автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Особенности развития культуры в многонациональном регионе

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Мирзоев, Гасан Мамедалиевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Особенности развития культуры в многонациональном регионе'

Текст диссертации на тему "Особенности развития культуры в многонациональном регионе"

КРАСНОДАРСКИЙ Г ОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

МИРЗОЕВ Гасан Мамедалиевич

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ

Специальность 24.00.02 Историческая культурология

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

Научный руков одите л ь

доктор исторических наук, профессор МАНАЕНКОВ А.И.

Краснодар,1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ. ...♦«»................................... 3

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР

РОСТА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ........ 27

РАЗДЕЛ П. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ШСЛЙ...................... 55

РАЗДЕЛ 1. ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЩОВОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ НА

ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА............................... 81

РАЗДЕЛ IУ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЫУРЫ................................ 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................152

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................161

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность теш исследования. Национально-региональная политика - это понятие стало одним из ключевых для характеристики политического процесса в России в конце XX в. В условиях перехода системы от стандартизации и унификации - к многообразию и полифоничности растет интерес к региональной проблематике, затрагивающих все аспекты: социально-экономический, политический и особенно культурный. Происходит расширение субъекта культурной жизни за счет развития ассоциаций, движений, включенности в социально-культурное творчество различных социальных групп и усиление общественной значимости самодеятельных инициатив. Налицо взрыв регионального самосознания, ренесанс местных языков, обычаев культуры. Однако сегодня мы становимся свидетелями многих противоречивых последствий развития цивилизаций. Названные процессы не всегда идут в правовом поле, рождают иногда проявления сепаратизма и экстремизма. Объективные и субъективные причины глубоких противоречий в российском обществе проявляется не только в экономической, но и духовных сферах. Нарастает кризис национального самосознания, вызванный потерей социального идеала и разрушением основ национально-культурной консолидации, усиливается социальная, религиозная, этническая напряженность общества, что отрицательно сказывается на преемственности культурных процессов. В этой связи выдвигается необходимость глубокой и качественно новой динамики всех сфер человеческой деятельности в области культуры прежде всего. Она, в конечном счете, определяет характер и уровень нашей цивилизации.

Возрастание интереса к национально-региональной культуре народов, к их традициям, творчеству, литературе и искусству, народному образованию - закономерное явление и имеет глубокие социальные, культурные исторические корни. Поэтому важнейшей зада-

чей культурологической науки в настоящий момент является изучение процессов формирования и развития культуры народов России, пристальное и непредазятое изучение складывания российского многонационального государства. Проблема эта имеет и научный интерес, и политическую значимость в контексте разрушения СССР и трудностей в сохранении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Центр пытается сформулировать региональную политику в современном ее понимании. В 1993 г. в России создано министерство по делам национальностей и региональной политике. Управление по делам территорий действует в составе Администраций Президента России. Одобрены и представлены на рассмотрение Президента РФ "Основные положения региональной политики в Российской Федерации". Поэтому так необходимы исследования процессов формирования и развития культуры народов иноэтничных территорий, входивших в границы российского государства. Национально-региональная культура представляет собой системное, многоуровневое и многоаспектное образование. Ее основная функция - воспроизводство культурной жизни региона, обеспечение преемственности регионального культурного процесса.

Проблема формирования и развития духовной культуры всегда была актуальной для многонационального государства. Особенно это относится к Дагестану, занимающему в истории своеобразное место. Народ Дагестана был связан с Россией и русским народом многовековыми узами, уходящими в древность в средине века. В ХУ1-ХУШ вв. в Дагестане усилилась ориентация на Россию, шел сложный и продолжительный процесс добровольного вхождения их в состав Российского государства. Несмотря на политику господствующих классов оно было явлением прогрессивным. Кризис в России крепостнической системы привел к реформе 1861 года. Сложились более благоприятные

предпосылки взаимовлияния культур России и Дагестана, Исключительная пестрота и дробность этнического состава населения и многоязычие населения этого» в то же время целостного историко-этнографического района, предопределили сложность национальных процессов национального возрождения народов, населяющих сравнительно небольшой край.

