливых работников...» (Есин 2007, с. 29). Значимым является факт, что для советской журналистики первой половины 1980-х годов, по мнению исследователей того времени, распространение информации о культуре и искусстве было не менее важно, чем распространение сведений об экономике, политике, праве, морали, науке и т.д. (Дзялошинский 1984).
Выбор местных СМИ в качестве объекта исследования коррелирует с пониманием их современной отечественной наукой как «основных носителей информации в регионах» (Средства массовой информации России 2008, с. 49), которые стараются обеспечить «постоянное коммуникативное взаимодействие между теми, кто создает духовные ценности общества, и теми, кто приобщается к этому, формируя благодаря получаемой информации в своем сознании целостную картину текущей действительности» (Типология периодической печати 2009, с. 12). В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и предперестроечной журналистики в регионах, где к тому времени уже был накоплен значительный опыт развития средств массовой информации разного уровня, сформировались устойчивые редакционные коллективы, профессионально решавшие творческие задачи.
Представляется, что осмысление информационной политики региональной прессы 1980-1990-х годов должно стать важным компонентом в системном изучении отечественной журналистики конца XX века. Выявление специфики медиаотражения сферы культуры в местных периодических изданиях, которые, по мнению исследователей, «способствуют развитию культурных традиций и среды, связанных с особенностями данной местности, воспроизводят и фиксируют "код культуры", оставаясь нередко единственным историческим свидетелем» (Корнилов 1992, с. 62), дает возможность охарактеризовать адаптацию СМИ к новым социальным условиям и развитие новых подходов к формированию повестки дня.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование прессы в теории журналистики А.И. Акоповым, Е.В. Ахмадулиным, ЕЛ. Вартановой, Я.Н. Засурским, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохоровым, Л.Г. Свитич, А.И. Станько, A.A. Тертычным, В.В. Тулуповым, М.В. Шкондиным, М.И. Шостак и др. (Акопов 1985, 2002, Ахмадулин 2004,
2009, Вартанова 2009, Засурский 1992, 2000, 2002, Корконосенко 2011, Лазутина 2010, Олешко 1992, 2000, Прохоров 1981, 2005, 2011, Свитич 1986,
2010, Станько 1983, 1986, Тертычный 2002, 2011, Тулупов 1996, Шкондин
2000, 2002, Шостак 1986) способствовало выявлению ее типологических и содержательных моделей, способов творческой реализации проблемно-тематических линий в периодических изданиях.
Значимый вклад в исследование журналистики советского времени внесли работы И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, М.В. Шкондина (Кузнецов 2002, Овсепян 2001,2005, Шкондин 1985) и др.
Строительство новой системы средств массовой информации, развернувшееся в России в начале 90-х годов прошлого века, явилось предметом исследования таких ученых, как А.Н. Алексеев, A.A. Грабельников, И.И. За-сурский, Я.Н. Засурский, A.A. Золотухин, М.Д. Корнеева, Р.П. Овсепян (Алексеев 1995, 1996, Грабельников 2001, Засурский 1999, 2001, Засурский 2000, 2007, Золотухин 2005, 2006, Корнеева 2007, 2008, Овсепян 2005, 2011) и др. Данный период, по определению Брайана Макнейра - «золотой век» российской печати (McNair 1994), характеризовался и значительными изменениями в местной прессе. Констатация исследователями того факта, что «для региональной печати 1991-1995 гг. были периодом расширенного воспроизводства новых типов изданий, заполнения всех возможных информационных ниш и поиска новых» (Система средств массовой информации России 2003) в полной мере относится и к ставропольской прессе.
В работах В.Ф. Олешко, JI.JI. Реснянской, И.Д. Фомичевой, С.К. Шай-хитдиновой и др. (Олешко 1992, Реснянская 1989, Реснянская, Фомичева 1999, Фомичева 1987, Шайхитдинова 1989) рассматривались особенности и закономерности в развитии периодической печати, изменения направленности и содержания печатных изданий в контексте процессов перестройки.
Являясь актуальными для общества, проблемы отражения сферы культуры в средствах массовой информации нашли освещение в научных работах Т.Ф. Дедковой, Л.И. Калашниковой, Т.А. Курышевой, В.Д. Пельта (Дедкова 2008, Калашникова 1993, 1999, Курышева 2007, Пельт 1962), а также в сборниках статей (Журналистика и литература 1972, Проблематика газетных выступлений 1975) и др. Культурная тематика на страницах печатных изданий
являлась предметом изучения А.Г. Бочарова, В.М. Горохова, М.Ю. Матвеева, А.К. Трутневой, Е.В. Черниковой (Бочаров 1979, 1982, Горохов 1970, Матвеев 2005, Трутнева 2012, Черникова 2007). Объектом внимания ученых была также взаимосвязь средств массовой информации и культуры (Борев, Коваленко 1986, Дзялошинский 1984, Пригодич 1989).
Региональные периодические издания неоднократно становились предметом рассмотрения на научно-практических конференциях, проведенных в Ростове-на-Дону и Ставрополе (Журналистика: история и современность 2009, Журналистика: взаимодействие науки и практики 2010, 2012, Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций XIX-XXI вв. 2009, Ставропольская журналистика: история и современность 2004) и др. Ставропольские печатные издания анализируемого периода исследовались в работах М.Д. Корнеевой, О.И. Лепилкиной, Ю.В. Личковахи, O.A. Петренко, Г.Г. Туз, Л.В. Николаевой (Корнеева 2006, 2009, Корнеева, Лепилкина 2008, Личковаха 2004, Петренко 2012, Туз, Николаева 2004). Значительным вкладом в изучение отечественной местной прессы в условиях изменения общественных отношений в конце прошлого столетия, выполненным на материалах Ставрополья, стала монография М.Д. Корнеевой «Ставропольская пресса конца XX века: структурно-типологическая трансформация» (Корнеева 2007).
Объектом исследования является советская и постсоветская региональная периодическая печать конца XX века.
Предметом исследования стала информационная политика ставропольской прессы в сфере культуры на разных этапах развития журналистики в 1980-1990-е годы.
Цель диссертации заключается в выявлении и характеристике сущности трансформации информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в эпоху общественно-политических преобразований в стране в последние десятилетия XX столетия.
Для достижения этой цели были поставлены задачи исследования:
1. Выявить тематическое пространство, жанровые формы, тип авторства публикаций по вопросам культуры в ведущих советских ставропольских периодических изданиях первой половины 1980-х годов.
2. Охарактеризовать преобразования информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в период демократизации и гласности второй половины 1980-х годов.
3. Раскрыть специфику освещения культурной тематики в общественно-политических изданиях Ставрополья в 1990-е годы.
4. Определить особенности отражения темы культуры в специализированной прессе культурологического характера в условиях рыночной экономики 90-х годов XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают двадцать лет с 1980 года по 1999 год, т.е. прослеживаются изменения в региональной печати в предперестроечный, перестроечный и постперестроечный периоды.
Эмпирическую базу исследования составили печатные издания Ставропольского края разных уровней и типологических характеристик, выходившие в 1980-1990-е годы: ориентированные на разную по региону распространения читательскую аудиторию общественно-политические газеты (краевые «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец», городская «Вечерний Ставрополь», районная «Знамя труда») и специализированная пресса культурологического характера (иллюстрированный ежемесячник «45-я параллель» с приложением «Круг чтения», еженедельная газета «Кавказский край», ежемесячная газета «Литературный Юг России», литературно-художественный альманах «Ставрополье», детский журнал «Вовочка», газета «Киновидео-экран»).
В работе использованы периодические издания, хранящиеся в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова, в Музее истории ставропольской журналистики ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» и обнаруженные в личных архивах редакторов и журналистов исследуемого времени.
Для анализа условий развития печати в конкретный исторический период были изучены документы и постановления центральных органов партийной власти советского и перестроечного времени, а также нормативно-правовые акты постсоветского периода, направленные на организацию и регулирование деятельности средств массовой информации.
В работе над диссертацией также были использованы библиографические указатели и справочные издания по местной периодике, мемуарные публикации редакторов и журналистов печатных средств массовой информации рассматриваемого периода.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются научные труды А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.Л. Вартановой, Л.П. Громовой, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, С.Г. Корко-носенко, Е.А. Корнилова, Г.В. Лазутиной, О.И. Лепилкиной, Ю.В. Лучинско-го, Б .Я. Мисонжникова, Р.П. Овсепяна, В.Д. Пельта, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, А.И. Станько, A.A. Тертычного, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина (Акопов 1995, 2002, Ахмадулин 1983, 2009, Вартанова 2009, Громова 2012, Есин 1981, 1983, 2007, Жирков 1991, 2007, Ковалева 2000, Корконосенко 2011, Корнилов 1983, 1992, 1999, Лазутина 2010, Лепилкина 2002, 2005, Лу-чинский 2000, Мисонжников 1999, 2002, Овсепян 2005, Пельт 1980, 1985, Прохоров 2004, 2011, Реснянская 2001, Станько 1983, 1986, Тертычный 2010, 2011, Тулупов 1996, Шкондин 1985, 1989) и др.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, принципов историзма и научной объективности, общенаучного диалектического метода, а также методов описания и сравнительно-сопоставительного анализа. Данные методы и принципы дали возможность выявить сущностные особенности трансформации информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в эпоху общественно-политических преобразований в стране. Исторический метод, нацеленный на хронологическую фиксацию событий и фактов, позволил проследить изменение информационной политики региональной печати в сфере культуры в
связи прошлого, настоящего и будущего. Сравнительный (компаративистский) подход дал возможность сопоставить однотипные явления в изучаемых изданиях, различные способы творческой реализации темы культуры в разные периоды развития местной журналистики, что способствовало выявлению их общих черт и специфики.
Исследование информационной политики конкретных СМИ проведено с опорой на ее понимание как «направления, идейно-творческой концепции ведения проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы» (Прохоров 2011, с. 277).
Второе базовое для данной диссертации понятие - сфера культуры. В отличие от культуры оно имеет более узкий, отраслевой смысл, как конкретная сфера жизни общества, включающая «сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т.д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т.п.)» (Тульчинский, Шекова 2009, с. 8).
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что на основе количественно-качественного исследования впервые выявлены и систематизированы данные о многообразии проблемно-тематических линий, о категориях авторов, жанровых формах публикаций о сфере культуры в ставропольской прессе советского времени разных уровней (от районного до краевого) и типологических групп (общественно-политические и литературно-художественные). Дана комплексная характеристика изменений информационной политики в сфере культуры местных периодических изданий в пере-
строечный и постперестроечный периоды, определена их роль в трансляции многонациональной культуры Северного Кавказа и установлении межкультурного диалога. Впервые выявлены различия в освещении сферы культуры региональной общественно-политической и культурологической прессой 1990-х годов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Информационная политика в сфере культуры ставропольской общественно-политической прессы в первой половине 1980-х годов характеризуется многообразием проблемно-тематических линий (с доминированием материалов о социокультурной деятельности в сфере досуга, театре, киноискусстве и литературе), преимущественным вниманием к культурной жизни края, эпизодическим - к событиям внутри страны и редким - к зарубежным, регулярными публикациями художественных текстов местных и северокавказских писателей. К освещению темы широко привлекались работники культуры и представители творческих союзов. Доминировали информационные, но использовались и аналитические, и публицистические жанры. Публикации выполняли наряду с информационной идеологическую функцию, транслировали ценности советской культуры, способствовали ведению межкультурного диалога, знакомя аудиторию с культурой народов Северного Кавказа.
2. Во второй половине 1980-х годов, в условиях становления новой России и преобразования информационных потребностей аудитории, в региональной общественно-политической прессе наметились изменения информационной политики в области культуры: акценты с идеологической составляющей сместились на просветительскую, появились материалы о ранее не освещавшихся по идеологическим соображениям явлениях и именах в киноискусстве, музыкальной сфере, литературе, живописи, значительно уменьшилось число публикаций о культуре Северного Кавказа и художественных текстов северокавказских литераторов. Изменилась география представляемых культурных событий: заметно снизился интерес к региональным новостям и возрос к зарубежным. Информационные материалы, сократившись
количественно, сохранили ведущее место в общем объеме текстов, освещавших сферу культуры.
3. В начале 1990-х годов массив публикаций на культурную тематику в ставропольской общественно-политической прессе преимущественно освещал музыкальные события, социокультурную деятельность в сфере досуга, шоу-бизнес. В конце XX века произошло существенное увеличение количества материалов о кино и личной жизни отечественных и зарубежных «звезд» и сокращение числа художественных текстов. Ставропольские общественно-политические газетные издания различались информационной политикой в сфере культуры, демонстрируя разные подходы к иерархии тематических и событийных предпочтений, отбору авторов и жанров, к интенсивности освещения многонациональной культуры региона.