Духовная жизнь народов Дагестана рассматривается с учетом переломных процессов как всей России, так и народов Северного Кавказа. Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью осмысления новых явлений в духовной жизни региона. Учет культурного контекста становится решающим условием успешности системных социальных нововведений и модернизации.

Степень разработанности проблемы. При разработке данной темы автор учитывал широкий спектр культурологических исследований, включая значительный круг философских теорий, тяготеющих к методологии. В этом плане необходимо назвать работы крупных западных исследователей самых различных направлений: А.Моль,И.Гер-дер, М.Хайдегер, К.Юнг, А.Дк.Тойнби, Э.Кассирер, Ортега-М,-

т

Гассет X., А.Уайтхед .

Применяемые ими методы позволили обеспечить исследование многоплановости и многообразия культурологического процесса.

Как свидетельствуют культурологи, процессы в сфере культуры в последние годы в развитых странах Европы и Америки стали одной из десяти важнейших мегатендентдий развития общества на пороге

XXI века2._

т

Моль А. Сопиодинамика культуры.-М.:1973;Гердер И.Идея к философии истории человечества.-м.:1977;Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке.-М.,1992;Тойнби А. Постижение истории.-М.:1992; Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры//Проблема человека в заладной философии.-М.:1990;Ортега-И.-Гассет X. Эстетика.Философия культуры.-М.:1991; Уайтхед А. Избранные работы по философии.-М.:1990.

2 Несбит Дк.,Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы.Мегатенден-ции: Год 2000.Десять новых направлений на 90-е годы.-М.-Республика.-1992.

Культура,как своеобразный духовный цемент общества, привлекает к себе все большее внимание исследователей в России.Философский фундамент для данной диссертации представляют работы таких известных отечественных философов,как Ю.Н.Давыдов, М.К.Мамарда-

швили, Б.С.Гершунский, П.С.Гуревич, В.Д.Выготский, М.С.Каган,

I

В.В.Сильвестров, В.Д.Шадриков .

Культура, несомненно, оказывает определяющее воздействие на выход из социального, экономического,в известном смысле, духовного кризиса, которые в последние годы переживает Россия. Об этом

именно говорили участники "Круглого стола"»состоявшегося в журна-

р

ле "Вопросы философии" .

Специально необходимо отметить работы,которые переносят изучение темы в исторический план социально-культурного развития или обосновывают методологически важные отправные позиции интересующей нас темы. Это,прежде всего»работы В.М.Межуева, Р.Арона, К.Яс-

о

перша, П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдова, А.С.Ахиезера,В.А.Артамонова .

Широкие психологические основы для проведения исследования составляют также работы Р.С.Немова, С.Л.Рубенштейна, А.Г.Асмоло-

т

Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры.-М.:1980; Мамарда-швили М.К. Наука и культура//Методологические проблемы историко-научных исследований.-М.:1982; Гершунский B.C. Философия образования для XXI века.-М.:1998; Гуревич Г1.С. Философская антропология.-М. :1997; Выгодский В.Д. Философия образования и образовательные политики.-М.:1993; Каган М.С. Философия культуры.-СПБ.: 1996; Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.-М,:1990; Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика.-М.:1993. о

Духовность, художественное творчество,нравственность// Вопросы ; философии.-1996.-№2.-С.3-40.

^ Межуев В.М. Культурология и философия культуры//Культуро-логия сегодня: основы, проблемы, перспективы/РАУ.-М. :1993; Арон Р. Этапы развития социологической мысли.-М.:1993; Ясперс К. Истоки истории и ее цель.-М. :1991; Гайденко ПЛ. .Давыдов Ю.Н. История и рациональность.-М.:1991: Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Ч.1-3.-М.:1991; Артамонова В#А. Националь-най характер и история.-М.:1995.

ва, Ю.К.Баб&нского, ЮЛ.Азарова, А.Н.Леонтьева, Е.Ф.Рыбалко, т

Й.Б.Гриншпун .