4. Выходившие на Ставрополье в 1990-е годы периодические издания культурологического характера, различаясь по региону распространения (от краевых до международных), представляли широкую палитру культурной жизни края, страны, мира с преимущественным вниманием к литературе, киноискусству, музыке. Культурологическая периодика отличалась от общественно-политической частым использованием публицистических и аналитических жанров, публикацией художественной прозы и поэзии местных и северокавказских авторов, неизвестных российскому читателю текстов зарубежных писателей, устойчивым интересом к диалогу культур Северного Кавказа.
Теоретическая значимость. Основные положения и выводы диссертации расширяют предметное поле историко-журналистских исследований региональной печати и могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории отечественной периодической прессы конца XX века. Разработанная автором методика изучения информационной политики периодических изданий может применяться в аналогичных исследованиях, посвященных региональной периодике.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в преподавании историко-журналистских и теоретико-журналистских дисциплин в высших учебных заведениях, представляют интерес для редакций печатных средств массовой информации в процессе разработке ими концепций новых, совершенствовании имеющихся периодических изданий.
Результаты исследования были представлены на международных и всероссийских научных конференциях в Московском, Санкт-Петербургском, Воронежском, Ставропольском государственных, Южном и СевероКавказском федеральных университетах в 2009 - 2013 гг., отражены в 19 статьях, 3 из которых опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, представляющих собой комплексное рассмотрение отражения сферы культуры в ставропольской прессе 80-90-х годов XX века, заключения, библиографии, включающей 219 наименований, списка использованных источников.
Во Введении дается общая характеристика работы: обосновываются актуальность темы, выбор объекта и предмета исследования, его цель и задачи, указываются хронологические рамки, определяются эмпирическая база и теоретико-методологическая основа, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Информационная политика ставропольской прессы 1980-х годов в освещении темы культуры» состоит из двух параграфов и представляет результаты исследования культурной тематики в разных по типологическим характеристикам периодических изданиях в советский и перестроечный периоды.
Параграф 1.1 «Вопросы культуры в ведущих региональных периодических изданиях советского времени». Ставропольская пресса в начале 80-х годов XX века была представлена преимущественно общественно-
политическими газетами. Особняком в структуре региональной печати стояло единственное специализированное издание - литературно-художественный альманах «Ставрополье», выходивший как орган Ставропольского краевого отделения Союза писателей РФ.
Культурная тематика занимала постоянное место в информационной повестке дня ставропольских газет советского времени. Несмотря на выявленный относительно небольшой сегмент публикаций о культуре в общественно-политических изданиях (от 6% в краевой «Ставропольской правде» до 3% в районной газете «Знамя труда»), можно констатировать устойчивый интерес редакций к отражению событий в сфере культуры.
В первой половине 1980-х годов ставропольская пресса выстраивала информационную политику в сфере культуры в соответствии с требованиями ЦК КПСС и, разносторонне освещая культурную жизнь региона, решала в первую очередь идеологические задачи. Материалы о разных видах искусства носили пропагандистский характер. Приоритетными были темы социокультурной деятельности в сфере досуга и театра. Третье место в 1980 году занимали тексты о музее, а со следующего года - о кино. Анализ публикаций показал, что популярными жанрами искусства были также литература, музыка, изобразительное искусство.
Ставропольская периодическая печать обеспечивала информационное сопровождение культурных событий, прежде всего, в регионе, изредка представляла читательской аудитории происходящее в отечественной культурной сфере и иногда в зарубежной, при этом четко проявлялась характерная для советской журналистики полярность в изображении мира капитализма и социализма. Важным компонентом в поликультурном регионе были публикации, направленные на диалог культур Северного Кавказа. Региональные издания сохраняли бережное отношение к позитивному опыту отечественной прессы и развивали его в области пропаганды культурно-духовного достояния народов.
Исследование типа авторства публикаций о культуре убеждает в использовании собственных журналистских текстов, материалов новостных агентств и читательских писем, в широком привлечении творческой интеллигенции и управленцев в сфере культуры. Многокомпонентный жанровый состав массива выявленных текстов характеризуется доминированием информационных материалов и прежде всего информационной заметкой.
Проведенное исследование выявило сходство информационной политики в сфере культуры общественно-политических изданий. Вместе с тем, молодежная газета, удовлетворяя потребности и интересы молодых людей в информации о культуре, была более свободна по сравнению с партийной «Ставропольской правдой» в выборе тем для освещения и проявляла больший интерес к молодым писателям, актерам, художникам, музыкантам.
Много внимания уделялось в изданиях художественной литературе, причем размещались тексты и известных, и молодых ставропольских авторов. В анализируемый период наиболее часто встречались имена В. Ащеулова, В. Бутенко, В. Грязева, Е. Ивановой, И. Кашпурова, Р. Котов-ской, А. Мосинцева, И. Романова, В. Слядневой, М. Усова, Г. Фатеева, М. Чикатуева.
Значительную роль ставропольская пресса играла в популяризации и пропаганде многонациональной прозы и поэзии Северного Кавказа, систематически публиковала переводы с карачаевского, черкесского, абазинского и ногайского языков.
Количественный приоритет в публикации художественных произведений принадлежал литературно-художественному альманаху «Ставрополье». Его сравнение с общественно-политическими газетами показывает, что в альманахе был шире круг авторов, разнообразнее жанровые формы. При этом информационные поводы для отражения литературной жизни края совпадали в альманахе и общественно-политических изданиях.
Параграф 1.2 «Трансформация информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры второй половины 1980-х годов». Ин-
формационно-культурная среда региона в то время формировалась в условиях перестройки и становления нового российского общества. Ставропольская пресса по-прежнему представляла культурные явления прошлого и современности, но информационная политика в освещении сферы культуры претерпела определенную трансформацию: уменьшилось количество публикаций на эту тему, изменились приоритеты.
На первом месте по распространенности в краевых общественно-политических изданиях по-прежнему располагались материалы о социокультурной деятельности в сфере досуга, но более активно в рамках данной проблематики журналисты развивали тему культурно-спортивных комплексов. Музыка стала вторым приоритетным блоком, значительно увеличив свое присутствие, что объясняется реакцией изданий на более насыщенную и разнообразную музыкальную жизнь края и появившимися возможностями выходить за пределы устоявшейся в советское время информационной парадигмы. Следующую по распространенности проблемно-тематическую сферу в газете составляли тексты о театральной деятельности (их число примерно соответствует первой половине 1980-х годов).
Изменения информационной политики в сфере культуры, детерминированные перестройкой и гласностью, нашли отражение в освещении ранее запретных тем и личностей в киноискусстве, музыкальной сфере, литературе, живописи, в единичных публикациях произведений писателей русского зарубежья. В краевых общественно-политических газетах стали писать о том, как повлияла перестройка на функционирование учреждений культуры, об их трудностях в новых экономических условиях. Произошло резкое сокращение информации о культуре народов Северного Кавказа, в том числе публикаций художественных текстов северокавказских литераторов.
Претерпела изменения политика информирования аудитории о новостях в крае, стране и за рубежом: уменьшилось количество материалов о культурной жизни Ставрополья, других регионов страны (почти в 2 раза) и
резко возросло внимание редакций к зарубежным странам, особенно капиталистическим.
Жанровые предпочтения при освещении темы культуры на этом этапе несколько видоизменились: чаще стали применяться аналитические (статья, интервью) и публицистические жанры (портретный очерк). Анализ типа авторства публикаций позволил прийти к выводу, что по-прежнему активно привлекались к сотрудничеству работники учреждений культуры и архивов, представители творческих союзов.
Исследование показало, что в информационной политике районной прессы во второй половине 1980-х годов таких модификаций, как в краевой, не произошло. Так, одна из лучших районных газет Ставропольского края -«Знамя труда» — сохранила количество материалов о сфере культуры, их содержательную направленность на уровне первой половины 80-х годов XX века. Журналисты, используя прежние рубрики и тематические страницы, освещали локальные культурные мероприятия. Тексты о культурных событиях регионального и всероссийского масштабов печатались в газете редко и не выходили за пределы привычной советской тематики.
Временем перемен стали годы перестройки для альманаха «Ставрополье». Смена руководства ставропольской писательской организации детерминировала изменение требований редколлегии к качеству художественных творений. В альманахе появились публикации, которые ранее не могли быть напечатанными по цензурным соображениям. По сравнению с доперестроечным периодом в «Ставрополье» было представлено большее количество жанров: плутовской роман, историческая и художественно-документальная повести, фантастический рассказ, сказка и др. Ежегодно один из номеров издания полностью формировался из произведений молодых литераторов края. В таких номерах, кроме прозы и поэзии, публиковалась принадлежащая молодым авторам литературная критика о начинающих писателях и поэтах и публицистика - о проблемах молодежи. В отличие от местной общественно-политической газетной прессы альманах «Ставрополье» сохранял в прежнем
объеме интерес к северокавказской прозе и поэзии, стоял на позиции, что важным фактором межкультурного взаимодействия является литература.
Во второй главе «Специфика отражения культурной тематики в ставропольской периодической печати в 1990-е годы», состоящей из двух параграфов, представлены результаты исследования тематических приоритетов, информационных поводов, жанровых форм, категорий авторов материалов в анализируемый период.
Параграф 2.1 «Жанрово-тематические особенности публикаций о культуре в общественно-политических изданиях Ставрополья». В первой половине 90-х годов XX века ведущее место в системе печати Ставрополья по-прежнему занимали общественно-политические издания разного уровня, из которых в выборку для изучения специфики информационной политики в сфере культуры были отобраны 3 продолжающиеся газеты (краевые «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец», преобразованный в начале 1990-х годов в газету «Утро», районная «Знамя труда») и возникшая в 1990 году городская газета «Вечерний Ставрополь».
Несмотря на появление многочисленных новых тем, продиктованных сменой общественно-политического строя и перестройкой общества, культура по-прежнему являлась объектом информационного внимания ставропольских общественно-политических газет, однако характерной приметой того времени стало углубление отличий в подходах к ее освещению.
В начале 1990-х годов в продолжающихся изданиях произошло существенное сокращение количества материалов о культуре, в то время как новая газета «Вечерний Ставрополь», тяготея в тот период к культурологической модели, активно освещала события из этой сферы социальной жизни.
Анализ совокупного массива публикаций о культуре позволил определить, что в тройку приоритетных тем первой половины 1990-х годов входили музыка, социокультурная деятельность в сфере досуга, шоу-бизнес, достаточно часто газеты писали о литературе, музеях, театре, то есть наблюдается определенная преемственность в освещении культурной проблематики.
Новым явлением стало активное использование в газетах «Молодой ленинец» («Утро») и «Вечерний Ставрополь» юмористической литературы, обусловленное реализацией развлекательной функции.
Во второй половине 1990-х годов в фокусе информационного внимания преимущественно находились киноискусство и шоу-бизнес, причем основной массив таких текстов составляли новости о личной жизни отечественных и зарубежных популярных актеров и исполнителей. В ставропольских газетах находили отражение проблемы выживания учреждений культуры, их финансирования и государственной поддержки. Являясь источником информации о культурном многообразии народов Северного Кавказа, они акцентировали внимание читателей на роли культуры в предотвращении конфликтов на почве межэтнических разногласий, в установлении мира, определяли позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в регионе. В отличие от краевых изданий районная газета «Знамя труда», с одной стороны, сократила количество материалов о культуре, а с другой — в тематических и жанровых предпочтениях сохранила прежнюю позицию.
Делая основной акцент на местные культурные события, ставропольские печатные СМИ освещали и общероссийские, и зарубежные новости, интересуясь преимущественно дальним зарубежьем.
В рассматриваемый период в региональной общественно-политической прессе произошло уменьшение количества художественных произведений с сохранением интереса к творчеству местных прозаиков и поэтов.
Анализ типа авторства публикаций о сфере культуры показал, что по-прежнему более 50% всех материалов принадлежало ставропольским журналистам. В то же время модификация тематических приоритетов при освещении сферы культуры в сторону шоу-бизнеса детерминировала существенное увеличение количества перепечаток.
Характерными жанрами для отражения сферы культуры в ставропольской общественно-политической прессе были информационная заметка, корреспонденция, статья, интервью, портретный очерк.