К сожалению, в философской, исторической, культурологической и психологической литературе вопросы национально-региональной культуры рассматриваются лишь косвенно. При этом автор опирался и на те работы отечественных исследователей, которые в самом широком плане рассматривали становление культурологии как научной отрасли знания и методологии процессов духовной жизни:

В.Библер, В.Ерасов, Л.Коган, Э.Соколов, В.Розин, А.Арнольдов,

о

Л.Ионин, Э.Маркарян . Благодаря научным изысканиям названных авторов выработан обширный понятийный аппарат, появилась возможность рассмотрения духовной культуры в регионе как самостоятельного предмета исследования.

Следует подчеркнуть имена отечественных исследователей, в работах которых выявлены историко-культурологические аспекты теории и практики сохранения и развития культур малых народов, автономных государственных образований, позволяющие увидеть широкий региональный фон. Речь идет о работах И.Фролова, Б.Григоряна, Ю.Бромлея, В.Бабкова, В.Глазычева, С.Валентей, И.Илларионова, А.Дружинина, А.Каменец, О.Карпухина, А.Никулина, А.Пана-рина, И.Мигульского.

т

А Немов P.C. Психология. В 2-х т.-М. :1994; Рубенштейн СЛ. Основы обшей психологии. В 2-х т.-М,:1989; Асмолов А.Г. Психология личности.-М.:1989; Бабанский Ю.К. Недагогика.-М.:1988; Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.-М.:1985; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т.-М.:1983; Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.-Л.:1990; Гриншпун И.Б. Введение в психологию.-М.:1994.

^ Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.-М.:1991; Ерасов Б.С. Социальная культурология.4.1,2.-м.:1994; Коган Л.Н. Социология культуры.-Екатеринобург.:1992; Соколов Э. Понятие, сущность и основные функции культуры.-Л.:1989; Розин В.М. Введение в культурологию.-М.: 1994; Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.-м.: 1972; Маркарян Э. Теория культуры и современная наука.-

Отличительной особенностью работ этих авторов являются конкретность, ощущение тесной связи явлений и факторов, предопределяющих развитие и функционирование культуры, анализ критериев, направленности и периодизации ее динамики.

За последние 5-6 лет из печати вышел ряд крупных обобщающих трудов, учебные пособия, определяющие основные направления культурологии. Эта учебная дисциплина и научное направление собрала многих интересных исследователей, выступающих с различными

I

трактовками предмета . Здесь поднимаются вопросы, связанные в первую очередь с уточнением задач культурологического направления, его место среди других видов научной и практической деятельности, его специфики, возможностей.

Однако, применительно к теме диссертации названные работы вряд ли стоит считать историографическими фактами: в первом случае ввиду их узкой направленности, во-втором - ввиду чрезмерной обобщенности и в третьем - ввиду фрагментарности.

В последние годы защищено немало кандидатских и докторских

2

диссертаций по региональной проблематике , Но в большинстве из них привилегия отдавалась изучению формирования и развития вопросов управления, не затрагивая процессов духовной жизни.

Если социально-экономические и политические исследования регионов представлены в отечественной литературе довольно широко,

т

Культурология XX в, М.:Юриет,1995; Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы.-Введение в культурологию.-М.: 1993: Введение в культурологию.-М.:1995; Немировская Л,3. Культурология. История и теория культуры.-М.:1992; Введение в культурологию. Курс лекций.-М.:1993; Культурология.Под науч.ред. Г. В, Драга. Ростов-на-Дону "Феникс" ,1997; Культурология. Г1од ред. Н.Г.Багдасарян.-М.:1998.

^ Желтов М.В. Региональный электорат: особенности, политические предпочтения и выбор: Авторе!?.дис. .. .канд.социол.наук. Кемерово,1997; Смирнова М.В. Политические отношения "центр

региональ-

то проблема современной российской культуры - значительно беднее* .

В ходе энергичного процесса переосмысления истории государства происходит освобождение от догматических схем истории культурного строительства в национальных образованиях, поднимаются вопросы, ранее вообще не ставившиеся философской исторической наукой.