Параграф 2.2 «Реализация темы культуры в специализированной прессе культурологического характера». Общественный интерес к гуманитарным проблемам в начале 1990-х годов инициировал появление в регионе большого количества культурологических периодических изданий. Наиболее значимыми и показательными были литературно-художественный ежемесячник «45-я параллель» (1990-1994 годы), выходивший с приложением «Круг чтения», еженедельная газета «Кавказский край» (1991-1998 годы), ежемесячная газета «Литературный Юг России» (1996-2000 годы), пришедшая на смену закрывшемуся в 1992 году литературно-художественному альманаху «Ставрополье», газета «Киновидеоэкран» (1990-1991 годы), детский журнал «Вовочка» (1993-1994 годы).
Исследование места и роли культуры в структуре и идейной концепции ставропольской прессы культурологического характера в 1990-е годы позволило констатировать фокусированное внимание к литературе, киноискусству, музыке и одновременно к конкретным деятелям культуры, кинозвездам, кумирам поп-культуры. Культурологические издания в совокупности представляли широкую картину культурных событий и явлений регионального, общероссийского и международного масштабов. Журналистами применялся обширный набор публицистических и аналитических жанров: проблемные статьи, интервью, очерки, рецензии и т.д. Заметную роль среди других категорий авторов публикаций о культуре играли работники учреждений культуры и представители творческих союзов.
В ставропольской культурологической прессе, в отличие от общественно-политической, публиковалось большое количество художественных текстов. Шел активный процесс возвращения читателям духовного наследия русского зарубежья. Местная периодика знакомила аудиторию с рассказами забытого ставропольского классика И.Д. Сургучева, с творчеством земляка -всемирно известного русского писателя А.И. Солженицына, с материалом Б. Смоля «Корни и крона: штрихи к биографии Александра Исаевича Солжени-
цына», с главами из книги В. Перевозчикова «Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого» и т.д.
Публиковались переводы зарубежной прозы и отечественные произведения самых разнообразных жанров - от новелл до романов. В основном, в региональной прессе сохранился интерес к творчеству литераторов края, а также к многонациональной прозе и поэзии народов Северного Кавказа. По-прежнему печатались переводы произведений с карачаевского, ногайского и черкесского языков. Интерес к северокавказским литературам проявлялся и на уровне литературоведческих и краеведческих публикаций. Ставропольские издания продолжали пропагандировать диалог культур, стояли на позиции, что обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает читательскую аудиторию.
В Заключении подводится итог проведенного исследования, обобщаются его результаты.
Установлено, что культурная проблематика на протяжении 1980-1990-х годов присутствовала как одна из составляющих области информационного внимания ведущих региональных периодических изданий. Приоритетными проблемно-тематическими линиями ставропольской прессы в рамках освещения сферы культуры в 80-е годы XX века были социокультурная деятельность в сфере досуга, театральная деятельность, киноискусство, литература. Последняя тема закономерно лидировала в литературно-художественном альманахе. Проведенный анализ показал постоянное размещение на страницах местных газет и альманаха художественных текстов и интерес к многонациональной прозе и поэзии, что соответствовало идеологии советского интернационализма.
Обнаружена определенная трансформация информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры во второй половине 1980-х годов, отразившаяся в гласном обсуждении ранее закрытых тем, появлении новых имен и фактов. Эта тенденция получила развитие в последнее десятилетие XX века, когда газеты и журналы стали знакомить аудиторию с ранее недо-
ступными произведениями отечественной и мировой культуры. В это время в общественно-политических печатных СМИ усилился развлекательный компонент за счет увеличения текстов о массовом киноискусстве и шоу-бизнесе, а издания культурологического характера, ориентируясь на широкую панораму культурных событий, сохранили приверженность к отражению культуры народов Северного Кавказа.
Исследование в целом показало, что разные по типологическим характеристикам ставропольские периодические издания в последние десятилетия XX в. активно пропагандировали многонациональную литературу Северного Кавказа, стремились к распространению информации о культурных событиях, связанных с регионом, к укреплению культурных связей между населяющими его народами, способствуя взаимопониманию и активному межкультурному диалогу, формированию богатого культурного наследия региона и в определенной степени - предотвращению конфликтов.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
1. Велик В.И. Информационная политика ставропольской прессы первой половины 1980-х годов в области культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - Вып. 67 (2). - 0,6 п.л. / 0,3 п.л. (в соавт.), (перечень ВАК).
2. Велик В.И. Трансляция литературных ценностей в ставропольской прессе начала 1990-х годов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - Вып. 76 (5). - 0,5 п.л. / 0,25 п.л. (в соавт.), (перечень ВАК).
3. Велик В.И. Библиотеки как объект отражения в ставропольской прессе начала 1980-х годов // Библиотековедение. - 2012. - № 3. - 0,4 п.л. (перечень ВАК).
4. Велик В.И. Газета-юбиляр: к 75-летию со дня выхода в свет первого номера газеты «Молодой ленинец» // Ставропольский хронограф на
2009 год: Краеведческий сборник / Науч. ред. Н.Д. Судавцов. - Ставрополь: Б.и., 2009.-0,4 п.л.
5. Белик В.И. Диалог литератур в ставропольской прессе советского периода (На материале газеты «Молодой ленинец») // VI Сургучевские чтения: Культура Юга России - пространство без границ: Сб, материалов Меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 29-30 мая 2009 г.) / Под ред. A.A. Фокина, О.И. Лепилкиной. - Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2009. -0,3 п.л.
6. Белик В.И. Информационная политика ставропольской краевой прессы советского периода в области культуры // Земля. Человек. Власть: проблемы взаимодействия: Сб. статей по материалам III науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 2 июня 2009 г.) / Отв. ред. В.В. Мелешкин. — Ставрополь: Кавказский край, 2009. - 0,2 п.л.
7. Белик В.И. Модель ставропольского литературного альманаха в советский, перестроечный и современный периоды // Журналистика: история и современность: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 1-4 окт. 2009 г.) / Под ред. A.B. Кузнецовой. - Ростов н/Д.: Изд-во НМЦ «ЛОГОС», 2009. - 0,3 пл.
8. Белик В.И. Региональная журналистика как объект научного осмысления: опыт взаимодействия Библиотеки и Университета // Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций XIX-XXI вв.: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 18-19 нояб. 2009 г.); Ставроп. гос. краев, универс. науч. б-ка им. М.Ю. Лермонтова, Ставроп. гос. ун-т / Под ред. В.И. Белик, О.И. Лепилкиной. - Ставрополь: Б.и., 2009.-0,3 п.л.
9. Белик В.И. Ставропольская краевая пресса как источник информации о культуре: исторический опыт (на материале газеты «Ставропольская правда) // Филология, журналистика, культурология: инновационные аспекты гуманитарного знания: Материалы 54-й науч.-метод, конф. «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Альфа Принт, 2009. - 0,2 п.л.
10. Велик В.И. Литература как объект отражения в ставропольской прессе начала 1990-х годов // VII Сургучевские чтения: Культура провинции: локальный и глобальный контекст: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 21-22 мая 2010 г.) / Под ред. A.A. Фокина, О.И. Лепил-киной. - Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2010. - 0,4 пл.
11. Велик В.И. Многонациональная культура Северного Кавказа как объект изображения в ставропольской молодежной прессе в 1980-е - начале 1990-х годов // Филология, журналистика и культурология в парадигме со-циогуманитарного знания: Материалы 55-й науч.-метод. конф. «Университетская наука - региону» / Отв. ред. A.A. Серебряков. - Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2010. - Ч. 2. - 0,3 пл.
12. Велик В.И. Тематическое пространство материалов о культуре в ставропольской прессе предперестроечного периода (на примере газеты «Ставропольская правда») // Журналистика: взаимодействие теории и практики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 1-3 окт. 2010 г.). - Ростов н/Д.: Изд-во НМЦ «ЛОГОС», 2010. - 0,1 пл.
13. Велик В.И. Трансформация информационной политики в области литературы в ставропольской молодежной прессе 1980-х — начала 1990-х годов // Коммуникация в современном мире: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы массовой коммуникации» (г. Воронеж, 13-15 мая 2010 г. / Под общ. ред. проф. В.В. Тулупова. - Ч. 1. - Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2010.-0,2 пл.
14. Велик В.И. Аксиологический потенциал литературных текстов в региональной молодежной прессе: опыт советского времени // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - 0,1 пл.
15. Велик В.И. Диалог культур в ставропольской молодежной прессе в 1980-х - начале 1990-х годов // Проблематика бытования русского языка и русской культуры на юге России: история, современность и перспективы:
Материалы Всерос. науч.-практ. семинара (г. Ставрополь, 6-7 дек. 2011 г.) / Под ред. В.М. Грязновой. - Ставрополь: Сервисшкола, 2012. - 0,3 п.л.
16. Велик В.И. Информационная политика литературного альманаха «Ставрополье» в начале 1980-х годов // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 18-19 мая 2012 г.) / Ред.-сост. проф. Л.П. Егорова, проф. A.A. Фокин, проф. О.И. Лепилкина; Под общ. ред. проф. A.A. Фокина. - Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2012. -0,4 пл.
17. Велик В.И. Культурная тематика в региональной прессе начала 1990-х годов (на материале газеты «45-я параллель») // Журналистика: взаимодействие науки и практики. Актуальные вопросы медиарегулирования: опыт Германии и России: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 3-6 окт. 2012 г.) / Отв. ред. А.И. Станько. - Ростов н/Д.: Б.и., 2012.-0,1 п.л.
18. Велик В.И. Альманах «Ставрополье»: этапы развития // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы выступлений 52-й Междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 17-19 апр. 2013 г.). — Санкт-Петербург, 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jf.spbu.ru/conference/3090/3118.html.-0,1 п.л.
19. Велик В.И. Информационная политика ставропольской прессы первой половины 1990-х годов в области культуры // Филология, журналистика и межкультурная коммуникация в диалоге цивилизаций: Материалы 1-й ежегод. науч.-практ. конф. Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» (г. Ставрополь, 4-26 апр. 2013 г.) / Под ред. C.B. Гусаренко. - Ч. 2. - Ставрополь: ООО ИД «ТЭСЭРА», 2013. -0,2 п.л.
Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Формат 60x84/16. Объем 1.0 уч.-изд.-л. Заказ № 3168. Тираж 100 экз. Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-88
Текст диссертации на тему "Региональная специфика медиаотражения сферы культуры в 80 - 90 - е годы XX века"
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201364239
Белик Вера Ивановна
РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА МЕДИАОТРАЖЕНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В 80-90-е ГОДЫ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ПРЕССЫ)
Специальность 10.01.10 - журналистика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор О.И. Лепилкина
Ставрополь -2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Информационная политика ставропольской прессы 1980-х годов в освещении темы культуры 14
1.1. Вопросы культуры в ведущих региональных периодических изданиях советского времени 14
1.2. Трансформация информационной политики ставропольской прессы
в сфере культуры второй половины 1980-х годов 51 Глава II. Специфика отражения культурной тематики в ставропольской
периодической печати в 1990-е годы 88
2.1. Жанрово-тематические особенности публикаций о культуре в общественно-политических изданиях Ставрополья 88
2.2. Реализация темы культуры в специализированной прессе культурологического характера 121 Заключение 153 Библиография 158 Список использованных источников 179
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Северный Кавказ, составной частью которого является Ставропольский край, - один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. На протяжении столетий народы Северного Кавказа поддерживают теснейшие экономические и культурные связи. Тем не менее, сегодня в регионе остро стоит проблема налаживания межкультурного диалога, в котором традиционно важную роль играют организации сферы культуры и средства массовой информации.
Исследования свидетельствуют, что «содержание и результаты многообразных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое, главным образом, определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией народов, ценностями, господствующими в той или иной культуре» [Во-лова 2003, с. 5]. Полнота постижения чужой культуры обусловливается, как это показано в эстетико-философской концепции М.М. Бахтина, «возможностью взглянуть на мир ее глазами» [Бахтин 1986, с. 334]. Особая роль журналистики в этом процессе связана с тем, что она «делает культуру доступной для самых широких кругов» [Прохоров 2011, с. 78].
Однако долгое время исследователи констатировали отсутствие в теории журналистики «серьезных попыток определить место культурно-исторической проблематики в СМИ» [Основные понятия теории журналистики 1993, с. 21].