Глубокое теоретическое осмысление региональная проблема по-

2

лучила в работах И.И.Горловой и Е.В.Морозовой .

Научный труд И.й.Горловой раскрывает актуальные проблемы культуры, культурной политики, пути ее реализации на федеральном и региональном уровнях в России 90-х годов XX столетия. В специальном разделе освещен опыт подготовки специалистов культуры для Северного Кавказа.

Работа Е.В.Морозовой посвящена проблеме политической регио-нолистике. В ней исследуется общее, особенное и единичное в региональных политических культурах ряда стран» в том числе и России.

ном управлении: Автореф.дис. ...канд.полит.наук.М.:1994; Бирюков С.В. Региональная политическая власть и механизмы ее осуществления: Автореф.дис. ...канд.политич.наук. Кемерово,1997; Утяшов М.М. Политическое поведение в постсоциалистическом обществе (Опыт регионального исследования): Автореф.дис. ...д-ра социол.наук. М.:1995; Доленко Д.В. Территориальное устройство общества и политическая власть: Автореф.дис. ...д-ра полит, наук. М.:1995.

* Карпухин О.й. Культурная политика государства: региональный аспект//Северо-Кавказский регион.Общественные науки. 1996.-№ 2; Сущий С.Я. Пространство российской культуры.-Ростов-на-Дону, 1995; Сущий С.Я.»Дружинин А.Г» Очерки географии русской культуры.-Ростов н/Д,1994; Денисов Н.Г. Культура региона: наследие и современные гшоблемы//Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996.-№2; .Вдаитриевская Н.Ф., Дмитриевский Ю.Д. География культуры и новое политическое мышление//География, политика и культура.-I.:1990; Давыдова Н.М. Региональная специфика сознания роеейян//Общественные науки и современность. 1997.-М.

2 Горлова И.й. Культурная политика в современной России: Региональный аспект.-Краснодар.:1998; Морозова Е.В. Региональная политическая культура.-Краснодар,1998.

Особую теоретическую значимость для исследования специфических региональных проблем имеют работы Дагестанской культурологической школы - Г.Г.Гамзатова, А.-Г.С.Гаджиева, В.Г.Гаджиева,

Р.Г.Абдулатипова, М.А.Абдулаева, В.Б.Виноградова, М.Г.Магомедова, Т

Р.#.Юеуфова . Основное содержание этих работ составляет рассмотрение духовной культуры, как части общественной жизни региона,ее исторической динамики и структуры.

Среди огромного количества работ, где затрагивается проблема культуры Дагестана второй половины XIX века, базирующихся на

письменных и архивных источниках, особо выделяются специальные

о

Обобщающие труды . Материалы, рассмотренные авторами, позволяют представить исторический фон, на котором происходило развитие культуры.

Следующая группа научно-исследовательских работ связана с развитием национальных отношений. В них рассматриваются концепции формирования и развития культуры в регионе^. Подобного рода

т

Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность.-Махачкала,1982: Его же. Преодоление, становление, обновление.-Махачкала.:1986; Гаджиев А,-Г.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры.-Махачкала.: 1966; Гаджиев В.Г. Новые источники по истории Дагестана XIX в. //Из истории дореволюционного Дагестана.-Махачкала,1965; Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целост-ность//Научные мысли Кавказа.:1995.-№1; Абдулаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.-Махачкала,1968; Виноградов В.Б. Новое о периодизации в характере грузино-северокавказских историко-культурных связей (до начала XX в.)-Тбилиси.:1964; Магомедов М.Г, Живая связь эпох и культур.-Махачкала.:1990; Юсуфов г.Ф. Дагестан и^щсская литература конца ХУШ и первой половины XIX вв.-М.:

•о

Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана.-М.:1971; Магомедов P.M. История Дагестана.-Махачкала,1961; Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана.-Махачкала, 1994: шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана.-Махачкала, 1964; История народов Северного Кавказа (коне