На современном этапе фиксируется устойчивый интерес ученых к исследованию специфики отражения определенных тем в средствах массовой информации на разных этапах их развития. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в диссертационных работах [Бабкин 2012, Мартыненко 2012, Махкамова 2012, Суховеева 2012, Умарова 2012, Хомченко 2012, Хохлач 2012 и др.]. Проблемно-тематические направления современной журналистской практики представлены в коллективном труде «Проблематика
СМИ: Информационная повестка дня» [Проблематика СМИ 2008], отдельная глава в котором посвящена культурологической проблематике. Исследователи подчеркивают, что «есть необходимость структуру периодических изданий, в поле внимания которых находится культура, рассмотреть в единстве» и, наряду с культурологическими, изучить «общественно-политические газеты - российские, региональные, городские, муниципальные. Именно из них большинство читателей узнает о событиях в искусстве, о проблемах развития культуры страны, края, родного города» [Дедкова 2008, с. 158-159]. Поэтому обращение к недавнему историческому опыту медиаотражения сферы культуры в одном из сложных полиэтничных регионов видится своевременным и перспективным.
Способствует актуализации темы наметившийся в историко-журналистской науке интерес к формированию новой системы российских СМИ в конце XX в. Как отмечают историки новейшей отечественной журналистики, «на современном этапе существует уникальная возможность дать наиболее полную оценку» особенностям ее развития в переломное перестроечное и постперестроечное время [Корнеева 2008, с. 3], так как даже крупнейшие библиотеки страны в последнее десятилетие XX в. в условиях бурного развития прессы и несовершенства законодательного регулирования пополнялись положенным им обязательным экземпляром газет лишь в половине случаев [Алексеев 1998], и зачастую издания сохранились лишь в личных архивах.
Актуальность диссертации определяется также необходимостью нового взгляда на советскую периодическую печать, которую известный отечественный историк печати Б.И. Есин характеризует следующим образом: «Признавая ее ангажированной, полностью подчиненной партии, надо все же помнить о ее достижениях в массовости, аналитичности, вкладе в СМИ многих талантливых работников...» [Есин 2007, с. 29]. Значимым является тот факт, что для советской журналистики первой половины 1980-х гг., по мнению исследователей того времени, распространение информации о культуре
и искусстве было не менее важно, чем распространение сведений об экономике, политике, праве, морали, науке и т.д. [Дзялошинский 1984].
Выбор местных СМИ в качестве объекта исследования коррелирует с пониманием их современной отечественной наукой как «основных носителей информации в регионах» [Средства массовой информации России 2008, с. 49], которые стараются обеспечить «постоянное коммуникативное взаимодействие между теми, кто создает духовные ценности общества, и теми, кто приобщается к этому, формируя благодаря получаемой информации в своем сознании целостную картину текущей действительности» [Типология периодической печати 2009, с. 12]. В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение и предперестроечной журналистики в регионах, где к тому времени уже был накоплен значительный опыт развития средств массовой информации разного уровня, сформировались устойчивые редакционные коллективы, профессионально решавшие творческие задачи.
Представляется, что осмысление информационной политики региональной прессы 1980-1990-х гг. должно стать важным компонентом в системном изучении отечественной журналистики конца XX в. Выявление специфики медиаотражения сферы культуры в местных периодических изданиях, которые, по мнению исследователей, «способствуют развитию культурных традиций и среды, связанных с особенностями данной местности, воспроизводят и фиксируют "код культуры", оставаясь нередко единственным историческим свидетелем» [Корнилов 1992, с. 62], дает возможность охарактеризовать адаптацию СМИ к новым социальным условиям и развитие новых подходов к формированию повестки дня.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование прессы в теории журналистики А.И. Акоповым, Е.В. Ахмадулиным, E.JI. Вартановой, Я.Н. Засурским, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохоровым, Л.Г. Свитич, А.И. Станько, A.A. Тертычным, В.В. Тулуповым, М.В. Шкондиным, М.И. Шостак и др. [Акопов 1985, 2002, Ахмадулин 2004, 2009, Вартанова 2009, Засурский 1992, 2000, 2002, Корконосенко 2011, Лазу-
тина 2010, Олешко 1992, 2000, Прохоров 1981, 2005, 2011, Свитич 1986, 2010, Станько 1983, 1986, Тертычный 2002, 2011, Тулупов 1996, Шкондин 2000, 2002, Шостак 1986] способствовало выявлению ее типологических и содержательных моделей, способов творческой реализации проблемно-тематических линий в периодических изданиях.
Значимый вклад в исследование журналистики советского времени внесли работы И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, М.В. Шкондина [Кузнецов 2002, Овсепян 2001, 2005, Шкондин 1985] и др.
Строительство новой системы средств массовой информации, развернувшееся в России в начале 90-х годов прошлого века, явилось предметом исследования таких ученых, как А.Н. Алексеев, A.A. Грабельников, И.И. За-сурский, Я.Н. Засурский, A.A. Золотухин, М.Д. Корнеева, Р.П. Овсепян [Алексеев 1995, 1996, Грабельников 2001, Засурский 1999, 2001, Засурский 2000, 2007, Золотухин 2005, 2006, Корнеева 2007, 2008, Овсепян 2005, 2011] и др. Данный период, по определению Брайана Макнейра - «золотой век» российской печати [McNair 1994], характеризовался и значительными изменениями в местной прессе. Констатация исследователями того факта, что «для региональной печати 1991-1995 гг. были периодом расширенного воспроизводства новых типов изданий, заполнения всех возможных информационных ниш и поиска новых» [Система средств массовой информации России 2003] в полной мере относится и к ставропольской прессе.
В работах В.Ф. Олешко, JI.JI. Реснянской, И.Д. Фомичевой, С.К. Шай-хитдиновой и др. [Олешко 1992, Реснянская 1989, Реснянская, Фомичева 1999, Фомичева 1987, Шайхитдинова 1989] рассматривались особенности и закономерности в развитии периодической печати, изменения направленности и содержания печатных изданий в контексте процессов перестройки.
Являясь актуальными для общества, проблемы отражения сферы культуры в средствах массовой информации нашли освещение в научных работах Т.Ф. Дедковой, Л.И. Калашниковой, Т.А. Курышевой, В.Д. Пельта [Дедкова 2008, Калашникова 1993, 1999, Курышева 2007, Пельт 1962], а также в сбор-
никах статей [Журналистика и литература 1972, Проблематика газетных выступлений 1975] и др. Культурная тематика на страницах печатных изданий являлась предметом изучения А.Г. Бочарова, В.М. Горохова, М.Ю. Матвеева, А.К. Трутневой, Е.В. Черниковой [Бочаров 1979, 1982, Горохов 1970, Матвеев 2005, Трутнева 2012, Черникова 2007]. Объектом внимания ученых была также взаимосвязь средств массовой информации и культуры [Борев, Коваленко 1986, Дзялошинский 1984, Пригодич 1989].
Региональные периодические издания неоднократно становились предметом рассмотрения на научно-практических конференциях, проведенных в Ростове-на-Дону и Ставрополе [Журналистика: история и современность 2009, Журналистика: взаимодействие науки и практики 2010, 2012, Региональная журналистика в условиях социально-экономических трансформаций XIX-XXI вв. 2009, Ставропольская журналистика: история и современность 2004] и др. Ставропольские печатные издания анализируемого периода исследовались в работах М.Д. Корнеевой, О.И. Лепилкиной, Ю.В. Личковахи, O.A. Петренко, Г.Г. Туз, Л.В. Николаевой [Корнеева 2006, 2009, Корнеева, Лепилкина 2008, Личковаха 2004, Петренко 2012, Туз, Николаева 2004]. Значительным вкладом в изучение отечественной местной прессы в условиях изменения общественных отношений в конце прошлого столетия, выполненным на материалах Ставрополья, стала монография М.Д. Корнеевой «Ставропольская пресса конца XX века: структурно-типологическая трансформация» [Корнеева 2007].
Объектом исследования является советская и постсоветская региональная периодическая печать конца XX века.
Предметом исследования стала информационная политика ставропольской прессы в сфере культуры на разных этапах развития журналистики в 1980-1990-е гг.
Цель диссертации заключается в выявлении и характеристике сущности трансформации информационной политики ставропольской прессы в
сфере культуры в эпоху общественно-политических преобразований в стране в последние десятилетия XX столетия.
Для достижения этой цели были поставлены задачи исследования:
1. Выявить тематическое пространство, жанровые формы, тип авторства публикаций по вопросам культуры в ведущих советских ставропольских периодических изданиях первой половины 1980-х гг.
2. Охарактеризовать преобразования информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в период демократизации и гласности второй половины 1980-х гг.
3. Раскрыть специфику освещения культурной тематики в общественно-политических изданиях Ставрополья в 1990-е гг.
4. Определить особенности отражения темы культуры в специализированной прессе культурологического характера в условиях рыночной экономики 90-х гг. XX в.
Хронологические рамки исследования охватывают двадцать лет с 1980 г. по 1999 г., т.е. прослеживаются изменения в региональной печати в предперестроечный, перестроечный и постперестроечный периоды.
Эмпирическую базу исследования составили печатные издания Ставропольского края разных уровней и типологических характеристик, выходившие в 1980-1990-е гг.: ориентированные на разную по региону распространения читательскую аудиторию общественно-политические газеты (краевые «Ставропольская правда» и «Молодой ленинец», городская «Вечерний Ставрополь», районная «Знамя труда») и специализированная пресса культурологического характера (иллюстрированный ежемесячник «45-я параллель» с приложением «Круг чтения», еженедельная газета «Кавказский край», ежемесячная газета «Литературный Юг России», литературно-художественный альманах «Ставрополье», детский журнал «Вовочка», газета «Киновидеоэкран»).
В работе использованы периодические издания, хранящиеся в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова,
в Музее истории ставропольской журналистики ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» и обнаруженные в личных архивах редакторов и журналистов исследуемого времени.
Для анализа условий развития печати в конкретный исторический период были изучены документы и постановления центральных органов партийной власти советского и перестроечного времени, а также нормативно-правовые акты постсоветского периода, направленные на организацию и регулирование деятельности средств массовой информации.
В работе над диссертацией также были использованы библиографические указатели и справочные издания по местной периодике, мемуарные публикации редакторов и журналистов печатных средств массовой информации рассматриваемого периода.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются научные труды А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, E.JI. Вартановой, Л.П. Громовой, Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, С.Г. Корко-носенко, Е.А. Корнилова, Г.В. Лазутиной, О.И. Лепилкиной, Ю.В. Лучинско-го, Б.Я. Мисонжникова, Р.П. Овсепяна, В.Д. Пельта, Е.П. Прохорова, Л.Л. Реснянской, А.И. Станько, A.A. Тертычного, В.В. Тулупова, М.В. Шкондина [Акопов 1995, 2002, Ахмадулин 1983, 2009, Вартанова 2009, Громова 2012, Есин 1981, 1983, 2007, Жирков 1991, 2007, Ковалева 2000, Корконосенко 2011, Корнилов 1983, 1992, 1999, Лазутина 2010, Лепилкина 2002, 2005, Лу-чинский 2000, Мисонжников 1999, 2002, Овсепян 2005, Пельт 1980, 1985, Прохоров 2004, 2011, Реснянская 2001, Станько 1983, 1986, Тертычный 2010, 2011, Тулупов 1996, Шкондин 1985, 1989] и др.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода, принципов историзма и научной объективности, общенаучного диалектического метода, а также методов описания и сравнительно-сопоставительного анализа. Данные методы и принципы дали возможность выявить сущностные особенности трансформации информационной политики ставропольской прессы в сфере культуры в эпоху обществен-
но-политических преобразований в стране. Исторический метод, нацеленный на хронологическую фиксацию событий и фактов, позволил проследить изменение информационной политики региональной печати в сфере культуры в связи прошлого, настоящего и будущего. Сравнительный (компаративистский) подход дал возможность сопоставить однотипные явления в изучаемых изданиях, различные способы творческой реализации темы культуры в разные периоды развития местной журналистики, что способствовало выявлению их общих черт и специфики.
Исследование информационной политики конкретных СМИ проведено с опорой на ее понимание как «направления, идейно-творческой концепции ведения проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы» [Прохоров 2011, с. 277].
Второе базовое для данной диссертации понятие - сфера культуры. В отличие от культуры оно имеет более узкий, отраслевой смысл, как конкретная сфера жизни общества, включающая «сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т.д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т.п.)» [Тульчинский, Шекова 2009, с. 8].
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что на основе количественно-качественного исследования впервые выявлены и систематизированы данные о многообразии проблемно-тематических линий, о категориях авторов, жанровых формах публикаций о сфере культуры в ставропольской прессе советского времени раз